Анализ стихотворения Сентябрь Заболоцкого

Анализ стихотворения Заболоцкого Сентябрь

Анализ стихотворения ЗАБОЛОЦКОГО «СЕНТЯБРЬ»

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ Н. ЗАБОЛОЦКОГО «СЕНТЯБРЬ». ВОСПРИЯТИЕ, ТОЛКОВАНИЕ, ОЦЕНКА

Стихотворение «Сентябрь» было написано Н. Заболоцким в 1957 году. Оно относится к пейзажной лирике. В нем поэт признается в своей любви к осенней природе. Осень — время, любимое многими поэтами и художниками. Все мы помним «Золотую осень» Левитана. «Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса», — эти строки, став­шие для нас хрестоматийными, не теряют своей ценности до сих пор. Баратынский, Пушкин, Тютчев — все они писали об осени. Свой оригинальный взгляд на осеннюю природу пред­ставляет нам Н. Заболоцкий.

Стихотворение построено на основе антитезы. Компози­ционно мы можем выделить в нем две условные части. Первая часть — это первая строфа, обнажающая мрачный сентябрь­ский пейзаж:

Сыплет дождик большие горошины,

Рвется ветер, и даль нечиста.

Закрывается тополь взъерошенный Серебристой изнанкой листа.

Вторая часть — все остальные строфы. Мы видим, как мерт­вый осенний день вдруг оживает под солнечным лучом, про­бившимся сквозь облака:

Но взгляни: сквозь отверстие облака,

Как сквозь арку из каменных плит,

В это царство тумана и морока Первый луч, пробиваясь, летит.

И вся природа сразу оживляется, становится яркой, дос­тойной кисти живописца. В финале поэт сопоставляет приро­ду и человека: словно девушка, вспыхнув, «засияла в конце сентября» орешина. И это хрупкое деревце напоминает ему «молодую царевну в венце»:

Нарисуй, словно деревце, зыбкую Молодую царевну в венце С беспокойно скользящей улыбкою На заплаканном юном лице.

Поэт использует различные средства художественной вы­разительности: эпитет («серебристой изнанкой листа»), срав­нение («словно деревце, зыбкую Молодую царевну в венце»), олицетворение («Закрывается тополь взъерошенный Сереб­ристой изнанкой листа»).

Произведения для сопоставления: Ф.И. Тютчев «Есть в осени пер­воначальной», А.С. Пушкин «Осень».

Скрепа: антитетичность картин осенней природы; сближение природного и человеческого миров (сравнение осени с «чахо­точной девой» у Пушкина).

Здесь искали:
  • заболоцкий сентябрь анализ стихотворения
  • анализ стихотворения Заболоцкого
  • анализ стихотворения заболоцкого сентябрь

СЕНТЯБРЬ – стихотворение Заболоцкий Н. А.

Но взгляни: сквозь отверстие облака,
Как сквозь арку из каменных плит,
В это царство тумана и морока
Первый луч, пробиваясь, летит.

Значит, даль не навек занавешена
Облаками, и, значит, не зря,
Словно девушка, вспыхнув, орешина
Засияла в конце сентября.

Вот теперь, живописец, выхватывай
Кисть за кистью, и на полотне
Золотой, как огонь, и гранатовой
Нарисуй эту девушку мне.

Нарисуй, словно деревце, зыбкую
Молодую царевну в венце
С беспокойно скользящей улыбкою
На заплаканном юном лице.

слушать, скачать аудио стихотворение
СЕНТЯБРЬ Заболоцкий Н. А.
к общему сожалению, пока аудио нет

анализ, сочинение или реферат о стихотворении
СЕНТЯБРЬ:

Но. Если вы не нашли нужного сочинения или анализа и Вам пришлось таки написать его самому, так не будьте жмотами! Опубликуйте его здесь, а если лень регистрироваться, так пришлите Ваш анализ или сочинение на и это облегчит жизнь будущим поколениям, к тому же Вы реально ощутите себя выполнившим долг перед школой. Мы опубликуем его с указанием Ваших ФИО и школы, где Вы учитесь. Поделись знанием с миром!

Коллеги – педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Урок литературы в 11 классе. «Н.Заболоцкий «Сентябрь». Вариативность работы со словом».

Мангуткина Гульфия Хамитовна, учитель русского языка и литературы.
Республика Казахстан, ВКО, г. Семей, ГУ «Средняя общеобразовательная школа- лицей № 7»
ВАРИАТИВНОСТЬ РАБОТЫ СО СЛОВОМ. Н. ЗАБОЛОЦКИЙ «СЕНТЯБРЬ». (УРОК- МАСТЕРСКАЯ).

Анализ поэтических произведений вызывает в школе серьезные трудности. Поэтический образ ёмок, глубок, автор многого не досказывает, рассчитывая на воображение читателя, и важнейшая задача словесника на уроках литературы – развивать творческую фантазию и ассоциативное мышление учащихся. «Что же такое точное слово в поэзии? Казалось бы, главное – назвать вещи своими именами: лес – лесом, синее – синим, большое – большим, – пишет А. Урбан в своей книге «Стихи – собеседники», – но… точность эта не совсем обычная.(1, с. 80) Поэт идет дальше самого добросовестного наблюдателя». Действительно, по-настоящему талантливый поэт видит сверх видимого еще нечто такое, что может взволновать нас, пробудить интерес к уже знакомым, много раз воспетым звездам, лесам, озерам. Читатели должны почувствовать, что мир поэзии – это прекрасный, в чем – то необычный мир. Легко ли это? Есть много возможностей разных прочтений художественного произведения. Однако популярный прием устного словесного рисования при изучении лирики ведет к прозаическому пересказу текста, и поэтическое настроение стихотворения исчезает. Также любому лирическому стихотворению противопоказан анализ, сопровождающийся постановкой десятков вопросов, которые разрушают целостное восприятие текста.
В этой связи уроки – мастерские дают возможность учащимся свободно работать со словом, почувствовать глубину подтекста, представить то, что нарисовал сам поэт. Принцип работы мастерской – парадокс, неожиданное знание, удивление, и обращение к творчеству Н. Заболоцкого не случайно. Каждое его стихотворение – это открытие, оригинальное, глубоко философское толкование взаимоотношений природы и человека, который открывает в ней все новые тайны, находит все новые соответствия своему внутреннему миру. Мы обратились лишь к одному стихотворению Н.Заболоцкого, чтобы провести полный лингвистический анализ текста, помочь учащимся правильно понять художественный текст через язык, «языковые дроби», из которых слагаются целые образные единицы языка, увидеть образность каждого слова. Эпиграфом к уроку взяты слова самого Н.Заболоцкого: «Слова должны ласкать друг друга, образовывать живые гирлянды и хороводы, они должны петь, трубить и плакать, они должны перекликаться друг с другом, словно влюбленные в лесу…»(2, с. 51) Именно так перекликаются слова в стихотворении «Сентябрь» Чудесно и знаменательно это тонкое переплетение образов девушки и деревца, смены света и тени.
Выразительное чтение стихотворения.
Сыплет дождик большие горошины,
Рвется ветер, и даль нечиста.
Закрывается тополь взъерошенный
Серебристой изнанкой листа.

Но взгляни: сквозь отверстие облака,
Как сквозь арку из каменных плит,
В это царство тумана и морока
Первый луч, пробиваясь, летит.

Значит, даль не навек занавешена
Облаками, и значит, не зря,
Словно девушка, вспыхнув, орешина
Засияла в конце сентября.

Вот теперь, живописец, выхватывай
Кисть за кистью, и на полотне
Золотой, как огонь, и гранатовой
Нарисуй эту девушку мне.

Нарисуй, словно деревце, зыбкую
Молодую царевну в венце
С беспокойно скользящей улыбкою
На заплаканном юном лице.

На этапе побуждения к действию звучат вопросы учителя: что можно сделать с предметом? (съесть, сломать, понюхать и т.д.)
-А что можно сделать со стихотворением?
Примерные ответы: озаглавить по-другому, подобрать другие эпитеты, переставить строчки, определить размер; увидеть, услышать, ощутить вкус, запах (ассоциации по звучанию, вкусу, запаху), почувствовать холод или тепло, найти ключевые слова, подобрать слова- ассоциации по смыслу, звучанию; определить тему, идею, нарисовать, найти стилистические фигуры, найти и расшифровать тропы.
На втором этапе работы (индукция) учащиеся выбирают любой вид работы и занимаются индивидуально или в парах. На этапе индукции создается эмоциональный настрой, включается подсознание области чувств ученика, формируется личное отношение к предмету. Учитель приглашает учеников к поиску и творчеству и перед их выступлениями предлагает поразмышлять над словами драматурга 18 века Я. Княжнина:
Читается трояким образом:
Читать и не понимать,
Читать и понимать,
Читать и понимать то, что не написано.(3, с. 72)
Задание: нарисуйте портрет третьего читателя.
– Это творческий читатель, сопереживающий, наблюдательный, с особой читательской зоркостью, умеющий понять то, что скрывается за словами. Именно такими читателями хотел бы видеть каждый учитель своих учеников.
– Он живет с автором, автор ощущает его взгляд, ждет его смеха или слез.
– это художник.
«Художник- вместилище эмоций, которые приходят к нему со всех сторон: с неба, с земли, от клочка бумаги, от очертания тени, от паутины» (П. Пикассо)
Третий этап урока – представление, или социализация. Были выбраны разные виды представления: кластеры, ассоциативные схемы, рисунки, языковой анализ. Несмотря на кажущуюся разрозненность заданий, в выступлениях учащихся прослеживается единое направление работы над словом, поэтикой Н.Заболоцкого, формулой творчества которого стала провозглашенная им триада: мысль- образ- музыка. Лирические стихотворения Н. Заболоцкого по характеру воздействия сближаются с музыкой. Музыкальность его поэзии использовалась композиторами, сочинявшими песни на стихи Н.Заболоцкого. (Звучит песня «Осеннее утро» из кинофильма «Служебный роман»)
Примерный анализ текста. Наблюдения учащихся и учителя.
Тропы. Эпитеты: серебристой изнанкой.
Олицетворения: взъерошенный тополь, орешина засияла.
Сравнения: как сквозь арку из каменных плит; словно девушка, вспыхнув, орешина; золотой, как огонь.
Метафоры: орешина- девушка; царство тумана и морока.
Стилистические фигуры. Лексический повтор: нарисуй эту девушку мне. Нарисуй, словно деревце, зыбкую…
Синтаксический параллелизм: сыплет дождик; рвется ветер; закрывается тополь.
Инверсия: на полотне золотой, как огонь, и гранатовой нарисуй эту девушку мне.
Анафора: нарисуй.
Риторические фигуры. Обращения: живописец.
Фонетические изобразительные средства.
Аллитерация: повтор согласных звуков.(н)
Царевну в венце; не навек занавешена; на заплаканном юном лице.
Создание особой выразительности, звонкости.
Что слышу: звон капель дождя, шум ветра. Ощущаю запах дождя, влаги (на заплаканном лице).Цвета: золото, гранат, серебро.
Рифма: мужская и женская.
Ассоциации по смыслу: орешина- дерево- девушка.
Ассоциации по звучанию: орешина- черешина.
Пятистишие: Орешина
Мокрая, заплаканная.
Вспыхнула, засияла, изменилась.
Молодая царевна в венце.
Девушка.
Идея стихотворения: торжество света после тьмы, яркость красок, не все потеряно, сказка с хорошим концом (даль не навек занавешена), связь человека и природы.
Учащиеся комментируют эпиграф и отвечают на вопрос: «Каким вы увидели самого автора?»
На этапе рефлексии учащиеся создают собственные тексты на основе выбранного понравившегося словосочетания. Напутствие учителя: « Вы можете написать то, что пожелаете, потому что, когда мы читаем стихотворения, они могут вызвать любые ваши воспоминания, ассоциации, которые внешне не связаны с текстом, но в этом и заслуга истинного художника: заставить нас мыслить и сопереживать».
Работа на языком лирического стихотворения многогранна. Это выяснение значения того или иного слова в данном контексте, сопоставление вариантов стихотворений (проникновение в лабораторию писателя), введение в текст пропущенных эпитетов: поиск нужных слов обостряет внимание к языку, помогает увидеть значение слов в создании образа. Наблюдения над выбором точного образного слова можно проводить на каждом уроке. Разумеется, в процессе анализа художественного текста мы привлечем внимание лишь к некоторым словам, особенно значительным в раскрытии образного содержания стихотворения. «Всякое стихотворение, – замечает Блок, – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звезды».(4, с. 147) Эти слова и составляют главный объект наблюдения. Таким образом, работая со словом в нашей мастерской, соединяя и сталкивая разные ряды слов, мы видим, как раскрывается смысл поэтических строк и рождается новизна в восприятии стихотворения.

Просмотров. 4672 | Рейтинг. 0.0 / 0

Николай Заболоцкий — Сыплет дождик большие горошины ( Сентябрь )

Syplet dozhdik bolshiye goroshiny,
Rvetsya veter, i dal nechista.
Zakryvayetsya topol vzyeroshenny
Serebristoy iznankoy lista.
No vzglyani: skvoz otverstiye oblaka,
Kak skvoz arku iz kamennykh plit,
V eto tsarstvo tumana i moroka
Pervy luch, probivayas, letit.
Znachit, dal ne navek zanaveshena
Oblakami, i, znachit, ne zrya,
Slovno devushka, vspykhnuv, oreshina
Zasiala v kontse sentyabrya.
Vot teper, zhivopisets, vykhvatyvay
Kist za kistyu, i na polotne
Zolotoy, kak ogon, i granatovoy
Narisuy etu devushku mne.
Narisuy, slovno derevtse, zybkuyu
Moloduyu tsarevnu v ventse
S bespokoyno skolzyashchey ulybkoyu
Na zaplakannom yunom litse.

Csgktn lj;lbr ,jkmibt ujhjibys,
Hdtncz dtnth, b lfkm ytxbcnf/
Pfrhsdftncz njgjkm dp]thjityysq
Ctht,hbcnjq bpyfyrjq kbcnf/
Yj dpukzyb: crdjpm jndthcnbt j,kfrf,
Rfr crdjpm fhre bp rfvtyys[ gkbn,
D nj wfhcndj nevfyf b vjhjrf
Gthdsq kex, ghj,bdfzcm, ktnbn/
Pyfxbn, lfkm yt yfdtr pfyfdtityf
J,kfrfvb, b, pyfxbn, yt phz,
Ckjdyj ltdeirf, dcgs[yed, jhtibyf
Pfcbzkf d rjywt ctynz,hz/
Djn ntgthm, ;bdjgbctw, ds[dfnsdfq
Rbcnm pf rbcnm/, b yf gjkjnyt
Pjkjnjq, rfr jujym, b uhfyfnjdjq
Yfhbceq ne ltdeire vyt/
Yfhbceq, ckjdyj lthtdwt, ps,re/
Vjkjle/ wfhtdye d dtywt
C ,tcgjrjqyj crjkmpzotq eks,rj/
Yf pfgkfrfyyjv /yjv kbwt/

«Сентябрь» Н.Заболоцкий

«Сентябрь» Николай Заболоцкий

Сыплет дождик большие горошины,
Рвется ветер, и даль нечиста.
Закрывается тополь взъерошенный
Серебристой изнанкой листа.

Но взгляни: сквозь отверстие облака,
Как сквозь арку из каменных плит,
В это царство тумана и морока
Первый луч, пробиваясь, летит.

Значит, даль не навек занавешена
Облаками, и, значит, не зря,
Словно девушка, вспыхнув, орешина
Засияла в конце сентября.

Вот теперь, живописец, выхватывай
Кисть за кистью, и на полотне
Золотой, как огонь, и гранатовой
Нарисуй эту девушку мне.

Читайте также:  Анализ стихотворения Некрасивая девочка Заболоцкого

Нарисуй, словно деревце, зыбкую
Молодую царевну в венце
С беспокойно скользящей улыбкою
На заплаканном юном лице.

Анализ стихотворения Заболоцкого «Сентябрь»

Трепетная любовь к родной природе появилась у Заболоцкого уже в раннем возрасте. Детские годы будущий поэт провел в Кизической слободе, что неподалеку от Казани, и в селе Сернур, расположенном в Вятской губернии. В юности Николай Алексеевич увлекся рисованием. Особенно нравилось ему творчество Брейгеля, Филонова, Шагала. Любовь к живописи позволила приобрести Заболоцкому бесценный навык – умение смотреть на окружающий мир глазами художника. В виду вышесказанного становится понятно, почему поэт сумел стать превосходным мастером пейзажной лирики. Тема природы была близка ему на протяжении всего творческого пути. Именно ей посвящено стихотворение «Сентябрь», датированное 1957 годом.

Рассматриваемый текст можно с некоторой долей условности разделить на две части. Первая – это начальная строфа. В ней мрачными красками рисуется сентябрьский пейзаж – льет дождь, «рвется ветер», даль затянута тучами. Такая картина способна даже самого веселого и оптимистичного человека вогнать в тоску. Впрочем, долго унынию Заболоцкий предаваться не собирается. Уже во втором четверостишии появляется просветление. Его олицетворяет первый луч, летящий в царство тумана и морока. Постепенно надежда на лучшее расцветает все больше и больше. Лирический герой верит, что «даль не навек занавешена». В конце сентября засияла орешина, которую поэт сравнил с зардевшейся девушкой, молодой царевной в венце. Под лучом света природа преобразилась, ожила, засияла. Она настолько чудесна, что достойна кисти живописца. Герой призывает его запечатлеть осенний пейзаж, используя золотую и гранатовую краски – главные цвета сентября. В начале стихотворения упоминается взъерошенный тополь, в середине – засиявшая орешина. Благодаря противопоставлению двух деревьев, у Заболоцкого получается передать смену погоды, превращение природы из буйной в спокойную.

Можно предположить, что стихотворение «Сентябрь» — это не просто рассказ об осени. За описаниями пейзажей просматривается философская составляющая. Иногда так бывает, что человек не видит в собственной жизни просвета, угнетенный свалившимися на него несчастьями. Заболоцкий словно призывает верить – хорошее где-то близко, лучшее будущее обязательно наступит, нужно только найти в себе силы разглядеть первый луч, который подарит надежду, хотя бы немного рассеет сгустившуюся тьму.

Послушать стихотворение Заболоцкого Сентябрь

Анализ стихотворения ЗАБОЛОЦКОГО «СЕНТЯБРЬ»

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ Н. ЗАБОЛОЦКОГО «СЕНТЯБРЬ». ВОСПРИЯТИЕ, ТОЛКОВАНИЕ, ОЦЕНКА

Стихотворение «Сентябрь» было написано Н. Заболоцким в 1957 году. Оно относится к пейзажной лирике. В нем поэт признается в своей любви к осенней природе. Осень — время, любимое многими поэтами и художниками.

Все мы помним «Золотую осень» Левитана. «Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса», — эти строки, став­шие для нас хрестоматийными, не теряют своей ценности до сих пор. Баратынский, Пушкин, Тютчев — все

Стихотворение построено на основе антитезы. Компози­ционно мы можем выделить в нем две условные части. Первая часть — это первая строфа, обнажающая мрачный сентябрь­ский пейзаж:

Сыплет дождик большие горошины,

Рвется ветер, и даль нечиста.

Закрывается тополь взъерошенный Серебристой изнанкой листа.

Вторая часть — все остальные строфы. Мы видим, как мерт­вый осенний день вдруг оживает под солнечным лучом, про­бившимся сквозь облака:

Но взгляни: сквозь отверстие облака,

Как сквозь арку из

В это царство тумана и морока Первый луч, пробиваясь, летит.

И вся природа сразу оживляется, становится яркой, дос­тойной кисти живописца. В финале поэт сопоставляет приро­ду и человека: словно девушка, вспыхнув, «засияла в конце сентября» орешина. И это хрупкое деревце напоминает ему «молодую царевну в венце»:

Нарисуй, словно деревце, зыбкую Молодую царевну в венце С беспокойно скользящей улыбкою На заплаканном юном лице.

Поэт использует различные средства художественной вы­разительности: эпитет, срав­нение, олицетворение.

Произведения для сопоставления: Ф. И. Тютчев «Есть в осени пер­воначальной», А. С. Пушкин «Осень».

Скрепа: антитетичность картин осенней природы; сближение природного и человеческого миров.

Дайджест:

Анализ стихотворения «Осень» Пушкина «Осень» . В данном стихотворении, написанном в Бол­дине, Пушкин объясняет, почему любит именно это время года, почему именно осенью испытывает приливы вдохновения. Осень очаровывает поэта своей смиренной, умиротворенной красотой, лишенной. .

Анализ стихотворения Заболоцкого Н. А. «О красоте человеческих лиц» В стихотворении «О красоте человеческих лиц» Н. А. Забо­лоцкий выступает мастером психологического портрета. Раз­ные человеческие лица, описанные им в этом произведении, со­ответствуют различным типам характеров. Сквозь внешний настрой и эмоциональное. .

Анализ стихотворения «Я не ищу гармонии в природе» Заболоцкого Н. А Стихотворение «Я не ищу гармонии в природе» носит программный характер, причем не только для послевоенного периода, но и для всего творчества Заболоцкого. Именно оно открывает раздел «Книга вторая. Стихотворения 1932-1958». .

Человек и природа в поздней лирике Заболоцкого Н. А Интенсивно разрабатываемые в позднем творчестве Заболоцкого социальные, нравственные, эстетические мотивы не потеснили важнейшую философскую тему человека и природы. Важно подчеркнуть, что теперь поэт занял отчетливую позицию по отношению ко всему. .

Анализ стихотворения Рубцова «В осеннем лесу» На протяжении всего творческого пути Рубцов особое внимание уделял пейзажной лирике, которая испытала на себе влияние великих русских поэтов — Тютчева, Майкова, Есенина, Фета. Предпочтение Николай Михайлович явно отдавал осенней. .

Анализ стихотворения Заболоцкого «Я воспитан природой суровой…» «Я воспитан природой суровой…» Николай Заболоцкий Я воспитан природой суровой, Мне довольно заметить у ног Одуванчика шарик пуховый, Подорожника твердый клинок. Чем обычней простое растенье, Тем живее волнует меня Первых. .

Анализ стихотворения Заболоцкого «Вечер на Оке» Пейзажная лирика Николая Заболоцкого довольно сложна для понимания, так как практически в каждом произведении содержится глубокий философский подтекст, который заставляет читателей переосмыслить привычные события и явления. К таким произведениям, в. .

Анализ стихотворения Заболоцкого «Старая актриса» Стихи Николая Заболоцкого наделены глубинным философским смыслом. Этот поэт умел не только подмечать наиболее важные моменты жизни, но и проводить параллели меду событиями и явлениями. Именно по этой причине над. .

Анализ стихотворения Заболоцкого «Завещание» В 1944 году Николай Заболоцкий вернулся из лагеря, где провел 6 лет по обвинению в антисоветской пропаганде. Жизнь за колючей проволокой подорвала здоровье поэта, который предвидел, что срок его земного. .

Анализ стихотворения Заболоцкого «Некрасивая девочка» Вопрос о том, что представляет собой человеческая красота, является достаточно философским. Для кого-то первостепенное значение имеет внешность, другие же, наоборот, ценят душевные качества и поступки людей. Однако наш мир устроен. .

Анализ стихотворения Заболоцкого Н. А. «Когда на склоне лет иссякнет жизнь моя…» Н. А. Заболоцкий был сторонником натурфилософии. Согласно этому направлению философской мысли природа не разделяется на живую и неживую. В этой связи одинако­во значимыми в ней являются и растения, и животные. .

Анализ стихотворения Заболоцкого «Детство» Тема детства играла важную роль в творчестве Заболоцкого. Часто действующими лицами его стихотворений становились мальчики и девочки разных возрастов. Иногда встречаются новорожденные младенцы или даже эмбрионы. Со временем образ ребенка. .

Анализ стихотворения Заболоцкого «Я не ищу гармонии в природе» Жизнь русского поэта Николая Заболоцкого сложилась весьма трагически. Он 6 лет провел в лагерях и вышел на свободу совершенно другим человеком, постаревшим, утратившим веру в себя и в близких ему. .

Анализ стихотворения «Городские столбцы» Заболоцкого Н. А Сборник «Столбцы» включал два цикла: «Городские столбцы» и «Смешанные столбцы». Стихотворения первого цикла отражали картины окружающего мира, фантасмагорич-ные и отвратительные. Здесь в полной мере проявилась изобразительная сила таланта Заболоцкого. Созданный. .

Анализ стихотворения Н. А. Заболоцкого Анализ стихотворения Н. А. Заболоцкого «Завещание» Стихотворение было написано в 1947 году. Как раз после возвращения из ссылки, в те времена существовал «сталинский режим». Заболоцкий показывает человека, борящегося с несправедливостью. .

Календарь природы: осень, сентябрь Сентябрь. Ранняя осень Температура воздуха: от +7° C до +16° C Световой день: 12 ч. 42 мин Погода: солнце, переменная облачность, моросящие дожди, иней Живая природа: Пожелтение листьев, отлет птиц…. .

Анализ стихотворения Заболоцкого «Портрет» Философ и тонкий лирик, Николай Заболоцкий в своих произведениях нередко обращался к любовной тематике. Как правило, стихи было посвящены супруге поэта, которую он действительно боготворил. Даже тот факт, что в. .

Анализ стихотворения Заболоцкого Н. А. «Гроза идет» Пейзажная лирика Н. А. Заболоцкого всегда философична по сути. Это же качество присуще в полной мере стихотворе­нию «Гроза идет». В образе грозы выражается мотив жизненных испытаний. Для создания чувства неотвратимости. .

Анализ стихотворения «Гроза идет» Заболоцкого Н. А «Гроза идет» Пейзажная лирика Н. А. Заболоцкого всегда философична но сути. Это же качество присуще в полной мере стихотворению «Гроза идет». В образе грозы выражается мотив жизненных испытаний. Для создания. .

Анализ стихотворения Заболоцкого «Гроза идет» Стихотворение «Гроза идет», написанное в 1957 году, относится к последнему этапу творчества Заболоцкого, когда он стал ближе к классическим традициям русской поэзии. В его произведениях того периода ощущается влияние сразу. .

Анализ стихотворения Н. А. Заболоцкого «Завещание» Стихотворение было написано в 1947 году. Как раз после возвращения из ссылки, в те времена существовал «сталинский режим». Заболоцкий показывает человека, борящегося с несправедливостью, но силы иссякли и продолжение своего. .

Стихотворения Заболоцкого о родной природе Стихотворения Заболоцкого о родной природе интересны прежде всего глубоко философским подходом к теме. Поэт не бездумно восторгается теми или иными деталями мира, он при­стально их исследует, увязывает так или иначе. .

Анализ стихотворения «Допустим ты свое уже оттопал» Заболоцкого Стихотворение «Допустим, ты свое уже оттопал.» состоит из четырех различных по объему строф. Оно посвящено тяжелому в психологическом отношении периоду в жизни человека, когда позади остались лучшие годы, а ему. .

Анализ стихотворения Русской женщине Эти элегические строки Тютчев посвятил печальной судьбе русских женщин. Данная тема в те времена была, можно сказать, злободневной. Ее затрагивали многие писатели и поэты: мы можем вспомнить, например, героинь таких. .

Анализ Стихотворения «Деревня» Стихотворение «Деревня». Восприятие, толкование, оценка Летом 1819 года А. С. Пушкин выезжал в Михайловское — новгородское поместье матери. Под впечатлением этой поездки было создано стихотворение «Деревня». Первая половина сти­хотворения под. .

Анализ стихотворения Тютчева «Природа — сфинкс. И тем она верней…» Федор Тютчев по праву считается мастером коротких четверостиший, которые наделены глубоким философским смыслом. И в этом нет ничего удивительного, так как дипломатическая служба научила поэта четко формулировать свои мысли, а. .

Анализ стихотворения Тютчева «Я очи знал, — о, эти очи. » Федор Тютчев считается непревзойденным лириком русской литературы, который, как никто другой, умел передавать в своих стихах чувства и настроения. Многие его произведения посвящены природе, однако есть и отдельная страница творчества. .

Анализ стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной…» Пейзажная лирика Федора Тютчева — это особый мир, воссозданный поэтом на основании личных впечатлений. Однако воссозданный настолько точно и ярко, что каждое произведение позволяет читателям словно бы совершить небольшое путешествие. .

Анализ стихотворения Тютчева «Певучесть есть в морских волнах…» Судьба распорядилась так, что значительную часть своей жизни поэт и политик Федор Тютчев провел в Санкт-Петербурге. Именно здесь прошли и последние годы его жизни, когда после получения титула тайного советника. .

Анализ стихотворения Тютчева «Неман» Федор Тютчев вошел в историю русской литературы как непревзойденный лирик. Однако мало кто знает о том, что среди его произведений есть стихи, посвященные историческим событиям 1812 года. Тема войны с. .

Анализ стихотворения Тютчева «Эти бедные селенья…» Федор Тютчев с самой юности начал строить общественно-политическую карьеру, и уже в 19 лет отбыл в Германию в составе дипломатической миссии. Значительная часть жизни поэта прошла за границей, где он. .

Анализ стихотворения «Запустение» Баратынского «Запустение» . Стихотворение написано в тамбовском поместье отца Мара, в котором поэт провел свое детство и кото­рое посетил спустя много лет. Тень умершего отца сопровождает Баратынского неотступно, но родные места. .

Анализ стихотворения Тютчева «Двум сестрам» В 1826 году Федор Тютчев сочетается браком с Элеонорой фон Ботимер, в которую 23-летний поэт влюбился без памяти. Его супруга отличалась удивительной красотой, но при этом имела весьма неуравновешенный характер. .

Анализ стихотворения Тютчева «Молчит сомнительно Восток…» После возвращения в Россию Федор Тютчев успешно совмещал государственную службу и литературное творчество. Однако мало кто знал о том, что этот тонкий дипломат был приближен к царской семье. В августе. .

Читайте также:  Анализ стихотворения Заболоцкого Не позволяй душе лениться

Анализ стихотворения Три осени Осень.. Это время, когда происходят самые незабываемые моменты жизни. Она такая разная: то серая и унылая, с постоянно накрапывающим дождиком, из-за которого мерзнут ноги и хочется скорей попасть в теплую. .

Анализ стихотворения «Все сбылось» Пастернак «Все сбылось». В стихотворении изображается лес ранней весной: «дороги превратились в кашу», «крикливо пролетает сойка пустующим березняком», «пластами оседает наст». Стихо­творение философично: сквозь пролеты «пустующего березняка» поэт видит «всю будущую. .

Анализ стихотворения Карамзина «Осень» Русский историк, публицист и общественный деятель Николай Кармазин вошел в литературу благодаря своим повестям и путевым заметкам. Однако мало кто знает о том, что он был одаренным поэтом, воспитанным в. .

Анализ стихотворения Есенина «Край любимый! Сердцу снятся…» Стихотворение «Край любимый! Сердцу снятся…». Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «Край любимый! Сердцу снятся…» было на­писано С. А. Есениным в 1914 году. Основная тема произведе­ния — тема Родины. Мы можем отнести. .

Анализ стихотворения Брюсова «Облака» До момента своего увлечения символизмом Валерий Брюсов экспериментировал с различными направлениями в поэзии. Его ранняя пейзажная лирика выдержана в лучших традициях классицизма, и в ней можно найти подражание Фету и. .

Анализ стихотворения Тютчева «Листья» Федор Тютчев как поэт, проповедующий идеи романтизма, сформировался примерно к середине 19 века. Однако первые стихи им были написаны еще до путешествия за границу, которое полностью изменило взгляды Тютчева на. .

“Сентябрь” Николая Заболоцкого

Урок литературного чтения в 4 классе

«Николай Заболоцкий «Сентябрь»

учитель начальных классов

Поликарповой Ксении Сергеевны

Урок литературного чтения

Тема урока: «Николай Заболоцкий «Сентябрь».

Цель и дидактическая задача урока:

Продолжить обращать внимание школьников на знакомые им по 1, 2, 3 классам имена писателей и поэтов и напомнить произведения этих авторов, с которыми дети уже знакомы.

Продолжить работу над формированием умений и навыков осознанного и выразительного чтения, используя многократное чтение стихотворного текста.

При помощи системы вопросов побудить детей неоднократно перечитывать и просматривать текст по разным основаниям: во время чтения вслух и про себя, а также в поисках нужного фрагмента, для подтверждения своего ответа.

Подвести детей к мысли о том, что красота осенней природы так трогательна и богата яркими красками, что для её описания недостаточно только поэтического слова. Чтобы описание стало более полным, требуется также работа художника с его яркими красками.

Подвести детей к выводу, что под взглядом человека, обладающего фантазией и развитым воображением, обычные предметы становятся чудесными.

Сообщение темы и целей урока

Знакомство с биографией Заболоцкого

Картины осени в творчестве других поэтов

Знакомство с текстом стихотворения «Сентябрь»

1. Словарная работа

2.Прочтение текста учителем

3. Прочтение стихотворения детьми

4.Вопросы к стихотворению

5.Работа над образами стихотворения

Знакомство с картиной Врубеля «Жемчужина»

– Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы! Тогда – за работу!

Удачи желаю я Вам!

-Здравствуйте, ребята. Садитесь! Я рада приветствовать вас на уроке чтения. Напомню, зовут меня Ксения Сергеевна. И сегодня я предлагаю вам погрузиться в мир литературы.

II.Сообщение темы и целей урока:

– А тему нашего сегодняшнего урока я предлагаю определить, разгадав загадку.

Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел?(сентябрь)

-Правильно ребята, сегодня мы с вами будем говорить о сентябре. Познакомимся со стихотворением Заболоцкого «Сентябрь», будем учиться различать выразительные средства стихотворения, узнаем, как осень изображают художники и как её озвучивают композиторы.

III. Знакомство с биографией Заболоцкого:

-Николай Алексеевич Заболоцкий Родился 24 апреля 1903 в Кизической слободе, Казанской губернии.

Детство прошло в Кизической слободе и в селе Сернур Вятской губернии (сейчас республика Марий Эл).

Перед вами школа, в которой учился Заболоцкий.

Сейчас поселок Сернур выглядит так и располагается в республике Марий Эл.

О своем родном селе Заболоцкий говорил так: «Мои первые неизгладимые впечатления природы, связаны с этими местами. Вдоволь наслушался я там соловьев, вдоволь насмотрелся закатов и всей целомудренной прелести растительного мира. Свою сознательную жизнь я почти полностью прожил в больших городах, но чудесная природа Сернура никогда не умирала в моей душе и отобразилась во многих моих стихотворениях. »

IV. Картины осени в творчестве других поэтов

-Ребята, многие поэты обращались к теме осени, её красоты и великолепию. Давайте вспомним имена этих поэтов и строки из их произведений.

V. Знакомство со стихотворением «Сентябрь»

– И сегодня мы с вами попытаемся погрузиться в мастерскую Заболоцкого, чтобы пережить вместе с ним его чувства, увидеть его глазами всю прелесть осени.

-Но перед тем как читать стихотворение «Сентябрь», давайте разберем слова, которые могут вызвать у вас затруднения. Все внимание на экран. В своем стихотворении Заболоцкий использует слово:

– «морок» имеет значение– облачность, туманность.

-орешина – это дерево орешника.

-Зыбкую – взволнованная, неспокойная.

-Гранатовый цвет – это красный с небольшим оттенком сиреневого цвет.

Прочтение стихотворения учителем:

– Ребята, а сейчас отвлекитесь от лишних мыслей, вслушайтесь в стихотворение, которое я прочту.

-Николай Алексеевич Заболоцкий «Сентябрь».

Сыплет дождик большие горошины,

Рвется ветер, и даль нечиста.

Закрывается тополь взъерошенный

Серебристой изнанкой листа.

Но взгляни: сквозь отверстие облака,

Как сквозь арку из каменных плит,

В это царство тумана и морока

Первый луч, пробиваясь, летит.

Значит, даль не навек занавешена

Облаками, и, значит, не зря,

Словно девушка, вспыхнув, орешина

Засияла в конце сентября.

Вот теперь, живописец, выхватывай

Кисть за кистью, и на полотне

Золотой, как огонь, и гранатовой

Нарисуй эту девушку мне.

Нарисуй, словно деревце, зыбкую

Молодую царевну в венце

С беспокойно скользящей улыбкою

На заплаканном юном лице.

Прочтение стихотворения детьми:

-Ребята, а сейчас я предлагаю вам прочесть это стихотворения. Читаем друг за другом по четверостишью.

-А теперь полностью стихотворение, с выражением нам прочтет Таня Петренко.

Вопросы к стихотворению:

-Ребята, при прослушивании стихотворения, какие образы возникали перед вами?

-Какими красками вы изобразили в своем воображении сентябрь?

-Посмотрите на текст, найдите слова, которые описывают краски сентября?

-Почему автор использует слова «золотой, гранатовый», а не желтый и красный?

– Ребята, давайте вспомним, что такое эпитеты? (Эпитет – это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету.)

-Найдите эпитеты в тексте стихотворения.

-Что такое метафора? (Метафора — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета)

-Найдите метафоры, встретившиеся при прочтении.

-Какое ещё выразительные средства использует автор при описании погоды сентября? (сравнение)

-Найдите в тексте сравнения и процитируйте их.

-Ребята, мы разобрали стихотворения, нарисовали образы осени, а теперь, давайте прочтем и проиллюстрируем каждую строку. Читаем с выражением, смотрим на экран.

Работа над образами стихотворения:

-Какие чувства охватывают поэта в начале и в конце стихотворения? (В начале – печаль, тревога, в конце – радость, просветление).
– Где и почему совершается перемена настроения в стихотворении? Найдите эти строки, прочтите их с выражением. (поэт увидел ореховое деревце).
– С кем сравнивает ореховое дерево поэт? (с красивой молодой царевной в венце).

– Почему в начале стихотворения мы видим «тополь взъерошенный, а в конце – засиявшую орешину»? (потому что меняется погода, меняется настроение, и из буйной природа прекращается в спокойную, торжествующую, красивую).
– Какими красками призывает поэт запечатлеть праздник осени? (золотой и гранатовый – это цвета осени).
-Найдите эти слова, которые противоречат друг другу в последней строфе? («улыбка» – «заплаканное лицо»).

– Для чего Заболоцкий включает это противоречие? (чтобы усилить впечатление)

VI. Знакомство с Врубелем и картиной «Жемчужина»

-Ребята, Заболоцкий передавал образ и красоту осени словами, а как ещё можно передать свои чувства? (музыкой, картинами)

-Ребята, а какие картины посвященные осени вы знаете?

– А вот какие картины выбрала я, как символ осени.(картинная галерея на слайде)

– Сегодня мы познакомимся с ещё одним известным художником и его картиной.

-Михаил Александрович Врубель родился 5 марта 1856 в городе Омске. Имя Михаила Александровича известно всему миру как имя русского художника рубежа XIX—XX веков, прославившегося практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве. Он был известен как автор живописных полотен, декоративных панно, фресок и книжных иллюстраций.

-В учебниках по чтению вы наверное уже встречались с такой картиной Врубеля как «Царевна-лебедь», к какой сказке была сделана эта иллюстрация?

-А сегодня мы с вами рассмотрим ещё одну уникальную картину Врубеля «Жемчужина».

-Что такое жемчужина? Как она выглядит?

-Что вы знаете о жемчужинах?

– Жемчужины или жемчуг — это твёрдое округлое образование, извлекаемое из раковин некоторых моллюсков. Он ценится как драгоценный камень и используется для производства ювелирных изделий.

Жемчужина образуется внутри раковины моллюска в результате попадания туда постороннего предмета (песчинки и др.). И постепенно вокруг этой песчинки слой за слом накапливается перламутр, который и придает жемчугу цвет, блеск и прочность.

С давних пор считалось, что жемчуг — возможно, один из старейших камней, используемых в качестве украшения, жемчуг – “живой камень”, способный менять окраску и “умирать”, всегда был символом девичьих слез, поэтому жемчужные украшения предназначены только женщинам.

-Внимание Врубеля к жемчугу вряд ли случайно. Раковина и жемчуг – принадлежности другого мира, мало известного и загадочного, с которым связано много сказочных народных представлений. Сохранилось предание, что гости принес в подарок Врубелю створку огромной необыкновенной раковины с особенной внутренней поверхностью, покрытой слоящимся сияющим перламутром. Раковина отражала причудливый лик моря, его волшебную бездонность, напоминала о зыби морской, будила в воображении Врубеля звучание морской стихии, которую он так любил слушать.

Когда рубель пишет «Жемчужину», в её глубине он помещает целый мир, буйство красок, водоворот цветных переливов, где смешались цветы, звезды, медузы и где таинственно улыбаются морские царевны-русалки .

Сам Михаил Александрович говорил: «Ведь я совсем не собирался писать «морских царевен» в своей «Жемчужине». Я хотел со всей реальностью передать рисунок, из которого слагается игра перламутровой раковины, и только после того, как сделал несколько рисунков углем и карандашом, увидел этих царевен, когда начал писать красками».

– Когда Врубель писал свою «Жемчужину», он слышал звуки моря, какие же звуки мы можем услышать, рисуя картину осени.(ветер, шорох листьев, крик улетающих птиц, шум дождя)

-Давайте попробуем воссоздать картину осени по стихотворению Заболоцкого. Ребята, выходите к доске, и попробуйте нарядить дерево.

– Ребята, какие чувства вы испытали сегодня на уроке?

Анализ стихотворения ЗАБОЛОЦКОГО “СЕНТЯБРЬ”

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ Н. ЗАБОЛОЦКОГО “СЕНТЯБРЬ”. ВОСПРИЯТИЕ, ТОЛКОВАНИЕ, ОЦЕНКА

Стихотворение “Сентябрь” было написано Н. Заболоцким в 1957 году. Оно относится к пейзажной лирике. В нем поэт признается в своей любви к осенней природе. Осень – время, любимое многими поэтами и художниками. Все мы помним “Золотую осень” Левитана. “Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса”, – эти строки, став­шие для нас хрестоматийными, не теряют своей ценности до сих пор. Баратынский, Пушкин, Тютчев – все

они писали об осени. Свой оригинальный взгляд на осеннюю природу пред­ставляет нам Н. Заболоцкий.

Стихотворение построено на основе антитезы. Компози­ционно мы можем выделить в нем две условные части. Первая часть – это первая строфа, обнажающая мрачный сентябрь­ский пейзаж:

Сыплет дождик большие горошины,

Рвется ветер, и даль нечиста.

Закрывается тополь взъерошенный Серебристой изнанкой листа.

Вторая часть – все остальные строфы. Мы видим, как мерт­вый осенний день вдруг оживает под солнечным лучом, про­бившимся сквозь облака:

Но взгляни: сквозь отверстие облака,

Как сквозь арку из

В это царство тумана и морока Первый луч, пробиваясь, летит.

И вся природа сразу оживляется, становится яркой, дос­тойной кисти живописца. В финале поэт сопоставляет приро­ду и человека: словно девушка, вспыхнув, “засияла в конце сентября” орешина. И это хрупкое деревце напоминает ему “молодую царевну в венце”:

Нарисуй, словно деревце, зыбкую Молодую царевну в венце С беспокойно скользящей улыбкою На заплаканном юном лице.

Поэт использует различные средства художественной вы­разительности: эпитет (“серебристой изнанкой листа”), срав­нение (“словно деревце, зыбкую Молодую царевну в венце”), олицетворение (“Закрывается тополь взъерошенный Сереб­ристой изнанкой листа”).

Произведения для сопоставления: Ф.И. Тютчев “Есть в осени пер­воначальной”, А.С. Пушкин “Осень”.

Скрепа: антитетичность картин осенней природы; сближение природного и человеческого миров (сравнение осени с “чахо­точной девой” у Пушкина).

Глоссарий:

  • заболоцкий сентябрь анализ стихотворения
  • анализ стихотворения Заболоцкого
  • анализ стихотворения заболоцкого сентябрь

Другие работы по этой теме:

Особенности портрета, созданного в стихотворении Заболоцкого “Сентябрь” Охарактеризуйте особенности портрета, созданного в стихотворении “Сентябрь”. Приступая к ответу на вопрос, используйте понятийный аппарат ли­тературоведения и установите значение понятия “портрет” в литературе. Охарактеризуйте специфические.

Сочинение на тему: СЕНТЯБРЬ – ЧАРОДЕЙ ЦВЕТА СЕНТЯБРЬ – ЧАРОДЕЙ ЦВЕТА Поистине сентябрь – чародей цвета. Чистое голубое небо, тонкое серебро паутины в воздухе, багряные листья осин созда­ют его неповторимую палитру… Каких.

Анализ стихотворения Заболоцкого Н. А. “Когда на склоне лет иссякнет жизнь моя…” Н. А. Заболоцкий был сторонником натурфилософии. Согласно этому направлению философской мысли природа не разделяется на живую и неживую. В этой связи одинако­во значимыми в ней.

Анализ стихотворения Рубцова “Сентябрь” Образ нарядной праздничной осени характерен для лирики Рубцова. Автор густо “рассыпает” по тексту восклицательные знаки, передавая восторг героя и его благодарность природе за роскошь и.

Анализ стихотворения Заболоцкого Н. А. “О красоте человеческих лиц” В стихотворении “О красоте человеческих лиц” Н. А. Забо­лоцкий выступает мастером психологического портрета. Раз­ные человеческие лица, описанные им в этом произведении, со­ответствуют различным типам характеров.

Анализ стихотворения Н. М. Карамзина “Осень” Смысл стихотворения “Осень” в раздумьях о конечности жизни, о соотношении краткости человеческой жизни и вечного движения природы. Природа в “Осени” сравнивается с человече­ской жизнью, которая.

Анализ стихотворения “Осень” Баратынского “Осень” (1839). В стихотворении, написанном в явной поле­мике с пушкинской “Осенью”, исполненной одушевления жиз­ни, Баратынский создает неповторимую картину оцепенения природы: И вот сентябрь замедля свой.

Анализ стихотворения Заболоцкого Н. А. “Читая стихи” Стихотворение Н. А. Заболоцкого “Читая стихи” воплоща­ет эстетические взгляды автора, который ведет полемику с де­кадентскими исканиями в поэзии начала XX века. Резкой кри­тике подвергает писатель.

Человек и природа в поздней лирике Заболоцкого Н. А Интенсивно разрабатываемые в позднем творчестве Заболоцкого социальные, нравственные, эстетические мотивы не потеснили важнейшую философскую тему человека и природы. Важно подчеркнуть, что теперь поэт занял отчетливую.

Анализ стихотворения Заболоцкого Н. А. “Гроза идет” Пейзажная лирика Н. А. Заболоцкого всегда философична по сути. Это же качество присуще в полной мере стихотворе­нию “Гроза идет”. В образе грозы выражается мотив жизненных.

заболоцкий сентябрь

сентябрь заболоцкий

Автор Викуличка задал вопрос в разделе Другое

анализ стиха н. заболоцкого сентябрь и получил лучший ответ

Ответ от ЗайчЕг Солнечный[гуру]
Анализ поэтических произведений вызывает в школе серьезные трудности. Поэтический образ ёмок, глубок, автор многого не досказывает, рассчитывая на воображение читателя, и важнейшая задача словесника на уроках литературы – развивать творческую фантазию и ассоциативное мышление учащихся. «Что же такое точное слово в поэзии? Казалось бы, главное – назвать вещи своими именами: лес – лесом, синее – синим, большое – большим, – пишет А. Урбан в своей книге «Стихи – собеседники» , – но… точность эта не совсем обычная. (1, с. 80) Поэт идет дальше самого добросовестного наблюдателя». Действительно, по-настоящему талантливый поэт видит сверх видимого еще нечто такое, что может взволновать нас, пробудить интерес к уже знакомым, много раз воспетым звездам, лесам, озерам. Читатели должны почувствовать, что мир поэзии – это прекрасный, в чем – то необычный мир. Легко ли это? Есть много возможностей разных прочтений художественного произведения. Однако популярный прием устного словесного рисования при изучении лирики ведет к прозаическому пересказу текста, и поэтическое настроение стихотворения исчезает. Также любому лирическому стихотворению противопоказан анализ, сопровождающийся постановкой десятков вопросов, которые разрушают целостное восприятие текста.
В этой связи уроки – мастерские дают возможность учащимся свободно работать со словом, почувствовать глубину подтекста, представить то, что нарисовал сам поэт. Принцип работы мастерской – парадокс, неожиданное знание, удивление, и обращение к творчеству Н. Заболоцкого не случайно. Каждое его стихотворение – это открытие, оригинальное, глубоко философское толкование взаимоотношений природы и человека, который открывает в ней все новые тайны, находит все новые соответствия своему внутреннему миру. Мы обратились лишь к одному стихотворению Н. Заболоцкого, чтобы провести полный лингвистический анализ текста, помочь учащимся правильно понять художественный текст через язык, «языковые дроби» , из которых слагаются целые образные единицы языка, увидеть образность каждого слова. Эпиграфом к уроку взяты слова самого Н. Заболоцкого: «Слова должны ласкать друг друга, образовывать живые гирлянды и хороводы, они должны петь, трубить и плакать, они должны перекликаться друг с другом, словно влюбленные в лесу…» (2, с. 51) Именно так перекликаются слова в стихотворении «Сентябрь» Чудесно и знаменательно это тонкое переплетение образов девушки и деревца, смены света и тени.
Выразительное чтение стихотворения.
Сыплет дождик большие горошины,
Рвется ветер, и даль нечиста.
Закрывается тополь взъерошенный
Серебристой изнанкой листа.
Но взгляни: сквозь отверстие облака,
Как сквозь арку из каменных плит,
В это царство тумана и морока
Первый луч, пробиваясь, летит.
Значит, даль не навек занавешена
Облаками, и значит, не зря,
Словно девушка, вспыхнув, орешина
Засияла в конце сентября.
Вот теперь, живописец, выхватывай
Кисть за кистью, и на полотне
Золотой, как огонь, и гранатовой
Нарисуй эту девушку мне.
Нарисуй, словно деревце, зыбкую
Молодую царевну в венце
С беспокойно скользящей улыбкою
На заплаканном юном лице.
На этапе побуждения к действию звучат вопросы учителя: что можно сделать с предметом? (съесть, сломать, понюхать и т. д. )
-А что можно сделать со стихотворением?
Примерные ответы: озаглавить по-другому, подобрать другие эпитеты, переставить строчки, определить размер; увидеть, услышать, ощутить вкус, запах (ассоциации по звучанию, вкусу, запаху) , почувствовать холод или тепло, найти ключевые слова, подобрать слова- ассоциации по смыслу, звучанию; определить тему, идею, нарисовать, найти стилистические фигуры, найти и расшифровать тропы.
На втором этапе работы (индукция) учащиеся выбирают любой вид работы и занимаются индивидуально или в парах. На этапе индукции создается эмоциональный настрой, включается подсознание области чувств ученика, формируется личное отношение к предмету.
Источник:

Урок-путешествие в мир поэта Николая Заболоцкого

Разделы: Литература

  1. Познакомить учащихся с основными вехами биографии поэта, дать обзор его поэзии, помочь увидеть своеобразие художественного мышления Заболоцкого, постичь нравственно-эстетические искания поэта;
  2. Развивать коммуникативные, интеллектуальные, информационные навыки (анализ лирического произведения, выразительное чтение, исследовательская деятельность, отбор необходимой информации, обобщение, вывод );
  3. Воспитывать гражданственность, нравственность, эстетический вкус.

Откройся, мысль! Стань музыкою, слово…
Н.Заболоцкий

Оборудование: презентация “Николай Заболоцкий” (Приложение 1), компьютеры, сборники стихов поэта, тетради, аудиозапись стихотворения “Завещание”, песня на стихи “Очарована, околдована”

Основное содержание урока:

I. Побуждение. Стихотворение “Завещание” (аудиозапись запускается по гиперссылке, Слайд 1).

Каким вы представляете человека, написавшего эти строки? (Философ, очень ценит жизнь, любит её, считает себя частью большого мира – макрокосмоса, утверждает, что смерти нет, думает о том, что он оставит потомкам.)

– Знакомство с основными вехами биографии Н.Заболоцкого (Слайд 3–8).

– Своеобразие художественного мира поэта. Индивидуальные сообщения учащихся, чтение стихотворений:

  • философская лирика 40–50-х годов (Слайд 9). Выразительное чтение стихотворений “Утренняя песня”, “Ночной сад”, “Одинокий дуб”
  • человек и природа в лирике Заболоцкого (Слайд 10). Выразительное чтение стихотворений “Бетховен”, “Сентябрь”, “Осень”
  • нравственно-этическая проблематика в стихотворениях 50-х годов (Слайд 11, 12, 14–18). Выразительное чтение стихотворений “Портрет”, “Некрасивая девочка”, “О красоте человеческих лиц”, “Старая актриса”, “Это было давно”, “Можжевеловый куст”.

– Работа в группах. Анализ стихотворений. Защита.

I-я группа. Составьте план – партитуру стихотворения “Журавли”. (Слайд 20, 21).

Картинный планДвижение чувствХудожественные средства
“Вел вожак…”
“Черное зияющее дуло…”
“Луч огня ударил…”
“Журавли рванулись…”
“Им природа…”
“А вожак… погружался…”

О чем это стихотворение? Ваши открытия? (Не только о журавлях это стихотворение, но и добре и зле, о памяти, о преемственности поколений, какие бы испытания не выпали на долю, надо оставаться сильным, мужественным, стойким.)

II-я группа. Составьте план – партитуру стихотворения “Сентябрь”. (Слайд 22, 23).

Картинный планДвижение чувствХудожественные средства
“Сыплет дождик…”
“Первый луч летит…”
“Орешина засияла…”
“Нарисуй эту девушку…”

О чем это стихотворение? Ваши открытия? (Природа и человек неразрывно связаны, здесь торжество жизни, красоты, хотя эта красота и мгновенна, ее надо успеть увидеть, почувствовать и передать другим в виде картины.)

III-я группа Сравните стихотворения Н.Заболоцкого “Гроза” и Ф.Тютчева “Весенняя гроза”. (Слайд 24, 25).

  1. Какая картина грозы вам кажется ярче, образней? Почему?
  2. Как вы понимаете символический образ “светлоокой девы”? В чем смысл обращения к мифологическим образам в стихотворениях?
  3. Какими художественными средствами пользуются поэты для воплощения своего замысла?

(И в том и в другом стихотворениях авторы показали ощущение мира в стихии и буре.)

Авторы одинаково выражают своё отношение к происходящему.

Заболоцкий:
Я люблю это сумрак восторга, эту краткую ночь вдохновенья…

В обоих стихотворениях мы видим родственные художественно-изобразительные средства. Так у Тютчева и Заболоцкого присутствуют сравнения.

Природа, как у Тютчева, так и у Заболоцкого одушевлена, поэтому в стихотворениях так часто употребляются олицетворения. Например, у Тютчева: “солнце нити золотит”, гам лесной и шум нагорный вторят весело громам; у Заболоцкого: “человеческий шорох травы”, “травы падают в обморок”, “дождь рвётся”.

В обоих стихотворениях мы видим наличие аллитерации, с помощью которой авторы передают звуковое состояние грозы.

Гром,/ Как бы резвяся и играя,/ Грохочет в небе голубом…
Гремят раскаты молодые…

У Заболоцкого преобладание звонких согласных в строке (“Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница”) также передаёт раскаты грома, а глухих и шипящих (“Человеческий шорох травы, вещий холод на темной руке”) – порывы ветра и шуршание травы.

В своём стихотворении Заболоцкий предстаёт и как благодарный ученик, но и, подойдя вплотную к Тютчеву, он показывает пример того, как можно достичь самобытности, оставаясь в пределах традиции. Он просто продолжил мысль на прочном тютчевском фундаменте.

Чем же отличается “Гроза” Заболоцкого от “Весенней грозы” Тютчева?

В первую очередь бросается в глаза разница в размере стиха, который используют авторы.

У Тютчева это – четырёхстопный ямб, который помогает передать движение, лёгкость, энергию.

У Заболоцкого строки гораздо длиннее. Это пяти-шестистопный анапест. И от этого стихотворение весомое, тяжёлое, что подчёркивает торжественность и величие происходящего.

Тютчевская “Гроза” существует объективно, вне времени, вне человека, из века в век совершая свой “громокипящий” праздник. Гроза – это общечеловеческий символ свободы, очищения, разрешения. Её за то и любят, что в ней есть игра природы.

У Заболоцкого человек любит грозу за то, что она творит. Тема наступления грозы переплетается с темой творческого вдохновения (“молния мысли”), и реальная картина, пейзаж выражает творческий процесс. Красота грозы создаётся в творческих муках – “содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница” – в процессе творчества; она рождает себя подобно тому, как рождается произведение искусства.

Вывод: Тютчев выявил суть природного явления, Заболоцкий – суть творчества как высшей стадии самореализации человека, главного смысла жизни.

Какое слово доминирует в лирике Н.Заболоцкого? (“душа”: душа природы, душа лирического героя (часто двойственного самому автору), просто человеческая душа, а это значит, внутренний мир человека, его сознание/)

О душе и одно из последних стихотворений Заболоцкого, наполненное энергией, страстью к жизни, сильным чувством. Воспринимается оно как завещание. Это стихотворение-заповедь о необходимости постоянного труда человека над своей душой.

Чтение стихотворения “Не позволяй душе лениться”. (Слайд 3, 26).

Итак, ребята, ваша исследовательская работа помогла раскрыть своеобразие художественного мышления одного из самых удивительных поэтов XX века. Вы прекрасно потрудились, научились осуществлять отбор необходимой информации, строить гипотезы, обобщать, делать выводы. Всю это вы выполняли в процессе сотрудничества, в коллективной работе. И теперь, я думаю, пришёл момент, когда вы можете проявить себя каждый индивидуально.

IV. Домашнее задание:

  1. Написать эссе “Мое открытие поэта Н.Заболоцкого”.
  2. Выучить наизусть стихотворение по выбору.

Читайте также:  Анализ стихотворения Заболоцкого Можжевеловый куст
Ссылка на основную публикацию