Анализ стихотворения Заболоцкого О красоте человеческих лиц

Анализ стихотворения «О красоте человеческих лиц» Заболоцкого

Стихотворение “О красоте человеческих лиц” является одним из самых известных произведений Заболоцкого. Педагог по образованию, он как никто другой умел донести до читателя вложенную в поэтические строки идею. Краткий анализ “О красоте человеческих лиц” по плану поможет ученикам 11 класса лучше понять эту идею. Материал можно использовать для объяснения темы на уроке литературы.

Краткий анализ

История создания стихотворение написано в 1955 году и относится к позднему периоду творчества Заболоцкого, когда он следовал реалистической литературной традиции.

Тема – многообразие человеческих лиц, в каждом из которых можно найти что-то интересное.

Композиция – одночастная, идея последовательно развивается от первой до последней строфы.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный амфибрахий с парной рифмой.

Эпитеты“пышные порталы”, “жалкие лачуги”, “мертвые лица”, “ликующие песни”.

Метафоры“струится дыханье весеннего дня”, “мертвые лица закрыты решетками”, “малую хижину знал я когда-то”.

Сравнения“словно темница”, “как солнце сияющих нот”, “другие – как башни”.

Анафора“есть лица”.

История создания

Произведение написано в период оттепели, когда многие писатели и поэты, в том числе Заболоцкий, испытывали творческий подъем. Датируется произведение 1955 годом, когда поэт поддерживал деятельность “Объединения реального искусства”. Заболоцкий исповедовал принципы реалистичной традиции в литературе и писал такие произведения, которые были бы понятны даже детям. Этому помогало его педагогическое образование.

Стих посвящен не просто описанию человеческих лиц: поэт говорит о том, что на них буквально “написаны” характер, жизненный путь, наклонности. И если уметь анализировать “написанное”, можно узнать о человеке гораздо больше, чем он о себе рассказывает. Заболоцкий использует метафору со знаниями не просто для красоты слога, ведь жизнь – это тот же дом и каждый человек строит ее по-своему.

При этом он также отмечает, что красота лица не должна становиться приоритетом при оценке человека, ведь главное – это душа, которую можно в этом лице разглядеть.

Композиция

Произведение имеет одночастную композицию. С первой строфы поэт описывает разные лица-здания, сначала проводя аналогию, а после – делая вывод. Такой принцип построения упрощает для читателя понимание вложенной идеи. В основном каждому лицу-зданию автор уделяет по две строки – и тем важнее в композиционном смысле последние две строфы, посвященные неказистой снаружи и прекрасной внутри “хижине” и лицам, которые напоминают автору “ликующие песни” .

При этом поэт использует принцип нарастающей эмоциональности, когда в конце он выражает мысль о том, что мир прекрасен. И прекрасных людей в нем тоже много, если не полениться и отыскать их.

Заболоцкий часто обращался к такому жанру, как философская лирика. Именно он позволял ему рассматривать волнующие проблемы всесторонне и глубоко. К этому жанру относится и стихотворение “О красоте человеческих лиц”.

Оно написано четырехстопным амфибрахием, который передает раздумчивость произведения, придает ему характер размеренного рассуждения.

Средства выразительности

Стихотворение “О красоте человеческих лиц” богато разнообразными выразительными средствами, каждое из которых играет свою роль. Заболоцкий использует:

  • Эпитеты – “пышные порталы”, “жалкие лачуги”, “мертвые лица”, “ликующие песни”.
  • Метафоры – “струится дыханье весеннего дня”, “мертвые лица закрыты решетками”, “малую хижину знал я когда-то” .

По сути, все произведение – это композиция из развернутых метафор, помогающих понять мысль автора. Он использует образы для того, чтобы донести до читателя свою идею, а рефрен “есть лица” не только отделяет одну метафору от другой, но и подчеркивает тему стихотворения. Анафора также позволяет сделать схему раскрытия образов единой.

Сравнения позволяют Заболоцкому показать, как различаются человеческие лица, какими разными они могут быть. И как важно при этом смотреть не на внешнее, а в душу – через глаза-окна.

«О красоте человеческих лиц», анализ стихотворения Заболоцкого

История создания

Стихотворение «О красоте человеческих лиц» было написано Заболоцким в 1955 г. и напечатано впервые в журнале «Новый мир» за 1956 г., в № 6.

В последние годы своей жизни Заболоцкий был крайне подозрительным. Он боялся, что его снова арестуют, боялся измены друзей. Не удивительно, что поэт вглядывался в лица людей, читая по ним их души и пытаясь найти искренние.

Жанр стихотворения

Стихотворение относится к жанру философской лирики. Проблема истинной, душевной красоты волновала Заболоцкого в этот период времени. Ей, например, посвящено одно из самых знаменитых стихотворений поэта – хрестоматийная «Некрасивая девочка».

В 1954 г. писатель пережил первый инфаркт, столкнулся с неискренностью и лицемерием близких. Последние годы жизни он очень ценил всё настоящее, истинное, в том числе и красоту.

Тема, основная мысль и композиция

Философская тема заявлена в названии стихотворения.

Основная мысль: красота человеческих лиц заключена не во внешних чертах, а в душе, отражённой во взгляде, в выражении.

Стихотворение состоит из четырёх строф. В первых двух описаны четыре типа лиц неприятных. В третьей строфе возникает лицо, которое дарит радость. Последняя строфа – обобщение: лирический герой восхищён величием и гармонией вселенной, в которой есть лица божественной, небесной красоты, отражающие божественную природу человека.

Тропы и образы

Основной троп стихотворения – сравнение, образуемое при помощи слов «подобия» (2 раза), «подобно» и «как» (по 1 разу).

Первый тип лиц – «подобные пышным порталам». С помощью антонимов во второй строке лирический герой раскрывает «загадку» этих лиц: «Великое чудится в малом». Безличный глагол «чудится» сразу выдаёт «тайну» такого Значительного Лица (гоголевская параллель напрашивается), состоящую в том, что на самом деле нет никакой тайны, есть лишь напыщенная наглость. «Красота» таких лиц – внешняя, лицемерная.

Другой тип лиц некрасив даже внешне. Они подобны жалким лачугам, но и внутри отвратительны, наполнены вонью и грязью, требухой (метафора «варится печень и мокнет сычуг»).

Второе четверостишие полностью посвящено мёртвым лицам и мёртвым душам. Вот третий тип лиц: их лирический герой характеризует эпитетами «холодные, мёртвые». Они сравниваются с закрытыми решётками темницы. Это лица равнодушных людей. Но бывают души и «ещё мертвее» (и здесь вновь прослеживается гоголевская художественная логика), и это – четвёртый тип: покинутые башни (свежая метафора) некогда могучей, на века возведённой крепости, ныне, увы, бессмысленной и необитаемой. В окна этих башен (метафорический образ человеческих глаз) давно никто не смотрит, ибо в башнях «никто не живёт» – а кто мог бы там жить? Конечно, душа. Значит, душевная жизнь человека, физически ещё живого, давно прекратилась, и лицо его эту смерть души невольно выдаёт.

Развитие метафоры окон (в значении глаз), но уже в положительном смысле, мы видим в третьей строфе, в которой описано лицо человека, остающегося живым не только телом, но и душой. Такой человек не выстраивает лицом крепостей с неприступными башнями, нет в лице его показного величия, «хижина» его «неказиста» и «небогата», но этим, казалось бы, сугубо отрицательным эпитетам контекст всего стихотворения придаёт противоположный – положительный – смысл, а метафора «дыханье весеннего дня», которое «струится» из окошка хижины, довершает образ восхитительного, одухотворённого лица.

Наконец, четвёртая строфа начинается строкой веры и упования лирического героя: «Поистине мир и велик и чудесен!» Оба эпитета в данном контексте переливаются всеми оттенками своих значений. Это не только оценочные эпитеты: «велик» в смысле величья и «чудесен» в смысле «прекрасен». Но это вера в то, что мир настолько огромен («велик» в смысле величины) и долговечен, что унылая действительность, окружающая лирического героя, есть как бы очень частный случай, вызванный нынешними печальными обстоятельствами. Истинно человеческие лица есть чудо (и в этом смысле «чудесны»), они подобны песням, созданным из нот, каждая из которых сияет, как солнце (два нанизанных друг на друга сравнения).

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным амфибрахием, рифмовка смежная, женские рифмы чередуются с мужскими.

«О красоте человеческих лиц» анализ стихотворения Заболоцкого по плану кратко – жанр, образы, идея

Стихотворение “О красоте человеческих лиц” является одним из самых известных произведений Заболоцкого. Педагог по образованию, он как никто другой умел донести до читателя вложенную в поэтические строки идею. Краткий анализ “О красоте человеческих лиц” по плану поможет ученикам 11 класса лучше понять эту идею. Материал можно использовать для объяснения темы на уроке литературы.

Краткий анализ

История создания стихотворение написано в 1955 году и относится к позднему периоду творчества Заболоцкого, когда он следовал реалистической литературной традиции.

Тема – многообразие человеческих лиц, в каждом из которых можно найти что-то интересное.

Композиция – одночастная, идея последовательно развивается от первой до последней строфы.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный амфибрахий с парной рифмой.

Эпитеты“пышные порталы”, “жалкие лачуги”, “мертвые лица”, “ликующие песни”.

Метафоры“струится дыханье весеннего дня”, “мертвые лица закрыты решетками”, “малую хижину знал я когда-то”.

Сравнения“словно темница”, “как солнце сияющих нот”, “другие – как башни”.

Анафора“есть лица”.

История создания

Произведение написано в период оттепели, когда многие писатели и поэты, в том числе Заболоцкий, испытывали творческий подъем. Датируется произведение 1955 годом, когда поэт поддерживал деятельность “Объединения реального искусства”. Заболоцкий исповедовал принципы реалистичной традиции в литературе и писал такие произведения, которые были бы понятны даже детям. Этому помогало его педагогическое образование.

Стих посвящен не просто описанию человеческих лиц: поэт говорит о том, что на них буквально “написаны” характер, жизненный путь, наклонности. И если уметь анализировать “написанное”, можно узнать о человеке гораздо больше, чем он о себе рассказывает. Заболоцкий использует метафору со знаниями не просто для красоты слога, ведь жизнь – это тот же дом и каждый человек строит ее по-своему.

При этом он также отмечает, что красота лица не должна становиться приоритетом при оценке человека, ведь главное – это душа, которую можно в этом лице разглядеть.

Композиция

Произведение имеет одночастную композицию. С первой строфы поэт описывает разные лица-здания, сначала проводя аналогию, а после – делая вывод. Такой принцип построения упрощает для читателя понимание вложенной идеи. В основном каждому лицу-зданию автор уделяет по две строки – и тем важнее в композиционном смысле последние две строфы, посвященные неказистой снаружи и прекрасной внутри “хижине” и лицам, которые напоминают автору “ликующие песни”.

При этом поэт использует принцип нарастающей эмоциональности, когда в конце он выражает мысль о том, что мир прекрасен. И прекрасных людей в нем тоже много, если не полениться и отыскать их.

Заболоцкий часто обращался к такому жанру, как философская лирика. Именно он позволял ему рассматривать волнующие проблемы всесторонне и глубоко. К этому жанру относится и стихотворение “О красоте человеческих лиц”.

Оно написано четырехстопным амфибрахием, который передает раздумчивость произведения, придает ему характер размеренного рассуждения.

Средства выразительности

Стихотворение “О красоте человеческих лиц” богато разнообразными выразительными средствами, каждое из которых играет свою роль. Заболоцкий использует:

  • Эпитеты – “пышные порталы”, “жалкие лачуги”, “мертвые лица”, “ликующие песни”.
  • Метафоры – “струится дыханье весеннего дня”, “мертвые лица закрыты решетками”, “малую хижину знал я когда-то”.
  • Сравнения – “словно темница”, “как солнце сияющих нот”, “другие – как башни”.
  • Анафора – “есть лица”.

По сути, все произведение – это композиция из развернутых метафор, помогающих понять мысль автора. Он использует образы для того, чтобы донести до читателя свою идею, а рефрен “есть лица” не только отделяет одну метафору от другой, но и подчеркивает тему стихотворения. Анафора также позволяет сделать схему раскрытия образов единой.

Сравнения позволяют Заболоцкому показать, как различаются человеческие лица, какими разными они могут быть. И как важно при этом смотреть не на внешнее, а в душу – через глаза-окна.

Анализ стихотворения «О красоте человеческих лиц» Заболоцкого

Стихотворение “О красоте человеческих лиц” является одним из самых известных произведений Заболоцкого. Педагог по образованию, он как никто другой умел донести до читателя вложенную в поэтические строки идею. Краткий анализ “О красоте человеческих лиц” по плану поможет ученикам 11 класса лучше понять эту идею. Материал можно использовать для объяснения темы на уроке литературы.

Краткий анализ

История создания – стихотворение написано в 1955 году и относится к позднему периоду творчества Заболоцкого, когда он следовал реалистической литературной традиции.
Тема – многообразие человеческих лиц, в каждом из которых можно найти что-то интересное.

Композиция – одночастная, идея последовательно развивается от первой до последней строфы.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный амфибрахий с парной рифмой.

Эпитеты – “пышные порталы”, “жалкие лачуги”, “мертвые лица”, “ликующие песни”.

Метафоры – “струится дыханье весеннего дня”, “мертвые лица закрыты решетками”, “малую хижину знал я когда-то”.

Сравнения – “словно темница”, “как солнце сияющих нот”, “другие – как башни”.

Анафора – “есть лица”.

Краткое содержание

Стихотворение начинается со строчки: «Есть лица подобные пышным порталам». В ней поэт сравнивает внешность людей с небольшими домами, которые скрывают многое в себе. Некоторые напоминают только разваливающиеся лачуги, которые пропитаны запахами дешевой еды. Но есть и совсем необычные внешности. Такие люди выглядят мертвыми и отрешенными, словно отгороженными решетками.

Были и те, кто напоминал своим видом башни. Но в окна таких зданий давно уже не заглядывало солнце и создается ощущение, что там никто не живет. Дальше лирический герой признается, что он помнил одну интересную хижину. Она была неказистой, бедной, некрасивой, но в то же время от нее исходил свет жизни.

В последних строчках лирический герой делает важное открытие.

Перед ним предстает чудесный и великий мир, который наполнен прекрасными людьми. Они словно чудесные ноты, которые позволяют соткать небесную песню. Именно это важно ценить в людях и всегда искать эту душевную красоту.

Стих посвящен не просто описанию человеческих лиц: поэт говорит о том, что на них буквально “написаны” характер, жизненный путь, наклонности. И если уметь анализировать “написанное”, можно узнать о человеке гораздо больше, чем он о себе рассказывает. Заболоцкий использует метафору со знаниями не просто для красоты слога, ведь жизнь – это тот же дом и каждый человек строит ее по-своему.

При этом он также отмечает, что красота лица не должна становиться приоритетом при оценке человека, ведь главное – это душа, которую можно в этом лице разглядеть.

Анализ стихотворения Н.А.Заболоцкого «О красоте человеческих лиц» (8 класс)

Анализ стихотворения Н. А. Заболоцкого «О красоте человеческих лиц».

Поэта всегда волновал вопрос, что же главнее в человеке: его внешность, обложка, или его душа, внутренний мир. Этой теме посвящено стихотворение «О красоте человеческих лиц», написанное в 1955 году. Уже в названии звучит слово красота. Какую же красоту ценит поэт в людях?

Стихотворение можно разделить на две части. Первая часть — размышление лирического героя о красоте человеческих лиц: «Есть лица, подобные пышным порталам, Где всюду великое чудится в малом».

В этих строках поэт использует необычные метафоры и сравнения. Портал это главный вход большого здания, его фасад. Обратим внимание на эпитет «пышный» – нарядный, красивый. Не всегда по внешнему виду можно судить о человеке. Ведь за красивым лицом, модной одеждой может скрываться духовное убожество. Не случайно поэт использует антонимы: «великое чудится в малом».

Далее звучит сравнение, противопоставленное первому: «Есть лица подобия жалких лачуг, Где варится печень и мокнет сычуг». Эпитет создает неприглядную картину, подчёркивает бедность, убожество: «лачуга жалкая». Но здесь мы видим нищету не только внешнюю, но и внутреннюю, духовную пустоту. Одинаковое построение предложений в этом четверостишии (синтаксический параллелизм) и анафора используются для того, чтобы усилить, выделить антитезу.

В следующем четверостишии продолжаются философские размышления автора. Местоимения «иной – другой» символичны, подчёркивают однообразие. Обратим внимание на эпитеты «холодные, мёртвые лица» и метафору-сравнение «закрыты решётками, словно темницы». Такие люди, по мнению автора, замкнуты в себе, никогда не делятся с окружающими своими проблемами: «Другие как башни, в которых давно Никто не живёт и не смотрит в окно».

Брошенный замок опустел. Такое сравнение подчёркивает утрату человеком мечты, надежды. Он не пытается что-то изменить в своей жизни, не стремится к лучшему. Вторая часть противопоставлена первой в эмоциональном плане. Союз «но» подчёркивает антитезу. Яркие эпитеты «весенний день», «ликующие песни», «сияющие ноты» меняют настроение стихотворения, оно становится солнечным, радостным. Несмотря на то, что малая хижина «неказиста, небогата», она излучает свет. Восклицательное предложение подчёркивает такое настроение: «Поистине мир и велик и чудесен!» Для поэта главное — духовная красота человека, его внутренний мир, то, чем он живёт: «Есть лица — подобья ликующих песен, Из этих, как солнце, сияющих нот Составлена песня небесных высот».

В этих строках выражена идея стихотворения. Именно такие люди, простые, открытые, жизнерадостные привлекают поэта. Именно такие лица поэт считает по-настоящему красивыми.

Композиция

Произведение имеет одночастную композицию. С первой строфы поэт описывает разные лица-здания, сначала проводя аналогию, а после – делая вывод. Такой принцип построения упрощает для читателя понимание вложенной идеи. В основном каждому лицу-зданию автор уделяет по две строки – и тем важнее в композиционном смысле последние две строфы, посвященные неказистой снаружи и прекрасной внутри “хижине” и лицам, которые напоминают автору “ликующие песни”.

При этом поэт использует принцип нарастающей эмоциональности, когда в конце он выражает мысль о том, что мир прекрасен. И прекрасных людей в нем тоже много, если не полениться и отыскать их.

Тропы и образы

Основной троп стихотворения – сравнение, образуемое при помощи слов «подобия» (2 раза), «подобно» и «как» (по 1 разу).

Первый тип лиц – «подобные пышным порталам». С помощью антонимов во второй строке лирический герой раскрывает «загадку» этих лиц: «Великое чудится в малом». Безличный глагол «чудится» сразу выдаёт «тайну» такого Значительного Лица (гоголевская параллель напрашивается), состоящую в том, что на самом деле нет никакой тайны, есть лишь напыщенная наглость. «Красота» таких лиц – внешняя, лицемерная.

Другой тип лиц некрасив даже внешне. Они подобны жалким лачугам, но и внутри отвратительны, наполнены вонью и грязью, требухой (метафора «варится печень и мокнет сычуг»).

Второе четверостишие полностью посвящено мёртвым лицам и мёртвым душам. Вот третий тип лиц: их лирический герой характеризует эпитетами «холодные, мёртвые». Они сравниваются с закрытыми решётками темницы. Это лица равнодушных людей. Но бывают души и «ещё мертвее» (и здесь вновь прослеживается гоголевская художественная логика), и это – четвёртый тип: покинутые башни (свежая метафора) некогда могучей, на века возведённой крепости, ныне, увы, бессмысленной и необитаемой. В окна этих башен (метафорический образ человеческих глаз) давно никто не смотрит, ибо в башнях «никто не живёт» – а кто мог бы там жить? Конечно, душа. Значит, душевная жизнь человека, физически ещё живого, давно прекратилась, и лицо его эту смерть души невольно выдаёт.

Развитие метафоры окон (в значении глаз), но уже в положительном смысле, мы видим в третьей строфе, в которой описано лицо человека, остающегося живым не только телом, но и душой. Такой человек не выстраивает лицом крепостей с неприступными башнями, нет в лице его показного величия, «хижина» его «неказиста» и «небогата», но этим, казалось бы, сугубо отрицательным эпитетам контекст всего стихотворения придаёт противоположный – положительный – смысл, а метафора «дыханье весеннего дня», которое «струится» из окошка хижины, довершает образ восхитительного, одухотворённого лица.

Наконец, четвёртая строфа начинается строкой веры и упования лирического героя: «Поистине мир и велик и чудесен!» Оба эпитета в данном контексте переливаются всеми оттенками своих значений. Это не только оценочные эпитеты: «велик» в смысле величья и «чудесен» в смысле «прекрасен». Но это вера в то, что мир настолько огромен («велик» в смысле величины) и долговечен, что унылая действительность, окружающая лирического героя, есть как бы очень частный случай, вызванный нынешними печальными обстоятельствами. Истинно человеческие лица есть чудо (и в этом смысле «чудесны»), они подобны песням, созданным из нот, каждая из которых сияет, как солнце (два нанизанных друг на друга сравнения).

Средства выразительности

Стихотворение “О красоте человеческих лиц” богато разнообразными выразительными средствами, каждое из которых играет свою роль. Заболоцкий использует:

  • Эпитеты – “пышные порталы”, “жалкие лачуги”, “мертвые лица”, “ликующие песни”.
  • Метафоры – “струится дыханье весеннего дня”, “мертвые лица закрыты решетками”, “малую хижину знал я когда-то”.
  • Сравнения – “словно темница”, “как солнце сияющих нот”, “другие – как башни”.
  • Анафора – “есть лица”.

По сути, все произведение – это композиция из развернутых метафор, помогающих понять мысль автора. Он использует образы для того, чтобы донести до читателя свою идею, а рефрен “есть лица” не только отделяет одну метафору от другой, но и подчеркивает тему стихотворения. Анафора также позволяет сделать схему раскрытия образов единой.

Сравнения позволяют Заболоцкому показать, как различаются человеческие лица, какими разными они могут быть. И как важно при этом смотреть не на внешнее, а в душу – через глаза-окна.

Тема, основная мысль и композиция

Философская тема заявлена в названии стихотворения.

Основная мысль: красота человеческих лиц заключена не во внешних чертах, а в душе, отражённой во взгляде, в выражении.

Стихотворение состоит из четырёх строф. В первых двух описаны четыре типа лиц неприятных. В третьей строфе возникает лицо, которое дарит радость. Последняя строфа – обобщение: лирический герой восхищён величием и гармонией вселенной, в которой есть лица божественной, небесной красоты, отражающие божественную природу человека.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным амфибрахием, рифмовка смежная, женские рифмы чередуются с мужскими.

  • «Я воспитан природой суровой», анализ стихотворения Заболоцкого
  • «Где-то в поле возле Магадана», анализ стихотворения Заболоцкого
  • «Не позволяй душе лениться…», анализ стихотворения Заболоцкого
  • «Я не ищу гармонии в природе», анализ стихотворения Заболоцкого
  • «Журавли», анализ стихотворения Заболоцкого
  • «Можжевеловый куст», анализ стихотворения Заболоцкого
  • «Завещание», анализ стихотворения Заболоцкого
  • Николай Алексеевич Заболоцкий, краткая биография

По произведению: «О красоте человеческих лиц»

По писателю: Заболоцкий Николай Алексеевич

Жизнь поэта

Судьба была нелегкой. Путь в поэзию начался в детстве, которое прошло в Казанской губернии. Отец и мать были сельскими интеллигентами, мальчик много читал и увлекался самыми разными областями знаний, от химии до рисования. Ремесленное училище, поступление в Московский университет сразу на два факультета, перевод в Петроград, написание первых не очень удачных виршей — все это перечеркнула армейская служба. Как ни странно, именно эта мобилизация (1926) и связанные с ней тяготы (они были не самыми страшными, Заболоцкий служил в Питере и фактически ходил на службу, как на работу) подвигли молодого (ему было 23 года) поэта впервые написать что-то серьезное. После армии работал в ОГИЗе (потом его переименовали в ДетГИЗ) у Маршака.

В 1938 его арестовали. Это испытание было посерьезнее, чем армия. Выпустили лишь в 1944-м, а после переложения им «Слова о полку Игореве» даже разрешили проживать в столице и восстановили в СП. После начала «оттепели» Николай Алексеевич ощутил творческий подъем, продолжавшийся почти до самой смерти. При жизни вышли четыре его сборника, в последний из которых вошло написанное в 1955 голу стихотворение «О красоте человеческих лиц». Анализ мироощущения автора дает основания считать его человеком, умевшим мыслить образно и нестандартно.

На первый и поверхностный взгляд кажется, что поэт использует довольно распространенный прием противопоставления. Вот так примерно: есть человек красивый, богатый и здоровый, но скверный и подлый, а другой — полный его антипод, кривой, косой, хворый и бедный, но зато душа у него неописуемо великолепная.

Главная тема стихотворения

Главная тема стихотворения – мысль о том, что жизненный путь, черты характера, привычки и наклонности – все это буквально пишется на лице человека. Лицо не обманывает, и рассказывает всё человеку, способному логически мыслить и анализировать, составляя не только внешний, но и внутренний портрет. Умение составлять такие портреты, читая судьбу собеседника, словно книгу, называется физиогномикой. Так, для наблюдательного физиогномиста один человек предстанет вычурно-прекрасным, но пустым внутри, другой может оказаться скромным, но содержать в себе целый мир. Еще люди похожи на здания, ведь каждый человек «строит» свою жизнь, и у каждого получается по-разному – либо роскошный замок, либо ветхая лачуга. Окна в построенных нами зданиях – это наши глаза, по которым можно прочесть внутреннюю жизнь – наши мысли, намерения, мечты, наш интеллект.

Заболоцкий и рисует эти несколько образов-зданий, прибегая к развернутым метафорам:

  • «пышные порталы» — лица, не соответствующие внутренней пустотой своему броскому внешнему виду,
  • «жалкие лачуги» — лица, в которых внешняя бедность соответствует внутренней скудности,
  • «темницы» — лицо внутренне мертвого, равнодушного, озлобленного человека,
  • «башни» — лица не думающих, не размышляющих, либо не любящих, потерявших смысл жизни,
  • «малые хижинки» — лица теплых, отзывчивых, сердечных, внутренне богатых людей, способных озарить ярким светом, поделиться душевной теплотой.

Совершенно ясно, что самому автору по душе такие открытия – когда в «маленькой хижине» обнаруживается настоящий клад положительных человеческих качеств, талантов. Такую «хижину» можно открывать снова и снова, и она будет радовать своей разносторонностью. Такая «хижина» внешне неприметна, но опытному человеку, умеющему читать лица, может посчастливиться встретить такого человека.

Автор прибегает к приемам развернутой метафоры и антитезы («порталы» противопоставлены «жалким лачугам», высокомерные «башни» небольшим, но уютным «хижинам»). Противопоставляются величие и приземленность, талант и пустота, теплый свет и холодная темнота.

Использует автор сравнения («словно темница», «как башни»), помогающие нарисовать действительно мрачную картину внешнего великолепия, не соответствующего внутренней пустоте и разрушающего гармонию.

Анализ стихотворения Заболоцкого «О красоте человеческих лиц»

В творчестве Заболоцкого неоднократно поднимались философские темы. Не стало исключением стихотворение «О красоте человеческих лиц». Анализ произведения позволяет лучше узнать идею работы и увидеть использованные художественные приемы. Автор размышляет о том, что первостепеннее — душа или внешность человека.

  1. История создания
  2. Краткое содержание
  3. Художественные приемы

История создания

Стихотворение написано в 1955 году и относится к позднему периоду творчества поэта. В России была хрущевская оттепель и многие люди искусства испытывали творческий подъем. Николай Заболоцкий в это время поддерживал организацию «Объединение реального искусства». Поэт выступал за то, чтобы стихотворения писались понятным языком. Текст должны быть легкодоступным даже для детей.

В произведении о красоте человека Заболоцкий скрыл глубокий смысл. Автор показал, что жизненный путь человека, его моральные ценности отражаются буквально на лице. Душа отражается во внешности, поэтому один будет красивым, а другой — нет. Если уметь буквально считывать информацию с лица, то можно сразу определять суть человека.

Стих Заболоцкого отражает его житейскую мудрость. В тексте наблюдается тонкое понимание жизни. Поэтому поэт смог реализовать свою идею о создании понятной поэзии.

Краткое содержание

Стихотворение начинается со строчки: «Есть лица подобные пышным порталам». В ней поэт сравнивает внешность людей с небольшими домами, которые скрывают многое в себе. Некоторые напоминают только разваливающиеся лачуги, которые пропитаны запахами дешевой еды. Но есть и совсем необычные внешности. Такие люди выглядят мертвыми и отрешенными, словно отгороженными решетками.

Были и те, кто напоминал своим видом башни. Но в окна таких зданий давно уже не заглядывало солнце и создается ощущение, что там никто не живет. Дальше лирический герой признается, что он помнил одну интересную хижину. Она была неказистой, бедной, некрасивой, но в то же время от нее исходил свет жизни.

В последних строчках лирический герой делает важное открытие.

Перед ним предстает чудесный и великий мир, который наполнен прекрасными людьми. Они словно чудесные ноты, которые позволяют соткать небесную песню. Именно это важно ценить в людях и всегда искать эту душевную красоту.

Художественные приемы

Если проанализировать стихотворение, то можно выделить нарастающую эмоциональность. В конце герой выражает мысль о том, что мир прекрасен и в нем много красивых лиц, только нужно постараться их найти. В «О красоте человеческих лиц» композиция не делится на части. В первых строчках поэт описывает разные лица, потом делает вывод.

Подобное построение текста облегчает его восприятие. Автор сравнивает внешность людей с разными типами зданий и на каждый вид отводит по две строчки. В конце он отмечает, что некоторые лица напоминают песни и из них соткана небесная музыка.

Жанр стихотворения — философская лирика. Лирический герой размышляет на тему того, что собой представляет настоящая красота. Он глубоко и чувственно рассказывает о своем виденье. В работе использованы следующие средства выразительности:

  • эпитеты — у поэта лачуги предстают жалкими, лица — мертвыми, а песни — ликующими;
  • метафоры — Заболоцкий показывает хижину живой, весенний день он наделяет дыханием, а лица закрывает решетками;
  • сравнение — поэт сравнивает лица с башнями, темницами, нотами.

В тексте можно найти анафору, которая придает ему особую выразительность. С помощью нее поэт отделяет метафоры друг от друга, подчеркивает тему стихотворения. Через сравнения Заболоцкий показывает различия в лицах и подчеркивает, что нужно смотреть в окна — через них можно увидеть душу.

Поэт четко выражает свою позицию в тексте. Ему по душе больше нравятся люди, которые похожи на маленькие хижины. Из таких домиков словно струится сама жизнь.

Заболоцкий считал, что именно они доброжелательны и переполнены радостью. Именно в облике всегда отражается внутренняя красота человека.

Заболоцкий также высказывает важную мысль: по внешнему виду нельзя судить о содержимом. Порой разваливающийся и ветхий домик оказывается вместилищем чудесных вещей. Так и человек с неказистым видом может оказаться настоящим красавцем внутри. Поэтому важно развивать в себе способность анализировать внешность людей — это поможет в жизни.

Анализ стихотворения Заболоцкого Завещание

Анализ стихотворения «Завещание» Н.А. Заболоцкого

Когда на склоне лет иссякнет жизнь моя
И, погасив свечу, опять отправлюсь я
В необозримый мир туманных превращений,
Когда мильоны новых поколений
Наполнят этот мир сверканием чудес
И довершат строение природы,—
Пускай мой бедный прах покроют эти воды,
Пусть приютит меня зеленый этот лес.

Я не умру, мой друг. Дыханием цветов
Себя я в этом мире обнаружу.
Многовековый дуб мою живую душу
Корнями обовьет, печален и суров.
В его больших листах я дам приют уму,
Я с помощью ветвей свои взлелею мысли,
Чтоб над тобой они из тьмы лесов повисли
И ты причастен был к сознанью моему.

Над головой твоей, далекий правнук мой,
Я в небо пролечу, как медленная птица,
Я вспыхну над тобой, как бледная зарница,
Как летний дождь прольюсь, сверкая над травой.

Нет в мире ничего прекрасней бытия.
Безмолвный мрак могил — томление пустое.
Я жизнь мою прожил, я не видал покоя:
Покоя в мире нет. Повсюду жизнь и я.

Не я родился в мир, когда из колыбели
Глаза мои впервые в мир глядели,—
Я на земле моей впервые мыслить стал,
Когда почуял жизнь безжизненный кристалл,
Когда впервые капля дождевая
Упала на него, в лучах изнемогая.

О, я недаром в этом мире жил!
И сладко мне стремиться из потемок,
Чтоб, взяв меня в ладонь, ты, дальний мой потомок,
Доделал то, что я не довершил.

Стихотворение было написано в 1947 году. Как раз после возвращения из ссылки, в те времена существовал “сталинский режим”. Заболоцкий показывает человека, борящегося с несправедливостью, но силы иссякли и продолжение своего дела он завещает потомкам, и что будет отовсюду наблюдать за происходящим

Человек жил, но сейчас он при смерти и завещает людям сделать то, что он не успел при собстсвенной жизни. Он рассказывает о бессмертии, о том, что он вернётся в образе окружающей природы, что бы увидеть, что делают и как живут люди.

“и погасив свечу, опять отправлясья”

По его словам у каждого человека свой жизненный путь, также, что покоя в жизни нет. Жизнь идет своей чередой, а рядом находится он.

Он не жалеет о прожитой жизни.

Наряду с тем он рассматривает денские проблемы, всегда интерессовавшие людей.

Автор говорит о том, что все процессы в человеческом обществе взаимосвязаны с природой

“. Я на земле моей в первые мыслить стал,
когда почуял жизнь безжизненный пристал. “

Основными героями в стихотворении являются автор и тот потомок, которому предназначено завещание.

Примерно в середине стиха автор говорит: “Покоя в жизни нет”, но к концу:

“Я не даром в этом мире жил”, т.е. хоть покоя он и не обрёл, всё же жизнь его не пропала даром, ему есть чего оставить, есть, что завещать, но это не материально. Он завещает потомкам идею.

Также стих содержит авторское описание природы, действительности и событий.

Повествование-рассказ о проблеме, поднимаемой автором и его рассуждений на философские темы ( например вечная тема:”тема добра и зла”).

Стихотворение, в своём роде, завещание самого Заболоцкого, и является одним из лучших его работ.

Анализ стихотворения Заболоцкого «Завещание»

Стихотворение было написано в 1947 году. Как раз после возвращения из ссылки, в те времена существовал «сталинский режим». Заболоцкий показывает человека, борющегося с несправедливостью, но силы иссякли, и продолжение своего дела он завещает потомкам, а он будет отовсюду наблюдать за происходящим Человек жил, но сейчас он при смерти и завещает людям сделать то, что он
не успел при собственной жизни. Он рассказывает о бессмертии, о том, что он вернётся в образе окружающей природы, что бы увидеть, что делают и как живут люди.

«…и погасив свечу, опять отправлюсь я…»

По его словам у каждого человека свой жизненный путь, также, что покоя в жизни нет. Жизнь идет своей чередой, а рядом находится он. Он не жалеет о прожитой жизни. Наряду с тем он рассматривает проблемы, всегда интересовавшие людей. Автор говорит о том, что все процессы в человеческом обществе взаимосвязаны с природой.

«…Я на земле моей впервые мыслить стал, когда почуял жизнь, безжизненный пристал… «

Основными героями в стихотворении являются автор и тот потомок, которому предназначено завещание. Примерно в середине стиха автор говорит: «Покоя в жизни нет», но к концу: «Я не даром в этом мире жил», т.е. хоть покоя он и не обрёл, всё же жизнь его не пропала даром, ему есть чего оставить, есть, что завещать, но это не материально. Он завещает потомкам идею.

Также стих содержит авторское описание природы, действительности и событий. Повествование-рассказ о проблеме, поднимаемой автором и его рассуждений на философские темы (например, вечная тема: «тема добра и зла»). Стихотворение, в своём роде, — завещание самого Заболоцкого. и является одной из лучших его работ.

Анализ стихотворения Н.А.Заболоцкого

Стихотворение было написано в 1947 году. Как раз после возвращения из
ссылки, в те времена существовал “сталинский режим”. Заболоцкий
показывает человека, борящегося с несправедливостью, но силы иссякли и
продолжение своего дела он завещает потомкам, и что будет отовсюду
наблюдать за происходящим

Человек жил, но сейчас он при смерти и завещает людям сделать то, что
он не успел при собстсвенной жизни. Он рассказывает о бессмертии, о том,
что он вернётся в образе окружающей природы, что бы увидеть, что делают
и как живут люди.

“и погасив свечу, опять отправлясь я”

По его словам у каждого человека свой жизненный путь, также, что покоя
в жизни нет. Жизнь идет своей чередой, а рядом находится он.

Он не жалеет о прожитой жизни.

Наряду с тем он рассматривает денские проблемы, всегда интерессовавшие
людей.

Автор говорит о том, что все процессы в человеческом обществе
взаимосвязаны с природой

“. Я на земле моей в первые мыслить стал,

когда почуял жизнь безжизненный пристал. ”

Основными героями в стихотворении являются автор и тот потомок,
которому предназначено завещание.

Примерно в середине стиха автор говорит: ”Покоя в жизни нет”, но к
концу:

“Я не даром в этом мире жил”, т.е. хоть покоя он и не обрёл, всё же
жизнь его не пропала даром, ему есть чего оставить, есть, что завещать,
но это не материально. Он завещает потомкам идею.

Также стих содержит авторское описание природы, действительности и
событий.

Повествование-рассказ о проблеме, поднимаемой автором и его рассуждений
на философские темы ( например вечная тема:”тема добра и зла”).

Стихотворение, в своём роде, завещание самого Заболоцкого, и является
одним из лучших его работ.

Анализ стихотворения Н.А. Заболоцкого “Завещание”

Анализ стихотворения Н.А. Заболоцкого “Завещание” – раздел Литература, Анализ Стихотворения Н.а.заболоцкого Завещание Стихотворение Было Написано В.

Анализ стихотворения Н.А.Заболоцкого ЗАВЕЩАНИЕ Стихотворение было написано в 1947 году. Как раз послевозвращения из ссылки, в те времена существовал сталинский режим. Заболоцкий показывает человека, борящегося снесправедливостью, но силы иссякли и продолжение своего дела он завещаетпотомкам, и что будет отовсюду наблюдать за происходящим Человек жил, но сейчас он при смерти изавещает людям сделать то, что он не успел при собстсвенной жизни. Онрассказывает о бессмертии, о том, что он верн тся в образе окружающей природы,что бы увидеть, что делают и как живут люди. и погасив свечу, опять отправлясь я По его словам у каждого человека свойжизненный путь, также, что покоя в жизни нет. Жизнь идет своей чередой, а рядомнаходится он. Он не жалеет о прожитой жизни.

Наряду с тем он рассматривает денскиепроблемы, всегда интерессовавшие людей. Автор говорит о том, что все процессы вчеловеческом обществе взаимосвязаны с природой Я наземле моей в первые мыслить стал, когда почуял жизнь безжизненныйпристал Основными героями в стихотворении являютсяавтор и тот потомок, которому предназначено завещание.

Примерно в середине стиха автор говорит Покоя в жизни нет. но к концу Я не даром в этом мире жил. т.е. хоть покоя он и не обр л, вс же жизнь его непропала даром, ему есть чего оставить, есть, что завещать, но это нематериально.Он завещает потомкам идею. Также стих содержит авторское описаниеприроды, действительности и событий.Повествование-рассказ опроблеме, поднимаемой автором и его рассуждений на философские темы напримервечная тема тема добра и зла .Стихотворение, в сво м роде, завещаниесамого Заболоцкого, и является одним из лучших его работ.

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Анализ хозяйственной деятельности строительной организации как объект анализа
Анализ выступает в диалектическом, противоречивом единстве с понятием синтез соединение ранее расчленнных элементов изучаемого объекта в единое… Анализ синтез, понимается как синоним всякого научного исследования.В любой… Особое значение анализ и синтез приобрели в экономике, являющейся, как известно, основой всего сущего на планете…

Стихотворение В. Маяковского “О дряни” (восприятие,анализ, оценка)
Одним из первыхнан с удар по этому явлению революционной действительности Маяковский своимстихотворением О дряни. Этимстихотворением начинается… Но стоит заметить, что быт в стихотворении не предметсатирического обличения,… Это и портрет Маркса в красной рамке, и газета Известия .Даже отношения между ними стали советскими Товарищ Надя!…

Анализ организации и деятельности коммерческой службы фирмы с позиций маркетингового анализа
Важную роль в этом в рыночных условиях играет использование принципов маркетинга, получивших широкое распространение в мировой практике. Маркетинг… Маркетинг требует творческого подхода. “Не существует единой универсальной… Сегодня в информационную эпоху, когда запросы и нужды потребителей быстро распространяются по миру, структуры рынков…

Анализ техники бега на различные дистанции, анализ техники прыжков в высоту с разбега способами “перешагивание” и “фосбери-флоп”
Бег на короткие дистанции. Эти дистанции надо пробегать с максимальной скоростью. На 60м 100м. Быстро выбегать со старта переходит в стремительное ускорение, с… Бег на 200м. Эта дистанция отличается от бега на 60,100м. Прохождением половины дистанции по повороту дорожки. Бег на…

Источники анализа системы экономической информации. Задачи анализа себестоимости продукции
Содержание анализа вытекает из его функций.Одной из таких функций является изучение характера действия экономических законов, установление… Следующая функция анализа – контроль за выполнением планов и управленческих… И наконец – разработка мероприятий по использованию выявленных резервов в процессе хозяйственной деятельности. Система…

Сопоставительный анализ стихотворений А.С. Пушкина “Я помню чудное мгновенье. ” и Ф.И. Тютчева “Я встретил Вас – и все былое. ”
Лирическими шедеврами являются стихотворенияА. С. Пушкина Я помню чудное мгновенье. написанное в тысяча восемьсотдвадцать пятом году и Ф. И.… Как поздней осени порою Бывают дни, бывает час, Когда повеет вдруг весною И… Стихотворение Я помню чудное мгновенье и Явстретил вас и все былое пронизаны грустью, воспоминанием, счастьем…

Технико-экономический анализ. Анализ выпуска и объемов продаж продукции
Темпы роста объема производства продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия.… Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных,… Выражается обычно в сопоставимых ценах. Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки…

Анализ стихотворения Тютчева “Я Встретил Вас и всё былое”
Звук представлен в строке и вот слышнее стализвуки, неумолкающие во мне. Все чувства лирического героя обострились.Тютчев сравнивает это с поздней… И во вс м виновато точувство,которое дремлет в каждом человеке. Наста т…

Анализ стихотворения А.С. Пушкина “Фонтану Бахчисарайского дворца”
Это повествованиестало толчком к созданию стихотворения.Основной темой стихотворения является любовьвоображаемых героинь поэмы Бахчисарайский фонтан… Образы двух героинь даны лишь как сонвоображенья автора вне связи с… В первой поэт обращается к фонтану, как к символулюбви.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?

«Завещание» Н.Заболоцкий

«Завещание» Николай Заболоцкий

Когда на склоне лет иссякнет жизнь моя
И, погасив свечу, опять отправлюсь я
В необозримый мир туманных превращений,
Когда мильоны новых поколений
Наполнят этот мир сверканием чудес
И довершат строение природы,—
Пускай мой бедный прах покроют эти воды,
Пусть приютит меня зеленый этот лес.

Я не умру, мой друг. Дыханием цветов
Себя я в этом мире обнаружу.
Многовековый дуб мою живую душу
Корнями обовьет, печален и суров.
В его больших листах я дам приют уму,
Я с помощью ветвей свои взлелею мысли,
Чтоб над тобой они из тьмы лесов повисли
И ты причастен был к сознанью моему.

Над головой твоей, далекий правнук мой,
Я в небо пролечу, как медленная птица,
Я вспыхну над тобой, как бледная зарница,
Как летний дождь прольюсь, сверкая над травой.

Нет в мире ничего прекрасней бытия.
Безмолвный мрак могил — томление пустое.
Я жизнь мою прожил, я не видал покоя:
Покоя в мире нет. Повсюду жизнь и я.

Не я родился в мир, когда из колыбели
Глаза мои впервые в мир глядели,—
Я на земле моей впервые мыслить стал,
Когда почуял жизнь безжизненный кристалл,
Когда впервые капля дождевая
Упала на него, в лучах изнемогая.

О, я недаром в этом мире жил!
И сладко мне стремиться из потемок,
Чтоб, взяв меня в ладонь, ты, дальний мой потомок,
Доделал то, что я не довершил.

Анализ стихотворения Заболоцкого «Завещание»

В 1944 году Николай Заболоцкий вернулся из лагеря, где провел 6 лет по обвинению в антисоветской пропаганде. Жизнь за колючей проволокой подорвала здоровье поэта, который предвидел, что срок его земного существовании близится к завершению. Несмотря на то, что очень скоро все обвинения с Заболоцкого были сняты, и его даже восстановили в Союзе писателей, это не принесло поэту ощущения душевного спокойствия и равновесия. Столкнувшись со смертью лицом к лицу, он не боится покинуть этот мир. Но при этом надеется, что оставит после себя след в истории, который станет своеобразным связующим звеном с потомками. Именно этому посвящено стихотворение поэта «Завещание», написанное в 1947 году – за 10 лет до смерти.

«Я не умру, мой друг. Дыханием цветов себя я в этом мире обнаружу», — отмечает Николая Заболоцкий, опровергая материалистическое учение о сотворении мира. Автор не верит в загробную жизнь, но при этом не может допустить мысли о том, что скоро его тело превратиться в прах. Понимая, что ничего не исчезает бесследно, поэт прибегает к различным литературным приемам, чтобы донести эту мысль до читателей. Так, он предполагает, что «многовековый дуб мою живую душу корнями обовьет, печален и суров». Свой ум автор намерен «поселить» среди дубовых ветвей, а тело растворится во Вселенной, смешавшись с каплями летнего дождя и с ароматом луговых трав.

Готовясь к смерти, Заболоцкий ни о чем не сожалеет, утверждая: «Я жизнь мою прожил, я не видал покоя: покоя в мире нет». Но при этом автор продолжает искать ответ на вопрос, зачем он вообще появился на свет. Творчество в расчет не берется, так как сам поэт относится к нему без фанатизма и не считает, что обладает настоящим литературным талантом. Гораздо важнее для него осознание того, что «я на земле моей впервые мыслить стал». Именно сила мысли по мнению Заболоцкого и сохранится в вечности. превратившись в дождевую каплю, которую, взяв в ладонь, «ты, дальний мой потомок, доделал то, что я не довершил». Уверенность в том, что преемственность поколений все же существует, дает поэту надежду на вечность и заставляет совсем по-другому воспринимать смерть. «О, я недаром в этом мире жил!», — восклицает Заболоцкий, не переживая о том, что ему отпущено на земле не так уж много времени. Важно ведь не то, сколько лет человеку, а то, как именно он прожил эти годы и что сумел оставить после себя тем, кто придет на его место.

Слушать стихотворение Заболоцкого Завещание

Анализ стихотворения Н. А. Заболоцкого “Завещание”

Анализ стихотворения Н. А.Заболоцкого
“ЗАВЕЩАНИЕ”
Стихотворение было написано в 1947 году. Как раз после возвращения из
ссылки, в те времена существовал “сталинский режим”. Заболоцкий
показывает человека, борящегося с несправедливостью, но силы иссякли и
продолжение своего дела он завещает потомкам, и что будет отовсюду
наблюдать за происходящим
Человек жил, но сейчас он при смерти и завещает людям сделать то, что
он не успел при собстсвенной жизни. Он рассказывает о бессмертии, о том,
что он вернется

Related posts:

Анализ стихотворения Н. А. ЗаболоцкогоАнализ стихотворения Н. А. Заболоцкого “Завещание” Стихотворение было написано в 1947 году. Как раз после возвращения из ссылки, в те времена существовал “сталинский режим”. Заболоцкий показывает человека, борящегося с несправедливостью, но силы иссякли, и продолжение своего дела он завещает потомкам, а он будет отовсюду наблюдать за происходящим Человек жил, но сейчас он при смерти и […].

Анализ стихотворения Заболоцкого “Завещание”В 1944 году Николай Заболоцкий вернулся из лагеря, где провел 6 лет по обвинению в антисоветской пропаганде. Жизнь за колючей проволокой подорвала здоровье поэта, который предвидел, что срок его земного существовании близится к завершению. Несмотря на то, что очень скоро все обвинения с Заболоцкого были сняты, и его даже восстановили в Союзе писателей, это не […].

Анализ элегии “Завещание” Заболоцкого Н. АВ 1947 г. Заболоцкий пишет элегию “Завещание”, развивая философскую тему довоенных стихотворений “Вчера, о смерти размышляя” и “Бессмертие”. На смену некоторой отвлеченности поэтической мысли здесь приходит воспринятый сердцем и душой образ природы, воплощенный в живом и целостном, субъективно окрашенном лирическом переживании. В этих элегически-медитативных стихах использован отвечающий жанру размер – пяти – и шестистопный ямб, […].

Анализ стихотворения Лермонтова “Завещание”Незадолго до своей трагической гибели Михаил Лермонтов написал стихотворение “Завещание” (1840 г), которое, на первый взгляд, не имело никакого отношения к судьбе самого поэта. В нем автор изобразил умирающего солдата, который прощается со своим другом и братом по оружию, наказывая ему выполнить последнюю волю. Солдат был сражен вражеской пулей и, находясь в лазарете, понимает, что […].

“Завещание” анализ стихотворения ЛермонтоваСтихотворение “Завещание” Михаил Юрьевич Лермонтов написал за год до своей гибели. Стихи и поэмы последних лет его короткой жизни побуждают к размышлениям о личности и судьбе поэта. Темы одиночества, трагического ощущения бытия и мрачных предчувствий в его сочинениях занимают все большее место. В картинах природы: “На севере диком”, “Утес”, “Листок” – звучит мотив непонимания, отторжения […].

Анализ стихотворения Лермонтова Завещание 8В этом стихотвлоении-завещании поэт, будто погибающий от вражеской пули после боя, ведет свой монолог. Он обращается к другу с просьбой побыть с ним рядом в последние минуты. Естественно, умирающему бы передать что-то родным и друзьям. Но он признает, что его судьба мало кого волнует. Не слишком герой печалится по этому поводу, принимает как факт. Наверняка, […].

Анализ стихотворения “Допустим, ты свое уже оттопал…” Заболоцкого Н. А“Допустим, ты свое уже оттопал…” Стихотворение “Допустим, ты свое уже оттопал…” состоит из четырех различных по объему строф. Оно посвящено тяжелому в психологическом отношении периоду в жизни человека, когда позади остались лучшие годы, а ему отпущен “некий срок еще для сдачи дел”. С позиции своего жизненного опыта автор дает читателю свой мудрый совет о том, […].

Анализ стихотворения Завещание ЗаболоцкийВ середине пятидесятых годов поэт возвращается из зоны заключения, где находился на протяжении шести лет. Жизнь в не свободы сильно ухудшает состояние Николая Заболоцкого, и он понимает, его жизнь скоро на этой земле закончится. Не глядя на то, что поэта все же смогли оправдать, и Николая Заболоцкого даже вернули в Союз писателей, это не дало […].

Анализ стихотворения Заболоцкого Н. А. “Допустим, ты свое уже оттопал…”Стихотворение “Допустим, ты свое уже оттопал…” состо­ит из четырех различных по объему строф. Оно посвящено тяжелому в психологическом отношении периоду в жизни че­ловека, когда позади остались лучшие годы, а ему отпущен “некий срок еще для сдачи дел”. С позиции своего жизненного опыта автор дает читателю свой мудрый совет о том, что надо сделать перед уходом: […].

Анализ стихотворения “Когда на склоне лет иссякнет жизнь моя…” Заболоцкого Н. А“Когда на склоне лет иссякнет жизнь моя…” Н. А. Заболоцкий был сторонником натурфилософии. Согласно этому направлению философской мысли природа не разделяется на живую и неживую. В этой связи одинаково значимыми в ней являются и растения, и животные, и камни. Человек, умирая, тоже становится частью природного мира. Стихотворение “Когда на склоне лет иссякнет жизнь моя…”, написанное […].

Анализ стихотворения Заболоцкого Н. А. “Когда на склоне лет иссякнет жизнь моя…”Н. А. Заболоцкий был сторонником натурфилософии. Согласно этому направлению философской мысли природа не разделяется на живую и неживую. В этой связи одинако­во значимыми в ней являются и растения, и животные, и камни. Человек, умирая, тоже становится частью природно­го мира. Стихотворение “Когда на склоне лет иссякнет жизнь моя…”, написанное в 1947 году, является программным про­изведением в […].

Анализ стихотворения Заболоцкого Одинокий дубНиколай Заболоцкий написал стихотворение под названием “Одинокий дуб” в 1957 году. Это стихотворение было написано не просто так, а под влиянием внешних, и особенно внутренних обстоятельств. Поэт являлся очень чувствительным человеком, который все буквально мог прочувствовать, любое горе и радость. Это произведение является жанром, схожим с социальным. Ведь этот человек часто писал именно на такую […].

Анализ стихотворения Заболоцкого ГрозаВ стихотворении рассказывается о привычном в наших широтах природном явлении – грозе, ее можно считать главной героиней этого произведения. Используя литературные образы, автору удается представить в образе грозы неотвратимость жизненных испытаний, близость человека и природы. Стихотворение начинается с великолепного описание пейзажей, чувствуется любовь автора к родной природе и тоска человека, лишенного возможности вкушать радость от […].

Анализ стихотворения Заболоцкого О красоте человеческих лицАвтор в своем стихотворении перечисляет типы лиц человека с помощью сравнений, олицетворений и метафор. Стихотворение состоит из 16 строк, в нем 7 предложений. Оно говорит о способности автора размышлять философски, его наблюдательности, способности видеть то, чего не замечают окружающие. Всего автором представлено 6 типов лиц человека, 6 характеров людей. Первый тип лиц рассматривается автором как […].

Анализ стихотворения Заболоцкого “Вечер на Оке”Пейзажная лирика Николая Заболоцкого довольно сложна для понимания, так как практически в каждом произведении содержится глубокий философский подтекст, который заставляет читателей переосмыслить привычные события и явления. К таким произведениям, в частности, относится стихотворение “Вечер на Оке”, в котором поэт словно бы приоткрывает завесу тайны над волшебством природы и дает возможность всем желающим заглянуть в иной […].

Анализ стихотворения Заболоцкого “Уступи мне, скворец, уголок”Весной 1946 года после нескольких лет лагерей и вынужденного проживания в Караганде, Николай Заболоцкий добился разрешения вернуться в Москву и вместе с семьей поселился на даче в Переделкино у своего хорошего знакомого, писателя Василия Ильенкова. Ощущение свободы и ароматы весны настолько вскружили поэту голову, что он буквально за несколько часов написал удивительное по своей эмоциональной […].

Анализ стихотворения Заболоцкого “Я не ищу гармонии в природе”Жизнь русского поэта Николая Заболоцкого сложилась весьма трагически. Он 6 лет провел в лагерях и вышел на свободу совершенно другим человеком, постаревшим, утратившим веру в себя и в близких ему людей. Прошло еще несколько лет прежде, чем Заболоцкий получил возможность вернуться в любимую Москву, был восстановлен в Союзе писателей и вошел в число наиболее востребованных […].

Анализ стихотворения Заболоцкого Можжевеловый кустСтихотворение “Можжевеловый куст” было написано в 1957 году и является частью сборника Заболоцкого под названием “Последняя любовь”. Причиной обращения поэта в любовную лирику стало событие, связанное с его женой. Она ушла к другому мужчине, но по прошествии некоего времени вернулась в семью. Можжевеловый куст в данном стихотворении является основой, неким символом, на котором держится весь […].

Анализ стихотворения Заболоцкого Н. А. “О красоте человеческих лиц”В стихотворении “О красоте человеческих лиц” Н. А. Забо­лоцкий выступает мастером психологического портрета. Раз­ные человеческие лица, описанные им в этом произведении, со­ответствуют различным типам характеров. Сквозь внешний настрой и эмоциональное выражение лица Н. А. Заболоцкий стремится заглянуть в душу человека, увидеть его внутреннюю сущность. Поэт сравнивает лица с домами: одни – пышные порталы, другие – […].

Анализ стихотворения Заболоцкого “Поэма весны”У Николая Заболоцкого довольно много лирических произведений, однако в большинстве своем они имеют социальный либо политический подтекст. Исключение составляет “Поэма весны”, созданная поэтом в 1956 году, за несколько лет до смерти. К этому моменту Заболоцкий уже сумел восстановить свое честное имя и, пройдя через лагеря, добился полной реабилитации. Именно поэтому жизнь представляется автору в весьма […].

Анализ стихотворения Заболоцкого “Некрасивая девочка”Вопрос о том, что представляет собой человеческая красота, является достаточно философским. Для кого-то первостепенное значение имеет внешность, другие же, наоборот, ценят душевные качества и поступки людей. Однако наш мир устроен так, что людям с непривлекательными чертами лица и нескладной фигурой намного сложнее, чем красавцам, доказать себе и другим, что они действительно достойны любви и уважения. […].

Анализ стихотворения Журавли ЗаболоцкогоЗаболоцкий написал произведение под названием “Журавли” в 1948 году на этапе своей жизни. Стихотворение само по себе очень печальное, и даже трагичное, так как сам сюжет произведения – очень необычайно. Не каждый поэт или писатель раскрывал такие эмоции и такие сюжеты. Но поэт смог открыть те прикрытые чувства и эмоции, которые скрыты в тех образах, […].

Анализ стихотворения “Городские столбцы” Заболоцкого Н. АСборник “Столбцы” включал два цикла: “Городские столбцы” и “Смешанные столбцы”. Стихотворения первого цикла отражали картины окружающего мира, фантасмагорич-ные и отвратительные. Здесь в полной мере проявилась изобразительная сила таланта Заболоцкого. Созданный в его произведениях мир был вполне реален и узнаваем, однако предметные, бытовые детали соседствовали с необычным вйде-нием. Автор смотрит на мир очень зорким взглядом и […].

Анализ стихотворения ЗАБОЛОЦКОГО “СЕНТЯБРЬ”АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ Н. ЗАБОЛОЦКОГО “СЕНТЯБРЬ”. ВОСПРИЯТИЕ, ТОЛКОВАНИЕ, ОЦЕНКА Стихотворение “Сентябрь” было написано Н. Заболоцким в 1957 году. Оно относится к пейзажной лирике. В нем поэт признается в своей любви к осенней природе. Осень – время, любимое многими поэтами и художниками. Все мы помним “Золотую осень” Левитана. “Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса”, […].

Анализ стихотворения Заболоцкого “Детство”Тема детства играла важную роль в творчестве Заболоцкого. Часто действующими лицами его стихотворений становились мальчики и девочки разных возрастов. Иногда встречаются новорожденные младенцы или даже эмбрионы. Со временем образ ребенка претерпевал изменения. В ранней лирике Николая Алексеевича его появление было во многом обусловлено принадлежностью писателя к объединению обэриутов, в которое также входили Хармс, Бахтерев, Введенский, […].

Анализ стихотворения Заболоцкого “Старая актриса”Стихи Николая Заболоцкого наделены глубинным философским смыслом. Этот поэт умел не только подмечать наиболее важные моменты жизни, но и проводить параллели меду событиями и явлениями. Именно по этой причине над каждым произведением автора приходится задумываться, чтобы понять, какой смысл он вкладывал в ту или иную строчку. Человек настолько многогранен и непредсказуем, что даже такой тонкий […].

Анализ стихотворения Некрасивая девочка ЗаболоцкогоИзучив стихотворение “Некрасивая девочка” мне кажется, что лирическим героем в нем является неряшливая, смешная личность. Она как из анекдота. С первых же строк произведения понятно, что это очень особенная девочка, как-будто таких больше не существует. Как повествует нам автор, в отличие от других-она лягушонок. У нее рыжие кудри, кривые зубы. Я считаю, что это идеальная […].

Анализ стихотворения Заболоцкого Н. А. “К обидам горьким собственной персоны…”Н. А. Заболоцкий – писатель, прошедший суровую школу жизни. Стихотворение “К обидам горьким собственной пер­соны…” призывает смиренно относиться к своей судьбе, стойко переносить жизненные испытания. Человек не должен роптать и жаловаться (“призывать участье добрых душ”), пе­реваливать проблемы на чужие плечи. Дидактическую функцию произведения усиливает упот­ребление глаголов в неопределенной форме (“не призывать участье”, “жить, как живешь”, […].

Анализ стихотворения “Гроза идет” Заболоцкого Н. А“Гроза идет” Пейзажная лирика Н. А. Заболоцкого всегда философична но сути. Это же качество присуще в полной мере стихотворению “Гроза идет”. В образе грозы выражается мотив жизненных испытаний. Для создания чувства неотвратимости этих препятствий Н. А. Заболоцкий использует анафорические повторы (“Движется…”, “Сколько раз…”), инверсию (“Туча… движется, огромна и тягуча, с фонарем в приподнятой руке”). Основным […].

Анализ стихотворения Заболоцкого “Я трогал листы эвкалипта”В 1938 году поэт Николай Заболоцкий был приговорен к отбыванию наказания в лагерях за антисоветскую пропаганду. Спустя 6 лет его реабилитировали и даже восстановили в Союзе писателей. Однако на каторжных работах в тайге поэт подорвал здоровье, поэтому вынужден был по несколько месяцев в году проводить на море, пытаясь побороть всевозможные недуги. По воспоминаниям друзей, Заболоцкий […].

Анализ стихотворения Заболоцкого Н. А. “Гроза идет”Пейзажная лирика Н. А. Заболоцкого всегда философична по сути. Это же качество присуще в полной мере стихотворе­нию “Гроза идет”. В образе грозы выражается мотив жизненных испытаний. Для создания чувства неотвратимости этих препятствий Н. А. Заболоцкий использует анафорические повторы (“Движет­ся…”, “Сколько раз…”), инверсию (“Туча… движется, ог­ромна и тягуча, с фонарем в приподнятой руке”). Основным изобразительно-выразительным средством […].

Анализ стихотворения “К обидам горьким собственной персоны…” Заболоцкого Н. А“К обидам горьким собственной персоны…” Н. А. Заболоцкий – писатель, прошедший суровую школу жизни. Стихотворение “К обидам горьким собственной персоны…” призывает смиренно относиться к своей судьбе, стойко переносить жизненные испытания. Человек не должен роптать и жаловаться (“призывать участье добрых душ”), переваливать проблемы на чужие плечи. Дидактическую функцию произведения усиливает употребление глаголов в неопределенной форме (“не […].

Фарс “Завещание Патлена” в кратком содержанииАдвокат Патлен уже не тот полный сил и задора ловкач и пройдоха, каким его знали все в округе. Он состарился, стал больным и немощным и чувствует приближение конца. Когда он был молод, он с легкостью зарабатывал деньги, теперь же силы его на исходе и он никому не нужен. Он по-прежнему занимает должность адвоката в суде, […].

Анализ стихотворения Заболоцкого “Я воспитан природой суровой…”“Я воспитан природой суровой…” Николай Заболоцкий Я воспитан природой суровой, Мне довольно заметить у ног Одуванчика шарик пуховый, Подорожника твердый клинок. Чем обычней простое растенье, Тем живее волнует меня Первых листьев его появленье На рассвете весеннего дня. В государстве ромашек, у края, Где ручей, задыхаясь, поет, Пролежал бы всю ночь до утра я, Запрокинув лицо […].

Анализ стихотворения Заболоцкого “Лесное озеро”Стихотворение “Лесное озеро” (I, 198) – подлинный шедевр, жемчужина лирики Н. Заболоцкого. Написано стихотворение в 1938 году. Экспозиция стихотворения дает нам возможность увидеть мир природы, в которой царствует закон взаимного уничтожения, войны всех со всеми. Сквозь битвы деревьев и волчьи сраженья, Где пьют насекомые сок из растенья, Где буйствуют стебли и стонут цветы, Где хищная […].

Анализ стихотворения “Смешанные столбцы” Заболоцкого Н. АЦикл “Смешанные столбцы” логически связан с предыдущим: В жилищах наших Мы тут живем умно и некрасиво. Справляя жизнь, рождаясь от людей, Мы забываем о деревьях. В жилищах наших, 1926 Однако главная тема “Смешанных столбцов” – уже не город в его безобразии, а природа. Ее законы справедливы и мудры, в отличие от законов жизни, установленных людьми. […].

Анализ стихотворения Н. А. Заболоцкого “О красоте человеческих лиц”Россия издавна славилась своими поэтами, настоящими мастерами слова. Имена Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Есенина и других не менее талантливых людей известны всему миру. Одним из мастеров слова, живших в двадцатом веке, был поэт Н. А. Заболоцкий. Его творчество многогранно, как жизнь. Необычные образы, волшебная мелодика стиха вот что привлекает нас в его поэзии. Заболоцкий ушел […].

Анализ стихотворения “Читая стихи” Заболоцкого Н. А“Читая стихи” Стихотворение Н. А. Заболоцкого “Читая стихи” воплощает эстетические взгляды автора, который ведет полемику с декадентскими исканиями в поэзии начала XX века. Резкой критике подвергает писатель попытки создать стихотворение с опорой на звукосмысловые связи (“Бормотанье сверчка и ребенка В совершенстве писатель постиг”). С иронией относится он к зауми (“И в бессмыслице скомканной речи Изощренность […].

Анализ стихотворения Заболоцкого “Клялась ты – до гроба…”Осень 1956 года – время трагическое для Заболоцкого. От поэта ушла горячо любимая жена Екатерина Клыкова. Причем в качестве нового супруга она выбрала Василия Гроссмана, известного российского писателя, автора романа “Жизнь и судьба”. Николая Александрович крайне тяжело переживал крах семейных отношений. Тем не менее, еще не был оформлен официальный развод, а Заболоцкий уже начал встречаться […].

Анализ стихотворения Заболоцкого “Читая стихиСтихотворение Н. А. Заболоцкого “Читая стихи” воплоща­ет эстетические взгляды автора, который ведет полемику с де­кадентскими исканиями в поэзии начала XX века. Резкой кри­тике подвергает писатель попытки создать стихотворение с опорой на звукосмысловые связи (“Бормотанье сверчка и ре­бенка / В совершенстве писатель постиг”). С иронией относит­ся он к зауми (“И в бессмыслице скомканной речи / Изощрен­ность […].

Читайте также:  Анализ стихотворения Некрасивая девочка Заболоцкого
Ссылка на основную публикацию