Анализ стихотворения Жуковского Море 9 класс сочинение

Стихотворение «Море» В .А. Жуковского разбор и анализ по плану

Развернутый анализ стихотворения «Море» Жуковского включает изучение художественных средств, сюжета и композиции произведения.

Исследование стихотворения помогает определить идею, своеобразие и способы воплощения замысла автора. Анализ, выполненный по плану, окажет помощь учащимся в подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.

Элегия «Море» история создания

Василий Андреевич Жуковский написал «Море» в 1822 году. Это период творческой зрелости поэта.

Василий Андреевич Жуковский (1783 — 1852) — русский поэт, один из основоположников романтизма в русской поэзии. Также известен как переводчик поэзии и прозы, литературный критик, педагог. В литературном отношении считал себя учеником Н. М. Карамзина. Литературный наставник А. С. Пушкина.

Мотивы романтизма становятся преобладающими в лирических произведениях Жуковского. Он отходит от сентиментализма.

Исследователи склоняются к мысли, что источником вдохновения поэта послужила Мария Протасова.

Влюбленный Жуковский сравнивает девушку с безбрежной водной гладью, неподвижность которой обманчива.

История любви Жуковского и Протасовой продлилась недолго и не имела продолжения. Разница в общественном положении не позволила родителям Марии согласиться на неравный брак. История создания стихотворения полна чистого и возвышенного романтизма.

Анализ стихотворения В. А. Жуковского

Образ моря впервые появился в творчестве Жуковского. В одноименном стихотворении он служит своеобразным итогом романтических поисков поэта.

Описывается не просто картина водной стихии, раскрывается душа человека, лирического героя.

Краткое содержание плана для анализа «Моря»:

  • общая информация о произведении,
  • идея текста,
  • жанр произведения, звуковая организация стиха,
  • выявление литературного направления,
  • особенности построения лирического произведения,
  • характер лирического героя,
  • основная проблематика,
  • темы,
  • средства художественной выразительности.

Основная мысль произведения

Для дальнейшего изучения художественного и идейного своеобразия произведения следует внимательно прочитать не краткое содержание, а текст стихотворения полностью.

Основная мысль, выраженная в поэтических строках, говорит о схожести явлений природы и душевных порывов человека. Людям необходимо учиться у моря непосредственному восприятию действительности, созерцанию и, одновременно, деятельному сопротивлению.

Человеку необходимо бороться и одерживать победу над мглой жизни, как делает в стихотворение непокорная водная стихия. Автор говорит, что счастье достигается лишь активными действиями.

И пусть к морю не возвратилась прежняя безмятежность, но оно вновь воссоединилось с небом.

Жанр и размер

Почему стихотворение Жуковского «Море» названо элегией? В переводе с греческого «элегия» означает «жалобный».

Именно такая эмоциональная окраска присутствует в сознании лирического героя «Моря».

Романтическая элегия наиболее полно выражает внутренний мир человека. В душе главного героя сливаются воедино и лирическая грусть, и философские размышления, и задумчивая печаль. Таким образом, авторское определение полностью совпадает с литературным жанром произведения.

Для элегии характерен не только особый эмоциональный настрой, но и соответствующий стихотворный размер. Создается неповторимая мелодия стиха, ритм, поддерживающий чувственное начало.

Произведение «Море» написано четырехстопным амфибрахием. С помощью этого стихотворного размера автор передает шум волн и морскую тишину.

В белых нерифмованных строках сохраняется ритм, что способствует глубокому восприятию пейзажных зарисовок и поэтической печали.

Литературное направление

Жанр стихотворения определяет принадлежность к литературному направлению. Элегия воплотила в себе основные качества, свойственные поэтам эпохи романтизма.

В элегии поэт-романтик может в полной мере излить глубокие душевные переживания, поведать о своих страданиях.

Жуковский, чье творчество неразрывно связано с романтизмом, опирается на опыт Байрона, который неоднократно обращался к элегическим мотивам.

Дата написания первой элегии Василия Андреевича «Сельское кладбище» 1802 год. Это произведение написано в духе сентиментализма.

А спустя 20 лет Жуковский создает «Море», содержащее черты романтизма. В произведении автор рисует символические образы неба и моря.

Композиция

Условно сюжет стихотворения можно разделить на три части, характеризующие состояние водной стихии, содержащие описание моря:

  • чистая лазурная гладь,
  • в непогоду,
  • по окончании бури.

Читатель наблюдает водный пейзаж глазами лирического героя. Сюжет развивается вместе с переменами, происходящими на морской глади.

Цель такого композиционного приема – сохранение динамики, стремление подчеркнуть переменчивость окружающей природы.

Характеристика героев

Героями стихотворения можно назвать:

  • море – главная героиня,
  • небо, воплощающее лирического героя.

Им дается точная характеристика. Образ моря предстает антропоморфным, наделяется чертами, свойственными людям. Читателю слышится дыхание моря, понятны чувства, испытываемые к небу.

Безмятежность моря напрямую связана с отраженными в нем небесами. Как только тучи скрывают небесную даль, волны взметаются ввысь, покой пропадает.

Лирический герой видит в море влюбленную женщину, страдающую от разлуки с любимым, но не бездействующую. Она борется и оберегает возлюбленного.

Проблемы

В произведении поднимаются свойственные романтизму проблемы:

  • независимость и порабощение,
  • покой и бурное движение.

Жуковский дает им оригинальную трактовку, одушевляя окружающий мир и явления природы.

Темы элегии «Море»

Автором поднимаются вечные темы, жизненные и понятные многим.

Тема любви

Близкая Жуковскому тема любви обретает новое звучание. Безнадежность, царящая в реальности поэта, в лирическом произведении воплощается в борьбу. Море, в отличие от влюбленной женщины, сопротивляется разлучникам.

Настоящие чувства неподвластны окружающим – вот что пытается донести Жуковский.

Тема борьбы

Из описанной выше темы возникает тема борьбы, сопротивления и грядущей победы.

Кульминация произведения – попытка отнять у моря чистое небо. Далее действие идет на спад.

Ощутив страх от потери, море уже не может вернуться к прежней безмятежности. И здесь проявляется тема человеческого одиночества.

Тема одиночества

Лирический герой, взирая на внешний мир, испытывает чувство одиночества. Он понимает, что нет ничего вечного в мире. Даже в любви каждый одинок.

Художественные средства

Несмотря на небольшой размер, лирическое произведение насыщено художественными средствами выразительности:

  • эпитеты концентрируют внимание на противоположности моря и туч, мглы,
  • аллитерация усиливает впечатление от схватки моря со мглой,
  • метафоры – это символические образы,
  • прием рефрена поддерживает ритм,
  • риторические вопросы подчеркивают романтическое направление, оживляют повествование,
  • тропы способствуют созданию исключительных авторских образов.

Разбор текста показывает, что, благодаря художественным приемам, автором создается яркая картина морской стихии и передаются тончайшие оттенки человеческих переживаний.

Заключение

В «Море» Жуковский выступил новатором, указавшим путь последователям романтизма. Значение стихотворения неоценимо для русского романтизма. Высокую оценку стихотворение получило у признанного гения А. С. Пушкина.

К водным стихиям обращаются Лермонтов и Тютчев. Вслед за Жуковским поэты наделяют окружающую природу душой, очеловечивают явления природы.

240,Анализ стихотворения «Море» В, жуковского

Развернутый анализ стихотворения «Море» Жуковского включает изучение художественных средств, сюжета и композиции произведения.

Исследование стихотворения помогает определить идею, своеобразие и способы воплощения замысла автора. Анализ, выполненный по плану, окажет помощь учащимся в подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.

История создания

Анализируемое стихотворение В. Жуковский написал в 1822 г. Зрелый период творчества поэта ознаменовался переходом от сентиментализма до романтизма. Это направление было очень популярно в русской литературе начала ХІХ века. Его признаки видим и в «Море», которое исследователи считают программным произведением поэта.

История создания стихотворения связана и с личными переживаниями автора. На момент появления морского литературного пейзажа он был влюблен в Марию Протасову, но создать семью с ней не мог. Мать Марии приходилась поэту двоюродной сестрой.

Анализ стихотворения В. А. Жуковского

Образ моря впервые появился в творчестве Жуковского. В одноименном стихотворении он служит своеобразным итогом романтических поисков поэта.

Описывается не просто картина водной стихии, раскрывается душа человека, лирического героя.

Краткое содержание плана для анализа «Моря»:

  • общая информация о произведении,
  • идея текста,
  • жанр произведения, звуковая организация стиха,
  • выявление литературного направления,
  • особенности построения лирического произведения,
  • характер лирического героя,
  • основная проблематика,
  • темы,
  • средства художественной выразительности.

Анализ по строфам «Море»

В. А. Жуковский «Море» по праву считают «литературным Колумбом Руси», открывшим ей «Америку романтизма в поэзии». Романтизм принес с собой новые темы, образы, настроения, мотивы, художественные приемы изображения. Проводником всего того нового и необычного, что нес в себе романтизм, и явился в России Жуковский.

Одним из ярких образцов романтической лирики является элегия «море», написанное в 1822 году.

Прежде всего обращает на себя внимание то, что поэт, рисуя морской пейзаж, постоянно проводит сопоставление мира природного и человеческого. Для этого он использует метафоры и олицетворения: «ты дышишь», «тревожною думой наполнено ты», «полное прошлой тревогой своей», «ты долго вздымаешь испуганны волны». Но это не только выражение чувств и мыслей человека через описание природы.

Такой прием использовался многими поэтами и до Жуковского. Особенность этого стихотворения в том, что одушевляются не отдельные части пейзажа, а море само становится живым существом. Кажется, что лирический герой говорит с Думающим и чувствующим собеседником, может быть с другом, а может— с каким-то таинственным незнакомцем.

Особо следует сказать о композиции стихотворения Жуковского. Это своеобразный лирический сюжет, который составляет движение, развитие состояния не столько самого лирического героя или природы, которую он наблюдает, сколько души моря.

Сюжет можно разделить на три части. Я назову их так: «Безмолвное море» — первая часть, «Буря» — вторая часть “Обманчивый покой» — третья часть.

В первой части рисуется прекрасная картина «лазурного моря», спокойного и безмолвного. Эпитеты подчеркивают чистоту моря, свет, пронизывающий всю картину.

Ты чисто в присутствии чистом его:

Ты льешься его светозарной лазурью,

Вечерним и утренним светом горишь,

Ласкаешь его облака золотые

И радостно блещешь звездами его.

Именно «светозарная лазурь» неба придает морю удивительные краски. Небо здесь не просто воздушная стихия, простирающаяся над морской бездной. Это символ — выражение мира иного, божественного, чистого и прекрасного. Недаром поэт подбирает эпитеты, насыщенные христианской символикой божественного; лазурь, свет, светозарный. Наделенный способностью улавливать даже самые незаметные оттенки, лирический герой стихотворения, размышляя о море, догадывается, что в нем скрыта какая-то тайна, которую он пытается постичь:

Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою:

Вторая часть стихотворения приоткрывает завесу над этой тайной. Мы видим душу моря, раскрывающуюся во время бури. Оказывается, когда пропадает свет неба и сгущается мгла, море, погруженное во тьму начинает рваться, биться, оно исполнено тревоги и испуга.

Кажется, что слышишь рокот набегающих волн. Этот эффект достигается за счет использования особого приема — аллитерации, то есть повторения одних и тех же звуков в нескольких словах. Здесь это аллитерация на шипящие, к тому же поддерживаемая ритмикой дактилической строки, имитирующей движение волн: «Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, / Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу».

Оказывается, что и море, подобно человеку, страдает на земле, где все изменчиво и непостоянно, полно утрат и разочарований. Только там — в небе — все вечно и пpeкрасно. Вот почему туда тянется море, как и душа поэта, стремящегося разорвать земные узы. Море любуется этим далеким, светозарным небом, «дрожит» за него, то есть боится потерять навсегда. Но соединиться с ним морю не дано.

Эта мысль становится понятной лишь в третьей части стихотворения, где «возвращенные небеса» уже не могут полностью восстановить картину покоя и безмятежности:

И сладостный блеск возвращенных небес

Не вовсе тебе тишину возвращает,

Обманчив твоей неподвижности вид:

Ты в бездне покойной скрываешь смятенье.

Так раскрывается для лирического героя тайна моря. Теперь мы знаем, почему в его «бездне покойной» скрывается смятенье, но остается смятение поэта, стоящего перед неразрешимой загадкой бытия, тайной мироздания.

Основная мысль произведения

Для дальнейшего изучения художественного и идейного своеобразия произведения следует внимательно прочитать не краткое содержание, а текст стихотворения полностью.

Основная мысль, выраженная в поэтических строках, говорит о схожести явлений природы и душевных порывов человека. Людям необходимо учиться у моря непосредственному восприятию действительности, созерцанию и, одновременно, деятельному сопротивлению.

Человеку необходимо бороться и одерживать победу над мглой жизни, как делает в стихотворение непокорная водная стихия. Автор говорит, что счастье достигается лишь активными действиями.

И пусть к морю не возвратилась прежняя безмятежность, но оно вновь воссоединилось с небом.

В стихотворении Жуковского отражена главная мысль романтизма – родство человека и природы. Поэт призывает учиться у неё как созерцанию, так и сопротивлению, а смысл стихотворения «Море» заключается в том, что нужно бороться за своё счастье. В качестве примера человеку приводится стихия, которая одерживает победу над мглой. К сожалению, море уже никогда не будет безмятежным, как прежде, но зато оно снова вместе с небом! Возможно, и сам автор стихотворения желал бы так же смело и твёрдо преодолеть все преграды, стоящие на пути к желанному браку.

  • Главная тема элегии «Море» – невозможность любви. И в этом проявляется автобиографичность, свойственная большей части лирики поэта. Он не мог жениться на своей возлюбленной – М.А. Протасовой. Молодые люди не решились венчаться без благословления матери и остались добрыми друзьями. Таким образом, аллегория в элегии более оптимистична, нежели судьба самого писателя, ведь разлучающая сила лишь на время вторгается в союз неба и водной пучины, ему же заключить брачный союз с возлюбленной не дано. Возможно, образ моря и получился настолько психологичным потому, что автор перенёс на него свои собственные переживания.
  • Из вышерассмотренной темы вытекает мотив борьбы. Противостояние моря и туч является кульминацией стихотворения. Но, даже одержав победу, оно уже никогда не будет спокойным: море обречено всегда бояться, что мгла в любой момент может снова попытаться отнять его счастье.
  • Кроме того, в произведении звучит тема одиночества. Не просто так лирический герой обращается к морю – он одинок, он радуется, что стихия счастлива в любовании небом, но в то же время чувствует и тревогу стихии. Водная пучина тревожится о своей светлой лазури, боится её потерять снова и остаться в одиночестве, может быть, навсегда.
Читайте также:  Анализ стихотворения Жуковского Птичка сочинение

Проблемы

В произведении поднимаются свойственные романтизму проблемы:

  • независимость и порабощение,
  • покой и бурное движение.

Жуковский дает им оригинальную трактовку, одушевляя окружающий мир и явления природы.

Заключение

В «Море» Жуковский выступил новатором, указавшим путь последователям романтизма. Значение стихотворения неоценимо для русского романтизма. Высокую оценку стихотворение получило у признанного гения А. С. Пушкина.

К водным стихиям обращаются Лермонтов и Тютчев. Вслед за Жуковским поэты наделяют окружающую природу душой, очеловечивают явления природы.

Анализ стихотворения «Море» (Н.А. Жуковский)

Чтобы провести анализ стихотворения «Море» (Н.А. Жуковский), стоит обратиться к личной жизни поэта. А в жизни его была любовная трагедия. Поэт был страстно влюблен в Марию Протасову, и это чувство было взаимным. Вот только молодым людям не суждено было быть вместе, потому что девушка приходилась автору двоюродной племянницей, а ее мать считала такой брак нарушением церковного закона. Жуковский и Протасова даже хотели обвенчаться без родительского благословения, но не решились.

Всю свою боль и страдания автор излил в стихотворении «Море». Но не только красотой стиха и высокой эмоциональность отличается стихотворение. «Море» было написано в 1822, когда уже автор уже состоялся как поэт и был достаточно известен и уважаем не только в литературных кругах. Но именно это стихотворение можно считать переходным от такого направления в творчестве поэта как сентиментализм к романтизму. Поэтому данное стихотворение стоит рассматривать как новаторский ход Жуковского. Кроме того, поэт был одним из первых, кто одушевил в своих стихах морскую стихию. Позже к ней обращались и другие поэты, а у Пушкина, например, есть стихотворение с таким же названием.

«Море» можно разделить на три смысловые части. В первой части лирический герой ведет диалог с водной стихией. Он восхищается морем, очарован им. Но он чувствует, что за этим величавым спокойствием кроется какая-то тайна, которая заставляет двигаться необъятному лону, а грудь моря становится напряженной. Лирический герой догадывается, что море влечет к себе небо, ведь только тогда, когда оно светлое и ясное, море может быть спокойным.

Во второй части лирический герой представляет картину, когда на небе собираются тучи. И тогда море меняется, превращаясь из безмолвной стихии в грозную мощь. Все сразу же наполняется движением, о чем говорят читателям многочисленные глаголы второй части:

Когда же сбираются темные тучи,

Чтоб ясное небо отнять у тебя —

Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу…

Но море не просто так взволновано: оно спасает «ясное небо», которое забирают у него тучи. Оно бьется, воет, поднимает волны, рвет и терзает – становится безжалостным в борьбе за свое небо.

И море побеждает. «Мгла исчезает», «тучи уходят». Но успокаивается ли море? Может показаться, да. Но на самом деле его безмятежность и спокойствие обманчивы. Теперь уже не стать ему никогда таким же безмолвным и спокойным. Ведь море теперь знает, что у него могут украсть небо, поэтому никогда уже не быть штилю. Так пишет Жуковский о настроении моря после бури:

Обманчив твоей неподвижности вид:

Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,

Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

Смятенье и тревога чувствуется теперь в море.

Жуковский очень хорошо не только чувствовал настроение природы, но еще и сумел передать его читателям так, что и мы, читая стихотворение, сами начинаем чувствовать, как море шумит, как о чем-то шепчется с небом и как превращается в страшную силу в борьбе за свое счастье. Так точно передать связь со стихией автору помогли средства художественной выразительности и строение стихотворения. Оно не делится на строки, но четырехстопный амфибрахий вместе с белым стихом создают особый ритм произведения, и кажется, что сами строки звучат в такт шуму морских волн.

Кроме этого, огромная роль в передаче настроения принадлежит эпитетам. Так, эпитеты «тёмные», «враждебная» нагнетают тревожность, которую приносят с собой тучи. А эпитетами «безмолвное», «лазурное» передается особая красота и чистота моря.

Особая роль и у олицетворений «льешься», «плещешь», «воешь», «бьёшься» «вздымаешь», «любуясь, дрожишь». С их помощью стихия оживает и становится способной переживать те же чувства, что и человек. Это наделяет стихотворение особым психологизмом.

Риторический вопрос «Что движет твое необъятное лоно?» и многоточие передают тревогу читателям, заставляют сочувствовать лирическому герою и морю.

Но только ли о море хотел рассказать в этом стихотворении Жуковский? Если знать биографию писателя, то нетрудно догадаться, что стихотворение биографично. В нем автор сравнивает себя с морем. Он так же несчастен и неспокоен, как и стихия. Жуковский считал, что его счастью препятствовали злые силы. Поэтому можно считать, что основная тема стихотворения – тема любви. Через настроение моря автор передает свои душевные переживания, а отношения моря и неба похожи на отношения Жуковского с Протасовой. Но если стихия смогла справиться с трудностями и добиться счастья, то автор обречен на одиночество, и это вторая тема стихотворения.

Идея стихотворения заключается в утверждении автором, что за свое счастье нужно бороться до конца и не отступать ни перед чем. Вот только свое счастье Жуковский так и не сумел отстоять. Стихотворение «Море» принято считать программным, что неудивительно, ведь оно дало толчок развитию нового направления в русской литературе. Он один из первых поэтов, кто мог тонко чувствовать связь чувств человека с настроением природы. Он, как никто другой из его современников, точно и волнующе мог передать состояние души через изменения в природе.

Стихотворение «Море» В .А. Жуковского — разбор и анализ по плану

Развернутый анализ стихотворения «Море» Жуковского включает изучение художественных средств, сюжета и композиции произведения.

Исследование стихотворения помогает определить идею, своеобразие и способы воплощения замысла автора. Анализ, выполненный по плану, окажет помощь учащимся в подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.

Элегия «Море» — история создания

Василий Андреевич Жуковский написал «Море» в 1822 году. Это период творческой зрелости поэта.

Василий Андреевич Жуковский (1783 — 1852) — русский поэт, один из основоположников романтизма в русской поэзии. Также известен как переводчик поэзии и прозы, литературный критик, педагог. В литературном отношении считал себя учеником Н. М. Карамзина. Литературный наставник А. С. Пушкина.

Мотивы романтизма становятся преобладающими в лирических произведениях Жуковского. Он отходит от сентиментализма.

Исследователи склоняются к мысли, что источником вдохновения поэта послужила Мария Протасова.

Влюбленный Жуковский сравнивает девушку с безбрежной водной гладью, неподвижность которой обманчива.

История любви Жуковского и Протасовой продлилась недолго и не имела продолжения. Разница в общественном положении не позволила родителям Марии согласиться на неравный брак. История создания стихотворения полна чистого и возвышенного романтизма.

Анализ стихотворения В. А. Жуковского

Образ моря впервые появился в творчестве Жуковского. В одноименном стихотворении он служит своеобразным итогом романтических поисков поэта.

Описывается не просто картина водной стихии, раскрывается душа человека, лирического героя.

Краткое содержание плана для анализа «Моря»:

  • общая информация о произведении;
  • идея текста;
  • жанр произведения, звуковая организация стиха;
  • выявление литературного направления;
  • особенности построения лирического произведения;
  • характер лирического героя;
  • основная проблематика;
  • темы;
  • средства художественной выразительности.

Основная мысль произведения

Для дальнейшего изучения художественного и идейного своеобразия произведения следует внимательно прочитать не краткое содержание, а текст стихотворения полностью.

Основная мысль, выраженная в поэтических строках, говорит о схожести явлений природы и душевных порывов человека. Людям необходимо учиться у моря непосредственному восприятию действительности, созерцанию и, одновременно, деятельному сопротивлению.

Человеку необходимо бороться и одерживать победу над мглой жизни, как делает в стихотворение непокорная водная стихия. Автор говорит, что счастье достигается лишь активными действиями.

И пусть к морю не возвратилась прежняя безмятежность, но оно вновь воссоединилось с небом.

Жанр и размер

Почему стихотворение Жуковского «Море» названо элегией? В переводе с греческого «элегия» означает «жалобный».

Именно такая эмоциональная окраска присутствует в сознании лирического героя «Моря».

Романтическая элегия наиболее полно выражает внутренний мир человека. В душе главного героя сливаются воедино и лирическая грусть, и философские размышления, и задумчивая печаль. Таким образом, авторское определение полностью совпадает с литературным жанром произведения.

Для элегии характерен не только особый эмоциональный настрой, но и соответствующий стихотворный размер. Создается неповторимая мелодия стиха, ритм, поддерживающий чувственное начало.

Произведение «Море» написано четырехстопным амфибрахием. С помощью этого стихотворного размера автор передает шум волн и морскую тишину.

В белых нерифмованных строках сохраняется ритм, что способствует глубокому восприятию пейзажных зарисовок и поэтической печали.

Литературное направление

Жанр стихотворения определяет принадлежность к литературному направлению. Элегия воплотила в себе основные качества, свойственные поэтам эпохи романтизма.

В элегии поэт-романтик может в полной мере излить глубокие душевные переживания, поведать о своих страданиях.

Жуковский, чье творчество неразрывно связано с романтизмом, опирается на опыт Байрона, который неоднократно обращался к элегическим мотивам.

Дата написания первой элегии Василия Андреевича «Сельское кладбище» — 1802 год. Это произведение написано в духе сентиментализма.

А спустя 20 лет Жуковский создает «Море», содержащее черты романтизма. В произведении автор рисует символические образы неба и моря.

Композиция

Условно сюжет стихотворения можно разделить на три части, характеризующие состояние водной стихии, содержащие описание моря:

  • чистая лазурная гладь;
  • в непогоду;
  • по окончании бури.

Читатель наблюдает водный пейзаж глазами лирического героя. Сюжет развивается вместе с переменами, происходящими на морской глади.

Цель такого композиционного приема – сохранение динамики, стремление подчеркнуть переменчивость окружающей природы.

Характеристика героев

Героями стихотворения можно назвать:

  • море – главная героиня;
  • небо, воплощающее лирического героя.

Им дается точная характеристика. Образ моря предстает антропоморфным, наделяется чертами, свойственными людям. Читателю слышится дыхание моря, понятны чувства, испытываемые к небу.

Безмятежность моря напрямую связана с отраженными в нем небесами. Как только тучи скрывают небесную даль, волны взметаются ввысь, покой пропадает.

Лирический герой видит в море влюбленную женщину, страдающую от разлуки с любимым, но не бездействующую. Она борется и оберегает возлюбленного.

Проблемы

В произведении поднимаются свойственные романтизму проблемы:

  • независимость и порабощение;
  • покой и бурное движение.
Читайте также:  Сказка о царе Берендее – краткое содержание сказки Жуковского

Жуковский дает им оригинальную трактовку, одушевляя окружающий мир и явления природы.

Темы элегии «Море»

Автором поднимаются вечные темы, жизненные и понятные многим.

Тема любви

Близкая Жуковскому тема любви обретает новое звучание. Безнадежность, царящая в реальности поэта, в лирическом произведении воплощается в борьбу. Море, в отличие от влюбленной женщины, сопротивляется разлучникам.

Настоящие чувства неподвластны окружающим – вот что пытается донести Жуковский.

Тема борьбы

Из описанной выше темы возникает тема борьбы, сопротивления и грядущей победы.

Кульминация произведения – попытка отнять у моря чистое небо. Далее действие идет на спад.

Ощутив страх от потери, море уже не может вернуться к прежней безмятежности. И здесь проявляется тема человеческого одиночества.

Тема одиночества

Лирический герой, взирая на внешний мир, испытывает чувство одиночества. Он понимает, что нет ничего вечного в мире. Даже в любви каждый одинок.

Художественные средства

Несмотря на небольшой размер, лирическое произведение насыщено художественными средствами выразительности:

  • эпитеты концентрируют внимание на противоположности моря и туч, мглы;
  • аллитерация усиливает впечатление от схватки моря со мглой;
  • метафоры – это символические образы;
  • прием рефрена поддерживает ритм;
  • риторические вопросы подчеркивают романтическое направление, оживляют повествование;
  • тропы способствуют созданию исключительных авторских образов.

Разбор текста показывает, что, благодаря художественным приемам, автором создается яркая картина морской стихии и передаются тончайшие оттенки человеческих переживаний.

Заключение

В «Море» Жуковский выступил новатором, указавшим путь последователям романтизма. Значение стихотворения неоценимо для русского романтизма. Высокую оценку стихотворение получило у признанного гения А. С. Пушкина.

К водным стихиям обращаются Лермонтов и Тютчев. Вслед за Жуковским поэты наделяют окружающую природу душой, очеловечивают явления природы.

Анализ лирического стихотворения Жуковского «Море»

Жуковский В. А. — поэт, критик, переводчик, основоположник романтического направления в русской литературе. Автор текста гимна Российского государства в 1833 году. Стихотворение «Море» было создано в 1822 году. В то время писатель уже был принят в литературных кругах. При изучении и анализе стихотворения Жуковского о море следует отметить, что лирическое произведение посвящено красоте водной стихии и написано как элегия — это любимый жанр великого классика.

  1. Лирическое произведение о море
  2. История создания
  3. Основные герои элегии
  4. Морская стихия в стихотворении
  5. Разбор литературной работы
  6. Исследование поэтического слога
  7. Романтизм в стихе
  8. Художественное своеобразие
  9. Значение для литературы

Лирическое произведение о море

Элегия — это вид поэзии, несущий в себе печальные переживания, разочарование. Для романтизма это предпочтительный жанр, потому что он позволяет донести сокровенные и личные размышления, философские идеи о смысле жизни, о чувствах, основанные на любовании природой. Такое литературное произведение и представляет собой «Море».

История создания

В годы, когда было написано это стихотворение, Жуковский уже прошёл своё становление как поэт. Он был уже довольно зрелым литературным деятелем. Ранее его работы создавались в духе сентиментализма, теперь его творчество тяготеет к романтизму. Это была общероссийская тенденция для писателей и поэтов в первые десятилетия XIX века.

Автор использует множество метафор, обогащая этим слог и содержание художественного произведения:

  • «Ты дышишь смятенной любовью».
  • «Наполнено тревожною думой».
  • «Небом любуясь, дрожишь за него».

У Василия Жуковского море безмолвно, оно окрашено в чудесный лазурный цвет. Над небом где-то вдалеке светлые небеса. Жизнь морской стихии у поэта — это тайна. Тучи над водами бывают тёмными.

Поводом для написания элегии о море стало нежное чувство, которое Василий Андреевич испытывал к некой Протасовой Марии, но у его любви не было будущего. Мать девушки была для поэта кузиной.

Основные герои элегии

Стихотворение является программным для 9 класса, в нём изображается прекрасное море и могущество его просторов. Основные персонажи — это морская стихия и лирический герой. Для того чтобы проиллюстрировать водную гладь со всех сторон, поэт в одной элегии рисует динамичные морские картины и статичные. Лирический герой — это взрослый сформировавшийся человек, который может правильно воспринимать природу, с морем ведёт беседу, как с близким другом. Нахождение возле морского берега дарит персонажу множество положительных эмоций. Он «очарован над бездной».

В начале стихотворения море молчит. Взору героя произведения приятна загадочная лазурь воды. Особенность в том, что молодой человек убеждён, будто солёная стихия живая, для него море содержит в себе «тревожную думу». По сюжету герой Жуковского вопрошает к водным просторам, чтобы ему открылись его секреты, тайны, которые надёжно сокрыты от всех посторонних. Он знает, что морская гладь и её волны стремятся и тяготеют к небосводу.

Бескрайние воды сливаются в едино со светлой лазурью неба, море пропитано сиянием небесной выси. Единство морского простора и неба нарушено тёмными тучами. Они хотят забрать у солёных вод небо, но море не намерено сдаваться без сражения.

Морская стихия в стихотворении

Стихотворение о море — это определение «картины души» лирического героя. В строках произведения непрерывно идёт пересечение мира водной стихии и мира людского — то есть настроение и мировосприятие персонажа Жуковского. Автор рисует психологический портрет, изображает переживания и размышления молодого человека с помощью природы. Море одушевляется поэтом, каково представлено неким живым организмом.

Создаётся впечатление, будто персонаж произведения вступает в разговор с умным и восприимчивым собеседником, возможно, с кем-то родным, а, может быть, с загадочным незнакомцем. Романтик-Жуковский убеждён, что у морской стихии есть душа. В литературном направлении романтизм принято считать, что природа наполнена Божественным присутствием, находясь среди природы, возможно беседовать со Всевышним, постичь смысл бытия, познакомиться с Мировой душой.

Для поэта сущность морской воды во многом сходна с сущностью человеческой, где присутствуют тьма и свет, доброта и злоба, радость и печаль. Море также тяготеет ко всему чистому — небесная высь, Бог. Но по сравнению с другими поэтами-романтиками, изображающими эту морскую стихию, Василий Жуковский повествует о том, что море тяготится и утомлено, и оно мятежничает против этого. Так же, как и люди, морская гладь не в состоянии ощущать совершенный покой, её свобода абстракта. По этой причине романтические вопросы о спокойствии и буре у Жуковского приобретают такие любопытные формы.

Разбор литературной работы

В лирике В. А. Жуковского это стихотворение является поэтическим манифестом. Элегию о море особенно отметил Александр Сергеевич Пушкин, который спустя несколько лет создал собственную поэтическую работу с таким же названием.

Исследование поэтического слога

Водная стихия бурно грохочет, завывает, волнуется и одерживает победу над мглой. Потом долго беспокоится, разъярённая боем. Для создания образа штормящего моря поэт использует множество глаголов, добавляющих действия и динамики картине.

В заключительных строках лирический герой вспоминает, как морская вода спокойно любуется небесной высью, а в своих глубинах переживает за неё. Похоже, эта черта натуры моря и привлекает героя. Можно строить предположения, что при помощи метафорических сравнений автор повествует о своих чувствах и отношениях с возлюбленной Протасовой. Морские просторы — это сам поэт, небосвод представляет собой избранницу его сердца.

Композиция литературной работы:

  1. Изображение спокойной морской глади.
  2. Описание бушующего моря.
  3. Обманчивое спокойствие водной стихии.

Литературное произведение созерцательное, проникнуто светлой печалью. Поэт использовал стихотворный размер трёхстопный амфибрахий, стихотворение не связано рифмой, строки объединены неким ритмом. Шум морских волн автор доносит до читателя, используя такой литературный приём, как аллитерация. В определённых строках Жуковский воспроизводит словесные сочетания с буквами «ш» и «ж». Например, «дышишь», «бьёшься», «воешь», «рвёшь и терзаешь», «живо».

Романтизм в стихе

Поэт мастерский рисует картину морской стихии. Создаётся впечатление, что перед глазами солёные волны и слышится их рокот. Пожалуй, море пребывает в неволе, как всё земное. Получить полную свободу невозможно, а несвобода отягощает: «тянет тебя из земныя неволи».

Это чрезвычайно значимая мысль для автора. В романтизме, где присутствует очаровательное, то есть другие миры, каковы прелестны и идеальны, обычная жизнь всегда является мучением, грустью и скорбью, в которой гармония недостижима. Гений только на мгновение приходит на землю, чтобы потом опять умчатся в собственный совершенный мир, который недоступен для земных людей.

У поэта морской простор претерпевает страдания, как и человек. Будничный мир наполнен разочарованием и потерями, он зыбок и непостоянен. Только лишь в небесной выси есть вечное и великое. По этой причине туда стремится море, как и лирический герой стихотворения, желающий разорвать земные оковы. Морская гладь наблюдает за небом, которое «светозарно», страшится его потерять, «дрожит».

Художественное своеобразие

Строй строк стихотворения мелодичен, эмоционален, в нём есть напор и напряжение. Поэт создал гениальную элегию, в которой его искусство набирает необычайную высоту, что описал Александр Пушкин, как «стихов пленительную радость». Тайна мироздания — непостижимая загадка, на которую нет ответа. Элегия содержит в себе исключительную выразительность.

Важны для донесения авторского замысла эпитеты, наполненные символами христианства:

  • «светозарный»;
  • «свет»;
  • «лазурный».

Природа живая, слияние с окружающими неизбежно в произведениях поэта. Так, например, морская стихия воссоединяется с небом. Всё подвижно и динамично. Автор отмечает могущество, величие моря. В литературных работах Жуковского человек находится в единстве и согласии с силами стихий. Натура радуется жизни, помогает людям постигать «тайны бытия» — комплексные и вечные философские вопросы интересовали русского классика, вдохновлённого желанием преисполнить смыслом бытие.

Тема «люди и окружающий мир» созвучна теме «люди и природа». Это неотделимо от вечности, от божественного созидания. Поэтому, разумеется, перед натурой преклонялись, перед ней благоговели, что нашло отражение в творчестве Василия Жуковского.

Значение для литературы

Море — это грозная сила, это необъятная стихия, оно «полно жизни»: «томится любовью», наделено «тревожными думами». Для поэта стихия — это некое раздумье над философскими вопросами о цельности бытия человека с бытием общей вселенной. Морская гладь — это бесконечность, неразрешимое нечто, которое прячет собственную таинственную суть — «открой мне глубокую тайну твою».

Поэтическое новаторство лирического произведения «Море» было отмечено русскими критиками и литературными деятелями. Впоследствии, подражая Жуковскому, романтический морской пейзаж изображали множество прославленных российских поэтов. К примеру, Пушкин в одноимённом стихе в 1924 году, Михаил Лермонтов в своём великом «Парусе», Тютчев и другие.

Морская стихия даёт возможность поэту донести до читателя собственные чувства и переживания. Как отметил В. Г. Белинский, искусство Жуковского наделено способностью создавать пейзажи натуры, у которых есть своё романтическое существование. Поэт любит природу, она родственная для размышлений лирического героя. Но может ли сравниться земной поэтический язык с чудной природой?

Василий Андреевич Жуковский первым в русской литературе смог изобразить в творчестве яркие восхитительные цвета, запахи и мелодии природы, то есть «предметную», «материальную» прелесть. Натура у поэта наполнена эмоциями и идеями персонажа, который с ней взаимодействует.

Анализ стихотворения Сельское кладбище Жуковского 9 класс

Первый вариант стихотворения «Сельское кладбище» Василия Андреевича Жуковского был создан в 1801 году и является переводом одного произведения английского поэта Томаса Грея, несомненно, оно является очень красивым произведением, которое вмещает в себя и лирические переживание героя, и описание пейзажей, и философские размышления. Второй вариант перевода этого произведения Василий Андреевич написал в 1832 году, когда лично побывал на сельском кладбище, дополнив стихотворение собственными мыслями. Несмотря на то, что это лишь перевод, Жуковский смог вложить в него частичку самого себя и своих и чувств.

Каждая строчка в стихотворении «Сельское кладбище» наполнена своей романтикой, как например, в самом начале описывается мирный быт английских крестьян, то, как они, закончив рабочий день, возвращаются домой, вся суета дня отходит на второй план и наступает тихое спокойствие вечера, которое дарит миру сама природа. Главным героем произведения является сам поэт, который восхищаясь красотой пейзажа, переходит в лирические размышления, он раздумывает, о том, что это спокойствие когда-либо закончится.

Поэт осознает, что это все временно и спокойная ночь уступит место, новому дню и вновь начнется суета рабочего времени. Единственным местом, где все остается на своем месте, и где нет никакой суеты это – старинное сельское кладбище, в котором живет одна лишь сова, а главный герой прогуливается по нему и высказывает свои философские мысли. На кладбище все напоминает о разлуке и потерях, но автор размышляет над этим лишь с легкой грустью. Ведь под бетонными плитами покоятся люди, обретшие вечный покой и суета мира их никогда уже не коснётся, но с другой стороны поэт рассуждает о том, что они уже никогда не смогу изменить, что-либо, в этом мире.

Читайте также:  Перчатка - краткое содержание повести Жуковского

Автор сочувствует усопшим, ведь им уже не доступны обычные радости жизни, они не увидят красоты нашей природы, не испытают вновь спокойствие вечера после рабочей смены. Стоя над могилой молодого поэта, автор понимает, что у умерших есть нечто большее это – память людей о них, то какими усопшие были при жизни, статусах, чинах и званиях могут забыться, но память о делах людей будет жить всегда, и соответственно будут жить и умершие в сердцах людей.

Жуковский искусно смог передать всю атмосферу природы и ее красот, чувства людей после тяжелого трудового дня, лирику жизни и смерти, спокойствие сельского кладбища. Этим произведением автор показывает всю широту своего внутреннего мира, свои мысли и страхи, дает понять, что в нашем мире самое важно, а на что не стоит тратить свою жизнь.

«Сельское кладбище» – очень философское стихотворение, автор, размышляя над жизнью и смертью, невольно заставляет задуматься над самим понятием жизнь и о том, что она быстротечна, а смерть она всесильна и рано или поздно она придет за каждым из нас. И тогда не важно, на сколько ты был богат или беден, в каких чинах ходил и какую одежду носил. В том мире это все не важно, а важно лишь то, что было у тебя внутри и каким человеком был при жизни, ведь запомнят люди лишь поступки, которые совершались в благих целях.

Анализ стихотворения Сельское кладбище по плану

Сельское кладбище

Возможно вам будет интересно

Круговерть этого мира на самом деле не всегда осознается в полной степени людьми. Казалось бы, не существует ничего более простого, чем понять, как люди появляются на Свет и уходят, как сменяются эпохи и как простые и не совсем движения души выливаются

Практически все стихотворения Тютчева были посвящены определенным женщинам или музам, в которых он был влюблен. Также и стихотворение О, как убийственно мы любим вышло в свет

Стихотворение «Незнакомка», было написано великим русским поэтом – Александром Блоком в 1906 году. Это было одно из лучших его творческих произведений. Стихотворение было обусловлено личной трагедией поэта

Стихотворение Быть знаменитым некрасиво написано Пастернаком в форме своеобразного послания другим литераторам, хотя содержание вполне возможно рассматривать и более глобально: как послание всем людям

Рассмотрим произведение Иосифа Александровича Бродского «Письма римскому другу», созданного им в 1972 году. В названии есть добавление «Из Марциала», это пояснение к стихотворению по темам римского сказания

Василий Жуковский — Сельское кладбище: Стих

Элегия

Уже бледнеет день, скрываясь за горою;
Шумящие стада толпятся над рекой;
Усталый селянин медлительной стопою
Идет, задумавшись, в шалаш спокойный свой.

В туманном сумраке окрестность исчезает…
Повсюду тишина; повсюду мертвый сон;
Лишь изредка, жужжа, вечерний жук мелькает,
Лишь слышится вдали рогов унылый звон.

Лишь дикая сова, таясь, под древним сводом
Той башни, сетует, внимаема луной,
На возмутившего полуночным приходом
Ее безмолвного владычества покой.

Под кровом черных сосн и вязов наклоненных,
Которые окрест, развесившись, стоят,
Здесь праотцы села, в гробах уединенных
Навеки затворясь, сном непробудным спят.

Денницы тихий глас, дня юного дыханье,
Ни крики петуха, ни звучный гул рогов,
Ни ранней ласточки на кровле щебетанье —
Ничто не вызовет почивших из гробов.

На дымном очаге трескучий огнь, сверкая,
Их в зимни вечера не будет веселить,
И дети резвые, встречать их выбегая,
Не будут с жадностью лобзаний их ловить.

Как часто их серпы златую ниву жали
И плуг их побеждал упорные поля!
Как часто их секир дубравы трепетали
И потом их лица кропилася земля!

Пускай рабы сует их жребий унижают,
Смеяся в слепоте полезным их трудам,
Пускай с холодностью презрения внимают
Таящимся во тьме убогого делам;

На всех ярится смерть — царя, любимца славы,
Всех ищет грозная… и некогда найдет;
Всемощныя судьбы незыблемы уставы:
И путь величия ко гробу нас ведет!

А вы, наперсники фортуны ослепленны,
Напрасно спящих здесь спешите презирать
За то, что гробы их непышны и забвенны,
Что лесть им алтарей не мыслит воздвигать.

Вотще над мертвыми, истлевшими костями
Трофеи зиждутся, надгробия блестят,
Вотще глас почестей гремит перед гробами —
Угасший пепел наш они не воспалят.

Ужель смягчится смерть сплетаемой хвалою
И невозвратную добычу возвратит?
Не слаще мертвых сон под мраморной доскою;
Надменный мавзолей лишь персть их бременит.

Ах! может быть, под сей могилою таится
Прах сердца нежного, умевшего любить,
И гробожитель-червь в сухой главе гнездится,
Рожденной быть в венце иль мыслями парить!

Но просвещенья храм, воздвигнутый веками,
Угрюмою судьбой для них был затворен,
Их рок обременил убожества цепями,
Их гений строгою нуждою умерщвлен.

Как часто редкий перл, волнами сокровенный,
В бездонной пропасти сияет красотой;
Как часто лилия цветет уединенно,
В пустынном воздухе теряя запах свой.

Быть может, пылью сей покрыт Гампден надменный,
Защитник сограждан, тиранства смелый враг;
Иль кровию граждан Кромвель необагренный,
Или Мильтон немой, без славы скрытый в прах.

Отечество хранить державною рукою,
Сражаться с бурей бед, фортуну презирать,
Дары обилия на смертных лить рекою,
В слезах признательных дела свои читать —

Того им не дал рок; но вместе преступленьям
Он с доблестями их круг тесный положил;
Бежать стезей убийств ко славе, наслажденьям
И быть жестокими к страдальцам запретил;

Таить в душе своей глас совести и чести,
Румянец робкия стыдливости терять
И, раболепствуя, на жертвенниках лести
Дары небесных муз гордыне посвящать.

Скрываясь от мирских погибельных смятений,
Без страха и надежд, в долине жизни сей,
Не зная горести, не зная наслаждений,
Они беспечно шли тропинкою своей.

И здесь спокойно спят под сенью гробовою —
И скромный памятник, в приюте сосн густых,
С непышной надписью и резьбою простою,
Прохожего зовет вздохнуть над прахом их.

Любовь на камне сем их память сохранила,
Их лета, имена потщившись начертать;
Окрест библейскую мораль изобразила,
По коей мы должны учиться умирать.

И кто с сей жизнию без горя расставался?
Кто прах свой по себе забвенью предавал?
Кто в час последний свой сим миром не пленялся
И взора томного назад не обращал?

Ах! нежная душа, природу покидая,
Надеется друзьям оставить пламень свой;
И взоры тусклые, навеки угасая,
Еще стремятся к ним с последнею слезой;

Их сердце милый глас в могиле нашей слышит;
Наш камень гробовой для них одушевлен;
Для них наш мертвый прах в холодной урне дышит,
Еще огнем любви для них воспламенен.

А ты, почивших друг, певец уединенный,
И твой ударит час, последний, роковой;
И к гробу твоему, мечтой сопровожденный,
Чувствительный придет услышать жребий твой.

Быть может, селянин с почтенной сединою
Так будет о тебе пришельцу говорить:
«Он часто по утрам встречался здесь со мною,
Когда спешил на холм зарю предупредить.

Там в полдень он сидел под дремлющею ивой,
Поднявшей из земли косматый корень свой;
Там часто, в горести беспечной, молчаливой,
Лежал, задумавшись, над светлою рекой;

Нередко ввечеру, скитаясь меж кустами,-
Когда мы с поля шли и в роще соловей
Свистал вечерню песнь,- он томными очами
Уныло следовал за тихою зарей.

Прискорбный, сумрачный, с главою наклоненной,
Он часто уходил в дубраву слезы лить,
Как странник, родины, друзей, всего лишенный,
Которому ничем души не усладить.

Взошла заря — но он с зарею не являлся,
Ни к иве, ни на холм, ни в лес не приходил;
Опять заря взошла — нигде он не встречался;
Мой взор его искал — искал — не находил.

Наутро пение мы слышим гробовое…
Несчастного несут в могилу положить.
Приблизься, прочитай надгробие простое,
Что память доброго слезой благословить».

Здесь пепел юноши безвременно сокрыли,
Что слава, счастие, не знал он в мире сем.
Но музы от него лица не отвратили,
И меланхолии печать была на нем.

Он кроток сердцем был, чувствителен душою —
Чувствительным творец награду положил.
Дарил несчастных он — чем только мог — слезою;
В награду от творца он друга получил.

Прохожий, помолись над этою могилой;
Он в ней нашел приют от всех земных тревог;
Здесь все оставил он, что в нем греховно было,
С надеждою, что жив его спаситель-бог.

Анализ элегии «Сельское кладбище» Жуковского

В элегии «Сельское кладбище», написанной в 1802 году, Жуковский смог воплотить лучшие черты такого литературного направления как романтизм. При этом, автор сохранил самобытность творчества. Красной нитью через все поэтические произведения Василия Андреевича проходят тематика жизни и смерти, противопоставление серости бытия контрастам духовного мира. Фоном для событийности является сумеречный пейзаж, так любимый всеми романтистами за контраст настроений и красок, за выразительность.

Основные темы и идеи произведения

Место действия элегии, то есть кладбище выбрано неслучайно. Именно в этом спокойном и поэтичном месте большинство людей начинают задумываться о смысле бытия, о вечности. Лирический герой неотделимый от личности автора, сквозь целую плеяду соединений философских мыслей и бурных эмоций приходит к окончательному экзистенциальному выводу – все смертны, после уже не будет так важен твой статус и чин, обретут смысл лишь праведные и великие дела, за которые тебя будут помнить еще долгие годы:

На всех ярится смерть — царя, любимца славы,
Всех ищет грозная… и некогда найдет;
Всемощныя судьбы незыблемы уставы:
И путь величия ко гробу нас ведет!

Неотвратимость смерти ( «Ничто не вызовет почивших из гробов») заставляет человека острее чувствовать нынешний момент воспринимать ,казалось бы, незаметную красоту окружающего мира:

Лишь дикая сова, таясь, под древним сводом
Той башни, сетует, внимаема луной,
На возмутившего полуночным приходом
Ее безмолвного владычества покой.

Художественное своеобразие

Картина, предстающая воображению читателя, не слишком умозрительна. Жуковский сознательно делает пейзаж символичным, туманным – таким, каким и предстает небытие для большинства людей. Этому способствует употребление эпитетов: «туманный сумрак», «медлительной стопой», в «гробах уединенных». Глагол «бледнеет» необычен в произведении, действия которого происходят в сумеречный час. Таким оксюмороном Жуковский обращает внимание читателя на то, что именно к ночи у человека появляются мысли о том, как скоротечно «бледнеет» его собственная жизнь; гаснет, подобно закатному солнцу.

Мастерски поэт владеет звукописью. В час, когда темнота опускается на землю, зрительное восприятие уступает место слуховому. Использование большого количества звонких согласных «н» и «м» на контрасте с шипящими «ш», «с», «з», «с» создает ощущение того, что читатель слышит шелест ночных деревьев, стрекот кладбищенских насекомых, шум ветра. Подобное звучание стихотворения усиливает его таинственность:

Денницы тихий глас, дня юного дыханье,
Ни крики петуха, ни звучный гул рогов,
Ни ранней ласточки на кровле щебетанье —
Ничто не вызовет почивших из гробов.

Василию Андреевичу Жуковскому удалось создать бессмертное классическое произведение, так как его художественная ценность неоспорима, а актуальность философской тематики вечности заставляет читателей всех возрастов и эпох возвращаться к элегии снова и снова.

Ссылка на основную публикацию