Анализ стихотворения Журавли Заболоцкого 8 класс

Стихотворение Н.А.Заболоцкого”Журавли”
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Урок-практикум по анализу лирического стихотворения реализует технологию уровневой дифференциации (Пикан В.В.)

– Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей.

– Дозирование информации (содержания литературного образования) для усвоения и присвоения её учеником с учётом его познавательных способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
dokument_microsoft_word.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Стихотворение Н.А.Заболоцкого «Журавли».

Тип урока: урок-практикум по анализу лирического стихотворения.

Цель урока: 1). Проникнуть во внутреннюю структуру текста лирического стихотворения.

2). Учиться выполнять литературоведческий и языковой анализ стихотворения на основе вопросов учителя.

3). Воспитывать чувство любви и сострадания к живой природе.

Форма работы: фронтальная дифференцированная работа с классом.

Опережающее домашнее задание для учащихся 3 уровня:

а) Внимательно прочитайте стихотворение Н.Заболоцкого «Журавли». Посчитайте, сколько раз повторяется каждый согласный звук в пятой строфе? С какой целью поэт чаще всего повторяет звуки р, л, в, н ? Какие метафору и сравнение и с какой целью использует поэт в пятой строфе?

б) Каково поэтическое пространство стихотворения? Как поэт добивается реализации своей поэтической антитезы – « полёт – паденье»?

  1. Слово учителя.

Заболоцкий писал: «Смысл слова – ещё не всё слово. Слово имеет звучание. Звучание каждого отдельно взятого слова не имеет художественного значения. Художественное значение возникает лишь в сочетаниях слов. Слова должны понимать и ласкать друг друга, образовывать живые гирлянды и хороводы, они должны петь, трубить и плакать, они должны перекликать друг с другом, словно влюблённые в лесу, подмигивать друг другу, назначать свидания и дуэли. Обычно у поэта они получаются сами собою, и часто поэт начинает замечать их лишь после того, как стихотворение написано». Сегодня на уроке мы обратимся к стихотворению Н.Заболоцкого «Журавли» и попробуем провести работу, связанную с исследованием текста данного стихотворения. Попробуйте понять, какими средствами созданы художественные образы. Мы будем учиться сегодня создавать интерпретацию текста по вопросам учителя. В перспективе же вы должны попытаться создать свои вопросы для анализа, которые помогут вам в разработке плана будущего сочинения.

  1. Выразительное чтение стихотворения.
  2. Фронтальная работа с классом по вопросам учителя. (Вопросы и задания для школьников минимального и среднего уровня литературного развития.)

А) Перечитайте первую и вторую строфы стихотворения «Журавли». Какие слова и выражения, художественные средства поэтической речи помогают нам отчётливее представить эту картину? Подберите к ним синонимические ряды.

( Отеческая земля – Родина; утопая в небе – легко, свободно, опираясь на воздух; серебряные крылья __ светлые, лёгкие, но прочные, как из металла; широкий небосвод – безграничное свободное пространство; долина изобилья – место, где всего много).У автора эпитеты, метафоры ярче, образнее, необычнее, чем придуманные к ним синонимы.

Б) на что указывает союз «но» в начале третьей строфы? Как меняется настроение в этой строфе? Какие чувства у вас появляются?

(Тревога, страх, напряжение). Какая антитеза помогает нам понять ужас и несправедливость происходящего? («Озеро, прозрачное насквозь» – символ чистоты и красоты природы, и «чёрное зияющее дуло» – символ приближающейся смерти).

В) Что происходит с журавлём в четвёртой строфе? Какие средства находит поэт, чтобы передать выстрел? В чём пространственная антитеза четвёртой строфы? (Полёт – паденье.) Почему поэт называет журавля «частица дивного величья»? ( журавль был частью «дивного величья», красоты и гармонии природы. Его неожиданная, несправедливая гибель нарушила эту гармонию и красоту. И сделал это человек.) Что поэт заставляет почувствовать читателя? (Страданье от жестокости, гнев и боль от непоправимого, чудовищного поступка; не просто убили журавля, а разрушили единство, красоту и гармонию природы.)

Г) Устный ответ ученика по опережающему домашнему заданию а).

( Д-4, в-6, к-3, р-8, л-6, м-2, н-8, х-2, б-1, с-2, т-1, ф-1, ш-1. Два крыла, как два огромных горя, обняли холодную волну…)

Д) Изменилась ли авторская интонация в шестой-седьмой строфах? Каким стало настроение? Почему светлым? Почему природа возвратила молодым птицам силу «в искурленье собственного зла»? Ведь зло совершила не природа, а человек? ( Горько, больно, когда кто-то умирает, но жизнь не кончается. Это один из вечных законов жизни и искусства, когда на смену старому приходит новое, хотя это всегда горько и грустно.)

Е) Что за рубашка из металла на вожаке? Зачем поэт рисует картину зари на водной глади в последних двух стихах? ( Появляется тема памяти. «Золотого зарева пятно» – это своеобразный памятник погибшему журавлю.)

Ж) Устный ответ ученика по опережающему домашнему заданию.

( Для поэта символ красоты и гармонии в природе – высота, небо. Там хорошо, спокойно, вольно, в небе можно утопать, наслаждаясь полётом. Подтверждению этой мысли служат поэтические образы – «широкий небосвод», «крылья», «высота», «вышина», «там, где движутся светила». Только там, наверху, живёт «гордый дух, высокое стремленье, воля непреклонная к борьбе». И эти высоты созвучны молодости, которая тоже должна парить в небе. Другой поэтический символ – паденье, низ, дно. Там, «в кустах», притаилось «чёрное зияющее дуло»; неповторимые образы создаются выражениями «частица дивного величья обрушилась», «холодная волна», «погружался медленно на дно». Диалектически соединились в поэтических образах символы «верх и низ», так как внизу не только смерть, зло, но и «отеческая земля», «долина изобилья»; «озеро, прозрачное насквозь».)

З) Почему частица дивного величья с высоты обрушилась на нас? Значит мы тоже внизу, там, где зло, где чёрное дуло в кустах? (Этот вопрос помогает заострить проблему, заставить думать, рассуждать, а не выдавать правильные ответы.)

И) Только ли о журавлях это стихотворение? Какие жизненные ситуации могли, по-вашему, привести к созданию такого произведения?

К) Какие образные картины, созданные поэтом, позволяют нам разделить текст на несколько частей? С каким настроением нужно читать каждую часть? ( Первую и вторую строфы – свободно, легко, спокойно, величественно, рисуя интонациями дивную, величавую картину; с третьей по пятую строфу – создавая голосом настроение тревоги, скорби, отчаяния; изображая интонационно неожиданность, внезапность удара; шестую-седьмую строфы – светло, спокойно, возвышенно, с некоторым пафосом; восьмую строфу – грустно, горько, но без отчаяния.)

Домашнее задание: Написать сочинение на тему «Поэтические контрасты в стихотворении Н.А.Заболоцкого «Журавли».

Для учащихся третьего уровня индивидуальное исследовательское домашнее задание: подсчитайте количество значимых ударений в первой строфе. Запишите схему ударных и безударных слогов. Что, по-вашему, подчёркивает абсолютное совпадение ударных и безударных слогов в первом и третьем, втором и четвёртом стихах?

Для учащихся второго уровня групповое домашнее задание: почему в пятой строфе чаще других повторяются звуки р и н , а в последней звук з . Что, по-вашему, это символизирует?

Анализ стихотворения Н.Заболоцкого “Журавли” в 6-х и 8-х классах

Разделы: Литература

6 класс. Обучение анализу стихотворения.

Предварительное Д/З: нарисовать иллюстрации к стихотворению.

Ход урока

Разминка:

  1. Подберите эпитеты к словам: небосвод, огонь, птица
  2. Ищем метафоры: сердце,стиплер,пирамида лёд,облака аристократ
  3. Подберите глаголы-олицетворения: ружьё, кресло

– Сегодня мы познакомимся со стихотворением Н. Заболоцкого “Журавли”. Какие ассоциации у вас вызывает это слово?

Чтение стихотворения.

Что вы испытывали, слушая стихотворение?

Реализация Д/З:

– Какие иллюстрации вы выполнили? Почему именно эту картину нарисовали? Почему стало возможным нарисовать иллюстрации?

Запишем в тетради: “К этому стихотворению можно сделать иллюстрацию, потому что…”

– Какие строфы не смогли изобразить? Почему?

– Мы должны разобраться, какое значение имеют данные строфы в стихотворении, проследить за движением чувств в стихотворении, ответить на вопрос: “О чём заставляет задуматься стихотворение?”

Анализ стихотворения:

– Сколько строф в стихотворении?

– Можно ли проследить сюжет в стихотворении?

– На сколько частей и почему можно разделить стихотворение? Озаглавить каждую часть строчками из стихотворения. (6 частей, в каждой своё настроение, сгруппируем глаголы, которые показывают смену картины)

Запишем в тетради: “Композиционно стихотворение делится на…, так как…”

Анализ по частям: после каждой части делаем запись в тетради “Первая (вторая, третья…) часть стихотворения вызывает чувства…Помогает их выразить… ”

Часть 1

  1. Какую картину мы видим? С какой интонацией нужно читать эту часть?
  2. Каков центральный образ этой части?
  3. Кто такой вожак?
  4. Какую роль играет олицетворение “немногочисленный народ”?
  5. Как вы понимаете эпитет “отеческая земля”?
  6. Какие чувства вы испытываете, читая эти строки?
  7. Что помогает создать эти чувства? (метафора “утопая в небе”, эпитет “серебряные крылья”, аллитерация , ассонанс)

Часть 2

  1. Почему строфа начинается с противительного союза?
  2. Главный образ этой строфы? Как длина строк помогает выразить настроение строфы?
  3. Что значит эпитет “зияющее дуло”? Какие ассоциации вызывает это слово, как оно звучит?
  4. Какие сочетания согласных звуков вызывают напряжение?
  5. Какой приём лежит в основе этой строфы?
  6. Что символизируют ОЗЕРО и ДУЛО?

Часть 3

  1. Какие метафоры использует автор? Как вы их понимаете?
  2. Почему поэт не использует слово “выстрел”?(аллитерация, смена ритма)
  3. В чём особенность глагола “обрушилось”?
  4. Какие чувства вы испытываете?

Часть 4

  1. Почему журавли “рванулись в вышину”?
  2. Роль олицетворения “рыданью вторя”?
  3. Какое сравнение использует автор?
  4. Как звукопись помогает передать силу горя? Роль однокоренных слов, эпитетов.

Часть 5

  1. Что вернула природа птицам? Роль эпитетов? Почему стало возможным вернуть птицам веру?
  2. Какие слова можно выделить интонационно?
  3. Только ли о птицах эти строки?

Часть 6

  1. Зачем нужна заключительная часть?
  2. Какие чувства переплетаются в строфе?
  3. Какую смысловую нагрузку несёт алый цвет зари, что символизирует заря?
  4. Как нужно читать заключительные строки?

Заключительное слово:

Если проследить движение наших чувств, то мы увидим, что они движутся по кругу, как и наша жизнь, которая продолжается, несмотря ни на что. Необходимо только помнить обо всех смелых, сильных духом, о тех, кто оставил свой след в жизни. Очень важно, чтобы не нарушилась связь поколений, тогда каждое утро будет освещено восходящим солнцем.

Домашнее задание:

Ответить письменно на один из вопросов:

  1. Расскажите о чувствах, которые вы испытывали, читая стихотворение.
  2. О чём заставило задуматься стихотворение?

8 класс Подготовка к сочинению – анализу стихотворения

Терминологическая пятиминутка:

1. Игра “Видимо-невидимо”* – эпитет, антитеза, олицетворение, метафора, аллитерация, ассонанс, символ, интонация, композиция, ритм, сравнение, инверсия, хорей, пиррихий, амфибрахий, анапест, спондей.

2. Цифровой диктант: определите, какое изобразительное средство используется в следующих строках

1. Лес проснулся,
Весь проснулся
, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
1. эпитет
2. Знакомым шумом шорох их вершин
меня приветствовал
2. олицетворение
3. Отговорила роща золотая
Берёзовым весёлым языком
3. метафора
4. Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как
мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.
4. сравнение
5. Уж вечер…облаков померкнули края,
Последний луч зари на башне умирает
5. аллитерация

Слово учителя:

Все теоретические знания, которые мы повторили сегодня, понадобятся нам для работы над стихотворением Н. Заболоцкого “Журавли”. Произведения Заболоцкого проникнуты мыслью о единстве всего мироздания. Человек и природа едины, постоянно взаимодействуют друг с другом, живут по одним законам. Именно об этом стихотворение “Журавли”. Наша задача на уроке – собрать материал к сочинению – анализу этого стихотворения.

Чтение стихотворения.

  • Что вы испытывали, слушая стихотворение? Прочитайте строки, которые взволновали вас больше всего?

Запишем в тетради: “При чтении стихотворения возникают чувства…”

  • Почему стихотворение названо “Журавли”? (центральный образ стихотворения) Какие картины можно нарисовать к этому стихотворению?
  • Только ли о журавлях это стихотворение? Какие слова свидетельствуют о том, что речь идёт не только, и не столько о журавлях, сколько о людях?

Запишем в тетради: “В стихотворении говорится о…”

  • Какова композиция стихотворения? (выписываем глаголы, объединяем их, составляем цветовую схему стихотворения)

Запишем в тетради: “Композиционно стихотворение делится на…, так как…”

  • Как звучит стихотворение? Определим стихотворный размер. (хорей с пиррихием придаёт стихотворению свободную интонацию. Замедляется ритм обилием обособленных членов предложения. Первые две строчки четвёртой строфы (хорей) звучат энергично. Большое количество слов высокого стиля придают стихотворению особую торжественность)

Запишем в тетради: “Стихотворение звучит…, так как…”

Работа в группах:

Шесть групп. Каждая группа работает с определённой частью стихотворения по плану:

  1. Выразительно прочитать часть, озаглавить её.
  2. Определить тему, основную мысль части.
  3. Определить настроение.
  4. Какими художественными средствами создаётся настроение (фонетический уровень, лексический уровень, морфологический уровень, синтаксический уровень)

Задача группы подготовить к выступлению самого слабого учащегося.

Отчёты групп:

Учащиеся при прослушивании выступлений записывают в тетради наблюдения, сделанные одноклассниками.

  • Какие вопросы возникли у вас, но вы не услышали ответы на них?
  • Какие выводы вы можете сделать? Какие мысли и чувства хотел автор донести до читателей?

Оценка работы каждого в группах.

Домашнее задание:

Используя материалы наблюдений, написать сочинение – анализ стихотворения.

Литература:

Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приёмов обучения: Книга для учителя.- М.: Издательство “Первое сентября”, 2000.

Анализ стихотворения Журавли Заболоцкого 8 класс

Это стихотворение создано поэтом в 1957 году.

Какой прекрасной и величественной предстает летящая журавлиная стая благодаря эмоционально окрашенным эпитетам: утопая в небе, длинным треугольником, серебряные крылья, широкий небосвод. Возникает чувство свободы, простора, красоты. И вместе с тем эта красота хрупкая: об этом говорит эпитет немногочисленный. Журавлям приданы человеческие черты – стая названа народом, у них есть отеческая земля — это олицетворение, подтверждающее единство всего живого на земле.

В третьей строфе, построенной на антитезе, появляется чувство тревоги: «…блеснуло / Озеро, прозрачное насквозь, / Черное зияющее дуло…» В словах возникает более общее значение: это столкновение света и тьмы, добра и зла, жизни и смерти. О выстреле говорят метонимии: луч огня, быстрый пламень– эти слова-образы позволяют наглядно представить себе происшедшее и передать внезапность трагедии. А журавль изображен посредством перифраза (замены названия предмета описательным оборотом): частица дивного величья. Благодаря этому тропу, созданному из высоких, поэтических, открыто эмоциональных слов, мы понимаем, что погибла не просто птица, каких много, а уникальная частица дивной и великой природы. И это необычайно усиливает эмоциональную окраску изображаемого, заставляет почувствовать горечь и невосполнимость утраты.

Контраст настроения первых двух строф с двумя последующими создается и средствами стиха. Стихотворение написано пятистопным хореем. Этот размер дает возможность чрезвычайно разнообразить звучание строк. Сравните, как звучат первые строки: «Вылетев из Африки в апреле…» Здесь всего три ударения, и речь течет плавно, замедленно. А вот другая строка: «Луч огня ударил в сердце птичье…» – здесь все нечетные слоги ударные, их оказывается пять, и потому стих звучит жестко, резко. Изменение ритма при сохранении размера помогает подчеркнуть антитезу и таким образом передать мысль: гибель журавля – катастрофа для всего мира, ведь погибла красота!

По-разному построены предложения в этих строфах: в первой строфе предложение начинается с второстепенных членов, главные члены появятся только в его конце, отчего мысль развертывается постепенно, а в третьей строфе предложение начинается сразу с главных членов, и это тоже придает речи жесткость. Но помните: как изменение ритма, так и изменение строения предложений только помогают передать мысль, заставляют читателя обратить внимание на главное – на противопоставление значений слов, которые определенным образом организованы синтаксисом и стихом для усиления контраста.

Дальше – опять антитеза: смерть вожака – жизнь журавлиной стаи. Главное слово здесь – горе, звуки его повторяются в других словах: огромных, горестному, вторя, и этот повтор усиливает значение открыто эмоционального слова. Однако, несмотря на горе, жизнь продолжается, об этом говорит энергичное и эмоциональное слово рванулись, противопоставленное словам с отрицательной эмоцией. Средствами сопоставлений и противопоставлений слов поэт утверждает: жизнь сильнее смерти, есть вечные ценности, неподвластные смерти. Уходящие передают новым поколениям бессмертные чувства: «Гордый дух, высокое стремленье, / Волю непреклонную к борьбе».

Не только тропы, но и слова в прямом значении приобретают большую значимость. Журавли– это птицы, но и не только птицы, это образ красоты и величия. Глагол обрушилась не утратил своего прямого значения, но стал еще означать внезапную гибель чего-то очень значительного и неповторимого. Прилагательное холодную (волну) означает реальный холод апрельской воды, но еще говорит и о холоде смерти. Так слова изображают картину и вместе с тем переносят нас к мыслям о жизни и смерти, о бессмертии гордого духа.

Поэт утверждает, что такое бессмертие есть. Рассмотрим последнюю строфу. Нельзя не заметить, как внезапно после описания гибели, окрашенной трагической эмоцией в двух первых строках, вдруг возникает светлое чувство. Смена настроения передается прежде всего лексическим прямым и переносным значением слов, но не менее важны и фонетические средства, звучание слов, аллитерация.

В двух первых строках вы обратите внимание на метафору – в рубашке из металла, будто на вожака надели металлическую рубашку, так сковала его смерть. Слова погружался медленно тоже открыто эмоциональны. Здесь очевидна роль аллитерации: вожак– в рубашке – погружался; металла – медленнона дно– эти повторы делают речь затрудненной, замедленной.

А в двух последних строках эмоциональная окраска слов светлеет, и это подчеркнуто их звучанием, непохожим на звуки предыдущих строк: заряобразовалазолотого (здесь г звучит как в) зарева, к тому же большинство ударных гласных – а. Это не означает, что сами по себе звуки несут в себе светлую или темную эмоцию, все дело в контрасте звучания двух первых и двух последних строк. Именно контраст звучания усиливает противопоставление слов, эта антитеза подчеркивает возникшее в словах новое значение – утверждение бессмертия тех высоких духовных ценностей, о которых говорилось в предыдущей строфе.

Анализ стихотворения Журавли Заболоцкого 8 класс

Тема природы в творчестве Н. Заболоцкого занимает важное место. Часто, обращаясь к этой, традиционной для русской классической поэзии, теме, автор решает моральные, философские вопросы.

Обратимся к его стихотворению «Журавли». Оно сюжетно. Это печальная, но красивая история о гибели вожака журавлиной стаи. Красоту сюжету придают поэтические тропы, благодаря которым образы становятся зримыми, мы близко переживаем происходящее.

В первых строфах описывается полёт журавлей к «берегам отеческой земли»:

Длинным треугольником летели,

Утопая в небе, журавли.

Эта метафора говорит о глубине небесного простора, о свободе полёта. Птицы тоже прекрасны, это подчёркивается эпитетом «серебряные крылья». Сначала мы представляем картину в светлых красках: голубых, белых, серебристых. Но врывается чёрный цвет, он предвещает беду: «Чёрное зияющее дуло // Из кустов навстречу поднялось». Кто-то убил прекрасную, гордую птицу:

Луч огня ударил в сердце птичье,

Быстрый пламень вспыхнул и погас,

И частица дивного величья

С высоты обрушилась на нас.

Сколько силы, торжественности в этих словах! Автор, называя журавля «частицей дивного величья», хочет подчеркнуть красоту, гордость и недоступность природы.

Далее следуют гиперболические образы. Крылья птицы похожи на «два огромных горя». Так горюет природа о потере своего «сына». Следом автор отождествляет журавлей с человеком: «И, рыданью горестному вторя, // Журавли рванулись в вышину». То есть горе животных ничуть не меньше, чем горе человеческое.

Природа старается защитить, уберечь своих детей от смерти, поэтому наделяет их силой, которой не имеет человек: она даёт им возможность укрыться там, «где движутся светила», т.е. подняться ввысь. Журавли, а значит, и сама природа сохраняют, что бы ни делал человек, «гордый дух», «высокое стремленье», «волю».

Жизнь продолжается – таков смысл следующей строфы. В последнем четверостишии автор снова возвращается к главному герою стихотворения – журавлю:

А вожак в рубашке из металла

Погружался медленно на дно,

И заря над ним образовала

Золотого зарева пятно.

Ничто не вернёт ушедшую жизнь, она самоценна. Природа может лишь восполнить её новыми жизнями. Возникающий образ зари – нерукотворный памятник, плач по погибшему живому существу.

Это стихотворение философское. Здесь гибель вожака перелетающей стаи – символ неизбежности смерти и закономерности восполнения жизни. Эти символические образы у Заболоцкого точны, зримы. В стихотворении раскрывается мысль о вечной деятельности природы, о преемственности поколений.

Стихотворение «Лебедь в зоопарке» также посвящено природе. Уже в самом названии раскрывается его тема, сюжет. Стихотворение построено на антитезе и имеет кольцевую композицию. В первой части автор любуется красотой белого лебедя. Своё восхищение он передаёт с помощью различных тропов. Здесь есть и олицетворение: «Красавица дева, дикарка», и эпитеты: «белоснежное диво», «головка её шелковиста», «белым изгибом спины» и т.д. Автор использует сравнения и метафоры: «мантия снега белей», «дивные два аметиста мерцают в глазницах у ней», «вся она, как изваянье». Все эти изобразительно-выразительные средства, обилие светлых красок создают образ неземной, воздушной, даже божественной красоты. И это чудо находится в центре города, среди шума, суеты.

Вторая часть стихотворения рисует нам картину, контрастную первой. В следующих трёх строфах мелькают образы городского пейзажа:

Скрежещут над парком трамваи,

Скрипит под машинами мост,

Истошно кричат попугаи,

Поджав перламутровый хвост.

Только эта строфа насыщена, переполнена грубыми, тяжёлыми звуками. О других обитателях зоопарка лишь упоминается: «звери сидят в отделенье», «смотрят фигуры оленьи». Эти образы контрастны с образом лебедя, который кажется неземным, сказочным существом. Далее автор рисует масштабную, обобщённую картину города, «мировой столицы», центром которой является парк. Этот образ вырастает до космических масштабов.

Заключает стихотворение образ сказочной птицы:

Крылатое диво на лире

Поёт нам о счастье весны.

Автор хочет сказать в своих стихотворениях, что только природа вечна, она прекрасна в своём величии. Природа равнодушна к чему-то наносному, она отторгает всё человеческое, равнодушна к людскому горю и счастью. Природа сильна, потому что только её красота вечна.

Журавли друг друга окликая осторожно тянутся гурьбой. Иван Алексеевич Бунин

Одной из излюбленных тем в творчестве Заболоцкого была тема природы, особенно часто он обращался к образу птицы в своих произведениях. В данном стихотворении мы переживаем трагедию, случившуюся с вожаком журавлиной стаи. Написанное в 1948 году данное стихотворение имеет глубочайший философский смысл. Заключающийся в том, что в природе существует нерушимое правило преемственности.

Структурно стихотворение состоит из восьми строф. В первой и второй строфе нам представлено описание журавлиного клина отправившегося с берегов далекой, чужой жаркой страны, к родным и любимым берегам. Особую поэтичность происходящих событий в данном случае создает метафора — летели утопая в небе и эпитет – серебряные крылья. Серебро, считается одним из благородных металлом, так же, как и эти величественные птицы. Особенным кажется это полет, учитывая использованный эпитеты «широкий небосвод и немногочисленный народ», в значении антитезы, то есть автор нам показывает насколько мало их количество на воне бескрайних небес.

И вот добравшись до родимых мест, птицы попадают в ловушку, которая оборачивается для одной из них гибелью. Казалось бы, разве может таить угрозу родная земля, место, исключающее опасность, место, спокойнее которого найти не возможно… Смерть птицы, описанная в пятой, шестой и восьмой строфе похожа на падение великолепного ангела, несущегося стремительно с небес к земле. Как молниеносно погибает птица, что подчеркивают глаголы «вспыхнул и погас». Крылья её постепенно превращаются в руки, и, не смотря на то, что эта родная земля стала для бедного журавля последним пристанищем, он словно в последний раз старается обнять холодную волну, знакомого озерца. А его собратья, словно люди, пережившие утрату близкого друга, с рыданьями устремляются в высь. Именно там, где их не может достать ни одна живая душа, высоко высоко, природа в знак того, чтобы они простили её возвращает : гордость, устремления, способность бороться. Переживая потерю одного из своих сыновей природа предстает нам в момент заката, олицетворяющего и кровоточащую рану на груди журавля и переход к ночи, как к моменту забвения.

Но почему возникает образ молодого поколения и прошлого. У птиц, как правило, вожаком становится возрастная особь, хорошо знающая перелетные пути, сильная духом, способная держать стаю. И потеряв этого вожака, все, чем он обладал, перейдет к новому, тому, кто будет так же нести свою службу. Так же бывает и у людей, именно в этом скрыта особая философия данного поэтического текста.

Вариант №2

Заболоцкий много писал на тему природы. Его стихотворения – размышление о ее красоте, одухотворяющей силе, мощи, величии. Всегда в таких произведениях звучат философские мысли. Такое стихотворение «Журавли», написанное поэтом после многострадальной ссылки. Поэтому в его сюжете есть трагическое начало.

Основа сюжета – простая история. Косяк журавлей возвращается на родину с юга. Впереди – вожак. Когда журавли пролетали над озером, пуля охотника пронзила его сердце. Он камнем упал в воду и утонул.

В произведении две логические части. Первая – картина полета журавлиного косяка, трагическая гибель вожака. Вторая – размышления автора о смелости, воле, гордости, молодом поколении.

В нем всего восемь четверостиший. Каждое из них – своя картина. Два первых звучат спокойно и торжественно. Безграничный простор, свобода. Птицы величаво летят к отчему дому, утопая в небе. Этот полете – радость приближающейся встречи с родиной. Олицетворяя природу, поэт сравнивает журавлей с людьми. Вожак ведет свой немногочисленный народ.

С третьей строфы появляются тревожные нотки: прозрачное озеро, черное ружейное дуло. Спокойствие сменяется страхом, предчувствием смерти. Человек противостоит природе, становится ее врагом.

Самый напряженный момент показан в четвертой и пятой строфах. Вожак журавлей, частица природы, величия, рушится на землю. Автор употребляет местоимение нас. Читатель чувствует свою вину за смерть птицы. Дальше ясно звучат гипербола, сравнение: крылья журавля подобны огромному горю.

Вторая логическая часть представляет собой философские размышления. Два мира противостоят друг другу: природа и человек. Птицы находятся безопасно только высоко в небе, ближе к солнцу. Природа вернет то, что смерть унесла с собой. Жизнь берет верх над смертью. Снова читатель чувствует торжественное звучание.

В последних строках играет печальная музыка. Вожак погружается на дно озера, металлическая рубашка сковала его тело. Страх, ужас испытывают птицы при виде умирающего вожака. Даже природа грустит вместе с птицами. Заря освещает журавля красным пятном.

Вожак, отвечавший за весь птичий народ, погиб. Он честно выполнил свою работу: вел в страну тепла, солнца своих собратьев.

Поэт дает понять, что человек и природа должны быть вместе. Тот, кто убил журавля, враг людям. Увидят ли последующие поколения этих величественных птиц, отвечать ему.

Это произведение не только о птицах. Оно о людях, которые умеют стойко переносить жизненные трудности. К этому разряду относился сам поэт.



«Журавли», анализ стихотворения Заболоцкого

Стихотворение «Журавли» написано в 1948 году. Оно относится к позднему творчеству Заболоцкого. Произведение создавалось через несколько лет после окончания ссылки поэта. В 1938 году Заболоцкого арестовали по обвинению в принадлежности к троцкистско-бухаринской группе среди ленинградских писателей и приговорили к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Сначала он отбывал срок в Востлаге, затем его перевели в Алтайлаг. В августе 1944 года поэта освободили. Несмотря на это, Заболоцкого оставили в системе лагеря, лишив права выбирать работу и свободно передвигаться по стране. 31 декабря 1945 года его вызвали в Москву. В скором времени он получил разрешение жить в Ленинграде, а потом и в столице. Пребывание в лагерях оказало сильнейшее влияние на творчество Заболоцкого, в частности, это касается и «Журавлей».

Начальные строки стихотворения звучат размеренно и торжественно. В них – радость от возвращения птиц в родные земли из далекой Африки. Кроме того, автор явно восхищается журавлями. Не зря он уподобляет их людям: вожак ведет за собой не стаю, а «свой немногочисленный народ». Далее настроение меняется. Союз «но» — первый знак того, что скоро произойдет трагедия. С его помощью третья и четвертая строфы противопоставлены первой и второй. «Черное зияющее дуло», которое поднялось из кустов, выступает в качестве антитезы «серебряным крыльям» прекрасных журавлей. Тот, кто стрелял из ружья, не виден, обезличен. В конце четвертой строфы говорится:

… И частица дивного величья, С высоты обрушилась на нас.

Так как в стихотворении нет лирического героя, то «на нас» — на всех людей. Будто каждый человек на планете несет ответственность за случившуюся трагедию. Пятая строфа – реквием по погибшему вожаку стаи. В шестом и седьмом четверостишиях природа возвращает птицам то, что унесла с собой смерть. Речь идет о непреклонной воле к борьбе, высоком стремленье, гордом духе. Да, смерть неизбежна, но столь же неизбежно восполняется жизнь. В финале стихотворения говорится, что над вожаком, пошедшим ко дну, заря образовала «золотого зарева пятно», которое становится своеобразным памятником погибшей птице.

По сюжету стихотворения, журавли вылетают из Африки в апреле и отправляются в родные земли. Родина встречает птиц выстрелом, который убивает вожака стаи. Эта аллегория звучит особенно зловеще, если помнить о том, что произведение создавалось в послевоенное время. Кроме того, в данном случае важна трагическая судьба самого Заболоцкого, который оказался в лагерях по ложному обвинению. Кстати, реабилитировали его только после смерти – в апреле 1963 года.

«Журавли» — стихотворение о сильных людях, умеющих противостоять жизненным невзгодам; о зле, которое нередко бывает неожиданным и подлым (в вожака фактически выстрелили из засады); о памяти и преемственности поколений; о жизни, которая продолжается, несмотря ни на что.

Стихотворение состоит из восьми катренов. Оно написано пятистопным хореем. Использована перекрестная рифмовка. В произведении встречается множество средств художественной изобразительности. В их числе – метафоры («утопая в небе», «луч огня»), звукопись (последние две строки стихотворения), эпитеты («серебряные крылья»), сравнение («два крыла, как два огромных горя»).

Со стихотворением «Журавли» косвенно связана одна история из жизни Заболоцкого. Ее рассказывал Никита, сын поэта. Согласно его воспоминаниям, Николай Алексеевич Заболоцкий не любил ходить в театр и кино. Изредка он смотрел в кино какой-нибудь фильм и обычно после этого утверждал, что ничего не понял. Зато иногда его внимания удостаивались ленты, шедшие по телевизору. По словам Никиты Заболоцкого, вечером накануне смерти Николай Алексеевич смотрел знаменитую военную драму Михаила Калатозова «Летят журавли».

  • «Я воспитан природой суровой», анализ стихотворения Заболоцкого
  • «Где-то в поле возле Магадана», анализ стихотворения Заболоцкого
  • «Не позволяй душе лениться…», анализ стихотворения Заболоцкого
  • «О красоте человеческих лиц», анализ стихотворения Заболоцкого
  • «Я не ищу гармонии в природе», анализ стихотворения Заболоцкого
  • «Можжевеловый куст», анализ стихотворения Заболоцкого
  • «Завещание», анализ стихотворения Заболоцкого
  • Николай Алексеевич Заболоцкий, краткая биография

По произведению: «Журавли»

По писателю: Заболоцкий Николай Алексеевич

Конспект урока по литературе Р.Гамзатов «журавли «

III.Актуализация знаний

-Какими произведениями о войне вы знакомы?

-Каких писателей вы знаете?

-Мы с вами сегодня познакомимся аварским поэтом Расулом Гамзатовым и его произведение «Журавли»

запись в тетрадях

-Какую цель вы перед собой ставите за сегодняшний урок?(знать,уметь,сделать)

-А теперь мы ознакомтесь целями нашего урока.

  • Знать содержание стихотворение и определить основную мысль
  • Уметь анализировать содержание художественных произведений
  • Написать сочинение-эссе

IV.Изучение нового материала

Имя великого дагестанского поэта навсегда останется в памяти людей. Учреждена премия и стипендия имени Расула Гамзатова, поставлен памятник в Махачкале. Каждый год в сентябре проводятся памятные дни «Белые журавли». ТУ-154 М а/к «Дагестанские Авиалинии» был назван в честь Расула Гамзатова.

Слайдовая презентация о жизни и творчестве поэта

— Где родился Расул Гамзатов?

— Какой творческий путь проделал поэт?

— Какие композиторы, певцы сотрудничали с Расулом Гамзатовым?

-Как вы думаете о чем это стихотворение?

-Почему автор назвал стихотворение «Журавли»?

-Символ чего являлось журавль для Гамзатова?

-Для того чтобы узнать ответ на вопросы,давайте узнаем историю созданиея данного стихотворение.

Каждое литературное произведение имеет свою историю. Стихотворение Расула Гамзатова «Журавли», ставшее впоследствии песней – реквиемом по всем погибшим в войнах, в этом плане тоже не исключение. Находясь в Японии, Расул Гамзатов увидел известный памятник белым журавлям в Хиросиме. Ему рассказали и историю о девочке, ставшей жертвой последствий ядерной бомбардировки и так и не успевшей вырезать из бумаги тысячу журавликов. Поэт был потрясен этой смертью. Здесь же, в Японии, он получил телеграмму, в которой сообщалось о кончине его матери. Гамзатов вылетел в Москву и в самолете, думая о матери, вспомнил и умершего отца, и погибших на войне братьев. И та хиросимская девочка с бумажными журавликами не уходила из памяти. Вот так и родилось стихотворение

Вопросы учителя:

— Символом чего являются белые журавли?

(журавли являются воплощением душ погибших воинов)

Тема минувшей войны всегда находила и продолжает находить свое отражение в современной поэзии, и каждый поэт по-своему осмысливает и переживает ее, рождая образы, в которых воплотились его собственные представления о войне.

Расул Гамзатов также посвятил немало строк военной теме. Одним из самых известных его стихотворений, принесшим поэту всенародную славу и любовь, стало стихотворение «Журавли». Оно посвящено павшим солдатам, оставшихся на «кровавых полях» сражений Великой Отечественной войны. С первых строк стихотворения читатель ощущает подлинную печаль и боль, которые чувствовал поэт, задумываясь о судьбах погибших солдат. Боль, похожую на далекий и пронзительный журавлиный крик…

Мне кажется порою, что солдаты,

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю эту полегли когда-то,

А превратились в белых журавлей.

Обратившиеся в белых журавлей солдаты сегодня взывают к нашим сердцам из «времен тех дальних», из давно минувших времен войны, забыть которые люди не смогут никогда.

…Не потому ль так часто и печально Мы замолкаем, глядя в небеса.

Вопросы учителя:

— Как вы думаете, зачем журавли «подают нам голоса»? (Подают голоса, чтобы мы помнили о них)

— Почему люди «замолкают, глядя в небеса»? Помнят ли люди о подвигах павших? Помнят ли сейчас?

— Нужно ли помнить павших солдат? Почему?

Обратившиеся в белых журавлей солдаты сегодня взывают к нашим сердцам из «времен тех дальних», из давно минувших времен войны, забыть которые люди не смогут никогда.

…Не потому ль так часто и печально Мы замолкаем, глядя в небеса.

Вопросы для учителя:

— Почему именно эту картину видит лирический герой?

Видя, как «подвечернею порою» летит по небу клин журавлей, поэт представляет, как идут по белым полям усталые солдаты. Те, кому после долгой дороги войны не суждено будет вернуться домой. А журавли в своем крике словно выкликают их имена — имена известных и безвестных героев, место которых теперь не в земном, а в небесном строю среди гордых, величественно плывущих по небу птиц.

Вопросы для учителя:

— О чем размышляет автор?

Вопросы учителя:

— Почему автор использует эпитет «клин усталый»?

— Как представлена природа в данном отрывке? («туман», «исход дня»)

— На что похож клин журавлей? (на строй солдат, это метафора)

Вопросы учителя:

— На какие мысли наводит данный отрывок? (о круговороте жизни)

Поэт чувствует свое единение со стаей журавлей и размышляет о том, что, быть может, и он

сам за порогом своей жизни займет свое место среди этих белых птиц. Он размышляет о том, что наступит день, когда и он будет окликать с небес всех дорогих ему людей, оставшихся на земле, обращаясь к их памяти и сердцу:

Летит, летит по небу клин усталый —

Летит в тумане на исходе дня.

И в том строю есть промежуток малый — Быть может, это место для меня!

Настанет день, и с журавлиной стаей Я поплыву в такой же сизой мгле,

Из-под небес по-птичьи окликая Всех вас, кого оставил на земле.

Стихотворение «Журавли» было положено на музыку композитором Яном Френкелем и стало песней.

Эту песню, без сомнения, можно назвать народной, поскольку нет человека, который бы никогда не слышал ее и которого бы она не поразила своей глубокой грустью, лиризмом, мудростью строк, красотой образов.

Стихотворение стало песней потому, что его строки трогают душу любого — и прошедшего поля сражений фронтовика, в памяти которого встают образы погибших друзей, окликающих его из бесконечной дали подобно белым журавлям, и нас, знающих о войне только по книгам и фильмам.

Стихотворение «Журавли» можно назвать своеобразным реквиемом, посвященным солдатам Великой Отечественной. Солдатам, погибшим на войне, но шагнувшим в бессмертие, оставшись в памяти потомков, в нашей памяти. А плывущие по небу журавли по-прежнему окликают всех живущих на земле, тревожа и наполняя наши души высокой и светлой печалью.

Анализ стихотворения Заболоцкого О красоте человеческих лиц

Стихотворение «О красоте человеческих лиц» написано в 1955 году и относится к поздней лирике Н.А. Заболоцкого, носящей философский характер. В последние годы жизни в творчестве поэта появляются стихи о вечных проблемах бытия, об истинных и ложных нравственных ценностях. Заболоцкий беспокоится о том, чтобы его стихи были прежде всего поэзией мысли, поэтому в его поздней лирике господствует рационалистическое, даже нравоучительное начало.

Композиционно стихотворение «О красоте человеческих лиц» делится на две части, которые противопоставлены друг другу. В первой части поэт рисует несколько человеческих типов, характерные черты которых запечатлены в их лицах. Так, в лицах, подобных “пышным порталам”, выражаются душевные свойства людей, склонных переоценивать свою собственную значимость. Лица другого типа — “подобие жалких лачуг”, потому что их обладатели утратили чувство собственного достоинства, угнетённые бедностью и унижениями. Неприятны лирическому субъекту и “холодные мёртвые лица”, скрывающие свою внутреннюю сущность, лица, маскирующие темноту души и закрытые “решётками” от всего мира. Душевная пустота, угрюмость и жуткое дыхание смерти исходит от лиц, похожих на башни, в которых никто не живёт. В лицах, запечатлённых в первой части стихотворения, внешняя монументальность и значительность прикрывают ничтожество внутреннего мира их владельцев. Не случайно все эти лица имеют “архитектурные” параллели-сравнения: пышные порталы, решётки темниц, опустевшие башни. Но и в лицах — подобии “жалких лачуг” — поэт не находит красоты, потому что ему чужды стремления людей, заботящихся только о хлебе насущном, людей, потерявших свою гордость и достоинство.

Интересна лексика первой части. Она наполнена словами с пространственным значением: порталы, башни — с одной стороны, лачуги — с другой. Поэту важен не внешний облик явления, а его внутренняя сущность. В образах первой части непривлекательный вид разных лиц соответствует их внутренней пустоте и бездуховности. Общий цветовой колорит первой части тёмный, мрачный.

Однообразие мира, изображённого в первой части стихотворения, подчёркивается и однотипностью синтаксических конструкций, его разобщённость, нецелостность — точками в конце четырёх предложений, замкнутость и ограниченность — словом “закрыты”, опустошённость — словосочетанием “никто не живёт и не смотрит в окно”.

Истинная красота поэту видится в проявлениях “движения души”, в выражении богатства внутреннего мира, в открытости и искренности в проявлении чувств. Поэтому вторая часть стихотворения во всём противопоставлена первой, что подчёркивается и союзом “но”. “Малая хижинка”, изображённая во второй части, тоже внешне непривлекательна. Она “неказиста” и “небогата”. Однако из её окошка струится “дыханье весеннего дня”, что придаёт настроению текста свежесть, бодрость, ощущение молодости. При исследовании пространства третьей строфы можно предположить, что лирический субъект находится внутри “малой хижинки”, и это придаёт его оценкам и рассуждениям особую убедительность очевидца. Отсутствие внешней монументальности и грандиозности подчёркивается и словами с уменьшительным значением: хижинка, окошко.

Вершина в развитии чувства — в последней строфе. Не случайно она открывается восклицательным предложением, утверждающим, что “мир и велик и чудесен!”. Думается, что в этом предложении выражается не только удивление перед многообразием и чудной красотой окружающего мира, но и восхищение богатствами внутреннего мира одухотворённого человека. Поэтому самые красивые лица, по мнению автора, — “подобья ликующих песен”. Души, похожие на песни, — признак красоты внутреннего мира. “Сияющие ноты” поющей души ведут человека к солнцу, к небесам, к нравственным вершинам. Поэтому пространство последней строфы как бы расширяется и простирается до солнца, до неба, освещённое красотой богатой и бескорыстной души. Цветовой колорит второй части стихотворения светлый, радостный, лёгкий, что подчёркивается романтической лексикой: дыханье, ликующих, солнце, сияющих, небесных. Звукописный образ последних двух стихов — “Из этих, как солнце, сияющих нот // составлена песня небесных высот” — делает такие слова, как солнце, сияние, песня, небеса, высота, понятиями одного смыслового ряда. Они изображают мир людей, обладающих красивыми душами, мир, стремящийся к высоте и свету. Торжественным аккордом звучит в последней строфе лексика, объединяющая “музыкальные” понятия: песня, ноты. Вторая часть наполняет читателя ощущением простора, свободы и красоты и противопоставлена первой части, создающей замкнутый, холодный, безлюдный и уродливый мир. Слова первой части: портал, лачуга, темница, башня — несут в себе отпечаток прошлого, от них веет холодом, “средневековьем”, а лексика второй части дышит молодостью, оптимизмом, теплотой: весенний, солнце, небесные высоты.

Проблема истинной и ложной красоты, приоритет красоты внутренней, духовной характерны для лирики Заболоцкого. Поёт “колоколом славы” душа одинокого, корявого дуба («Одинокий дуб»), “младенческая грация души” скрывает непривлекательную внешность некрасивой девочки («Некрасивая девочка»). Это идейно-эстетическая позиция в решении проблемы человеческой красоты сближает лирику Заболоцкого с русской литературной традицией, идеями и образами произведений Л.Н. Толстого, В.Г. Короленко, М.Горького.

Стихотворение Н.А. Заболоцкого «Читая стихи» (Восприятие, истолкование, оценка)

Как известно, поэт Николай Заболоцкий с чрезвычайной строгостью относился к своим собственным стихам, печатал лишь то, что действительно удалось, и не принимал поэзии, в которой не видел торжества мысли.

Стихотворение «Читая стихи» представляет собой воображаемый разговор поэта-мастера со своим начинающим собратом по перу, своеобразную отповедь “стихоплёту”, не умеющему выразить мысль в простых и ясных формах. В творческом процессе сам Заболоцкий неуклонно заботился о точных и ёмких словах, полновесных образах и картинах. Слово было для него не просто художественным материалом. Оно должно было отвечать самым высоким требованиям, и сам поэт должен был научиться оценивать свои творения с величайшей строгостью.

Стихотворение напоминает “рецензию” на сочинения своего собрата по перу, который создал “стих, не похожий на стих”, и постиг в совершенстве только “бормотанье сверчка и ребёнка”. Выражение “в совершенстве… постиг” наполнено иронией и осуждением. Стилистическая манера “литературного подмастерья” получает вначале более мягкую оценку мастера — “любопытно, забавно и тонко”, а затем его критика становится всё жёстче и убедительней. Лирический субъект называет стихи, подлежащие критике, “бессмыслицей скомканной речи” и “щебетаньем щегла”, процесс их творения “забавой”, хотя и видит в стихах известную “изощрённость”. Вторая и третья строфы стихотворения звучат полемически. Для лирического субъекта стихи должны передавать мечты человечьи, а процесс стихотворчества не должен принести эти мечты в жертву забавам. “Русское слово” — это величайшая ценность наших соотечественников, и если оно превращается в “щебетанье щегла”, то “смысла живая основа” не может сквозь такое слово прозвучать. Вопросительные обороты второй и третьей строфы звучат риторически. В них не только вопрос, но и полемическое восклицание, стремление к убедительности и уверенность в своей правоте.

Четвёртая и пятая строфы заключают в себе позитивную позицию автора, его положительный идеал. Поэт противопоставляет своё понимание роли классического русского слова как основы поэтического образа нелепым выдумкам авторов, которые, “играя в шарады, надевают колпак колдуна”. Категоричность авторских суждений выражается словом “Нет!” с восклицательной интонацией.

По мнению лирического субъекта стихотворения, “поэзия ставит преграды нашим выдумкам”, настоящей поэзии чужды изощрённость, скомканность, бессмыслица. Полновесное слово нужно для того, чтобы выразить “живую основу” смысла. Будучи защитником поэзии мысли, лирический субъект поднимается до высокого эмоционального накала в последней строфе. Она звучит декларативно, но именно в ней высказано поэтическое кредо Заболоцкого. Какие же характеристики даются в ней подлинному поэту? Он должен жить “жизнью настоящей”, то есть, как пушкинское эхо, откликаться на все впечатления бытия. Он должен “привыкнуть к поэзии с детства”, то есть научиться видеть поэтические проявления и таинственность в будничных, обычных картинах жизни. Такой поэт не станет создавать стихов, похожих на “бормотанье сверчка”, потому что научится владеть “животворящим”, то есть создающим жизнь, “полным разума” русским языком.

Тайнам творческого процесса, таинству рождения слова посвящает Заболоцкий стихотворение «Гроза»; родство полновесного русского слова с живописными и музыкальными образами звучит в таких творениях мастера, как «Портрет», «Сентябрь», «Бетховен», «Болеро» и других.

Заболоцкого всегда отличало стремление создавать поэзию мысли. Осуждая начинающих поэтов за бессодержательность их созданий, он призывает к тому, чтобы лирический образ служил мысли. Он убеждён, что “поиски новых средств выразительности — дело хорошее, необходимое, но можно ли искать новые средства выразительности, забывая о мысли — основной движущей силе искусства?”.

Анализ стихотворения Заболоцкого О красоте человеческих лиц

Русская литература довольно известна своими писателями и поэтами, причем неважно в каком веке они проживали. Но сегодня пойдет речь о таком замечательном и достаточно талантливом поэте 20 века, как Н.А Заболоцкий. Он прожил сравнительно короткую жизнь, но при этом оставил большой след в русской литературе, написав такие великолепные стихотворения как: «Бродячие музыканты», «В жилищах наших» и «О красоте человеческих лиц». Вот о последнем стихотворение как раз и будет идти речь далее.

Стихи Заболоцкого славились своим разнообразием в тематике. Он писал лирику, стихотворения о природе, а также мог затронуть философские темы. Произведение «О красоте человеческих лиц» было выполнено в стиле стихотворения-размышления и несло в себе глубочайший смысл, который я сейчас попытаюсь раскрыть. Для начала нужно понять, на какую тему это произведение? Заболоцкий не любил внешнюю оболочку людей или животных. Ему нравилась именно душа героя, его переживание, внутренние качества и именно об этом было данное стихотворение. Поэт пытался объяснить читателю, что не все то золото, что блестит, нужно заглянуть в душу.

Он определял классификацию человека и делал это достаточно успешно. Вот строчка «подобные пышным порталом» очень кстати подчеркивает нынешний типаж людей, которые пытаются быть самыми успешными и хорошими, но на деле они никто. Также в произведении присутствует сравнение «есть лица подобия жалких лачуг, где варится печень и мокнет сычуг». Здесь же говорится о людях, которые пустые и ничего из себя не представляющие как снаружи (бедная жизнь, нищета), так и внутри (духовно не развитые и никчемные люди). Такие особи понимают свою скудность во всем, но при этом не пытаются ничего изменить, что конечно же не есть хорошо.

Великолепные строки такого замечательного поэта как Н.А Заболоцкий, по моему мнению будут актуальны еще очень долгое время, потому что неважно в какие времена ты живешь, будь то 21 век и новые технологии, все равно моральные ценности будут чтиться еще долгое время. Так что будьте добры к окружающим, не цените людей за их «красивую обертку», а заглядывайте в глубоко им в душу.

Анализ стихотворения О красоте человеческих лиц Заболоцкого

Стихотворение «О красоте человеческих лиц» Н. А. Заболоцкий написал на заре своей жизни – в 1955 году. В своем произведении поэт размышляет о связи внутренней и внешней красоты человека.

По мнению автора, судьба человека, черты характера и его привычки непременно отражаются на его лице. При этом поэт при помощи художественных тропов описывает различные типы человеческих лиц. В основе стихотворения лежат метафоричные сравнения. Стихотворение написано разностопным ямбом с попарной рифмовкой.

В своем произведении автор сравнивает лица с архитектурными постройками. При этом описанию каждого лица посвящается две строчки. Некоторые лица похожи на «пышные порталы». Они очень красивы, однако, по мнению поэта, за столь величественной оболочкой может скрываться тщеславная душа.

Другие лица Н. А. Заболоцкий сравнивает с жалкими лачугами. Эти лица принадлежат угрюмым и озлобленным людям, уставшим от жизни.

В следующих строках автор говорит о холодных и закрытых людях, не подпускающих к себе окружающих. Души этих людей безжизненны и серы, а их лица похожи на сырые темницы.

Лица, напоминающие неприступные башни, по мнению поэта, принадлежат людям пустым, но тщеславным, не способным любить близких.

Автор выделяет лица, напоминающие маленькие уютные хижинки, поскольку читает, что у людей с такими лицами светлая и добрая душа, а сами они искренни и способны дарить окружающим тепло.

Последним автор описывает редкий тип лиц, сравнимых с ликующими песнями и солнечным светом. Поэт считает, что люди с такими лицами жизнерадостны, чисты и безгрешны. Они стремятся к чему-то возвышенному и прекрасному вдохновляют окружающих. Таким людям хочется подражать, дружить с ними и любить их.

Своим произведением автор говорит читателям, что главное в человеке – его душа. Если человек полон света и любви к окружающим, это непременно отражается на его лице, делая его прекрасным.

Картинка к стихотворению О красоте человеческих лиц

Популярные темы анализов

Анна Андреевна Ахматова является замечательной поэтессой, стихи которой по сей день пользуются популярностью. Стихотворения Ахматовой наполнены красотой и любовью. После ее замужества в ее стихотворениях произошли изменения.

Тютчев был уже немолод, когда умерла его любимая женщина – Елена Денисьева. Она была ему и музой, и другом, и любовницей. У неё было трое детей от поэта, двое из которых пережили её всего лишь на год. Тютчев очень тяжело

Был февраль 1826 года, и Тютчев проходил службу в Мюнхене. Там он повстречал девушку, которая пленила его своей хрупкостью и красотой. Она тоже влюбилась в Тютчева, с первого взгляда. Эта девушка была Элеонора Петерсон.

Великий гений Пушкина имеет огромное значение, как для русского языка, так и для русской литературы. Он, можно сказать, стоит у истоков современной литературы. Благодаря ему литература освободилась от сложности слога, приобрела новые формы и образы.

Борис Пастернак на протяжении всего своего творчества показывает читателю в своём понимание как могут существовать и взаимодействовать природа и душа человека. Это хорошо видно в произведении «Март».

Читайте также:  Анализ стихотворения Заболоцкого Гроза
Ссылка на основную публикацию