Анализ стихотворения Сентябрь Заболоцкого

Анализ стихотворения «Сентябрь»

Группа, литература, 14.10.20 г.

Урок № 14

Тема. Жизни и творчество Н. Заболоцкого. Мир человека и мир природы в лирике поэта. Единство человека и природы в лирике поэта.

Цели. Познакомить учащихся с творчеством Н.А.Заболоцкого, научить вдумчивому чтению поэтических текстов, привить навыки анализа, интерпретации и осмысливания стихотворных произведений.

Учебник. Русский язык и литература,11 класс, базовый уровень, в 2-х частях, Часть2, под ред. В.П. Журавлева, 3-е издание, М.: Просвещение, 2016 г.

Домашнее задание. Изучить методический материал, выучить стихотворение «Не позволяй душе лениться!» наизусть.

Прочитать и сделать анализ стихотворения Н.А. Заболоцкого ( на выбор).

Методический материал.

Лекция «Человек и природа в поэзии Н.А. Заболоцкого»

В творчестве известного русского поэта Н. А. Заболоцкого центральное место отведено теме природы. Писатель вырос в живописной сельской местности. Впечатления от этих мест, от красоты окружающего мира он сохранил на всю жизнь и отразил их в своих стихотворениях. В его произведениях жизнь природы всегда как бы переплетается с жизнью самого человека. Часто именно в природе автор видит великую мудрость и красоту, чего, по его мнению, часто не хватает миру людей. Мир природы для него наполнен высшей гармонией. И вместе с тем писатель считал, что главная задача человека — венца природы — в том, чтобы стараться сохранить и усовершенствовать этот прекрасный мир.
Стихи Заболоцкого наполнены безмерным поэтическим чувством, они передают влюбленность поэта в природу, великолепие и чистоту ее красок, грандиозность происходящих в ней процессов:
Кленовый лист напоминает нам янтарь.
Дух Осени, дай силу мне владеть пером!
В строенье воздуха — присутствие алмаза.
Природа раскрывается Заболоцкому во всей своей одухотворенной красоте. С огромной нежностью говорит он о «пуховом шарике» одуванчика, о жуке-менестреле, о бабочке, «ставшей на пуанты». Автор восхищается и «завитушками листьев», и «особым светом», которым наполнен мир осенней природы. Жука, трудящегося между листьев, он сравнивает с «маленьким божком». И поэт дает нам понять, что мы — часть этого мира:
Летит внизу большая птица.
В ее движенье чувствуется человек.
По крайней мере, он таится
В своем зародыше меж двух широких крыл.
Картины природы, написанные поэтом, пробуждают все лучшее, что есть в человеке.
Однако часто в его стихотворениях можно услышать тревогу и напряженность. Передавая отношение человека к окружающему миру, его мысли и чувства, автор говорит о том, что природа лишена понимания добра и зла, она равнодушна к человеческому страданию. Человек не в силах изменить жестокую действительность, и природа не может ему в этом помочь. Гибель вожака птичьей стаи в стихотворении «Журавли» передает ощущение неизбежности смерти, но в то же время и закономерность, неизбежность возрождения жизни.
Произведения Заболоцкого, посвященные природе, различаются по своим настроениям, чувствам. Постоянным остается лишь одно — сознание величия природы, ее необходимости для человека, который является ее сыном и в то же время ее творцом. Стихотворения поэта заставляют и нас задуматься, иначе взглянуть на окружающий мир.

Не позволяй душе лениться!
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Н. Заболоцкий

Николай Заболоцкий приходит в литературу на рубеже тридцатых годов, «судьбоносных», ломающих жизни миллионам людей, но его поэзия не крикливая плакатная «агитка», а лирический разговор автора «по душам». Вдумчивый взгляд художника в окружающий мир открывает много загадочного и интересного. Поэт старается найти и обосновать свое место среди людей.
Как мир меняется!
И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь —
На самом деле то, что именуют мной, —
Не я один. Нас много. Я — живой.

У Заболоцкого своя манера повествования, философский взгляд на мир, на окружающую природу. Он видит, как все на земле взаимосвязано и хрупко. Поэт сознает себя составной частью этого прекрасного и гармоничного мира.
Уступи мне, скворец, уголок,
Посели меня в старом скворечнике.
Отдаю тебе душу в залог
За твои голубые подснежники.
Повернись к мирозданью лицом,
Голубые подснежники чествуя,
С потерявшим сознанье скворцом
По весенним полям путешествую.
В сознании поэта природа и человек неразрывно связаны. Они дополняют друг друга, порой вступают в конфликт, но не могут существовать один без другого.

Когда устав от буйного движенья,
От бесполезно тяжкого труда,
В тревожном полусне изнеможенья
Затихнет потемневшая вода,
Когда огромный мир противоречий
Насытится бесплодною игрой —
Как бы прообраз боли человечьей
Из бездны вод встает передо мной
Часто Заболоцкий обращается к теме жестокости человека, бездумно губящего красоту, природу, а, значит, и себя самого. Поэт-гуманист не может пройти в своем творчестве мимо этой темы, сделав вид, что ее не существует. Да, люди не только созидают, чаще они губят, пользуясь своим преимуществом перед природой, которое только видимое, эфемерное.

Вылетев из Африки в апреле
К берегам отеческой земли,
Длинным треугольником летели.
Утопая в небе, журавли.
Но когда под крыльями блеснуло
Озеро, прозрачное насквозь,
Черное зияющее дуло
Из кустов навстречу поднялось.

И почти философским смыслом звучат слова завета, предостережения, заклинания:
Гордый дух, высокое стремленье,
Волю непреклонную к борьбе —
Все, что от былого поколенья
Переходит, молодость, к тебе.

Заболоцкий умеет увидеть и передать в стихах неповторимую красоту земли, ее мудрую спокойную величавость. Прекрасный лирик, умеющий донести тончайшие оттенки, запахи, звуки, поэт способен умилиться каждому цветку, молодому весеннему листку.

Я воспитан природой суровой,
Мне довольно заметить у ног
Одуванчика шарик пуховый.
Подорожника твердый клинок.
Чем обычней простое растенье,
Тем живее волнует меня
Первых листьев его появленье
На рассвете весеннего дня.

Но не только природой любуется поэт. Его интересуют и люди, их чаяния и заботы, желание добиться истины, ради которой они готовы пройти немалый путь. В стихотворении «Ходоки» поэт обращается к недавней истории России, показывая время и людей, рожденных им.

В зипунах домашнего покроя.
Из далеких сел, из-за Оки,
Шли они, неведомые, трое —
По мирскому делу ходоки.
Русь металась в голоде и буре,
Все смешалось, сдвинутое враз.
Гул вокзалов, крик в комендатуре,
Человечье горе без прикрас.

Поэт подчеркивает мудрость и знание жизни этих «посланников народных», переходит, как обычно, к философскому обобщению, гордясь лучшими чертами народного, национального характера.

Всматриваясь старыми глазами
В то, что здесь наделала нужда,
Горевали путники, а сами
Говорили мало, как всегда.
Есть черта, присущая народу:
Мыслит он не разумом одним, —
Всю свою душевную природу
Наши люди связывают с ним.

И все же любимой темой Заболоцкого остается природа, ее спокойная величавость и мудрая красота. На его стихи о природе написано много песен.

Я увидел во сне можжевеловый куст,
Я услышал вдали металлический хруст.
Аметистовых ягод услышал я звон,
И во сне, в тишине, мне понравился он.

Анализ стихотворения «Я не ищу гармонии в природе»

В 1947 году поэт создает один из самых популярных своих стихов под названием «Я не ищу гармонии в природе…», в котором пытается изложить свою концепцию жизненных ценностей. Автор отмечает, что пейзажная лирика, к которое тяготеют многие поэты, лично для него лишена всякой ценности, так как «ни в недрах скал, ни в ясном небосводе» ему так и не довелось увидеть «разумной соразмерности». Мир природы представляется ему своенравным и дремучим. Поэтому искать в нем гармонию так же глупо, как и пытаться превозносить человека, являющегося, по всем канонам, венцом творения. Однако у каждого из нас масса недостатков, потому вести речь о совершенстве в этом случае бессмысленно.

Я не ищу гармонии в природе.
Разумной соразмерности начал
Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе
Я до сих пор, увы, не различал.

Как своенравен мир ее дремучий!
В ожесточенном пении ветров
Не слышит сердце правильных созвучий,
Душа не чует стройных голосов.

Но в тихий час осеннего заката,
Когда умолкнет ветер вдалеке.
Когда, сияньем немощным объята,
Слепая ночь опустится к реке,

Когда, устав от буйного движенья,
От бесполезно тяжкого труда,
В тревожном полусне изнеможенья
Затихнет потемневшая вода,

Когда огромный мир противоречий
Насытится бесплодною игрой,—
Как бы прообраз боли человечьей
Из бездны вод встает передо мной.

И в этот час печальная природа
Лежит вокруг, вздыхая тяжело,
И не мила ей дикая свобода,
Где от добра неотделимо зло.

И снится ей блестящий вал турбины,
И мерный звук разумного труда,
И пенье труб, и зарево плотины,
И налитые током провода.

Так, засыпая на своей кровати,
Безумная, но любящая мать
Таит в себе высокий мир дитяти,
Чтоб вместе с сыном солнце увидать.

Николай Заболоцкий признается, что по отдельности может восторгаться ветром, солнцем, пением птиц. Но при этом не стоит забывать, что все явления в природе взаимосвязаны между собой. И за внешней красотой нередко скрываются жестокость и боль, которые являются обратной стороной медали любых взаимоотношений. Найти «золотую середину» в этом случае крайне сложно, и лично для поэта это – «тихий час осеннего заката», когда окружающий мир наполняется удивительным умиротворением, а «огромный мир противоречий» наконец-то находит примирение с самим собой. Это состояние природы автор сравнивает со взаимоотношениями матери и ребенка – чистыми, бескорыстными и совершенными в своей непогрешимости только потому, что в их основе лежит неподдельная любовь. Именно это чувство заставляет мать жертвовать собой, а малыша с благодарностью принимать эту жертву ради того, чтобы продлить мгновения истинного счастья, которые им дарованы, и «солнце увидать». Т.е. преодолеть все земные страсти, предрассудки и предубеждения во имя единства души, которое возможно лишь при бескорыстных взаимоотношениях, которые свойственны матери и ребенку.

Анализ стихотворения «Я воспитан природой суровой»

Стихи Н. Заболоцкого невозможно читать равнодушно. Его поэзия — это яркая палитра человеческих чувств, которые часто оказываются скрытыми. Например, короткое стихотворение «Я воспитан природой суровой», написанное в 1953 году, является, по сути своей, настоящим рассказом о самом поэте, его внутреннем мире. Поэт получил достойное воспитание, в котором участвовала сама природа, научившая его замечать все, что бывает скрыто от человеческого глаза. В самом деле, редкий человек способен обратить внимание на красоту одуванчика или искренне любоваться подорожником. Достаточно обратить внимание на то, как поэт говорит об одуванчике — «одуванчика шарик пуховый». Это очень трогательное сравнение, которое свидетельствует о богатстве души человека. Ведь в суете повседневной мало кто способен восторгаться красотой цветка или просто заметить само существование маленького растения. А Заболоцкий не только замечает, он чувствует, что абсолютно все вокруг мило и дорого ему.

Я воспитан природой суровой,
Мне довольно заметить у ног
Одуванчика шарик пуховый,
Подорожника твердый клинок.

Чем обычней простое растенье,
Тем живее волнует меня
Первых листьев его появленье
На рассвете весеннего дня.

В государстве ромашек, у края,
Где ручей, задыхаясь, поет,
Пролежал бы всю ночь до утра я,
Запрокинув лицо в небосвод.

Жизнь потоком светящейся пыли
Все текла бы, текла сквозь листы,
И туманные звезды светили,
Заливая лучами кусты.

И, внимая весеннему шуму
Посреди очарованных трав,
Все лежал бы и думал я думу
Беспредельных полей и дубрав.

Свое стихотворение Николай Заблоцкий начинает со строчки “Я воспитан природой суровой”, тем самым подчеркивая, что именно на чужбине, в далекой северной стороне, где 9 месяцев в году царит зима, он научился жить в гармонии с окружающим миром. Поэтому автор отмечает, что ему не нужны яркость красок и благоухание цветочных ароматов. Достаточно увидеть “одуванчика шарик пуховый” или же “подорожника твердый клинок”, чтобы ощутить то особое волнение, которое испытываешь при встрече с чем-то близким, до боли знакомым и родным. Поэт признается, что простое растение его волнует гораздо больше, чем экзотический цветок-чужестранец. И в этом нет ничего удивительного либо необычного, так как “государство ромашек”, раскинувшееся на берегу прохладного ручья, ассоциируется у Николая Заболоцкого с родиной, суровой, неприветливой, но, вместе с тем, такой близкой и восхитительно прекрасной.

Анализ стихотворения «Сентябрь»

Сыплет дождик большие горошины,

Рвется ветер, и даль нечиста.

Закрывается тополь взъерошенный

Серебристой изнанкой листа.

Но взгляни: сквозь отверстие облака,

Как сквозь арку из каменных плит,

В это царство тумана и морока

Первый луч, пробиваясь, летит.

Значит, даль не навек занавешена

Облаками, и, значит, не зря,

Словно девушка, вспыхнув, орешина

Засияла в конце сентября.

Вот теперь, живописец, выхватывай

Кисть за кистью, и на полотне

Золотой, как огонь, и гранатовой

Нарисуй эту девушку мне.

Нарисуй, словно деревце, зыбкую

Молодую царевну в венце

С беспокойно скользящей улыбкою

На заплаканном юном лице.

В юности Николай Алексеевич увлекся рисованием. Особенно нравилось ему творчество Брейгеля, Филонова, Шагала. Любовь к живописи позволила приобрести Заболоцкому бесценный навык – умение смотреть на окружающий мир глазами художника. В виду вышесказанного становится понятно, почему поэт сумел стать превосходным мастером пейзажной лирики. Тема природы была близка ему на протяжении всего творческого пути. Именно ей посвящено стихотворение «Сентябрь», датированное 1957 годом.

Рассматриваемый текст можно с некоторой долей условности разделить на две части. Первая – это начальная строфа. В ней мрачными красками рисуется сентябрьский пейзаж – льет дождь, «рвется ветер», даль затянута тучами. Такая картина способна даже самого веселого и оптимистичного человека вогнать в тоску. Впрочем, долго унынию Заболоцкий предаваться не собирается. Уже во втором четверостишии появляется просветление. Его олицетворяет первый луч, летящий в царство тумана и морока. Постепенно надежда на лучшее расцветает все больше и больше. Лирический герой верит, что «даль не навек занавешена». В конце сентября засияла орешина, которую поэт сравнил с зардевшейся девушкой, молодой царевной в венце. Под лучом света природа преобразилась, ожила, засияла. Она настолько чудесна, что достойна кисти живописца. Герой призывает его запечатлеть осенний пейзаж, используя золотую и гранатовую краски – главные цвета сентября. В начале стихотворения упоминается взъерошенный тополь, в середине – засиявшая орешина. Благодаря противопоставлению двух деревьев, у Заболоцкого получается передать смену погоды, превращение природы из буйной в спокойную.

Можно предположить, что стихотворение «Сентябрь» — это не просто рассказ об осени. За описаниями пейзажей просматривается философская составляющая. Иногда так бывает, что человек не видит в собственной жизни просвета, угнетенный свалившимися на него несчастьями. Заболоцкий словно призывает верить – хорошее где-то близко, лучшее будущее обязательно наступит, нужно только найти в себе силы разглядеть первый луч, который подарит надежду, хотя бы немного рассеет сгустившуюся тьму.

Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитет («серебристой изнанкой листа»), сравнение («словно деревце, зыбкую Молодую царевну в венце»), олицетворение («Закрывается тополь взъерошенный Серебристой изнанкой листа»).

Чтение стихотворения «Не позволяй душе лениться!

Слово преподавателя

И о душе – последнее стихотворение Заболоцкого, наполненное энергией, страстью к жизни, сильным чувством, воспринимаемое как завещание. Это стихотворение «Не позволяй душе лениться!» Оно было опубликовано вскоре после смерти поэта в декабрьской книжке «Нового мира» за 1958 г. В стихотворении, по-прежнему рисующем человека в соотнесении с природой и миром, особенно ощутимы трагические ноты и скорбные предчувствия, связанные с невозможностью осуществления столь многих планов и надежд.

Дата добавления: 2020-11-23 ; просмотров: 33 ;

Н. Заболоцкий «Сентябрь», М. Врубель «Жемчужина»
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Урок по теме “Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека” с использованием ТРКМ

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_literaturnogo_chteniya_v_4_klasse_po_programme_perspektivnaya_nachalnaya_shkola_2.docx55.81 КБ

Предварительный просмотр:

Учреждение : МБОУ НОШ №3 г.Балей Забайкальский край
Учитель начальных классов: Сажина Евгения Эдуардовна

УМК « Перспективная начальная школа».

Предмет : литературное чтение

Раздел: « Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту
человека ».

Тип урока: предъявление новых знаний

Тема урока : Н. Заболоцкий «Сентябрь», М. Врубель «Жемчужина»

Организовать совместную деятельность с учащимися по формированию культуры сравнительного анализа произведений, принадлежащих к разным видам искусства: на основе сходства или различия мировосприятия их авторов.

1.Расширить представления учащихся о природе поэтического творчества.

Учить делиться своими впечатлениями, подтверждая своё мнение деталями поэтического и живописного произведения, учить определять с помощью, каких средств и приёмов автор передает свои чувства и переживания в произведении.

Формировать культуру сравнительного анализа произведений,
принадлежащих к разным видам искусства: на основе сходства или различия
мировосприятия их авторов.

2.Совершенствовать осмысленное чтение, продолжить обучению выразительному чтению, как способу передачи личного восприятия стихотворения, своих переживаний, культуру предметного общения.

3. Воспитывать сознание детей, способное обнаруживать смысл и красоту в окружающем мире, внимание к поэтическому и живописному языку.

Оборудование: учебник, у детей лупы и рамочки

Методы и приёмы ведения урока : эвристическая беседа, самостоятельная работа, проблемный, частично-поисковый, исследовательский.

Формы работы : фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Самоопределение: детям предлагается обоснованно присоединиться к одной из высказанных сквозными героями точки зрения, или высказать свою собственную.

  1. Смыслообразование: формирование базовых нравственно-этических и эстетических ценностей: способности ценит мир природы и
    человеческих отношений, умение видеть красоту природы и красоту человека.

З. Контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результатов
учебной деятельности: отвечая на вопрос совершать действия сравнительного анализа и самоопределения, а значит,
содержательного самоконтроля. Примерам является исследование текста.

l. Поиск и выделение информации в словарях

2. Поход в « Музейный Дом» с целью поиска и анализа живописного
произведения.

3.Перечитывание текста с разными заданиями: оценка смысла текста по его названию, определение темы и главной
мысли текста, поиск нужных частей текста, нужных строк, литературных
приёмов( сравнения, олицетворения, контраста).

Универсально логические действий

  1. Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков:
    сравнение литературного и живописного произведения с целью
    обнаружения сходства и различия темы или заключённого в них главного
    переживания автора.
  2. Подведение под понятие: завершающий этап формирования понятия
    «олицетворение», « сравнение», «контраст», представление о природе
    смешного через анализ системы приёмов.
  3. Установление причинно-следственных связей: между фактом наделения
    неживого предмета чертами одушевлённого Лица и наличием приема
    олицетворения (орешина, жемчужина)
  4. Коммуникативные УУД
  1. Коммуникация как кооперация: чтение в паре, работа в группе.
  2. Коммуникация как взаимодействие – учет позиций собеседника:
    обоснование строчками из текста заявленного « чужого» мнения,
    выражение своего согласия или не согласия.

1.планирование действия – волевая саморегуляция, самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

1.Мотивация к учебной деятельности

Учитель. Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу. Плодотворной работы на уроке.
2.Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока

Учитель – Ребята скажите, как называется тема раздела, по которому мы сейчас работаем?

Дети – «Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту
человека».

Учитель – С помощью, каких выразительных средств и приёмов поэты, писатели и художники передают нам свои чувства, впечатления, переживания?

Дети – Они передают нам свои впечатления с помощью пронзительно точных слов, композиции, цветовой гаммы, приёма сравнения, олицетворения, контраста, звукописи, используют разные способы передачи речи героев: диалог и монолог.

Учитель – Сегодня на уроке мы продолжим сравнение литературного и
живописного произведения с целью обнаружения сходства или различия
темы или заключенного в них главного переживания (настроения) автора. Использовать будем технику «фишбоун». Нам нужно поставить проблемный вопрос. Какой?
Дети – что объединяет произведения художника и писателя?

– Образуйте группы. Запишите в левом треугольнике вопрос ( техника «фишбоун»)

3.Преднастрой

Учитель – Поработаем в парах. Запишите на листочках ассоциации к слову «сентябрь». Договоритесь, кто будет представлять у доски ( на доске появляется «ассоциативная карта»)

4. Н. Заболоцкий «Сентябрь»

– Как называется произведение, которое нам предстоит исследовать? Кто автор?

– Знаком ли он вам?

– Давайте, узнаем какой сентябрь у Заболоцкого?

5.Чтение текста детьми самостоятельно

– Прочитайте стихотворение самостоятельно. Читайте медленно…

– Понравилось ли вам это стихотворение? Чем?

– Какое новое желание, мысль у вас появилась? Какое чувство возникло в вашей душе?

-Какой же сентябрь у Заболоцкого? Почему?

– Начнем исследовать произведение стихотворение и заполнять «фишбоун».

6.Анализ стихотворения

а) первая строфа

– Найдите строфу, посвященную описанию непогоды. Процитируйте.

– С чем сравнивает автор капли дождя?

– Как называется такой дождь?

– А вы когда-нибудь попадали под ливень?

– Как вы укрывались от него?

– Чем закрывается тополь от ливня?

– Покажите изнанку листа на своих ладонях. Почему он взъерошенный?

– Замечали ли вы, как серебристые тополя меняют цвет листьев под порывами ветра?

– Непогода, а описано не скучно?! – сказал Миша, прочитав первую строфу. – Вы разделяете Мишино мнение?

– Какую интонацию выберете для чтения этого четверостишия:

– бодрую, энергичную, стремительную;

– спокойную, напевную, медленную;

– насмешливую, игривую, теплую;

– Потренируйтесь в парах. У кого в паре лучше получилось? Прочитайте.

б) вторая строфа

– Прочитайте слова, которые служат границей между картиной непогоды и картиной золотой осени. Какая это строфа?

– Какое чудо преображает картину осеннего дня?

– С чем поэт сравнивает слой облаков?

– Как подчеркивает, что он очень плотный?

– Какой еще прием использует поэт?

– Преображение непогоды… Какую интонацию использовать? Кто из вас сможет так прочитать?

в) третья строфа

– как понимаете «не навек»

– синоним к слову «занавешена»?

– какие лит. приемы использует поэт?

– Какие слова в строфе нужно выделить ударением? Отметьте карандашом…

– потренируйтесь в паре…

г ) четвертая и пятая

– прочитайте строчки, в которой есть обращение…

– кого называют живописцем? Подберите синоним…

– почему поэт употребил слово «выхватывай»?

– Какого цвета листики на орешине? Замените синонимом. У вас не такого ощущения , что здесь есть не только цвет? Найдите подтверждение.

– С кем сравнивает орешину?

– Как понимаете третью строчку?

– Почему лицо заплаканное?

– Кого же должен нарисовать живописец : деревце, похожее на девушку, или девушку, похожую на деревце?

– Когда используют обращения?( просят)

– Кто сможет прочитать именно так?

7. Обобщение

– С какой целью автор написал это стихотворение?

Обобщение: образуйте группы, с помощью, каких выразительных средств и приёмов поэт передает нам свои чувства, впечатления, переживания?

Запишите в верхней половине «фишбоун». Прочтите нам.

8 . М. Врубель «Жемчужина»

– Как вы думаете, художники для чего пишут свои картины?

а) работа в группах (раздаю репродукции картины каждой группе)

– посмотрите на картину внимательно, что, по-вашему, изображено, обсудите.

– какое бы дали название ей? Запишите внизу.

– Найдите эту картину в МД, рассмотрите…

– как она называется? (пауза) Кто то из вас удивлен? Почему?

Кто написал? Где находится?

– обратите внимание, как она изображена: что в центре, сверху, сбоку от жемчужины, внизу?

– Возникает ли у тебя впечатление волны, которая сейчас накроет этих дев?

– А впечатление водной бездны в самом центре жемчужины?

– А разноцветной, тающей на глазах морской пены (на платья дев)?

– Видел ли кто из вас настоящую жемчужину? Как она образовывается?

-Какой она имеет цвет?

-Такое сочетание белого, розового и голубого плавно перетекают в перламутровый.

– И самое главное: жемчужина переливается и светится! – сказал Костя Погодин.

– А вы тоже так считаете и у вас другое мнение?

– Правда ли, что Врубелю удалось передать красоту перламутра?

– Как считаете, было ли для художника главным создать такое впечатление или что то другое? (красота фей, морская бездна – феи – жемчуг)

– Какие приемы использует художник Врубель? Запишите в группах. Поделитесь с нами.

10. Обобщение

– Что же объединяет эти два произведения? Сделайте вывод в группах. Запишите в правом треугольнике. Озвучьте. Вывод: объединяет эти два произведения прием олицетворения, а точнее – у предмета есть «душа»

а) подведем итог совместной работы

-Подумайте, что в этих произведениях произвело на вас особое впечатление? Напишите «синквейн» по произведениям. Озвучьте.

в) оцените свою работу.

Всем спасибо. Дом зад.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в 11 классе.

презентация для детей к уроку чтения.

Некрасивая девочка. Среди других играющих детейОна напоминает лягушонка.Заправлена в трусы худая рубашонка,Колечки рыжеватые кудрейРассыпаны, рот длинен, зубки кривы,Черты лица остры и некрасивы.

Конспект урока по литературному чтению по ФГОС ( Учебник Л.А.Ефросина, М.И.Оморжова 4 класс ).

Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Кратковременность организационного момента, включение учащихся в деловой ритм урока послужило стимулирующим введением в учебную де.

Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека.

Открытый урок, проведенный в 4 классе на тему Н.А. Заболоцкий ” Сентябрь”, изучаемый по прог7рамме перспективной начальной школы.

Анализ стихотворения Заболоцкого Сентябрь

Четверостишия про сентябрь для маленьких детей

Мы давно пересмотрели Все листки в календаре, Мы считали дни, недели, – Нам учиться в сентябре!

Ясным утром сентября Хлеб молотят села, Мчатся птицы за моря — И открылась школа.

В сентябре, в сентябре Много листьев на земле Желтые и красные! Все такие разные!

Золотой сентябрь. Дымкою объят Дремлет под луною, Наш знакомый сад.

Шепнуло лето: «Убегаю, Цветы и краски заберу, Сентябрь в гости приглашаю, Он вам придется ко двору».

Сентябрь золотом одарит, Богатым хлебом наградит, Поутру в лес чудной поманит, Дарами леса удивит.

Грустный сентябрь, Дожди непрерывные, Тучам-громадам не видно конца, Вот уж поникли рябина да ивушка, Тихо кивают они у крыльца.

Сентябрь. Желтеют верхушки берез, Осина тревожно трепещет, Летит паутина, не знает границ, А тихие воды не блещут.

Сентябрь. Прозвенел звонок, Малышка в первый класс шагает. И жёлтых листиков клубок, По небу ветерок гоняет.

Еще тепло, но скоро в школу, А старый рюкзачок уже не в пору. Окреп, подрос малыш за лето, Сентябрь добрый рядом, где то.

Кружат листья в сентябре. Вот и осень и на дворе. Облетела вся берёзка, И блестит на ветке слёзка. Мурка жмётся всё к печи, Вкусно пахнут калачи. Хорошо учить уроки Даже самой младшей крохе.

СЕНТЯБРЬ — стихотворение Заболоцкий Н. А.

Но взгляни: сквозь отверстие облака, Как сквозь арку из каменных плит, В это царство тумана и морока Первый луч, пробиваясь, летит.

Значит, даль не навек занавешена Облаками, и, значит, не зря, Словно девушка, вспыхнув, орешина Засияла в конце сентября.

Вот теперь, живописец, выхватывай Кисть за кистью, и на полотне Золотой, как огонь, и гранатовой Нарисуй эту девушку мне.

Нарисуй, словно деревце, зыбкую Молодую царевну в венце С беспокойно скользящей улыбкою На заплаканном юном лице.

слушать, скачать аудио стихотворение СЕНТЯБРЬ Заболоцкий Н. А. к общему сожалению, пока аудио нет

Стихотворения известных поэтов про сентябрь

Ах Сентябрь, жаль что ты проходишь. Тает день и кроны у берёз. Тонкой поволокой грусть наводишь, Холодком сгоняя след от летних грёз.

Ах Сентябрь, чудо «бабье лето»! Лучшая пора из всех времён, Буйство красок. Только грустно это. Умирая, расцветает клён.

Ах Сентябрь, урожай собрали. Забросав соломою поля. В душу мне ползёт туман печали, От предчувствий стужи ёжусь я.

Ах Сентябрь, мы родня с тобою С лёгкой грустью вглядываюсь в даль. Через месяц всё снега укроют. Ах Сентябрь, ты проходишь, жаль.

Небывалая осень построила купол высокий, Был приказ облакам этот купол собой не темнить. И дивилися люди: проходят сентябрьские сроки, А куда провалились студеные, влажные дни.

Изумрудною стала вода замутненных каналов, И крапива запахла, как розы, но только сильней, Было душно от зорь, нестерпимых, бесовских и алых, Их запомнили все мы до конца наших дней.

Было солнце таким, как вошедший в столицу мятежник, И весенняя осень так жадно ласкалась к нему, Что казалось — сейчас забелеет прозрачный подснежник… Вот когда подошел ты, спокойный, к крыльцу моему.

Сыплет дождик большие горошины, Рвется ветер, и даль нечиста. Закрывается тополь взъерошенный Серебристой изнанкой листа.

Но взгляни: сквозь отверстие облака, Как сквозь арку из каменных плит, В это царство тумана и морока Первый луч, пробиваясь, летит.

Значит, даль не навек занавешена Облаками, и, значит, не зря, Словно девушка, вспыхнув, орешина Засияла в конце сентября.

Вот теперь, живописец, выхватывай Кисть за кистью, и на полотне Золотой, как огонь, и гранатовой Нарисуй эту девушку мне.

Нарисуй, словно деревце, зыбкую Молодую царевну в венце С беспокойно скользящей улыбкою На заплаканном юном лице.

Н. Заболоцкий

Осыпал лес свои вершины, Сад обнажил свое чело, Дохнул сентябрь, и георгины Дыханьем ночи обожгло.

Но в дуновении мороза Между погибшими одна, Лишь ты одна, царица-роза, Благоуханна и пышна.

Назло жестоким испытаньям И злобе гаснущего дня Ты очертаньем и дыханьем Весною веешь на меня.

Сентябрь холодный бушевал, С деревьев ржавый лист валился, День потухающий дымился, Сходила ночь, туман вставал.

И все для сердца и для глаз Так было холодно-бесцветно, Так было грустно-безответно,- Но чья-то песнь вдруг раздалась…

И вот, каким-то обаяньем, Туман, свернувшись, улетел, Небесный свод поголубел И вновь подернулся сияньем…

И все опять зазеленело, Все обратилося к весне… И эта греза снилась мне, Пока мне птичка ваша пела.

Брожу одна по сентябрю. Рябины жарко пламенеют Солгу, сказав, что не люблю, Солгу, сказав, что не жалею.

Но что же делать? Как суметь тебя забыть, с собою сладить? Перебороть? Переболеть? Тебя сгубить-себя ограбить…

Дурманом душным оплести. И обмануться. И забыться. И этим душу отвести, Как ключевой воды напиться.

Брожу, брожу по сентябрю, Неспешно листья приминаю. И лгу себе, что не люблю, И лгу себе, что забываю.

Туман да изморось с утра. Осенних с каждым разом больше Штрихов. Ну что ж вы, мастера, Теряетесь – точите ж тоньше

Карандаши, берите лист, Берите соус и сангину! Он превосходнейший артист – Сентябрь – для любой картины.

Уже сентябрь за окном, уже двенадцать дней подряд все об одном и об одном дожди-заики говорят. Никто не хочет их понять. Стоят притихшие сады. Пересыпаются опять крутые зёрнышки воды. Но иногда проходит дождь. …Тебе лишь кожанку надеть, и ты пойдёшь, и ты поймёшь, как не страшна природе смерть.

По синей грязи, по жнивью иди, и думай, и свисти о том, как много нужно вьюг просторы эти занести. Они найдутся и придут. К твоим тяжёлым сапогам, к деревьям в ноги упадут сплошные, спелые снега. Мы к ним привыкнем…

И тогда под каблуком засвищет лёд, шальная мутная вода гремящим паводком пойдёт. Вокруг тебя и над тобой взметнётся зелень. И опять пакеты почты посевной вне очереди подавать. А тут лежал когда-то снег… А тут пищал когда-то лёд… Мы разве помним по весне о том, что осень подойдёт?

Утрами, только ото сна, припоминаем мы слова. И снова новая весна нам неизведанно нова. Тебе такой круговорот легко и радостно понять.

Между камнями у ворот трава прорежется опять.

Вот так же прорасти и нам в иные годы и дела.

Трава не помнит, как она безвестным зёрнышком была.

Сентябрь выметает широкой метлой Жучков, паучков с паутиной сквозной, Истерзанных бабочек, ссохшихся ос, На сломанных крыльях разбитых стрекоз, Их круглые линзы, бинокли, очки, Чешуйки, распорки, густую пыльцу, Их усики, лапки, зацепки, крючки, Оборки, которые были к лицу.

Сентябрь выметает широкой метлой Хитиновый мусор, наряд кружевной, Как если б директор балетных теплиц Очнулся и сдунул своих танцовщиц. Сентябрь выметает метлой со двора, За поле, за речку и дальше, во тьму, Манжеты, застежки, плащи, веера, Надежды на счастье, батист, бахрому.

Прощай, моя радость! До кладбища ос, До свалки жуков, до погоста слепней, До царства Плутона, до высохших слез, До блеклых, в цветах, элизейских полей!

Журчанье сладких нот От падающих вод Зовёт в луга, где пух семян летает. Бриз лёгкий с высоты Кружит через кусты В поблекший сад, где розы увядают.

В жнивье, лишь скрылась мгла, Поют перепела, В местах укромных кеклик бьёт крылами. Сверкают на реке Стрекозы в тростнике, Где пауки корпят над кружевами.

На стены сада день, Сникая, бросил тень, На виноград, чья гроздь пурпурной стала. Туман жемчужный лёг Вдоль неба на восток, Где круглая луна пылает ало.

Ах, скоро на холмы Придут ветра зимы, И ласточек вожак торопит в стаю, Пока не выпал снег, Искать цветущий брег Прекрасного, с погодой тёплой, края.

Задев пыльцу, пчела Опять нектар нашла, Забытый сентябрём в цветах последних, Печально голубки Воркуют от тоски, Припомнив счастье дней увядших летних.

Сверчок трещит с утра, «Стой, летняя пора!» Глаза скосила белка на каштаны. И гуси чередой Над пенистой водой Спешат на юг от хмурого бурана.

Сквозь кедры ветерок Благоуханный тёк, Помедлив у висков моих небрежно, В игривости своей Подобный ласке дней, Когда меня любовь коснулась нежно.

И с листопадом пусть Ко мне приходит грусть, Вдвойне приятно памятное лето, В осеннем сне моём Грядущим летним днём Красоты настоящего согреты.

Джордж Арнольд

Анализ стихотворения ЗАБОЛОЦКОГО «СЕНТЯБРЬ»

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ Н. ЗАБОЛОЦКОГО «СЕНТЯБРЬ». ВОСПРИЯТИЕ, ТОЛКОВАНИЕ, ОЦЕНКА
Стихотворение «Сентябрь» было написано Н. Заболоцким в 1957 году. Оно относится к пейзажной лирике. В нем поэт признается в своей любви к осенней природе. Осень — время, любимое многими поэтами и художниками. Все мы помним «Золотую осень» Левитана. «Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса», — эти строки, став­шие для нас хрестоматийными, не теряют своей ценности до сих пор. Баратынский, Пушкин, Тютчев — все они писали об осени. Свой оригинальный взгляд на осеннюю природу пред­ставляет нам Н. Заболоцкий.

Стихотворение построено на основе антитезы. Компози­ционно мы можем выделить в нем две условные части. Первая часть — это первая строфа, обнажающая мрачный сентябрь­ский пейзаж:

Сыплет дождик большие горошины,

Рвется ветер, и даль нечиста.

Закрывается тополь взъерошенный Серебристой изнанкой листа.

Вторая часть — все остальные строфы. Мы видим, как мерт­вый осенний день вдруг оживает под солнечным лучом, про­бившимся сквозь облака:

Но взгляни: сквозь отверстие облака,

Как сквозь арку из каменных плит,

В это царство тумана и морока Первый луч, пробиваясь, летит.

И вся природа сразу оживляется, становится яркой, дос­тойной кисти живописца. В финале поэт сопоставляет приро­ду и человека: словно девушка, вспыхнув, «засияла в конце сентября» орешина. И это хрупкое деревце напоминает ему «молодую царевну в венце»:

Нарисуй, словно деревце, зыбкую Молодую царевну в венце С беспокойно скользящей улыбкою На заплаканном юном лице.

Поэт использует различные средства художественной вы­разительности: эпитет («серебристой изнанкой листа»), срав­нение («словно деревце, зыбкую Молодую царевну в венце»), олицетворение («Закрывается тополь взъерошенный Сереб­ристой изнанкой листа»).

Произведения для сопоставления: Ф.И. Тютчев «Есть в осени пер­воначальной», А.С. Пушкин «Осень».

Скрепа: антитетичность картин осенней природы; сближение природного и человеческого миров (сравнение осени с «чахо­точной девой» у Пушкина).

Здесь искали:
  • заболоцкий сентябрь анализ стихотворения
  • анализ стихотворения Заболоцкого
  • анализ стихотворения заболоцкого сентябрь

«Сентябрь» Н.Заболоцкий

«Сентябрь» Николай Заболоцкий

Сыплет дождик большие горошины, Рвется ветер, и даль нечиста. Закрывается тополь взъерошенный Серебристой изнанкой листа.

Но взгляни: сквозь отверстие облака, Как сквозь арку из каменных плит, В это царство тумана и морока Первый луч, пробиваясь, летит.

Значит, даль не навек занавешена Облаками, и, значит, не зря, Словно девушка, вспыхнув, орешина Засияла в конце сентября.

Вот теперь, живописец, выхватывай Кисть за кистью, и на полотне Золотой, как огонь, и гранатовой Нарисуй эту девушку мне.

Нарисуй, словно деревце, зыбкую Молодую царевну в венце С беспокойно скользящей улыбкою На заплаканном юном лице.

Анализ стихотворения Заболоцкого «Сентябрь»

Трепетная любовь к родной природе появилась у Заболоцкого уже в раннем возрасте. Детские годы будущий поэт провел в Кизической слободе, что неподалеку от Казани, и в селе Сернур, расположенном в Вятской губернии. В юности Николай Алексеевич увлекся рисованием. Особенно нравилось ему творчество Брейгеля, Филонова, Шагала. Любовь к живописи позволила приобрести Заболоцкому бесценный навык – умение смотреть на окружающий мир глазами художника. В виду вышесказанного становится понятно, почему поэт сумел стать превосходным мастером пейзажной лирики. Тема природы была близка ему на протяжении всего творческого пути. Именно ей посвящено стихотворение «Сентябрь», датированное 1957 годом.

Рассматриваемый текст можно с некоторой долей условности разделить на две части. Первая – это начальная строфа. В ней мрачными красками рисуется сентябрьский пейзаж – льет дождь, «рвется ветер», даль затянута тучами. Такая картина способна даже самого веселого и оптимистичного человека вогнать в тоску. Впрочем, долго унынию Заболоцкий предаваться не собирается. Уже во втором четверостишии появляется просветление. Его олицетворяет первый луч, летящий в царство тумана и морока. Постепенно надежда на лучшее расцветает все больше и больше. Лирический герой верит, что «даль не навек занавешена». В конце сентября засияла орешина, которую поэт сравнил с зардевшейся девушкой, молодой царевной в венце. Под лучом света природа преобразилась, ожила, засияла. Она настолько чудесна, что достойна кисти живописца. Герой призывает его запечатлеть осенний пейзаж, используя золотую и гранатовую краски – главные цвета сентября. В начале стихотворения упоминается взъерошенный тополь, в середине – засиявшая орешина. Благодаря противопоставлению двух деревьев, у Заболоцкого получается передать смену погоды, превращение природы из буйной в спокойную.

Можно предположить, что стихотворение «Сентябрь» — это не просто рассказ об осени. За описаниями пейзажей просматривается философская составляющая. Иногда так бывает, что человек не видит в собственной жизни просвета, угнетенный свалившимися на него несчастьями. Заболоцкий словно призывает верить – хорошее где-то близко, лучшее будущее обязательно наступит, нужно только найти в себе силы разглядеть первый луч, который подарит надежду, хотя бы немного рассеет сгустившуюся тьму.

Анализ стихотворения ЗАБОЛОЦКОГО «СЕНТЯБРЬ»

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ Н. ЗАБОЛОЦКОГО «СЕНТЯБРЬ». ВОСПРИЯТИЕ, ТОЛКОВАНИЕ, ОЦЕНКА

Стихотворение «Сентябрь» было написано Н. Заболоцким в 1957 году. Оно относится к пейзажной лирике. В нем поэт признается в своей любви к осенней природе. Осень — время, любимое многими поэтами и художниками.

Все мы помним «Золотую осень» Левитана. «Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса», — эти строки, став­шие для нас хрестоматийными, не теряют своей ценности до сих пор. Баратынский, Пушкин, Тютчев — все

Стихотворение построено на основе антитезы. Компози­ционно мы можем выделить в нем две условные части. Первая часть — это первая строфа, обнажающая мрачный сентябрь­ский пейзаж:

Сыплет дождик большие горошины,

Рвется ветер, и даль нечиста.

Закрывается тополь взъерошенный Серебристой изнанкой листа.

Вторая часть — все остальные строфы. Мы видим, как мерт­вый осенний день вдруг оживает под солнечным лучом, про­бившимся сквозь облака:

Но взгляни: сквозь отверстие облака,

Как сквозь арку из

В это царство тумана и морока Первый луч, пробиваясь, летит.

И вся природа сразу оживляется, становится яркой, дос­тойной кисти живописца. В финале поэт сопоставляет приро­ду и человека: словно девушка, вспыхнув, «засияла в конце сентября» орешина. И это хрупкое деревце напоминает ему «молодую царевну в венце»:

Нарисуй, словно деревце, зыбкую Молодую царевну в венце С беспокойно скользящей улыбкою На заплаканном юном лице.

Поэт использует различные средства художественной вы­разительности: эпитет, срав­нение, олицетворение.

Произведения для сопоставления: Ф. И. Тютчев «Есть в осени пер­воначальной», А. С. Пушкин «Осень».

Скрепа: антитетичность картин осенней природы; сближение природного и человеческого миров.

Дайджест:

Анализ стихотворения «Осень» Пушкина «Осень» . В данном стихотворении, написанном в Бол­дине, Пушкин объясняет, почему любит именно это время года, почему именно осенью испытывает приливы вдохновения. Осень очаровывает поэта своей смиренной, умиротворенной красотой, лишенной. .

Анализ стихотворения Заболоцкого Н. А. «О красоте человеческих лиц» В стихотворении «О красоте человеческих лиц» Н. А. Забо­лоцкий выступает мастером психологического портрета. Раз­ные человеческие лица, описанные им в этом произведении, со­ответствуют различным типам характеров. Сквозь внешний настрой и эмоциональное. .

Анализ стихотворения «Я не ищу гармонии в природе» Заболоцкого Н. А Стихотворение «Я не ищу гармонии в природе» носит программный характер, причем не только для послевоенного периода, но и для всего творчества Заболоцкого. Именно оно открывает раздел «Книга вторая. Стихотворения 1932-1958». .

Человек и природа в поздней лирике Заболоцкого Н. А Интенсивно разрабатываемые в позднем творчестве Заболоцкого социальные, нравственные, эстетические мотивы не потеснили важнейшую философскую тему человека и природы. Важно подчеркнуть, что теперь поэт занял отчетливую позицию по отношению ко всему. .

Анализ стихотворения Рубцова «В осеннем лесу» На протяжении всего творческого пути Рубцов особое внимание уделял пейзажной лирике, которая испытала на себе влияние великих русских поэтов — Тютчева, Майкова, Есенина, Фета. Предпочтение Николай Михайлович явно отдавал осенней. .

Анализ стихотворения Заболоцкого «Я воспитан природой суровой…» «Я воспитан природой суровой…» Николай Заболоцкий Я воспитан природой суровой, Мне довольно заметить у ног Одуванчика шарик пуховый, Подорожника твердый клинок. Чем обычней простое растенье, Тем живее волнует меня Первых. .

Анализ стихотворения Заболоцкого «Вечер на Оке» Пейзажная лирика Николая Заболоцкого довольно сложна для понимания, так как практически в каждом произведении содержится глубокий философский подтекст, который заставляет читателей переосмыслить привычные события и явления. К таким произведениям, в. .

Анализ стихотворения Заболоцкого «Старая актриса» Стихи Николая Заболоцкого наделены глубинным философским смыслом. Этот поэт умел не только подмечать наиболее важные моменты жизни, но и проводить параллели меду событиями и явлениями. Именно по этой причине над. .

Анализ стихотворения Заболоцкого «Завещание» В 1944 году Николай Заболоцкий вернулся из лагеря, где провел 6 лет по обвинению в антисоветской пропаганде. Жизнь за колючей проволокой подорвала здоровье поэта, который предвидел, что срок его земного. .

Анализ стихотворения Заболоцкого «Некрасивая девочка» Вопрос о том, что представляет собой человеческая красота, является достаточно философским. Для кого-то первостепенное значение имеет внешность, другие же, наоборот, ценят душевные качества и поступки людей. Однако наш мир устроен. .

Анализ стихотворения Заболоцкого Н. А. «Когда на склоне лет иссякнет жизнь моя…» Н. А. Заболоцкий был сторонником натурфилософии. Согласно этому направлению философской мысли природа не разделяется на живую и неживую. В этой связи одинако­во значимыми в ней являются и растения, и животные. .

Анализ стихотворения Заболоцкого «Детство» Тема детства играла важную роль в творчестве Заболоцкого. Часто действующими лицами его стихотворений становились мальчики и девочки разных возрастов. Иногда встречаются новорожденные младенцы или даже эмбрионы. Со временем образ ребенка. .

Анализ стихотворения Заболоцкого «Я не ищу гармонии в природе» Жизнь русского поэта Николая Заболоцкого сложилась весьма трагически. Он 6 лет провел в лагерях и вышел на свободу совершенно другим человеком, постаревшим, утратившим веру в себя и в близких ему. .

Анализ стихотворения «Городские столбцы» Заболоцкого Н. А Сборник «Столбцы» включал два цикла: «Городские столбцы» и «Смешанные столбцы». Стихотворения первого цикла отражали картины окружающего мира, фантасмагорич-ные и отвратительные. Здесь в полной мере проявилась изобразительная сила таланта Заболоцкого. Созданный. .

Анализ стихотворения Н. А. Заболоцкого Анализ стихотворения Н. А. Заболоцкого «Завещание» Стихотворение было написано в 1947 году. Как раз после возвращения из ссылки, в те времена существовал «сталинский режим». Заболоцкий показывает человека, борящегося с несправедливостью. .

Календарь природы: осень, сентябрь Сентябрь. Ранняя осень Температура воздуха: от +7° C до +16° C Световой день: 12 ч. 42 мин Погода: солнце, переменная облачность, моросящие дожди, иней Живая природа: Пожелтение листьев, отлет птиц…. .

Анализ стихотворения Заболоцкого «Портрет» Философ и тонкий лирик, Николай Заболоцкий в своих произведениях нередко обращался к любовной тематике. Как правило, стихи было посвящены супруге поэта, которую он действительно боготворил. Даже тот факт, что в. .

Анализ стихотворения Заболоцкого Н. А. «Гроза идет» Пейзажная лирика Н. А. Заболоцкого всегда философична по сути. Это же качество присуще в полной мере стихотворе­нию «Гроза идет». В образе грозы выражается мотив жизненных испытаний. Для создания чувства неотвратимости. .

Анализ стихотворения «Гроза идет» Заболоцкого Н. А «Гроза идет» Пейзажная лирика Н. А. Заболоцкого всегда философична но сути. Это же качество присуще в полной мере стихотворению «Гроза идет». В образе грозы выражается мотив жизненных испытаний. Для создания. .

Анализ стихотворения Заболоцкого «Гроза идет» Стихотворение «Гроза идет», написанное в 1957 году, относится к последнему этапу творчества Заболоцкого, когда он стал ближе к классическим традициям русской поэзии. В его произведениях того периода ощущается влияние сразу. .

Анализ стихотворения Н. А. Заболоцкого «Завещание» Стихотворение было написано в 1947 году. Как раз после возвращения из ссылки, в те времена существовал «сталинский режим». Заболоцкий показывает человека, борящегося с несправедливостью, но силы иссякли и продолжение своего. .

Стихотворения Заболоцкого о родной природе Стихотворения Заболоцкого о родной природе интересны прежде всего глубоко философским подходом к теме. Поэт не бездумно восторгается теми или иными деталями мира, он при­стально их исследует, увязывает так или иначе. .

Анализ стихотворения «Допустим ты свое уже оттопал» Заболоцкого Стихотворение «Допустим, ты свое уже оттопал.» состоит из четырех различных по объему строф. Оно посвящено тяжелому в психологическом отношении периоду в жизни человека, когда позади остались лучшие годы, а ему. .

Анализ стихотворения Русской женщине Эти элегические строки Тютчев посвятил печальной судьбе русских женщин. Данная тема в те времена была, можно сказать, злободневной. Ее затрагивали многие писатели и поэты: мы можем вспомнить, например, героинь таких. .

Анализ Стихотворения «Деревня» Стихотворение «Деревня». Восприятие, толкование, оценка Летом 1819 года А. С. Пушкин выезжал в Михайловское — новгородское поместье матери. Под впечатлением этой поездки было создано стихотворение «Деревня». Первая половина сти­хотворения под. .

Анализ стихотворения Тютчева «Природа — сфинкс. И тем она верней…» Федор Тютчев по праву считается мастером коротких четверостиший, которые наделены глубоким философским смыслом. И в этом нет ничего удивительного, так как дипломатическая служба научила поэта четко формулировать свои мысли, а. .

Анализ стихотворения Тютчева «Я очи знал, — о, эти очи. » Федор Тютчев считается непревзойденным лириком русской литературы, который, как никто другой, умел передавать в своих стихах чувства и настроения. Многие его произведения посвящены природе, однако есть и отдельная страница творчества. .

Анализ стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной…» Пейзажная лирика Федора Тютчева — это особый мир, воссозданный поэтом на основании личных впечатлений. Однако воссозданный настолько точно и ярко, что каждое произведение позволяет читателям словно бы совершить небольшое путешествие. .

Анализ стихотворения Тютчева «Певучесть есть в морских волнах…» Судьба распорядилась так, что значительную часть своей жизни поэт и политик Федор Тютчев провел в Санкт-Петербурге. Именно здесь прошли и последние годы его жизни, когда после получения титула тайного советника. .

Анализ стихотворения Тютчева «Неман» Федор Тютчев вошел в историю русской литературы как непревзойденный лирик. Однако мало кто знает о том, что среди его произведений есть стихи, посвященные историческим событиям 1812 года. Тема войны с. .

Анализ стихотворения Тютчева «Эти бедные селенья…» Федор Тютчев с самой юности начал строить общественно-политическую карьеру, и уже в 19 лет отбыл в Германию в составе дипломатической миссии. Значительная часть жизни поэта прошла за границей, где он. .

Анализ стихотворения «Запустение» Баратынского «Запустение» . Стихотворение написано в тамбовском поместье отца Мара, в котором поэт провел свое детство и кото­рое посетил спустя много лет. Тень умершего отца сопровождает Баратынского неотступно, но родные места. .

Анализ стихотворения Тютчева «Двум сестрам» В 1826 году Федор Тютчев сочетается браком с Элеонорой фон Ботимер, в которую 23-летний поэт влюбился без памяти. Его супруга отличалась удивительной красотой, но при этом имела весьма неуравновешенный характер. .

Анализ стихотворения Тютчева «Молчит сомнительно Восток…» После возвращения в Россию Федор Тютчев успешно совмещал государственную службу и литературное творчество. Однако мало кто знал о том, что этот тонкий дипломат был приближен к царской семье. В августе. .

Анализ стихотворения Три осени Осень.. Это время, когда происходят самые незабываемые моменты жизни. Она такая разная: то серая и унылая, с постоянно накрапывающим дождиком, из-за которого мерзнут ноги и хочется скорей попасть в теплую. .

Анализ стихотворения «Все сбылось» Пастернак «Все сбылось». В стихотворении изображается лес ранней весной: «дороги превратились в кашу», «крикливо пролетает сойка пустующим березняком», «пластами оседает наст». Стихо­творение философично: сквозь пролеты «пустующего березняка» поэт видит «всю будущую. .

Анализ стихотворения Карамзина «Осень» Русский историк, публицист и общественный деятель Николай Кармазин вошел в литературу благодаря своим повестям и путевым заметкам. Однако мало кто знает о том, что он был одаренным поэтом, воспитанным в. .

Анализ стихотворения Есенина «Край любимый! Сердцу снятся…» Стихотворение «Край любимый! Сердцу снятся…». Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «Край любимый! Сердцу снятся…» было на­писано С. А. Есениным в 1914 году. Основная тема произведе­ния — тема Родины. Мы можем отнести. .

Анализ стихотворения Брюсова «Облака» До момента своего увлечения символизмом Валерий Брюсов экспериментировал с различными направлениями в поэзии. Его ранняя пейзажная лирика выдержана в лучших традициях классицизма, и в ней можно найти подражание Фету и. .

Анализ стихотворения Тютчева «Листья» Федор Тютчев как поэт, проповедующий идеи романтизма, сформировался примерно к середине 19 века. Однако первые стихи им были написаны еще до путешествия за границу, которое полностью изменило взгляды Тютчева на. .

Николай Заболоцкий. “Сентябрь”

Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека.

Тема урока:Николай Заболоцкий. Сентябрь.

Материал для чтения: Николай Заболоцкий. «Сентябрь».

Цель урока: Познакомить со стихотворением Н.Заболоцкого «Сентябрь».

а)образователные: на изучаемом материале развивать и конкретизировать понятие темы: Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека».

б)развивающие: Развивать речь, творчество, воображение, способность высказывать своё собственное мнение. В сферу учения вовлечь не только интеллект школьника, но и эмоции, духовные потребности.

в)воспитательные: воспитывать положительную мотивацию в обучении.

Оборудование урока:

Репродукции картин Левитана с осенним пейзажем .Проектор.

Рисунки детей об осени.

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Работа над новым материалом

Творческая работа.

Домашнее задание.

– Ребята, несмотря на то, что сегодня на улице сыро (мрачно) и холодно, моросит дождь… в нашем классе тепло и уютно. И мне очень хочется, чтобы погода за окном не испортила вашего настроения. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь.

– На предыдущем уроке мы с вами побывали в «Музейном Доме» и познакомились с репродукциями картин Левитана. Давайте посмотрим на них ещё раз. Дома я просила вас составить небольшие рассказы-описания этих картин от своего имени, представив себя на месте художника. Кто хочет поделиться тем, что у него получилось со своими товарищами?

Дети описывают сначала картину «Тихая обитель», затем «Тропинка в лиственном лесу. Папоротники».

– Спасибо. Вам понравились рассказы? По-моему получилось хорошо (замечательно). (Следуют ответы детей). А чей рассказ вам понравился больше и почему?

Кирилл: « Я не могу сказать чей рассказ получился лучше, потому что, как мне кажется, и Наташа и Дима смогли очень хорошо описать словами то, что Левитан нарисовал красками.

Я тоже написала рассказ по картине Левитана « Тихая обитель».Прочитайте его.

– В очарованье русского пейзажа Есть подлинная радость, но она Открыта не для каждого и даже Не каждому художнику видна.

Эти строчки принадлежат замечательному русскому поэту Николаю Алексеевичу Заболоцкому, о котором нам подготовила небольшой доклад Репишкова Анна.

Родился он в 1903 году под Казанью. Сын агронома и сельской учительницы. Детство своё провёл в селе Сершул Вятской губернии, непосредственно в прямой связи с природой, которую впоследствии великолепно описывал в своих произведениях…..

– Сегодня мы с вами познакомимся с его стихотворением «Сентябрь».

Чтение стихотворения. Ребята слушают.

А теперь внимательно и неторопливо прочитайте это стихотворение сами. Все ли значения слов вам понятны? Далее следует уточнение слов «морок» (устаревшее)- то же, что мрак , «орешина» – то же, что орешник, «зыбкий»- здесь: имеющий неясные очертания. «На полотне» посмотреть в толковом словаре. – А теперь, когда вам понятно каждое слово в стихотворении, найдите и прочитайте строфу, посвящённую описанию непогоды.

Ребята зачитывают. После чего Коля (Миша) говорит: « Хоть и непогода, а описано не скучно! Всё можно представить!»

– А вы, ребята. Разделяете Мишино мнение?

Дети : «Большие горошины дождя», «тополь взъерошенный, закрывается изнанкой листа».

– Что делает картину такой выразительной? С помощью какого приёма поэт добивается этой выразительности?

Дети: Поэт пользуется приёмом олицетворения: тополь под проливным дождём напоминает взъерошенного человека, а «серебристой изнанкой листа» дерево пытается укрыться от ливня, как человек попавший под дождь без зонта, старается прикрыть голову сумкой, пакетом, газетой.

А давайте попробуем представить себя на месте этого тополя. Физкультурная минутка.

Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Листья дождиком облились И на землю опустились.

– Ребята, а кто из вас прочитает слова, которые служат границей между картиной непогоды и картиной золотой осени? – Какое чудо преображает картину осеннего дня? – С чем поэт сравнивает слой облаков? Как подчёркивает, что они плотные?

Дети отвечают, зачитывая строки стихотворения.

Вторая строфа- смена между осенней непогодой и золотой осенью («сквозь отверстие облака …// Первый луч пробиваясь летит»

– Слой облаков в этом стихотворении «каменные плиты» с арками отверстиями, их плотность создаёт «царство тумана и морока», а чудо вмиг преобразившее картину этого осеннего дня – первый луч солнца, пробившийся сквозь череду облаков.

– Какого цвета листики на орешине? – – Почему поэт не употребляет слова «желтый», «красный», а использует слова «золотой», «гранатовый»? – —

– Какие из этих слов передают не только цвет, но и свет? – С чем, или с кем поэт сравнивает орешину?

– Орешник («орешина») засиял золотым и гранатовым (т.е. жёлтым и тёмно-красным). Обратите внимание, что слова «золотой, как огонь и гранатовый» передают не только цвет, но и свет. Видимо, поэтому обычный человек отметит, что в конце сентября орешник стал жёлто-красным; тогда, как поэт увидит, что «орешник вспыхнул», словно девушка, «засияла золотым, как огонь, и «гранатовым»

– А если бы не было дождя, смогли бы деревья столь ярко засиять в лучах солнца?

Перечитайте последние две строфы. – Что же должен нарисовать живописец : деревце (орешину),похожее на девушку, или девушку, похожую на деревце? Как вы ответите на этот вопрос?

Дети высказывают своё мнение.

– Казалось бы поэт просит нарисовать девушку, которая должна быть стройной, как деревце (орешина), и зыбкой- то ли царевна в венце, то ли орешина с гранатово-золотой кроной; лицо девушки заплакано, потому что совсем недавно прошёл дождь, и деревья в лесу осыпались большими горошинами.

Дети (Миша) : Художник должен нарисовать такую…девушку- деревце..

– А вы согласны с Колей? – – Тогда давайте попробуем создать такой образ сейчас на уроке. Для этого я предлагаю вам использовать такой художественный приём, как монотипия. Для этого возьмём настоящий листик, нанесём на него цвета осени и сделаем отпечаток на заготовленной бумажной форме. Дети выполняют они работу под музыку П.И.Чайковского из его «Детского Альбома», «Осенняя песня», «Октябрь».

– Давайте украсим ими образ грустной девушки.

Дети выходят к доске и составляют такой образ из листиков орешины и портрета девушки. – А теперь, посмотрите, какая получилась красота!

– В заключение нашего урока, кто из вас хочет прочитать для нас стихотворение Заболоцкого «Сентябрь» полностью?

Дома я попрошу вас вспомнить всё, о чём мы с вами говорили на уроке. И, читая стихотворение, постарайтесь представить себя художниками, рисуя в своём воображении то, о чём пишет поэт. А может быть и не в воображении, а на листе бумаги. Запишите в дневники домашнее задание. Стр.103. Выразительное чтение. Желающие могут выучить это стихотворение наизусть.

Анализ стихотворения Заболоцкого Журавли

Одной из излюбленных тем в творчестве Заболоцкого была тема природы, особенно часто он обращался к образу птицы в своих произведениях. В данном стихотворении мы переживаем трагедию, случившуюся с вожаком журавлиной стаи. Написанное в 1948 году данное стихотворение имеет глубочайший философский смысл. Заключающийся в том, что в природе существует нерушимое правило преемственности.

Структурно стихотворение состоит из восьми строф. В первой и второй строфе нам представлено описание журавлиного клина отправившегося с берегов далекой, чужой жаркой страны, к родным и любимым берегам. Особую поэтичность происходящих событий в данном случае создает метафора – летели утопая в небе и эпитет – серебряные крылья. Серебро, считается одним из благородных металлом, так же, как и эти величественные птицы. Особенным кажется это полет, учитывая использованный эпитеты «широкий небосвод и немногочисленный народ», в значении антитезы, то есть автор нам показывает насколько мало их количество на воне бескрайних небес.

И вот добравшись до родимых мест, птицы попадают в ловушку, которая оборачивается для одной из них гибелью. Казалось бы, разве может таить угрозу родная земля, место, исключающее опасность, место, спокойнее которого найти не возможно… Смерть птицы, описанная в пятой, шестой и восьмой строфе похожа на падение великолепного ангела, несущегося стремительно с небес к земле. Как молниеносно погибает птица, что подчеркивают глаголы «вспыхнул и погас». Крылья её постепенно превращаются в руки, и, не смотря на то, что эта родная земля стала для бедного журавля последним пристанищем, он словно в последний раз старается обнять холодную волну, знакомого озерца. А его собратья, словно люди, пережившие утрату близкого друга, с рыданьями устремляются в высь. Именно там, где их не может достать ни одна живая душа, высоко высоко, природа в знак того, чтобы они простили её возвращает : гордость, устремления, способность бороться. Переживая потерю одного из своих сыновей природа предстает нам в момент заката, олицетворяющего и кровоточащую рану на груди журавля и переход к ночи, как к моменту забвения.

Но почему возникает образ молодого поколения и прошлого. У птиц, как правило, вожаком становится возрастная особь, хорошо знающая перелетные пути, сильная духом, способная держать стаю. И потеряв этого вожака, все, чем он обладал, перейдет к новому, тому, кто будет так же нести свою службу. Так же бывает и у людей, именно в этом скрыта особая философия данного поэтического текста.

Вариант №2

Заболоцкий много писал на тему природы. Его стихотворения – размышление о ее красоте, одухотворяющей силе, мощи, величии. Всегда в таких произведениях звучат философские мысли. Такое стихотворение «Журавли», написанное поэтом после многострадальной ссылки. Поэтому в его сюжете есть трагическое начало.

Основа сюжета – простая история. Косяк журавлей возвращается на родину с юга. Впереди – вожак. Когда журавли пролетали над озером, пуля охотника пронзила его сердце. Он камнем упал в воду и утонул.

В произведении две логические части. Первая – картина полета журавлиного косяка, трагическая гибель вожака. Вторая – размышления автора о смелости, воле, гордости, молодом поколении.

В нем всего восемь четверостиший. Каждое из них – своя картина. Два первых звучат спокойно и торжественно. Безграничный простор, свобода. Птицы величаво летят к отчему дому, утопая в небе. Этот полете – радость приближающейся встречи с родиной. Олицетворяя природу, поэт сравнивает журавлей с людьми. Вожак ведет свой немногочисленный народ.

С третьей строфы появляются тревожные нотки: прозрачное озеро, черное ружейное дуло. Спокойствие сменяется страхом, предчувствием смерти. Человек противостоит природе, становится ее врагом.

Самый напряженный момент показан в четвертой и пятой строфах. Вожак журавлей, частица природы, величия, рушится на землю. Автор употребляет местоимение нас. Читатель чувствует свою вину за смерть птицы. Дальше ясно звучат гипербола, сравнение: крылья журавля подобны огромному горю.

Вторая логическая часть представляет собой философские размышления. Два мира противостоят друг другу: природа и человек. Птицы находятся безопасно только высоко в небе, ближе к солнцу. Природа вернет то, что смерть унесла с собой. Жизнь берет верх над смертью. Снова читатель чувствует торжественное звучание.

В последних строках играет печальная музыка. Вожак погружается на дно озера, металлическая рубашка сковала его тело. Страх, ужас испытывают птицы при виде умирающего вожака. Даже природа грустит вместе с птицами. Заря освещает журавля красным пятном.

Вожак, отвечавший за весь птичий народ, погиб. Он честно выполнил свою работу: вел в страну тепла, солнца своих собратьев.

Поэт дает понять, что человек и природа должны быть вместе. Тот, кто убил журавля, враг людям. Увидят ли последующие поколения этих величественных птиц, отвечать ему.

Это произведение не только о птицах. Оно о людях, которые умеют стойко переносить жизненные трудности. К этому разряду относился сам поэт.

Картинка к стихотворению Журавли

Популярные темы анализов

Игорь Северянин – замечательный писатель. Множество своих произведений он посвятил России. В 1917 году с началом революции, он вынужден покинуть страну. Тогда пострадали многие деятели искусства несогласные с властью. И. Северянин,

Незадолго до своей трагической гибели, в 1840 году, Лермонтов пишет стихотворение “Благодарность”, воспроизводя в стихах субъективно личное чувство, обращенное к Богу. Поэт подводит итоги всей жизни, как будто предчувствуя свою учесть

Стихотворение «Старые письма» написал в 1859 году Афанасий Афанасьевич Фет — поэт с русской душой, непревзойдённый лирик и потрясающий мемуарист, талантливейший переводчик, имеющий особый, узнаваемый стиль,

Стихотворение «Туча», написанное в 1835г является прекрасным образцом пейзажной лирики поэта. Как мастерски удалось Пушкину очеловечить тучу, наделив её определенными качествами. Лирический герой,

В стихотворении Бориса Пастернака “Рождественская звезда” говорится о том, как люди стали свидетелями рождения ребёнка у Марии. Вначале люди взошли на холм, чтобы посмотреть вдаль. На вершине холма дул сильный ветер,

Николай Заболоцкий — Журавли: Стих

Вылетев из Африки в апреле
К берегам отеческой земли,
Длинным треугольником летели,
Утопая в небе, журавли.

Вытянув серебряные крылья
Через весь широкий небосвод,
Вел вожак в долину изобилья
Свой немногочисленный народ.

Но когда под крыльями блеснуло
Озеро, прозрачное насквозь,
Черное зияющее дуло
Из кустов навстречу поднялось.

Луч огня ударил в сердце птичье,
Быстрый пламень вспыхнул и погас,
И частица дивного величья
С высоты обрушилась на нас.

Два крыла, как два огромных горя,
Обняли холодную волну,
И, рыданью горестному вторя,
Журавли рванулись в вышину.

Только там, где движутся светила,
В искупленье собственного зла
Им природа снова возвратила
То, что смерть с собою унесла:

Гордый дух, высокое стремленье,
Волю непреклонную к борьбе —
Все, что от былого поколенья
Переходит, молодость, к тебе.

А вожак в рубашке из металла
Погружался медленно на дно,
И заря над ним образовала
Золотого зарева пятно.

Анализ стихотворения «Журавли» Заболоцкого

Прекрасное и трагичное стихотворение «Журавли» Н. Заболоцкий написал вскоре после окончания своей ссылки, в 1948 году. Это сюжетное произведение с глубоким философским подтекстом через описание случая, произошедшего в природе с перелетными птицами, повествует о человеческом мире и ставит перед читателем морально-этические вопросы.

Начинается стихотворение торжественными строками:

Вылетев из Африки в апреле
К берегам отеческой земли,
Длинным треугольником летели,
Утопая в небе, журавли.

Автор с любовью и трепетом говорит о прекрасных, свободных птицах, летящих во главе со своим вожаком обратно домой после долгой зимы. Но в третьем четверостишии появляется все усиливающаяся тревожность и читатель буквально, как на картине, видит «черное зияющее дуло», направленное из кустов в «широкий небосвод»:

Луч огня ударил в сердце птичье,
Быстрый пламень вспыхнул и погас,
И частица дивного величья
С высоты обрушилась на нас.

Как величественны эти слова! Как много в них любви, трепета, восхищения и сострадания к беззащитным, прекрасным созданиям! Подстрелен вожак стаи, а остальные птицы рванули в ввысь, «рыданью горестному вторя».

В описываемых событиях зашифрован символ неизбежности смерти и преемственности поколений. Здесь заложена мысль о вечной природе, которая касается и нас, людей. Вожак убит, но жизнь продолжается, стая взмыла ввысь, туда, где не достанут выстрелы ружья и только там, в вышине, «им природа снова возвратила то, что смерть с собою унесла». Это глубокая философская мысль дополняется строками о непреклонной борьбе со смертью, несмотря ни на что, оставшихся в живых птиц.

Особо стоит отметить зловещую аллегорию, имеющую отношение к судьбе поэта, несправедливо обвиненного в измене: возвращающихся из дальних стран птиц убивают выстрелом на родине. Именно в родной стороне они, пролетев сотни километров над чужими краями, находят свою гибель. Все это выглядит еще более злободневно и трагично, учитывая послевоенное время написания стихотворения.

В произведении отсутствует лирический герой, но в нем говорится о людях, умеющих с достоинством переносить жизненные невзгоды и трудности. Это произведение о зле, которое подло, исподтишка направляет из кустов свое «черное зияющее дуло» и о борьбе с этим злом, о сохранении достоинства и чести в этой борьбе.

Написанное хореем с пиррихием, придающим строфам свободную интонацию, с замедлением ритма и использованием обособленных членов предложения, стихотворение звучит красиво и торжественно.

«Журавли» напоминают читателю о единых законах для всего мироздания, о нерушимой связи человека и природы, об их постоянном взаимодействии друг с другом и зоне ответственности человека за свои поступки.

Читайте также:  Анализ стихотворения Заболоцкого Не позволяй душе лениться
Ссылка на основную публикацию