Анализ стихотворения Высоцкого Братские могилы

Братские могилы — Владимир Высоцкий

Своей дебютной песней военного цикла Владимир Семенович Высоцкий называл композицию «Братские могилы», также известную под названием «На братских могилах». Широкая публика узнала о ней в конце 1966 года, после премьеры киноповести «Я родом из детства» режиссера Виктора Турова. В фильме отрывок из композиции сначала поет автор, а затем в памятной сцене песню исполняет Марк Бернес.

История создания
Песню «Братские могилы» Высоцкий сочинил не позднее 22 июня 1963 года. По воспоминаниям Людмилы Абрамовой, в тот день он спел ее на дне рождения отца.

Владимир Семенович несколько путался в рассказах об истории песни. Иногда он вспоминал, что написал ее для постановки Театра на Таганке, а порой утверждал, что сочинил композицию для фильма «Я родом из детства».

Мне заказали у нас в театре несколько песен, и я их написал. Песня […] «Братские могилы» написана для спектакля «Павшие и живые», а позже она вошла в кинофильм «Я родом из детства».

Таллиннское ТВ, 1972

Это песня из кинофильма «Я родом из детства» […]. Это первая моя военная песня, звучит она в фильме во время возложения венков […]: суровые лица людей, сухие глаза, которые уже выплакали все слезы, серая каменная стена в только что освобожденном городе и простые могилы около нее. И, наконец, песня, специально написанная для этого момента и прекрасно исполненная Марком Бернесом,— все это создало нужное настроение…

Виктор Туров, режиссер фильма «Я родом из детства», также рассказывал о композиции:

Песня «Братские могилы» была написана раньше — я ее слышал уже в первый его приезд. Собственно говоря, он эту песню потому нам и сыграл, что она была буквально создана для нашей картины. Точно помню: мы записывали ее в киноэкспедиции, как черновую — для работы. Она уже существовала в фонограмме. Но Высоцкий ее потом еще дорабатывал, отшлифовывал и окончательно показал позднее — при съемках.

Известна рукопись Владимира Семеновича, датируемая 1964 годом, с черновым вариантом текста композиции. Он местами отличается от окончательной версии.

Пятая – восьмая строфы:

У братских могил ни поклонов не бьют,
Не пишут: родился тогда-то…
Все вместе нашли свой последний приют,
И все — в одну общую дату.

Девятая – двенадцатая строфы:

На братских могилах тем памятным днем
Солдаты без криков проклятья
Прощальным салютом кричали о том,
Что в этой могиле их братья.

Судя по всему, первоначальная версия песни действительно предназначалась для спектакля «Павшие и живые», но ее отклонили. А в ходе работы над музыкой к кинокартине Виктора Турова Высоцкий переделал отдельные строки текста.

Песня в фильме «Я родом из детства»
Владимир Семенович спел в кинофильме лишь несколько строчек.

Зрителям больше запомнилась версия Марка Бернеса, прозвучавшая в сцене возложения цветов к памятникам.

По мнению жены режиссера, Светланы Туровой, Виктор Тимофеевич отдал предпочтение Бернесу, так как не хотел лишних проблем с властями из-за Высоцкого.

Высоцкий в фильме Я родом из детства

Туров вспоминал, как записывали «Братские могилы»:

У Бернеса был свой ансамбль, с которым он постоянно выступал. Они сделали свою аранжировку, исходя из конкретной манеры исполнения Бернеса, его возможностей, его данных и, разумеется, учитывая материал, который мы им заранее передали, — записанный на пленку. Они хорошо подготовились, и когда подошло время на студии, записали свою часть очень быстро.

Происходило это на «Мосфильме» в студии звукозаписи. Володя там появился, но не стал ни во что вмешиваться, то есть практически не принимал участия в записи».

Послушаем, как спел «Братские могилы» Марк Бернес.

Дальнейшая история песни «Братские могилы»
В 1969 году Владимир Семенович записал композицию в студии минского Дома радио в сопровождении ансамбля «Тоника». Также известна запись с участием оркестра Б.Федорова.

Песня издавалась на миньоне «Песни Владимира Высоцкого» (1972) и на сборной пластинке «Друзьям-однополчанам» (1979). Также она выходила во Франции на дисках «Прерванный полет» (1977) и Le nouveau chansonnier international U.R.S.S. (1977).

Кроме того, композиция вошла в несколько сборников, выпущенных после смерти автора.

Кавер-версии
Песню исполняли Николай Расторгуев, Григорий Лепс и другие артисты. Послушаем «Братские могилы» группы «Сплин».

Интересные факты
Высоцкому очень нравилась версия песни «Братские могилы» в исполнении Бернеса, о чем он не раз говорил в интервью.
После выхода фильма «Я родом из детства» слова песни «Братские могилы» напечатали в журнале «Новые фильмы».
Владимир Семенович часто начинал встречи со зрителями с этой композиции.
Текст песни «Братские могилы» — Владимир Высоцкий
На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают,
К ним кто-то приносит букеты цветов,
И Вечный огонь зажигают.

Здесь раньше вставала земля на дыбы,
А нынче — гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы —
Все судьбы в единую слиты.

А в Вечном огне виден вспыхнувший танк,
Горящие русские хаты,
Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,
Горящее сердце солдата.

У братских могил нет заплаканных вдов —
Сюда ходят люди покрепче.
На братских могилах не ставят крестов,
Но разве от этого легче.

Цитаты о песне «Братские могилы»
На экране звучит песня «Братские могилы», и исполняет ее Бернес. Голос его, если вы помните, принадлежит в основном к военному времени, к послевоенному, и поэтому это оказывало колоссальное действие на слушателей…

Владимир Высоцкий, Подольск, 1976

Почему я начал с этой песни «Братские могилы»? Ну, чтобы у вас исчезли последние сомнения в том, что перед вами тот самый человек, которого вы ждали.

Владимир Высоцкий, концерт, 1980

Когда я все это услышал, мне сделалось не по себе. Я, конечно, могу понять, почему Туров отказался, почему для исполнения взяли Бернеса…

Анализ стихотворения Высоцкого Братские могилы

Свои выступления В. Высоцкий начинал стихотворением «Братские могилы», которое было написано им в 1964 году. В. Высоцкий часто писал о войне, писал глубоко и проникновенно, хотя сам никогда в боевых действиях не участвовал. Секрет такой проникновенности, такой яркости образов, кроется в невероятном чувстве гражданственности поэта.

Композиция произведения

Композиционно стихотворение состоит из четырех катренов. Кроме того, повторение первых двух начальных строф в конце стихотворения указывает на то, что композиция кольцевая. Такой

тип композиции концентрирует внимание читателя на стихотворном пространстве.

Сюжет поэтического произведения

Как такового сюжета нет. На первом плане — переживания пота. Его собственное, субъективное, переосмысление событий.

Ритм и интонация

Стихотворение написано амфибрахием. Оно торжественно и строго. В тексте присутствуют многогранные идиоглоссы, которые взаимодействуя друг с другом, образуют неповторимый поэтический мир произведения.

Детальный разбор катренов
1 катрен

Строки первого катрена очень лаконичные, строгие, четкие. Почти в каждой строчке присутствует глагол

, с помощью которого образуется фонетически правильная стихотворная форма. Все предложения неопределенно-личные. Это подчеркивает масштабность произошедшей трагедии — братские могилы, солдаты без имен, общая боль утраты, общая скорбь. Также с помощью этого приема подчеркивается особенность места — нет крестов, нужен особый памятник, особый символ памяти — Вечный огонь, здесь не плачут, так как боль утраты так велика, что можно только молча скорбеть, отдавая дань памяти букетами цветов.

Передавая реальную картину, автор старается пробудить в читателе эмоции, заставить вспомнить и сопереживать.

2 катрен

С помощью метафоры автор пытается передать весь накал произошедших здесь когда-то событий. Также здесь есть противопоставление . Сначала шум и грохот, а потом тишина могильных плит. В третьей и четвертой строках присутствует смысловая перекличка, подчеркнутая моноритмом — разные судьбы сливаются в одну.

Также в двух последних строфах присутствует аллитерация и ассонанс.

3 катрен

В третьем катерне на передний план выдвигается слово «горящий». С помощью этого слова создается главный образ, образа Вечного огня, в котором мелькают отблески горящих хат и горящих сердец солдат, погибающих за свою Родину.

4 катрен

В последнем катрене важно обратить внимание на вопрос. Вопрос не требует ответа, ответ ясен. Вопрос занимает ключевую, сильную позицию в тексте.

Понимаешь, что солдаты ушли молодыми, сгорели в пламени войны, но предать их память невозможно…

Анализ стихотворения Братские могилы по плану

Другие работы по этой теме:

Анализ стихотворения А. Т. Твардовского «У славной могилы» 64 года озаряет нашу страну свет победы в Великой Отечественной войне. Нелегкой ценой досталась она советскому народу, который долгих 1418 дней шел дорогами тяжелейшей войны.

Анализ стихотворения Высоцкого В. С. «Я не люблю» Оптимистичное по духу и весьма категоричное по содер­жанию стихотворение B. C. Высоцкого «Я не люблю» является программным в его творчестве. Шесть из восьми строф начи­наются.

Анализ стихотворения «Я не люблю» Высоцкого В. С «Я не люблю» Оптимистичное по духу и весьма категоричное по содержанию стихотворение B. C. Высоцкого «Я не люблю» является программным в его творчестве. Шесть из.

Анализ стихотворения Твардовского «У славной могилы» Во время Великой Отечественной войны Александр Твардовский, выбравший стезю фронтового корреспондента, опубликовал несколько сотен репортажей и огромное количество стихов, посвященных подвигу советских солдат. На некоторые.

Анализ стихотворения Высоцкого В. С. «Здесь лапы у елей дрожат на весу…» Стихотворение B. C. Высоцкого «Здесь лапы у елей дрожат на весу…» яркий образец любовной лирики поэта. Оно навея­но чувствами к Марине Влади. Уже в первой.

Анализ стихотворения Блока «На поле Куликовом» Что дает основание отнести стихотворение А.А. Блока «На поле Куликовом» к философской лирике? Художественное направление, в русле которого написано стихотворение «На поле Куликовом», — символизм. В.

Анализ стихотворения Лермонтова Монолог Чем обусловлена грустная тональность стихотворения М.Ю. Лермонтова «Монолог»? Стихотворение «Монолог» написано пятнадцатилетним поэтом в 1829 г. Стихотворение «Дума», написанное девятью го­дами позже уже зрелым художником, имеет.

Анализ песни Высоцкого В. С. «Песня о друге» «Песня о друге» — одно из наиболее ярких произведений в творчестве B. C. Высоцкого, посвященное центральной для авторской песни теме — теме дружбы как наивысшей.

Анализ стихотворения Прощанье Некрасова В 1856 году Некрасов написал стихотворение «Прощанье», но вот при жизни поэт так и не увидел его в печатном виде. А сам Некрасов часто читал.

Анализ «Песня о друге» Высоцкого В. С «Песня о друге» «Песня о друге» — одно из наиболее ярких произведений в творчестве B. C. Высоцкого, посвященное центральной для авторской песни теме — теме.

Анализ стихотворения «Весь день она лежала в забытьи…»; Тютчева «Весь день она лежала в забытьи…»; (1864). Стихотворение написано в Ницце и посвящено воспоминаниям о последних ча­сах жизни Е. А. Денисьевой. Общая тональность произведения трагическая.

Анализ песни Высоцкого В. С. «Песня о земле» «Песня о земле» B. C. Высоцкого написана для кинофиль­ма «Сыновья уходят в бой». В ней подчеркивается жизнеут­верждающая сила родной земли. Ее неисчерпаемые богатства выражает поэтичное.

Краткий анализ стихотворения Молитва (Лермонтов М. Ю.) Стихотворение молитва м. Ю. Лермонтова есть слова, которые несут особую силу. Подходит запечатлеть словами то, насколько дорогая моя это молитва. С помощью ярких эпитетов: чудную.

Анализ стихотворения Баратынского Элегия Элегия — это такой жанр, который содержится в стихотворении, и где присутствует эмоциональный эффект на фоне философского раздумья о сложившихся жизненных проблемах. Именно в таком.

Биография Высоцкого и его песни Годы жизни: 1938 — 1980 Владимир Семенович родился 1938 года 25 января в Москве, в семье военного связиста, который прошел всю войну и пережил все.

Анализ песни Высоцкого В. С. «Зарыты в нашу память на века…» Песня «Зарыты в нашу память на века…» написана B. C. Вы­соцким в 1971 году. В ней поэт вновь обращается к событиям Великой Отечественной войны, ставшим.

Жизнь человека «от колыбели до могилы» (Проблематика романа И. А. Гончарова «Обломов») 1. Вечные вопросы романа. 2. Размышления о смысле жизни человека. 3. Образ Ильи Ильича Обломова как отражение русского национального характера. 4. Актуальность романа. … пока.

Анализ стихотворения «Гиена» Гумилев «Гиена» (1908). Стихотворение вошло в сборник «Романти­ческие цветы»: … из пещеры крадется гиена. Ее стенанья яростны и грубы, Ее глаза зловещи и унылы, И страшны.

Анализ Стихотворения Лермонтова «Тучи» Стихотворение «Тучи». Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «Тучи» было написано М.Ю. Лермонтовым в доме Карамзиных в день отъезда его в кавказскую ссылку в 1840 году. Там.

Анализ «Песня о земле» Высоцкого В. С «Песня о земле» «Песня о земле» B. C. Высоцкого написана для кинофильма «Сыновья уходят в бой». В ней подчеркивается жизнеутверждающая сила родной земли. Ее неисчерпаемые.

Анализ стихотворения Заболеть бы как следует Ахматова Основным мотивом стихотворения «Заболеть бы как следует» является память и возвращение в прошлое. Произведение пропитано желанием заболеть, и не просто заболеть, а заболеть «как следует».

Анализ стихотворения «Русь» Блока «Русь» (1906). Родина в стихотворении воспринимается по­этом через «преданья старины», Где ведуны с ворожеями Чаруют злаки на полях, И ведьмы тешатся с чертями В дорожных.

Анализ стихотворения Пушкина: Погасло невное светило Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Погасло дневное све­тило». Стихотворение принадлежит к разряду «крымских элегий» и знаменует собой начало романтического периода в творчестве Пушкина (1820). Жанр стихотворения.

Читайте также:  Сочинение на тему Птицы зимой

Анализ стихотворения «Видение» Тютчева «Видение» (1829). Стихотворение философично: в нем изо­бражен огромный мир «сумеречного» состояния Вселенной. Все произведение состоит из двух строф. Первая строфа начинается с описания метафорического образа.

Анализ стихотворения Поля Верлена «Осенняя песня» Это стихотворение отражает состояние осенней природы и одновременно внутреннее состояние лирического героя. Как изменяются времена года, так меняется и человек, его чувства и настроения. Осень.

Анализ стихотворения Некрасивая девочка Заболоцкого Изучив стихотворение «Некрасивая девочка» мне кажется, что лирическим героем в нем является неряшливая, смешная личность. Она как из анекдота. С первых же строк произведения понятно.

Анализ стихотворения Деревня Пушкина Деревня (1820). Итогом посещения А. С. Пушкиным летом 1819 года родовой усадьбы Михайловское стало стихотворение «Деревня». Произведение динамично: меняются чувства, пере­живания поэта, изменяется и деревенский.

Анализ стихотворения Есенина Спит ковыль 1925 год. Сергей Есенин пишет свое стихотворение, в котором передается несказанно легко не только искренняя любовь к Родине, но и какие-то свои итоги о жизни.

Анализ стихотворения Лермонтова Сосна Сразу стоит сказать о том, что стихотворение Михаила Лермонтова является литературным переводом, которое было выполнено им в 1841. Как мы знаем, в этом году поэт.

Анализ стихотворения Близнецы Тургенева Это стихотворение, точней, белый стих Ивана Тургенева передает то самое ощущение, которое испытал сам автор. Здесь показан спор двух близнецов. Подробно описывается, как они, в.

Написать краткое содержание о рассказе На графских развалинах

u041eu0434u043du0430u0436u0434u044b u042fu0448u043au0430 u0432u0441u0442u0440u0435u0447u0430u0435u0442 u043du0435u043fu043eu0434u0430u043bu0451u043au0443 u043eu0442 u0434u0435u0440u0435u0432u043du0438 u043cu0430u043bu044cu0447u0438u0448u043au0443-u0431u0435u0441u043fu0440u0438u0437u043eu0440u043du0438u043au0430u041cu0438u0442u044cu043au0443 u043fu043e u043fu0440u043eu0437u0432u0438u0449u0443 u0414u0435u0440u0433u0430u0447, u043au043eu0442u043eu0440u044bu0439 u0440u0430u0441u0441u043au0430u0437u044bu0432u0430u0435u0442, u0447u0442u043e u043fu043eu0442u0435u0440u044fu043bu0441u044f u0432u043e u0432u0440u0435u043cu044f u0433u043eu043bu043eu0434u0430 u0438 u043cu0435u0447u0442u0430u0435u0442 u043du0430u0439u0442u0438 u0441u0432u043eu0438u0445 u0440u043eu0434u043du044bu0445. u041au0430u043au043eu0435-u0442u043e u0432u0440u0435u043cu044f u043eu043d u043du0430u0445u043eu0434u0438u043bu0441u044f u0441u0440u0435u0434u0438u00a0u043du0430u043bu0451u0442u0447u0438u043au043eu0432u00a0u0432u043e u0433u043bu0430u0432u0435 u0441 u0425u0440u0443u0449u043eu043c, u043eu0434u043du0430u043au043e u043fu043eu0442u043eu043c u0441u0431u0435u0436u0430u043b u043eu0442 u043du0438u0445, u0438 u0442u0435u043fu0435u0440u044c u0435u043cu0443 u043du0435u043bu044cu0437u044f u0441u043du043eu0432u0430 u043fu043eu043fu0430u0434u0430u0442u044cu0441u044f u0425u0440u0443u0449u0443 u043du0430 u0433u043bu0430u0437u0430. u0414u0435u0440u0433u0430u0447 u0441u043fu0438u0442 u0432u043cu0435u0441u0442u0435 u0441 u0412u043eu043bu043au043eu043c u0432 u043fu043eu0434u0432u0430u043bu0435 u0433u0440u0430u0444u0441u043au043eu0439 u0443u0441u0430u0434u044cu0431u044b, u0438 u0440u0435u0431u044fu0442u0430 u0445u0440u0430u043du044fu0442 u0435u0433u043e u043fu0440u0435u0431u044bu0432u0430u043du0438u0435 u0442u0430u043c u0432 u0442u0430u0439u043du0435 u043eu0442 u0432u0441u0435u0445.

u041cu0435u0436u0434u0443 u0442u0435u043c u0432 u043eu043au0440u0435u0441u0442u043du043eu0441u0442u044fu0445 u043fu043eu044fu0432u043bu044fu044eu0442u0441u044f u0434u0432u043eu0435 u043bu044eu0434u0435u0439, u0438u043du0442u0435u0440u0435u0441u0443u044eu0449u0438u0445u0441u044f u0443u0441u0430u0434u044cu0431u043eu0439. u041eu043du0438 u0443u0437u043du0430u044eu0442 u043eu0442 u041du0435u0444u0451u0434u044bu0447u0430, u0447u0442u043e u0443 u043du0435u0433u043e u0435u0441u0442u044c u0444u043eu0442u043eu0433u0440u0430u0444u0438u044f u0441 u043fu0430u043bu044cu043cu043eu0439, u0438 u043fu0440u0435u0434u043bu0430u0433u0430u044eu0442 u043fu0440u043eu0434u0430u0442u044c u0435u0451, u043du043e u0442u043eu0442 u043du0435 u043cu043eu0436u0435u0442 u043du0430u0439u0442u0438 u0441u043du0438u043cu043eu043a, u043au043eu0442u043eu0440u044bu0439 u042fu0448u043au0430 u043eu0442u0434u0430u043b u0414u0435u0440u0433u0430u0447u0443. u0414u0435u0440u0433u0430u0447 u0443u0437u043du0430u043b u043du0430 u0441u043du0438u043cu043au0435 u043au043eu0433u043e-u0442u043e u0437u043du0430u043au043eu043cu043eu0433u043e, u043du043e u043fu043eu043au0430 u043du0435 u0441u0442u0430u043b u0440u0430u0441u0441u043au0430u0437u044bu0432u0430u0442u044c u043fu0440u043e u044du0442u043e u0440u0435u0431u044fu0442u0430u043c. u041au0430u043a-u0442u043e u043du043eu0447u044cu044e u042fu0448u043au0430 u0438 u0412u0430u043bu044cu043au0430 u0432u0438u0434u044fu0442 u0441u0440u0435u0434u0438 u0440u0430u0437u0432u0430u043bu0438u043d u0443u0441u0430u0434u044cu0431u044b u043eu0433u043eu043du0451u043a, u0430 u043eu0434u043du0430u0436u0434u044b u0432u043e u0434u0432u043eu0440 u043a u0412u0430u043bu044cu043au0435 u043fu0440u0438u0431u0435u0433u0430u0435u0442 u043bu0430u044eu0449u0438u0439 u0412u043eu043bu043a, u043a u043eu0448u0435u0439u043du0438u043au0443 u043au043eu0442u043eu0440u043eu0433u043e u043fu0440u0438u0432u044fu0437u0430u043d u043eu0431u0440u044bu0432u043eu043a u0444u043eu0442u043eu0433u0440u0430u0444u0438u0438. u0422u043eu0439 u0436u0435 u043du043eu0447u044cu044e u043au0442u043e-u0442u043e u043fu0440u043eu043du0438u043au0430u0435u0442 u0432u043e u0434u0432u043eu0440 u0438 u043fu044bu0442u0430u0435u0442u0441u044f u0443u0431u0438u0442u044c u0412u043eu043bu043au0430 u0438 u043eu0442u0440u044bu0432u0430u0435u0442 u0447u0430u0441u0442u044c u0444u043eu0442u043eu0433u0440u0430u0444u0438u0438. u041du0430 u0441u043bu0435u0434u0443u044eu0449u0438u0439 u0434u0435u043du044c u0434u0440u0443u0437u044cu044f u043du0435 u043du0430u0445u043eu0434u044fu0442 u0414u0435u0440u0433u0430u0447u0430 u0432 u043fu043eu0434u0432u0430u043bu0435 u0443u0441u0430u0434u044cu0431u044b. u041fu0440u0438 u044du0442u043eu043c u043eu043du0438 u043eu0431u043du0430u0440u0443u0436u0438u0432u0430u044eu0442 u0432 u0433u0430u0437u0435u0442u0435 u043eu0431u044au044fu0432u043bu0435u043du0438u0435 u043e u0442u043eu043c, u0447u0442u043e u043cu0430u043bu044cu0447u0438u043au0430 u0414u043cu0438u0442u0440u0438u044f u0401u043bu043au0438u043du0430 u0440u0430u0437u044bu0441u043au0438u0432u0430u044eu0442 u0435u0433u043e u0440u043eu0434u0438u0442u0435u043bu0438, u043fu0440u043eu0436u0438u0432u0430u044eu0449u0438u0435 u0432 u0421u0430u0440u0430u0442u043eu0432u0441u043au043eu0439 u0433u0443u0431u0435u0440u043du0438u0438.

u041au0430u043a u0432u044bu044fu0441u043du044fu0435u0442u0441u044f, u0441u0442u0430u0432u0448u0438u0439 u0431u0430u043du0434u0438u0442u043eu043c u00abu0413u0440u0430u0444u00bb, u0441u044bu043d u0441u0442u0430u0440u043eu0433u043e u0433u0440u0430u0444u0430, u0432 u043au043eu043cu043fu0430u043du0438u0438 u0441 u0425u0440u0443u0449u043eu043c u043fu0440u0438u0431u044bu043bu0438 u0434u043bu044f u0442u043eu0433u043e, u0447u0442u043eu0431u044b u043du0430u0439u0442u0438 u043au043bu0430u0434, u0437u0430u0440u044bu0442u044bu0439 u0433u0440u0430u0444u043eu043c u043fu043eu0434 u043fu0430u043bu044cu043cu043eu0439 u043fu0440u0438 u043du0430u0441u0442u0443u043fu0435u043du0438u0438 u00abu043au0440u0430u0441u043du044bu0445u00bb. u041eu0434u043du0430u043au043e u043fu0430u043bu044cu043cu044b u0431u043eu043bu044cu0448u0435 u043du0435u0442, u0438 u0447u0442u043eu0431u044b u043du0430u0439u0442u0438 u043cu0435u0441u0442u043e, u0433u0434u0435 u043eu043du0430 u043du0430u0445u043eu0434u0438u043bu0430u0441u044c, u0425u0440u0443u0449 u043fu043eu0434 u0432u0438u0434u043eu043c u0441u043fu0435u0446u0438u0430u043bu0438u0441u0442u0430 u043fu043e u0430u0440u0445u0438u0442u0435u043au0442u0443u0440u0435 u0438 u043fu044bu0442u0430u043bu0441u044f u043au0443u043fu0438u0442u044c u0444u043eu0442u043eu0433u0440u0430u0444u0438u044e u0443 u043eu0442u0446u0430 u042fu0448u043au0438. u0414u0435u0440u0433u0430u0447, u0443u0441u043bu044bu0448u0430u0432 u0440u0430u0437u0433u043eu0432u043eu0440 u0431u0430u043du0434u0438u0442u043eu0432 u0432 u0443u0441u0430u0434u044cu0431u0435, u043eu0441u0432u043eu0431u043eu0434u0438u043b u0412u043eu043bu043au0430 u0438 u0441 u0437u0430u043fu0438u0441u043au043eu0439 u043fu043eu0441u043bu0430u043b u0435u0433u043e u0440u0435u0431u044fu0442u0430u043c, u043du043e u0438u0437-u0437u0430 u0440u0430u043du044b u043du0430 u0448u0435u0435 u0412u043eu043bu043au0430 u0437u0430u043fu0438u0441u043au0430 u043eu043au0430u0437u0430u043bu0430u0441u044c u0437u0430u043bu0438u0442u0430 u043au0440u043eu0432u044cu044e. u0411u0430u043du0434u0438u0442u044b u043du0430u0448u043bu0438 u0414u0435u0440u0433u0430u0447u0430 u0438, u0441u0432u044fu0437u0430u0432, u0437u0430u043fu0435u0440u043bu0438 u0432 u043eu0434u043du043eu0439 u0438u0437 u043au043eu043cu043du0430u0442 u043bu0435u0441u043du043eu0439 u0438u0437u0431u0443u0448u043au0438, u0433u0434u0435 u043eu043du0438 u043fu0440u044fu0442u0430u043bu0438u0441u044c.

u041fu043eu043bu0443u0447u0438u0432 u043eu0431u0430 u043eu0431u0440u044bu0432u043au0430 u0444u043eu0442u043eu0433u0440u0430u0444u0438u0438, u0431u0430u043du0434u0438u0442u044b u0432u044bu043au043eu043fu0430u043bu0438 u0441u0435u0439u0444 u0441 u0434u0440u0430u0433u043eu0446u0435u043du043du043eu0441u0442u044fu043cu0438. u0414u0435u0440u0433u0430u0447, u043au043eu0442u043eu0440u043eu043cu0443 u0443u0434u0430u043bu043eu0441u044c u043eu0441u0432u043eu0431u043eu0434u0438u0442u044cu0441u044f u043eu0442 u0432u0435u0440u0451u0432u043au0438 u0438 u043fu0435u0440u0435u0431u0440u0430u0442u044cu0441u044f u043du0430 u0447u0435u0440u0434u0430u043a, u0443u0441u043fu0435u0432u0430u0435u0442 u043fu0435u0440u0435u0434u0430u0442u044c u043fu0440u0438u0448u0435u0434u0448u0435u043cu0443 u043du0430 u0435u0433u043e u043fu043eu0438u0441u043au0438 u042fu0448u043au0435, u0447u0442u043e u043du0443u0436u043du043e u0441u0440u043eu0447u043du043e u0437u0432u0430u0442u044c u043cu0438u043bu0438u0446u0438u044e. u0421u0430u043c u0414u0435u0440u0433u0430u0447 u0437u0430u043fu0438u0440u0430u0435u0442 u0438u0437u043du0443u0442u0440u0438 u0434u0432u0435u0440u044c u0434u043eu043cu0438u043au0430, u043au043eu0433u0434u0430 u0431u0430u043du0434u0438u0442u044b u043eu0442u0445u043eu0434u044fu0442 u0437u0430 u0432u043eu0434u043eu0439. u0422u0435 u043fu043eu0434u0436u0438u0433u0430u044eu0442 u0434u043eu043c, u043du043e u0432u0441u043au043eu0440u0435 u043fu043eu0434u043eu0441u043fu0435u0432u0448u0438u0435 u043cu0438u043bu0438u0446u0438u043eu043du0435u0440u044b u0441u043fu0430u0441u0430u044eu0442 u043cu0430u043bu044cu0447u0438u043au0430 u0438 u0443u0431u0438u0432u0430u044eu0442 u0432 u0445u043eu0434u0435 u043fu0435u0440u0435u0441u0442u0440u0435u043bu043au0438 u0425u0440u0443u0449u0430.

u042fu0448u043au0430 u0438 u0412u0430u043bu044cu043au0430 u043du0430u0432u0435u0449u0430u044eu0442 u0414u0435u0440u0433u0430u0447u0430 u0432 u0431u043eu043bu044cu043du0438u0446u0435 u0438 u0441u043eu043eu0431u0449u0430u044eu0442 u0435u043cu0443, u0447u0442u043e u0432u0441u0435 u0440u0435u0431u044fu0442u0430 u0441u0447u0438u0442u0430u044eu0442 u0435u0433u043e u0433u0435u0440u043eu0435u043c, u0430 u0435u0433u043e u0440u043eu0434u0438u0442u0435u043bu0438 u043du0430u0448u043bu0438u0441u044c u0438 u0441u043au043eu0440u043e u043fu0440u0438u0435u0434u0443u0442 u0437u0430u0431u0440u0430u0442u044c u0435u0433u043e.

Действие происходит на юге России через несколько лет после революции 1917 года. Друзья Яшка и Валька живут в деревне, неподалёку от которой находятся развалины графской усадьбы. Отец Яшки Нефёдыч когда-то работал садовником у графа, и у него сохранилась фотография, где изображён сын графа под пальмой, специально заказанной под Батуми. В подвале заброшенной усадьбы Яшка и Валька прячут пса Волка, которого соседи обвиняют в удушении трёх своих кур.

Однажды Яшка встречает неподалёку от деревни мальчишку-беспризорникаМитьку по прозвищу Дергач, который рассказывает, что потерялся во время голода и мечтает найти своих родных. Какое-то время он находился среди налётчиков во главе с Хрущом, однако потом сбежал от них, и теперь ему нельзя снова попадаться Хрущу на глаза. Дергач спит вместе с Волком в подвале графской усадьбы, и ребята хранят его пребывание там в тайне от всех.

Между тем в окрестностях появляются двое людей, интересующихся усадьбой. Они узнают от Нефёдыча, что у него есть фотография с пальмой, и предлагают продать её, но тот не может найти снимок, который Яшка отдал Дергачу. Дергач узнал на снимке кого-то знакомого, но пока не стал рассказывать про это ребятам. Как-то ночью Яшка и Валька видят среди развалин усадьбы огонёк, а однажды во двор к Вальке прибегает лающий Волк, к ошейнику которого привязан обрывок фотографии. Той же ночью кто-то проникает во двор и пытается убить Волка и отрывает часть фотографии. На следующий день друзья не находят Дергача в подвале усадьбы. При этом они обнаруживают в газете объявление о том, что мальчика Дмитрия Ёлкина разыскивают его родители, проживающие в Саратовской губернии.

Как выясняется, ставший бандитом «Граф», сын старого графа, в компании с Хрущом прибыли для того, чтобы найти клад, зарытый графом под пальмой при наступении «красных». Однако пальмы больше нет, и чтобы найти место, где она находилась, Хрущ под видом специалиста по архитектуре и пытался купить фотографию у отца Яшки. Дергач, услышав разговор бандитов в усадьбе, освободил Волка и с запиской послал его ребятам, но из-за раны на шее Волка записка оказалась залита кровью. Бандиты нашли Дергача и, связав, заперли в одной из комнат лесной избушки, где они прятались.

Получив оба обрывка фотографии, бандиты выкопали сейф с драгоценностями. Дергач, которому удалось освободиться от верёвки и перебраться на чердак, успевает передать пришедшему на его поиски Яшке, что нужно срочно звать милицию. Сам Дергач запирает изнутри дверь домика, когда бандиты отходят за водой. Те поджигают дом, но вскоре подоспевшие милиционеры спасают мальчика и убивают в ходе перестрелки Хруща.

Яшка и Валька навещают Дергача в больнице и сообщают ему, что все ребята считают его героем, а его родители нашлись и скоро приедут забрать его.

Аркадий Гайдар – На графских развалинах

  • 80
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Аркадий Гайдар – На графских развалинах краткое содержание

На графских развалинах – читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Долго – почти весь день – возились в овраге ребятишки. Собирали сучья, играли в колышек, поймали внизу четырех ящериц и завязали их занятно в тряпицу.

Только что окончили варить козлятину, как Валька, разыскавший поверху дикую малину, кубарем скатился вниз.

– Ребята, – прошептал он взволнованно, – по тропке из леса Степка, Мишка и Петька идут. должно быть, за грибами ходили. Вот бы накрыть их!

– Нет, – ответил Яшка, перебарывая в себе желание отколотить своих заклятых врагов. – Ежели мы вдвоем выскочим, то они набьют нас, потому что их больше. А ежели с Дергачом, тогда они узнают и всем расскажут, что мы с ним заодно.

– Дай я один пойду, – задорно предложил Дергач, и, схватив палку, он, как ящерица, начал пробираться наверх.

Валька и Яшка забрались к краю оврага и, чуть высунув головы, приготовились наблюдать, а на крайний случай, уже невзирая ни на что, прийти на помощь товарищу.

Дергач остановился за кустом У тропки и стал караулить. Едва Степкина компания приблизилась, Дергач вышел и, чуть расставив ноги, загородил им дорогу.

Столь неожиданное появление опасного противника заставило остолбенеть мальчишек. Но, сообразив тотчас же, что их трое, а он один, они решили защищаться.

– Бросай корзину! – крикнул Дергач вызывающе.

Вместо ответа Степка поставил корзину и наклонился за камнем; остальные двое сделали то же.

– А, так вы вот как! – рассерженно крикнул Дергач, и, оглушительно засвистев, он бросился с поднятой палкой на врагов.

– Кровь! – в ужасе крикнул вдруг кто-то, разглядев красные руки Дергача.

И, вероятно предположив, что страшный Дергач только что совершил кровавую расправу над каким-либо путником, все трое, не дожидаясь, пока и их постигнет та же участь, в панике бросились бежать, преследуемые издевательским свистом Дергача.

– Видал, – восхищенно завопил Валька, – как он один на троих! Ой! Ой! Как хорошо, Яшка, что мы сдружились с Дергачом! – И Валька вне себя от восторга принялся кататься по траве.

Дергач спустился к костру, молча бросил захваченную корзину и опять лег.

– Как это ты их здорово! – сказал Яшка, подсаживаясь рядом.

Дергач слегка улыбнулся, махнул рукой, как бы говоря, что не стоит о таком пустяке разговаривать, и опять, вынув фотографию, принялся ее рассматривать. Яшка высыпал грибы на траву, а старую корзинку кинул в огонь.

– Нельзя же с ихней корзиной домой возвращаться, узнать могут. А грибы мы потом ссыпем в опростанный котел и домой стащим, а там в свои лукошки пересыпем. А если матери станут ругаться: где пропадали? – мы скажем, что за грибами ходили. Грибы-то во какие. белые, березовиков вовсе мало.

Совсем уже вечерело, когда Дергач, нанизав куски мяса на бечеву, отправился снести продовольствие в “Графское”, а ребята, подхватив котел, потащились к дому.

Они благополучно миновали тропку, никого не встретили на огородах и уже в саду столкнулись с поливавшей грядки Яшкиной матерью.

– Это вы что же, идолы, делаете? Это вас куда с котлом носило? – грозно приближаясь, спросила она.

Валька, как и всегда в таких случаях, стремительно дал ходу, а Яшка так оторопел, что только и нашелся ответить:

– Мы, мам, за грибами. мы, смотри, каких белых.

– Это с котлом-то за грибами? – остолбенела мать. – Да ты чего врешь-то!

Получив затрещину, Яшка взвыл не столько от боли, сколько по обычаю, и улепетнул во двор.

Мать подошла к котлу, заглянула в него и, увидав большую груду грибов, пришла в еще большее недоумение:

– Батюшки вы мои! Да что же это такое? Я думала, он врет, что за грибами. а он на самом деле. – И она беспомощно развела руками. – А только. только где же это видано, чтобы по лесу с двухпудовым котлом за грибами ходили. Да уж они, не дай бог, не сошли ли и на самом деле с ума?

В этот вечер Яшку из дома больше не выпустили. Валька покрутился было возле его окна, посвистел. Но оттуда вдруг выглянуло рассерженное лицо Яшкиной матери и послышался ее суровый голос:

– Я вот тебе посвищу! Я тебе посвищу, поросенок этакий! Я вот тебе сейчас ведро с помоями на голову выплесну!

Валька шаром откатился подальше и решил, что Яшку заперли либо засадили за арифметику и придется одному бежать нырётку перекидывать.

Он захватил с собою “кошку”, то есть якорь из гвоздей, подвешенный к тонкой бечеве, и понесся к речке.

Солнце уже скрылось. Над почерневшей рекою раскинулись облачка теплого пара. Валька спустился к старой искореженной раките, раскинувшейся возле поросшего осокой берега, взял конец бечевы в левую руку, правой раскачал “кошку” и, наметив место, быстро выбросил ее вперед.

Вода булькнула. Испуганно бултыхнулись с берега встревоженные лягушки. Валька потянул конец бечевы – бечева не натягивалась.

– Не зацепило! – догадался он и перебросил “кошку” чуть правее.

– Ага. теперь есть!

Сердце его затрепетало, как птица, запутавшаяся ночью в кустах, когда неуклюжие прутья нырётки показались над поверхностью воды.

– Эх, кабы щука. либо налим фунта на три.

Он выхватил нырётку, поднял ее к глазам и, не обращая внимания на струйки воды, стекавшие ему на штаны, принялся рассматривать улов:

– Две плотвы. три ерша, три сайги и два рака.

Валька вздохнул разочарованно, нанизал рыбешек на кукан. Раков выбросил в реку, нырётку перекинул на другое место и, свернув “кошку”, выбрался наверх.

Была уже ночь. Красной дугою выглядывал из-за леса край огромной луны. И, озаренные ее слабым сиянием, развалины графской усадьбы казались теперь снова величественным, крепко спящим замком.

Но что это? Валька подпрыгнул, точно зацепил ногой за корягу, и выронил кукан. Одно из окон спящего замка озарилось изнутри слабым светом.

“Что за штука? – подумал Валька. – Кто это там. Ага! Да это, конечно, Дергач зажег свечу. Но чего он там бродит? Как он, дурак, понять не может, что отсюда могут увидать мальчишки и заинтересоваться!”

Валька наклонился, отыскивая оброненный кукан. Когда он поднял голову, то света в окошке уже Не было.

Читайте также:  Сочинение на тему Птицы зимой

И на Вальку напало сомнение, что не лунный ли отблеск на случайно сохранившемся осколке стекла принял он за огонь.

“Надо будет завтра спросить Дергача, – решил он. – Ежели он не зажигал огня, то, значит, мне показалось”.

С утра Яшку нарядили в новые штаны, праздничную рубаху, и из сундука мать достала пахнущий нафталином картуз.

– Мам. а картуз-то зачем? – запротестовал было Яшка. – Сейчас не осень и не зима, и так жарко.

– Помалкивай! – оборвала его мать. – Хочешь, чтобы судья посмотрел на тебя и сказал бы: у, какой хулиган, весь растрепанный! Да рожу-то получше умой. Да если спрашивать тебя чего будут, то отвечай скромно да носом не шмыгай.

Аркадий Гайдар: На графских развалинах

Здесь есть возможность читать онлайн «Аркадий Гайдар: На графских развалинах» весь текст электронной книги совершенно бесплатно (целиком полную версию). В некоторых случаях присутствует краткое содержание. категория: Русская классическая проза / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

  • 100
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • Описание
  • Другие книги автора
  • Правообладателям
  • Похожие книги

На графских развалинах: краткое содержание, описание и аннотация

Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «На графских развалинах»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.

Аркадий Гайдар: другие книги автора

Кто написал На графских развалинах? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Возможность размещать книги на на нашем сайте есть у любого зарегистрированного пользователя. Если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

На графских развалинах — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система автоматического сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «На графских развалинах», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Не бойтесь закрыть страницу, как только Вы зайдёте на неё снова — увидите то же место, на котором закончили чтение.

– Дураки люди, – сказала, зевая, мать. – Денег им девать, что ли, некуда? В прошлом годе тоже художник какой-то с Сычихи портрет рисовать взялся, да еще по целковому за день ей платил. Ну взял бы хоть председателеву жену срисовал или еще кого неприглядней, а то Сычиху – да на нее и без портрета смотреть оторопь берет. А ты поищи все-таки карточку-то, пятерки под забором не валяются. Вон Яшке к осени пальтишко справлять придется, из старого-то он вовсе вырос.

“Ээх, и ду-ураки мы! – подумал Яшка, осторожно высовываясь из-под одеяла. – Эх, и трусы! И чего испугались? Мирные люди усадьбу обследуют. Да еще добрые какие, отцу пять рублей обещались. Нам бы вместо чем бежать, надо бы наверх к ним выбраться. Может быть, пособили бы в чем-нибудь – глядишь, по двугривенному заработали, а мы бежать. И чего только ночью со страха не померещится!”

Яшка натянул покрепче одеяло и услышал, как отец повернул выключатель, выключая свет.

Яшка повернулся на бок и закрыл глаза. Так он пролежал минут десять. Сладкая дрема начала охватывать его, и его мысли начинали смешиваться, мелькнул уже кусочек какого-то сна, как вдруг он услышал, что что-то тихонько стукнулось об пол, точно обвалился с потолка маленький кусочек штукатурки. Через минуту опять что-то стукнуло.

“Должно быть, Васька-кот в темноте балует”, – подумал Яшка и спустил руку к полу, отыскивая что-либо, чем можно бы отпугнуть кота. И в ту же минуту он почувствовал, что прямо к нему на одеяло упал небольшой, с горошину, камешек.

“Кто-то через окно кидается. Уже не Валька ли. Но зачем же это он так поздно. “

Яшка высунулся в окно. Возле черного забора он еле разглядел прячущегося в тени Вальку. Яшка махнул ему рукой, что должно было означать: “Уходи, выйти не могу, отец с матерью только что легли”. Однако Валька упрямо замотал головой и продолжал подавать сигнал, вызывая Яшку.

“Вот, пес тебя забери! – подумал обеспокоенный Яшка. – Что у него могло этакое случиться, чтобы вызывать в полночь?”

Он осторожно натянул штаны и прислушался. Сестренка Нюрка крепко спала. В соседней комнате похрапывал отец, но мать еще ворочалась с боку на бок.

Яшка бесшумно взобрался на подоконник, нащупал рукою уступ и тихонько спустился на выемку фундамента. По выемке он добрался до угла и только здесь уже спрыгнул в мягкую землю клубничных грядок.

– Ты чего? – напустился он на Вальку. – Разве я велел тебе по ночам будить?

Вместо ответа Валька взволнованно приложил пальцы к губам и потащил Яшку за рукав.

– Так чего же ты? – нетерпеливо переспросил Яшка, останавливаясь возле бани и не понимая возбужденного состояния Вальки. И тотчас же понял все или, вернее, ничего не понял – у стены бани он увидел привязанного, откуда-то взявшегося Волка.

– Я только хотел ложиться спать, вышел оправиться, – рассказывал Валька, – смотрю, бежит во весь мах собака – и прямо ко мне. Я подумал, что бешеная, да со страха прямо на забор скакнул. И вижу вдруг, что это Волк.

– Да зачем же его Дергач выпустил?

– Вот еще новая напасть. Гляди-ка, да Волк-то весь мохнатый, он в воде где-то был. Что же с ним делать сейчас?

– Давай привяжем его пока в баню. А утром назад сведем. Он, может быть, вырвался у Дергача.

Привязали собаку в бане. Еще раз условились встретиться пораньше утром и опять расстались.

Яшка тем же путем начал пробираться домой. Уже возле самого окна он обернулся, и ему показалось, что верхушка сиреневого куста, росшего в саду возле бани, как-то неестественно сильно вздрогнула, точно ее качнули снизу. Необъяснимое беспокойство овладело отчего-то мальчуганом. Он забрался в комнату, сам не зная зачем запер окно на задвижку и долго не мог уснуть, раздумывая о случившемся. Должно быть, потом он заснул очень крепко, потому что проснулся как-то вдруг, рывком, от сильного шума и лая.

– Яшка, – кричала мать, – Яшка, да проснись же ты, дьявол!

Яшка вскочил, ничего не соображая.

Лай все усиливался. Это уже был не простой лай собаки на проходящего путника, а отчаянная тревога, переходящая в остервенелый визг.

Нефедыч, схватив со стены охотничью берданку, поспешно выбежал во двор.

Через полминуты лай сразу оборвался, и почти тотчас же раздался грохот выстрела.

Яшка не помня себя выскочил во двор. Навстречу ему попалось несколько человек соседей. Кто-то говорил:

– В баню пробрался какой-то человек. Должно быть, вор. Он ранил ножом собаку. Нефедыч выстрелил, да мимо.

На графских развалинах – краткое содержание повести Гайдара

На графских развалинах

Из травы выглянула курчавая белокурая голова, два ярко-синих глаза, и послышался сердитый шепот:

– Валька… Валька… да заползай же ты, идол, справа! Заползай сзаду, а то он у-ч-ует.

Густые лопухи зашевелились, и по их колыхавшимся верхушкам можно было догадаться, что кто-то осторожно ползет по земле.

Вдруг белокурая голова охотника опять вынырнула из травы. Свистнула пущенная стрела и, глухо стукнувшись о доски гнилого забора, упала.

Большой, жирный кот испуганно рванулся на крышу покривившейся бани и стремительно исчез в окне чердака.

– Ду-урак… Эх, ты! – негодуя, проговорил охотник поднимающемуся с земли товарищу. – Я же тебе говорил – заползай. Там бы сзаду как удобно, а теперь на-ко, выкуси… Когда его опять уследишь.

– Заползал бы сам, Яшка. Там крапива, я и то два раза обжегся.

– «Крапива»! Когда на охоте, то тут не до крапивы. Тебе бы еще половик подостлать.

– А раз она жжется!

– Так ты перетерпи. Почему же я-то терплю… Хочешь, я сейчас голой рукой ее сорву и не сморгну даже? Вру, думаешь?

Яшка вытер влажную руку, выдернул большой крапивный куст и, неестественно широко вылупив глаза, спросил, торжествуя:

– Ну что, сморгнул? Эх ты, нюня.

– Я не нюня вовсе, – обиженно ответил Валька. – Я тоже могу, только не хочу.

– А ты захоти… Ну-ка, слабо захотеть? Веснушчатое курносое лицо Вальки покраснело; не принять вызова он теперь не мог.

Он подошел к крапиве, заколебался было, но, почувствовав на себе насмешливый взгляд товарища, рывком выдернул большую, старую крапивину. Губы его задрожали, глаза заслезились; однако, силясь вызвать улыбку, он сказал, немного заикаясь:

– И я тоже не сморгнул.

– Верно! – по-чистому согласился Яшка. – Раз не сморгнул, значит, не сморгнул. Только я все-таки посередке хватал, а ты под корешок, а под корешком у ей жало слабже. Ну, да и то ладно! Знаешь что? Пойдем давай во двор, там девчонки играют, а мы им сполох устроим.

– Нет. Она на станцию молоко продавать пошла. Никого дома нету.

Во дворе возле забора домовитые и стрекотливые, как сороки, две девочки накрыли сломанный стул и табурет старым одеялом и, высунувшись из своего шалаша, приветливо зазывали двух других девчонок:

– Заходите, пожалуйста, в гости! У нас сегодня пироги с вареньем. Заходите, пожалуйста!

Но едва только гости чинно направились на зов, как хозяйки шалаша испуганно переглянулись:

Яшка и Валька приближались медленно, спокойно, ничем не выдавая на этот раз своих истинных намерений.

– Играете? – спросил Яшка.

– У-ухо-дите! Чего вы лезете? Мы к вам не лезем, – плаксиво сказала Нюрка, Яшкина сестренка.

– Отчего же нам уходить? – еще мягче спросил Яшка. – Мы посмотрим да и пойдем дальше. Это что у вас такое? – И он ткнул пальцем в одеяло.

– Это наш дом, – ответила Нюрка, несколько озадаченная таким необычно мирным подходом.

– До-ом? А разве дома из одеялов строят? Дома строят из бревен или из кирпича. Вы бы потаскали кирпичей с «Графского» и построили крепкий, а этот чуть толкнешь – он и рассыплется.

И Яшка потрогал ногою табуретку, чем вызвал немалую панику у обитателей шалаша.

– Ну, ладно. А где же у вас пирог?

– Вот тут, – тревожно следя за каждым движением Яшки, ответила Нюрка.

– Вот дуры-то! Все у них не по-людски. Дом из одеяла, а пироги из глины. А ну-ка, съешь один пирог, ну-ка, кусни. А… не хочешь? Людей такой дрянью угощаешь, а сама не хочешь… Валька, давай мы все ихние пироги им в рот запихаем. Сами напекли, пускай и жрут.

– Я-а-а-шка! – безнадежно-тоскливо в один голос затянули девчонки. – Я-а-шка… у-уходи, ху-ли-и-га-ан.

– А… вы еще ругаться! Валька, в атаку на это бандитское гнездо!

Только-только угроза разгрома и расправы вплотную нависла над мирными обитателями шалаша, как вдруг Яшка почувствовал, что кто-то крепко взял его сзади за вихор.

Девчонки, точно по команде, перестали выть. Яшка обернулся и увидал Валькины пятки, исчезающие за забором, да рассерженное лицо матери, вернувшейся с вокзала.

– Марш домой! – крикнула мать, давая ему шлепка. – Ишь, разбойник, и игры-то у него разбойные…

Смотри-ка, какой Петлюра выискался! Вот погоди, придет отец – он тебе покажет, как атаманствовать!

Отец у Яшки старый – уже пятьдесят четыре года стукнуло. Служит он сторожем в совете, а раньше садовником у графа был.

В революцию граф с семьей убежал. Усадьбу старинную мужики сгоряча разграбили. Невдомек было, видно, что усадьба-то пригодиться может. В суматохе кто-то то ли нарочно, то ли нечаянно запалил ее. И выгорело у каменной усадьбы все деревянное нутро. Одни только стены сейчас торчат, да и те во многих местах пообвалились. А от оранжерей и помину не осталось. Стекла в гражданскую войну от орудийной канонады полопались, а дерево сгнило.

Раньше хоть мимо дорога была, но с тех пор как построили новый мост через Зеленую речку, совсем усадьба в стороне осталась. И стоит она на опушке, над оврагом, как надмогильный памятник старому режиму.

Отец Яшки, Нефедыч, вернулся сегодня вовсе добрым, потому что получка была. А в получку каждый человек, конечно, добрый, и потому, когда мать начала жаловаться на Яшку, что нет с ним сладу, отец ответил примирительно:

Читайте также:  Сочинение на тему Птицы зимой

– Ничего, осенью в школу опять пойдет, тогда за ученьем дурь из головы вылетит.

– До осени-то еще долго. Он и вовсе избалуется. Тебе-то что, а у меня он на глазах.

Яшка сидел молча, уткнув голову в тарелку, и не оправдывался.

Это отмалчивание еще больше рассердило мать, и она, бухая на стол горшок с кашей и свининой, продолжала:

– Этак из мальчишки добра не выйдет. Тоже пошли деточки… Я сегодня с вокзала иду, смотрю – в стоге сена, возле тропки, что-то ворочается. Уж не наш ли поросюк забежал?… Подошла, глянула, да так и обмерла. Высовывается оттуда рожа, че-ерная, ло-охматая, вся как есть в саже. Во рту цигарка, а в руке рогуля с резиной, а в резине камушек. Мальчишка лет тринадцати, а страшенный – сил нету. Я назад, а он как засвищет, да этак засвищет, что аж в ушах зазвенело.

При этих словах Яшка насторожился, а Нефедыч аккуратно сложил газету и сказал:

– В совете у нас про это самое разговор был. Говорят, объявился у нас в местечке какой-то беспризорный. И зачем его к нам занесло – уму непостижимо. Местечко у нас маленькое, стороннее, от главной линии только ветка. У нас рассуждали – что не изловить ли его? Так опять – куда ты его денешь? В суд – нельзя, пока за ним проступков никаких не замечено. Беспризорного дома у нас нет, а в город отправлять – возня. Секретарь говорил, что, должно быть, беспризорный и сам скоро убежит, потому что у нас ему неинтересно: ни публики на вокзале, ни толпы на улице – кошелек спереть из кармана и то не у кого.

Яшка, ошеломленный услышанным, забыл про кашу и прилип к табуретке. Потом, сообразив, что, вероятно, он пока является единственным обладателем подслушанного сообщения, заерзал, бросил недоеденную тарелку и, невзирая на грозный окрик матери, понесся на двор, срочно поделиться с Валькой важной новостью.

Он бросился к забору Валькиного сада и чуть не лбом столкнулся с перелезающим навстречу Валькой.

– А я, брат, чего знаю! – сказал, переводя дух, Яшка.

– Нет, ты слушай лучше, что я знаю.

– Про что ты можешь знать! Ты знаешь про неинтересное, а я про интересное.

– Нет уж, я-то про самое интересное знаю.

– Знаю я, про какое интересное ты знаешь. Наверное, про то, кто нашу ныретку на проток перекинул? Так это что, а я вот знаю!

– Ничего ты не знаешь. А ну давай об заклад биться: если ты знаешь интересней, я тебе две стрелы с напайками дам, а если я интересней, то ты мне… ножик.

– Ишь ты какой ловкий. Ножик-то почти новый, у него только одно лезвие сломано, а от второго еще больше полполовины осталось… Хочешь, я тебе патрон дам?

Аркадий Гайдар – На графских развалинах

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Описание книги “На графских развалинах”

Описание и краткое содержание “На графских развалинах” читать бесплатно онлайн.

Гайдар Аркадий Петрович

На графских развалинах

На графских развалинах

Из травы выглянула курчавая белокурая голова, два ярко-синих глаза, и послышался сердитый шепот:

– Валька. Валька. да заползай же ты, идол, справа! Заползай сзаду, а то он у-ч-ует.

Густые лопухи зашевелились, и по их колыхавшимся верхушкам можно было догадаться, что кто-то осторожно ползет по земле.

Вдруг белокурая голова охотника опять вынырнула из травы. Свистнула пущенная стрела и, глухо стукнувшись о доски гнилого забора, упала.

Большой, жирный кот испуганно рванулся на крышу покривившейся бани и стремительно исчез в окне чердака.

– Ду-урак. Эх, ты! – негодуя, проговорил охотник поднимающемуся с земли товарищу. – Я же тебе говорил – заползай. Там бы сзаду как удобно, а теперь на-ко, выкуси. Когда его опять уследишь.

– Заползал бы сам, Яшка. Там крапива, я и то два раза обжегся.

– “Крапива”! Когда на охоте, то тут не до крапивы. Тебе бы еще половик подостлать.

– А раз она жжется!

– Так ты перетерпи. Почему же я-то терплю. Хочешь, я сейчас голой рукой ее сорву и не сморгну даже? Вру, думаешь?

Яшка вытер влажную руку, выдернул большой крапивный куст и, неестественно широко вылупив глаза, спросил, торжествуя:

– Ну что, сморгнул? Эх ты, нюня.

– Я не нюня вовсе, – обиженно ответил Валька. – Я тоже могу, только не хочу.

– А ты захоти. Ну-ка, слабо захотеть?

Веснушчатое курносое лицо Вальки покраснело; не принять вызова он теперь не мог.

Он подошел к крапиве, заколебался было, но, почувствовав на себе насмешливый взгляд товарища, рывком выдернул большую, старую крапивину. Губы его задрожали, глаза заслезились; однако, силясь вызвать улыбку, он сказал, немного заикаясь:

– И я тоже не сморгнул.

– Верно! – по-чистому согласился Яшка. – Раз не сморгнул, значит, не сморгнул. Только я все-таки посередке хватал, а ты под корешок, а под корешком у ей жало слабже. Ну, да и то ладно! Знаешь что? Пойдем давай во двор, там девчонки играют, а мы им сполох устроим.

– Нет. Она на станцию молоко продавать пошла. Никого дома нету.

Во дворе возле забора домовитые и стрекотливые, как сороки, две девочки накрыли сломанный стул и табурет старым одеялом и, высунувшись из своего шалаша, приветливо зазывали двух других девчонок:

– Заходите, пожалуйста, в гости! У нас сегодня пироги с вареньем. Заходите, пожалуйста!

Но едва только гости чинно направились на зов, как хозяйки шалаша испуганно переглянулись:

Яшка и Валька приближались медленно, спокойно, ничем не выдавая на этот раз своих истинных намерений.

– Играете? – спросил Яшка.

– У-ухо-дите! Чего вы лезете? Мы к вам не лезем, – плаксиво сказала Нюрка, Яшкина сестренка.

– Отчего же нам уходить? – еще мягче спросил Яшка. – Мы посмотрим да и пойдем дальше. Это что у вас такое? – И он ткнул пальцем в одеяло.

– Это наш дом, – ответила Нюрка, несколько озадаченная таким необычно мирным подходом.

– До-ом? А разве дома из одеялов строят? Дома строят из бревен или из кирпича. Вы бы потаскали кирпичей с “Графского” и построили крепкий, а этот чуть толкнешь – он и рассыплется.

И Яшка потрогал ногою табуретку, чем вызвал немалую панику у обитателей шалаша.

– Ну, ладно. А где же у вас пирог?

– Вот тут, – тревожно следя за каждым движением Яшки, ответила Нюрка.

– Вот дуры-то! Все у них не по-людски. Дом из одеяла, а пироги из глины. А ну-ка, съешь один пирог, ну-ка, кусни. А. не хочешь? Людей такой дрянью угощаешь, а сама не хочешь. Валька, давай мы все ихние пироги им в рот запихаем. Сами напекли, пускай и жрут.

– Я-а-а-шка! – безнадежно-тоскливо в один голос затянули девчонки. Я-а-шка. у-уходи, ху-ли-и-га-ан.

– А. вы еще ругаться! Валька, в атаку на это бандитское гнездо!

Только-только угроза разгрома и расправы вплотную нависла над мирными обитателями шалаша, как вдруг Яшка почувствовал, что кто-то крепко взял его сзади за вихор.

Девчонки, точно по команде, перестали выть. Яшка обернулся и увидал Валькины пятки, исчезающие за забором, да рассерженное лицо матери, вернувшейся с вокзала.

– Марш домой! – крикнула мать, давая ему шлепка. – Ишь, разбойник, и игры-то у него разбойные. Смотри-ка, какой Петлюра выискался! Вот погоди, придет отец – он тебе покажет, как атаманствовать!

Отец у Яшки старый – уже пятьдесят четыре года стукнуло. Служит он сторожем в совете, а раньше садовником у графа был.

В революцию граф с семьей убежал. Усадьбу старинную мужики сгоряча разграбили. Невдомек было, видно, что усадьба-то пригодиться может. В суматохе кто-то то ли нарочно, то ли нечаянно запалил ее. И выгорело у каменной усадьбы все деревянное нутро. Одни только стены сейчас торчат, да и те во многих местах пообвалились. А от оранжерей и помину не осталось. Стекла в гражданскую войну от орудийной канонады полопались, а дерево сгнило.

Раньше хоть мимо дорога была, но с тех пор как построили новый мост через Зеленую речку, совсем усадьба в стороне осталась. И стоит она на опушке, над оврагом, как надмогильный памятник старому режиму.

Отец Яшки, Нефедыч, вернулся сегодня вовсе добрым, потому что получка была. А в получку каждый человек, конечно, добрый, и потому, когда мать начала жаловаться на Яшку, что нет с ним сладу, отец ответил примирительно:

– Ничего, осенью в школу опять пойдет, тогда за ученьем дурь из головы вылетит.

– До осени-то еще долго. Он и вовсе избалуется. Тебе-то что, а у меня он на глазах.

Яшка сидел молча, уткнув голову в тарелку, и не оправдывался.

Это отмалчивание еще больше рассердило мать, и она, бухая на стол горшок с кашей и свининой, продолжала:

– Этак из мальчишки добра не выйдет. Тоже пошли деточки. Я сегодня с вокзала иду, смотрю – в стоге сена, возле тропки, что-то ворочается. Уж не наш ли поросюк забежал. Подошла, глянула, да так и обмерла. Высовывается оттуда рожа, че-ерная, ло-охматая, вся как есть в саже. Во рту цигарка, а в руке рогуля с резиной, а в резине камушек. Мальчишка лет тринадцати, а страшенный – сил нету. Я назад, а он как засвищет, да этак засвищет, что аж в ушах зазвенело.

При этих словах Яшка насторожился, а Нефедыч аккуратно сложил газету и сказал:

– В совете у нас про это самое разговор был. Говорят, объявился у нас в местечке какой-то беспризорный. И зачем его к нам занесло – уму непостижимо. Местечко у нас маленькое, стороннее, от главной линии только ветка. У нас рассуждали – что не изловить ли его? Так опять – куда ты его денешь? В суд нельзя, пока за ним проступков никаких не замечено. Беспризорного дома у нас нет, а в город отправлять – возня. Секретарь говорил, что, должно быть, беспризорный и сам скоро убежит, потому что у нас ему неинтересно: ни публики на вокзале, ни толпы на улице – кошелек спереть из кармана и то не у кого.

Яшка, ошеломленный услышанным, забыл про кашу и прилип к табуретке. Потом, сообразив, что, вероятно, он пока является единственным обладателем подслушанного сообщения, заерзал, бросил недоеденную тарелку и, невзирая на грозный окрик матери, понесся на двор, срочно поделиться с Валькой важной новостью.

Он бросился к забору Валькиного сада и чуть не лбом столкнулся с перелезающим навстречу Валькой.

– А я, брат, чего знаю! – сказал, переводя дух, Яшка.

– Нет, ты слушай лучше, что я знаю.

– Про что ты можешь знать! Ты знаешь про неинтересное, а я про интересное.

– Нет уж, я-то про самое интересное знаю.

– Знаю я, про какое интересное ты знаешь. Наверное, про то, кто нашу нырётку на проток перекинул? Так это что, а я вот знаю!

– Ничего ты не знаешь. А ну давай об заклад биться: если ты знаешь интересней, я тебе две стрелы с напайками дам, а если я интересней, то ты мне. ножик.

– Ишь ты какой ловкий. Ножик-то почти новый, у него только одно лезвие сломано, а от второго еще больше полполовины осталось. Хочешь, я тебе патрон дам?

– На что он мне? У меня своих три.

– Так у тебя же пустые, а я нестреляный дам; его ежели в лесу в костер бросить, так он как ухнет.

– Ну ладно. Чур – так! Говори. А то ты увидишь, что моя берет, и скажешь, что про это же самое знаешь, чтобы не отдавать.

– Так тогда как же?

Оба мальчугана постояли, задумавшись, потом Яшка прищелкнул языком и сказал:

– А вот как! На тебе гвоздь и нацарапай им на заборе про что у тебя, а потом в другом месте нацарапаю я, тут уже будет без обмана.

Оба долго пыхтели, вычеркивая кособокие буквы.

Через минуту оба хохотали.

– Да у нас про одно и то же. Только у меня написано “про беспризорного”, а у тебя “про беспризорного налетчика”. Почему же, однако, он налетчик?

– А уж обязательно налетчик, – снижая голос, ответил Валька. – Они все такие – у них в кармане либо финский нож, либо гиря на ремне. А то чем же они питаться станут!

– А может, попросят где, – сомневаясь в словах товарища, сказал Яшка, либо яблок по садам накрадут, вот и жрут.

Ссылка на основную публикацию