Анализ стихотворения Заболоцкого Гроза идет

Художественный анализ стихотворения Заболоцкого «Гроза идет»

Поэт мысли, философских раздумий, тонкий лирик — таким он вошел в русскую поэзию XX века Николай Заболоцкий. В его жизни было многое: учеба на историко-филологическом факультете Московского университета, переписка с К. Циолковским, арест и ссылка, но главное, в его жизни всегда была поэзия. Поэзия, в которой Заболоцкий отстаивал красоту человека и природы.

Стихотворение «Гроза идет», написанное в 1957 году, относится к последнему периоду творчества поэта, который исследователи называли «классическим». В стихах, созданных в это время, весьма ощутима традиция А. Пушкина, Е. Баратынского и особенно Ф. Тютчева.

Однако Заболоцкий не повторяет готовые поэтические системы великих предшественников, а раскрывает в них новые возможности:

Движется нахмуренная туча,
Обложив полнеба вдалеке,
Движется, огромна и тягуча,
С фонарем в приподнятой руке.

Конечно же, для Тютчева был невозможен образ тучи с фонарем в руке. Чтобы создать его, надо было пройти через метафорические поиски поэзии XX века. В стихотворении сохранен тютчевский параллелизм проходящих через все стихотворение описаний природы и душевной жизни, мыслей лирического героя. Говоря о молчании, поэт признается:

Сколько раз она меня ловила,
Сколько раз, сверкая серебром,
Сломанными молниями била,
Каменный выкатывала гром.

Лирический герой не только эмоционально воспринимает природное явление, в данном случае грозу, не только соотносит его со своими душевными переживаниями, он по-тютчевски разрушает грань между человеком и природой. И это приводит к таким смелым и неожиданным ассоциациям:

Сколько раз, ее увидев в поле,
Замедлял я робкие шаги
И стоял, сливаясь поневоле
С белым блеском вольтовой дуги.

И сразу же поэт переносит наше внимание на дерево, расщепленное молнией. Для классической поэзии этот образ достаточно традиционен, но Заболоцкий и здесь находит свое осмысление. Сожженное дерево становится опорой небосклону:

Вот он — кедр у нашего балкона,
Надвое громами расщеплен,
Он стоит, и мертвая корона
Подпирает темный небосклон.

Эта стойкость «мертвого» дерева сродни судьбе лирического героя, страдавшего, познавшего горе и радость, любовь и ненависть, но не сломившегося.
Перед нами три стадии сопоставления чувств лирического героя с расколотым деревом.
Вначале дерево, поддерживая человека, сообщает ему жизнь:

Иглы почерневшие с вершины
Осыпают звездами меня.

Затем оказывается, что судьба лирического героя тяжелее «раны от огня», нанесенной кедру:

Пой мне песню, дерево печали!
Я, как ты, ворвался в высоту,
Но меня лишь молнии встречали
И огнем сжигали на лету.

А в финале стихотворения уже утверждается величие человека, его неукротимая жажда жить, любить, творить:

Почему же, надвое расколот,
Я, как ты, не умер у крыльца,
И в душе все тот же лютый голод,
И любовь, и песни до конца!

Таким образом, стихотворение «Гроза идет» — не просто пейзажная зарисовка. Мне кажется, что перед нами яркий образец лирики философской. Заболоцкий обращается к темам жизни и смерти, смысла бытия человека.

В стихотворении даны реальные детали пейзажа: обложенное тучами небо, расщепленное молнией дерево. Но философичность этого произведения неизбежно приводит к усилению его метафоричности: «сверкая серебром», «нахмуренная туча». Здесь природа не противостоит человеку, как это было в ранней лирике Заболоцкого. Она выступает заодно с ним, оттеняет его душевное состояние, его веру в победу жизни над смертью.

Многочисленные олицетворения, встречающиеся в этом стихотворении, свидетельствуют не только об уподоблении природы человеку. В них заложен более глубокий символический смысл: вслед за Тютчевым Заболоцкий увидел в природе настоящую жизнь. Поэтому туча способна «ловить», «бить», а «живое сердце» дерева «осыпать звездами». Барьеры между миром человека и миром природы разрушены: природа страдает и живет подобно человеку, а человек, подобно явлению природы, испытывает такие же чувства.

Однако в стихотворении «Гроза идет» существует и иной мотив: человек может вынести гораздо больше испытаний, но не согнуться и не умереть. Пейзажная лирика Заболоцкого никогда не была просто описательной. Его лирический герой не только эмоционально воспринимает природу, но и стремится осмыслить ее жизнь, тесно связанную с жизнью человека.

Пейзажная лирика Заболоцкого

Пройдя сложный жизненный и поэтический путь, Николай Заболоцкий пришел к классической ясности философской лирики. Это и является свидетельством неувядаемой силы его поэзии.

Тема грозы часто встречается в творчестве Заболоцкого. Каждый поэт ищет свои аллегории. У Пушкина потомки ассоциируются с молодыми побегами сосен: “Здравствуй, племя младое, незнакомое”. Тютчев свою тревогу передает через описание волнения морского: “Зыбь ты великая, зыбь ты морская, чей это праздник так празднуешь ты. ” Есенин воспринимает старую деревню через избу: “Изба-старуха челюстью порога жует пахучий мякиш тишины”.

У Заболоцкого гроза не простая. Она, как жизнь, ловит его и бьет:
Сколько раз она меня ловила,
Сколько раз, сверкая серебром,
Сломанными молниями била,
Каменный выкатывала гром!

Не всегда поэт уверенно вступает в схватку с невзгодами. Иногда неуверенность вынуждает его остановиться, оглянуться: “Сколько раз, ее увидев в поле, замедлял я робкие шаги. ” Но и остановки не спасают дерзкого поэта от политических репрессий. Тут он сравнивает себя с могучим кедром: “Вот он — кедр у нашего балкона. Надвое громами расщеплен. ” Но если дерево уже мертво, то человек способен на борьбу: “Почему же, надвое расколот, я, как ты, не умер у крыльца, и в душе все тот же лютый голод, и любовь, и песни до конца!”

Ответ на этот вопрос есть у Пушкина:
И Бога глас ко мне воззвал:
“Восстань, пророк, и вождь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей”.

Может ли поэт стать пророком, обладая, кроме поэтического таланта, только знанием и мудростью? Нет, ибо трепетное человеческое сердце способно подвергаться сомнению, оно может сжиматься от страха или боли и тем самым помешать человеку выполнить великую и благородную миссию. Поэтому серафим совершает последнее и самое жестокое действие, вложив в рассеченную грудь поэта “угль, пылающий огнем”. Символично, что только теперь пророк слышит глас Всевышнего, дающего ему цель и смысл жизни.

Пушкин подробно и детально останавливается на том, как происходит перерождение героя в пророка, какой жестокой ценой он приобретает качества, необходимые истинному поэту. Он должен видеть и слышать то, что недоступно зрению и слуху обыкновенных людей.
У Заболоцкого функции серафима выполняет гроза, которая в процессе всего творчества, стремления поэта ввысь (“Я, как ты, ворвался в высоту, но меня лишь молнии встречали и огнем сжигали на лету”) пытала его и терзала, и в конечном итоге закалила, как закаливают сталь. Не зря же Заболоцкий уверен, что:

Соединив безумие с умом,
Среди пустынных смыслов мы построим дом
Училище миров, неведомых доселе.

Поэзия есть мысль, устроенная в теле. А как же иначе! Ведь в его “душе все тот же лютый голод, и любовь, и песни до конца!”.

Следующее сочинение из данной рубрики: Творчество Н. Заболоцкого

Н.А. Заболоцкий. Личность поэта. Знакомство с лирикой. Анализ стихотворения “Гроза идет”, 11-й класс

Разделы: Литература

Класс: 11

Цель: Познакомиться с поэтом Н. А. Заболоцким и его творчеством.

Задачи:

  1. Дать представление о Н.А. Заболоцком как человеке и поэте, познакомиться с лирикой через стихотворение “Гроза идёт”;
  2. Учить чувствовать загадку поэтического текста, уметь понять её;
  3. Воспитывать любовь к великому искусству слова;

Словарная работа: поэтический авангард, группа ОБЭРИ, поэт-натурфилософ, звукопись, аллитерация, ассонанс, вольтовая дуга.

Оборудование: портрет Н. А. Заболоцкого, фотография памятника, репродукция картины М. Н. Воробьёва, выставка книг, текст стихотворения “Гроза идёт”, электрическая лампочка.

Ход урока

Нет в мире ничего прекрасней бытия.

I. Подготовка к восприятию стихотворения

а) Слово учителя: “Моя жизнь навсегда связана с искусством. Я отрёкся от житейского благополучия, от общественного положения, отрёкся от своей семьи для искусства. Вне его я ничто”. Так писал Николай Алексеевич Заболоцкий в письме к своей будущей жене в конце 1928 года; после долгих и мучительных поисков почувствовал себя уверенно в поэзии и готовил к печати свою первую книгу “Столбцы”. Преданность своему делу, поэзии была характерной чертой поэта.

Блок чёрного камня (показ фотографии!) венчает его могилу. На камне рисунок: пернатое существо, падающее в волны. Ломаные линии камыша, крыльев, шеи. Это вожак стаи из его стихотворения (уже знакомого вам!) “Журавли”. Опрокинутое в бездну небесное создание, не утратившее и в последний миг своего “дивного величия”. Геометрическая фигура символизирует его жизнь, обречённую трагедией.

А каким Н.А. Заболоцкий был в жизни?

б) Сообщение 1-го ученика: родился Н.А.Заболоцкий в Вятской губернии в семье крестьянина. Физическое здоровье передалось по наследству. Отец-агроном любил размышлять о загадочных вопросах бытия. Эта любовь к вечности и бесконечности перешла к сыну. Заболоцкий был сдержанным, порядочным, собранным, несуетным, целеустремлённым человеком, даже гулять не любил без цели. Прожил трудную жизнь, 8 лет из которой пробыл в лагерях, во время пыток никого не предал, не оговорил. Допросы закончились психбольницей. Жизнь—инфарктом.

в) Сообщение 2-го ученика: литературное наследие Заболоцкого невелико, но за каждой его строкой образ сдержанного, не терпящего никакой позы, требовательного к себе, верного своим убеждениям, немного иронического, проникновенного человека. Его творчество – связующее звено между эпохой поэтического авангарда 20-30-х годов и поэзией второй половины ХХ века. Начинавший как один из знаменитейших представителей группы ОБЭРИу, плечом к плечу с такими мастерами художественного эксперимента, как Д. Хармс, Н. Олейников, А. Введенский и другие, Заболоцкий вошёл в литературу 50-х годов уже как поэт-натурфилософ, отливший в классически строгие формы неторопливые медитации о сущности человека и его взаимосвязи с окружающим миром.

II. Первичное восприятие стихотворения

а) Чтение учителем для того, чтобы дети не только следили (текст есть у каждого) и слушали, а услышали завораживающую интонацию стихотворения, почувствовали загадку текста.

Движется нахмуренная туча,
Обложив полнеба вдалеке,
Движется, огромна и тягуча,
С фонарём в приподнятой руке.

Сколько раз она меня ловила,
Сколько раз, сверкая серебром,
Сломанными молниями била,
Каменный выкатывала гром!

Сколько раз, её увидев в поле,
Замедлял я робкие шаги
И стоял, сливаясь поневоле
С белым блеском вольтовой дуги!

Вот он – кедр у нашего балкона.
Надвое громами расщеплён,
Он стоит, и мёртвая корона
Подпирает тёмный небосклон.

Сквозь живое сердце древесины
Пролегает рана от огня,
Иглы, почерневшие с вершины,
Осыпают звёздами меня.

Пой мне песню, дерево печали!
Я, как ты, ворвался в высоту,
Но меня лишь молнии встречали
И огнём сжигали на лету.

Почему же надвое расколот,
Я, как ты, не умер у крыльца,
И в душе всё тот же лютый голод,
И любовь, и песня до конца!

III. Проверка первичного восприятия

– Понравилось ли вам стихотворение?

– Кого вы увидели? Что?

– Можно ли подобрать к стихотворению музыку? Какую?

– Каким краскам отдаёт предпочтение автор?

– Не хочется ли вам его нарисовать?

– Что бы вы изобразили?

б) Обращение к полотну М.Н. Воробьёва “Дуб, раздробленный молнией”.

Учитель: Восприятие мира и природы как бесконечного процесса становления и разрушения было характерно для произведений художников-романтиков. В одной из картин М.Н. Воробьёва, посвятившее своё творчество поэтическому городскому пейзажу, эта тенденция романтического искусства нашла особенно яркое воплощение. Живописец представил на холсте не гармонический, спокойный и упорядоченный мир, а мир непредсказуемый и неподвластный.

Основанием для написания картины стала внезапная смерть жены, ставшая тяжёлым испытанием для художника. На время он и вовсе оставил живопись. Не лишённый музыкального дарования, художник, сидя в своей мастерской, часами играл на скрипке. Однажды он стал свидетелем сильной грозы, когда страшные порывы ветра срывали крыши и ломали деревья.

Гроза не пощадила и дуб, посаженный во дворе Академии художеств ещё во времена Екатерины II. На глазах у художника сильный порыв ветра сломал одну из самых больших ветвей дерева, которая с гулким грохотом рухнула на землю. Воробьёв мастерски запечатлел на своём полотне вспышку молнии и сильнейший порыв ветра, выгибающий могучие ветви дерева и срывающий пенистые буруны с поверхности воды.

Драматизм полотна усиливается бросающейся в пучину вод женской фигурой, которая едва заметна. Художник здесь прибегнул к аллегории—изобразить отвлечённую идею или явление действительности в форме конкретного образа, выполняющей роль метафорического приёма.

IV. Постановка учебной задачи: аналитическое чтение стихотворения.

Мини-задачи: анализ должен показать, как глубоко дети понимают стихотворение, идею, чувства, образы; как они создаются; какими средствами; рассмотреть название; рассмотреть композицию. Понять художественный мир; выяснить, есть ли сюжет; выяснить, что на первом плане: события или переживания героя. Отметить, как представлено время и пространство; увидеть особенности словоупотребления, синтаксиса, звучания; понять метрику, ритм, строфу, рифму, ассонанс, аллитерацию. Вписать стихотворение в контекст творческого пути поэта, направления, эпохи.

V. Прочтите 1-е четверостишие (строфу) Намечена ли в нём тема? Да. Это видно из названия. Тема в том, что гроза идёт. Как идёт? Движется, Слово повторяется дважды. Движется через тучу, молнии и гром. Туча нахмуренная, значит, грозная, тёмная, чем-то, наверное, обиженная; тянучая, значит, вязкая, противная, всё поглощающая; да ещё и огромная – полнеба захватила. Молнии-вспышки сравниваются с фонарём в приподнятой руке. Приставка “при” даёт понять, что вспышки низки, молнии близки. Они могут в любой момент ударить, даже убить. Очень яркие эпитеты. И всё это в одном предложении, которое осложнено деепричастным оборотом и однородными членами. Герой только туча. Движение есть, но оно медленное пока. Есть ли конкретные предметы? – Да: туча, фонарь, рука. Что они изображают?- Туча-признак грозы. Есть ли игра света?- Есть. Туча нахмуренная и фонарь. А есть ли аллитерация, ассонанс (вспомните, что это?) – Да! ОбЛожив поЛнеба вдаЛеке и с фонаРём в пРиподнятой Руке. Мы видим яркий контраст плавных и нежных (л), режущих и резких (р) Это аллитерация. Быть ли беде. Но ритм спокойный. Рифма перекрёстная по 10 и 9 гласных; 5 и 4 стоп.

Читайте также:  Анализ стихотворения Завещание Заболоцкий

VI. Рассмотрим 2-е четверостишие. О чём оно нам говорит?- Гроза пришла! Пришла беда! Сверкают молнии, бьют, гром каменный гремит, кого-то ловит. Кого?- Появляется некто он – лирический герой. Его-то молнии ловят и бьют, а мы знаем, что его арестовали, он был в лагере и работал чертёжником. Не здесь ли можно упомянуть колесницу, якобы извергающую гром и молнию всемогущего Бога, а в настоящей жизни – Сталина? Какой яркий приём здесь использован? – Эпитет – сломанные молнии – в действительности молнии такие и есть (можно нарисовать в тетради, пользуясь картиной Воробьёва) Света здесь больше – сверкают; серебром – тоже серебристый металл. Наблюдается тот же яркий контраст (л) и (р) Модальная частица “сколько”, повторяющаяся два раза, усиливает напряжение, и мы ждём, а что же будет дальше? И предложение восклицательное.

Музыка. П. И. Чайковский “Времена года. Лето”

VII. Так как 3-е четверостишие тоже начинается с этой частицы “сколько”, напряжение достигло предела. Герою робко, но страха нет, он просто сливался поневоле – сказался опыт жестоких испытаний. Тень исчезла совсем – всё в белом блеске вольтовой дуги (попросить объяснить про дугу в электрической лампочке, что такое вольт, они физику изучают) А предложение опять восклицательное. Но движение замедленное – любой школьник пояснит, что в грозу быстро передвигаться нельзя, поэтому – замедлял – робкие – шаги – сливаясь -остановка движения.

VIII. Что мы видим далее? – Гроза прошла. Она быстротечна. Но что после неё? Рассматриваем 2-ю часть стихотворения. Что видим?- Выступает ещё один конкретный предмет-КЕДР. Но он расколот надвое, точнее расщеплён. Он пока стоит, но корона его (ветви) мертва. Нутро дерева древесина – это сердце – оно ранено огнём; иглы обгорели, они ещё тлеют и сыплют искрами-звёздами. Краски автор смешивает, подчёркивая, что натворила гроза. Светлый цвет для Заболоцкого (да и других поэтов) означает внутреннюю чистоту, ясность помыслов, открытость души, поэтому. Как ни страшна гроза, яркие цвета в стихотворении преобладают. Обратимся к воспоминаниям В. А. Каверина (у каждого есть): “Он был непроницаемым. От него веяло какой- то особенной чистотой и благородством. Была в нём даже некоторая важность . ”

IX. Об этой важности он и говорит далее, сравнивая себя с кедром не только по высоте, но и по значимости поэзии (он не только писал стихи, но и занимался переводами – “ Витязь в тигровой шкуре”, “ Слово о полку Игореве”-), просит петь песню. Ведь при жизни его (Н.А.Заболоцкого) много ругали: подражал Маяковскому, Блоку, Есенину; за книгу “Столбцы” (сатира на быт); за “Вторую книгу”, (за вечные вопросы бытия) Потом арест – в марте 1938 года, 10 лет молчания. Это и есть молнии, которые его сжигали на лету, не давая вырасти, опериться. Он говорит: “Я не умер”.

ВЫВОД: “Всегда откровенно прямой, он никогда не кривил душой, не писал о том, в чём сам не был убеждён. Он был сдержан, молчалив. Всё, что он делал, было проникнуто глубоким достоинством поэта . Его стихи-стихи против подлости, против косности в быту и сознании . Поэзия его поучительна, потому что она основана ·на требованиях высокого разума. И в этой поучительности отчётливо видны классические традиции русской литературы”, – пишет в воспоминаниях В. А. Каверин.

ОБОБЩЕНИЕ: Так чему же нас учит стихотворение Н.А.Заболоцкого? Какое создаёт настроение? Как соединяются в стихотворении аллегорические и конкретные образы? О ком больше говорится в стихотворении – о грозе или о людях? Докажите примерами. Есть ли в стихотворении элементы описательности? Определите роль эпитетов . и других фигур?

Домашнее задание:

1) Проанализировать любое понравившееся стихотворение Н.А. Заболоцкого.

Анализ стихотворения Заболоцкого Гроза идет

Поэт мысли, философских раздумий, тонкий лирик — таким он вошел в русскую поэзию XX века Николай Заболоцкий. В его жизни было многое: учеба на историко-филологическом факультете Московского университета, переписка с К. Циолковским, арест и ссылка, но главное, в его жизни всегда была поэзия. Поэзия, в которой Заболоцкий отстаивал красоту человека и природы.

Стихотворение «Гроза идет», написанное в 1957 году, относится к последнему периоду творчества поэта, который исследователи называли «классическим». В стихах, созданных в это время, весьма ощутима традиция А. Пушкина, Е. Баратынского и особенно Ф. Тютчева.

Однако Заболоцкий не повторяет готовые поэтические системы великих предшественников, а раскрывает в них новые возможности:

Движется нахмуренная туча,
Обложив полнеба вдалеке,
Движется, огромна и тягуча,
С фонарем в приподнятой руке.

Конечно же, для Тютчева был невозможен образ тучи с фонарем в руке. Чтобы создать его, надо было пройти через метафорические поиски поэзии XX века. В стихотворении сохранен тютчевский параллелизм проходящих через все стихотворение описаний природы и душевной жизни, мыслей лирического героя. Говоря о молчании, поэт признается:

Сколько раз она меня ловила,
Сколько раз, сверкая серебром,
Сломанными молниями била,
Каменный выкатывала гром.

Лирический герой не только эмоционально воспринимает природное явление, в данном случае грозу, не только соотносит его со своими душевными переживаниями, он по-тютчевски разрушает грань между человеком и природой. И это приводит к таким смелым и неожиданным ассоциациям:

Сколько раз, ее увидев в поле,
Замедлял я робкие шаги
И стоял, сливаясь поневоле
С белым блеском вольтовой дуги.

И сразу же поэт переносит наше внимание на дерево, расщепленное молнией. Для классической поэзии этот образ достаточно традиционен, но Заболоцкий и здесь находит свое осмысление. Сожженное дерево становится опорой небосклону:

Вот он — кедр у нашего балкона,
Надвое громами расщеплен,
Он стоит, и мертвая корона
Подпирает темный небосклон.

Эта стойкость «мертвого» дерева сродни судьбе лирического героя, страдавшего, познавшего горе и радость, любовь и ненависть, но не сломившегося.
Перед нами три стадии сопоставления чувств лирического героя с расколотым деревом.
Вначале дерево, поддерживая человека, сообщает ему жизнь:

Иглы почерневшие с вершины
Осыпают звездами меня.

Затем оказывается, что судьба лирического героя тяжелее «раны от огня», нанесенной кедру:

Пой мне песню, дерево печали!
Я, как ты, ворвался в высоту,
Но меня лишь молнии встречали
И огнем сжигали на лету.

А в финале стихотворения уже утверждается величие человека, его неукротимая жажда жить, любить, творить:

Почему же, надвое расколот,
Я, как ты, не умер у крыльца,
И в душе все тот же лютый голод,
И любовь, и песни до конца!
Таким образом, стихотворение «Гроза идет» — не просто пейзажная зарисовка. Мне кажется, что перед нами яркий образец лирики философской. Заболоцкий обращается к темам жизни и смерти, смысла бытия человека.

В стихотворении даны реальные детали пейзажа: обложенное тучами небо, расщепленное молнией дерево. Но философичность этого произведения неизбежно приводит к усилению его метафоричности: «сверкая серебром», «нахмуренная туча». Здесь природа не противостоит человеку, как это было в ранней лирике Заболоцкого. Она выступает заодно с ним, оттеняет его душевное состояние, его веру в победу жизни над смертью.

Многочисленные олицетворения, встречающиеся в этом стихотворении, свидетельствуют не только об уподоблении природы человеку. В них заложен более глубокий символический смысл: вслед за Тютчевым Заболоцкий увидел в природе настоящую жизнь. Поэтому туча способна «ловить», «бить», а «живое сердце» дерева «осыпать звездами». Барьеры между миром человека и миром природы разрушены: природа страдает и живет подобно человеку, а человек, подобно явлению природы, испытывает такие же чувства.

Однако в стихотворении «Гроза идет» существует и иной мотив: человек может вынести гораздо больше испытаний, но не согнуться и не умереть. Пейзажная лирика Заболоцкого никогда не была просто описательной. Его лирический герой не только эмоционально воспринимает природу, но и стремится осмыслить ее жизнь, тесно связанную с жизнью человека.

Анализ стихотворения Заболоцкого Гроза идет

Cочинение «Анализ стихотворения “Гроза идет” Заболоцкого»

Пейзажная лирика Н.А. Заболоцкого всегда философична но сути. Это же качество присуще в полной мере стихотворению «Гроза идет».

В образе грозы выражается мотив жизненных испытаний. Для создания чувства неотвратимости этих препятствий Н.А. Заболоцкий использует анафорические повторы («Движется. », «Сколько раз. »), инверсию («Туча. движется, огромна и тягуча, с фонарем в приподнятой руке»).

Основным изобразительно-выразительным средством в стихотворении является олицетворение. Это соответствует натурфилософской позиции, которую занимал Н.А. Заболоцкий. Природа для автора произведения — живое существо. В первой строфе стихотворения туча напоминает злую ведьму из волшебной сказки. Она приближается к лирическому герою с фонарем в приподнятой руке как колдунья, способная нанести непоправимый вред.

Во второй строфе разговор о враждебной силе надвигающейся тучи конкретизируется. Лирический герой вспоминает о том, что уже не раз становится жертвой разбушевавшейся стихии. Однако грозная туча в своей воинствующей позе все же прекрасна: «Она сверкала серебром» (художественный эффект найденного образа подчеркивает аллитерация «с»).

Туча «каменный выкатывала гром» (звуковое удвоение «ка» в ударных слогах также способствует созданию выразительности образа).

Н.А. Заболоцкий — мастер словесного рисования. Высокой степенью художественной выразительности обладает образ «сломанных молний». Эпитет «сломанный» метко отражает причудливые зигзагообразные траектории, по которым электрический разряд уходит в землю.

Могущественную силу грозы показывает отношение к ней лирического героя, который, увидев ее, «замедлял робкие шаги И стоял, сливаясь поневоле С белым блеском вольтовой дуги!». Даже название физического явления под пером Н.А. Заболоцкого превращается в поэтичный художественный образ.

Дополнительный эффект в стихотворении производят восклицательные предложения, выражая эмоциональное чувство не столько страха, сколько восхищения.

В четвертой строфе центральным образом становится образ кедра, пострадавшего от грозы. Кедр персонифицируется, наделяется живым сердцем. Даже расщипленный надвое и почерневший, он все равно выглядит величественным: «Он стоит, и мертвая корона Подпирает темный небосклон».

В двух последних строфах лирический герой сравнивает себя с этим «деревом печали». В этом стихотворении судьба лирического героя легко проецируется на жизнь самого автора, который, едва успев пробиться к славе, получить литературную известность («ворваться в высоту»), был репрессирован, но не очерствел душой и не перестал писать стихи.

Похожие сочинения

В.М. – мой любимый поэт. Конечно, в наши дни отношение к нему изменилось. Многие мои сверстники думают, что, кроме стихов о Ленине и партии, поэт ничего не писал. Но это совсем не так. Да, В.М. во имя революции наступал на «горло собственной песне». смотреть целиком

Стихотворение-крик души поэта. Оно начинается просьбой, обращенной к людям: «Послушайте!» Таким восклицанием каждый из нас очень часто прерывает свою речь, надеясь быть услышанным и понятым. Лирический герой стихотворения не просто произносит, а, я. смотреть целиком

В этом стихотворении можно выделить две части: первая (3 четверостишия) внешне спокойная, во второй происходят сражения, льётся кровь. В первой части время течёт лениво, медленно, как река. Но вызов брошен, и войско отправляется в путь. Пока ещё всё. смотреть целиком

Стихотворение “…Вновь я посетил…” написано Пушкиным в 1835 году, в селе Михайловском в тяжёлое для него время. Назрел конфликт с великосветским обществом, которое не могло простить Пушкину его духовного превосходства. Хозяйство разваливается, растут. смотреть целиком

Тридцатые годы 19 века – время решения сложных социальных и философских проблем, время глубоких раздумий над смыслом жизни, над местом человека в мире и обществе. Поэзия Лермонтова стала художественным отражением этих раздумий. Название “Дума”. смотреть целиком

При прочтении стихотворения «Ушла. Но гиацинты жда­ли…» возникает ощущение скрытой угрозы и безвольности по­эта, отдающегося порождению тёмных миров, выпивающих жизнь. Поэт словно бьётся в паутине, пленённый земными отра­жениями дьявольских соблазнов. смотреть целиком

Стихотворение А.А. Блока «Осенняя воля» навеяно лермонтовским произведением «Выхожу один я на дорогу…». Образ пути, дороги нужно понимать здесь в широком фило­софском аспекте. Лирический герой предстает здесь в образе странника, бредущего по дорогам. смотреть целиком

Анализ стихотворения Заболоцкого Н.А. «Гроза идет»

«Гроза идет»

Пейзажная лирика Н.А. Заболоцкого всегда философична по сути. Это же качество присуще в полной мере стихотворе­нию «Гроза идет».

В образе грозы выражается мотив жизненных испытаний. Для создания чувства неотвратимости этих препятствий Н.А. Заболоцкий использует анафорические повторы («Движет­ся…», «Сколько раз…»), инверсию («Туча… движется, ог­ромна и тягуча, с фонарем в приподнятой руке»).

Основным изобразительно-выразительным средством в стихотворении является олицетворение. Это соответствует на­турфилософской позиции, которую занимал Н.А. Заболоцкий. Природа для автора произведения — живое существо. В пер­вой строфе стихотворения туча напоминает злую ведьму из волшебной сказки. Она приближается к лирическому герою с фонарем в приподнятой руке как колдунья, способная нанести непоправимый вред.

Во второй строфе разговор о враждебной силе надвигаю­щейся тучи конкретизируется. Лирический герой вспоминает о том, что уже не раз становится жертвой разбушевавшейся стихии. Однако грозная туча в своей воинствующей позе все же прекрасна: «Она сверкала серебром» (художественный эф­фект найденного образа подчеркивает аллитерация «с»).

Туча «каменный выкатывала гром» (звуковое удвоение «ка» в ударных слогах также способствует созданию вырази­тельности образа).

Читайте также:  Анализ стихотворения Заболоцкого О красоте человеческих лиц

Н.А. Заболоцкий — мастер словесного рисования. Высо­кой степенью художественной выразительности обладает об­раз «сломанных молний». Эпитет «сломанный» метко отража­ет причудливые зигзагообразные траектории, по которым электрический разряд уходит в землю.

Могущественную силу грозы показывает отношение к ней лирического героя, который, увидев ее, «замедлял робкие ша­ги И стоял, сливаясь поневоле С белым блеском вольтовой ду­ги!». Даже название физического явления под пером Н.А. За­болоцкого превращается в поэтичный художественный образ.

Дополнительный эффект в стихотворении производят вос­клицательные предложения, выражая эмоциональное чувство не столько страха, сколько восхищения.

В четвертой строфе центральным образом становится об­раз кедра, пострадавшего от грозы. Кедр персонифицируется, наделяется живым сердцем. Даже расщипленный надвое и по­черневший, он все равно выглядит величественным: «Он сто­ит, и мертвая корона Подпирает темный небосклон».

В двух последних строфах лирический герой сравнивает себя с этим «деревом печали». В этом стихотворении судьба лирического героя легко проецируется на жизнь самого авто­ра, который, едва успев пробиться к славе, получить литера­турную известность («ворваться в высоту»), был репрессиро­ван, но не очерствел душой и не перестал писать стихи.

На этой странице искали :
  • анализ стихотворения заболоцкого гроза
  • Заболоцкий Гроза анализ
  • анализ стихотворения Заболоцкого Гроза идёт
  • заболоцкий гроза идёт анализ
  • анализ стихотворения гроза идёт

Анализ стихотворения Н.Заболоцкого «Гроза идет»

Никакие беды и испытания не смогли победить любовь к жизни и жажду творчества у поэта Н.А.Заболоцкого. В 1938 г. он был арестован за «антисоветские произведения», с подорванным здоровьем вышел из лагеря лишь в 1944 г. Написанное в 1957 г. стихотворение «Гроза идет» тесно связано с биографией поэта, его нелегкой судьбой.

В основе произведения – картины надвигающейся грозы, образы кедра и лирического героя, близкого самому автору. Стихотворение представляет собой не только пейзажную зарисовку. Природа была очень близка поэту, в ней он видел настоящую жизнь, поэтому данное произведение можно отнести к философской лирике Заболоцкого.

Стихотворение начинается с эпической картины: приближается гроза, которая вызывает у нас ощущение опасности, беды. Настроение тревоги подчеркивается эпитетом «нахмуренная туча», а анафорический повтор «движется» указывает на неотвратимость этого события.

Поэт нарисовал образ тучи, которая напоминает нам живое могучее существо. Неоднократно она «молниями била»: жизненные грозы настигали лирического героя. Но он преодолел страх, не сломался и выдержал, став победителем.

Мужество самого поэта Н.А.Заболоцкого выражено в образах кедра и лирического героя. Кедр «надвое громами расщеплен», героя стихотворения «молнии … огнем сжигали на лету». Несмотря на смертельную рану, дерево держится, подпирает небеса своей «мертвой короной». Встретив «в высоте» молнии, вдохновленный его стойкостью лирический герой «не умер у крыльца», как кедр. Он по-прежнему испытывает страстное желание творить, каким бы глубоким не оставался след от душевных ран.

Жизнь природы у поэта уподобляется жизни людей. Не случайно в стихотворении много олицетворений. Туча «ловила, била, выкатывала гром», молнии «сжигали огнем», кедр «умер у крыльца», а в его древесине — «живое сердце», сквозь которое «пролегает рана от огня».

Поэт использует язык метафор. Метафорой выражен образ тучи: она «движется … с фонарем в приподнятой руке». У кедра – «мертвая корона», подпирающая небосклон. Героя «звездами» осыпают с вершины дерева иглы.

Анафорические повторы мы наблюдаем в первой строфе («движется»), второй и третьей («сколько раз»), шестой и седьмой («я, как ты»). В стихотворении автор употребляет и другие стилистические фигуры речи, такие как инверсия («пролегает рана», «иглы почерневшие»), обращение («дерево печали»). Чувство страха и восхищения помогают передать поэту восклицательные предложения.

Стихотворение «Гроза идет» дает нам возможность лучше представить личность Н.А.Заболоцкого, который сумел мужественно преодолеть сложнейшие испытания судьбы. сохранить горячее желание творить и созидать.

«Гроза идет» Н.Заболоцкий

Движется нахмуренная туча,
Обложив полнеба вдалеке,
Движется, огромна и тягуча,
С фонарем в приподнятой руке.

Сколько раз она меня ловила,
Сколько раз, сверкая серебром,

Сломанными молниями била,
Каменный выкатывала гром!

Сколько раз, ее увидев в поле,
Замедлял я робкие шаги
И стоял, сливаясь поневоле
С белым блеском вольтовой дуги!

Вот он — кедр у нашего балкона.
Надвое громами расщеплен,
Он стоит, и мертвая корона
Подпирает темный небосклон.

Сквозь живое сердце древесины
Пролегает рана от огня,
Иглы почерневшие с вершины
Осыпают звездами меня.

Пой мне песню, дерево печали!
Я, как ты, ворвался в высоту,
Но меня лишь молнии встречали
И огнем сжигали на лету.

Почему же, надвое расколот,
Я, как ты, не умер у крыльца,
И в душе все тот же лютый голод,
И любовь, и песни до конца!

Анализ стихотворения Заболоцкого «Гроза идет»

Стихотворение «Гроза идет», написанное в 1957 году, относится к последнему этапу творчества Заболоцкого, когда он стал ближе к классическим традициям русской поэзии. В его произведениях того периода ощущается влияние сразу нескольких авторов девятнадцатого столетия – Пушкина, Тютчева и Баратынского. Рассматриваемый текст относится к натурфилософской лирике. Первые строки произведения – описание пейзажа. Заболоцкий рассказывает читателям о наступлении грозы. Здесь важную роль играет движение – обратите внимание, в начальном четверостишии глагол «движется» повторяется дважды. За счет этого возникает ощущение, что нарисованную поэтом картину мы видим в настоящем времени. Получается даже несколько кинематографично. Самый яркий образ первой строфы – туча «с фонарем в приподнятой руке». Она напоминает персонажа старых историй – то ли стражника, то ли колдуна, то ли обычного крестьянина, пошедшего поздним вечером или даже ночью проверить скотину в хлеву.

В четвертой строфе появляется ключевой образ стихотворения – кедр, громами расщепленный на две части, раненый в сердце огнем. Его мертвая корона выступает в качестве опоры для небосклона. Соответственно, дерево это можно считать своеобразным связующим звеном между двумя мирами – земным и небесным, физическим и духовным. В последних двух четверостишиях лирический герой сравнивает себя с кедром – измученным, но сумевшим выстоять. В финальных строках явно просматриваются параллели с жизнью самого Заболоцкого. Как дерево из стихотворения, он «ворвался в высоту», но встретили его там лишь молнии. Советская власть откровенно не жаловала творчество Николая Алексеевича. Сборник «Столбцы», увидевший свет в 1929 году, получил издевательские отзывы от критиков. Следующая волна травли была вызвана публикацией поэмы «Торжество земледелия». В 1938 году Заболоцкого арестовали, абсолютно беспочвенно обвинив в антисоветской пропаганде. Несколько лет он провел в лагерях, на свободу выйдя только в 1944.

В последней строфе стихотворения «Гроза идет» лирический герой называет себя расколотым надвое. Он не понимает, почему дерево умерло после удара молнии, а ему удалось не просто пережить все жизненные бури, все невзгоды, но и остаться человеком, умеющим чувствовать, способным творить. Никаких ответов Заболоцкий в конце не дает, предоставляя читателям возможность самостоятельно попытаться отыскать их.

Помогите, пожалуйста, написать анализ стихотворения Н. А. Заболоцкого “Гроза” (Содрогаясь от мук. )

Честно, сначала пыталась сама написать – ничего не вышло. =( а в интернете пробовала найти – без результатов. может не там искала? тогда, где искать-то?

Марина Баженова Мастер (2316) 8 лет назад

несколько советов:
1.обрати внимание в каком году написано стихотворение.
2.сколько лет автору в эту пору было (может он развелся или влюбился ну т. е может у него стимул какой был побудивший написать даное произведение.
3.разбери на столбци (например одни будут у тебя где приобладают положительное а другие где наоборот) так тебе будет легче анализировать. ну и вперед. удачи.
а вообще не мешало бы и прочитать биографию автора.

Дмитрий Харченко Профи (996) 8 лет назад

Стихотворение
Н. Заболоцкого «Гроза идет»
(Восприятие,
истолкование, оценка)
И мы должны
понять, что есть значок, Который посылает нам природа.
Н. Заболоцкий
Поэт мысли,
философских раздумий, тонкий лирик — таким вошел в русскую поэзию XX века
Николай Заболоцкий. В его жизни было многое: учеба на историко-филологическом
факультете Московского университета, переписка с К. Циолковским, арест и
ссылка, но главное, в его жизни всегда была поэзия. Поэзия, в которой
Заболоцкий отстаивал красоту человека и природы.
Стихотворение
“Гроза идет”, написанное в 1957 году, относится к последнему периоду творчества
поэта, который исследователи называли “классическим”. В стихах, созданных в это
время, весьма ощутима традиция А. Пушкина, Е. Баратынского и особенно Ф.
Тютчева.
Однако
Заболоцкий не повторяет готовые поэтические системы великих предшественников, а
раскрывает в них новые возможности: Движется нахмуренная туча, Обложив полнеба
вдалеке, Движется, огромна и тягуча, С фонарем в приподнятой руке.
Конечно же, для
Тютчева был невозможен образ тучи с фонарем в руке. Чтобы создать его, надо
было пройти через метафорические поиски поэзии XX века.
В стихотворении
сохранен тютчевский параллелизм проходящих через все стихотворение описаний
природы и душевной жизни, мыслей лирического героя. Говоря о молчании, поэт
признается: Сколько раз она меня ловила, Сколько раз, сверкая серебром,
Сломанными молниями била, Каменный выкатывала гром.
Лирический
герой не только эмоционально воспринимает природное явление, в данном случае
грозу, не только соотносит его со своими душевными переживаниями, он
по-тютчевски разрушает грань между человеком и природой. И это приводит к таким
смелым и неожиданным ассоциациям: Сколько раз, ее увидев в поле, Замедлял я
робкие шаги И стоял, сливаясь поневоле С белым блеском вольтовой дуги.
И сразу же поэт
переносит наше внимание на дерево, расщепленное молнией. Для классической
поэзии этот образ достаточно традиционен, но Заболоцкий и здесь находит свое
осмысление. Сожженное дерево становится опорой небосклону: Вот он — кедр у
нашего балкона, Надвое громами расщеплен, Он стоит, и мертвая корона Подпирает
темный небосклон.
Эта стойкость
“мертвого” дерева сродни судьбе лирического героя, страдавшего, познавшего горе
и радость, любовь и ненависть, но не сломившегося.
Перед нами три
стадии сопоставления чувств лирического героя с расколотым деревом.
Вначале дерево,
поддерживая человека, сообщает ему жизнь: Иглы почерневшие с вершины Осыпают
звездами меня.
Затем
оказывается, что судьба лирического героя тяжелее “раны от огня”, нанесенной
кедру: Пой мне песню, дерево печали! Я, как ты, ворвался в высоту, Но меня лишь
молнии встречали И огнем сжигали на лету.
А в финале
стихотворения уже утверждается величие человека, его неукротимая жажда жить,
любить, творить: Почему же, надвое расколот, Я, как ты, не умер у крыльца, И в
душе все тот же лютый голод, И любовь, и песни до конца! Таким образом,
стихотворение “Гроза идет” — не просто пейзажная зарисовка. Мне кажется, что
перед нами яркий образец лирики философской. Заболоцкий обращается к темам
жизни и смерти, смысла бытия человека.
В стихотворении
даны реальные детали пейзажа: обложенное тучами небо, расщепленное молнией
дерево. Но философичность этого произведения неизбежно приводит к усилению его
метафоричности: “сверкая серебром”, “нахмуренная туча”. Здесь природа не
противостоит человеку, как это было в ранней лирике Заболоцкого. Она выступает
заодно с ним, оттеняет его душевное состояние, его веру в победу жизни над
смертью.
Многочисленные
олицетворения, встречающиеся в этом стихотворении, свидетельствуют не только об
уподоблении природы человеку. В них заложен более глубокий символический смысл:
вслед за Тютчевым Заболоцкий увидел в природе настоящую жизнь. Поэтому туча
способна “ловить”, “бить”, а “живое сердце” дерева “осыпать

Послушайте стихотворение Заболоцкого Гроза идет

Интерпретация стихотворения Николая Заболоцкого “Гроза идет” (Литература XX века)

Стихотворение «Гроза идет», написанное в 1957 году, относится к последнему этапу творчества Заболоцкого, когда он стал ближе к классическим традициям русской поэзии. В основе этого произведения лежит картина надвигающейся грозы, которая представляет собой судьбу человеческую, жизненные препятствия, и образ кедра, с которым сопоставлен лирический герой. Через пейзаж Заболоцкий передает его взгляды и представления о судьбе, свою философию жизни.

Стихотворение начинается с эпической картины, приближение грозы, которое вызывает чувство опасности и беды. Через эпитет “нахмуренная туча” автор передал настроение тревоги. Все стихотворение наполнено движением: в первом четверостишии глагол “движется” употребляется два раза. За счет чего возникает ощущение, что картина изображается в настоящем времени. Также этот повтор указывает на неотвратимость грозы.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Образ тучи “с фонарем в приподнятой руке” близок к образу странника.

Во второй строфе Заболоцкий также использует анафорический повтор “сколько раз”. Здесь проявляется тютчевский параллелизм, неотрывное соприкосновение природы и духовной жизни, мыслей лирического героя. Герой говорит о том, что он уже не раз становиться жертвой разбушевавшийся стихии: “она меня ловила”, “молниями била”. Однако гроза здесь прекрасна своею воинственностью: “она сверкала серебром”(аллитерация “с”). Туча “каменный выкатывала гром”, звуковое удвоение “кa” в ударных слогах также способствует созданию выразительности образа. Еще большую художественную выразительность придает образ “сломанных молний”. Эпитет “сломанных” метко отражает причудливые зигзагообразные траектории. Но, не смотря на все испытания, преподнесенные лирическому герою стихией, он преодолел страх и не сломался.

Герой не то что бы боится грозу, он восхищается ей(ею), произвести такой эффект способствуют восклицательные предложения: “Замедлял я робкие шаги

И стоял, сливаясь поневоле

С белым блеском вольтовой дуги! ”. Даже описание физического явления, описанного Заболоцким, приобретает поэтический возвышенный оттенок. Лирический герой здесь разрушает грань между человеком и природой, он “сливается” с ней. Здесь мы видим переломный момент в жизни героя.

Читайте также:  Анализ стихотворения Сентябрь Заболоцкого

В четвертой строфе появляется образ кедра, расщепленного молнией. Образ весьма традиционен, но не в интерпретации Заболоцкого – раненное в “живое сердце” дерево становиться опорой небу: “подпирает темный небосклон”. Величественная и “мертвая корона” кедра также можно интерпретировать как мост между земным, физическим миром и небесным, духовным.

Мужество самого поэта Н.А.Заболоцкого выражено в образах кедра и лирического героя. Кедр “надвое громами расщеплен”, героя стихотворения “молнии … огнем сжигали на лету”. Несмотря на смертельную рану, дерево держится, служа опорой небосклону. Герой же, ворвавшись в высоту и обнаружив там только беды, не сдался. Он задается вопросом, почему он не умер как кедр. Почему же ему, расколотому напополам приходиться жить. И более того, он чувствует неукротимую жажду к творчеству, каким бы глубоким не оставался след от душевных ран.

В своем стихотворении Заболоцкий обращается к темам жизни и ее смысла, рассуждает о смерти. Изображение пейзажа здесь не просто повествует о дереве, убитом грозой. История кедра оттеняет историю лирического героя, его душевное состояние, веру в победу жизни над смертью. Природа не противостоит человеку, а выступает с ним заодно. Заболоцкий увидел в природе настоящую жизнь, и это видно в многочисленных олицетворениях, в которых заложен некий символический смысл. Преграды между миром человека и миром природы разрушены, природа страдает и живет подобно человеку, и человек испытывает такие же чувства. Два этих звена буквально сливаются воедино, преподнося в конце захватывающую историю, наполненную болью, тревогой. Две эти великие силы, соединяясь вместе, создают бурю, способную захватить любого, кто приблизится к ней. Союз человека и природы в данном стихотворении перешел на совершенно новый уровень.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id36777

Анализ стихотворения Заболоцкого «Гроза идет»

Стихотворение «Гроза идет», написанное в 1957 году, относится к последнему этапу творчества Заболоцкого, когда он стал ближе к классическим традициям русской поэзии. В его произведениях того периода ощущается влияние сразу нескольких авторов девятнадцатого столетия — Пушкина, Тютчева и Баратынского. Рассматриваемый текст относится к натурфилософской лирике. Первые строки произведения — описание пейзажа.

Заболоцкий рассказывает читателям о наступлении грозы. Здесь важную роль играет движение — обратите внимание, в начальном

Она напоминает персонажа старых историй — то ли стражника, то ли колдуна, то ли обычного крестьянина, пошедшего поздним вечером или даже ночью проверить скотину в хлеву.

В четвертой строфе появляется ключевой образ стихотворения — кедр, громами расщепленный на две части, раненый в сердце огнем. Его мертвая корона выступает в качестве

В финальных строках явно просматриваются параллели с жизнью самого Заболоцкого. Как дерево из стихотворения, он «ворвался в высоту», но встретили его там лишь молнии. Советская власть откровенно не жаловала творчество Николая Алексеевича.

Сборник «Столбцы», увидевший свет в 1929 году, получил издевательские отзывы от критиков. Следующая волна травли была вызвана публикацией поэмы «Торжество земледелия». В 1938 году Заболоцкого арестовали, абсолютно беспочвенно обвинив в антисоветской пропаганде.

Несколько лет он провел в лагерях, на свободу выйдя только в 1944.

В последней строфе стихотворения «Гроза идет» лирический герой называет себя расколотым надвое. Он не понимает, почему дерево умерло после удара молнии, а ему удалось не просто пережить все жизненные бури, все невзгоды, но и остаться человеком, умеющим чувствовать, способным творить. Никаких ответов Заболоцкий в конце не дает, предоставляя читателям возможность самостоятельно попытаться отыскать их.

Дайджест:

Стихотворение Н. А. Заболоцкого «Гроза идет»;. Заболоцкий Н. А Стихотворение Н. А. Заболоцкого «Гроза идет». Тема грозы часто встречается в творчестве Заболоцкого. Каждый поэт ищет свои аллегории. У Пушкина потомки ассоциируются с молодыми побегами сосен: «Здравствуй, племя младое, незнакомое». .

Анализ стихотворения Заболоцкого Н. А. «Когда на склоне лет иссякнет жизнь моя…» Н. А. Заболоцкий был сторонником натурфилософии. Согласно этому направлению философской мысли природа не разделяется на живую и неживую. В этой связи одинако­во значимыми в ней являются и растения, и животные. .

Анализ стихотворения Заболоцкого «Детство» Тема детства играла важную роль в творчестве Заболоцкого. Часто действующими лицами его стихотворений становились мальчики и девочки разных возрастов. Иногда встречаются новорожденные младенцы или даже эмбрионы. Со временем образ ребенка. .

Анализ стихотворения Н. А. Заболоцкого Анализ стихотворения Н. А. Заболоцкого «Завещание» Стихотворение было написано в 1947 году. Как раз после возвращения из ссылки, в те времена существовал «сталинский режим». Заболоцкий показывает человека, борящегося с несправедливостью. .

Анализ стихотворения Заболоцкого «Портрет» Философ и тонкий лирик, Николай Заболоцкий в своих произведениях нередко обращался к любовной тематике. Как правило, стихи было посвящены супруге поэта, которую он действительно боготворил. Даже тот факт, что в. .

Анализ стихотворения Лермонтова «Гроза» Художественная манера поэта формировалась под знаком романтизма. По этой причине его лирический герой приобретает черты сильной личности, борца и мятежника, трагического любовника и страдальца. Он противостоит «ветхому миру», и одиночество. .

Анализ стихотворения Заболоцкого Н. А. «О красоте человеческих лиц» В стихотворении «О красоте человеческих лиц» Н. А. Забо­лоцкий выступает мастером психологического портрета. Раз­ные человеческие лица, описанные им в этом произведении, со­ответствуют различным типам характеров. Сквозь внешний настрой и эмоциональное. .

Анализ стихотворения «Допустим ты свое уже оттопал» Заболоцкого Стихотворение «Допустим, ты свое уже оттопал.» состоит из четырех различных по объему строф. Оно посвящено тяжелому в психологическом отношении периоду в жизни человека, когда позади остались лучшие годы, а ему. .

Анализ стихотворения Заболоцкого «Я не ищу гармонии в природе» Жизнь русского поэта Николая Заболоцкого сложилась весьма трагически. Он 6 лет провел в лагерях и вышел на свободу совершенно другим человеком, постаревшим, утратившим веру в себя и в близких ему. .

Анализ стихотворения Заболоцкого «Некрасивая девочка» Вопрос о том, что представляет собой человеческая красота, является достаточно философским. Для кого-то первостепенное значение имеет внешность, другие же, наоборот, ценят душевные качества и поступки людей. Однако наш мир устроен. .

По творчеству Заболоцкого В тяжелые и страшные 30-ые годы прошлого столетия в поэзию явился Николай Алексеевич Заболоцкий. Его творчество можно охарактеризовать как философское описание жизни и человеческих взаимоотношений. У поэта был свой собственный. .

Анализ стихотворения Заболоцкого «Вечер на Оке» Пейзажная лирика Николая Заболоцкого довольно сложна для понимания, так как практически в каждом произведении содержится глубокий философский подтекст, который заставляет читателей переосмыслить привычные события и явления. К таким произведениям, в. .

Лирика Заболоцкого Первый сборник стихов Заболоцкого «Столбцы»; вышел в 1929 году. Его автор заявил себя мастером гротескной живописи, вирту­озно владеющим стихотворной техникой. Поэт весь свой гнев обру­шил на мир наглых и плотоядных. .

Анализ стихотворения Толстого «Замолкнул гром, шуметь гроза устала…» Наибольшее количество стихотворений Алексей Константинович Толстой создал в 1850-е годы. В частности, речь идет о пейзажной зарисовке «Замолкнул гром, шуметь гроза устала…». По словам самого графа, на его становление как. .

Анализ стихотворения «Береза» Есенин «Береза» . В 1914 году в детском журнале «Мирок» напечатано первое произведение С. А. Есенина — «Береза». Цен­тральным образом стихотворения является береза — любимое дерево русского народа, «одно из наиболее. .

Краткая хроника жизни и творчества Заболоцкого Н. А 1903 г., 24 апреля. В Казани в семье агронома А. А. Заболоцкого родился сын Николай. 1910 г. Семья переехала в село Сернур Уржумского уезда Вятской губернии. Николай сочинил первое стихотворение. .

Анализ стихотворения ПУШКИН «НЯНЕ» А. С. ПУШКИН «НЯНЕ» Проанализируйте стихотворение. Каким предстает образ лирического героя в этом стихотворении? Это стихотворение А. С. Пушкин посвятил Арине Родио­новне Яковлевой, доброй и заботливой своей няне, оберегаю­щей поэта. .

Содержание стихотворение Бориса Пастернака «Снег идет» Стихи Бориса Пастернака неповторимый лирический мир, стремительный поток ярких красок, солнечного света. Любые явления природы, будь то снегопад, весеннее пробуждение, яркое летнее солнце или осенний дождь, под пером автора становится. .

Сочинение: Особенности философско-пейзажной лирики Заболоцкого Особенности философско-пейзажной лирики Н. А. Заболоцкого Философско-пейзажная лирика Заболоцкого — это прежде всего ли­рика природы. Причем природа предстает в этих стихах в разных об­личьях и с разных сторон, но в. .

Анализ стихотворения «О красоте человеческих лиц» Заболоцкорго Н. А «О красоте человеческих лиц» В стихотворении «О красоте человеческих лиц» II. Л. Заболоцкий выступает мастером психологического портрета. Разные человеческие лица, описанные им в этом произведении, соответствуют различным типам характеров. Сквозь. .

Анализ стихотворения «Желание» Лермонтова План История создания Тема стихотворения Лирический сюжет Настроение стихотворения Лирический герой и его своеобразие Художественно-выразительные средства, используемые автором Идея стихотворения История создания Анализ стихотворения Лермонтова «Желание» следует начать с истории. .

Анализ стихотворения «Имя твое — птица в руке…» Цветаева «Имя твое — птица в руке…» . Лирическое произве­дение открывает цикл из шестнадцати стихотворений, посвя­щенный А. А. Блоку. Первое стихотворение написано в 1916 году и посвящено расшифровке имени Блока. Стихотворение. .

Анализ стихотворения Фета «Еще вчера, на солнце млея…» Фет — приверженец так называемого чистого искусства, в чьем творчестве ярко проявились черты импрессионизма. Его стихотворения — не четкие описания тех или иных явлений, а передача впечатлений, эмоций и чувств. .

Темы, идеи, образы поэзии Н. А. Заболоцкого Николай Заболоцкий — замечательный русский поэт, глубоко проникнувший в душу природы и человека, продолживший традиции философской поэзии Державина, Пушкина, Баратынскогр, Тютчева. У Заболоцкого есть свой неповторимый голос, повествующий нам, прежде. .

Анализ стихотворения Быть может, уж недолго мне В стихотворении А. С. Пушкина «П. А. Осиповой» лирического героя представляет сам поэт. В произведении говорится об окончании ссылки, проведенной в Михайловском. Данное стихотворение Александр Сергеевич посвятил соседке Полине Осиповой. .

Анализ стихотворения Лермонтова «Поцелуями прежде считал…» Стихотворение «Поцелуями прежде считал…» датировано 1832 годом и относится к раннему творчеству Лермонтова. Литературоведы до сих пор не выяснили, кому посвящено произведение. Зачастую называются три девушки, в разное время бывшие. .

На тему: ЛЕТНЯЯ ГРОЗА ЛЕТНЯЯ ГРОЗА Потемнело, нахмурилось небо, побежали черные грозовые тучи. Затаил дыхание старый бор — приготовился к бою. Как с горы скатился, вырвался из-за верхушек деревьев свирепый порыв ветра, сломал большущий. .

Анализ Стихотворения «В горнице» Рубцова Стихотворение «В горнице»; было написано Н. Рубцовым в 1963 году. На первый взгляд, оно просто и незатейливо. Река, лодка, дом, садик с красными цветами, свет ночной звезды. Но тот, кто. .

Анализ стихотворения Некрасова «Что ни год — уменьшаются силы…» В 1861 году император Александр II провел одну из важнейших в истории Российской империи реформ, отменив крепостное право. Соответствующий манифест был подписан девятнадцатого февраля. Преобразования многим пришлись не по нраву. .

«Нет, не тебя так пылко я люблю…» Анализ стихотворения Начало стихотворения В первой строфе стихотворения мы встречаем отрицание: «Нет, не тебя так пылко я люблю…» Но это отрицание одно­временно содержит утверждение: «я люблю». Вчитавшись в строфу, мы понимаем, что. .

Анализ стихотворения Пастернака Б. Л. «Ожившая фреска» Стихотворение Б. Л. Пастернака «Ожившая фреска» напи­сано в марте 1944 года и впервые опубликовано 15 апреля 1944 года в газете «Литература и искусство». Оно посвящено Сталинградской битве — переломному событию. .

Социально-гуманистические мотивы в стихах Заболоцкого Н. А В 50-е гг. в творчестве Заболоцкого все отчетливее начинают звучать социально-гуманистические мотивы. Искреннее сочувствие людям, шагающим «сквозь тысячи бед», стремление разделить их горе и тревоги вызвали к жизни целую галерею. .

На тему: Поэтические особенности ранней лирики Заболоцкого Поэтические особенности ранней лирики Н. А. Заболоцкого Обретение Н. Заболоцким собственного поэтического голоса во многом связано с выходом в 1929 году сборника его стихов «Столбцы». Книга носи­ла явно экспериментаторский характер. .

Анализ стихотворения Рубцова «Далекое» Творческое наследие Рубцова неотделимо от Вологодчины, где он провел значительную часть детских и юношеских лет. Не раз в своих стихотворениях затрагивал поэт тему малой родины, много и проникновенно писал о. .

Анализ Стихотворения Лермонтова «Узник» Стихотворение «Узник». Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «Узник» было написано М. Ю. Лермонтовым в 1837 году, когда поэт был арестован за сочинение стихов на смерть Пушкина и находился в здании Главного. .

Анализ Стихотворения Тютчева «О, вещая душа моя…» Стихотворение «О, вещая душа моя…». Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «О, вещая душа моя…» было создано Ф. И. Тютче­вым в 1855 году. В 1857 году оно было опубликовано в журнале «Русская. .

Анализ стихотворения: Заметался пожар голубой С. Есенин — стихотворение «Заметался пожар голубой». Стихотворение «Заметался пожар голубой» было написа­но Есениным в 1923 году. Оно посвящено Августе Микла­шевской, актрисе, в которую поэт влюбился. В этом стихо­творении лирический. .

Анализ стихотворения Есенина «Край любимый! Сердцу снятся…» Стихотворение «Край любимый! Сердцу снятся…». Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «Край любимый! Сердцу снятся…» было на­писано С. А. Есениным в 1914 году. Основная тема произведе­ния — тема Родины. Мы можем отнести. .

Анализ стихотворения Пушкина «Чем чаще празднует лицей…» Автор, чтивший «святую» лицейскую годовщину, неоднократно обращался к теме 19 октября, в день открытия учебного заведения. Известная формула, утверждающая прекрасную суть свободного и вечного дружеского союза, создана поэтом в 1825. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Не с теми я, кто бросил землю…» Стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…». Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…» было на­писано А. А. Ахматовой в 1922 году. Оно относится к. .

Ссылка на основную публикацию