Анализ стихотворения Жуковского Жаворонок сочинение

Анализ стихотворения Жуковского «Жаворонок»

Произведение входит в небольшой цикл детских стихотворений, которые посвящены сыну и дочери поэта. Если в коротких поэтических текстах «Птички», «Котика и козлика» явно прослеживаются фольклорные истоки, то природа идейно-образной структуры «Жаворонка», созданного в 1851 г., выглядит более сложной.

Тема стихотворения — зарождение весеннего дня. Интересно, что пейзажной зарисовке посвящено только первое двустишие: в нем выделяются перемены света и цвета, вызванные восходом солнца. Лес «зардел», густые сумерки сменились

Визуальная картина, подкрепленная колористической лексикой, дополняется звуковым образом — «песней ранней» жаворонка. Птичья трель далеко слышится в утренней тишине, на что указывают определения «звонкий», «голосистый». Пению маленькой птички отводится значительная роль в природной зарисовке.

Лирический герой воспринимает птичьи трели как символ весны «молодой», а пернатого певца — как вдохновенного вестника, возвещающего о добрых переменах. Образ жаворонка

При помощи образа жаворонка, парящего далеко в небе, меняется позиция лирического «я». «Вышина» — пейзаж виден именно с этой точки. Последний катрен начинается с безличного предложения, передающего восторг перед бескрайними просторами, хорошо видными сверху. Четыре однородные наречия, аккумулированные в пределах одного предложения, призваны изобразить силу эмоций, переполняющих певца.

В завершающих строчках появляется личное местоимение «я». Речь, идущая от первого лица, принадлежит антропоморфическому образу жаворонка, но может быть отнесена и к лирическому герою. Последний также вдохновлен увиденной картиной пробуждения природы и воспевает приход весны.

Финальное двустишие содержит заветную мысль лирического героя: мудрость божественного начала — залог всеобщей гармонии. Восторгаясь весенней красотой, автор восславляет и всемогущую вечную силу, под патронатом которой происходят чудесные метаморфозы.

Сходная трактовка главного образа возникает в стихотворении «Приход весны», появившемся на 20 лет раньше «Жаворонка». Певчая птичка символизирует не только пробуждение природы, она причастна к горнему миру, которым очарован лирический герой.

Дайджест:

Анализ стихотворения Пушкина «К портрету Жуковского» Произведение, появившееся в 1818 г., является поэтическим откликом на работу Кипренского, написанную за два года до пушкинского текста. Живописец изобразил молодого Жуковского в задумчивой позе, передающей романтически мечтательный характер литератора. .

На тему: ЖАВОРОНОК ЖАВОРОНОК Когда вы умолкнете и выберете несколько минут, чтобы выслушать мой рассказ, окликните меня, и я вам все объясню. Вы мне сами скажете, когда можно будет начать. Так вот. Кто. .

Анализ стихотворения Жуковского «Ивиковы журавли» В 1813 г. поэт перевел с немецкого балладу Шиллера, в основу которой лег архаический сюжет о возмездии за убийство, наступающем при содействии персонажей из мира природы — растений, животных, птиц. .

Анализ стихотворения Баратынского «Весна, весна! как воздух чист!…» «Весна, весна! как воздух чист. » — одно из самых известных стихотворений Баратынского, представляющее собой великолепный образец русской пейзажной лирики девятнадцатого столетия. В этом произведении поэт приветствует весну, возрождение природы. Происходящие. .

Анализ стихотворения Жуковского «Перчатка» К одноименной балладе Шиллера обращался не только Жуковский: в 20-30 гг. XIX вв. появилось несколько переводов стихотворного текста немецкого автора. Переложение Жуковского, увидевшее свет в 1831 г., считается наиболее близким. .

Анализ стихотворения «Невыразимое» Жуковского «Невыразимое» . Пафос элегии — утверждение роман­тических идеалов, исследование внутреннего мира человека. По­эт видит, что не все можно выразить словесно, «присутствие Создателя в созданье» невозможно объяснить: Но то, что слито. .

Анализ стихотворения «Певец во стане русских воинов» Жуковского «Певец во стане русских воинов» . Это патриотическое стихотворение написано Жуковским в штабе Кутузова под Тару­тином. Сам поэт находился в резерве кутузовской армии во вре­мя Бородинского сражения. П. А. Плетнев. .

Анализ стихотворения Державина «Возвращение весны» Гавриил Державин является не только выдающимся общественным и политическим деятелем 18 века, но и известным литератором, который внес огромный вклад в развитие русской поэзии. Будучи приверженцем классицизма, он постарался упростить. .

Анализ стихотворения Фета «Диана» Успешная переводческая деятельность Фета, начало которой приходится на студенческие годы, побудила его к написанию собственных произведений в античном духе. Большинство стихотворений, созданных под влиянием наследия Горация и других древних авторов. .

Анализ стихотворения «Желание» Лермонтова План История создания Тема стихотворения Лирический сюжет Настроение стихотворения Лирический герой и его своеобразие Художественно-выразительные средства, используемые автором Идея стихотворения История создания Анализ стихотворения Лермонтова «Желание» следует начать с истории. .

Анализ стихотворения Фета «Воздушный город» Чуткий фетовский герой внимателен к «небесной» составляющей пейзажной картины. Мерцающий лунный свет придает окружающему миру загадочный блеск «тусклого серебра». Высокое весеннее солнце пробуждает к жизни нежный ландыш, а низкое —. .

Анализ стихотворения Фета «Сентябрьская роза» «Сад весь в цвету», наполненный голосами птиц, гудением насекомых и благоуханием растений, — важная составляющая художественного пространства сельской усадьбы. Среди частотных деталей фетовского садового топоса выделяются образы цветов. «Безгрешно чистые». .

Анализ стихотворения Тютчева «Обвеян вещею дремотой…» Стихотворение «Обвеян вещею дремотой…» — настоящая жемчужина пейзажной лирики Тютчева. Лев Толстой пометил его буквой «К. » . Благожелательно отозвался о нем и Иван Аксаков. По его мнению, особенно удалось поэту. .

Анализ стихотворения Бунина «Христос воскрес! Опять с зарею…» Композиционное решение, в котором весеннее обновление природы рассматривается в контексте православного праздника, реализовали предшественники Бунина — Майков и Плещеев. В десятых годах XX в. похожие мотивы возникают в стихотворениях Есенина. .

Анализ стихотворения Толстого «То было раннею весной…» Герой толстовской лирики связывает образ воскресающей природы с воспоминаниями о далекой юности. В произведении » Во дни минувшие бывало…» отображается состояние души, которое рождают ощущения первого весеннего тепла. Радостное волнение. .

Анализ стихотворения Фета «Перекресток, где ракитка…» 1842 годом датированы поэтические тексты, составившие небольшой цикл «Гадания». Заглавие отражает основную тему стихотворений — святочные забавы, участницами которых становятся молодые девушки. Тематика цикла восходит к знаменитой «Светлане» Жуковского, а. .

Анализ стихотворения Тютчева «В небе тают облака…» Радостная картина жаркого августа, наполненная жизнью и гармонией, — тема стихотворения 1868 г. Лирического субъекта поэтического текста привлекают панорамные виды природы: в первом катрене представлено изображение по вертикали, сверху вниз. .

Анализ стихотворения Северянина «Надрубленная сирень» Поэзия Игоря Северянина обладает одной удивительной особенностью — четко передавать смысл, который автор хотел вложить в каждую конкретную фразу. Это искусство поэт оттачивал годами, признаваясь, что именно «рафинированность ощущений» является. .

Художественный анализ стихотворения Зимнее утро 1. Тема произведения. — В стихотворении «Зимнее утро» А. С. Пушкин описывает зимнее утро, смену вечера с пробуждением дня… 2. Идея произведения. — Он воспевает его красоту, показывает необыкновенную прелесть. .

Анализ стихотворения Гумилева «Детство» Автобиографический образ лирического героя-ребенка не относится к числу частотных, типичных для поэтики Гумилева. В позднем произведении «Память» возникает фигура «некрасивого» и «тонкого» мальчика, чувствительной душе которого близки и понятны явления. .

Анализ стихотворения «Собаке Качалова» Есенин «Собаке Качалова» . Именно животное становится единственным другом лирического героя уже в поздний период творчества в стихотворении «Собаке Качалова». Данное произ­ведение начинается с обращения лирического героя к своему четвероногому другу. .

Анализ стихотворения Блока «Как океан меняет цвет…» Как океан меняет цвет, Когда в нагроможденной туче Вдруг полыхнет мигнувший свет, — Так сердце под грозой певучей Меняет строй, боясь вздохнуть, И кровь бросается в ланиты, И слезы счастья. .

Анализ стихотворения Толстого «Дождя отшумевшего капли…» Соотнесение пейзажной картины с внутренним состоянием лирического «я» — отличительная черта толстовской поэтики. По принципам параллелизма построена композиция раннего стихотворения, написанного в 1840-х гг. Оно начинается с изображения тихого теплого. .

Анализ стихотворения Толстого «Замолкнул гром, шуметь гроза устала…» Наибольшее количество стихотворений Алексей Константинович Толстой создал в 1850-е годы. В частности, речь идет о пейзажной зарисовке «Замолкнул гром, шуметь гроза устала…». По словам самого графа, на его становление как. .

Анализ стихотворения Есенина «Сыплет черемуха снегом…» «Сыплет черемуха снегом…» — стихотворение, датированное 1910 годом и относящееся к ранней пейзажной лирике Есенина. В нем отразился свежий взгляд юного поэта на красоту природы. Произведение проникнуто радостью, вызванной наступившей. .

Анализ стихотворения «Как часто пестрою толпою окружен…» Лермонтова «Как часто пестрою толпою окружен…» . Стихотво­рению предпослана дата — 1 января. Рождаются новый год, но­вая надежда. Но у поэта нет радужных чувств. Все произведение, написанное под впечатлением бала, контрастирует. .

Анализ стихотворения Рубцова Н. М. «В минуты музыки» Для мировоззрения Н. М. Рубцова характерен элегический взгляд на мир, восприятие окружающей действительности че­рез призму музыки. В стихотворении «В минуты музыки» это печальный плач скрипок, который гармонично сливается с ос­тальными. .

Краткое содержание пьесы Ануя «Жаворонок» В 1429 г. Жанна д’Арк, юная крестьянка из Домреми, встала во главе французской армии и за год изменила ход Столетней войны между Англией и Францией. Переломным событием стало снятие осады. .

Краткое изложение пьесы Жана Ануя «Жаворонок» В 1429 г. Жанна д’Арк, юная крестьянка из Домреми, встала во главе французской армии и за год изменила ход Столетней войны между Англией и Францией. Переломным событием стало снятие осады. .

Анализ Стихотворения Лермонтова «Нищий» Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Нищий». Восприятие, толкование, оценка Стихотворение было написано М. Ю. Лермонтовым в 1830 го­ду. В основе этого стихотворения лежит реальное событие, заме­ченное поэтом: он увидел, как молодежь. .

Анализ стихотворения Бунина «Первый снег» Детские воспоминания Ивана Бунина неразрывно связаны с сельской жизнью. Именно в родовом семейном поместье он научился не только читать и писать, но и полюбил родную природу, которая очень часто давала. .

Анализ стихотворения Пастернака «На Страстной» В стихотворении «На Страстной» описывается весна, пробуждение природы. Основная темапроизведения — изменения, которые происходят в окружающем мире и в душе человека. В стихотворении чувствуется напряженная борьба стихий ночи и дня. .

Анализ стихотворения Есенина «На небесном синем блюде…» Стихотворение «На небесном синем блюде…», которое принято датировать 1915 годом, впервые было опубликовано после смерти Есенина — в майском номере журнала «Красная новь» за 1926-ой. Поэт, критик и переводчик Иннокентий. .

Читайте также:  Анализ стихотворения Сельское кладбище Жуковского 9 класс

Характеристика героев по произведению Жана Ануй «ЖАВОРОНОК» &;;;;;#124; ЖАННА Д’АРК ЖАННА Д’АРК Жанна д’Арк — героиня пьесы. С одной сторо­ны — это кроткая дева-воительница, с другой — «чу­мазая колдунья, дурочка, кретинка, авантюрист­ка», — как называет Жанну граф Варвик. Однако граф. .

Анализ стихотворения «Девушка пела в церковном хоре…» Блока «Девушка пела в церковном хоре…» . Стихотворение из цикла «Стихи о Прекрасной даме» «Девушка пела в церков­ном хоре…» наполнено символами: «голос, летящий в купол», сияющий луч на белом плече, «белое. .

Анализ стихотворения Маяковского «Тамара и демон» Автор, охотно поддерживавший репутацию поэтического нигилиста, обращается к известной романтической теме демонианы, которая в русской традиции связана прежде всего с лермонтовским наследием. На демонстративный характер интертекстуальных связей указывает название произведения. .

Анализ стихотворения Гумилева «Любовь» Одно из загадочных поэтических творений, «Любовь» была написана в 1912 г., когда Гумилев работал над переводами стихотворений Оскара Уайльда. Мировоззренческая доктрина и поэтика английского автора оказали влияние на Гумилева. Сыграли. .

Анализ стихотворения Зимнее утро Пушкин, является несравненным живописцем и патриотом. В его коллекции произведений, особое место занимаю те, которые посвящены природе. Одним из лучших его произведений в это категории, является стихотворение «Зимнее утро», которое. .

Анализ стихотворения Некрасова «Красавице» Произведения первой поэтической книги Некрасова выдержаны в русле романтической тематики. Текст 1839 г. поддерживает общую тенденцию, разделяя художественное пространство на земной мир и «дивную сторону», где обитают высокая поэзия, радость. .

Анализ стихотворения Блока «Одинокий, к тебе прихожу…» Произведение, созданное в начале лета 1901 г., вошло в сборник «Стихов о Прекрасной Даме». Своеобразие поэтического текста состоит в особенностях трактовки женского образа, который не наделяется сверхреальными чертами, подобающими таинственной. .

Анализ стихотворения Жуковского Жаворонок

Стихотворение «Жаворонок» входило в книгу Жуковского, посвященную детям. Сам автор называл ее «педагогической поэмой». Она посвящена была и обучению азбуке, счету. Стихи, вошедшие в нее – это произведения, прививающие чувство прекрасного и воспитывающие любовь к родному краю.

Василий Андреевич был одним из числа первых литературных деятелей в России, которые обратились к романтизму и природной лирике. Причем, произведения Жуковского отличаются тем, что им замечены были красота и величие в простом, обыденном. А главное – в нашей родной культуре.

Стихотворение «Жаворонок» описывает один из тех дней, которые переживаем мы из года в год. Это для нас привычно и, казалось бы, нет ничего особенного. Но, поэт увидел чистую и гармоничную красоту в этой простоте.

Сколько слов использует автор, передавая все прелести весеннего дня! И вестником наступления этого времени года он выбрал жаворонка. Образ этой птички связывается в нашем понимании с бодростью, радостью.

Начинается описание этого дня с восхода солнца – зардел темный лес. Наступает новый день. Наступает торжественно и завораживающе красиво. Над долиной поднимается утренний пар. Наверняка, стоит тишина. Но вот, раздается звонкая песня жаворонка.

Он возвещает и наступление утра, и – приход весны, как написано в произведении. Эпитеты, которые использовал автор, подчеркивают еще больше все великолепие картины. А вместе с песней этой ранней пташки начинает радоваться душа. Это звучит во всех строках стихотворения. Видно, что у писателя было приподнятое настроение.

Кажется, что и сам он ликует вместе с жаворонком, возвещающем радостное событие. Еще, это стихотворение пробуждает чувство необъятности мира и осознание великолепия родной природы. Птичке легко и свободно в небесной лазури, откуда виден весь свет. Он доволен своим существованием и тем, что может видеть, летать на приволье, петь. И, за все это он славит бога.

Произведение призывает почаще обращать внимание на окружающую нас красоту и радоваться тому, что мы видим и тому, что можем сделать.

Вариант №2

Стихотворение было написано Жуковским в 1851 году. В нем описывается раннее утро, о приходе которого и сообщает жаворонок. Песнь жаворонка поэт описывает, как звонкую и голосистую. Общее настроение у стихотворения – радостное, счастливое, переполненное эмоциями от того, что пришла весна.

Если обратиться к тексту, то в первой строфе читается превосходство светлых красок над темными – лес «зардел», то есть стал румяным от лучей утреннего солнца. Опираясь на общую мысль стихотворения о приходе весны, можно отметить, что под темным подразумевается еще и зима, а под красными оттенками – красавица-весна. Ведь в фольклоре весну часто называют «Весна-красна». Если анализировать текст еще глубже, то превосходство светлого над темным – это победа жизни над смертью. Все ожило с наступлением утра, приходом весны и, в целом, жизнь по законам мироздания господствует над покоем.

Вообще первая строфа полна красок – «темный», «зардел», «белеет», «лазури». Цвета все яркие, праздничные – лес стал розовым, долина белая, а небо ясно-голубое. Жаворонок радостно вещает с небес о наступлении тепла: «Я здесь пою приход весны». И это уже второе четверостишье. Поэт и жаворонка делает нарядным, говоря, что он сверкает на солнышке.
В мифологии жаворонок считается Божьей птицей. По легенде, когда Бог создавал все живое, он подбросил вверх кусочек земли и тот превратился в серую птицу жаворонка. Он всегда был близок к Богу – во время распятия вытаскивал колючки из тернового венца Христа, рассказывал Деве Марии вести о сыне, утешал ее и предзнаменовал о воскресении Иисуса. За это он был взят на небо. Вот почему в третьей строфе Жуковский пишет:

Весь божий мир здесь вижу я.
И славит Бога песнь моя.

По другим поверьям ангелы держат жаворонка на руках и он зимует в небе. Но, как только ударяют первые молнии, небеса открываются и ангелы отпускают жаворонка в полет. По стихотворению, жаворонок уже парит в небе, это значит, что молнии уже ударили, значит, весна пришла. Состояние птицы описывается, как легкое, светлое, счастливое и спокойное. Он как будто сам выступает в роли ангела – ему «радушно» на небесах, он восхваляет Бога и «воздушно» парит в небе.

Если остановиться подробнее именно на песне, то во второй строфе жаворонок сообщает о том, что он поет «приход весны». Однако в третьей строфе птица говорит, что «славит бога». Получается, песнь одна – и о весне и о Боге. Вот еще одно доказательство того, что смысл стихотворения очень глубокий – победа жизни над смертью чувствуется с первых строчек (примеры уже приводились) и завершается в последней. Ведь Иисус тоже воскрес, тем самым победив смерть.

В стихотворении встречаются эпитеты: тонкий пар, ранняя песня, божий мир. Метафора – молодая весна. Олицетворение – приход весны.

Часто повторяются согласные звуки «С», «Р», «Л», – используется аллитерация. Ассонанс тоже есть – повтор «А», «Е», «И», «О».

Стихотворение В. Жуковского наполнено очень глубоким смыслом, который можно прочесть между строк. А используемые средства выразительности делают текст ярче и понятнее читателю.

Читать по плану

Картинка к стихотворению Жаворонок

Популярные темы анализов

Элегия «Золотая рыбка», была издана в 1903 г. Она не очень хорошо вписывалась в поэтическую тенденцию того времени. Хотя и сборник по названием «Только любовь» тоже не вписывался под современные жизненные взгляды.

Стихотворение « Звезды » было написано Есениным еще в юношеские годы, когда молодой поэт только начинал литературную карьеру, произведение написанные в этот период, отличаются особой романтичностью,

В произведении «Зимний путь» показана зима и главный герой в виде дороги. В первых строфах идет речь о герое, который находится в пути ночью. Полонский применяет касаемо ночи олицетворение. Ведь приход ночи означает нечто таинственное

Разлука с дорогим человеком способна навсегда оставить в сердце глубокий-глубокий след. Особенно, если это сердце бьётся в груди творческой личности, человека тонкой душевной организации, в конце концов, художника по призванию.

Марина Цветаева является русской поэтессой 20 столетия и относится к писателям, творившим в эпоху серебряного века. Родилась она в 1892 году, в Москве, в семье основателя Музея изящных искусств и пианистки. Возможно именно эта семейная

В.Жуковский «Жаворонок»
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
zhukovskiy_zhavaronok.docx18.01 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока : В.Жуковский «Жаворонок»

Цель: Создать условия для формирования коммуникативной компетенции через освоение лирики Василия Жуковского, развитие умения анализировать стихотворение, что будет способствовать воспитанию любви к родине, природе.

1. Формирование культуры восприятия поэтического слова.

2.Развитие эмоциональной отзывчивости, умения чувствовать настроение лирического произведения.

3.Развитие умения выражать свои чувства по отношению к прочитанному, услышанному.

Психологический настрой на урок.

Мне бы очень хотелось, чтобы этот урок принёс вам радость общения и познания. Пусть он наполнит ваши сердца тёплыми чувствами. Я желаю вам успеха.

1. Знакомство с русским поэтом В.Жуковским.

3.Подготовка к выразительному чтению стихотворения.

4.Выразительное чтение стихотворения.

1.Введение в тему урока.

1.Сегодня мы познакомимся со стихотворением талантливого поэта Василия Жуковского Василий Андреевич Жуковский (1783 – 1852)

Жуковский выступил как первый создатель лирического пейзажа в русской литературе, и в этом он указал дорогу другим поэтам. В образах деревенской природы поэт искал отражение своих мечтательных и задумчивых переживаний. Для выражения своих идей и фантазий Жуковский искал в пейзаже определенные краски и черты. Это помогло ему найти в природе такие легкие переходы и тонкие оттенки, которые до Жуковского не использовались в русской поэзии. Уход в мирную жизнь деревни, идеализация простоты и тишины жизни – именно эти настроения поэта определяли в значительной мере его восприятие и понимание деревенской природы. Он не искал в ней ничего величественного и грандиозного: поэт ценил в природе спокойствие, тишину, безмятежность. Поэтому он рисовал природу русского севера такою, какой она бывает летом или ранней осенью, тихим утром или ясным вечером – без бури и ненастья. Сила его изобразительности – в умении уловить тончайшие переливы красок, шорохи, трепета, отблески угасающего вечера.

Стихотворение «Жаворонок», написано в 1851.

2. Словарная работа.

Легко – без особого физического напряжения; без труда, без усилий.

Беспредельно – не имея предела, видимых границ

Воздушно – легко, невесомо.

Радость – чувство удовольствия, внутреннего удовлетворения, веселое настроение.

Восторг – Необыкновенный подъем чувств, экстаз, упоение.

Вопросы перед прослушиванием стихотворения.

4 .Проверка первичного восприятия.

– Вам понравилось стихотворение?

Что особенно понравилось?

Поделитесь своими мыслями, чувствами.

Какие чувства испытали, слушая произведение? Какое настроение вызывает данная картина у автора? А у вас?

5.Самостоятельное чтение стихотворения.

Прочитайте сами еще раз стихотворение, чтобы прочувствовать его до конца.

Подумайте, меняется ли настроение в стихотворении. ( Да, меняется. Восторг – гордость – печаль – тоска).

Проанализируем название произведения «Жаворонок» 1. Певчая птичка отряда воробьиных. 2. перен. Человек, чувствующий себя утром, в первую половину дня бодрее, чем вечером. 3. Сдобная булочка в виде птички.

Слово жаворонок, является стилистически нейтральным, однако оно вызывает у людей радость, начало весны, надежду на тепло, утреннюю трель. Таким образом, слово жаворонок вызывает положительную оценку у носителей языка.

Переходим к построчному анализу стихотворения. По первой строке «На солнце темный лес зардел» можно понять, что речь пойдет о природе. Рисуется картина, солнце встает и освящает своими лучами все вокруг, даже, темный лес играет красками. В словаре С.И. Ожегова «зардел» стал краснеть, багроветь стать румяным.

«В долине пар белеет тонкий» мы представляем, как от долины исходит пар, солнце прогрело землю. Эпитет «тонкий» рисует чуть видимый белеющий пар.

Строка «И песню раннюю запел. / В лазури жаворонок звонкий» дополняет картину раннего утра в сознании читателя. Значение слова « в лазури» может быть непонятно для учеников начальной школы, так как редко используется в речи. В словаре С.И. Ожегова «лазурь» означает светло-синий цвет, синеву, небесный цвет. Следует обратить внимание на словосочетание «песню раннюю» которая говорит что первый вестник утра жаворонок. Эпитет «звонкий» передает звучание песни жаворонка.

Прочитав первую строфу, мы представляем, как восходящее солнце преображает темную картину леса, его первые лучи дарят новые краски – «белеет пар» «редеет лес». Эта картина дополняется парением в лазури неба жаворонка, звонко распевающего свою песню, которая возвещает приход нового дня.

Во втором четверостишии «Он голосисто с вышины./ Поет, на солнышке сверкая» поэт показывает жаворонка во всей красе. Он поет «голосисто». Это качественное наречие, которое, обозначает, что жаворонок обладает сильным, звучным голосом. «Поет на солнышке сверкая» Поэт показывает жаворонка, радующегося наступлению нового утра, он сопровождает рассвет своим пением и сам греется в первых лучах. Оперенье жаворонка «сверкает на солнышке» ярко блестит, переливается светом на солнце.

«Весна пришла к нам молодая / Я здесь пою приход весны» Картина преображается «Весна пришла к нам молодая» Он «голосисто с вышины» пел о приходе весны. Жаворонку хочется поделиться своей радостью с окружающим миром. «Я здесь пою приход весны» Жаворонок – вестник весны, он встречает весну звонким пением и весь сверкает на солнце. Он радуется молодой весне, ее первым лучам солнца. Он хочет поделиться этой радостью со всеми и поет о ее приходе. Но эта фраза принадлежит не только жаворонку, но и лирическому герою. Это лирический герой, наблюдая картину раннего весеннего утра, радостно встречает весну и поет о ее приходе.

Стихотворение В.А. Жуковского пропитано восхищением к Божьему творению, устремленностью к небу, восторгом от утреннего полета жаворонка – символа весны, упоением его звонкой песнью – молитвой, устремленностью к Богу. Душа птицы и душа поэта, сливаясь в свободном полете, поют гимн Божьему миру, несущему торжество обновления. Так торжество природы рождает поэтическое вдохновение, и читатель вместе с героями этого стихотворения проникается чувством радости, ликования от картины утреннего полета жаворонка. В стихотворении представлена возвышенная Христианская картина мира.

Слова из первого четверостишия можно объединить в группы. В первую группу входят слова, связанные с природой; ко второй отнесены слова, относящиеся к герою; к третьей группе относятся слова, описывающие жаворонка.

7. Подготовка к выразительному чтению стихотворения.

– Какой темп нужно выбрать для чтения: медленный, средний, быстрый?

– Какие слова нужно выделить голосом, прочитать их с большей силой?

8. Выразительное чтение стихотворения.

Помните о том, что при чтении хороший читатель вкладывает в чтение произведения свое настроение, свое чувство.

О чём же это стихотворение? (о любви к Родине, природе).

Описывая природу родного края на самом деле поэты признаются в любви родине.

Ребята, а природа нашей Кулунды достойна того, чтобы о ней писать?

Может кто-то из вас знаком с творчеством кулундинских поэтов?

(прочесть любое стихотворение местных поэтов о родине)

9. Итог урока. Рефлексия.

– Что для вас слово “Родина”?

– Что значит “любить Родину”?

– Как можно выразить свою любовь к Родине?

Спасибо за урок!

Д/задание: выразительное чтение стихотворения В.Жуковского, по желанию – выучить наизусть.

Анализ стихотворения «Приход весны» Жуковского

Стихотворение “Приход весны” – это вольный перевод прекрасного произведения немецкого поэта Людвига Уланда . Краткий анализ “Приход весны” по плану поможет ученикам 7 класса понять, почему поэт выбрал именно это произведение. Использовать его на уроке литературы можно и как основной, и как дополнительный материал.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Приход весны.

История создания – стихотворение было написано в 1831 году, при этом напечатано оно было только четыре десятилетия спустя.

Тема стихотворения – весна, которая пробуждает природу и сердце человека.

Композиция – это небольшое стихотворение всего из шести строк условно разделяется на две части.

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный хорей.

Эпитет“теплый дождь”.

Метафоры“лепет рощи”, “жизнь души”.

История создания

История создания этого стихотворения тесно связана с переводческой деятельностью Жуковского и его увлечением творчеством немецких поэтов. “Приход весны” является вольным переводом произведения немецкого поэта Людвига Уланда , который был популярен в 19 веке. Жуковский сделал перевод в 1832 году, однако напечатаны плоды его трудов были только сорок лет спустя в журнале “Русский архив”, где публиковались в конце 19 века литературные произведения и исторические зарисовки.

Жуковский в своем произведении мастерски передает эмоции лирического героя, наблюдающего за пробуждением природы. Также в стихотворении прослеживается и тема Родины – несмотря на то, что это перевод с немецкого, поэт показывает те признаки пробуждения природы, которые характерны для России.

Композиция

Несмотря на то, что в стихе всего 6 строк, он композиционно делится на две части.

Первая погружает читателя в весеннюю атмосферу – кажется, что при прочтении трех простых строчек можно почувствовать свежесть зелени нивы и рощи и услышать лепет жаворонка. И хотя на первый взгляд Жуковский просто перечисляет процессы, происходящие в природе, описание получается очень живым и емким.

Вторая часть произведения передает эмоции лирического героя, который наблюдает за пробуждением новой жизни с особым сердечным трепетом. Он использует популярное среди писателей 19 века сравнение, называя весеннее время периодом “жизни души” . Эта метафора ярко показывает отношение самого поэта к описываемому времени года.

Это пейзажная лирика с элементами философского рассуждения. Такой жанр идеально подходит для идеи, которую выразил Жуковский – о тесной связи эмоционального состояния человека с состоянием окружающего его мира. Именно пейзажные зарисовки составляют значительную часть творческого наследия этого великого русского поэта.

Поэт также умышленно использовал четырехстопный хорей – этот стихотворный размер придает произведению особый ритм и мелодичность, которые вообще свойственны лирике Жуковского. С тоже же целью поэт чередует мужскую и женскую рифму, меняет типы рифмовки.

Средства выразительности

Несмотря на то, что в стихотворении использовано достаточно немного привычных художественных средств, поэту удается создать яркие образы и передать все эмоции лирического героя. В его вольном переводе каждое слово – на своем месте. Об особой роли метафоры “жизнь души” уже было сказано выше, но свое предназначение есть и у каждого тропа.

Так, эпитет “теплый дождь” использован, чтобы подчеркнуть, что речь идет именно о весне, ведь дожди бывают и осенью, но только весной они теплые

Еще одна метафора – “лепет рощи” – показывает, что лирический герой относится к весенней природе как к ребенку, который что-то радостно лепечет, просыпаясь.

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2013

РОМАНТИЧЕСКОЕ ВОСПЕВАНИЕ ПРИХОДА ВЕСНЫ В СТИХОТВОРЕНИИ В. А ЖУКОВСКОГО «ЖАВОРОНОК»

У самых истоков русского романтизма стоял один из ярчайших литераторов начала XIX века – Василий Андреевич Жуковский. Он является своеобразным “литературным Колумбом Руси”, открывшим “Америку романтизма”, как назвал его Белинский. Сама природа позаботилась создать в лице поэта “русское эхо” для западноевропейского романтизма. Но он не только писал прекрасные, проникновенные вдохновением произведения, но и жил вдохновенно, поэтически. Поэтому все творчество Жуковского пронизано естественными и незамысловатыми интонациями жизни и природы.

Жуковский выступил как первый создатель лирического пейзажа в русской литературе, и в этом он указал дорогу другим поэтам. В образах деревенской природы поэт искал отражение своих мечтательных и задумчивых переживаний. Для выражения своих идей и фантазий Жуковский искал в пейзаже определенные краски и черты. Это помогло ему найти в природе такие легкие переходы и тонкие оттенки, которые до Жуковского не использовались в русской поэзии. Уход в мирную жизнь деревни, идеализация простоты и тишины жизни – именно эти настроения поэта определяли в значительной мере его восприятие и понимание деревенской природы. Он не искал в ней ничего величественного и грандиозного: поэт ценил в природе спокойствие, тишину, безмятежность. Поэтому он рисовал природу русского севера такою, какой она бывает летом или ранней осенью, тихим утром или ясным вечером – без бури и ненастья. Сила его изобразительности – в умении уловить тончайшие переливы красок, шорохи, трепета, отблески угасающего вечера.

Почти во всех картинах природы, которые рисует Жуковский, присутствует воспринимающий ее человек. Он и природа у поэта в некотором единстве. Описываются не столько явления природы, сколько душевное состояние человека. Вот почему пейзажи Жуковского называют “пейзажами души”. Таким образом, все последующие попытки изображения лирического пейзажа в русской литературе были продолжением поэзии Жуковского. Он “открыл русской поэзии душу человеческую” (Г.А. Гуковский). То, что прежде считалось достоянием разума, у Жуковского стало частью душевной жизни, что придало особый лиризм его поэтическому творчеству. Не только любовь и дружба, но восприятие и описание природы, пейзажа, явились предметом внутренних переживаний поэта.

К заслуге Жуковского относится работа над народными сказками, сюжет которых он, подобно Пушкину, излагал стихами, превращая их в поэму (“Сказка о царе Берендее”, “Спящая царевна”, “Иван-Царевич и Серый волк”, “Мальчик-с-пальчик”, “Война мышей и лягушек” и др.)

Жуковским была создана, как он сам говорил, “педагогическая поэма – книга, включавшая азбуку и арифметику: для неё были написаны художественные произведения, ставшие классикой в детской литературе (стихотворения “Птичка”, “Котик и козлик”, “Жаворонок”). Это «Стихотворения, посвящённые Павлу Васильевичу и Александре Васильевне Жуковским» — детям поэта. Каждое стихотворение в этом небольшом цикле обладает художественными и педагогическими достоинствами.

Одним из таких стихотворений является стихотворение «Жаворонок», написанное в 1851. (Приложение 1)

Проанализируем название произведения «Жаворонок» 1. Певчая птичка отряда воробьиных. 2. перен. Человек, чувствующий себя утром, в первую половину дня бодрее, чем вечером. 3. Сдобная булочка в виде птички.

Опрос показал (15 человек), что слово «жаворонок» чаще всего вызывает следующие словесные ассоциации: прыткий, ранний, пестрый, кто встает рано, весна, снег тает, радость, пение, полевой, маленький, первый, звонкий, взмывает в небо, утренний, хрупкий.

Слово жаворонок, является стилистически нейтральным, однако оно вызывает у опрошенных радость, начало весны, надежду на тепло, утреннюю трель. Таким образом, слово жаворонок вызывает положительную оценку у носителей языка.

Переходим к построчному анализу стихотворения. По первой строке «На солнце темный лес зардел» можно понять, что речь пойдет о природе. Рисуется картина, солнце встает и освящает своими лучами все вокруг, даже, темный лес играет красками. В словаре С.И. Ожегова «зардел» стал краснеть, багроветь стать румяным.

«В долине пар белеет тонкий» мы представляем, как от долины исходит пар, солнце прогрело землю. Эпитет «тонкий» рисует чуть видимый белеющий пар.

Строка «И песню раннюю запел. / В лазури жаворонок звонкий» дополняет картину раннего утра в сознании читателя. Значение слова « в лазури»может быть непонятно для учеников начальной школы, так как редко используется в речи. В словаре С.И. Ожегова «лазурь» означает светло-синий цвет, синеву, небесный цвет. Следует обратить внимание на словосочетание «песню раннюю» которая говорит что первый вестник утра жаворонок. Эпитет «звонкий» передает звучание песни жаворонка.

Прочитав первую строфу, мы представляем, как восходящее солнце преображает темную картину леса, его первые лучи дарят новые краски – «белеет пар» «редеет лес». Эта картина дополняется парением в лазури неба жаворонка, звонко распевающего свою песню, которая возвещает приход нового дня.

Во втором четверостишии «Он голосисто с вышины./ Поет, на солнышке сверкая» поэт показывает жаворонка во всей красе. Он поет «голосисто». Это качественное наречие, которое, обозначает, что жаворонок обладает сильным, звучным голосом. «Поет на солнышке сверкая» Поэт показывает жаворонка, радующегося наступлению нового утра, он сопровождает рассвет своим пением и сам греется в первых лучах. Оперенье жаворонка «сверкает на солнышке» ярко блестит, переливается светом на солнце.

«Весна пришла к нам молодая / Я здесь пою приход весны» Картина преображается «Весна пришла к нам молодая» Он «голосисто с вышины» пел о приходе весны. Жаворонку хочется поделиться своей радостью с окружающим миром. «Я здесь пою приход весны» Жаворонок – вестник весны, он встречает весну звонким пением и весь сверкает на солнце. Он радуется молодой весне, ее первым лучам солнца. Он хочет поделиться этой радостью со всеми и поет о ее приходе. Но эта фраза принадлежит не только жаворонку, но и лирическому герою. Это лирический герой, наблюдая картину раннего весеннего утра, радостно встречает весну и поет о ее приходе.

«Здесь так легко мне, так радушно, / Так беспредельно, так воздушно» Жаворонок делится с нами, своими переживаниями. «Здесь так легко мне», так радушно» это качественное наречие обозначает душевное состояние не только жаворонка, но и лирического героя. Он сердечно выражает гостеприимство к приходу весны. Открывается картина беспредельного, бескрайнего, свободного небесного мира, в котором с легкостью парит птица. Это ощущение легкости, свободы, восторга полета передается читателю, который, как и жаворонок и лирический герой, становятся частью бесконечного мира.

«Весь Божий мир здесь вижу я. / И славит Бога песнь моя!» Здесь в небе жаворонок видит всю красоту мира, «Весь Божий мир здесь вижу я» он поет об этом в своей песне. Он вестник весны, посланник Бога «И славит Бога песнь моя!» Слово «славит» означает, воздает хвалу Богу, он прославляет Бога и весь мир. Жаворонок радуется жизни, он символ легкости и божьего творения, он наслаждается жизнью и любит ее.

Стихотворение В.А. Жуковского пропитано восхищением к Божьему творению, устремленностью к небу, восторгом от утреннего полета жаворонка – символа весны, упоением его звонкой песнью – молитвой, устремленностью к Богу. Душа птицы и душа поэта, сливаясь в свободном полете, поют гимн Божьему миру, несущему торжество обновления. Так торжество природы рождает поэтическое вдохновение, и читатель вместе с героями этого стихотворения проникается чувством радости, ликования от картины утреннего полета жаворонка. В стихотворении представлена возвышенная Христианская картина мира.

В начальной школе учитель может предложить детям «Словарь настроений», (Приложение 2), в котором можно найти разные прилагательные и их лексические значения, с помощью которых дети могли бы выразить свое настроение после прочтения стихотворения.

Слова из первого четверостишия можно объединить в группы. В первую группу входят слова, связанные с природой; ко второй отнесены слова, относящиеся к герою; к третьей группе относятся слова, описывающие жаворонка.

Анализ стихотворения Василия Жуковского “Приход весны”

Стихотворение Жуковского “Приход весны”, состоящее всего из шести строк, отличается краткостью, но при этом является содержательным и красивым лирическим произведением. В этой статье представлен анализ этих стихов, использованные выразительные средства и история создания.

Приход весны

Анализ стихотворения Жуковского невозможен без прочтения самого произведения:

В небе жаворонка трепет,

Теплый дождь, сверканье вод, —

Вас назвавши, что прибавить?

Чем иным тебя прославить,

Жизнь души, весны приход?

История создания

Свое произведение “Приход весны” Жуковский написал в 1831 году. Это вольный перевод на русский язык стихов немецкого поэта Людвига Уланда “Хвала весне”. Оригинал стихотворения в переводе Терджимана Кырымлы:

Щебет жаворонков малых,

Свист дроздов. От Солнца манна,

Свежий воздух, без обмана!

Коль слова сыскал зачину,

Славь великую причину.

День Весны, хвала тебе!

Как видно из перевода, Василий Андреевич взял лишь структуру этого стихотворения и дословно перевел некоторые слова, однако его версия получилась более “русской” за счет упоминания не только нив, но и рощи, а также теплого дождя и сверкающих вод разлившихся рек.

Также значительным отличием от оригинала являются финальные строки: Людвиг Уланд называет перечисление признаков весны “зачином”, после которого следует славить и хвалить весну.

Жуковский, напротив, хочет сказать, что к зелени нив, пению жаворонков и дождю невозможно добавить никаких слов, он связывает приход весны с жизнью, точнее сказать – с оживлением души, а значит, говорить здесь нечего – все, что необходимо, можно лишь почувствовать.

Первая публикация миниатюры Жуковского “Приход весны” состоялась лишь спустя сорок лет в журнале литературной и исторической направленности “Русский архив” уже после смерти великого поэта.

Сам Василий Андреевич говорил об этом стихотворении, что в подобных произведениях для него важнее всего уловить, а затем выразить на бумаге мимолетные чувства от происходящего вокруг: если это пение жаворонка, то достаточно о нем написать, чтобы читатель услышал птичьи трели в своем воображении.

Анализ стихотворения

Произведение Жуковского “Приход весны” относится к жанру лирической миниатюры, его тематика является пейзажно-философской: поэт наслаждается наступлением весны на фоне родной и любимой природы, при этом задаваясь философским вопросом: “можно ли передать внутреннее ощущение красоты и жизни, или слова окажутся лишними?”

Стихотворение написано четырехстопным хореем с использованием сплетенной рифмы: между собой рифмуются две первые строки, а также третья с шестой и четвертая с пятой – это является выразительным средством, придающим произведению легкость, веселость и возвышенное настроение. Лирический герой счастлив наблюдать картину наступающей весны настолько, что не в силах ничего прибавить к описанию физических признаков весны, которые сами по себе кажутся каким-то волшебством.

Другими выразительными средствами в стихотворении Жуковского “Приход весны” являются олицетворения (“лепет рощи”, “трепет жаворонка”, “сверканье вод”), метафора (“жизнь души”), эпитет (“теплый дождь”), метонимии (“зелень нивы”, “сверканье вод”) и риторические вопросы (“что прибавить? Чем иным прославить?”). Помимо этого, Жуковский использует аллитерацию: повторение звуков р, т, п дает ощущение слышимых трелей жаворонка и шума дождя по воде, траве и свежей листве.

Читайте также:  Анализ стихотворения Жуковского Приход весны 7 класс сочинение
Ссылка на основную публикацию