Анализ баллады Жуковского Людмила 9 класс сочинение

«Людмила», анализ баллады Жуковского

История создания произведения

Василий Андреевич Жуковский прославился и как переводчик, и как редактор популярного в его время журнала «Вестник Европы», и, наконец, как воспитатель царской семьи. Однако в памяти своих современников и большинства потомков он остался самым первым поэтом, обратившим свое внимание на русскую культурную традицию, и создавшим на основе ее ряд популярных баллад. К одной из них относится «Людмила», написанная и опубликованная в 1808 году.

Сюжет произведения в точности копирует одну из самых знаменитых баллад Европы, созданную основоположником немецкой школы романтизма Готфридом Бюргером. «Ленора» и по сей день любима многими читателями. Бюргер воспользовался немецкими народными мотивами для создания своего произведения. Для немецкого национального фольклора характерен живой интерес к потусторонней жизни и ее обитателям. Жутковатая история, вышедшая из-под пера Бюргера, вполне соответствовала духу германской поэзии.

Однако Жуковский совсем не стремился создать точный перевод «Леноры». Его интересы были намного шире. В результате сохранив основную идею произведения, он привнес в него национальный русский колорит, сделавший новую балладу популярной у всех слоев населения России. История, рассказанная далеким немецким писателем, перестала быть чужой, благодаря Жуковскому.

Краткий сюжет стихотворения

История рассказывает о прекрасной девушке, Людмиле, которая ждет своего жениха из военного похода. По окончанию войны полки возвращаются домой, где их с радостью встречают жены, невесты и дети. От новоприбывших Людмила узнает, что ее жених погиб.

В отчаянии она обращается к Творцу, укоряя его за несправедливость. Благоразумная мать пытается успокоить дочь, убедить ее не роптать, а больше времени посвящать молитвам. Людмила же говорит, что больше ей не остается ничего, как умереть. Она твердит, что, несмотря на все ее молитвы, Бог не уберег ее жениха, проклинает свою жизнь и призывает на суд жестокого, по ее утверждению, создателя.

В ту же ночь к ней является всадник, в котором она со страхом узнает своего погибшего жениха. Он требует, чтобы Людмила отправилась вместе с ним, в его новый дом. Они отправляются в путь. Всю ночь Людмила и ее жених провели в дороге. Перед самым рассветом жених привез Людмилу к кладбищу и опустился вместе с ней в свежевырытую могилу. В ней Людмила обнаружила труп жениха, который поднялся к ней навстречу и поманил ее к себе. В ужасе Людмила упала на него и умерла. Тут же толпа мертвецов поднялась из могил, крича о том, что Творец услышал ее и послал ей, то, что она просила – смерть.

Образ героини в произведении

Людмила предстает перед читателем еще очень юной девушкой, в чью размеренную жизнь внезапно вторгается смерть. Людмила уже планирует свадьбу, даже не задумываясь, что существуют обстоятельства, которые могут помешать ее замыслам. Реальность же шокировала девушку. Смерть любимого жениха она встретила с отчаянием, проклиная свою неудавшуюся жизнь.

Мать не раз пыталась поддержать неразумную дочь, убеждая не роптать на Бога и не пытаться противостоять случившемуся. Однако Людмила, не слушая мудрых советов, зовет и свою смерть, убеждая мать, что никакое райское блаженство, обещанное таким жестоким Богом, ей не нужно. Она говорит, что предпочтет умереть, чем жить дальше.

В произведении явно прослеживаются религиозные убеждения автора. Симпатия Жуковского явно на стороне матери, убеждающей свою дочь, смириться с обстоятельствами, в которых уже ничего нельзя поделать. Однако Людмила, противопоставляя себя Божественному замыслу, требует смерти. Ее слабость, нежелание взглянуть на положение дел трезво и приводят к плачевным последствиям.

Композиция стихотворения

Произведение «Людмила» относится к жанру баллада, имея все ее характерные признаки. Отличительной ее особенностью является некоторая фантастичность повествования, крепко переплетенная с реальными, вполне обыденными фактами. Такое явление есть и здесь – реальное событие, такое, как смерть жениха и оплакивание его невестой, тесно связано с проявлениями потустороннего мира, то есть с призрачным всадником, который забирает девушку с собой.

Как правило, баллады имеют диалогическую или монологическую композицию — произведение строится на основе беседы двух людей, или же это монолог, обращенный к собеседнику. Композиция Людмилы имеет смешанные черты – в ней присутствует и разговор с матерью, и монологичное обращение к Создателю. Дальнейшие события представляют собой повествование от лица рассказчика.

Еще одной яркая черта баллады – большое количество эпитетов, благодаря чему описанная картина представляется перед читателем как живая.

Стихотворный размер «Людмилы» – четырехстопный хорей, с характерной для Жуковского плавной, несколько растянутой ритмикой.

Благодаря Жуковскому нетипичный для России жанр баллады не только обрел истинно славянский колорит, но и получил широчайшую популярность. Многие поэты вслед за ним стали пробовать свои силы в этом направлении художественной литературы.

“Преданья старины глубокой!” (по балладе В. А. Жуковского “Светлана”)

Школьное сочинение

В. А. Жуковский вошел в историю русской литературы прежде всего как автор баллад. Жанр баллады, появился в русской литературе задолго до Жуковского, но только он придал ему поэтическую прелесть и сделал популярным.

Среди баллад Жуковского особое место занимает цикл о любви: “Людмила”, “Светлана”, “Леонора”, “Алинаи Альсим”, “Эльвина и Эдвин”, “Эолова арфа”, “Рыцарь Тогенбург”, где господствует тон меланхолической любви и наслаждения печалью.

В балладе “Светлана” Жуковский воскрешает старинный мотив народных исторических и лирических песен: девушка ждет милого друга с войны. Сюжет разлуки влюбленных очень важен, потому что в нем живет народная мораль, принимающая часто религиозную форму.

В этой балладе Жуковский предпринял удачную попытку соединить чувства героини с национальной историей, с бытом, обычаями и преданиями русского народа. По такому же пути пошел затем и Пушкин, сравнивший свою любимую героиню Татьяну Ларину со Светланой и окруживший ее народными песнями, сказками, сельской природой и деревенским бытом.

Весь стиль баллады в женственном, девичьем ореоле. Героиня — очаровательная, милая Светлана — окружена такими же милыми девушками, “подружками”, “подруженьками”, как называет их автор. И все, связанное с ними, вызывает у поэта ласковое чувство: “башмачок”, “песенки”, “крещенский вечерок”. Мы попадаем в удивительный девичий мир, в котором уделено внимание и башмачку, и изумрудным серьгам, и перстню золотому, а особенно зеркалу; даже у коней, на которых приехал жених-мертвец, “пово,-дья шелковы”, красивы. Внешние атрибуты, конечно, не самое главное, важнее в балладе “атрибуты” внутренние: грусть о женихе, мечты, гадания, сны, слезы, внутренний трепет, разговор со своим “вещим сердцем” о будущем:

Что сулишь душе моей,

Радость иль кручину?

Баллада не только рассказывает об одном эпизоде из жизни молоденькой девушки (гадании в крещенский вечерок о женихе), но и представляет ее внутренний мир:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном

Счетным курицу зерном;

Ярый воск топили.

Душевный мир героини полон колебаний: она то соглашается присоединиться к гадающим, то отказывается от крещенских игр. Девушка и боится, и надеется получить желанную весть, и во сне ее попеременно одолевают страх и надежда, тревога и доверие к жениху. Ее чувства напряжены и обострены, сердце на все чутко отзывается. Богатый внутренний мир Светланы, лирическую направленность ее переживаний и раздумий автор подчеркивает вопросами и восклицаниями, в которых звучит музыка ее души. Эмоции выплескиваются через край и свидетельствуют о сложном внутреннем мире героини. Все очарование баллады заключено именно в образе Светланы.

Баллада написана в стремительном ритме, который передает торопливое движение, биение сердца, и вся погружена в своеобразный романтический фон. Белый цвет — цвет надежды и победы над злом. Источник белого цвета в балладе — снег. Он то “валит клоками”, то “на солнышке блестит”, “вьюга под санями”, “метелица кругом”. Белизна подкрепляется образами “белого платка”, используемого во время гадания, стола, покрытого белой скатертью, “белоснежного голубка” и даже “белого полотна”, которым накрыт мертвец. Белый цвет снега ассоциируется с именем героини: Светлана, светлая. Белый цвет — цвет чистоты и непорочности. Контрастный цвет в балладе не черный, а скорее темный: “темно в зеркале” во время гадания, “темна даль” дороги, по которой мчатся кони, “одинокая, впотьмах” стоит Светлана перед избушкой. Баллада также наполнена “огоньками” — светом свечи, которую зажгла Светлана, начиная гадать, светом в распахнувшихся дверях церкви. В темноте “брезжит в поле огонек” из окон избушки, в страшной хижине горит свеча. В комнате, освещенной лишь одной свечой, очень страшно:

Кто-то, чудилось, блестит

Все страхи влюбленной Светланы рассеялись, она ни в чем не повинна, но поэт предупреждает ее: смирись, покорствуй провидению. Вера в провидение оборачивается верой в жизнь:

Здесь несчастье — лживый сон;

Счастье девушки непосредственно зависит от того, сохраняет ли она верность народным обычаям. Светлана не потеряла надежды, и потому награда ей — не смерть в разлуке с любимым, а разделенная любовь на земле. По мысли Жуковского, даже гибель жениха не мешает любви, потому что любящие души соединяются за пределами земного.

Мы видим, что сюжет баллады построен на народно-поэтической и народно-религиозной основе. Народные поверья составляют романтическую сущность души русской девушки. Отступление от романтического начала, живущего в душе, несет гибель, а преданность ему, несмотря на все испытания и искушения, дарит победу над темными, злыми силами. Светлана не потеряла надежды на счастье, и оно пришло к ней.

Жуковский не случайно погрузил свою героиню в народный деревенский быт с его праздниками, гаданиями, обычаями. Он подчеркивает этим народные истоки романтических чувств Светланы. Счастье девушки зависит только от нее самой, от народности и романтичности ее внутреннего мира, от заложенных в нем нравственных ценностей, от способности девушки сопротивляться жизненным преградам.

В. Г. Белинский считал, что “любовь играет главную роль в поэзии Жуковского”, и одновременно отмечал, что поэт передавал в стихах не столько само чувство, сколько “потребность, жажду любви, стремление к любви. “, и баллада “Светлана” наилучшим образом выразила эту человеческую потребность.

Сюжет, герои и проблематика одной из баллад В.А.Жуковского (“Людмила”)

“Что ни говори, — писал Пушкин Рылееву, — Жуковский имел решительное влияние на дух нашей словесности, к тому же переводный слог его останется всегда образцовым”. Колумбом, открывшим “Америку романтизма”, назвал Жуковского Белинский.
Первые стихи и элегии Жуковского сразу же приобрели огромную популярность. Молодые поэты охотно перенимали манеру Жуковского. А когда в 1808 году появилась его первая баллада — “Людмила”, первенство Жуковского в поэзии еще более упрочилось. Эта баллада — замечательный пример того, как можно представить известный сюжет, оставляя тем не менее произведение самостоятельным. В нем мотив мертвого жениха является основным, но несет обширную смысловую нагрузку. На такой вывод наталкивает уже сама форма произведения, место этого сюжета в общей композиции: в “Людмиле” мертвый жених, уводящий девушку за собой в могилу, — реальность, которая одновременно является романтической выдумкой. То есть композиционно рассматриваемый сюжет в “Людмиле” — основной и единственный
По роли “голубочка” в происходящем (лишает силы угрожающего девушке мертвеца) легко можно сделать вывод о его противоположности силам тьмы, представленным в образе мертвеца, и о близости к Богу, об ангельской его природе (ведь он появляется именно для спасения девушки, и он гораздо могущественнее мертвеца). Соответственно Бог и вообще проблема божественной предопределенности играют не последнюю роль в балладе.
Людмила практически по доброй воле отдается во власть Дьяволу. К тьме (в Ад) Людмилу ведет непокорность, противопоставление себя Создателю — в прямом смысле тому, кто создал мир, людей и, естественно, распоряжается судьбами живущих, ведь только при таком раскладе абсолютно ясна бессмысленность требований. Бог в этой балладе не появляется, но его присутствие ощущается настолько, что можно даже обрисовать этот образ: во-первых, он, согласно христианской религии, “правосуден”, а во вторых, “зла не творит”. Он в любом случае на стороне человека. Людмила сама выбирает себе путь. “Расступись, моя могила; гроб, откройся; полно жить”, обосновывая свой выбор тем, что “с милым вместе — всюду рай”, и Бог идет ей навстречу — он милосерден и верит в людей.
Перед нами переосмысление понятий Рая, Ада, Бога человеком в сиюминутном страстном порыве: “Что, родная, муки ада? Что небесная награда? С милым вместе — всюду рай; с милым розно — райский край безотрадная обитель. Нет, забыл меня Спаситель!” — налицо разница между человеческим и божественным понятием о счастье. Если божественное счастье — категория абсолютная, то требуемое Людмилой — сиюминутное. Это осознает мать Людмилы, не ослепленная страстью; “Дочь, воспомни смертный час; кратко жизни сей страданье; Рай — смиренным воздаянье, Ад — бушующим сердцам”. Она и дает дочери разумный совет: ‘”Будь послушна небесам”. Людмила, уже сделав выбор (хотя, по-видимому, не совсем понимая, чего требует: судя по дальнейшим событиям, она хотела видеть живого жениха рядом с собой в мире живых, а не себя умершей рядом с мертвым), не слушает мать и в итоге остается с любимым. Трудно сказать однозначно, раскаялась ли Людмила в своих безрассудных желаниях, увидев милого в гробу, хотя вид его был ей страшен, но что Бог сожалеет о ней, можно заключить с уверенностью: когда Людмила, каменея, “пала мертвая на прах”, в небесах раздаются “стон и вопли”. Печаль о попавшей в Ад по своему безрассудству душе — так мне представляется этот “стон”, а что душа Людмилы попадает в Ад, где обрекается на вечные муки, с известной долей истины можно заключить из “визга и скрежета под землею”. Финальный Хор “усопших из могил”, исходя из сказанного, можно интерпретировать как свидетельство о том, что Бог идет навстречу человеку “Твой услышал стон Творец”.
Смерть Людмилы (“час твой бил, настал конец”) не божественное наказание за ропот на Создателя, но результат исполнения ее желания и, следовательно, аргумент в пользу тезиса “смертных ропот безрассуден”. Итак, человек вправе решать, но его решения безрассудны и обрекают его на вечную муку, тогда как судьба, данная Богом, ведет к абсолютному счастью.
Жуковский стремился жить так, чтобы между его поступками и теми идеями и чувствами, которые он исповедовал и которыми проникнута его поэзия, не было расхождения. Гуманность отличала общественное и частное поведение поэта.. Он не однажды заступался за Пушкина перед царями, его волновала судьба декабристов, Т.Шевченко, А.Герцена. После гибели Пушкина он набросал вчерне полное гнева и горечи письмо шефу жандармов Бенкендорфу, в котором выставлял наружу пакостное и мелочное тиранство, отравившее последние годы жизни гения и приведшее к трагедии.
Гуманистическим идеалам Жуковский остался верен до конца дней. В его представлениях значительность и подлинная ценность человека состоят в высокой духовности, в благородных чувствах и помыслах, он был убежден, что “все в жизни к великому средство. “. Человечность, по твердой уверенности поэта, способна преодолеть все преграды и предрассудки, наполнить прозаическое существование смыслом, окрылить и устремить к поискам идеала.

Читайте также:  Перчатка - краткое содержание повести Жуковского

Сочинение: Сопоставительный анализ баллад В.А. Жуковского «Людмила» и «Светлана»

Сопоставительный анализ баллад В.А. Жуковского

“Людмила” и “Светлана”

Данные две баллады – замечательный пример того, как различно можно представить один сюжет, оставляя, тем не менее, произведения взаимодополняющими, хотя они могут читаться и как самостоятельные. В обоих произведениях мотив мертвого жениха является основным, но несет различную смысловую нагрузку. На такой вывод наталкивает уже сама форма произведений, место этого сюжета в общей композиции: в “Людмиле” мертвый жених, увозящий девушку за собой в могилу – реальность, в “Светлане” – сон, не влияющий на действительность. Т.е. композиционно рассматриваемый сюжет в “Людмиле” – основной и единственный, в “Светлане” – примерно рассказ в рассказе, и рассматривать его в отрыве от всей баллады не следует. Но, тем не менее, даже если мы проследим образы только этой сюжетной линии, оставив “реальный” план “Светланы” и обратившись только ко сну героини, и сравним их с образами, появляющимися в “Людмиле” (с момента приезда жениха), то даже на уровне символов почувствуем различное настроение двух переводов одной немецкой баллады. И там, и там, казалось бы, обстановка не из приятных: “мрачный лес”, ночь, престранное поведение жениха (в “Людмиле” он говорит загадками о своем “уединенном доме”, в “Светлане” вообще “бледен и унылый”). Но в “Светлане” появляется “голубочек белый”, классический символ чистоты, и читатель уже понимает, что участь Светланы не будет так печальна, как Людмилы. По роли “голубочка” в происходящем (лишает силы угрожающего девушке мертвеца) легко можно заключить о его противоположности силам тьмы, представленным в образе мертвеца, и о близости к богу, об ангельской его природе (ведь он появляется именно для спасения девушки, и он гораздо могущественнее мертвеца). Соответственно, Бог и вообще проблема божественной предопределенности играют не последнюю роль в балладах, но, если Светлана сталкивается с силами и света, и тьмы, причем сама она ближе к свету, то Людмила практически по доброй воле отдается во власть Дьяволу. К тьме (в Ад) Людмилу ведет непокорность, противопоставление себя Создателю (здесь я употребляю “Создатель” в прямом смысле – тот, кто создал мир, людей, и, естественно, распоряжается судьбами живущих, т.к. именно при таком раскладе абсолютно ясна бессмысленность требований). Бог в этой балладе (“Людмила”) не появляется, но его присутствие ощущается настолько, что можно даже обрисовать этот образ: во-первых, он, согласно христианской религии, “правосуден”, а во-вторых, “зла не творит”. Он в любом случае на стороне человека: Людмила сама выбирает себе путь: “Расступись, моя могила; гроб, откройся; полно жить”, обосновывая свой выбор: “с милым вместе – всюду рай”, и Бог идет ей навстречу – он милосерден и (хотя, возможно, здесь я слишком человек XX века) верит в людей. Перед нами переосмысление понятий Рая, Ада, Бога человеком в сиюминутном страстном порыве: “Что, родная, муки ада? Что небесная награда? С милым вместе – всюду рай; с милым розно – райский край безотрадная обитель. Нет, забыл меня спаситель!” – налицо разница между человеческим и божественным понятием о счастье. Если божественное счастье – категория абсолютная, то требуемое Людмилой – сиюминутное. Это осознает мать Людмилы, не ослепленная страстью: “Дочь, воспомни смертный час; кратко жизни сей страданье; Рай – смиренным воздаянье, Ад – бушующим сердцам”, – и дает дочери разумный совет: “Будь послушна небесам”. Людмила, уже сделав выбор (хотя, по-видимому, не совсем понимая, чего требует: судя по дальнейшим событиям, она хотела видеть живого жениха рядом с собой в мире живых, а не себя умершей рядом с мертвым), не слушает мать, и в итоге остается с любимым. Трудно сказать однозначно, раскаялась ли Людмила в своих безрассудных желаниях, увидев милого в гробу, хотя вид его был ей “страшен”, но что Бог сожалеет о ней, можно заключить с уверенностью: когда Людмила, каменея, “пала мертвая на прах”, в небесах раздаются “стон и вопли”. Печаль о попавшей в Ад по своему безрассудству душе – так мне представляется этот “стон”, а что душа Людмилы попадает в Ад, где обрекается на вечные муки, с известной долей истины можно заключить из “визга и скрежета под землею”. Финальный хор “усопших из могил”, исходя из сказанного, можно интерпретировать как свидетельство о том, что Бог идет навстречу человеку: “Твой услышал стон творец”. Смерть Людмилы (“час твой бил, настал конец”) не божественное наказание за ропот на создателя, но результат исполнения желания Людмилы и, следовательно, аргумент в пользу тезиса “смертных ропот безрассуден”. Итак, человек вправе решать, но его решения безрассудны и обрекают его на вечную муку, тогда как судьба, данная богом, ведет к абсолютному счастью. Баллада “Светлана”, являясь продолжением темы, подтверждает этот вывод, причем в свете моей интерпретации “Людмилы” вывод Жуковского: “Лучший друг нам в жизни сей вера в провиденье. Благ зиждителя закон: здесь несчастье – лживый сон; счастье– пробужденье”, – обретает не только прямой смысл, вытекающий из сюжета баллады “Светлана”, но и широкий скрытый. Так, “вера в провиденье” не обретает мотивировки в сюжете этой баллады: “белый голубок” не проявление божественного милосердия, т.к. он появляется и спасает героиню в ее сне, а собственно сюжет (гадание – дурной сон – свадьба) не дает простора для характеристики божественного промысла. Но, зная первый перевод “Леноры” – “Людмилу”, мы легко связываем “веру в провиденье” с неверием и желанием решать самой свою судьбу Людмилы, и так или иначе делаем выбор в пользу судьбы, данной Богом, понимая бессмысленность человеческих решений в глобальных вопросах жизни и смерти (хотя за человеком, бесспорно, остается право выбора). Далее – в свете “Людмилы” строки “здесь несчастье – лживый сон; счастье – пробужденье” являются не просто кратким повторением сюжета, но приобретают символический смысл: жизнь земная с ее бедами как сон, а жизнь после смерти в раю как пробуждение. Т.е. обречение души Людмилы на муки является закономерным, т.к. она сама выбирает суетное, мгновенное, тем самым перечеркивая для себя вечное. Что до образа Светланы, то он в связи с темой судьбы представляется бледнее образа Людмилы, скорее как дополнение к последнему. “Светлана” как бы выражение истины о том, что что бы не случалось, в итоге все будет благополучно; эта баллада уже оптимистического характера.

Итак, исходя из всего сказанного, баллады следует скорее рассматривать как взаимодополняющие, а не самостоятельные произведения, а основным конфликтом следует считать не конфликт между человеком и Богом, но внутренний конфликт человека между разумом, верой, с одной стороны, и спонтанным чувством, с другой. Основной проблемой произведений является проблема самостоятельного выбора личности.

Оценивая баллады с позиции наличия в них канонических элементов, мы обнаружим, что Жуковский придерживался правил. В обеих балладах есть четко выраженный сюжет, диалоги (в “Людмиле” между героиней и женихом, героиней и матерью; в “Светлане” между девушками в экспозиции), монологи героинь, рефрены: в “Людмиле” это строки “Светит месяц, дол сребрится, мертвый с девушкою мчится; путь их к келье гробовой. Страшно ль, девица, со мной?”, “Близко ль, милый? Путь далек” и др., в “Светлане” – “бледен и унылый”. В обеих балладах основной сюжет сопровождается картинами природы, отражающими настроение героинь.

Анализ стихотворения «Светлана» Жуковского

Одним из лучших примеров раннего русского романтизма по праву считается баллада Василия Андреевича Жуковского «Светлана». Произведение является отражением национальной ментальности, в ней присутствуют разнообразные фольклорные элементы: приметы, гадания, народные сказки и обрядовые песни. Предлагаем к разбору краткий анализ «Светлана» по плану, который будет полезен ученикам 9 класса при подготовке к уроку по литературе и ЕГЭ.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Светлана.

История создания – Стих написан в 1812 году. В его основе лежит произведение немецкого поэта Августа Бюргера «Ленора», однако Жуковскому удалось так мастерски передать народный колорит, что русская версия во многом отличается от немецкого оригинала.

Тема стихотворения – Страшный сон во время рождественского гадания, и утреннее пробуждение, принесшее облегчение и радость. Также в произведении автором раскрыты темы судьбы, счастья, верности, сомнений и душевных переживаний.

Композиция – Композиция баллады построена на антитезе – противопоставлении фантазии и реальности, жизни и смерти, дня и ночи. Главная особенность композиции – мистический сон Светланы.

Жанр – Баллада.

Стихотворный размер – Хорей с перекрестной рифмой.

Метафоры – «мертвое молчанье», «свет-судья лукавый».

Эпитеты – «милый», «статный», «тайный».

Сравнения – «мчат, как будто на крылах», «в ней душа, как ясный день».

Олицетворения – «тяжко ноет грудь», «крикнул жалобно сверчок».

Гиперболы – «тьма людей во храме», «от копыт их поднялась вьюга под ногами».

История создания

В начале творческого пути Василий Андреевич Жуковский во многом подражал английским и немецким поэтам. Он искренне считал, что отечественным писателям есть чему поучиться у западных коллег, и не стеснялся перенимать у них опыт. Однако в своих работах Жуковский всегда брал во внимание особенности русского менталитета. В результате даже переделанные произведения отличались удивительной самобытностью и мало походили на первоисточники.

Одним из примеров подобного подражания стала баллада «Светлана», в основе которой лежит произведение известного немецкого поэта Бюргера «Ленора». Переложив первоисточник на свой манер, в 1812 году Жуковский подарил русским читателям прекрасную балладу, открывающую двери в мир сказок, мистики, легенд и преданий.

Невольно встает вопрос, кому посвящено столь мистическое и загадочное произведение, написанное Жуковским с большой любовью? Свою балладу Василий Андреевич посвятил родной племяннице и крестнице А. Протасовой. Это был своеобразный свадебный подарок девушке, которая выходила замуж за лучшего друга поэта, А. Воейкова.

В центре повествования баллады – рождественское гадание на суженого, которое в старину пользовалось большой популярностью среди незамужних девушек.

Поэт мастерски изображает трепет и тревожное ожидание чуда главной героини. Истомившись в ожидании жениха, Светлана решается приоткрыть завесу тайны над будущим. Но вместо столь долгожданных свадебных колоколов перед ее глазами встают страшные видения: панихида по усопшему, заброшенный дом, гроб с мертвецом.

И только вера и искренняя молитва помогают Светлане освободиться от уз кошмара. Баллада имеет счастливую концовку в виде свадьбы и полного отрицания суеверных страхов. Так Жуковский выразил основную мысль произведения – истинная любовь и непоколебимая вера способны устранить любые страхи и сомнения. С их помощью можно преодолеть все жизненные проблемы и невзгоды, именно вера и любовь придают силы, наполняют уверенностью и внутренней гармонией душу человека.

Читайте также:  Анализ стихотворения Жуковского Вечер 9 класс сочинение

Композиция

Композиция произведения базируется на таком художественном приеме как антитеза. В балладе автором отображена борьба любви и смерти, ночи и дня, реальности и фантазий. Благодаря этому приему Жуковскому удалось продемонстрировать противоречия внутреннего мира человека, взаимодействие его души и реальности окружающего мира.

Композиция «Светлана» отличается стройностью и легкостью восприятия. В основе сюжета лежит мистический сон лирического героя – девушки по имени Светлана. В этом заключается главная особенность композиции баллады.

  • Экспозиция – описание святочного гадания русских девушек.
  • Завязка – Светлана в одиночестве смотрит в зеркало и засыпает. Появление жениха, который настойчиво просит ее обвенчаться.
  • Развитие событий – стремительная дорога сквозь метель и вьюгу к церкви, в которой проходит панихида по усопшему. В миг все исчезает, и Светлана оказывается в избе, где видит гроб с покойником.
  • Кульминация – в покойнике Светлана узнает своего возлюбленного и в ужасе просыпается.
  • Развязка – пробуждение Светланы, ее встреча с женихом.
  • Эпилог – автор от всей души желает девушке счастья.

При определении жанровой принадлежности произведение Жуковского часто путают с поэмой, однако оно написано в жанре баллады, поскольку излагается мелодичным слогом, а лирический герой оказывается в гуще загадочных, мистических событий.

Особую лиричность и напевность балладе придем размер стихотворения – хорей. Подобный эффект звучания еще больше усиливается перекрестной рифмой.

Средства выразительности

Баллада отличается большим разнообразием средств художественной выразительности. Так, автор использует метафоры (« мертвое молчанье», «свет-судья лукавый »), эпитеты (« милый», «статный», «тайный »), сравнения (« мчат, как будто на крылах», «в ней душа, как ясный день »), олицетворения (« тяжко ноет грудь», «крикнул жалобно сверчок »), гиперболы (« тьма людей во храме», «от копыт их поднялась вьюга под ногами »).

Что написать в отзыве для чит. дневника о стих. Жуковского “Птичка”?

«Птичка» носит радостный, невесомый вроде бы характер. За ее поступками кроется чужая судьба человека, какой целую жизнь старается достигнуть цели. Человек с жизненным опытом, а также мудростью обладает иным походом в определении значения творения. Он может иметь в виду под пичугой произвольный образ. За ее поступками кроется доля человека, какой всю жизнь старается достигнуть цели, прилагая к данному все усилия. Творение наталкивает на раздумья что необходимо дорожить каждым мгновением, пытаться прожить любой день так, чтоб можно было легко оглянуться назад, в свое прошлое без угрызения совести, с приятными воспоминаниями.

Рассказ Льва Толстого “Орел” показался мне интересным и познавательным. А повествуется в нем об орле, который заботился о своих детенышах. Родитель добывал для орлят рыбу, для чего нужно было преодолеть огромное расстояние. Все дело в том, что гнездо было свито возле дороги, поэтому за рыбой нужно было летать к морю, а оно было далеко.

Мне было грустно читать, как жестокие люди не дали орлу донести добычу птенцам. Они забросали птицу камнями – рыба выпала из когтей и упала на землю. Орел сел в гнездо, а там его встретили писками голодные орлята. Он их успокаивал и прикрывал крыльями, но детеныши не успокаивались. Поэтому уставшему от перелета орлу пришлось снова отправиться в путь. Родитель вернулся с добычей и накормил досыта своих птенчиков.

Орел – сильная птица, но и она может уставать. Но ради своих детенышей мужественный орел вновь отправился к морю, превозмогая усталость. Мне очень понравился самоотверженный главный герой рассказа.

Я поняла, что птицы любят своих деток не меньше, чем люди. Ради детей они готовы рисковать своей жизнью, испытывать тяготы и лишения. А поведение жестоких людей, отобравших у орла корм для птенцов, заслуживает осуждения. Мы должны помогать живым существам, если они нуждаются в нашей помощи, а обижать их нельзя.

Заполним читательский дневник:

  1. Автор – Корней Чуковский.
  2. Название – “Доктор Айболит”.
  3. Год написания – 1929.
  4. Жанр – сказка.
  5. Краткое содержание: Доктор Айболит очень добрый, он лечит всех зверушек, однажды он узнает что в Африке заболели все звери. Он быстро собирается и отплывает в Африку. По дороге его ждет много неприятностей, которые ему устраивает Бармалей, однако Айболит вовремя успевает к зверям и спасет их от болезней. Они ему очень благодарны.
  6. Отзыв: эта сказка в стихах очень легко читается, она интересная и увлекательная, я прочитала ее с большим удовольствием. А еще мне понравился мультфильм снятый по мотивам этой сказки. Советую прочитать вам это произведение.
  7. Главные герои: Айболит и зверушки.
  8. Главная мысль: нужно любить животных и они тебе обязательно ответят взаимностью.
  9. Чему учит: сказка учит доброте и заботе.

В читательский дневник ученик должен записывать те произведения, которые он прочитал, при этом отзыв о прочитанном произведении заполняется лично читателем. Вот например прекрасный вариант оформления читательского дневника, в котором все расписано по полочкам – какое произведение,кто автор, о чем произведение и какое оно впечатление произвело.

Что же мы пишем в читательском дневнике для 1 класса в обязательном порядке?

Конечно автора и название произведения. Количество прочитанных страниц. Записываем краткое содержание и главных героев. Можно записать как мы понимаем главную мысль этого произведения.

Было бы очень хорошо сделать рисунок к произведению – это сделает читательский дневник более красивым.

Также очень важно сделать отзыв на прочитанное произведение, то есть указать чем оно понравилось или не понравилось, какой герой запомнился.

И еще одно требование к читательскому дневнику для 1 класса – указать новые, не знакомые ранее слова, которые обнаружились в произведении.

  1. Автор
  2. Название произведения и его жанр.
  3. Число страниц
  4. Главные герои и краткое содержание
  5. Основная мысль или чему учит произведение
  6. Отзыв
  7. Новые слова
  8. Рисунок.

Заполним читательский дневник по сказке Киплинга “Рикки-тикки-тави”.

  1. Автор сказки – Киплинг.
  2. Навание – “Рикки-тикки-тави”
  3. Главные герои: храбрый мангуст по имени Рикки-тикки-тави, мальчик Тэдди, который подружился с мангустом, родители мальчика, его папа и мама, кобры Наг и Нагайна, злые и коварные, мечтающие убить людей. Птица Дарси и его жена, трусливая крыса Чучундра.
  4. Краткое содержание: После потопа мангуст оказывается в бунгало. Люди его отогревают и кормят. Рикки-тикки-тави начинает охранять свое новое жилище. Он защищает мальчика от маленькой ядовитой змеи. Он ловит Нага в ванной и отце мальчика убивает кобру. Рикки-тикки-тави уничтожает кладку Нагайны и убивает саму Нагайну.
  5. Главная мысль: маленький рост не помеха настоящему герою
  6. Отзыв: очень красивая и интересная сказка, которая учит не боятся врагов и всегда смело встречать их лицом к лицу. Мне очень понравился храбрый мангуст и я бы с удовольствием завела бы дома такого милого и доброго зверька.

Для читательского дневника А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане».

Автор: Пушкин А.С.

Название: Сказка о царе Салтане

Год написания: 1831

Жанр: Сказка

Краткое содержание “Сказки о царе Салтане”:

Однажды разговаривали три сестрицы. Каждая говорила, что бы она сделала, если бы была женой царя. В это время царь Салтан подслушивал под окном и выбрал ту, которая обещала родить богатыря. Во время сражений Салтаня царица родила, но из-за козней сестер ее и сына посадили в бочку и сбросили в море. Бочку прибило к берегу на остров. Гвидон спас царевну-лебедь и та помогала ему превратиться в насекомых, чтобы царевич смог подслушать разговоры.

После того, как царь Салтан заинтересовался островом, где жил Гвидон, он отправился туда. После семья воссоединилась и начали они жить счастливо.

Главные герои сказки о царе Салтане:

1) царь Салтан – он выбрал третью сестрицу, поверил словам завистниц сестриц, но в конце сказки все же приехал на остров и бвл рад сыну и жене.

2) царевич Гвидон – он спас царевну-Лебедь, смог заинтересовать царя Салтана.

3) царица – родила Салтану сына.

4) Царевна Лебедь

5) Ткачиха, повариха, баба Бабариха – отрицательные герои.

Главная мысль сказки о царе Салтане: не стоит врать, ведь все тайное когда-нибудь становится явным.

Отзыв о сказке о царе Салтане: Мне очень понравилась сказка, читается легко. В ней хороший и интересный сюжет. В сказке высмеивается лживость и подлость. Автор хочет сказать читателю, что не стоит врать, ведь когда-нибудь правда всплывет. заканчивается сказка хорошо, добро побеждает. Я рекомендую сказку к прочтению маленьким детям.

3 ноября 1891 года Николай Жуковский сделал первый шаг к созданию теоретических основ аэродинамики

Стихотворение «Жаворонок» входило в книгу Жуковского, посвященную детям. Сам автор называл ее «педагогической поэмой». Она посвящена была и обучению азбуке, счету. Стихи, вошедшие в нее – это произведения, прививающие чувство прекрасного и воспитывающие любовь к родному краю.

Василий Андреевич был одним из числа первых литературных деятелей в России, которые обратились к романтизму и природной лирике. Причем, произведения Жуковского отличаются тем, что им замечены были красота и величие в простом, обыденном. А главное – в нашей родной культуре.

Стихотворение «Жаворонок» описывает один из тех дней, которые переживаем мы из года в год. Это для нас привычно и, казалось бы, нет ничего особенного. Но, поэт увидел чистую и гармоничную красоту в этой простоте.

Сколько слов использует автор, передавая все прелести весеннего дня! И вестником наступления этого времени года он выбрал жаворонка. Образ этой птички связывается в нашем понимании с бодростью, радостью.

Начинается описание этого дня с восхода солнца – зардел темный лес. Наступает новый день. Наступает торжественно и завораживающе красиво. Над долиной поднимается утренний пар. Наверняка, стоит тишина. Но вот, раздается звонкая песня жаворонка.

Он возвещает и наступление утра, и – приход весны, как написано в произведении. Эпитеты, которые использовал автор, подчеркивают еще больше все великолепие картины. А вместе с песней этой ранней пташки начинает радоваться душа. Это звучит во всех строках стихотворения. Видно, что у писателя было приподнятое настроение.

Кажется, что и сам он ликует вместе с жаворонком, возвещающем радостное событие. Еще, это стихотворение пробуждает чувство необъятности мира и осознание великолепия родной природы. Птичке легко и свободно в небесной лазури, откуда виден весь свет. Он доволен своим существованием и тем, что может видеть, летать на приволье, петь. И, за все это он славит бога.

Произведение призывает почаще обращать внимание на окружающую нас красоту и радоваться тому, что мы видим и тому, что можем сделать.

Вариант №2

Стихотворение было написано Жуковским в 1851 году. В нем описывается раннее утро, о приходе которого и сообщает жаворонок. Песнь жаворонка поэт описывает, как звонкую и голосистую. Общее настроение у стихотворения – радостное, счастливое, переполненное эмоциями от того, что пришла весна.

Если обратиться к тексту, то в первой строфе читается превосходство светлых красок над темными — лес «зардел», то есть стал румяным от лучей утреннего солнца. Опираясь на общую мысль стихотворения о приходе весны, можно отметить, что под темным подразумевается еще и зима, а под красными оттенками – красавица-весна. Ведь в фольклоре весну часто называют «Весна-красна». Если анализировать текст еще глубже, то превосходство светлого над темным – это победа жизни над смертью. Все ожило с наступлением утра, приходом весны и, в целом, жизнь по законам мироздания господствует над покоем.

Вообще первая строфа полна красок – «темный», «зардел», «белеет», «лазури». Цвета все яркие, праздничные — лес стал розовым, долина белая, а небо ясно-голубое. Жаворонок радостно вещает с небес о наступлении тепла: «Я здесь пою приход весны». И это уже второе четверостишье. Поэт и жаворонка делает нарядным, говоря, что он сверкает на солнышке. В мифологии жаворонок считается Божьей птицей. По легенде, когда Бог создавал все живое, он подбросил вверх кусочек земли и тот превратился в серую птицу жаворонка. Он всегда был близок к Богу – во время распятия вытаскивал колючки из тернового венца Христа, рассказывал Деве Марии вести о сыне, утешал ее и предзнаменовал о воскресении Иисуса. За это он был взят на небо. Вот почему в третьей строфе Жуковский пишет:

Весь божий мир здесь вижу я. И славит Бога песнь моя.

По другим поверьям ангелы держат жаворонка на руках и он зимует в небе. Но, как только ударяют первые молнии, небеса открываются и ангелы отпускают жаворонка в полет. По стихотворению, жаворонок уже парит в небе, это значит, что молнии уже ударили, значит, весна пришла. Состояние птицы описывается, как легкое, светлое, счастливое и спокойное. Он как будто сам выступает в роли ангела – ему «радушно» на небесах, он восхваляет Бога и «воздушно» парит в небе.

Читайте также:  Анализ баллады Жуковского Светлана 9 класс сочинение

Если остановиться подробнее именно на песне, то во второй строфе жаворонок сообщает о том, что он поет «приход весны». Однако в третьей строфе птица говорит, что «славит бога». Получается, песнь одна – и о весне и о Боге. Вот еще одно доказательство того, что смысл стихотворения очень глубокий – победа жизни над смертью чувствуется с первых строчек (примеры уже приводились) и завершается в последней. Ведь Иисус тоже воскрес, тем самым победив смерть.

В стихотворении встречаются эпитеты: тонкий пар, ранняя песня, божий мир. Метафора — молодая весна. Олицетворение – приход весны.

Часто повторяются согласные звуки «С», «Р», «Л», — используется аллитерация. Ассонанс тоже есть – повтор «А», «Е», «И», «О».

Стихотворение В. Жуковского наполнено очень глубоким смыслом, который можно прочесть между строк. А используемые средства выразительности делают текст ярче и понятнее читателю.

Читать по плану

Жаворонок

Когда вы умолкнете и выберете несколько минут, чтобы выслушать мой рассказ, окликните меня, и я вам все объясню. Вы мне сами скажете, когда можно будет начать.

Так вот. Кто не заслушивался трелями жаворонка? Наверное, каждый когда-то в своей юности радостно выходил с первым лучом из дома, шел заросшей межой за село, любовался окрестностями, вдыхал запахи некошеной травы и видел, как сквозь сетку легких утренних облаков брезжут солнечные лучи, как колеблется от дыхания ветра стебелек с еще не высохшей

Росой, а где-то вблизи курлычет ручей,

совсем неслышный в иное время. Широко стелется поле, колышется рожь, и эти просторы не измерить, не охватить взором.

И вдруг где-то над головой у вас раздастся нежный и звонкий голосок, он слышится все яснее, и, если вы постараетесь всмотреться в высь, вам удастся рассмотреть крошечную серую птичку. Это не кто иной, как жаворонок. Так вот, где же зимует этот крохотный степной певун?

Оказывается, жаворонки проводят зиму в прибрежных камышовых зарослях огромного степного озера Маныч-Гудило, которое лежит на границе Калмыкии, Ростовской области и Ставропольского края. А узнал я об этом во время своих скитаний по Калмыкии.

слышишь от других, как они ездят по не укатанной после дождей дороге, может создаться впечатление, что успех будет зависеть от твоего искусства примениться к трудным условиям путешествия.

Но все это гораздо сложнее.

Окрестности давно обезлесели, обезлюдели, и мысль, что ты один в своем пути, может обезумить и устрашить кого угодно. В каждой кочке тебе чудится не кто иной, как шакал, не раз ты оглядываешься в надежде увидеть что-нибудь ободряющее. Но вокруг пустые, безлюдные места, и ничто иное не остановит твой взгляд.

После долгого пути я обессилел, почувствовал недомогание, уже несколько ночей я недосыпал, а до места надо было добираться еще долго. Мне нездоровилось, и я решил отдохнуть.

Я расположился на берегу озера. Мне удалось кое-как постлать себе под бок сухого камыша и прилечь. И вдруг мне чудится, что я в родных местах.

Лежу в душистом сене, мне дремлется, а надо мной щебечет, заливается жаворонок.

Я опомнился. Что же это — бред? Этого еще недоставало! Я приоткрыл глаза и обозрел невеселую местность.

Запаха сена как не бывало, но пенье жаворонка не прекращалось.

Мне все еще не верилось, что это был наш родной, степной певун, но впоследствии я мог в этом убедиться много раз, потому что еще долго пришлось пребывать у озера Маныч-Гудило.

Средства выразительности и стихотворный размер

Особых выразительных приемов автор не использует, так как произведение имеет слишком маленький объем. Главное художественное средство, используемое поэтом, — иносказание. Перепуганную птичку, пойманную детьми, Державин ассоциирует с образом поэта, который вынужден существовать и создавать произведения в неволе, находясь под давлением власти.

Державину свойственно употребление архаизмов, которые присутствуют и в эпиграмме. Повторения одинаковых согласных звуков, аллитерация и эпитеты применяются автором для усиления художественной выразительности и образности.

Главной темой произведения является свобода, чьим символом всегда считалась птица. Она имеет возможность летать в безбрежном пространстве небес, а люди такой возможности не имеют. Они вынуждены жить в условиях постоянных ограничений, что заставляет задуматься человека о его неволе. Цель на уроках литературы в произведениях «Птичка», «Река времен…» показать утверждение необходимости свободы творчества автора.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение «Птичка» сюжетное. Первая строфа – рассказ о поступке лирического героя, который близок личности самого Пушкина. На чужбине (то есть в ссылке, в неволе) лирический герой соблюдает обычай своей родины. В Светлое Христово Воскресенье, то есть на Пасху, лирический герой выпускает на волю птичку. Это доброе дело – символ милосердных поступков по отношению к людям, находящимся в Пасхальное воскресенье в неволе.

Вторая строфа – это философские рассуждения, объясняющие мотивы поступка лирического героя. Только подарив свободу другому существу, человек утешается в своей беде, хотя тяжёлые жизненные обстоятельства никуда не деваются, лирический герой остаётся на чужбине. Благородный поступок примиряет человека с Богом, облегчает его душу и возвращает смысл жизни.

Тема стихотворения «Птичка» — стремление к свободе всего живого.

Основная мысль: только делая добро другим, утешается человек. Свобода – это не физическое состояние, а состояние души. Истинно свободен тот, кто может великодушно освободить другое творенье.

В христианстве только истина, то есть Бог, делает человека свободным. Душа освобождается от греха и становится милосердной.

В стихотворении можно уловить антикрепостническую идею: крепостной подобен птичке в клетке и ждёт освобождения. Для помещика такая малость – сделать добро и даровать свободу своим крестьянам, хотя бы одному на Пасху. Во времена Пушкина так поступали многие помещики.

Композиция

Произведение небольшое, и представляет собой четверостишие. Однако даже в эти четыре строчки автору удалось вложить глубокий философский смысл. Поначалу стихотворение производит впечатлений легкомысленной забавы: дети поймали птичку, чтобы немного развлечься.

Однако вскоре становится понятно, насколько тяжело пичужке приходится в неволе, когда ее заставляют петь столь же искусно, как она это делала на свободе. Такое положение беззащитного существа вызывает чувство сопереживания.

История создания

Романсы и песни М. И. Глинки – золотой фонд русской классической музыки. Глинка, сам, по свидетельству современников, великолепно исполнявший свои романсы, писал их на протяжении всей своей жизни. Его высокий голос не обладал красивым тембром, но, как вспоминал А. Н. Серов, Глинка был «гениален в исполнении вокальном». Лирические его романсы – это, в полном смысле слова, исповедь его души. В 1849 г. судьба свела Глинку и молодого Ф. Достоевского. Много лет спустя Достоевский писал об исполнение Глинкой своего романса в повести «Вечный муж»: «Какой-нибудь искусник, салонный певец, никогда бы не достиг такого эффекта. Чтобы пропеть эту маленькую, но необыкновенную вещицу, нужна была непременно – правда, непременно настоящее, полное вдохновение, настоящая страсть…». Глинка обожал распевать свои романсы, садясь за фортепиано где-то после двух ночи на вечерах в доме Нестора Кукольника, где композитор проводил дни и ночи в компании художника Брюлова и прочей богемной публики. Нестор Васильевич Кукольник (1809 – 1868), родился в Петербурге, в профессорской семье. Окончил Нежинскую гимназию высших наук, после чего преподавал русский язык и литературу в Виленской гимназии. В 1833 году поступил на службу в канцелярию министерства финансов, где прослужил почти 20 лет. Последние годы жизни жил на юге России; умер 8 декабря 1868 года, в Таганроге. Был необычайно плодовитым литератором, писал романы, трагедии, драмы, лирику, выпускал «Художественную газету» (1836 – 1838), журналы «Дагерротип», «Иллюстрация». При жизни пользовался огромной популярностью и считал себя величайшим поэтом современности, однако из всего его литературного наследия прижилась только песня «Жаворонок». М. Глинка вспоминал: «В день моих именин, т. е. 21 мая, когда я шел из Ревельского подворья к Степанову, где провел большую часть того дня, мне пришла мелодия болеро “О дева чудная моя”. Я попросил Кукольника написать мне стихи для этой новой мелодии,[1] он согласился, а вместе с тем предложил мне несколько написанных им романсов. По этому, кажется поводу пришла Платону (брат Нестора Кукольника. – А. М.

) мысль о двенадцати романсах, изданных потом П. И. Гурскалиным под именем «Прощания с Петербургом». У меня было несколько запасных мелодий, и работа шла весьма успешно. (…) В первой половине августа [1840 года. –
А. М
.] все было готово к отправлению дам [мать, Анна Петровна, и дочь, Екатерина Ермолаевна, Керн; подробнее о них см. описание к романсу Глинки «Я помню чудное мгновенье» –
А. М
.] в южную Россию. Кукольники и вся братия, искренне меня любившая, не хотела расставаться со мной, и, может быть, надолго (как то предполагалось), не изъявив мне дружеских чувств своих. 10 августа Кукольники устроили мне прощальный вечер, на который, кроме искренних приятелей и домашних, пригласили и некоторых артистов и литераторов. Я пел с необыкновенным одушевлением прощальную песню, хор пела братия наша и, кроме фортепиано, был квартет с контрабасом. Хотя этот вечер был художнически-приятельский, но тут не обошлось без смеху. Якова обокрали, он с горя хлебнул лишний стакан мадеры и, не удовольствовавшись быть слушателем, решился принять участие в исполнении прощального хора. Он с самонадеянностью взял контрабас Мемеля и принялся играть, но руки не повиновались, и он с презабавною миною смотрел вокруг себя с изумлением».[2] Прощальный вечер состоялся не 10-го августа, как пишет М. Глинка, а 9-го. Н. Кукольник составил «Церемониал проводов М. Глинки»:
Акт первый
Introduction Гости съезжаются к четырем часам и разговаривают сколько и с кем угодно; позволяются разговоры a parte.
Хор
. – Обед. Запрещаются разговоры a parte от супа до разъезда…
Ария с хором.
Михайло Иванович пьет кофе и курит трубку. – Хор аккомпанирует.
Каватина:
Михайло Иванович поет: 1) Романс Риццо 2) Еврейскую песню 3) Жаворонка 4) Пароход
Хор
. Пьют
poussecafe
, смеются, кому угодно плакать, тому позволяется сделать a parte, испражниться от слез и воротиться в портретный зал с веселою миною.
Акт второйУверюра.
Михайло Иванович, Палагин и Яков разыгрывают большую историю на фортепиане, скрипке и басу…
Хор.
Пьет чай.
Ария:
Михайло Иваныч поет: 5) Баркаролу 6) Колыбельную 7) Коня Лодеско
Хор
. Поет Ильинишну. Final второго акта импровизируется гостями. –
Акт третийУвертюра.
9) Рыцарский романс с аккомпанементом
Ария:
М. И. поет: 10) Романс из Бюргера 11) Болеро Хор ужинает и составляет финал по вдохновению, употребив для начала 12) Прощальную песню. «Прощание с Петербургом» – калейдоскоп картин и эмоций, объединенных благородной и экспрессивной манерой вокального письма Глинки: он включает в себя страстное признание в любви, грустные размышления, колыбельную, неповторимый русский пейзаж (популярный в России «Жаворонок») и зарисовку петербургской пирушки в кругу восторженных и преданных друзей. Написав «Прощание с Петербургом», Глинка в тот раз за границу поехать раздумал. Вместо этого он опубликовал свой цикл в издании «Одеон» с «необыкновенным успехом», как отмечала пресса: тираж пришлось допечатывать два раза. Б. Асафьев писал о романсах Глинки: «В романсах Глинки всегда налицо чуткое знание интонационно-музыкального словаря» эпохи и, в особенности, языка русской бытовой музыкальной лирики, при постоянстве
своей
точки зрения, «своего почерка» в работе над этими элементами. Это очень существенно. Но еще существеннее: несомненное присутствие в каждом почти романсе «интонационной идеи» или замысла в только что указанном смысле. Неинтересных в этом отношении романсов немного. Но привлекательность большинства во многом обусловлена данным качеством».[3] В цикле романсов «Прощание с Петербургом» отчетливо прослеживается своеобразный внутренний поэтический сюжет, объединяющий все двенадцать романсов одним настроением, одной темой – романтической темой странствий. В цикле воплотилась мечта о прекрасном – страстное стремление к «прекрасному и далекому».

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением На птичку.

История создания – Стих бы написан в 1792-1793 годах, впервые опубликован в 1827 году.

Тема стихотворения – Центральная тема произведения – свобода, но свобода не только в творчестве, но и в других сферах жизни.

Композиция – Произведение состоит из четырех строк, в которых заключен глубокий философский смысл.

Жанр – Эпиграмма.

Стихотворный размер – Четырехстопный ямб с использованием перекрестной рифмы.

Ссылка на основную публикацию