Анализ стихотворения Уступи мне, скворец, уголок Заболоцкого

Анализ стихотворения Заболоцкого Уступи мне, скворец, уголок

Пейзажная лирика Н. А. Заболоцкого пестрит яркими природными зарисовками, в которых каждый объект окружающего мира наделён душой. Наиболее эмоциональным диалогом поэта с мирозданием по праву стоит считать стихотворение «Уступи мне, скворец, уголок».

Восторженное состояние лирического героя, выраженное во множестве риторических восклицаний, объясняется всеобщим пробуждением всего живого вокруг, что связано с наступлением весны. Символом воцарения тёплого времени года становится скворец. Словно талантливый музыкальный работник, он воспевает приближающуюся пору. Не зря, восхищаясь мастерством птицы, автор использует перифраз «певец из берёзовой консерватории».

Весна Заболоцкого наполнена суматохой, движением, обилием звуков. Подражая весеннему шуму, наполняющему природный мир, автор во многих строфах использует аллитерацию: «По колено затоплены тополи», «Разрывая сияние струн».

Весна ассоциируется не только с обновлением природы, но и возрождением всех душевных сил человека. Безудержная энергия подталкивает на сумасшедшие поступки, но герой урезонивает самого себя, зная, что израсходовав весь творческий потенциал, он «без голоса к лету останется». Тем не менее, необходимо использовать внутренние запасы безудержной радости на что-то достойное, из-за чего лирический герой обращается с призывом к самому себе: «Поднимай же скворешню, душа». С помощью такой необычной метафоры поэтом подчёркивается близость человеческой натуры всему живому на Земле. Именно поэтому человек просто обязан присоединиться к всеобщему природному веселью.

Метафора становится ведущим средством на протяжении всего стихотворении, в свою очередь, превращая каждую деталь окружающего пространства в человекоподобное существо. С наступлением весны «пробуждаются клёны от сна», распевается скворец «в самом горле у рощи берёзовой», а «бабочка-странница» даёт полезный совет обезумевшему от нахлынувших чувств герою.

Союз человека и природы, по мнению Н. А. Заболоцкого, может быть гармоничным, если поддаться влиянию весны и распахнуть свою душу новым ощущениям, как это сделал лирический герой, заключив своеобразную сделку со скворцом. Вот почему так воодушевляющее звучит лирическое произведение данного автора.

Вариант №2

Николай Заболоцкий вместе со своей семьей долгое время провели в лагерях, а после принудительно проживали в Караганде. Но весна 1946 года принесла радость в душу поэта и умиротворения. После продолжительных прошений он возвращается со своей семьей в Москву, и находит приют у своего лучшего друга и коллеги Василия Ильенкова. Именно эти изменения в его жизни и побудили поэта к написанию стихотворения «Уступи мне, скворец, уголок». Ведь именно скворец является символом прихода весны. И это сравнение помогает поэту передать ту радость, что он вернулся домой, что он снова с семьей и что теперь творчество будет у него на первом плане вместе с семьей.

В произведении автор как бы заключает сделку с весенней птахой, и готов отдать душу для того чтобы приютится рядом со скворцом. Этим автор стихотворения хотел сказать как сильно он скучал по родной природе, как он был рад тем подснежникам, которые долгие годы только представлял в мечтах. Очень хорошо описываются всяческие мелочи того что весна пришла не только в природу но и в душу писателя.

Чувство и запахи весны, тепло первых лучиков весеннего солнца, всем эти пропитано каждое слово данного стихотворения. Эти строки просто хотят унести читателя в свободный полет вместе со скворцом. Освободиться от всех тягот каждодневного бытия и просто умчаться на крыльях свободы вместе со скворцом. Но не только ощущение свободы переполняет душу поэта, а также в сердце происходят положительные изменения, оно наполняется весенним теплом и добром. Писатель призывает читателя взять последние силы в руки и начать жить заново, не смотря ни на что.

Пройдя тернистым путем через все тяготы и лишения военного времени, автор уверен, что его в дальнейшем будет ожидать только счастье, благополучие и семейный уют. Также автор уверен, что с приходом весны в его душу, она там останется навсегда и никуда не уйдет. В его сердце и душе навечно поселится весна, солнце и щебетание скворцов, которое как бальзам на душу. Этими строками он хочет передать читателю точно такую же уверенность в собственных силах, и во что бы то ни стало верить только в лучшее и хорошее. Ведь в современном мире все больше преобладает подлость, зависть и несправедливость.

Но сама судьба обошлась с Николаем Заболоцким совсем не лучшим образом. Именно после его первой весны дома с семьёй, судьба ему отвела не больше 10-ти лет жизни. И эти мгновения жизни были не самыми лучшими в его жизни. Но те чувства, которые сравнимы с приходом весны после долгой зимы, переполняют его душу теплом и семейной радостью. Любите жизнь, своих близких и не злитесь понапрасну.

Картинка к стихотворению Уступи мне, скворец, уголок

Популярные темы анализов

В 1811 году император Александр 1 подписал указ об открытии Царскосельского Лицея. Это высшее учебное заведение занималось подготовкой дворянских детей к несению государственной службы.

Агния Барто – детская поэтесса. Мы знаем её стихи с дошкольного возраста, они всегда нас учат чему-то важному и полезному. «Разлука» – стихотворение, повествующее о мальчике, мама которого уехала. Но почему же,

Стихотворение было написано в 1839 году, автор написал его, когда ему исполнилось двадцать пять лет. В своей жизни он был веселым и общительным парнем. Творчество начал в позднем периоде и всегда хотел, чтоб его заметили люди.

Писатель Михаил Юрьевич Лермонтов всегда был скрытной, но с другой стороны, достаточно романтичной личностью. Будучи совсем молодым человеком, писатель без памяти влюбился в девушку, которая в свою очередь, не видела его в роли ухажера.

А.А. Блок написал знаменитое произведение “Вхожу я в тёмные храмы. ” в 1902 году. Оно вошло в его первый том лирики. Эта книга была создана поэт после его ознакомления с идеями философии Владимира Соловьева.

Анализ стихотворения Заболоцкого “Уступи мне, скворец, уголок

Весной 1946 года после нескольких лет лагерей и вынужденного проживания в Караганде, Николай Заболоцкий добился разрешения вернуться в Москву и вместе с семьей поселился на даче в Переделкино у своего хорошего знакомого, писателя Василия Ильенкова. Ощущение свободы и ароматы весны настолько вскружили поэту голову, что он буквально за несколько часов написал удивительное по своей эмоциональной окраске стихотворение “Уступи мне, скворец, уголок” . Обращаясь в птице, которая является одним из предвестников весны, поэт не только выказывает

Словно бы заключая сделку с певчей птицей, поэт заявляет: “Отдаю тебе душу в залог за твои голубые подснежники”. При этом автор обращается уже не только к скворцу, но и к окружающей природе, по которой за долгие годы разлуки успел соскучиться. Заболоцкий Подмечает каждую мелочь, радуясь тому, как “пробуждаются клены от сна” и “как бабочки, листья захлопали”.

Весеннее настроение чувствуется в каждой

Несмотря на то, что довелось пережить поэту, он убеждает самого себя в том, что его судьба делает очередной виток, который, возможно, окажется более удачным. “Повернись к мирозданью лицом, голубые подснежники чествуя”, – ведет с собственной душой незримый диалог автор. И пытается поверить в то, что эта весна действительно принесет ему не только умиротворение, но и станет началом нового жизненного периода, светлого, радостного и такого же безмятежного, как пение соловья.

Николай Заболоцкий не подозревает, что ему отпущено судьбой немногим более 10 лет, которые будут отнюдь не безмятежными. Но в свою первую весну после ссылки поэт верит в то, что сможет вернуться к прежней жизни и реализовать себя в творчестве.

Похожие сочинения:

Анализ стихотворения Заболоцкого “Кто мне откликнулся в чаще лесной? Личная жизнь Николая Заболоцкого сложилась непросто. Женившись в 1930 году на Екатерине Клыковой, поэт не мог и предположить, что эта женщина будет ждать его возвращения из лагеря долгие пять лет.

Анализ стихотворения Заболоцкого “Я воспитан природой суровой Детство Николая Заболоцкого прошло недалеко от Казани в богатом помещичьем имении, где отец будущего поэта служил управляющим и, по совместительству, агрономом. Однако буйство красок этого щедрого края не особо впечатляло.

Анализ стихотворения Заболоцкого “Портрет Философ и тонкий лирик, Николай Заболоцкий в своих произведениях нередко обращался к любовной тематике. Как правило, стихи были посвящены супруге поэта, которую он действительно боготворил. Даже тот факт, что в.

Анализ стихотворения Заболоцкого “Одинокий дуб Темы социального характера всегда были близки Николаю Заболоцкому, который считал, что любой человек – это, в первую очередь, личность, наделенная индивидуальностью и свободная по своей природе. Однако период творческого становления.

Анализ стихотворения Заболоцкого “О красоте человеческих лиц В стихотворении “О красоте человеческих лиц” Н. А. Забо­лоцкий выступает мастером психологического портрета. Раз­ные человеческие лица, описанные им в этом произведении, со­ответствуют различным типам характеров. Сквозь внешний настрой и эмоциональное.

Анализ стихотворения Заболоцкого “Я не ищу гармонии в природе Жизнь русского поэта Николая Заболоцкого сложилась весьма трагически. Он 6 лет провел в лагерях и вышел на свободу совершенно другим человеком, постаревшим, утратившим веру в себя и в близких ему.

Анализ стихотворения Заболоцкого “Поэма весны У Николая Заболоцкого довольно много лирических произведений, однако в большинстве своем они имеют социальный либо политический подтекст. Исключение составляет “Поэма весны” , созданная поэтом в 1956 году, за несколько лет.

Анализ стихотворения Заболоцкого “Вечер на Оке Пейзажная Лирика Николая Заболоцкого довольно сложна для понимания, так как практически в каждом произведении содержится глубокий философский подтекст, который заставляет читателей переосмыслить привычные события и явления. К таким произведениям, в.

Анализ стихотворения Заболоцкого “Я трогал листы эвкалипта В 1938 году поэт Николай Заболоцкий был приговорен к отбыванию наказания в лагерях за антисоветскую пропаганду. Спустя 6 лет его реабилитировали и даже восстановили в Союзе писателей. Однако на каторжных.

Анализ стихотворения Заболоцкого “Смерть врача В советские времена стихи на производственную тематику пользовались огромной популярностью, так как прославлять труд других людей считалось признаком хорошего тона. Более того, авторам из Союза писателей специально спускались разнарядки на.

Анализ стихотворения Заболоцкого “Читая стихи Стихотворение Н. А. Заболоцкого “Читая стихи” воплоща­ет эстетические взгляды автора, который ведет полемику с де­кадентскими исканиями в поэзии начала XX века. Резкой кри­тике подвергает писатель попытки создать стихотворение с опорой.

Анализ стихотворения Заболоцкого “Когда вдали угаснет свет дневной На долю Николая Заболоцкого впало много испытаний, одним из которых стала тюрьма и последующая сибирская ссылка. Однако в 1946 году поэт вернулся в Москву, был восстановлен в Союзе писателей и.

Анализ стихотворения Заболоцкого “Не позволяй душе лениться “Держи лентяйку в черном теле и не снимай с нее узды!” О чем это? Поэт Николай Заболоцкий в стихотворении “Не позволяй душе лениться” относит эти строки к душе человека. Он.

Анализ стихотворения Заболоцкого “Некрасивая девочка Вопрос о том, что представляет собой человеческая красота, является достаточно философским. Для кого-то первостепенное значение имеет внешность, другие же, наоборот, ценят душевные качества и поступки людей. Однако наш мир устроен.

Анализ стихотворения Заболоцкого “Журавли В Творчестве Николая Заблоцкого довольно много произведений, которые посвящены родной природе, но при этом имеют глубокий философский и житейский смысл. К ним, в частности, относится стихотворение “Журавли” , которое поэт.

Анализ стихотворения Заболоцкого “Гроза идет Пейзажная лирика Н. А. Заболоцкого всегда философична но сути. Это же качество присуще в полной мере стихотворению “Гроза идет” . В образе грозы выражается мотив жизненных испытаний. Для создания чувства.

Анализ стихотворения Заболоцкого “Старая актриса Стихи Николая Заболоцкого наделены глубинным философским смыслом. Этот поэт умел не только подмечать наиболее важные моменты жизни, но и проводить параллели меду событиями и явлениями. Именно по этой причине над.

Анализ стихотворения Заболоцкого “Завещание Стихотворение было написано в 1947 году. Как раз после возвращения из ссылки, в те времена существовал “сталинский режим”. Заболоцкий показывает человека, борющегося с несправедливостью, но силы иссякли, и продолжение своего.

Анализ стихотворения Заболоцкого “Встреча Личная жизнь Николая Заболоцкого складывалась весьма непросто. Со своей супругой, Екатериной Клыковой, поэт познакомился в конце 20-х годов и очень красиво ухаживал за девушкой. В 1930 году пара зарегистрировала брак.

Человек и природа в лирике Заболоцкого Человек и природа в лирике Заболоцкого План I. Певец природы. II. Философский характер лирики Н. Заболоцкого. 1. Тема смерти и бессмертия. 2. Гармония в мире природы. 3. О красоте человеческих.

РАЗМЫШЛЕНИЕ ОБ ИСТИННЫХ ЦЕННОСТЯХ (по стихотворению Н. А. Заболоцкого “Не позволяй душе лениться”) РАЗМЫШЛЕНИЕ ОБ ИСТИННЫХ ЦЕННОСТЯХ (по стихотворению Н. А. Заболоцкого “Не позволяй душе лениться”) 1 вариант Вера и упорство, Труд и честность… Н. Заболоцкий Многие поэты в своих произведениях поднимали вопросы.

Утверждение нравственных ценностей и философский смысл лирики Н. А. Заболоцкого Творчество талантливого русского поэта Николая Алексеевича Заболоцкого началось сразу после революции. Обычно его изучают как поэта советского периода развития русской литературы. Однако не вызывает сомнений, что по яркому дарованию, страсти.

“ГДЕ ОСКОРБЛЕННОМУ ЕСТЬ ЧУВСТВУ УГОЛОК…” А. С. Грибоедов вошел в русскую литературу как автор одного произведения. Его комедия “Горе от ума” останется актуальной, до тех пор пока из нашей жизни не исчезнут карьеризм, чинопочитание, сплетни.

Любимый уголок природы План 1. Удивительные уголки природы. 2. Места, которые нас привлекают: А) Любовь к путешествиям; Б) Любимый уголок природы – источник вдохновения; В) Прекрасное – рядом; Г) Лес – любимое место.

Мой любимый уголок природы “сад” Мой дедушка живет в своем собственном доме в селе. Он развел очень Красивый сад и украсил подход ко двору прекрасным палисадником. Так как мой дед увлекается цветоводством и садоводством у.

Анализ стихотворения Бальмонта “Ветер Одним из приемов символизма является одушевление неживых предметов, а также проведение параллели между ними и человеком. К нему прибег поэт Константин Бальмонт в своем стихотворении “Ветер” , которое было написано.

Читайте также:  Анализ стихотворения Заболоцкого О красоте человеческих лиц

Анализ стихотворения Пушкина “Во глубине сибирских руд Александр Пушкин как личную трагедию воспринял события 1825 года, когда после неудавшегося восстания десятки декабристов были сосланы на каторгу в Сибирь. Среди них оказалось много друзей поэта, которые состояли в.

Анализ стихотворения Рубцова “По вечерам Николай Рубцов не был поэтом-диссидентом, однако не считал нужным скрывать свои взгляды на те вопросы, которые считал для себя важными. Одним из краеугольных камней в его многочисленных дискуссиях с друзьями.

Анализ стихотворения Лермонтова “Сосед В 1837 году Михаил Лермонтов, потрясенный гибелью Пушкина И возмущенный тем, как общество отреагировало на столь значительную утрату, написал стихотворение “Смерть поэта” , из-за которого был вынужден провести несколько месяцев.

Анализ стихотворения Рубцова “До конца Не секрет, что многие поэты наделены даром предвидения, и могут с удивительной точностью предсказать собственную судьбу. Николай Рубцов – из их числа, так как он знал, что умрет “в крещенские.

Анализ стихотворения Заболоцкого «Уступи мне, скворец, уголок»

Билет № 2

Раскройте особенности одного из стихотворений русских поэтов ХХ в. о Родине, родной природе. Прочитайте его наизусть.

ВАРИАНТ ОТВЕТА 1

В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, но она

Открыта не для каждого и даже

Не каждому художнику видна.

С утра обремененная работой,

Трудом лесов, заботами полей,

Природа смотрит как бы с неохотой

На нас, неочарованных людей.

И лишь когда за темной чащей леса

Вечерний луч таинственно блеснет,

Обыденности плотная завеса

С ее красот мгновенно упадет.

Вздохнут леса, опущенные в воду,

И, как бы сквозь прозрачное стекло,

Вся грудь реки приникнет к небосводу

И загорится влажно и светло.

Из белых башен облачного мира

Сойдет огонь, и в нежном том огне,

Как будто под руками ювелира,

Сквозные тени лягут в глубине.

И чем ясней становятся детали

Предметов, расположенных вокруг,

Тем необъятней делаются дали

Речных лугов, затонов и излук.

Горит весь мир, прозрачен и духовен,

Теперь-то он поистине хорош,

И ты, ликуя, множество диковин

В его живых чертах распознаешь.

Анализ стихотворения Н. Заболоцкого «Вечер на Оке».

В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, но она

Открыта не для каждого и даже

Не каждому художнику видна.

В этой строфе нет нарочито поэтических слов и выражений, но выражается мысль о том, что очарованье русского пейзажа доступно не каждому человеку. Размер стихотворения: 5-стопный ямб, с пиррихиями. Рифма перекрестная. Аллитерация в двух первых строках:

Трудом лесов, заботами полей,

Природа смотрит как бы с неохотой

На нас, неочарованных людей.

Поэт показывает нам человека, не обремененного работой, который не обращает внимания на природу, которая работает, трудится: разворачивает новые листья на деревьях, выгоняет травы, создает плоды. Природа занята ежедневной, обыденной, не видной человеческому глазу работой, она как цельное существо со своим разумом и самосознанием не хочет замечать «нас, неочарованных людей», не подверженных ее чарам; вышедших из ее лона, но порвавших с нею связь.

И лишь когда за темной чащей леса

Вечерний луч таинственно блеснет,

Обыденности плотная завеса

С ее красот мгновенно упадет.

С наступлением вечера природа словно приоткрывает свою тайну, помогает ему проникнуть в чудо. В строфе появляются не только определения, но именно эпитеты. Ощущение тайны передается и с помощью звукописи.

Вздохнут леса, опущенные в воду,

И, как бы сквозь прозрачное стекло,

И загорится влажно и светло.

С помощью олицетворений автор «оживляет» природу, но он не очеловечивает её: напротив, мы чувствуем, что это человек приближается к природе, к её постижению; что лесам свойственно вздыхать, опускаясь в воду, а реке – приникать грудью к небосводу. Вся строфа представляет собой развернутую метафору, включающую в себя сравнение и сплавленную с олицетворением: по существу речь идёт об отражении деревьев и закатного неба в воде, но поэт как бы переворачивает картину, и мы с естественного языка образов с трудом переводим на язык рациональности.

В первой строке настроение создаётся повторением гласных [о] и [у], во второй строке «работает» согласный звук [к], создавая ощущение твёрдой преграды, препятствия. Затем чувства словно прорываются через эту преграду, наполняются звучанием, сонорностью: «грудь реки приникнет». В конце третьей и в четвертой строке появляется звучный [в] и его сочетания с сонорным [л], передающее ощущение насыщенности и силы.

Вернемся к первой строфе и сравним ее изобразительную скупость с богатством четвертой строфы. Мысль, заложенная в начале, ярко и стремительно разворачивается в образах. Художественная форма наполнена глубоким смыслом.

Из белых башен облачного мира

Как будто под руками ювелира,

Сквозные тени лягут в глубине.

Небо превращается в таинственный мир, где облака – белые башни, из которых нисходит на землю закатный свет – нежный огонь (развернутая метафора). Аллитерация создает ощущение пластичности первой строки. Во второй строке «работает» звук [o]. Природа рисует не на поверхности, а в глубине реки тончайшие картины, создаёт yзopы с точностью и изяществом ювелира, тем самым поверхность реки уподобляется драгоценному камню: одно сравнение вызывает сложный ассоциативный ряд. На память приходят драгоценные геммы с изящными изображениями, проступающими словно бы из глубины камня.

И чем ясней становятся детали

Предметов, расположенных вокруг,

Тем необъятней делаются дали

Речных лугов, затонов и излук.

Мы привыкли к тому, что деталь противопоставлена широте. Так, например, фотографируя крупно какой-нибудь цветок, мы знаем: то, что на заднем плане, выйдет несколько размыто. С другой стороны, если мы будем фотографировать панораму, то детали не будут видны с ясностью и точностью.

Начало шестой строфы – «И чем ясней становятся детали. » – словно готовит нас к этому противопоставлению, в том числе и своей «непоэтической, научной лексикой («детали», «предметы»), но всё оказывается иначе: дали делаются необъятными, то есть более глубокими; не размытыми, а тоже более четкими.

Горит весь мир, прозрачен и духовен,

Теперь-то он поистине хорош,

И ты, ликуя, множество диковин

В его живых чертах распознаешь.

В творчестве зрелого Заболоцкого природа одухотворена изначально, и человек, находясь с природой в сложных отношениях, может приобщиться к её высокой духовности, неразрывно связанной с рождением новой жизни. В последней строфе стихотворения звучит торжественная, ликующая мелодия мира.

Человек – не существо, которое пытается навязать бездушной природе свои житейские категории. Человек, пытающийся познать природу, насыщенную и одухотворенную в своем постоянном творении жизни, человек, ощущающий своё неразрывное единство с ней, – вот образ, которым заряжена поэзия Заболоцкого.

Мы видим, что Заболоцкий начинает стихотворение с мысли, которая разворачивается в образ. Образ расширяется до мелодии, заполняющей душу человека. В этом стихотворении ярко выражена формула поэтического творчества Заболоцкого: мысль – образ – музыка. Музыка – не выражение душевных тайн личности, но гармония всеобщей жизни («Жизнь потоком светящейся пыли. », «Горит весь мир, прозрачен и духовен. »).

ВАРИАНТ ОТВЕТА 2

Наиболее значительным произведением стала маленькая поэма «Русь» (1914), в которой Сергей Есенин создает обобщенный образ родной земли, задумывается о ее судьбе, рассказывает о страданиях и надеждах своего народа и пытается ответить на вопрос, за что же он любит свою родину.

Произведение состоит из пяти частей-главок, которые раскрывают тему с самых разных точек зрения. В первой части автор изображает деревенскую Русь, запуганную дремучими лесами и волчьим воем, нечистой силой и колдунами. Тщательно и предельно лаконично рисует поэт картину нищей и печальной деревни:

Воют в сумерки долгие, зимние,

Волки грозные с тощих полей,

По дворам в погорающем инее

Над застрехами храп лошадей.

Зимний пейзаж как бы впитал в себя драматизм происходящих событий. С зимой и зимней пургой в народе обычно связывали предсказания смерти, недаром у Есенина «заморозь злая». То же самое сулят сумерки. Это слово поэт повторяет дважды в двенадцати строках первой главки: «сумерки долгие, зимние» и «сумерки мглистые».

Картина Руси настолько грустна, тосклива и пугающая, что, кажется, и любить-то ее не за что. Однако вторая главка является признанием в любви к родине и начинается с противительного союза «но»:

Но люблю тебя, родина кроткая!

А за что — разгадать не могу.

Весела твоя радость короткая

С громкой песней весной на лугу.

В третьей главе — опять резкий контрастный переход. Образ Руси исторически конкретизируется и рисуется символическая картина наступившей войны:

Понакаркали черные вороны

Грозным бедам широкий простор.

Крутит вихорь леса во все стороны,

Машет саваном пена с озер.

Грянул гром, чашка неба расколота,

Тучи рваные кутают лес.

На подвесках из легкого золота

Закачались лампадки небес.

В четвертой главке говорится о страданиях родной деревни в ожидании вестей с поля боя. Она начинается с тревожных вопросов о судьбе солдат:

Затомилась деревня невесточкой –

Как-то милые в дальнем краю?

Отчего не уведомят весточкой, –

Не погибли ли в жарком бою?

В четвертой и последней строфе этой главки появляется единственная героиня, которую автор называет по имени. Это четница Луша, к которой приходят «допытаться любимых речей». Четница читает письма, «груды вестей», пришедшие с фронта. Она говорит об «успехах родных силачей» и олицетворяет собою сквозной лейтмотив поэмы, связанный с желанием разгадать, за что поэт любит свою родину и что ждет ее в будущем, а также с невозможностью постигнуть до конца ее тайну.

Последняя глава — это вдохновенная песнь милым полям, хилым хижинам «с поджиданьем седых матерей», думам деревенских баб, которых не спугнет «ни гром и ни тьма». Здесь выражено острое чувство единства с природой родного края («хоть бы стать мне кустом у воды»), его народом («разгадал я их думы несметные») и великая сыновья любовь к родине, которой поэт желает мирной и счастливой жизни:

Припаду к лапоточкам берестяным,

Мир вам, грабли, коса и соха!

Я гадаю по взорам невестиным

На войне о судьбе жениха.

Последняя строфа поэмы, образующая почти полное строфическое кольцо с первой строфой второй главки, завершает основной лейтмотив этого произведения и по сути отвечает на риторический вопрос, которым начинается нежное и проникновенное признание поэта в своей единственной любви:

Ой ты, Русь, моя родина кроткая,

Лишь к тебе я любовь берегу.

Весела твоя радость короткая

С громкой песней весной на лугу.

Поэту бесконечно дороги все приметы его родной земли, но больше всего — ее великий народ, который без жалоб и слез переносит все большие беды и страдания и живет верой в ее лучшее будущее.

«Уступи мне, скворец, уголок» Николай Заболоцкий

Уступи мне, скворец, уголок,
Посели меня в старом скворешнике.
Отдаю тебе душу в залог
За твои голубые подснежники.

И свистит и бормочет весна.
По колено затоплены тополи.
Пробуждаются клены от сна,
Чтоб, как бабочки, листья захлопали.

И такой на полях кавардак,
И такая ручьев околесица,
Что попробуй, покинув чердак,
Сломя голову в рощу не броситься!

Начинай серенаду, скворец!
Сквозь литавры и бубны истории
Ты — наш первый весенний певец
Из березовой консерватории.

Открывай представленье, свистун!
Запрокинься головкою розовой,
Разрывая сияние струн
В самом горле у рощи березовой.

Я и сам бы стараться горазд,
Да шепнула мне бабочка-странница:
«Кто бывает весною горласт,
Тот без голоса к лету останется».

А весна хороша, хороша!
Охватило всю душу сиренями.
Поднимай же скворешню, душа,
Над твоими садами весенними.

Поселись на высоком шесте,
Полыхая по небу восторгами,
Прилепись паутинкой к звезде
Вместе с птичьими скороговорками.

Повернись к мирозданью лицом,
Голубые подснежники чествуя,
С потерявшим сознанье скворцом
По весенним полям путешествуя.

Анализ стихотворения Заболоцкого «Уступи мне, скворец, уголок»

Весной 1946 года после нескольких лет лагерей и вынужденного проживания в Караганде, Николай Заболоцкий добился разрешения вернуться в Москву и вместе с семьей поселился на даче в Переделкино у своего хорошего знакомого, писателя Василия Ильенкова. Ощущение свободы и ароматы весны настолько вскружили поэту голову, что он буквально за несколько часов написал удивительное по своей эмоциональной окраске стихотворение «Уступи мне, скворец, уголок». Обращаясь в птице, которая является одним из предвестников весны, поэт не только выказывает свою радость от того, что он смог вернуться домой, но и готов довольствоваться самым малым, лишь бы только иметь возможность больше никогда не расставаться с семьей и заниматься творчеством.

Словно бы заключая сделку с певчей птицей, поэт заявляет: «Отдаю тебе душу в залог за твои голубые подснежники». При этом автор обращается уже не только к скворцу, но и к окружающей природе, по которой за долгие годы разлуки успел соскучиться. Заболоцкий подмечает каждую мелочь, радуясь тому, как «пробуждаются клены от сна» и «как бабочки, листья захлопали».

Весеннее настроение чувствуется в каждой строчке этого волнующего и искреннего стихотворения. Поддаваясь душевному порыву, автор готов покинуть пыльный чердак и вслед за скворцом броситься в рощу, «сломя голову». Однако, наблюдая за тем, как меняется окружающий мир, поэт чутко прислушивается к своим внутренним ощущениям и понимает, что в его сердце также происходят изменения. Автор чувствует, что весна дает ему силы начать жизнь заново. Поэтому, обращаясь к самому себе, Николай Заболоцкий призывает: «Поднимай же скворешню, душа, над твоими садами весенними».

Несмотря на то, что довелось пережить поэту, он убеждает самого себя в том, что его судьба делает очередной виток, который, возможно, окажется более удачным. «Повернись к мирозданью лицом, голубые подснежники чествуя», — ведет с собственной душой незримый диалог автор. И пытается поверить в то, что эта весна действительно принесет ему не только умиротворение, но и станет началом нового жизненного периода, светлого, радостного и такого же безмятежного, как пение соловья.

Читайте также:  Анализ стихотворения Заболоцкого Одинокий дуб

Николай Заболоцкий не подозревает, что ему отпущено судьбой немногим более 10 лет, которые будут отнюдь не безмятежными. Но в свою первую весну после ссылки поэт верит в то, что сможет вернуться к прежней жизни и реализовать себя в творчестве.

Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 2545 ;

Анализ стихотворения Заболоцкого «Уступи мне, скворец, уголок»

Весной 1946 года после нескольких лет лагерей и вынужденного проживания в Караганде, Николай Заболоцкий добился разрешения вернуться в Москву и вместе с семьей поселился на даче в Переделкино у своего хорошего знакомого, писателя Василия Ильенкова. Ощущение свободы и ароматы весны настолько вскружили поэту голову, что он буквально за несколько часов написал удивительное по своей эмоциональной окраске стихотворение «Уступи мне, скворец, уголок». Обращаясь в птице, которая является одним из предвестников весны, поэт не только выказывает

Словно бы заключая сделку с певчей птицей, поэт заявляет: «Отдаю тебе душу в залог за твои голубые подснежники». При этом автор обращается уже не только к скворцу, но и к окружающей природе, по которой за долгие годы разлуки успел соскучиться. Заболоцкий подмечает каждую мелочь, радуясь тому, как «пробуждаются клены от сна» и «как бабочки, листья захлопали».

Весеннее настроение чувствуется в каждой строчке этого

Автор чувствует, что весна дает ему силы начать жизнь заново. Поэтому, обращаясь к самому себе, Николай Заболоцкий призывает: «Поднимай же скворешню, душа, над твоими садами весенними».

Несмотря на то, что довелось пережить поэту, он убеждает самого себя в том, что его судьба делает очередной виток, который, возможно, окажется более удачным. «Повернись к мирозданью лицом, голубые подснежники чествуя», — ведет с собственной душой незримый диалог автор. И пытается поверить в то, что эта весна действительно принесет ему не только умиротворение, но и станет началом нового жизненного периода, светлого, радостного и такого же безмятежного, как пение соловья.

Николай Заболоцкий не подозревает, что ему отпущено судьбой немногим более 10 лет, которые будут отнюдь не безмятежными. Но в свою первую весну после ссылки поэт верит в то, что сможет вернуться к прежней жизни и реализовать себя в творчестве.

Дайджест:

Анализ стихотворения Заболоцкого «Кто мне откликнулся в чаще лесной?…» Личная жизнь Николая Заболоцкого сложилась непросто. Женившись в 1930 году на Екатерине Клыковой, поэт не мог и предположить, что эта женщина будет ждать его возвращения из лагеря долгие пять лет. .

Анализ стихотворения Заболоцкого «Завещание» В 1944 году Николай Заболоцкий вернулся из лагеря, где провел 6 лет по обвинению в антисоветской пропаганде. Жизнь за колючей проволокой подорвала здоровье поэта, который предвидел, что срок его земного. .

Анализ стихотворения Заболоцкого Н. А. «О красоте человеческих лиц» В стихотворении «О красоте человеческих лиц» Н. А. Забо­лоцкий выступает мастером психологического портрета. Раз­ные человеческие лица, описанные им в этом произведении, со­ответствуют различным типам характеров. Сквозь внешний настрой и эмоциональное. .

Анализ стихотворения Заболоцкого «Я воспитан природой суровой…» «Я воспитан природой суровой…» Николай Заболоцкий Я воспитан природой суровой, Мне довольно заметить у ног Одуванчика шарик пуховый, Подорожника твердый клинок. Чем обычней простое растенье, Тем живее волнует меня Первых. .

Анализ стихотворения Заболоцкого «Портрет» Философ и тонкий лирик, Николай Заболоцкий в своих произведениях нередко обращался к любовной тематике. Как правило, стихи было посвящены супруге поэта, которую он действительно боготворил. Даже тот факт, что в. .

Анализ стихотворения Заболоцкого «Я не ищу гармонии в природе» Жизнь русского поэта Николая Заболоцкого сложилась весьма трагически. Он 6 лет провел в лагерях и вышел на свободу совершенно другим человеком, постаревшим, утратившим веру в себя и в близких ему. .

Анализ стихотворения Заболоцкого «Поэма весны» У Николая Заболоцкого довольно много лирических произведений, однако в большинстве своем они имеют социальный либо политический подтекст. Исключение составляет «Поэма весны», созданная поэтом в 1956 году, за несколько лет до. .

Анализ стихотворения Заболоцкого «Можжевеловый куст» Практически у каждого человека есть собственный символ любви — предмет, явление природы, растение или образ, которые неразрывно ассоциируются с самым близким и дорогим человеком. Для поэта Николая Заболоцкого таким символом. .

Анализ стихотворения Заболоцкого «Клялась ты — до гроба…» Осень 1956 года — время трагическое для Заболоцкого. От поэта ушла горячо любимая жена Екатерина Клыкова. Причем в качестве нового супруга она выбрала Василия Гроссмана, известного российского писателя, автора романа. .

Анализ стихотворения «К обидам горьким собственной персоны…» Заболоцкого Н. А «К обидам горьким собственной персоны…» Н. А. Заболоцкий — писатель, прошедший суровую школу жизни. Стихотворение «К обидам горьким собственной персоны…» призывает смиренно относиться к своей судьбе, стойко переносить жизненные испытания. .

По творчеству Заболоцкого В тяжелые и страшные 30-ые годы прошлого столетия в поэзию явился Николай Алексеевич Заболоцкий. Его творчество можно охарактеризовать как философское описание жизни и человеческих взаимоотношений. У поэта был свой собственный. .

Анализ стихотворения Заболоцкого «Когда вдали угаснет свет дневной…» На долю Николая Заболоцкого впало много испытаний, одним из которых стала тюрьма и последующая сибирская ссылка. Однако в 1946 году поэт вернулся в Москву, был восстановлен в Союзе писателей и. .

Анализ стихотворения Заболоцкого «Вечер на Оке» Пейзажная лирика Николая Заболоцкого довольно сложна для понимания, так как практически в каждом произведении содержится глубокий философский подтекст, который заставляет читателей переосмыслить привычные события и явления. К таким произведениям, в. .

Анализ стихотворения Заболоцкого «Прощание с друзьями» Во второй половине 1920-х годов в Ленинграде возникло объединение писателей и других культурных деятелей под названием ОБЭРИУ. У истоков его стояли Заболоцкий, Хармс, Введенский и Бахтерев. Представители группы ратовали за. .

Анализ стихотворения «Городские столбцы» Заболоцкого Н. А Сборник «Столбцы» включал два цикла: «Городские столбцы» и «Смешанные столбцы». Стихотворения первого цикла отражали картины окружающего мира, фантасмагорич-ные и отвратительные. Здесь в полной мере проявилась изобразительная сила таланта Заболоцкого. Созданный. .

Анализ стихотворения Заболоцкого «Некрасивая девочка» Вопрос о том, что представляет собой человеческая красота, является достаточно философским. Для кого-то первостепенное значение имеет внешность, другие же, наоборот, ценят душевные качества и поступки людей. Однако наш мир устроен. .

Анализ стихотворения Заболоцкого Н. А. «Гроза идет» Пейзажная лирика Н. А. Заболоцкого всегда философична по сути. Это же качество присуще в полной мере стихотворе­нию «Гроза идет». В образе грозы выражается мотив жизненных испытаний. Для создания чувства неотвратимости. .

Анализ стихотворения «Гроза идет» Заболоцкого Н. А «Гроза идет» Пейзажная лирика Н. А. Заболоцкого всегда философична но сути. Это же качество присуще в полной мере стихотворению «Гроза идет». В образе грозы выражается мотив жизненных испытаний. Для создания. .

Анализ стихотворения Заболоцкого «Старая актриса» Стихи Николая Заболоцкого наделены глубинным философским смыслом. Этот поэт умел не только подмечать наиболее важные моменты жизни, но и проводить параллели меду событиями и явлениями. Именно по этой причине над. .

Анализ стихотворения Заболоцкого «Воспоминание» В 1952 году Заболоцкому исполнилось 49 лет. Незадолго до юбилея он написал пронзительно искреннее стихотворение «Воспоминание», в котором перед читателями предстал его драматический автопортрет. Лирический герой произведения — человек, уставший. .

Анализ стихотворения Заболоцкого «Детство» Тема детства играла важную роль в творчестве Заболоцкого. Часто действующими лицами его стихотворений становились мальчики и девочки разных возрастов. Иногда встречаются новорожденные младенцы или даже эмбрионы. Со временем образ ребенка. .

Анализ стихотворения ЗАБОЛОЦКОГО «СЕНТЯБРЬ» АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ Н. ЗАБОЛОЦКОГО «СЕНТЯБРЬ». ВОСПРИЯТИЕ, ТОЛКОВАНИЕ, ОЦЕНКА Стихотворение «Сентябрь» было написано Н. Заболоцким в 1957 году. Оно относится к пейзажной лирике. В нем поэт признается в своей любви к. .

Анализ стихотворения Н. А. Заболоцкого Анализ стихотворения Н. А. Заболоцкого «Завещание» Стихотворение было написано в 1947 году. Как раз после возвращения из ссылки, в те времена существовал «сталинский режим». Заболоцкий показывает человека, борящегося с несправедливостью. .

Анализ стихотворения Заболоцкого «Встреча» Личная жизнь Николая Заболоцкого складывалась весьма непросто. Со своей супругой, Екатериной Клыковой, поэт познакомился в конце 20-х годов и очень красиво ухаживал за девушкой. В 1930 году пара зарегистрировала брак. .

Анализ стихотворения «Допустим ты свое уже оттопал» Заболоцкого Стихотворение «Допустим, ты свое уже оттопал.» состоит из четырех различных по объему строф. Оно посвящено тяжелому в психологическом отношении периоду в жизни человека, когда позади остались лучшие годы, а ему. .

Анализ стихотворения Н. А. Заболоцкого «О красоте человеческих лиц» Россия издавна славилась своими поэтами, настоящими мастерами слова. Имена Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Есенина и других не менее талантливых людей известны всему миру. Одним из мастеров слова, живших в двадцатом. .

Анализ стихотворения Заболоцкого «Гроза идет» Стихотворение «Гроза идет», написанное в 1957 году, относится к последнему этапу творчества Заболоцкого, когда он стал ближе к классическим традициям русской поэзии. В его произведениях того периода ощущается влияние сразу. .

Анализ стихотворения Н. А. Заболоцкого «Завещание» Стихотворение было написано в 1947 году. Как раз после возвращения из ссылки, в те времена существовал «сталинский режим». Заболоцкий показывает человека, борящегося с несправедливостью, но силы иссякли и продолжение своего. .

Анализ стихотворения Заболоцкого Н. А. «Когда на склоне лет иссякнет жизнь моя…» Н. А. Заболоцкий был сторонником натурфилософии. Согласно этому направлению философской мысли природа не разделяется на живую и неживую. В этой связи одинако­во значимыми в ней являются и растения, и животные. .

Стихотворения Заболоцкого о родной природе Стихотворения Заболоцкого о родной природе интересны прежде всего глубоко философским подходом к теме. Поэт не бездумно восторгается теми или иными деталями мира, он при­стально их исследует, увязывает так или иначе. .

Анализ стихотворения «Когда на склоне лет иссякнет жизнь моя» Заболоцкого Н. А. Заболоцкий был сторонником натурфилософии. Согласно этому направлению философской мысли природа не разделяется на живую и неживую. В этой связи одинаково значимыми в ней являются и растения, и животные. .

Анализ стихотворения «О красоте человеческих лиц» Заболоцкорго Н. А «О красоте человеческих лиц» В стихотворении «О красоте человеческих лиц» II. Л. Заболоцкий выступает мастером психологического портрета. Разные человеческие лица, описанные им в этом произведении, соответствуют различным типам характеров. Сквозь. .

Анализ стихотворения «Я не ищу гармонии в природе» Заболоцкого Н. А Стихотворение «Я не ищу гармонии в природе» носит программный характер, причем не только для послевоенного периода, но и для всего творчества Заболоцкого. Именно оно открывает раздел «Книга вторая. Стихотворения 1932-1958». .

Анализ элегии «Завещание» Заболоцкого Н. А В 1947 г. Заболоцкий пишет элегию «Завещание», развивая философскую тему довоенных стихотворений «Вчера, о смерти размышляя» и «Бессмертие». На смену некоторой отвлеченности поэтической мысли здесь приходит воспринятый сердцем и душой. .

Краткая хроника жизни и творчества Заболоцкого Н. А 1903 г., 24 апреля. В Казани в семье агронома А. А. Заболоцкого родился сын Николай. 1910 г. Семья переехала в село Сернур Уржумского уезда Вятской губернии. Николай сочинил первое стихотворение. .

Философские поэмы «Безумный волк», «Деревья» Н. Заболоцкого Поисками гармонии в природе и вообще в мироздании характеризовалась в 30-е гг. и поэзия Н. Заболоцкого. Гносеологические вопросы бытия в начале 30-х гг. Он осмысливает сквозь призму современной социальной проблематики. .

Строки стихотворений Заболоцкого Какого значение за­ключительной строфы из стихотворения «О красоте человече­ских лиц»: Поистине мир и велик и чудесен! Есть лица — подобья ликующих песен. Из этих, как песня, сияющих нот Составлена песня. .

Любимый уголок родной природы Самое красивое место на земле — это родной край. Сколько интересного здесь происходило, сколько приятных воспоминаний связано с этим местом! Здесь милый дом, в котором мама ждала из школы. Возвращаешься. .

Лирика Заболоцкого Первый сборник стихов Заболоцкого «Столбцы»; вышел в 1929 году. Его автор заявил себя мастером гротескной живописи, вирту­озно владеющим стихотворной техникой. Поэт весь свой гнев обру­шил на мир наглых и плотоядных. .

Волшебный скворец Василька Михайлов знал пословицу: весну на крыльях приносят скворцы. Но сколько не выглядел скворцов, их пока что не было видно. На дворе был март, но зима не собиралась казаться. Белели. .

Урок литературы в 6-м классе по теме “Н.А. Заболоцкий. Стихотворение «Журавли»”

Разделы: Литература

Цель урока: знакомство с творчеством Н.А.Заболоцкого, обучение элементам анализа стихотворения.

I. Вступительное слово учителя: Мы продолжаем знакомство с творчеством писателей и поэтов XX в. Сегодня первый урок по творчеству Н.А.Заболоцкого, на котором мы будем заниматься анализом стихотворения “Журавли”, следующий урок мы посвятим внеклассному чтению. В тетрадях запишем тему урока, а также предлагаю записать цель, которую вы ставите перед собой сегодня на уроке.

Обратите внимание на высказывания Заболоцкого. В чём их смысл?

(В первом автор говорит о ценности души, т.е. его творчество направлено на формирование нравственных качеств человеческой души, во втором он определяет основную тему творчества – жизнь природы, а в той цитате, которую мы взяли для обозначения темы урока, автор говорит о том, что он старается выразить мысль природы, следовательно, для него природа живая, раз она мыслит, а значит, чувствует, переживает).

II. Сведения из биографии (доклад одного-двух учеников).

Николай Алексеевич Заболоцкий родился в Казани в 1903 году. Когда мальчику исполнилось7 лет, семья переехала в село Сернур, а в 1913 году в город Уржум Вятской губернии.

Я воспитан природой суровой,
Мне довольно заметить у ног
Одуванчика шарик пуховый,
Подорожника твёрдый клинок.
Чем обычней простое растенье,
Тем живее волнует меня
Первых листьев его появленье
На рассвете весеннего дня.
В государстве ромашек, у края,
Где ручей, задыхаясь, поёт,
Пролежал бы всю ночь до утра я,
Запрокинув лицо в небосвод.

С ранних лет поэт полюбил природу, замечал её красоту. С семилетнего возраста начал писать стихи, а к 12 годам уже хорошо знал русскую литературу, особенно его привлекало творчество Пушкина, Тютчева, Баратынского.

Читайте также:  Анализ стихотворения Журавли Заболоцкого 8 класс

В 1920 г. окончил Уржумское реальное училище (сейчас в нём располагается гимназия). Он твёрдо решил посвятить жизнь писательскому делу.

Центральная тема творчества – взаимоотношения человека и природы.

Уступи мне, скворец, уголок,
Посели меня в старом скворечнике.
Отдаю тебе душу в залог
За твои голубые подснежники.
И свистит, и бормочет весна.
По колено затоплены тополи.
Пробуждаются клёны от сна,
Чтоб, как бабочки, листья захлопали.
Начинай серенаду, скворец!
Сквозь литавры и бубны истории
Ты – наш первый весенний певец
Из берёзовой консерватории.

Заболоцкий известен ещё и как переводчик. Он успешно переводил произведения грузинской литературы. Популярно его стихотворное переложение “Слова о полку Игореве”. Произведения Николая Заболоцкого отличаются лиричностью и образностью.

Жизнь Николая Алексеевича безвременно оборвалась 14 октября 1958 года.

Запишем в тетрадь: Николай Заболоцкий – известный поэт, переводчик. Одна из главных тем его творчества – взаимоотношения человека и природы.

III. Анализ стихотворения “Журавли”.

Учитель: “Стихотворение подобно человеку,- писал Заболоцкий,- у него есть лицо, ум и сердце. Если человек не дикарь и не глупец, его лицо всегда более или менее спокойно. Так же спокойно должно быть и лицо стихотворения. Умный читатель под покровом внешнего спокойствия отлично видит всё игралище ума и сердца. Я рассчитываю на умного читателя”. Сегодня мы должны внимательно всмотреться в лицо стихотворения “Журавли” и определить, какое оно?

Чтение стихотворения учителем.

Первое восприятие: Что вы почувствовали, слушая это стихотворение? Определите его тему.

В этом стихотворении есть сюжет. Автор нарисовал 7 картин. Попробуем выделить главную мысль каждой картины. Для этого разделимся на группы по 3-4 человека. Каждая группа возьмёт для анализа одну строфу. Вы должны в своей строфе найти главное слово, изобразительно – выразительные средства, которые помогают автору в раскрытии темы стихотворения.

Кроме этого я предлагаю вам вжиться в образы героев стихотворения: человека, который стрелял и вожака стаи. Какой вы? Черты вашего характера? Что вы чувствуете?

Слово первой группе: (чтение первой строфы) прочитав первую строфу, мы узнали, что журавли вылетели из Африки “к берегам отеческой земли”, то есть домой, туда, где жили их отцы. Автор использует метафору – “утопая в небе”. Она подчёркивает безграничную свободу этих птиц и простор, который их окружает.

Вторая группа: (чтение второй строфы) Главный герой второй строфы – вожак, который ведёт “свой немногочисленный народ”.

Как летят журавли? (Спокойно, величаво, красиво, организованно)

Что мы можем сказать об их состоянии? (Видимо, они испытывают радость и удовлетворение от полёта).

Здесь автор использует эпитеты: “серебряные крылья” и “немногочисленный народ”.

Почему “народ”? Ведь речь идёт о птицах? (Автор намеренно использует это слово, применяя приём очеловечивания природы, в данном случае, птиц).

Что вы представили, прочитав первые строки стихотворения? Какое настроение вызывает эта картина?

Итак, подведём итог работы с двумя первыми строфами: красивые, свободные, величественные птицы во главе с вожаком направляются “к берегам отеческой земли”, “в долину изобилья”.

Слово третьей группе: (чтение третьей строфы) Обратим внимание на эпитет, который характеризует озеро, и на эпитет, который характеризует дуло ружья:

Озеро – “прозрачное насквозь”
Дуло – “чёрное, зияющее”

Мы видим здесь противопоставление природы человеку.

Что такое это дуло? Образ чего? (Это воплощение смерти, трагедии).

Таким образом, светлая, радостная, даже торжественная картина полёта журавлей омрачена появлением чёрного зияющего дула, которое несёт смерть.

Учитель: Ребята, давайте здесь на минутку прервёмся и вспомним весну, солнце и косяки перелётных птиц, возвращающиеся в наши края. Когда я была в вашем возрасте, этих косяков было намного больше. Перелётные птицы в пути встречаются со многими опасностями, главная из которых – человек. Голодные птицы вынуждены делать посадки на поля и водоёмы. Этим пользуются люди, убивая их, беззащитных и уставших.

В стихотворении “Журавли” человек показан как враг птиц, враг природы.

Итак, слово следующей группе: (чтение четвёртой строфы) Это самый напряжённый момент стихотворения. Автор называет журавля “частица дивного величья”: дивное величье – это природа, а журавль – её частица, красивая, гордая, свободная птица, которую убил человек.

Автор делает читателя участником событий, употребляя местоимение “на нас”. Этим он достигает реальности, правдивости описанного. Мы ярко представляем картину, чувствуем вину перед природой за человека, который убил её частичку, чувствуем злость на убийцу.

Пятая группа: (чтение пятой строфы) строфа начинается с самых печальных в стихотворении строк: “Два крыла, как два огромных горя, обняли холодную волну…” Что может быть печальнее неподвижных крыльев птицы, ещё минуту назад летящей в синем небе?! Трагичность ситуации подчёркивает эпитет “холодную волну”.

А стая как отреагировала на гибель вожака? (Стая переживает, испытывает страх. Автор это показывает при помощи слов “рыданью горестному вторя” и “рванулись в вышину”. Журавли, конечно, не рыдали, но они, наверное, курлыкали, прощаясь с вожаком, испугавшись выстрела и смерти.)

А какое слово в этой строфе вы считаете главным? (Горе – горе стаи, потерявшей вожака, горе от того, что человек убил красивую птицу).

Обратите внимание, какой звук повторяется в этой строфе, чтобы подчеркнуть горе стаи? (Звук “р” повторяется во многих словах: “рыданью горестному вторя, журавли рванулись…”)

Повторение одного и того же звука в поэтической речи с целью усилить эмоциональное восприятие картины называется аллитерацией.

Слово шестой группе: (чтение шестой и седьмой строфы) в этой строфе противопоставлены мир человека и мир природы: на земле смерть, но природа вернёт птицам “гордый дух, высокое стремленье, волю непреклонную к борьбе”.

Где птицы находятся в безопасности? (“Только там”, то есть в небе, далеко от людей).

Человек убил частицу дивного величья, но гордый дух птиц убить невозможно. Стая птиц продолжает путь, рванувшись в вышину, чтобы спастись. Только частица “дивного величья” убита, но красота вечна. Несмотря на жестокость человека, птицы, преодолев эту трудность, преодолеют и другие. Конечно же, слова “гордый дух, высокое стремленье”, непреклонная воля к борьбе относятся не только к птицам, но к человеку, к читателю. Эти качества должны быть в людях, но, к сожалению, их не было у героя данного стихотворения, у убийцы вожака стаи журавлей.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что автор подчёркивает торжество жизни над смертью и вечность красоты.

Казалось бы, после таких важных слов стихотворение могло быть завершено, но тогда образ вожака остался бы незаконченным.

Слово седьмой группе: (чтение последней строфы) эти строки усиливают драматизм сюжета стихотворения. Автор использует такие слова, что, кажется, что погибла не птица, а человек. Используется метафора “в рубашке из металла”, которая подчёркивает весь ужас сюжета.

Какие согласные звуки повторяются в этой строфе? (З., р, л: “и заря над ним образовала золотого зарева пятно”).

Почему же зарево “золотое”? (Это цвет яркий, светлый, жизнерадостный, то есть стихотворение заканчивается всё-таки надеждой на лучшее, торжеством жизни над смертью).

Ребята, вы знаете, летающие птицы на самом деле очень лёгкие и не тонут в воде. После публикации стихотворения к Заболоцкому обратился один учёный-зоолог, который указал на эту неточность и попросил изменить строку, так как собирался включить его в научный сборник, посвящённый птицам.

Для сборника “День птиц. Стихи и проза о птицах” Заболоцкий изменил строку “погружался медленно на дно” на “уплывал, не падая на дно”, но в других изданиях строка осталась прежней. Почему? (Этой строкой, где показана мёртвая тонущая птица, усиливается трагичность и драматизм ситуации).

Автор нам хочет показать, что природа и мы – одно целое. Мы не можем жить без природы, и мы же жестоко губим её.

Запишем в тетрадь главную мысль стихотворения: стреляя в птицу, человек разрушает своё будущее, будущее своих детей. Такой человек – враг не только природе, но и другим людям, нам с вами.

Мы ответственны перед потомками за то, в каком мире им придётся жить, увидят ли они этих красивых, величественных птиц, которых так безжалостно и бессмысленно убивает наш современник.

А теперь послушаем тех ребят, которые пытались вжиться в образ вожака стаи и человека, стрелявшего в него.

Ребята сказали примерно следующее:

Вожак: “ Я – главный в стае, веду её на родину, туда, где тепло и много пищи. В пути нам трудно, мы боимся людей. В меня стреляет человек, мне очень больно и страшно. Я падаю в холодную воду. Я умираю”.

Человек, убивший птицу: “Охота – моё хобби. Я убиваю животных и птиц ради удовольствия. Так я провожу свободное время, отдыхаю. Я метко стреляю, сегодня у меня удачный день: я убил журавля. Я радуюсь, когда попадаю в цель”.

Какое чувство вызывает у нас этот охотник?

Он не чувствует ответственности за окружающую нас природу, мы его осуждаем.

Попробуем прочитать стихотворение так, чтобы передать всё то, о чём мы говорили сегодня на уроке.

На последнем форзаце учебника нам представлена репродукция картины Рылова “В голубом просторе”. Давайте посмотрим на журавлей, красивых, гордых и свободных птиц. Подходит ли эта картина к нашему стихотворению?

Итак, каково же лицо стихотворения “Журавли”? (Грустное, у него слёзы на глазах).

Для всех: определить стихотворный размер стихотворения.

На выбор:

  1. Выучить наизусть;
  2. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению;
  3. Сочинение-эссе на тему “Какой след оставило в моём сердце стихотворение “Журавли”?

V. Подведём итог урока.

Какое впечатление произвело на вас стихотворение?
Какой след оно оставило в вашем сердце?
О чём помогло задуматься?
Какое впечатление на вас произвёл урок?
Комфортно ли вы себя чувствовали сегодня на уроке?
Достигли ли вы цели, которая была вами поставлена?

Анализ стихотворения Уступи мне, скворец, уголок Заболоцкого

Уступи мне, скворец, уголок

Уступи мне, скворец, уголок,
Посели меня в старом скворешнике.
Отдаю тебе душу в залог
За твои голубые подснежники.

И свистит и бормочет весна.
По колено затоплены тополи.
Пробуждаются клены от сна,
Чтоб, как бабочки, листья захлопали.

И такой на полях кавардак,
И такая ручьев околесица,
Что попробуй, покинув чердак,
Сломя голову в рощу не броситься!

Начинай серенаду, скворец!
Сквозь литавры и бубны истории
Ты — наш первый весенний певец
Из березовой консерватории.

Открывай представленье, свистун!
Запрокинься головкою розовой,
Разрывая сияние струн
В самом горле у рощи березовой.

Я и сам бы стараться горазд,
Да шепнула мне бабочка-странница:
«Кто бывает весною горласт,
Тот без голоса к лету останется».

А весна хороша, хороша!
Охватило всю душу сиренями.
Поднимай же скворешню, душа,
Над твоими садами весенними.

Поселись на высоком шесте,
Полыхая по небу восторгами,
Прилепись паутинкой к звезде
Вместе с птичьими скороговорками.

Повернись к мирозданью лицом,
Голубые подснежники чествуя,
С потерявшим сознанье скворцом
По весенним полям путешествуя.

В 1946 году благодаря заступничеству Фадеева поэт Николай Заболоцкий вернулся из ссылки. Страдания семи долгих лагерных и ссыльных лет были наконец-то позади. Не было только крыши над головой. Писатель
В.П. Ильенков – человек отважного и великодушного характера – любезно предоставил Заболоцким свою дачу в Переделкине.
Николай Чуковский вспоминает: “березовая роща неизъяснимой прелести, полная птиц, подступала к самой даче Ильенкова”. Об этой березовой роще в 1946 году поэт напишет дважды:

Открывай представленье, свистун!
Запрокинься головкою розовой,
Разрывая сияние струн
В самом горле у рощи березовой.
(“Уступи мне, скворец, уголок”).

Многочисленные аллитерации (“Уступи мне, скворец, уголок, / Посели меня
в старом скворечнике. “), и повторы глаголов (“Уступи. “,
“Посели. “, “Начинай. “, “Открывай. “, “Запрокинься. “,
“Поднимай. “, “Поселись. “, “Прилепись. “, “Повернись. “),
рифмующихся по горизонтали и вертикали.

И не случайно на этом звуковом фоне в стихотворении “Уступи мне, скворец, уголок” возникает ряд “музыкальных метафор”: здесь и “серенада”, и “литавры”, и “бубны”, и “Березовая консерватория”, и “струны”.

Уступи мне, скворец, уголок,
Посели меня в старом скворечнике.
Отдаю тебе душу в залог
За твои голубые подснежники.
Повернись к мирозданью лицом,
Голубые подснежники чествуя,
С потерявшим сознанье скворцом
По весенним полям путешествую.

Интересное сравнение первоначального и окончательного вариантов шестой строфы в стихотворении “Уступи мне, скворец, уголок”, написанного в 1946 году. Сталин проживет еще около семи лет, и Заболоцкий (лагерные воспоминания держали поэта в состоянии вечного страха) исправит, по свидетельству его сына Никиты Николаевича, шестую строфу, “смягчив слишком автобиографическое ее звучание”. Первоначальный вариант строфы:

Я и сам бы стараться горазд,
Да облезли от холода перышки.
Если смолоду будешь горласт,
Перехватит дыхание в горлышке –

Преобразился (не став лучше!) таким образом:

Я и сам бы стараться горазд,
Да шепнула мне бабочка-странница:
“Кто бывает весною горласт,
Тот без голоса к лету останется”.

У Заболоцкого своя манера повествования, философский взгляд на мир, на окружающую природу. Он видит, как все на земле взаимосвязано и хрупко. Поэт сознает себя составной частью этого прекрасного и гармоничного мира. В сознании поэта природа и человек неразрывно связаны. Они дополняют друг друга, порой вступают в конфликт, но не могут существовать один без другого. Произведения Заболоцкого, посвященные природе, различаются по своим настроениям, чувствам. Постоянным остается лишь одно -сознание величия природы, ее необходимости для человека, который является ее сыном и в то же время ее творцом.
Стихотворения поэта заставляют и нас задуматься, иначе взглянуть на окружающий мир.

Николай Заболоцкий: уступи мне, скворец, уголок.
“Стихи о любви и стихи про любовь” – Любовная лирика русских поэтов & Антология русский поэзии. © Copyright Пётр Соловьёв

Ссылка на основную публикацию