Анализ стихотворения Жуковского Песня сочинение

Анализ стихотворения Жуковского Песня

Далеко не секрет, что великий русский писатель Жуковский Василий Андреевич являлся крупнейшим представителем поэтического романтизма на протяжении всей своей литературной деятельности. Вклад, который он внес в создание новой поэзии, просто огромен, и это нельзя не отметить.

Именно этот человек самый первый смог наполнить интимную лирику новым, философским смыслом, который нужно сказать придал данным произведениям свою уникальность и неповторимость.

Большинство его произведений содержат некое недовольство миром, и всем, что в нем происходит. В каждом из них он с легкостью раскрывает те, или иные события своей жизни. Безусловно, главное в каждом произведении данного поэта – это задумка и основная мысль, которую он берет из своей собственной жизни.

Одним из ярких примеров данного утверждения является знаменитое стихотворение “Песня”, созданное на этот свет в 1818 году. Сегодня хочется более подробно проанализировать именно это произведение данного поэта.

Первое, с чего нужно начать анализ данного стихотворения – это то, что по своему строению данное произведение совсем не большое. Оно построено из 3 восьмистиший. Но, несмотря на это автору удалось наполнить его смыслом, жизнью и так далее.

В данном произведение есть свой лирический герой, который отражает свое разочарование в этой жизни, показывая свое негативное отношение к её темным сторонам через рывок человеческой души в мир уникального, неизведанного и в тоже время прекрасного.

Для того, чтобы более ярко показать основную задумку автор каждое из восьмистиший наполнил яркой лирической окраской, которая сменяет одно действие другим.

Нужно отметить, что название для данного произведения так же выбрано не случайно, и более того у данного автора есть еще несколько произведений с точно таким же названием. Это можно объяснить особым взглядом данного поэта на этот мир, в том числе на литературный и художественный.

В заключении хотелось бы сказать, что Василий Андреевич был очень выдающимся человеком, и ему удалось своими произведения достучаться до сердец многих людей, показывая им насколько прекрасен мир, если отбросить все его негативные стороны.

Вариант №2

Жуковский Василий Андреевич – основоположник такого замечательного течения как романтизм в России. Именно он «вплёл» в интимные стихотворения философские вопросы, размышления о жизни и переживания. Главными темами его лирики являются недовольство этим миром, собой и людьми, которые его окружают. Это свойственно всем романтикам.
В произведениях Василия Андреевича, как правило, нет чётких историй и прямых рассказов о чём-нибудь, все его задумки выражены в абстрактных образах, в художественно-выраженных обобщениях. Отличный пример – стихотворение «Песня». Лирически герой этого стихотворения не принимает жизнь, он не доволен её «ухабами» и несправедливостями и выражает свою неприязнь через порывы своей души в другой мир – мир, полный счастья, вдохновения и волшебства. «Тот край» – это и есть то место, где душа героя всегда обретает спокойствие. К сожалению, все эти радости, связанные с ним, мимолётны, об этом говорит последние две строчки.

Яомпозиция этого произведения простая и понятная. Текст разделён на три восьмистишья, каждое из которых усиливает эмоциональность предыдущего, украшает его ещё больше. Помимо этого, в тексте очень много слов, пробуждающих в читателе эмоции, какой-то отклик на прочитанное, например, «незримое», «воспоминанье», «очарование». Всё это лишний раз подчёркивает лиричность и романтичность данного стихотворения.

Стоит заметить и особенность произведения. Жуковскому свойственно называть свои стихотворения «Песня», поскольку во многих из них строчки буквально звучат, и то переливаются ручьём, то гремят, как камни, падающие с высоты в обрыв. Все эти звуки достигаются интересным способом – при помощи звукописи. Поэт использует аллитерацию, а также вопросительные предложения, благодаря которым достигается ещё большая душевность и мелодичность произведения. Редкий приём – риторическое обращение, Жуковский тоже применяет для усиления эффекта. «О милый гость…» пишет автор.

Помимо «нового дивного мира» автор под словами «тот край» подразумевает Россию, свою родину, ведь в то время, когда написал это произведение, он был за границей. Жуковский был раздосадован действиями вышестоящих людей и их действиями по отношению к его другу Пушкину, которого тогда убили на дуэли. Поэт уехал в другую страну, но там он тоже не смог радостно жить, потому что обожал Россию и был патриотом этой страны.

Все образы, нарисованные словами Жуковского, все стилистические фигуры служат для того, чтобы мы смогли понять всю психологию человека, разобраться в душевных переживаниях и терзаниях. «Песня» затрагивает те части души, в которых находятся страдания, переживания и мысли о будущем, настоящем и даже невозможном. Поэт приобщает читателя к культуре своих фантазий и хочет как можно глубже рассказать ему о своих переживаниях.

Картинка к стихотворению Песня

Популярные темы анализов

Тютчев Фёдор Иванович – сверкающая звезда XIX-го века в историй русской литературе. Свой вклад, великий поэт выразил в стихах, обусловленные описанием жизни за рамки реальности, хоть не представлял себя в роли профессионала.

Творчество Якова Петровича Полонского прозаично с лирическими нотками. Полонский описывает красоту природы и ее волшебный круговорот событий. Яков Петрович не достиг такой популярности как его друзья, с которыми он учился.

Есенин был очень влюбчивым человеком и почти каждой своей женщине он посвящал стихи. Первой любовью писателя была Сардановская, они жили в одной деревне. Молодой Есенин и девушка долгое время встречались,

Михаил Юрьевич Лермонтов очень сильно любил природу, он трепетно относился к ее красоте, пышности и величию. Лермонтов хотел, чтобы люди так же как он, смогли рассмотреть природную красоту, полюбить ее. С помощью некоторых своих

«А Вы могли бы…» изменить свою жизнь? Стихотворение Маяковского, как мне кажется, является призывом к действию, к изменению жизненного ритма. Как поэт, он всегда был против обыденности и серости жизни,

Стихотворение В.А. Жуковского «Песня» («Минувших дней очарованье…»)

Восприятие, истолкование, оценка

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль.

В статье «Сочинения Александра Пушкина» Белинский назвал В.А. Жуковского первым русским романтиком. Жуковский открыл романтизм для русской литературы. В этом Белинский видел историческую заслугу поэта.

Тематика и интонация творчества В.А. Жуковского специфична. Он считал поэзию могучим средством духовного воспитания человека. В письме 1816 г. к своему ближайшему другу А.И. Тургеневу поэт писал о поэзии: «…она должна иметь влияние на душу всего народа, и она будет иметь это благотворное влияние, если поэт обратит свой дар к этой цели».

К произведениям, имеющим влияние на душу человека, можно отнести стихотворение «Песня» («Минувших дней очарованье…»). Оно написано в июле-ноябре 1818 г. Это был период, когда в творчестве Жуковского усили-лось немецкое влияние. Усилились мистические мотивы. Мечтательное во-ображение перерастает в концепцию двух миров – таинственного мира сущ-ностей и видимого мира явлений. Стихотворение посвящено Е.Ф. Вадков-ской, племяннице родственницы Жуковского А.И. Плещеевой, которая горя-чо поддерживала намерение Жуковского жениться на М.А. Протасовой, лю-бовь к которой так и осталась в возвышенно-мечтательном варианте.

Тема стихотворения – внутренний мир человека, полный глубокого драматизма. Человеческой душе, по мысли Жуковского, присуще стремление к счастью и блаженству. В этом смысл жизни человека. Но прекрасный идеал несовместим с грубой, жестокой и обыденной жизнью. И поэт находит его в глубинах человеческой души. Отсюда в «Песне» глубокая грусть и тихое «томление». Здесь четко прослеживается мысль о том, что человек не может достичь счастья и блаженства в реальной жизни. Религиозные мотивы, воз-никающие в стихотворении, питаются христианскими представлениями о бессмертии души. Поэтому Жуковский так часто обращается к этому образу: «шепнул душе привет…», «душе блеснул знакомый взор…», «зачем душа в том край стремится…»

«Песня» («Минувших дней очарованье…») – лирический монолог, об-ращенный в прошлое. Глубоко интимные чувства, пронизывающие стихо-творение, подобно какому-то тончайшему инструменту, воздействуют на чи-тателя, заставляют покориться этому прекрасному, немного со слезой, миру света и добра, миру надежд и сомнений.

Мы имеем возможность наблюдать тонкий духовный мир автора. Ему не дают покоя воспоминания об «очарованье» минувших дней, когда были живы мечты, когда мир был освещен блеском «знакомого взора». Душа поэта наполняется чудесной музыкой, вызванной незабываемыми воспоминания-ми, она озарена светом надежды… Автор в сомненье: имеет ли он право на нее? Не погас ли этот робкий огонек от малейшего дуновения? Жуковский проводит тонкий психологический анализ своего состояния. Читаешь строки и попадаешь в мир прекрасных чувств, переживаний, сомнений. И душе хо-чется надеяться и верить в красоту мечты, которая увяла, но не надолго. Язык «Песни» очень звучный, живой. Считается, что таким языком до Жуковского никто не писал.

Минувших дней очарованье,

Зачем опять воскресло ты?

Кто разбудил воспоминанье

И замолчавшие мечты?

В этих строках явно прослушивается исповедальная интонация. Имея воображение, можно представить «Песню» в виде художественного полотна. Какие тона выбрал автор? Они разнообразны. Меланхолия – тона приглу-шенные, мрачные: «минувших дней», «замолчавшие мечты…», «мечты увядшей красоту…». Но откуда это: «дней очарованье», «воскресло», «блес-нул… взор». Будто солнечный лучик проник в мрачное подземелье, и на на-шем полотне появились живые тона, краски радости и надежды. Известно. Что стихотворение «Минувших дней очарованье» положено на музыку не-сколькими композиторами: Н. Норовиным, Ю. Капри и П. Булаховым. Это и неудивительно. Строки «Песни» необыкновенно лиричны, проникновенны, музыкальны.

Этому способствует стихотворный размер, избранный Жуковским. Это ямб с частично встречающимся пиррихием, перекрестная рифма органично вплетается в ритм «Песни». Лексический состав стихотворения также не-обыкновенно продуман. Возьмем, к примеру, 1-ю строфу и проведем ее лек-сический анализ. «Минувших» – «воскресла», «разбудил» – «замолчавшие», «блеснул… взор» – «незримое». Явно прослеживается тенденция к антитезе. Этот прием позволяет проследить то контрастирующее состояние, которое переживает автор. Что касается глаголов, то они в основном употреблены в прошедшем времени: «воскресло», «разбудил», «шепнул», «блеснул» и т.д. Да, вновь и вновь обращается автор к прошлому, которое так тревожит и волнует его.

Что касается синтаксиса, то бросается в глаза обилие вопросительных предложений. Причем, вопросы, заключенные в них, носят риторический ха-рактер: «Зачем опять воскресла ты?». «Зачем в мою теснишься грудь?». Этот синтаксический прием Жуковского направлен на то, чтобы придать произве-дению философскую окраску.

Автор находит и другие изобразительные средства, позволяющие пере-дать мир сложных человеческих переживаний. Это олицетворение: «…дней очарованье, зачем опять воскресло ты?». Или: «Могу… одеть покровом зна-комой жизни наготу?».

Читайте также:  Анализ стихотворения Жуковского Море 9 класс сочинение

А вот еще один интересный прием. Во второй строфе часто употребля-ется частица ль: «могу ль сказать», «могу ль узреть», «скажу ль…». Какой мир сомнений и исканий перед нами! И этого автор достигает благодаря по-втору всего лишь одного маленького слова.

В литературных кругах известен афоризм Горация: «Не желай удивле-нья толпы, но пиши для немногих». Эти слова я полностью отношу к творче-ству В.А. Жуковского. Не будем кривить душой, утверждая, что поэзия этого поэта-романтика до сих пор привлекает большую массу читателей. Меняются времена, люди. Но пока существует в мире природа, любовь, красота, будут живы стихи Жуковского, исполненные необыкновенным чувством воспри-ятия окружающего мира, стихи, давшие русской поэзии «душу и сердце».

  • А. С. Пушкин
  • А. С. Грибоедов
  • А. Н. Островский
  • А. А. Ахматова
  • А. А. Блок
  • А. А. Фет
  • А. П. Чехов
  • Б. Л. Пастернак
  • В. В. Маяковский
  • Г. Р. Державин
  • Д. И. Фонвизин
  • И. А. Бунин
  • И. А. Гончаров
  • И. А. Крылов
  • И. С. Тургенев
  • К. Д. Бальмонт
  • Л. Н. Толстой
  • М. А. Булгаков
  • М. А. Шолохов
  • М. В. Ломоносов
  • М. Горький
  • М. Е. Салтыков-Щедрин
  • М. И. Цветаева
  • М. Ю. Лермонтов
  • Н. А. Некрасов
  • Н. В. Гоголь
  • Н. С. Гумилев
  • Н. С. Лесков
  • С. А. Есенин
  • Свободная тема
  • Сочинения по картинам
  • Ф. И. Тютчев
  • Ф. М. Достоевский
  • Автор: В. А. Жуковский
  • Произведение: Песня (стихотворение)
  • Это сочинение списано 23 231 раз

Своим учителем в поэзии Жуковский считал Карамзина, главу русского сентиментализма. Сущность романтизма Жуковского очень точно охарактеризована Белинским, сказавшим, что он стал «певцом сердечным утра». По натуре своей Жуковский не был борцом, его «жалобы» никогда не перерастали в открытый протест. Он уходил от настоящего в прошлое, идеализировал его, думал о нем с грустью:

Зачем в мою теснишься грудь?

Могу ль сказать: живи, надежде?

Скажу ль тому, что было: будь?

«Песня» Жуковского ясна, музыкальна, исполнена поэтическим настроением и глубокой грустью о былых днях:

Могу ль узреть во блеске новом

Мечты увядшей красоту?

Могу ль опять одеть покровом

Знакомой жизни наготу?

Лирический герой Жуковского – человек глубоких чувств, чаще всего горестных, ушедший от действительности в свой внутренний мир, в свои воспоминания и мечты. Он постоянно уходит в прошлое: «Минувших дней очарованье, Зачем опять воскресло ты?» Поэт растворен в природе и не противостоит миру, не осознает жизнь в целом как нечто враждебное его душе. Жуковский, заглянув в мир тайны, спешит признать очарование реальной жизни. Восклицание о возможной близкой смерти, заключающее стихотворение, не грозит тоской. Растворение, слияние оказывается общим законом мироздания. Как лучи солнца тают в вечернем сумраке, сливаясь с меркнущей природой, так и человек угасает, и все же остается жить в воспоминаниях:

Там есть один жилец безгласный,

Свидетель милой старины;

Там вместе с ним все дни прекрасны

В единый гроб положены.

Почему мотивы грусти проступают в стихотворении Жуковского? Лирика занимает значительное место в поэзии Жуковского. В его стихотворении звучат грустные ноты, что отчасти вызвано личными переживаниями поэта. Придворная атмосфера, в которой был принужден жить Жуковский, все более его разочаровывала. Гибель Пушкина на дуэли потрясла его. Глубоко опечаленный, возмущенный действиями властей, он вскоре выходит в отставку и едет за границу. Но, живя за границей, Жуковский тосковал по России. Под влиянием этих чувств он пишет:

Зачем душа в тот край стремится,

Где были дни, каких уж нет?

Внимание к человеку, к его душевным переживаниям, признание его высоких достоинств, умение в чудесных, пленительных стихах воспеть красоту природы – все это неоспоримые достоинства поэзии Жуковского. «Его стихов пленительная сладость, пройдет веков завистливая даль» – так сказал о Жуковском Пушкин, который считал себя его учеником, высоко ценил поэтическое мастерство Жуковского и любил его как человека. «Пленительная сладость», музыкальность стихов Жуковского в разные времена привлекали музыкантов и композиторов. Его стихотворение было положено на музыку, стало романсом, любимым народом. Свыше 50 лет посвятил Жуковский литературной работе и занял свое, особое место в истории русской поэзии. Определяя значение творчества Жуковского, Белинский писал: «…Одухотворив русскую поэзию романтическими элементами, он сделал ее доступною для общества, дал ей возможность развиваться, и без Жуковского мы не имели бы Пушкина».

Лирика Жуковского. Тема любви и счастья

Глубина душевного переживания, внутренний богатый мир человеческой личности, духовная жизнь – все эти проблемы нашли отражение в лирике Жуковского. Внешний мир – мораль, истина, религия, добро, общественный долг, патриотизм – все эти сферы оказывают огромное воздействие на внутренний мир человека, на его стремление к нравственному и эстетическому идеалу. Жуковский расширил сферу «чувств» – и «душа», «душевное состояние» в центре его лирики. Но поэт описывает не чувство, как таковое, а раскрывает свою душу, свое собственное чувство. Драматизм психологических деталей, мысль, жизнь сердца и жизнь души – все оттенки сложных человеческих чувств в поэзии Жуковского как бы переплетаются.

События собственной жизни – душевные страдания, романтическая несчастная любовь – определенно сказались на мыслях поэта о закономерности утрат и невозможности личного счастья. Но остается все же одно – прелесть надежды. Жуковский не раз повторял: «На свете много хорошего и без счастья». Как уже было отмечено исследователями, Жуковский пишет «не о страдании, а о Страдании, не о беде, которая может случиться, а о Беде, которой не избежать… действительная причина скорби поэта… в скоротечности всего земного, в неизбежности смерти, в несовместимости жизни и счастья».

Любовь – едва ли не самая важная тема в поэзии Жуковского. Эта любовь – идеальная, чистая, возвышенная; это – скорее потребность в любви:

Уныния прелесть, волненье надежды,
И радость и трепет при встрече очей,
Ласкающий голос – души восхищенье,
Могущество тихих, таинственных слов,
Присутствия сладость, томленье разлуки.

Любовная лирика Жуковского неразрывно связана с его трагической любовью к М.А. Протасовой, – и оригинальные и переводные стихи проникнуты этим глубоким драматическим чувством. Во многих переводных его стихах лирические герои как бы говорят от имени самого автора – в их страданиях слышатся «муки израненного сердца» самого поэта. Да и сам Жуковский ищет такие произведения для перевода, сюжет которых соответствует его нравственному состоянию, душевным переживаниям и страданиям.

Герои и героини Жуковского (за немногим исключением) не находят личного счастья. Эпиграфом ко всей любовной лирике Жуковского могли бы послужить его собственные слова:

Любовь, ты погибла; ты, радость, умчалась;
Одна о минувшем тоска мне осталась.

«Тоска по милом», 1807

Есть лучший мир, там мы любить свободны.

Любовная лирика Жуковского чрезвычайно разнообразна в жанровом плане – романсы, песни, элегии, но общее у них – глубокая искренность и чарующая проникновенность.

Любимая женщина для Жуковского – недосягаемый идеал, созданный в воображении поэта:

Ты слышишь с содроганьем
Знакомый звук речей,
Задумчивых очей
Встречаешь взор приятный,
И запах ароматный
Пленительных кудрей
Во грудь твою лиется,
И мыслишь: ангел вьется
Незримый над тобой.

«К Батюшкову», 1812

В лирических стихах Жуковского нет жизненных реалий, нет психологических характеристик героев: есть он и она. Не случайно одно из стихотворений Жуковского так и называется «К ней» (1811). Это вольный перевод немецкой песни. Написанное трехударным безрифменным стихом (однако ритм сохраняется в каждом из трех стихов пяти строф), это стихотворение передает возвышенное чувство любви. До Жуковского никто так просто и безыскусно (но с каким мастерством!) и вместе с тем проникновенно не писал о любви:

Имя где для тебя?
Не сильно смертных искусство
Выразить прелесть твою!
Лиры нет для тебя!
Что песни? отзыв неверный
Поздней молвы о тебе!
Если бы сердце могло быть
Им слышно, каждое чувство
Было бы гимном тебе!
Прелесть жизни твоей,
Сей образ чистый, священный, –
В сердце – как тайну ношу.
Я могу лишь любить.
Сказать же, как ты любима,
Может лишь вечность одна!

Для Жуковского не свойственны эгоцентрические формы, личное местоимение «я» всегда на втором плане. Не случайно даже в сочетании с ним смысловое ударение всегда лежит на втором слове:

В пустыне, в шуме городском
Одной тебе внимать мечтаю;
Твой образ, забываясь сном,
С последней мыслию сливаю;
Приятный звук твоих речей
Со мной во сне не расстается;
Проснусь – и ты в душе моей
Скорей, чем день очам коснется.

Здесь слышатся стоны сердечных мук, но сколько в этой «Песне» задушевности, сколько искренности в описании чувств! Невольно забываешь, что это перевод французского стихотворения Ф. д’Эглантина.

О ты, с которой нет сравненья,
Люблю тебя, дышу тобой,
Но где для страсти выраженья?

Беру перо – им начертать
Могу лишь имя незабвенной;
Одну тебя лишь прославлять
Могу на лире восхищенной:
С тобой, один, вблизи, вдали.
Тебя любить – одна мне радость;
Ты мне все блага на земли;
Ты сердцу жизнь, ты жизни сладость.

Для Жуковского нехарактерен внешний показ чувств и душевных переживаний. Любое душевное движение поэт стремится описать при помощи внутренних признаков. Главное для него – внутренний мир, «жизнь сердца»:

Сие смятение во взоре,
Склоненном робко перед ней;
Несвязность смутная речей
В желанном сердцу разговоре;
Перерывающийся глас;
К тому, что окружает нас,
Задумчивое невниманье;
Присутствия очарованье,
И неприсутствия тоска,
И трепет, признак страсти тайной,
Когда послышится случайно
Любимый глас издалека.
И это все, что сердцу ясно,
А выраженью неподвластно…

«В.А. Перовскому», 1819

Все неопределенно, смутно и робко: «желанный разговор», «трепет» – все, что человек стремится скрыть, пережить тайно, в глубине сердца – это особый язык души, язык взглядов, которые могут понять только влюбленные, это ни с чем не сравнимая радость только от присутствия любимого человека:

При ней – задумчив, сладкой
Исполненный тоской,
Ты робок, лишь украдкой,
Стремишь к ней томный взор:
В нем сердце вылетает…
Задумчивость, молчанье,
И страстное мечтанье –
Язык души твоей…

Неоднократно отмечалось, что опорные слова в поэтической лексике Жуковского связаны с обобщенными значениями человеческих эмоций и чувств – «воспоминание», «любовь», «жизнь», «скорбь», «радость», «тишина». Лирическая окраска усиливает их смысловую нагрузку, поэтическое слово у Жуковского богато подтекстом, ассоциациями. Семантически богат эпитет «сладкий», едва ли не самый любимый эпитет Жуковского. Но Жуковский, как и Батюшков, стал его употреблять в психологическом «петрарковском» смысле, как признак «жизни души».

Читайте также:  Анализ баллады Жуковского Светлана 9 класс сочинение

Тоска о милой, сила страданья, любовные признания – все это Жуковский выразил в своей лирике – в задушевных, удивительно искренних стихотворениях. Но его любовь выражается не во внешних признаках, сила любви сильнее любых слов:

Я на тебя с тоской гляжу,
Внутри огонь, в душе молчанье.
Хочу сказать… Но что скажу?
О друг, пойми мое признанье.
Тиха любовь к тебе моя;
Она всех чувств успокоенье,
Хранитель гений бытия,
Души надежда и спасенье.

«Мир души» играет особую роль в любовной лирике Жуковского. Само слово «душа» – непременный атрибут при описании человеческих чувств: «ничем души не усладить», «таить в душе», «зачем душа в тот край стремится», «он нежен был душою», «радость души». В поэзии Жуковского душа – «нежная», «пламенная», «обманутая», и выражение «шепнул душе» прекрасно вписывается в лирику Жуковского. В «Цвете завета» (1819) слово «душа» встречается 8 раз! В конце стихотворения лишь в одной строчке оно упоминается дважды, и создается новый образ:

Посол души, внимаемый душой,
О верный цвет, беседуй с нами
О том, чего не выразить словами.

«Душа», по мнению Жуковского, – это то общее, что объединяет людей, что их сближает; в этом суть мироощущения поэта. В понятие «душа» заложена и целостность человеческого сознания. «Необыкновенная романтическая любовь поглощает целиком всего человека и влечет его душу к одному предмету, который удаляет ее от всех других», – писал поэт.

Страсть окрылила талант Жуковского, внушила ему возвышенные чувства – был убежден биограф Жуковского Я. Грот, который знал поэта еще в молодости. Горе, мучительные испытания не смогли сломить душу Жуковского. Он излил в своих стихах боль и страдание, историю своей несчастной любви. Но в том же тяжелом для него 1823 г. (после смерти М.А. Протасовой-Мойер) Жуковский писал отчаявшемуся В. Кюхельбекеру: «По какому праву браните вы жизнь и почитаете себя позволенным с нею расстаться! …если вы несчастны, боритесь твердо с несчастьем, не падайте – вот, в чем достоинство человека. Вы должны любить и уважать жизнь, как бы она в иные минуты ни терзала…» С каким трудом удалось самому Жуковскому нести свой тяжелый крест (и нести до самой смерти), видно из его дневников и писем, но всю жизнь стремился он не поддаться ни возрасту, ни болезни, ни тяжелым обстоятельствам.

Читайте также другие статьи о жизни и творчестве В.А. Жуковского:

Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XIX века

Анализ стихотворений Жуковского

Список стихотворений:

Отзывы: 0

Анализ стихотворений Жуковского: читать популярные, лучшие, красивые стихотворения поэта классика на сайте РуСтих о любви и Родине, природе и животных, для детей и взрослых. Если вы не нашли желаемый стих, поэта или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.

  • Стихи Александра Пушкина
  • Стихи Михаила Лермонтова
  • Стихи Сергея Есенина
  • Басни Ивана Крылова
  • Стихи Николая Некрасова
  • Стихи Владимира Маяковского
  • Стихи Федора Тютчева
  • Стихи Афанасия Фета
  • Стихи Анны Ахматовой
  • Стихи Владимира Высоцкого
  • Стихи Иосифа Бродского
  • Стихи Марины Цветаевой
  • Стихи Александра Блока
  • Стихи Агнии Барто
  • Омар Хайям: стихи, рубаи
  • Стихи Бориса Пастернака
  • Стихи Самуила Маршака
  • Стихи Корнея Чуковского
  • Стихи Эдуарда Асадова
  • Стихи Евгения Евтушенко
  • Стихи Константина Симонова
  • Стихи Ивана Бунина
  • Стихи Валерия Брюсова
  • Стихи Беллы Ахмадулиной
  • Стихи Юлии Друниной
  • Стихи Вероники Тушновой
  • Стихи Николая Гумилева
  • Стихи Твардовского
  • Стихи Рождественского
  • Евгений Онегин
  • Бородино
  • Я помню чудное мгновенье (Керн)
  • Я вас любил, любовь еще, быть может
  • Парус (Белеет парус одинокий)
  • Письмо матери
  • Зимнее утро (Мороз и солнце; день чудесный)
  • Не жалею, не зову, не плачу
  • Стихи о советском паспорте
  • Я памятник себе воздвиг нерукотворный
  • У лукоморья дуб зеленый
  • Ночь, улица, фонарь, аптека
  • Сказка о царе Салтане
  • Жди меня, и я вернусь
  • Ты меня не любишь, не жалеешь
  • Что такое хорошо и что такое плохо
  • Кому на Руси жить хорошо
  • Я пришел к тебе с приветом
  • Незнакомка
  • Письмо Татьяны к Онегину
  • Александр Пушкин — Пророк
  • Анна Ахматова — Мужество
  • Николай Некрасов — Железная дорога
  • Сергей Есенин — Письмо к женщине
  • Александр Пушкин — Полтава
  • Стихи о любви
  • Стихи для детей
  • Стихи о жизни
  • Стихи о природе
  • Стихи о дружбе
  • Стихи о женщине
  • Короткие стихи
  • Грустные стихи
  • Стихи про осень
  • Стихи про зиму
  • Стихи о весне
  • Стихи про лето
  • Смешные стихи
  • Матерные стихи
  • Стихи с добрым утром
  • Стихи спокойной ночи
  • Стихи про семью
  • Стихи о маме
  • Стихи про папу
  • Стихи про бабушку
  • Стихи про дедушку
  • Стихи о войне
  • Стихи о родине
  • Стихи про армию
  • Стихи про школу
  • Стихи о музыке
  • Стихи для малышей
  • Стихи о доброте
  • Стихи на конкурс
  • Сказки в стихах
  • Популярные стихи Пушкина
  • Популярные стихи Лермонтова
  • Популярные стихи Есенина
  • Популярные басни Крылова
  • Популярные стихи Некрасова
  • Популярные стихи Маяковского
  • Популярные стихи Тютчева
  • Популярные стихи Фета
  • Популярные стихи Ахматовой
  • Популярные стихи Цветаевой
  • Популярные стихи Бродского
  • Популярные стихи Блока
  • Популярные стихи Хайяма
  • Популярные стихи Пастернака
  • Популярные стихи Асадова
  • Популярные стихи Бунина
  • Популярные стихи Евтушенко
  • Популярные стихи Гумилева
  • Популярные стихи Рождественского
  • Другие поэты

Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта | Контакты

Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений – запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

Краткое содержание Иван-царевич и Серый Волк сказка Жуковского

Жил был царь. И было у него трое сыновей. У этого царя Берендея был роскошный яблочный сад, в нем росла золотая яблоня. И вот однажды, царь заметил, что его яблоки кто-то ворует. Царь очень опечалился и как то попросил подежурить ночью, и узнать, кто ворует яблоки. Старший и младший сыновья проспали под яблоней всю ночь и никого не увидели. А младший Иван глаз не сомкнул, и узнал, кто ворует золотые яблоки. Оказалась – это была жар-птица, но, увы, Иван только перо принес отцу на утро. Отец наказал сыновьям попутешествовать по свету и привезти ему эту чудную птицу.

Сыновья послушали отца и поехали в путь. Они разъехались в разные стороны. Вот Иван прилег подремать на травку, просыпается, а коня нет. Сидит грустный, подходит волк и говорит: – это я проглотил твою лошадь, поэтому буду тебе в помощь. Иван рассказал просьбу отца, и волк сказал:- садись на меня, я тебя довезу к жар-птице. И дал ему наставления, но Иван, не послушался и его поймали на воровстве жар-птицы. Взамен на птицу сказали украсть у другого царя коня златогривого.

Иван сел на волка, и тот его быстро доставил, до ворот замка, где находится этот конь. И волк дал наказ, как украсть коня. Но Иван снова его не послушал, его поймали сторожа, и привели к царю. Царь был удивлен Ивану, и сказал, что на коня он поменяет Елену Прекрасную. В этот раз волк сам пошел.

Вот едут они, Иван грустный сидит, уж ему очень не хочется расставаться ни с Еленой, ни с конем, ни с жар – птицей. Волк ему помог и с этим сначала притворился в Елену Прекрасную, потом в коня златогривого. И ему удалось всегда убегать. И вот едет Иван домой на златогривом коне с Еленой прекрасной и с золотой клеткой, в которой сидит жар – птица.

С волком они распрощались, и немного перекусив, прилегли отдохнуть, и уснули. Старшие братья Ивана увидели это все дело, и убили Ивана и все забрали себе. Откуда не возьмись, прибежал серый волк и приказал ворону принести воду, которая сможет оживить Ивана. Ему все ворон принес. Волк, вспрыснул этой водой, и Иван ожил. Волк рассказал, что его убили его братья. Иван быстро забрался на спину волку, они догнали братьев, волк их растерзал.

А Иван возвратился обратно, то все рассказал отцу. Немного погрустив, царь успокоился. А у Ивана – царевича и Елены, был роскошный пир, и жили они долго и счастливо.

Эта сказка учит быть честным, и прислушиваться, что тебе говорят другие. И еще что в жизни просто так ничего не дается.

Пересказ сказки про Ивана-царевича и Серого Волка

Сказка начинается с описания жизни царя. Жил он в достатке, и особенно красив был его сад, утопающий в зелени. И стал он подмечать, что у него исчезают яблоки. И решил государь сыновей заставить нести в саду караул, чтобы узнать, кто же крадет у него плоды .

Побрел стеречь старший сын, но проспал он, и не увидел ничего. Пришел Клим к отцу, и доложил, что не было никого. Так же не смог поймать вора средний сын. Дремота сморила, как и брата его. На следующую ночь пошел в сад Ваня, самый младший из всех сыновей. Зорко он смотрел, и вдруг видит, возникла откуда-то красивая птица, набрала она яблок, и хочет улететь. Но, Иван, вцепился в ее хвост, да и не удержал, вырвалась она и след ее простыл. У него лишь перышко осталось.

Всего вдоволь было у государя, а такого дива он не имел. И отправил он своих сыновей добыть Жар-птицу. Кто же доставит ее первым ,тот получит после его смерти все государство. Захотелось и младшему сыну тоже следовать с ними. Долго не мог отпустить его отец, но все-таки отправил.

Читайте также:  Анализ стихотворения Жуковского Жаворонок сочинение

Едет Иван, и видит, на распутье находится столб с надписями, куда ехать и что приключится в этой стороне с путешественниками. Принял решение он следующее – следовать направо. Видит, выбегает Серый Волк, который нападает на коня нашего героя и начинает преданно ему служить. Отвозит он Ивана к невиданной красоты птице.

Прибыв на место, видит царевич огромную ограду из камня выложенную, а за ней находится клетка, в которой сидит Жар-птица. Забрался он на чужую территорию, схватил клетку, да только собрался бежать, как все зазвенит, закричит. Забыл он наказ волка – не прикасаться к ней. Охрана схватила юношу и бросила к ногам царя Далмата. Решил простить Ивана Далмат, но только при одном условии, что тот доставит ему коня Золотогрива, иначе он его опозорит.

Поймал Иван коня, но вот ослушался опять волка, и пристало царевичу привезти Елену Прекрасную, иначе ожидает его позор.

Серый Волк решил помочь царевичу. Добыл он ему Елену Прекрасную. Однако молодые люди влюбились и не захотели расставаться, тогда Серый Волк применил свое волшебство, и Елена осталась с царевичем.

Возвращаясь, домой, Иван увидел братьев. Позавидовали они, что у него столько богатства и убили. Опять же помог Серый Волк. Оживил он его чудодейственной водой и рассказал, что Клима и Петра уничтожил Кощей Бессмертный, а также захватил в плен Елену Прекрасную. С царевной Кощей не сможет ничего сделать, так как у нее находится оберег, но вот его он может уничтожить. Одна только Баба-Яга знает, как победить злодея. Волк показал путь к старухе.

По дороге Иван смог отнять у Леших волшебные вещи, и узнал у Бабы-Яги, как можно уничтожить врага его. А гибель Кощея находилась в яйце, которое трудно было найти. Но Иван смог забрать Кощееву смерть и прибыл в его царство, чтобы сразиться с ним. Победив, Иван забрал Елену и двинулся домой.

Прибыв в свое царство, он увидел, что все было заколдовано. Все спали непробудным сном. Тогда он начал играть на гуслях, доставшихся ему от Леших, и все ожили. Вскоре Иван и Елена повенчались. Присутствовал на пиру и Серый Волк, который остался жить там, и даже водился с детьми Ивана. После кончины отца государством стал править Иван. А когда и ему пришла пора, уйти в мир иной, то Серый Волк тоже скончался.

Произведение учит нас тому, что надо всегда слушать наказы, выполняя их точно правильно. И дружба поможет в любой беде.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Жуковский. Все произведения

  • Кубок
  • Лесной царь
  • Людмила
  • Море
  • Перчатка
  • Светлана
  • Сельское кладбище
  • Сказка о Иване-царевиче и Сером Волке
  • Сказка о царе Берендее
  • Спящая царевна

Сказка о Иване-царевиче и Сером Волке. Картинка к рассказу

Сейчас читают

В черкесский аул приводят полумертвого молодого русского. Пленник приходит в себя и чувствует, что закован в кандалы. Он в отчаянии. Аул пустынен, все черкесы в поле. Молодой пленник вспоминает жизнь в России: он узнал на родине любовь и дружбу

Александровская слобода, осень вторая половина шестнадцатого века, правление Ивана Грозного. Суровые времена. Несмотря на это, человеческие страсти кипят, как раскаленная магма.

Произведение российской писательницы Крюковой Хрустальный ключ повествует об уникальной истории, случившейся с главной героиней Дашей. Она приезжает к своей бабушке на летние каникулы

Ванька праздновал именины. Нарядно одетый, расхаживал он по комнате, зазывая гостей дивными лакомствами: супом из щепок, котлетами из песка и пирожками из разноцветных бумажек.

С первых страниц романа перед нами показан образ Орасио Оливейра, которому было 40-лет. Он проживал во Франции и совершенно бестолково проводил свое время. Целыми днями он гулял по Парижу, встречаясь с такими же

Сказка о Иване-царевиче и Сером Волке

Очень кратко : С помощью Серого Волка царевич Иван находит Жар-птицу, красавицу жену и верного коня, побеждает завистливых братьев и злобного Кащея, становится царём, а Серый Волк служит ему до конца жизни.

Жил в некотором царстве царь Демьян. Было у него три сына: Клим, Пётр и Иван. В прекрасном саду царя росла яблоня с золотыми яблоками. И вдруг оказался в яблоках недочёт. Царь позвал к себе сыновей и приказал поймать вора, а в награду пообещал полцарства при жизни и всё после смерти.

Первым пошёл сторожить яблоню Клим, да заснул. Вторым пошёл Пётр и тоже заснул. На третью ночь отправился Иван. Увидел он, как прилетела Жар-птица и нарвала яблок. Схватил царевич воровку за хвост, но она вырвалась и улетела, а в руке у Ивана осталось перо.

Захотел царь добыть чудную Жар-птицу. Послал он старших сыновей достать её. Кто достанет — получит полцарства при жизни и всё после смерти. Иван собрался ехать с братьями. Не хотел отец отпускать его, но Иван уговорил отца.

Доехал Иван до развилки, на которой стоял столб с надписью. Кто прямо поедет — будет всю дорогу холоден и голоден. Кто налево поедет, тот умрёт, а конь его будет жить. А кто вправо поедет, тот жив останется, но конь умрёт. Поехал Иван вправо. Выбежал из лесу Серый Волк, съел коня, а потом стал служить Ивану верой и правдой и отвёз его к Жар-птице.

Серый Волк привёз царевича к каменной стене, за оградой которой висела клетка с Жар-птицей. Волк предупредил, что клетку трогать нельзя. Забравшись в сад, Иван забыл совет Волка и взял клетку. Вокруг загремело и зазвенело, проснулись сторожа и привели Ивана к своему царю Далмату. Далмат возмутился, что царевич не пришёл к нему за Жар-птицей, а залез в сад, как вор. Он согласился уступить Жар-птицу, если царевич приведёт ему коня Золотогрива царя Афрона, а иначе ославит его на весь свет.

Привёз Серый Волк Ивана к царю Афрону и предупредил, что коня нужно вывести из стойла, а уздечку не трогать. Иван забыл о наказе и взял уздечку. Зазвенели подведённые к ней струны, и проснулись конюхи. Они привели Ивана к царю, и тот потребовал привезти ему Елену Прекрасную, дочь царя Касыма, иначе ославит он царевича на весь свет, как вора.

Теперь за дело взялся Серый Волк. Улучив момент, когда Елена осталась одна, посадил её себе на спину и увёз. По дороге к царю Афрону Иван и Елена полюбили друг друга. Серый Волк превратился в Елену. Обменяв его на коня, Иван продолжил путь на Золотогриве, а Волк догнал их.

Когда они приехали в царство Долмата, Волк превратился в коня Золотогрива и Иван обменял его на Жар-птицу. Только сел Далмат на коня, а конь обернулся Серым Волком и сбежал. Догнал волк Ивана, доехали они до того места, где встретились, и пришлось им тут расстаться. Прощаясь, волк предупредил, чтоб не доверял Иван своим братьям.

Встретился Иван с братьями. Увидели они Жар-птицу, коня Золотогрива, Елену Прекрасную, позавидовали и убили Ивана — вонзили ему в грудь острый меч. Забрали братья Жар-птицу, коня и Елену и поехали к отцу. Серый Волк вернулся к Ивану, поймал ворона и приказал принести живой и мёртвой воды. Брызнул Серый Волк на Ивана мёртвой воды, и затянулись у Ивана раны, брызнул живой водой, и ожил Иван.

Серый Волк предупредил, что эта служба последняя. Рассказал Волк, что братьев Ивана Кощей погубил и забрал Елену с конём и Жар-птицей. У Елены есть талисман, и Кощей ничего ей не сделает. Как погубить Кощея, знает Баба-Яга, которая живёт в дремучем лесу. Волк указал Ивану дорогу к трём дубам, между которыми был закопан в землю боевой конь. Конь и должен указать Ивану дорогу к Бабе-Яге.

Повёз конь царевича к Бабе-Яге. По дороге увидел Иван двух дерущихся Леших, которые не могли поделить скатерть-самобранку, шапку-невидимку и драчун-дубинку. Иван предложил устроить соревнование: кто первый добежит до стрелы, которую он пустит, тот и получит волшебные вещи. Лешие убежали, а Иван забрал всё себе. Добрался Иван до Бабы-Яги. От неё царевич узнал, что посреди Окиана стоит остров Буян. На острове растёт старый дуб, под дубом зарыт сундук, в сундуке сидит заяц, в зайце находится утка, в утке яйцо, а в яйце том и смерть Кощеева. Яйцо нужно при Кощее раздавить и забрать гусли-самогуды, чтобы разбудить ими отца и всё царство.

Добрался Иван до Окиана и увидел, что лежит в нём невод, а в неводе щука. Попросила щука выбросить её в море и обещала помощь. Переплыл Иван на коне Окиан и добрался до острова Буяна. Вырыл из-под дуба сундук и достал оттуда зайца, а из зайца утку. Вылетела утка, подстрелил её Иван, и выпало из неё яйцо в море. Тут появилась щука с яйцом во рту, отблагодарила за помощь.

Добрался Иван до замка Кощеева. Сторожил ворота в замке змей о двенадцати головах. Вытащил Иван дубинку и убил ею змея. Разостлал царевич скатерть-самобранку, наелись они с конём вдоволь. Нашёл Иван Кащея, убил его, забрал Жар-птицу, коня, Елену, не забыл взять гусли-самогуды и приехал в своё царство. Там всё спало. Заиграл Иван на гуслях-самогудах, всё очнулось, ожило. Сыграл Иван с Еленой свадьбу, а самым дорогим гостем был Серый Волк.

После свадьбы Серый Волк остался жить во дворце. Когда скончался царь Демьян, то на престол взошёл Иван. Серый Волк нянчился с его детьми, выучил их читать и писать. А когда скончался Иван Демьянович, то Серый Волк последовал за ним в могилу. В бумагах Серого Волка нашли подробные записки обо всём и составили этот рассказ.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Ссылка на основную публикацию