Анализ стихотворения Жуковского Птичка сочинение

Занятие в младшей группе по восприятию художественной литературы и фольклора. Чтение стихотворения В. Жуковского «Птичка»

Анастасия Костюхина
Занятие в младшей группе по восприятию художественной литературы и фольклора. Чтение стихотворения В. Жуковского «Птичка»

Конспект занятия в младшей группе по восприятию художественной литературы и фольклора

Тема: Чтение стихотворения В. Жуковского «Птичка»

Образовательная задача: Формировать у детей слуховое восприятие художественного текста; познакомить со стихотворением В. Жуковского «Птичка»; дать детям общие представления о перелетных птицах

Речевая задача: развивать свободное общение со взрослыми и детьми;

обогатить: птичка, гнездышко вьешь

активизировать: певичка, перелетные

Воспитательная задача: воспитывать у детей любовь к поэзии.

Развивающая задача: развивать память, внимание.

Логика образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, а какое сейчас время года? (осень). А какие изменения происходят в природе осенью? (с деревьев опадают листья, собирают урожай, животные готовят запасы на зиму, на улице пасмурно, холодно)

Воспитатель: Правильно ребята. Как вы думаете, что делают птицы осенью? Они собираются улетать в теплые края. (рассматривают иллюстрации стаи птиц). Но не все птицы улетят от нас, лишь некоторые останутся с нами зимовать. Те птицы которые на зиму улетают называются перелетные птицы. Почему их так называют? Могут ли все птицы остаться с нами зимовать? Нет, ребята, потому что зимой очень холодно и птицам нечего есть, их оперение не сможет их согреть зимой.

Основная часть: Ребята сегодня я хочу вас познакомить со стихотворением В. Жуковского «Птичка»

Птичка летает,

Птичка играет,

Птичка поет;

Птичка летала,

Птичка играла,

Птички уж нет!

Где же ты, птичка?

Гнездышко вьешь ты;

Воспитатель: О чем это стихотворение? Куда улетела птичка? Что она там делает?

А сейчас я предлагаю вам немного поиграть

Физкультминутка «Грачи»

Вот на ветках, грачи! Не кричи! (указательный палец на губы)

Чёрные сидят грачи (присели)

Разместились в гнёздышке, (показать руками гнездо перед собой)

Распушили пёрышки, (встать, руки в стороны)

Греются на солнышке, (погладить себя по рукам)

Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)

Полететь хотят. (руки в стороны – взмах)

Кыш! Кыш! Улетели! (хлопки, руки в стороны, бег на носочках)

Полетели, прилетели (летают)

И опять все в гнёзда сели. (присели)

(садятся на свои места)

Воспитатель читает еще раз стихотворение.

Заключительная часть: Проводится игра «Четвертый лишний» (три карточки одного вида, а четвертая другого)

Чтение художественной литературы в средней группе. Сказка В. Даля «Лиса-лапотница» (средняя группа) Конспект занятия по чтению художественной литературы средняя группа Тема: Чтение сказка В. Даля «Лиса-лапотница». Цель: способствовать формированию.

Конспект ОД по восприятию художественной литературы в подготовительной группе «Путешествие по произведениям Н. Н. Носова» https://youtu.be/JeknC0CpaPM Конспект ОД по восприятию художественной литературы в подготовительной группе (по произведениям Н. Н. Носова).

Занятие по чтению художественной литературы в старшей группе «Учимся быть вежливыми. Заучивание стихотворения Р. Сефа «Совет» Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе. Тема: Учимся быть вежливыми. Заучивание стихотворения Р. Сефа «Совет».

Конспект занятия по области «Чтение художественной литературы» во второй младшей группе Программное содержание: Цель: познакомить детей с произведением К. И. Чуковского «Цыпленок» Образовательные задачи: Продолжать учить детей.

Конспект занятия в старшей группе. Чтение художественной литературы Е. Трутнева «Морозный ветер» Тема НОД: чтение художественной литературы Е. Трутнева «Морозный ветер» Возрастная группа детей: 5-6 лет. Программное содержание: 1. Обучающие.

Конспект НОД по конструированию и восприятию художественной литературы и фольклора «Поможем кошке построить дом» Конспект НОД конструирование и восприятие художественной литературы и фольклора. Образовательная область: «Познавательное развитие» Тема:.

ООД «Чтение художественной литературы с элементами драматизации» в старшей группе ООД «Чтение художественной литературы с элементами драматизации» в старшей группе. Тема: «Чтение книги «Сказка про солнышко и луну». Задачи:.

Перспективное планирование «Чтение художественной литературы» во второй младшей группе 1. Повторение стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки». Вызвать у детей желание интонационно выразительно рассказывать наизусть знакомые.

Перспективное планирование «Чтение художественной литературы» во второй младшей группе 1. Цикл стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки». Задачи: Вызвать у детей желание интонационно выразительно рассказывать наизусть знакомые.

Коммуникативная деятельность и восприятие художественной литературы и фольклора [bКоммуникативная деятельность и восприятие художественной литературы и фольклора][/b] Коммуникативная деятельность – это форма активности.

277,Анализ стихотворения В, а, жуковского «вечер»

Василий Жуковский и его «Вечер».
Романтическая литература впервые появилась в центральной Европе, откуда впоследствии перекочевала во множество стран, в том числе и в Россию. Основателем русского романтизма и считается Василий Жуковский. В начале, поэт, покоренный зарубежными стихами, только переводил иностранные произведения этого жанра, далеко не сразу решившись публиковать собственные произведения. Однако в 1806 году появляется его романтическая элегия «Вечер».

Вариант №2

Василий Андреевич Жуковский по праву читается родоначальником русского романтизма. Его изящные произведения ничем не уступают произведениям поэтов зарубежных, стихи которых так вдохновляли автора.

Стихотворение вечер Василий Андреевич написал в селе Мишенском после окончания Московского пансиона. Сельская природа очаровывала поэта, заставляла задумываться о грядущем и подтолкнула написать в 1806 году одно из самых лирических его произведений «Вечер».

В этом романтичном стихотворении переплетены воспоминания главного героя о его близких людях, друзьях, родных и описаниями природных красот маленького села.

Для такого короткого отрезка времени, как вечер, автор нашел множество эпитетов, характеризующих красоту угасающего дня и самого героя, как человека нежного, тонкой душевной организации и глубоко думающего.

Восторженный герой, увиденными красотами взывает к своей музе, просит одарить его вдохновением.

Описанные в произведении пейзажи играют совершенно особенную роль. Они придают неспешность размышлениям главного героя, создают образ легкой грусти, приводя в полное гармоничное слияние героя с природой.

С самого начала Василий Андреевич настраивает читателя на спокойный лирический лад, описывая тихий ручей. В произведении присутствует описание множества мелких деталей. Тем не менее, ни одна из них не является лишней. Эти детали лишь подчеркивают красоту описываемого вечера, органично вплетенные в общую картину восприятия, и определяют настроение главного героя, приходящего мыслями к вечному.

Жуковский писал это стихотворение, будучи еще молодым человеком, но мысли его говорят о том, что все уже ушло в прошлое. Он придается размышлениям о потерянных друзьях. Кто-то безвременно ушедший. Вспоминая второго товарища, наш лирический герой умолкает на полуслове, возможно считая не в праве себя судить чужие поступки. И позволяет себе говорить лишь о том, что оставит память о них в своем сердце навсегда.

И только в конце стихотворения автор позволяет говорить о себе, о главном лирическом герое, настроенном вечерними пейзажами на тоскливые раздумья о бренности всего.

Картина вечера настраивает на мысли о смерти, с которой и сравнивает Василий Андреевич уходящий день, не нарушая общего восприятия тихого покоя и своего очарования.

Это произведение показывает то ощущение одиночества поэта, присущее обычно людям более старшего возраста. Он признает, что вынужден брести своей стезей. Не знает, что уготовила ему судьба в будущем, но с покорностью принимает это неведомое.

Он понимает, что его жизненного пути уже ничто не сможет изменить. Так уготовано судьбой, восхищаться красотами, быть первым, кто пишет в стиле русского романтизма, быть иногда гонимым и не понимаемым обществом. Но герой кротко принимает это и готов с покорностью сносить удары, но четко следовать по своему пути.

Это произведение Жуковского один из лучших образчиков, написанных в жанре элегии, заставляющее восторженно переживать, слыша звуки всех струн тонкой души.

Кратко по плану читать 9 класс

О чем произведение?

Произведение можно условно разделить на три основных части. Первая, самая оптимистичная из них – это описание природы и ее прелестей. Жуковский нежно и влюбленно описывает пейзаж около ручья, игру света на нем, пение птиц и чистоту, обаяние обычного солнечного дня. Это внушает покой, настраивает на романтический, воодушевленный лад. Все описания в этом произведении сочные и выразительные – их легко представить.
Во второй части автор уже несколько сгущает тучи – он описывает предзакатные времена, когда солнце скрывается за горизонтом и уступает место луне с ее дрожащим на воде и тусклым свечением. Он говорит о рыбаке, который с хорошим уловом отправляется домой, о затихающей природе, о своих давно оставленных друзьях и горячих обещаниях. Под этим впечатлением он зовет свою музу, которая должна выйти к нему и вдохновить автора на последующие строки, и она приходит. Эта смена настроения подводит читателя к основной мысли произведения, описанной в третьей части.
Заключительные строки посвящены самому автору, он задает вопрос миру. Интересует Жуковского, как долго поэт, находящийся в единении с природой и так чувственно ее ощущающий и восхваляющий ее, сможет продолжать свои труды – жить на этом свете. В таком окончании явственно чувствуется горечь потерь и разочарований, присущая обычной человеческой жизни. В самом конце Жуковский предполагает, что скоро новые беззаботные люди будут сидеть на этом месте над его могилой.

Анализ элегии «Вечер»

Основные мотивы лирики Жуковского нашли дальнейшее продолжение в его медитативной элегии (элегии-размышлении) «Вечер» (1806) – самой известной из его ранних элегий.

Тема стихотворения – размышления лирического героя о своей судьбе; воспоминания о тех, кто был ему близок, переплетаются с поэтическими картинами природы:

Уж вечер… облаков померкнули края,

Последний луч зари на башнях умирает;

Последняя в реке блестящая струя

С потухшим небом угасает.

Все тихо: рощи спят; в окрестности покой;

Простершись на траве под ивой наклоненной,

Внимаю, как журчит, сливаяся с рекой,

Поток, кустами осененный.

Как слит с прохладою растений фимиам!

Как сладко в тишине у брега струй плесканье!

Как тихо веянье зефира по водам

И гибкой ивы трепетанье!

Сколько эпитетов поэт нашел для угасающего дня – «последний», «потухший»; глаголы – «померкнуть», «умирать», «угасать» – и все в 4 строчках, но все описание исполнено невыразимой гармонии. Удивительно яркие краски: «светлый песок», «златые холмы», «багряный блеск» – все доставляет зрителю покой и радость.

Поэтическая картина природы не только возрождает воспоминания:

О братья! о друзья! где наш священный круг?

Где песни пламенны и музам и свободе?

Где Вакховы пиры при шуме зимних вьюг?

Где клятвы, данные природе,

Хранить с огнем души нетленность братских уз?

И где же вы, друзья.

А мы… ужель дерзнем друг другу чужды быть?

но и пробуждает мысли и о собственной судьбе, о собственном поэтическом пути:

Мне рок судил: брести неведомой стезей,

Быть другом мирных сел, любить красы природы,

Дышать под сумраком дубравной тишиной

И, взор склонив на пенны воды,

Творца, друзей, любовь и счастье воспевать.

О песни, чистый плод невинности сердечной!

Блажен, кому дано цевницей оживлять

Часы сей жизни скоротечной.

Личное местоимение под конец заменяется словом «юноша», в воображении поэта рисуется «тихая могила», и сам поэт видит себе как бы со стороны:

Так, петь есть мой удел… но долго ль. Как узнать.

Ах! Скоро, может быть, с Минваною унылой

Придет сюда Альпин в час вечера мечтать

Над тихой юноши могилой!

Но и сама картина природы не статична, она в движении, на смену мягкому вечеру приходит солнечный восход:

Кто, в тихий утра час, когда туманный дым

Ложится по полям и холмы облачает

И солнце, восходя, по рощам голубым

Спокойно блеск свой разливает,

Спешит, восторженный, оставя сельский кров,

В дубраве упредить пернатых пробужденье

И, лиру соглася с свирелью пастухов,

Поет светила возрожденье!

Настроение лирического героя меняется при первых лучах зари: «Так, петь есть мой удел… Но долго ль?» Различные лирические мотивы стихотворения не просто переплетаются, а мягко переходят один в другой, создавая единый лирический поток, раскрывающий внутренний мир лирического героя. Поэтический пейзаж (где античная филомела и русский коростель прекрасно уживаются) привлекал не просто изобразительной точностью, но и выразительностью реалистических деталей:

Луны ущербный лик встает из-за холмов…

О тихое небес задумчивых светило,

Как зыблется твой блеск на сумраке лесов!

Как бледно брег ты озлатило!

Читатель не просто чувствовал природу, поэтический лунный вечер был для него откровением. Жуковский передает все нюансы душевных переживаний. Тишина в «Вечере» – тишина реальная и тишина душевная. Как заметили исследователи, она станет впоследствии одним из излюбленных образов поэта. И не «угасание», «не умирание», а этот прекрасный образ тишины объединит человека и природу в элегиях Жуковского.

Читатель не мог не почувствовать удивительной музыкальности стиха («ЛуНЫ ущербНЫй Лик»; «зыбЛЕтся… бЛЕск на сумраке ЛЕсов»; «БЛЕдно БРЕг»), плавности шестистопных ямбов. «..Продолжительные переходы звуков предшествуют словам его и сопровождают его слова, тихо припеваемые поэтом только для пояснения того, что хочет он выразить звуками. Бессоюзие, остановка, недомолвка – любимые обороты поэзии Жуковского», – тонко заметил Н. Полевой.

История создания

В. А. Жуковский написал стихотворение «Вечер» в 1806 году. Тогда он, окончив Московский пансион, находился в селе Мишенском. Картины природы, которые В. А. Жуковский видел в этом селе, подталкивали поэта на создание романтической элегии.

Что Василий Жуковский хотел сказать стихотворением «Вечер»?

Основная мысль произведения в том, что хорошие и задорные времена юности, с их беззаботностью, гуляниями и обещаниями быстро испаряются во взрослой жизни, единственным логичным и скорым завершением которой становится смерть и приход на место поэта нового поколения. С другой стороны, сам лирический герой сознательно на это идет для того, чтобы посвятить оставшееся ему время и силы своей музе, а значит и романтической поэзии.
В этом стихотворении нет отсылок к биографии, но за его строками можно почувствовать, что автор многое пережил, причем и плохое, и хорошее. Емкие и красочные метафоры, описывающие живую природу, растения, умиротворенных людей и солнечный свет, отражают суть романтизма, его возвышенность и утонченность. В этих стихах заметно некоторое подражание зарубежным поэтам, однако Жуковский мастерски насытил его русским колоритом.
С другой стороны, драматическое окончание, подразумевающее скоротечность и сложность жизни – то есть ее полную противоположность чувственности и утонченности, усиливает эффект. Невольно и сам при прочтении вместе с героем задаешься вопросом, а не променял ли я дело своей жизни на ерунду и как скоро закончится самая интересная пора собственного существования.
Можно подытожить следующее, русский романтизм, начавшийся с витиеватой, утонченной элегии Василия Жуковского «Вечер» одновременно и воздушен своими метафорами, и суров, даже жесток поднимаемыми темами. Это произведение и по сей день способно всколыхнуть в человеке как радость и умиротворение, так и сомнения, сильные переживания.

Читайте также:  Волк - краткое содержание сказки Житкова

Композиция

Композиция «Вечера» не отличается своей сложностью. Всего насчитывается 23 катрена. Анализ стихотворения «Вечер» Жуковского позволяет поделить произведение на три части, первая из которых демонстрирует картины вечерней природы. Вторая часть посвящена размышлениям лирического героя, его воспоминаниях о прошлой жизни. Здесь лирический герой обращается к музе, что говорит о том, что в стихотворении поднимается и тема поэта и поэзии. Третья часть представляет собой размышления о своей судьбе, а также о судьбе поэта в мире.

«Вечер» В. А. Жуковского – первая романтическая элегия в русской литературе. Благодаря такому жанру поэт смог передать философские размышления. Рассуждения лирического героя, которые передаются от первого лица, показывают отношение самого автора к вечным проблемам мироздания.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Анализ «Вечера» Жуковского», рассмотрит историю создания элегии, ее тему, композиционные и жанровые особенности.

Сколько заболевших Коронавирусом в Жуковском статистика и новости на сегодня 28.05.2020

Многие критики и эксперты в области литературы уверены, что знаменитым и известным поэтам порой, не нужно было создавать слишком сложных и замысловатых произведений, так как основную идею каждый из них легко мог передать всего лишь в нескольких строчках. Одним из поэтов, которые любили писать, именно миниатюрные произведения был Василий Александрович Жуковский.

Конечно же, чаще всего такие произведения писались для детей, которым совсем не нужен сложный и глубокий смысл. Сегодня хочется более подробно поговорить о таком известном, детском стихотворении «Птичка», написанном в 1851 году.

Если смотреть на первый взгляд, то оно кажется очень простым и легким, однако в нем так же есть очень серьезный смысл. Прочтение данного произведения приводит читателей к мыслям о вечном, о жизни, о человеческой судьбе и не только человеческой, и даже о смерти.

Безусловно, малыши и юные читатели совсем не состояние понять и разгадать данный смысл, для них это простое и интересное произведение. Тем более что дети всё же могут воспринять особое отношение автора к происходящему.

Стихотворение написано в 12 строчках, при помощи парной рифмы, которая помогает в данном случае сделать стихотворение плавным и мягким. Так же в стихотворении присутствует вопрос, который не находит ответа, но тем не менее является очень логичным и жизненным.

Что касается различных литературных приемов, то они применены в тексте сполна. Здесь можно найти и олицетворение, и метафору, и эпитеты. Более того, красочные прилагательные, которые так же использованы в тексте помогают читателям запоминать его без особых усилий. Его довольно легко запоминают даже самые маленькие малыши, которым оно так же приходится по душе.

Жуковский все свои произведения, написанные для детей, наполняет особым смыслом, который малыши смогут разгадать лишь, когда станут взрослее, и опытнее.

А вообще главный смысл написания всех детских стихотворений данный автор видел в том, чтобы привить у детей любовь к литературе, начиная как раз с таких миниатюрных, запоминающихся произведений.

Сколько зараженных коронавирусом в Жуковском?

Количество зараженных на территории нашей страны растет с каждым днем. Жуковский не стал исключением. Первые случаи коронавируса были выявлены у людей, недавно вернувшихся из стран с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой. В связи с тем, что инкубационный период инфекции может достигать 14 дней, эти люди чувствовали себя совершенно здоровыми, и часто не ограничивали свои контакты. В результате, ни один житель Жуковского не может быть застрахован от заражения.

462(+4) Случаев заражения
Пока ученые не создали эффективную вакцину и лекарство от COVID–19, чтобы защитить себя, следует предпринимать такие меры:

  • Соблюдать режим самоизоляции — отказаться от посещения общественных мест, ограничить контакты с другими людьми, не выходить из дома без необходимости;
  • Проводить регулярную гигиену и санитарную обработку рук и поверхностей;
  • При появлении симптомов респираторного заболевания немедленно позвонить на горячую линию или вызвать врача на дом;
  • Внимательно следить за последними новостями в Жуковском и стране.

Отслеживая подтвержденные данные и распространяя их в социальных сетях, вы можете сами оставаться в курсе событий и повышать информированность населения. На фоне большого числа фейковых новостей, особенно важно знать, правда или нет, представленная информация. Только сплоченность и социальная ответственность поможет быстро справиться с угрозой.

Анализ стихотворения Василия Жуковского “Жаворонок”

Стихотворение “Жаворонок”, созданное в 1851 году, В.А. Жуковский написал для своих детей. Талантливый педагог, он стремился привить им вкус к красивой речи, научить их видеть прекрасное в обыденном и ценить дары родной природы.

Василий Андреевич с непревзойденным мастерством передает в рассматриваемом произведении красоту родного края. Он одним из первых поэтов примкнул к романтизму, воспевающему обыденные вещи и события и наделяющему их уникальными чертами.

Темой стихотворения становится утро в лесу. Вызывает восхищение, с каким мастерством и тонким чувством Василий Андреевич описывает прелесть такого привычного для русского человека явления. Тихое весеннее утро.

Лес только пробуждается от ночного сна, “в долине пар белеет тонкий”. Кругом тишина. Но вот из-за горизонта появляется солнце.

Под его лучами “лес зардел”, и жаворонок спешит провозгласить начало нового дня…

Все произведение пронизано светлым настроением. Об этом свидетельствует цветопись. Красные, белые, зеленые тона передают жизнерадостность. Это же подтверждают и эпитеты и эмоционально насыщенные наречия: “звонкий”, “радушно”, “беспредельно”, “воздушно”. Сердце лирического героя переполнено самыми добрыми чувствами. Он становится свидетелем и участником праздника жизни.

Ведь жаворонок является не только символом утра, но и прославителем начала весны, природной и душевной. Вместе с маленькой птичкой, чье оперение сверкает в лучах яркого солнца, он наблюдает над происходящими природными метаморфозами как бы со стороны, глазами жаворонка. Этим объясняется смена лирического “я” и ракурса повествования.

Лирический герой отстраняется от всего суетного и, подобно жаворонку, предается парению в звенящем весеннем воздухе. Благодаря этому полету он обретает себя, гармонию с миром и чувствует себя ближе к Богу.

(1 votes, average: 5.00

Телефон горячей линии в Жуковском

Первая и главная рекомендация врачей в условиях эпидемии коронавируса – не идти в больницу сразу же после появления характерных симптомов. Если человек действительно болен, это может привести к дальнейшему распространению возбудителя. Получить ответы на все вопросы по поводу COVID–19 и подобную инструкцию относительно дальнейших действий, можно позвонив на горячую линию.

Единая горячая линия:

Звонить по этому телефону могут жители всех регионов РФ. Подготовленные специалисты проведут консультацию, ответят на все вопросы и при необходимости переведут звонок в уполномоченные органы по месту жительства дозвонившегося.

Где сдать тест на коронавирус в Жуковском?

Пройти анализ на коронавирусную инфекцию COVID–19 можно в государственных поликлиниках и частных медицинских центрах. В связи с большим количеством желающих сдать тест, сегодня врачи направляют на диагностику только людей, входящих в группы риска.

В эти группы попадают:

  • Граждане, вернувшиеся из стран с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой – США, Китай, Италия, Испания, Германия, Франция, Иран и др.
  • Люди, контактирующие с подтвержденными больными;
  • Пациенты, испытывающие характерные симптомы;
  • Медики, оказывающие помощь зараженным лицам.

Людям, входящим в эти группы, тест на COVID–19 проводится совершенно бесплатно. Если человек испытывает тревогу и хочет пройти анализ без показаний по собственному желанию, ему следует обратиться в частную лабораторию. Если факт заражения подтвердился, пациент будет изолирован в специальный отдельный бокс, а все лица, контактирующие с ним, проверены на коронавирусную инфекцию.

Китайскими учеными также разработаны экспресс-тесты на коронавирус. Такие тест-системы позволяют получить результат в домашних условиях всего за 10-15 минут. Точность экспресс анализа составляет 96-99%. К сожалению, быстрые диагностические системы появились на рынке совсем недавно, в связи с чем приобрести их в аптеках пока проблематично. Можно заказать экспресс-тест в интернете, но в этом случае высока вероятность получить подделку.

«Жаворонок» В.Жуковский

На солнце темный лес зардел, В долине пар белеет тонкий, И песню раннюю запел В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины Поет, на солнышке сверкая: Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны.

Здесь так легко мне, так радушно, Так беспредельно, так воздушно; Весь божий мир здесь вижу я. И славит бога песнь моя!

Анализ стихотворения Жуковского «Жаворонок»

Произведение входит в небольшой цикл детских стихотворений, которые посвящены сыну и дочери поэта. Если в коротких поэтических текстах «Птички», «Котика и козлика» явно прослеживаются фольклорные истоки, то природа идейно-образной структуры «Жаворонка», созданного в 1851 г. выглядит более сложной.

Тема стихотворения — зарождение весеннего дня. Интересно, что пейзажной зарисовке посвящено только первое двустишие: в нем выделяются перемены света и цвета, вызванные восходом солнца. Лес «зардел», густые сумерки сменились белесым паром, оттенок неба приобрел ясный светло-синий цвет — утреннее преображение мира выражено лаконично и просто.

Визуальная картина, подкрепленная колористической лексикой, дополняется звуковым образом — «песней ранней» жаворонка. Птичья трель далеко слышится в утренней тишине, на что указывают определения «звонкий», «голосистый». Пению маленькой птички отводится значительная роль в природной зарисовке. Лирический герой воспринимает птичьи трели как символ весны «молодой», а пернатого певца — как вдохновенного вестника, возвещающего о добрых переменах. Образ жаворонка исполнен гармонии: блеск оперения, освещенного солнцем, вписывается в общий радостный колорит пейзажа.

При помощи образа жаворонка, парящего далеко в небе, меняется позиция лирического «я». «Вышина» — пейзаж виден именно с этой точки. Последний катрен начинается с безличного предложения, передающего восторг перед бескрайними просторами, хорошо видными сверху. Четыре однородные наречия, аккумулированные в пределах одного предложения, призваны изобразить силу эмоций, переполняющих певца.

В завершающих строчках появляется личное местоимение «я». Речь, идущая от первого лица, принадлежит антропоморфическому образу жаворонка, но может быть отнесена и к лирическому герою. Последний также вдохновлен увиденной картиной пробуждения природы и воспевает приход весны.

Финальное двустишие содержит заветную мысль лирического героя: мудрость божественного начала — залог всеобщей гармонии. Восторгаясь весенней красотой, автор восславляет и всемогущую вечную силу, под патронатом которой происходят чудесные метаморфозы.

Сходная трактовка главного образа возникает в стихотворении «Приход весны», появившемся на 20 лет раньше «Жаворонка». Певчая птичка символизирует не только пробуждение природы, она причастна к горнему миру, которым очарован лирический герой.

Первые симптомы коронавируса

Первые признаки заболевания появляются не сразу после заражения коронавирусом. Проникая в организм, возбудителю необходимо время, чтобы внедриться в клетки и начать производить копии. Период от момента заражения до появления первых симптомов называют инкубационным. Для коронавирусной инфекции этот период в среднем составляет 5,1 день. В течение 11,5 дней характерные признаки коронавирусной инфекции COVID–19 отмечают 97,5% больных.

Симптоматика заболевания отличается у разных людей, но чаще всего включает такие симптомы:

  • Боль, воспаление, першение в горле;
  • Повышение температуры тела;
  • Общая слабость и недомогание;
  • Сухой кашель;
  • Отсутствие обоняния и способности ощущать вкусы;
  • Одышка, приступы затруднения дыхания;
  • Боль в груди;
  • Миалгии;
  • Расстройства пищеварения – диарея, тошнота, рвота.

Насморк и заложенность носа до сих пор считается спорным симптомом. Он отмечается не у всех пациентов с положительным результатом теста на COVID–19. В связи с тем, что коронавирус до сих пор недостаточно изучен официальной наукой, список симптомов уточняется.

У большинства заболевших коронавирусная инфекция протекает, как грипп или простуда. Однако, у людей пожилого возраста, лиц с ослабленным иммунитетом и сопутствующими хроническими патологиями, коронавирус способен вызывать тяжелые осложнения. В этом случае высок риск поражения тканей легких, развития острой пневмонии и дыхательной недостаточности. Такие пациенты не всегда способны перенести инфекцию без аппарата искусственной вентиляции легких. Медицинская помощь в этом случае заключается в быстрой оксигенации организма – насыщении клеток тела кислородом.

Как передается коронавирус?

Инфекция передается от человека к человеку воздушно-капельным путем. Вирус в большом количестве содержится в биологических жидкостях ротовой полости и носа зараженных людей. При чихании или кашле мелкие капли этих жидкостей попадают на поверхности предметов и части тела окружающих людей. Далее коронавирус проникает в организм «новой жертвы» на ее руках, через посуду, гаджеты и другие предметы.

Исходя их этого механизма распространения, самый высокий риск заражения наблюдается при контакте с людьми, имеющими в качестве симптома сухой кашель. Риск заражения от человека с бессимптомным течением болезни минимален. Сейчас ведется исследование по изучению возможности передачи вируса фекально-оральным и половым путями.

Профилактика

Главная профилактическая мера, позволяющая не заразиться коронавирусом в условиях мировой эпидемии, – соблюдение режима самоизоляции. Во многих странах введен режим строгого карантина. При возникновении острой необходимости покинуть дом, следует соблюдать такие правила профилактики:

  • Регулярно и тщательно мойте руки с мылом;
  • Обрабатывайте все поверхности, с которыми соприкасаетесь, спиртосодержащим антисептическим раствором;
  • При выходе из дома держитесь на расстоянии не менее одного метра от окружающих людей;
  • Используйте одну медицинскую маску не более двух часов;
  • Не прикасайтесь руками к слизистым оболочкам глаз, носа, рта;
  • Регулярно проводите влажную уборку и проветривайте помещение;
  • Откажитесь от приветственных поцелуев и рукопожатий;
  • Возвращаясь с улицы, быстро переоденьтесь в домашнюю одежду, а уличные вещи постирайте;
  • При плохом самочувствии оставайтесь дома (при необходимости вызовите врача на дом);
  • Следите за картой распространения коронавирусной инфекции и не посещайте опасные районы.

Жизненно важно, чтобы перечисленные рекомендации выполняли люди пожилого возраста, а также лица с патологиями сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной систем. Эти пациенты имеют самый высокий риск летального исхода в случае заражения.

История вируса

Семейство коронавирусов насчитывает около 40 возбудителей, поражающих животных и человека. Свое название вирусы получили благодаря наличию шиповидных белковых отростков на оболочке. Под микроскопом такие возбудители напоминают корону.

Коронавирус, вызывающий заболевание COVID–19, был впервые выявлен в конце 2020 года в китайском городе Ухань. Предположительно, первый человек заразился этой болезнью при контакте с млекопитающим. Ученые считают, что источником заражения стала летучая мышь. Инфекция быстро распространилась среди жителей Ухани и других городов материкового Китая. Несмотря на строгие ограничительные меры со стороны властей КНР, задержать вирус на территории страны не удалось.

За первые 2 месяца 2020 года коронавирус был выявлен на территории более чем 150 стран. Довольно быстро очаг эпидемии переместился из Китая в Европу. Больше всего пострадали такие европейские государства, как Италия, Испания, Франция, Германия, Великобритания. В конце марта лидирующую позицию по числу заразившихся стали занимать Соединенные Штаты Америки.

Пандемия коронавируса уже унесла десятки тысяч человек. Пока в мире нет эффективной вакцины от этой опасной болезни, единственный способ остановить эпидемию – соблюдать строгую самоизоляцию. Только карантинные меры позволяют прекратить распространение инфекции и сохранить жизни людей.

Читайте также:  Иван-царевич и Серый Волк – краткое содержание сказка Жуковского

Разработка урока чтения по стихотворению В.Жуковского «Жаворонок»

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья.

п. Целинные Земли

Переверзева Светлана Александровна

Учитель русского языка и чтения

Тема. В. Жуковский «Жаворонок».

Цель: познакомить учащихся со стихотворением «Жаворонок»; совершенствовать навыки правильного, беглого и осознанного чтения; корригировать связную устную речь, память (через знакомство с новыми словами, составление связного рассказа на заданную тему); воспитывать интерес к творчеству поэта, прививать любовь к природе.

Оборудование:карточка с незнакомыми словами, репродукция с картины И.Левитана «Весна. Большая вода», грамзапись романса М.Глинки «Жаворонок», грамзапись голоса жаворонка.

— Сядет тот, кто назовёт приметы весны.

— Отберите среди данных изображений то, которое по настроению подходит к весне. Объясните свой выбор.

II. Проверка дом. задания.

-Какую сказку закончили читать на прошлом уроке? Почему она так называется? Чья песня прогнала Зиму?

2. Выборочный пересказ.

— Расскажите, как жаворонок спел первую весеннюю песню.

III. Подготовительная работа к восприятию нового произведения.

— Какое у нас сейчас время года? Назовите характерные признаки весны.

3. Сообщение темы урока.

— Сегодня на уроке мы прочитаем стихотворение «Жаворонок» и узнаем, как описывает это время года В. Жуковский.

4. Краткая справка о писателе.

— Василий Андреевич Жуковский – известный русский поэт-лирик, поэт-сказочник. Он родился в 1783 году, 228 лет тому назад. Это человек, который всей душой любил русские сказки и предания. В возрасте 14 лет поступил в московский благородный университетский пансион и обучался там 4 года. Там же и написал свои первые стихи.

Жуковского, также как и вас, весна не могла оставить равнодушным. Уже 157 лет с удовольствием читают дети и взрослые весеннее стихотворение «Жаворонок», написанное Жуковским в 1851 году, за год до своей смерти.

— Жаворонок – это маленькая птичка, один из лучших певцов, который поднимается высоко-высоко в небо, кажется, что к самому солнцу, и оттуда, с высоты звучат его нежные, переливчатые трели. (Слушанье голоса жаворонка)

IV. Первичное чтение стихотворения.

-Понравилось ли вам стихотворение? Чем? Какие картины природы вы представили, когда слушали стихотворение?

V. Вторичное чтение.

— Прочитайте стихотворение про себя, подчеркните незнакомые слова.

«Птичка» анализ стихотворения Державина по плану кратко – рифма, разбор, главная мысль, эпитеты

Занимая высокий государственный пост, Гавриил Романович Державин не изменял своему призванию поэта. К позднему периоду его творчества относится короткое стихотворение «На птичку», в котором всего в четырех строках было поднята глубокая и сложная тема. Предлагаем краткий анализ «Птичка» по плану, который пригодится при разборе произведения и подготовке к уроку по литературе в 7 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением На птичку.

История создания – Стих бы написан в 1792-1793 годах, впервые опубликован в 1827 году.

Тема стихотворения – Центральная тема произведения – свобода, но свобода не только в творчестве, но и в других сферах жизни.

Композиция – Произведение состоит из четырех строк, в которых заключен глубокий философский смысл.

Жанр – Эпиграмма.

Стихотворный размер – Четырехстопный ямб с использованием перекрестной рифмы.

Эпитеты – «голосиста».

История создания

Точной даты написания стихотворения «На птичку» неизвестно (предположительно в 1792-1793 годах). Опубликовано оно было гораздо позже – в 1827 году, а далее – уже в посмертных сборниках Г. Р. Державина.

Написанию четверостишия способствовали следующие события. Императрица Екатерина II была настолько впечатлена поэтическим мастерством Державина, посвятившим ей оду «Фелица», что пожелала как можно более щедро наградить талантливого поэта. Помимо дорогих подарков, она приблизила ко двору Гавриила Романовича, назначив его своим придворным секретарем.

Государыня, польщенная хвалебными одами в свой адрес, неоднократно намекала поэту, что не прочь вновь послушать посвященные ей стихи. Давление со стороны императрицы осложнялось завистью иных вельмож, частыми заговорами, кознями и интригами.

Державин, который ранее идеализировал монархию и царский престол, был разочарован. Оказавшись в стальных тисках монаршего благоволения, он чувствовал себя, словно пойманная в сети птица. Так и родилось полное горькой сатиры четверостишие «На птичку».

В небольшом произведении, состоящем всего их четырех строк, поднята глобальная тема – свобода истинного творчества. Зачастую авторы вынуждены говорить и писать совсем не то, что просит душа. Вынужденно работая по указке, писатели и поэты неизбежно растрачивают свой талант, их произведения не цепляют за живое, оставляя читателей равнодушными.

В основе данного стихотворения лежит аллегория: образ птички соответствует образу поэта, человека искусства, чья творческая деятельность ограничена рамками власти или цензуры.

Главная мысль произведения – дать возможность творческому человеку работать свободно, без ограничений. Ведь только в этом случае возможно создать истинный шедевр. Талант не терпит даже малейшего давления: оказавшись «взаперти», он не горит ясным пламенем, но робко тлеет, а после и вовсе исчезает, так и не успев совершить все, на что был способен.

Композиция

Произведение небольшое, и представляет собой четверостишие. Однако даже в эти четыре строчки автору удалось вложить глубокий философский смысл. Поначалу стихотворение производит впечатлений легкомысленной забавы: дети поймали птичку, чтобы немного развлечься.

Однако вскоре становится понятно, насколько тяжело пичужке приходится в неволе, когда ее заставляют петь столь же искусно, как она это делала на свободе. Такое положение беззащитного существа вызывает чувство сопереживания.

Произведение написано в жанре эпиграммы – короткого сатирического стихотворения, призванного кого-либо или что-либо осмеять.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с использованием перекрестной рифмы.

Средства выразительности

Поскольку произведение Гавриила Романовича отличается весьма скромным размером, в нем нет обилия средств выразительности. Главным художественным приемом, которым пользуется автор, является иносказание. В пойманной перепуганной птички угадывается образ самого поэта, вынужденного жить и творить под гнетом власти.

В произведении сразу бросается в глаза легко узнаваемый стиль Державина. Поэт использует столь любимые им краткие архаичные формы слов (эпитет «голосисту»).

Для усиления образности и художественной выразительности речи автор применяет аллитерацию – повторение одинаковых согласных звуков. В данном случае, глухой звук «п» встречается так часто, что воспринимается как презрительное «пф».

Анализ стихотворения «Море» (Н.А. Жуковский)

Чтобы провести анализ стихотворения «Море» (Н.А. Жуковский), стоит обратиться к личной жизни поэта. А в жизни его была любовная трагедия. Поэт был страстно влюблен в Марию Протасову, и это чувство было взаимным. Вот только молодым людям не суждено было быть вместе, потому что девушка приходилась автору двоюродной племянницей, а ее мать считала такой брак нарушением церковного закона. Жуковский и Протасова даже хотели обвенчаться без родительского благословения, но не решились.

Всю свою боль и страдания автор излил в стихотворении «Море». Но не только красотой стиха и высокой эмоциональность отличается стихотворение. «Море» было написано в 1822, когда уже автор уже состоялся как поэт и был достаточно известен и уважаем не только в литературных кругах. Но именно это стихотворение можно считать переходным от такого направления в творчестве поэта как сентиментализм к романтизму. Поэтому данное стихотворение стоит рассматривать как новаторский ход Жуковского. Кроме того, поэт был одним из первых, кто одушевил в своих стихах морскую стихию. Позже к ней обращались и другие поэты, а у Пушкина, например, есть стихотворение с таким же названием.

«Море» можно разделить на три смысловые части. В первой части лирический герой ведет диалог с водной стихией. Он восхищается морем, очарован им. Но он чувствует, что за этим величавым спокойствием кроется какая-то тайна, которая заставляет двигаться необъятному лону, а грудь моря становится напряженной. Лирический герой догадывается, что море влечет к себе небо, ведь только тогда, когда оно светлое и ясное, море может быть спокойным.

Во второй части лирический герой представляет картину, когда на небе собираются тучи. И тогда море меняется, превращаясь из безмолвной стихии в грозную мощь. Все сразу же наполняется движением, о чем говорят читателям многочисленные глаголы второй части:

Когда же сбираются темные тучи,

Чтоб ясное небо отнять у тебя —

Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу…

Но море не просто так взволновано: оно спасает «ясное небо», которое забирают у него тучи. Оно бьется, воет, поднимает волны, рвет и терзает – становится безжалостным в борьбе за свое небо.

И море побеждает. «Мгла исчезает», «тучи уходят». Но успокаивается ли море? Может показаться, да. Но на самом деле его безмятежность и спокойствие обманчивы. Теперь уже не стать ему никогда таким же безмолвным и спокойным. Ведь море теперь знает, что у него могут украсть небо, поэтому никогда уже не быть штилю. Так пишет Жуковский о настроении моря после бури:

Обманчив твоей неподвижности вид:

Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,

Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

Смятенье и тревога чувствуется теперь в море.

Жуковский очень хорошо не только чувствовал настроение природы, но еще и сумел передать его читателям так, что и мы, читая стихотворение, сами начинаем чувствовать, как море шумит, как о чем-то шепчется с небом и как превращается в страшную силу в борьбе за свое счастье. Так точно передать связь со стихией автору помогли средства художественной выразительности и строение стихотворения. Оно не делится на строки, но четырехстопный амфибрахий вместе с белым стихом создают особый ритм произведения, и кажется, что сами строки звучат в такт шуму морских волн.

Кроме этого, огромная роль в передаче настроения принадлежит эпитетам. Так, эпитеты «тёмные», «враждебная» нагнетают тревожность, которую приносят с собой тучи. А эпитетами «безмолвное», «лазурное» передается особая красота и чистота моря.

Особая роль и у олицетворений «льешься», «плещешь», «воешь», «бьёшься» «вздымаешь», «любуясь, дрожишь». С их помощью стихия оживает и становится способной переживать те же чувства, что и человек. Это наделяет стихотворение особым психологизмом.

Риторический вопрос «Что движет твое необъятное лоно?» и многоточие передают тревогу читателям, заставляют сочувствовать лирическому герою и морю.

Но только ли о море хотел рассказать в этом стихотворении Жуковский? Если знать биографию писателя, то нетрудно догадаться, что стихотворение биографично. В нем автор сравнивает себя с морем. Он так же несчастен и неспокоен, как и стихия. Жуковский считал, что его счастью препятствовали злые силы. Поэтому можно считать, что основная тема стихотворения – тема любви. Через настроение моря автор передает свои душевные переживания, а отношения моря и неба похожи на отношения Жуковского с Протасовой. Но если стихия смогла справиться с трудностями и добиться счастья, то автор обречен на одиночество, и это вторая тема стихотворения.

Идея стихотворения заключается в утверждении автором, что за свое счастье нужно бороться до конца и не отступать ни перед чем. Вот только свое счастье Жуковский так и не сумел отстоять. Стихотворение «Море» принято считать программным, что неудивительно, ведь оно дало толчок развитию нового направления в русской литературе. Он один из первых поэтов, кто мог тонко чувствовать связь чувств человека с настроением природы. Он, как никто другой из его современников, точно и волнующе мог передать состояние души через изменения в природе.

Анализ баллады Жуковского Светлана 9 класс сочинение

Главной лирической героиней произведения, в основу которого положен сюжет, заимствованный из творчества европейских поэтов, является чистая и непорочная девушка по имени Светлана.

События баллады происходят в период крещенских праздников, когда девушки увлечены разнообразными святочными гаданиями: кидают сапожок через ворота, растапливают свечной воск, кладут украшения в воду. И все это для того, чтобы увидеть своего долгожданного суженого. Уговаривают подруги и Светлану принять участие в гадальных играх.

Светлана соглашается, поскольку уже целый год испытывает томительную тоску по уехавшему возлюбленному и мучается неизвестностью. Поэт описывает страдания чувствительной, искренне любящей девушки, используя художественные средства, повышающие эмоциональный фон баллады и подчеркивающие его национальный колорит. В балладе присутствуют и сравнительные образы, и антитеза, и фольклорные мотивы в виде народных примет, обрядовых песен, а также яркие определения со словесными лейтмотивами.

При создании произведения поэтом применены простые и незатейливые предложения в форме стихотворного хорея и перекрестных рифм, придающие балладе оттенок мелодичности, прелести, очаровательности и акцентирующие в определенные моменты исключительность происходящих с поэтическими персонажами событий.

Напряжение произведения достигает пика в описанном автором мистическом событии, произошедшим со Светланой в ночь после проведенного гадания.

Девушка видит сон, в котором оказывается в здании церкви на венчании с любимым мужчиной, но вместо возлюбленного обнаруживает покойника в образе суженого и с трудом спасается от него. Проснувшись от кошмарного сна и ощутив радостное пробуждение, Светлана с облегчением понимает, что сновидения – лишь результат ее душевных переживаний из-за долгого ожидания жениха. Девушка преданно ждет возлюбленного и не сетует на судьбу, ее душевные силы способны выдержать утомительную и неизбежную разлуку с любимым. В чувственном и прелестном образе Светланы поэт рисует традиционный русский тип женщины, верной, преданной, сентиментальной, покорной, религиозной.

В финале поэтической баллады целый, невредимый юноша возвращается домой и влюбленные обретают счастье и покой, сыграв долгожданную свадьбу.

Автор произведения завершает балладу в оптимистических нотах, не скрывая своей радости за влюбленную пару, сумевшую преодолеть жизненные трудности на пути к настоящей любви.

Вариант 2

Василия Жуковского принято считать основоположником романтизма в русской литературе. Он вошел в историю как автор многочисленных баллад, написанных в стиле элегического романтизма, и популяризатор этого литературного жанра. В этом стиле написана и баллада «Светлана».

Светлана, юная девушка, скучает по своему возлюбленному. Уже год от него нет вестей. Грусть Светланы оттеняется радостным, оживленным настроением девичьих гаданий. Образ Светланы сливается с окружающей ее картиной: народными песнями, сказками, зимней русской природой, крестьянским бытом.

Романтическая баллада традиционно представляет читателю героиню, чьи мечты или раздумья о лучшей жизни уводят их от печальной реальности. Возникает противопоставление двух миров, реального и воображаемого, так называемое «двоемирие». Часто это подкрепляется появлением в сюжетной линии произведения эпизода сна. Именно сон является центральной, динамичной и насыщенной, с точки зрения происходящего действия, частью всей баллады. В противоположность этому, когда мы видим Светлану в реальной жизни, в начале повествования, она очень статична, грустна и нерешительна. Светлана колеблется: она хочет взглянуть в зеркало и узнать свое будущее и страшится этого.

Что же зеркало ей показывает? Она видит счастливые моменты встречи с возлюбленным, но они превращаются в кошмар и только вера защищает Светлану во сне. Пробуждение приносит новые сомнения. Предзнаменование ли это грядущих бед или просто фантазии девушки? Реальность оборачивается счастливым разрешением всех предыдущих душевных терзаний. Жених Светланы возвращается, возлюбленные воссоединяются.

Читайте также:  Светлана – краткое содержание баллады Жуковского

Жуковский, хоть и проявляет в своих словах симпатию к народным обрядам, гаданиям – «башмачок», «песенки», «крещенский вечерок», «подружки» – но все же по-отечески наставляет девушку проснуться и жить сегодняшним днем. Вера в свою судьбу, провидение, становится верой в жизнь.

«Здесь несчастье — лживый сон,

Именно для провозглашения этой жизнеутверждающей идеи, Жуковский сначала проводит героиню своей баллады через сомнение, страх и даже через смерть. Только пережив темные времена можно по достоинству оценить приход света!

Сочинение анализ по поэме Светлана Жуковского

Эта поэма очень романтична и мистична… Она похожа на современный фильм «триллер».

Главный герой – девушка. Наверняка, она прекрасна, хотя её портрету, раскрытию характера не уделяется много внимания. Зовут её Светланой. В других поэмах Жуковского, мы касались этого на уроках литературы, тоже в центре внимания прекрасные девушки, с которыми происходят странные вещи.

В этой поэме все разворачивается во время гаданий. Это всегда такой момент тонкий – переходный. То есть человек связывается с потусторонним миром, просит что-то, хочет узнать то, что ему, возможно, знать и не стоит… Когда гадали на Руси, крестик нательный снимали, иконы завешивали.

Про гадание, которое показано в поэме, я слышал. Девушка садится перед зеркалом, зажигает свечу в темноте. Понятно, произносит заклинание… И всматривается в темноту, стараясь увидеть свой ответ.

И вот привиделось Светлане! Сначала глаза какие-то зловещие за спиной. Слышится ласковый голос «любимого». После она оказалась около церкви, перенеслась туда на санях. Как будто её жених за ней приехал. И вот видит в церкви поп кого-то отпевает. Дальше они приезжают к заснеженной хижине, заходит, а там – гроб. И видит своего бледного жениха мертвецом. И он, как зомби, поднимается из гроба к ней, зовёт её. Понятно, что если у них были отношения, а он погиб, то дух его не очень доволен, хочет забрать её с собой. Тут кульминация поэмы, героиня, собственно, поставлена перед выбором – уйти в мир иной со своим женихом или остаться жить без него. Но Светлана, конечно, не желает умирать! Тем более, всё получается так странно – не дух, не ангел к ней прилетел, а какие-то нечистые силы. Возможно, они просто манят её, обманывают, а после не будет всё равно она с женихом, а окажется одна в аду. Она всё время молится, а в последний момент светлый голубь её спасает от мертвеца.

Слог поэмы достаточно уже лёгкий, приятный, даже мелодичный. Много устаревших слов, что не удивительно, полно народных мотивов. Напоминает страшную сказку.

К счастью, как опять в кино, она просыпается. Заснула перед зеркалом, просто видела страшный сон.

Анализ стихотворения Светлана по плану

Светлана

Возможно вам будет интересно

Стихотворение написал Николай Алексеевич Некрасов в 1846 году. В стихотворении описывается то, что видел сам автор, он просто оглянулся и увидел то, что другие в то время считали нормой. Образ Родины в стихотворении поэта подразумевает

Произведение относится к философскому творчеству поэта, пронизанному тончайшими и искренними нитями психологического лиризма.

Многие поэты писали о временах года, и красотах природы России Василий Андреевич Жуковский не стал исключением. Писатель любил переводить стихотворения с немецкого языка свободного писателя Людвига Уланда

Год создания этого лирического стихотворения (1829), по мнению биографов, оказался для Александра Пушкина не самым простым. Поэт чувствовал себя под постоянным надзором полиции. Его мало кто понимал…

Анализ баллады «Светлана» (В. А. Жуковский)

Имя В. А. Жуковского в нашей литературе связано в первую очередь в таким жанром поэтического творчества, как баллада. Несмотря на то, что большинство произведений поэта являются переводами, «Светлана» считается символом раннего романтизма в России, так как в ней усилен национальный колорит нашей Родины, который нельзя прочувствовать в оригинальных немецких балладах.

История создания

Первой балладой Жуковского становится «Людмила» (1808), которая на самом деле является вольным переводом «Леноры» (1773) немецкого поэта Г. Бюргера. С целью адаптировать текст для российского читателя писатель меняет имя главной героини, ее местоположение, вводит отсылки к фольклору русского народа и его мифам.

В 1812 году в свет выходит «Светлана», также основанная на сюжете «Леноры», но здесь еще больше усиливается национальный колорит за счет деталей и пейзажей, чего, конечно, в «Леноре» не было; кроме того, Жуковский меняет финал баллады.

Кому же Жуковский посвятил балладу? Он адресовал ее своей племяннице А. А. Протасовой в качестве подарка на ее свадьбу с его другом А. Войековым.

В 1831 году он переводит «Ленору» в третий раз, теперь с минимальными изменениями.

Жанр и направление

Баллада — это стихотворение, в основе которого лежит остродраматический сюжет, необычайный случай. Сам термин происходит из французского языка и переводится как «танцевальная песня». Возникают баллады в средние века. Они во многом связаны с народными преданиями, древними легендами. Здесь соединяются черты песенного повествования и рассказа.

Романтизм в балладе «Светлана» очевиден. На первый план выходит присущий романтизму конфликт, который здесь представлен как борьба мира вымышленного с миром реальным. Чувства главной героини ярко выражены через пейзажи, которые становятся действующими героями; такие элементы сюжета, как сон, гадания, символика русского фольклора, также присущи романтизму, в отличие от, например, предшествующего ему классицизма.

Интересным в балладе становится соотношение реального и фантастического. Выходит, реальное здесь – это гадание, сон, встреча с любимым в конце. Реальное (сон как процесс) порождает фантастическое (содержание сна): мертвого жениха, гроб в избушке, ворона и голубя, путешествие на лошадях и т.д. Фантастическое удивительным образом в «Светлане» приобретает и иной смысл: вера спасает главную героиню. Получается, оно, фантастическое, может не только губить человеческую душу, но и становиться ее защитником. Обычно в балладах случается наоборот: и в «Людмиле», и в «Леноре», и в «Лесном царе» И. Гете, и в «Кубке» А. С. Пушкина герои проигрывают волшебным силам.

Композиция

В основе композиции баллады лежит прием антитезы: противопоставляются сон и реальность. Это столкновение обусловлено содержанием, ведь действительность в произведении противопоставлена вредоносной иллюзии, вера – суеверию, правда – лжи.

Роль композиции – показать контраст и необходимость нравственного выбора между мистикой, суеверием, сном и явью, верой, правдой. Героиня выбрала свой путь и вернулась в реальный мир, где ее ждало счастье.

О чем?

Сюжет данного произведения во многом повторяет сюжет предшествующей ему «Людмилы». Жуковский в них как бы воскрешает обыденный для народа мотив песен: молодая девушка ждет возлюбленного с войны.

Светлана очень тоскует по своему жениху, от которого уже как год нет никаких вестей, и решается погадать в крещенский вечер у зеркала. Героиня смотрит в зеркало и неожиданно слышит голос своего ненаглядного, который зовет ее в церковь, чтобы наконец-то связать их сердца узами брака. Конечно, девушка соглашается.

Дорога становится для нее большим испытанием: она чувствует опасность, слышит крики ворона, видит гроб. Многое предзнаменует беду. Когда сани с героиней останавливаются около какой-то хижины, лошади и жених исчезают. Светлана заходит в дом и снова видит гроб, из которого встает ее умерший возлюбленный и протягивает к ней руки, чтобы скрепить их брачный союз. Девушку спасает чудесный голубь, закрыв ее от мертвеца.

От испуга героиня просыпается и понимает, что все ее приключение оказалось страшным сном. Она в смятении, ведь, скорее всего, это было предзнаменованием, однако в финале ее ждет счастливый конец: жених возвращается целым и невредимым.

Главные герои и их характеристика

Многие образы в балладе «Светлана» имеют символический подтекст, то есть представляют собой мистическую силу, заключенную в теле.

  1. Характеристика Светланы. Кажется, что у баллады только один действующий персонаж – Светлана. Она и правда становится центральным героем в повествовании. Это молодая девушка, опечаленная тем, что от любимого нет вестей, она беспокоится о нем. Она не может веселиться, как ее подружки, и для нее гадание не является простой девичьей забавой. Героиня чиста и невинна: она не ропщет на Бога, не обвиняет судьбу, когда узнает, что ее жених умер, а наоборот, молится. Иначе вели себя Людмила и Ленора, которые в порыве отчаяния обвиняют Спасителя, что он не услышал их молитв. Образ Светланы противопоставлен этим героиням: она не призывает Бога на суд, поэтому темные, злые силы не могут погубить ее чистую и прекрасную душу. За смиренность, набожность и верность автор награждает героиню счастливым финалом.
  2. Голубь. Своеобразным двойником и защитником Светланы становится белоснежный голубь, который закрывает ее от сил тьмы. Это – «ангел-утешитель», которому молилась Светлана перед тем, как начать гадать.
  3. Ворон. Эта птица олицетворяет смерть и темные силы.

Призрак жениха, который появляется в страшном сне, сам жених и подруги Светланы не имеют проработанной характеристики, однако читатель узнает, что возлюбленный девушки хорош собой, смел и верен.

Основными темами произведения являются любовь и вера.

  1. Любовь – это основа сюжета, то, что его движет. Набожная Светлана решается на гадание, которое не одобряется Церковью, именно из-за своих чувств к возлюбленному.
  2. Вера же выступает как спаситель девушки, которая не отдает ее в руки зловещего мертвеца, в объятия тьмы. И любовь, и вера даруют ей силы бороться за свое счастье.
  3. Традиции Руси. Нельзя не отметить в сюжете важность гадания: на Руси для девушек оно было излюбленным развлечением. Жуковский с его помощью показывает жизнь русского народа. Подобным образом построена сцена в поэме «Евгений Онегин» — сначала Татьяна гадает с подружками, а потом видит страшный сон.

Проблемы

Проблематика «Светланы» достаточно многогранна и оригинальна даже для нашего времени.

  • В балладе «Светлана» Жуковский поднимает проблему восприятия и принятия человеком своей судьбы. Поэт показывает, что возможно преодолеть свое горе и жизненные трудности достойно, кротко. Смиренная и благодарная Богу Светлана молит его о спасении и не обвиняет его в смерти любимого.
  • Также затронута проблема суеверия – культурного наследия язычества. Люди охотно верят всяким преданиям и приметам, ритуалам и снам, но в упор не видят реальной жизни, где имеет значение система морально-нравственных норм, которую может выстроить только подлинная религиозность.

Главная мысль

«Светлана» стала очень популярной у читателей. Это связано, в первую очередь, с тем, что в балладе очень много деталей национального колорита, она была близка народу и воспринималась как подлинно русское и понятное читателю произведение. Здесь широка фольклорная, народная основа: какие-то приметы, типичные гадания, отсылки к известным песням и преданиям, мотивы русских сказок и легенд. Православной России в те времена нравился конец произведения, где, благодаря вере в Бога, девушка спасается от злых сил. Это и есть основная идея произведения: религиозность оберегает человека от скверны и является залогом счастливой жизни.

Так, Жуковский обращается и к русской истории, которая в начале XIX века приобретает популярность благодаря работам Н. М. Карамзина, и к идеям православной веры. Автор баллады показывает, что не нужно верить снам, гаданиям и суевериям, а полагаться можно на то, что происходит на самом деле; никогда не нужно терять веру в лучшее и надежду. Смысл баллады он выражает в следующих строках: «Здесь несчастье – лживый сон; / Счастье – пробуждение».

Устаревшие слова

Благодаря достаточно легкому языку современный читатель может спокойно понимать текст баллады. Однако стоит упомянуть об историзмах и архаизмах, которые встречаются в тексте.

  1. Историзмы – это слова, обозначающие существовавшие когда-либо предметы и явления, которые исчезли из жизни общества по тем или иным причинам. В «Светлане» встречаются следующие историзмы: тесовые (ворота) – сделанные из теса – тонких досок из древесины хвойных деревьев; налое – высокий и узкий столик для икон или Евангелие с наклоненной столешницей для чтения молитв стоя; светлица – парадная комната, полная света (отсюда и название).
  2. Архаизмы – это устаревшие слова, которые чаще всего не употребляются более, но которые имеют в современном языке синонимы. В этом произведении встречаются следующие архаизмы: кручина – грусть, тоска; очи – глаза; лик – лицо; уста – губы; зиждитель – основатель; денница – утренняя звезда.

Чему учит?

Баллада «Светлана» учит преданности, вере и кротости, а также терпеливости и стойкости. Героиня предана своему любимому человеку и Богу, в которого искренне верит и в трудные минуты не забывает. Она попадает в беду, потому что нарушает закон божий, решившись погадать, но она так поступает из-за того, что не получает вестей от жениха. Девушку спасают ее смиренность и почитание Творца, пославшего ей голубка-хранителя.

В конце произведения Жуковский прописывает мораль: «Слава – нас учили – дым…». Таким образом, он призывает читателя соблюдать божьи законы и остерегаться ненастоящих ценностей и иллюзий.

Средства выразительности

Здесь также присутствует большое количество средств художественной выразительности, среди которых эпитеты («милый», «белоснежный», «приятный», «мирный»), метафоры («свет-судья лукавый», «слава – дым»), сравнения («в ней душа, как ясный день», «мчат, как будто на крылах»), гиперболизация («тьма людей во храме»), олицетворения («ноет грудь», «крикнул сверчок»).

Подобные приемы помогают Жуковскому добиться образности текста, которая на интуитивном уровне понятна русскому читателю.

Фольклорные элементы

В тексте много фольклорных отсылок, среди которых – образ дороги как жизненного пути. Он часто используется в сказках. В «Светлане» дорога, которую она преодолевает с тревожностью, ведет ее от венчания к погибели.

Кроме этого, противопоставляются свет и тьма с помощью цветовой символики («белоснежный», «белый» голубок и «черный» ворон). Также в качестве источника света в балладе выступает снег, который «валит клоками» и «на солнышке блестит», в то время как тьма присутствует без активного действия: «темно в зеркале», «темна даль», «впотьмах».

Творчество В. А. Жуковского, как переводы, так и оригинальные произведения, имеет неоценимое значение для мировой литературы. Поэт экспериментировал с темами и форматами, знакомил русскую публику с опытом западных писателей и создавал что-то новое, свое. В «Светлане» он отобразил в какой-то мере менталитет народа своей страны, что существенно отличает это произведение и от его немецкого оригинала, и от того, что публиковалось в толстых журналах того времени.

Ссылка на основную публикацию