Анализ стихотворения Признание Заболоцкого

«Признание» Н. Заболоцкого

Зацелована, околдована,
С ветром в поле когда-то обвенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная моя женщина!

Не веселая, не печальная,
Словно с темного неба сошедшая,
Ты и песнь моя обручальная,
И звезда моя сумашедшая.

Я склонюсь над твоими коленями,
Обниму их с неистовой силою,
И слезами и стихотвореньями
Обожгу тебя, горькую, милую.

Отвори мне лицо полуночное,
Дай войти в эти очи тяжелые,
В эти черные брови восточные,
В эти руки твои полуголые.

Что прибавится – не убавится,
Что не сбудется – позабудется…
Отчего же ты плачешь, красавица?
Или это мне только чудится?

Дата создания: 1957 г.

Ищите женщину: история написания стихотворения «Признание» Николая Заболоцкого

У многих меломанов на слуху замечательный романс «Очарована, околдована», который вошел в репертуар ряда исполнителей, от группы «Санкт-Петербург» до Александра Малинина. Между тем, мало кому известно, что произведение было создано на стихи «Признание» российского поэта Николая Заболоцкого, и входит в его знаменитый лирический цикл «Последняя любовь».

В юности Николай Заболоцкий, входивший в питерскую литературную групп ОБЭРИУ, был, по воспоминаниям очевидцев, ярым женоненавистникам. Именно ему принадлежит утверждение, что «курица – не птица, а баба – не поэт». Однако в 1930 году он, неожиданно для многих друзей, женился на Екатерине Клыковой, в которую влюбился до беспамятства.

Именно эта хрупкая женщина стала музой и ангелом-хранителем поэта. Иначе как объяснить тот факт, что, арестованный в 1938 году, Николай Заболоцкий не только смог избежать расстрела, но и выжил в ГУЛАГе, откуда вернулся спустя 8 лет – постаревший, больной, но мечтающий о встрече с женой и сыном.

Спустя несколько лет благодаря хлопотам друзей-литераторов семье Заболоцкий было разрешено поселиться в Подмосковье на даче одного из знакомых. Этот период считается одним из самых плодотворных в творчестве поэта, который, ко всему прочему, активно занялся переводами. Постепенно пришло признание и уважение коллег, широкая известность в литературных кругах, достаток и видимое благополучие. Однако в семейной жизни наметилась явная трещина. Дело в том, что Николай Заболоцкий был очень требователен и, порой даже, деспотичен к домочадцам. Работал он много, по 10-12 часов в сутки, и в это время в доме должна была стоять идеальная тишина. В противном случае скандал был неизбежен.

В итоге Екатерина Клыкова, обожавшая мужа, в 1956 году не выдержала психологического давления и ушла от него к писателю Василию Гроссману. Для Николая Заболоцкого эта новость стала громом среди ясного неба. Только теперь он смог осознать, что жена, которой отводилась роль прислуги, была для него самым близким человеком. Свои эмоции, страхи, обиды и надежды он попытался излить в стихах. В результате появились замечательные лирические произведения «Можжевеловый куст», «Гроза», «Сентябрь», «Голос в телефоне». Неожиданно у 54-летнего поэта вспыхивает роман с его давней поклонницей, 28-летней Натальей Роскиной, которая даже внешне очень сильно напоминает Екатерину Клыкову в молодости. В итоге образы двух женщин не только тесно переплетаются между собой, но и рождают проникновенные по красоте стихи для нового цикла под названием «Последняя любовь». Причем, даже сам Николай Заболоцкий не может ответить на вопрос, которую из двух женщин он действительно любит и боготворит.

В 1957 году лирический цикл был завершен. Финальным аккордом и самой крупной жемчужиной в этом стихотворном ожерелье стало «Признание», адресованное сразу обеим женщинам. Страсть и чувственность, легкая грусть и покорность судьбе – Николай Заблоцкий вложил в строчки всю свою душу, словно бы прося прощение у законной супруги, но при этом благодаря любовницу за подаренные ему минуты счастья. Собирательных характер образа главной героини произведения получился настолько ярким и волнующим, что критики единодушно заявили, что «Признание» является одним из лучших стихотворений Николая Заблоцкого.

Самое парадоксальное в том, что Наталья Роскина, оказавшись женщиной мудрой и дальновидной, после завершения цикла «Последняя любовь» попросту исчезла из жизни поэта. Зато законная супруга поспешила оставить своего любовника и вернулась в семью. Однако насладиться примирением паре так и не удалось – через несколько месяцев Николай Заболоцкий скончался от второго инфаркта.

Лингвистический анализ рассказа Ю.Бондарева «Мать»: фонетический и лексический уровни

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Последняя любовь.
История создания – Стих написан в 1852-1854 годах, и посвящен Елене Денисьевой.

Тема стихотворения – Сильное и глубокое чувство любви, которое возможно лишь в зрелом возрасте.

Композиция – Композиция условно разделена на три части, в каждой из которой автор заключил определенный смысл.

Жанр – Элегия.

Стихотворный размер – Четырехстопный ямб с использованием перекрестной рифмы.

Эпитеты – «последней», «вечерний», «прощальный».

Олицетворения – «полнеба обхватила тень», «бродит сиянье».

Лексические повторы – «продлись, продлись», «помедли, помедли».

Чему молилась ты с любовью

Чему молилась ты с любовью

Чему молилась ты с любовью, Что как святыню берегла, Судьба людскому суесловью На поруганье предала.

Толпа вошла, толпа вломилась В святилище души твоей, И ты невольно постыдилась И тайн и жертв, доступных ей.

Ах, если бы живые крылья Души, парящей над толпой, Ее спасали от насилья Бессмертной пошлости людской!

История создания

Будучи уже состоявшимся поэтом и зрелым мужчиной, Федор Иванович страстно влюбился в юную воспитанницу Института благородных девиц Елену Денисьеву. На тот момент Тютчеву было 47 лет, а его избраннице – 24 года, однако столь внушительная разница в возрасте не стала помехой для искренних чувств.

Роман между Федором Ивановичем и Еленой развивался весьма стремительно, став предметом пересудов и осуждений в обществе. Дело в том, что на тот момент известный поэт имел семью, и его связь с юной девушкой была аморальной. Чувства Денисьевой были настолько сильны, что она пожертвовала своим положением в обществе.

Порочная связь Тютчева продолжалась в течение 14 лет, вплоть до роковой гибели Елены, родившей поэту трех внебрачных детей. Все это время молодая женщина страдала от своего оскорбительного положения, и умерла от скоротечной чахотки. Оставшиеся дни Федор Иванович прожил с чувством вины перед своей возлюбленной.

Всю силу своей страсти Тютчев отобразил в многочисленных стихах, посвященных Елене. Самые яркие лирические произведения были объединены в сборник «Денисьевский цикл».

В него вошел и стих «Последняя любовь», написанный Тютчевым в 1852-1854 годах.

Чему молилась ты с любовью (Тютчев)/ПСС 2002 (СО)

← «Не говори: меня он, как и прежде, любит…»«Чему молилась ты с любовью…» автор Фёдор Иванович Тютчев (1803—1873)«Ты волна моя морская…» →
«Современникъ» (1854)
ПСС (1913)
ПСС (2002)
(список редакций)

Чему молилась ты с любовью, Что, как святыню, берегла, Судьба людскому суесловью На поруганье предала.

Толпа вошла, толпа вломилась В святилище души твоей, И ты невольно постыдилась И тайн и жертв, доступных ей.

Ах, если бы живые крылья Души, парящей над толпой, Ее спасали от насилья Безмерной пошлости людской!

Каждая строчка стихотворения пронизана сильным и нежным чувством. Однако это не страстные и неистовые любовные переживания юности, а гораздо более глубокие и проникновенные эмоции зрелости.

В основе любви немолодого уже человека лежат нежность, доброта, внимание, желание заботиться и оберегать свою возлюбленную. Но, все же, это не дружеские отношения, лишенные романтизма, а подлинная любовь мужчины к женщине.

Лирический герой понимает, что этот подарок небес – последняя любовь – так или иначе обречена, и в произведении сквозит тоска и безнадежность. Он суеверно бережет его, поскольку столь сильное взаимное чувство никогда более не повторится.

LiveInternetLiveInternet

–Музыка

–Приложения

  • Открытки
    Перерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Дешевые авиабилеты
    Выгодные цены, удобный поиск, без комиссии, 24 часа. Бронируй сейчас – плати потом!
  • Всегда под рукой
    аналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • Программа телепередач
    Удобная программа телепередач на неделю, предоставленная Akado телегид.
  • Я – фотограф
    Плагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо

–Метки

–Ссылки

–Фотоальбом

–Новости

–Всегда под рукой

–Рубрики

  • РАБОТЫ ЗНАМЕНИТЫХ ХУДОЖНОКОВ (2679)
  • Натюрморты (677)
  • БРОДИЛОЧКИ ПО ДНЕВНИКАМ ДРУЗЕЙ (1245)
  • НОВИНКИ МОДЫ . (56)
  • СПОРТ (13)
  • Удивительные люди (8)
  • ВСЕ О ПЛАСТИКОВЫХ ОКНАХ (7)
  • ДИКАЯ ПРИРОДА (799)
  • ОЗЕРА И РЕКИ (171)
  • Бассейны и Горы и многое другое (76)
  • ТАЕЖНЫМИ ТРОПАМИ ! (68)
  • ВОДОПАДЫ (50)
  • ФЛОРА И ФАУНА ! (44)
  • Вулканы и другие природные явления (41)
  • ВРЕМЕНА ГОДА . (30)
  • Океаны и Моря . (25)
  • Не вероятные насекомые (12)
  • Растения-медоносы: эспарцет! (10)
  • ПАУКИ И МНОГОЕ ДРУГОЕ ! (10)
  • Доброе утро , Страна . (4)
  • ОРЕХИ И ИХ ПОЛЬЗА (2)
  • ГРИБЫ ОРЕХИ И МНОГОЕ ДРУГОЕ ! (1)
  • Арктика (1)
  • РАЗНОВИДНОСТЬ ГРИБОВ ! (1)
  • Камни, которые не стоит брать в руки (1)
  • Доброе утро , Страна . (1)
  • ПАРКИ , СКВЕРЫ И САДЫ (764)
  • Памятники и скульптуры (186)
  • Сельские просторы ! (50)
  • Сельские просторы ! (31)
  • ЗООПАРКИ (13)
  • ПЛОЩАДИ ВОКЗАЛЫ (6)
  • Кинотеатры онлайн (724)
  • ТV – онлайн (1)
  • ИСКУССТВО ! (597)
  • спектакли (185)
  • ПОЭТЫ И ПИСАТЕЛИ (76)
  • ФАРФОР И МНОГИЕ ДРУГИЕ ИЗДЕЛИИ ! (69)
  • Народные таланты ! (34)
  • ЮВЕЛИРНЫЕ РАБОТЫ (23)
  • Галерея (3)
  • Кукловоды изготовители ! (3)
  • ИЗЯЩНЫЙ ДЕКУПАЖ БУТЫЛКИ И БАНОЧКИ. (3)
  • Цирк и театры (2)
  • ЗАМКИ , ДВОРЦЫ ВИЛЫ И МНОГОЕ ДРУГОЕ (587)
  • Пещеры и многое другое. (75)
  • ОТЕЛИ И ГОСТИНИЦЫ . (21)
  • БАШНИ (18)
  • ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ФИЛЬМЫ (574)
  • НИ КТО НЕ ЗАБЫТ ! И НИ ЧТО НЕ ЗАБЫТО (174)
  • АРМЕЙСКИЕ БУДНИ ! (56)
  • МИСТИЧЕСКИЕ ИСТОРИИ (19)
  • Предсказания (8)
  • РЕЛИГИЯ (426)
  • МАГИЯ ! (38)
  • Медитация “Переход в Новое состояние Бытия&qu (21)
  • ПСАЛМЫ (2)
  • День Ангела по имени (1)
  • МУЗЕИ (392)
  • УСАДЬБЫ (94)
  • Мосты (44)
  • Театральные здания – памятники архитектуры. (18)
  • Красивые драгоценные кристаллы и камни (17)
  • ФОНТАНЫ (13)
  • Оружие (1)
  • НАГРАДЫ , ОРДЕНА , МЕДАЛИ . (1)
  • ФОТОГРАФИИ МОИХ ДРУЗЕЙ (361)
  • ВСЕ ДЛЯ ДАЧНИКОВ (310)
  • КУЛИНАРНЫЕ БРОДИЛОЧКИ (256)
  • Продукты полезные и вредные для кишечника (92)
  • МОРЕ ПРОДУКТЫ (11)
  • БИБЛИОТЕКИ (246)
  • Легенды , были , сказки , мудрости. (152)
  • Басни (72)
  • МИР ПТИЦ (201)
  • ЗАПОВЕДНИКИ (37)
  • КУРОРТЫ И САНОТОРИИ (199)
  • ОСТРОВА (118)
  • ОСТРОВА (52)
  • ПЛЯЖИ (14)
  • Бухты , терминалы , пристани . (4)
  • ИКОНЫ (197)
  • ПАМЯТЬ (8)
  • Сонник (7)
  • Сонник (3)
  • Вокруг Света (194)
  • Вокруг Света (180)
  • ТРАФОРЕТЫ (168)
  • Автомобили , мотоциклы и другая техника (167)
  • Ювелирные изделия (164)
  • ДРАГОЦЕННОСТИ (32)
  • ПСИХОЛОГИЯ (123)
  • Философия жизни (48)
  • МЫСЛИ (20)
  • Эзотерика (20)
  • Аюрведа (7)
  • Телепатия (1)
  • Афоризмы (1)
  • ГЕНЕТИКА. (1)
  • ВСЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ (110)
  • НАШЕ ДЕТСТВО (3)
  • ИСКУССТВО КАРТИНКИ (100)
  • ГОРОДА – ГЕРОИ (96)
  • ПЛОЩАДИ (12)
  • Древние цивилизации (87)
  • Времена и эпохи (24)
  • АУДИО- СКАЗКИ (74)
  • Загадки , пословицы и многое другое ! (5)
  • ДИАБЕТ (65)
  • ЕДА. (34)
  • МЕДИЦИНА И ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ!! (10)
  • Самые интересное на youtube (58)
  • СПИРТНЫЕ НАПИТКИ (56)
  • Долголетие (48)
  • ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ .ИХ ПОЛЬЗА . (40)
  • ДОМОВОЙ (1)
  • КАЛЕНДАРИ (48)
  • ТАНЦЫ (47)
  • ВСЕ ДЛЯ ДНЕВНИКОВ (47)
  • ФОНЫ (39)
  • ИСТОРИЯ -всех ВЕКОВ . (36)
  • ПОЛИТИКА И ПУТИН (5)
  • ГОРОСКОПЫ ! (1)
  • КУРОРТЫ , САНАТОРИИ (35)
  • ОТЕЛИ И ГОСТИНИЦЫ. (13)
  • Маяки . (4)
  • ТЕАТРЫ (30)
  • Рынки, ярмарки, базары . (4)
  • КУЛЬТУРА (1)
  • АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК (16)
  • ЗНАМЕНИТЫЕ И ВЕЛИКИЕ МУЗЫКАНТЫ (14)
  • РОМАНСЫ (12)
  • Редкие и красивые камни (7)
  • КЛАДБИЩЕ ДРУГИЕ ЗАХОРОНЕНИЯ (7)
  • МОНЕТЫ , ВАЛЮТА . РУБЛИ . (2)
  • АВАТОРКИ (2)
  • СПОРТ (1)
  • ПРОГНОЗ ПОГОДЫ (1)
  • шокирующие гипотезы (1)
  • Приют комедиантов . Удача . (1)
  • удивительные растения (1)
  • Хиромантия. (1)
  • Интернет магазин (1)
  • Океанариум и аквариумы (1)
  • ФАНТАСТИКА (1)
  • ВИДЕО-ФИЛЬМЫ. (25887)
  • МУЗЫКА (7243)
  • ВСЕ ДЛЯ ДРУЗЕЙ И ПОДРУГ (953)
  • ЖИЗНЕННЫЕ ИСТОРИИ (115)
  • кинематограф . (62)
  • Радио волна (25)
  • КИНО -ЖУРНАЛ ФИТИЛЬ . (2)
  • СТИХИ (14443)
  • РАЗНЫЕ СОВЕТЫ. (6490)
  • ДЛЯ ДУШИ. (674)
  • Народные приметы (77)
  • Молоко и молочные продукты ! (22)
  • ВСЕ О ПЕНСИИ (11)
  • УЧУСЬ (2)
  • Средство для мытья посуды – как выбрать эффективн (1)
  • РЫБАЛКА И ОХОТА . (1)
  • Мода красоты ! (1)
  • ИНТЕРЕСНЫЕ ССЫЛКИ. (1067)
  • МЕНЮ (13)
  • МИР ИНТЕРЕСОВ (1257)
  • ОФОРМЛЕНИЕ ДНЕВНИКА (43)
  • ОХОТА И РЫБАЛКА (35)
  • СХЕМЫ ДЛЯ ДНЕВНИКА. (1772)
  • УХОД ЗА СОБОЙ. (598)
  • ФЛЕШКИ, ИГРЫ (297)
  • Рецепты НАПИТКИ . ТОРТЫ . КЕКСЫ . ПИРОГИ. РУЛЕТЫ (44399)
  • КОЛЛАЖИ (4879)
  • КНИГИ (2729)
  • ПОЛЕЗНЫЕ УРОКИ. (2104)
  • ПУТЕШЕСТВИЕ. (1879)
  • МИР-ЖИВОТНЫХ. (1567)
  • КРАСИВОЕ- ФОТО (1366)
  • ЗДОРОВЬЕ+КРАСОТА (1308)
  • ПРАЗДНИКИ И ПОЗДРАВЛЕНИЕ (1261)
  • РЕЦЕПТЫ. (1261)
  • ПРИТЧИ (1248)
  • Мифы и легенды народов мира +истории о правос (1017)
  • ПОЛЕЗНЫЕ ПРОГРАММЫ! (706)
  • ОТКРЫТКИ. (589)
  • АКТЕРЫ И ПЕВЦЫ (572)
  • РАЗНОВИДНОСТЬ ЦВЕТОВ. (564)
  • ПЛЕЙКАСТЫ (474)
  • ЯГОДЫ И ФРУКТЫ (463)
  • БРОДИЛКА ПО МУЛЬТФИЛЬМАМ (458)
  • ФОТО -ЯНДЕКС (425)
  • ЭТО ВАЖНО (377)
  • МОЛИТВЫ (289)
  • ЭПИГРАФЫ (279)
  • КРАСИВЫЕ ПЕЙЗАЖИ (266)
  • АНИМАШКИ. (227)
  • ЮМОР (222)
  • ВСЕ ДЛЯ САДОВОДА (222)
  • ПРИКОЛЫ (193)
  • ИНТЕРЕСНЫЕ САЙТЫ (192)
  • РУКОДЕЛИЕ (141)
  • ВСЁ ДЛЯ ОГОРОДНИКОВ. (132)
  • ПОДВОДНЫЙ МИР (115)
  • РАЗНОВИДНОСТЬ- МЕДА И ЕГО ПОЛЬЗА ! (95)
  • КЛИПАРТЫ (95)
  • ОБОИ ДЛЯ РАБОЧЕГО СТОЛА (89)
  • ВИДЕО – РАМКИ (77)
  • НАШИ ОВОЩИ (75)
  • КОММЕНТАРИИ (72)
  • ПЛЕЕРЫ. (72)
  • ВСЕ ОБ КОФЕ И КАКАО И ЧАЙ. (71)
  • ЗНАМЕНИТЫЕ И ВЕЛИКИЕ ЛЮДИ ! (67)
  • КРАСИВЫЕ ЧАСИКИ! (57)
  • ОБОИ (42)
  • Травы и цветы вместо чая и кофе (40)
  • ГРИБНИКИ И ЯГОДНИКИ (39)
  • ИНФОРМЕР (35)
  • ОСТОРОЖНО ! БЕРЕГИСЬ ! ОПАСНО ! (34)
  • РАЗДЕЛИТЕЛИ (20)
  • НАДПИСИ (20)
  • КНОПОЧКИ -ДАЛЕЕ (15)
  • Рестораны , кафетерии , столовые и многое другое (7)
  • ИНТЕРЕСНЫЕ ТЕСТЫ! (5)
  • НОВОСТИ.МИРА. (405)
  • РАМОЧКИ. (11654)
  • УДИВИТЕЛЬНЫЕ ВЕЩИ (203)

–Цитатник

Конкурс “Лотерея”, шар №-30, Коллаж “Осенний кофе для Вас” Конкурс “Лотерея”, шар №-30, Коллаж “О.

наш вернисаж. Знакомьтесь -художник Vicente Romero Redondo. Прекрасные незнакомки &nbsp.

Правила для мам мальчиков Правила для мам мальчиков 1. НИКОГДА НЕ СМЕЙТЕСЬ НАД СЫНОМ .

Привлекательный художественный стиль картин Чон Сон Ки. .

Окутанный райской негой живописный итальянский озерный край. Комо – ледниково.

–Поиск по дневнику

–Подписка по e-mail

–Интересы

–Друзья

–Постоянные читатели

–Сообщества

–Статистика

Композиция

Произведение условно можно разделить на три части, по числу строф, каждая из которых заключает в себе законченную мысль.

Так, в первой строфе показаны размышления лирического героя о любви в зрелом возрасте. Любовь он сравнивает с «зарей вечерней», освещающей жизненный путь.

Во второй строфе чувствуется отрешенность героя, стоящего на пороге неизбежной старости. Он просит у времени небольшую отсрочку, чтобы успеть насладиться очарованием чувства.

В заключительной третьей строфе отображена главная мысль произведения – несмотря на все преграды, которые ставит время, человек способен искренне и беззаветно любить в любом возрасте.

LiveInternetLiveInternet

–Рубрики

  • Авиация (121)
  • Астрономические явления (17)
  • Атмосферные конвективные явления (13)
  • Атмосферные оптические явления (30)
  • Атмосферные электрические явления (10)
  • Бабочки (17)
  • ВАТИКАН (23)
  • Владимир Джанибеков (8)
  • Водолей (20)
  • Вокруг Солнечной системы (49)
  • Вопрос-Ответ (1766)
  • Габсбурги (14)
  • Гаремы (7)
  • Далёкий космос (60)
  • Дальние страны (854)
  • ДИНАСТИИ (16)
  • Дорога – это жизнь (39)
  • Животные (473)
  • Загадки истории (445)
  • ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (736)
  • Замки и Дворцы (27)
  • ЗАПОВЕДНИКИ (13)
  • ЗДОРОВЬЕ (243)
  • Земля (99)
  • ЗЕРКАЛО (5)
  • Искусство (489)
  • Истории любви (124)
  • ИСТОРИЯ (1659)
  • История одного стихотворения (2034)
  • История одной картины (942)
  • Книги для детей (235)
  • Краса ветвей зависит от корней (29)
  • КУЛЬТУРА (189)
  • Легенды и мифы (135)
  • ЛИТЕРАТУРА (178)
  • ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (150)
  • ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
  • ЛИЦА РАЗВЕДКИ (145)
  • ЛЮДИ (395)
  • Люди-легенды (120)
  • МАЯКИ (9)
  • Микеланджело Буонарроти (25)
  • Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (24)
  • МИКРОмир (16)
  • Мода (42)
  • Москва (71)
  • Музеи (115)
  • Наполеон Бонапарт (58)
  • Насекомые (85)
  • НАУКА (416)
  • Облака (12)
  • Оружие (22)
  • ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (229)
  • ПАРАЗИТЫ (23)
  • Первые среди равных (178)
  • ПЛАНЕТАРИЙ (1)
  • Поэзия (709)
  • Праздники (31)
  • Притчи (33)
  • Проза (446)
  • Прошлое и настоящее Ташкента (195)
  • Психология (77)
  • Птицы (181)
  • Растения (83)
  • Рекорды (19)
  • РОЗА ВЕТРОВ (22)
  • Романовы (98)
  • Россия (952)
  • Сады и парки (34)
  • Самарканд – столица Тамерлана (22)
  • Санкт-Петербург (104)
  • Символы (125)
  • Скульпторы (33)
  • СЛОВАРЬ (15)
  • Соборы и Мечети (65)
  • СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
  • Судьбы человеческие (1275)
  • ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (322)
  • Ташкент (18)
  • Узбекистан (193)
  • Фарфор (8)
  • ФЕНОМЕН (167)
  • Фотографии (417)
  • ФОТОГРАФЫ и их фотографии (184)
  • Фра Беато Анджелико (13)
  • ХУДОЖНИКИ (692)
  • ЦВЕТЫ (39)
  • ЧАЙ (21)
  • ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (42)
  • ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (682)
  • ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (286)
  • ЭПОХА СССР (203)
  • ЮСУПОВЫ (21)
Читайте также:  Жерминаль – краткое содержание романа Золя

Средства выразительности

Возвышенная интонация достигается за счет использования частицы «о», которой автор искусно обрамляет произведение. Лиричность и удивительную музыкальность стихотворению придают лексические повторы («продлись, продлись», «помедли, помедли»).

Выразительность и образность произведения достигается благодаря многочисленным эпитетам («последней», «вечерний», «прощальный») и метафорам («полнеба обхватила тень», «бродит сиянье»).

Темы, идеи, образы лирики Н.А. Заболоцкого

Скачать сочинение
Тип: Анализ творчества поэта/писателя

Н. Заболоцкий принадлежит к поколению писателей, вступивших в литературу уже после революции. В этом поэте поражает удивительная преданность творчеству, упорная работа над совершенствованием поэтического мастерства, целеустремленное развитие собственной концепции. Он критически относился к своим произведениям и к их подбору, считая, что нужно писать не отдельные стихотворения, а целую книгу. На протяжении жизни поэт несколько раз составлял превосходные сборники.

Заболоцкий очень внимательно относился к живой человеческой душе. Это привело его к психологически насыщенным сюжетным зарисовкам («Жена», «Неудачник», «В кино», «Некрасивая девочка», «Старая актриса». ), к наблюдениям над тем, как душа и судьба отражаются во внешности человека («О красоте человеческих лиц», «Портрет»). Для поэта большое значение имела красота природы, ее воздействие на внутренний мир человека. А также целый ряд замыслов и работ Заболоцкого был связан с неизменным интересом к истории и эпической поэзии («Рубрук в Монголии»). Постоянно совершенствовалась его поэтика, а формулой творчества стала провозглашенная им триада: мысль – образ – музыка. Суммируя все эти признаки, можно сказать, что справедливы критики, называющие творчество Заболоцкого «поэзией мысли».

В творчестве поэта отчётливо выделяются три основных периода, каждый из которых отличается друг от друга. Раннее творчество Заболоцкого формировалось под влиянием эстетики обериутов, так как он был одним из создателей и идеологов литературной группировки ОБЕРИУ. В своей декларации они называли себя поэтами «голых конкретных фигур, вплотную придвинутых к глазам зрителя».

Диапазон идей лирики Н.А. Заболоцкого 20-х годов освещает, в основном, обличение бездуховности мещанского мира периода нэпа, жадность людей к материальным благам, которые мешают человеку чувствовать красоту мира. Образы ранних стихов Заболоцкого, вошедших в сборник «Столбцы», отличаются рельефностью и неожиданностью языковых изобразительных средств. В стихотворении «Свадьба» поэт сатирически рисует стаю «мясистых баб», которые едят «густые сласти». В «Вечернем баре» изображена атмосфера пивного погребка, названного бутылочным раем. Блик света, отражённый в пивной кружке, трансформируется в неожиданный образ – «в бокале плавало окно».

В конце 20-х – начале 30-х годов в поэзию Заболоцкого приходит его главная тема – тема природы. Сын агронома, Николай Заболоцкий с детства видел в природе живое существо, наделённое разумом. И по мысли поэта, социалистическая революция должна освободить от эксплуатации не только людей, но и животных. Поэт одухотворяет образы животных, птиц, деревьев. Но, восславив мудрость природы, он видит и её злые, стихийные силы. Человек для него — венец природы, «мысль её, зыбкий ум её». И всё же человек не царь, а сын природы. Поэтому он должен не покорять природу, а бережно вести её от «дикой свободы», «где от добра неотделимо зло», в мир разума, гармонии и солнца.

Эти мысли звучат и в позднем стихотворении Заболоцкого «Я не ищу гармонии в природе…», и в стихотворениях 30-х годов «Всё, что было в душе…» и «Вчера, о смерти размышляя…». В поздней лирике тема природы приобретает классическую стройность. Мир природы хранит «множество диковин» («Вечер на Оке»), но распознать их может далеко не каждый. Осень у Заболоцкого похожа на «молодую царевну в венце» («Сентябрь»), а сам поэт подобен кедру, расщеплённому громами («Гроза идёт»).

Увлекаясь в 30-е годы изучением трудов Ф.Энгельса и К.Циолковского, поэт размышляет о философии взаимоотношений человека и природы. В его натурфилософских стихах начинают звучать темы жизни и смерти, смерти и бессмертия. Заболоцкий уверен, что человек — это скопление атомов, а после смерти, в процессе перерождений самой материи, человек может стать частью мира природы, поэтому всё живое на земле наделено разумом. Это отражено в стихотворении «Метаморфозы»:

Мысль некогда была простым цветком;

Поэма шествовала медленным быком.

Мысли о человеческом бессмертии, воплощённом в процессе превращения материальной оболочки человека в другие формы материи, развивается и в более позднем стихотворении «Завещание»: «Я не умру, мой друг. Дыханием цветов // Себя я в этом мире обнаружу».

В лирике Заболоцкого продолжаются традиции Тютчева и Баратынского. В стихотворении «Гроза» в метафорической форме показаны связи человека и природы, которая дарит миру возможность творить. Как во время грозы обновляется мир, идущий от тьмы к свету, так и в процессе творчества в «ночи вдохновенья» возникает «молния мысли», – и рождается слово.

В послевоенной лирике поэта ставятся проблемы истинной и ложной красоты (стихотворения «О красоте человеческих лиц», «Одинокий дуб», «Некрасивая девочка»). Красоту души мы «творим по мере наших сил», она не «сосуд, в котором пустота», а «огонь, мерцающий в сосуде».

В философской лирике последних лет поэт раскрывает тему памяти и преемственности поколений («Журавли»), болью отдаётся в его стихах тема войны («Прохожий», «В этой роще берёзовой…»).

Вторя Тютчеву, Заболоцкий воспевает «последнюю любовь» в одноимённом цикле. Но его чувство лишено блаженства и полно горечи. То поэт признаётся, что «слезами и стихотвореньями» обожжёт «свою горькую, милую…», то душа его «кричит от боли», то между ним и его радостью «встаёт стена чертополоха», потому что «их песенка спета» и «счастья до гроба не будет, мой друг».

Стихи Заболоцкого отличаются свежестью художественных образов, глубокой мыслью, искренним чувством и повышенной музыкальностью, что создаётся причудливыми звукописными образами. В образах его произведений «золото дубравы» и «серебро березняка» («Подмосковные рощи»), «зелёный луч» морского заката («Зелёный луч»), «белый блеск вольтовой дуги» («Гроза идёт»). В них звучит призыв: «Откройся, мысль! Стань музыкою, слово, // Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!»

Таким образом, и в гротеске «Столбцов», и в классически стройной поздней лирике Заболоцкого заключена мысль и неожиданность поэтических образов, изящество и музыкальность поэтического слова.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Анализ стихотворений Н. А. Заболоцкого: от первых опытов ОБЭРИУта до поэмы «Рубрук в Монголии»

Анализ стихотворений Н. А. Заболоцкого: от первых опытов ОБЭРИУта до поэмы «Рубрук в Монголии»

переводчика мировой поэзии. Войдя в литературу в 20-х годах в качестве представителя Общества реального искусства (Обэриу), автора авангардистских произведений и создателя так называемого «ребусного» стиха, со второй половины 40-х годов он пишет стихотворения в лучших традициях классической русской поэзии, где форма ясна и гармонична, а содержание отличается глубиной философской мысли. На протяжении всей жизни Н. Заболоцкий пользовался авторитетом человека рассудительного и предельно рационального, в 50-е годы, в зрелом возрасте, он имел внешность чиновника средней руки, непроницаемого и высокомерного для малознакомых людей. Но созданные им произведения свидетельствуют о том, каким тонко чувствующим и отзывчивым сердцем он обладал, как умел любить и как страдал, каким требовательным был к себе и какие величайшие бури страстей и мыслей находили утешение в его способности творить прекрасное – мир поэзии.

вновь – заслуженно – вознесли в 70-х. Так что его творческий путь был тернистым и трудным. Литературное наследие Н. А. Заболоцкого сравнительно невелико. Оно включает томик стихотворений и поэм, несколько томов поэтических переводов зарубежных авторов, небольшие произведения для детей, несколько статей и заметок, а также его немного численные письма. Однако до сих пор литературоведы дискутируют по вопросам его творческой эволюции, о ее движущих силах, о принципе ее периодизации. В настоящее время творчество Н. А. Заболоцкого по праву занимает видное место в литературе, так как ему, несмотря на трудную жизнь и неблагоприятные исторические условия для совершенствования и проявления таланта, удалось вписать новое весомое слово в русскую поэзию.

Любовь к природе, открытие ее величайшего значения для челове чества стали знамением, которое Н. Заболоцкий – сознательно или невольно – воздвигнул позднее над зданием всего творчества. Н. А. Заболоцкий быстро и успешно вошел в круг литераторов и начал вершить карьеру поэта. Стихотворения молодого автора не были порождением только голой фантазии. Часы, проведенные им в родительском доме за чтением книг античного философа Платона, классических русских поэтов Г. Державина, А. Пушкина, Е. Баратынского, Ф. Тютчева и, наконец, немецкого поэта Гете, сформировали в его сознании специфические требования к создаваемым им произведениям: остроту и глубину мысли в них, эмоциональность, искренность. Однако, не желая оставаться под влиянием чужого опыта, он вел поиск собственного оригинального стиля.

«раннего» Заболоцкого служило несколько обстоятельств. Во-первых, способность поэта мыслить и воссоздавать в стихотворениях окружающий мир пространственными образами, что сближало его произведения с жанровой живописью П. Брейгеля, М. Шагала, П. Филонова, К. Малевича, творчеством которых он интересовался. Во-вторых, его желание запечатлеть действительность 20-х годов со всеми ее неприглядными сторонами, рожденными переходным периодом. Он стремился зафиксировать в образах все детали стремительной жизни, а потом в общей наглядной картине современного быта разграни чить «белое» и «черное» и ответить на философские вопросы: для чего дана человеку жизнь? в чем смысл бытия? В-третьих, участие Заболоцкого в работе литературной авангардистской группы Обэриу, проводившей смелые словесные эксперименты с целью отыскать такую поэтическую форму, которая выражала бы в абсолюте сознание художника, его неординарное, обостренное видение мира. «Мир – без прикрас, поэзия – без украшательства» – принцип, положенный обэриутами в основе творчества. Они утверждали, что поэзии пора перестать быть облегченным, романтически-отвлеченным жанром. Она должна соответствовать жестким условиям времени. Поэтому члены Обэриу отказывались пользоваться традиционными поэтическими приемами, и это была серьезная попытка сделать новый шаг в литературе в сторону от классических канонов.

Перечисленные обстоятельства подвели Н. А. Заболоцкого к созданию «ребусной» формы стиха: стихотворений-ребусов, где в сложных словесных конструкциях, состоящих из алогичных метафор, гипербол и гротеска, зашифрованы высокие философские мысли. В 1929 году они вышли из печати в сборнике «Столбцы» и принесли Заболоцкому шумную, скандальную известность. Сборник «Столбцы» состоит из двух циклов: «Городские столбцы » и «Смешанные столбцы». Циклы различны и как бы противопоставлены один другому по тематике и по настроениям, побудившим автора к их созданию.

Каждое стихотворение «Городских столбцов» – выхваченная из городского быта картина, словно сфотографированная памятью художника в виде уродливой фантасмагории, где однообразно и бездумно живут сытые, плотоядные существа, подобные тем, каких на рубеже XV и XVI веков изображал на своих полотнах нидерландский живописец Иероним Босх. Эмоциональный взрыв, вызванный ощущением дисгармонии, хаоса, несправедливости и грубости обстановки в стране в период НЭПа, рождал взрыв-стихотворение. Трагически-мрачные настроения, усиленные максимализмом молодости, заставили поэта наполнить стихи полуфантастическими уродами, совершающими нелепые и отвратительные действия. Это был своеобразный способ сатирического изображения мещанского быта в городе, который он отвергал и презирал. Автору был чужд и противен душный мир рынков, толкучек со спекулянтами, лавок, замкнутых квартирок, шумных равнодушных улиц с калеками и попрошайками, ставших главным местом действия в цикле. В этом мире все подлежит купле-продаже, определена даже цена человеческой жизни, но она невелика, потому что кругом властвует материальное, телесное, бездуховное:

Весы читают «Отче наш»,

Две гирьки, мирно встав на блюдце,

Здесь атрофированы понятия чести, достоинства, сострадания:

И пробиваясь сквозь хрусталь,

Парит на крылышках мораль.

Значительный художественный прием, использованный поэтом для выражения противоестественности происходящего, – мотив сна. Сон в «Столбцах» – инструмент для передачи трансформированной действительности, фантасмагорическая суть которой не отличается от сути сновидения. В стихотворениях «Футбол», «Болезнь», «Фигуры сна» имеют место приемы «нанизывания», «вырастания» одной детали из другой без логической мотивации, обрывочность, из которой в результате складывается сюжетная целостность.

Квадратный выставила зуб.

Склонившись, Библию читает.

прибегает к использованию образа Сирены, античного мифологического существа, чтобы подчеркнуть зыбкость и иллюзорность изображенной жизни:

А там, где каменные стены,

И рев гудков, и шум колес,

Стоят волшебные сирены

Н. Заболоцкий приходит к выводу, что власть большого города губительна для человека: не он контролирует город, а именно это нагромождение камня и стекла, разрушающее связи человека с природой, диктует ему свою волю, растлевая и уничтожая его. Спасение молодому поэту виделось в возвращении людей к природе, в возобновлении их нравственных связей. «Смешанные столбцы» – логическое продолжение предыдущего цикла в сборнике:

Мы тут живем умно и некрасиво.

Мы забываем о деревьях.

Стихотворения второго цикла выдержаны в торжественном тоне радостного открытия. В центре внимания поэта – образ земли-родительницы, от которой веет силой, любовью, лаской. Она дарит жизнь, и она же принимает живое после смертного часа. Фантазия художника позволила Заболоцкому на время раствориться в Природе, стать деревом, травой, птицей – частью Ее в буквальном смысле, как в стихотворениях «В жилищах наших», «Искушение», «Человек в воде». Животные, растения, стихия наделяются сознанием, «оживают », подобно тому, как «оживала» в предшествующем цикле стихия городского быта. Но если в сатирических стихах о мещанском прозябании автор в силу художественного восприятия «вселял» в предметы злой, мстительный дух, уродующий психику людей, то в произведениях о природе он признает факт существования в ней «всеобъемлющей души», то есть универсально духовного абсолюта. Она мыслит, страдает, сомневается, но при этом остается вели- чественной, гордой и снисходительной к невежественному, эгоисти чному человеку-потребителю, как взрослая великодушная Мать. Человек не способен оценить ее, защитить и сберечь. Напротив, он унижает и разоряет ее в корыстных порывах, не думая о том, что сам является детищем и продолжением природы:

Когда б мы видели в сиянии людей

Перед кипящею кастрюлькой овощей.

В «Смешанных столбцах» Н. Заболоцкий создал символ природы, в котором угадывается желание философского осмысления ценности жизни и ее сути. Первая книга Н. Заболоцкого «Столбцы», состоящая из двадцати двух стихотворений, заметно выделялась оригинальностью стиля даже на фоне того многообразия поэтических направлений, каким характеризуется русская литература 20-х годов. В 1929-1930 годах была написана поэма «Торжество земледелия », обращенная к проблеме взаимоотношений природы и человека. Впервые автор заговорил о страдании как философской пробле315 ме: человек страдает от собственного несовершенства и несет страдания природе, создавшей его. Если люди смогут победить в себе эгоизм, избавятся от корыстного, потребительского образа жизни, сплотятся между собой, то им откроется мудрость коллективного преобразования жизни, земледелия, самой природы. В поступательной научной деятельности видел поэт выход из хаоса, из жестокого преобладания сильного над слабым, людей над растениями и животными, утверждая в будущем победу разума. В 1932 году Н. Заболоцкий познакомился с космогонистическими идеями К. Э. Циолковского о монизме вселенной – единстве и взаимосвязи всех организмов и материй. В его стихотворениях, помимо ностальгических нот о величии земной природы, зазвучал голос мыслителя, заглянувшего в тайны мироздания. Однако и теперь, в решении великой научной загадки, он не отказался от пантеисти ческого подхода.

«Безумный волк», «Деревья», «Птицы», несохранившаяся поэма «Облака», стихотворения «Школа жуков», «Венчание плодами», «Лоджейников». В их основе лежит натурфилософская концепция о мироздании как единой системе, объединяющей живые и неживые формы материи. Согласно теории монизма вселенной, все явления в мире представляют собой различные виды движущейся материи, наделенной сознанием в большей или меньшей степени. Благодаря их вечному взаимодействию и взаимопревращению возможно существование общего здания природы. Материя, каждый элемент которой «чувствует » и «отзывается» как в высокоорганизованном существе, так и в неорганическом мире, составляет основу вселенной. В зрелом творчестве Заболоцкого природа утрачивает статус Матери и Спасительницы и перестает обозначать контекстуально только целинные просторы земли, леса с их диким населением. Природа – это все сущее: материя, малые и большие частицы, из которых строится ткань и плоть звезд, планет, предметов и организмов, заполняющих космос. В стихотворениях 30-х годов она приобретает абстрактное значение, можно сказать, космическую суть. Одновременно поэта продолжала волновать идея избавления мира от вечного «размерного страдания» («Прогулка»), от подавления слабого сильным. Он по-прежнему утверждал возможность преобразования мироздания.

Читайте также:  Нана – краткое содержание романа Золя

Его совершенствование поэт видел в последовательном развитии материи (от простых – к сложным), разума, присущего всем части316 цам. И разум же, воплощенный в большей мере в человеке, должен стать движущей силой этого развития. Природа больше не противопоставляется художником людям, не возвышается над ними, она становится соучастницей и помощницей человека-творца, сопереживает с ним трудности и успехи, дарит ему накопленную мудрость и сама обогащается новым опытом. Они равноправны, взаимосвязаны и взаимозависимы. Этой теме посвящены стихотворения «Засуха», «Весна в лесу», «Все, что было в душе», «Вчера, о смерти размышляя». К концу 30-х годов поэт утверждается во мнении, что стихия Земли – это уменьшенная модель огромной вселенной в действии. Земная природа одновременно является и ее составной частью, и ее проявлением. Подобный размах мысли помог ему в постижении философских истин сущности жизни, рождения и смерти. Он признает смерть неотъемлемым элементом великой непрерывной в космосе жизни:

Кровь моя остынуть не успела,

Я отделил от собственного тела!

Все больше внимание художника концентрируется на образе человека. Люди – важнейший элемент вселенной, результат и вершина творчества природы. Именно в их разуме необыкновенным светом вспыхнуло присущее ей сознание. А стремление постичь мудрость мироздания, его секреты, сложные для понимания, возвышает их. В стихотворениях «Север», «Горийская симфония», «Седов», «Голубиная книга» появился образ человека-преобразователя, возвеличенного над природной стихией. За такой Алчностью Н. Заболоцкий закрепил право искоренения всего несовершенного в мире – того, что вызывает страдание. Только люди способны освободить природу от «вековечной давильни», руководствуясь в созидательной деятельности ее же мудрыми законами во имя торжества этических идеалов.

Со временем стих Н. Заболоцкого заметно упростился, стал яснее и мелодичнее. Из него ушел эксцентричный гротеск, метафора утратила парадоксальность. Однако к алогичной метафоре поэт попрежнему питал уважение и применял ее, что придавало его произведениям особый эмоциональный тон. Поэт остался верен себе. Однажды провозглашенный принцип: «Вера и упорство. Труд и честность. » – соблюдался им до конца жизни и лежал в основе всего творчества. В «поздней» лирике Заболоцкого имеют место черты его «ранних» произведений: например, отголоски натурфилософских представлений, элементы юмора, иронии, даже гротеска. Он не забыл о своем опыте 30-х годов и использовал его в последующей работе («Читайте, деревья, стихи Гезиода», «Завещание»; «Сквозь волшебный прибор Левенгука»; поэма «Рубрук в Монголии»). Но его творческий стиль претерпел значительные изменения после восьмилетнего молчания. Трудно однозначно определить, что послужило тому причиной. Превратности ли судьбы, заставившие поэта задуматься о внутреннем мире, духовной чистоте и красоте каждого человека и общества в целом, повлекли тематическую перемену и изменение эмоционального зву- чания поздних его произведений? Или томик тютчевской поэзии, ставший в заключение тоненькой ниточкой между ним и прежней радостной явью, напоминанием о нормальной жизни, заставил с особой остротой, заново прочувствовать красоту русского слова, совершенство классической строфы?

В любом случае в новых стихотворениях Н. А. Заболоцкого обнаруживается и развитие философской концепции, и стремление максимально сблизить форму стиха с классической. Период возвращения Николая Алексеевича Заболоцкого в литературу был трудным и болезненным. С одной стороны, ему хотелось выразить то многое, что накопилось в мыслях и сердце за восемь лет и искало выхода в поэтическом слове. С другой, опасение, что его оригинальные идеи будут еще раз использованы против него. В первые годы после возращения из ссылки в счастливые минуты вдохновения он буквально выплескивал радостные эмоции в стихах, раскрывая секрет счастья творчества, вдохновения, свободного общения с природой («Гроза», «Утро», «Уступи мне, скворец, уголок»). Затем этот творческий подъем сменился спадом, продлившимся до 1952 года. Редкие стихи («Урал», «Город в степи», «В тайге», «Творцы дорог») воспроизводили действительность, увиденную Заболоцким на Дальнем Востоке и Алтае. С грустью и иронией он писал о своем двойственном положении:

Я и сам бы стараться горазд,

Да шепнула мне бабочка-странница:

«Кто бывает весною горласт,

стремления, впечатления, переживания, порой звучат автобиографические ноты. Философское содержание не покидает его стихотворений; наоборот, оно становится глубже и как бы «приземленнее»: художник все более удаляется от естественно- космогонических абстракций и сосредотачивает внимание на живом, земном человеке, с его бедами и радостями, обретениями и потерями, – личности, способной чувствовать, конкретно мыслить, страдать. И теперь все, что происходит в мироздании, автор передает как бы через внутреннее зрение и восприятие этого человека. Гармония же мироздания представляется ему уже не только в освобождении от зла и насилия. Он шире взглянул на проблему: гармония природы – в законах, обуславливающих справедливость, свободу творчества, вдохновение, красоту, любовь. Торжество разума должно сопровождаться наличием человеческой души. Душа, в понимании позднего Заболоцкого, – нематериальная субстанция, совокупность знаний, опыта и стремлений, не подверженных уничтожению временем и невзгодами. Иначе художник взглянул и на проблему смысла бытия, взаимопроникновения жизни и смерти. Цель жизни не в том, чтобы в ее конце перейти из одного вида материи в другой или микрочастицами разлететься по всей вселенной, став ее строительным запасом. Смысл жизни мыслящего человека в том, чтобы однажды, перестав существовать физически, продолжить жить на земле в оставленной о себе памяти, в накопленном за многие годы опыте, в духовном наследии, тайно материализованном другими формами природного бытия, – не только путем традиционно понятого продолжения жизни бессмертного духа:

Себя я в этом мире обнаружу.

Многовековый дуб мою живую душу

Корнями обовьет, печален и суров.

В его больших листах я дам приют уму,

Я с помощью ветвей свои взлелею мысли,

И ты причастен был к сознанью моему.

«Некрасивая девочка», «О красоте человеческих лиц», «Портрет». Пленяет красотой и искренностью цикл «Последняя любовь», состоящий из десяти стихотворений, автобиографических в большей степени, чем остальные, когда-либо написанные Заболоцким. Количественно небольшая поэтическая подборка вместила в себя всю многоцветную гамму чувств человека, познавшего горечь утраты и радость возвращения любви. Цикл можно расценивать как своеобразную «Дневниковую» исповедь поэта, пережившего разрыв с женой («Чертополох», «Последняя любовь»), неудачную попытку создать новую семью («Признание», «Каялась ты – до гроба. ») и примирение с единственно любимой на протяжении всей жизни женщиной («Встреча», «Старость»), но не терпящего прозаических однозначных обобщений.

Разные настроения автора нашли выражение в цикле. Драматизмом и горечью предчувствия потери наполнено стихотворение «Чертополох»:

Тему надвигающегося неизбежного несчастья и душевной боли

продолжает «Голос в телефоне»:

Сгинул он в каком-то диком поле,

Беспощадной вьюгой занесен.

И кричит душа моя от боли,

И молчит мой черный телефон.

Остывающий лепет изменчивых уст,

Легкий лепет, едва отдающий смолой,

Проколовший меня смертоносной иглой!

«Рубрук в Монголии». В основу его сюжета легла история путешествия французского монаха Рубрука в Монголию времен правления Чингисхана через целинные, чуждые цивилизации просторы Сибири:

Мне вспоминается доныне,

Блуждая в северной пустыне,

Въезжал в Монголию Рубрук.

Заболоцкого ощущать себя в разных эпохах помогало не только тщательное изучение записок Рубрука, но и собственные воспоминания о кочевой жизни на Дальнем Востоке, в Казахстане и в Алтайском крае. Да и в образе могущественного Чингисхана обнаруживается сходство с идиологизированным некогда портретом «отца народов», ставшего для автора проводником из настоящего в глубь веков.

Сочинение на 5.Ру

Анализ стихотворения Н. Заболоцкого Чертополох

Н. Заболоцкий — известный советский поэт, пишет стихотворение «чертополох» в 1956 году, в период, когда страна активно восстанавливалась после второй мировой войны, когда люди вновь стали надеяться на возможное счастье. Но чее-то счастье навсегда осталось в довоенных годах. Возможно об этом и думал поэт.

Название стихотворения задает тон и тему, отражает первоначальный предмет размышлений, служит для того, чтобы читатель смог «пойти» вслед за автором в его рассуждениях от их «…отправной точки«.

Тема текста — ассоциации лирического героя, связанные с чертополохом. Внесенный «букет чертополоха» пробуждает в нем болезненные воспоминания и заставляет унестись в размышлениях о собственной судьбе, поэтому произведение можно отнести к философскому типу лирики.

В стихотворении автором поднимается проблема смысла жизни, поиска счастья, но не в глобальном смысле, а на уровне человека в конкретное историческое время — послевоенное время.

По форме речи произведение можно отнести к внутреннему монологу. Поэтому оно не разделено на строфы. Но в нем можно выделить три композиционные части. Первая часть представляет собой описание цветов чертополоха, проникнутое ощущениями и эмоциями лирического героя, созданное его воображением. Она плавно переходит во вторую часть, в которой отчетливее становятся образы, возникающие в сознании героя. Третья часть — это глас подсознания лирического героя, совершенно образная картина, когда то произошедшая в его душ. таким образом, постепенно размышления уносят героя от цветов к отвлеченным от них темам, таким как тема счастья, в какой-то степени тема свободы и несвободы, и тема одиночества.

Ведущим является мотив воспоминаний. Читатель видит лишь их обрывки, но в его голове создается целостная картина.

Важны в стихотворении и создаваемые образы. Главный из них образ лирического героя. Он тождествен автору. Рассказ ведется от его лица. Отображается формами глаголов и местоимений («передо мной», «моё,» «мне», «Я живу» и другие). Эмоции лирического героя меняются и усиливаются на протяжении всего стихотворения, от полного спокойствия и заканчивая чувством отчаяния.

Внутренние переживания лирического героя воплощается в разнообразных образах. Один из них образ чертополоха. Образ лирического героя тесно связан с ним, ведь читатель представляет картину через восприятие героя, поэтому может судить о нём. Образ чертополоха встречается в двух формах: увиденного букета перед глазами героя, и в виде дикой колючей стены из его воспоминаний. Но обе они одинаково сильно влияет на чуткую душу его. Создаётся образ с помощью различных изобразительно-выразительных средств и приемов. Обращаясь к метаморфическим образам «огней багровый хоровод», «звёзды с острыми концами», «брызги северный зари», автору удается не только описать цветы, но и выразить тревогу, эмоциональную напряженность лирического героя.

Важны при создании образа звукопись и цветопись «гремят и стонут бубенцами,» «фонарями вспыхнув изнутри»: читатель слышит отголоски войны, начинает смутно видеть её образы. Во второй композиционной части мы уже четко видим эти образы. Помогает этому лексика тематической группы «война», «битва», «мечи», «ярость и слава», «копьё», и так далее. Авторский неологизм «кровавоглавые» и указывает на мысль о том что чертополох для лирического героя — олицетворение беспощадности, жестокости войны. В каждой детали букета герой видит войну, «…пучки цветов словно огонь», «острые концы» словно копья, «шипы» словно кинжалы и так далее.
Еще один важный образ — это образ счастья и радости. Он воплощается в образе птицы вольной, но заточенный в высокой темнице. Эпитет «сказочная» подчеркивает недосягаемость счастья лирического героя. Ничего нет хуже, чем лишить птицу воли, а человека — надежды на счастье. Надежда на счастье лирического героя убивается именно «шипом» чертополоха.
В тексте преобладают именные части речи, редко встречаются и глагольные, но они носят статический характер. Эта особенность указывает на отсутствие стремлений у лирического героя, желания двигаться вперёд.
Стихотворение написанное пятистопным хореем, что придает ему драматичность, оттенок тревоги, напряжённость.

Война — самые жестокий образ мироздания из возможных. Она унесла множество жизней, разрушила судьбы миллионов людей. В стихотворении «Чертополох» — это крик души отчаявшегося человека на пути к счастью которого стала война.

Писалось: 2014-2015, 10 класс
Тема: анализ стихотворений Заболоцкого

Краткое содержание “Западня” Золя

Произведение «Западня»

Действие романа разворачивается в Париже и повествует о жизни нескольких героев в течение двадцати лет.
1

Ночь. Молодая женщина Жервеза в своей жалкой комнате ждёт сожителя Лантье. Она стройна, «с тонкими чертами лица, уже потрепанного суровой жизнью». Жервеза хромает на одну ногу. В комнате спят два сына: восьмилетний Клод и четырёхлетний Этьен. Лантье возвращается под утро, разговаривает с ней очень грубо. Забирает одежду Жервезы, чтобы получить за неё деньги. Позже, придя в прачечную, Жервеза узнаёт о том, что Лантье ушёл из дома: уехал с Аделью в красивом фиакре, который он нанял на деньги, полученные за одежду Жервезы.

В прачечной присутствует Виржини, которую Жервеза видела вместе с Аделью. В истерике Жервеза бросается на неё: завязывается драка между двумя женщинами.

Сцена драки описана очень натуралистично, реплики героинь — отборная парижская брань. Девушек никто не разнимает: «прачечная наслаждалась». Наконец, Жервеза задирает Виржини юбки, срывает панталоны и лупит её по ягодицам вальком для выбивания белья. Побеждённая Виржини, всхлипывая, уходит.
2

«Западня» — это кабачок, где выпивают и проводят время многие герои романа.

Именно там кровельщик Купо признаётся в своих нежных чувствах к Жервезе и делает ей предложение.

Они идут в гости к его сестре с мужем (Лорилле), живущим вместе с матерью (г-жа Купо). Г-н Лорилле — цепочных дел мастер, делает украшения из золота. Г-жа Лорилле — вздорная завистливая женщина, сразу невзлюбила Жервезу.
3

Свадьба Жервезы и Купо.

Приглашённые представляют собой людей постоянно сплетничающих, бранящихся, завистливых. Г-жа Лорилле даёт Жервеза кличку: «Хромуша».

Гости напиваются. А один из гостей, пьяный дядя Базуж, начинает разглагольствовать: «Когда человек помер… это уж надолго».
4

Четыре года жизни Жервезы и Купо прошли в тяжелой работе. Жервеза родила дочь. Очень натуралистично описана сцена родов: Жервеза рожает, не прекращая обычных дел — ведь ей надо работать и готовить мужу еду: «Котлеты были уже на сковородке, когда опять начались схватки. Слезы градом катились у нее из глаз, но она продолжала топтаться у печки; перевернула жаркое. Ну что ж из того, что она родит? Это еще не значит, что надо оставить Купо без обеда! Но она едва успела поставить бутылку вина; добраться до кровати ей уже не хватило сил, — она упала на пол и родила тут же, прямо на рогожке».

Купо очень заботливо относится к Жервезе и маленькой дочке, которую назвали Нана.

Вторую квартирку наверху занимало двое жильцов — мать и сын Гуже. Мать занималась починкой кружев, а сын, кузнец, работал на гвоздильном заводе.

Сбережения четы Купо достигли шестисот франков. С этого времени Жервеза потеряла покой. Ею овладела честолюбивая мечта — открыть свою собственную прачечную и самой нанять работниц.

Но пока её мечтам не суждено сбыться. Работая, Купо падает с крыши: «Его тело описало легкую кривую, два раза перевернулось в воздухе и с глухим звуком, как узел белья, брошенный с высоты, рухнуло на середину улицы». Купо при смерти. Жервеза тратит все сбережения на его лечение. Завистливые Лорилле рады такому раскладу событий.

Однако Гуже, тайно влюблённый в Жервезу, предлагает ей занять у него деньги — 500 франков, и открыть прачечную. Сам Гуже откладывал их на свадьбу, как того желала его мать.
5

Жервеза открыла прачечную и наняла работниц: кривую Огюстину и долговязую Клеманс. Лорилле окончательно рассорились с Жервезой. Г-жа Лорилле открыто обвиняла Жервезу в любовной связи с Гуже. Жервеза же стала ещё красивее и была счастлива: её мечты сбывались.

Читайте также:  Западня – краткое содержание книги Золя

А Купо начал часто напиваться, приставать к прачкам. Однако Жервеза прощала его.
6

Сын Жервезы Этьен работает подмастерьем у Гуже в кузнице, Жервеза иногда приходит к ним отнести бельё и любуется на то, как Гуже работает.

На лестнице как-то раз Жервеза встречает Виржинии, и между ними завязывается разговор, ставший началом закадычной дружбы. Виржини рассказала, что Лантье бросил Адель и ему негде жить.
7

19 июня — день рождения Жервезы. Все гости в сборе, нет только Купо — он пьёт в «Западне». А чуть позже он, пьяный, приходит домой в обнимку с Лантье.
8

Купо предлагает Лантье жить у них. Лантье поселяется и начинает очень свободно вести себя с Жервезой. Как-то раз, во время одного из домогательств Лантье, их с Жервезой застаёт Гуже: он решил, что Жервеза спит с Лантье. Но Жервеза разубеждает его: она бы никогда не стала так делать. Гуже предлагает ей уехать в Бельгию, на что Жервеза отвечает отказом. Да, она любит его. Но у неё муж, дети, прачечная.

В одну из ночей Жервеза вернулась с Лантье и увидела, что вся комната в блевотине пьяного Купо. В эту минуту Лантье стал домогаться до Жервезы, она согласилась: «Купо сам виноват». За этой сценой с любопытством наблюдает маленькая дочь Жервезы — Нана.
9

Скоро весь квартал узнал, что Жервеза каждую ночь ходит к Лантье. «В первое время она чувствовала себя преступницей, испытывала отвращение к себе, ей казалось, что она окунулась в грязь. Выйдя из комнаты Лантье, она чуть не до крови терла себе плечи, точно желая смыть эту грязь. Ей хотелось бы, меняя мужчин, менять и кожу. Но мало-помалу Жервеза привыкла. Слишком утомительно было каждый раз мыться». Жервеза понемногу начала забрасывать прачечную, стала хуже работать.

Старуха Купо рассказала Гуже о том, что происходит между Жервезой и Лантье. Гуже заболел от горя. Жервеза пришла принести им бельё — Гуже попросил её уйти. «Жервеза вернулась в прачечную тупо, без единой мысли, — так коровы возвращаются к себе в стойло».

Через некоторое время прачечная разорилась, а Купо процветал среди этого разорения. «Положительно, этот проклятый пьяница только жирел от водки». Вместе Купо и Лантье частенько бьют Жервезу. Она уже привыкла «в конце концов она смирилась, она поняла, что им просто доставляет удовольствие лупить ее, и безропотно подставляла под удары свою жирную спину».

Умерла мать Купо, на глазах у маленькой Нана. На похороны приходят всё те же люди — злобные, завистливые сплетники и лицемеры.

На похороны приходит Гуже. Он говорит Жервезе о том, что она всегда может на него рассчитывать.

Супруги Купо переехали в жалкую каморку, потому что денег становилось всё меньше и меньше.
10

Сосед супругов Купо, Бижар, ударом ноги в живот убил свою жену. Теперь он регулярно бьёт свою восьмилетнюю дочь Лали. «А между тем сивуха „Западни“ начала свою разрушительную работу и в семействе Купо. Прачка уже предвидела день, когда ее муж, подобно Бижару, возьмется за кнут и заставит ее „плясать“». Жервеза понемногу «опускается», начинает крепко выпивать.
11

Купо очень жестоко обращается со своей дочерью Нана. Бьёт её, подозревает в том, что она пошла на панель. На самом деле Нана — просто кокетка, любит красиво одеваться и хорошо выглядеть. Ей 15 лет, а она уже выглядит как настоящая женщина. «Всем своим существом Нана жаждала «покутить и покрутиться», как говорил папаша Купо».

За Нана начинает бегать какой-то старик; и однажды, когда девушка получила очередную порцию брани от пьяных родителей, она уходит из дома.

Вскоре Лантье говорит, что видел её, хорошо одетую, идущую под руку со стариком.

Через некоторое время Купо и Жервеза увидели Нана на площади, поймали её, избили и забрали домой. «В конце концов, родителям пришлось примириться с Нана. Пусть приходит или не приходит, — как хочет, только бы закрывала за собою дверь. Что делать, привычка сильнее всего, даже порядочности!»

Как-то раз Жервеза бранила девушку, на что она ответила: «Я не раз видела, как ты разгуливала в одной рубашке и чулках! Оставь меня в покое, не надо было показывать пример!»
12

Восьмилетняя соседка Лали умирает от истощения и побоев своего отца.

Для Жервезы и Купо наступает время платить за квартиру. Жервеза — в долгах и голодает, Купо — пьёт. От голода Жервеза идёт на панель, где совершенно случайно встречает Гуже. Он приводит её домой, в комнату покойной матери, и кормит. Гуже всё ещё любит её. И она любит его, но уходит. «Она вспомнила свою давнюю мечту: спокойно работать, всегда иметь хлеб, спать в чистенькой комнатке, хорошо воспитать детей, не знать побоев, умереть в своей постели.

Теперь она не работала, голодала, спала в грязи, дочь ее пошла по рукам, муж бил ее походя.

Оставалось одно — умереть на мостовой, и если бы она нашла в себе мужество выброситься из окна, — это случилось бы сейчас же».
13

Купо в «Западне» напился и умер. С этого дня Жервеза стала часто забываться.

«Так Жервеза протянула несколько месяцев. Она опускалась все ниже, выносила последние унижения и с каждым днем понемногу умирала с голоду. Никто не знал, отчего она умерла. Истина была в том, что она погибла от нищеты, от грязи и усталости, от невыносимой жизни. Однажды утром в коридоре распространился дурной запах, и соседи вспомнили, что вот уже два дня не видно Жервезы; когда вошли к ней в каморку, она уже разлагалась».

Жервезу хоронит дядя Базуж со словами: «Послушай… Это я, Веселый Биби, по прозвищу Утешенье дам… Счастливая ты! Бай-бай, красавица!»

Западня

Действие романа разворачивается в Париже и повествует о жизни нескольких героев в течение двадцати лет.

Ночь. Молодая женщина Жервеза в своей жалкой комнате ждёт сожителя Лантье. Она стройна, «с тонкими чертами лица, уже потрёпанного суровой жизнью». Жервеза хромает на одну ногу. В комнате спят два сына: восьмилетний Клод и четырёхлетний Этьен. Лантье возвращается под утро, разговаривает с ней очень грубо. Забирает одежду Жервезы, чтобы получить за неё деньги. Позже, придя в прачечную, Жервеза узнаёт о том, что Лантье ушёл из дома: уехал с Аделью в красивом фиакре, который он нанял на деньги, полученные за одежду Жервезы.

В прачечной присутствует Виржини, которую Жервеза видела вместе с Аделью. В истерике Жервеза бросается на неё: завязывается драка между двумя женщинами.

Сцена драки описана очень натуралистично, реплики героинь — отборная парижская брань. Девушек никто не разнимает: «прачечная наслаждалась». Наконец, Жервеза задирает Виржини юбки, срывает панталоны и лупит её по ягодицам вальком для выбивания белья. Побеждённая Виржини, всхлипывая, уходит.

«Западня» — это кабачок, где выпивают и проводят время многие герои романа.

Именно там кровельщик Купо признаётся в своих нежных чувствах к Жервезе и делает ей предложение.

Они идут в гости к его сестре с мужем (Лорилле), живущим вместе с матерью (г-жа Купо). Г-н Лорилле — цепочных дел мастер, делает украшения из золота. Г-жа Лорилле — вздорная завистливая женщина, сразу невзлюбила Жервезу.

Свадьба Жервезы и Купо.

Приглашённые представляют собой людей постоянно сплетничающих, бранящихся, завистливых. Г-жа Лорилле даёт Жервеза кличку: «Хромуша».

Гости напиваются. А один из гостей, пьяный дядя Базуж, начинает разглагольствовать: «Когда человек помер. это уж надолго».

Четыре года жизни Жервезы и Купо прошли в тяжёлой работе. Жервеза родила дочь. Очень натуралистично описана сцена родов: Жервеза рожает, не прекращая обычных дел — ведь ей надо работать и готовить мужу еду: «Котлеты были уже на сковородке, когда опять начались схватки. Слезы градом катились у неё из глаз, но она продолжала топтаться у печки; перевернула жаркое. Ну что ж из того, что она родит? Это ещё не значит, что надо оставить Купо без обеда! Но она едва успела поставить бутылку вина; добраться до кровати ей уже не хватило сил, — она упала на пол и родила тут же, прямо на рогожке».

Купо очень заботливо относится к Жервезе и маленькой дочке, которую назвали Нана.

Вторую квартирку наверху занимало двое жильцов — мать и сын Гуже. Мать занималась починкой кружев, а сын, кузнец, работал на гвоздильном заводе.

Сбережения четы Купо достигли шестисот франков. С этого времени Жервеза потеряла покой. Ею овладела честолюбивая мечта — открыть свою собственную прачечную и самой нанять работниц.

Но пока её мечтам не суждено сбыться. Работая, Купо падает с крыши: «Его тело описало лёгкую кривую, два раза перевернулось в воздухе и с глухим звуком, как узел белья, брошенный с высоты, рухнуло на середину улицы». Купо при смерти. Жервеза тратит все сбережения на его лечение. Завистливые Лорилле рады такому раскладу событий.

Однако Гуже, тайно влюблённый в Жервезу, предлагает ей занять у него деньги — 500 франков, и открыть прачечную. Сам Гуже откладывал их на свадьбу, как того желала его мать.

Жервеза открыла прачечную и наняла работниц: кривую Огюстину и долговязую Клеманс. Лорилле окончательно рассорились с Жервезой. Г-жа Лорилле открыто обвиняла Жервезу в любовной связи с Гуже. Жервеза же стала ещё красивее и была счастлива: её мечты сбывались.

А Купо начал часто напиваться, приставать к прачкам. Однако Жервеза прощала его.

Сын Жервезы Этьен работает подмастерьем у Гуже в кузнице, Жервеза иногда приходит к ним отнести бельё и любуется на то, как Гуже работает.

На лестнице как-то раз Жервеза встречает Виржинии, и между ними завязывается разговор, ставший началом закадычной дружбы. Виржини рассказала, что Лантье бросил Адель и ему негде жить.

19 июня — день рождения Жервезы. Все гости в сборе, нет только Купо — он пьёт в «Западне». А чуть позже он, пьяный, приходит домой в обнимку с Лантье.

Купо предлагает Лантье жить у них. Лантье поселяется и начинает очень свободно вести себя с Жервезой. Как-то раз, во время одного из домогательств Лантье, их с Жервезой застаёт Гуже: он решил, что Жервеза спит с Лантье. Но Жервеза разубеждает его: она бы никогда не стала так делать. Гуже предлагает ей уехать в Бельгию, на что Жервеза отвечает отказом. Да, она любит его. Но у неё муж, дети, прачечная.

В одну из ночей Жервеза вернулась с Лантье и увидела, что вся комната в блевотине пьяного Купо. В эту минуту Лантье стал домогаться до Жервезы, она согласилась: «Купо сам виноват». За этой сценой с любопытством наблюдает маленькая дочь Жервезы — Нана.

Скоро весь квартал узнал, что Жервеза каждую ночь ходит к Лантье. «В первое время она чувствовала себя преступницей, испытывала отвращение к себе, ей казалось, что она окунулась в грязь. Выйдя из комнаты Лантье, она чуть не до крови тёрла себе плечи, точно желая смыть эту грязь. Ей хотелось бы, меняя мужчин, менять и кожу. Но мало-помалу Жервеза привыкла. Слишком утомительно было каждый раз мыться». Жервеза понемногу начала забрасывать прачечную, стала хуже работать.

Старуха Купо рассказала Гуже о том, что происходит между Жервезой и Лантье. Гуже заболел от горя. Жервеза пришла принести им бельё — Гуже попросил её уйти. «Жервеза вернулась в прачечную тупо, без единой мысли, — так коровы возвращаются к себе в стойло».

Через некоторое время прачечная разорилась, а Купо процветал среди этого разорения. «Положительно, этот проклятый пьяница только жирел от водки». Вместе Купо и Лантье частенько бьют Жервезу. Она уже привыкла «в конце концов она смирилась, она поняла, что им просто доставляет удовольствие лупить ее, и безропотно подставляла под удары свою жирную спину».

Умерла мать Купо, на глазах у маленькой Нана. На похороны приходят всё те же люди — злобные, завистливые сплетники и лицемеры.

На похороны приходит Гуже. Он говорит Жервезе о том, что она всегда может на него рассчитывать.

Супруги Купо переехали в жалкую каморку, потому что денег становилось всё меньше и меньше.

Сосед супругов Купо, Бижар, ударом ноги в живот убил свою жену. Теперь он регулярно бьёт свою восьмилетнюю дочь Лали. «А между тем сивуха „Западни“ начала свою разрушительную работу и в семействе Купо. Прачка уже предвидела день, когда ее муж, подобно Бижару, возьмётся за кнут и заставит ее „плясать“». Жервеза понемногу «опускается», начинает крепко выпивать.

Купо очень жестоко обращается со своей дочерью Нана. Бьёт её, подозревает в том, что она пошла на панель. На самом деле Нана — просто кокетка, любит красиво одеваться и хорошо выглядеть. Ей 15 лет, а она уже выглядит как настоящая женщина. «Всем своим существом Нана жаждала „покутить и покрутиться“, как говорил папаша Купо».

За Нана начинает бегать какой-то старик; и однажды, когда девушка получила очередную порцию брани от пьяных родителей, она уходит из дома.

Вскоре Лантье говорит, что видел её, хорошо одетую, идущую под руку со стариком.

Через некоторое время Купо и Жервеза увидели Нана на площади, поймали её, избили и забрали домой. «В конце концов, родителям пришлось примириться с Нана. Пусть приходит или не приходит, — как хочет, только бы закрывала за собою дверь. Что делать, привычка сильнее всего, даже порядочности!»

Как-то раз Жервеза бранила девушку, на что она ответила: «Я не раз видела, как ты разгуливала в одной рубашке и чулках! Оставь меня в покое, не надо было показывать пример!»

Восьмилетняя соседка Лали умирает от истощения и побоев своего отца.

Для Жервезы и Купо наступает время платить за квартиру. Жервеза — в долгах и голодает, Купо — пьёт. От голода Жервеза идёт на панель, где совершенно случайно встречает Гуже. Он приводит её домой, в комнату покойной матери, и кормит. Гуже всё ещё любит её. И она любит его, но уходит. «Она вспомнила свою давнюю мечту: спокойно работать, всегда иметь хлеб, спать в чистенькой комнатке, хорошо воспитать детей, не знать побоев, умереть в своей постели.

Теперь она не работала, голодала, спала в грязи, дочь ее пошла по рукам, муж бил ее походя.

Оставалось одно — умереть на мостовой, и если бы она нашла в себе мужество выброситься из окна, — это случилось бы сейчас же».

Купо в «Западне» напился и умер. С этого дня Жервеза стала часто забываться.

«Так Жервеза протянула несколько месяцев. Она опускалась все ниже, выносила последние унижения и с каждым днём понемногу умирала с голоду. Никто не знал, отчего она умерла. Истина была в том, что она погибла от нищеты, от грязи и усталости, от невыносимой жизни. Однажды утром в коридоре распространился дурной запах, и соседи вспомнили, что вот уже два дня не видно Жервезы; когда вошли к ней в каморку, она уже разлагалась».

Жервезу хоронит дядя Базуж со словами: «Послушай. Это я, Весёлый Биби, по прозвищу Утешенье дам. Счастливая ты! Бай-бай, красавица!»

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Ссылка на основную публикацию