Анализ стихотворения Журавли Заболоцкого 8 класс

Анализ стихотворения Заболоцкого Журавли

Одной из излюбленных тем в творчестве Заболоцкого была тема природы, особенно часто он обращался к образу птицы в своих произведениях. В данном стихотворении мы переживаем трагедию, случившуюся с вожаком журавлиной стаи. Написанное в 1948 году данное стихотворение имеет глубочайший философский смысл. Заключающийся в том, что в природе существует нерушимое правило преемственности.

Структурно стихотворение состоит из восьми строф. В первой и второй строфе нам представлено описание журавлиного клина отправившегося с берегов далекой, чужой жаркой страны, к родным и любимым берегам. Особую поэтичность происходящих событий в данном случае создает метафора – летели утопая в небе и эпитет – серебряные крылья. Серебро, считается одним из благородных металлом, так же, как и эти величественные птицы. Особенным кажется это полет, учитывая использованный эпитеты «широкий небосвод и немногочисленный народ», в значении антитезы, то есть автор нам показывает насколько мало их количество на воне бескрайних небес.

И вот добравшись до родимых мест, птицы попадают в ловушку, которая оборачивается для одной из них гибелью. Казалось бы, разве может таить угрозу родная земля, место, исключающее опасность, место, спокойнее которого найти не возможно… Смерть птицы, описанная в пятой, шестой и восьмой строфе похожа на падение великолепного ангела, несущегося стремительно с небес к земле. Как молниеносно погибает птица, что подчеркивают глаголы «вспыхнул и погас». Крылья её постепенно превращаются в руки, и, не смотря на то, что эта родная земля стала для бедного журавля последним пристанищем, он словно в последний раз старается обнять холодную волну, знакомого озерца. А его собратья, словно люди, пережившие утрату близкого друга, с рыданьями устремляются в высь. Именно там, где их не может достать ни одна живая душа, высоко высоко, природа в знак того, чтобы они простили её возвращает : гордость, устремления, способность бороться. Переживая потерю одного из своих сыновей природа предстает нам в момент заката, олицетворяющего и кровоточащую рану на груди журавля и переход к ночи, как к моменту забвения.

Но почему возникает образ молодого поколения и прошлого. У птиц, как правило, вожаком становится возрастная особь, хорошо знающая перелетные пути, сильная духом, способная держать стаю. И потеряв этого вожака, все, чем он обладал, перейдет к новому, тому, кто будет так же нести свою службу. Так же бывает и у людей, именно в этом скрыта особая философия данного поэтического текста.

Вариант №2

Заболоцкий много писал на тему природы. Его стихотворения – размышление о ее красоте, одухотворяющей силе, мощи, величии. Всегда в таких произведениях звучат философские мысли. Такое стихотворение «Журавли», написанное поэтом после многострадальной ссылки. Поэтому в его сюжете есть трагическое начало.

Основа сюжета – простая история. Косяк журавлей возвращается на родину с юга. Впереди – вожак. Когда журавли пролетали над озером, пуля охотника пронзила его сердце. Он камнем упал в воду и утонул.

В произведении две логические части. Первая – картина полета журавлиного косяка, трагическая гибель вожака. Вторая – размышления автора о смелости, воле, гордости, молодом поколении.

В нем всего восемь четверостиший. Каждое из них – своя картина. Два первых звучат спокойно и торжественно. Безграничный простор, свобода. Птицы величаво летят к отчему дому, утопая в небе. Этот полете – радость приближающейся встречи с родиной. Олицетворяя природу, поэт сравнивает журавлей с людьми. Вожак ведет свой немногочисленный народ.

С третьей строфы появляются тревожные нотки: прозрачное озеро, черное ружейное дуло. Спокойствие сменяется страхом, предчувствием смерти. Человек противостоит природе, становится ее врагом.

Самый напряженный момент показан в четвертой и пятой строфах. Вожак журавлей, частица природы, величия, рушится на землю. Автор употребляет местоимение нас. Читатель чувствует свою вину за смерть птицы. Дальше ясно звучат гипербола, сравнение: крылья журавля подобны огромному горю.

Вторая логическая часть представляет собой философские размышления. Два мира противостоят друг другу: природа и человек. Птицы находятся безопасно только высоко в небе, ближе к солнцу. Природа вернет то, что смерть унесла с собой. Жизнь берет верх над смертью. Снова читатель чувствует торжественное звучание.

В последних строках играет печальная музыка. Вожак погружается на дно озера, металлическая рубашка сковала его тело. Страх, ужас испытывают птицы при виде умирающего вожака. Даже природа грустит вместе с птицами. Заря освещает журавля красным пятном.

Вожак, отвечавший за весь птичий народ, погиб. Он честно выполнил свою работу: вел в страну тепла, солнца своих собратьев.

Поэт дает понять, что человек и природа должны быть вместе. Тот, кто убил журавля, враг людям. Увидят ли последующие поколения этих величественных птиц, отвечать ему.

Это произведение не только о птицах. Оно о людях, которые умеют стойко переносить жизненные трудности. К этому разряду относился сам поэт.

Картинка к стихотворению Журавли

Популярные темы анализов

Иван Алексеевич Бунин был известным русским писателем. Бунин неоднократно получал Пушкинскую премию, являлся Нобелевским лауреатом по литературе. В 1909 году был признан почётным академиком. Его жизнь была наполнена

В стихотворении повествуется о жизни его родной деревни Константиново. Он там родился и вырос. Но для достижения целей ему приходится уехать оттуда. Конечно, он с детства любил и леса, и поля, и всю природу. Но также он понимал

Стихотворение «Весенний дождь» было написано в 1857 году. Афанасий Фет создавал его, будучи уже состоявшимся мастером пейзажной поэзии. Данное произведение относится к жанру пейзажной зарисовки. Однако она не так проста,

Весна – долгожданное время года, которое вызывает разные ассоциации в творчестве писателей русской литературы. В лирике Александра Александровича Блока она символизирует пробуждение всего живого.

Прочитав стихотворение Фетта «Сад весь в цвету» я считаю, что автор им хотел передать его настроение при нахождении в саду весной, и его размышления на различные темы. Тем самым он желал передать читателю то прекрасное чувство,

Анализ стихотворения Н.Заболоцкого “Журавли” в 6-х и 8-х классах

Разделы: Литература

6 класс. Обучение анализу стихотворения.

Предварительное Д/З: нарисовать иллюстрации к стихотворению.

Ход урока

Разминка:

  1. Подберите эпитеты к словам: небосвод, огонь, птица
  2. Ищем метафоры: сердце,стиплер,пирамида лёд,облака аристократ
  3. Подберите глаголы-олицетворения: ружьё, кресло

– Сегодня мы познакомимся со стихотворением Н. Заболоцкого “Журавли”. Какие ассоциации у вас вызывает это слово?

Чтение стихотворения.

Что вы испытывали, слушая стихотворение?

Реализация Д/З:

– Какие иллюстрации вы выполнили? Почему именно эту картину нарисовали? Почему стало возможным нарисовать иллюстрации?

Запишем в тетради: “К этому стихотворению можно сделать иллюстрацию, потому что…”

– Какие строфы не смогли изобразить? Почему?

– Мы должны разобраться, какое значение имеют данные строфы в стихотворении, проследить за движением чувств в стихотворении, ответить на вопрос: “О чём заставляет задуматься стихотворение?”

Анализ стихотворения:

– Сколько строф в стихотворении?

– Можно ли проследить сюжет в стихотворении?

– На сколько частей и почему можно разделить стихотворение? Озаглавить каждую часть строчками из стихотворения. (6 частей, в каждой своё настроение, сгруппируем глаголы, которые показывают смену картины)

Запишем в тетради: “Композиционно стихотворение делится на…, так как…”

Анализ по частям: после каждой части делаем запись в тетради “Первая (вторая, третья…) часть стихотворения вызывает чувства…Помогает их выразить… ”

Часть 1

  1. Какую картину мы видим? С какой интонацией нужно читать эту часть?
  2. Каков центральный образ этой части?
  3. Кто такой вожак?
  4. Какую роль играет олицетворение “немногочисленный народ”?
  5. Как вы понимаете эпитет “отеческая земля”?
  6. Какие чувства вы испытываете, читая эти строки?
  7. Что помогает создать эти чувства? (метафора “утопая в небе”, эпитет “серебряные крылья”, аллитерация , ассонанс)

Часть 2

  1. Почему строфа начинается с противительного союза?
  2. Главный образ этой строфы? Как длина строк помогает выразить настроение строфы?
  3. Что значит эпитет “зияющее дуло”? Какие ассоциации вызывает это слово, как оно звучит?
  4. Какие сочетания согласных звуков вызывают напряжение?
  5. Какой приём лежит в основе этой строфы?
  6. Что символизируют ОЗЕРО и ДУЛО?

Часть 3

  1. Какие метафоры использует автор? Как вы их понимаете?
  2. Почему поэт не использует слово “выстрел”?(аллитерация, смена ритма)
  3. В чём особенность глагола “обрушилось”?
  4. Какие чувства вы испытываете?

Часть 4

  1. Почему журавли “рванулись в вышину”?
  2. Роль олицетворения “рыданью вторя”?
  3. Какое сравнение использует автор?
  4. Как звукопись помогает передать силу горя? Роль однокоренных слов, эпитетов.

Часть 5

  1. Что вернула природа птицам? Роль эпитетов? Почему стало возможным вернуть птицам веру?
  2. Какие слова можно выделить интонационно?
  3. Только ли о птицах эти строки?
Читайте также:  Жуковский Светлана читать текст баллады

Часть 6

  1. Зачем нужна заключительная часть?
  2. Какие чувства переплетаются в строфе?
  3. Какую смысловую нагрузку несёт алый цвет зари, что символизирует заря?
  4. Как нужно читать заключительные строки?

Заключительное слово:

Если проследить движение наших чувств, то мы увидим, что они движутся по кругу, как и наша жизнь, которая продолжается, несмотря ни на что. Необходимо только помнить обо всех смелых, сильных духом, о тех, кто оставил свой след в жизни. Очень важно, чтобы не нарушилась связь поколений, тогда каждое утро будет освещено восходящим солнцем.

Домашнее задание:

Ответить письменно на один из вопросов:

  1. Расскажите о чувствах, которые вы испытывали, читая стихотворение.
  2. О чём заставило задуматься стихотворение?

8 класс Подготовка к сочинению – анализу стихотворения

Терминологическая пятиминутка:

1. Игра “Видимо-невидимо”* – эпитет, антитеза, олицетворение, метафора, аллитерация, ассонанс, символ, интонация, композиция, ритм, сравнение, инверсия, хорей, пиррихий, амфибрахий, анапест, спондей.

2. Цифровой диктант: определите, какое изобразительное средство используется в следующих строках

1. Лес проснулся,
Весь проснулся
, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
1. эпитет
2. Знакомым шумом шорох их вершин
меня приветствовал
2. олицетворение
3. Отговорила роща золотая
Берёзовым весёлым языком
3. метафора
4. Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как
мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.
4. сравнение
5. Уж вечер…облаков померкнули края,
Последний луч зари на башне умирает
5. аллитерация

Слово учителя:

Все теоретические знания, которые мы повторили сегодня, понадобятся нам для работы над стихотворением Н. Заболоцкого “Журавли”. Произведения Заболоцкого проникнуты мыслью о единстве всего мироздания. Человек и природа едины, постоянно взаимодействуют друг с другом, живут по одним законам. Именно об этом стихотворение “Журавли”. Наша задача на уроке – собрать материал к сочинению – анализу этого стихотворения.

Чтение стихотворения.

  • Что вы испытывали, слушая стихотворение? Прочитайте строки, которые взволновали вас больше всего?

Запишем в тетради: “При чтении стихотворения возникают чувства…”

  • Почему стихотворение названо “Журавли”? (центральный образ стихотворения) Какие картины можно нарисовать к этому стихотворению?
  • Только ли о журавлях это стихотворение? Какие слова свидетельствуют о том, что речь идёт не только, и не столько о журавлях, сколько о людях?

Запишем в тетради: “В стихотворении говорится о…”

  • Какова композиция стихотворения? (выписываем глаголы, объединяем их, составляем цветовую схему стихотворения)

Запишем в тетради: “Композиционно стихотворение делится на…, так как…”

  • Как звучит стихотворение? Определим стихотворный размер. (хорей с пиррихием придаёт стихотворению свободную интонацию. Замедляется ритм обилием обособленных членов предложения. Первые две строчки четвёртой строфы (хорей) звучат энергично. Большое количество слов высокого стиля придают стихотворению особую торжественность)

Запишем в тетради: “Стихотворение звучит…, так как…”

Работа в группах:

Шесть групп. Каждая группа работает с определённой частью стихотворения по плану:

  1. Выразительно прочитать часть, озаглавить её.
  2. Определить тему, основную мысль части.
  3. Определить настроение.
  4. Какими художественными средствами создаётся настроение (фонетический уровень, лексический уровень, морфологический уровень, синтаксический уровень)

Задача группы подготовить к выступлению самого слабого учащегося.

Отчёты групп:

Учащиеся при прослушивании выступлений записывают в тетради наблюдения, сделанные одноклассниками.

  • Какие вопросы возникли у вас, но вы не услышали ответы на них?
  • Какие выводы вы можете сделать? Какие мысли и чувства хотел автор донести до читателей?

Оценка работы каждого в группах.

Домашнее задание:

Используя материалы наблюдений, написать сочинение – анализ стихотворения.

Литература:

Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приёмов обучения: Книга для учителя.- М.: Издательство “Первое сентября”, 2000.

Анализ стихотворения Журавли Заболоцкого

Заболоцкий написал произведение под названием “Журавли” в 1948 году на этапе своей жизни. Стихотворение само по себе очень печальное, и даже трагичное, так как сам сюжет произведения – очень необычайно. Не каждый поэт или писатель раскрывал такие эмоции и такие сюжеты.

Но поэт смог открыть те прикрытые чувства и эмоции, которые скрыты в тех образах, которые он написал и описал в произведении “Журавли”.

Стихотворение большого размера, оно, если быть точнее, состоит из восьми строф, которые полностью вмещают смысл и сильные эмоции от прочитанного. В произведении Заболоцкого “Журавли” описывается такая картина – журавли летят мирно по небу, их полет виден всем с высоты. Они – красивая стая, которую впереди всех ведет вожак, который очень горд и красив, а также – величественен.

Вся стая – это свобода, свобода полета, красота и величие птиц, которые имеют нежные большие крылья.

Журавли летят в свой родной край, где хотят снова поселиться, там – на озере, где они и жили раньше. Птицы радостно курлычут, уже предвкушая радость от того, что они снова увидят свой родной край, и даже дом. Их озеро – большое, красивое и немного романтичное. Там живется прекрасно свободным птицам.

И вдруг это спокойствие и красоту, не только природы, но и птиц – нарушает выстрел ружья. Выстрел попадает в одну птицу, которая является вожаком стаи. Красивый и гордый журавль падает медленно в озеро, с высоты полета.

Птицы остальные сначала даже не понимают и не верят, что случилось. Но потом резко поворачивают, и летят оттуда. Они печально и горестно курлычут, они плачут и кричат от гнева, от такой несправедливости.

Но уже ничего нельзя поделать.

Заболоцкий недаром затронут в своем произведении такую нежную тему. Он хочет показать, что не только люди способны по-настоящему чувствовать, как горе, так и любовь.

Твір на тему: Анализ стихотворения Журавли Заболоцкого

Related posts:

Мое впечатление от стихотворения Н. Заболоцкого “Журавли” Мне дважды в жизни пришлось видеть журавлиный клин. В первый раз – в осеннем небе, второй – в весеннем. Помню, как одна из птиц отстала от стаи. Тогда к ней.

Cтихотворение Н. Заболоцкого “Журавли” Урок литературы в 6-м классе Цель урока. Обучение анализу лирического стихотворения, развитие навыков выразительного чтения, воспитание вдумчивого читателя, ориентация учащихся на непреходящие духовные ценности. 1. На прошлом уроке мы познакомились.

Анализ стихотворений Н. Заболоцкого “Журавли”, “Лебедь в зоопарке” Тема природы в творчестве Н. Заболоцкого занимает важное место. Часто, обращаясь к этой, традиционной для русской классической поэзии, теме, автор решает моральные, философские вопросы. Обратимся к его стихотворению “Журавли”. Оно.

Анализ стихотворения Заболоцкого Одинокий дуб Николай Заболоцкий написал стихотворение под названием “Одинокий дуб” в 1957 году. Это стихотворение было написано не просто так, а под влиянием внешних, и особенно внутренних обстоятельств. Поэт являлся очень чувствительным.

Урок в 6-м классе по стихотворению Н. Заболоцкого “Журавли” Данный урок дается в 6-м классе (урок программный). В последнее время в Обыкновенных школах в классе Дети имеют разные уровни подготовленности. Фактически их можно разделить на три категории: хорошая подготовка.

Анализ стихотворения Некрасивая девочка Заболоцкого Изучив стихотворение “Некрасивая девочка” мне кажется, что лирическим героем в нем является неряшливая, смешная личность. Она как из анекдота. С первых же строк произведения понятно, что это очень особенная девочка.

Анализ стихотворения Заболоцкого Можжевеловый куст Стихотворение “Можжевеловый куст” было написано в 1957 году и является частью сборника Заболоцкого под названием “Последняя любовь”. Причиной обращения поэта в любовную лирику стало событие, связанное с его женой. Она.

Анализ стихотворения Заболоцкого Гроза идет В конце 1957 года Н. А. Заболоцкий написал стихотворение под названием “Гроза идет”. Он очень любил красоту российских лесов и полей и часто восхвалял ее в своих работах. Данный стих.

Анализ стихотворения Заболоцкого Не позволяй душе лениться Николай Заболоцкий известен нам как философ и гуманист, нередко рассуждавший о том, что есть добро и зло, в чем сила человека и что такое настоящая красота. Многие из его текстов.

Анализ стихотворения Заболоцкого Гроза В стихотворении рассказывается о привычном в наших широтах природном явлении – грозе, ее можно считать главной героиней этого произведения. Используя литературные образы, автору удается представить в образе грозы неотвратимость жизненных.

Анализ стихотворения Н. А. Заболоцкого “Лебедь в зоопарке” Стихотворение Н. Заболоцкого “Лебедь в зоопарке” написано в 1948 году, в нем отражены реально-биографические факты. После прочтения произведения перед тобой возникает образ лебедя. Лебедь в стихотворении Заболоцкого – воплощение красоты.

“Журавли” Николая Заболоцкого и Николая Рубцова Одинаковое название двух стихотворений, принадлежащих перу разных авторов, конечно, только повод для их сопоставительного анализа. Однако между “Журавлями” Николая Заболоцкого и Николая Рубцова есть невидимые, но прочные и легко нащупываемые.

Читайте также:  Анализ стихотворения Уступи мне, скворец, уголок Заболоцкого

УЛЕТАЮТ ЖУРАВЛИ – Осень наступила Літературне читання 2 клас – И. Н. Лапшина – 2012 Осень наступила УЛЕТАЮТ ЖУРАВЛИ В золотые осенние дни собирались к отлету журавли. Готовясь в далекий путь, покружили они над родным.

Анализ стихотворения Н. Заболоцкого “Метаморфозы” Время великих научных открытий, которое застал Н. Заболоцкий, отразилось в его творчестве. При этом его стихотворения не утратили своей поэтичности. Думаю, что поэт действительно сказал новое слово в русской литературе.

Анализ стихотворения Заболоцкого О красоте человеческих лиц Автор в своем стихотворении перечисляет типы лиц человека с помощью сравнений, олицетворений и метафор. Стихотворение состоит из 16 строк, в нем 7 предложений. Оно говорит о способности автора размышлять философски.

Анализ стихотворения Завещание Заболоцкий В середине пятидесятых годов поэт возвращается из зоны заключения, где находился на протяжении шести лет. Жизнь в не свободы сильно ухудшает состояние Николая Заболоцкого, и он понимает, его жизнь скоро.

Проблема внешней и внутренней красоты в творчестве Н. Заболоцкого (анализ стихотворений “О красоте человеческих лиц”, “Некрасивая девочка”, “Старая актриса”) Творчество Н. Заблоцкого многогранно. Это поэт – мыслитель. Его интересуют философские, вечные вопросы, среди которых особое место занимает тема человеческой красоты, как внутренней, так и внешней. Необычно стихотворение “О красоте.

Как вы понимаете название и смысл стихотворения Н. Заболоцкого “Не позволяй душе лениться”? “Держи лентяйку в черном теле и не снимай с нее узды!” О чем это? Поэт Николай Заболоцкий относит эти строки к душе человека. Он пишет: “Не позволяй душе лениться. Душа.

Анализ стихотворения Лермонтова Бородино Произведение “Бородино” было написано Лермонтовым в 1837 году. Это произведение стало очень популярным как среди простых, так и более знатных людей. “Бородино” – стихотворение, которое рассказывает о многом. В нем.

Баллада “Ивиковы журавли” Вы, журавли под небесами, Я вас в свидетели зову! Да грянет, привлеченный вами, Зевесов гром на их главу. В. Жуковский Василий Андреевич Жуковский – замечательный русский поэт, одним из первых.

Поэзия Н. Заболоцкого Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! Н. Заболоцкий Николай Заболоцкий пришел в поэзию на рубеже.

Анализ стихотворения Лермонтова Утес Утес – это стихотворение написанное в 1841 году. Это стихотворение написал Михаил Юрьевич Лермонтов. В этом стихотворении мы можем встретить очень много литературного приема олицетворения. Например: “Золотая тучка”, “Старый утес”.

Анализ стихотворения Фета Еще майская ночь Данное стихотворение Афанасия Фета было написано в тысяча восемьсот пятьдесят седьмом году. В своем стихотворении он показал свою позицию и отношение к искусству – главная функция искусства показывать истинные ценности.

Мир природы в лирике Н. Заболоцкого Н. Заболоцкий писал свои стихи в то время, когда человек активно вмешивался в законы природы, считал себя ее повелителем. Современникам поэта казалось, что для человеческого разума нет ничего невозможного. Грандиозные.

Сборник Заболоцкого “Столбцы” Дебют заметили и одобрили достойные и уважаемые литераторы того времени: Вениамин Каверин, Николай Тихонов, Юрий Тынянов, Самуил Маршак. Но это не спасло молодого поэта от шквала язвительных нападок и прямых.

Темы, идеи, образы лирики Н. А. Заболоцкого Н. Заболоцкий принадлежит к поколению писателей, вступивших в литературу уже после революции. В этом поэте поражает удивительная преданность творчеству, упорная работа над совершенствованием поэтического мастерства, целеустремленное развитие собственной концепции. Он.

Анализ стихотворения Тютчева Она сидела на полу Это стихотворение все насквозь пропитано грустью и тоской по ушедшим чувствам. И, даже не зная истории его создания, читатель оказывается затронут глубиной любовной лирики и понимает его смысл. А между.

Анализ стихотворения Ахматова Двадцать первое. Ночь. Понедельник (21 ночь) В 1917г. вышел 3 том поэтессы под названием “Белая стая”, которая является наиболее значимой из всех ею написанных произведений. Данное стихотворение достаточно небольшое, и оно входит в том “Белая стая”.

Анализ стихотворения Лермонтова Узник Лирическое стихотворение “Узник” написано М. Ю. Лермонтовым зимой в 1837 году, когда автор находился в тюрьме. Дело в том, что после смерти А. С. Пушкина М. Ю. Лермонтов написал стихотворение.

Анализ стихотворения О, я хочу безумно жить Блок Александр Блок – поэт, который был в своей время очень талантливым и умным человеком. Недаром, когда он того хотел, он писал быстро и просто превосходно. Все женщины того времени просто.

Анализ стихотворения Журавли Заболоцкого

Анализ стихотворения Н.Заболоцкого “Журавли”

АвторСообщение Кисёнок
Admin

Сообщения : 32
Дата регистрации : 2009-01-23

6 класс. Обучение анализу стихотворения.

Предварительное Д/З: нарисовать иллюстрации к стихотворению.
Ход урока

1. Подберите эпитеты к словам: небосвод, огонь, птица
2. Ищем метафоры: сердце,стиплер,пирамида лёд,облака аристократ
3. Подберите глаголы-олицетворения: ружьё, кресло

– Сегодня мы познакомимся со стихотворением Н. Заболоцкого “Журавли”. Какие ассоциации у вас вызывает это слово?

Что вы испытывали, слушая стихотворение?

– Какие иллюстрации вы выполнили? Почему именно эту картину нарисовали? Почему стало возможным нарисовать иллюстрации?

Запишем в тетради: “К этому стихотворению можно сделать иллюстрацию, потому что…”

– Какие строфы не смогли изобразить? Почему?

– Мы должны разобраться, какое значение имеют данные строфы в стихотворении, проследить за движением чувств в стихотворении, ответить на вопрос: “О чём заставляет задуматься стихотворение?”

– Сколько строф в стихотворении?

– Можно ли проследить сюжет в стихотворении?

– На сколько частей и почему можно разделить стихотворение? Озаглавить каждую часть строчками из стихотворения. (6 частей, в каждой своё настроение, сгруппируем глаголы, которые показывают смену картины)

Запишем в тетради: “Композиционно стихотворение делится на…, так как…”

Анализ по частям: после каждой части делаем запись в тетради “Первая (вторая, третья…) часть стихотворения вызывает чувства…Помогает их выразить… ”

1. Какую картину мы видим? С какой интонацией нужно читать эту часть?
2. Каков центральный образ этой части?
3. Кто такой вожак?
4. Какую роль играет олицетворение “немногочисленный народ”?
5. Как вы понимаете эпитет “отеческая земля”?
6. Какие чувства вы испытываете, читая эти строки?
7. Что помогает создать эти чувства? (метафора “утопая в небе”, эпитет “серебряные крылья”, аллитерация , ассонанс)

1. Почему строфа начинается с противительного союза?
2. Главный образ этой строфы? Как длина строк помогает выразить настроение строфы?
3. Что значит эпитет “зияющее дуло”? Какие ассоциации вызывает это слово, как оно звучит?
4. Какие сочетания согласных звуков вызывают напряжение?
5. Какой приём лежит в основе этой строфы?
6. Что символизируют ОЗЕРО и ДУЛО?

1. Какие метафоры использует автор? Как вы их понимаете?
2. Почему поэт не использует слово “выстрел”?(аллитерация, смена ритма)
3. В чём особенность глагола “обрушилось”?
4. Какие чувства вы испытываете?

1. Почему журавли “рванулись в вышину”?
2. Роль олицетворения “рыданью вторя”?
3. Какое сравнение использует автор?
4. Как звукопись помогает передать силу горя? Роль однокоренных слов, эпитетов.

1. Что вернула природа птицам? Роль эпитетов? Почему стало возможным вернуть птицам веру?
2. Какие слова можно выделить интонационно?
3. Только ли о птицах эти строки?

1. Зачем нужна заключительная часть?
2. Какие чувства переплетаются в строфе?
3. Какую смысловую нагрузку несёт алый цвет зари, что символизирует заря?
4. Как нужно читать заключительные строки?

Если проследить движение наших чувств, то мы увидим, что они движутся по кругу, как и наша жизнь, которая продолжается, несмотря ни на что. Необходимо только помнить обо всех смелых, сильных духом, о тех, кто оставил свой след в жизни. Очень важно, чтобы не нарушилась связь поколений, тогда каждое утро будет освещено восходящим солнцем.

Ответить письменно на один из вопросов:

1. Расскажите о чувствах, которые вы испытывали, читая стихотворение.
2. О чём заставило задуматься стихотворение?

Николай Заболоцкий — Журавли: Стих

Вылетев из Африки в апреле
К берегам отеческой земли,
Длинным треугольником летели,
Утопая в небе, журавли.

Вытянув серебряные крылья
Через весь широкий небосвод,
Вел вожак в долину изобилья
Свой немногочисленный народ.

Но когда под крыльями блеснуло
Озеро, прозрачное насквозь,
Черное зияющее дуло
Из кустов навстречу поднялось.

Луч огня ударил в сердце птичье,
Быстрый пламень вспыхнул и погас,
И частица дивного величья
С высоты обрушилась на нас.

Два крыла, как два огромных горя,
Обняли холодную волну,
И, рыданью горестному вторя,
Журавли рванулись в вышину.

Только там, где движутся светила,
В искупленье собственного зла
Им природа снова возвратила
То, что смерть с собою унесла:

Гордый дух, высокое стремленье,
Волю непреклонную к борьбе —
Все, что от былого поколенья
Переходит, молодость, к тебе.

А вожак в рубашке из металла
Погружался медленно на дно,
И заря над ним образовала
Золотого зарева пятно.

Анализ стихотворения «Журавли» Заболоцкого

Прекрасное и трагичное стихотворение «Журавли» Н. Заболоцкий написал вскоре после окончания своей ссылки, в 1948 году. Это сюжетное произведение с глубоким философским подтекстом через описание случая, произошедшего в природе с перелетными птицами, повествует о человеческом мире и ставит перед читателем морально-этические вопросы.

Начинается стихотворение торжественными строками:

Вылетев из Африки в апреле
К берегам отеческой земли,
Длинным треугольником летели,
Утопая в небе, журавли.

Автор с любовью и трепетом говорит о прекрасных, свободных птицах, летящих во главе со своим вожаком обратно домой после долгой зимы. Но в третьем четверостишии появляется все усиливающаяся тревожность и читатель буквально, как на картине, видит «черное зияющее дуло», направленное из кустов в «широкий небосвод»:

Луч огня ударил в сердце птичье,
Быстрый пламень вспыхнул и погас,
И частица дивного величья
С высоты обрушилась на нас.

Как величественны эти слова! Как много в них любви, трепета, восхищения и сострадания к беззащитным, прекрасным созданиям! Подстрелен вожак стаи, а остальные птицы рванули в ввысь, «рыданью горестному вторя».

В описываемых событиях зашифрован символ неизбежности смерти и преемственности поколений. Здесь заложена мысль о вечной природе, которая касается и нас, людей. Вожак убит, но жизнь продолжается, стая взмыла ввысь, туда, где не достанут выстрелы ружья и только там, в вышине, «им природа снова возвратила то, что смерть с собою унесла». Это глубокая философская мысль дополняется строками о непреклонной борьбе со смертью, несмотря ни на что, оставшихся в живых птиц.

Особо стоит отметить зловещую аллегорию, имеющую отношение к судьбе поэта, несправедливо обвиненного в измене: возвращающихся из дальних стран птиц убивают выстрелом на родине. Именно в родной стороне они, пролетев сотни километров над чужими краями, находят свою гибель. Все это выглядит еще более злободневно и трагично, учитывая послевоенное время написания стихотворения.

В произведении отсутствует лирический герой, но в нем говорится о людях, умеющих с достоинством переносить жизненные невзгоды и трудности. Это произведение о зле, которое подло, исподтишка направляет из кустов свое «черное зияющее дуло» и о борьбе с этим злом, о сохранении достоинства и чести в этой борьбе.

Написанное хореем с пиррихием, придающим строфам свободную интонацию, с замедлением ритма и использованием обособленных членов предложения, стихотворение звучит красиво и торжественно.

«Журавли» напоминают читателю о единых законах для всего мироздания, о нерушимой связи человека и природы, об их постоянном взаимодействии друг с другом и зоне ответственности человека за свои поступки.

Анализ стихотворения Журавли Заболоцкого 8 класс

Может быть, вы не знаете, что Заболоцкий долгие годы провел в лагере и на поселении, где после каторжного труда ежедневно, пристроившись у ящика, служившего письменным столом, работал над переводом своего любимого произведения «Слово о полку Игореве» с древнеславянского на язык современной поэзии. Это был его личный подвиг – так биография поэта отождествилась с его жизненной философией, утвержденной в творчестве.

Журавли

Это стихотворение создано поэтом в 1957 году.

Какой прекрасной и величественной предстает летящая журавлиная стая благодаря эмоционально окрашенным эпитетам: утопая в небе, длинным треугольником, серебряные крылья, широкий небосвод. Возникает чувство свободы, простора, красоты. И вместе с тем эта красота хрупкая: об этом говорит эпитет немногочисленный. Журавлям приданы человеческие черты – стая названа народом, у них есть отеческая земля — это олицетворение, подтверждающее единство всего живого на земле.

В третьей строфе, построенной на антитезе, появляется чувство тревоги: «…блеснуло / Озеро, прозрачное насквозь, / Черное зияющее дуло…» В словах возникает более общее значение: это столкновение света и тьмы, добра и зла, жизни и смерти. О выстреле говорят метонимии: луч огня, быстрый пламень– эти слова-образы позволяют наглядно представить себе происшедшее и передать внезапность трагедии. А журавль изображен посредством перифраза (замены названия предмета описательным оборотом): частица дивного величья. Благодаря этому тропу, созданному из высоких, поэтических, открыто эмоциональных слов, мы понимаем, что погибла не просто птица, каких много, а уникальная частица дивной и великой природы. И это необычайно усиливает эмоциональную окраску изображаемого, заставляет почувствовать горечь и невосполнимость утраты.

Контраст настроения первых двух строф с двумя последующими создается и средствами стиха. Стихотворение написано пятистопным хореем. Этот размер дает возможность чрезвычайно разнообразить звучание строк. Сравните, как звучат первые строки: «Вылетев из Африки в апреле…» Здесь всего три ударения, и речь течет плавно, замедленно. А вот другая строка: «Луч огня ударил в сердце птичье…» – здесь все нечетные слоги ударные, их оказывается пять, и потому стих звучит жестко, резко. Изменение ритма при сохранении размера помогает подчеркнуть антитезу и таким образом передать мысль: гибель журавля – катастрофа для всего мира, ведь погибла красота!

По-разному построены предложения в этих строфах: в первой строфе предложение начинается с второстепенных членов, главные члены появятся только в его конце, отчего мысль развертывается постепенно, а в третьей строфе предложение начинается сразу с главных членов, и это тоже придает речи жесткость. Но помните: как изменение ритма, так и изменение строения предложений только помогают передать мысль, заставляют читателя обратить внимание на главное – на противопоставление значений слов, которые определенным образом организованы синтаксисом и стихом для усиления контраста.

Дальше – опять антитеза: смерть вожака – жизнь журавлиной стаи. Главное слово здесь – горе, звуки его повторяются в других словах: огромных, горестному, вторя, и этот повтор усиливает значение открыто эмоционального слова. Однако, несмотря на горе, жизнь продолжается, об этом говорит энергичное и эмоциональное слово рванулись, противопоставленное словам с отрицательной эмоцией. Средствами сопоставлений и противопоставлений слов поэт утверждает: жизнь сильнее смерти, есть вечные ценности, неподвластные смерти. Уходящие передают новым поколениям бессмертные чувства: «Гордый дух, высокое стремленье, / Волю непреклонную к борьбе».

Не только тропы, но и слова в прямом значении приобретают большую значимость. Журавли– это птицы, но и не только птицы, это образ красоты и величия. Глагол обрушилась не утратил своего прямого значения, но стал еще означать внезапную гибель чего-то очень значительного и неповторимого. Прилагательное холодную (волну) означает реальный холод апрельской воды, но еще говорит и о холоде смерти. Так слова изображают картину и вместе с тем переносят нас к мыслям о жизни и смерти, о бессмертии гордого духа.

Поэт утверждает, что такое бессмертие есть. Рассмотрим последнюю строфу. Нельзя не заметить, как внезапно после описания гибели, окрашенной трагической эмоцией в двух первых строках, вдруг возникает светлое чувство. Смена настроения передается прежде всего лексическим прямым и переносным значением слов, но не менее важны и фонетические средства, звучание слов, аллитерация.

В двух первых строках вы обратите внимание на метафору – в рубашке из металла, будто на вожака надели металлическую рубашку, так сковала его смерть. Слова погружался медленно тоже открыто эмоциональны. Здесь очевидна роль аллитерации: вожак– в рубашке – погружался; металла – медленнона дно– эти повторы делают речь затрудненной, замедленной.

А в двух последних строках эмоциональная окраска слов светлеет, и это подчеркнуто их звучанием, непохожим на звуки предыдущих строк: заряобразовалазолотого (здесь г звучит как в) зарева, к тому же большинство ударных гласных – а. Это не означает, что сами по себе звуки несут в себе светлую или темную эмоцию, все дело в контрасте звучания двух первых и двух последних строк. Именно контраст звучания усиливает противопоставление слов, эта антитеза подчеркивает возникшее в словах новое значение – утверждение бессмертия тех высоких духовных ценностей, о которых говорилось в предыдущей строфе.

Читайте также:  Анализ стихотворения Заболоцкого Одинокий дуб
Ссылка на основную публикацию
Тема: Анализ стихотворения Н.Заболоцкого “Журавли” Сб Янв 24, 2009 12:18 am