Анализ стихотворения Высоцкого Братские могилы

Цыпкайкина С. А.: Образ войны в творчестве В. Высоцкого и А. Литвинова (на материале песен “Братские могилы” и “День победы”)

Образ войны в творчестве В. Высоцкого

и А. Литвинова (на материале песен

«Братские могилы» и «День победы»)

Творчество Высоцкого оказало огромное влияние не только на его отдельных современников, но и на весь литературный процесс конца XX в. После смерти поэта начинается новый этап развития русской песенной традиции, характерной особенностью которого является синтез авторской песни и русского рока. В настоящее время данный жанр мало изучен, что обусловлено новизной и молодостью явления, которому еще только предстоит дать название. Ввиду своей «неформальности» такого рода исполнители известны лишь узкому кругу людей, так как их выступления проходят в небольших залах и квартирных концертах.

Одним из представителей данного направления является А. Литвинов (творческий псевдоним Веня Д’ркин), который был увлечен творчеством Высоцкого с юности, что сказалось на жизненных принципах молодого поэта. Во многих темах, затронутых Д’ркиным, мы видим этическую близость мировоззрению Высоцкого. Жизненные принципы, которые обозначил Высоцкий в стихотворении «Я не люблю», во многом схожи с мировоззрением Литвинова (песня «Хожу и Гажу»). В творчестве обоих авторов четко прослеживается позиция неприятия насилия (например, «Песня сентиментального боксера» Высоцкого и «Серебряный Сендей» Литвинова). Сближает двух поэтов отношение к любви как волшебной стране, куда могут попасть только влюбленные. Это особое место прекрасно, так как лишено молвы, пустословья. Любовь помогает людям постичь значимость непреходящих ценностей.

Среди всего разнообразия тематических пластов лирики особое положение занимают тексты, посвященные военным событиям. Высоцкий в своих песнях показал события Великой Отечественной войны не с точки зрения политической идеологии, а с нравственных позиций. Несомненно, в военной лирике Высоцкого доминирует патриотическая тематика, но в некоторых произведениях все отчетливее звучит неприятие войны, которая стала источником великого горя для многих народов («Братские могилы», «Разведка боем», «Песня о друге»).

Интерес к данной теме во многом обусловлен тем, что Великая Отечественная война оказала непосредственное влияние на жизнь Высоцкого. Боль потери близких людей, разрушение городов и сел, голод и лишения, — все это было знакомо Высоцкому не понаслышке. В стихотворении «Братские могилы» отражено все многообразие чувств и переживаний автора, которые были знакомы многим людям того времени.

Начинается произведение с описания современной Высоцкому действительности: братские могилы с Вечным огнем, цветы и «гранитные плиты». Эти реалии хранят память о военных событиях, о тех, кто отдал свою жизнь во имя мира: «Здесь нет ни одной персональной судьбы — // Все судьбы в единую слиты». Перед лицом общей беды происходит сплочение людей, именно поэтому безымянные могилы стали называть братскими — здесь похоронены те, кого породнила война.

Память о подвиге народа хранит Вечный огонь. В мировой художественной культуре образ огня сложен и многозначен. Огонь — «сильный и активный элемент, символизирующий как созидательные, так и разрушительные силы» [431]. Повторяя определение горящий, автор подчеркивает, что огонь является неотъемлемой частью военных событий. С одной стороны, он несет смерть, разрушение: горящие русские хаты, горящий Смоленск, горящий рейхстаг. С другой стороны, в христианском искусстве пылающее сердце — эмблема некоторых святых, таким образом, метафора горящее сердце солдата подчеркивает любовь к людям, которая помогала забывать бойцам о смерти во имя спасения всего народа, во имя светлого будущего нового поколения.

Вечный огонь — напоминание о подвиге погибших солдат, напоминание о войне как величайшем зле человечества.

В конце XX в. к теме войны в своем творчестве обратился рок-поэт — А. М. Литвинов. На его мировоззрение повлияли события не только Великой Отечественной войны, но и военные действия в Афганистане и Чечне, что не могло не отразиться на творчестве поэта. В стихотворении «День Победы» Литвинов продолжает темы (бессмысленности войны и ответственности человека за это зло), которые были только пунктирно намечены в стихотворении Высоцкого «Братские могилы» («На братских могилах не ставят крестов, Но разве от этого легче. »).

В тексте Высоцкого благодаря описанию топоса (горящий Смоленск и горящий рейхстаг) мы легко угадываем, каким военным событиям посвящено стихотворение, в произведении Литвинова знаковой является характеристика времени:

А на войне. А на войне, где поляжем костьми,
Либо февраль, либо март-апрель, либо победа.

Победа приурочена месяцу маю, поэтому несложно догадаться, что в стихотворении описаны события, посвященные Великой Отечественной войне.

В произведении Высоцкого показана реальность военных событий 1941–1945 гг., доминирует патриотическая тематика, нет многоуровнего подтекста, только последний вопрос выводит читателя на философские размышления. В стихотворении Литвинова все иначе, значимую роль в тексте играют фигуры умолчания — многоточия, которые, оставаясь пробелами в ткани произведения, являются художественно значимыми недоговоренностями, в которых скрыта авторская позиция, многие мировоззренческие аспекты бытия. Таким образом, автор выходит на философское обобщение, его интересует система общечеловеческих ценностей.

Название текста Литвинов позаимствовал у Владимира Харитонова — автора слов песни «День Победы». Композиция, известная в исполнении Л. В. Лещенко, является гимном величию и могуществу народа-победителя с небольшой ноткой грусти. Военные перипетии показаны здесь весьма обобщенно:

Дни и ночи у мартеновских печей
Не смыкала наша Родина очей.
Дни и ночи битву трудную вели,
Этот день мы приближали, как могли.

Многократное повторение словосочетания день Победы придает песне Харитонова торжественность. Д’ркин, иронически переосмыслив данный текст, показал День Победы с другой стороны:

Если в окопе забиты сортиры,
Некормлены дети, дырявые кеды.
И сорванный голос на песне о мире —
Скоро к тебе придет День Победы!

Благодаря переносу ударения на последний слог «слово “победа” по своему звуковому облику больше начинает напоминать слово “беда”» [432], таким образом, в песне Дыркина День Победы превращается в день великой беды, страдания и отчаяния. Военная победа, по мнению автора, — это победа абсурда человеческой жизни, жестокости и расчета, когда проявляются худшие качества людей. Отчего же автор приходит к столь пессимистическому выводу?

Начинается стихотворение Литвинова с парадоксальных утверждений: «А смерти нет! Она может быть там, где есть мир», «Так и жизни же нет! Она может быть там, где есть мир». По мнению автора, война нарушает естественный природный цикл смены жизни и смерти, лишает людей самого ценного — любви. На войне нет жизни, потому все «полягут костьми»; нет смерти, так как здесь умирают не естественной смертью, а погибают насильственно. Гибель становится частью повседневной реальности, и люди уже не замечают человеческих потерь.

Рассматривая на многих уровнях оппозицию война — мир, автор акцентирует внимание на том, что жестокой является любая война. Однако люди вновь и вновь развязывают кровопролитные кампании. Таким образом, виновник любой войны — человек. Поэтому автор с горечью и иронией говорит о бессмысленности человеческой жертвы:

Как потухшим костром догорел паренек,
Значит, он победил, и какой ему прок
От расстановки тактических сил.
Он уже всех простил, он уже все забыл.

Метафора гибели «потухшим костром догорел паренек» ассоциативно противопоставляется «горящему сердцу солдата» Высоцкого. Таким образом, в стихотворении «Братские могилы» автор осознает необходимость жертвы во имя спасения Родины, в тексте Литвинова потухший костер — обвинение «сильным мира сего», развязавшим войну, где жизнь паренька ценится не более, чем уголек (строка Д’ркина «Как потухшим костром догорел паренек» — измененная фраза текста В. Харитонова «Как в костре потухшем таял уголек»).

Пронизаны иронией строки, в которых говорится о Дне Победы как метафоре страдания и отчаяния:

Если Кривая поводит боками,
И если уже не приносят обеда,
И лечащий врач разводит руками —
Победа! Победа! Победа.
И если в госпитале камень на камне,
И если уже не приносят обеда,
И лечащий врач разводит руками —
Победа! Победа! Победа! Победа.

Не случайно в песне появляется образ лечащего врача, который бессилен помочь. К моменту написания данного текста Литвинов был смертельно болен. Образ войны в его произведении становится метафорой того, что заставляет людей страдать: будь то антигуманная государственная политика или болезнь.

Несмотря на то, что творчество Высоцкого и Литвинова разделено несколькими десятилетиями, несмотря на то, что их судьбы связаны с разными социально-политическими формациями, в их творчестве прослеживается преемственность литературных тем, жизненных взглядов и убеждений. При сопоставлении стихотворений «Братские могилы» и «День Победы» становится очевидным, что в своей песне Литвинов продолжает размышлять над вопросом, заданным Высоцким: «Но разве от этого легче. ».

Примечания

[431] Тресиддер Дж. Словарь символов / Пер. с англ. С. Полько. М., 1999. С. 246.

[432] Гавриков В. А. Жизнь и творчество Вени Д’ркина // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. Вып. 10. Екатеринбург, Тверь, 2008. С. 177–178.

Оценка В. Высоцким своей современности через военную тему в стихотворении «Братские могилы»

Мы рассматриваем «Братские могилы» [1] впервые в свете концепции методологии и методики комплексного анализа 4-уровневой системы содержания и формы художественного произведения [2].

Цель – системно раскрыть тему на всех четырех этапах анализа тестов (здесь и далее курсив наш. – А.К.)

Первый этап связан с обращением к словарному значению заглавия стихотворений. «Братская могила (братское кладбище) – общая могила (общее кладбище) погибших в бою, во время бедствия и т.п.» [3]. «Штрафной 3. Предназначенный для военнослужащих, наказанных за нарушение дисциплины или за уголовное преступление (о специальном воинском формировании). Ш-ая часть, рота. Ш. батальон.» [3, 1506]. «Батальон 1. Войсковое подразделение из нескольких рот и специализированных взводов (обычно входящее в состав полка или бригады» [3, 61]. Читательский знаковый смысл названия заключается в чувстве вины, объясняемой сожалением о прерванной нити жизни. Конфликт вины и благодарности за представленную возможность жить составляет суть фабулы стихотворения «Братские могилы». Контекстуальный антоним к заглавию («Братские могилы» – «персональная судьба») указывает на нереалистический метод изображения в связи с непреодолимой контрастностью их смыслов. Функция завершающих текст

«Братских могил» вопросительного и восклицательного знаков обозначить лирико-философскую интонацию произведения о социально-психологическом переживании лирического героя, которое адекватно чувствам автора и читателя согласно значению восклицания – выхода наружу затаенных мыслей и чувств. Философский аспект исходит из роли вопросительного знака с его дискуссионной направленностью в контексте «Братских могил». Эта совокупность лирико-философского и социальнопсихологического переживания лирического героя определяет лирико-философскую и социально-психологическую жанровую разновидность стихотворения В. Высоцкого, нашедшую отражение на первом этапе анализа, как и фабула с характером изображения.

Второй этап. Лирика – это выражение сиюминутных переживаний, поэтому завязка стихотворения (верхняя граница хронотопа настоящего времени) совпадает с началом текста по 3-ему из восьми критериев (связи названия с последними переживаниями лирического героя, близкими по времени к нам, читателям) [2, 12]. Нас хронотоп [4] интересует в аспекте настоящего времени, как отражение современных барду проблем. Несмотря на отсутствие экспозиции жанровая форма «Братских могил» – малая, т.к. в произведении лирического рода она соотносится с такими параметрами, как количество смысловых частей и кульминаций (проблем, или фокусов – Ф). нижняя граница (развязка, или активный центр – АЦ) хронотопа настоящего времени – заключительная строфа. В изучаемом стихотворении согласно функции сквозных букв (Т – в первых трех строфах, Р – в развязке) только 2 смысловые части (СЧ): кульминация из 3 строф и развязка. В пределах этих границ проявляется объектная тема (ОТ), или конфликт личности (современника поэта) и современной ему эпохи. Автор через обращение к лирико-философской теме братских могил заостряет конфликт современности – реанимирование классицистского требования подчинения личности интересам государства (политики партии и правительства), т.е. коллективному. Тогда как лирического героя В. Высоцкого волнует «персональная судьба». Отсюда изоморфизм первого и второго этапов анализа по жанровой разновидности и нереалистическому характеру изображения. Содержание и тип ОТ изучим на третьем этапе в связи с развязкой (активным центром, или последним мигом хронотопа настоящего времени).

Третий этап. АЦ выражен заключительной четвертой строфой стихотворения «Братские могилы» В. Высоцкого.

У Братских могил нет заплаканных вдов – р-1

Сюда ходят люди покрепче, р-1

На Братских могилах не ставят крестов. р-2

Но разве от этого легче?! р-1

Он отграничен от предыдущей смысловой части темой безысходности. Нет ответа – лишь выход затаенного переживания, воспринимаемого как кощунство. Так же самостоятельность АЦ подтверждается графическим анализом (буквой «р», присущей лишь развязке). В АЦ приметы доминирующего лирического рода прослеживаются в переживаниях лирического героя («братские могилы», «заплаканные вдовы», «не ставят кресты», «люди покрепче», «но разве от этого легче?!») и в приеме повтора (братские могилы – 2) с символом беспокойства цифры 2 [2, 53]. Эпический наблюдается в повествовании о том, что не может быть у братских могил с неизвестными погибшими и погребенными конкретных «заплаканных вдов», а приходят «люди покрепче», чтобы так почтить память своих пропавших без вести однополчан; о безысходности трагической судьбы остаться неизвестным («Но когда-то, но когда-то кто-то в мире помнил имя Неизвестного солдата! Ведь еще до самой смерти он имел друзей немало. Ведь еще живет на свете очень старенькая мама. А еще была невеста. Где она теперь – невеста. Умирал солдат – известным. Умер – Неизвестным.») [5]. Черты драматического рода сказываются в «событии самого рассказывания» [4, 403] и в острых драматических переживаниях лирического героя. Исходя из анализа АЦ, наблюдаем малую лирическую жанровую форму: по объему – 2 предложения; по количеству героев – 3 (1 персонаж, вдовы и люди покрепче); по количеству ситуаций – 2. Тип начальной синтагмы (ТНС) АЦ («У братских могил. ») социально-философский и лирико-психологический. Завершение АЦ вопросительным знаком, а также в силу роли хронотопа места (где?) определяет философский аспект оценки изображаемого. Восклицательный знак (лирический аспект) в сочетании с вопросительным передает момент дискуссионности, т.е. социально-психологический конфликт: несогласие автора, читателя и лирического героя со сложившейся ситуацией невозможности оплакивать близкого человека у креста. Это непередаваемое чувство горя: жить и помнить любимых, близких, родных людей, не знать точное место захоронения, от неизвестности судьбы близких сердцу людей и неугасимой надежды на ошибку и возможную встречу. Но горя не меньше от осознания безымянности погребенных в одной могиле. В последнем предложении АЦ («На Братских могилах не ставят крестов. Но разве от этого легче?!») есть ключевая пара реальных знаков («Братские могилы» – «кресты»), раскрывающих социально-философский и лирико-психологический безысходности и надежды, что установят личности погибших («Пусть не все герои, – те, кто погибли, – павшим вечная слава! Вечная слава!!»), адекватных по смыслу авторским реальным деталям в содержании развязки («нет заплаканных вдов» – «ходят люди покрепче»). Потенциальный смысл (ПС) – в чувстве безысходности. Таковы содержание и тип ОТ. Подтверждается ПС (безысходность) и графическим символом беспокойства и тревоги цифры 2 в приеме повтора: лирического героя тревожат противоречивые чувства. А функция цифры 1 в сквозной букве Р указывает на начало (новизну) затронутой В. Высоцким темы братских могил и их противоречивого восприятия. Прием реминисценции (скрытой связи с поэмой «Реквием» Р. Рождественского, написанной в 1962 году и которую мы цитируем), трансформируется в стихотворении В. Высоцкого в прием интертекстуальности (творческого диалога и спора): доминирующее возвышенное чувство, разлитое в поэме, обретает черты трагической безысходности в «Братских могилах» (создано в 1963, отредактировано в 1965 году). Цифра 1 передает саму суть стихотворения В.Высоцкого: это изначальная, первозданная борьба жизни и смерти, добра и зла, памяти и забвения. И беспокойство из-за отсутствия крестов над могилами спасителей. Человек приходит в мир один и уходит один в свой смертный час несмотря на одновременность гибели многих. Братские могилы нарушают этот закон природы, порождая начало сомнений в справедливости Суда Человеческого над теми, кто подарил нам ценою своих жизней возможность появиться на свет и жить под мирным небом. Каждый человек рождается со своей неповторимой жизненной стезей, потому недопустимо нивелирование его судьбы ни при жизни, ни после смерти. Поскольку в АЦ есть авторские антонимы (знаки и детали), то это признак отсутствия подтекста, т.е. «порядка» [6]. Потому первичное читательское восприятие (ПЧВ) адекватно ПС (безысходности): мы согласны с мыслью лирического героя о том, что нет ничего страшнее последствий войны и возвышеннее смерти во имя жизни человечества и мира на Земле! И слишком высока цена и тяжко бремя потери! Представленное В. Высоцким трагическое размышление о современной ему проблеме коллективного и личного при отсутствии подтекста, роли вопросительного и восклицательного знаков определяет жанр элегии «Братских могил». Экспрессия чувств лирического героя, проявившаяся в заключительных знаках делает изображение развязки «Братских могил» экспрессионистским по методу, что диктуется и функцией лексики и приема повтора. Размышление о проблеме безысходной борьбы личного и общественного, о смерти обусловливают черты экзистенциалистского воссоздания современника и современности в этом тексте. Неразрешимый конфликт 60-х годов прошлого века сродни признаку метода романтизма.

На четвертом этапе в результате обратного движения от АЦ «Братских могил» анализируем кульминацию (фокус, или проблему), состоящую из 3 начальных строф с темой скорби:

На Братских могилах не ставят крестов, т-4

Читайте также:  Сочинение на тему Птицы зимой

И вдовы на них не рыдают, т-1

К ним кто-то приносит букеты цветов, т-5

И Вечный огонь зажигают. т-1

Здесь раньше – вставала земля на дыбы, т-1

А нынче – гранитные плиты. т-2

Здесь нет ни одной персональной судьбы – т-1

Все судьбы в единую слиты. т-1

А в Вечном огне видишь вспыхнувший танк, т-1 Горящие русские хаты, т-1

Горящий Смоленск и горящий рейхстаг, т-1

Горящее сердце солдата. т-1

Смысловую и тематическую самостоятельность Ф (скорби) подкрепляет графический анализ: буква Т. Приступая к анализу кульминации, раскроем его родовые признаки. Экспрессивная лексика («братские могилы», «кресты», «вдовы», «рыдают», «букеты цветов», «Вечный огонь», «дыбы», «персональная судьба», «вспыхнувший танк», «горящие русские хаты», «горящий Смоленск», «горящий рейхстаг», «горящее сердце солдата») и прием повтора (вечный огонь – 2, горящий – 4, на – 3, не – 2, и – 3, а – 2, в -2, здесь – 2) с преимуществом символа беспокойства и тревоги цифры 2 – приметы лирического рода. Повествование лирического героя об отсутствии крестов на Братских могилах, у которых не видно рыдающих вдовы, кроме цветов и Вечного огня – знаков благодарной людской памяти; о братских могилах с гранитными плитами, на которых нет имен («персональной судьбы»); об ассоциации Вечного огня как с неповторимой отдельной («горящим танком», «горящим сердцем солдата»), так и коллективной судьбой нации («горящие русские хаты», «горящий Смоленск», «горящий рейхстаг») – черты эпического рода. Признаки драматического рода – в изображении переживаний лирического героя на наших глазах как «события самого рассказывания». Наблюдаем малую жанровую форму: по объему – 3 строфы из 4 предложений; по количеству ситуаций – 3; по количеству героев – 4: лирический герой, вдовы, кто-то, приносящий цветы, зажигающие Вечный огонь. Тип начальной синтагмы Ф («На Братских могилах. »), как и двух других его строф – философский и социально-психологический ввиду функции хронотопа места (где?), которое будит психологически неоднозначное размышление лирического героя. В последнем предложении (3-я строфа) нет авторских антонимов, и его читательский потенциальный смысл – в чувстве скорби. Это беспокойное и противоречивое чувство, основанное на приеме аллюзии с легендой о горящем сердце Данко, вырвавшем его из груди для освещения пути соплеменникам в темном лесу. Этот прием преобразуется В. Высоцким в прием интертекстуальности: солдат проложил своим горящим сердцем путь целым народам, освободив от коричневой чумы фашизма («горящий рейхстаг»). В этом заключается роль символа начала доминирующей цифры 1 в сквозной букве Т в кульминации «Братских могил». В содержании кульминации также нет антонимов автора, указывая на «хаос», закономерно связанный с «порядком» в развязке (АЦ) и обусловливающий соответствие «Братских могил» В. Высоцкого критерию художественности в плане жанра элегии, в силу своего доверия к читателю не имеющего междустрочного смысла. Потому жанровая разновидность кульминации (проблемы, или фокуса) изучаемого текста В. Высоцкого определяется философским и социально-психологическим типом оценки автора изображаемого конфликта скорби и гнева. Следует отметить преобладание экзистенциального отражения темы войны в кульминации «Братских могил», как и черты экспрессионизма, продиктованного трагическим окрасом лексики и преимуществом символики беспокойства и тревоги в приеме повтора. Неоднозначность и противоречивость восприятия «братских могил» и «персональной судьбы» – показатель постмодернистского метода. Реализм В. Высоцкого в воссоздании конфликта современности заключается в усиливающемся давлении государства на инакомыслящих вопреки ожиданию общества после разоблачения культа личности. Отсюда заострение внимания в стихотворении к «персональной судьбе». «Следы» объектной темы (безысходность и надежда) проявляются в кульминации (скорбь и гнев) стихотворения. Так, безысходность создавшейся ситуации попрания «персональной судьбы» погибших ради Отечества вызывает скорбь (герои имеют, в основном, лишь братские могилы – без крестов, без надгробий, без имен и дат) и одновременно подспудное чувство гнева (а тысячи по сей день считаются пропавшими без вести, т.е. не имеют мест захоронения в родной земле!), но не смирение с безымянностью солдата, освободившего «пол-Европы», «пол-Земли», что порождает свет надежды.

Рассмотрим прогностическую функцию потенциального смысла (ПС) Ф – скорби: 1) им определяется предмет дальнейшего изображения переживаний – это скорбь лирического героя как по братским могилам, так и по попранию «персональной судьбы», поскольку эти захоронения – символ незыблемости гнетущей лирического героя безымянности, неизвестности каждого из погибших; 2) ПС Ф (скорбь) адекватен знаковому смыслу названия (вина), что указывает на отсутствие подтекста в стихотворении В. Высоцкого «Братские могилы», изоморфное нашему наблюдению «порядка» в АЦ; 3) скорбь – естественное чувство человека (антропологический мировоззренческий принцип эстетического идеала барда), которому противостоит разум (просветительский принцип – вина). Это является основой романтического содержания эстетического идеала [7] В. Высоцкого в процессе создания «Братских могил»;

4) предмет изображения подтверждает верность места выделенной нами верхней границы (завязки) хронотопа настоящего времени; 5) отсутствие подтекста указывает на суть жанра элегии «Братских могил»; 6) тема войны изображается В. Высоцким в кульминации методами экзистенциализма, экспрессионизма, постмодернизма и реализма.

Итак, в элегии «Братские могилы» В. Высоцкого очевидно превалирование философской и социально-психологической оценки с лирическими элементами раскрытия темы войны, связанной с размышлением о проблеме современника и современности 60-х годов прошедшего века. Отмечаем и роль следов приема аллюзии и реминисценции, что позволяет поэту и барду через тему войны обратиться к болевым точкам своего времени на основе творческой дискуссии (интертекстуальность) с М. Горьким и Р. Рождественским. С задачей отражения конфликта личности и среды связаны черты экспрессионизма, экзистенциализма, романтизма, постмодернизма и реализма. Следует подчеркнуть соответствие «Братских могил» В. Высоцкого критерию художественности по жанру и жанровой разновидности.

Анализ стихотворения Высоцкого Братские могилы

Свои выступления В. Высоцкий начинал стихотворением “Братские могилы”, которое было написано им в 1964 году. В. Высоцкий часто писал о войне, писал глубоко и проникновенно, хотя сам никогда в боевых действиях не участвовал. Секрет такой проникновенности, такой яркости образов, кроется в невероятном чувстве гражданственности поэта.

Композиция произведения

Композиционно стихотворение состоит из четырех катренов. Кроме того, повторение первых двух начальных строф в конце стихотворения указывает на то, что композиция кольцевая. Такой тип композиции концентрирует внимание читателя на стихотворном пространстве.

Сюжет поэтического произведения

Как такового сюжета нет. На первом плане – переживания пота. Его собственное, субъективное, переосмысление событий.

Ритм и интонация

Стихотворение написано амфибрахием. Оно торжественно и строго. В тексте присутствуют многогранные идиоглоссы, которые взаимодействуя друг с другом, образуют неповторимый поэтический мир произведения.

Детальный разбор катренов
1 катрен

Строки первого катрена очень лаконичные, строгие, четкие. Почти в каждой строчке присутствует глагол (ставят, рыдают, приносят, зажигают), с помощью которого образуется фонетически правильная стихотворная форма. Все предложения неопределенно-личные. Это подчеркивает масштабность произошедшей трагедии – братские могилы, солдаты без имен, общая боль утраты, общая скорбь. Также с помощью этого приема подчеркивается особенность места – нет крестов, нужен особый памятник, особый символ памяти – Вечный огонь, здесь не плачут, так как боль утраты так велика, что можно только молча скорбеть, отдавая дань памяти букетами цветов. Передавая реальную картину, автор старается пробудить в читателе эмоции, заставить вспомнить и сопереживать.

2 катрен

С помощью метафоры (“земля вставала на дыбы”) автор пытается передать весь накал произошедших здесь когда-то событий. Также здесь есть противопоставление (фонетически достигается с помощью “игры” глаголов – в одной строке он есть, а в другой нет). Сначала шум и грохот, а потом тишина могильных плит. В третьей и четвертой строках присутствует смысловая перекличка, подчеркнутая моноритмом – разные судьбы сливаются в одну. Также в двух последних строфах присутствует аллитерация и ассонанс.

3 катрен

В третьем катерне на передний план выдвигается слово “горящий”. С помощью этого слова создается главный образ, образа Вечного огня, в котором мелькают отблески горящих хат и горящих сердец солдат, погибающих за свою Родину.

4 катрен

В последнем катрене важно обратить внимание на вопрос. Вопрос не требует ответа, ответ ясен. Вопрос занимает ключевую, сильную позицию в тексте. Понимаешь, что солдаты ушли молодыми, сгорели в пламени войны, но предать их память невозможно…

Анализ стихотворения Братские могилы по плану

Анализ стихотворения Высоцкого Братские могилы – Анализы текстов

Похожие сочинения:

Анализ стихотворения Прощанье Некрасова В 1856 году Некрасов написал стихотворение “Прощанье”, но вот при жизни поэт так и не увидел его в печатном виде. А сам Некрасов часто читал.

Анализ стихотворения Заболеть бы как следует Ахматова Основным мотивом стихотворения “Заболеть бы как следует” является память и возвращение в прошлое. Произведение пропитано желанием заболеть, и не просто заболеть, а заболеть “как следует”.

Анализ стихотворения Пушкина Два чувства дивно близки нам Это философское патриотическое стихотворение. И патриотизм здесь не направлен прямо на Россию, Пушкин говорит о патриотизме для любого человека, вне зависимости от национальности. Из чего.

Урок по песням Владимира Высоцкого Его творчество было как крик, как стон сердца… М. Ульянов Кто кончил жизнь трагически, Тот истинный поэт. В. Высоцкий I. Слово учителя Сегодняшний урок посвящен.

Читайте также:  Сочинение на тему Птицы зимой

Анализ стихотворения Маяковского Нате! На границе 19 и 20 века – все терпит изменение, и, конечно же, литература также, и особенно – поэзия. Маяковский попал именно в это время.

Анализ стихотворения Есенина Спит ковыль 1925 год. Сергей Есенин пишет свое стихотворение, в котором передается несказанно легко не только искренняя любовь к Родине, но и какие-то свои итоги о жизни.

Анализ стихотворения Баратынского Разуверение Стихотворение, ставшее известным романсом. Здесь говорится о том, что завершенную любовь нужно отпустить. Если напоминать о ней, то она не возродится, а появится лишь беспокойство.

Анализ стихотворения Пушкина Поэт и толпа 9 Александр Пушкин – человек очень творческий и талантливый. Однажды он написал произведение, которое назвал по сюжету “Поэт и толпа”. В 1828 году своей жизни Пушкин.

Анализ стихотворения Некрасивая девочка Заболоцкого Изучив стихотворение “Некрасивая девочка” мне кажется, что лирическим героем в нем является неряшливая, смешная личность. Она как из анекдота. С первых же строк произведения понятно.

Анализ стихотворения Рубцова Родная деревня Стихотворение Николая Рубцова с первых же строк пересказывает биографию поэта. Никольское-это село, где вырос Рубцов. После того, как повзрослел, поэт осознал, что малая родина-замечательное место.

Анализ стихотворения Тютчева Еще земли печален вид Федор Иванович Тютчев предположительно написал данное стихотворение в период расцвета творчества, но, как известно, опубликовано оно только после смерти поэта. Дата первой публикации равняется на.

Анализ стихотворения Лермонтова Сосна (на севере диком) Сразу стоит сказать о том, что стихотворение Михаила Лермонтова является литературным переводом, которое было выполнено им в 1841. Как мы знаем, в этом году поэт.

Анализ стихотворения Фета Вечер Афанасий Фет написал свое произведение под названием, весьма кратким, но точным – “Вечер”. Оно было написано в 1855 году жизни поэта. Это произведение очень реалистично.

Анализ стихотворения Баратынского Элегия Элегия – это такой жанр, который содержится в стихотворении, и где присутствует эмоциональный эффект на фоне философского раздумья о сложившихся жизненных проблемах. Именно в таком.

Анализ стихотворения Ахматовой Я не любви твой прошу В 1914 г у А. Ахметовой появилась новое произведение, и если рассматривать его с другими работами поэтессы, то это выглядит достаточно простым и непритязательным. Но.

Анализ стихотворения Некрасова Школьник Знаменитое произведение русского поэта Некрасова Николая Алексеевича “Школьник” стало очень популярным из-за того, главным героем стал крестьянский мальчик, которых было очень много в старой России.

Анализ стихотворения Державина Соловей Державин написал свое произведения под названием “Соловей” в 1794 году. Хотя вышла на свет она значительно позднее, но самом содержании оды это обстоятельство никак не.

Анализ стихотворения Пушкина Я памятник себе воздвиг нерукотворный Краткий анализ Александр Сергеевич Пушкин – великий поэт, писатель, а также, просто очень творческий человек. Именно он и заслуживает того, чтобы его уважать, понимать со.

Анализ стихотворения Лермонтова Сон Михаил Юрьевич Лермонтов написал произведение “Сон” в 1841 году. Критики считают, что именно это произведение стоит относить к позднему творчеству того периода, так как стихотворение.

Анализ стихотворения Ахматовой Мужество Стихотворение, ставшее символом поэзии Анны Андреевны Ахматовой, было написано в 1942 году, после начала войны. Ахматова всегда была близка к народу, она была его мыслями.

Анализ стихотворения Пророк Лермонтова Хочется начать свой анализ произведения с того, в каком веке жил автор. Лермонтова все больше волнует вопрос вечности, для чего мы здесь все живем. В.

Анализ стихотворения Фета Сияла ночь. Луной был полон сад Афанасий Фет – человек, который написал красивое и очень поэтично-романтическое произведение в жанре: стихотворение. Написано оно было в 1877 году. Вообще, произведение необычно красивое, нежное.

Анализ стихотворения Некрасова Умру я скоро Произведение “Умру я скоро” было написано русским поэтом Некрасовым в 1867 году. Вообще, стих написан не просто так. Он посвящается другу, который якобы неизвестен. Стихотворение.

Анализ стихотворения Блока Река раскинулась Это философское, но в то же время весьма эмоциональное стихотворение, богатое повторами и восклицаниями, а также образами, которые характерны для творчества Блока. Например, костры как.

Анализ стихотворения Высоцкий Я не люблю В стихотворении “Я не люблю” В. Высоцкий рассказывает о своих принципах. Он высказывает смело свою позицию, даже если она не соответствует общепринятой. Поэт делает это.

Анализ стихотворения На железной дороге Блок Александр Блок написал это интересное стихотворение в 1910 году. А интересно оно тем, что сам поэт сделал примечание о том, что это некое подражание одному.

Анализ стихотворения Лермонтова Как часто пестрою толпою Изучив данное произведение я считаю, что это автобиографическое произведение. Это становится понятно со второй строчки, когда он описывает ситуацию именно перед своими глазами. Он дает.

Анализ стихотворения Пушкина Зимнее утро Пушкин – это писатель и поэт, одним словом, очень творческая личность, которая сама по себе является очень большим романтиком. Он – русский поэт, который был.

Анализ стихотворения Пушкина Вольность Знаменитое произведение “Вольность” была создана на свет одним из выдающихся русских людей, великим писателем Пушкиным Александром Сергеевичем в тысяча восемьсот семнадцатом году, а опубликована и.

Анализ стихотворения Пушкина Узник Александр Пушкин посвятил данное стихотворение моменту своей жизни, когда он вынужден был находиться в Кишиневе. Поэт был отправлен туда на службу в канцелярии. Хоть это.

Анализ и интерпретация поэтического текста Владимир Высоцкий «БРАТСКИЕ МОГИЛЫ» – презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемВладислав Дворцов

Похожие презентации

Презентация на тему: ” Анализ и интерпретация поэтического текста Владимир Высоцкий «БРАТСКИЕ МОГИЛЫ»” — Транскрипт:

1 Анализ и интерпретация поэтического текста Владимир Высоцкий «БРАТСКИЕ МОГИЛЫ»

2 1-ый этап урока: подготовка к восприятию нового материала – слово учителя о Высоцком, его жизненном кредо – словарная работа: кредо – твердые убеждения, взгляды – опережающее задание: «Я не люблю» чтение наизусть 2-ой этап урока: восприятие и осмысление материала по теме – Словарная работа: интерпретация – толкование, раскрытие смысла, разъяснение того или иного текста – -примерный план анализа поэтического произведения – – основные законы поэзии, опорная схема – – анализ стихотворения «Братские могилы»

3 3-ий этап урока – обобщение проделанной работы – «Братские могилы» в исполнении автора – групповое творческое задание: определение пафоса стихотворения, его идеи, актуальности темы. -рефлексия – домашнее задание: сочинение «Мое открытие Высоцкого» Эпиграф к уроку: Эпиграф к уроку: Носил он совесть близко к сердцу, Как носит свой осколок ветеран…

4 Анализ помогает понять глубинный смысл стихотворения, заключенные в нем идеи, образы, чувства, и то, какими средствами они создаются. В художественном тексте каждое слово, каждый знак несет информацию. Эта информация может быть второстепенной и даже третьестепенной, но помогает понять оттенки общего смысла. Случайность деталей исключается самим понятием искусства. В художественном тексте все закономерно. В художественном тексте каждое слово, каждый знак несет информацию. Эта информация может быть второстепенной и даже третьестепенной, но помогает понять оттенки общего смысла. Случайность деталей исключается самим понятием искусства. В художественном тексте все закономерно.

5 Поэтическая идея «путем зерна» прорастает из каждого слова. Сухие лингвистические факты развертываются в яркие картины и образы. Здесь важно взаимодействие элементов художественного текста. Изменения, происходящие в языке, не влияют на стабильность текста. Он продолжает нести ту информацию, которая была заложена первоначально. Значение слов, их стилистическая окраска – величина постоянная. Изменения, происходящие в языке, не влияют на стабильность текста. Он продолжает нести ту информацию, которая была заложена первоначально. Значение слов, их стилистическая окраска – величина постоянная.

6 Стихи Высоцкого вошли в нашу жизнь без спроса, без утверждения в инстанциях, без разрешения сверху. И расположились они в самом надежном хранилище – в людской памяти.

7 Высоцкий был одним из лидеров становления такого типа сознания, которое мы сегодня называем плюрализмом. Он наглядно продемонстрировал, какой мощный источник энергии во множественности взглядов на жизнь. В его стихах реальная многоголосица нашей очень пестрой и очень разной жизни, близость к этой реальной жизни. Способность понимать чужие взгляды, новая глубина социального видения – вот что такое феномен Высоцкого. В его стихах реальная многоголосица нашей очень пестрой и очень разной жизни, близость к этой реальной жизни. Способность понимать чужие взгляды, новая глубина социального видения – вот что такое феномен Высоцкого.

8 В чем секрет его популярности? В яркой гражданственности. Гражданственность – это человеческая сущность поэта, проникновение в самую суть времени. Это не просто отклик на какое-то событие, а поступок.

9 Он затронул важные и больные моменты нашей истории: рассказал о войне, о летчиках-асах и солдатах штрафных батальонов, о трудном послевоенном времени, о стройках и космонавтах, об обывателях и йогах, но главным героем его произведений была правда. Правда о самом себе, о современниках, о нашей истории. Стихи Высоцкого поражают убедительной честностью и умной простотой. Правда о самом себе, о современниках, о нашей истории. Стихи Высоцкого поражают убедительной честностью и умной простотой.

10 В чем кредо Высоцкого? Об этом он говорил в своих стихах. «Я НЕ ЛЮБЛЮ» – одно из таких стихотворений., которое мы послушаем.

11 Одно из самых известных стихотворений Высоцкого «Братские могилы» было написано в 1964 году. Этой песней он чаще всего начинал свои публичные выступления

12 Сегодня мы будем читать это стихотворение, но не просто читать, а попытаемся с помощью анализа раскрыть его смысл, то есть займемся интерпретацией. Работаем по примерном у плану анализа поэтическо го текста Работаем по примерном у плану анализа поэтическо го текста

13 1. Внетекстовые связи ( эпоха, факты биографии, время и место написания, обстоятельства жизни 2. Композиция – построение произведения 2. Композиция – построение произведения В стихотворении 4 катрена. Катрен – самая распространенная форма строфы в поэзии. В конце произведения повторяются начальные строки, значит, композиция кольцевая, которая сужает и концентрирует смысловое пространство. Сюжет отсутствует, на первом плане чувства поэта, его оценка событий. В стихотворении 4 катрена. Катрен – самая распространенная форма строфы в поэзии. В конце произведения повторяются начальные строки, значит, композиция кольцевая, которая сужает и концентрирует смысловое пространство. Сюжет отсутствует, на первом плане чувства поэта, его оценка событий.

14 3. Ритм и интонация. В интонировании свой закон, он вписан в текст особой записью стихотворной речи. Ритм создает характер речи, придает выразительность. Начинают звучать звуковые повторы, насыщенные поэтическим смыслом. Становятся значимыми и количество слогов в строке, и порядок ударения. Ритмика соединяется со смыслом. Стихотворение написано амфибрахием, что придает ему торжественность и строгость.( амфибрахием написан гимн России) 4. Размышление над словом. 4. Размышление над словом. Каждое слово, каждый изобразительный прием имеют значение для раскрытия смысла стихотворения. Находим идиоглоссы, обладающие смысловой многогранностью. Вступая во взаимодействие друг с другом, они устанавливают ассоциативные связи и образуют поэтический мир стихотворения. Это доминанты, концентрирующие в себе идейно-эстетический смысл. Каждое слово, каждый изобразительный прием имеют значение для раскрытия смысла стихотворения. Находим идиоглоссы, обладающие смысловой многогранностью. Вступая во взаимодействие друг с другом, они устанавливают ассоциативные связи и образуют поэтический мир стихотворения. Это доминанты, концентрирующие в себе идейно-эстетический смысл.

15 5. Пафос 6. Идея 7. – актуальность тематики – все это вместе дает полное толкование стихотворного произведения Изобразим схематично основные законы поэзии, которые возводят произведение к вершинам поэтического творчества. Изобразим схематично основные законы поэзии, которые возводят произведение к вершинам поэтического творчества.

16 Представим стихотворение в виде пирамиды: основание, фундамент – это душа и чувства поэта, кирпичами будут лаконизм, ритмика, звукопись, образность, а вот связующим раствором будут гражданственность и философичность

17 1- катрен. Строгие, чеканные строки( в каждой строке – глагол, фонетически точная рифма) создают эмоциональную взволнованность, сопереживание. Картина окружающей реальности, нарисованная в строфе, говорит о чувствах автора, о его осознании величия подвига наших солдат. Нет адресов у этих могил, а боль утраты настолько велика и горька, что можно только скорбно молчать у Вечного огня. Нет крестов на этих могилах – тут требуется особый памятник. ( вечный огонь – символ) Цветы к этому памятнику от тех, в ком жива память ( неопределенно-личные предложения)

18 2-ой катрен В первой строке – реальная картина страшных сражений. Точная метафора передает весь накал боев. А в следующей строке – противопоставление.( глаголы в 1 строке, во 2 – их нет) Ревущий грохот сменяет покой гранитных плит., под которыми спят вечным сном известные и безымянные защитники Отечества

19 В третьей и четвертой строке идет смысловая перекличка : одна судьба – все судьбы как одна. Все объединены общей бедой, общей судьбой. Это подчеркнуто и моно ритмом. Отметим аллитерацию и ассонанс, создающие звуковое оформление строфы.

20 3 строфа – это целый звукосмысловой комплекс. Здесь с помощью анафоры выдвигается слово горящий. Это слово – путь к созданию ключевого образа. Роль анафоры экспрессивная и ритмообразующая. Также анафора придает строфе смысловую целостность, в результате возникает единый смысловой образ – образ символический.

Читайте также:  Сочинение на тему Птицы зимой

21 В Вечном огне отблески огня горящих русских хат, за которые с горящим от праведного гнева и любви сердцем солдат погибал в горящем танке. В этом огне и зарево поверженного рейхстага. Характерная для Высоцкого звукопись с помощью аллитераций и ассонансов создает почти осязаемые ощущения.

22 Сила ассоциативных сцеплений увеличивает глубину произведения. Ярче всего пылает огонь горящего солдатского сердца, великого сердца солдата-защитника. ( соотнесение с сердцем Данко)

23 Не может такое сердце погаснуть бесследно! Его отблески в том особенном памятнике, к которому несут цветы. Горит Вечный огонь. Но разве от этого легче? Заключительная строка стихотворного произведения – это последний аккорд, несущий смысловую нагрузку.

24 Сама форма вопроса – одна из сильных позиций в тексте. Вопрос поставлен так, что ответ нам ясен. Три строчки последней строфы отделены от заключительной строки многоточием., то есть паузой. Эта пауза, графически обозначенная многоточием, несет глубокий смысл. Реалии первых строк не могут слиться с последним вопросом

25 Задумаемся над этим вопросом! Долг памяти выполнен, но долг совести, голос сердца не дает нам покоя. Они ушли молодыми, сгорели в чудовищном пламени войны, мы потеряли миллионы жизней! И не забыть их, и не вернуть, и не предать их памяти…

Анализ стихотворения Высоцкого Братские могилы

Свои выступления В. Высоцкий начинал стихотворением “Братские могилы”, которое было написано им в 1964 году. В. Высоцкий часто писал о войне, писал глубоко и проникновенно, хотя сам никогда в боевых действиях не участвовал. Секрет такой проникновенности, такой яркости образов, кроется в невероятном чувстве гражданственности поэта.

Композиция произведения

Композиционно стихотворение состоит из четырех катренов. Кроме того, повторение первых двух начальных строф в конце стихотворения указывает на то, что композиция кольцевая.

Сюжет поэтического произведения

Как такового сюжета нет. На первом плане – переживания пота. Его собственное, субъективное, переосмысление событий.

Ритм и интонация

Стихотворение написано амфибрахием. Оно торжественно и строго. В тексте присутствуют многогранные идиоглоссы, которые взаимодействуя друг с другом, образуют неповторимый поэтический мир произведения.

Детальный разбор катренов
1 катрен

Строки первого катрена очень лаконичные, строгие, четкие. Почти в каждой строчке присутствует глагол

Также с помощью этого приема подчеркивается особенность места – нет крестов, нужен особый памятник, особый символ памяти – Вечный огонь, здесь не плачут, так как боль утраты так велика, что можно только молча скорбеть, отдавая дань памяти букетами цветов. Передавая реальную картину, автор старается пробудить в читателе эмоции, заставить вспомнить и сопереживать.

2 катрен

С помощью метафоры автор пытается передать весь накал произошедших здесь когда-то событий. Также здесь есть противопоставление . Сначала шум и грохот, а потом тишина могильных плит. В третьей и четвертой строках присутствует смысловая перекличка, подчеркнутая моноритмом – разные судьбы сливаются в одну.

Также в двух последних строфах присутствует аллитерация и ассонанс.

3 катрен

В третьем катерне на передний план выдвигается слово “горящий”. С помощью этого слова создается главный образ, образа Вечного огня, в котором мелькают отблески горящих хат и горящих сердец солдат, погибающих за свою Родину.

4 катрен

В последнем катрене важно обратить внимание на вопрос. Вопрос не требует ответа, ответ ясен. Вопрос занимает ключевую, сильную позицию в тексте.

Понимаешь, что солдаты ушли молодыми, сгорели в пламени войны, но предать их память невозможно…

Анализ стихотворения Братские могилы по плану

Сочинение по фотографии Гиппенрейтера Ландыши Вадим Евгеньевич Гиппенрейтер, фотограф, который через свои работы пытается показать все красоту и необычайную изысканность мира флоры и фауны. В одной из его знаменитых работ под названием “Ландыши”, перед взором.

Сочинение по картине Ракши Поле куликово Юрий Ракша – известный советский живописец. За свою жизнь он написал более десяти картин. Некоторые из них хранятся в таких престижных заведениях как Третьяковская художественная галерея. Юрий Ракша также смог.

Рассказ А. Платонова Никита” в 5 классе Возможно, в начальной школе Дети уже встречались с произведениями Платонова . По мультфильму детям знакома сказка А. П. Платонова “Волшебное кольцо”. В учебник “Родная речь” включен рассказ А. П. Платонова.

“Светлана”, анализ баллады Жуковского Василий Жуковский в начале творческого пути во многом подражал перу немецких и английских поэтов. У Бюргера Жуковский позаимствовал сюжет для баллады “Светлана”. Написана она была в 1812 году. Переложив первоисточник.

Анализ стихотворения Лермонтова Нет, не тебя так пылко я люблю Михаил Лермонтов – человек, который испытывал в своей жизни любовь, столь сильную, что он не смог просто сделать любимого человека – несчастным, только из-за того, что любит ее. Именно потому.

Статья про грибы Грибы, что мы о них знаем? 17 08.09 Середина лета, начало грибного сезона. Множество людей устремляется в лес за деликатесной добычей. Традиционно, блюда из грибов занимают на нашем столе почетное.

Сочинение по картине Летний день. Цветет сирень Копытцевой Майя Кузьминична Копытцева – заслуженный художник Российской Федерации. За годы свой творческой жизни Копытцева создала картины пожалуй почти во всех жанрах изобразительного искусства. Все полотна мастера пропитаны добротой и любовью.

Аксаков К. С. биография АКСАКОВ, КОНСТАНТИН СЕРГЕЕВИЧ , русский публицист, критик, поэт, историк, языковед, один из идеологов славянофильства. Сын С. Т. Аксакова, брат И. С. Аксакова. Родился 29 марта 1817 в с. Ново-Аксаково Бугурусланского.

Конспект урока по истории “В гаванях афинского порта Пирей” Урок 41. В гаванях афинского порта Пирей Цели: контроль качества знаний учащихся по теме “Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием”; показать роль Афин в истории Древней Греции, углубить.

Жить по народной мудрости Урок литературы в 7-м классе Это второй урок о пословицах. Учащиеся получили заранее к нему следующие задания. 1. Расспросите членов своей семьи, какие пословицы они знают, как часто их употребляют.

Конспект урока на тему “Словарные слова для 2 класса” Конспект урока на тему “Словарные слова для 2 класса” В данном ресурсе представлены 40 словарных слов и ассоциативный способ их запоминания. На уроках слова вводятся постепенно. Дети запоминают их на.

“…Онегин – добрый малой, но при этом недюжинный человек…” Произведения вневременного гения Александра Сергеевича Пушкина составляют гордость русского народа и принадлежат к шедеврам мировой литературы. К таким произведениям принадлежит и Роман в стихах “Евгений Онегин”, глубинную “даль” которого нужно.

Сочинение на тему Легко ли быть молодым? Краткое сочинение по русскому языку для 8 класса На вопрос легко ли быть молодым можно сразу ответить и, да и нет. Легко потому, что молодость – это возможности. В молодом.

Сочинение на тему Моя мечта Сочинение на тему Моя мечта много путешествовать 5 класс У человека обязательно должны сбываться мечты. Путешествовать мечтают многие. И каждый ищет в путешествиях что-то свое. В мире столько интересных мест.

Мои размышления о русской поэзии Поэзия – это не “лучшие слова в лучшем Порядке”, это – высшая форма существования языка. И. Бродский Русская поэзия, русские поэты… “Поэт в России больше чем поэт”, – эти слова.

Юрий Поликарпович Кузнецов Юрий Поликарпович Кузнецов родился 11 февраля 1941 года в станице Ленинградская Краснодарского края. Отец – кадровый офицер, погиб на фронте, мать – учительница. После окончания школы Юрий Кузнецов служил в.

Готуємось до ЗНО. Повторюємо правила Розряди займенників За лексичним значенням і морфологічними ознаками займенники поділяються на дев’ять розрядів. 1. Особовими називаються займенники, які вказують на осіб, інших істот, предмети, явища, поняття: я, ти, він, вона.

Карамзин Николай Михайлович биография 1 декабря 1766 года в имении симбирского помещика Михаила Карамзина родился сын Николай. Спокойный, любознательный, тонко чувствующий ребенок получил обычное для провинциального дворянина воспитание и рано пристрастился к чтению. В.

Куда едет “КОЛЯСКА”? Моральное падение человека в повести Н. В. Гоголя “Коляска” В мире реалистических произведений Гоголя нет романтических сантиментов, мечтательных фраз и розовых снов. Там не найдете вы ни сильного бесстрашного героя.

Урок ОБЖ на тему “Генетически модифицированные организмы: за и против” Тема: ” ГМО” 1 слайд введение Проблема. Сценка: что получится от скрещивания ежа со змеей? . Идут двое по рынку, кавказец продает арбузы, двое спрашивают: -По чем арбузы? Кавказец: –.

Сейчас вы читаете: Анализ стихотворения Высоцкого Братские могилы

Братские могилы анализ

Какие стихи вы предпочитаете?

Стихи – Не легче.

На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают,
К ним кто-то приносит букеты цветов,
И Вечный огонь зажигают.

Здесь раньше вставала земля на дыбы,
А нынче – гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы –
Все судьбы в единую слиты.

А в Вечном огне виден вспыхнувший танк,
Горящие русские хаты,
Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,
Горящее сердце солдата.

У братских могил нет заплаканных вдов –
Сюда ходят люди покрепче.
На братских.

Стихи – Сборник – На волне Высоцкого – песни о войне

Как помню в детстве был друган ,
Семён , так он носил наган ,
Ой , бойтесь – гады .

Он никогда мне не кричал ,
А только тихо так сказал –
“Фашисты – гады “.

Так началась моя война ,
Фашисты брали города ,
Дрожжите – гады .

Вот он пошёл в военкомат
И не берут , ох мал ты брат ,
Держитесь – гады .

На фронт , конечно , он убёг ,
Ох повоюет , дайте срок ,
Ох , бойтесь – гады .

Он слов на ветер не бросал ,
Он всё про фронт тайком узнал ,
Держитесь – гады .

Стихи – Пророк

Жестокий рок. Тяжёлая утрата.
Ушёл пророк до срока в невозврат.
Кто виноват? Да это ж мы, ребята,
локтями Землю двигали назад.

Валили на него мешки с размаху.
Нашёлся, пахарь. Так давай теперь вези!
Тем более что парень ты «рубаха»,
и прёшь, как трактор, по любой грязи.

Что? Тянешь? Так давай ещё навалим!
Мы посидим, а ты давай паши.

Пророк теперь стоит на пьедестале,
а мы меняем души на гроши.

«Все не так…» – эта фраза, как плетка,
обожгла.

Стихи – Почему

От Сорок третьего начала,
В тылу оставив Сталинград,
(«Вперед!» команда прозвучала)
Солдаты двинулись назад.

Пошли назад по ТЕМ дорогам
К ТЕМ рощам, городам, полям,
Глазам дедов, смотревших строго,
Жен умоляющим глазам.

К своей Земле, вершка которой
Клялись не выдать никому,
К Победе, ставшей вдруг нескорой,
К ТОМУ вопросу – ПОЧЕМУ?!

Пришла пора семидесятых
Возварата юбилейных дат
И в караул встают ребята
К могилам павших ЗДЕСЬ солдат.

Ведь там, где дважды проходили
И.

Стихи – Все не так .

«Все не так…» – эта фраза, как плетка,
Обожгла задремавшую Русь,
И народ, обалдевший от водки,
Ужаснулся: «Куда я качусь. »
«Все не так…, все не так, ведь, ребята –
Надрывался густой баритон. –
Ничего для вас больше «не свято».
Превратили вы в плаху амвон.
В шутовстве и придурошной удали
Вы бежите от жизни в кабак.
Преисподнюю с раем вы спутали.
«Все не так…, все не так…, все не так…»

И народ, понемногу трезвея,
Озирался по сторонам.
И от этого веселее
Становилось его палачам.

Стихи – Как начинаются войны?

Стихи – Невзятый. редут

Там в окружении взвод,
им не пробиться,
и мы не пройдём.
Братской могилой будет им грот.
Видим их лица
Безмолвное:”Ждём!”

Первая рота в кольце –
им не пробиться,
и мы не пройдём.
Наши осколки в нашем бойце..
Видим их лица,
С надеждою:”Ждём!”

В клещи попал батальон
им не пробиться,
и мы не пройдём.
Кроет фугас с обеих сторон.
Видим их лица,
И с верою:”Ждём!”

Поднято знамя полка
им не пробиться,
и мы не пройдём.
Дрогнет с приказом комдива рука
Видим их лица.

Стихи – Обелиск

Стихи – Письмо погибшему деду

Здорово, дед! Ну, как ты там?
Так всё воюешь понемногу?
Привет передавай богам.
А лучше к нам давай в дорогу!

Бери с собой друзей, врагов.
Вы там давно уже сроднились.
У вас давно единый кров.
Едино головы склонились.

Не убеждай. я знаю сам –
Вам не купить билет к порогу,
К родным полям, горам, лесам.
Молитва не поможет к Богу.

Ты помнишь, дед. последний бой.
Ты был тогда смертельно ранен,
То был февраль – июльский зной,
Эх, искупаться б в русской бане.

Стихи – Ушедшим в бессмертие

Выл холодный ноябрь в леденящей метели,
Снег навстречу швырял, залепляя лицо.
Шел навстречу бессмертию в серой шинели,
Покидая парад, полк безусых юнцов.
Кто-то машет рукой со стены мавзолея.
Не видать, не понять перед кем держат шаг.
Под застывшим прикладом ладошка немеет.
И кричит старшина, не стесняясь в словах.

Враг уже у ворот нашей древней столицы
Добровольцев полки грудью встретят его.
И во снах матерей смогут только явиться
Большинство сыновей из парада того.

Ссылка на основную публикацию