Анализ стихотворения Некрасивая девочка Заболоцкого

Анализ стихотворения «Некрасивая девочка» Заболоцкого

Н. Заболоцкий считал, что по-настоящему красивым человека делает чистая душа. Эта мысль оригинально воплотилась в стихотворении «Некрасивая девочка». Изучается оно в 8 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Некрасивая девочка» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1955 г., к сочинению строк поэта подтолкнули реальные события.

Тема стихотворения – красота человеческой души, человеческая жестокость.

Композиция – Стихотворение создано в форме монолога лирического героя. Он условно делится на смысловые части: портрет маленькой девочки и размышления о ее будущем.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – написано пятистопным ямбом, в произведении представлены все виды рифмовки, но преобладает кольцевая АВВА.

Метафоры«чужая радость так же, как своя, томит её и вон из сердца рвётся», «охваченная счастьем бытия», «чистый этот пламень, который в глубине ее горит, всю боль свою один переболит», «младенческая грация души».

Эпитеты«худая рубашонка», «колечки рыжеватые кудрей», «рот длинен», «зубки кривы», «черты лица остры и некрасивы», «бедная дурнушка».

История создания

История создания произведения «Некрасивая девочка» банальная. Как-то в одном из Московских дворов Николай Алексеевич увидел девочку, играющую со сверстниками. Она выделялась из компании детей некрасивым лицом, но поэта очаровала непосредственная душа ребенка. Увиденное отобразилось в стихотворении, написанном в 1955 г. за три года до смерти поэта. Произведение относится к позднему периоду творчества Н. Заболоцкого.

Проблема внутренней и внешней красоты всегда была актуальна в литературе. Н. Заболоцкий посвятил ей несколько стихотворений. В анализируемом произведении поэт раскрывает тему красоты человеческой души и доносит идею о том, что нельзя судить о людях по их внешности. Для этого он создает портрет маленькой девочки, похожей на лягушонка и размышляет о ее судьбе.

Первая часть стихотворения посвящена описанию внешности маленькой героини. У малышки длинный рот и кривые зубы, а ее рыжие кудрявые волосы неаккуратно рассыпались по плечам. Деталь «заправлена в трусы худая рубашонка» подсказывает, что семья малышки живет небогато. Девочка еще не осознает, что некрасива. Она резвится со сверстниками-мальчуганами, не обращая внимания на то, что друзья часто забывают о ней. Сердце маленькой героини не знает, что такое зависть, поэтому она умеет искренне разделять чужую радость. Внутренняя непорочность очаровывает поэта.

Тем не менее, это очарование затмевается мыслями о будущем ребенка. Автор понимает: повзрослев, девочка станет объектом насмешек. Красивые подруги будут считать ее дурнушкой. Все же поэт таит надежду, что ее чистое сердце не сломится под натиском человеческой жестокости, а «чистый пламень» ее души сможет перетопить невзгоды. Уже сейчас он видит в героини «младенческую грацию души» .

Последние стихи выражают главную мысль, наделяя проблему красоты общим смыслом. Автор не зря завершает произведение вопросительными предложениями. Они подталкивают читателя к раздумьям, требуют от него ответа.

Композиция

Стихотворение создано в форме монолога лирического героя. Он условно делится на смысловые части: портрет маленькой девочки и размышления о ее будущем. Формальная композиция произведения соответствует смысловой: оно состоит из двух строф.

Написано произведение в жанре элегии, так как автор раздумывает над вечной проблемой. В стихах преобладает грустное настроение. Стихотворный размер – пятистопный ямб. Автор использовал все виды рифмовки, но преобладает кольцевая АВВА. В стихотворении есть мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Для раскрытия темы, донесения идеи и создания образа девочки-лягуошонка Н. Заболоцкий использовал средства выразительности. В тексте есть эпитеты – «худая рубашонка», «колечки рыжеватые кудрей», «рот длинен», «зубки кривы», «черты лица остры и некрасивы», «бедная дурнушка» и метафоры – «чужая радость так же, как своя, томит её и вон из сердца рвётся», «охваченная счастьем бытия», «чистый этот пламень, который в глубине ее горит, всю боль свою один переболит», «младенческая грация души» .

«Некрасивая девочка»: нравственная красота сквозь призму творчества Николая Заболоцкого

Меню статьи:

Текст произведения

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

История создания поэзии

Николаю Заболоцкому принадлежат искренние произведения, ставящие в центр нравственность. «Некрасивая девочка» – именно такое творение, рассказывающее о настоящей – внутренней – красоте. Автор оригинально доносит до читателей ключевую мысль: истинная красота относится не к телу, а к душе человека.

Год рождения творения Заболоцкого – 1955 год. Иногда великие произведения создаются очень банальным путем. Так произошло и в этой ситуации. Автор проходил мимо одного из двориков в Москве. Там Заболоцкий увидел компанию ребятишек. Среди мальчишек выделялась одна девочка.

В стихотворении “Родная деревня” Николай Рубцов рассказывает о родных краях, о родине. Но что такое родина? С одной стороны, это страна или город, где мы родились. Но с другой стороны, это место, вобравшее в себя наше детство и молодость. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого произведения

У девчушки было некрасивое лицо. Внимание Николая Алексеевича привлекла непосредственность ребенка. Автору бросилась в глаза внутренняя, духовная красота девочки, которая контрастировала с некрасивой внешностью.
Это произведение – поздний шедевр автора. В строках поэзии чувствуется зрелость поэта, который умер всего через три года после написания текста.

Сюжет произведения

Начало творения Заболоцкого – это рассказ про некрасивую девочку. Малютка напомнила автору лягушонка – так сильно девочка отличалась от своих сверстников. Рыжевато-кучерявые волосы, огромный рот, кривизна зубов, неприятные, слишком заостренные черты лица – таков портрет героини.

Маечку девчушка заправила в трусы. Героиня играла с двумя мальчиками. Дети катались на велосипедах – подарок родителей. У «лягушонка» же не было на чем кататься. Девочка просто радовалась за товарищей, смеялась, ликовала вместе с друзьями.

Внутренний мир героини

Сюжет произведения русского поэта будет неполным без описания внутреннего мира героини. Девочка не знакома ни с завистью, ни с худыми замыслами. Писатель подчеркивает кристальную чистоту души малютки. Автор с горечью понимает: однажды девочка осознает свою уродливость. Писатель не желает героине таких страданий. Заболоцкий надеется, что богатый внутренний мир и высокие нравственные качества помогут девочке выстоять. Тяжесть бытия, жизненные трудности не сломят героиню, пока внутри нее горит огонь духовной чистоты.

Девочка не поражает воображение людей своей красотой, в теле героини отсутствует грация. Писатель, однако, подчеркивает: грация отличает душу малютки.

Идея произведения

Анализ сюжета поэзии медленно подводит читателей к вопросу: в чем же заключается ключевая идея стиха? Писатель поднимает философский вопрос, рассуждая о красоте. Идея произведения кроется в том, что на вершине иерархии ценностей все же стоит красота внутренняя, духовная. Нравственность подкрепляется красотой тела. Иногда чистота души дарит даже некрасивому телу грацию и харизму.

Тематика поэзии

Красота как проблема философии и искусства волновала авторов, начиная с античных времен. Так, о красоте рассуждал древнегреческий философ Платон.

О нравственной красоте размышляли философы и писатели эпохи Просвещения. Актуальность этой темы в литературе не вызывает сомнений. Более того, тема красоты уже не в первый раз появляется в творчестве Заболоцкого.

Писатель обращается к теме красоты души человека. Автор в очередной раз подчеркивает: внешность не раскрывает сущности людей. Мысли Заболоцкого подтверждаются эффектной иллюстрацией – портретом девочки, малютки, некрасивой, как лягушка. Поэт с грустью рассуждает о судьбе героини.

Композиционные особенности стиха

Форма произведения – лирический монолог. В структуре поэзии выделяются несколько смысловых частей:

  • изображение портрета малютки-героини;
  • рассуждения о судьбе девочки.

Формально структура произведения насчитывает две строфы.

Первая часть

Первая часть поэзии посвящается портрету героини. Писатель ярко и детально описывает внешность девчушки. Подробности, которые приводит автор, намекает на небогатую жизнь малышки. Героиня слишком юна, чтобы осознавать свою некрасивость. Картина Заболоцкого вызывает у читателей грусть: товарищи девочки часто не обращают на малышку внимания. Вопреки этому, героиня искренне радуется возможности играть с другими ребятами во дворе. Мудрый поэт усматривает в поведении малышки внутреннюю непорочность, душевную чистоту. Автор явно симпатизирует своей героине.

Вторая часть

Постепенно очарование первых мгновений отходит на второй план. Мысли автора поглощаются рассуждениями о судьбе малышки. Какое будущее ждет девочку с такой внешностью? В этом жестоком мире люди обращают внимание на лицо. Есть даже поговорка: «встречают по одежке». Заболоцкий тщательно опровергает эту позицию.

В будущем девочку ждут издевательства со стороны красивых подруг, насмешки. Такова судьба тех, кого общество считает дурнушками. Писатель искренне надеется, что человеческая жестокость не разочарует, не сломает девочку. Нравственность – это древнее сильное оружие, которое помогает людям выстоять в трудных ситуациях. Грация души поможет малышке пережить невзгоды и сложности жизни.

Итоги

В последних строках автор выражает ключевую мысль произведения. Проблема красоты наделяется философским смыслом, то есть – общечеловеческим. Конец стиха – это вопрос. Этот прием подталкивает читателей к рефлексии.

Жанровая специфика поэзии

Для выражения философского содержания поэзии Заболоцкий выбирает элегию как самый подходящий жанр. В центре лирического повествования – вечные проблемы. Настроение шедевра русского автора – светлая грусть, что тоже находится в рамках характеристик и основных черт выбранного жанра. Автор пользуется пятистопным ямбом, разные виды рифмовки (с преобладанием кольцевой). В некоторых местах встречаются также примеры кольцевой и параллельной рифмовок.

Художественные особенности стиха

Заболоцкий выбирает только нужные для выражения смысла, идейного содержания произведения художественные приемы. В поэзии отсутствуют лишние, декоративные тропы и приемы. При создании своего творения автор ввел в текст следующие средства:

  • прилагательные («худая рубашонка», «колечки рыжеватые кудрей», «рот длинен», «зубки кривы», «черты лица остры и некрасивы», «бедная дурнушка»);
  • множество эпитетов;
  • метафорические обороты («чужая радость так же, как своя, томит ее и вон из сердца рвется», «охваченная счастьем бытия», «чистый этот пламень, который в глубине ее горит, всю боль свою один переболит», «младенческая грация души»);
  • гиперболы отсутствуют, автор использует лаконичное описание;
  • риторические вопросы;
  • художественная детализация («заправлена в трусы худая рубашонка»);
  • в своей логике писатель движется от конкретного к абстрактному, от частного к общему – типичный пример философской индукции.

Произведение оставляет ощущение реалистичности и правдоподобности.

Стих как пример философской лирики

Выше мы уже упоминали, что Заболоцкий обращается к вечным вопросам бытия. Это значит, что автор затрагивает философские проблемы. В данном случае – это вопрос о красоте. В финале произведения писатель размышляет, почему люди склонны обожествлять красоту.

Стихотворение Николая Заболоцкого “Не позволяй душе лениться” можно считать напутствием писателя читательской аудитории, ведь в нем автор поднимает актуальные вопросы. Чтобы узнать об этом произведении подробнее, предлагаем ознакомиться с его описанием

Рефлексия, форма размышления передается с помощью риторических вопросов. Автор не собирается дискутировать с читателем. Цель литератора – заставить свою аудиторию задуматься.
Строки поэзии четко показывают позицию Николая Алексеевича по этому вопросу. Авто восхищается девочкой, способной на искренность. Философский характер стиха обусловил композицию произведения, деление на описательную и рефлексивную части.

Простая бытовая сцена провоцирует у писателя поток мировоззренческих рассуждений. Внешняя красота, привлекательность тела кажутся автором мимолетным даром. Единственное, что остается на века, – это духовная, нравственная красота. Писатель наталкивает читателей на мысль, что внешняя привлекательность при внутренней пустоте теряет всяческий смысл.

«Некрасивая девочка»: нравственная красота сквозь призму творчества Николая Заболоцкого

Н. Заболоцкий считал, что по-настоящему красивым человека делает чистая душа. Эта мысль оригинально воплотилась в стихотворении «Некрасивая девочка». Изучается оно в 8 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Некрасивая девочка» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1955 г., к сочинению строк поэта подтолкнули реальные события.
Тема стихотворения – красота человеческой души, человеческая жестокость.

Композиция – Стихотворение создано в форме монолога лирического героя. Он условно делится на смысловые части: портрет маленькой девочки и размышления о ее будущем.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – написано пятистопным ямбом, в произведении представлены все виды рифмовки, но преобладает кольцевая АВВА.

Метафоры – «чужая радость так же, как своя, томит её и вон из сердца рвётся», «охваченная счастьем бытия», «чистый этот пламень, который в глубине ее горит, всю боль свою один переболит», «младенческая грация души».

Эпитеты – «худая рубашонка», «колечки рыжеватые кудрей», «рот длинен», «зубки кривы», «черты лица остры и некрасивы», «бедная дурнушка».

Некрасивая девочка. О стихотворении Николая Заболоцкого


Есть стихи, как откровения, как целые неизведанные планеты. Одно из них- стихотворение Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка». Наверное, если бы Николай Заболоцкий написал только это одно свое стихотворение (написано в 1955 г.), он бы и тогда прочно занял свое место в истории русской, советской поэзии. Среди других играющих детей Она напоминает лягушонка.

Первые две строчки, а по сути уже все сказано. Мы видим девочку, непохожую на остальных детей. Другие дети где-то играют, а она робко стоит в сторонке. Нам сразу приходит на ум сказка «Гадкий утенок» Г.Х.Андерсена. И вообще, очень много общего у этого стихотворения и той сказки. Перечитайте! Дальше перед нами идет портрет девочки:

Заправлена в трусы худая рубашонка, Колечки рыжеватые кудрей Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы, Черты лица остры и некрасивы, —

Читайте также:  Анализ стихотворения Заболоцкого Гроза

Подытоживает автор, и у нас в нашей груди уже пробуждаются САМЫЕ ДОБРЫЕ ЧУВСТВА к этой «некрасивой» девочке! Какое-то удивительное тепло начинает буквально исходить от этих строчек. Самое грубое, самое жестокое сердце смирится и томительно защемит при одном только беглом взгляде на нее.

Двум мальчуганам, сверстникам ее, Отцы купили по велосипеду. Сегодня мальчики, не торопясь к обеду, Гоняют по двору, забывши про нее.

Дважды нам автор дает указание на бедность «некрасивой» девочки. И, думается, это не случайно. Она ведь могла ожесточиться, озлобиться, стать холодной, гордой, злой. Первая деталь — «худенькая рубашонка» и вот другая деталь… у нее нет велосипеда. Но она не отчаивается! Ее чистое светлое сердце восхищенно смотрит на мальчиков, едущих на велосипедах!

Она ж за ними бегает по следу.

Какая же удивительная, бесконечная радость исходит от этих строчек! Ей чертовски весело, она такая вот оторва, хулиганка… Сама немного похожа на мальчугана, по характеру- бойкая, озорная. По внешнему виду- почти, как парень.

Чужая радость так же, как своя, Томит ее и вон из сердца рвется, И девочка ликует и смеется, Охваченная счастьем бытия!

Она СЧАСТЛИВА просто потому, что она ЕСТЬ! Разве можно не смеяться вместе с ней? Или, по крайней мере, не улыбнуться?

Ни тени зависти, ни умысла худого Еще не знает это существо. Ей все на свете так безмерно ново, Так живо все, что для иных мертво! И не хочу и думать, наблюдая, Что будет день, когда она, рыдая, Увидит с ужасом, что посреди подруг Она всего лишь бедная дурнушка! Мне верить хочется, что сердце не игрушка, Сломать его едва ли можно вдруг! Мне верить хочется, что чистый этот пламень, Который в глубине ее горит, Всю боль свою один переболит И переточит самый тяжкий камень! И пусть ее черты нехороши И нечем ей прельстить воображенье, — Младенческая грация души Уже скользит в любом ее движенье.

Вот в этом долгом «авторском» монологе, мы видим отношение автора к проблеме этой самой «некрасивости». Ему хочется верить, что ничто плохое, несправедливое, ложное не коснется этого сердца. Впереди будут большие трудности и, возможно, предательство и измены, оскорбления, утраты, но это все будет ПОТОМ. А пока она радуется. И радость ее чиста, неподдельна, наивна и невинна.

А если это так, то что есть красота И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?

«Некрасивая девочка»,- несомненно, лучшее стихотворение в нашей поэзии о красоте, о внутренней красоте Человека, о противостоянии Добра и Зла именно через призму ВНЕШНЕЙ КРАСОТЫ ЧЕЛОВЕКА. Внешняя красота (красивый сосуд) на поверку оказывается пустышкой, пустым звоном, внутренняя красота (красота души) освещает нам путь и шире САМ МИР-ПУТЬ (сосуд). Мы видим стенки сосуда, именно благодаря огню. Именно огонь сжигает все плохое и освещает нам дорогу. А поэзия – это и есть «мерцание огня», тайное и неведомое, все самое сокровенное, чем мы живем.

Проблема внутренней и внешней красоты всегда была актуальна в литературе. Н. Заболоцкий посвятил ей несколько стихотворений. В анализируемом произведении поэт раскрывает тему красоты человеческой души и доносит идею о том, что нельзя судить о людях по их внешности. Для этого он создает портрет маленькой девочки, похожей на лягушонка и размышляет о ее судьбе.

Первая часть стихотворения посвящена описанию внешности маленькой героини. У малышки длинный рот и кривые зубы, а ее рыжие кудрявые волосы неаккуратно рассыпались по плечам. Деталь «заправлена в трусы худая рубашонка» подсказывает, что семья малышки живет небогато. Девочка еще не осознает, что некрасива. Она резвится со сверстниками-мальчуганами, не обращая внимания на то, что друзья часто забывают о ней. Сердце маленькой героини не знает, что такое зависть, поэтому она умеет искренне разделять чужую радость. Внутренняя непорочность очаровывает поэта.

Тем не менее, это очарование затмевается мыслями о будущем ребенка. Автор понимает: повзрослев, девочка станет объектом насмешек. Красивые подруги будут считать ее дурнушкой. Все же поэт таит надежду, что ее чистое сердце не сломится под натиском человеческой жестокости, а «чистый пламень» ее души сможет перетопить невзгоды. Уже сейчас он видит в героини «младенческую грацию души».

Последние стихи выражают главную мысль, наделяя проблему красоты общим смыслом. Автор не зря завершает произведение вопросительными предложениями. Они подталкивают читателя к раздумьям, требуют от него ответа.

Анализ стихотворения Некрасивая девочка Заболоцкого

Извечный спор о красоте носит философский характер. Сколько людей, столько и мнений. Нет точного, как в математике, ответа. Для одних людей важна внешняя оболочка, другие обращают внимание на внутренний мир.

Бытует мнение, что людям с непривлекательной внешностью труднее живётся, чем красавцам. Вот она, некрасивая девочка, гуляющая во дворе. Заболоцкий наблюдает за ней из окна. На первый взгляд она такая нескладная, угловатая, длинные ручки и ножки, короткое тело. Длинный рот, кривые зубы (как это всё автор из окна увидел?), острые черты лица, рыжие кудри. Она чем-то напоминает лягушонка. И одета она бедненько. В старую рубашку и трусики.

Автор писал это стихотворение в 1948 году. Страна ещё оправлялась от ран, полученных в войне. И не все люди жили в достатке и могли себе позволить купить ребёнку велосипед. По тем временам — это роскошь. Девочке такая роскошь не доступна. Она довольствуется тем, что неуклюже бегает следом за мальчишками. Не обижается на них, что не дают ей покататься. Она искренне радуется за своих друзей, звонко смеётся на весь двор.

Автору искренне жаль эту чудесную девочку. Ведь совсем скоро она начнёт осознавать, что отличается от своих друзей и внешностью, и одеждой. Но он надеется, что жизнь и жестокие люди, встретившиеся на её пути, не сломают её характера и духа. Если так и произойдёт, то ей хватит стойкости принять это и не сломаться.

Но на жизненном пути ей обязательно встретятся люди, которые полюбят её не за длинные ноги, а за её душевные качества. Хотя, если немного пофантазировать, то не трудно представить, в какого красивого лебедя превратится этот «гадкий утёнок». Это будет высокая, со стройными ногами, рыжеволосая богиня. Волосы по-прежнему будут виться, и спадать на плечи пышной копной. Черты лица приобретут мягкость и женственность. И его не будет портить большой рот. А кривые зубы выпадут, это же ещё молочные зубы. Им на смену вырастут ровные белоснежные зубки. Теперь выросшие мальчишки будут бегать за ней, и предлагать наперебой каждый не только свой велосипед. Они будут всеми способами добиваться её внимания, соперничая меж собой. Очень важно, чтобы у девочки был такой человек, который разглядел бы в этом лягушонке Василису Прекрасную.

А ответ на вопрос, что же есть красота, пусть дадут философы. И у каждого он точно будет свой.

Средства выразительности

Для раскрытия темы, донесения идеи и создания образа девочки-лягуошонка Н. Заболоцкий использовал средства выразительности. В тексте есть эпитеты – «худая рубашонка», «колечки рыжеватые кудрей», «рот длинен», «зубки кривы», «черты лица остры и некрасивы», «бедная дурнушка» и метафоры – «чужая радость так же, как своя, томит её и вон из сердца рвётся», «охваченная счастьем бытия», «чистый этот пламень, который в глубине ее горит, всю боль свою один переболит», «младенческая грация души».

«Некрасивая девочка» Н.Заболоцкий

«Некрасивая девочка» Николай Заболоцкий

Среди других играющих детей Она напоминает лягушонка. Заправлена в трусы худая рубашонка, Колечки рыжеватые кудрей Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы, Черты лица остры и некрасивы. Двум мальчуганам, сверстникам её, Отцы купили по велосипеду. Сегодня мальчики, не торопясь к обеду, Гоняют по двору, забывши про неё, Она ж за ними бегает по следу. Чужая радость так же, как своя, Томит её и вон из сердца рвётся, И девочка ликует и смеётся, Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого Ещё не знает это существо. Ей всё на свете так безмерно ново, Так живо всё, что для иных мертво! И не хочу я думать, наблюдая, Что будет день, когда она, рыдая, Увидит с ужасом, что посреди подруг Она всего лишь бедная дурнушка! Мне верить хочется, что сердце не игрушка, Сломать его едва ли можно вдруг! Мне верить хочется, что чистый этот пламень, Который в глубине её горит, Всю боль свою один переболит И перетопит самый тяжкий камень! И пусть черты её нехороши И нечем ей прельстить воображенье,- Младенческая грация души Уже сквозит в любом её движенье. А если это так, то что есть красота И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?

Анализ стихотворения Заболоцкого «Некрасивая девочка»

Вопрос о том, что представляет собой человеческая красота, является достаточно философским. Для кого-то первостепенное значение имеет внешность, другие же, наоборот, ценят душевные качества и поступки людей. Однако наш мир устроен так, что людям с непривлекательными чертами лица и нескладной фигурой намного сложнее, чем красавцам, доказать себе и другим, что они действительно достойны любви и уважения. Именно этому аспекту человеческих взаимоотношений посвящено стихотворение Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка», написанное в 1948 году. В основе этого произведения – увиденная автором сцена из обычной жизни, главной героиней которой является обычная московская девочка. Природа не наделила ее красотой, которой могут похвастаться дети в ее возрасте, и среди своих сверстников «она напоминает лягушонка».

Описывая внешность этой девочки, автор не использует гиперболы, а пытается максимально точно и правдиво передать то, что увидел. А заметить ему удалось довольно много – и то, что у юной особы «рот длинен», а «зубки кривы», ее рыжие локоны в беспорядке рассыпаны по плечам, ее «черты лица остры и некрасивы», а одета незнакомка в «худую рубашонку». Однако совсем не это привлекает в девочке автора. Местные мальчишки, которым родители подарили велосипеды, тут же забывают о своей подружке и самозабвенно «гоняют по двору». Казалось бы, в такой ситуации любая девчонка должна обидеться, спрятав за этим чувством свою зависть. Но героиня стихотворения Николая Заблоцкого совсем иная. Она бегает за своими друзьями по пятам, и «чужая радость так же, как своя, томит ее и вон из сердца рвется». Чувства и эмоции этого маленького «лягушонка» настолько чистые и искренние, что вызывают у автора неприкрытое удивление и любопытство. Он осознает, что этому ребенку еще не веведомы такие понятия, как ненависть, зависть, злость и разочарование. Счастье своих друзей она воспринимает через мир внутренних ощущений, чистый и удивительно гармоничный. В ее душе «так живо все, что у других мертво», что в глазах поэта эта некрасивая и неуклюжая девочка превращается в само совершенство.

Однако Николая Заболоцкий понимает, что очень скоро иллюзорный и по-детски наивный мир, в котором живет эта некрасивая девочка, будет разрушен жестокостью людей. Причем, именно тех, кого она добровольно впустит в свое сердце, считая самими близкими, надежными и преданными друзьями. Автор с сожалением отмечает, что ему бы очень не хотелось, чтобы однажды героиня его стихотворения вдруг осознала, что «посреди подруг она всего лишь бедная дурнушка». Поэт хочет верить, что в человеческом мире сердце не является игрушкой, которую можно безжалостно сломать. Но даже если это произойдет, автор очень надеется на то, что тот «чистый пламень», который горит в душе этой некрасивой девчушки, «всю боль свою один переболит и перетопит самый тяжкий камень».

Николай Заболоцкий отдает себе отчет в том, что его героине будет очень сложно стать счастливой в этом жестоком и бескомпромиссном мире. Однако он видит, что «младенческая грация души уже сквозит в ее движенье». А раз так, то наверняка в ее окружении найдутся люди, которые смогут оценить эти качества по достоинству. В финале стихотворения автор вновь задается вопросом, что же есть человеческая красота, и что важнее — сосуд, в котором пустота» или же «огонь, мерцающий в сосуде»? Ответ на него поэт предлагает самостоятельно найти каждому человеку и определиться, что для него важнее – внешняя привлекательность или же душевная чистота, которая способная сделать этот мир чуточку ярче, светлее и счастливее.

“Некрасивая девочка” – анализ стихотворения Николая Заболоцкого

Рождение произведения

На период написания (а написано оно было в 1948 году) автор этого сочинения немало задавался философскими вопросами как в своей голове, так и в своём творчестве. Тема общественного отвержения была очень близка Заболоцкому. Если изучить его биографию, в которой есть место для трёхлетней ссылки, пятилетнего пребывания в сталинских лагерях, продолжительных гонений со стороны советского литературного сообщества, то становится вполне понятно почему.

Стихотворение «Некрасивая девочка» Николай Заболоцкий назвал в честь его главной героини — маленькой девочки, гуляющей во дворе с друзьями. Неизвестно, что первым привлекло внимание поэта — отталкивающий внешний вид ребёнка или его же симпатичное поведение, но на написание элегии он вдохновился, когда наблюдал за играющей малышкой.

Тема, идея и содержание

Основная проблематика произведения — человеческая красота и её влияние на жизнь индивидуума. Внутренняя красота — тихий, но чарующий, ни с чем не сравнимый, обжигающе прекрасный «мерцающий огонь», противопоставляется внешней — «сосуду», в котором часто «пустота». Рассказывая о невзрачной с виду, но совершенной внутри девочке, автор с грустью размышляет о том, что второе часто играет гораздо большую роль в нашем обществе, в то время как первое вовсе упускается из виду.

Первая часть

В первой половине стихотворения идёт повествовательная и описательная часть произведения. Сначала автор приводит нам краткое описание внешности главной героини, затем описывает её поведение и эмоции.

Первое, что делает поэт — это пытается передать читателю своё общее впечатление от наблюдаемой, сравнивая маленькую девчушку с «лягушонком», и выделяя её этим «среди толпы играющих детей». Затем внимание автора перемещается на неказистый наряд девчонки — ветхую рубашку, заправленную в трусы. Одежда хотя и не является показателем природной внешней красоты человека, но зато отлично вписывается в общую картину, подчёркивая её.

Читайте также:  Анализ стихотворения Сентябрь Заболоцкого

У малышки неприбранные рыжие кудряшки — эта деталь тоже усиливает ощущение потрёпанности и нескладности. Следом идёт указание уже на сами неприглядные черты — кривые зубы, длинный рот, слишком острое и в целом неприглядное лицо.

В преддверии главных событий сообщается, что «двум мальчуганам, сверстникам её, отцы купили по велосипеду». Казалось бы, каким образом это может относиться к теме девичьей красоты? Следуем дальше — а дальше ситуация накаляется. «Сегодня мальчики, не торопясь к обеду, гоняют по двору, забывши про неё». Как мог бы повести себя любой другой ребёнок в ответ на подобное? Как правило, на такое отвечают обидой, завистью, злобой. И вряд ли кого-то можно было бы за это винить, ведь это вполне справедливая реакция на пренебрежение. Но тем героиня и поражает поэта: вместо того, чтобы обижаться, ябедничать, злиться и плакать, «она ж за ними бегает по следу» и «ликует», «смеётся».

«Чужая радость так же, как своя, томит её и вон из сердца рвётся», — вот что приводит поэта в восхищение, поневоле заставляет любоваться внутренней красотой ребёнка. То, что обычный человек встретил бы обидой, ненавистью, завистью, она встречает совершенно противоположным — она на седьмом небе от счастья уже оттого, что счастливы другие, уже просто потому, что живёт на этом свете. Способность так искренне радоваться за другого, особенно когда ты сам при этом оказался далеко не в лучшем положении, дана далеко не каждому. И среди этих немногих счастливчиков оказался несчастный «лягушонок».

На этом первая часть прерывается и начинается вторая. Если до этого писатель просто наблюдал и обрисовывал увиденное, то дальше он активно делится своими измышлениями по поводу описанной картины.

Вторая половина стихотворения

Во второй части идёт рассуждение на тему внутренней и внешней красоты. Писатель, подводя итог своим наблюдениям, пытается сделать адекватный прогноз дальнейшей жизни ребёнка, излагает свои надежды на светлое развитие событий, и печально задаётся вопросом на тему «что есть красота».

Юное создание не склонно к таким деструктивным чувствам, как зависть, желчь, обида, желание отомстить — вот главное качество, которое так сильно привлекло Заболоцкого в играющей девочке. Он восторгается её детской чистотой, непосредственностью, умению радоваться простым жизненным мелочам — «ей всё на свете так безмерно ново, так живо всё, что для иных мертво!».

Автор так проникается симпатией к ребёнку, что всерьёз переживает по поводу её наступающего будущего. И первое, что приходит ему на ум — это, к сожалению, суровая проза жизни. «И не хочу я думать, наблюдая, что будет день, когда она, рыдая, увидит с ужасом, что посреди подруг она всего лишь бедная дурнушка!» В нашем мире внешняя привлекательность и правда играет значительную роль, и, конечно, особенно это касается прекрасной половины человечества.

Красивая женщина всегда имеет преимущество перед некрасивой, чувствует себя более уверенной и счастливой даже в далёких от любви сферах жизни. Поэтому душевная красота малютки рискует испортиться и поломаться о жестокий и несправедливый мир.

Повзрослев и осознав свою непривлекательность, девушка имеет все шансы впасть в глубокое отчаяние и растерять все внутренние сокровища. Но Заболоцкий питает надежду, что такая пора для неё никогда не наступит. «Чистый пламень», который горит в сердце этого маленького человека, по убеждению поэта, должен стать очищающим огнём, уберегающим девушку от всей грязи этого мира, способным спасти её прекрасную душу от одиночества и страданий.

Следом подводится итог всему вышесказанному. По мнению писателя, совершенно неважно, что девочка не отличается хорошими внешними данными, и вряд ли способна усладить чей-то взор. Ведь несмотря на это, девочка всё равно обладает таким чудесным свойством, как «младенческая грация души», которая отчётливо «сквозит в любом её движенье». А значит, истинная красота уже при ней. И именно в ней малышка найдёт спасение от будущих насмешек, и с помощью неё переживёт все невзгоды, которые встретятся ей на пути.

Приближаясь к концу, Заболоцкий напрямую задаёт риторический вопрос, ответ на который уже ясен: «что есть красота и почему её обожествляют люди?» Автор напоминает читателям, что по-настоящему красивым человека делают его мысли и поступки, а вовсе не внешний лоск. «Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?» По мнению писателя, конечно, красота заключается именно в этом самом внутреннем «огне».

Стилистические особенности

По сути, всё произведение представлено в виде монолога писателя. Стихотворение состоит из двух смысловых частей:

  • Описание главной героини.
  • Размышление над её дальнейшей судьбой, а также над понятием «красоты».

Формальная и смысловая композиции совпадают: каждая из смысловых частей текста занимает ровно одну строфу. Всего их получается две.

Это произведение представляет собой философское размышление над важной жизненной проблемой, поэтому его вполне можно отнести к жанру элегии. Также его можно назвать философской лирикой. Стихотворение написано пятистопным ямбом. Используются перекрёстная, параллельная и кольцевая (АВВА) рифмовки. Последняя явно преобладает над остальными.

Для передачи образа девочки активно используются эпитеты и метафоры:

  • «худая рубашонка»;
  • «бедная дурнушка»;
  • «чистый пламень»;
  • «охваченная счастьем бытия»;
  • «в глубине ее горит»;
  • «всю боль свою один переболит»;
  • «младенческая грация души».

Однако лучше читать полностью «Некрасивую девочку» Заболоцкого, не ограничиваясь кратким анализом стихотворения. Только так можно понять философский замысел автора и сделать собственные выводы.

Некрасивая девочка. О стихотворении Николая Заболоцкого

Есть стихи, как откровения, как целые неизведанные планеты. Одно из них- стихотворение Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка». Наверное, если бы Николай Заболоцкий написал только это одно свое стихотворение (написано в 1955 г.), он бы и тогда прочно занял свое место в истории русской, советской поэзии.

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.

Первые две строчки, а по сути уже все сказано. Мы видим девочку, непохожую на остальных детей. Другие дети где-то играют, а она робко стоит в сторонке. Нам сразу приходит на ум сказка «Гадкий утенок» Г.Х.Андерсена. И вообще, очень много общего у этого стихотворения и той сказки. Перечитайте!
Дальше перед нами идет портрет девочки:

Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы, –

Подытоживает автор, и у нас в нашей груди уже пробуждаются САМЫЕ ДОБРЫЕ ЧУВСТВА к этой «некрасивой» девочке! Какое-то удивительное тепло начинает буквально исходить от этих строчек. Самое грубое, самое жестокое сердце смирится и томительно защемит при одном только беглом взгляде на нее.

Двум мальчуганам, сверстникам ее,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про нее.

Дважды нам автор дает указание на бедность «некрасивой» девочки. И, думается, это не случайно. Она ведь могла ожесточиться, озлобиться, стать холодной, гордой, злой. Первая деталь – «худенькая рубашонка» и вот другая деталь… у нее нет велосипеда. Но она не отчаивается! Ее чистое светлое сердце восхищенно смотрит на мальчиков, едущих на велосипедах!

Она ж за ними бегает по следу.

Какая же удивительная, бесконечная радость исходит от этих строчек! Ей чертовски весело, она такая вот оторва, хулиганка… Сама немного похожа на мальчугана, по характеру- бойкая, озорная. По внешнему виду- почти, как парень.

Чужая радость так же, как своя,
Томит ее и вон из сердца рвется,
И девочка ликует и смеется,
Охваченная счастьем бытия!

Она СЧАСТЛИВА просто потому, что она ЕСТЬ! Разве можно не смеяться вместе с ней? Или, по крайней мере, не улыбнуться?

Ни тени зависти, ни умысла худого
Еще не знает это существо.
Ей все на свете так безмерно ново,
Так живо все, что для иных мертво!
И не хочу и думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине ее горит,
Всю боль свою один переболит
И переточит самый тяжкий камень!
И пусть ее черты нехороши
И нечем ей прельстить воображенье, –
Младенческая грация души
Уже скользит в любом ее движенье.

Вот в этом долгом «авторском» монологе, мы видим отношение автора к проблеме этой самой «некрасивости». Ему хочется верить, что ничто плохое, несправедливое, ложное не коснется этого сердца. Впереди будут большие трудности и, возможно, предательство и измены, оскорбления, утраты, но это все будет ПОТОМ. А пока она радуется. И радость ее чиста, неподдельна, наивна и невинна.

А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

«Некрасивая девочка»,- несомненно, лучшее стихотворение в нашей поэзии о красоте, о внутренней красоте Человека, о противостоянии Добра и Зла именно через призму ВНЕШНЕЙ КРАСОТЫ ЧЕЛОВЕКА. Внешняя красота (красивый сосуд) на поверку оказывается пустышкой, пустым звоном, внутренняя красота (красота души) освещает нам путь и шире САМ МИР-ПУТЬ (сосуд). Мы видим стенки сосуда, именно благодаря огню. Именно огонь сжигает все плохое и освещает нам дорогу. А поэзия – это и есть «мерцание огня», тайное и неведомое, все самое сокровенное, чем мы живем.

Анализ стихотворения Заболоцкого Можжевеловый куст

Текст

Памяти поэта. Н. Заболоцкий. Можжевеловый куст.

Николай Алексеевич Заболоцкий ушел из жизни 14 октября 1958 года. Но память о нем и его творчество остается с нами. В послелагерном десятилетнем наследии Николая Заболоцкого, почти целиком вошедшем в золотой фонд русской лирики, есть один шедевр из цикла “Последняя любовь”. Это шестнадцатистрочный “Можжевеловый куст”.

Чтобы понять и почувствовать внутреннюю суть прежде надо представить себе то, о чем не сказано в этом стихотворении.

После долгого бездомья Николай Заболоцкий получает жилье в новом писательском квартале. Знакомится и сходится с соседями, среди них — Василий Гроссман. Между ними начинается интеллектуальное общение. в котором участвуют их жены. Сам факт такой встречи двух великих писателей достоин внимания и интереса, тем более, что скоро между ними обнаруживается и трещина, причем, чисто идейная. Гроссман, язвительный и напористый, не видит разницы между сталинским и гитлеровским режимами. Заболоцкого это шокирует…

Я увидел во сне можжевеловый куст,
Я услышал вдали металлический хруст,
Аметистовых ягод услышал я звон
И во сне, в тишине мне понравился он.

…Поразительно: Гроссман, в ту пору еще не казненный за “Жизнь и судьбу”, еще всерьез рассчитывающий получить Сталинскую премию, безжалостно клеймит Советскую власть, а Заболоцкий, которого эта Советская власть размазала по стене, — противится.

Я почуял сквозь сон легкий запах смолы.
Отогнув невысокие эти стволы,
Я заметил во мраке древесных ветвей
Чуть живое подобье улыбки твоей.

…Улыбка — жены, Екатерины Васильевны Клыковой, той, которая разделила с ним многолетний ужас репрессий, слала в лагерь посылки, растила детей и ездила к нему в зону. Эта верная спутница обнаруживает вдруг страстный интерес к полемическому темпераменту Гроссмана. Беседуя, они гуляют вдвоем! Заболоцкий требует прекратить такие прогулки, она отвечает, что в них нет ничего эротического, это чисто дружеское общение, и было бы оскорбительно его прервать. Он указывает ей на дверь…

Можжевеловый куст, можжевеловый куст
Остывающий лепет изменчивых уст,
Легкий лепет, едва отдающий смолой,
Проколовший меня смертоносной иглой!

…С патефонной иглы, не кончаясь, стекает “Болеро” Равеля. Николай Заболоцкий остается в одиночестве, не расставаясь с портретом изгнанной им жены.

Разлуки не выдерживают оба, и жена возвращается за считанные дни до его гибели. Счастье это? Горе? Поэт не мог соединить мыслью два эти таинства жизни. Заболоцкий, прошедший огни, воды и медные трубы, чувствует, как обе эти бездны намертво соединены в замысле мироздания…

В золотых небесах за окошком моим
Облака проплывают одно за другим,
Облетевший мой садик безжизнен и пуст…
Да простит тебя бог, можжевеловый куст!

Я увидел во сне можжевеловый куст,
Я услышал вдали металлический хруст,
Аметистовых ягод услышал я звон,
И во сне, в тишине, мне понравился он.

Я почуял сквозь сон легкий запах смолы.
Отогнув невысокие эти стволы,
Я заметил во мраке древесных ветвей
Чуть живое подобье улыбки твоей.

Можжевеловый куст, можжевеловый куст,
Остывающий лепет изменчивых уст,
Легкий лепет, едва отдающий смолой,
Проколовший меня смертоносной иглой!

В золотых небесах за окошком моим
Облака проплывают одно за другим,
Облетевший мой садик безжизнен и пуст.
Да простит тебя бог, можжевеловый куст!

Анализ стихотворения Н. Заболоцкого “Можжевеловый куст”

Даша Алексеева Знаток (251), закрыт 4 месяца назад

1)Основная тема (основная мысль)
2)Идея
3)Средства художественной изобразительности
4)Лирический герой

Я увидел во сне можжевеловый куст,
Я услышал вдали металлический хруст,
Аметистовых ягод услышал я звон,
И во сне, в тишине, мне понравился он.

Я почуял сквозь сон легкий запах смолы.
Отогнув невысокие эти стволы,
Я заметил во мраке древесных ветвей
Чуть живое подобье улыбки твоей.

Можжевеловый куст, можжевеловый куст,
Остывающий лепет изменчивых уст,
Легкий лепет, едва отдающий смолой,
Проколовший меня смертоносной иглой!

В золотых небесах за окошком моим
Облака проплывают одно за другим,
Облетевший мой садик безжизнен и пуст.
Да простит тебя бог, можжевеловый куст!

Марина Овчаренко Просветленный (48149) 10 месяцев назад

Это стихотворение смело можно отнести к шедеврам мировой лирики. Сила самых признанно лучших стихотворений мировой любовной лирики всех времён и народов – в обнажённости чувств. Это трогает души читателей. В этом их преимущество – в естественности, подлинности. Только когда это настоящее, только тогда цепляет. Если иначе, будут сопли и слюни, а никак не драгоценная поэзия.
И обнажить свои чувства мало, нужно найти верные слова, достойные, выразительные художественные средства.
В стихотворении «Можжевеловый куст» выражены чувства человека, переживающего утрату любви – чувство горькое, и эта утрата для него равносильна смерти. В толкователе снов говорится, что увидеть во сне можжевельник – это нехорошо, к смерти. Дыханием смерти пронизана вся ткань этого поэтического произведения: остывающий, опустевший, безжизнен, сон, мрак, смертоносная. Но, несмотря на это, стихотворение нельзя назвать депрессивным, это стихи светлые, красивые, нежные. Поэт умеет рассказать о своей смертельной боли так, что у читателей не остаётся никакого неприятного осадка. Этот дар у Заболоцкого сродни пушкинской светлой печали. Только у Заболоцкого это сильнее: не печаль – боль.
Ощущение нежности и теплоты отношений (несмотря ни на что!) создают слова, семантически направленные на смягчение, уменьшение: лёгкий, невысокие, подобье, чуть, садик, едва. Глаголы – не столько действие, сколько ощущение, восприятие: увидел, услышал, почуял, заметил. Картина, которую рисует лирическому герою его сонное сознание, достаточно яркая: здесь зелень деревьев, аметистово-сиреневые ягоды можжевельника, золото небес. Картина эта многомерна: полифонична, полна звуков (хруст, звон); тактильных ощущений, неприятных, впрочем, ведь можжевельник – колючее растение, уколовшее героя; запахов (пряно-хвойный аромат смолы).
Скорее всего, стихотворение навеяно сном поэта, тем сном, который на грани с явью причудливо преобразовывает реальность, сплетая мыслимое и немыслимое. Тогда не очень помнится сюжет сна, а больше послевкусие от него.
омпозиционно стихотворение делится на три части.
Первая часть – это две первые строфы. В них рассказ о приснившемся.
В I строфе – завораживающая, таинственная картина сна. Во II-ой – картина становится многомерной: не только увидел и услышал, но и почуял. Прежде, чем обнаружить, по наитью сначала догадался о присутствии виновницы его боли. Это предчувствие находит подтверждение: среди ветвей кустарника, отождествляемого со смертью, мелькает до боли знакомый женский лик. Промелькнувшая во мраке полуулыбка (чуть живое подобье улыбки) – так улыбаются, когда хотят извиниться, это виноватая улыбка. И значит, есть за что извиняться.
Вторая часть – III строфа, это рассказ о нанесённой ране, о смертельном уколе измены. Изменчивые уста – то есть изменившие. От того и «лепет» – так оправдываются. Отдающий смолой – терпко-горькое, пренеприятное чувство быть преданным. Пережить такое невозможно, это смертельная рана. Смертельная и для их отношений, и для самого лирического героя. Он не сможет уже быть прежним, если вообще сможет жить.
Третья, последняя часть – IV строфа. Уже не сон – реальность. Лирический герой обращает свой взгляд в небеса. Куда же ещё, если горе настоящее! В «золотых небесах» – это золотое закатное небо (не рассвет – закат!). Вспомнив, что в первой строфе был эпитет аметистовых – такая пара эпитетов, семантически связанных с драгоценностями, – не столько для красного словца, всё это дорого для нашего героя. И взгляд этот – взгляд через окно. Из камерного пространства души во внешний мир: там опустошение.
«Облетевший мой садик безжизнен и пуст…» Многозначное многоточие! Когда душа кричит от боли, это ещё обнадёживает. Хуже, когда в страдающей раненой душе поселяется леденящее спокойствие. Это решимость, готовность к концу.

Читайте также:  Анализ стихотворения Заболоцкого Одинокий дуб

иса исаев Ученик (120) 9 месяцев назад

Это стихотворение было написано в 1957 году, когда автор пережил свою вторую молодость. Все дело в том, что в жизни Заболоцкого был довольно сложный период, когда его покинула супруга, отдав предпочтение другому мужчине. Однако вскоре семья воссоединилась, и Заболоцкий, пожалуй, чуть ли не впервые в жизни обратился к любовной лирике. Именно в этот период им был создан цикл стихотворений «Последняя любовь», в который вошло произведение «Можжевеловый куст».

Заболоцкий: “Можжевеловый куст” – анализ стихотворения

Одним из наиболее известных российских и советских поэтов является Николай Заболоцкий. «Можжевеловый куст» – позднее стихотворение автора, прекрасный образец его любовной лирики, который входит в цикл произведенй «Последняя любовь». Простое по композиции стихотворение тем не менее отличается изысканным слогом. Его глубокий философский смысл связан с размышлениями автора о жизни и любви.

В конце своей жизни нередко поэты обращаются к любовной тематике. Не стал исключением и Заболоцкий. «Можжевеловый куст» – это восьмое по счету стихотворение в сборнике, посвященном сентиментальной лирике. Обстоятельства написания связаны с личной драмой автора: незадолго до смерти у него произошел разлад с женой, которая в результате от него ушла. И хотя вскоре они помирились, тем не менее прежние отношения в семье так и не наладились. Этим ощущением вернувшегося счастья и вместе с тем осознанием невозможности возврата к былой любви проникнуто рассматриваемое стихотворение. Вообще все произведения цикла пронизаны трагическии нотами: любовь в поэзии автора представлена не как радость, а как страдание, она сопряжена с мучениями, тоской, печалью. И даже ощущение радости лирического героя никогда не бывает полным, так как к чувству счастья обязательно примешивается острое чувство горечи.

Заболоцкий, «Можжевеловый куст» которого стал одним из наиболее знаковых стиховторений не только в его поздней лирике, но и в творчестве вообще, часто прибегал к условным образам, что позволяло ему с наибольшей полнотой передать переживания лирического героя. В данном стихотворении главный символ – куст можжевельника, который одновременно олицетворяет и радость, и печаль автора. С ним у автора ассоциируется облик любимой женщины. Так, он видит через ветви некоторое подобие ее улыбки, и это наполняет его душу радостью. Но вместе с тем этот символ наполнен печалью и тоской: поэт никак не может забыть измену и поэтому шелест листьев ассоциируется в его сознании с шепотом обманчивых уст.

В своих произведениях часто использовал абстрактные образы Николай Заболоцкий. «Можжевеловый куст» в этом отношении – прекрасный образец мастерства поэта в применении метафор, сравнений, литературных повторов. Один из значимых символических образов – аметистовые ягоды. Красный цвет – символ любви, который в сочетании с золотым оттенком смолы очень хорошо передает радостный настрой героя, который, кажется, полон жизни, сил и энергии. Однако в конце появляется образ пустынного облетевшего садика, который означает душевное опустошение автора после пережитого потрясения.

Литературные приемы

Настоящим мастером изобразительного слова является Заболоцкий. «Можжевеловый куст: анализ стихотворения» – одна из тем школьных уроков литературы. На таких уроках дети учатся анализировать творчество поэта. Они узнают, что в данном произведении автор использовал наиболее известные литературные приемы: эпитеты (сравнения ягод с аметистом, неба – с золотом), метафоры (описание стволов куста), повторы (в стихотворении автор несколько раз обращаеся к можжевельнику, как бы акцентируя внимание читателя на этом главном образе произведения). Кроме того, он мастерки передает звуки, цвета, краски неба, природы. Своим особым языком поэт передает не только внешний вид куста, но и рисует картину утреннего пейзажа, который наблюдает из окна своего дома. Знакомство с поэтикой Заболоцкого помогает развить в юных читателях чувство прекрасного.

Настроиться на восприятие высокого, оценить тонкость и нежность чувств своим прекраным циклом любовной лирики помогает ценителям поэзии Николай Заболоцкий. «Можжевеловый куст», основная мысль которого заключается в выражении светлой печали по утраченной любви, – один из лучших образцов позднего творчества автора.

«Можжевеловый куст» Н.Заболоцкий

«Можжевеловый куст» Николай Заболоцкий

Я увидел во сне можжевеловый куст,
Я услышал вдали металлический хруст,
Аметистовых ягод услышал я звон,
И во сне, в тишине, мне понравился он.

Я почуял сквозь сон легкий запах смолы.

Отогнув невысокие эти стволы,
Я заметил во мраке древесных ветвей
Чуть живое подобье улыбки твоей.

Можжевеловый куст, можжевеловый куст,
Остывающий лепет изменчивых уст,
Легкий лепет, едва отдающий смолой,
Проколовший меня смертоносной иглой!

В золотых небесах за окошком моим
Облака проплывают одно за другим,
Облетевший мой садик безжизнен и пуст…
Да простит тебя бог, можжевеловый куст!

Анализ стихотворения Заболоцкого «Можжевеловый куст»

Практически у каждого человека есть собственный символ любви – предмет, явление природы, растение или образ, которые неразрывно ассоциируются с самым близким и дорогим человеком. Для поэта Николая Заболоцкого таким символом стал куст можжевельника, в котором воплотились все самые светлые надежды и мечты автора. Это стихотворение было написано в 1957 году, когда автор пережил свою вторую молодость. Все дело в том, что в жизни Заболоцкого был довольно сложный период, когда его покинула супруга, отдав предпочтение другому мужчине. Однако вскоре семья воссоединилась, и Заболоцкий, пожалуй, чуть ли не впервые в жизни обратился к любовной лирике. Именно в этот период им был создан цикл стихотворений «Последняя любовь», в который вошло произведение «Можжевеловый куст».

Простое и незатейливое по композиции, но при этом очень сложное для восприятия, это стихотворение словно бы обнажает душу поэта. Заболоцкий признается, что сейчас его жизнь напоминает удивительный сон, который дарит ему предчувствие счастья. Символом его является куст можжевельника, украшенного аметистовыми ягодами. Их звон настолько понравился поэту, что стал синонимом радости бытия.

Возможно, в жизни Заболоцкого действительно был такой эпизод, который врезался ему в память благодаря прогулке с любимой женщиной по можжевеловой роще. Впрочем, не исключено, что подобное причудливое сочетание образов является всего лишь плодом воображения поэта. Так или иначе, ключевой фразой этого произведения являются строки: «Я заметил во мраке древесных ветвей чуть живое подобье улыбки твоей».

Однако не все так легко и безоблачно складывалось в личной жизни поэта. Обретя супругу вновь, Заболоцкий боится поверить собственному счастью. Для него можжевеловый куст – это не только символ любви, но и «остывающий лепет изменчивых уст». в каждом слове которых автор подсознательно пытается отыскать некий подвох. При этом сам поэт еще до конца не может разобраться в собственных чувствах, и ему кажется, что прошлое ушло безвозвратно. Именно по этой причине он, обращаясь к любимой женщине, просит у нее прощение в завуалированной форме, хотя и понимает, что его вины в том, что произошло, нет. Тем не менее, в финале звучит фраза: «Облетевший мой садик безжизнен и пуст… Да простит тебя бог, можжевеловый куст!». В ней он говорит о своей душевной боли, и о том, что воскресить любовь будет не так-то просто, хотя препятствие для того, чтобы двое людей вновь были вместе, на первый взгляд, не существует.

О стихотворении Заболоцкого «Можжевеловый куст»

О стихотворении Заболоцкого «Можжевеловый куст»

«Можжевеловый куст» (1957) — восьмое стихотворение из цикла «Последняя любовь», и рассматривать его надо как состав­ную часть этого цикла.

«Как говорит поэт об ушедшей любви?» В стихотворении, как и во всём цикле, не речи об ушедшей любви. Цикл посвящён трудным отношениям любящих людей.

Стихотворение написано четырёхстопным анапестом, мы, читая его, явственно слышим ритм вальса.

Послушать стихотворение Заболоцкого Можжевеловый куст

Анализ стихотворения Заболоцкого Можжевеловый куст

Стихотворение «Можжевеловый куст» было написано в 1957 году и является частью сборника Заболоцкого под названием «Последняя любовь». Причиной обращения поэта в любовную лирику стало событие, связанное с его женой. Она ушла к другому мужчине, но по прошествии некоего времени вернулась в семью.

Можжевеловый куст в данном стихотворении является основой, неким символом, на котором держится весь замысел стихотворения. Куст является символом любви, связью с ней. Именно в этом стихотворении Заболоцкий в полной мере открыл свои чувства, то, что происходит в его жизни. Из стихотворения становится ясно, что поэт говорит как раз о том, что случилось между супругами, он рассказал и читателю, и жене о том, что творится у него внутри. Чтобы увидеть это более четко и осмысленно, нужно обратиться к строкам стихотворения.

В первой строфе мы знакомимся непосредственно с образом можжевелового куста, который именитый поэт представляет красочно, можно сказать, красиво: металлический хруст, аметистовые ягоды, запах смолы. Все эти сочетания слов будоражат в разуме самые живописные картинки. Что именно хотел передать этой самой картиной поэт? Передает ли он с помощью образа куста красоту и заманчивость любви? Или же просто связывает образ с любимой женщиной или с чем-то, что затрагивает их историю любви? Нельзя сказать точно. В этом и есть извечный смысл символа. Известно также, что можжевельник-символ вечной жизни, вполне оправданно провести параллель между темами любви и вечности.

Далее Заболоцкий описывает, как среди «невысоких стволов» он видит «чуть живое подобие» улыбки любимой женщины. Некоторые считают, что это ключевые слова в стихотворении. Это также возможно, потому что может описывать какую-то конкретную деталь из супружеской жизни. Либо это символ того, что для на данный момент для поэта все происходящее в жизни похоже на сон, сложно поверить.

Как раз об этом он пишет далее, в следующей строфе, о том, что сложно поверить во все, нельзя точно сказать, что случится с любовью дальше «остывающий лепет изменчивых уст». В данной строфе виден посыл того, что люди могут быть вместе, каких-то причин против этого нет, но это не так легко, Заболоцкий и сам не знает, что может быть между ними дальше, хоть и любит жену. Он упоминает боль, причиненную любовью «уколола мня смертоносной иглой».

И заканчивает поэт стихотворение тем, что описывает уже конкретные внутренние чувства «облетевший мой садик безжизнен и пуст…Да простит тебя бог, можжевеловый куст». Садик в данной строфе является символом души или сердца, главное, что любви там уже не так много и сложно будет с этим справиться. В конце поэт, видимо, скрыто говорит любимой о том, что она причинила ему боль предательством.

Это стихотворение имеет много символов, но понять его не составит труда, потому что на самом деле он о человеческих чувствах, переживаниях, которые есть в каждом. Именно поэтому данное сложное на первый взгляд стихотворение не оставляет и шанса на непонимание и равнодушие со стороны читателя.

Анализ стихотворения Можжевеловый куст по плану

Можжевеловый куст

Возможно вам будет интересно

Михаил Лермонтов написал стихотворение в 1837 году. Причиной написания являлась довольно трогательная история. Кинжал-это подарок от жены Александра Грибоедова

Данное стихотворение затрагивает тему значения поэзии и поэта. Эту проблему мы можем проследить также в других стихотворениях Пушкина.

Это стихотворение оригинально сочетает в своих строках пейзажную, психологическую и социальную лирику. Рассказчик находится в той точке стихотворения и времени, когда уже ручьи бегут, тает снег, но ещё не поют соловьи, деревья ещё без листьев

Глубокое лирическое произведение Ф. И. Тютчева «Ещё томлюсь тоской желаний…» посвящено Элеоноре Петерсон, первой жене поэта. Они встретились во времена его молодости.

Это знаменитое стихотворение, относится к 1841 году. Оно входит в сборник стихов и сочинений М.Ю. Лермонтова, но до сих пор историки и культуроведы спорят и не могут до конца быть уверены, что автором данного произведения является Михаил Юрьевич.

Ссылка на основную публикацию