Анализ стихотворения Заболоцкого Одинокий дуб

Дуб в стихотворениях Н.Заболоцкого и И.Кашпурова. (Сравнительный анализ поэтических текстов на уроках литературного краеведения)

Разделы: Литература

Вид урока: интегрированный, урок обобщения изученного материала.

Тип урока: урок-собеседование; интерпретации поэтического текста.

Цели урока.

  1. Сравнить творческую манеру Н.Заболоцкого и И.Кашпурова.
  2. Проследить, как изменяется образ дуба в лирике Н.Заболоцкого и И.Кашпурова.
  3. Развивать монологическую речь учащихся.
  4. Совершенствовать умение анализа образа.
  5. Выявить в творчестве поэтов традиции русской классической поэзии; совершенствовать навык анализа лирического произведения, обобщения накопленных наблюдений над стилем и другими особенностями сравниваемых текстов.
  6. Формировать у учащихся умения и навыки исследовательской деятельности с использованием материалов литературных источников; учить осуществлять отбор необходимой информации, строить гипотезы, обобщать, делать выводы.
  7. Помочь школьникам осознать и оценить красоту и значимость поэтического дара Н.Заболоцкого и Н. Кашпурова.

Образовательные:

  • познакомить с главными темами творчества Н.А.Заболоцкого и И.Кашпурова; дать обзор их поэзии, остановившись на двух произведениях;
  • проверить с помощью компьютера знания учащихся по русскому языку, литературе;
  • отработать умения анализа текста художественных произведений;
  • Воспитательные:

  • прививать интерес к языку;
  • воспитывать любовь к прекрасному, уважение к творческому наследию соотечественников;
  • воспитывать чувство гордости за свою малую родину;
  • воспитывать чувство ответственности, коллективизма, коммуникабельности;
  • Развивающие:

  • развивать творческое мышление при выполнении нестандартных заданий;
  • развивать навыки тестирования при помощи компьютера;
  • закрепить, углубить приемы и навыки работы в текстовом редакторе: отработать технику редактирования, форматирования текста, использования различных вставок, эффектов оформления текста, открытия и сохранения текстового документа.
  • Здоровьесберегающая:

  • соблюдать правила и нормы при работе на компьютере
  • Оформление, наглядность.

    • Портреты Н.Заболоцкого и И.Кашпурова.
    • Репродукции картин с видами дуба.
    • Распечатанные на весь класс тексты стихотворений Н.Заболоцкого и И.Кашпурова.
    • Мультимедийные ПК

    Не то, что мните вы, природа:
    Не слепок, не бездушный лик –
    В ней есть душа, в ней есть свобода,
    В ней есть любовь, в ней язык.
    Ф.И.Тютчев

    Вступительное слово учителя.

    Природа – это зеркало души человека. Тот, кто умеет наблюдать природу, не может не любить ее, человек становится частью природы, и она открывает ему все свои тайны, открывает свою душу. Об этом очень ярко сказал великий русский поэт Ф.И.Тютчев.

    (Читаем эпиграф)

    Учитель Природа России – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов, композиторов, художников. У художника – краски, у писателя – живописца – слово. Словом писатель старается создать картину. Мы мысленно представляем эту картину, мы слушаем звуки природы, мы проникаемся настроением автора, будь то восхищение красотой и радостью или легкая грусть. Все можно выразить словом. Но главное – надо уметь читать, видеть, слышать, понимать. И сегодня мы будем учиться видеть, слышать и понимать, и тогда красота природы, поэзии и живописи откроется нам.

    Учитель. Посмотрите за окно и вспомните стихотворение А.С.Пушкина. “Осень”. Сколько красок, чувств и переживаний заключает оно в себе!

    К какому поэтическому жанру мы его относим? Что такое пейзаж?

    Учитель. Дома вы прочитали стихотворения русских поэтов о родной природе, о дубе. Попробуем понять, как неяркий, спокойный пейзаж может волновать и удивлять нас.

    (Сообщение о Кашпурове. Чтение стихотворения “Дуб”)

    Иван Кашпуров “ДУБ”

    1 Я видел дуб.
    Огромный дуб.
    Над рыжей кручею Кубани
    Стоял он,
    Гордый солнцелюб,
    В осеннем ярком одеянье.
    Гроза и буря сотни лет
    Его сломить пытались вместе.
    А дуб – один! – шумел в
    Ответ листвою жесткой, как
    Из жести.
    И сам в волну,
    Как поплавки,
    Ронял он желуди устало,-
    И по течению реки
    Дубрав немало вырастало.

    2 Я видел дуб.
    Он сотни лет,
    Все глубже корни простирая,
    Держался крепко на земле,
    Макушкой небо подпирая.
    Но вот в весенний свой разлив, река,
    Хмелея ночью черной,
    Подмыла берег, оголив
    Витые жилистые корни.
    На миг притихло все кругом,
    И дуб огромный, ахнув глухо,
    В корнях сжимая глины ком,
    В Кубань бушующую рухнул.

    3 Я видел дуб.
    Тот дуб река
    Несла, казалось, без усилий.
    А на обоих берегах
    Дубки – сыны его –
    Толпились.
    Они, расслабнув от тепла, стояли в
    Крапинках апреля. Кубань
    Размашисто текла, шипя и буйствуя
    На мелях.

    Весна, весна!
    Кругом звучит
    Хорал высокий обновленья,
    И простираются лучи зари
    Над новым поколеньем !

    (Сообщение о Заболоцком. Чтение стихотворения “Одинокий дуб”)

    Н. ЗАБОЛОЦКИЙ “ОДИНОКИЙ ДУБ”

    Дурная почва: слишком узловат
    И этот дуб, и нет великолепья
    В его ветвях. Какие-то отрепья
    Торчат на нем и глухо шелестят.

    Но скрученные намертво суставы
    Он так развил, что, кажется, ударь –
    И запоет он колоколом славы,
    И из ствола закапает янтарь.

    Вглядись в него: он важен и спокоен
    Среди своих безжизненных равнин.
    Кто говорит, что в поле он не воин?
    Он воин в поле, даже и один.

    Учитель. Вы прослушали стихотворения, о чем они?

    – Что вам понравилось, какие картины запомнились?

    – Что объединяет эти стихотворения? (Вниманию предстает пейзаж)

    – Что описывают поэты? (Дуб)

    – Одинаковы ли по настроению стихотворения?

    Обратимся к стихотворению Ивана Кашпурова “ДУБ”

    – Какие картины рисует поэт? (Рисует картины дуба в разное время года)

    – Попробуйте рассказать, что вы увидели, услышали, почувствовали? (Устное рисование)

    – Какие средства помогают автору так ярко и красочно изобразить дуб и какую роль они играют? (Сравнения – как поплавки, ронял он желуди устало, листвою жесткой, как из жести – показывают силу, передают живую душу природы; эпитеты – в осеннем ярком одеянье, витые жилистые корни, рыжей кручею Кубани – рисуют красочные образы; олицетворения- стоял он, гордый солнцелюб; река, хмелея ночью черной; ахнув глухо, в корнях сжимая глины ком; дубки – сыны его- толпились; они, расслабнув от тепла – помогают понять живую душу природы.

    – Можно ли соотнести происходящую борьбу в природе с человеческой жизнью? (Да, человек тоже переживает трудности, борется, весной в природе происходит обновление, природа обретает гармонию, блеск, красоту)

    – Помогает ли нам пейзаж понять чувства и переживания природы и человека?

    Следовательно, мы – часть природы, а значит, прав был прав Тютчев (эпиграф)

    А теперь посмотрим, как по-своему описывает дуб другой мастер художественного слова Николай Заболоцкий

    Каким представляется поэту одинокий дуб? Какие слова, выражения подтверждают это? (Дурная почва, узловат, нет великолепья, отрепья, торчат, глухо шелестят .)

    Сравните описание дуба у Заболоцкого с картиной И. Шишкина “Среди долины ровныя . ” (Могучий, красивый, величавый дуб на картине; старый, корявый, некрасивый – в стихотворении .)

    Какие слова и выражения (олицетворения, метафоры) показывают нам, что речь идет не только о дубе? (Скрученные суставы, развил, запоет, важен, спокоен – как о человеке .)

    Как вы думаете, почему дуб в стихотворении Н. Заболоцкого стал таким? Что сгубило его красоту? (“Дурная почва” – трудная, изломанная жизнь.)

    Что помогло дубу не погибнуть, а остаться воином? (Внутренняя стойкость, душевная сила, мужество.) Почему он остался важен и спокоен?

    Какой аллегорический смысл вкладывает Н. Заболоцкий в стихотворение о дубе? (Это стихотворение не о дубе, а о человеческой жизни).

    Сопоставьте поэтический смысл стихотворения “Одинокий дуб” с цитатой из стихотворения “Завещание”.

    Я не умру, мой друг. Дыханием цветов
    Себя я в этом мире обнаружу.
    Многовековый дуб мою живую душу
    Корнями обовьет, печален и суров.
    В его больших листах я дам приют уму,
    Я с помощью ветвей свои взлелею мысли,
    Чтоб над тобой они из тьмы лесов повисли
    И ты причастен был к сознанью моему.

    Какие ассоциативные связи вы заметили? (Человек и природа нераздельны, человека рождает природа, а после смерти он опять становится природой.)

    В стихотворении отражена вера Заболоцкого в то же, во что верили древние славяне: душа человека после смерти переселяется в дуб, благословенное дерево. А так как дерево у славян считалось символом мироздания, то Заболоцкий учил своего “далекого правнука” понимать природу и оберегать ее, ведь человек и природа – единое целое.

    Какие особенности художественной формы стихотворения создают образ дуба и помогают нам найти правильные интонации при чтении этого стихотворения? (Особенности художественной формы стихотворения и, прежде всего, синтаксические конструкции и композиция текста помогают нам представить облик дуба-человека. “Рваный” и уродливый рисунок текста первой строфы есть отражение доминантного образа, поэтому нельзя не обратить внимания ребят на стихотворные переносы, “рвущие строку”, создающие дополнительные паузы. Можно подчеркнуть и диалектическое единство рифмующихся слов, в обычной жизни, возможно, исключающих друг друга, никогда не появляющихся рядом. Это “великолепья – отрепья”, “спокоен – воин”, “равнин – один”. Может быть, самые внимательные и одаренные творческим воображением учащиеся заметят, что в стихотворении только один раз используется слово дуб, а во всех остальных случаях пять раз используется местоимение “он”. Случайно ли это? Можно обратить внимание и на антитезу второй строфы: дуб молчалив, спокоен, некрасив, но ударь по стволу, и откроется его внутренний мир, его душа, поющая “колоколом славы”, его внутреннее богатство, подобное драгоценному янтарю).

    Почему же вдруг в 3-й строфе появляется образ воина, окаймленный народной пословицей “один в поле не воин”? (Лирический герой полемизирует с народной мудростью. Воевать ведь можно не только силой, мощью внешней. Внутренняя стойкость и невозмутимость, вера в свою несгибаемость сделали дуб важным и спокойным).

    Учитель. Давайте еще раз отметим, что общего в этих столь разных произведениях и чем они отличаются.

    Учитель. А сейчас проведем компьютерное тестирование, результатом которого будет самооценка изученного материала.

    И в зеркале осенних луж
    Он отражался исполином: –

    а) антитеза; б) ирония; в) метафора.

    2. Пословица, с которой спорит Заболоцкий в стихотворении “Одинокий дуб”:

    а) “Один в поле не воин”;

    б) “Один за всех и все за одного”;

    в) “Одна ласточка не делает весны”.

    3. Размер, которым написано стихотворение ” Листок”:

    Дубовый листок оторвался от ветки родимой,
    И в степь укатился, жестокою бурей гонимый:

    а) анапест; б) амфибрахий; в) дактиль.

    Луна, как бледное пятно,
    Сквозь тучи мрачные желтела: –

    5. Размер, которым написан стих А.С.Пушкина:

    Мороз и солнце; день чудесный.

    а) анапест; в) ямб;

    б) амфибрахий; г) хорей

    6. Выберите трехсложные размеры стиха:

    а) анапест; в) ямб; д) дактиль

    б) хорей г) амфибрахий;

    7. Что называется стопой в стихотворении:

    а) ударный слог; б) безударный слог;

    в) группа слогов, состоящая из одного ударного и нескольких безударных, повторение которых определяет размер стиха.

    8. Какой из трехсложных размеров имеет ударение на первом слоге:

    а) анапест; б) амфибрахий; в) дактиль

    9. Обязательным тропом в басне является:

    а) литота в) метафора

    б) гипербола г) аллегория

    10. Какой троп отсутствует в предложении: “Душа моя улыбается так же, как и освеженная, повеселевшая природа”:

    а) гипербола; в) эпитет;

    б) олицетворение; г) сравнение

    (Самопроверка тестов. Самооценка)

    Учитель. Природа является вдохновителем не только поэтов, но и художников.

    Что объединяет живопись, музыку литературу? (Это искусство)

    Живопись – другой вид искусства. Но и с помощью красок можно передать свое настроение, передать душу природы:

    Давайте посмотрим на эти удивительные полотна?

    – Какие строки стихотворений Н. Заболоцкого и И. Кашпурова созвучны этим полотнам?

    – Какое чувство хочет передать художник зрителю?

    Учитель. Вы увидели простой, неяркий русский пейзаж, но он помог нам понять, что природа – неотъемлемая часть жизни любого человека.

    Учитель. Итак, к каким же выводам мы пришли за время урока?

    1. Один и тоже образ можно описать по-разному.
    2. Цель литературы – не создание копии действительности, а творческое переосмысление окружающего мира.
    3. Вступать в спор могут не только обычные люди, но и авторы, только полемику они ведут произведениями.

    Итог урока. Выставляются оценки. Подводятся итоги урока.

    Домашнее задание. Учащиеся получают творческое задание: написать сравнительный анализ стихотворений и оформить свое сочинение в форме текстового файла или презентации.

    Анализ стихотворения Заболоцкого Одинокий дуб

    Стихотворение написано в 1948 году, когда поэт вернулся из ссылки. Как внимательно вглядывается он в мир

    родной природы, как подробно и точно рисует оттепель! И вы видите картину: внезапную сильную оттепель, потемневшие мокрые сугробы, тяжелый снег на ветках сосен, капель, лужи, блестящие при свете луны. Это легко представить благодаря точным эпитетам: «В клочьях разорванной тучи», «Сосен тяжелые сучья / Мокрого снега полны».

    Но, пожалуй, больше всего нам помогли глаголы: утихла пурга, сугробы осели, потемнели снега. И особенно: «Падают, плавятся, льются / Льдинки, втыкаясьв сугроб./ Лужи, как тонкие блюдца, / Светятся…» Вы будто не только видите, но и слышите, как падают тяжелые капли с ветвей в лужи, как сосульки срываются и втыкаются в снег. А услышали и увидели вы это потому, что слова стали особенно емкими и выразительными благодаря стиху и аллитерации (она выделена жирным шрифтом и имеет здесь изобразительное значение).

    Если вы читали и другие стихотворения Заболоцкого (например, «Осень», «Весна в лесу», «Лесное озеро»), то заметили, что поэт всегда показывает происходящие в природе процессы как работу ее сил, а человек, в понимании поэта, – «не детище природы, / Но мысль ее! Но зыбкий ум ее!» («Вчера, о смерти размышляя…»). И в стихотворении «Оттепель» речь идет о вечной жизни природы как о ее непреходящей и неустанной работе. Вся четвертая строфа основана на антитезе: дремотой – работой, рифма усилила значение этих слов, и становится понятнее мысль поэта о неодолимости движения, неизбежности перемен. А как мощно звучит финал с его олицетворениями и повторами: скоро – скоро, в трубы – затрубят!

    При этом, как мы уже отмечали, речь идет не только о природе. Однако не стоит думать, что Заболоцкий, рисуя оттепель в природе, подразумевает перемены в жизни страны. Просто поэтическое слово обладает таким свойством, что вызывает разного рода ассоциации, подвигает к размышлению. Кто-то, читая стихотворение, поймет его в социально-историческом значении, подумает о переменах в жизни страны (люди ждали их после окончания Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, но тщетно), а кто-то воспримет произведение в более общем плане, увидит здесь торжество вечного закона обновления как

    в природе, так и в жизни человека. Ведь это стихи, и образ-переживание в них отличается глубиной, многозначностью. Во всяком случае, вы определенно почувствовали веру поэта в торжество жизни, в неизбежность перемен. Вот еще одно стихотворение Н. А. Заболоцкого.

    Одинокий дуб

    Представили себе этот дуб? Некрасивый на первый взгляд, он важен и спокоен, надежен и могуч. В нем скрыта огромная внутренняя сила. Но только ли слова помогли вам это почувствовать? Не только: очень многое подсказал сам стих и его особенности, та интонация, которую использовал автор.

    Читайте также:  Анализ стихотворения Заболоцкого Можжевеловый куст

    Вы заметили, что стих в начале произведения какой-то «неправильный», корявый? После первой строки по смыслу пауза вроде бы неуместна: ведь слова узловат – и этот связаны между собой. А она тем не менее существует, потому что в конце каждой строки всегда должна быть так называемая стиховая пауза. И от этого стих становится напряженным. Запятая в середине второй строки требует паузы, она диктуется синтаксисом. А между второй и третьей строками слова великолепья – в его ветвях тянутся друг к другу, они словно насильственно разорваны стихом, требующим здесь паузы. И в третьей строке пауза после точки и пауза в конце. Перенос делает речь прерывистой, напряженной, предложения как будто не умещаются в строки, часть предложения переносится из

    одной строки в другую и на этом месте остается разрыв, напряженная пауза.

    Но зачем поэту понадобилось так строить стих? Останавливать чтение паузами? А о чем здесь говорится? О некрасивом, корявом дубе. Вот и стих такой же – нарочито некрасивый, корявый. Он помогает нам вглядеться в этот дуб, заметить его толстые, кривые, узловатые ветви, скрученные намертво суставы, его некрасивую крону – не листья, а какие-то лохмотья. А поэту и надо, чтобы мы вгляделись, для этого он и останавливает внимание читателя паузами. И мы видим, какой этот дуб мощный. Поэт говорит, что в нем нет великолепья. А можно ли сказать, что в нем есть величие? Слово «величие» означает наличие в явлении выдающихся свойств, внушающих уважение, преклонение, а «великолепие» – пышная красота, роскошь. Вот этой поверхностной красоты в дубе нет, но есть подлинное величие.

    Начиная со второй строфы, стих меняется. Он теряет свою нестройность, стиховые паузы теперь совпадают с паузами синтаксическими. Каждая строка – законченное предложение, исчезли паузы в середине строк. А в последних двух строках второй строфы и особенно в третьей строфе стих становится даже торжественным. Если в начале стихотворения интонация была близка к разговорной, то в конце она стала медленной и величественной, – такой же важной и спокойной, как сам дуб.

    И слова появляются совсем иной стилистической окраски: вместо прозаических – поэтические, книжные. Сравните: дурная, узловат, отрепья, торчат и колоколом славы, янтарь, важен, спокоен, безжизненных равнин … Метафора запоет он колоколом славы тоже подчеркивает величественность образа.

    И вы, конечно, ощутили, что в стихотворении не только о дереве идет речь. Трагический жизненный опыт убедил поэта, что внутренняя сила может проявляться не в привычной классической красоте, что сама красота бывает иной – без внешнего великолепья. И этот дуб становится символическим образом, он говорит о человеческой судьбе, о великих силах, порой глубоко скрытых в невзрачном на первый взгляд человеке. О том, что жизнь нередко опровергает известную пословицу «Один в поле не

    воин», потому что даже одиночка может противостоять силам зла, выдержать испытания и в тяжелейших условиях остаться человеком.

    Урок литературы в 6 классе “Н.Заболоцкий. “Одинокий дуб”

    Цели: познакомить учащихся с биографическими сведениями о Н.А.Заболоцком;

    – углубить понятие о стихотворении как лирическом жанре (аллегория, антитеза в стихотворении, построение стихотворения);

    – углубить понятие о метафоре, олицетворении;

    – определить поэтическое отражение нравственных воззрений поэта; определить, как воспринимает природу Н.А.Заболоцкий, и показать единение человека и природы в стихотворениях поэтов XX века;

    – развитие речи, мышления (умение анализировать, сравнивать);

    – воспитание любви к природе, чувства ответственности за состояние природы;

    – формирование активной жизненной позиции.

    Оборудование: мультимедийная установка, иллюстрации учащихся, магнитофон

    Просмотр содержимого документа
    «Урок литературы в 6 классе “Н.Заболоцкий. “Одинокий дуб” »

    Ведерчик Валентина Владимировна, учитель русского языка и литературы первой категории средней школы №18 г. Пинска.

    Домашний адрес: Брестская область, город Пинск, улица Криничная, д.7.

    Домашний телефон: 8- 0165-34-80-46

    Паспортные данные: АВ0723199, выдан 27.12.2000 Пинским РОВД, личный номер – 4030675с009РВ6

    Адрес регистрации: Брестская область, город Пинск, улица Криничная, д.7.

    Обоснование урока. Данный урок является практически завершающим в разделе «Стихотворение как лирический жанр». К моменту изучения стихотворения Н.А.Заболоцкого «Одинокий дуб» у шестиклассников накапливается определенный читательский опыт, владение теоретическими понятиями, что позволяет делать более глубокий анализ лирического произведения по сравнению с предыдущими. Однако исчезает новизна при встрече с лирическим произведением. Поэтому был выбран урок-презентация. Урок–презентация помогает сделать урок ярким, запоминающимся, выразительным. Урок-презентация дает возможность более грамотно и доступно объяснить материал. На уроке использовались различные формы работы: словесное рисование, словарная работа, слово учителя о личности писателя, работа с репродукцией картины, прослушивание музыки.

    Тема: Н.А.Заболоцкий. «Одинокий дуб»

    Цели: познакомить учащихся с биографическими сведениями о Н.А.Заболоцком;

    – углубить понятие о стихотворении как лирическом жанре (аллегория, антитеза в стихотворении, построение стихотворения);

    – углубить понятие о метафоре, олицетворении;

    – определить поэтическое отражение нравственных воззрений поэта; определить, как воспринимает природу Н.А.Заболоцкий, и показать единение человека и природы в стихотворениях поэтов XX века;

    – развитие речи, мышления (умение анализировать, сравнивать);

    – воспитание любви к природе, чувства ответственности за состояние природы;

    – формирование активной жизненной позиции.

    Оборудование: мультимедийная установка, иллюстрации учащихся, магнитофон

    Этапы урока

    слайда презентации

    I. Оргмомент

    II. Постановка целей и задач урока. Сегодня мы продолжаем знакомиться с лирическими стихотворениями поэтов XX века. Мы познакомились со стихотворениями А.Блока «Летний вечер», Анны Ахматовой «Перед весной бывают дни такие…». На этом уроке нас ждет встреча с новым поэтом – Николаем Алексеевичем Заболоцким. Наша задача – поближе познакомиться с ним, раскрыть тайный смысл стихотворения «Одинокий дуб». И, как настоящие ученые, мы исследуем особенности художественной формы стихотворения.

    III. Работа над эпиграфом. Эпиграфом к нашему уроку послужат слова из стихотворения С.Я.Маршака: «Стихи живые сами говорят…». На протяжении урока подумайте, почему Маршак называет стихи «живыми», о чем нам поведает стихотворение «Одинокий дуб».

    IV. Слово учителя о Н.А.Заболоцком. Родился Николай Алексеевич в деревне Красная Горка, недалеко от маленького городка Уржум Вятской Губернии (сейчас это Кировская область). Его отец служил агрономом, а мать – сельской учительницей.

    В детстве Николай внимательно следил за деятельностью отца-агронома, проникся любовью к земле, животным, растениям. Он мечтал стать ученым, но привязанность к поэзии и живописи победила. Тема природы в его стихотворениях стала одной из основных. Впервые напечатал свои стихи в студенческом журнале. По окончании института служил в армии, а по завершении службы (1927) работал в детской секции Госиздата, где публиковал стихи и рассказы для детей. В это время Заболоцкий создает лучшие произведения для детей (прозаические переложения знаменитых романов Ф. Рабле, Д. Свифта), растет его популярность, известность.

    Однако 19 марта 1938 г. Заболоцкий был арестован и затем осужден за антисоветскую пропаганду. 38-й год – это год сталинских репрессий, когда по ложному обвинению были осуждены многие люди. Массовыми были расстрелы. От смертной казни Заболоцкого спасло то, что, несмотря на тяжелейшие физические испытания на допросах, он не признал обвинения в создании контрреволюционной организации.

    Уже в тюремном заключении Заболоцкий закончил переложение “Слова о полку Игореве” (начал в 1937 г.), ставшее лучшим в ряду опытов многих русских поэтов. Это помогло ему добиться освобождения и в 1946 г. переехать в Москву.

    Он смог не упасть духом, он преодолел тяжелые, подчас невыносимые обстоятельства. Жизненный принцип поэта: «Надо работать и бороться за самих себя. Сколько неудач ещё впереди, сколько разочарований и сомнений! Но если в такие минуты человек поколеблется – песня его спета. Вера и упорство. Труд и честность…» И, мне кажется, именно этот жизненный принцип стал философской основой стихотворения «Одинокий дуб». С этим стихотворением мы сейчас познакомимся.

    V. Выразительное чтение стихотворения «Одинокий дуб». Слушая стихотворение, попробуйте определить, каким представляется поэту одинокий дуб?

    VI. Проверка первичного впечатления.

    – Как хорошо вы слушали! Вам понравилось стихотворение? Может быть, кто-то хочет сказать, что почувствовал, когда слушал это стихотворение?

    VII. Анализ стихотворения. Беседа.

    1) Прочитайте еще раз стихотворение и ответьте, каким представляется поэту одинокий дуб? Нарисуйте не красками, а словами представленную вами картину. Это словесное рисование. (Большой, огромный, одинокий дуб растет на пустынной земле «среди безжизненных равнин», нигде нет ни травинки. На земле, возле дуба, камни. Сам он высокий, но ветви его скрючены, коротки. На ветвях тусклые, коричневые, точно рваные листья. Он весь в пыли.) Какие слова, выражения подтверждают это? (Дурная почва, узловат, нет великолепья, отрепья, торчат, глухо шелестят).

    2) Какие чувства вызывает картина, созданная автором в первой строфе? (Тревога, грусть, сочувствие, переживание)

    3) Как вы думаете, почему дуб в стихотворении Николая Заболоцкого стал таким? ( «Дурная почва» – трудная, изломанная жизнь)

    4) Что помогло дубу не погибнуть, а остаться воином? (Внутренняя стойкость, душевная сила, мужество, может быть, какая-то работа над собой, не видимые нами усилия: «но скрученные намертво суставы он так развил..»)

    5) Перечитайте вторую строфу стихотворения. Все ли там понятно, ясно вам?

    Заболоцкий пишет «и из ствола закапает янтарь…». Что такое янтарь?

    (Янтарь – окаменевшая (обычно прозрачная желтого цвета различных оттенков) смола хвойных деревьев. А дуб – крупное лиственное дерево семейства буковых). Автор не знал это? Торопился, когда писал стихотворение? Нет, это литературный прием. Как он называется? Что такое метафора? ( Метафора – употребление слова в переносном значении, основанное на сходстве одного предмета или явления с другим). Так почему янтарь?

    6) Что такое олицетворение? (Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных)

    Найдите в стихотворении олицетворение. (Скрученные суставы, развил, запоет, важен, спокоен – как о человеке). А еще обратите внимание: в стихотворении один раз используется слово «дуб», а в остальных случаях, пять раз, используется местоимение «он». Случайно ли это? Нет, это подтверждает, что стихотворение не только о дубе, что оно и о человеке, о человеческой жизни.) Следовательно, автор использовал аллегорию.

    7)Что такое аллегория? Когда мы встречались с эти понятием? (Аллегория – это иносказание, когда под изображаемыми в произведении существами, предметами подразумеваются другие лица, факты, вещи. Встречались с аллегорией при изучении басни.)

    8) Какой аллегорический смысл вкладывает Заболоцкий в стихотворение о дубе? Как вы думаете, что может быть общего в облике и судьбе одинокого дуба и человека, прошедшего через трагедии XX века? ( Это стихотворение не о дубе, а о человеке, о человеческой жизни. Так же и Заболоцкий смог не упасть духом, он преодолел тяжелые, подчас невыносимые обстоятельства.)

    9) А вы заметили в стихотворении «Одинокий дуб» антитезу? (Антитеза – противопоставление: дуб молчалив, спокоен, некрасив, но ударь по стволу и откроется его внутренний мир, его душа, поющая колоколом славы, его внутреннее богатство, подобное драгоценному янтарю. Таким образом, Заболоцкий противопоставляет внешней некрасивости внутреннюю красоту.

    С приемом антитеза мы встречались в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Парус», «Тучи», А.С.Пушкина «Зимнее утро», Н.А.Некрасова «На Волге», «Размышления у парадного подъезда», «Соловьи».)

    10) А теперь познакомимся с особенностью художественной формы стихотворения.

    братите внимание на предложения в первой строфе. Обычно конец строки и конец предложения в стихотворениях совпадают. Возьмем, к примеру, стихотворение А.Блока «Летний вечер» (стр.173). 1-я строфа состоит из двух предложений. Конец предложений находится в конце строки. Нарисуем это на обычном листе бумаги.

    У Заболоцкого иначе. Предложение заканчивается в середине 3 строки. И запятая, что делит предложение на два простых, стоит в центре 2 строки. Поставьте эти знаки препинания на своих листиках и попробуйте выкроить из строфы предложения. Что у нас получилось? Какие-то отрепья (лохмотья, истрепанная, изношенная одежда). Как листья на одиноком дубе в стихотворении. «Рваный» рисунок текста 1-й строфы есть отражение доминантного (главного) образа.

    Обратите внимание на стихотворные переносы, рвущие строку, создающие дополнительные паузы.

    11) Продолжаем работать с художественной формой стихотворения. Обратите внимание на рифмующиеся слова, в чем их особенность? (Рифмуются слова, в обычной жизни, возможно, исключающие друг друга, никогда не появляющиеся рядом. Это «великолепья – отрепья», «спокоен – воин»). Автор противопоставляет внешней красоте, внутреннюю, душевную.

    Стихотворение раскрывается нам все больше и больше. Если вначале нам показалось, что это пейзажная лирика, то теперь мы видим, что это стихотворение не только о дубе, но и о человеке, о человеческой жизни.

    12) Наша исследовательская работа не закончилась. Перечитайте 1 строфу стихотворения. Какие звуки повторяются часто?

    Дурная почва: слишком узловат

    Торчат на нем и глухо шелестят. (д-п-т). Почему?

    Ведь можно было избежать такое скопление этих звуков, сделав речь более плавной, употребив сочетания (л-мл-м):

    Земля плохая: связаны узлами

    Все ветви, и не назовешь прекрасным

    А лучше вместо слова «дуб» употребить слово «ясень». Какая разница?

    Традиционно в русской речи слово дуб является символом прочности, крепости, долговечности, стойкости. Именно дуб смог вырасти на не благодатной почве. А в повторении звуков д-т-п (звукопись) мы слышим удары. Удары по дубу, может быть, топором, а, может быть «удары судьбы». Дуб, несмотря на «удары судьбы», выстоял, окреп, «развил суставы».

    Физкультминутка. Мы много поработали, надо и нам «размять суставы».

    VIII. Работаем с картиной. Рассмотрите репродукцию картины И.И.Шишкина «Среди долины ровныя..» Что ее сближает со стихотворением Заболоцкого «Одинокий дуб»? Почему художник назвал свою картину строчкой из русской песни, ставшей народной (автор стихов А.Ф.Мерзляков)? Давайте послушаем эту песню, а затем узнаем историю создания этой картины (инд. дом. задание).

    История одной картины

    Cтихотворение А.Ф. Мерзлякова, переложенное на музыку и ставшее песней, переплелось с судьбой художника Шишкина И.И. и привело к написанию картины.

    Алексей Федорович Мерзляков (1778-1830) приехал в Москву из Перми, окончил университет и преподавал в нем более 25 лет.

    Стихотворение «Одиночество» было написано им в 1810 г. в доме, где жила Анисья Федоровна Вельяминова-Зернова (1788-1876). В то время Анисье было всего 22 года, а Алексей Федорович учил ее словесности и был безнадежно влюблен в свою ученицу. Безнадежно, потому что не в их силах было преодолеть сословные различия.

    Однажды вечером Алексей Федорович был особенно грустен, говорил о своем одиночестве. Потом взял мел и на ломберном столе начал писать. Ему дали перо с бумагой, и он записал все стихотворение.

    Стихотворение оказалось настолько напевным, что вскоре стало песней. Второе рождение песни произошло в 1883 году, и связано тоже с печальным событием. В 1881 г. у Ивана Ивановича Шишкина умерла жена Ольга Лагода (1850-1881). Они прожили вместе всего один год. Шишкин потерял не только горячо любимую жену. Она была его ученицей, и о ее таланте говорит хотя бы то, что написанные ею картины покупал П.М. Третьяков.

    Иван Иванович тяжело переживал утрату. И вот, однажды, будучи за городом, Шишкин увидел в поле могучий одинокий дуб и вспомнил стихотворение Мерзлякова “Среди долины ровныя…” Все это переплелось с судьбой художника. В личном плане он опять одинок. В творческом – собратья по “перу” признавали одаренность Шишкина, но прохладно относились к его увлеченности русским пейзажем. В 1883 г. Иван Иванович написал картину, которую так и назвал “Среди долины ровныя…” Многие отнесли картину к редкому жанру пейзажа-автопортрета.

    Читайте также:  Анализ стихотворения Завещание Заболоцкий

    Успех полотна «Среди долины ровныя» превзошел все ожидания. Привыкшие считать Шишкина «царем леса», «дедушкой лесов», «пейзажистом-лесовиком», зрители увидели перед собой обширную равнину, почувствовали настроение, созвучное тому, которое вызывала песня А.Ф. Мерзлякова.

    – Что сближает картину и стихотворение «Одинокий дуб»? ( На картине И.Шишкина дуб очень красив: «высокий дуб, развесистый». Вокруг него растет мягкая зеленая трава. Даже тропинку мы видим на картине, значит, здесь ходят мимо люди. Но этот дуб одинок, так же одинок и дуб в стихотворении Заболоцкого: «кто говорит, что в поле он не воин? Он воин в поле, даже и один».

    Родственным для обоих произведений является то, что за образом дуба мы видим авторов: на картине – И.И Шишкина, в стихотворении – Н.А.Заболоцкого)

    Анализ стихотворения Заболоцкого Одинокий дуб

    Николай Заболоцкий написал стихотворение под названием «Одинокий дуб» в 1957 году. Это стихотворение было написано не просто так, а под влиянием внешних, и особенно внутренних обстоятельств. Поэт являлся очень чувствительным человеком, который все буквально мог прочувствовать, любое горе и радость.

    Это произведение является жанром, схожим с социальным. Ведь этот человек часто писал именно на такую тему свои произведения, так как эта тема была ему, как родная, потому что знакома. Также, в это же время, Заболоцкий попал в тюрьму, где провел

    Так как он написал это произведение «Одинокий дуб», где выразил весьма откровенно свою неприязнь и неподчиненность советским властям. Именно за этот бунт его и посадили в тюрьму.

    Стихотворение состоит из трех строф, и сразу же первые строчки описывают некрасивое дерево, которое посадили на плохой земле, а потому оно впитало только плохой дух. Это дерево на самом деле означает советского человека, который отождествляется с этим образом. То есть он становиться все-таки крепче, так как лишения укрепляют, несмотря ни

    Советский гражданин продолжал терпеть лишения и недостачу всего, что только должен был иметь, но, тем не менее, укреплялся все больше.

    Также, в произведении «Одинокий дуб», Заболоцкий отмечал то, что дерево сможет отвести удар, после того как его затронут, затронут струны его души, которые и так в напряжении уже долгое время. Ведь этот образ характеризирует сильного, свободолюбивого и смелого человека, советского гражданина. Кроме того, автор пишет о том, что все люди России — это не обязательно только серые массы, ведь нельзя никого ставить под одну линейку, все — разные, и просто так хочет государство, чтобы было меньше проблем.

    Но поэт опровергает это провозглашение.

    Иван Александрович Гончаров биография Детство Иван Александрович Гончаров родился в 1812 городе Симбирске в купеческой семье. Спокойное детство в большом доме с садом он дарил героям всех своих романов. Семилетний Иван остался без отца.

    Новаторство В. В. Маяковского Новаторство в творчестве Маяковского критики неизменно связывают с принадлежностью поэта к русскому футуризму. При этом из всех будетлян Маяковский прославился больше всех. В декабре 1912 года в России увидел свет.

    «Пел петух…» Бунин и Заболоцкий Стихотворения «Петух на церковном кресте» Ивана Бунина и «Петухи поют» Николая Заболоцкого венчают поэтическое творчество великих художников. В этих произведениях также пребывает своеобразное «подведение итогов». Стихотворения живут во многих контекстах.

    Сочинение на тему Как я провел день без электричества Я вернулась из школы. Все было как всегда: те же стандартные шесть уроков, вопросы учителей, адресованные одноклассникам, желающих узнать, почему первые не сделали домашнее задание, и, вполне предсказуемые ответы на.

    Сочинение Математика в моей жизни Каждый из нас имеет увлечение или хобби. Мое любимое занятие — математика. На первый взгляд, может показаться что математика — это сухая и неинтересная наука. Но это одна из древнейших.

    Из книги «Вечер» Молюсь оконному лучу — Он бледен, тонок, прям. Сегодня я с утра молчу, А сердце — пополам. На рукомойнике моем Позеленела медь. Но так играет луч на нем, Что весело.

    Сочинение на тему Воскресная прогулка Сочинение по русскому языку 5 класс Воскресная прогулка Воскресенье — мой любимый день недели, потому что этот день мы проводим всей семьей. Проводим этот день мы всегда по-разному: ходим в.

    Крылов как баснописец Жанр басни всегда был популярен в русской и мировой литературе. Предшественников Крылова — Эзопа, Федра, Лафонтена — привлекала возможность иносказательно обличать пороки современного им общества, высмеивать его недостатки, поучать. Это.

    Сочинение Бывает ли любовь разумной? Наверное, каждый человек, живущий на планете, хоть раз задавался вопросом: что такое любовь? Что ей движет? Подчинена ли она сердцу? Или же разуму? Конечно, человека от животного отличает разум, именно.

    Ляпкин-Тяпкин — характеристика персонажа Произведение: Ревизор Судебные должности в России были выборными: дворяне избирали уездных судей, а также заседателей на три года. Обычно уездный суд состоял из судьи и двух заседателей, которые имели право.

    Борис Годунов — характеристика персонажа Произведение: Борис Годунов Борис Годунов — центральный персонаж исторической драмы , в основу которой положены события, описанные в 10-м и 11-м томах «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. Его «драгоценной.

    «Весна, я с улицы, где тополь удивлен…» анализ стихотворения Пастернака Стихотворение «Весна» Борис Пастернак написал в 1918 году, а опубликовал спустя пять лет в сборнике «Темы и вариации». Оно входит в цикл «Нескучный сад», где образ весны представлен достаточно объемно.

    Стихи про семью для младших школьников Стихи о семье для школьников, стихи о членах семьи, стихи про маму, Уж ночь надвинулась. Усадьба засыпает… Мы все вокруг стола в столовой собрались, Смыкаются глаза, но лень нам разойтись.

    Сочинение рассуждение на тему Слово человека Каждый человек говорит определенный слова, практически все осуществляются с помощью поступков и слов «Слово слово родит, третье само бежит». Будьте бдительны: любое слово, которое вы произнесете, может определить то, как.

    Викторина по сказкам для младших школьников Познавательные викторины по сказкам с ответами для учащихся начальных классов. Примечание. Правильные ответы отмечены знаком «+ « Викторина по сказкам с ответами для 4 класса 1. Кто автор сказки «Серебряное.

    Сочинение эссе Человек и закон Современное общество невозможно без существования законов. Законы ограничивают преступность человека, ставят его в определенные морально-ценностные рамки. Ведь что было бы с нашим обществом, если бы вокруг процветало беззаконие и анархия.

    Из книги «Четки» 1 Было душно от жгучего света, А взгляды его — как лучи. Я только вздрогнула: этот Может меня приручить. Наклонился — он что-то скажет… От лица отхлынула кровь. Пусть камнем.

    Анализ рассказа Чехова После театра Сколько бы произведений Чехова не открыл человек, из каждого он вынесет важную мысль, которая, возможно, перевернет жизнь на сто восемьдесят градусов. Антон Павлович затрагивал множество проблем, в том числе и.

    Краткое содержание романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» Юра Живаго в десять лет остается сиротой. Долгое время заботился о нем его дядя, Николай Николаевич Веденяпин, расстриженный по собственной просьбе священник. Но когда Веденяпин переезжает в Санкт-Петербург, Юра остается.

    Разработка урока по природоведению в 5 классе по теме: «Жизнь в морях и океанах» — скачать бесплатно Разработка урока по природоведению В 5 классе По теме: «Жизнь в морях и океанах» Урок разработала: Смольникова Л. Н. учитель биологии Тема урока: Жизнь в морях и океанах Форма урока.

    Сочинение на тему Поступок, которым я горжусь Горжуся я одним делом, но мне не разрешают им гордиться! Мы переехали в новый дом. Строители, конечно, убрали за собой, но эта строительная пыль… противная, белая. И дело в том.

    Приход к власти Гитлера в Германии После окончания Первой мировой это государство оказалось в весьма незавидном и плачевном состоянии. Согласно Версальскому договору, она ущемлялась очень во многом. Значительная часть германских земель отошли во владение стран-победительниц. Немецкие.

    «Шаганэ ты моя, Шаганэ. » анализ стихотворения Есенина, сочинение Стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ. » открывает перед читателями мир лирических произведений Сергея Есенина. Оно написано легко и воздушно, сразу привлекает простым языком и особым эмоциональным слогом, очаровывает открытостью. Здесь поэт.

    Анализ стихотворения Лермонтова Сосна Сразу стоит сказать о том, что стихотворение Михаила Лермонтова является литературным переводом, которое было выполнено им в 1841. Как мы знаем, в этом году поэт погибает, перевод как раз он.

    Технологическая карта урока чтения в 5 классе «Сказки» КОУ «Южная школа — интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, VIII вида» Павлоградского района Омской области. Учебно-методическая карта урока чтения в 5 классе.

    Демон Михаила Врубеля «Да… Все кругом только и делают, что кричат о моем таланте, а настоящей, гениальной работы, этакого венца, нет», — подумал Михаил Александрович и прилег на диван. «Девочка на фоне персидского.

    Конспект урока «Путешествие за солнечными лучиками» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №171 «Центр развития ребенка — детский сад» Конспект урока «Путешествие за солнечными лучиками» Подготовила воспитатель Климчук Людмила Александровна Кемерово 2014 Задачи. Образовательные: Показать способности детей.

    Конспект урока литературы «Знакомство со стихотворением А. Л. Барто «Кораблик» Бюджетное дошкольное образовательное учреждение Сокольского муниципального района «Детский сад общеразвивающего вида № 10» Конспект урока литературы «Знакомство со стихотворением А. Л. Барто «Кораблик» Иванова Любовь Александровна Город Сокол 2015 год.

    Как образуется кратер Размер, радиус R Кратера, который образуется при сверхзвуковом столкновении метеорита с поверхностью, можно приближенно установить из подсчета того, на что расходуется энергия метеорита : E = mv? /2 . Скорость.

    «Был ли счастлив мой Евгений?» А счастье было так возможно, Так близко. А. Пушкин В романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкин обращается к теме судьбы молодого человека 20-х годов XIX века. Поэта интересуют не только.

    Соколов А. Г. биография СОКОЛОВ, САША , русский писатель. Родился 6 ноября 1943 в Оттаве в семье майора Всеволода Соколова, работавшего в аппарате торгового советника посольства СССР в Канаде. В 1946 отец за разведывательную.

    Сочинение на тему Новый год Новый год — мой любимый праздник Любой праздник, по своему, интересен и привлекателен. Но для меня всегда лучшим праздником был и есть Новый год. Еще с детства я помню волнующее.

    Белой ночью разбор стихотворения Автор: Ахматова А. А. Ах, дверь не запирала я, Не зажигала свеч, Не знаешь, как, усталая, Я не решалась лечь. Смотреть, как гаснут полосы В закатном мраке хвой, Пьянея звуком.

    Сочинение по картине Крылова Русская Зима Вот так картина! Все белое, красивое. Это почти чистый лист. Ну, только деревья нарисованы. Я тоже так могу! Тут еще фигурки людей и лошадей есть. Но так нарисовать я не.

    Асеев Н. биография Николай Асеев родился 28 июня 1889 в Льгове Курской губ. Сын страхового агента . Окончил Курское реальное училище , учился в Московском коммерческом институте , был вольнослушателем Московского университета .

    Исаак Бабель биография В июле 1894 года на Молдаванке в Одессе в большой еврейской семье Бабель родился мальчик, которого назвали Исаак. Глава семьи, довольно успешный торговец полагал, что сын последует по его стопам.

    Левин — характеристика персонажа Произведение: Анна Каренина ЛЕВИН — герой романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина» . Один из самых сложных и интересных образов в творчестве писателя, который произносил фамилию героя как Левин, тем.

    Конспект урока по географии «Этапы заселения и освоения Америки. Типология стран Америки» 11 класс Г. Семей, КГУ СОШ №12 Урок географии Тема: Этапы заселения и освоения Америки. Типология стран Америки. 11 класс Цель урока : Познакомить учащихся с освоением Америки. Задачи урока: Рассмотреть особенности.

    «Зимний вечер» анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина 1824 год был очень тяжелым для Александра Сергеевича Пушкина. После южной ссылки поэту запретили проживать в Москве и Петербурге. Высочайшим повелением императора Пушкину было определено место жительства в имении его.

    Анализ рассказа Макар Чудра Горького В произведении идет направленность романтизма, а главная идея романтизма это любовь героев к свободе. Герои отвергают общепринятый уклад общества у них свои взгляды на мир и интересы. Герой всегда один.

    Сейчас вы читаете: Анализ стихотворения Заболоцкого Одинокий дуб

    Анализ стихотворения Заболоцкого Одинокий дуб

    Николай Заболоцкий написал стихотворение под названием «Одинокий дуб» в 1957 году. Это стихотворение было написано не просто так, а под влиянием внешних, и особенно внутренних обстоятельств. Поэт являлся очень чувствительным человеком, который все буквально мог прочувствовать, любое горе и радость.

    Это произведение является жанром, схожим с социальным. Ведь этот человек часто писал именно на такую тему свои произведения, так как эта тема была ему, как родная, потому что знакома. Также, в это же время, Заболоцкий попал в тюрьму, где провел около пяти лет заключения, а вернее — в тюремных лагерях, где приходилось весьма нелегко.

    Так как он написал это произведение «Одинокий дуб», где выразил весьма откровенно свою неприязнь и неподчиненность советским властям. Именно за этот бунт его и посадили в тюрьму.

    Стихотворение состоит из трех строф, и сразу же первые строчки описывают некрасивое дерево, которое посадили на плохой земле, а потому оно впитало только плохой дух. Это дерево на самом деле означает советского человека, который отождествляется с этим образом. То есть он становиться все-таки крепче, так как лишения укрепляют, несмотря ни на что.

    Советский гражданин продолжал терпеть лишения и недостачу всего, что только должен был иметь, но, тем не менее, укреплялся все больше.

    Также, в произведении «Одинокий дуб», Заболоцкий отмечал то, что дерево сможет отвести удар, после того как его затронут, затронут струны его души, которые и так в напряжении уже долгое время. Ведь этот образ характеризирует сильного, свободолюбивого и смелого человека, советского гражданина. Кроме того, автор пишет о том, что все люди России — это не обязательно только серые массы, ведь нельзя никого ставить под одну линейку, все — разные, и просто так хочет государство, чтобы было меньше проблем.

    Но поэт опровергает это провозглашение.

    Анализ стихотворения Заболоцкого Одинокий дуб

    Другие сочинения по теме:

    Анализ стихотворения Заболоцкого Не позволяй душе лениться Николай Заболоцкий известен нам как философ и гуманист, нередко рассуждавший о том, что есть добро и зло, в чем сила.

    Анализ стихотворения Н. А. Заболоцкого Анализ стихотворения Н. А. Заболоцкого «Завещание» Стихотворение было написано в 1947 году. Как раз после возвращения из ссылки, в те.

    Анализ стихотворения Заболоцкого «Лесное озеро» Стихотворение «Лесное озеро» (I, 198) — подлинный шедевр, жемчужина лирики Н. Заболоцкого. Написано стихотворение в 1938 году. Экспозиция стихотворения дает.

    Читайте также:  Анализ стихотворения Заболоцкого Гроза идет

    Стихотворение Н. Заболоцкого «Гроза идет» И мы должны понять, что есть значок, Который посылает нам природа… Н. Заболоцкий Поэт мысли, философских раздумий, тонкий лирик —.

    Философские поэмы «Безумный волк», «Деревья» Н. Заболоцкого Поисками гармонии в природе и вообще в мироздании характеризовалась в 30-е гг. и поэзия Н. Заболоцкого (философские поэмы «Безумный волк».

    Стихотворение Н. А. Заболоцкого «Читая стихи» Живопись — это поэзия, которую видят, а поэзия — живопись, которую слышат. Леонардо да Винчи. Русский язык это язык нашего.

    Стихотворение Н. А. Заболоцкого «Гроза идет»;. (Восприятие, истолкование, оценка.) Заболоцкий Н. А Стихотворение Н. А. Заболоцкого «Гроза идет». (Восприятие, истолкование, оценка.) Тема грозы часто встречается в творчестве Заболоцкого. Каждый поэт ищет свои.

    Внутренняя логика развития образа Пети в повести «Белеет парус одинокий» В. П. Катаев — один из самых популярных детских писателей. Миллионы школьников в числе своих любимых книг постоянно называют ».

    Анализ стихотворения Анчар Пушкина Анчар — это стихотворение о власти и о рабстве как о явлениях, не осуждая никого, никого не обличая. Состоит из.

    Анализ стихотворения Баратынского Разуверение Стихотворение, ставшее известным романсом. Здесь говорится о том, что завершенную любовь нужно отпустить. Если напоминать о ней, то она не.

    «Я пережил свои желанья…» анализ стихотворения Пушкина История создания Стихотворение «Я пережил свои желанья» написано в 1821 году, когда Пушкин был в южной ссылке. Это тяжелый период.

    Анализ стихотворения Тютчева Она сидела на полу Это стихотворение все насквозь пропитано грустью и тоской по ушедшим чувствам. И, даже не зная истории его создания, читатель оказывается.

    Анализ стихотворения Порог Тургенева Стихотворение, название которого «Порог», написано в 1883 году. Написал это произведение Тургенев, великий писатель и поэт. Именно он был так.

    Анализ стихотворения Баратынского Водопад Это красивое и энергичное стихотворение. Я не все слова в нем понимаю… Просто оно очень старое. Но энергия этого самого.

    Анализ стихотворения Ахматовой Летний сад Анна Ахматова — человек весьма рациональный, как может показаться с виду, или как казалось вначале другим, кто ее толком не.

    Анализ стихотворения Звезда полей Рубцов Знаменитое, даже, пожалуй, одно из самых известных стихотворений Николая Рубцова «Звезда полей» было написано им в 1964 году. В этом.

    Анализ стихотворения Есенина Ночь Это сдержанное и прелестное стихотворение имеет свою судьбу. Написано оно было Сергеем Александровичем еще в юности — собственно, на лоне.

    «Чудная картина» анализ стихотворения Фета Стихотворение «Чудная картина», написанное в 1842 году, относится к раннему периоду творчества А. Фета. Оно вошло в многомотивный цикл «Снега».

    Анализ стихотворения Есенина Я покинул родимый дом Сергей Есенин — необыкновенный любитель творчества. Это человек, который пишет изумительно прекрасные стихи, романтичные, и иногда печальные. В данный момент.

    «Мужество» анализ стихотворения Ахматовой Стихотворение Анны Ахматовой — «Мужество» было написано еще в самом начале войны. В своем произведении автор призывает всех к защите.

    Краткое содержание “Жерминаль” Золя

    Произведение «Жерминаль»

    Роман французского писателя Э.Золя «Жерминаль» входит в цикл произведений «Ругон-Маккары». Герои романа: рабочие – углекопы, буржуа Этьен Лантье, углекоп Маэ, его дети – Катрин, Захария, Ханлен, лавочник Мегра, углекоп Шаваль, директор шахт Энбо, совладельцы шахт Грегуары. Действия романа разворачиваются в угольном поселке под названием «Двести Сорок».
    … Механик Этьен Лантье, изгнанный с железной дороги за пощечину начальнику, пытается устроиться на работу в шахту, которая находится в поселке «Двести Сорок». Но работы нет, и Этьен находит место лишь потому, что накануне его прихода умерла одна из откатчиц. Этьен попадает в артель старого забойщика Маэ. У Маэ большая семья, но почти все дети уже работают в шахте, в том числе пятнадцатилетняя Катрин. Этьен, оказавшись в шахте, удивляется тяжести работы: приходится работать в невыносимой духоте, лежа то на спине, то на боку. У Этьена даже возникает желание покинуть такую работу, тем более, что он видит, как плохо обращается начальство с шахтерами.
    Само семейство Маэ живет в непредставимой бедности. Постоянные долги лавочнику, никогда не хватает денег на хлеб – все это вынуждает их совершать унизительные поступки. Однажды жена Маэ даже идет за помощью к Грегуарам, совладельцам шахт. Грегуары живут безбедно, и помощь, которую они оказывают Маэ, заключается лишь в двух старых платьях и куске булки. В то же время лавочник требует возвращения долгов. Маэ удается смягчить его только обещанием прислать к нему Катрину, хотя она знает, что лавочник «испортил многих девушек поселка»… Между тем Катрины домогается молодой углекоп Шаваль. Девушка сопротивляется ему, ведь ей очень нравится Этьен Лантье, но это продолжается недолго. Шаваль – гневливый и вспыльчивый, старается вести себя с Катрин ласково, даже дарит ей ленту для волос. В итоге девушка отдается ему в сарае за поселком.
    Этьен постепенно привыкает к работе, к людям, даже к грубой простоте местных нравов: ему то и дело попадаются обнимающиеся парочки. Но Этьен возмущен любовью Катрин и Шаваля, хотя в действительности просто ревнует эту девушку. Вскоре Этьен знакомится с русским машинистом Сувариным, который живет с ним по соседству. Суварин – очень скрытный человек, поэтому Этьен нескоро узнает, что Суварин – социалист, бежавший из России. Этьен рассказывает Суварину о своей дружбе и переписке с вождем рабочего движения Плюшаром. Но у Суварина и Этьена Лантье разные жизненные позиции – Суварин считает, что жизнь можно изменить только при помощи террора, а Этьен склонен думать о забастовках, как о лучшем средстве «спасти мир».
    В конце лета Этьен перебирается в дом к Маэ. Он пытается увлечь главу семейства своими идеями, и ему это почти удается. Но жена Маэ говорит, что равенства между хозяевами шахт и шахтерами никогда не устанавливается.
    Вскоре появляется идеальный повод для забастовки – очередное сокращение выплат. Директору шахт Энбо сообщают, что никто не вышел на работу. Этьен и несколько его товарищей образуют делегацию для переговоров с хозяевами. В эту делегацию выходит и Маэ. Требования делегатов просто ничтожны: они хотят, чтобы им прибавили плату за вагонетку лишь на пять су. Вечером забастовщики собираются в доме вдовы Дезир, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию. Плюшар, который также присутствует на собрании, говорит, что забастовка – это самый недейственный метод. Неожиданно появляется комиссар полиции и жандармы, но забастовщики успевают разойтись.
    Со временем Этьен приобретает все больше влияния на рабочих. Он даже вытесняет прежнего лидера, Раснера. А восстание, как пожар, распространяется по другим шахтам. Распевая «Марсельезу» толпа идет в Монсу, к правлению. Директор Энбо исчезает. Восставшие шахтеры грабят лавку Мегра, самого лавочника убивают и подвергают кастрации. В дом Маэ Шаваль приводит жандармов, но Катрин предупреждает Этьена и он спасается.
    Между тем Ханлен, младший из Маэ, большой разбойник и хитрец, ощущает невыносимое желание убить солдата. Однажды он совершает это: убивает безвинного солдата, подкравшись к нему со спины… В то же время столкновение шахтеров с солдатами становится неизбежным. Углекопы намеренно идут на штыки, солдаты стреляют в них. Первыми выстрелами убивают детей – Лидию и Бебера, затем гибнет старый Маэ. Рабочие пугаются…
    А вскоре приезжают представители власти из Парижа. Этьен все больше ощущает себя виновником множества смертей, насилия. Лидером шахтеров снова становится Раснер, который требует примирения. Этьен решает уйти из поселка, но потом возвращается, желая провести еще одну ночь в поселке. В это время Суварин идет к шахте, в которую собираются вернуться бывшие забастовщики, и подпиливает одну из скреп обшивки, которая защищает шахту от подземных вод.
    Утром Этьен узнает, что Катрин тоже собирается вернуться в шахту. Этьен Лантье, безумно любя девушку, решает вместе с ней пойти туда. Когда они оказываются в шахте, вода прорывается из обшивки. Некоторые шахтеры успевают спастись, но на дне шахты остаются старик Мук, Шаваль, Этьен и Катрина. Долгое время они пытаются выбраться в сухую шахту, блуждают в подземных лабиринтах. Именно здесь и происходит последняя стычка Этьена с Шавалем: Этьен убивает Шаваля, раскроив ему череп куском угля. Здесь же, в темноте, на небольшом кусочке не залитой водой земли и сливаются в страсти Этьен и Катрина. После этого девушка забывается, а Этьен прислушивается к приближающимся толчкам: спасатели дошли до них. Наконец их поднимают на поверхность, но Катрина уже мертва.
    Этьен уходит из поселка навсегда. Шахтеры вновь возвращаются в шахты. Уходящему Этьену Лантье кажется, что удары шахтерских орудий сопровождают каждый его шаг.
    Так завершается роман Э.Золя «Жерминаль».

    «Жерминаль», краткое содержание романа Эмиля Золя

    Механик Этьен Лантье в поисках работы забредает на угольные копи. Там он знакомится со стариком Бессмертным (Венсеном Маэ), прозванным так за то, что его три раза извлекали из-под земли, где он должен был погибнуть. Семья Маэ на протяжении ста шести лет трудится на Компанию угольных копей.

    Утро в рабочем посёлке Двести Сорок. В четыре утра просыпается Катрин – старшая дочь в семействе Маэ (ей 15 лет). Её братья и сёстры: Захарий (21 год), Жанлен (10 лет), Альзира (9), Ленора (6), Анри (4), Эстелла (3 месяца). Катрин будит Захария и Жанлена. Маэ с женой обсуждают, как прожить целую неделю без денег. Отец с Катрин, Захарией и Жанленом отправляются на работу.

    Этьена принимают в артель Маэ вместо умершей откатчицы. Он спускается вместе со всеми в Ворейскую шахту. Артель Маэ работает на Гильомовом пласте в тяжёлых условиях – в забое очень жарко и влажно. Катрин учит Этьена быть откатчиком. В десять утра углекопы завтракают. Катрин делится с Этьеном едой. Парень хочет поцеловать девушку, но другой углекоп, Шаваль, опережает его. Работа продолжается. В забой приходит инженер Поль Негрель – племянник директора Энбо. Он ругает артель за плохо установленные крепления. Кабатчик Раснер предоставляет Этьену свободную комнату и кредит на две недели.

    Утро в усадьбе Грегуаров, Пиолене, начинается в восемь. Г-жа Грегуар просит кухарку испечь слоеную булочку для дочери Сесиль. Грегуары живут за счёт одной акции угольных копей Монсу. На завтрак в Пиолену приезжает господин Денелен – двоюродный брат г-на Грегуара.

    Жена Маэ с младшими детьми просит у лавочника Мегра хлеба, затем пять франков у Грегуаров. Господа из Пиолены дают только вещи, Мегра одалживает продукты и деньги, надеясь на то, что сможет переспать с Катрин.

    Жены углекопов перемывают косточки друг другу. Вернувшись домой Маэ с детьми обедает. Потом все моются прямо на кухне: в начале дети, затем отец семейства. Вечером Маэ занимается прилегающим к дому огородом.

    Около Рекильяра, в районе заброшенной шахты, местные парни и девушки предаются любовным утехам. Там же, в разваливающемся доме, живёт старый конюх Мук со своим сыном и дочерью Мукеттой. В Рекильяре Шаваль лишает девственности Катрин. Этьен сходит с ума от ревности.

    Через три недели Этьен привыкает к работе углекопа и становится лучшим откатчиком. Вечером он пьёт пиво с машинистом Сувариным, живущим в соседней комнате у Раснера. Суварин – русский дворянин-анархист, сбежавший во Францию после покушения на императора. В один из вечером Этьен получает письмо от Плюшара и говорит, что не прочь создать в Монсу ячейку Интернационала. В июле Маэ предлагает Этьену стать забойщиком.

    В последнее воскресенье июля в Монсу проходит ярмарка. Углекопы пьют пиво. Этьен уговаривает их создать кассу взаимопомощи. Жена Маэ соглашается поженить Захарию с Филоменой, от которой у него двое детей. Вечером, на танцах, Маэ предлагает взять на постой Этьена, чтобы возместить убытки, связанные с уходом из семьи сына.

    За несколько месяцев Этьен революционизирует посёлок. Осенью Компания устраивает простои, накладывает на углекопов штраф за плохие крепления и выдаёт мизерную зарплату. Бессмертного отправляют на пенсию. Жанлен попадает под обвал и становится хромым. Катрин уходит к Шавалю. В декабре начинается забастовка углекопов. Директор Энбо, его жена, племянник – Поль Негрель, Грегуары и Денелен завтракают, испуганно поглядывая на дорогу. К ним приходит делегация углекопов и излагает свои требования.

    Забастовка длится несколько недель и охватывает всё большее количество шахт. Люди начинают голодать. На собрание углекопов из Лилля приезжает Плюшар и принимает всех в Интернационал. К январю посёлок охватывает голод. Этьен сходится с Мукеттой и берёт у неё еду для семьи Маэ. Жанлен с другими детьми начинает обворовывать лавочников. Он устраивает себе логово в заброшенной шахте.

    В Вандамском лесу углекопы собираются на сходку. На следующей день на шахте Жан-Барт забастовщики из Монсу режут тросы, после чего начинают беспрерывный бег по округе и громят все попадающиеся им на пути шахты.

    Г-н Энбо узнаёт о том, что жена изменяем ему с Негрелем. Бунтовщики осаждают его особняк и чуть не убивают Сесиль Грегуар. Лавочник Мегра ползёт в свою лавку по крыше и сворачивает себе шею. Женщины отрывают ему мужское достоинство, насаждают его на палку и носятся с ним по улицам.

    К февралю забастовка охватывает всё новые и новые области. Мёртвые шахты охраняются жандармами. Маэ увольняют. Этьен прячется в заброшенной шахте у Жанлена.

    Альзира простужается, подбирая угольные крошки, и умирает. Аббат Ранвье призывает углекопов вернуться в лоно церкви. Компания нанимает новых рабочих из Бельгии. Шаваль дерётся с Этьеном, последний побеждает. Ночью Этьен видит, как Жанлен убивает часового. Он заставляет мальчика помочь ему спрятать труп солдата в заброшенной шахте. Шаваль бьёт Катрин и выгоняет её из дома.

    Утром на Ворейской шахте забастовщики бросают камни в солдат. Солдаты открывают огонь. Маэ, Мукетта и ещё несколько углекопов, в том числе и детей – убиты.

    Компания пытается примириться с рабочими, и в Ворейскую шахту постепенно возвращаются углекопы. Этьена бывшие товарищи чуть не забивают камнями. Суварин ослабляет опоры в шахте.

    Этьен сближается с Катрин и спускается вместе с ней под землю. Сруб шахты рушится. Часть углекопов вместе с Этьеном, Катрин и Шавалем остаются внизу. Ворейская шахата оседает. Вслед за ней разрушаются и надземные строения. На шахте начинаются спасательные работы. Во время них погибает Захария.

    Грегуары привозят милостыню Маэ. В доме они встречают одного старика Бессмертного – инвалида, тронувшегося умом. Он убивает Сесиль Грегуар, оставшуюся с ним на несколько минут.

    Под завалами Этьен убивает Шаваля. Вместе с Катрин они ждут помощи. К концу второй недели Этьен и Катрин занимаются любовью, после чего девушка умирает. Этьена спасают.

    Через полтора месяца вдова Маэ идёт работать на шахту Жан-Барт. Этьен уходит в Париж к Плюшару.

    Если вы прочитали краткое содержание романа «Жерминаль» и вам понравилось, ознакомьтесь со следующими сочинениями:

    Ссылка на основную публикацию