Рыцарь Вася – краткое содержание рассказа Яковлева

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

12.07.2019

Яковлев Ю. “Рыцарь Вася”

Жанр: рассказ о детях

Главные герои рассказа “Рыцарь Вася” и их характеристика

  1. Вася Рыбаков. Тюфяк, неудачник, мечтатель. Толстый и неуклюжий. Храбрый и добрый. Скромный.
  2. Димка Ковалев. Трус и хвастун.

План пересказа рассказа “Рыцарь Вася”

  1. Неловкий Вася
  2. Мечты о рыцарях
  3. Музеи и школа
  4. Поздняя осень
  5. Тонущий мальчик
  6. Героическое спасение
  7. Проныра Ковалев
  8. Обман

Кратчайшее содержание рассказа “Рыцарь Вася” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Вася Рыбаков был неуклюжим и неловким, и все делал неправильно.
  2. А он мечтал быть рыцарем, и совершать подвиги.
  3. Вася любил бывать в музее, а в школе над ним все смеялись.
  4. Однажды Вася услышал крики и увидел, что в полынье тонет мальчик.
  5. Он не испугался и спас малыша, а Ковалев повел того домой.
  6. Коволева назвали спасителем первоклассника, а про Васю никто не узнал.

Главная мысль рассказа “Рыцарь Вася”
Настоящий герой не кричит о своем подвиге, ведь подвиг совершается им не ради славы.

Чему учит рассказ “Рыцарь Вася”
Рассказ учит верить в свои силы, всегда помогать попавшим в беду, быть смелым и решительным. Учит не хвастать и не обманывать, учит быть настоящим человеком. Учит не смеяться над товарищем, над его недостатками, а помогать ему преодолеть их.

Отзыв на рассказ “Рыцарь Вася”
Мне понравился этот рассказ, но очень жаль мальчика Васю, который совершил подвиг, но этот подвиг присвоил себе беспринципный обманщик. Конечно, вскоре этот обман все равно раскроется, и тогда Ковалеву будет стыдно, но сейчас обидно за Васю, которого никто не знает.

Пословицы к рассказу “Рыцарь Вася”
В жизни всегда есть место подвигу.
Любому молодцу скромность к лицу.
Не видом славен богатырь, а подвигом.
На героя и слава бежит.
Кто за правду горой, тот настоящий герой.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа “Рыцарь Вася”
Приятели называли его тюфяком за медлительность, неловкость и неповоротливость. Он все делал не так и не тогда. Носил мешковатую одежду, стаптывал ботинки, всюду опаздывал. Все считали, что он много ест и в этом причина его полноты, но он вообще не любил есть.
И никто не знал, что под неказистой внешностью бьется сердце рыцаря. Он был безымянным рыцарем, ведь имя Вася не очень подходило для рыцаря. В мечтах Вася был строен и ловок, но действительность проникала и в мечты. Через крик мамы про слона в посудной лавке, через отражение в зеркале, через слова приятеля, о том, что на такого толстого никакие доспехи не налезут.
Вася любил ходить в музей и беседовать с рыцарями. А вот на уроках учителя все время делали ему замечания, и когда он выходил к доске, то думал так медленно, что у любого учителя кончалось терпение, и Васю Рыбакова сажали на место.
Уроки физкультуры превращались в кошмар, и даже читая простое стихотворение Вася умудрялся что-то напутать.
И Вася привык и смирился с ролью неудачника.
Однажды осенью Вася вышел на берег реки и услышал крики. Он увидел Димку Ковалева, который махал руками и кричал, что под лед провалился пацан.
Вася шагнул на лед, который затрещал под ним. Димка Ковалев страшно боялся и поэтому громкими криками поддерживал тюфяка. А Вася не слышал криков, он видел только малыша, который бился в полынье.
Вася дошел до полыньи и стал вытаскивать мальчика. Лед обламывался под ним и ботинки были полны водой. Но Вася вытащил первоклассника и довел его до берега.
Ковалев сказал тюфяку, чтобы тот шел домой и переобулся, ведь он промочил ноги, а сам повел первоклассника.
Мама поругала тюфяка за то, что тот промочил ноги. Он быстро разделся и уснул.
На следующий день директор собрал школьников и объявил, что Дима Ковалев спас тонущего мальчика. И все хвалили Димку и восхищались его подвигом.
Тюфяк хотел сказать, что все не так, что это он спас первоклассника, но промолчал. Он уверил себя, что Димка герой, ведь он первым заметил тонущего. А потому похлопал вместе со всеми, и поплелся в класс. Там он сел за парту и стал рисовать фиолетового рыцаря.

Юрий Яковлев – Рыцарь Вася

Юрий Яковлев – Рыцарь Вася краткое содержание

Рыцарь Вася – читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Юрий Яковлевич Яковлев

Приятели называли его тюфяком. За его медлительность, неповоротливость и неловкость. Если в классе писали контрольную работу, то ему всегда не хватало времени – он раскачивался только к концу урока. Если он пил чай, то на столе вокруг его блюдца образовывалась большая чайная лужа. Он ходил вразвалку и обязательно задевал за край стола или сбивал стул.

И новые ботинки за неделю стаптывал так, словно вместе с Суворовым совершал в них переход через Альпы. Вид у него был сонный, будто он только что проснулся или собирался уснуть. У него все валилось из рук, все не ладилось. Одним словом, тюфяк.

Куртка в обтяжку, штаны плотно облегали ноги. На толстом лице выделялись три бугорка: два – над глазами, у начала бровей, а третай между носом и верхней губой. Когда он напрягался или приходил с мороза, эти бугорки краснели в первую очередь.

Все считали, что причина его полноты – обжорство: с чего еще он такой толстый? Но на самом деле ел он мало. Не любил есть. Терпеть не мог это занятие.

То, что он тюфяк, было написано у него на лице, угадывалось в его медленных, вялых движениях, звучало в глуховатом голосе.

Никто не догадывался, что скрывается под этой некрасивой толстой оболочкой.

А в его груди билось благородное сердце рыцаря. В заветных мечтах он видел себя закованным в блестящие стальные доспехи, в шлеме с опущенным забралом, на белом коне с раздувающимися ноздрями. В таком виде он мчался по свету и совершал множество подвигов, защищая слабых и обиженных. Он был безымянным рыцарем. Потому что у рыцарей обычно были звучные иностранные имена – Ричард, или Родриго, или Айвенго. Его же звали просто Вася, и это имя не подходило для рыцаря.

В мечтах из толстого и косолапого он превращался в стройного и гибкого, а в движениях появлялись ловкость и сноровка. Все его недостатки мгновенно пропадали под блистательными доспехами.

Но стоило ему подойти к зеркалу, как все возвращалось на место.

И перед ним вместо прекрасного рыцаря снова возникал мешковатый мальчик с круглым толстым лицом, на котором краснели три бугорка.

В эти минуты он ненавидел себя за неподходящую для рыцаря внешность.

Кроме насмешливого зеркала, к действительности его возвращала мама. Услышав из кухни его шаги, от которых жалобно звенели стаканы, мама кричала:

– Осторожно! Слон в фарфоровой лавке!

Разве так обращаются с благородным рыцарем?

Он пробовал было поделиться мечтами с приятелем, но не встретил у него поддержки.

Услышав о доспехах, приятель покривился и сказал:

– На такого толстого никакие доспехи не налезут.

Друг и не подозревал, что ранил Васю в самое сердце.

В свободное время он бегал в музей. Здесь в просторных залах висели большие картины в тяжелых золотых рамах, а по углам стояли статуи из пожелтевшего мрамора. Он хладнокровно проходил мимо полотен великих мастеров, словно это были примелькавшиеся плакаты, и направлялся к заветному залу. В этом зале не было никаких картин. Здесь на стенах висели мечи и копья, а на полу стояли рыцари, закованные в латы.

Тайком от дежурной старушки он трогал холодную сталь доспехов и пробовал на палец, хорошо ли заточены мечи. Он медленно переходил от черного рыцаря к золотому, от золотого – к серебряному.

К одним рыцарям он относился по-дружески, к другим – со сдержанным холодком. Он кивал им головой и мысленно справлялся, как прошел очередной турнир. Ему казалось, что рыцари следят за ним сквозь смотровые щели опущенных забрал и никто из них не смеется и не называет его тюфяком.

Почему природа перепутала и вложила гордое сердце Дон-Кихота в толстую, неуклюжую оболочку Санчо Пансы?

Он мечтал о подвигах, а жизнь его проходила однообразно и буднично. Каждое утро он нехотя свешивал ноги с постели и, подгоняемый маминым окриком: “Поторапливайся, а то опоздаешь!” – натягивал на себя штаны и рубаху. Потом он плелся к умывальнику, мочил нос – “И это называется вымылся?!” – и нехотя садился к столу. Поковыряв ложкой кашу – “Не усни над тарелкой!”, – он вставал и шел в школу. Он с грохотом скатывался с одной ступеньки на другую, и во всех квартирах знали, кто спускается по лестнице. В классе он появлялся после второго звонка. Бросал тяжелый портфель и протискивался на скамью, сдвигая с места парту.

Все это он проделывал с невозмутимым спокойствием человека, привыкшего к однообразному ходу жизни и не ждущего никаких неожиданностей.

На уроках он не болтал, так как вообще не отличался разговорчивостью, но это не мешало учителям постоянно делать ему замечания:

– Рыбаков, о чем ты мечтаешь?

– Рыбаков, повтори, что я сказала.

– Рыбаков, выйди к доске и объясни решение задачи.

Он плелся к доске, задевая ногой парты, и долго сжимал в пальцах мел, словно хотел из него что-то выжать. Решая задачу, он так сопел, словно в руке у него был не мелок, а тяжелый камень, который он без конца опускал и поднимал. Он думал так медленно и тяжело, что у учительницы лопалось терпение, и она отправляла его на место.

Он садился, и парта мгновенно превращалась в боевого коня, а пухлые короткие пальцы сами начинали рисовать мечи и доспехи.

На уроках физкультуры он был предметом общих насмешек. Когда ему предлагали пройти по буму, ребята уже заранее начинали хихикать. Он делал несколько трудных шагов, потом вдруг терял равновесие, беспомощно хватался руками за воздух и наконец с грохотом спрыгивал на пол. Через “коня” ему тоже не удавалось перепрыгнуть. Он застревал на черной кожаной спине и некоторое время восседал, как всадник в седле. Ребята смеялись, а он неуклюже сползал на животе на пол и шел в строй.

Ему не везло буквально во всем. Даже на школьном утреннике, где он читал стихотворение “Человек сказал Днепру”, тоже вышло недоразумение. Он готовился целую неделю. Особенно хорошо у него получались заключительные строки. Он набирал побольше воздуха и с выражением произносил:

Чтоб на улице и дома

Было вечером светло!

Когда он вышел на сцену, все “выражение” сразу пропало. Он заторопился, чтобы поскорее добраться до конца. Но именно в конце его подстерегала неприятность. Он вдруг заволновался, задергал плечом и прочитал:

Чтоб на улице и дома

Было вечером темно!

Зал засмеялся. Он вздохнул и тяжело спрыгнул со сцены.

Он привык к судьбе неудачника. Обычно неудачники сердятся на других, а он сердился на самого себя. Он давал себе слово измениться и начать новую жизнь. Старался быстрее двигаться, говорить почти криком и ни в чем не отставать от ребят. Но из этого ничего хорошего не выходило. Дома со стола летели чашки, в классе проливались чернила, а от резких движений его куртка лопалась где-нибудь под мышкой.

Рыцарь Вася – краткое содержание рассказа Яковлева

Юрий Яковлевич Яковлев

Приятели называли его тюфяком. За его медлительность, неповоротливость и неловкость. Если в классе писали контрольную работу, то ему всегда не хватало времени – он раскачивался только к концу урока. Если он пил чай, то на столе вокруг его блюдца образовывалась большая чайная лужа. Он ходил вразвалку и обязательно задевал за край стола или сбивал стул.

И новые ботинки за неделю стаптывал так, словно вместе с Суворовым совершал в них переход через Альпы. Вид у него был сонный, будто он только что проснулся или собирался уснуть. У него все валилось из рук, все не ладилось. Одним словом, тюфяк.

Куртка в обтяжку, штаны плотно облегали ноги. На толстом лице выделялись три бугорка: два – над глазами, у начала бровей, а третай между носом и верхней губой. Когда он напрягался или приходил с мороза, эти бугорки краснели в первую очередь.

Все считали, что причина его полноты – обжорство: с чего еще он такой толстый? Но на самом деле ел он мало. Не любил есть. Терпеть не мог это занятие.

То, что он тюфяк, было написано у него на лице, угадывалось в его медленных, вялых движениях, звучало в глуховатом голосе.

Читайте также:  Разбуженный соловьями - краткое содержание рассказа Яковлева

Никто не догадывался, что скрывается под этой некрасивой толстой оболочкой.

А в его груди билось благородное сердце рыцаря. В заветных мечтах он видел себя закованным в блестящие стальные доспехи, в шлеме с опущенным забралом, на белом коне с раздувающимися ноздрями. В таком виде он мчался по свету и совершал множество подвигов, защищая слабых и обиженных. Он был безымянным рыцарем. Потому что у рыцарей обычно были звучные иностранные имена – Ричард, или Родриго, или Айвенго. Его же звали просто Вася, и это имя не подходило для рыцаря.

В мечтах из толстого и косолапого он превращался в стройного и гибкого, а в движениях появлялись ловкость и сноровка. Все его недостатки мгновенно пропадали под блистательными доспехами.

Но стоило ему подойти к зеркалу, как все возвращалось на место.

И перед ним вместо прекрасного рыцаря снова возникал мешковатый мальчик с круглым толстым лицом, на котором краснели три бугорка.

В эти минуты он ненавидел себя за неподходящую для рыцаря внешность.

Кроме насмешливого зеркала, к действительности его возвращала мама. Услышав из кухни его шаги, от которых жалобно звенели стаканы, мама кричала:

– Осторожно! Слон в фарфоровой лавке!

Разве так обращаются с благородным рыцарем?

Он пробовал было поделиться мечтами с приятелем, но не встретил у него поддержки.

Услышав о доспехах, приятель покривился и сказал:

– На такого толстого никакие доспехи не налезут.

Друг и не подозревал, что ранил Васю в самое сердце.

В свободное время он бегал в музей. Здесь в просторных залах висели большие картины в тяжелых золотых рамах, а по углам стояли статуи из пожелтевшего мрамора. Он хладнокровно проходил мимо полотен великих мастеров, словно это были примелькавшиеся плакаты, и направлялся к заветному залу. В этом зале не было никаких картин. Здесь на стенах висели мечи и копья, а на полу стояли рыцари, закованные в латы.

Тайком от дежурной старушки он трогал холодную сталь доспехов и пробовал на палец, хорошо ли заточены мечи. Он медленно переходил от черного рыцаря к золотому, от золотого – к серебряному.

К одним рыцарям он относился по-дружески, к другим – со сдержанным холодком. Он кивал им головой и мысленно справлялся, как прошел очередной турнир. Ему казалось, что рыцари следят за ним сквозь смотровые щели опущенных забрал и никто из них не смеется и не называет его тюфяком.

Почему природа перепутала и вложила гордое сердце Дон-Кихота в толстую, неуклюжую оболочку Санчо Пансы?

Он мечтал о подвигах, а жизнь его проходила однообразно и буднично. Каждое утро он нехотя свешивал ноги с постели и, подгоняемый маминым окриком: “Поторапливайся, а то опоздаешь!” – натягивал на себя штаны и рубаху. Потом он плелся к умывальнику, мочил нос – “И это называется вымылся?!” – и нехотя садился к столу. Поковыряв ложкой кашу – “Не усни над тарелкой!”, – он вставал и шел в школу. Он с грохотом скатывался с одной ступеньки на другую, и во всех квартирах знали, кто спускается по лестнице. В классе он появлялся после второго звонка. Бросал тяжелый портфель и протискивался на скамью, сдвигая с места парту.

Все это он проделывал с невозмутимым спокойствием человека, привыкшего к однообразному ходу жизни и не ждущего никаких неожиданностей.

На уроках он не болтал, так как вообще не отличался разговорчивостью, но это не мешало учителям постоянно делать ему замечания:

– Рыбаков, о чем ты мечтаешь?

– Рыбаков, повтори, что я сказала.

– Рыбаков, выйди к доске и объясни решение задачи.

Он плелся к доске, задевая ногой парты, и долго сжимал в пальцах мел, словно хотел из него что-то выжать. Решая задачу, он так сопел, словно в руке у него был не мелок, а тяжелый камень, который он без конца опускал и поднимал. Он думал так медленно и тяжело, что у учительницы лопалось терпение, и она отправляла его на место.

Он садился, и парта мгновенно превращалась в боевого коня, а пухлые короткие пальцы сами начинали рисовать мечи и доспехи.

На уроках физкультуры он был предметом общих насмешек. Когда ему предлагали пройти по буму, ребята уже заранее начинали хихикать. Он делал несколько трудных шагов, потом вдруг терял равновесие, беспомощно хватался руками за воздух и наконец с грохотом спрыгивал на пол. Через “коня” ему тоже не удавалось перепрыгнуть. Он застревал на черной кожаной спине и некоторое время восседал, как всадник в седле. Ребята смеялись, а он неуклюже сползал на животе на пол и шел в строй.

Ему не везло буквально во всем. Даже на школьном утреннике, где он читал стихотворение “Человек сказал Днепру”, тоже вышло недоразумение. Он готовился целую неделю. Особенно хорошо у него получались заключительные строки. Он набирал побольше воздуха и с выражением произносил:

Чтоб на улице и дома

Было вечером светло!

Когда он вышел на сцену, все “выражение” сразу пропало. Он заторопился, чтобы поскорее добраться до конца. Но именно в конце его подстерегала неприятность. Он вдруг заволновался, задергал плечом и прочитал:

Чтоб на улице и дома

Было вечером темно!

Зал засмеялся. Он вздохнул и тяжело спрыгнул со сцены.

Он привык к судьбе неудачника. Обычно неудачники сердятся на других, а он сердился на самого себя. Он давал себе слово измениться и начать новую жизнь. Старался быстрее двигаться, говорить почти криком и ни в чем не отставать от ребят. Но из этого ничего хорошего не выходило. Дома со стола летели чашки, в классе проливались чернила, а от резких движений его куртка лопалась где-нибудь под мышкой.

. Трудно провести границу между осенью и зимой. Бывает так, что еще не опали листья, а на землю ложится первый слабый снег.

А иногда ночью подморозит, и река к утру покроется льдом. Этот лед, зеркальный и тонкий, манит к себе, и тогда радио предупреждает ребят, что ходить по льду опасно.

Но не все ребята слушаются радио. И вот на льду появляются первые смельчаки. Лед прогибается и предупреждающе трещит, но они верят, что родились под счастливой звездой. А счастливая звезда иногда подводит.

Внимание тюфяка привлекли крики, которые долетали с реки. Он ускорил шаг и, запыхавшись, вышел на берег.

Там он увидел Димку Ковалева, который размахивал руками и кричал:

– Кто тонет? – не спеша спросил тюфяк.

– Не видишь, что ли? – огрызнулся Димка. – Пацан тонет. Под лед провалился. Что стоишь?!

Другой бы тут же спросил самого Димку Ковалева: “Что же ты не поможешь ему?” Но он был тюфяком и не догадался этого сделать.

Он посмотрел на замерзшую реку и заметил маленького первоклашку, который был по пояс в воде и только руками цеплялся за край льда.

Яковлев «Рыцарь Вася»

Юрий Яковлев «Рыцарь Вася»

Приятели называли его тюфяком. За его медлительность, неповоротливость и неловкость. Если в классе писали контрольную работу, то ему всегда не хватало времени: он раскачивался только к концу урока. Если он пил чай, то на столе вокруг его блюдца образовывалась большая чайная лужа. Он ходил вразвалку и обязательно задевал за край стола или сбивал стул. И новые ботинки за неделю стаптывал так, словно вместе с Суворовым совершал в них переход через Альпы. Вид у него был сонный, будто он только что проснулся или собирался уснуть. У него все валилось из рук, все не ладилось. Одним словом, тюфяк.

Куртка в обтяжку, штаны плотно облегали ноги. На толстом лице выделялись три бугорка: два — над глазами, у начала бровей, а третий — между носом и верхней губой. Когда он напрягался или приходил с мороза, эти бугорки краснели в первую очередь.

Все считали, что причина его полноты — обжорство: с чего еще он такой толстый? Но на самом деле ел он мало. Не любил есть. Терпеть не мог это занятие.

То, что он тюфяк, было написано у него на лице, угадывалось в его медленных, вялых движениях, звучало в глуховатом голосе. Никто не догадывался, что скрывается под этой некрасивой толстой оболочкой.

А в его груди билось благородное сердце рыцаря. В заветных мечтах он видел себя закованным в блестящие стальные доспехи, в шлеме с опущенным забралом, на белом коне с раздувающимися ноздрями. В таком виде он мчался по свету и совершал множество подвигов, защищая слабых и обиженных. Он был безымянным рыцарем. Потому что у рыцарей обычно были звучные иностранные имена — Ричард, или Родриго, или Айвенго. Его же звали просто Вася, и это имя не подходило для рыцаря.

В мечтах из толстого и косолапого он превращался в стройного и гибкого, а в движениях появлялись ловкость и сноровка. Все его недостатки мгновенно пропадали под блистательными доспехами.

Но стоило ему подойти к зеркалу, как все возвращалось на место. И перед ним вместо прекрасного рыцаря снова возникал мешковатый мальчик с круглым толстым лицом, на котором краснели три бугорка.

В эти минуты он ненавидел себя за неподходящую для рыцаря внешность.

Кроме насмешливого зеркала к действительности его возвращала мама. Услышав из кухни его шаги, от которых жалобно звенели стаканы, мама кричала:

— Осторожно! Слон в фарфоровой лавке!

Разве так обращаются с благородным рыцарем?

Он пробовал было поделиться мечтами с приятелем, но не встретил у него поддержки.

Услышав о доспехах, приятель покривился и сказал:

— На такого толстого никакие доспехи не налезут.

Друг и не подозревал, что ранил Васю в самое сердце.

В свободное время он бегал в музей. Здесь в просторных залах висели большие картины в тяжелых золотых рамах, а по углам стояли статуи из пожелтевшего мрамора. Он хладнокровно проходил мимо полотен великих мастеров, словно это были примелькавшиеся плакаты, и направлялся к заветному залу. В этом зале не было никаких картин. Здесь на стенах висели мечи и копья, а на полу стояли рыцари, закованные в латы.

Тайком от дежурной старушки он трогал холодную сталь доспехов и пробовал на палец, хорошо ли заточены мечи. Он медленно переходил от черного рыцаря к золотому, от золотого — к серебряному. К одним рыцарям он относился по-дружески, к другим — со сдержанным холодком. Он кивал им головой и мысленно справлялся, как прошел очередной турнир. Ему казалось, что рыцари следят за ним сквозь смотровые щели опущенных забрал и никто из них не смеется и не называет его тюфяком.

Почему природа перепутала и вложила гордое сердце Дон Кихота в толстую, неуклюжую оболочку Санчо Пансы?

Он мечтал о подвигах, а жизнь его проходила однообразно и буднично. Каждое утро он нехотя свешивал ноги с постели и, подгоняемый маминым окриком: «Поторапливайся, а то опоздаешь!» — натягивал на себя штаны и рубаху. Потом он плелся к умывальнику, мочил нос — «И это называется вымылся?!» — и нехотя садился к столу. Поковыряв ложкой кашу, — «Не усни над тарелкой!» — он вставал и шел в школу. Он с грохотом скатывался с одной ступеньки на другую, и во всех квартирах знали, кто спускается по лестнице. В классе он появлялся после второго звонка. Бросал тяжелый портфель и протискивался на скамью, сдвигая с места парту.

Все это он проделывал с невозмутимым спокойствием человека, привыкшего к однообразному ходу жизни и не ждущего никаких неожиданностей.

На уроках он не болтал, так как вообще не отличался разговорчивостью, но это не мешало учителям постоянно делать ему замечания:

— Рыбаков, о чем ты мечтаешь?

— Рыбаков, повтори, что я сказала.

— Рыбаков, выйди к доске и объясни решение задачи.

Он плелся к доске, задевая ногой парты, и долго сжимал в пальцах мел, словно хотел из него что-то выжать. Решая задачу, он так сопел, словно в руке у него был не мелок, а тяжелый камень, который он без конца опускал и поднимал. Он думал так медленно и тяжело, что у учительницы лопалось терпение, и она отправляла его на место.

Он садился, и парта мгновенно превращалась в боевого коня, а пухлые короткие пальцы сами начинали рисовать мечи и доспехи.

На уроках физкультуры он был предметом общих насмешек. Когда ему предлагали пройти по буму 1 , ребята уже заранее начинали хихикать. Он делал несколько трудных шагов, потом вдруг терял равновесие, беспомощно хватался руками за воздух и наконец с грохотом спрыгивал на пол. Через коня ему тоже не удавалось перепрыгнуть. Он застревал на черной кожаной спине и некоторое время восседал, как всадник в седле. Ребята смеялись, а он неуклюже сползал на животе на пол и шел в строй.

Читайте также:  Маска Красной смерти - краткое содержание рассказа Эдгара По

Ему не везло буквально во всем. Даже на школьном утреннике, где он читал стихотворение «Человек сказал Днепру», тоже вышло недоразумение. Он готовился целую неделю. Особенно хорошо у него получались заключительные строки. Он набирал побольше воздуха и с выражением произносил:

Чтоб на улице и дома

Было вечером светло!

Когда он вышел на сцену, все «выражение» сразу пропало. Он заторопился, чтобы поскорее добраться до конца. Но именно в конце его подстерегала неприятность. Он вдруг заволновался, задергал плечом и прочитал:

Чтоб на улице и дома

Было вечером темно!

Зал засмеялся. Он вздохнул и тяжело спрыгнул со сцены.

Он привык к судьбе неудачника. Обычно неудачники сердятся на других, а он сердился на самого себя. Он давал себе слово измениться и начать новую жизнь. Старался быстрее двигаться, говорить почти криком и ни в чем не отставать от ребят. Но из этого ничего хорошего не выходило. Дома со стола летели чашки, в классе проливались чернила, а от резких движений его куртка лопалась где-нибудь под мышкой.

Трудно провести границу между осенью и зимой. Бывает так, что еще не опали листья, а на землю ложится первый слабый снег. А иногда ночью подморозит, и река к утру покроется льдом. Этот лед, зеркальный и тонкий, манит к себе, и тогда радио предупреждает ребят, что ходить по льду опасно.

Но не все ребята слушаются радио. И вот на льду появляются первые смельчаки. Лед прогибается и предупреждающе трещит, но они верят, что родились под счастливой звездой. А счастливая звезда иногда подводит.

Внимание тюфяка привлекли крики, которые долетали с реки. Он ускорил шаг и, запыхавшись, вышел на берег.

Там он увидел Димку Ковалева, который размахивал руками и кричал:

— Кто тонет? — не спеша спросил тюфяк.

— Не видишь, что ли? — огрызнулся Димка. — Пацан тонет. Под лед провалился. Что стоишь?!

Другой бы тут же спросил самого Димку Ковалева: «Что же ты не поможешь ему?» Но он был тюфяком и не догадался этого сделать. Он посмотрел на замерзшую реку и заметил маленького первоклашку, который был по пояс в воде и только руками цеплялся за край льда.

Тюфяк был толще и тяжелее Димки, но он шагнул на лед. Лед слегка прогнулся, но не треснул. Вероятно, у берега он был крепче.

Димка Ковалев оживился. Он снова стал махать руками и кричать:

— Заходи справа. Осторожно. Не топай ножищами, а то сам.

Он кричал для того, чтобы заглушить свой страх.

А тюфяк шагал по льду. Он не слышал криков. Он видел только насмерть перепуганного малыша, который не мог выговорить и слова.

Около полыньи на льду образовалась лужа. Он дошел до края и, не раздумывая, выставил одну ногу вперед. Ботинок сразу зачерпнул воду. Где-то в глубине души он понимал, что сейчас лед может треснуть и он окажется в воде вместе с посиневшим пацаном. Но это не остановило его. Он переставил вторую ногу — и очутился по щиколотку в воде.

Теперь Ковалев уже не кричал и не размахивал руками, а напряженно выжидал, что будет дальше. Он видел, как тюфяк схватил малыша за руку, как стал обламываться лед.

Наконец первоклассник очутился на льду. Он шел, вцепившись окоченевшими руками в своего спасителя. Зубы его стучали, а по лицу текли слезы.

Когда они вышли на берег, Ковалев оживился.

— Ты ноги промочил, — сказал он товарищу, — беги домой, а пацана я сам доведу.

Тюфяк посмотрел на спасенного им парня, перевел взгляд на мокрые ботинки и сказал:

Ковалев схватил за руку мокрого, перепуганного мальчишку и куда-то потащил его.

Тюфяк поплелся домой. Его переживания быстро притупила усталость. И теперь оставались только промокшие ноги и легкий озноб.

Дома он с трудом стянул с себя ботинки. Из них полилась вода.

— Что это? — спросила мама, недовольно глядя на перепачканный паркет.

— Промочил ноги, — растягивая слова, ответил мальчик.

— Где это тебя угораздило? — Мама пожала плечами и пошла за тряпкой.

Он хотел было рассказать маме, как было дело, но его начало клонить ко сну и одолевала зевота, и даже в теплой комнате не проходил озноб. Он не стал ничего объяснять, лег на диван и зажмурил глаза.

Неожиданно он подумал, что если бы на нем были тяжелые рыцарские доспехи, то лед сразу бы проломился и он не сумел бы спасти пацана.

Он быстро уснул.

На другой день, когда после второго звонка он вошел в класс, там никого не было. Оказывается, все ушли наверх, в актовый зал, на общую линейку. Он бросил портфель на парту и поплелся на четвертый этаж.

Когда он вошел в зал, все уже построились большой буквой «П». Он протиснулся между ребятами и стал в заднем ряду.

В это время заговорил директор школы. Он сказал, что вчера на реке ученик Дима Ковалев спас первоклассника, провалившегося под лед, и что он, директор, восторгается смелым поступком ученика.

Потом выступала старшая вожатая. Она говорила о пионерском долге, о чести красного галстука и наконец зачитала письмо матери провалившегося пацана, в котором Димка назывался спасителем ее сына.

Стиснутый со всех сторон ребятами, тюфяк стоял у стенки и слушал, как все хвалят Димку Ковалева. В какую-то минуту ему хотелось сказать, что Димка врет: никого он не спасал, а просто махал руками и кричал. Но от одной мысли привлечь к себе внимание ему стало стыдно, и все три бугорка покраснели.

В конце концов он и сам поверил, что Димка — герой вчерашнего происшествия, ведь он первым заметил тонущего. И когда все захлопали Димке, тюфяк захлопал тоже.

Линейка кончилась. Ребятам велели расходиться по классам. И тюфяк, подталкиваемый товарищами, поплелся обратно на второй этаж.

Он с трудом протиснулся за парту — сдвинул ее с места, — а когда начался урок, взял в короткие пухлые пальцы тоненькую ручку и в тетрадке по арифметике стал рисовать рыцаря. Этот рыцарь был фиолетового цвета, как школьные чернила.

1 Бум — гимнастический снаряд, деревянный брус на двух стойках.

“Благородное сердце Васи”. Урок-размышление по рассказу Ю.Я. Яковлева “Рыцарь Вася”

Разделы: Литература

Цели:

  • выявить личностное восприятие текста; помочь осознанию чувства, которое возникает после прочтения; обучать интерпретации текста;
  • воспитывать: любовь к ближнему, мужество, благородство, доброту, взаимопонимание.

Оборудование: выставка рисунков учеников, словари В.И. Даля, С.И. Ожегова, литературных имён; музыкальный фон. Запись словаря на доске: Ричард, Айвенго, Дон Кихот.

Музыкальный фон: Ричард Клайдерманн «Лунная соната» в современной оранжировке.

Опережающее домашнее задание: предварительные читательские отзывы о рассказе, рисунки, эпиграфы к рассказу, суперобложка.

Мужество – это обладание серединой между страхом и отвагой.

1. Сообщение учителя о писателе. Ю.Я. Яковлев – детский писатель. Задумываясь о детях, автор размышляет о будущем, о детской радости, о детском горе, о воспитании трудом, красотой, о важности примеров бескорыстия, благородства, о духовном здоровье. Писатель опирается на действительные эпизоды, случаи, происшествия, на все, к чему пристально присматривается и чутко прислушивается.
Герои Ю.Я.Яковлева – разные по возрасту и характеру, душевным наклонностям и увлечениям. Но их роднит одно – они не могут и дня прожить без дела, не могут равнодушно пройти мимо горя другого человека, всегда готовы ринуться в бой за справедливость и доброту. Изображая своих героев в разных жизненных ситуациях, писатель напоминает о том, что нельзя изменять дружбе, искать лёгких дорог, что нужно с детства готовить себя к «звёздному мигу» человеческой жизни. Он внушает святые понятия любви, дружбы, товарищества, помогает школьнику познать законы честности и справедливости.

2. Беседа по содержанию рассказа.

Чем привлекает нас рассказ Ю.Я. Яковлева «Рыцарь Вася»?
– Что написано о Васе? Каким его характеризует автор?
Звучат детские впечатления от рассказа. Ученики выступают с предварительными читательскими отзывами. – «Он привлекает нас искренностью рассуждений, душевностью, отсутствием нравоучений, пониманием детской души, настойчивым призывом к взрослым признавать за детьми право называться людьми».

3. Работа в группах.

I группа. Какова внешность Васи? (Куртка в обтяжку, на толстом его лице. )
II группа. Его манеры, действия. (Медлительный, неповоротливый, ходил в развалку и т.д.)
III группа. Отношение к нему окружающих (Все называли его тюфяком, «на уроках физкультуры был предметом общих насмешек).

– А как характеризует его автор?

– «А в его груди билось благородное сердце рыцаря. В заветных мечтах он видел себя закованным в блестящие стальные доспехи, в шлеме с опущенным забралом, на белом коне с раздувающимися ноздрями. В таком виде он мчался по свету и совершал множество подвигов, защищая слабых и обиженных. Он был безымянным рыцарем..»

– В отличие от автора, одноклассники видят его толстым, неуклюжим, неповоротливым, считают, что причина его полноты – это обжорство. Но это не так. Он не любил есть. Ребята были очень, очень несправедливы к нему. Ну и что, что он толстый, неуклюжий, ведь он только растёт, его внешность постепенно формируется. Вы же растёте, и все вы разные! А что делает герой в ответ на эти обидные слова?

– «Он привык к судьбе неудачника и сердился только на самого себя».

– Итак, в центре рассказа мальчик. Мы рассмотрели нашего героя с точки зрения его внешности, отношения к нему окружающих, автора. А как мы, читатели, к нему относимся?

– «Сочувствуем ему, так как к нему очень несправедливы окружающие».

– Какой главный вопрос автор предлагает для обсуждения? Найдите в отрывке cлова «…а в его груди билось благородное сердце…» три слова, которые очень важны. – «рыцарь (подвиг); слабых и обиженных; мечта».

– Что значит быть настоящим рыцарем? Вы растёте, каждый из вас превратится в мужчину, настоящего мужчину. Каким должен быть мужчина? У каждого из вас есть своё представление о том, что значит быть настоящим мужчиной. Ю.Я. Яковлев даёт нам понять, что значит быть настоящим мужчиной, рыцарем. Найдите в словарях В.И. Даля и С.И. Ожегова значение слова рыцарь. Назовите свойства настоящего рыцаря:

– «Настоящий рыцарь не может быть злым, злобным, обидчивым. Вася не реагировал на обиды, обижался только на себя. Мама называла его «слоном в фарфоровой лавке». Приятель сказал, что «на такого толстого никакие доспехи не налезут». И он не обижался на них».

– Как он поступает?

– «Если ты не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней, к ситуации». Какое ещё качество есть у Васи? – «Он – мечтатель. Он в душе рыцарь. Он мечтает и представляет себя рыцарем».

– Что ещё мы знаем о Васе?

– «Ходит в музеи, знакомится с рыцарскими доспехами, мечтает о подвигах, читает «Дон Кихота» Сервантеса, знакомится с рыцарями по книгам. Он готовит себя к подвигу».

– Как стать настоящим рыцарем?

– Вася жалеет, что у него имя не подходит к рыцарю, ведь существуют же звучные имена рыцарей таких, как: Ричард, Айвенго, Дон Кихот, которые известны всему миру. Совершил ли Вася подвиг? Стал ли он рыцарем?

4. Пересказ эпизода спасения ребёнка (обращаемся к тексту).

– А ведь имена настоящих рыцарей известны всем в своей эпохе и даже сейчас. Это настоящие герои. Не сказочные. Какие же ещё качества характера должны быть у рыцаря?

– «Рыцарь должен быть скромный, не кричать о своём подвиге. Настоящий рыцарь совершает поступок не для того, чтобы имя стало известным, а потому, что он по характеру такой смелый и благородный».

– «Их славят люди! Жизненное кредо (объяснить) у них – защищать слабых и беззащитных».

– А наш герой встретился, к сожалению, с подлостью и обманом. Здесь бы и сказать на линейке, кто совершил подвиг, кто на самом деле спас малыша, но «от одной мысли привлечь к себе внимание ему стало стыдно, и все три бугорка покраснели». Я считаю, что он тюфяк: «поплёлся, с трудом протиснулся, сдвинул парту. В конце концов, сам поверил, что Димка – герой вчерашнего происшествия». Какой же он рыцарь? Убедите меня в обратном, что он не тюфяк.

– «Он просто внешне такой. А за внешней оболочкой, неуклюжей фигурой скрывается горячее сердце».

5. Творческое задание. Защита рисунков к рассказу (по желанию):

Читайте также:  Баваклава - краткое содержание рассказа Яковлева

– Предлагаю записать в тетрадь признаки рыцаря: «честная справедливая душа»; «мечтательный; характер мужественный и скромный».

– «Димка же не бросился спасать, только кричал и руками размахивал, значит, у него не такой характер, а бросился спасать Вася».

– Какой момент в рассказе вы считаете самым важным? Как называется самый остросюжетный момент в развитии действия?

– «Кульминация. Это тот момент, когда Вася спасает первоклассника».

– Обратимся к финалу. О чём говорится в финале? Кто герой финальной сцены? Найдите авторские характеристики, оценочные слова, которыми характеризует автор героев.

– «Речь шла о Димке, который якобы спас малыша: «…смелый поступок; Димка, оказывается, выполнял пионерский долг и сохранил честь красного галстука. А наш герой стоит, слушает, стиснутый со всех сторон. Ему хотелось сказать, но, увы: поплёлся, протиснулся…».

– Как мы узнаём о героях?

– «При помощи художественных средств: портрет, манеры, действия, авторское отношение, пейзаж, диалог, кульминация, развязка».

– Можно ли в финальной сцене найти ответ на вопрос: «Что значит быть настоящим рыцарем?».

– «Да. Он остался скромным, верным своей мечте, снова рисовал рыцаря».

– Можно ли считать финал развязкой и почему?

– «Действие завершилось. Развязка в рассказе является одновременно и завязкой следующих событий в других рассказах. Для Васи нет развязки. Он остался верен своей мечте: пришёл в класс, сел за парту и снова начал рисовать рыцаря».

– Пять учеников накануне получили домашнее задание прочитать 4 – 5 рассказов Ю.Я.Яковлева и об одном из них подготовить небольшое сообщение по определённому плану: 1. Название рассказа. 2. Что волнует героя и автора? 3. Какова главная проблема? 4. Кому бы вы хотели порекомендовать чтение этого произведения и почему?
Мы выберем ту проблему, которая волнует всех.

6. Звучат сообщения:

1. «В «Багульнике» рассказывается о том, как школьник Костя заботился о животных, о братьях наших меньших, помогая беспомощным людям. О доброте, о бескорыстии, об ответственности взрослых за свои поступки, о благородстве».

2. «В рассказе «Черника» главная проблема – это проблема одиночества. Коля Луковкин в пионерском лагере заболел, его поместили в пустой лагерный изолятор, ему было очень скучно, тоскливо, одиноко. И ему принесла чернику Смирнова, внешне девочка некрасивая. Но за её некрасивой внешностью он увидел доброе сердце».

3. «Рассказ «Я убил аиста» о мальчике и дяде, которые стреляли в тарелки. Мальчик, закрыв глаза, выстрелил и убил нечаянно аиста, летевшего мимо них. Этот рассказ учит нас быть осторожными, более внимательными, бережно относиться к окружающим животным, птицам, быть гуманными».

4. «Рассказ «На деревьях вырастают листья». В этом рассказе ставятся проблемы: 1) проблема одиночества; 2) проблема взрослых и детей, их взаимоотношения; 3) проблема особого внимания взрослого к миру детей, которые порой бывают умнее, добрее, тоньше, мудрее, чем взрослые. Иногда взрослые со своими проблемами, заботами не видят того, что видят дети. И у детей можно многому научиться. Я посоветовала бы прочитать этот рассказ и взрослым, и детям, т.к. эти проблемы волнуют всех».

5. «Где начинается небо» – это рассказ о мальчике, который пробовал летать с парашютом из окна первого этажа, используя вместо парашюта простыню или наволочку, за что ему всегда попадало от мамы. Рассказ о мальчике и о взрослом, которые с полуслова поняли друг друга. Ведь взрослый в далёком детстве также пробовал летать из окна только с зонтиком. Он так же, как и ребёнок, прыгал с высоты птичьего полёта. Взрослый понял самое главное, что небо начинается «не на гребне крыши и не в синих струях, по которым плывут облака, а оно берёт начало совсем близко от земли – на первом этаже или на уровне плеча. Начинается в бесстрашном сердце и простирается до тучи или до звёзд, смотря куда его поднимет сердце». Я порекомендовала бы прочитать одноклассникам, мальчикам, потому что этот рассказ учит ребят быть смелыми, мужественными, бесстрашными. Этот мальчик мог бы прыгнуть с парашютом и из окна пятого этажа, но ещё не пробовал пока. Такие ребята не останавливаются ни перед какими трудностями. Также этот рассказ о взаимопонимании взрослых и детей».

– Итак, мы прослушали с вами краткие сообщения ребят о прочитанных рассказах. Что общего в их выступлениях? – «Они хотят, чтобы рассказ прочитали взрослые и дети. – Оказывается, героями его рассказов являются и взрослые, и дети». – Чем дополните выступления товарищей?

– «В рассказе «Я убил аиста» мальчик страдает и терзается от того, что по неосторожности убил птицу».

– «В рассказе «На деревьях вырастают листья» героиня не знает, как быть с родным отцом, как помочь, чтобы он не пил, не просил денег на выпивку, не курил и не бранился по ночам, а заботился о них».

– «Герой рассказа «Багульник» – мальчик, который заботился о братьях наших меньших, выгуливал и подкармливал собак и немощных людей».

– «Из рассказа «Черника» мы узнаём об одиночестве Коли Луковкина, который из-за своей болезни был помещён в лагерный изолятор, и которого спасла от страшной человеческой болезни – от одиночества, Смирнова, угостив его черникой. Для Коли мир стал совсем другим, он выздоровел, и Смирнова, эта невзрачная девочка, превратилась в умную и красивую девочку».

– «Где начинается небо» – здесь повествуется о бесстрашном мальчике, который готов прыгнуть из окна пятого этажа, а также о полном понимании его мечты взрослым, его собеседником».

– Какая же проблема объединяет все эти рассказы? – «Главная проблема – это проблема взаимопонимания взрослых и детей. Оказывается, взрослые не всегда понимают детей. Но не только взрослые не понимают детей, но не понимают и дети друг друга. Эта проблема волнует и героев рассказа – детей, взрослых, автора и нас, читателей».

7. Вывод: Вася, безусловно, рыцарь, рядом с его именем должно обязательно стоять слово рыцарь! В начале рассказа Ю.Я. Яковлев поставил проблему: Что такое рыцарь? Какими качествами должен обладать настоящий рыцарь? Далее идёт цепь событий, раскрывающих характер мальчика через его поступки. Ребята не назвали его рыцарем.

– А почему мы можем назвать вслед за автором?

– «Автор и назвал рыцарем нашего героя наравне с Ричардом, Айвенго, Дон Кихотом. Но ведь в глазах окружающих он оказался тюфяком. По-прежнему никто в нём не увидел рыцаря.

– «А он своей мечте не изменил, пришёл после линейки и снова начал рисовать рыцаря».

– Умение быть верным своей мечте – это тоже свойство настоящего рыцаря. Почему рассказ называется не тюфяк, а рыцарь Вася?

– «Потому что Вася обладает всеми качествами настоящего рыцаря: благородный, скромный, мужественный, самоотверженный, не злой, не реагировал на обиды, готовил себя к подвигу внутренне, оказался верен своей мечте. Я могу вам порекомендовать прочитать любой рассказ Ю.Я. Яковлева, и каждый из его героев обладает какими-либо чертами настоящего рыцаря. Но об этом поговорим на других уроках.

– Какие нравственные уроки даёт нам писатель?

– «Быть добрыми, не озлобляться, мужественными, самоотверженными, совершать благородные поступки, не требуя ничего взамен, т.е. бескорыстно бороться с несправедливостью. Автор помогает детям взрослеть нравственно, готовит их к самостоятельной жизни».

– «Он не гасит в сердце читателя огонёк надежды, веру в людей. Учит тому, чтобы и дети, и взрослые понимали хорошо друг друга. Вася не изменяет своей мечте».

– «Автор учит тому, чтобы каждый задумался над теми принципами и свойствами, которые присущи настоящему рыцарю, чтобы постепенно избавлялись от своих недостатков, воспитывали в себе только положительные качества. Нельзя изменять дружбе, искать лёгких дорог, с детских лет готовить себя «к звёздному мигу» человеческой жизни».

8. Домашнее задание по выбору учеников:

1. Прочитать другие рекомендованные рассказы Ю.Я. Яковлева.
2. Составить киносценарий и киноафишу к рассказу (групповое задание).
3. Составить кроссворды к рассказу (по желанию).

Рыцарь Вася – краткое содержание рассказа Яковлева

Заголовок рассказа заставляет вспомнить о рыцарских временах. Рыцарство –это военно-дворянское сословие эпохи феодализма в Западной Европе. В феодальной Европе рыцарь – лицо, принадлежащее к военно –дворянскому сословию. «Рыцарь печального образа» – так говорили о Дон-Кихоте, герое романа Сервантеса. Второе значение слова РЫЦАРЬ – самоотверженный, благородный человек, деятель на каком-нибудь поприще.

Рассказ Ю.Яковлева «Рыцарь Вася» о том, как неуклюжий, неловкий мальчик Вася мечтал стать рыцарем, мечтал о подвигах, а жизнь его проходила однообразно и буднично, и о том, как Вася совершил рыцарский подвиг, славу за который присвоил себе другой человек.

По началу рассказа мы не можем предположить, что героем произведения может быть этот мальчик Вася: медлительный, неповоротливый, неловкий, сонный, будто он только что проснулся или собирался уснуть – «Одним словом, тюфяк». «То, что он тюфяк, было написано у него на лице, угадывалось в его медленных, вялых движениях, звучало в глуховатом голосе». Однако автор заставляет нас заинтересоваться следующей репликой: «Никто не догадывался, что скрывается под этой некрасивой толстой оболочкой». И мы догадываемся, что его неказистая внешность лишь оболочка, а «в груди его билось благородное сердце рыцаря». Он видел себя закованным в латы, совершающим многие подвиги, защищая слабых и обиженных. В его душе живёт романтик. Несколько раз автор сталкивает внутренний мир Васи и его внешность, которая подавляет внутренний жар, не даёт разглядеть благородного мальчика, «прекрасного рыцаря» за «толстым и косолапым тюфяком». Он сам ненавидел себя «за неподходящую для рыцаря внешность». Да и прозвище за ним закрепилось не рыцарское: «Слон в фарфоровой лавке».

Никто Васю не понимал, даже друг, которому он раскрыл свои мечты, грубо посмеялся над ним: «На такого толстого никакие доспехи не налезут». Посмеялся, не понимая, что «ранил Васю в самое сердце».

В свободное время Вася бегал в музей, в зал, где находились рыцари, закованные в латы. Ему доставляло наслаждение тайком от строгой дежурной старушки трогать «холодную сталь доспехов», пробовать остроту мечей. Он медленно переходил от чёрного рыцаря к золотому, от золотого –к серебряному. Он жил в этом мире: « К одни рыцарям он относился по –дружески, к другим – со сдержанным холодком. Он кивал им головой и мысленно справлялся, как прошёл очередной турнир. Ему казалось, что рыцари следят за ним сквозь смотровые щели опущенных забрал и никто из них не смеётся и не называет его тюфяком». В этом мире он был счастлив.

Но когда приходило время уроков. Он опять становился неуклюжим и вызывал всеобщий смех: «он плёлся к доске, задевая ногой парты», на уроках физкультуры «он был предметом общих насмешек», потому что на «коне» он застревал и « восседал, как всадник в седле». «Ребята уже заранее начинали хихикать», «Ребята смеялись ..»

Печальна судьба этого мальчика, загнанного в угол своей внешностью, непониманием окружающих : «Он привык к судьбе неудачника».

Но один случай помог разглядеть в нём благородного человека. Вася спас провалившегося под лёд первоклассника. Не Дима Ковалёв, который потешался над неуклюжим Васей, а «тюфяк», жертвуя собой, спасает тонущего. Он понимал, что хрупкий лёд может не выдержать его, и тогда… Но рыцари не рассуждают, если речь идёт о спасении: «Он видел только насмерть перепуганного малыша»

Совершив подвиг, он вновь стал «тюфяком». Ему не нужна была слава, ведь он видел себя «безымянным рыцарем». Поэтому он принимает предложение Ковалёва: «Ты ноги промочил, беги домой, а пацана я сам доведу». «Тюфяк поплёлся домой».

На линейке в школе директор рассказ о подвиге Ковалёва Димы. Васе хотелось сказать, что это ложь, но «от одной мысли привлечь к себе внимание ему стало стыдно». В конце концов он и сам поверил, что Димка герой, и захлопал, когда все захлопали. Ведь рыцари совершают подвиги не ради славы, а ради спасения.

Что –нибудь изменилось после случившегося? Нет. «Он с трудом протиснулся за парту, сдвинул её с места…и в тетрадке по арифметике начал рисовать рыцаря». Он по –прежнему мечтал о рыцарстве, хотя сам был настоящим рыцарем.

Немного грустно после чтения этого рассказа. Жалко Васю, который не может самоутвердиться в жизни, жалко ребят, которые на хотят и не могут рассмотреть в своём товарище благородного человека. И вместе с тем есть уверенность, что внутреннее рыцарство Васи когда–нибудь будет раскрыто и оценено по –заслугам.

Внешняя и внутренняя красота, одиночество среди людей, истинные герои и «примазавшиеся», скромность и нахальство –такие проблемы можно услышать в рассказе Ю. Яковлева «Рыцарь Вася». Быть внимательным к окружающим, чтобы уметь рассмотреть за внешней неказистостью богатую душу, –вот к чему призывает автор.

Ссылка на основную публикацию