Анализ стихотворения Признание Заболоцкого

«Зацелована, околдована»: кому признавался в любви поэт, которому была чужда лирика

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Николай Заболотский (именно так, Заболоцким с ударением на предпоследнем слоге он стал только в 1925 году) родился 24 апреля 1903 года в Уржуме Вятской губернии. В юности он стал студентом Питерского института имени Герцена, и будучи студентом стал участником группы ОБЭРИУ. Отношение к женщинам у обэриутов было чисто потребительское, и сам Заболоцкий был среди тех, кто «ругал женщин яростно». Шварц вспоминал, что Заболоцкий с Ахматовой просто не выносили друг друга. «Курица — не птица, баба — не поэт», – любил повторять Заболоцкий. Пренебрежительное отношение к противоположному полу Заболоцкий пронес почти через всю жизнь и в любовной лирике замечен не был.

Но несмотря на такие жизненные подходы брак и Николая Алексеевича сложился удачно и был весьма прочным. Он женился на однокурснице – стройной, темноглазой, немногословной, которая стала прекрасной женой, матерью и хозяйкой.

От обэриутов Заболоцкий постепенно ушёл, его эксперименты со словом и образом существенно расширились, а к середине 1930-х он стал известным поэтом. Но донос на поэта, случившийся в 1938 году, разделил его жизнь и творчество на две части. Известно, что Заболоцкого на следствии истязали, но он так ничего и не подписал. Может быть, поэтому ему дали минимальные пять лет. Многие писатели были перемолоты ГУЛАГом — Бабель, Хармс, Мандельштам. Заболоцкий выжил — как считают биографы, благодаря семье и супруге, которая была его ангелом-хранителем.

Его сослали в Караганду и жена с детьми последовала за ним. Освободился поэт только в 1946 благодаря хлопотам известных коллег, в частности, Фадеева. После освобождения Заболоцкому разрешили поселиться в семьей в Москве. Его восстановили в Союзе писателей, а писатель Ильенков предоставил ему свою дачу в Переделкино. Он много работал над переводами. Постепенно всё наладилось: публикации, известность, достаток, квартира в Москве и орден Трудового красного знамени.

Но в 1956 году случилось то, чего Заболоцкий никак не ожидал – он него ушла жена. 48-летняя Екатерина Васильевна, жившая многие годы ради мужа, не видевшая от него ни заботы, ни ласки, ушла к писателю и известному сердцееду Василию Гроссману. «Если бы она проглотила автобус, — пишет сын Корнея Чуковского Николай, — Заболоцкий удивился бы меньше!»

На смену удивлению пришёл ужас. Заболоцкий был беспомощен, сокрушён и жалок. Его горе привело его к Наталье Роскиной – 28-летней одинокой и умной женщине. В растерянности от произошедшего он просто позвонил некой даме, которая любила его стихи. Это всё, что он о ней знал. Он позволил той, что знала все его стили с юных лет, они встретились и стали любовниками.

В этом треугольнике счастливых не было. И сам Заболоцкий, и его супруга, и Наталья Роскина мучились по-своему. Но именно личная трагедия поэта и подвигла его к созданию цикла лирических стихов «Последняя любовь», ставшего одним из самых талантливых и щемящих в отечественной поэзии. Но среди всех стихов, вошедших в сборник, особняком стоит «Признание» – подлинный шедевр, целая буря чувств и эмоций. В этом стихотворении две женщины поэта слились в один образ.

Екатерина Васильевна вернулась к мужу в 1958-м. Этим годом датируется еще одно знаменитое стихотворение Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться». Его писал уже смертельно больной человек. Через 1,5 месяца после возвращения жены Николай Заболотский скончался от второго инфаркта.

Признание

Зацелована, околдована,
С ветром в поле когда-то обвенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная моя женщина!
Не веселая, не печальная,
Словно с темного неба сошедшая,
Ты и песнь моя обручальная,
И звезда моя сумасшедшая.
Я склонюсь над твоими коленями,
Обниму их с неистовой силою,
И слезами и стихотвореньями
Обожгу тебя, горькую, милую.
Отвори мне лицо полуночное,
Дай войти в эти очи тяжелые,
В эти черные брови восточные,
В эти руки твои полуголые.
Что прибавится — не убавится,
Что не сбудется — позабудется.
Отчего же ты плачешь, красавица?
Или это мне только чудится?
Николай Заболоцкий

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

История создания Признания Заболоцкого (Анализ стихотворения, стиха)

Многие знают романс «Очарована, околдована», который есть в репертуаре многих исполнителей. Но это произведение было создано на стихотворение «Признание» российского поэта Николая Алексеевич Заболоцкого.

В молодости Николай Заболоцкий был достаточно ярым женоненавистником и считал, что «курица – не птица, а баба – не поэт». В 1930 году он, неожиданно для многих друзей, женился на выпускнице педагогического института Екатерине Клыковой, которая была на пять лет моложе его, но он был сильно в неё влюблён. Она была стройна, застенчива, темноглаза и немногословна. Не красавица, но прекрасная жена, мать и хозяйка. В ней была заметна восточная примесь. Её отношения с мужем были спокойными и даже робкими, так что их брак сложился достаточно удачно, хотя сам Николай Алексеевич был груб и уделял ей слишком мало внимания.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Но всю его жизнь Екатерина Васильевна оставалась для него прекрасной музой.

После ГУЛАГа и переезда в Подмосковье работа Николая Алексеевича Заболоцкого становится главным врагом его брака, так как она занимала у него очень много времени, а сам поэт требовал предельной тишины в доме во время его творчества. В этот период он стал ещё более груб и требователен к своей семье, так что и увеличилось число скандалов в доме Заболоцких. Из-за всего этого Екатерина Васильевна не выдержала и в 1956 году ушла от мужа к писателю Василию Гроссману. Это был серьезный удар для немолодого поэта, ведь он осознал, что жена была для него самым близким и любимым человеком. От безысходности Николай Заболоцкий позвонил Наталье Роскиной, о которой знал лишь то, что это молодая женщина, любящая его произведения. Вскоре они стали встречаться. Наталья Роскина, возможно, напоминала поэту молодую Екатерину Васильевну, что и могло послужить причиной его увлечения этой женщиной, а сама Наталья Роскина позже расскажет, что «любила» Николая Заболоцкого из-за жалости.

После таких поворотов судьбы поэт решил излить все его чувства в стихотворениях. Так стали появляться первые лирические произведения, которые окажутся и последними, у пятидесятичетырехлетнего поэта. В «Можжевеловый куст», «Гроза», «Сентябрь» и других стихотворениях сначала чётко просматриваются образы двух женщин: Екатерины Васильевны и Натальи Роскиной. Всё это зарождает цикл стихотворений «Последняя любовь», который был завершён в 1957 году «Признанием». В этом стихотворение образы двух женщин тесно связаны между собой и даже объединяются в одну, которой и было посвящено данное произведение. Николай Алексеевич Заболоцкий этим стихотворением, возможно, пытался отблагодарить Наталью Роскину и попросить прощения у Екатерины Васильевны. «Признание» стало одним из самых лучших и самых последних стихотворений поэта, так как после возвращения жены в 1958-м году он умер от второго инфаркта через полтора месяца.

На основе стихотворения «Признание» были созданы многочисленные музыкальные произведения. Одними из первых авторов таких произведений стали Михаил Михайлович Звездинский и Александр Николаевич Лобановский. Александр Лобановский использовал все пять строф из «Признания», а многие другие исполняли и исполняют только четыре куплета, за что ему и приписывается подлинное авторство. Известным исполнителем «Очарована, околдована» является Александр Николаевич Малинин.

Стихотворение Николая Алексеевича Заболоцкого «Признание» описывает мужское восхищение таинственной женской натурой и стремление разгадать эту самую тайну. Возможно, поэт таким произведением хотел помочь другим людям разглядеть и начать ценить то, что у них есть, но они могли не замечать этого.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id10704

Анализ стихотворения Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»

В поэтических произведениях можно найти философские мысли. Одним из самых известных таких творений можно назвать стихотворение Заболоцкого «Не позволяй душе лениться». Анализ текста позволяет понять замысел автора, обнаружить тему и идею текста, особенности композиции. Работа отличается простотой и легкостью прочтения, но в ней скрыт глубокий смысл. Произведение можно определить как послание к потомкам, напутствие — через строки поэт выразил свой подход к жизни.

Читайте также:  Западня - краткое содержание книги Золя

История создания

Стихотворение было написано в 1958 году, спустя несколько месяцев Заболоцкий умер. Поэтому его работу можно воспринимать как напутствие тем, кто будет жить после него. Текст достаточно простой, и его основная мысль — важно постоянно трудиться, не проживать время зря, иначе лень быстро завладеет человеком.

Сам Заболоцкий неукоснительно следовал этому правилу. Он много времени проводил за творчеством и за свою жизнь написал чуть больше ста стихов. Помимо поэзии он занимался переводами и немало его работ на этом поприще считаются эталонными.

В тексте «Не позволяй душе лениться» нет деления на части, каждая его строка продолжает тезис, который обозначен в начале произведения. В стихотворении присутствует только лирический герой и именно через него поэт высказывает свое мнение.

Краткий анализ

Основная мысль текста Заболоцкого — душа обязана трудиться, иначе она расслабляется и привыкает отдыхать. По мнению автора, стоит только потерять бдительность, как человека захватит лень, он перестает делать что-то полезное и вырваться из этого состояния крайне сложно. Поэт подчеркивает: отсутствие труда равносильно бесполезному времяпровождению.

В то же время автор выделяет сложность поставленной задачи. Держать свои желания в узде тяжело и это приходится делать на протяжении всей жизни, каждый день, без права на отдых. Человеку может выбрать легкий путь, но это недопустимо.

Лирическому герою нужно получить полную власть над своим внутренним «Я». Сделать это можно только при условии постоянной занятости. Процесс перевоспитания души-лентяйки сложен. Автор предлагает постоянно гнать душу и таскать ее через любые препятствия.

Заболоцкий дает резковатые советы, но поэт считает это допустимым. Свою позицию он аргументирует. По мнению поэта лень приводит к следующим проблемам:

  • нищете;
  • бесцельности существования;
  • низкой морали.

Заболоцкий делает в тексте упор на то, что только от человека зависит образ жизни. Если он будет давать себе поблажки, позволит спать до обеда, то он не достигнет успеха в жизни.

В последних строчках поэт подчеркивает неоднозначность роли души. С одной стороны она является рабыней, с другой царицей, в то же время она работница и дочь. Но вердикт Заболоцкого остается неизменным: душу нужно держать в черном теле.

Средства выразительности

В стихотворении простая композиция и с первых строчек раскрывается основная мысль. Текст состоит из шести катренов, последний является своеобразным выводом. Четвертая строчка первого четверостишия повторяется в конце — так поэт выделил главную мысль работы.

С помощью некоторых художественных приемов автору удается создать красивые и выразительные образы. Например, метафоры передают человечность души. Поэт рассказывает, что ее нужно брать и трясти, заставлять трудиться, вынуждать ее преодолевать препятствия.

Эпитеты дополняют образ души. С их помощью подчеркивается: душа нормально работает только если ее держать в черном теле, не давать ей спать по утрам. Только так герой сможет жить как человек.

В тексте не встречаются сравнения, но в конце есть антитеза. В ней поэт противопоставляет разные положения души. Она одновременно является царицей и рабыней, для владельца — дочерью и работницей. Эмоциональность послания передана обилием восклицательных предложений.

Стихотворение Заболоцкого является своеобразным посланием потомкам. В нем рассказывается необходимость ежедневного труда и предостережение о лености.

Анализ стихотворения Заболоцкого “Это было давно”

В одном из своих писем к сыну Никите, написанных из лагеря, Н.Заболоцкий пишет: “Недавно произошел со мной любопытный случай, о котором я хочу тебе написать. Я шел на работу, один, мимо кладбища. Задумался и мало замечал, что творится вокруг. Вдруг слышу – с кладбища идет ко мне старушка и зовет меня. Протягивает мне пару бубликов и яичко вареное.

– Не откажите, примите.

Сначала я даже не понял, в чем дело, но потом сообразил.

– Похоронили кого-нибудь, – спрашиваю.

Она объяснила, что один сын у нее убит на войне, второго похоронила здесь две недели назад, и теперь осталась одна на свете. Заплакала и ушла. Я взял ее бублики, поклонился ей и пошел дальше.

Видишь, сколько на свете у людей горя. И все-таки они живут и даже как-то умеют другим помогать. Есть чему поучиться нам у этой старушки, которая соблюдая старый русский обычай, подала свою поминальную милостыню мне” (III, 341).

Прошло тринадцать лет, и Заболоцкий пишет стихотворение “Это было давно”.

Обратим внимание на третью строфу стихотворения, которое, как кажется читателю на первый взгляд, носит как бы очерковый характер: Заболоцкий пересказывает ту давнюю историю, которая произошла с ним много лет назад. Строфа начинается так:

В сюжетную ткань стихотворения, описывающего конкретный житейский случай, вдруг врывается запредельная нота: перед читателем не что иное, как Апокалипсис. “Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанный с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела. Второй Ангел вострубил, и как-бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью” (Откр., 8, 7–9). Вот откуда образ “кричащих труб” в стихотворении “Это было давно”. В шестой же главе Откровения Иоанна Богослова мы читаем: “И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои” (Откр., 6, 13).

В анализируемых четырех строчках – напластование смыслов. Апокалиптические времена, в которые жил Заболоцкий, с одной стороны, личный Апокалипсис, с другой, и рухнувший мир его прежнего мировосприятия, с третьей, – все это должен увидеть читатель и понять сокровенный смысл этого стихотворения. Характерно, что принятие подаяния – это поворотный пункт в жизни героя. Вместе с поминальной трапезой он принимает и весь мир этой седой крестьянки, которая, вероятно, на Радоницу приходит на кладбище. Идут пасхальные дни, дни радости о воскресшем Спасителе, и крашеное яичко – символ этой пасхальной радости, которая побеждает смерть надеждой на всеобщее воскресение. “Сияние страдальческих глаз” – это и есть соединение, непостижимое для рационально устроенного разума, страдания и радости, света. Это то, что можно понять только сердцем.

Только старые люди и дети чувствуют Бога сердцем, – и Заболоцкий пристально вглядывается в детство и в старость. В цикле “Последняя любовь” есть стихотворение “Старость”, перекликающееся со стихотворением “Это было давно” прежде всего такими строками:

“Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать “, – писал Пушкин, пришедший к глубинному пониманию христианства. О “животворном свете страданья” пишет и Николай Заболоцкий. “Чистый взор” девочки из стихотворения “Детство” преображает обычный, ничем не замечательный мир, где “Два тощих петуха дерутся на заборе”, // Шершавый хмель ползет по столбику крыльца” (I, 295), в “чудо из чудес”, и именно этот “блаженный смысл” будет вспоминать все свою жизнь . Эта минута преображения – откровение о том, что в мире есть чудо, и оно врывается в детскую душу подобно тому, как врывается в душу героя стихотворения “Это было давно” Благая весть, не названная, но угадываемая читателем.

В стихотворении “На вокзале” божественное начало бытия, вошедшее в человеческий мир, предстает перед читателем в образе Богородицы:

Жена Заболоцкого, Екатерина Васильевна, вспоминала, что у поэта был замысел написать трилогию из поэм “Смерть Сократа”, “Поклонение волхвов”, “Сталин”. Никита Заболоцкий, сын поэта, пишет: “В задуманных Заболоцким поэмах был бы произведен своеобразный художественный анализ цивилизации в наиболее трагических, переломных точках ее развития” * .

Утром 14 октября 1958 года, в день праздника Покров Богородицы, Заболоцкий, несмотря на запрет врача, встал и пошел в ванную. Он почувствовал себя плохо и стал стучать в стену, взывая о помощи. Екатерина Васильевна сразу прибежала к нему, помогла подняться и медленно повела в комнату. В маленькой квартирке путь этот был совсем не длинным, но до постели он дойти не смог. Жена вызвала “скорую помощь”. Врач сделал уже бесполезный укол.

Так его не стало. На письменном столе остался лежать чистый лист бумаги с начатым планом новой поэмы:

    Пастухи, животные, ангелы.

Второй пункт заполнить он не успел. Интересно, что хотел начать свою трилогию Заболоцкий не с поэмы “Сократ”, а с поэмы “Поклонение волхвов”.

Читайте также другие статьи о жизни и творчестве Н. Заболоцкого:

«Не позволяй душе лениться» анализ стихотворения Заболоцкого по плану кратко – тема, год, идея

Философская лирика занимает в творчестве Н. Заболоцкого почетное место. Стихотворение, о котором пойдет речь в статье, изучается в 7 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Не позволяй душе лениться» по плану.

Читайте также:  Жерминаль - краткое содержание романа Золя

Краткий анализ

История создания – было написано в 1958 г. незадолго до смерти поэта.

Тема стихотворения – «взаимоотношения» человека и его души, совет молодому поколению.

Композиция – Произведение не делится на части, все его строки – продолжение начального тезиса: «Не позволяй душе лениться!». Формально стихотворение состоит из шести катренов.

Жанр – послание.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«душа обязана трудиться», «гони ее от дома к дому», «она последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет», «держи лентяйку в черном теле».

Эпитеты«черное тело», «утренняя заря», «жить… по-человечьи».

История создания

Анализируемое стихотворение относится к позднему периоду творчества Н. Заболоцкого. Поэт написал его в 1958 году, а спустя несколько месяцев покинул этот мир. Кажется, что он предчувствовал свою смерть, поэтому поспешил дать напутствия своим потомкам. Сам автор тоже придерживался своего совета. Он проводил много времени с пером и блокнотом. В литературе Н. Заболоцкий известен не только как поэт, но и как переводчик.

Центральные темы произведения – «взаимоотношения» человека и души, совет потомкам. Система образов несложная – лирический герой и душа. Лирический герой обращается к читателям, утверждая, что нельзя позволять своей душе лениться. Иначе невозможно развиваться, двигаться вперед. Лирическое «Я» сливается с автором, выражая его мысли.

Постепенно авторское внимание переключается на душу. Ее, по мнению лирического героя, нельзя жалеть, выбирая легкий путь. Нужно гнать, тащить ее по ухабам, через сугробы и буреломы. Человек должен стать властелином своего «внутреннего «Я», чтобы его душа не позволяла себе долго нежиться в постели.

Некоторые напутствия Н. Заболоцкого резковаты: «Держи лентяйку в черном теле и не снимай с нее узды». Тем не менее, поэт убедительно аргументирует свою позицию. Он считает, что если делать поблажки душе, то она приведет к бедности. Чтобы этого не допустить, неизведанную субстанцию нужно «учить и мучить дотемна». Очень важно, чтобы она жила «по-человечьи». Этим наречием, автор видимо умение поступать по совести. Таким образом, в произведении поднимается проблема моральности.

В последних стихах автор подводит черту под сказанным. Он понимает, что душа – противоречивое понятие, ведь является для человека «рабыней и царицей», «работницей и дочерью» одновременно. Однако это не меняет того, что «она обязана трудиться и день и ночь».

Композиция

Композиция анализируемого стихотворения простая. Оно не делится на части, все его строки – продолжение начального тезиса: «Не позволяй душе лениться!». Формально стихотворение состоит из шести катренов, каждый из которых продолжает предыдущий. Последнее четверостишье – вывод, который ставит окончательную точку в сказанном. Особенность композиции – повторение четвертой строки первого катрена в последней строфе. Ее можно считать главной мыслью произведения.

Жанр произведения – послание, так как автор обращается к читателям. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Рифмовка в тексте перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Оригинально раскрыть тему, создать образы и донести до читателя идею Н. Заболоцкому помогают художественные средства. Главную роль играет метафора, так как в центре авторского внимания душа: «душа обязана трудиться», «гони ее от дома к дому», «она последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет», «держи лентяйку в черном теле и не снимай с нее узды». Некоторые метафоры наделяют душу человеческими привычками. Вспомогательную роль играют эпитеты: «черное тело», «утренняя заря», «жить… по-человечьи». Сравнения поэт не использует. В последнем катрене есть антитезы: «она рабыня и царица, она работница и дочь».

Привлекает внимание и интонация: строки пестреют восклицаниями, наполняющими обращение эмоциями. В некоторых строках автор использовал аллитерацию. Например, резкости придают согласные «с», «ж», «р»: «Она последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет».

Анализ стихотворения Признание Заболоцкого


Комсомольское районное управление образования

МОУ «Чурачикская средняя общеобразовательная школа»

Анализ стихотворения «Гроза идёт»

русского языка и литературы

МОУ «Чурачикская СОШ»

Мальчиковой Татьяны Юрьевны

Чурачики, 2007
Дидактические цели урока :
1. Познакомить учащихся с творчеством Н.А.Заболоцкого.

2. Научить вдумчивому чтению поэтических текстов.

3. Привить навыки анализа, интерпретации и осмысливания стихотворных произведений.

4. Повторить и закрепить умения находить изобразительно-выразительные и стилистические средства.

Методические задачи урока :
1. Раскрыть философское толкование поэтом взаимоотношений природы и человека.

2. Обучение восприятию красоты, гармонии звучания поэтического произведения Заболоцкого.

3. Вызвать эмоциональный отклик на стихи замечательного поэта.

4. Показать силу внутреннего мира Н.А.Заболоцкого.

Учебные материалы :
1. Распечатанные тексты стихов Н.Заболоцкого.

2. Иллюстрации учащихся к стихотворению Н.Заболоцкого «Гроза идёт».

3. Магнитофонная запись песни «Признание» на стихи Заболоцкого.

«О, я недаром в этом мире жил!»

Лирика Николая Алексеевича Заболоцкого.

Стихотворение «Гроза идёт».

(Восприятие, истолкование, оценка.)
«Надо покорять жизнь! Надо бороться за самих себя. Сколько неудач ещё впереди, сколько разочарований, сомнений! Но если в такие минуты человек поколеблется – его песня спета. Вера и упорство. Труд и честность…» (Н.Заболоцкий.)

Этапы жизни и творчества.

1.Ранние детские годы. Казань. 1903 – 1910 .

2.Сернурская начальная школа, Уржумский уезд. 1910 – 1914 .

3.Уржумское реальное училище. 1914 – 1921 .

4.Петроградский Педагогический институт имени Герцена. 1921 – 1925 .

5.1927 год. «Объединение реального искусства» (Обэриу).

6.1929 год. Сборник стихотворений «Столбцы».

7.Арест и лагерь. 1938 – 1946 .

8.Творческий подъём в 1946 – 1948 годы.

9.Трудный период в жизни. 1949 – 1952 .

10.Расцвет творческих сил. 1953 – 1958 .
1.Лекция учителя.

Слова, сказанные 25-летним поэтом, – «Вера и упорство. Труд и честность…» оказались его девизом, его жизненным кредо, которому он следовал всегда, при любых обстоятельствах.

Н.А.Заболоцкий родился 24 апреля 1903 года под Казанью. Его отец был агрономом. Он вятский крестьянин, окончил Казанское сельскохозяйственное училище, по своему воспитанию, нраву и характеру стоял где-то на полпути между крестьянством и тогдашней интеллигенцией. Мать, Лидия Андреевна Дьяконова, – школьная учительница из города Нолинска, сочувствовала революционным идеям своего времени. Нелады с мужем, трудности и домашние заботы (в семье – 6 детей), рано состарили её.

У отца был шкаф с книгами. И, как вспоминает Н.Заболоцкий, «этот отцовский шкаф с раннего детства стал моим любимым наставником и воспитателем. Здесь я навсегда выбрал себе профессию и стал писателем, сам ещё вполне не понимая смысл этого большого для меня события».

В 1910 году семья переехала на родину отца – в Уржумский уезд Вятской губернии. Поселились в селе Сернур. Н.А.Заболоцкий вспоминал: «Мои первые неизгладимые впечатления природы связаны с этими местами. Вдоволь наслушался я там соловьёв, вдоволь насмотрелся закатов и всей целомудренной прелести растительного мира. Чудесная природа Сернура никогда на умирала в моей душе и отобразилась во многих моих стихотворениях».

Этапы его дальнейшей жизни: Сернурская начальная школа, реальное училище Уржума, Педагогический институт имени Герцена. К окончанию института – «объёмистая тетрадь плохих стихов». Результат – в 1926 году стал печататься.

В 1927 году в Ленинграде с молодыми поэтами Даниилом Хармсом и Алексанлром Введенским Заболоцкий организовал так называемое «Объединение реального искусства» (Обэриу) – «новый отряд левого революционного искусства». Заболоцкий, однако, стоял там особняком, чураясь увлечения коллег «заумью» и упрекая их за то, что их стихи «не повествуют о жизни», а потом и вообще отошёл от обэруитов.

В 1929 году вышел первый сборник стихов «Столбцы». Выход этой книги стал заметным литературным событием и в то же время началом многолетних критических нападок на автора. Было время нэпа. Пёстрая и противоречивая действительность этих лет приобрела под пером молодого поэта черты трагического абсурда.

Дальнейший путь Н.Заболоцкого обычно трактуется как отход от «Столбцов» и обращение к традициям классической русской поэзии. Заболоцкого увлекала тема природы. Он посвятил этой теме много стихов и поэм. Но порой в картинах природы ощутимы и отголоски наступившей эпохи сталинского террора.

Уже в самом начале 30-х годов начались аресты и ссылки некоторых обэруитов. Фигурировал в следственных делах об их мифической «контрреволюционной деятельности» и Заболоцкий. В марте 1938 года был арестован Заболоцкий по абсолютно лживому обвинению.

Следствие, пытки, приговор – и долгие годы заключения в лагере. Оттуда он пишет жене: «Если бы я мог теперь писать, я бы стал писать о природе».

После освобождения в конце 1945 года он сначала занимается переводами, а первое своё стихотворение он написал в апреле 1946 года. Называлось оно «Утро», и нанало было многозначительное: «Петух запевает, светает, пора!»

Читайте также:  Нана - краткое содержание романа Золя

В 1947 году он пишет стихотворение «Завещание», близкое пушкинскому «Памятнику»: в нём есть горделивое утверждение «нетленности» своего собственного творческого духа вопреки всем перенесённым невзгодам и испытаниям: «О, я недаром в этом мире жил!» (Чтение наизусть с последующим самостоятельным анализом стихотворения)

Лирический взрыв конца 40-х годов находит выражение и в количестве: в 1946 – 8 стихотворений, в 1947 – 11, в 1948 – 12. И среди них – стихотворение «Журавли». (Наизусть)

Однако не всё в творчестве Заболоцкого шло гладко. В 1948 году вышел второй сборник под скромным названием «Стихотворения». Но в прессе – никакого отклика, ни одной рецензии и статьи. С этим связано и заметное снижение продуктивности Заболоцкого-лирика в 49-52-х годах (1949 год – 3 стихотворения, 1950 – 1, 1951 – ни одного, 1952 – 4).

После смерти Сталина (1953) и после 20 съезда (1956) получают простор разнообразные творческие стили и направления. Резко увеличивается и число появляющихся в печати стихов Заболоцкого.

Поэт всё усерднее присматривается к людям. Вот, например, в стихотворении «О красоте человеческих лиц» перед нами целая галерея портретов. В другом произведении – «Некрасивая девочка» – поэт утверждает своё понимание истинной, духовной красоты. (Чтение наизусть и самостоятельный анализ учащимися)

Стихи Н.Заболоцкого очень лиричны и музыкальны, и некоторые из них стали песнями, как, например, «Признание». (Слушание романса «Признание» – «Очарована, околдована…»)

На исходе 50-х годов Н.Заболоцкий находится в расцвете творческих сил. Писатель Слуцкий вспоминает о последних месяцах жизни поэта: «Однажды он сказал мне, что находится в состоянии особого подъёма, когда всё начатое завершается и когда новые большие замыслы обступают со всех сторон». И, словно раскрывая секрет этого поразительного творческого подъёма, Н.Заболоцкий написал стихотворение, появившееся в печати вскоре после его смерти и прозвучавшее исповедью и завещанием художника – «Не позволяй душе лениться». (Чтение наизусть)

Стихотворение «Гроза идёт»

(Восприятие, истолкование, оценка)

Гроза – одно из самых впечатляющих природных явлений. Она давно интересует многих поэтов и художников. К этой теме обращались художники, о ней писали и поэты: Тютчев, Фет, Некрасов. У Заболоцкого тоже есть стихи об этом грозном явлении: «Гроза», «Засуха». А одно из них называется «Гроза идёт». Читаем его:

Движется нахмуренная туча,

Обложив полнеба вдалеке,

Движется, огромна и тягуча,

С фонарём в приподнятой руке.

Сколько раз она меня ловила,

Сколько раз, сверкая серебром,

Сломанными молниями била,

Каменный выкатывала гром!

Сколько раз, её увидев в поле,

Замедлял я робкие шаги

И стоял, сливаясь поневоле

С белым блеском вольтовой дуги!

Вот он – кедр у нашего балкона.

Надвое громами расщеплён,

Он стоит, и мёртвая корона

Подпирает тёмный небосклон.

Сквозь живое сердце древесины

Пролегает рана от огня,

Иглы почерневшие с вершины

Осыпают звёздами меня.

Пой мне песню, дерево печали!

Я, как ты, ворвался в высоту,

Но меня лишь молнии встречали

И огнём сжигали на лету.

Почему же, надвое расколот,

Я, как ты, не умер у крыльца,

И в душе всё тот же лютый голод,

И любовь, и песни до конца!

– Какие чувства вы испытывали, когда читали и слушали это стихотворение?

Самые разноречивые: печаль, горечь, тревога, страх,

жалость – в начале. А в конце – надежду, гордость,

– Почему стихотворение называется «Гроза идёт»?

Во-первых, у него уже есть стихотворение «Гроза».

Во-вторых, видимо, для поэта важно само действие,

а не просто описание.

– Какова тема стихотворения?

Описание грозы и состояния человека.

– Какие образы мы выделяем в произведении?

Гроза, кедр и «я» – лирический герой.

– К этому уроку вы нарисовали рисунки к стихотворению. Расскажите, что именно вы изобразили и какие чувства вы испытывали, когда рисовали их.

– В стихотворении я вижу два мира: мир земной и мир небесный. Что мы отнесём к небесному миру?

Небо, тучу, молнии..

– Каков этот мир? (Записываем)

Суров: «нахмуренная туча», «огромна и тягуча», «молниями

била», «каменный гром».

– Что или кто соединяет небесный мир и мир земной?

Кедр – дерево, держащееся корнями за землю и упирающееся

– Каков кедр? Выпишем словосочетания:

«Надвое громами расщеплен», «Он стоит, и мёртвая корона

подпирает тёмный небосклон» и т.д.

– За что он наказан?

За то, что посмел подняться так высоко, что хотел, быть

может, достигнуть неба.. Хоть на нём «корона» (теперь

уже «мёртвая»), а иглы сравниваются со звёздами, но он

принадлежит земле, как и человек.

– А человек – это земной мир. Как описан человек? Какие чувства он испытывает? (Записываем словосочетания)

Он тоже боится грозы. «Замедлял я робкие шаги». Ему ка-

жется, что туча преследует его «с фонарём в приподнятой

руке», ловит его, бьёт «сломанными молниями».

– За что он терпит? За что он наказан?

За то, что и он, как кедр, «ворвался в высоту», и он захотел

познать недосягаемое, возвыситься, подняться до неба.

– Как его встречало там небо?

«…его лишь молнии встречали и огнём сжигали на лету».

– Каким вышел из этого испытания человек, в отличие от «дерева печали»?

В отличие от «дерева печали», человек не умер, и в его душе не

Погасло это стремление подняться в высь небесную, и его

Любовь не исчезла, и песни он собирается петь до конца!

– Так и человек: как бы ни были удары судьбы, как бы внешне ни казалось, что он сломлен, уничтожен, но душу его, сердце его не спалить молнией, не запугать громами.

Вот и узнали мы, какова основная мысль стихотворения. Как можно связать данное произведение с биографией поэта? Когда оно могло быть написано?

После лагерей. Ничто не сломило Н.Заболоцкого, он по-преж-

нему готов к борьбе с ударами судьбы.
– Поговорим о языке и строфике стихотворения. Как красив и звучен, как метафоричен и выразителен его язык! Какие изобразительно-выразительные средства использует Заболоцкий при описании, например, тучи, кедра?

Олицетворения: туча «нахмуренная», «с фонарём в приподня-

Метафоры: «дерево печали», «живое сердце древесины»…

Эпитеты: «огромна и тягуча» (туча), «каменный» (гром)…

– Какие стилистические средства использует автор?

Анафору: «Сколько раз…» – мы чувствуем, как растёт ужас у

героя перед страшной грозой.

Антитезу: «белый блеск» – «тёмный небосклон», «живое –

« умер», «иглы почерневшие» – «осыпают звёздами».

– Философские раздумья переданы и через ритм стихотворения. Запишем первую строчку:

Движется нахмуренная туча…

(_ _) (_ _) (_ _) (_ _) (_ _)

Хорей с пиррихиями.

– В первой строфе в каждой строке только три ударных слога – 3 ударные стопы, 2 – безударные . Запишем 1-ую строчку второй строфы:

Сколько раз она меня ловила…

(_ _) (_ _) (_ _) (_ _) (_ _)

– Поэт недаром выбрал чередование частоударных и редкоударных стоп. В первой строфе – движение замедленное, во второй – ускоренное. Как сердцебиение человека – то быстрое, то медленное. Об этом, кстати, говорит и чередование мужской и женской рифмы:

Движется нахмуренная туча, (женская)

Обложив полнеба вдалеке. (мужская)

Это придаёт стихотворению торжественность. Она выражена и через риторические обращения и знаки препинания. Мы можем сказать, что стихотворение Заболоцкого философично и торжественно.

Выводы: Какие бы катаклизмы ни происходили в жизни, настоящий человек найдёт в себе силы противостоять им. Человек не должен терять уверенности в завтрашнем дне, должен верить в себя, в свой талант. Он должен сохранить «в душе всё тот же лютый голод, и любовь, и песни до конца!»

Заболоцкий – один из немногих поэтов, слова которого не расходились с делом. И он прав, говоря: «Надо покорять жизнь! Надо бороться за самих себя. Сколько неудач ещё впереди, сколько разочарований, сомнений! Но если в такие минуты человек поколеблется – его песня спета. Вера и упорство. Труд и честность». Возьмите и вы эти слова, сделайте девизом своей будущей жизни, своим жизненным кредо.

1. Н.А.Зоболоцкий. Стихотворения. – М., «Детская литература» .

2. Н.В.Егорова, И.В.Золотарева. Поурочные разработки по русской литературе 11 класс. II полугодие. – ВАКО Москва 2004.

3. А.М.Турков. «С этапа на этап…». О творчестве Николая Заболоцкого. – Ж-л «Литература в школе», №4 2003 г.

Ссылка на основную публикацию