Баваклава – краткое содержание рассказа Яковлева

Юрий Яковлев – Баваклава

Юрий Яковлев – Баваклава краткое содержание

Баваклава – читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Юрий Яковлевич Яковлев

Юный Шаров сидел в кресле, вытянув ноги в серых брюках с пузырями на коленях. Он вобрал голову в плечи, подбородком же уперся в грудь. Рыжеватые, давно не стриженные волосы налезали на глаза, рот был полуоткрыт, уши горели. Руками он вцепился в подлокотники кресла, да так сильно, что кончики пальцев побелели. Глядя на него, можно было подумать, что кто-то жестко отсчитывает: “Пять, четыре, три. ” – и когда произнесет “один”, раздастся грохот и кресло вместе с мальчиком взлетит ввысь, оставляя в небе огненный след.

На самом деле никакой полет не предстоял – мальчик сидел перед телевизором и смотрел хоккей. Как все неповоротливые, мешковатые люди, он любил наблюдать за ловкостью и проворством других.

И хотя в мире не существует переселения душ, душа юного Шарова покинула полное, облеченное в поношенную школьную форму тело и перенеслась в могучий торс нападающего “Крылышек”. Ах, юный Шаров, никто не знал, что здесь, в кресле, осталась. только твоя оболочка в брюках с пузырями на коленках. Сам же ты перенесся в таинственное Зазеркалье телевизора и летишь, звеня коньками, по льду. Шайба приросла к клюшке. Обошел одного игрока, второго.

Сделал обманное движение. Защитник кинулся тебе под ноги – напрасно! Резкий рывок в сторону – и ты один на один с вратарем.

Сердце похолодело от радостного напряжения. Вратарь замер в воротах, как огромный краб с поднятыми клешнями. Мгновение – в это мгновение юный Шаров вообще перестал дышать – и удар! Не очень сильный, вполне легкий, но коварный: вратарь кинулся влево, шайба, кружась волчком, вкатилась в правый незащищенный угол ворот.

– Ура! – уже не на ледяном поле, а дома закричал юный Шаров и с треском отдвинул кресло.

Дверь отворилась. Отец, бледный, осунувшийся, глухим голосом сказал:

И, не дожидаясь ответа, затворил дверь.

Юный Шаров нехотя вернулся из Зазеркалья в комнату. Чтото пробормотал отцу, вернее, уже закрытой двери. И принялся жевать бутерброд с колбасой, отчего его губы сразу заблестели. Невнятная тревога портила хорошее расположение духа, как гвоздь в башмаке или соринка, угодившая в глаз. На ледяном поле продолжалась спортивная баталия. Но хоккей поблек, утратил свою привлекательность. Словно сбилась настройка и на экране все происходит не в фокусе. Мальчик подошел к телевизору, вяло повернул выключатель. Раздался слабый щелчок, и все исчезло, погасло. Юный Шаров вспомнил, что умерла бабушки. Лежит рядом в комнате на узком старомодном диване с зелеными кисточками. Она рядом, и вместе с тем ее уже нет, она где-то далеко. И от этой дали на сердце возникает гнетущая тяжесть.

. Когда он вернулся из школы, пришлось долго звонить – никто не открывал. Что она, уснула? Он здорово рассердился на бабушку и уже готовился высказать ей свое недовольство, но дверь открыл отец.

– Почему ты трезвонишь? – тихо, но с укором произнес отец.

С раннего детства он привык так называть бабушку Клаву. Вместо “баба” “бава” и в одно слово.

– Нет ее, – отвернувшись, сказал отец.

Отец ничего не ответил, зашагал прочь. А юный Шаров остался стоять посреди прихожей в шапке-ушанке, съехавшей набок, в расстегнутом пальто. Ему казалось странным и то, что не Баваклава открыла дверь, и то, что отец какой-то растерянный, безразличный.

Может быть, заболел и послал Баваклаву за лекарством?

Мальчик швырнул портфель в угол и начал стаскивать за рукав мокрое, тяжелое пальто. После уроков была возня, а он, неповоротливый и толстый, “жирный – поезд пассажирный”, как всегда, споткнулся и оказался в снегу.

Юный Шаров поднялся на носочки и, сопя, повесил пальто на крючок. Потом сорвал с головы шапку, забросил ее на полку и принялся расшнуровывать ботинки. Шнурки обледенели и были жесткими, а мокрые ботинки уже успели оставить на паркете две овальные лужицы.

Где же Баваклава и почему отец дома? Юный Шаров сбросил ботинки на пол, сунул в тапочки мокрые, окоченевшие ноги и направился в комнату. Ботинки так и остались посреди прихожей, никто не поставил их сушить на батарею.

Стол не был накрыт. Юного Шарова никто не ждал к обеду.

Мальчик недовольно поморщился и направился в кухню. Плита была холодной. Желто-синие короны не дрожали над газовыми горелками.

Чайник не урчал. На сковороде не потрескивали котлеты.

Все это не понравилось мальчику. Он спешил. Они договорились с Саней Ведерниковым пойти во Дворец водного спорта, где тренер, товарищ Саниного отца, Борис Иванович обещал принять их в свою группу. Саня предупредил:

– Помойся под душем и надень чистую рубашку, врач будет осматривать.

А тут обед не готов. И неизвестно, когда еще приготовят. Вечно Баваклава не вовремя уходит. Юный Шаров во второй раз крепко рассердился на бабушку.

Некоторое время он бесцельно ходил по квартире. Посреди прихожей на полу по-прежнему стояли башмаки. Баваклавы не было. Но почему на вешалке висело ее потертое пальто с серым воротником?

Юный Шаров решительно направился в бабушкину комнату. Баваклава была дома. Она лежала на своем плюшевом диване с зелеными кисточками. Кисточек недоставало: когда Шаров еще не был юным, а был маленьким Леней, то любил отрывать кисточки от бабушкиного дивана. Баваклава лежала на спине, крепко закрыв глаза, положив руки поверх одеяла. У нее были прямые, с легкой рыжиной волосы, открытый лоб, маленький нос бугорком поднимался над лицом. На лбу и у глаз не было морщин, они только намечались, пролегли ниточками. На подбородке была впадинка.

Баваклава спала, а отец и мать безмолвно сидели рядом и терпеливо ждали ее пробуждения.

Юный Шаров потоптался на месте, потом тихо спросил:

Не поднимая головы, отец ответил:

– Если б заболела! Умерла.

Потом он повернулся к сыну и резко сказал:

– Понимаешь, бабушка умерла!

Мальчик никак не отреагировал на слова отца. Слова прозвучали, но их смысл не дошел до его сознания. Он смотрел на бабушку не с жалостью, а скорее с любопытством – за всю жизнь никогда не видел бабушку спящей. Утром, когда он еще спал, бабушка была уже на ногах. Она трясла его за плечо и тихо говорила:

– Ты же опоздаешь в школу. Вставай, Леня!

– Минуточку. Еще минуточку, – сквозь сон молил юный Шаров.

Сон не отпускал его, затягивал в свои сладкие глубины. А бабушка все трясла его за плечо. И, просыпаясь, он сердился на нее, словно она была виновата в том, что надо подниматься, вставать, идти в школу.

Не знал юный Шаров и когда бабушка ложилась спать, потому что укладывался и засыпал раньше ее. Только теперь он увидел бабушку с закрытыми глазами. Гладкий лоб, нос-бугорок. Подбородок со впадинкой. Руки поверх одеяла. Все это не внушало мальчику никакой тревоги. Напротив, в облике бабушки был устойчивый покой, который передавался внуку.

Юрий Яковлев: Баваклава. Рассказ

Здесь есть возможность читать онлайн «Юрий Яковлев: Баваклава. Рассказ» весь текст электронной книги совершенно бесплатно (целиком полную версию). В некоторых случаях присутствует краткое содержание. Город: Москва, год выпуска: 1981, категория: Детскиая проза / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

  • 100
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Баваклава. Рассказ: краткое содержание, описание и аннотация

Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Баваклава. Рассказ»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.

Юрий Яковлев: другие книги автора

Кто написал Баваклава. Рассказ? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Возможность размещать книги на на нашем сайте есть у любого зарегистрированного пользователя. Если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Баваклава. Рассказ — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система автоматического сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Баваклава. Рассказ», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Не бойтесь закрыть страницу, как только Вы зайдёте на неё снова — увидите то же место, на котором закончили чтение.

Юрий Яковлевич Яковлев

Для чего я пишу книги, рассказываю ребятам интересные истории, знакомлю их с разными людьми?

Чтобы развлечь их? Чтобы помочь им интересно провести время?

У моих книг другая задача – помочь ребятам жить.

Я хочу, чтобы и эта книжка стала твоим другом, помощником. Научила тебя думать не только о себе, чувствовать не только свою боль, но и боль тех, кто рядом с тобой. Любить не только себя!

Только не подумай, что книга – последняя страничка учебника, где есть ответы на все задачи. Книга не даст тебе готовый ответ, но она поможет самому решить задачи, которые задает тебе жизнь.

Эта книга – про мальчика и его бабушку, которую он скороговоркой называл «Баваклава». И если у тебя есть бабушка, то она наверняка чем-то похожа на

Баваклаву. Прочти эту книгу, и, может быть, ты станешь немного иначе относиться к своей бабушке да и к другим людям, которые живут рядом с тобой. И сможешь больше уважать себя.

Юный Шаров сидел в кресле, вытянув ноги в серых брюках с пузырями на коленях. Он вобрал голову в плечи, подбородком же уперся в грудь. Рыжеватые, давно не стриженные волосы налезали на глаза, рот был полуоткрыт, уши горели. Руками он вцепился в подлокотники кресла, да так сильно, что кончики пальцев побелели. Глядя на него, можно было подумать, что кто-то жестко отсчитывает: «Пять, четыре, три…» – и когда произнесет «один», раздастся грохот и кресло вместе с мальчиком взлетит ввысь, оставляя в небе огненный след.

На самом деле никакой полет не предстоял – мальчик сидел перед телевизором и смотрел хоккей. Как все неповоротливые, мешковатые люди, он любил наблюдать за ловкостью и проворством других. И хотя в мире не существует переселения душ, душа юного Шарова покинула полное, облеченное в поношенную школьную форму тело и перенеслась в могучий торс нападающего «Крылышек». Ах, юный Шаров, никто не знал, что здесь, в кресле, осталась. только твоя оболочка в брюках с пузырями на коленках. Сам же ты перенесся в таинственное Зазеркалье телевизора и летишь, звеня коньками, по льду. Шайба приросла к клюшке. Обошел одного игрока, второго. Сделал обманное движение. Защитник кинулся тебе под ноги – напрасно! Резкий рывок в сторону – и ты один на один с вратарем. Сердце похолодело от радостного напряжения. Вратарь замер в воротах, как огромный краб с поднятыми клешнями. Мгновение – в это мгновение юный Шаров вообще перестал дышать – и удар! Не очень сильный, вполне легкий, но коварный: вратарь кинулся влево, шайба, кружась волчком, вкатилась в правый незащищенный угол ворот.

– Ура! – уже не на ледяном поле, а дома закричал юный Шаров и с треском отдвинул кресло.

Дверь отворилась. Отец, бледный, осунувшийся, глухим голосом сказал:

И, не дожидаясь ответа, затворил дверь.

Юный Шаров нехотя вернулся из Зазеркалья в комнату. Чтото пробормотал отцу, вернее, уже закрытой двери. И принялся жевать бутерброд с колбасой, отчего его губы сразу заблестели. Невнятная тревога портила хорошее расположение духа, как гвоздь в башмаке или соринка, угодившая в глаз. На ледяном поле продолжалась спортивная баталия. Но хоккей поблек, утратил свою привлекательность. Словно сбилась настройка и на экране все происходит не в фокусе. Мальчик подошел к телевизору, вяло повернул выключатель. Раздался слабый щелчок, и все исчезло, погасло. Юный Шаров вспомнил, что умерла бабушки. Лежит рядом в комнате на узком старомодном диване с зелеными кисточками. Она рядом, и вместе с тем ее уже нет, она где-то далеко. И от этой дали на сердце возникает гнетущая тяжесть.

Когда он вернулся из школы, пришлось долго звонить – никто не открывал. Что она, уснула? Он здорово рассердился на бабушку и уже готовился высказать ей свое недовольство, но дверь открыл отец.

– Почему ты трезвонишь? – тихо, но с укором произнес отец.

С раннего детства он привык так называть бабушку Клаву. Вместо «баба» «бава» и в одно слово.

– Нет ее, – отвернувшись, сказал отец.

Отец ничего не ответил, зашагал прочь. А юный Шаров остался стоять посреди прихожей в шапке-ушанке, съехавшей набок, в расстегнутом пальто. Ему казалось странным и то, что не Баваклава открыла дверь, и то, что отец какой-то растерянный, безразличный… Может быть, заболел и послал Баваклаву за лекарством? Мальчик швырнул портфель в угол и начал стаскивать за рукав мокрое, тяжелое пальто. После уроков была возня, а он, неповоротливый и толстый, «жирный – поезд пассажирный», как всегда, споткнулся и оказался в снегу.

Читайте также:  Маска Красной смерти - краткое содержание рассказа Эдгара По

Похожие книги на «Баваклава. Рассказ»

Представляем Вашему вниманию похожие книги на «Баваклава. Рассказ» списком для выбора. Мы отобрали схожую по названию и смыслу литературу в надежде предоставить читателям больше вариантов отыскать новые, интересные, ещё не прочитанные произведения.

Урок внеклассного чтения в 7-м классе по рассказу Ю.Яковлева “Баваклава”

Разделы: Литература

Цели:

  1. Обучение литературоведческому анализу художественного текста.
  2. Развитие умения критически мыслить, проектировать свою деятельность.
  3. Воспитание нравственных качеств личности: любви к ближнему, заботы об окружающих, уважения к старости.

Используемые технологии: ИКТ, технология развития критического мышления, метод проектов.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, выполненная в программе Power Point.

Ход урока.

Быть добрым хорошо и радостно.
Добро приносит человеку то удовлетворение,
какого не знает никогда злой, быть добрым – счастье.
Ю. Яковлев

1. Вступительное слово учителя.

– Мы продолжаем цикл уроков внеклассного чтения под общим названием «Быть добрым – счастье» и сегодня поразмышляем над рассказом Ю. Яковлева «Баваклава»: попробуем разобраться в таких нравственных качествах, как любовь к ближнему, уважение, забота об окружающих, попробуем выяснить, какую роль в вашей жизни занимают ваши родные и близкие.
Анализируя ваши сочинения «Моя семья», я пришла к выводу, что самое главное для вас – это любовь близких вам людей: «Семья – это живущие вместе, любящие друг друга люди: взрослые и дети. Человека уже при рождении встречает его семья. Справиться со всеми бедами легче с любимой и любящей тебя семьей. Мои победы и достижения радостны для всех членов семьи, и я тоже рад их успехам. Я люблю свою семью и благодарен своим родителям, бабушке и дедушке за ту любовь, которую они мне дарят ежедневно» (Вукалов Дмитрий, 13 лет).

Но в мире не все устроено так благополучно: параллельно с любящими друг друга людьми существуют и несчастные, брошенные дети, одинокие старики. Это боль нашего общества. Очень важно, несмотря ни на какие жизненные испытания, всегда оставаться человеком и нести людям свет и радость.
Какие же качества необходимо воспитывать в себе, а от каких надо избавляться?

Какие качества характера надо воспитывать в себе?Что мешает нам жить?
Доброта
Внимание к людям
Любовь к ближнему
Забота об окружающих
Уважение к старости
Эгоизм
Жадность
Жестокость
Равнодушие

2. Обратимся к эпиграфу и попробуем сегодня доказать, что быть добрым – это счастье.

  1. О писателе Ю. Яковлеве и его книгах. Выступление проектной группы (Приложение слайд 2-3)
  2. Беседа по рассказу Ю. Яковлева «Баваклава».

– Итак, главный герой рассказа, юный Шаров, (Почему автор так его называет? – Он уже не ребенок, но еще и не взрослый), не знает никаких материальных трудностей. Он живет в благополучной семье, в достатке. Он привык к тому, что, вернувшись из школы, его уже ждал обед, Баваклава (так он с детства называл свою бабушку) заботливо прибирала его вещи, помогала ему одеться.
Но сегодня все было иначе…Зачитаем эпизод «Возвращение юного Шарова из школы».

«Стол не был накрыт. Юного Шарова никто не ждал к обеду. Мальчик недовольно поморщился и направился в кухню. Плита была холодной. Желто – синие короны не дрожали над газовыми горелками. Чайник не урчал. На сковороде не потрескивали котлеты.

Все это не понравилось мальчику».
– Почему не понравилось?
– Он спешил во Дворец водного спорта. А Баваклавы нигде не было, хотя «на вешалке висело ее потертое пальто с серым воротником». «Юный Шаров во второй раз крепко рассердился на бабушку».
– Что же случилось? Зачитаем.

«Баваклава была дома. Она лежала на своем плюшевом диване с зелеными кисточками. Кисточек недоставало: когда Шаров еще не был юным, а был маленьким Леней, то любил отрывать кисточки от бабушкиного дивана… Баваклава лежала на спине, крепко закрыв глаза, положив руки поверх одеяла. У нее были прямые, с легкой рыжиной волосы, открытый лоб, маленький нос поднимался бугорком поднимался над лицом. На лбу и у глаз не было морщин, они только намечались, пролегли ниточками. На подбородке была впадинка.
Баваклава спала, а отец и мать безмолвно сидели рядом и терпеливо ждали ее пробуждения.
Юный Шаров потоптался на месте, потом тихо спросил:
– Заболела?
Не поднимая головы, отец ответил:
– Если б заболела! Умерла…»

– Что же делает «юный Шаров», когда узнает о смерти бабушки. Проследим, как меняется герой на протяжении всего повествования (работаем по «Трехчастному дневнику», который семиклассники составляли дома, готовясь к уроку – вопросы к учителю ребята задавали до урока, по мере чтения произведения).
По ходу данной работы составляем цепочку чувств и переживаний героя.

ЦитатаКомментарии. Почему эта цитата привлекла ваше внимание?
1. «…мальчик сидел перед телевизором и смотрел хоккей. Как все неповоротливые, мешковатые люди, он любил наблюдать за ловкостью и проворством других…. Душа юного Шарова покинула полное, облеченное в поношенную школьную форму тело и перенеслась в могучий торс нападающего …»Этот эпизод произошел после того, как мальчик узнал, что бабушка умерла. Он равнодушен: смотрит хоккей, переживает за нападающего, спокойно жует бутерброд, пока его не обрывает окрик отца. И только тогда на сердце возникает «гнетущая тяжесть».

Состояние мальчика (Приложение слайд 4)
Равнодушие («горе запаздывало») – «гнетущая тяжесть».

ЦитатаКомментарии. Почему эта цитата привлекла ваше внимание?
2. «…вспомнил, что по пути из школы поленился зайти в аптеку и взять для бабушки глазные капли».Невнимание к близким людям. Как часто мы забываем о тех, кто находится рядом!
3. «От капель его отвлекла мысль о Дворце водного спорта. Надо было разыскать чистую рубашку, а он никогда не доставал белья сам и не знал, где оно лежит….Он сунулся в один шкаф, в другой. Ничего не нашел».Несамостоятельность героя.
4. «Обычно в душ его загоняла Баваклава. Она мыла его сама. Даже когда он стал юным, приходила потереть спинку и помыть голову. С Баваклавой можно было и покапризничать и поплескаться». «Юный Шаров поймал себя на том, что раньше никогда не задумывался о Баваклаве. Она всегда была рядом, всегда старалась помочь ему, услужить. Ее имя «Баваклава» он произносил, как волшебное «Сезам. Откройся!», если что-то было нужно».Бабушки любят баловать внуков, а внуки этим часто пользуются.
Мальчик начинает осознавать, что для него значила Баваклава. Но сначала он жалеет себя, так как ничего не может сделать без бабушки.
5. «Счастливый мир отключился. Сегодня юный Шаров думал о бабушке по-иному – без практической надобности. Почему-то вспомнил, как в раннем детстве она надевала ему под шапку платочек, чтоб мех не кололся и не задувал ветер. Когда он подрос, то стал стесняться этого платочка… И еще стал обижаться, когда говорили, что он похож на бабушку».Как часто мы не ценим то, что имеем! Герой стесняется того, что похож на бабушку («Как это мальчик похож на бабушку?! Ведь если ребята узнают об этом – засмеют!» Наивность детского восприятия.

– «Юный Шаров» вспоминает, как много лет назад он с Баваклавой ездил в лес, и бабушка рассказывала ему про деревья.

6. «По дороге во Дворец водного спорта в трамвае»

«Трамвай движется медленно. Никак не может увезти юного Шарова от тревожных мыслей, от дома, где в первый и последний раз уснула бабушка, Баваклава. Надо думать о другом!»

ЦитатаКомментарии. Почему эта цитата привлекла ваше внимание?
Герой пытается отвлечь себя от тревожных мыслей, но не может.

Состояние мальчика (Приложение слайд 6)
Равнодушие («горе запаздывало») – «гнетущая тяжесть» – воспоминания о лучших минутах жизни (а связаны-то они с бабушкой!) – тревожные мысли.

8. «Во Дворце водного спорта»

«Баваклава знала много разных стихов, частушек, прибауток, которые когда-то давно были в ходу».

ЦитатаКомментарии. Почему эта цитата привлекла ваше внимание?
7. «В деревне» «Однажды через деревню Кремену шли войска. Поднимая коричневое облако пыли, с лязгом и гуденьем двигались танки. От их тяжелого хода в буфете жалобно дребезжали стаканы. Он выбежал из дома. Танки шли совсем близко, от них тянуло жаром. Во рту стало сухо и горько: это он наглотался пыли. Возьми ведро и кружку, может, кто из них (солдат) захочет напиться. Мальчику понравилась бабушкина мысль».Под влиянием бабушки мальчик начинает понимать, что делать добро другим – это приятно. Так «юный Шаров» получил первый урок нравственности, о чем потом будет хвастаться на пионерском сборе, конечно, не упоминая о бабушке.
«Юный Шаров» пытается попасть к тренеру, ждет его, но постоянно возвращается к мысли о бабушке. Сначала мальчик относился к этим прибауткам высокомерно, подсмеивался над ними, а заодно над бабушкой, хранящей всякую ерунду, но теперь от этих воспоминаний на сердце стало горько – горько.

Состояние мальчика (Приложение слайд 7)

ЦитатаКомментарии. Почему эта цитата привлекла ваше внимание?
8. «С той поры, как он стал юным, что-то изменилось в нем. Он замкнулся, ко всему относился с усмешкой. Этакий бывалый человек, прошедший огонь и воду… Баваклава не знала, как к нему подступиться. – таким он стал важным».Герой с пренебрежением относится к окружающим, считая себя взрослым и самостоятельным, но бабушка не обижалась, так как она по-настоящему любила внука и прощала ему глупые поступки.
9. «Он радовался, когда брал, получал. …Баваклава же радовалась, когда отдавала». «Он вынимал нож из ножен и вкладывал его обратно. Нюхал нож. Пробовал остроту лезвия. И, глядя на друга, юный Шаров вдруг почувствовал, что радость товарища передается ему».Второй урок нравственности, который извлекает внук: он понимает, что отдавать людям намного приятней, чем брать у них. Этот урок он тут же опробовал на практике (на День рождения Сани Ведерникова дарит ему охотничий ножик с костяной ручкой – подарок дяди из Австрийских Альп.

– «В тот вечер что-то сдвинулось в сознании юного Шарова, перешло на другой путь и покатилось, покатилось…». Но тогда мальчик не думал о бабушке. И только когда ее не стало, он «с опозданием начал смутно догадываться, что Баваклава не только кормила, будила, обстирывала его, но и делала еще незаметную, очень важную для него работу. Это открытие удивило его. Потому что до сегодняшнего дня он считал Баваклаву темной и отсталой…».

ЦитатаКомментарии. Почему эта цитата привлекла ваше внимание?
10. «Став юным, он относился к своему прошлому насмешливо, с презрением, словно не он был тем малышом, а совсем другой человек. Тот. другой, не занимал его. А Баваклава любила и того и этого Шарова.»Теперь «бабушка показалась ему человеком важным и нужным, и он вздрогнул от мысли, что придется жить без нее». Герой понимает, что «единственным человеком, который по-настоящему понимал его, была старая, смешная Баваклава».

Состояние мальчика (Приложение слайд 8)

Равнодушие («горе запаздывало») – «гнетущая тяжесть» – воспоминания о лучших минутах жизни (а связаны-то они с бабушкой!) – тревожные мысли – горько–горько на сердце – «захотелось закричать, но он задохнулся от своего отчаяния».
– Герой уходит из Дворца водного спорта, так и не искупавшись, и идет в аптеку за каплями для бабушки… Они теперь нужны не ей, а ему… Чувство вины овладело всем существом «юного Шарова». Он понял что-то очень важное для себя… Жаль только бабушку это уже не вернет.
– Расскажите историю жизни Баваклавы. Какой вы ее представляете?

«В годы войны она выходила своего маленького сына – будущего отца юного Шарова. По ладожскому льду, едва живого, вывезла его из осажденного Ленинграда, прикрывая собой от фашистских осколков и ледяного ветра. В незнакомой Костромской области работала в колхозе, а после работы еще косила сено и меняла его на молоко. На кружку молока для сына! Про нее местные говорили: «Ты, Клавдия, хоть и городская, но двужильная!» А она не была двужильная, едва волочила распухшие ноги, но шла. Шла, как солдат идет в бой».

– Баваклава – человек выносливый (чего не сделаешь для собственного ребенка!), она много пережила, но сохранила в себе все самое лучшее, что может быть у человека: доброту, отзывчивость, заботу об окружающих. Всю свою любовь, нежность она отдает близким для нее людям. Никогда не унывает, близка к народной жизни (вспомним ее прибаутки). И пусть она не современна – не знает о тайнах Вселенной – но теперь мальчик понимает, что она была очень дорога для него. А он никогда не говорил ей об этом… Какважно успеть сказать самые главные, самые важные слова признательности любящим тебя людям, ведь может быть слишком поздно…

– Зачитаем последние строки рассказа и поразмышляем над ними.

«Она умрет, когда ее забудут, но пока хоть одно сердце помнит ее, она жива», – неожиданно подумал мальчик. Эти слова сами всплыли в памяти. Память бросила их ему, как спасательный круг. Она жива! Ее жизнь зависит от него, от его сердца.
Он должен жить не только для того, чтобы ходить в школу, гонять на коньках, смотреть по «телеку» хоккей. Он должен жить, чтобы не пропустить самого главного – заводить часы в бабушкиной комнате и хранить лоскуток полкового знамени. Он должен жить, чтобы нести людям то, чему его незаметно научила Баваклава. Жить для людей».

– Какой урок нравственности извлек мальчик, дополним таблицу.

Какие качества характера надо воспитывать в себе?Что мешает нам жить?
Доброта
Внимание к людям
Любовь к ближнему
Забота об окружающих
Уважение к старости
Жить для людей (альтруизм)
Эгоизм
Жадность
Жестокость
Равнодушие

Состояние мальчика (Приложение слайд 10)

Равнодушие («горе запаздывало») – «гнетущая тяжесть» – воспоминания о лучших минутах жизни (а связаны-то они с бабушкой!) – тревожные мысли – горько–горько на сердце – «захотелось закричать, но он задохнулся от своего отчаяния» – осознание, что «нужно жить, чтобы нести людям то, чему его незаметно научила Баваклава – жить для людей».

3. Выступление учащихся с творческими проектами на тему «За что я люблю и уважаю свою бабушку (прабабушку)» (Приложение слайды 11-15)

Мою бабушку зовут Полина Александровна. Она родилась в конце тридцатых годов в городе Пушкине. В начале войны семья бабушки оказалась в блокадном Ленинграде, поэтому она не понаслышке знает о голоде и смерти. Всю свою взрослую жизнь бабушка проработала в Бежецке, куда она переехала уже после войны. Трудилась на многих предприятиях города. Теперь она пенсионерка. Моя бабушка – самая лучшая бабушка на свете! Она любит своих внуков, балует их. Она может поиграть с нами в любую игру, может дать любой совет. На даче у нее растут самые вкусные яблоки и дыни. Для меня бабушка – очень близкий и родной человек. (Вукалов Дмитрий)

Моя прабабушка – ветеран войны. Недавно ей исполнилось 93 года. В годы войны она работала на лесоповале, трудилась с утра до позднего вечера. Однажды прабабушка отморозила ноги и, превозмогая боль, все равно продолжала работать, потому что понимала, что ее труд, как и труд ее подруг, может приблизить победу. Я представляю свою прабабушку в далекие сороковые – она мне кажется настоящим героем! Вот разбомбленный фашистами поезд в городе Ржеве, кругом убитые и раненые. Я вижу мою прабабушку, которая на своих хрупких плечах (а ей тогда было всего 25 лет!) выносит из горящих вагонов раненых бойцов. Я горжусь свой милой старенькой бабушкой! И в день ее 93-летия вся наша большая семья собралась в ее доме, чтобы еще раз сказать ей слова любви и благодарности. (Литвинов Иван)

– Посмотрите, сколько удивительных историй рассказали вы о своих родных и близких, сколько хороших слов сказали в их адрес. Каждая из ваших бабушек, прабабушек, бесспорно, заслуживает внимания и уважения. И очень хорошо, что вы знаете об этом, цените и любите их. Пусть они живут долго – долго, они по праву заслужили это!

Баваклава – Яковлев Юрий Яковлевич

Дата добавления: 2015-07-10

Кол-во страниц: 5

Поделиться в соц.сетях:

Баваклава – Яковлев Юрий Яковлевич краткое содержание

Баваклава читать онлайн бесплатно

Когда же голос отца – “Имей совесть!” – вернул мальчика к действительности и он – щелк! – выключил телевизор, то вспомнил, что по пути из школы поленился зайти в аптеку и взять для бабушки глазные капли. Эти капли действовали только два дня, их нельзя было купить впрок, и в его немногочисленные обязанности входило приносить бабушке свежие капли.

От капель его отвлекла мысль о Дворце водного спорта. Надо было разыскать чистую рубашку, а он никогда не доставал белья сам и не знал, где оно лежит. То ли у мамы в шкафу, то ль в коридоре – во встроенном. Еще он забыл спросить у Сани, надо ли надеть чистые кальсончики или достаточно сменить рубашку.

Он сунулся в один шкаф, в другой. Ничего не нашел и, чтобы оттянуть время мытья, прилег на диван. Обычно в душ его загоняла Баваклава. Она мыла его сама. Даже когда он стал юным, приходила потереть спинку и помыть голову. С Баваклавой можно было и покапризничать и поплескаться. Мама же решительно совала его голову под кран. “Ой, горячо!” – “Ничего, в самый раз!” – “Ой, щиплет глаза! – “Закрывай крепче!” – и никакого баловства и плесканий.

Юный Шаров поймал себя на том, что раньше никогда не задумывался о Баваклаве. Она всегда была рядом, всегда старалась помочь ему, услужить. Ее имя .-“Баваклава” он произносил, как волшебное “Сезам, откройся!”, если что-то было нужно. Стоило сказать “Баваклава” – на столе появлялся обед, убирались брошенные посреди комнаты ботинки, гладились брюки, решалась задача. Правда, задачи решались только в младших классах, потом бабушка “отстала”, и задачи, которые задавали на дом, были ей не под силу.

Она делала множество полезных, нужных для его жизни дел, освобождала его от забот. Поэтому он вспоминал о бабушке, только когда хотел есть, гулять, когда требовалась помощь или защита.

Зазвонил телефон. Юный Шаров вскочил с дивана. Поднял трубку.

Знакомый голос весело затараторил:

– Старик! Салют! Это я – Саня. Ты душ принял?

– Зачем. душ? – растерянно спросил юный Шаров.

– Забыл, что ли? Только ноги мой как следует. Там врачи проверяют. И уши мой. Могут не допустить.

– Почему. не допустить?

– Что с тобой, старик? Ты спал, что ли? Мы же идем во Дворец водного спорта. К Борису Ивановичу. Усек? Плавки нашел?

– Нашел, – механически ответил юный Шаров.

Ему казалось, что его дружок Саня Ведерников звонит из далекого беззаботного мира, где все в порядке и бабушки не засыпают среди бела дня.

– Жду тебя у входа. В четыре. Пятки три лучше! Усек?

Счастливый мир отключился.

Сегодня юный Шаров впервые думал о бабушке по-иному – без практической надобности. Почему-то вспомнил, как в раннем детстве она надевала ему под шапку платочек, чтобы мех не кололся и не задувал ветер. Когда он подрос, то стал стесняться этого платочка. И еще стал обижаться, когда говорили, что он похож на бабушку. Как это мальчик похож на бабушку?! Ведь если ребята узнают об этом – засмеют! Он смотрелся в зеркало, стараясь убедить себя, что не похож. Но у него был нос бугорком, подбородок со впадинкой, волосы рыжеватые, как у бабушки.

Вспомнил, как много лет назад он с Баваклавой ездил в автобусе в лес, и бабушка рассказывала ему про деревья:

– Зимой все деревья одинаковые. А весной проклюнутся листья, и деревья станут разными. Польет сильный дождь. Глазастые цветы одуванчика запахнут медом и будут мазать нос желтой пыльцой.

Маленький Шаров испробовал цветок своим носом, а потом спросил:

– Как спят деревья?

– Стоя, – ответила бабушка, – покачиваются и спят.

Он задрал голову и увидел светло-зеленые кроны, которые покачивались и как бы плыли в голубом небе над головой.

– Они и сейчас спят, раз качаются?

Вместо ответа бабушка подвела его к осине. Ствол был гладким и зеленым, как гимнастерка солдата. Бабушка показала ему дырочку – вход в дупло – и велела прижаться к стволу ухом. И он услышал, как поет дерево. Тихо, тоненько, звонко.

– Почему оно поет? – спросил мальчик.

– В дупле живут птицы.

И тогда маленький Шаров решил: “Деревья спят стоя, а в животе у них поют птицы. Хорошо быть деревом!”

Юный Шаров вздохнул и нехотя направился в ванную, отмывать свои черные пятки.

Стоя под душем, пыхтя и роняя на пол хлопья мыльной пены, он попробовал дотянуться до спины, но руки оказались коротки. Мочалка скользила по бокам, едва касаясь лопаток, дальше же было достать невозможно, и он чуть было не крикнул по привычке:

“Баваклава, потри спину!” Но вовремя спохватился. В третий раз намылил живот – его удобно было мыть – и тер мочалкой до тех пор, пока живот не порозовел. Пятки же отскоблить так и не удалось, они остались темными. Потом он долго стоял под душем с закрытыми глазами и чувствовал, как теплые водяные шнурочки облегают тело.

Чистую рубашку без бабушкиной помощи найти так и не смог.

Выходя из дома, мальчик встретил соседа Ивана Рахилло. Сосед был крупным седым мужчиной, с лицом красным, словно только что помытым снегом. Когда-то сосед был военным летчиком, летал на Севере и однажды привез домой пойманного на льдине белого медвежонка Умку.

– Здравствуй, юный Шаров! – сказал сосед и поднял для приветствия руку. Это он придумал называть Лёню “юный Шаров”. – Как твои успехи?

Не было сегодня у юного Шарова никаких успехов. Он пожал плечами и сказал:

– Иду во Дворец водного спорта.

– Прекрасно, – сказал бывший летчик. – Ты знаешь, где у тебя находятся почки?

Мальчик пожал плечами: не знал.

– Может быть, у тебя вовсе нет почек?

– Если полагается – есть, – неуверенно ответил он соседу.

Он думал, что сосед начнет его стыдить за незнание, но, вопреки ожиданиям, Иван Рахилло воскликнул:

– Это хорошо, что ты не знаешь, где находятся почки. Я, к сожалению, отлично знаю. Болят они у меня.

Мальчик посмотрел на соседа и обратил внимание, что налитые голубизной глаза бывшего летчика потемнели. Может быть, он все знает про Баваклаву и только для виду заговорил о почках, которые, оказывается, есть не только у деревьев, но и у людей.

Трамвай движется медленно. Никак не может увезти юного Шарова от тревожных мыслей, от дома, где в первый и последний раз уснула бабушка, Баваклава. Надо думать о другом! Надо думать о другом! Например, о Дворце водного спорта. В трамвае давка. Окна покрыла изморозь. Не видно, что там, за окнами. Может быть, трамвай не движется, а топчется на месте, крутит колеса вхолостую?

Поток выходящих людей буквально вынес мальчика на переднюю площадку. Здесь, у вагоновожатого, окна были чистыми. Трамвай двигался. Навстречу, двумя расправленными молниями, летели рельсы.

Надо думать о бассейне! Он вспомнил, как они с классом ходили сдавать нормы по плаванию. Из жаркой, заполненной паром душевой он вышел в огромный гулкий зал, где жутковато пахло хлоркой.

Холодок пронизывал тело, вызывал легкую дрожь. Вода в бассейне была голубая, будто ее подсинили. Нырнешь белым – вынырнешь синим. Совсем близко раздался оглушительный всплеск – это с высокой семиметровой вышки нырнул спортсмен. Вот бы научиться так!

И тут послышалось: “Эй, мальчик! Это я тебе говорю!” Кто-то из ребят толкнул его в бок: “Жирный, твоя очередь!” Он прыгнул с бортика, больно ударился животом и наглотался горькой воды. Но не подал виду, поплыл, высоко взмахивая руками и отворачивая голову от собственных брызг.

Неожиданно его мысли оторвались от бассейна и снова вернулись к Баваклаве. Он вспомнил, как несколько лет назад гостил с бабушкой в деревне. Деревня называлась Кремена, и речка называлась Кремена.

Там была старая водяная мельница. Со скользкой, позеленевшей плотины хорошо ловилась рыба-уклейка. Хозяйкин кот Пузырь очень любил эту рыбу.

Однажды через деревню Кремену шли войска. Поднимая коричневое облако пыли, с лязгом и гуденьем двигались танки. От их тяжелого хода в буфете жалобно дребезжали стаканы. Он выбежал из дома. Танки шли совсем близко, от них тянуло жаром. Во рту стало сухо и горько: это он наглотался пыли.

Яковлев Юрий Яковлевич читать все книги автора по порядку

Яковлев Юрий Яковлевич – все книги автора в одном месте читать по порядку полные версии на сайте онлайн библиотеки izdaiknigu.ru.

Баваклава отзывы

Отзывы читателей о книге Баваклава, автор: Яковлев Юрий Яковлевич. Читайте комментарии и мнения людей о произведении.

Понравилась книга? Поделитесь впечатлениями – оставьте Ваш отзыв или расскажите друзьям.

Несмотря на то, что в наши дни Интернет уверенно набирает позиции, все больше образованных и интеллигентных людей предпочитают проводить свободное время за чтением книг. Наш сайт предлагает совместить инновации «всемирной паутины» с «поглощением» литературных шедевров. Здесь Вы можете совершенно бесплатно и без регистрации читать онлайн как классические, так и современные тексты.

Читать онлайн “Баваклава” автора Яковлев Юрий Яковлевич – RuLit – Страница 1

Юрий Яковлевич Яковлев

Юный Шаров сидел в кресле, вытянув ноги в серых брюках с пузырями на коленях. Он вобрал голову в плечи, подбородком же уперся в грудь. Рыжеватые, давно не стриженные волосы налезали на глаза, рот был полуоткрыт, уши горели. Руками он вцепился в подлокотники кресла, да так сильно, что кончики пальцев побелели. Глядя на него, можно было подумать, что кто-то жестко отсчитывает: “Пять, четыре, три. ” – и когда произнесет “один”, раздастся грохот и кресло вместе с мальчиком взлетит ввысь, оставляя в небе огненный след.

На самом деле никакой полет не предстоял – мальчик сидел перед телевизором и смотрел хоккей. Как все неповоротливые, мешковатые люди, он любил наблюдать за ловкостью и проворством других.

И хотя в мире не существует переселения душ, душа юного Шарова покинула полное, облеченное в поношенную школьную форму тело и перенеслась в могучий торс нападающего “Крылышек”. Ах, юный Шаров, никто не знал, что здесь, в кресле, осталась. только твоя оболочка в брюках с пузырями на коленках. Сам же ты перенесся в таинственное Зазеркалье телевизора и летишь, звеня коньками, по льду. Шайба приросла к клюшке. Обошел одного игрока, второго.

Сделал обманное движение. Защитник кинулся тебе под ноги – напрасно! Резкий рывок в сторону – и ты один на один с вратарем.

Сердце похолодело от радостного напряжения. Вратарь замер в воротах, как огромный краб с поднятыми клешнями. Мгновение – в это мгновение юный Шаров вообще перестал дышать – и удар! Не очень сильный, вполне легкий, но коварный: вратарь кинулся влево, шайба, кружась волчком, вкатилась в правый незащищенный угол ворот.

– Ура! – уже не на ледяном поле, а дома закричал юный Шаров и с треском отдвинул кресло.

Дверь отворилась. Отец, бледный, осунувшийся, глухим голосом сказал:

И, не дожидаясь ответа, затворил дверь.

Юный Шаров нехотя вернулся из Зазеркалья в комнату. Чтото пробормотал отцу, вернее, уже закрытой двери. И принялся жевать бутерброд с колбасой, отчего его губы сразу заблестели. Невнятная тревога портила хорошее расположение духа, как гвоздь в башмаке или соринка, угодившая в глаз. На ледяном поле продолжалась спортивная баталия. Но хоккей поблек, утратил свою привлекательность. Словно сбилась настройка и на экране все происходит не в фокусе. Мальчик подошел к телевизору, вяло повернул выключатель. Раздался слабый щелчок, и все исчезло, погасло. Юный Шаров вспомнил, что умерла бабушки. Лежит рядом в комнате на узком старомодном диване с зелеными кисточками. Она рядом, и вместе с тем ее уже нет, она где-то далеко. И от этой дали на сердце возникает гнетущая тяжесть.

. Когда он вернулся из школы, пришлось долго звонить – никто не открывал. Что она, уснула? Он здорово рассердился на бабушку и уже готовился высказать ей свое недовольство, но дверь открыл отец.

– Почему ты трезвонишь? – тихо, но с укором произнес отец.

С раннего детства он привык так называть бабушку Клаву. Вместо “баба” “бава” и в одно слово.

– Нет ее, – отвернувшись, сказал отец.

Отец ничего не ответил, зашагал прочь. А юный Шаров остался стоять посреди прихожей в шапке-ушанке, съехавшей набок, в расстегнутом пальто. Ему казалось странным и то, что не Баваклава открыла дверь, и то, что отец какой-то растерянный, безразличный.

Может быть, заболел и послал Баваклаву за лекарством?

Мальчик швырнул портфель в угол и начал стаскивать за рукав мокрое, тяжелое пальто. После уроков была возня, а он, неповоротливый и толстый, “жирный – поезд пассажирный”, как всегда, споткнулся и оказался в снегу.

Юный Шаров поднялся на носочки и, сопя, повесил пальто на крючок. Потом сорвал с головы шапку, забросил ее на полку и принялся расшнуровывать ботинки. Шнурки обледенели и были жесткими, а мокрые ботинки уже успели оставить на паркете две овальные лужицы.

Где же Баваклава и почему отец дома? Юный Шаров сбросил ботинки на пол, сунул в тапочки мокрые, окоченевшие ноги и направился в комнату. Ботинки так и остались посреди прихожей, никто не поставил их сушить на батарею.

Стол не был накрыт. Юного Шарова никто не ждал к обеду.

Мальчик недовольно поморщился и направился в кухню. Плита была холодной. Желто-синие короны не дрожали над газовыми горелками.

Чайник не урчал. На сковороде не потрескивали котлеты.

Все это не понравилось мальчику. Он спешил. Они договорились с Саней Ведерниковым пойти во Дворец водного спорта, где тренер, товарищ Саниного отца, Борис Иванович обещал принять их в свою группу. Саня предупредил:

– Помойся под душем и надень чистую рубашку, врач будет осматривать.

А тут обед не готов. И неизвестно, когда еще приготовят. Вечно Баваклава не вовремя уходит. Юный Шаров во второй раз крепко рассердился на бабушку.

Некоторое время он бесцельно ходил по квартире. Посреди прихожей на полу по-прежнему стояли башмаки. Баваклавы не было. Но почему на вешалке висело ее потертое пальто с серым воротником?

Юный Шаров решительно направился в бабушкину комнату. Баваклава была дома. Она лежала на своем плюшевом диване с зелеными кисточками. Кисточек недоставало: когда Шаров еще не был юным, а был маленьким Леней, то любил отрывать кисточки от бабушкиного дивана. Баваклава лежала на спине, крепко закрыв глаза, положив руки поверх одеяла. У нее были прямые, с легкой рыжиной волосы, открытый лоб, маленький нос бугорком поднимался над лицом. На лбу и у глаз не было морщин, они только намечались, пролегли ниточками. На подбородке была впадинка.

Баваклава спала, а отец и мать безмолвно сидели рядом и терпеливо ждали ее пробуждения.

Юный Шаров потоптался на месте, потом тихо спросил:

Не поднимая головы, отец ответил:

– Если б заболела! Умерла.

Потом он повернулся к сыну и резко сказал:

– Понимаешь, бабушка умерла!

Мальчик никак не отреагировал на слова отца. Слова прозвучали, но их смысл не дошел до его сознания. Он смотрел на бабушку не с жалостью, а скорее с любопытством – за всю жизнь никогда не видел бабушку спящей. Утром, когда он еще спал, бабушка была уже на ногах. Она трясла его за плечо и тихо говорила:

– Ты же опоздаешь в школу. Вставай, Леня!

– Минуточку. Еще минуточку, – сквозь сон молил юный Шаров.

Сон не отпускал его, затягивал в свои сладкие глубины. А бабушка все трясла его за плечо. И, просыпаясь, он сердился на нее, словно она была виновата в том, что надо подниматься, вставать, идти в школу.

Не знал юный Шаров и когда бабушка ложилась спать, потому что укладывался и засыпал раньше ее. Только теперь он увидел бабушку с закрытыми глазами. Гладкий лоб, нос-бугорок. Подбородок со впадинкой. Руки поверх одеяла. Все это не внушало мальчику никакой тревоги. Напротив, в облике бабушки был устойчивый покой, который передавался внуку.

Он тихо вышел из комнаты и затворил за собой дверь.

Хотя сердце бабушки уже не билось, юный Шаров продолжал думать о ней, как о живой. Горе запаздывало, задерживалось в пути.

И мальчик только смутно догадывался о его приближении. Он все еще ждал, что дверь отворится и в комнату войдет бабушка.

“Три часа, а ты еще не обедал!” – воскликнет она и заснует, засуетится, чувствуя себя виноватой за опоздание.

Привычка видеть бабушку живой, неутомимой, вечно бодрствующей была настолько сильна и неистребима, что смерть отступала перед ней. В сознании юного Шарова бабушка продолжала жить.

Он вдруг вспомнил, что голоден, и пошел на кухню. Обед же разогревать не стал, а сделал себе три толстых бутерброда с колбасой.

Два тут же съел всухомятку. С третьим вернулся в комнату. Шел мимо телевизора – щелкнул выключателем. Как раз передавали хоккей, играли его любимые “Крылышки”. И через несколько минут, вовлеченный в радостный круговорот игры, юный Шаров совсем забыл о Баваклаве.

Урок доброты по произведению Ю. Яковлева “Баваклава” в 5 классе
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Одна из истин моей педагогичесской веры – безграничная вера в воспитательную силу книги. Школа – это прежде всего книга.Умело выбрать из огромного мира книг художественное произведение очень важно.Работая много лет в школе, я с грустью думаю,что истоки равнодушия большей частью в семье.Понимая это, я ищу книгу, которую с удовольствием прочиитали бы и мои ученики , и их родители.На помощь мне приходят произведения Ю. Яковлева.Рассказ “Баваклава” я выделила особо.В этом маленьком произведении затронуто так много вопросов об отношении людей друг к другу, о доброте, об умении сострадать, сопереживать, чувствовать не только свою боль, но боль тех, кто находится рядом! Рассказ может заставить задуматься о смерти и бессмертии, о суровом слове “никогда” Предлагаю вашему вниманию конспект урока по внеклассному чтению по произведению Ю. Яковлева “Баваклава”

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_uroka.docx26.05 КБ

Предварительный просмотр:

Литература 5 класс.

Урок разработала: Зотьева Эмма Григорьевна,
учитель русского языка и литературы

ГБОУ школа № 607 Пушкинского района

города Санкт- Петербурга.

Методическая разработка урока внеклассного чтения на тему «Уроки доброты» по рассказу Ю.Я. Яковлева « Баваклава »

познакомить детей с творчеством Ю.Я. Яковлева, пробудить интерес к творчеству писателя, к чтению.

– образовательные : познакомить с творчеством Ю.Я.Яковлева, повторить литературоведческие понятия «литературный герой», «портрет литературного героя»; закрепить навыки выразительного чтения, художественного пересказа;

– воспитательные: способствовать воспитанию таких нравственных качеств, как доброта, сострадание, мужество, честность, принципиальность, душевная зоркость;

– развивающие : развивать монологическую и диалогическую речь учащихся, умение вести дискуссию, ассоциативное мышление, коммуникативные навыки (умение работать в группах).

Оборудование и наглядность :

компьютер, медиапроектор, портрет писателя, иллюстрации к его произведениям, выставка книг писателя.

Индивидуальные задания для уч-ся:

1 группа уч-ся готовит и подбирает иллюстрации

2 группа уч-ся готовит выставку книг писателя(«У человека должна быть собака», «Багульник», «Жить нам суждено», «Мальчик с коньками» ,»Зимородок» и др.)

Дети получают задание прочитать книгу «Баваклава» дома.

На экране портрет Ю. Яковлева.

Запись на доске: Берегите друг друга,

Берегите друг друга,

Обижать не давайте.

И в минуту досуга

Рядом с другом побудьте.

Вступительное слово учителя:

– Сегодня у нас урок раздумья, раздумья над такими вопросами, которые решает для себя каждый человек. Что такое дружба? Как стать необходимым людям? Почему про одного человека мы говорим, что он добрый, а про другого этого сказать не можем?

– Ответить на эти вопросы помогают нам книги. Замечательно пишет Ю. Яковлев.

– Ребята знакомятся с книгами на выставке. Обращаю внимание ребят на удивительно доброе лицо этого человека, который с гордостью говорит, что он детский писатель.

– Рассказ учителем биографии писателя.

– Разговор о рассказе «Баваклава»

Читаем 1-ую страницу

. Слова писателя: «Для чего я пишу книги, расказываю ребятам интересные истории, знакомлю их с разными людьми? Чтоб развлечь их? Нет.У моих книг задача другая-помочь ребятам жить.»

– Почему прочитанный нами рассказ называется «Баваклава»?

(так Леня назвал бабушку)

– Что вы скажете о Лене? Как он жил? Какие черты характера проявляются в его поступках?

(С болью и горечью ребята рассказывают, что Леня жил беззаботно, т. к с ним была бабушка, которая освобождала его от забот, она и ботинки убирала , и брюки гладила, и задачи решала)

– Когда же Леня вспоминал о бабушке?

(Вспоминал только тогда, когда хотел есть, гулять, когда требовалась помощь и защита.)

– Когда и чему радовался Леня?

(Только тогда, когда брал и получал)

– Как Леня относился к своей «незаменимой бабушке?

Читаем : « Ему никогда и в голову не приходило,что можно жить без нее. Она была чем-то насущным и вечным, как воздух,вода, хлеб. Она была тем вечным двигателем, который приводил в движение жизнь в дома»

– Что вы узнали о Лениной бабушке из рассказа?

(Ребята рассказывают о жизни бабушки в годы ВО войны, о ее любви к меткому слову, о том, что она знала много пословиц и поговорок, любила делать приятное, с радостью отдавала что-то)

Выяснить, что означает это – человек счастлив, когда отдает.

– Почему же Леня не ценил бабушку?

( Рассказы ребят о Лене, о его неблагодарности, он забыл волшебные слова СПАСИБО,БЛАГОДАРЮ,ПОЖАЛУЙСТА ит.д.

Запись на доске : БЛАГОДАРНОСТЬ.

Выяснить значение слова: БЛАГОДАРНОСТЬ- дарить радость

Возвращаемся к началу повествования.

В дом горе. Умерла бабушка.

-Что сделал Леня, как повел себя, когда узнал об этом?

Отвечая, ребята обращают внимание на странное поведение мальчика. В доме горе, а он включил телевизор, потом пошел в бассейн.

Чтение отрывка: «Хотя сердце бабушки уже не билось, юный Шаров продолжал думать о ней как о живой .Горе запаздывало, задерживалось в пути. Привычка видеть бабушку живой, неутомимой, вечно бодрствующей, была настолько сильна и неистребима, что смерть отступала перед ней. В сознании юного Шарова бабушка продолжала жить»

Вчитываемся в каждое слово произведения и приходим к выводу. Леня начинает понимать значение смерти, а главное- он открывает для себя, что Баваклава не только будила, кормила, обстирывала его, но делала еще незаметную, но очень важную работу: она учила его жить, учила делать добро, быть благодарным людям и понимала внука.

Постепенно он осознает смысл таких слов, как долг, ответственность( запись слов на доске)

Чтение: «Он запоздало выполнял свой маленький долг перед Баваклавой»

-Как вы понимаете эти слова?

Обращаю внимание на глубокий смысл слова НИКОГДА.

Чтение отдельных фрагментов при разборе этого слова.

Вместе с героем приходим к мысли: «Он должен жить, чтобы нести людям то, чему его незаметно учила Баваклава. Жить для людей»

Теперь ученики понимают, почему Ю. Яковлев назвал свой рассказ «Баваклава»

-О чем вы подумали , когда прочитали рассказ?

(Добро , которое делают люди, бабушка и дедушка, должно на всю жизнь остаться в памяти, чувство благодарности должно быть в каждом из нас.)

– Ю. Яковлев хотел, чтобы его рассказ учил нас думать не только о себе, чувствовать не только свою боль, но и боль тех, кто рядом с тобой. Любить не только себя.

Вот ,что он пишет в предисловии: «Прочти эту книгу, и, может быть ты станешь немного иначе относиться к своей бабушке, да и к другим людям, которые живут рядом с тобой .И сможешь больше уважать себя»

– Чтение стихотворения О. Высоцкой с доски. (Запись его в тетрадь)

-Обращение к ребятам:

-Как вы относитесь к своим бабушкам?( Высказывания детей)

-А теперь представьте, что вас незаслуженно обидели. Что вы испытываете в этот момент?

-А сейчас вспомните такой момент из своей жизни, когда вы сами обидели кого- нибудь

Представьте, каково этому человеку. И если в уголке вашей души шевельнется чувство вины к этому человеку, если вы почувствовали, что были виноваты, значит сегодняшний урок не прошел для вас даром.

Ссылка на основную публикацию