Мальчик с красками – краткое содержание рассказа Железников

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

29.01.2020

Железников В. “Мальчик с красками”

Жанр: рассказ о детях

Главные герои рассказа “Мальчик с красками” и их характеристика

  1. Мальчик. Фантазер и выдумщик, романтик.
  2. Мама мальчика. Усталая, заботливая.
  3. Пилот-летчик. Добрый, честный, храбрый. Тоже романтик.

План пересказа рассказа “Мальчик с красками”

  1. Мальчик у окна
  2. Разговор с летчиком
  3. Облака и земля
  4. Гроза
  5. Страх пассажиров
  6. Презрение летчика
  7. Посадка
  8. Дождь
  9. Краски

Кратчайшее содержание рассказа “Мальчик с красками” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Мальчик смотрел в окно и видел не облака, а животных.
  2. Летчик позавидовал мальчику, и узнал, что тот мечтает о красках.
  3. Самолет попал в грозу и многие пассажиры испугались.
  4. Но самолет удачно сел, а мама мальчика не хотела искать краски под дождем.
  5. Летчик принес мальчику коробку красок, а мать дала ему деньги.
  6. Летчик обиделся и ушел, а мальчик полетел дальше, чтобы снова увидеть землю с высоты.

Главная мысль рассказа “Мальчик с красками”
Чтобы увидеть красоту вокруг нас, нужно уметь смотреть не только глазами.

Чему учит рассказ “Мальчик с красками”
Рассказ учит любить природу, замечать ее красоту, видеть то, что не видят другие. Учит фантазировать и мечтать. Учит тому, что мечты ребенка должны сбываться, несмотря ни на какие грозы. Учит тому, что не все следует мерить в деньгах.

Отзыв на рассказ “Мальчик с красками”
Мне понравился этот рассказ про мальчика, который сумел увидеть в небе то, что никогда не замечал опытный пилот. Мальчик открыл пилоту глаза и тот захотел исполнить мечту мальчика. Мать мальчика не поняла добрый порыв пилота и оскорбила его деньгами. Но главное, что мальчик был счастлив, и что он видел красоту окружающего его мира.

Пословицы к рассказу “Мальчик с красками”
Человек без мечты, что птица без крыльев.
Улетел мечтой в заоблачные дали.
Кто смотрит оком, тот не пойдет боком.
Лучше гляди, тогда и увидишь.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа “Мальчик с красками”
Мальчик сидел в самолете и смотрел в окно. Его слепило солнце, но он все равно смотрел. Мать попыталась заставить его отвернуться или задернуть шторки, но мальчик ее не послушал.Тогда мать пересела на другой ряд.
Вскоре из кабины вышел летчик и сел рядом с мальчиком. Он спросил мальчика, мечтает ли он стать летчиком, а мальчик не мечтал. Он знал, что у него слабые легкие и летчиком его не возьмут.
Поэтому он стал рассказывать пилоту, какие видит облака – в форме слона и кита. Пилот одобрил воображение мальчика, а мальчик сказал, что в Москве ему купят краски и он будет рисовать. И добавил, что земля похожа на мозаику.
Пилот посмотрел в окно и ему стало стыдно, что раньше он этого не замечал. Ведь небо для него было местом работы, а в прошлом – боя. Вскоре пилот ушел, а самолет стал приближаться к грозовой туче. Мама мальчика забеспокоилась, но второй пилот успокоил ее, сказав, что тучу они обогнут сбоку.
Между тем тучи окружили самолет. Люди в салоне заволновались. Сперва двое мужчин ушли в хвост самолета, потом еще двое. Вышел пилот и потребовал от людей вернуться на свои места – самолету нужно было сохранять равновесие. Те вернулись, а пилоту вдруг подумалось, на что же похожа туча.
Самолет стал забирать вверх, что было не просто на самолете старой конструкции. Все люди закрыли шторки, и лишь мальчик с восторгом смотрел на грозу.
Но вот самолет резко пошел на снижение. Он пробил тучи и вдруг под колесами оказалась бетонная полоса аэродрома. Самолет остановился и все побежали к аэропорту. Летчик бежал с людьми, с которыми пережил большую опасность, и спросил у матери мальчика, куда они направляются.
Мать ответила, что им лететь на Симферополь, но она боится, что самолет не полетит в грозу. Летчик успокоил маму, сказав, что гроза через два часа уйдет. А мальчик обрадовался, что они смогут купить краски. Но мама не хотела никуда идти в такой дождь и сказала, что краски они купят на обратном пути.
Когда мальчик с мамой стояли в очереди на самолет, снова появился пилот. Он протянул мальчику большую коробку красок. Мама мальчика достала деньги и лицо пилота стало мрачным. Он неловко забрал деньги и ушел. А мальчик с красками поднялся в самолет, чтобы снова посмотреть на землю сверху и увидеть что-то новое.

Краткое содержание «Чучело»

Повесть «Чучело» Железникова была написана в 1975 году. Произведение отличается эмоциональностью и повествует о стойкой и мужественной девочке, вынужденной противостоять одноклассникам, объявившим ей бойкот.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Чучела» по главам. Пересказ будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Главные герои

Лена Бессольцева (Чучело) – открытая, доверчивая, дружелюбная девочка, которой пришлось перенести тяжелые испытания.

Дима Сомов – красивый, умный мальчик из обеспеченной семьи, малодушный трус.

Николай Николаевич Бессольцев (Заплаточник) – дедушка Лены, добрый, мягкий, замкнутый человек, коллекционер картин.

Другие персонажи

Маргарита Ивановна – молодая учительница, классный руководитель 6-А, добрая, справедливая, но зацикленная на своей личной жизни.

Миронова (Железная Кнопка) – принципиальная, озлобленная на весь мир девочка с мощными лидерскими задатками.

Шмакова – главная красавица в классе, подлая и хитрая девочка.

Валя – безжалостный, корыстолюбивый мальчик, ловит бездомных собак и сдает их за деньги в живодерню.

Лохматый – главный силач в классе, сын лесника.

Рыжий – мальчик, выполняющий роль шута в классе.

Васильев – принципиальный и порядочный, но при этом слабохарактерный одноклассник Лены.

Краткое содержание

Глава 1

Лена стремительно неслась по узким улочкам старого городка, «ничего не замечая на своем пути» . Девочка была в глубоком отчаянии от того, что с нею сделали одноклассники.

Глава 2

Дедушка Лены – Николай Николаевич Бессольцев, нелюдимый, замкнутый человек. После многолетних странствий он вернулся в родной город и поселился в бревенчатом, почерневшем от времени доме, который более ста лет принадлежал роду Бессольцевых. Местные жители относились «к Николаю Николаевичу с настороженным вниманием» : он все искал какие-то редкие картины, и, если находил, тратил на них большие деньги. Дети дразнили его Заплаточником из-за больших заплаток на рукавах старого пальто.

Однажды старика Бессольцева заметили «в сопровождении девочки лет двенадцати» , его внучки – угловатого длинноногого подростка с дружелюбной улыбкой на лице.

Глава 3

Лена пошла в школу, и поначалу она чувствовала себя прекрасно, но в ноябре все изменилось. Она попросила у деда денег на билет, чтобы вернуться к родителям. Услышав отказ, она пригрозила тайком продать одну из его картин, за что получила пощечину. Она бросилась бежать, и Николай Николаевич отправился вслед за ней.

Глава 4

Тем временем шестиклассник Валька встретился со своими товарищами – Лохматым и Рыжим, чтобы вместе отправиться на день рождения к Диме Сомову. Вскоре к ним присоединилась главная красавица класса Шмакова в сопровождении Попова. Осталось подождать Миронову – Железную Кнопку. Когда худенький очкарик Васильев признался одноклассникам, что не намерен идти на торжество к Сомову, который ему надоел, Железная Кнопка приказала Лохматому избить его «за измену идеалам» .

Заметив издали Лену, они принялись дразнить ее чучелом. Эту сцену застал старик Бессольцев, и девочке пришлось рассказать ему «всю правду, без хитрости» .

Глава 5

Когда Лена впервые пришла в класс, ребята сразу же стали ее дразнить, называя внучкой Заплаточника. Однако добрая наивная девочка считала, что ее одноклассники просто «веселые и любят пошутить» , и весело смеялась вместе с ними, даже когда они придумали ей обидное прозвище – Чучело огородное. За нее заступился только один человек – Дима Сомов, в котором Лена увидела настоящего героя.

Весь класс очень обрадовался, когда классная руководительница Маргарита Ивановна сообщила о совместной экскурсии в Москву на осенние каникулы. Классом было принято решение самостоятельно заработать денег на поездку, и ребята подрабатывали, где могли, складывая деньги в общую копилку.

Глава 6

В последний день перед каникулами ребята прогуляли урок. В классе спрятались лишь Шмакова и Попов, которые стали свидетелями разговора Маргариты Ивановны и Димы Сомова. Под давлением учителя мальчик рассказал о намеренном прогуле. Этот разговор случайно услышала и Бессольцева. Она не сомневалась, что ее друг признается во всем ребятам, но он упорно молчал.

Глава 7

На следующий день нарядные школьники в предвкушении долгожданной поездки пришли в школу, где узнали новость: весь класс наказан за сорванный урок, и никто никуда не едет. Лена до последнего надеялась, что ее герой Дима Сомов во всем сознается, но он упорно молчал. Не выдержав напряжения, девочка взяла вину на себя. Класс объявил ей бойкот.

Глава 8

Автобусы со школьниками отправились в Москву. Покинула свой шестой класс и Маргарита Ивановна, которая спешила в столицу на собственную свадьбу. Тем временем класс окружил Лену, которая в полной мере поняла, что сделала: «страшно, когда один против всех, даже если ты прав» . Озлобленные одноклассники накинулись на Лену и Диму, которые едва успели спрятаться в парикмахерской.

Глава 9

Лена решила сделать себе прическу в парикмахерской. Тем временем Железная Кнопка отправила ребят на ее поиски. Она считала, что если «живешь не по правде — расплата» , и никто не должен оставаться безнаказанным. Когда Лена вышла на улицу, ребята принялись ее всячески унижать и дразнить. Они решили, что Чучело должна покинуть их город.

Глава 10

Лене удалось оторваться от погони. Когда стемнело, раздался стук в окно, и перед девочкой появилась ужасная голова медведя. На крик внучки прибежал Николай Николаевич, и «оторвал» медвежью голову – за ней скрывалось «какое-то жалкое и ничтожное Димкино лицо» . Лена отказывалась верить в это, полагая, что Диму насильно заставили совершить столь подлый поступок. Но она ошибалась: ребята сидели у Димы в гостях и пили чай, обсуждая травлю Чучела.

Глава 11

На следующий день Дима пришел к Лене, чтобы признаться в своей трусости и поцеловать ее. Свидетелем этой сцены стал Валька, который стянул постиранное платье Лены и сбежал с ним. Дима бросился за ним, чтобы во всем признаться ребятам.

Валька уже успел всем рассказать о поцелуе. Диму скрутили, но тут к нему на выручку подоспела Лена. Ребята принялись бросать ее платье по кругу, а Лена «металась между ними, старалась их победить» . Когда кто-то швырнул платье Сомову, тот улыбнулся в лицо Лене и отшвырнул платье другому человеку. Платье надели на огородное пугало, и Дима поджег его. Увидев это, Лена громко закричала, схватила горящее пугало и принялась им размахивать. Она сильно обожглась, когда снимала свое обгоревшее платье.

Глава 12

Когда Лена зашла в класс впервые после каникул, она сообщила всем, что собирается навсегда покинуть этот город. Она принялась было упаковывать чемоданы, но затем передумала – надела обожженное платье и убежала из дома.

Глава 13

Лена решила всем доказать, что она «ничего и никого не боится — даже чучелом быть не боится» . Она остриглась наголо, и в таком виде появилась в доме Сомова, где находилась вся компания ее мучителей. Лена во всем призналась, сказав напоследок, что ей искренне жаль каждого из них. Когда она ушла, ребята все рассорились и разошлись.

Глава 14

На следующее утро Лена проснулась от шума: «дедушка заколачивал свой дом» . Вскоре она «увидела бежавшего Димку» , за которым гнались ее вчерашние преследователи. Они загнали Сомова в класс, где он запрыгнул на подоконник, угрожая покончить жизнь самоубийством. Миронова вновь предложила бойкот, и все ее поддержали, за исключением Лены, не желавшей участвовать во всеобщей травле.

В класс зашла Маргарита Ивановна, которая сообщила, что Николай Николаевич навсегда покидает город. Перед отъездом он сделал бесценный подарок местным жителям: свой дом и уникальную коллекцию картин. Вскоре появился и сам Бессольцев, который подарил школе свою самую любимую картину – портрет красивой девушки Маши, которая была очень похожа на Лену. При виде этой картины ребят охватила «отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству» . Рыжий взял мел и написал на доске – «Прости нас, Чучело!» .

Заключение

Рассказ Железникова учит быть милосердным к людям, добрым, справедливым, иметь собственную точку зрения и не бояться отстаивать ее.

После ознакомления с кратким пересказом «Чучела» рекомендуем прочесть повесть в полной версии.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Краткое содержание повести «Чучело» по главам (В. Железников)

Краткий пересказ повести В.К. Железникова «Чучело» поможет освежить в памяти основные события произведения, вспомнить главных героев и то, как развивались отношения между ними. А также Многомудрый Литрекон напоминает, что сюжет в сокращении может отлично помочь при подборе аргументов для экзаменационного сочинения.

Первая глава: Знакомство с Леной

Повесть начинается с того, что главная героиня, Лена Бессольцева, в расстроенных чувствах бежит домой. Город, в котором происходят действия произведения, достаточно маленький, его можно назвать провинциальным. Лена переехала сюда не так давно, она живет с дедушкой.

Девочка бежит домой и думает, как будет просить дедушку о переезде. Случилось нечто странное, ведь она про себя обвиняет кого-то в жестокости, направленной против нее.

Вторая глава: История Бессольцевых

Рассказ о семье Бессольцевых. Николай Николаевич – дедушка Лены, он коллекционер. Он вернулся в родной город и стал жить в своем старом доме. Город был древним и помнил многие исторические события, но ни одно из них не могло его разрушить. Это было живописное место, а дому старика было около ста лет. Когда он вернулся туда (жена его умерла и сам он заболел), то болезни как рукой сняло: он занялся починкой осиротевшего заколоченного дома. Там он обнаружил картины деда, которые помнил с детства, и решил собирать и другие полотна. Для их сохранности он каждую ночь топил все печи в доме, и на это уходили почти все его деньги.

Соседи его уважали, но особо теплых отношений ни с кем завязать не удалось, люди плохо понимали старика. Он коллекционирует картины и занимается реставрацией, довольно нелюдим. Праздных речей не любил и уклонялся от разговоров. Но однажды его увидели на улице с девочкой…

Лена переехала к дедушке от родителей, она учится в шестом классе. Это нескладный худой подросток лет 12 с косичками и доброжелательной улыбкой на лице.

Третья глава: Ссора

В ноябре после каникул с девочкой случилась таинственная история, которая перевернула ее жизнь (автор пока не говорит, какая).

Лена, чувствующая себя особенно одинокой в тот день, возвращается домой в расстроенных чувствах и умоляет дедушку дать ей денег на билет домой, к родителям. Тот отказывает и не понимает, что произошло, ведь в начале осени все было хорошо. Он обращает ее внимание на картины, которые она так мало ценит.

Девочка злится и грозит украсть одну из коллекционных картин дедушки, чтобы продать и выручить денег на билет. За это она получает пощечину от Николая Николаевича. Лена убегает. Дедушка не понимает, что происходит, и отправляется вслед за внучкой.

Четвертая глава: Знакомство с ребятами

Одноклассники Лены собираются на день рождение Димы Сомова, мальчика из их класса. Валька, жестокий и завистливый мальчик, встречает сильных и немногословных товарищей — Лохматого и Рыжего. Он рассказывает, как завидует Сомову, ведь у него богатые родители, а сам он — красавец и отличник. Но его приятели больше всего этого ценят силу. Они встречают красавицу Шмакову и ее обожателя Попова. Они ждут Миронову (Железную кнопку). К ним приходит худой мальчик в очках — Васильев. Он всеми правдами и неправдами открещивается от похода к Сомову.

Они встречают Лену, окружают ее, дразнят девочку, называя «Чучелом», и требуют уехать из их города. Николай Николаевич становится свидетелем этой сцены, он вмешивается и говорит детям, что нападать толпой на одного нечестно. В ответ одна из девочек, по прозвищу Железная Кнопка, говорит мужчине, что это он должен стыдиться своей внучки. А почему так, она должна рассказать сама. Лена и дедушка после недолгого спора покупают билеты на завтра. Трудно деду отпускать внучку: привык он к ней и хотел, чтобы она после него жила в этом доме и берегла картины. Но девочка непреклонна: ей нужно уехать. Она сожалеет, что и ее дед стал объектом насмешек (у него старое залатанное пальто), однако мужчина против обновки: это пальто покупали они с женой.

Дети уходят к Диме на праздник, а Николай Николаевич и Лена возвращаются домой. Девочка Тогда девочка решает обо всем рассказать дедушке.

Пятая глава: Первые дни в новой школе

Лена была новенькой в классе. Она надеялась влиться в коллектив, но что-то пошло не по плану. Классный руководитель попросила представить девочку одноклассникам. Лена улыбалась, хотела показаться милой и дружелюбной, но дети смеялись над ней. Они знали дедушку девочки, называли его «Заплаточник». Лена подумала, что ребята просто шутят и веселятся и смеялась вместе с ними. Но потом она начала понимать, что ребята не так дружелюбны, как она думала.

Но в классе был один мальчик, Дима Сомов, он не смеялся со всеми и показался Лене очень симпатичным, он даже пустил девочку сесть с ним за парту, хотя раньше с ним сидела Шмакова. Она с презрением посмотрела на новенькую, но отсела.

Классу предложили отправиться на экскурсию в Москву во время каникул. Они решают сами заработать деньги и начитают подрабатывать. Дети трудились на фабрике, в совхозе, в саду, а деньги складывали в общую копилку. Лена тоже работала с ребятами, хоть над ней и постоянно подшучивали. Дима все время защищал девочку, чем заслужил ее расположение. На фабрике игрушек дети накинулись на нее в масках животных, и только Дима подошел к ней на выручку.

А однажды Лена увидела, как мальчик спас собаку от живодера Витьки и его брата Петьки, который ударил мальчика. Тогда Дима стал настоящим героем в ее глазах, она предложила ему дружить и поцеловала. Так у Лены появился друг. Но тут Петька и Витька вернулись с пойманной собакой, и Дима, бросившись на Витю, снова получил больной удар от его старшего брата. Он под угрозой еще одного удара согласился не выдавать братьев. После их ухода он посоветовал Лене не лезть на рожон, и она его поддакнула.

Читайте также:  Троп - краткое содержание рассказа Железникова

Шестая глава: Предательство

Был последний день перед каникулами. Ребята вошли в физический кабинет, чтобы отсидеть свой последний урок перед поездкой в Москву. Но на доске рукой классного руководителя Маргариты Ивановны было написано, что вместо урока физики будет литература. Недолго подумав, ребята решили прогулять урок и отправиться в кино, несмотря на запрет Димы. Из вожака он сразу превратился в изгоя. Он решил рассказать про Вальку и Петьку, но Петр пришел в этот момент в класс и напугал Диму. Записку учительницы стер старший брат Вальки, а ребята дружно ушли из класса.

Но, как оказалось, ушли не все. Шмакова и Попов спрятались в классе, когда пришла Маргарита Ивановна, классный руководитель, и обнаружила, что дети сбежали с уроков. В это время Дима Сомов понял, что забыл копилку с деньгами в классе, и вернулся за ней. Там мальчика встретила Маргарита Ивановна. Она пыталась выведать, что произошло, Димка держался, но рассказал все учительнице после того, как та назвала его трусом.

Лена все это время стояла за дверью и слышала разговор. Когда они оба вернулись в компанию одноклассников, то девочка ждала, что Димка расскажет им о случившемся, но он ничего не сделал.

Седьмая глава: Отмена поездки

На следующий день ребята с чемоданами пришли в школу, все были в предвкушении поездки в столицу, но ее отменили. Класс наказали за сорванный урок. Деньги дети поделили между собой, не послушавшись Диму (он предлагал деньги отложить до следующей поездки).

Дети стали вычислять предателя. Подозрения пали на Диму Сомова, потому что ребята вспомнили, что он возвращался в класс за копилкой. Лена надеялась, что ее друг сам признается в том, что рассказал все классной, но он этого не сделал. Железная Кнопка проверила у всех пульс, и обвинила Попова. Тогда Бессольцева сказала, что это она рассказала все Маргарите Ивановне. Она не хотела, чтобы дети начали издеваться над Димкой, ведь ему и так все завидовали.

Девочке объявили бойкот, но Сомов его так и не поддержал. Когда они остались наедине, он грустно посмотрел на нее и убежал.

Несмотря на все сказанное, дедушка был рад тому, что услышал. Его внучка была добра и милосердна, в отличие от других детей.

Восьмая глава: Начало травли

Все классы поехали в Москву, кроме 6 «А». Лена и Дима оказались окружены одноклассниками, все винили девочку в случившемся. Но Васильев, не веривший в вину Лены, разорвал кольцо, Сомов схватил Бессольцеву за руку, и они убежали от раздосадованных одноклассников. Двое спрятались в парикмахерской. Там она застали маму Рыжего, которая говорила, что отец ждет его в Москве. Они не виделись три года. Тогда мальчик заплакал и разозлился: месть Лене стала для него единственной отрадой.

Дима и Лена поговорили: мальчик решил признаться, но только после того, как подготовит к этому ребят, чтобы они ему поверили. Они пошли вместе, он обнял ее за плечи.

Дедушка с негодованием обвинил Диму, саму Лену назвал не милосердной, а попросту влюбленной в Диму. Она прощала только его, а не остальных ребят. Дед и внучка поссорились и не разговаривали, но потом все же помирились.

Девятая глава: Метания Димы

Дима ждал Лену из парихмахерской, но потом решил пройтись до дома и уведомить родителей, что он не в Москве. По дороге он думал, что признается так: он не сказал о своей вине сразу, потому что хотел помочь Лене закалить характер. Он уже пошел признаваться, но тут же отложил это дело на потом: Ленке ничего не сделают, поэтому незачем спешить. Он пошел домой.

В парикмахерской Лена решила постричь волосы, Дима не дождался ее и ушел. Когда Бессольцева закончила и вышла из парикмахерской, ее окружили одноклассники. Они начали издеваться над девочкой, дразнили, плевались в нее горохом. Они называли Лену чучелом и винили в предательстве. Из парихмахерской вышла мать Рыжего и помешала расправе.

Толпу помог растолкать Васильев, и Лена смогла убежать. Тут прибежал Дима, и Васильев сказал, что не верит в виновность Лены. Мальчик признался, что ему нравится Бессольцева. Дима попросил его уговорить Лену уехать из города, а сам загадочно признался, что спутает им все карты.

Десятая глава: Вторая измена Сомова

Лена смогла убежать от одноклассников, но потом заметила, что теперь они окружили Диму Сомова. Она надеялась, что сейчас мальчик расскажет правду. Дома она ждала, что Дима придет и расскажет, что во всем признался. Но Сомов так и не пришел.

Уже вечером девочка услышала стук в окно, открыла и увидела голову медведя. Девочка очень испугалась. В комнату зашел дедушка, он что-то рассказывал о новой картине в своей коллекции, но Лена не слушала его из-за испуга. В окно снова постучали. На этот раз открыл дедушка и даже смог сорвать медвежью голову. Под ней оказался испуганный Дима Сомов.

Лена не хотела верить, что Дима ее предал, и думала, что напугать ее мальчика заставили ребята. Но это было не так. Она побежала за ними, хотела выручить его, но он сам вызвался испугать девочку, ведь все ребята пили чай в доме Димы. Она вернулась домой утомленная и сломленная, сразу легла в постель. Дедушка продолжил вести записи о картинах, так ни о чем и не догадавшись тогда…

Одиннадцатая глава: Сожжение чучела

На следующий день Лена встретила Диму в своем дворе, когда выходила повесить платье сушиться. Мальчик просил прощения, говорил, что расскажет все ребятам сегодня же. Он плакал, ведь осознал, что является «подлым трусом». Он даже поцеловал Лену. Все это видел Валька, тогда он сорвал платье с верёвки и забрал себе, сказал, что вернет его только в обмен на медвежью голову, которая осталась у Лены дома.

Девочка отдала голову Диме. Мальчик спросил, знает ли Николай Николаевич о случившемся. Лена ответила, что дедушка ничего не знает. Тогда Сомов обрадовался и побежал во всем признаваться одноклассникам.

Лена начала переживать и побежала за ним. Она спряталась за сараем, чтобы ее никто не заметил.

Дима принес медвежью голову и требовал вернуть Ленино платье. Но Валька рассказал ребятам о поцелуе, Диму скрутили, начиналась драка. Сомов пытался признаться в своем предательстве, но после попытки вновь испугался и назвал это шуткой. Дети снова обступили его, но тут Лена вбежала в сарай и вновь сказала, что она рассказала все классной. Ребята начали перекидываться платьем, оно оказалось у Димы, но тот не отдал его девочке, а бросил другому. А потом одежду Лены натянули на огородное пугало, а Сомов его поджег. Тогда Лена поняла, что Дима ей не друг. Она громко закричала, разогнала всех полыхающим чучелом, а потом сняла обгоревшее платье. Девочка обожглась, Дима попытался к ней подойти, но она не позволила. Лена убежала к реке и долго плакала под лодкой до тех пор, пока к ней не прибилась жалкая голодная собачонка. Тогда героиня почувствовала, что кому-то хуже, чем ей, и встала. Она была уже совсем другим человеком.

Дедушка после ее рассказа вспомнил, как тогда искал внучку. Он опять ничего не заметил…

Двенадцатая глава: Поиск справедливости

Был первый учебный день после каникул. Лена не пошла в школу и ждала учительницу на пристани. Но Маргарита с женихом прошла мимо нее, как она не старалась привлечь ее внимание. На второй день Лена пришла и стала ждать, пока учительница спросит ее про бойкот и восстановит справедливость. Но она так ничего и не сказала, просто забыла, несмотря на все напоминания Лены. Тогда героиня крикнула, что уезжает, и выбежала из класса.

Лена обрывает рассказ и признается деду, что стыдилась его, потому что все ребята считали его нищим из-за заплаток. Она предала его, и это получила наказание. Но дедушка, скрыв свои слезы, сказал, что его это мало обижало, он даже не замечал, как она от него пряталась. Он простил ее.

Васильев зашел домой к Бессольцевым и спросил у Николая Николаевича, действительно ли Лена — «предатель». На что дедушка девочки ответил, что она никого не предавала. Лена сказала ему, что не струсила, и еще всем докажет, кто прав.

Одноклассники в этот день устраивали праздник в доме Димы, Лена надела обгорелое платье и направилась туда.

Тринадцатая глава: Кульминация

Девочка зашла в парикмахерскую и сбрила все свои волосы (именно так выглядела ее дальняя родственница («Машка»), нарисованная художником из их рода). Ее дедушка описывал как героиню, которая, потеряв жениха на фронте, никогда не вышла за другого и посвятила свою жизнь помощи людям.

В парихмахерской тетя Клава отказалась стричь Ленку, узнав про ее предательство. Ее сын из-за этого не встретился с отцом. Но девочка все ей рассказала, она поверила и требовала никогда не прощать предателя. Она хотела утешить ее новой стрижкой, не соглашалась сделать ее лысой, но Лена выхватила ножницы и сама срезала волосы.

С лысой головой и в обожженном платье девочка пришла в Диме домой. Там она обратилась к каждому и сказала про Вальку, что он — живодер, а дети по-прежнему с ним общаются, хоть и считают себя идейными. Диму она издевательски поздравила с днем рождения, указывая на его неестественный страх. Пожелала всем веселья и поздравила с победой над ней: она уезжает! Но после девочка добавила, что жалеет каждого, кто мучал ее. Никто так и не посмел ей возразить или ударить, только Валька неловко оправдывался.

Лохматый после ухода Лены выудил у Вальки повадок и обличил его гнусное занятие. Валька угрожал ему своим братом, и ребята поняли, что именно эти люди прострелили руку отцу Лохматого — лесничему. После этого Валька оказался на поводке у Лохматого, но Железная кнопка приказала его отпустить после его мольбы, сказав:

Не ожидала я такого от Чучела, — нарушила наконец тишину Железная Кнопка. — Всем врезала. Не каждый из вас на это способен. Жалко, что она оказалась предателем, а то бы я с ней подружилась… А вы все — хлюпики. Сами не знаете, что хотите.

Вальку изгнали из коллектива. Миронова же ушла, несмотря на попытки Димы ее удержать. За ней пошли Лохматый и Рыжий. Оставшаяся Шмакова рассказала все Диме: они слышали его признание учительнице. Она велела Попову молчать, но он выбежал из комнаты. Шмакова сказала, что они ничего не расскажут, так как опасаются за свою судьбу в коллективе, и теперь они с Димой должны быть заодно. Он покорно подал ей пирожное и заступил на место Попова. Дима жалел себя, но ничего не мог поделать с этим: сил на решительный шаг у него не было, и все мечты о честной жизни разбились.

Четырнадцатая глава: Раскаяние

На следующее утро дедушка заколачивал окна в доме. Он решил уехать вместе с внучкой. С собой они взяли только одну картину, а все остальные он оставил.

Но тут Лена увидела, что ее бывшие одноклассники гонят Димку по улице. Она побежала за ними. Дети загнали мальчика в класс, тот прыгнул на подоконник и грозился выпрыгнуть в окно. Все уже знали, кто на самом деле предатель. Лену поддержали, теперь ее даже хвалили. Миронова предложила объявит Диме бойкот, но Лена была против. Она сказала, что никогда бы не стала ни над кем издеваться, как издевались над ней.

Вошла учительница и объявила детям, что Николай Николаевич покидает город и дарит ему свой дом вместе со всеми картинами. Теперь у них свой музей. Валька обмер: для него смыслом жизни были деньги, а тут кто-то отказался от них в пользу города.

Они с восторгом и с большим удивлением смотрели на Ленку, как на человека, имеющего отношение к чему-то им непонятному, но чудесному.

В класс зашел дедушка и подарил школе картину. Это та самая картина, о которой он говорил Лене, на ней была изображена девушка Маша, лысая и в рубище, она была очень похожа на внучку Бессольцева. Это была его бабушка, которая преподавала в школе за сто лет до Маргариты Ивановны. Ребята осознали, что все это время травили хорошую девочку.

На каких людей мы руку подняли! — нарушил тишину Васильев и тяжело вздохнул: — Э-э-эх!

После ухода Лены ребята все рассказали учительнице и отчасти обвинили ее, что она забыла о бойкоте и не сказала им, кто предатель. Сомов молчал, не поднимая глаз на учительницу. Она же отчаянно казнила себя, что забыла обо всем, кроме свадьбы. Она винила себя в том, что пришлось пережить Лене: «Собственное ничтожество — вот что занимало ее воображение…».

Миронова снова предложила бойкот, но на этот раз Рыжий отказался и сказал, что больше не будет делать так, как все. Дима под напором учительницы указал на Шмакову и Попова (он и сдал ребятам Диму, сам он опять-таки не признался): они знали, но не сказали. Попов стеснялся этого, а Шмакова гордо заявила, что это он из-за нее не признался. Она бросила отчаянно защищавшего ее Попова и демонстративно села к Диме. Бойкот Мироновой теперь уже никто не поддержал, а она заплакала и зачем-то рассказала о своей маме, которая живет как хочет и не думает о последствиях. Лохматый в отчаянии просипел: «Вот бы себе морду набить». Только Валька и Шмакова не признали своей вины. Учительница слушала упреки Мироновой («Бегите, мужа прозеваете») и понимала, что заслужила их. Она так и не пошла провожать мужа на катер.

Рыжий встал и написал на доске: «Прости нас, Чучело».

Краткое содержание В. Железников «Чучело»

  1. Основные персонажи
  2. Тезисный пересказ
  3. Краткое содержание по главам
  4. Основная идея произведения

Повесть была написана Владимиром Железниковым в 1975 году и вызвала в обществе огромный резонанс. В произведении автор рассказал о школьнице и описал ее сложные взаимоотношения с одноклассниками. Эта история шла в разрез с общими, во многом идеализированными представлениями о дружбе, честности и порядочности советских детей.

Основные персонажи

Основные герои произведения – обычные школьники шестого класса. Каждый из них — непростой персонаж. Они обладают характером, принципами, своим особым мнением и взглядом на жизнь.

  • Лена Бессольцева – главная героиня книги. Очень общительная, ранимая и крайне доверчивая девочка. В классе она новенькая, и ей непросто войти в сложившийся коллектив.
  • Дима Сомов – мечта всех девочек в классе, любимчик учителей, избалован родителями. Его малодушие не позволяет ему стать настоящим другом для Лены.
  • Миронова, она же Железная Кнопка – лидер класса, жестокая и непримиримая. Легко подчиняет себе людей.
  • Шмакова – первая красавица класса, хитрая и подлая. Намеренно окружает себя почитателями и поклонниками. Это ее единственный интерес.
  • Попов – «паж» Шмаковой. Ради этой избалованной девочки готов на любую подлость.
  • Васильев – еще один одноклассник Лены. Он хорошо к ней относится, но защищать ее не стал, когда девочка в этом нуждалась.
  • Марина – конфликтная особа. Ее родители в разводе, и свои проблемы она вымещает на окружающих.
  • Валя – в свободное от учебы время ловит бездомных собак и за деньги сдает их живодерам.
  • Рыжий – шутник и балагур.
  • Лохматый – сын лесника, сильный и ловкий.

Железников в своем произведении отвел важные роли и для взрослых персонажей:

  • Бессольцев Николай Николаевич – дедушка Лены. Преданный ценитель произведений искусства, коллекционер. Уважаемый человек в своем городке. Очень душевный и дружелюбный, как и его внучка.
  • Кузьмина Маргарита Ивановна – классный руководитель. Слишком мягкая по характеру женщина. Часто предпочитает не замечать сложностей в классе, чтобы не решать их.
  • Тетя Клава – парикмахер, мать Марины.

Тезисный пересказ

В статье также представлено очень краткое содержание повести «Чучело» для общего понимания сюжета.

В средней школе в шестой класс поступает новенькая – Лена Бессольцева. Девочка настолько не похожа на своих одноклассников, что моментально вызывает неприязненное отношение. Насмешки и издевки усиливаются, когда дети узнают, что она внучка Заплаточника – известного в их городке коллекционера картин. Для них он странный, поскольку все свои деньги тратит на покупку полотен знаменитых художников, а сам при этом ходит в поношенных вещах.

Лена во всем похожа на дедушку. Она дружелюбна и открыта, а в людях видит только хорошее. Одета она тоже немного странно, поэтому получает прозвище Чучело. Тем не менее, между ней и красавчиком Димой возникают романтические отношения.

Лена — добрая и жизнерадостная девочка, не нашедшая понимания среди одноклассников

Однажды класс сбегает с уроков в кино. Дима, сам того не желая, рассказывает классной руководительнице по какой причине они отсутствовали на уроке. Их серьезно наказывают, отменив давно запланированную поездку в Москву. Весь класс уверен, что предатель – Чучело, и готовятся к расправе. Лена, которая случайно слышала разговор Димы с учительницей, молчит. Она уверена, что он все объяснит ребятам. Однако мальчик, испугавшись, не признается.

Бессольцевой объявлен жесткий бойкот. У нее крадут платье и делают из него чучело, после чего пытаются сжечь его. Лена отбирает у них свое обгоревшее платье, надевает на себя, коротко стрижется и так приходит в класс. Не желая больше выносить унижений, она высказывает одноклассникам все, что у нее на душе.

Дедушка девочки, видя, как глубоко страдает Лена, навсегда покидает городок вместе с ней. Перед отъездом они дарят городу огромную коллекцию картин, одну из них – школе. Когда Бессольцева была уже далеко, ребята осознали, что они натворили.

Краткое содержание по главам

Далее можно прочитать краткое содержание книги «Чучело» согласно главам. Краткий пересказ может быть использован для написания сочинений и заполнения читательского дневника.

Глава 1
Девочка быстро бежит по улочкам маленького городка к себе домой, мысленно уговаривая дедушку уехать отсюда, как можно быстрее.

Глава 2

Содержание второй главы посвящено Бессольцеву Николаю Николаевичу. Это уважаемый в городе человек, однако многие считают его очень странным. Он вернулся на свою малую родину, в этот старый провинциальный город, не так давно и стал заниматься коллекционированием и реставрацией картин. Проживал он в старом деревянном доме, был одинок и все свои деньги тратил восстановление и покупку полотен. Однажды с ним замечают девочку. Старик объясняет, что это его родная внучка Лена, и осенью она пойдет в шестой класс местной школы.

Читайте также:  Путешественник с багажом - краткое содержание рассказа Железникова

Глава 3
В начале учебного года Лена потихоньку осваивалась среди новых одноклассников, однако в начале ноября она вернулась домой подавленная и потребовала у деда денег на билет, чтобы уехать назад к родителям. Николай Николаевич пытался выяснить, что могло случиться, но девочка не объясняла. Она пригрозила украсть деньги в случае отказа или продать одну из его картин. Дед бьет ее по щеке, и Лена убегает из дома.

Глава 4
В это время все одноклассники девочки собираются на дне рождения Димы Сомова, за исключением Васильева, который отказавшись от приглашения, получает по лицу. Вся компания встречает на улице Лену. Окружив ее, одноклассники обзывают девочку чучелом, угрожают и требуют, чтобы она убиралась из города. Это видит и слышит Николай Николаевич, который выбежал из дома искать внучку. Он пытается защитить ее, но Железная Кнопка говорит ему, что такой внучки нужно стыдиться. Дома Лена обо всем рассказывает дедушке.

Глава 5
Лена поведала, как ее принял класс в сентябре. Она сразу проявила дружелюбие и желание общаться, но все смеялись и обзывали ее дедушку Заплаточником. Девочка смеялась вместе со всеми, считая, что дети так веселятся. Серьезным оставался только Дима Сомов – самый красивый мальчик в классе. Он пригласил ее сесть с ним за одну парту.

Все это время Лене тяжело было выносить насмешки одноклассников, но рядом всегда был Дима – он ее оберегал. Однажды она стала свидетелем, как Сомов спас бродячую собаку от живодера Вальки. Этим Дима окончательно покорил сердце девочки.

Глава 6
Весь конфликт начинается с того, что их класс решил прогулять урок и отправиться в кино. Дети дружно выходят из кабинета, однако Сомову, который забыл деньги, пришлось вернуться. Там его застала учительница. Она потребовала сказать ей, где класс. Сам не желая того, Дима сознается, что все ушли в кино. Случайными свидетелями разговора становятся Попов и Шмакова, которые решили спрятаться в классе, а также Лена, стоящая у двери.

Глава 7
На следующий день была запланирована поездка в Москву, к которой ребята готовились очень долго, самостоятельно зарабатывая деньги. Все явились в школу с сумками и чемоданами. Однако их ожидало неприятное известие – за срыв урока поездку отменили.

Миронова решает найти предателя. Лена ожидает, что Дима все расскажет ребятам, но он молчит. В тот момент, когда кто-то из детей вспоминает, что Сомов возвращался в кабинет и мог быть замечен учителями, Лена берет вину на себя.

Глава 8
С этого момента начинается травля и Лены, и Димы. Им приходиться убегать и прятаться от разозлившихся одноклассников в парикмахерской.

Глава 9
Неожиданно девочка решает сделать прическу. Пока тетя Клава занималась ее волосами, Дима ушел, а Лену уже поджидали ребята. Ее толкали, обзывали, дразнили. Спас ее Васильев, растолкав остальных так, что Лена смогла убежать.

Глава 10
Поздно вечером в ее окно постучали. Лена увидела страшную голову медведя. Николай Николаевич, открыв окно, успел схватить его. Голова «оторвалась», а девочка увидела Диму. Она поняла, что ее друг в большой беде. Его поймали и заставили пугать Лену. Однако Сомова никто не заставлял. Пока девочка пыталась придумать, как его выручить, он пил чай вместе с ребятами.

Глава 11
Позже к Лене в дом пришел Дима. Он просил прощения, обещая все рассказать в классе. Их объяснения и поцелуй видел Валька. Он срывает с веревки Ленино платье и требует за него голову медведя. Девочка выносит ее Диме, и тот идет разыскивать ребят, чтобы во всем признаться и вернуть платье.

Лена бежит за ним, поскольку боится, что его обидят. Спрятавшись у сарая, она видит, что Дима требует платье, но Валька сообщает всем о поцелуе. Между ребятами завязывается драка. Сомов пытается рассказать все Мироновой, но Лена снова подтверждает, что это она предатель.

Платье начинают кидать по кругу, и, когда оно попадает в руки Сомову, он перебрасывает его дальше. Они начинают делать чучело и, надев на него платье девочки, поджигают его.

Глава 12
После каникул в дом Бессольцевых пришел Васильев. Он спросил у Николая Николаевича, правда ли, что предатель – Лена. Тот заверил, его внучка никого не предавала. Тем временем Лена надевает прожженное платье и убегает из дома. Искать ее отправляется Васильев.

Глава 13
Лена прибегает в парикмахерскую и просит побрить ее наголо. Затем она отправляется к Сомову домой, где снова собралась вся компания. Уставшая от оскорблений и травли, она заявляет всем, как ей их жалко.

Глава 14
Утром девочка видит, как по улице ее одноклассники бегут за Димой. Они узнали, кто на самом деле предатель. В классе Миронова предлагает устроить ему бойкот. Все поддерживают это, кроме Лены, которая не желает участвовать в травле.

В классе появляется учительница и Николай Николаевич. Детям объявляют, что Бессольцевы покидают их город и дарят всю свою коллекцию редких картин. По их желанию, одна из них останется в школе. После этого дедушка и внучка уходят.

Бессольцевы оставили школе в подарок одну из своих картин

Сняв ткань с подаренной картины, ученики видят девочку, удивительно похожую на Лену. В классе стояла тишина. Рыжий, взяв в руки мел, написал: «Чучело, прости нас!»

Основная идея произведения

Повесть Железникова, в какой-то степени является автобиографичной. С подобной травлей в школе когда-то столкнулась его племянница. История потрясла писателя настолько, что он положил ее в основу своего произведения. Конечно, краткое содержание книги «Чучело» не передает в полной мере все эмоции и переживания героев, поэтому повесть желательно читать полностью.

Работая над произведением, автор хотел понять природу подобной жестокости у детей, а заодно и увидеть, сможет ли маленькая девочка в одиночку противостоять обидчикам. Железников показал, как со стороны выглядят людские пороки и насколько страшно, когда они проявляются у детей. Злоба, зависть, непримиримость мешают подросткам вырасти в зрелую личность. Основная тема повести – борьба одинокого маленького человека с жестокостью детского коллектива и равнодушием взрослых людей.

В. К. Железников “Чучело”: анализ произведения

Краткое содержание:

  • История создания
  • Жанр и направление
  • Композиция и конфликт
  • Смысл названия
  • Суть: о чём повесть?
  • Характеристики героев. Главные герои
  • Лена Бессольцева
  • Николай Николаевич Бессольцев
  • Маргарита Ивановна
  • Дима Сомов
  • Железная Кнопка
  • Второстепенные персонажи
  • Темы
  • Проблемы
  • Смысл
  • Чему учит?
  • Обсуждение

История создания

Повесть «Чучело», написанную в период творческого расцвета писателя, в 1970 гг., вполне можно назвать автобиографичной. В.К. Железников услышал подобную историю от своей племянницы, происшедшую в её жизни. В реальности такие события происходили с девочкой в течение полугода, тогда как в повести нам представлены всего несколько дней из жизни Лены Бессольцевой. Первоначально Железняковым была создана пьеса «Бойкот», что послужила основой для создания будущего произведения «Чучело».

Жанр и направление

Жанр книги «Чучело» — повесть, ведь она слишком велика для рассказа и слишком коротка для романа.
Жанровая направленность повести «Чучело» – это бытовая проза, в которой отображена драма детских взаимоотношений, жестокость и бесчувствие юных созданий. Она была характерна для того периода развития советской литературы.
Литературное направление книги — реализм, так как все герои и события абсолютно реалистичны и даже имеют прототипы.

Композиция и конфликт

Повесть состоит из 14 глав, в которых описываются несколько дней жизни и воспоминания двенадцатилетней девочки, Лены Бессольцевой.

В завязке лежит приход девочки в новую школу, далее происходит развитие действия – знакомство Лены с одноклассниками, общение и совместные занятия.

Кульминация наступает в момент случая, когда класс решает сбежать с урока. Шалость выдаётся учителю лучшим учеником, Димой Сомовым, а Лена берёт на себя его вину перед классом.

Развязка наступает, когда ребятам становится известно истинное положение вещей, за чем следует детское раскаяние и отъезд Лены с её дедушкой.

Основной конфликт произведения завязан на травле одноклассников по отношению к Лене за её поступок. Кроме того, развивается конфликт Лены с Димой Сомовым, которого девочка считает другом, но постепенно выясняет, что Дима её предаёт.

Смысл названия

В названии повести «Чучело» автор передаёт отношение жестокого коллектива к непонятой им, наивной, бесхитростной девочке, с добрым и честным сердцем. Кличка дана не только из-за внешнего вида Лены (она была худой, высокой и с выступающими ушами, а волосы были пушистыми и светлыми), но и по другой причине. Чучелом пугают птиц, и героиня действительно произвела переполох на своем «поле»: дети перепугались после ее признания и перестали заниматься тем, чем раньше промышляли тайком. Все тайное стало явным, и участь Лены отпугнула героев от бойкотов и прочих насильственных методов решения конфликта. Они начали бояться ошибки и других последствий травли.

Смысл заглавия повести «Чучело» показывает, кем в глазах большинства нередко оказывается тот, кто оказался лучше и чище, тот, кто находит в себе силу отличаться и поступать благородно.

Суть: о чём повесть?

В маленький городок приезжает двенадцатилетняя Лена Бессольцева, к своему дедушке, одинокому, мягкому и доброму человеку. Николай Николаевич Бессольцев занимается поиском и собиранием картин, когда-то написанных его дедом, крепостным и неизвестным художником. Бессольцев видит в этом занятии единственную цель и радость в жизни. Однако приехавшая к нему внучка быстро становится для него новым утешением и смыслом.

В новой школе, куда поступает учиться Лена, одноклассники принимают её с насмешками и относятся к ней свысока, но девочка всё равно рада общению и дружбе. У неё завязывается дружба с Димой Сомовым, самым популярным мальчиком в классе, что вызывает новые насмешки и скрытое недоброжелательство. На улице у Димы случаются конфликты с одноклассником Валькой, который ловит и сдаёт на живодёрню бродячих собак. Дима подвергается угрозам и запугиванию со стороны старшего брата Вальки. Лена во всём поддерживает Диму и восхищается его храбростью.

Незадолго до осенних каникул классу объявляют новость – на каникулах детей ожидает поездка в Москву. Дима предлагает ребятам заработать самим на поездку – помогать жителям и предприятиям, трудиться во дворах и огородах. Большинство поддерживает предложение, и работа начинается, проходит весело и дружно. Нужная на поездку сумма набирается быстро, и ребята находятся в предвкушении желанной поездки.

В последний день школьных занятий класс решает сбежать с урока в кино. Случается так, что Дима признаётся в этой шалости учительнице, Маргарите Ивановне, при этом мальчик не решается сообщить о своём поступке классу. Класс в наказание за прогул занятий лишают поездки в Москву, что вызывает у детей возмущение. Они ищут виноватого в своей среде, и Лена, видя замешательство Димы, берёт на себя его вину. Миронова, заправляющая в классе девочка по прозвищу Железная Кнопка, предлагает объявить Лене бойкот, что все поддерживают. Возражает только Васильев, изгой и затравленный в классе мальчик, тогда как Дима пытается держать нейтралитет.

С Леной перестают общаться, всячески унижают и оскорбляют, обстреливают горохом и бьют. Лена надеется, что Дима рано или поздно скажет ребятам правду. Дима несколько раз обещает девочке поступить честно, но так и не решается на это.

Валька крадёт на дворе платье Лены, после чего класс устраивает жестокое представление – изготавливает из платья чучело и поджигает его. Диму вынуждают участвовать в этой затее. Он сгибается под давлением и ничем не помогает Лене.

Дедушка Лены начинает замечать случавшиеся у девочки неприятности. Он пытается помочь и просит девочку всё ему рассказать. Постепенно, раз за разом, Лена передаёт дедушке свою трагедию, также объявляет ему своё желание уехать из города.

Однажды к Бессольцевым приходит Васильев, мальчик-изгой, который сочувствует положению Лены и не участвует в травле. Он призывает Лену не бояться одноклассников и не уезжать из города. Тогда Лена решает бросить вызов классу – она стрижётся наголо и является к Диме Сомову, в момент, когда весь класс празднует его день рождения. Лена каждому говорит правду в лица, затем оставляет шокированных одноклассников.

Позже дедушка Лены также принимает решение – отдать городу в общественное пользование свой дом и картины, а самому уехать вместе с Леной. К этому времени классу становится известна правда: и от Лены, и от двух ребят, которые слышали признание Димы учительнице. Травля класса со всей яростью переключается на Диму. Лена с дедушкой перед отъездом приходят в школу, и учительница объявляет детям о пожертвовании городу, сделанном Николаем Николаевичем. Класс поражает поступок пожилого человека, а также заявление Лены, что та отказывается участвовать в травле Димы. Всё это заставляет детей заново узнать Лену, полюбить её и раскаяться в своём поведении. Подробнее об этом Вы узнаете в кратком содержании для читательского дневника.

Характеристики героев. Главные герои

Лена Бессольцева

Девочка-подросток, худенькая, угловатая, улыбчивая. Её искренность, прямота никак не вписывается в общую компанию одноклассников, поэтому они смеются над Леной, издеваются над ней. У Лены сильный характер и стойкие принципы. Она умна, добра и непреклонна в вопросах правды, не умеет врать и подстраиваться. Ситуация складывается так, что ей объявляют бойкот, обвинив в предательстве. Лена ждёт, что настоящий виновник сам признается, но напрасно. Кульминацией становится её появление на дне рождения Сомова в обгорелом платье, постриженной наголо. Она говорит правду шокированным одноклассникам.

Николай Николаевич Бессольцев

Дед Лены, пожилой человек, нелюдим и необщителен. Одноклассники Лены так прозвали его за то, что он все свои деньги тратил на покупку картин своего родственника-художника, а сам ходил в старых вещах. Дедушка живёт в своём мирке, наслаждается искусством, радуется картинам, как ребёнок. Он не замечает проблем внучки и ничем не может ей помочь. Его характер не позволяет добиваться правды и бороться со “всем миром”. После того, как одноклассники зверски травили Лену, он решает, что нужно уехать из города. Дарит школе дорогую картину, девочка на которой очень похожа на Лену.

Маргарита Ивановна

Классная руководительница 6 “А”. События происходят накануне её свадьбы, поэтому она ничего не замечает. Маргариту Ивановну не уважают, её мнение для детей не играет роли. Они смело сбегают в кино с последнего урока, что приводит к отмене поездки в Москву. Только перед отъездом Лены Бессольцевой, когда она приходит в класс попрощаться, классная замечает весь ужас происходящего. Она раскаивается, что была занята личной жизнью и допустила такую ситуацию.

Дима Сомов

Одноклассник Лены, сын обеспеченных родителей. Пытается защищать Лену, но вскоре попадает в ту же компанию, которая занимается унижением и травлей одноклассников. Он труслив, не умеет стоять на своём, защищать свои интересы.

Железная Кнопка

Одноклассница Лены по фамилии Миронова. Она – лидер класса, остра на язык, считает свою правоту единственно возможной. Её боятся все в классе, вынося приговор, она не считается с правдой, учитывает свои интересы. В её семье нет любви и уважения, мать Мироновой старается скрыть всё некрасивое, а не решить проблему. От этого страдает дочь.

Второстепенные персонажи

Валька. Одноклассник Лены, грубый, безжалостный, корыстный. Ловит бездомных собак и сдаёт их на живодёрню за деньги. Об этом узнаёт Дима Сомов, но у него не хватает духу рассказать всё классу, он боится угроз старшего брата Вальки. Мальчик убеждён, что в жизни главное иметь много-много денег.

Шмакова. Самая красивая девочка в классе, но за внешностью скрывается пустота. Она хитра, любит внимание мальчишек, заводит себе “рабов”. Хочет заполучить в слуги Диму Сомова.

Тематика повести «Чучело» отражает во всей сложности и динамике мир подростков с его недостатками и достоинствами.

Основная тема произведения – конфликт в детском коллективе. Жестокость и бессердечие подростков к «белой вороне», девочке, непохожей на них. При этом автор оценивает мотивы каждого из них и приходит к выводу, что дети оказались заложниками взрослых противоречий. Так, Рыжий хотел поехать в Москву, чтобы увидеть отца, но не смог, поэтому с особым пылом преследует Лену. Он не злой, просто одинокий мальчик, нуждающийся в отце, которого почему-то нет рядом.

Еще одна тема книги — справедливость. В процессе действия всплывает конфликт Мироновой, Железной Кнопки, с одноклассниками и близкими, возмущение тем, что «каждый может жить как хочет… и ни с кого ничего не спросится». Дети воспринимают справедливость утрировано и ищут ее в мести, но лишь запутываются и порождают произвол. Благие цели приводят к плачевным последствиям. Интересно, что автор отмечает в лексиконе детей советскую риторику пропаганды («предатель», «суд», «шпион» и т.д.). Этим он намекает, что детей окружает враждебная атмосфера с заведомо ложными установками: ловить, наказывать, мстить.

Тема учителя тоже важна для понимания текста. В классе происходит конфликт с учителем из-за того, что сорвалась поездка в Москву, именно так появились презрение и обида со стороны подростков. Но учительница создала негативную атмосферу и уехала, решая личные проблемы и забывая о служебном долге. Мысли о свадьбе мешают ей понять Лену, которая приходила за помощью, но ничего не получила.

Тема семьи преподнесена очень интересно. В отношениях Лены с дедушкой временами присутствует атмосфера конфликтности, из-за непонимания и незнания со стороны дедушки обстоятельств Лены. Он думает лишь о картинах и давно умерших людях и не замечает того, что происходит вокруг. В финале он расстается с ними из-за раскаяния: в попытках удержать прошлое он забыл о настоящем. У Лены, кроме всего прочего, происходит внутренний конфликт с самой собой – она винит и не может простить себя, за то, что невольно, из простоты поддерживала насмешки класса над её дедушкой. Также за то, что сама стыдилась перед одноклассниками его странного вида.

Тема искусства. Дедушка собирает и хранит картины, специально для них топит весь дом, изводит дрова и деньги. Класс Лены выказывает Николаю Николаевичу пренебрежение и бросает насмешки, из-за того, что тот плохо одет и занимается непонятными детям вещами. Однако герой стойко терпит лишения, чтобы собрать и сохранить творческое наследие предка, которое он подарил городу.

Проблемы

  • В повести вырисовывается главной проблемой детская жестокость, способность детей быть беспощадной силой, способной растоптать и уничтожить. При этом проблемой другой стороны становится стремление выжить в коллективе, не перестать при этом быть добрым и честным, необходимость бороться и отстаивать своё право быть личностью.
  • Также присутствует в произведении проблема взаимоотношений – между Леной и Димой Сомовым, проблема малодушия и храбрости, верности и предательства, благородства и низости. Девочка быстро привязывается и ошибается в своих чувствах, а мальчик теряет ее из-за трусости.
  • У Димы проявляется его личная проблема благородства – желание быть благородным, при этом ничем не жертвовать и не терпеть никаких неудобств. Он видит решение проблемы в бегстве от действительности, вместо изменения самого себя.
  • Существует в классе Лены и проблема неправильного понимания верных принципов – радикальность и жестокая непримиримость к оступившемуся, чего неотступно добивается Железная Кнопка, искренне считающая себя борцом за правду.
  • Проблема непонимания между близкими присутствует в отношениях дедушки и внучки, на первых порах их общения. Поглощённый поиском и устроением в доме картин, дедушка не сразу замечает и понимает происходящее с Леной, из-за чего ему приходится приложить немало усилий, чтобы вызвать её на откровенность.
Читайте также:  Путешественник с багажом – краткое содержание рассказа Железникова

Смысл

Основная идея, выраженная в повести «Чучело» – необходимость остаться человеком в любых условиях и обстоятельствах, и никогда не разменивать свои лучшие качества. Также автор побуждает читателя к старанию разглядеть и понять в коллективе того, кто выглядит «чучелом», вместо того, чтобы торопиться бросать в него камни.

Другая главная мысль повести «Чучело» — об ответственности взрослых за детскую жестокость. Никто из взрослых не вмешался в конфликт, не защитил девочку, а учительница Маргарита Ивановна даже не заметила происходящего с детьми.

В старинном городе с богатой историей, где стоит необыкновенный, знаменитый дом Бессольцевых, и где ходит по улицам бывший солдат, собирающий своё духовное наследие – прекрасные картины, здесь же, бок о бок, подрастает поколение наглых, циничных, бессердечных детей, не замечающих и не ценящих ничего святого и истинного. Почему это происходит, и кто в этом виноват? Этот серьёзный вопрос ставит перед читателями В. Железников, и об этом призывает нас серьёзно задуматься повесть «Чучело».

Чему учит?

Повесть «Чучело» учит добру, состраданию, любви и жертвенности – как жертвует собой Лена ради своего друга Димы. Учит отстаивать себя и не колебаться между добром и злом, чтобы иметь право на уважение окружающих и самого себя. Учит нас ценить людей, непохожих на других. Призывает учиться у них честности и милосердию, и спешить это делать, пока эти люди находятся рядом с нами. Предостерегает от неверных выводов и несправедливого отношения к тем, кого большинство не понимает, чтобы не пришлось впоследствии горько раскаиваться. Такова мораль повести «Чучело».

Также повесть напоминает взрослым, что нужно стоять на страже детского счастья, быть чуткими и внимательными, чтобы вовремя помочь маленькому человеку одолеть проблему. Достигать близких и искренних отношений с детьми, чтобы не лишиться их дружбы и доверия, при этом всегда быть для них достойным примером.

Мальчик с красками – краткое содержание рассказа Железников

Мальчик с красками

Владимир Карпович ЖЕЛЕЗНИКОВ

Мальчик с красками

В своих произведениях известный детский писатель рассказывает о жизни современных мальчишек и девчонок, о сложных жизненных ситуациях, в которые попадают герои, о том, как важно для людей взаимопонимание.

Мальчик сидел в самолёте и не отрываясь смотрел в окно.

Светило солнце. Оно слепило глаза, но мальчик всё равно смотрел.

– Слушай, дорогой, – сказала мальчику мать. – Задёрни шторку или пересядь на соседнее кресло. Здесь слишком жарко от солнца, а тебе это вредно.

Мальчик недовольно посмотрел на мать. Ему не хотелось, чтобы кто-нибудь услышал, что ему вредно сидеть на солнце.

– Мне здесь очень хорошо, – сказал мальчик. – Солнце совсем не мешает.

– Ну ладно, – ответила мать. – Сиди, а я пересяду.

Она пересела на противоположную сторону самолёта. А мальчик продолжал смотреть в окно.

Из кабины вышел лётчик. Это был командир самолёта. Он сел рядом с мальчиком.

Мальчик оглянулся. Теперь рядом с ним сидел стоящий человек. Ему хотелось с ним поговорить. Лётчик это понял. Его хмурое, усталое лицо чуть-чуть посветлело, и он привычно спросил:

– Очень, – ответил мальчик.

– Мечтаешь тоже, видно, в лётчики?

Мальчик смутился. Он совсем не мечтал быть лётчиком, потому что у него были слабые лёгкие, и он знал, что в лётчики его не возьмут. Врать он не умел, а правду говорить ему не хотелось.

– Я люблю рисовать, – ответил мальчик. – Вон, смотрите: белые облака совсем как стадо белых слонов. У первого под хоботом клыки. Это вожак. А вон облако-кит. Очень красивый хвост.

Мальчик посмотрел на лётчика, увидел, что тот улыбается, и замолчал. Ему стало стыдно, что он рассказывает взрослому человеку, да к тому же ещё лётчику, про каких-то облачных слонов и китов.

Мальчик уткнулся в окно.

Лётчик тронул его за плечо:

– Здорово у тебя работает фантазия. Действительно, до чего эти облака походят на слонов! Ловко ты подметил.

– Мне мама купит в Москве краски, как взрослому художнику, и я буду рисовать, – сказал мальчик. – Честное слово. Смотрите, а вон земля! Она похожа на мозаику – есть такая детская игра.

Лётчик посмотрел на землю. Сколько он летал, а ничего этого не видел. Ему даже стало немножко обидно: столько раз пролетал мимо всяких там слонов и ничего этого не замечал. Он с восхищением посмотрел на этого худенького мальчика.

Небо для него всегда было только местом работы, и он привык его оценивать с точки зрения пригодности для полёта: низкая облачность – плохо для посадки, высокая облачность – отлично для полёта, грозовая – опасно. И ещё он много раз видел за крылом самолёта облака зенитных разрывов вражеских батарей – это было опаснее грозы.

А земля для него была местом посадки, где можно было отдохнуть в ожидании следующих полётов.

Потом лётчика позвали в кабину самолёта, и он ушёл.

А через несколько минут мальчик увидал, что им навстречу, полыхая молниями и грохоча, приближалась большая свинцовая туча.

Мать мальчика снова пересела поближе к сыну. А когда мимо их кресел прошёл второй пилот, она спросила его:

– Это не опасно? Гроза ведь.

– Из Москвы сообщили, что мы можем обойти грозу с севера, – ответил пилот.

Между тем в самолёте сразу стало темно. Пассажиры не отрываясь смотрели на тучу, которая надвигалась на самолёт, и беспокойно переговаривались между собой.

Самолёт развернулся и пошёл вдоль тучи. Ему всё время приходилось забирать правее и правее, потому что туча наступала на него и захватывала с двух сторон. И как-то незаметно самолёт оказался в грозовом кольце. Он кружил в маленьком пространстве посредине, а тучи всё сжимали и сжимали кольцо.

Мальчик увидел, что двое мужчин встали с первых сидений и прошли в хвост самолёта. Все почему-то беспокойно посмотрели им вслед. Потом поднялись ещё двое и тоже пошли в хвост.

Вышел лётчик – сам командир корабля. Он посмотрел на пустые кресла и громко сказал:

– Прошу пассажиров немедленно занять свои места! Самолёту трудно держать равновесие. – Ему неприятна была трусость этих людей, которые при первой опасности бросаются в хвост самолёта, – думают, что это их спасёт.

– Не понимаю вашего приказа, – сказал один из тех мужчин, что пересели в хвост самолёта. – Не всё ли равно, где сидеть?

– А вы всё же пересядьте, – ответил лётчик.

Лицо у него было злое и жестокое. И, пока эти люди возвращались на свои места, он не уходил. При этом взгляд лётчика на секунду встретился со взглядом мальчика. Неожиданно и слишком легкомысленно для такого опасного момента лётчик подумал: “Интересно, на что похожа эта грозовая туча?”

Самолёт стал набирать высоту. Моторы его натужно гудели, обшивка трещала от встречного ветра, он часто проваливался в воздушные ямы, но упрямо лез вверх, чтобы подняться над тучей и там, в чистом, высоком небе, переждать грозу. Это было не так-то легко: набрать высоту на самолёте старой конструкции, но лётчик сумел взобраться выше грозы.

Все пассажиры молчали, многие задёрнули шторы, чтобы не видеть страшной чёрной тучи. Только мальчик смотрел в окно. Ему нравилась эта дикая, волшебная красота, эта страшная чернота, над которой они летели. Эта чернота грозового неба, сквозь которую ничего не было видно.

Внизу, под самолётом, всё полыхало и ухало и отдавалось в самолёте. Где-то там, под тучей, была Москва. И вдруг самолёт клюнул носом и стремительно понёсся вниз. В самолёте кончилось горючее, и лётчик бросил машину вниз, потому что только на предельной скорости можно было проскочить через грозу.

В следующий миг что-то начало рваться, ослепительно бить в самые окна, ломать самолёт.

Это продолжалось пять минут или даже меньше, и потом совсем рядом появилась земля, и самолёт покатил по твёрдой бетонной дорожке.

Хлестал отчаянный дождь. Пассажиры выскочили из самолёта и, не дожидаясь автокара, побежали к зданию аэропорта. Последним бежал лётчик. Он не хотел отставать от этих людей, потому что пережил с ними сейчас минуту большой опасности, и ему поэтому сразу не хотелось с ними расставаться.

– Вы сейчас куда? – спросил лётчик у матери мальчика.

– Нам надо на симферопольский самолёт. Он улетает через два часа. Не знаю, полетит ли?

– Конечно, полетит, – ответил лётчик. – Гроза уйдёт за два часа. А низкая облачность для “Ту” не страшна.

– Два часа? – переспросил мальчик. – Может быть, мы успеем купить краски.

– Ты же видишь, какая погода? – сказала мать. – Сейчас дождь. Ты можешь простудиться. Краски купим на обратном пути.

Мальчик ничего не ответил.

– Ну, будь здоров! – сказал лётчик мальчику. – Рад был познакомиться.

Когда мальчик с матерью стояли в очереди, чтобы сесть в симферопольский “Ту-104”, когда мальчик уже забыл про краски и нетерпеливо ждал своей очереди, вдруг перед ними появился лётчик. Он был в том же мокром костюме – не успел переодеться.

Они минуту помолчали. Мальчик не знал, откуда здесь вдруг появился лётчик, но чувствовал, что всё это неспроста.

– Вот тебе краски. Полный набор. Красные, синие, лазурные и так далее. – Лётчик протянул мальчику длинную деревянную коробку. – Бери, бери и рисуй!

Мальчик робко взял коробку с красками и посмотрел на мать. Все в очереди тоже оглянулись.

– Зачем же вы себя так утруждали! – сказала мать и достала деньги. После тяжёлого полёта.

– Раз обещали, то надо, – сказал лётчик и замолчал.

Лицо его постепенно делалось всё мрачнее и мрачнее. И стало совсем мрачным и грубым. Он неловко взял у женщины деньги и сунул их в карман.

И ушёл обратно к аэропорту, сутулый, большой. Он ушёл, а мальчик, прижимая к груди коробку красок, поднялся в самолёт, чтобы за сто десять минут покрыть расстояние в тысячу километров, познать высоту и современную скорость полёта и ещё раз посмотреть на землю сверху, чтобы увидеть её как-то по-новому.

Краткое содержание Чудак из 6 б Железников для читательского дневника

У героя повести Бори как-то одновременно впервые происходят несколько событий. Во-первых, первый раз в жизни он должен самостоятельно выбрать подарок на день Рождения своей маме, во-вторых, он влюбляется, в-третьих, у него портятся отношения с лучшим другом, в-четвертых, он становится вожатым у первоклассников.

Слишком неожиданно мальчику приходится решать достаточно взрослые вопросы, делать выбор, подавать достойный пример. Он – добрый, честный, справедливый, но ему еще сложно правильно расставить приоритеты и разделить необходимое и неважное. На протяжении всей книги Бори так и остается подростком с абсолютно детским непосредственным восприятием окружающего мира, но при этом поступки и слова его становятся характерными для взрослых людей, осознающих свою ответственность.

Замечательный советский автор Владимир Железников, автор всем известной повести «Чучело», написал не менее увлекательную и поучительную историю о шестикласснике Борисе Збандуто. Что же хотел сказать детям автор в этой книге? Здесь нет никаких призывов, указаний, наставлений. Но, тем не менее, эта повесть способна научить ребят задумываться о последствиях поступков, которые они только планируют совершить, думать не только о себе, но и об окружающих людях, быть добрее, признавать свои ошибки и знать, что из любой ситуации всегда есть выход. Может быть он не всегда приятен или удобен, но если он единственный верный, то необходимо набраться отваги и пройти им.

Читать краткое содержание Железников Чудак из шестого Б

Папа Бори уезжает в длительную командировку и, зная, что в день Рождения мамы его рядом не будет, поручает сыну найти и купить подарок от них обоих. Оставляя 10 рублей на эту цель, отец рассчитывает, что тот подойдет к делу со всей ответственностью. Борис обещает папе, что все будет в порядке, но на самом деле, эта задача достаточно нелегка для него, а десятка кажется огромной, практически бесконечной, суммой. И, конечно же, маме на подарок хватит, даже если он купит билеты в кино для себя и лучшего друга Саши.

В класс, где учатся друзья, возвращается их бывшая одноклассница Настя. Мальчишки сразу замечают, что она стала настоящей красавицей и моментально оба влюбляются в нее. До поры девочка общается с ними одинаково, не отдавая предпочтения никому. Что вызывает у Бори и Саши соперничество и чувство ревности.

В то же время Бориса назначают вожатым в 1 класс, что вызывает недоумение у всех, кто его знает. Боря Збандуто известен как абсолютно безответственный человек, и даже его собственная мама не очень-то верит, что он справится с такими обязанностями. Познакомившись с малышами, Борис решает сводить их всех в автоматическую фотографию на деньги, оставленные отцом.

Однажды во время футбольного матча, где он был вратарем, к Боре подходит одна из его подопечных Наташа и просит отвести ее домой. Девочка боится собаки, которая сидит у нее на пути. Несмотря на то, что матч еще не кончился, Борис оставляет ворота, и идет провожать первоклашку. По дороге за разговором узнает о жизни девочки, отвечает на множество ее вопросов и угощает ее мороженым, взяв деньги из той же десятки.

Малыши начинают постоянно возникать у него на пути с разными просьбами, Боря не отказывает, ему нравится общаться с первоклашками и помогать им. Но после того, как он помог одному из детей застегнуть брюки, Настя и Саша его обсмеяли. Тогда Боря подает заявление на отстранение его от должности вожатого. Но позднее, хорошенько подумав, Борис не просто забирает свое заявление, он еще и отказывается идти с Настей в кино.

А она все более явно отдает предпочтение Саше. Однажды Настя находит у себя в парте букет цветов и при всех благодарит за него Сашу. Но тот стесняется признаться, что это от него, и Борис говорит, что это его цветы. После этого Саша и Боря вовсе перестают общаться.

У Бори остаются только его первоклашки и он с удовольствием отдает им свое время: водит их записываться в бассейн, в цирк, на прогулки с мороженым, оплачивая все это из тех 10 рублей, предназначенных на подарок маме. Конечно, он делает попытки купить что-нибудь на мамин день Рождения, но не имея опыта в таких делах, только тратит деньги впустую.

Тем временем, выясняется, что не всем родителям первоклассников нравится как он влияет на их детей, а кое-кто даже заявляется к директору школы с жалобой. Бориса решено сместить с этого поста, но его подопечные всем классом приходят к директору и отстаивают своего вожатого.

Однажды у первоклассников заболела учительница прямо в день контрольной по математике. Борю просят поприсутствовать на уроке. Видя, что дети напуганы и из-за этого делают ошибки в примерах, он решает все задания, оставляет листок на столе и отворачивается. Разумеется, весь класс получает пятерки. Только Наташа не стала списывать. Честная девочка не смогла позволить себе обман и предпочла получить двойку.

Тем временем наступает день Рождения мамы Бори. Подарка нет, денег уже не осталось, и мальчик принимает решение сделать вид, что он не помнит, какой сегодня день. Мама огорчилась, но ничего ему не сказала. После ее ухода на работу, по телефону звонит папа. На вопрос о подарке Борис делает вид, что ничего не слышит из-за плохой связи и кладет трубку. Но отец перезванивает и сын, собравшись духом, сообщает, что потратил деньги на развлечения.

По дороге в школу Боря узнает, что Настя опять уехала и учиться с ними не будет.

А в школе подходит к пионервожатой и признается, что решил контрольную за первоклашек.

Казалось бы, в один день на него свалились все возможные неприятности. Терять Боре уже нечего. Он звонит маме на работу, поздравляет и просит прощения, что не сделал этого утром. А чуть позднее становится известно, что у первоклассницы Наташи — аппендицит. Обеспокоенный Боря вместе с ее одноклассниками идет в больницу. Там выясняется, что операция уже сделана, и девочка перенесла ее хорошо.

Возвращаясь, Боря встречает Сашу, мирится с ним и приглашает его домой на именинный пирог.

Читать краткое содержание Чудак из 6 б. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Железников. Краткие содержания произведений

  • Каждый мечтает о собаке
  • Путешественник с багажом
  • Разноцветная история
  • Троп
  • Хорошим людям – доброе утро
  • Чудак из 6 б
  • Чучело

Картинка или рисунок Чудак из 6 б

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

В романе «Дворянское гнездо» Тургенев описывает нравы и обычаи, интересы и увлечения русских дворян. Создается внешняя видимость, что это произведение о любви. Но на фоне любовной линии здесь прослеживается другая, гораздо более сильная линия – социальная

Детектив Эркюль Пуаро едет поездом в Стамбул. В вагоне присутствует полковник Арбэтнот и гувернантка из Багдада Мэри Дэбенхем, которой срочно нужно успеть на «Восточный экспресс».

Данный рассказ является автобиографичным. Рассказ был написан Мариной Цветаевой спустя три десятка лет после описываемых событий, в то время, когда она была на отдыхе в Германии вместе со своей нуждавшейся мамой

Генке на протяжении долгого времени не удается сдать английский. Обстоятельство может обернуться для него неприятными последствиями. Его могут оставить на второй год, к тому же при не исправлении ситуации отец грозит его сурово наказать.

Маленькая девочка Пеппи осталась сиротой. Она живет абсолютно одна, делает что хочет и когда хочет. Пеппи ведет себя странным образом, она не такая, как остальные девчонки: очень сильная, хозяйственная, ловкая, умная.

Ссылка на основную публикацию