Анализ стихотворения Заболоцкого Можжевеловый куст

«Можжевеловый куст», анализ стихотворения Заболоцкого

История создания

Стихотворение «Можжевеловый куст» было написано Заболоцким в 1957 г., за год до смерти, и вошло в цикл «Последняя любовь». Оно было напечатано в последнем, четвёртом прижизненном сборнике стихов поэта, изданном в 1957 г.

Поэт женился в 27 лет на Екатерине Васильевне Клыковой, с которой воспитал двух детей. Жена вместе с детьми поехала вслед за мужем в ссылку, окружала его заботой и вниманием, не требуя ничего взамен. По свидетельству современников, Екатерина Заболоцкая всегда была мягкой, тихой и незаметной, не принимала участия в литературных беседах. А в 1955 г. внезапно ушла от Заболоцкого к его другу писателю Василию Гроссману, который, в отличие от мужа, проявлял к ней сочувствие и заботился о ней. Сам Заболоцкий в это время сошёлся с Натальей Роскиной, но жить с ней не смог.

Через два с половиной года, в 1958 г., измученная Екатерина Заболоцкая вернулась к мужу. Супруги были по-настоящему счастливы, но очень скоро у Заболоцкого случился второй инфаркт, после которого он прожил недолго.

Жанр интимной лирики появился в творчестве Заболоцкого на закате его жизни. Стихотворение напоминает песню. Поэт-бард Александр Суханов сочинил музыку на стихи Заболоцкого.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – непростые любовные отношения.

Основная мысль: отношения с любимой могут сильно ранить, но жизнь без неё пуста.

Стихотворение состоит из четырёх строф. Первые две сосредоточены на личности лирического героя, который описывает свои ощущения от встречи с можжевеловым кустом. Четыре строчки из восьми начинаются местоимением «я», а все грамматические основы, кроме безличной конструкции, состоят из подлежащего «я» и глаголов «увидел», «услышал», «почуял», «заметил». В этих строфах лирический герой ассоциирует можжевеловый куст с возлюбленной.

Третья строфа благодаря анафоре «можжевеловый куст» напоминает песенный припев. В ней описана вся драма лирического героя – страх измены, подобной смертоносному уколу в сердце. Лирический герой обращается к можжевеловому кусту.

Последняя строфа – описание состояния лирического героя после измены. Стихотворение представлено как сон лирического героя, чья жизнь без жены подобна сну, небытию.

Тропы и образы

Можжевеловый куст в стихотворении лишь отдалённо напоминает настоящий, у которого листья видоизменены в колючки, совсем не похожие на металлические. От куста в стихотворении веет опасностью и притягательностью. Металлический хруст, очевидно, игл, соединён со звоном аметистовых ягод (эпитеты). Литературоведы отмечают, что после ухода жены Заболоцкий постоянно включал патефонную пластинку с «Болеро» Равеля. Возможно, металлическая игла патефона напомнила ему колючки можжевельника.

«Лёгкий запах смолы» (эпитет) влечёт героя, так что он находит «во мраке древесных ветвей» (метафора) чуть живое подобие улыбки возлюбленной (метафора).

Фрейд многое мог бы рассказать об описанном сне лирического героя, но и не углубляясь в учение Фрейда можно сказать, что куст можжевельника для лирического героя символизирует возлюбленную.

Именно тогда, когда лирический герой достигает гармонии, лёгкий лепет изменчивых уст (метафорический эпитет) колет героя смертоносной иглой (метафора измены).

Умиротворяющий пейзаж «внешнего мира» метафорически обозначен как окошко, где видны золотые небеса (эпитет) и проплывают облака. Во внешнем мире ничего не меняется, несмотря на личную трагедию лирического героя. В последней строфе он противопоставлен внутреннему миру героя (метафора «облетевший мой садик безжизнен и пуст»).

Последняя строфа – обращение к можжевеловому кусту (а значит – к любимой). Формула вежливости «да простит тебя бог» отражает горечь лирического героя, который сам простить не может.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным анапестом. Рифмовка парная, мужские рифмы делают строчки твёрдыми, рубленными, этому же способствуют восклицательные предложения, которыми заканчиваются третья и четвёртая строфы.

Анализ стихотворения «Можжевеловый куст» Заболоцкого

«Можжевеловый куст» – одно из первых любовных стихотворений Н. Заболоцкого. Школьники изучают его в 7 классе. Предлагаем узнать о произведении больше, ознакомившись с кратким анализом «Можжевеловый куст» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1957 году, посвящено жене поэта Екатерине Васильевне.

Тема стихотворения – боль, причиняемая любовью.

Композиция – Анализируемое стихотворение по смыслу делится на описание можжевелового куста и рассказ об улыбке любимой, лепетании ее уст. Н. Заболоцкий не разграничивает эти сцены, а тесно переплетает между собой.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – и четырехстопный анапест, рифмовка параллельная ААВВ.

Метафоры«аметистовых ягод услышал я звон», «я заметил во мраке древесных ветвей чуть живое подобье улыбки твоей», «остывающий лепет изменчивых уст».

Эпитеты«металлический хруст», «невысокие эти стволы», «древесные ветви», «легкий лепет», «смертоносная игла», «золотые облака», «садик безжизнен и пуст».

История создания

История создания анализируемого произведения связана с любовной драмой, разыгравшейся в семье Заболоцких. После очередного скандала с мужем Екатерина Васильевна ушла к другому мужчине. Поэт тяжело переживал это событие. Оказалось, брак распался не навсегда. Супруга вернулась к Заболоцкому. Это стало толчком для создания любовных произведений, среди которых и «Можжевеловый куст», написанный в 1957 г.

В центре произведения темы любви и боли, которую причиняет нежное чувство. Автор тесно переплетает эти, традиционные для литературы, мотивы с пейзажными. Система образов стихотворения оригинальная: лирический герой, его возлюбленная и можжевеловой куст.

В первых строках лирический герой признается, что ему приснился можжевеловой куст. Мужчина издалека услышал звон его ягод, и металлический звук пришелся ему по душе. Во сне герой ощутил запах смолы. Он захотел отогнуть ветви куста и замер: стволы напоминали улыбку любимой.

Постепенно лирический герой окунается в мысли о возлюбленной. Он вспоминает ее лепет и «изменчивые » губы. Нетрудно догадаться, что отношения с женщиной принесли герою разочарование и боль. Ее лепет оказался иглой, которая поражает насмерть.

Четвертый катрен контрастный по настроению. В нем лирический герой рассказывает об облаках за окном, видимо, их он увидел после пробуждения. Небо, кажется, кричит, что нужно жить дальше, облетевший садик напоминает о былом. Образ сада в анализируемом произведении символизирует душу героя.

В последних стихах мужчина обращается к можжевеловому кусту, говоря, что его простит Бог. На самом деле, адресатом этих слов является любимая женщина.

В стихотворении реализуется идея о том, что любовь приносит не только радость. Она может тяжело ранить, но нужно уметь прощать родному человеку.

Композиция

Анализируемое стихотворение делится на смысловые части: описание можжевелового куста и рассказ об улыбке любимой, лепетании ее уст. Обе части тесно переплетаются между собой. Формально произведение состоит из четырех катренов.

Жанр стихотворения – элегия, так как в нем преобладают пейзажные и портретные зарисовки, наполненные переживаниями лирического героя. В строках преобладает грустное настроение. Стихотворный размер – четырехстопный анапест. В тексте использована параллельная рифмовка ААВВ.

Средства выразительности

В раскрытии темы важную роль играют средства выразительности. Они же позволили автору создать оригинальные образы можжевелового куста и любимой.

В каждую строфу поэт вплетает метафоры: «аметистовых ягод услышал я звон», «я заметил во мраке древесных ветвей чуть живое подобье улыбки твоей», «остывающий лепет изменчивых уст» .

«Можжевеловый куст» анализ стихотворения Заболоцкого по плану кратко – тема, идея, история создания

«Можжевеловый куст» – одно из первых любовных стихотворений Н. Заболоцкого. Школьники изучают его в 7 классе. Предлагаем узнать о произведении больше, ознакомившись с кратким анализом «Можжевеловый куст» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1957 году, посвящено жене поэта Екатерине Васильевне.

Тема стихотворения – боль, причиняемая любовью.

Композиция – Анализируемое стихотворение по смыслу делится на описание можжевелового куста и рассказ об улыбке любимой, лепетании ее уст. Н. Заболоцкий не разграничивает эти сцены, а тесно переплетает между собой.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – и четырехстопный анапест, рифмовка параллельная ААВВ.

Метафоры«аметистовых ягод услышал я звон», «я заметил во мраке древесных ветвей чуть живое подобье улыбки твоей», «остывающий лепет изменчивых уст».

Эпитеты«металлический хруст», «невысокие эти стволы», «древесные ветви», «легкий лепет», «смертоносная игла», «золотые облака», «садик безжизнен и пуст».

История создания

История создания анализируемого произведения связана с любовной драмой, разыгравшейся в семье Заболоцких. После очередного скандала с мужем Екатерина Васильевна ушла к другому мужчине. Поэт тяжело переживал это событие. Оказалось, брак распался не навсегда. Супруга вернулась к Заболоцкому. Это стало толчком для создания любовных произведений, среди которых и «Можжевеловый куст», написанный в 1957 г.

В центре произведения темы любви и боли, которую причиняет нежное чувство. Автор тесно переплетает эти, традиционные для литературы, мотивы с пейзажными. Система образов стихотворения оригинальная: лирический герой, его возлюбленная и можжевеловой куст.

В первых строках лирический герой признается, что ему приснился можжевеловой куст. Мужчина издалека услышал звон его ягод, и металлический звук пришелся ему по душе. Во сне герой ощутил запах смолы. Он захотел отогнуть ветви куста и замер: стволы напоминали улыбку любимой.

Постепенно лирический герой окунается в мысли о возлюбленной. Он вспоминает ее лепет и «изменчивые» губы. Нетрудно догадаться, что отношения с женщиной принесли герою разочарование и боль. Ее лепет оказался иглой, которая поражает насмерть.

Четвертый катрен контрастный по настроению. В нем лирический герой рассказывает об облаках за окном, видимо, их он увидел после пробуждения. Небо, кажется, кричит, что нужно жить дальше, облетевший садик напоминает о былом. Образ сада в анализируемом произведении символизирует душу героя.

В последних стихах мужчина обращается к можжевеловому кусту, говоря, что его простит Бог. На самом деле, адресатом этих слов является любимая женщина.

В стихотворении реализуется идея о том, что любовь приносит не только радость. Она может тяжело ранить, но нужно уметь прощать родному человеку.

Композиция

Анализируемое стихотворение делится на смысловые части: описание можжевелового куста и рассказ об улыбке любимой, лепетании ее уст. Обе части тесно переплетаются между собой. Формально произведение состоит из четырех катренов.

Жанр стихотворения – элегия, так как в нем преобладают пейзажные и портретные зарисовки, наполненные переживаниями лирического героя. В строках преобладает грустное настроение. Стихотворный размер – четырехстопный анапест. В тексте использована параллельная рифмовка ААВВ.

Средства выразительности

В раскрытии темы важную роль играют средства выразительности. Они же позволили автору создать оригинальные образы можжевелового куста и любимой.

В каждую строфу поэт вплетает метафоры: «аметистовых ягод услышал я звон», «я заметил во мраке древесных ветвей чуть живое подобье улыбки твоей», «остывающий лепет изменчивых уст».

Эпитеты дополняют образы, воспроизводят эмоции лирического «Я»: «металлический хруст», «невысокие эти стволы», «древесные ветви», «легкий лепет», «смертоносная игла», «золотые облака», «садик безжизнен и пуст». Сравнений в тексте нет.

Н заболоцкий можжевеловый куст. Анализ стихотворения заболоцкого можжевеловый куст

«Можжевеловый куст» – одно из первых любовных стихотворений Н. Заболоцкого. Школьники изучают его в 7 классе. Предлагаем узнать о произведении больше, ознакомившись с кратким анализом «Можжевеловый куст» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1957 году, посвящено жене поэта Екатерине Васильевне.

Тема стихотворения – боль, причиняемая любовью.

Композиция – Анализируемое стихотворение по смыслу делится на описание можжевелового куста и рассказ об улыбке любимой, лепетании ее уст. Н. Заболоцкий не разграничивает эти сцены, а тесно переплетает между собой.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – и четырехстопный анапест, рифмовка параллельная ААВВ.

Метафоры«аметистовых ягод услышал я звон», «я заметил во мраке древесных ветвей чуть живое подобье улыбки твоей», «остывающий лепет изменчивых уст» .

Эпитеты«металлический хруст», «невысокие эти стволы», «древесные ветви», «легкий лепет», «смертоносная игла», «золотые облака», «садик безжизнен и пуст» .

История создания

История создания анализируемого произведения связана с любовной драмой, разыгравшейся в семье Заболоцких. После очередного скандала с мужем Екатерина Васильевна ушла к другому мужчине. Поэт тяжело переживал это событие. Оказалось, брак распался не навсегда. Супруга вернулась к Заболоцкому. Это стало толчком для создания любовных произведений, среди которых и «Можжевеловый куст», написанный в 1957 г.

В центре произведения темы любви и боли, которую причиняет нежное чувство. Автор тесно переплетает эти, традиционные для литературы, мотивы с пейзажными. Система образов стихотворения оригинальная: лирический герой, его возлюбленная и можжевеловой куст.

В первых строках лирический герой признается, что ему приснился можжевеловой куст. Мужчина издалека услышал звон его ягод, и металлический звук пришелся ему по душе. Во сне герой ощутил запах смолы. Он захотел отогнуть ветви куста и замер: стволы напоминали улыбку любимой.

Постепенно лирический герой окунается в мысли о возлюбленной. Он вспоминает ее лепет и «изменчивые » губы. Нетрудно догадаться, что отношения с женщиной принесли герою разочарование и боль. Ее лепет оказался иглой, которая поражает насмерть.

Четвертый катрен контрастный по настроению. В нем лирический герой рассказывает об облаках за окном, видимо, их он увидел после пробуждения. Небо, кажется, кричит, что нужно жить дальше, облетевший садик напоминает о былом. Образ сада в анализируемом произведении символизирует душу героя.

В последних стихах мужчина обращается к можжевеловому кусту, говоря, что его простит Бог. На самом деле, адресатом этих слов является любимая женщина.

В стихотворении реализуется идея о том, что любовь приносит не только радость. Она может тяжело ранить, но нужно уметь прощать родному человеку.

Композиция

Анализируемое стихотворение делится на смысловые части: описание можжевелового куста и рассказ об улыбке любимой, лепетании ее уст. Обе части тесно переплетаются между собой. Формально произведение состоит из четырех катренов.

Жанр стихотворения – элегия, так как в нем преобладают пейзажные и портретные зарисовки, наполненные переживаниями лирического героя. В строках преобладает грустное настроение. Стихотворный размер – четырехстопный анапест. В тексте использована параллельная рифмовка ААВВ.

Средства выразительности

В раскрытии темы важную роль играют средства выразительности. Они же позволили автору создать оригинальные образы можжевелового куста и любимой.

В каждую строфу поэт вплетает метафоры : «аметистовых ягод услышал я звон», «я заметил во мраке древесных ветвей чуть живое подобье улыбки твоей», «остывающий лепет изменчивых уст» . Эпитеты дополняют образы, воспроизводят эмоции лирического «Я»: «металлический хруст», «невысокие эти стволы», «древесные ветви», «легкий лепет», «смертоносная игла», «золотые облака», «садик безжизнен и пуст» .

Сравнений в тексте нет.

/ / / Анализ стихотворения Заболоцкого «Можжевеловый куст»

Н. Заболоцкий всю жизнь любил одну женщину, но супруга бросила его ради другого мужчины. Союз распался не навечно – жена вернулась, а вместе с ней вернулось и счастье. После этих бурных событий Н. Заболоцкий обращается к любовной лирике, которой раньше не было места в его творчестве. Стихотворение «Можжевеловый куст» было написано в 1957 г., период, который стал второй молодостью Николая Алексеевича.

Тема произведения – сложные грани любовных отношений. Автор показывает, что светлое чувство может дарить человеку радость, но когда оно прерывается изменой восстановить опустошенную душу очень тяжело.

Читайте также:  Анализ стихотворения Заболоцкого Гроза

В центре произведения лирический герой, которому приснился можжевеловый куст. С первых строк автор дает понять, что это растение для него особенное. Его ягоды издают аметистовый звон, который радует сердце. В следующих куплетах постепенно раскрывается причина такого отношения к можжевеловому кусту: он напоминает о возлюбленной. Почему куст в воображении автора и лирического героя приобрел такое значение можно только догадываться.

В ветвях можжевельника со смолистым ароматом лирический герой замечает «живое подобье» улыбки любимой. Его внезапное счастье быстро утихает, кода он вспоминает об измене близкого человека. В «остывающем лепете изменчивых уст» лирический герой ищет обман, боясь снова наколоться на «смертоносную иглу». В лаконичном метафорическом выражении «смертоносная игла» Н. Заболоцкий концентрирует все свои страдания, вызванные поступком супруги.

Герой понимает, что без любви супруги он не проживет, поэтому пытается забыть былое, но это дается очень трудно. Своей любимой он говорит, что его «садик безжизнен и пуст» намекая на состояние своей души. Последние душевные силы лирический герой собирает для того, чтобы простить супругу, но их хватает лишь на фразу: «Да простит тебя Бог можжевеловый куст!». Целостного портрета женщины в стихе нет, поскольку автора интересует не внешность, а ее поступок.

Главное художественное средство стихотворения – образ-символ можжевелового куста, олицетворяющий счастье и печаль автора, его любовь. Дополнительными инструментами для передачи чувств служат метафоры («металлический хруст», «остывающий лепет изменчивых уст», «лепет, едва отдающий смолой») и эпитеты («легкий лепет», «золотые небеса»).

Стихотворение Н. Заболоцкого «Можжевеловый куст» воспроизводит сложную гамму эмоций и чувств автора, но его композиция предельно проста. Стих состоит из четырех катренов с параллельной рифмой. Написан он трех- и четырехстопным анапестом, что замедляет ритм, позволяя полно отобразить смешанные чувства радости и печали. Чтобы отобразить эмоции, Н. Заболоцкий играет с интонацией: спокойные тона прерываются восклицательными предложениями, которые появляются на пике внутреннего напряжения.

Анализируемое стихотворение автобиографическое, поэтому понять его можно только, рассматривая в контексте личной жизни Н. Заболоцкого.

Стихотворение «Можжевеловый куст» было написано Заболоцким в 1957 г., за год до смерти, и вошло в цикл «Последняя любовь». Оно было напечатано в последнем, четвёртом прижизненном сборнике стихов поэта, изданном в 1957 г.

Поэт женился в 27 лет на Екатерине Васильевне Клыковой, с которой воспитал двух детей. Жена вместе с детьми поехала вслед за мужем в ссылку, окружала его заботой и вниманием, не требуя ничего взамен. По свидетельству современников, Екатерина Заболоцкая всегда была мягкой, тихой и незаметной, не принимала участия в литературных беседах. А в 1955 г. внезапно ушла от Заболоцкого к его другу писателю Василию Гроссману, который, в отличие от мужа, проявлял к ней сочувствие и заботился о ней. Сам Заболоцкий в это время сошёлся с Натальей Роскиной, но жить с ней не смог.

Через два с половиной года, в 1958 г., измученная Екатерина Заболоцкая вернулась к мужу. Супруги были по-настоящему счастливы, но очень скоро у Заболоцкого случился второй инфаркт, после которого он прожил недолго.

Жанр интимной лирики появился в творчестве Заболоцкого на закате его жизни. Стихотворение напоминает песню. Поэт-бард Александр Суханов сочинил музыку на стихи Заболоцкого.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – непростые любовные отношения.

Основная мысль: отношения с любимой могут сильно ранить, но жизнь без неё пуста.

Стихотворение состоит из четырёх строф. Первые две сосредоточены на личности лирического героя, который описывает свои ощущения от встречи с можжевеловым кустом. Четыре строчки из восьми начинаются местоимением «я», а все грамматические основы, кроме безличной конструкции, состоят из подлежащего «я» и глаголов «увидел», «услышал», «почуял», «заметил». В этих строфах лирический герой ассоциирует можжевеловый куст с возлюбленной.

Третья строфа благодаря анафоре «можжевеловый куст» напоминает песенный припев. В ней описана вся драма лирического героя – страх измены, подобной смертоносному уколу в сердце. Лирический герой обращается к можжевеловому кусту.

Последняя строфа – описание состояния лирического героя после измены. Стихотворение представлено как сон лирического героя, чья жизнь без жены подобна сну, небытию.

Тропы и образы

Можжевеловый куст в стихотворении лишь отдалённо напоминает настоящий, у которого листья видоизменены в колючки, совсем не похожие на металлические. От куста в стихотворении веет опасностью и притягательностью. Металлический хруст, очевидно, игл, соединён со звоном аметистовых ягод (эпитеты). Литературоведы отмечают, что после ухода жены Заболоцкий постоянно включал патефонную пластинку с «Болеро» Равеля. Возможно, металлическая игла патефона напомнила ему колючки можжевельника.

«Лёгкий запах смолы» (эпитет) влечёт героя, так что он находит «во мраке древесных ветвей» (метафора) чуть живое подобие улыбки возлюбленной (метафора).

Фрейд многое мог бы рассказать об описанном сне лирического героя, но и не углубляясь в учение Фрейда можно сказать, что куст можжевельника для лирического героя символизирует возлюбленную.

Именно тогда, когда лирический герой достигает гармонии, лёгкий лепет изменчивых уст (метафорический эпитет) колет героя смертоносной иглой (метафора измены).

Умиротворяющий пейзаж «внешнего мира» метафорически обозначен как окошко, где видны золотые небеса (эпитет) и проплывают облака. Во внешнем мире ничего не меняется, несмотря на личную трагедию лирического героя. В последней строфе он противопоставлен внутреннему миру героя (метафора «облетевший мой садик безжизнен и пуст»).

Последняя строфа – обращение к можжевеловому кусту (а значит – к любимой). Формула вежливости «да простит тебя бог» отражает горечь лирического героя, который сам простить не может.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным анапестом. Рифмовка парная, мужские рифмы делают строчки твёрдыми, рубленными, этому же способствуют восклицательные предложения, которыми заканчиваются третья и четвёртая строфы.

«Можжевеловый куст» Николай Заболоцкий

Я увидел во сне можжевеловый куст,
Я услышал вдали металлический хруст,
Аметистовых ягод услышал я звон,
И во сне, в тишине, мне понравился он.

Я почуял сквозь сон легкий запах смолы.
Отогнув невысокие эти стволы,
Я заметил во мраке древесных ветвей
Чуть живое подобье улыбки твоей.

Можжевеловый куст, можжевеловый куст,
Остывающий лепет изменчивых уст,
Легкий лепет, едва отдающий смолой,
Проколовший меня смертоносной иглой!

В золотых небесах за окошком моим
Облака проплывают одно за другим,
Облетевший мой садик безжизнен и пуст…
Да простит тебя бог, можжевеловый куст!

Анализ стихотворения Заболоцкого «Можжевеловый куст»

Практически у каждого человека есть собственный символ любви – предмет, явление природы, растение или образ, которые неразрывно ассоциируются с самым близким и дорогим человеком. Для поэта Николая Заболоцкого таким символом стал куст можжевельника, в котором воплотились все самые светлые надежды и мечты автора. Это стихотворение было написано в 1957 году, когда автор пережил свою вторую молодость. Все дело в том, что в жизни Заболоцкого был довольно сложный период, когда его покинула супруга, отдав предпочтение другому мужчине. Однако вскоре семья воссоединилась, и Заболоцкий, пожалуй, чуть ли не впервые в жизни обратился к любовной лирике. Именно в этот период им был создан цикл стихотворений «Последняя любовь», в который вошло произведение «Можжевеловый куст».

Простое и незатейливое по композиции, но при этом очень сложное для восприятия, это стихотворение словно бы обнажает душу поэта. Заболоцкий признается, что сейчас его жизнь напоминает удивительный сон, который дарит ему предчувствие счастья. Символом его является куст можжевельника, украшенного аметистовыми ягодами. Их звон настолько понравился поэту, что стал синонимом радости бытия.

Возможно, в жизни Заболоцкого действительно был такой эпизод, который врезался ему в память благодаря прогулке с любимой женщиной по можжевеловой роще. Впрочем, не исключено, что подобное причудливое сочетание образов является всего лишь плодом воображения поэта. Так или иначе, ключевой фразой этого произведения являются строки: «Я заметил во мраке древесных ветвей чуть живое подобье улыбки твоей».

Однако не все так легко и безоблачно складывалось в личной жизни поэта. Обретя супругу вновь, Заболоцкий боится поверить собственному счастью. Для него можжевеловый куст – это не только символ любви, но и «остывающий лепет изменчивых уст» , в каждом слове которых автор подсознательно пытается отыскать некий подвох. При этом сам поэт еще до конца не может разобраться в собственных чувствах, и ему кажется, что прошлое ушло безвозвратно. Именно по этой причине он, обращаясь к любимой женщине, просит у нее прощение в завуалированной форме, хотя и понимает, что его вины в том, что произошло, нет. Тем не менее, в финале звучит фраза: «Облетевший мой садик безжизнен и пуст… Да простит тебя бог, можжевеловый куст!». В ней он говорит о своей душевной боли, и о том, что воскресить любовь будет не так-то просто, хотя препятствие для того, чтобы двое людей вновь были вместе, на первый взгляд, не существует.

Николай Алексеевич Заболоцкий ушел из жизни 14 октября 1958 года. Но память о нем и его творчество остается с нами. В послелагерном десятилетнем наследии Николая Заболоцкого, почти целиком вошедшем в золотой фонд русской лирики, есть один шедевр из цикла “Последняя любовь”. Это шестнадцатистрочный “Можжевеловый куст”.

Чтобы понять и почувствовать внутреннюю суть прежде надо представить себе то, о чем не сказано в этом стихотворении.

После долгого бездомья Николай Заболоцкий получает жилье в новом писательском квартале. Знакомится и сходится с соседями, среди них – Василий Гроссман. Между ними начинается интеллектуальное общение, в котором участвуют их жены. Сам факт такой встречи двух великих писателей достоин внимания и интереса, тем более, что скоро между ними обнаруживается и трещина, причем, чисто идейная. Гроссман, язвительный и напористый, не видит разницы между сталинским и гитлеровским режимами. Заболоцкого это шокирует…

Аметистовых ягод услышал я звон
И во сне, в тишине мне понравился он.

…Поразительно: Гроссман, в ту пору еще не казненный за “Жизнь и судьбу”, еще всерьез рассчитывающий получить Сталинскую премию, безжалостно клеймит Советскую власть, а Заболоцкий, которого эта Советская власть размазала по стене, – противится.

…Улыбка – жены, Екатерины Васильевны Клыковой, той, которая разделила с ним многолетний ужас репрессий, слала в лагерь посылки, растила детей и ездила к нему в зону. Эта верная спутница обнаруживает вдруг страстный интерес к полемическому темпераменту Гроссмана. Беседуя, они гуляют вдвоем! Заболоцкий требует прекратить такие прогулки, она отвечает, что в них нет ничего эротического, это чисто дружеское общение, и было бы оскорбительно его прервать. Он указывает ей на дверь…

Можжевеловый куст, можжевеловый куст

…С патефонной иглы, не кончаясь, стекает “Болеро” Равеля. Николай Заболоцкий остается в одиночестве, не расставаясь с портретом изгнанной им жены.

Разлуки не выдерживают оба, и жена возвращается за считанные дни до его гибели. Счастье это? Горе? Поэт не мог соединить мыслью два эти таинства жизни. Заболоцкий, прошедший огни, воды и медные трубы, чувствует, как обе эти бездны намертво соединены в замысле мироздания…

Облетевший мой садик безжизнен и пуст…

Я увидел во сне можжевеловый куст,
Я услышал вдали металлический хруст,
Аметистовых ягод услышал я звон,
И во сне, в тишине, мне понравился он.

Я почуял сквозь сон легкий запах смолы.
Отогнув невысокие эти стволы,
Я заметил во мраке древесных ветвей
Чуть живое подобье улыбки твоей.

Можжевеловый куст, можжевеловый куст,
Остывающий лепет изменчивых уст,
Легкий лепет, едва отдающий смолой,
Проколовший меня смертоносной иглой!

В золотых небесах за окошком моим
Облака проплывают одно за другим,
Облетевший мой садик безжизнен и пуст.
Да простит тебя бог, можжевеловый куст!

Последние материалы раздела:

В магазине “Библио-Глобус” (Москва) Расположение в торговом зале: Уровень 1, зал № 05, секция 01, шкаф 10, полка 04 Цена: 289,00 руб. Вот мое.

Глядя на эти спокойные луга, со всех сторон защищенные кольцом золотистых гор и оттеняемые чистым голубым небом, сложно поверить, что совсем.

Сёстры Гиаса и Гиад . По отцу их именовали Атлантиды , у римлян они назывались Вергилии (лат. «Склоняющиеся») . Они – спутницы Артемиды , нимфы в.

  • Рубрики
    • Школьникам
    • Детям
    • Окружающий мир
    • Времена года
    • Воспитателю
    • Учителю
    • Россия
    • Страны мира
    • Русская литература
    • Литература
    • Сочинения
    • Картины художников
    • Физика Земли

© Общеобразовательный журнал SLOVARSLOV.RU , 2021

Все статьи, расположенные на сайте, несут лишь ознакомительный характер.

Анализ стихотворения Заболоцкого Можжевеловый куст

Стихотворение «Можжевеловый куст» было написано в 1957 году и является частью сборника Заболоцкого под названием «Последняя любовь». Причиной обращения поэта в любовную лирику стало событие, связанное с его женой. Она ушла к другому мужчине, но по прошествии некоего времени вернулась в семью.

Можжевеловый куст в данном стихотворении является основой, неким символом, на котором держится весь замысел стихотворения. Куст является символом любви, связью с ней. Именно в этом стихотворении Заболоцкий в полной мере открыл свои чувства,

Из стихотворения становится ясно, что поэт говорит как раз о том, что случилось между супругами, он рассказал и читателю, и жене о том, что творится у него внутри. Чтобы увидеть это более четко и осмысленно, нужно обратиться к строкам стихотворения.

В первой строфе мы знакомимся непосредственно с образом можжевелового куста, который именитый поэт представляет красочно, можно сказать, красиво: металлический хруст, аметистовые ягоды, запах смолы. Все эти сочетания слов будоражат в разуме самые живописные картинки. Что именно хотел передать этой самой картиной поэт? Передает ли он с

Или же просто связывает образ с любимой женщиной или с чем-то, что затрагивает их историю любви? Нельзя сказать точно. В этом и есть извечный смысл символа.

Известно также, что можжевельник-символ вечной жизни, вполне оправданно провести параллель между темами любви и вечности.

Далее Заболоцкий описывает, как среди «невысоких стволов» он видит «чуть живое подобие» улыбки любимой женщины. Некоторые считают, что это ключевые слова в стихотворении. Это также возможно, потому что может описывать какую-то конкретную деталь из супружеской жизни.

Либо это символ того, что для на данный момент для поэта все происходящее в жизни похоже на сон, сложно поверить.

Как раз об этом он пишет далее, в следующей строфе, о том, что сложно поверить во все, нельзя точно сказать, что случится с любовью дальше «остывающий лепет изменчивых уст». В данной строфе виден посыл того, что люди могут быть вместе, каких-то причин против этого нет, но это не так легко, Заболоцкий и сам не знает, что может быть между ними дальше, хоть и любит жену. Он упоминает боль, причиненную любовью «уколола мня смертоносной иглой».

И заканчивает поэт стихотворение тем, что описывает уже конкретные внутренние чувства «облетевший мой садик безжизнен и пуст…Да простит тебя бог, можжевеловый куст». Садик в данной строфе является символом души или сердца, главное, что любви там уже не так много и сложно будет с этим справиться. В конце поэт, видимо, скрыто говорит любимой о том, что она причинила ему боль предательством.

Читайте также:  Анализ стихотворения Заболоцкого О красоте человеческих лиц

Это стихотворение имеет много символов, но понять его не составит труда, потому что на самом деле он о человеческих чувствах, переживаниях, которые есть в каждом. Именно поэтому данное сложное на первый взгляд стихотворение не оставляет и шанса на непонимание и равнодушие со стороны читателя.

Анализ стихотворения Можжевеловый куст по плану

Вильгельм Телль — характеристика персонажа Произведение: Вильгельм Телль ВИЛЬГЕЛЬМ ТЕЛЛЬ — герой драмы Ф. Шиллера «Вильгельм Телль» . При создании образа В. Т. автор использовал швейцарскую сагу об искусном стрелке из лука. С В. Т.

Рубцов Н. М. биография РУБЦОВ, НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ , русский поэт. Родился 3 января 1936 в поселке Емецк Архангельской области; сын погибшего в войну политработника, с 6 лет потерял мать, воспитывался в детских домах. Учился.

Конспект урока для 1 класса «Учим детей общаться» Конспект урока для 1 класса «Учим детей общаться» Подготовила Воспитатель Байназарова Минзифа Камиловна Г. Новотроицк Программное содержание НОД: Coвeршенствовать навыки общения с людьми. Поощрять желания общаться с взрослыми и ровесниками.

Сочинение на тему Ошибки на жизненном пути человека Юность — самая лучшая пора. В это время ты полон сил и энергии. Твое сердце полно радужных надежд и тебе кажется, что впереди только хорошее. Для молодых очень важно, чтобы.

День безопосного интернета Сегодня все больше и больше компьютеров подключаются к работе в сети Интернет. При этом все большее распространение получает подключение по высокоскоростным каналам, как на работе, так и дома. Все большее.

«Отец Горио», художественный анализ романа Оноре де Бальзака Роман Оноре де Бальзака «Отец Горио» был написан в 1832-м, опубликован в 1834-1835 годах и впоследствии вошел в цикл сочинений, носящий название «Человеческая комедия» . Центральной темой произведения стала искренняя.

Пословицы и поговорки Пословицы и поговорки для школьников. Мудрые мысли для детей и взрослых. Пословицы и поговорки также имеют огромное значение при обучении школьников русскому языку, при этом важна как их форма, так.

Сочинение на тему Мой любимый фильм Сочинение Мой любимый фильм Гарри Поттер Сейчас, когда кинематограф достиг почти высшей ступени развития, появляется множество новых фильмов. Все они разные и в каждом из них свой смысл. Мой любимый.

Мої вірші РІДНА ХАТА Струнка тополя і джмелі над мальвами, Пахучі вишні і малина у садку, Та стежка до воріт, що пахла травами Були найкращими у нашому кутку. Світились вікна приязною тишею.

Загадки для начальной школы с ответами по теме «Дары лета» Тематика загадок: ягоды, фрукты, грибы Составитель: Рудакова Ирина Александровна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №62, город Нижний Новгород Предназначение: можно использовать в качестве занимательного, обучающего и развивающего материала на уроках.

Психолого-педагогічні домінанти розвитку 1) Розвиток мови і мислення. Формування активної мовлення є основою для розвитку і всього психологічного розвитку дитини. Зазвичай прийнято розвиток мови вважати базальної основою мислення, але слід враховувати і їхні.

Иван Ильич — характеристика персонажа Произведение: Смерть Ивана Ильича ИВАН ИЛЬИЧ — герой повести Л. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича» . По первоначальному замыслу повесть носила название «Смерть судьи», побудительной причиной ее написания стала известная.

Анализ рассказа Бунина Антоновские яблоки Рассказ «Антоновские яблоки» был написан достаточно быстро, но полностью не был закончен. На протяжении длительного времени автор Иван Алексеевич Бунин возвращался к нему, поэтому каждое последующее издание имеет дополнения. На.

«Весенний день» анализ стихотворения Северянина Стихотворение «Весенний день» Игорь Северянин подписал так: «Дорогому К. М. Фофанову». Такое словесное выражение благодарности — лишь малая доля того, что испытывал поэт по отношению к своему учителю и другу.

Анализ стихотворения Некрасова «Крестьянские дети», сочинение Стихотворение Н. А. Некрасова «Крестьянские дети» впервые было опубликовано в 1861 году в журнале «Время». По общему настроению оно очень похоже на более позднюю поэму писателя «Мороз, Красный нос» .

Берестов В. Д. биография БЕРЕСТОВ ВАЛЕНТИН ДМИТРИЕВИЧ Его жизнь, его книги вмещают множество эпох и литературных жанров. Стихи, проза, жизнь Берестова удивительны и чудесны, вероятно, потому что главный его талант — любовь. Вот стихотворение.

А. И. Герцен …»Мертвые души» потрясли всю Россию. Предъявить современной России подобное обвинение было необходимо. Это история болезни, написанная рукою мастера. Поэзия Гоголя — это крик ужаса и стыда, который издает человек, опустившийся.

Художественные приемы в литературе Всем хорошо известно, что искусство — это самовыражение отдельной личности, а литература, стало быть, самовыражение личности писателя. «Багаж» пишущего человека состоит из словарного запаса, речевых приемов, навыков использования этих приемов.

Анализ стихотворения Пушкина Пора мой друг пора Стихотворение А. С. Пушкина «Пора, мой друг, пора! «, проникнутое душевной болью, направленно к подруге — любимой жене Наталье. Предполагается, что стихотворение не закончено, так как было написано в 1834.

Ключевский В. О. биография КЛЮЧЕВСКИЙ, ВАСИЛИЙ ОСИПОВИЧ , русский историк. Родился 16 января 1841 в селе Воскресенском в семье бедного приходского священника. Первым его учителем был отец, трагически погибший в августе 1850. Семья вынуждена.

Сочинение на тему Карманные деньги Деньги испокон веков имеют особую ценность в обществе. В мире все решается деньгами их количеством. Карманные деньги для подростков несут немало важную роль, ведь благодаря им, подростки реализуют свои потребности.

Образ Обломова 1. Образ жизни Ильи Ильича. 2. Образ Обломова и окружающие. 3. Что такое Обломовщина? Илья Ильич Обломов живет в большом доме на Гороховой улице. Это молодой человек, помещик «лет тридцати.

Эвридика-Орфею разбор стихотворения Автор: Цветаева М. Для тех, отженивших последние клочья Покрова О, не превышение ли полномочий Орфей, нисходящий в Аид? Для тех, отрешивших последние звенья Земного… На ложе из лож Сложившим великую.

«Два Шурика», или Прогулки в Садах Учебной Словесности Я не училась на филфаке МГУ. И даже не пыталась туда поступить. А мои ученики поступали, учились, оканчивали. И никогда не получали за вступительное сочинение больше четверки. Даже самые лучшие.

Сочинение по картине Сатарова Мороз На картине Михаила Сатарова «Мороз» мы видим изображение зимней поры в лесу. Заснеженные деревья и дороги говорят о том, что всю ночь шел снег, а сейчас царит спокойная погода. Снег.

Сочинение рассуждение на тему Родительская любовь Любовь — это понятие обширное. Это чувство можно испытывать к Родине, родителям, друзьям, к противоположному полу. Но родительская любовь — самая сильная, бескорыстная, нежная, трепетная, огромная, бесконечная. Счастливы те люди.

Периодизация и продолжительность жизни животных Вопрос 1. Что позволяет выделить четыре основных периода в жизни животных, размножающихся половым путем? Основных периоды в жизни животных, размножающихся половым путем, позволяет выделить изучение совокупности анатомо-физиологических признаков данных животных.

Конспект урока по математике «Путешествие на морское дно» Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад №12» г. Усинска Конспект урока по математике «Путешествие на морское дно» Подготовила Воспитатель МАДОУ «Детский сад № 12» Бочкун Галина Александровна Г. Усинск.

Анализ стихотворения Пушкина Разговор книгопродавца с поэтом Произведение «Разговор книгопродавца с поэтом» Пушкин написал в 1826 году в сентябре. Это произведение очень необычно и весьма своеобразно. Но это произведение наверно никак бы не существовало бы и не.

«Каменщик» анализ стихотворения Брюсова История создания Стихотворение «Каменщик» было написано Брюсовым в 1901 г. и опубликовано в сборнике «Urbi et orbi» в 1903 г. в цикле «Картины. На улице». Литературное направление и жанр Стихотворение.

«Листопад» анализ стихотворения Бунина Стихотворение «Листопад» относится к раннему периоду творчества И. Бунина. 30-летний поэт написал его в августе 1900 года, а в октябре стихотворение с посвящением М. Горькому и подзаголовком «Осенняя поэма» было.

Мовознавча гра Конкурс 1. Розминка » Творимо слова». -Запишіть якомога більше слів, складених із букв слова Україна . Конкурс 2. Ребуси. -Розшифруйте ребуси . 40 А 3 буна Пі 2 л 10. на.

Гаршин В. М. биография Гаршин Всеволод Михайлович — выдающийся русский прозаик. Родился 2 февраля 1855 г. в имении Приятная Долина Екатеринославской губернии в дворянской офицерской семье. Пятилетним ребенком Гаршин пережил семейную драму, сказавшуюся на.

Улыбнитесь))))))) Дети в школу собирались… Мылись, брились, похмелялись — — — — — Уставшая учительница после тяжелого рабочего дня вся нагруженная сумками с тетрадями и учебниками возвращается домой. Заходит в подъезд.

О творчестве А. В. Вампилова Пьесы Вампилова, обладая энергией всевременности, все-таки были рождены в 1960-е годы, несли приметы этих лет. По ним можно проследить, как менялся моральный климат в обществе, что происходило с человеком, не.

Конспект урока на тему «Общие свойства металлов» Орлова Ольга Дмитриевна Аннотация Урок по теме «Общие свойства металлов» запланирован в рамках технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся, с использованием приоритетного дидактического поисково — исследовательского подхода, метода.

Сочинение по рассказу Тургенева «Муму». Краткое изложение текста В рассказе И. С. Тургенева «Муму» описывается история, произошедшая с дворником Герасимом, собачкой Муму, крепостной Татьяной и их барыней в Москве в стародавние времена. История меня очень поразила, и я.

«Проблеск» анализ стихотворения Тютчева Стихотворение «Проблеск» — одно из ранних произведений Ф. И. Тютчева: оно было написано в 1824 или 1825 году и относится к «мюнхенскому» периоду жизни и творчества поэта. Впервые стихотворение было.

РАЗРАБОТКА урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики на тему: Добро и зло Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Горковская средняя общеобразовательная школа» РАЗРАБОТКА Урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики На тему: Добро и зло Разработала: Яковлева С. В. Учитель начальных классов.

Интересные подробности жизни и творчества Иоганна Вольфганга фон Гете Несмотря на скромный тираж , первое издание «Страданий юного Вертера» наделало много шуму в Германии и за ее пределами. Немецкое юношество облеклось в «вертеровский костюм», многие молодые люди по примеру.

Сейчас вы читаете: Анализ стихотворения Заболоцкого Можжевеловый куст

Анализ стихотворения Заболоцкого Уступи мне, скворец, уголок

Пейзажная лирика Н. А. Заболоцкого пестрит яркими природными зарисовками, в которых каждый объект окружающего мира наделён душой. Наиболее эмоциональным диалогом поэта с мирозданием по праву стоит считать стихотворение «Уступи мне, скворец, уголок».

Восторженное состояние лирического героя, выраженное во множестве риторических восклицаний, объясняется всеобщим пробуждением всего живого вокруг, что связано с наступлением весны. Символом воцарения тёплого времени года становится скворец. Словно талантливый музыкальный работник, он воспевает приближающуюся пору. Не зря, восхищаясь мастерством птицы, автор использует перифраз «певец из берёзовой консерватории».

Весна Заболоцкого наполнена суматохой, движением, обилием звуков. Подражая весеннему шуму, наполняющему природный мир, автор во многих строфах использует аллитерацию: «По колено затоплены тополи», «Разрывая сияние струн».

Весна ассоциируется не только с обновлением природы, но и возрождением всех душевных сил человека. Безудержная энергия подталкивает на сумасшедшие поступки, но герой урезонивает самого себя, зная, что израсходовав весь творческий потенциал, он «без голоса к лету останется». Тем не менее, необходимо использовать внутренние запасы безудержной радости на что-то достойное, из-за чего лирический герой обращается с призывом к самому себе: «Поднимай же скворешню, душа». С помощью такой необычной метафоры поэтом подчёркивается близость человеческой натуры всему живому на Земле. Именно поэтому человек просто обязан присоединиться к всеобщему природному веселью.

Метафора становится ведущим средством на протяжении всего стихотворении, в свою очередь, превращая каждую деталь окружающего пространства в человекоподобное существо. С наступлением весны «пробуждаются клёны от сна», распевается скворец «в самом горле у рощи берёзовой», а «бабочка-странница» даёт полезный совет обезумевшему от нахлынувших чувств герою.

Союз человека и природы, по мнению Н. А. Заболоцкого, может быть гармоничным, если поддаться влиянию весны и распахнуть свою душу новым ощущениям, как это сделал лирический герой, заключив своеобразную сделку со скворцом. Вот почему так воодушевляющее звучит лирическое произведение данного автора.

Вариант №2

Николай Заболоцкий вместе со своей семьей долгое время провели в лагерях, а после принудительно проживали в Караганде. Но весна 1946 года принесла радость в душу поэта и умиротворения. После продолжительных прошений он возвращается со своей семьей в Москву, и находит приют у своего лучшего друга и коллеги Василия Ильенкова. Именно эти изменения в его жизни и побудили поэта к написанию стихотворения «Уступи мне, скворец, уголок». Ведь именно скворец является символом прихода весны. И это сравнение помогает поэту передать ту радость, что он вернулся домой, что он снова с семьей и что теперь творчество будет у него на первом плане вместе с семьей.

В произведении автор как бы заключает сделку с весенней птахой, и готов отдать душу для того чтобы приютится рядом со скворцом. Этим автор стихотворения хотел сказать как сильно он скучал по родной природе, как он был рад тем подснежникам, которые долгие годы только представлял в мечтах. Очень хорошо описываются всяческие мелочи того что весна пришла не только в природу но и в душу писателя.

Чувство и запахи весны, тепло первых лучиков весеннего солнца, всем эти пропитано каждое слово данного стихотворения. Эти строки просто хотят унести читателя в свободный полет вместе со скворцом. Освободиться от всех тягот каждодневного бытия и просто умчаться на крыльях свободы вместе со скворцом. Но не только ощущение свободы переполняет душу поэта, а также в сердце происходят положительные изменения, оно наполняется весенним теплом и добром. Писатель призывает читателя взять последние силы в руки и начать жить заново, не смотря ни на что.

Пройдя тернистым путем через все тяготы и лишения военного времени, автор уверен, что его в дальнейшем будет ожидать только счастье, благополучие и семейный уют. Также автор уверен, что с приходом весны в его душу, она там останется навсегда и никуда не уйдет. В его сердце и душе навечно поселится весна, солнце и щебетание скворцов, которое как бальзам на душу. Этими строками он хочет передать читателю точно такую же уверенность в собственных силах, и во что бы то ни стало верить только в лучшее и хорошее. Ведь в современном мире все больше преобладает подлость, зависть и несправедливость.

Но сама судьба обошлась с Николаем Заболоцким совсем не лучшим образом. Именно после его первой весны дома с семьёй, судьба ему отвела не больше 10-ти лет жизни. И эти мгновения жизни были не самыми лучшими в его жизни. Но те чувства, которые сравнимы с приходом весны после долгой зимы, переполняют его душу теплом и семейной радостью. Любите жизнь, своих близких и не злитесь понапрасну.

Читайте также:  Анализ стихотворения Сентябрь Заболоцкого

Картинка к стихотворению Уступи мне, скворец, уголок

Популярные темы анализов

Цветаева Марина Ивановна-поэт, прозаик, переводчик. Появилась на свет двадцать шестого сентября 1892 года в городе Москва. Она жила и творила во время “Серебряного века” русской литературы, а точнее в 19-20 веках. На тот момент Цветаева

Не секрет, что для женщины девятнадцатого века было обыкновенным иметь альбом, или, если будет угодно, дневник, который служил ей своеобразным хранилищем важных для нее заметок, рассуждений, памятных поздравлений, рисунков и стихов.

«Гори, звезда моя, не падай» можно назвать чуть ли не биографическим стихотворением, ведь Есенин устами лирического героя излагает свою грядущую судьбу. Для всей поздней лирики поэта характерна мрачная атмосфера и тяжёлый

Стихотворение «Топи да болота» написал в 1914 году Сергей Александрович Есенин — русский поэт, лирик, имажинист и ярчайший представитель новокрестьянской поэзии XX вв. Поэт родился и жил вплоть до 1912 года в селе Константиново

Стихотворение было написано в 1956 году, Пастернак в то время уже был пожилым человеком. В момент написания произведения писателю было 66 лет и возможно это стихотворение описывает опыт самого писателя.

Анализ стихотворения Заболоцкого «Уступи мне, скворец, уголок»

Билет № 2

Раскройте особенности одного из стихотворений русских поэтов ХХ в. о Родине, родной природе. Прочитайте его наизусть.

ВАРИАНТ ОТВЕТА 1

В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, но она

Открыта не для каждого и даже

Не каждому художнику видна.

С утра обремененная работой,

Трудом лесов, заботами полей,

Природа смотрит как бы с неохотой

На нас, неочарованных людей.

И лишь когда за темной чащей леса

Вечерний луч таинственно блеснет,

Обыденности плотная завеса

С ее красот мгновенно упадет.

Вздохнут леса, опущенные в воду,

И, как бы сквозь прозрачное стекло,

Вся грудь реки приникнет к небосводу

И загорится влажно и светло.

Из белых башен облачного мира

Сойдет огонь, и в нежном том огне,

Как будто под руками ювелира,

Сквозные тени лягут в глубине.

И чем ясней становятся детали

Предметов, расположенных вокруг,

Тем необъятней делаются дали

Речных лугов, затонов и излук.

Горит весь мир, прозрачен и духовен,

Теперь-то он поистине хорош,

И ты, ликуя, множество диковин

В его живых чертах распознаешь.

1957Николай Заболоцкий

Анализ стихотворения Н. Заболоцкого «Вечер на Оке».

В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, но она

Открыта не для каждого и даже

Не каждому художнику видна.

В этой строфе нет нарочито поэтических слов и выражений, но выражается мысль о том, что очарованье русского пейзажа доступно не каждому человеку. Размер стихотворения: 5-стопный ямб, с пиррихиями. Рифма перекрестная. Аллитерация в двух первых строках:

Трудом лесов, заботами полей,

Природа смотрит как бы с неохотой

На нас, неочарованных людей.

Поэт показывает нам человека, не обремененного работой, который не обращает внимания на природу, которая работает, трудится: разворачивает новые листья на деревьях, выгоняет травы, создает плоды. Природа занята ежедневной, обыденной, не видной человеческому глазу работой, она как цельное существо со своим разумом и самосознанием не хочет замечать «нас, неочарованных людей», не подверженных ее чарам; вышедших из ее лона, но порвавших с нею связь.

И лишь когда за темной чащей леса

Вечерний луч таинственно блеснет,

Обыденности плотная завеса

С ее красот мгновенно упадет.

С наступлением вечера природа словно приоткрывает свою тайну, помогает ему проникнуть в чудо. В строфе появляются не только определения, но именно эпитеты. Ощущение тайны передается и с помощью звукописи.

Вздохнут леса, опущенные в воду,

И, как бы сквозь прозрачное стекло,

И загорится влажно и светло.

С помощью олицетворений автор «оживляет» природу, но он не очеловечивает её: напротив, мы чувствуем, что это человек приближается к природе, к её постижению; что лесам свойственно вздыхать, опускаясь в воду, а реке – приникать грудью к небосводу. Вся строфа представляет собой развернутую метафору, включающую в себя сравнение и сплавленную с олицетворением: по существу речь идёт об отражении деревьев и закатного неба в воде, но поэт как бы переворачивает картину, и мы с естественного языка образов с трудом переводим на язык рациональности.

В первой строке настроение создаётся повторением гласных [о] и [у], во второй строке «работает» согласный звук [к], создавая ощущение твёрдой преграды, препятствия. Затем чувства словно прорываются через эту преграду, наполняются звучанием, сонорностью: «грудь реки приникнет». В конце третьей и в четвертой строке появляется звучный [в] и его сочетания с сонорным [л], передающее ощущение насыщенности и силы.

Вернемся к первой строфе и сравним ее изобразительную скупость с богатством четвертой строфы. Мысль, заложенная в начале, ярко и стремительно разворачивается в образах. Художественная форма наполнена глубоким смыслом.

Из белых башен облачного мира

Как будто под руками ювелира,

Сквозные тени лягут в глубине.

Небо превращается в таинственный мир, где облака – белые башни, из которых нисходит на землю закатный свет – нежный огонь (развернутая метафора). Аллитерация создает ощущение пластичности первой строки. Во второй строке «работает» звук [o]. Природа рисует не на поверхности, а в глубине реки тончайшие картины, создаёт yзopы с точностью и изяществом ювелира, тем самым поверхность реки уподобляется драгоценному камню: одно сравнение вызывает сложный ассоциативный ряд. На память приходят драгоценные геммы с изящными изображениями, проступающими словно бы из глубины камня.

И чем ясней становятся детали

Предметов, расположенных вокруг,

Тем необъятней делаются дали

Речных лугов, затонов и излук.

Мы привыкли к тому, что деталь противопоставлена широте. Так, например, фотографируя крупно какой-нибудь цветок, мы знаем: то, что на заднем плане, выйдет несколько размыто. С другой стороны, если мы будем фотографировать панораму, то детали не будут видны с ясностью и точностью.

Начало шестой строфы – «И чем ясней становятся детали. » – словно готовит нас к этому противопоставлению, в том числе и своей «непоэтической, научной лексикой («детали», «предметы»), но всё оказывается иначе: дали делаются необъятными, то есть более глубокими; не размытыми, а тоже более четкими.

Горит весь мир, прозрачен и духовен,

Теперь-то он поистине хорош,

И ты, ликуя, множество диковин

В его живых чертах распознаешь.

В творчестве зрелого Заболоцкого природа одухотворена изначально, и человек, находясь с природой в сложных отношениях, может приобщиться к её высокой духовности, неразрывно связанной с рождением новой жизни. В последней строфе стихотворения звучит торжественная, ликующая мелодия мира.

Человек – не существо, которое пытается навязать бездушной природе свои житейские категории. Человек, пытающийся познать природу, насыщенную и одухотворенную в своем постоянном творении жизни, человек, ощущающий своё неразрывное единство с ней, – вот образ, которым заряжена поэзия Заболоцкого.

Мы видим, что Заболоцкий начинает стихотворение с мысли, которая разворачивается в образ. Образ расширяется до мелодии, заполняющей душу человека. В этом стихотворении ярко выражена формула поэтического творчества Заболоцкого: мысль – образ – музыка. Музыка – не выражение душевных тайн личности, но гармония всеобщей жизни («Жизнь потоком светящейся пыли. », «Горит весь мир, прозрачен и духовен. »).

ВАРИАНТ ОТВЕТА 2

Наиболее значительным произведением стала маленькая поэма «Русь» (1914), в которой Сергей Есенин создает обобщенный образ родной земли, задумывается о ее судьбе, рассказывает о страданиях и надеждах своего народа и пытается ответить на вопрос, за что же он любит свою родину.

Произведение состоит из пяти частей-главок, которые раскрывают тему с самых разных точек зрения. В первой части автор изображает деревенскую Русь, запуганную дремучими лесами и волчьим воем, нечистой силой и колдунами. Тщательно и предельно лаконично рисует поэт картину нищей и печальной деревни:

Воют в сумерки долгие, зимние,

Волки грозные с тощих полей,

По дворам в погорающем инее

Над застрехами храп лошадей.

Зимний пейзаж как бы впитал в себя драматизм происходящих событий. С зимой и зимней пургой в народе обычно связывали предсказания смерти, недаром у Есенина «заморозь злая». То же самое сулят сумерки. Это слово поэт повторяет дважды в двенадцати строках первой главки: «сумерки долгие, зимние» и «сумерки мглистые».

Картина Руси настолько грустна, тосклива и пугающая, что, кажется, и любить-то ее не за что. Однако вторая главка является признанием в любви к родине и начинается с противительного союза «но»:

Но люблю тебя, родина кроткая!

А за что — разгадать не могу.

Весела твоя радость короткая

С громкой песней весной на лугу.

В третьей главе — опять резкий контрастный переход. Образ Руси исторически конкретизируется и рисуется символическая картина наступившей войны:

Понакаркали черные вороны

Грозным бедам широкий простор.

Крутит вихорь леса во все стороны,

Машет саваном пена с озер.

Грянул гром, чашка неба расколота,

Тучи рваные кутают лес.

На подвесках из легкого золота

Закачались лампадки небес.

В четвертой главке говорится о страданиях родной деревни в ожидании вестей с поля боя. Она начинается с тревожных вопросов о судьбе солдат:

Затомилась деревня невесточкой –

Как-то милые в дальнем краю?

Отчего не уведомят весточкой, –

Не погибли ли в жарком бою?

В четвертой и последней строфе этой главки появляется единственная героиня, которую автор называет по имени. Это четница Луша, к которой приходят «допытаться любимых речей». Четница читает письма, «груды вестей», пришедшие с фронта. Она говорит об «успехах родных силачей» и олицетворяет собою сквозной лейтмотив поэмы, связанный с желанием разгадать, за что поэт любит свою родину и что ждет ее в будущем, а также с невозможностью постигнуть до конца ее тайну.

Последняя глава — это вдохновенная песнь милым полям, хилым хижинам «с поджиданьем седых матерей», думам деревенских баб, которых не спугнет «ни гром и ни тьма». Здесь выражено острое чувство единства с природой родного края («хоть бы стать мне кустом у воды»), его народом («разгадал я их думы несметные») и великая сыновья любовь к родине, которой поэт желает мирной и счастливой жизни:

Припаду к лапоточкам берестяным,

Мир вам, грабли, коса и соха!

Я гадаю по взорам невестиным

На войне о судьбе жениха.

Последняя строфа поэмы, образующая почти полное строфическое кольцо с первой строфой второй главки, завершает основной лейтмотив этого произведения и по сути отвечает на риторический вопрос, которым начинается нежное и проникновенное признание поэта в своей единственной любви:

Ой ты, Русь, моя родина кроткая,

Лишь к тебе я любовь берегу.

Весела твоя радость короткая

С громкой песней весной на лугу.

Поэту бесконечно дороги все приметы его родной земли, но больше всего — ее великий народ, который без жалоб и слез переносит все большие беды и страдания и живет верой в ее лучшее будущее.

ВАРИАНТ ОТВЕТА 3

«Уступи мне, скворец, уголок» Николай Заболоцкий

Уступи мне, скворец, уголок,
Посели меня в старом скворешнике.
Отдаю тебе душу в залог
За твои голубые подснежники.

И свистит и бормочет весна.
По колено затоплены тополи.
Пробуждаются клены от сна,
Чтоб, как бабочки, листья захлопали.

И такой на полях кавардак,
И такая ручьев околесица,
Что попробуй, покинув чердак,
Сломя голову в рощу не броситься!

Начинай серенаду, скворец!
Сквозь литавры и бубны истории
Ты — наш первый весенний певец
Из березовой консерватории.

Открывай представленье, свистун!
Запрокинься головкою розовой,
Разрывая сияние струн
В самом горле у рощи березовой.

Я и сам бы стараться горазд,
Да шепнула мне бабочка-странница:
«Кто бывает весною горласт,
Тот без голоса к лету останется».

А весна хороша, хороша!
Охватило всю душу сиренями.
Поднимай же скворешню, душа,
Над твоими садами весенними.

Поселись на высоком шесте,
Полыхая по небу восторгами,
Прилепись паутинкой к звезде
Вместе с птичьими скороговорками.

Повернись к мирозданью лицом,
Голубые подснежники чествуя,
С потерявшим сознанье скворцом
По весенним полям путешествуя.

Анализ стихотворения Заболоцкого «Уступи мне, скворец, уголок»

Весной 1946 года после нескольких лет лагерей и вынужденного проживания в Караганде, Николай Заболоцкий добился разрешения вернуться в Москву и вместе с семьей поселился на даче в Переделкино у своего хорошего знакомого, писателя Василия Ильенкова. Ощущение свободы и ароматы весны настолько вскружили поэту голову, что он буквально за несколько часов написал удивительное по своей эмоциональной окраске стихотворение «Уступи мне, скворец, уголок». Обращаясь в птице, которая является одним из предвестников весны, поэт не только выказывает свою радость от того, что он смог вернуться домой, но и готов довольствоваться самым малым, лишь бы только иметь возможность больше никогда не расставаться с семьей и заниматься творчеством.

Словно бы заключая сделку с певчей птицей, поэт заявляет: «Отдаю тебе душу в залог за твои голубые подснежники». При этом автор обращается уже не только к скворцу, но и к окружающей природе, по которой за долгие годы разлуки успел соскучиться. Заболоцкий подмечает каждую мелочь, радуясь тому, как «пробуждаются клены от сна» и «как бабочки, листья захлопали».

Весеннее настроение чувствуется в каждой строчке этого волнующего и искреннего стихотворения. Поддаваясь душевному порыву, автор готов покинуть пыльный чердак и вслед за скворцом броситься в рощу, «сломя голову». Однако, наблюдая за тем, как меняется окружающий мир, поэт чутко прислушивается к своим внутренним ощущениям и понимает, что в его сердце также происходят изменения. Автор чувствует, что весна дает ему силы начать жизнь заново. Поэтому, обращаясь к самому себе, Николай Заболоцкий призывает: «Поднимай же скворешню, душа, над твоими садами весенними».

Несмотря на то, что довелось пережить поэту, он убеждает самого себя в том, что его судьба делает очередной виток, который, возможно, окажется более удачным. «Повернись к мирозданью лицом, голубые подснежники чествуя», — ведет с собственной душой незримый диалог автор. И пытается поверить в то, что эта весна действительно принесет ему не только умиротворение, но и станет началом нового жизненного периода, светлого, радостного и такого же безмятежного, как пение соловья.

Николай Заболоцкий не подозревает, что ему отпущено судьбой немногим более 10 лет, которые будут отнюдь не безмятежными. Но в свою первую весну после ссылки поэт верит в то, что сможет вернуться к прежней жизни и реализовать себя в творчестве.

Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 4637 ;

Ссылка на основную публикацию