Анализ стихотворения Жуковского Лесной царь 8 класс сочинение

Анализ стихотворения Жуковского Лесной царь

Василий Андреевич Жуковский – один из самых талантливых поэтов 19 века, он является основателем такого направления в русской литературе как романтизм. Также за свое творчество Жуковский написал большое количество баллад, посланий, песен и романсов. Несомненно, поэт внес большой вклад в развитие русской литературы. Василий Андреевич – очень разносторонний человек, он не только был поэтом, но и критиком, а также переводчиком. Говоря о последней деятельности, можно выделить произведение “Лесной царь”. В 1818 году Жуковский решил сделать перевод баллады всеми известного автора Гете, которая называлась “Король эрлов”. Сюжет оригинального произведения был сохранен, но при этом русский поэт внес некоторые свои личные чувства и переживания, чем прекрасно дополнил балладу Гете.

Сюжет построен на разговоре отца и маленького сына. Мальчик боится Лесного царя и говорит об этом своему отцу. Этот сказочный герой настолько умилен красотой ребенка, что хочет во что бы то ни стало забрать его с собой в волшебную страну. Он пытается всеми способами уговорить мальчика пойти с ним. С каждым новым действием все больше нарастает напряжение и волнение. На протяжении всей баллады мы чувствуем страх и боль ребенка, сопереживаем ему. И вдруг, конец очень сильно удивляет. Отец находит мертвого ребенка.

Сравнивая перевод Василия Андреевича Жуковского и оригинальное произведение Гете, можно заметить определенные отличия. К примеру в балладе немецкого поэта более ярко переданы переживания и боль отца, а Лесной царь уговаривает мальчика с помощью очевидных искушений: любовь и ласка матери, развлечение, веселье. У Василия Андреевича мы видим понятное, типичное обращение к отцу “родимый”, а образ лешего с густой бородой. Отец в варианте русского поэта изображен как старик, что придает больший драматизм.

Как уже раннее говорилось. Жанр данного произведения – баллада, корнями она происходит из фольклора. Это произведение в стихотворной форме, особенностью которого является напевной характер. В балладе “Лесной царь” можно выделить следующие темы: смерть, мистический сюжет, а также попытка пройти через испытание, то есть борьба. Лесной царь является символом зла и страха.

Таким образом, Жуковскому удалось не только сделать образцовый перевод произведения Гете, но и дополнить его своими личными идеями, а также приспособить балладу для лучшего понимания русским читателем.

Вариант №2

В 1782 году увидел свет «Король эрлов» немецкого классика Иоганна Гете. Это была романтическая интерпретация древней скандинавской легенды о Короле Эльфов, который за золото и драгоценные камни подчинял себе души маленьких невинных детей. В 1818 году произведение было превосходно адаптировано для российского читателя талантливым поэтом и переводчиком В.А. Жуковским, который творчески переработал исходный текст и внес в него национальный русский колорит. Так жестокий эльфийский король стал Лесным Царем, получившим свой венец от самой Тьмы.

Сюжет «Лесного царя» довольно сильно отличается от оригинального произведения. Баллада так же имеет мало общего с другими представителями своего жанра, в которых отважные рыцари храбро сражаются за честь прекрасных дам. Здесь же героями становятся обычные крестьяне. В ночной тени отец везет своего сына, страдающего от неизвестной болезни, к лекарю. Маленький мальчик напуган странными видениями, в которых к нему приходит сам Лесной царь. Мистический персонаж зовет в свое царство красивое дитя, предлагая тому несметные богатства, безграничную власть и вечные веселые игры со своими прекрасными дочерями. Ребенок не соглашается на чудесную жизнь без боли и страданий, он боится ужасного злодея с большой бородой и ищет поддержки в объятиях отца, который считает слова сына всего лишь детской фантазией, лихорадочным бредом. Уставший мужчина только сильнее подгоняет лошадей, чтобы успеть привезти угасающего младенца к доктору. Так ослабленный мальчик, потерявший всякую надежду на спасение, вынужден самостоятельно бороться за свою свободу. Но проходит какое-то время и родитель с ужасом понимает, что его любимое чадо больше не дышит.

Баллада является аллегорией на жизнь и смерть. Измученный болезнью малыш определенно бредит, в его воспаленном воображении смешивается реальность и фантазии. Образ Лесного царя явно является олицетворением смерти, проводником в загробный мир. Иллюзии и явь настолько тесно переплетаются в сюжете, что даже читатель не в силах отличить их друг от друга.

Сама баллада буквально пропитана мрачным настроением и мистицизмом. Для этого Жуковский безошибочно использует множество эпитетов: «хладная мгла», «темная корона», «ветлы седые». Большое количество олицетворений, наделяющих зловещим разумом ветви деревьев, ветер и даже туман, делает это произведение еще более загадочным и жутким. Произведение написано ямбом со смежными рифмами. Этот литературный прием позволил автору достоверно передать выразительные коварные речи духа смерти и грустную беседу между отцом и его крохой.

«Лесной царь» заставляет читателя остро переживать судьбу героев, сочувствовать горю, которое огромным грузом легло на плечи старика отца, одновременно осуждая его за равнодушие к просьбам умирающего сына. Жуковскому с удивительной точностью удалось передать чувство беспокойства и страха, поселившегося в душе находящегося в предсмертной агонии маленького мальчика, его полнейшую беспомощность перед чудовищным недугом.

Лесной царь анализ стихотворения

Известный классик и наставник А.С. Пушкина занимался обширнейшей литературной деятельностью. Разностороннее дарование умещало в нём прозаика, стихотворца, переводчика и педагога. Российская империя обязана ему, как автору гимна России царского времени. Действительно, нетрудно догадаться: это был Василий Жуковский. Василий Андреевич тяготел к литературным переводам, предпочитая поэзию. По его мнению, соавтором поэта становится его переводчик. Работа представляется состязанием двух творцов. Другое дело переводить прозу, где интерпретатор привязан, как раб к тексту.

В 1818 году читатели неожиданно для себя получили шедевр – балладу «Лесной царь». Невероятная популярность произведения открыла новатора в творчестве. Стихотворение было отличным переводом «Царя леса» Гёте. Сюжет немецкого поэта сохранён. Тема представляет собой мистическую ситуацию: – злодей-искуситель захотел забрать душу невинного ребёнка. Жуковский обогатил драму новыми образами персонажей. Мальчик у него изначально дрожит может быть от болезни а не от царя, «сверкнувшего в очи дитю», и представленного седовласым «с густой бородой», «в тёмной короне».

Повествовательный сюжет замешан на попытке отца спасти от страха своего мальца. На ужасе, и леденящей кровь истории идут все разговоры в драме. Монологи переплетены с диалогами как в болезненном бреду. Жалостливый читатель сопереживает крайне «ангельской душе», до конца надеясь на лучший исход.

В средствах художественного выражения Жуковским использован балладный стиль лесного эпоса. Тут «хладная мгла», звуки, тени, «виденья жуткие». Весь стих написан амфибрахием, введенным в употребление именно Жуковским. Сложение рифм попарное.

Композиционное построение следующее:

  • Начальное описанье вида больного мальчика в объятьях отца – старика. «Обняв, его держит и греет».
  • Далее вопрос отца и ответ ребенка как введение в драматический сюжет.
  • С третьей строфы начинаются дьявольские увещевания и посулы; «золото, перлы, радость сулит, дуброве».
  • Близкая кульминация перед последней строфой -«мне тяжко дышать».
  • Неожиданная горькая развязка: смерть любимого ребенка на руках у отца.

Поэтическая лексика.

Приёмы автора включают в себя применение архаизмов -«издрогнув, перлы, тяжко». Самые разные метафоры обогащают балладу сочетаниями: «бирюзовы цветы, струи жемчужны». Олицетворение природы, например: «ветер проснувшись», украшает сказание. Яркие эпитеты: «оробелый, родимый, прекрасных дочерей». Применяется поэтом и анафора о «Родимом лесном царе» упоминается дважды.

Определённо, Жуковскому удалось с лёгкостью обойти в соревновании изначального творца! «Лесной царь» превзошел по яркости, поэтичности прообраз от Гете!

Картинка к стихотворению Лесной царь

Популярные темы анализов

Пейзажная лирика Н. А. Заболоцкого пестрит яркими природными зарисовками, в которых каждый объект окружающего мира наделён душой. Наиболее эмоциональным диалогом поэта с мирозданием по праву стоит считать стихотворение

Стихотворение «Листья падают, листья падают» было создано Есениным в 1925 году. В этот период в произведениях поэта царят депрессивные настроения. Он запутался в том, как относиться к себе, к миру и людям. Кроме того,

«Иней» – стихотворение Бунина, написанное им в то время, когда он был молод и почти неизвестен. Литературную деятельность Бунин начал ещё в 15 лет: он к тому времени написал первый роман, но его нигде не приняли.

Без сомнений одним из самых патриотично настроенных писателей в начале 20 века можно считать Маяковского. Поэт пережил революцию и подчеркивает её важность и огромную роль в переменах на будущее,

Во время написания этого стихотворения Есенин учился в церковно-приходской школе. Есенин не стремился быть известным, просто ему нравилось описывать природу и все что вокруг него происходит. Это произведение мир мог бы и не

Анализ баллады «Лесной царь» (В. Жуковский)

Автор: Guru · Опубликовано 06.09.2017 · Обновлено 08.10.2017

В эпоху романтизма в Европе весьма широк интерес к фольклорным сюжетам. Они нашли своё отражение, как в прозе, так и в поэзии: в новеллах Гофмана, сказках братьев Гримм. В поэзии – это баллады Гёте, Бюргера. Например, всемирно известную балладу Гёте «Лесной царь» нередко интерпретируют, и не только в литературе. На русской почве образцовым является художественный перевод Жуковского, который получился настолько самобытным, что стал самостоятельным произведением по мотивам творчества немецкого поэта.

История создания

Иоганн Вольфганг фон Гёте написал балладу «Лесной царь» в 1782 году. Сам образ злобного лесного духа поэт заимствует из датской легенды о Короле Эльфов, которую перевёл на немецкий Иоганн Гердер. Жуковский создаёт свой вариант «Лесного царя» в 1818 году.

Если сравнить его балладу с оригиналом, то можно увидеть массу принципиальных отличий в создании образов. Например, у Гёте острее переданы переживания отца, а Лесной царь предлагает более подходящие для ребёнка соблазны: материнскую заботу, игры, хороводы. У Жуковского же мы встречаем более традиционное для русского восприятия, ласковое обращение к отцу «родимый», а сам Лесной царь изображен не с хвостом, а «с густой бородой», что опять же привычнее для русского сознания. Всё это позволяет считать, что русский поэт создал своё уникальное произведение, лишь опираясь на немецкий образец.

Жуковский создавал свои произведения тогда, когда читающая публика полагала, что русской литературы не существует, а на родном языке писать произведения – невозможно. Поэтому образованные люди читали и «Лесного царя», и многие другие шедевры западноевропейской литературы в оригинале. Перед поэтом стояла весьма трудная задача: доказать, что русский язык способен встать на одну ступень вместе с такими великими языками, как французский, немецкий и английский.

О чем?

Сквозь ночную тьму мчится на коне отец с тяжело больным сыном. У мальчика высокая температура, если говорить медицинским языком того времени, горячка, он бредит. Ребёнку кажется, что за ними гонится Лесной царь, и он признаётся папе в своих страхах. Встревоженный отец понимает, что это значит, но он мужественно не даёт отчаянию взять верх над собою и всё сильнее погоняет коня. Как любящий и заботливый родитель, он старается успокоить сына: шёпот злого духа – шелест листьев, дочери царя – серебристые ивы.

Читайте также:  Анализ стихотворения Жуковского Птичка сочинение

Далее Лесной царь обещает своему потенциальному пленнику золото и игры, но мальчик боится его и продолжает противостоять его уговорам. Когда надежда на спасение уже близко, настойчивый властитель угрожает взять ребёнка силой. Отец доскакал, надеялся, что успел, но ребёнок был мёртв.

Жанр и направление

Баллада берёт своё начало в устном народном творчестве, французские писатели 14-15 вв. активно разрабатывали этот жанр в литературе, а поэзию романтизма без этих сказочных стихов представить невозможно. «Лесной царь» — баллада – стихотворное сюжетное произведение, которое может носить напевный характер. Обычно в балладе присутствует фантастический элемент, происходящий из фольклора.

Участник литературного общества «Арзамас» В.А. Жуковский имел в этом окружении прозвище Светлана, что неслучайно. Среди всего его наследия баллады считаются самыми лучшими и непревзойдёнными произведениями. Притом, по большей части они переводные. Но не только он писал фантастические стихотворные рассказы на русском языке, интересовались этим жанром и Н.И. Гнедич, П.А. Катенин, обращались к данной форме и наследники Жуковского – А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов.

Главные герои и их характеристика

В балладе Жуковского «Лесной царь» присутствуют три главных героя: отец, сын и кажущийся больному ребёнку Лесной царь.

Отец в варианте Жуковского представлен уже стариком, что придаёт ещё больший трагизм происходящему. Он изо всех сил пытается мужественно противостоять опасности, нависшей над его семьёй, но болезнь победила ребёнка.

Мальчик же не понимает, что ему лишь мерещится злой дух, он принимает видения за реальность. Он умирает не с ощущением физической боли, но с чувством страха перед Лесным царём. Можно представить себе, что так к ребёнку приходит смерть, ведь согласно датским легендам, именно лесной дух навещает тяжело больных и забирает их с собой.

Тематика

  • Смерть. Эта тема представлена в балладе глазами взрослого и ребёнка. Детское сознание еще не способно воспринять угасание, поэтому мальчику не страшно умирать: он боится Лесного царя, ему страшно разлучиться с отцом. Совершенно иначе видит ситуацию несчастный родитель. Он понимает, что жизнь его, может быть, единственного наследника в опасности: сын бредит, а это плохой знак.

Главная мысль

Одной из популярнейших идей для романтизма является судьба героя — предопределение, злой рок. Эта же мысль пронизывает балладу «Лесной царь». Трагедия имеет, как это ни печально, вполне реальный и распространённый сюжет для своего времени. Возможно, и это послужило большой популярности произведения, как в Европе, так и в России. Герои – отец и сын, судьба – Лесной царь. И ничто не в силах изменить то, что должно неизбежно случиться. Ещё больший драматизм придаёт финал баллады: отец уже доскакал, мальчик сражался до последнего, но в шаге от спасения – умер.

Чему учит?

В.А. Жуковский своей балладой «Лесной царь» призывает читателя быть смелым и стойким, бороться до конца, несмотря ни на что. Хоть и надежда порой умирает, но всё-таки последней. Нельзя терять силу духа и приходить в отчаяние, особенно когда в опасности находится жизнь близкого человека. Отец потерял своего ребёнка, но, тем не менее, он выглядит героем, а не проигравшим страдальцем. Он сделал всё, что мог, а не ждал печальной участи, сложа руки, однако понимал: шансов на спасение практически нет. Жуковский убеждает нас: только веря и надеясь возможно противостоять судьбе.

Сочинение Анализ баллады Лесной царь Жуковского

Это произведение является переводом В. Жуковского баллады Гёте, которую тот сочинил, основываясь на датских поверьях о лесном духе. Король или царь обитал на болотах и в лесах и являлся к умирающим людям. В. Жуковский внес небольшие изменения в балладу. Она выполнена в виде стихотворного рассказа. Главными героями являются отец, который мчится на коне, и его маленький сын, ему страшно и плохо. А также Лесной царь, его видит лишь умирающий малыш.

Баллада построена в виде диалога, в котором ребенок описывает свои видения, а отец не верит ему и пытается его всячески успокоить. С первых строк понятно, что с ребенком что-то не так: он сильно дрожит и прижимается к немолодому отцу, чтобы хоть немного согреться. Мальчик болен, его знобит, от этого ему и чудится мистический персонаж, зовущий к себе. Физические страдания усугубляются жуткими видениями.

Мальчик ласково называет отца “родимый”. От такого обращения он кажется еще более беззащитным и уязвимым, его очень жалко, просто сердце разрывается. Ребенок видит страшного Лесного царя с бородой и в короне, но отец не понимает его. Дальше царь не просто чудиться, он зовет к себе, он завлекает ребенка драгоценностями, роскошными замками и красивыми дочерьми. Это манит несчастную невинную душу, но и сильно пугает. Ребенок вновь и вновь настойчиво говорит отцу о своих видениях. Но тот видит лишь туман и ветви деревьев, вместо голоса Лесного царя слышит лишь ветер.

Ребенок одинок в своих терзаниях и с воем страхе, который нарастает и переходит в ужас. Ведь царь заявляет, что мальчик ему достанется любой ценой. У юного создания уже не осталось сил сопротивляться, он начинает кричать и задыхаться. Отец отчасти понимает, что может потерять сына и изо всех сил старается добраться до людей, лекарей, чтобы они спасли дитя. Но не успевает. В его руках лишь бездыханное тело.

Трагическая баллада, в которой эмоции нарастают к ужасной концовке. Возможно, отцу следовало бы прислушаться к ребенку, остановиться и успокоить его. Даже если малышу судилось умереть в эту ночь, то он бы умер в спокойствии, ощущая поддержку, заботу и понимание отца, а не леденящий душу страх. Смерь детей – это самое ужасное, что может случиться с родителями.

Вариант 2

Лирическое произведение является одним из лучших неподражаемых переводов баллады Гете о короле эльфов, высоко оцененным в поэтическом сообществе. Однако автор переделал первоисточник, созданный на основе народного эпоса привнеся в него свои мысли и чувства.

События развиваются через проникновенный разговор отца с заболевшим ребенком, которому в воспаленном бреду является таинственный лесной правитель – царь и ему кажется, что это происходит в действительности. С самого начала баллады поэтом уникально создана обстановка тревоги, скорой беды и ощущения недоброго предчувствия.

Страдающему отцу жалко бредящего сына, но он спокойно выслушивает больную фантазию мальчика. Ребенку чудится, что злой и могучий лесной царь уговаривает его пойти за ним, в его царство, где он сможет наслаждаться радостями жизни и удовольствиями, вместе с его прелестными дочерями играть и веселиться, он заманивает мальчика удивительными богатствами и драгоценностями. Мальчику кажется, что он с отцом убегает, а волшебник, представленный поэтом в образе величественного бородатого старика с темной короной на голове, стремительно их догоняет. От страха малыш кричит в ужасе и скоропостижно умирает.

Эту фантастическую легенду поэт рассказывает читателю, используя разнообразные выразительные художественные средства: эпитеты, метафоры, олицетворения, многочисленные лексические повторы, которые на всем протяжении баллады иллюстрируют человеческие чувства родных людей. Описывая образ отца, автор ярко передает его ощущение бессилия перед роковой судьбой и невозможность помочь собственному ребенку, а раскрывая образ сына в каждой строчке ощущается дикий ужас мальчика перед злодеем, желающим искусить невинное дитя.

Все произведение наполнено нарастающим драматизмом ситуации, а сцена погони лесного царя за отцом и сыном олицетворяет неизлечимую болезнь, которая неминуемо приводит к гибели ребенка. Поэт, являясь неподражаемым словесным мастером, акцентирует внимание читателя на том, что в жизни происходит много ужасного, злого, страшного, в том числе и смертельного, а торжество добра и справедливости не всегда бывает в реальности.

Атмосфера баллады настолько насыщена болью, страданиями ребенка, что читатель невольно начинает физически ощущать весь ужас и трепет малыша перед явившемся ему лесным волшебником.

Анализ баллады Жуковского Лесной царь 6 класс

Жуковский как писатель был очень продуктивным и стойким к негативным отзывам, человеком. Он всегда старался получить от читателя отзыв, чтобы знать в каком векторе ему двигаться дальше в его литературном пути и пути становления как автора. Он старался привить русскому человеку способность воспринимать русскую литературу ни как лишнюю и не заслуживающею внимания, а как литературную единицу, способную конкурировать с западными произведениями. Русский народ на то время считал русскую литературу не заслуживающей лишнего внимания, из-за чего Жуковский пришёл к выводу, что он поменяет мнение людей о родной литературе.

Исходя из всех этих убеждений Жуковский старается создать свой особенный стиль в литературе. Пытаясь создать что-то новое и делает большие шаги в прогрессивном пути писателя, из-за чего его начинают замечать всё больше и больше людей. В каждом своём произведении он даёт читателю чувство патриотизма, чувство гордости за свою родину. Стараясь передать свои чувства, он, сам того не подозревая, подогревает интерес к русской литературе не только у своих соотечественников, но и у европейцев.

Одним из произведений создавших ему прочное основание для дальнейшего развития является баллада “Лесной царь” основанная на произведении Гёте. Прочитав произведение Гёте, Жуковский получает необходимую ему дозу вдохновения, после чего начинает писать произведение. Сюжет в нём практически полностью соответствует первоисточнику, однако есть существенные изменения в самой структуре произведения.

“Лесной Царь” Жуковского более приближен к привычным формам для русского человека, нежели для европейца, что и создает принципиальное различие между произведениями. Также произведение Жукова наполнено множеством интересных образов, благодаря которым произведение наполнено собственной атмосферой.

Сочинение 4

«Лесной царь» был написан Жуковским, по подобию баллады Гёте «Король эрлов». Основной сюжет был перенесен из оригинального произведения, дополнен художественными образами автора и эмоциональными переживаниями.

Сюжет баллады повествует об отце и его маленьком сыне, которого тот несет на руках. Они вместе едут на лошади, и маленький мальчик жалуется отцу на лесного царя, который грозится его забрать к себе. Лесной царь и в самом деле пленен красотой мальчика и во что бы то ни стало хочет забрать себе. Он сулит мальчику игру с его дочерями и все прелести жизни в его доме. В конце концов сын наездника умирает прямо у него на руках.

В основе этого сюжета лежит древняя легенда о короле Эрлов, который забрал жизнь мальчика. Здесь можно упомянуть о том, что на самом деле, лесной король всего лишь несуществующий призрак, а мальчик смертельно болен, и видит галлюцинации в виде существа, которое хочет его забрать. Но не все люди придерживаются этой точки зрения, некоторые верят в то, что существовал реальный король, который отнял ребенка у отца.

В балладе описаны события, обрисованы эмоции действующих героев, в них не прослеживается отношение самого автора к происходящему. Отец описывается эгоистичным персонажем, который не обращает внимания на мольбы маленького мальчика, он как можно скорее хочет добраться до пункта назначения. Отсюда мы можем вывести основную мысль – очень важно прислушиваться друг к другу, внимательно относиться к просьбам и словам близких людей.

Читайте также:  Анализ стихотворения Жуковского Песня сочинение

Нельзя сказать, что отец не любит мальчика. Он утешает его словами, но ничего на самом деле не предпринимает. Лесной царь тоже очень много говорит, и по-своему любит мальчика. В итоге, не смотря на такую любовь, малыш погибает. Он остается один на один со своими страхами и переживаниями, не смотря на то, что родной и любящий отец находится рядом. Мальчик представлен в виде милого, доброго существа, сердце которого полно сострадания к отцу. Автор хочет заставить читателя переживать вместе с мальчиком, испытывать его душевную боль и страдание.

Благодаря очень точным и острым фразам, автор подчеркивает динамику и эмоциональность сюжета. Спокойствие главных героев быстро сменяется отчаянием и паникой, а на смену любви приходит страх и ужас. Отец не доверяет словам своего сына, и отрицает его чувства и эмоции.

Главное действие сюжет происходит ночью, и это нагнетает обстановку, придает мистические очертания и обостряет страх.

8 класс, 9 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ баллады Лесной царь Жуковского

Популярные сегодня темы

Тема любви в романе Александра Пушкина «Евгений Онегин» играет ведущую роль. Автор сравнивает разные виды любви, разные подходы к пониманию любви, разные способы отношения к ней.

Известный на весь мир художник Илья Репин первые шаги по творческому пути уже начал в 13 лет. После оттачивал своё мастерство в академии художеств, которая возродила в душе Репина героизм революционного движения

Больше всего мне нравится весна. Когда просыпается все живое, тает снег, солнце все ярче светит и согревает землю. Люди начинают собирать березовый сок, первые грибы – строчки и сморчки

Зима – чудесное время года, занимает три месяца в календаре. Больше всего ждут это время года – дети! Можно на лыжах покататься и на санках и ватрушках.

В каждой семье должен быть ребёнок, который обязан помогать своим родителям по дому. Но многие дети этим недовольны и предпочитают лучше посидеть в компьютере, смартфоне, нежели помочь маме с уборкой.

Анализ баллады «Лесной царь» (В. Жуковский)

Баллада В. А. Жуковского «Лесной царь» в свое время стала заметным событием в русской поэзии. Писатель создает новое произведение на основе вольного художественного перевода баллады Der Erlkönig авторства И. О. Гёте. Сюжет «Лесного царя» на первый взгляд кажется достаточно простым: отец везет маленького ребенка по лесу, и заболевшему мальчику в бреду видится Лесной царь – фольклорный повелитель лесов, который хочет забрать его к себе. Мужчина же говорит сыну, что на самом деле ему все мерещится: лицо царя он видит в тумане, его дочери – это просто ветви деревьев, которые колышутся на ветру, а все, что слышится ребенку, является шумом листвы. Конец поэмы трагичен – ребенок не пережил поездки. Когда «ездок» доскакал до места назначения, в руках его был «мертвый младенец».

История создания

Как уже было сказано раннее, Жуковский берет в качестве основы для своего произведения балладу И. О. Гёте «Король эрлов» и в 1818 году публикует «Лесного царя».

И. О. Гёте был знаком с датским фольклором, в котором существует легенда о жестоком правителе лесов, забравшем душу мальчика. Уже тогда существовало несколько толкований сказания: одни считали, что ребенок умирал от тяжелой болезни и бредил из-за лихорадки; другие же настаивали, что он был здоров и правда видел грозный дух. В 1782 году немецкий поэт публикует «Короля эльфов». В культуре его народа по преданиям Король эльфов приходит к умирающим людям, поэтому этот персонаж всегда ассоциируется со смертью.

Современниками была дана весьма положительная характеристика баллады «Лесной царь». Читатели отмечали высокое качество перевода баллады с немецкого языка, пусть он и вольный. Жуковский немного изменяет сюжет и образы героев. В первую очередь, он делает это для адаптации иностранного фольклора для российской аудитории.

Жанр, направление, размер

Баллада написана ямбом, рифма в ней смежная: первые строки рифмуются со вторыми, а третьи – с четвёртыми. Это помогает разделить диалог ребенка с отцом и призывы Лесного царя.

Сам жанр произведения был в то время нов для российской литературы – можно сказать, именно Жуковский вводит балладу в русскую поэзию. Баллада — это стихотворное произведение, в основе которого лежит необычайный случай. В «Лесном царе» нет остродраматической истории, как в «Светлане», например, поэтому его сюжет часто определяют как нетипичный.

Баллады практически всегда принадлежат к романтизму. Многие критики отмечали, что именно с баллад Жуковского начинается романтическое направление в русской поэзии. В «Лесном царе» есть несколько признаков романтизма: напряженность сюжета, читатель предчувствует несчастливый конец; присутствие фантастических сил, которые пытаются погубить героя; размытые границы фантастического и реального; высокая эмоциональная проникновенность текста (эмоционально окрашенная лексика («темные ветви», «холодная мгла», «малютка» и др.)).

Композиция

Введением к сюжету становится вопрос: «Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?». Для стихотворных форм подобное начало не является новаторским, но оно хорошо помогает влиться в атмосферу произведения с первых строк.

Жуковский с помощью рифмы намеренно делит монолог Лесного царя, который, возможно, не существовал, с речью действительно существующих людей. Так автор разделяет мир реальный и мир фантастический. Однако в тексте нет четкого указания, что коварный дух – это только выдумка ребенка.

Главные герои и их характеристика

В балладе «Лесной царь» есть три персонажа: наездник, его маленький сын и Лесной царь. Все образы одинаково важны для понимания текста.

Жуковский не дает прямых описаний героев, кроме «ездока» — упоминается, что он старик. Он сильно переживает за ребенка, «летит» на коне сквозь лес, крепко прижимает мальчика к себе, однако все равно не успевает. Его сын зовется в произведении «молодым», «младенцем», что указывает на его юный возраст. Детям свойственно видеть фантастических существ в темноте, особенно когда им страшно. Более того, ребенок бредил. То есть он никак не мог поверить, что ему мерещится Лесной царь, пускай отец ему все объяснил.

Сам же фольклорный персонаж представляется бородатым зловещим видением, который заманивает мальчика к себе, обещая ему забавы и богатство. В чем-то образы Лесного царя и отца героя схожи: один с бородой, второй «старик», и они много говорят, как бы переманивая ребенка на свою сторону, пока он находится между двумя мирами.

Темы и проблемы

  1. В балладе раскрываются несколько тем. Самой очевидной из них становится тема смерти.В любые времена кончина ребенка – это трагедия, его очень жалко, так как обычно он ни в чем не виновен. В «Лесном царе» мальчик умирает в страхе – он не хочет уходить с повелителем лесов, тот пугает его и даже угрожает: «Неволей иль волей, а будешь ты мой». Ребенок, угасая, продолжал сопротивляться – он не поддавался на уговоры духа, который обещал ему вечные забавы, золото и жемчуга. Он умирает в муках: ему кажется, что Лесной царь догнал его, и поэтому он начинает задыхаться и кричать.
  2. Другой темой становится противостояние мира реального и мира фантастического: как и в других своих балладах, Жуковский сталкивает их, и основной герой не понимает, где настоящее и где придуманное. Это основная тема в произведении. К сожалению, в «Лесном царе» мальчик проигрывает миру фантастическому; нельзя утверждать, что он с ним борется, ведь он не верит объяснениям отца, который трактует его видения в рамках реальности.
  3. Основная проблема, поставленная писателем, заключается в том, что человек не всегда способен победить невзгоды, которые ему встретились на жизненном пути. Злой рок неумолим, судьбу невозможно переписать. Так, мальчик сильно заболел, и читатель не знает, в какой момент: возможно, отец повез его к лекарю в соседнюю деревню (так как не в каждом крестьянском поселении был свой врач); а может, мальчика начала мучить лихорадка уже в течение поездки, и мужчина не мог даже предвидеть такого развития событий. В любом случае, случилось так, что у героя не было возможности победить то, что ему предназначалось.

Главная мысль

В балладе раскрыто типичное для романтизма противостояние героя и высших сил, рока, предназначения. Жуковский делает его более реалистичным, чем Гете: если у немецкого поэта отец ребенка так же видит Короля эрлов, как и его сын, то у российского автора Лесного царя видит исключительно ребенок. М. И. Цветаева справедливо отмечала: у Жуковского мальчик «увидел оттого, что дрожит», а у Гёте – «задрожал оттого, что увидел». Основная идея произведения Жуковского заключается в том, чтобы передать мистическое переживание человека накануне смерти. Ребенок видит ее в образе Лесного царя, сопротивляется, но ничего не может изменить. Гете закладывал в свое произведение иной смысл: его фантастический герой — не метафора смерти и не плод воображения, а реальный персонаж.

В романтизме авторы обычно ориентировались на более чувственные, социальные вещи, такие как отчуждение, одиночество, упадок общества. Жуковский создает бытовую историю – болезнь, которая приобретает фантастические мотивы. Он показывает, что в качестве рока могут выступать не только испытания, полученные от социума.

Чему учит?

Жуковский в своей балладе «Лесной царь» изображает ситуацию, в которой Зло, казалось бы, побеждает Добро. Но является ли данная история противостоянием высших сил? Автор призывает читателей быть более чуткими друг к другу, не терять надежду и бороться до конца. Так делал мальчик – он пытался спастись от Лесного царя, пускай ему это и не удалось; так делал и его отец – он «летел» на коне, спрашивал ребенка, как тот себя чувствует, пытался донести до него, что повелитель леса ему только мерещится.

Баллада «Лесной царь» не может оставить никого равнодушным, и этим она уникальна. Жуковский создает сюжет, более близкий российскому читателю, что помогает вызвать глубокий эмоциональный отклик в душе.

Анализ баллады Жуковского Лесной царь сочинение 8, 9 класс

В этой не такой уж большой балладе Жуковский рассказывает страшную историю… Отец скакал на коне с сыном по лесу, где малыш увидел «царя», который его убеждал остаться, сулил подарки. Малыш отказывался, отец гнал коня быстрей, но на месте оказалось, что ребенок мертв. На самом деле это перевод Гете.

Начинается произведения с вопроса о том, кто мчится сквозь холодную мглу. Это делается, чтобы ввести в повествование героев, ведь тут же автор отвечает на вопрос, поясняет, что это ездок и его сын маленький. Даётся их разговор, параллельно – описание героев. Отец оказывается уже стариком, а мальчик – совсем малышом. Ребенок очень боится, прижимается к старику и дрожит. Конечно, старик интересуется причиной страха, хочет подбодрить сына. Тот рассказывает, что только что видел лесного царя – с бородой густой, с грозным взглядом, короной. Но отец не верит, поясняет, что это туман всего лишь. Но видимо, ребенок не слушает, так как он продолжает делиться свежим воспоминанием. Царь ему рассказывает, что в его стране всё богатство: вода жемчужная, цветы из бирюзы, строения из золота… И снова повторяет ребенок отцу про то, какие драгоценности обещал ему царь. (Интересно, что сын называет отца «родимый».) Царь ещё и радость предлагает, но отец думает, что ребенок принял за голос шум ветра.

Читайте также:  Иван-царевич и Серый Волк - краткое содержание сказка Жуковского

Теперь уже автор вводит в повествование голос самого царя. Тот прямо говорит, хотя слышит его, наверное, лишь ребенок, говорит о своих прекрасных дочерях. Как бывает в сказках, у царя нет наследника… Принцессы будут «братцу» петь, танцевать для него, летать. Малыш уже видит принцесс, а отец – лишь деревья.

Лесной царь угрожает, что заберёт ребенка даже против его воли. Тут мальчику становится трудно дышать. Испугавшись, старик подгоняет коня, а сын кричит и задыхается. Когда старик доскакал, сын его уже задохнулся.

Баллада страшновата, немного романтична, печальна. Лесной царь со своими дочерями – потусторонняя сила, в которую не верит взрослый, но она влияет на чувствительного, как многие дети, ребенка.

Слог баллады основательный, а не тяжелый, достаточно много богатых эпитетов. Сюжет, само событие захватывает, вызывает сочувствие, поэтому на слог особенно не обращаешь внимания.

Мне баллада понравилась. Жаль, что отец не послушал ребенка раньше, они бы, наверное, успели спастись. Но сын не предал отца – держался, буквально, до последнего вздоха.

Анализ баллады Жуковского Лесной царь

Подвиг, как слово и определенное действие, несет очень серьезную смысловую нагрузку, так как под этим понятием можно понимать многие героические действия, которые присущи не только человеку, так как случаются случаи героизма и подвига,

В романтической поэме «Мцыри» великий писатель М. Ю. Лермонтов в образе главного персонажа воплотил настоящие качества реальных людей 30-х годов 19 века. Мцыри – это герой-боец с душой бунтаря и могучим темпераментом, который не боится сразиться

Детство-это особый период жизни каждого человека. В этот период закладываются основы развития личности. Многие писатели затрагивали тему детства в своих произведениях, желая показать начало пути становления героя. У И.А.Бунина есть рассказ, повествующий

Этот русский живописец, является настоящим патриотом своей Родины, так как большинство его работ написаны в историческом плане, что и обуславливает его бешеную популярность и в наши дни. Все картины мастера, пропитаны любовью к своей отчизне.

В романе «Война и мир» гений Кутузова выделен особо. Кутузов – отец армии, он ближе всех высокопоставленных лиц к русскому народу. Он прост и хитёр одновременно, мудр и опытен в сражениях. В первый раз мы отчётливо видим Кутузова на смотре под Браунау.

Лето – это моя самая любимая пора года. Летом можно долго гулять. Летом можно купаться в речке, наслаждаться общением со сверстниками и наслаждаться теплыми деньками.

“Лесной царь” – анализ баллады Василия Андреевича Жуковского

История создания

В 1782 году Вольфганг фон Гете вдохновился на написание баллады «Лесной царь» История создания связана с сюжетом старинной датской легенды. Она рассказывает о короле Эльфов и злобном лесном духе. Переводом сказки занимался Иоганн Редер, а на русский язык балладу перевел В. Жуковский в 1818 году. Хотя он отступил от оригинального текста для того, чтобы сделать свой вариант более выразительным и ярким, критики приняли стихотворение благосклонно.

Принципиальные отличия легко заметить в образах персонажей. Гете более остро передал волнения отца, а Лесной царь заманивал мальчика более интересными способами — он сулил ему игры и хороводы со сверстниками, материнскую заботу и ласку. Жуковский же адаптировал балладу к простому русскому народу: сын называют папу родимым, а дух выглядит как леший, а не напоминает черта.

Русский поэт не менял содержание произведения, но оно только опирается на немецкий оригинал. Жуковский в стихотворной форме доказал, что писать на родном языке возможно. Хотя в те годы думали, что русской литературы не существует. Образованная интеллигенция читала «Лесного царя» и другую поэзию в оригинале. А писателю пришлось донести мысль, что русский язык может заслуженно стоять на одной ступени вместе с европейскими — немецким, английским, французским.

Направление и жанр

Баллада появилась еще в устном народном творчестве, а в XIV—XV вв. еках французские писатели начали активно разрабатывать ее в романтической литературе. Произведение «Лесной царь» носит не просто стихотворный, а напевный характер. В нем присутствует главная черта баллады — фантастические образы, мистическая атмосфера.

В. Жуковский был членом литературного общества «Арзамас», среди всего его наследия выделяются именно баллады. Он больше переводил их с иностранных языков, чем писал сам. Но Жуковский отмечал, что и в таком случае поэт должен проявить свой талант, ведь не так просто составить красивое стихотворение на уже готовой основе.

К особенностям жанра баллады можно отнести то, что произведение должно передать основную мысль предания или легенды, весь колорит страны или народа. Жуковский сумел выразить мрачный, готический смысл немецких сказок.

Характеристика героев

Начать анализ стихотворения Жуковского «Лесной царь» лучше с характеристики всех персонажей. Сюжет завязан на действиях нескольких героев:

  • старый ямщик;
  • его больной сын;
  • Лесной царь;
  • его дочери.

Автор в произведении проявляет свои чувства, отношение к разным персонажам. С самого начала он держит читателя в напряжении, создает мистическую атмосферу. Драматический оттенок произведение получает благодаря образцу отца. Это уже старик, но он старается сохранить и защитить свою семью. Над его ребенком нависла опасность — он серьезно заболел.

Вместе с сыном он поскакал через чащу, где царил дух, но мальчику было неспокойно. К нему явился злой царь леса. Старец в темной короне и с густой бородой соблазнял ребенка весельем, цветами бирюзовыми, жемчужными струями, золотыми чертогами. Но отец пытался развеять фантазии сына, ведь это только ветер колыхнул листву.

Царь не оставлял своих попыток заполучить мальчика. Он пообещал познакомить его со своими дочерями, с которыми ребенок смог бы играть при свете месяца. И опять ямщику не понравились слова сына, ведь не девушки из чащи леса появились, а седы ветлы.

Разозлился лесной дух, решил силой заполучить мальчишку. Больной младенец мучился от жара и удушья, жаловался отцу. Ямщик мчался дальше, летел верхом через лес, добрался до места назначения. Но эпилог по-настоящему пугает читателя — несчастный старик держал в руках мертвого ребенка.

И полное, и краткое содержание баллады наполнено фантастическими образами. Читателям непонятно, действительно ли мальчик видел злобного духа или ему все мерещилось из-за жара. Композиция стихотворения выстроена так, чтобы до самого конца не было понятна, как завершится поездка. При разборе становится ясным отношения автора к своему произведению — нельзя избежать своей судьбы.

Жуковский написал балладу, немного изменив ее окончание. Его произведение гуманнее, чем оригинал Гете.

У русского поэта ребенок умер от болезни, а у немецкого его убил царь леса. Дух все-таки смог забрать мальчика в свои чертоги, оставив отца в одиночестве скорбеть о своей потере.

Тема и основная мысль

Баллада содержит в себе описание чувств автора и всех персонажей. Она раскрывает сразу несколько тем:

Смерть представлена через восприятие взрослого мужчины и его сына. Ребенок не может понять, что ему придется умереть. Он боится не самой кончины, у него возник страх перед Лесным царем и разлукой с отцом. Но не так видит смерть мальчика ямщик. Он знает, что его сыну плохо — он бредит, а это является плохим признаком.

Мистическая картина для каждого читателя представляется по-своему. Образ властителя леса можно воспринимать как галлюцинации больного ребенка. Но для некоторых он является предвестником беды — злым ангелом, который отбирает жизнь. Царь символизирует страх, тьму, зло, саму смерть.

Родственники должны пройти тяжелые испытания, в этом и выражается борьба. Отцу страшно потерять сына, он мчится с ним ночью через лес к доктору. Он стремится помочь беззащитному ребенку, относится к нему бережливо, но не воспринимает всерьез его видения. Мальчику приходится в одиночку бороться с соблазняющим его духом. Лесного царя видит только он, поэтому он ищет защиты у отца. Но душа ребенка слишком слаба, чтобы противостоять злым силам. Он борется с ними до самого конца — до своей смерти.

В литературе эпохи романтизма главной мыслью произведений была судьба человека, злой рок, который преследовал его всю жизнь. По такому плану писал свою балладу и Жуковский. Сюжет этой трагедии хотя и печальный, на самом деле вполне реальный для того времени. Множество детей погибало в небольших селениях из-за невежества знахарей и лекарей, а довезти их в город к настоящему доктору родители не успевали или вообще не имели возможности.

И никто из героев стихотворения не смог избежать того, что должно было произойти. Особое драматическое настроение появляется в последних строках произведения: ребенок боролся со смертью всеми силами, но погиб в шаге от спасения.

Жуковский ловко играет со словами и фразами. С помощью диалогов он передает трагизм ситуации, а также эмоциональную окраску, используя ласкательно-уменьшительные формы. Лесной царь пытается запутать ребенка, называя его так же, как и отец — дитя, младенец. К концу баллады читатель чувствует ускорение действий — автор пытается заставить видеть рисунок летящего галопом коня с отцом и сыном. А в последних строках отражается отчаяние ямщика, который держит на руках умершего сына.

Мораль баллады

С помощью своего произведения Жуковских призывает читателей быть смелыми и решительными. Бороться со своей судьбой нужно до самого конца, надежда должна умереть последней.

В стихотворении отец, потерявший ребенка, выглядит не страдальцем, а героем. Ведь он делал все для спасения сына, не ждал его смерти дома, утешаясь молитвами и слезами. Он верил в исцеление, хотя и знал, что шансов у мальчика практически нет. Автор пытался доказать, что только сильные духом люди могут противостоять злым силам и року. Перед смелым человеком могут стихнуть все проблемы, но и в случае поражения нужно жить дальше.

Творчество Жуковского изучается школьниками в 7−8-х классах. Особое внимание уделяется его балладам — собственным и переводам. Перевод стихотворения Гете — «Лесной царь» — стало наиболее известным из его произведений. А дополнение рисунками и иллюстрациями в некоторых сборниках позволяет читателю полностью погрузиться в трагический сюжет.

Ссылка на основную публикацию