Светлана – краткое содержание баллады Жуковского

Краткое содержание Жуковский Светлана

Девушки собрались вместе вечером перед праздником Крещения, чтобы заняться традиционным гаданием. Они испробовали разные способы: бросали за ворота собственные башмаки, клали в наполненную водой чашу перстни и серьги, кормили курицу пересчитанным зерном, топили воск, пели подблюдные песни и т.д. Всем было весело. И только Светлана грустила и молчала. Когда подруги спросили её о причине печали, она призналась им, что тоскует по любимому человеку, от которого уже почти год нет никакой весточки.

Оставшись одна в светлице, девушка всё же решается погадать со свечой перед зеркалом. Светлане страшно. Она сидит затаив дыхание и сама не замечает, как засыпает.

И снится ей странный жуткий сон. Сначала девушке слышится стук замка, затем за её плечами появляется чей-то силуэт. Повернувшись, видит, что это жених протягивает руки, чтобы обнять её и отвезти в церковь на венчание. Запряжённые лошадьми сани ждут их у крыльца. Во время пути любимый Светланы становится бледным и унылым.

Кони мчат мимо божьего храма. Через открытые двери видно толпу, окружившую чёрный гроб. Лошади бегут дальше. Начинается метель. Над санями вьётся чёрный ворон. Впереди показывается хижина, засыпанная снегом. Вдруг и кони, и сани, и жених пропадают. Светлана остаётся одна-одинёшенька в незнакомом месте. Перекрестившись, она входит в избушку и видит там гроб, покрытый белым полотном. Девушка помолилась перед иконой и робко притаилась в углу.

Вьюга утихла. Слабо горит свечка. Молчанье. Потом тишину нарушает какое-то лёгкое журчанье. Это прилетел голубь и сел на грудь Светлане. Бросив взгляд на гроб, девушка видит, как мертвец шевелится, срывает покров, встаёт и приближается к ней. Она дрожит и ждёт гибели, но голубок спасает её от призрака, в котором Светлана узнаёт милого. Вскрикнув, девушка просыпается.

Она в своей светлице. За окном начинается новый день. Поёт петух. Солнечный лучик пробивается сквозь занавеску. Однако Светлана смущена сновиденьем и думает, что он вещает что-то недоброе. Она садится у окошка и смотрит вдаль на дорогу. Вскоре раздаётся звон колокольчика и конский топот. Сани останавливаются у ворот дома девушки. Статный гость поднимается на крыльцо. Это жених Светланы. Он по-прежнему любит её.

В конце баллады автор желает героине счастливой светлой жизни и добра.

Данное произведение учит трезво мыслить, не верить в различные гадания и сны.

Подробный пересказ баллады Светлана

Баллада В.А. Жуковского «Светлана» начинается с описания традиционных крещенских гаданий девушек. Пытаясь узнать свою судьбу, они бросают за ворота башмак, полют снег, кормят курицу посчитанным зерном, поют подблюдные песни, слушают под окном, льют воск. Все это сопровождается веселым смехом, шутками и песнями. Только одна девушка печальна и не принимает участия в развлечениях своих подруг. Светлана грустит о своем возлюбленном, который уехал в дальние края и в течение долгого времени не присылает о себе никаких вестей. Девушка страдает, что её судьба умереть в одиночестве, ожидая суженого, и призывает на помощь Ангела – утешителя.

Светлана все же решается погадать, чтобы разузнать о своей доле. Она накрывает стол белой скатертью, ставит два прибора, зеркало, свечу и ждет, что в полночь ее милый придет к ней ужинать. Девушка испытывает страх и легкое волнение. Ровно в полночь слышен шорох, открывается дверь и появляется ее жених, который зовет Светлану ехать с ним в церковь и стать его женой. Она соглашается и вместе с ним выходит во двор, где ждут сани, запряженные нетерпеливыми конями.

Сани рвутся вперед и уносят вдаль Светлану и ее суженого. Кругом тьма и холод, жених девушки молчалив, бледен и угрюм. На пути им попадается небольшой храм, его двери приоткрываются и, к своему ужасу, Светлана видит черный гроб и слышит слова священника, отпевающего усопшего. Сани проносятся мимо. Внезапно над ними начинает кружить ворон, который пророчит печаль. Впереди видна небольшая хижина, кони несутся к ней, и вмиг все вокруг Светланы исчезает: и сани, и жених. Она оказывается одна среди метели и вьюги. Впереди в окошке мелькает небольшой огонек. Перекрестившись, девушка стучит в дверь и входит в избу. Там она видит гроб, накрытый белым саваном, лики святых у его изножья, свечи.

Присутствие икон в этом страшном месте немного успокаивает деву. Она молится перед ними и, сжав в руке свой крестик, садится в уголок. Неожиданно к ней прилетает белоснежный голубь, который присаживается к ней на грудь и, словно, обхватывает крыльями. Вьюга затихает, и дом погружается в тишину. Но тут Светлане чудится, что мертвец в гробу пошевелился. Так и есть. Спадает саван, и он со стоном пытается встать и разомкнуть свои руки, чтобы добраться до несчастной. Девушка в ужасе, ей кажется, что наступил ее последний час, но тут ей на помощь приходит белый голубок, который садится на грудь страшного мертвеца и забирает у него силы. Тот снова бледнеет, падает обратно в гроб, но успевает злобно посмотреть на девицу. Она внезапно узнает в нем своего суженого.

Вскрикнув, Светлана просыпается у себя дома. Все вокруг напоминает о прошлой ночи. Стол, покрытый скатертью и приборы. Но в окно уже брезжит утренний свет и на улице кричат петухи. Ужасное сновидение лишает покоя девушку, она со страхом думает о несчастьях, которые оно предвещает ей и ее нареченному.

Вдалеке слышится звон колокольчика, к дому подъезжают сани, из которых выходит молодец, он спешит к своей невесте. В глазах его прежняя любовь. Долгая разлука его не изменила. Светлана венчается с ним, и все празднуют их свадьбу, желая молодым долгих счастливых лет.

В заключение своего произведения автор желает Светлане прекрасной, веселой жизни, лишенной страшных предзнаменований и тревог, просит Создателя быть ее покровителем и защитником.

Баллада В.А. Жуковского учит тому, что не нужно испытывать напрасных страхов, сомнений и терзаний. Необходимо верить в свою судьбу и надеяться на Бога, тогда все плохое окажется страшным сном, а счастье – реальным.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Жуковский. Все произведения

  • Кубок
  • Лесной царь
  • Людмила
  • Море
  • Перчатка
  • Светлана
  • Сельское кладбище
  • Сказка о Иване-царевиче и Сером Волке
  • Сказка о царе Берендее
  • Спящая царевна

Светлана. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Начала повествование ведётся с описания главного персонажа, а именно с ценной статуи изумительного принца, которая расположилась над городом. Люди восторгались статуей принца. Девушки сравнивают статую с ангелом

Роман «Смерть на Ниле» – одно из лучших произведений Агаты Кристи из «восточного» цикла о великолепном Эркюле Пуаро.

В первой главе говорится о биоформах – людях, структуру тела которых перестраивали для определенных работ, таких, где не помогли бы скафандры, специальное оборудование; после перестроенных людей приводили обратно в человеческий вид

Повествование ведется от первого лица. Юлия Васильевна работает гувернанткой. Она обучает детей рассказчика. Однажды рассказчик вызвал ее к себе в кабинет, для того чтобы выплатить ей заработную плату.

Все происходит осенним сентябрьским вечером в простом английском доме. Дом был не обычной формы и излучал необыкновенную ауру. Форма у дома была корабля, т.к. владелец этого дома был уже не молодой капитан Шатовер

Краткое содержание баллады Жуковского «Светлана»

  1. Основные персонажи баллады
  2. Время и место в балладе
  3. Краткий пересказ
  4. Развитие сюжета
  5. Кульминация и развязка
  6. Что хотел донести автор

В лирической балладе Василия Андреевича Жуковского рассказано об удивительном сне девушки, которая в крещенский вечер решила узнать свою судьбу. Действие происходит в русской деревне. Произведение создано в 1812 году, в период расцвета романтизма. Фольклорные нотки — характерная черта этого направления в литературе.

В рамках школьной программы балладу изучают в 8 классе. Учащиеся составляют по произведению краткий пересказ, заполняют читательский дневник или пишут сочинение.

Основные персонажи баллады

В произведении несколько главных героев:

  • Светлана — скромная, порядочная и кроткая девушка;
  • её жених — красивый юноша, сдержавший обещание вернуться к возлюбленной;
  • девушки — беззаботные подруги главной героини;
  • голубь — белоснежная птица, олицетворяющая победу над нечистой силой.

Юная девушка, ожидающая жениха, — основное действующее лицо. Читая произведение Жуковского «Светлана» в кратком содержании, учащиеся могут заметить, как изменялся её настрой. В первой части она предстаёт встревоженной и опечаленной, ведь ей неизвестно, какая судьба постигла жениха.

О девушках не говорится прямо, что они беспечны и беззаботны, но это нетрудно понять по тому, как они себя ведут. Девичьи забавы хоть и привлекают молодую героиню, однако она терпеливо молится и не позволяет себе проявлять любопытство. Однако в крещенский вечер простые человеческие слабости одерживают верх над светлыми помыслами, и Светлана принимает решение погадать. Ей интересно узнать, что её ждёт и какого суженого уготовила ей судьба.

Хотя главной героине свойственны слабости, автор наделил её образ положительными чертами. Если сравнить её с Ленорой — героиней другого произведения, которое Жуковский взял за основу, можно заметить ключевую разницу в поведении. Когда Светлана узнаёт, что жених умер, она не гневается на Спасителя, не ропщет и не впадает в отчаянье, а молится. Если читать балладу в очень кратком содержании, можно этого не заметить, а ведь обращение девушки к Богу очень важно для понимания замысла автора.

Время и место в балладе

Действие поэтического произведения происходит в деревеньке накануне крещенской ночи. События развиваются в начале 19 века, поэтому не стоит удивляться, что незамужние девицы верили в предсказания. По традиции, во время зимних православных праздников жители деревень устраивали гадания, чтобы узнать своё будущее.

Краткий пересказ

Однажды в зимний вечер подруги Светланы устроили крещенские гадания. Следуя обычаю, для весёлой забавы использовали башмаки, зерно, воск от свечей и другие предметы. Девицы были беззаботными, и только Светлана грустила и выглядела задумчивой. Её жених год назад уехал на войну и с тех пор не подавал вестей. Баллады «Светлана» и «Людмила» в сокращённом изложении немного похожи, и учащимся стоит обратить на это внимание. В обоих случаях девушки ждут своих возлюбленных.

Развитие сюжета

Подружки посоветовали незадачливой невесте погадать, когда наступит ночь, и узнать, кто её суженый. Светлана сомневалась, но потом любопытство взяло верх над здравым смыслом. Она приготовила всё необходимое: застелила стол красивой скатертью и поставила два столовых прибора, а рядом — зеркало и восковую свечу. В полночь девушка зажгла фитиль и начала вглядываться в зеркало. Но в конце концов, её сморила дремота.

Составляя рассказ о главной героине баллады, учащимся стоит обратить внимание, что дальнейшие события — только сон, хотя они описываются так, будто происходили на самом деле.

Девушка видит, что в дом заходит её жених. Он приглашает её под венец. Сев в сани, молодые едут в церковь. Жених выглядит мрачным, унылым, при этом он подозрительно бледен. Светлана видит храм, а в окне замечает людей, стоящих вокруг гроба, где лежит мертвец. Юноша не говорит ничего, не пытается её успокоить.

Кульминация и развязка

Внезапно начинается метель, сани и юноша исчезают, девушка остаётся одна, а перед ней — лачуга. Светлана заходит и видит стол, а на нём — гроб. Испугавшись, юная дева бросается к иконам и начинает молиться. Обеими руками она сжимает свой нательный крест. Потом, обессиленная, она садится под иконами, продолжает молиться и наблюдает.

В лачугу залетает белый голубь, он садится девушке на грудь и обнимает её. В этот момент затихает метель, а покойник начинает шевелиться в гробу, стонет и пытается подняться. Голубь летит к нему, опускается на грудь, и мертвец падает без сил. Светлана с ужасом видит, что мертвец — её жених.

Тут девушка открывает глаза и понимает, что всё ей приснилось. За окном день, поёт петух, а девушка переживает. Сон кажется ей дурным предзнаменованием. Она сидит у окна и печалится, опасаясь самого худшего. Вдруг слышится звон колокольчика, и к воротам подъезжают сани. Жених радуется встрече со своей милой, он всё так же ее любит.

На этом можно закончить сокращённый пересказ произведения. Чтобы проникнуться романтизмом баллады, лучше читать её полностью, наслаждаясь красотой языка.

Что хотел донести автор

В заключительных строчках Жуковский наставляет молодых дев, говоря, что не нужно грустить. Он желает, чтобы страшные сны не тревожили душу девушек, и говорит, что «лучший друг — вера в провиденье». Главная мысль произведения в том, что не стоит искушать судьбу понапрасну. Чему суждено произойти, то и случится, и нет смысла проявлять излишнее любопытство.

Краткое содержание «Светлана»

Баллада «Светлана» Жуковского, написанная в 1812 году, является одним из ярких образцов раннего романтизма в русской литературе. В основе произведения лежит поэма немецкого писателя Готфрида Бюргера «Ленора».

Предлагаем читать онлайн краткое содержание «Светланы», которое будет полезным для читательского дневника и анализа книги. Проверить полученные знания поможет специальный тест на нашем сайте.

Главные герои

Светлана – юная девушка, верная, кроткая и глубоко нравственная. В ней сочетается внешняя и внутренняя красота.

Другие персонажи

Подруги Светланы – незамужние девушки, которые посоветовали Светлане погадать на суженого.

Белоснежный голубок – олицетворение ангела-хранителя Светланы.

Жених Светланы – статный молодой человек, сдержавший свое слово и приехавший за Светланой.

А ещё у нас есть:

Краткое содержание

Как-то раз « в крещенский вечерок » собираются незамужние девушки, чтобы погадать на суженого, узнать свою судьбу. Среди беззаботных подруг лишь одна выделятся своим задумчивым видом – « молчалива и грустна » Светлана. Девушки пытаются развеселить ее, предлагают вместе с ними спеть песню. Вот только Светлане совсем не до веселья: ее « милый друг далёко », и уж год, как нет никаких вестей от него. Девушка тяжело переживает разлуку с любимым, и терзается в гаданиях: возможно, он ее уж давно позабыл в далекой стороне.

Читайте также:  Анализ стихотворения Сельское кладбище Жуковского 9 класс

Узнав о причине грусти Светланы, подруги предлагают ей совершить старинный обряд гадания. Для этого на стол с белой скатертью ставят зеркало и зажженную свечу. В зеркальном отражении « в полночь, без обмана » должен появиться суженый и сесть за накрытый стол.

Светлана « с тайной робостью » садится за стол и глядит в зеркало. Ей и жутко, и тревожно, и вместе с тем интересно узнать свою судьбу. С приближением полуночи сердце Светланы начинает биться все чаще. Ей чудится, будто за ее спиной кто-то стоит, ей слышится « тихий, легкий шепот ».

Девушка узнает голос своего жениха, оборачивается и, действительно, в комнате стоит ее возлюбленный. Он протягивает к Светлане руки и предлагает немедля ехать в церковь, где уже все подготовлено для их венчания. Девушка соглашается, и вот они уже мчат в лунной ночи навстречу собственному счастью.

Однако на сердце у Светланы тревожно. Она глядит на своего жениха и отмечает, что тот « бледен и унылый ». Вскоре перед ее глазами появляется « божий храм », наполненный людьми. Сквозь приоткрытую дверь виднеется черный гроб – в храме проходит отпевание покойника.

Кони мчат вперед, и вскоре Светлана замечает хижину, занесенную снегом. Подъехав к ней, девушка остается в полном одиночестве – неожиданно пропадают « кони, сани и жених ». Светлана и рада бы повернуть назад, да метель давно замела все следы. Перекрестившись, она « в дверь с молитвою стучит », и с опаской входит в избушку.

Посреди пустой хижины стоит гроб, накрытый белой попоной, а в ногах покойника – икона со свечкой. Светлана падает на колени и начинает молиться перед образом Спасителя. Затем, зажав в руке нательный крест, садится в угол избы, рядом с иконой.

За окном утихает буря, свечка перед образом едва-едва тлеет. Неожиданно в хижину влетает « белоснежный голубок с светлыми глазами », садится к Светлане на грудь и обнимает ее крыльями. Вновь воцаряется тишина, но вскоре девушке мерещится, будто покойник под покрывалом начинает шевелиться. Он срывает покров и с ужасом Светлана узнает в нем своего жениха. Покойник пытается разомкнуть свои окоченевшие руки, из уст его доносится глухой стон. Но тут белый голубок садится на грудь мертвеца и тем самым лишает его сил.

Под крик петуха Светлана пробуждается. Однако на душе у нее очень тяжело – в страшном сне ей видится « тайный мрак грядущих дней ». Чтобы немного развеяться, она садится у окна и смотрит на дорогу. Вскоре к дому подъезжают сани и « статный гость к крыльцу идет ». С радостью Светлана узнает в госте своего жениха, который приехал сыграть свадьбу со своей суженой.

Заключение

В своем произведении В. А. Жуковский делает акцент на том, что не стоит придавать большое значение вещим снам и разного рода приметам. Нужно верить в себя, верить в Бога, и все плохое пройдет стороной.

После ознакомления с кратким пересказом «Светланы» рекомендуем прочесть балладу в полном варианте.

Тест по балладе

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

«Светлана» краткое содержание баллады Жуковского – читать пересказ онлайн

Год: 1813 Жанр: баллада

Главные герои: Светлана — девица

В балладе перед читателем предстает романтическая картина, наполненная фольклорными мотивами. Начинается произведение со святочных гаданий девушек. Рисуется образ верной и любящей героини – Светланы. Она удручена тем, что от ее жениха уже давно нет вестей. И она решатся на страшное гадание с зеркалом. Далее описывается жуткий сон девушки, в котором она видит мертвым своего возлюбленного. Но, завершает произведение счастливый конец. Проснувшись, девушка, еще под впечатлением увиденного во сне, садится у окна и, вдруг видит, что милый ее жив и здоров и едет к ней.

Таким развитием событий и неожиданно счастливой их развязкой автор хотел сказать, что терпение, вера и смирение вознаграждаются. В этом отражаются черты русского народа, уповающего на свою непоколебимою веру. Все страшное и плохое – это сон, который остается за незримым порогом, когда вера человека и чистота души и помыслов приводит его к победе над этим.

Пересказ

Накануне праздника Крещения собрались девушки, чтобы погадать на своего милого-суженого и узнать свою судьбу. Среди девушек находится и Светлана, но настроение у нее совсем не радостное. Подружки спрашивают, почему она так молчалива и задумчива. Светлана отвечает, что ее угнетает разлука с любимым женихом, который уже год находится где-то в дальних краях.

Девушка садится к столу с зеркалом и свечой, но в зеркале видит лишь темноту. Ей становится страшно от этой темноты и тишины, царящей вокруг. И вдруг Светлана слышит стук и видит в зеркале, что за ее спиной кто-то стоит. Девушка оглядывается и видит своего жениха, который протягивает к ней руки и приглашает поехать с ним в церковь для венчания.

Молодые люди выходят во двор, где их уже ждут сани с лошадьми. Вскоре они оказываются около церкви, где находится множество людей, а посреди зала стоит черный гроб. Не останавливаясь, сани продолжают свой путь. Потом на пути им встречается мирная хижина, и внезапно Светлана оказывается около нее одна, жених и кони пропали. На улице кружит метель, девушка перепугана и стучит в двери хижины. Двери отворяются, и Светлана заходит внутрь.

И здесь посреди избушки девушка видит гроб. Испуганная и измученная, она притаилась в углу. Постепенно вьюга стихла, откуда-то появился белый голубь и сел на грудь Светланы. Но вдруг она замечает, что мертвец в гробу шевелится и пытается встать. Покров с него спал, и девушка узнала в покойном своего милого жениха. Но голубь бросился на грудь мертвецу, и тот замер в своем гробу.

Внезапно Светлана просыпается и видит себя в своей горнице перед зеркалом. Девушка не знает, как понимать этот сон, что он предвещает. Вдруг она слышит звук колокольчика. К крыльцу подлетают сани, и Светлана видит, что из них выходит ее дорогой жених. Он приехал за своей невестой, чтобы отвезти ее в церковь для венчания.

Беда и смерть оказались страшным сном, пробуждение принесло радость и счастье. Автор призывает верить в Провидение, и тогда сам Создатель будет защитой человеку и все беды пройдут мимо него.

Краткое содержание

Как-то раз «в крещенский вечерок» собираются незамужние девушки, чтобы погадать на суженого, узнать свою судьбу. Среди беззаботных подруг лишь одна выделятся своим задумчивым видом – «молчалива и грустна» Светлана. Девушки пытаются развеселить ее, предлагают вместе с ними спеть песню. Вот только Светлане совсем не до веселья – ее «милый друг далёко», и уж год, как нет никаких вестей от него. Девушка тяжело переживает разлуку с любимым, и терзается в гаданиях – возможно, он ее уж давно позабыл в далекой стороне.

Узнав о причине грусти Светланы, подруги предлагают ей совершить старинный обряд гадания. Для этого на стол с белой скатертью ставят зеркало и зажженную свечу. В зеркальном отражении «в полночь, без обмана» должен появиться суженый и сесть за накрытый стол.

Светлана «с тайной робостью» садится за стол и глядит в зеркало. Ей и жутко, и тревожно, и вместе с тем интересно узнать свою судьбу. С приближением полуночи сердце Светланы начинает биться все чаще. Ей чудится, будто за ее спиной кто-то стоит, ей слышится «тихий, легкий шепот».

Девушка узнает голос своего жениха, оборачивается и, действительно, в комнате стоит ее возлюбленный. Он протягивает к Светлане руки и предлагает немедля ехать в церковь, где уже все подготовлено для их венчания. Девушка соглашается, и вот они уже мчат в лунной ночи навстречу собственному счастью.

Однако на сердце у Светланы тревожно. Она глядит на своего жениха и о. Вскоре перед ее глазами появляется «божий храм», наполненный людьми. Сквозь приоткрытую дверь виднеется черный гроб – в храме проходит отпевание покойника.

«Божественная комедия» – краткое содержание произведения Данте Алигьери

Кони мчат вперед, и вскоре Светлана замечает хижину, занесенную снегом. Подъехав к ней, девушка остается в полном одиночестве – неожиданно пропадают «кони, сани и жених». Светлана и рада бы повернуть назад, да метель давно замела все следы. Перекрестившись, она «в дверь с молитвою стучит», и с опаской входит в избушку.

Посреди пустой хижины стоит гроб, накрытый белой попоной, а в ногах покойника – икона со свечкой. Светлана падает на колени и начинает молиться перед образом Спасителя. Затем, зажав в руке нательный крест, садится в угол избы, рядом с иконой.

За окном утихает буря, свечка перед образом едва-едва тлеет. Неожиданно в хижину влетает «белоснежный голубок с светлыми глазами», садится к Светлане на грудь и обнимает ее крыльями. Вновь воцаряется тишина, но вскоре девушке мерещится, будто покойник под покрывалом начинает шевелиться. Он срывает покров и с ужасом Светлана узнает в нем своего жениха. Покойник пытается разомкнуть свои окоченевшие руки, из уст его доносится глухой стон. Но тут белый голубок садится на грудь мертвеца и тем самым лишает его сил.

Под крик петуха Светлана пробуждается. Однако на душе у нее очень тяжело – в страшном сне ей видится «тайный мрак грядущих дней». Чтобы немного развеяться, она садится у окна и смотрит на дорогу. Вскоре к дому подъезжают сани и «статный гость к крыльцу идет». С радостью Светлана узнает в госте своего жениха, который приехал сыграть свадьбу со своей суженой.

Краткое содержание Баллады Светлана

В самом начале произведения описываются народные гадания девушек крещенским вечером. И только одна из них, Светлана, невесела. Она удручена тем, что от ее жениха уж целый год, как нет никаких вестей. Девушка очень сильно кручинится из-за этого.

Подружки же ее, между тем, забавляются различными гаданиями: кидают башмак за ворота, насыпают зерно курице. Видя тоску Светланы, они спрашивают, почему она так грустна и предлагают присоединиться к их забавам. На что она отвечает им, что с ней случилось. Говорит она о своей тоске по милому, рассказывает о недоумении, почему же от него нет вестей. В душу девушки начали уже закрадываться подозрения, что он забыл о ней.

И вот, в итоге, Светлана решается на далеко не безобидное гадание с зеркалом при свечах. Оставшись ночной порой одна перед ним, девушка хочет узнать, какая судьба уготована ей и сулит ли она для нее встречу с милым.

Испытывая страх, девушка все же продолжает всматриваться с надеждой в зеркало. И тут ей начинает чудиться, будто кто-то хлопнул замком. А потом она ощутила чье-то присутствие за своей спиной и услышала голос. Обернувшись, Светлана видит своего долгожданного жениха перед собой, простирающего руки к ней. Он развевает все ее страхи и сомнения, словами о том, что молитвы ее услышаны и разлуки для них отныне не существует. И зовет девушку скорее ехать с ним в храм, где уже ждут их попы.

Вот, Светлана преступает порог, покидая дом вместе с полночным гостем. У ворот ждут их лошади, запряженные в сани. Герои едут вперед. Жених неожиданно делается молчаливым и мрачным. Светлану начинает это настораживать. В ответ на свой вопрос, почему же он стих, девушка получает лишь молчание. Жутко ей, но любовь и вера заставляют всему покориться и безропотно продолжать путь.

Еще страшнее становится девушке, когда они проезжают храм. Ветер, приоткрывший его дверь, показывает ей мрачную картину. Там собрался народ на панихиду по усопшему. Видит девушка там черный гроб и слышит слова священника, предающего покойника могиле.

А жених ее все молчит. Все так же он мрачен. Вот, виднеется хижина, занесенная снегом. Кони мчат молодых прямо к ней. В это время поднимается метель. Появляется ворон, своим зловещим карканьем предвещая недоброе. А жених все так же бледен и уныл. И тут, достигнув избы пропадают кони вместе с санями и женихом. Как будто и вовсе их не бывало. Остается Светлана совсем одна в безлюдном и совсем не знакомом ей месте.

Преодолевая жуткий страх, девушка решается постучаться в дверь хижины. И она распахивается перед ней. Картина, представшая взору девушки и здесь была жуткой. На столе стоял гроб, покрытый белым саваном. Успокаивает ее то, что имеются здесь иконы. Помолившись святым образам, Светлана робко и с боязнью забивается в уголок под ними. Влетает в хижину белый голубок. Он не оставляет девушку.

Вдруг, чудится Светлане звук. Это мертвец зашевелился в гробу. Приоткрывается саван и он восстает со своего упокоительного ложа, силясь разжать сцепленные на груди руки. Девушке виден весь его силуэт в полный рост, но лица пока еще она не разглядела. Тут на помощь приходит голубь. Он садится на грудь покойному, лишая его всей мощи. И, будучи не в силах уже ничем навредить девушке, мертвец грозно сверкает на нее очами, страшно скрежеча зубами. В этот миг Светлана узнает в нем своего возлюбленного.

И тут девушка просыпается. И где же? На том самом месте, где и уснула – за столом пред зеркалом, поведавшем ей такую страшную историю. Все это ночное путешествие оказалось всего лишь сном. Кажется ей теперь, что недобрым знаком было увиденное, что вещает оно ей недобрую судьбу.

Читайте также:  Анализ баллады Жуковского Светлана 9 класс сочинение

Пытаясь успокоится, садится Светлана у окна. И тут доносится до нее звон колокольчика. Видит подъезжающие сани к дому. Из них выходит статный молодец и идет на крыльцо. С радостью узнает в нем девушка своего долгожданного жениха.

Остается позади мрачный ночной кошмар. Впереди ждет свадьба крепко любящую своего избранника Светлану

Голосов: 68
Читать краткое содержание Светлана. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Краткое содержание «Светлана» Жуковского В.А.

Однажды в крещенский вечер девушки решили погадать. Одну из девушек звали Светлана. Подруги заметили, что она на редкобть грустна. Ее стали расспрашивать. Подруги решили, что у Светланы случилось что-то плохое. Оказалось, что девушка тоскует по своему милому другу. Он находится очень далеко. И девушка переживает, что ее судьбой будет одиночество. Светлана сообщила подругам, что прошел уже целый год, как она не получала вестей от своего любимого. Это было веским основанием задуматься о том, что с ним произошла беда. Девушка сказала, что думает только о своем милом друге; без него немил белый свет. Подруги дают совет Светлане обратиться к такому магическому средству, как гадание. По их мнению, именно так можно призвать любимого. Светлана, преодолев свою робость, воспользовалась советом. Она выполнила все условия, необходимые для гадания. И вот примерно в полночь девушка услышала стук двери. Кто-то посмотрелся в зеркало. Светлана увидела своего любимого. И сразу же стали происходить чудеса. Возлюбленный позвал девушку с собой. Он сказал, что в церкви уже все готово для венчания. Светлана безропотно пошла за своим любимым. Глубокая ночь. Они едут вдвоем. Возлюбленный Светланы молчит. Она также не в силах задать ни единого вопроса. Вдруг они видят церковь. Девушка заходит внутрь. Она видит гроб. Священник проводит обряд погребения.

Вокруг летает черный ворон, олицетворяя собой печаль. Обстановка зловещая. Внезапно девушка понимает, что все исчезло. Она осталась одна. Вокруг метель и вьюга. Светлана идет и вдруг видит маленькую избушку, в которой горит одно окно. Девушка, читая молитву, открывает дверь. И видит белый гроб и свечу, горящую перед иконой. Светлана упала перед иконой и стала молиться. Совершенно неожиданно на грудь девушке сел белый голубь.

Тут же Светлане показалось, что мертвец начинает шевелиться. Светлана в ужасе. Но голубь перелетел на грудь мертвецу. Тут же мертвый потерял силы и упал в гроб. И девушка поняла, что в гробу — ее милый. Она в ужасе.

Внезапно все закончилось. Светлана проснулась в своей комнате. И увидела в окно, что к дому подъезжает ее любимый.

***
О Картина, которую рисует поэт, то есть сцена гадания настраивает читателя на романтический лад. В поэме много деталей, которые тесно связаны с мистикой, — лунная ночь, зловещие предчувствия. Однако финал произведения показывает, что надежда на лучшее всегда может осуществиться. Любые предзнаменования могут оказаться пусть тревожным и страшным, но всего лишь сном. В этом произведении голубь является олицетворением Божественной силы, чистой и светлой. Девушка не ропщет на свою несчастную долю, она обращается за помощью свыше и получает ее. «Ямолюсь и слезы лью!/Утоли печаль мою / Ангел-утешитель!» Пробуждение становится счастьем. Все дурное уходит куда-то далеко, девушку ожидает настоящая жизнь, полная радостей и веселья.

«Светлана» краткое содержание баллады Жуковского – читать пересказ онлайн

Баллада «Светлана» Жуковского, написанная в 1812 году, является одним из ярких образцов раннего романтизма в русской литературе. В основе произведения лежит поэма немецкого писателя Готфрида Бюргера «Ленора».

Предлагаем читать онлайн краткое содержание «Светланы», которое будет полезным для читательского дневника и анализа книги. Проверить полученные знания поможет специальный тест на нашем сайте.

Главные герои

Светлана – юная девушка, верная, кроткая и глубоко нравственная. В ней сочетается внешняя и внутренняя красота.

Другие персонажи

Подруги Светланы – незамужние девушки, которые посоветовали Светлане погадать на суженого.

Белоснежный голубок – олицетворение ангела-хранителя Светланы.

Жених Светланы – статный молодой человек, сдержавший свое слово и приехавший за Светланой.

Краткое содержание

Как-то раз «в крещенский вечерок» собираются незамужние девушки, чтобы погадать на суженого, узнать свою судьбу. Среди беззаботных подруг лишь одна выделятся своим задумчивым видом – «молчалива и грустна» Светлана. Девушки пытаются развеселить ее, предлагают вместе с ними спеть песню. Вот только Светлане совсем не до веселья – ее «милый друг далёко», и уж год, как нет никаких вестей от него. Девушка тяжело переживает разлуку с любимым, и терзается в гаданиях – возможно, он ее уж давно позабыл в далекой стороне.

Узнав о причине грусти Светланы, подруги предлагают ей совершить старинный обряд гадания. Для этого на стол с белой скатертью ставят зеркало и зажженную свечу. В зеркальном отражении «в полночь, без обмана» должен появиться суженый и сесть за накрытый стол.

Светлана «с тайной робостью» садится за стол и глядит в зеркало. Ей и жутко, и тревожно, и вместе с тем интересно узнать свою судьбу. С приближением полуночи сердце Светланы начинает биться все чаще. Ей чудится, будто за ее спиной кто-то стоит, ей слышится «тихий, легкий шепот».

Девушка узнает голос своего жениха, оборачивается и, действительно, в комнате стоит ее возлюбленный. Он протягивает к Светлане руки и предлагает немедля ехать в церковь, где уже все подготовлено для их венчания. Девушка соглашается, и вот они уже мчат в лунной ночи навстречу собственному счастью.

Однако на сердце у Светланы тревожно. Она глядит на своего жениха и отмечает, что тот «бледен и унылый». Вскоре перед ее глазами появляется «божий храм», наполненный людьми. Сквозь приоткрытую дверь виднеется черный гроб – в храме проходит отпевание покойника.

Кони мчат вперед, и вскоре Светлана замечает хижину, занесенную снегом. Подъехав к ней, девушка остается в полном одиночестве – неожиданно пропадают «кони, сани и жених». Светлана и рада бы повернуть назад, да метель давно замела все следы. Перекрестившись, она «в дверь с молитвою стучит», и с опаской входит в избушку.

Посреди пустой хижины стоит гроб, накрытый белой попоной, а в ногах покойника – икона со свечкой. Светлана падает на колени и начинает молиться перед образом Спасителя. Затем, зажав в руке нательный крест, садится в угол избы, рядом с иконой.

За окном утихает буря, свечка перед образом едва-едва тлеет. Неожиданно в хижину влетает «белоснежный голубок с светлыми глазами», садится к Светлане на грудь и обнимает ее крыльями. Вновь воцаряется тишина, но вскоре девушке мерещится, будто покойник под покрывалом начинает шевелиться. Он срывает покров и с ужасом Светлана узнает в нем своего жениха. Покойник пытается разомкнуть свои окоченевшие руки, из уст его доносится глухой стон. Но тут белый голубок садится на грудь мертвеца и тем самым лишает его сил.

Под крик петуха Светлана пробуждается. Однако на душе у нее очень тяжело – в страшном сне ей видится «тайный мрак грядущих дней». Чтобы немного развеяться, она садится у окна и смотрит на дорогу. Вскоре к дому подъезжают сани и «статный гость к крыльцу идет». С радостью Светлана узнает в госте своего жениха, который приехал сыграть свадьбу со своей суженой.

Заключение

В своем произведении В. А. Жуковский делает акцент на том, что не стоит придавать большое значение вещим снам и разного рода приметам. Нужно верить в себя, верить в Бога, и все плохое пройдет стороной.

После ознакомления с кратким пересказом «Светланы» рекомендуем прочесть балладу в полном варианте.

Анализ стихотворения Жуковского Приход весны 7 класс сочинение

В небольшом стихотворении Василия Жуковского “Приход весны” автор перечисляет приметы наступающей весны, которые, по его мнению, являются яркими проявлениями этого периода. В них наблюдается безграничная любовь поэта к природе, мечтательность, радость весеннего мировосприятия.

В этом времени года автор для себя находит вдохновение. Пробуждение всего вокруг дает ему прилив жизненных сил.

Особенности весны связаны с долгожданным прилетом голосистого ее предвестника – жаворонка, ласковым теплым дождем, звуками, доносящимися со стороны рощи.

В первых трех строках В. Жуковский затрагивает явления природы, которые передает и зрительное восприятие человека (“зелень нивы”), и слуховые (“жаворонка трепет”), и физические (“теплый дождь”). Благодаря воплощенным на бумаге образам деревьев, птиц, воды и дождя можно легко догадаться, о каком времени года идет речь. Эти природные зарисовки отражают переживания автора: восторг лирического героя, его жизнелюбие, желание разделить восхищение и радость от увиденного с окружающими.

Весна пробуждает в природе все живое и неживое. Она волшебным образом действует на состояние человека. Автор дает понять, что не нужны сложные фразы, подробные описания для того, чтобы передать то, какое место занимает весна в его сердце.

В стихотворении звучит риторический вопрос: “Чем иным тебя прославить?”. Он дает читателю возможность додумать тонкости происходящих в природе явлений, которые имеют место с наступлением тепла.

Поэт одухотворяет природу. Олицетворения дают представления о разнообразии звуков в лесных зеленеющих массивах (“рощи лепет”), о том, насколько “весны приход” напоминает появление человека.

Особую эмоциональную окраску в произведении приобретает метафора “жизнь души”, в которой заключается основная мысль стихотворения. Человек и природа всегда взаимосвязаны, так как вместе с приходом весны расцветает и душа поэта.

Сочинение Анализ стихотворения Приход весны Жуковского

Многие поэты писали о временах года, и красотах природы России. Василий Андреевич Жуковский не стал исключением. Писатель любил переводить стихотворения с немецкого языка свободного писателя Людвига Уланда. Одним из таких стихотворений стало «Приход весны», но Жуковский не стал его публиковать сразу. Стихотворение было опубликовано через 40 лет после перевода в 1831 году в русском журнале.

Стихотворение «Приход весны» олицетворяет пробуждение природы после долгого зимнего сна. Вся природа весной просыпается и начинается завораживающий танец цветов и ароматов. Жуковский пишет о том, что все оживает и душа поэта по-настоящему радуется и ликует.

В стихотворении всего шесть строк, но в них столько всего описано, счастье переплетается с радостью и душевным спокойствием. Приход весны это всегда волнительно, так же как и рождение. Весной все вокруг оживает, и природа наполняется живыми и яркими событиями, новый виток жизни.

Жуковский описывает, как природа ведет себя весной, здесь и трепет жаворонка, который летит высоко в небе над зеленеющей нивой. Бескрайность полей наполнены красотой зеленых красок, Василий Андреевич попытался раскрыть всю красоту российской природы.

Даже дождь, который пошел в стихотворении Жуковского теплый под которым хочется прогуляться и насладится им. Вода в реках, озерах под весенним солнцем блестит по-новому. Вместе с приходом весны душа писателя оживает и радуется каждому дню и каждому новому явлению в природе.

Весна это новый виток жизни и шанс начать все заново с чистого листа. Весна пробуждает в человеке самые лучшие чувства и положительные качества души. Весной хочется петь танцевать и радовать каждому лепесточку и листочку. Не зря Жуковский описал это время года и вложил в него столько души и радости. Василий Андреевич переведя это стихотворение, хотел передать всю ту красоту природы, которую не все видят.

Каждый человек для себя выбирает в жизни, что ему удобно, но это стихотворение заставляет задуматься о прекрасном. Ведь весна это не только пробуждение природы после долгого сна, но и пора влюбленности, когда сердце замирает.

История создания

Данный шедевр очень мал по стихотворным размерам, однако способен передать очень «большие и глубокие» мысли. Произведение было опубликовано во второй четверти 19-ого века. К сожалению, данное произведение стало популярно далеко не сразу, ведь свои обороты оно начало набирать только в70-80-е годе после его первой публикации в журнале «Русский архив». Стихотворение является профессиональным и качественным переводом произведения одного гениального немецкого писателя под названием Людвиг Уланд, считавшийся настоящей знаменитостью в свои времена.

Анализ

Конечно, Жуковский не просто дословно перевёл стихотворение своего «товарища по цеху», но и преобразил его, добавил собственных красок и манер. Ярким примером данных слов является специальное разделение стихотворения автором на 3 части. В начале повествуется о неспешном приходе весны. Каждая, даже самая мельчайшая деталь словно заставляет читателя представить картину ранней весны, ведь именно такой, по мнению Жуковского, должен быть истинный приход поры любви и очарования.

Основная часть представляет собой необыкновенное объяснение лаконичности, с которой талантливый писатель повествует дивную красоту природы данного периода. Вполне вероятно, что поэт думал, что природу стоило описать во всех красках, однако, говорит лишь «что прибавить?» в своё оправдание.

В заключительной части идёт сравнение данного природного явления с «жизнью души», видимо считая, что наступление весенней поры преображает человеческую душу своей изящностью и неповторимостью.

Цель написания

Очевидно, что цель данного произведения для Жуковского была передача всех чувств, возникших у него в душе во время прихода любимого времени года Александра Сергеевича Пушкина.

Также здесь прослеживается идея патриотизма и любви к родине, так как Василий Андреевич описал природу, характерную только для русских просторных земель. Он раскрыл все дива отечественных лесов: жаворонки, нивы, рощи. Это заставило Жуковского почувствовать невероятный восторг и гордость за собственную родимую землю.

Заключение

Сделав итог, можно смело заявить, что, написав всего лишь 6 строчек, гений переводов смог вместить сразу несколько важнейших для России тем, что присуще только искусным мастерам золотого века нашей литературы.

Читайте также:  Анализ стихотворения Жуковского Вечер 9 класс сочинение

Приход весны

Несколько интересных сочинений

По своему происхождению Разумихин Дмитрий Прокофьевич относится к дворянам. Это единственный друг главного героя романа «Преступление и наказание» Родиона Раскольникова.

После той печально известной паузы в конце произведения. мне трудно представить, что у чиновников хватит сил начать все с самого начала. Опять бегать, пытаться угодить, стараться как-то исправить положение? Снова выглядеть неискренними друг перед другом

Роман Гончарова «Обыкновенная история – это взгляд человека на окружающие его события, людей и изменение в его характере под влиянием общества и происходящих с ним событий.

Подвиг — это поступок, героический поступок, совершая который человек проявляет все свои лучшие качества: героизм, отвагу, способность к самопожертвованию.

В произведении А. С. Пушкина «Станционный смотритель» основное действие происходит на станции ***, где Самсон Вырин – местный смотритель, рассказывал молодому человеку, от чьего лица ведется рассказ, о судьбе дочери Дуни.

Анализ стихотворения Жуковского Приход весны

Анализ стихотворения Жуковского «Весны приход»

Стихотворения передает отношение поэта к родному краю.

Русские поэты обращаются в своих лирических произведениях к теме природы, описывая различные времена года, прекрасные пейзажи России, создавая природные зарисовки. Не является исключением и В.А. Жуковский, поэт, который, создавая поэтические произведения, описывает и состояние лирического героя на лоне природы.

В стихотворении поэта «Приход весны» передано особое воодушевление лирического героя, настроение тихой радости от сознания того, что наступила весна, время года, когда в природе все заново рождается, оживает.

Приход весны ассоциируется у лирика с зеленой нивой, лепетом рощи, говором первого жаворонка, теплым дождем. Представленная перед читателем поэтическая картина проста и великолепна:

Зелень нивы, рощи лепет,

В небе жаворонка трепет,

Теплый дождь, сверканье вод…

Используемые олицетворения «рощи лепет», «жаворонка трепет», «сверканье вод» передают звуки весны. Приходит на смену зиме весна, просыпается природа и вместе с ней оживает душа лирического героя. В лирическом стихотворении создается атмосфера безмятежной красоты, разлитой в природе. Риторические вопросы в финальной части произведения придают глубину художественным образам:

Вас назвавши, что прибавить?

Чем иным тебя прославить,

Жизнь души, весны приход?

Стихотворение написано четырехстопным хореем, благодаря которому передается веселый настрой лирического героя.

Поэтическое произведение В.А. Жуковского «Приход весны» передает отношение поэта к неброской, простой, но одухотворенной русской природе.

Приход весны воспевали многие поэты до В.А. Жуковского и после него, и поэт это прекрасно понимает, судя по тем риторическим вопросам, которые он задает не столько себе, сколько самой весне, природе, жизни. Вопрос этот прозвучит в конце стихотворения, правда, оно состоит всего из шести строчек, и вопрос-финал занимает третью часть всего произведения.

Весна природы, как и весна жизни человека, – всегда актуальная тема. Кто-то может посчитать очередное обращение к ней банальным, пошлым, но через какое-то время сам невольно остановится, чтобы полюбоваться распустившейся листвой, первой бабочкой, насладиться запахами.

Каждый в весне выберет свое, близкое только ему. Жуковский выбрал цвет поля, звуки рощи, песню птицы, теплоту дождя и отражение солнца в воде. Много это или мало? Можно ли передать столь скудными средствами красоту пробуждающей природы?

Зелень нивы говорит нам о красоте и просторе русских полей и о том, что осенью с этого поля соберут урожай. Зеленый цвет будет сопровождать любую весеннюю картину, как многоцветье – летнюю, желто-красные цвета – осеннюю, а бело-серые – зимнюю. Лепет рощи… Слышали ли вы, как шумят деревья, когда листьев на них еще почти нет. Наверное, этот звук можно сравнить с лепетом маленького, еще не окрепшего ребенка. Возникает желание обнять, приласкать, погладить и эту многообещающую в будущем ниву, и эту беззащитную пока рощу. Вместе с поэтом мы поднимаем глаза от земли («зелень нивы») все выше («рощи лепет»), к небу («в небе жаворонка трепет»). Что хотел передать Жуковский словом «трепет»? Полет маленькой птички, ее пение, ее радость от прихода весны? В сочетании с первым весенним дождем и искрящейся под солнцем водой талых снегов, первых луж, озер и рек, проснувшихся после весны трепет жаворонка становится трепетом человека, жадно впитывающего в себя весенние звуки, запахи и ощущения. И нужно ли, действительно, что-то еще добавлять к уже описанному, названному? Человеку чувствующему – достаточно.

Поэт сравнивает весну с жизнью души, которая, как известно, бессмертна, как бессмертна природа, которая возрождается каждую весну, просыпается после долгой зимней спячки.

Чем иным тебя прославить,

Жизнь души, весны приход?

Анализ стихотворения Жуковского «Приход весны»

В 1831 году Василий Жуковский создает короткое стихотворение «Приход весны». Но публиковать его не собирался, а писал скорее для себя. Лишь спустя сорок лет журнал «Русский архив» напечатал эту миниатюру. И стихотворение, весьма маленькое по объему, овладело сердцами большого числа читателей.

Как и многие стихотворения Жуковского, оно является вольным переводом немецкого поэта Людвига Уланда.

Произведение условно можно разделить на две части. Первая – пейзажная зарисовка. В ней поэту удалось передать яркую и ясную картину природы. Жуковский намерено уходит от сложных фраз, обилия тропов и сложноподчиненных предложений. Он ставит во главу угла простоту и доступность восприятия.

Вторая часть – объяснение причин лаконичности стихотворения. Весна – начало новой жизни, пробуждение души, и не нужно лишних слов, чтобы понять ее красоту.

В данном стихотворении Жуковскому как никогда раньше удалось наиболее ясно и четко выразить свое понимание роли поэзии – закрепить в памяти мимолетные переживания, которые были вызваны видимыми вокруг явлениями.

В. А. Жуковский, “Приход весны”. Анализ стихотворения

Василий Андреевич Жуковский, современник А. С. Пушкина, вошел в историю литературы как переводчик и писатель-сентименталист. Его же исследователи и поклонники русской литературы называют основателем русского романтизма. Творчество этого писателя невозможно понять без знания его характера. В. А. Жуковский был чувствительным, мечтательным, любящим природу человеком.

По своему творчеству В. Жуковский близок к школе сентиментализма Карамзина. Он переводил элегии, баллады любимых писателей – Новалиса, Шлегеля. Его творчество отличается чувственностью, порой загадочностью и таинственной мрачностью (например, баллада «Светлана»). Чаще всего В. А. Жуковский старался изображать людей, которых не удовлетворяет окружающая действительность и которые черпают вдохновение и жизненные силы в красоте природы и человеческих чувств.

У поэта есть немало стихов, посвященных природе и временам года. Одно из самых примечательных стихотворений, которое написал В. Жуковский, – «Приход весны». Проведем его подробный анализ.

В. А. Жуковский «Приход весны». Творческая история стихотворения

Стихотворение Жуковского «Приход весны» состоит всего из 6 строчек. Оно было написано в 1831 году. Стихотворение увидело свет не сразу, впервые оно было опубликовано спустя 40 лет после написания в журнале «Русский архив». Там публиковались статьи и произведения из области истории и литературы.

Одним из лучших переводчиков 18-го века был Жуковский. «Приход весны» стал вольным переводом небольшого немецкого стихотворения. Его написал Людвиг Уланд. Сейчас нам эта фамилия может показаться неизвестной, но в 18-м веке в России данный поэт был популярен. К творчеству Уланда русские писатели, такие как Тютчев, Фет, обращались не раз. «Приход весны» Жуковский выделял из своего творчества, и этот перевод строчек Л. Уланда не единственное обращение поэта к данному автору. «Сон», «Песня бедняка», «Счастие во сне» – эти стихи написаны по мотивам строчек Уланда.

Итак, теперь обратимся к самому тексту стихотворения «Приход весны» (Жуковский).

Анализ стихотворения

В. А. Жуковский написал произведение таким образом, что его можно условно разделить на 3 части. Первая часть посвящена первым признакам приходящей весны. Зеленые нивы, шепот рощи, прилет жаворонка, теплый дождь – все это буквально погружает читателя в свежую весеннюю атмосферу. Именно таким и должен быть настоящий приход весны. Жуковский точно подмечает каждую особенность пробуждения природы.

Вторая часть – необычное объяснение лаконичности, с которой описывает природу Жуковский. «Приход весны», возможно, с точки зрения читателя, можно было описать более масштабно. «Что прибавить?» – говорит в свое оправдание поэт.

В третьей части В. А. Жуковский называет приход весны «жизнью души». Стоит обратить на эту метафору особое внимание: именно такие сравнения, сопоставления природных явлений и внутреннего состояния человека были популярны в поэзии писателей 19-го века.

Литературоведческий анализ стихотворения

Довольно интересный феномен представляет собой для литературоведов стихотворение «Приход весны». Жуковский всегда писал стихи, которые отличались особым ритмом и мелодичностью. Рифма довольно интересная: рифмуются сначала первые две строки, а затем 3-я и 6-я, 4-я и 5-я. Преобладает женская рифма с ударением на предпоследний слог каждой строки, лишь 3-ю и 6-ю строки можно отнести к мужской рифме.

Жуковский приход весны описывает хореем четырехстопным. Это очень легко увидеть. Если проставить ударения на словах, то видно, что ударный слог чередуется с безударным.

Основная идея и тема стихотворения

Теперь можно подвести итоги анализа стихотворения «Приход весны». Жуковский хотел передать основные чувства и эмоции, которые возникают у героя, который смотрит на пробуждение природы. В этом заключается идея стихотворения.

Можно проследить в стихотворении и тему Родины, ведь описывается именно природа, которая свойственна России. Раскрывается именно тема красоты родной природы: жаворонки, нивы, рощи. У автора все это вызывает неописуемый восторг.

Таким образом, в небольшом произведении «Приход весны» Жуковский смог осветить сразу несколько тем.

Стихотворения, описывающие природу, – это внушительная часть творчества В. А. Жуковского, дошедшая до нашего времени.

Природа весной в стихах В. Жуковского: анализ стихотворения “Приход весны”

Анализ стихотворения “Приход весны”

Весенняя природа вдохновляла многих талантливых поэтов, в том числе и В. А. Жуковского, который посвятил этому чудесному явлению стихотворение с символичным названием “Приход весны”.

В своем творении, поэт не только передает восхищение чудесными мгновениями весенней поры, всего в нескольких строчках он показывает бесконечную красоту и блаженство, дарованную нам природой.

Стихотворение раскрывает сразу несколько актуальных тем – весна природ и весна жизни человека. И несмотря на кажущуюся банальность такого обращения, каждый попадает под влияние расцветающего сезона, порой любуясь его красотой время от времени.

Сталкиваясь с весенней порой мы всегда выбираем что-то свое, близкое по душе. Взор автора пал на цвет поля, песню птицы, прелесть дождя, игру солнечных лучшей, отражающихся от воды. Столь скромный набор не сможет описать всю красоту пробуждающей природы, но останется хорошим основанием для развития собственных представлений.

И в то же время, каждое слово передает нам глубокое понимание о непостижимом великолепии весны. Зелень нивы говорит о красоте и широких просторах русских полей, перед грядущим сбором урожая. Этот цвет всегда сопровождается весенние картины, отражает их естество. Лепет рощи, чудесный, чуть слышный звук, успокаивающий любого, кто пожелает к нему прислушаться. Упоминая трепет жаворонка, Жуковский устремляет взор читателя ввысь, показывая радостную песнь маленькой птички. По мнению поэта, весна, подобна жизни бессмертной составляющей человека – души. Так же бессмертна природа, возрождающая каждую весну после долгой зимней спячки.
Глубокий смысл стихотворению придает всего несколько риторических вопросов, тактично поставленных автором.

Читая это стихотворение, каждый вольно или невольно задается этими вопросами, не стремясь услышать ответ. Важно лишь то, какие ощущения они взывают, как читатель их видит внутри себя. Таким образом В. А. Жуковский открывает путь к познанию одной из сторон личности, через лицезрение природы.

«Приход весны» В.Жуковский

«Приход весны» Василий Жуковский

Зелень нивы, рощи лепет,
В небе жаворонка трепет,
Теплый дождь, сверканье вод, —
Вас назвавши, что прибавить?
Чем иным тебя прославить,
Жизнь души, весны приход?

Анализ стихотворения Жуковского «Приход весны»

Короткое стихотворение «Приход весны» создано Жуковским в 1831 году. Его первая публикация состоялась гораздо позже — примерно через сорок лет. Миниатюру напечатал историко-литературный журнал «Русский архив». Произведение представляет собой вольный перевод стихотворения «Lob des Fr?hlings», принадлежащего перу немецкого поэта, видного представителя «швабской школы» романтизма Людвига Уланда. В России он наибольшей популярностью пользовался в девятнадцатом столетии. Переводами его лирики занимался не только Жуковский, но и другие видные поэты эпохи, в частности, Тютчев и Фет. Причем Василий Андреевич к творчеству Уланда обращался не раз. Первые значительные переводы стихотворений немецкого романтика относятся к 1816 году — это «Сон», «Песня бедняка», «Счастие во сне».

«Приход весны» можно условно разделить на две части. В первых трех строках Жуковский описывает ключевые признаки весны. При помощи буквально нескольких деталей поэту удается создать полную и яркую картину. Не обязательно обладать богатой фантазией, чтобы ясно представить себе описанный Василием Андреевичем пейзаж. Жуковский намеренно отказывается от использования сложносочиненных средств художественной выразительности, ставя во главу угла простоту и ясность мысли. Вторая часть произведения — своеобразное объяснение его лаконичности. По мнению поэта, перечисленных им деталей вполне хватает для полноценного описания весны. Есть здесь и еще один важный момент. Приход весны Жуковский называет жизнью души. Такое сравнение характерно для русской пейзажной лирики девятнадцатого века. Весна считалась временем пробуждения не только природы, но и человеческой души. Наступление теплых дней становилось символом духовного перерождения.

Жуковский считается основоположником русского романтизма. По мнению литературного и театрального критика Виссариона Белинского, он дал нашей поэзии «душу и сердце». Действительно, появление русскоязычной психологической лирики — во многом заслуга Василия Андреевича. «Душе и сердцу» непременно находилось место в стихотворениях Жуковского, посвященных описаниям природы. Наиболее точно главная особенность творчества поэта определена в его произведении «Невыразимое». Там говорится, что ключевая задача Василия Андреевича — выразить мимолетные переживания, вызываемые видимыми явлениями.

Послушать стихотворение Жуковского Приход весны

Ссылка на основную публикацию