Великие путешественники – краткое содержание рассказа Зощенко

«Великие путешественники» читательский дневник

«Великие путешественники» – замечательный рассказ М. Зощенко, повествующий о том, как дети познавали окружающий мир, учились выходить из затруднительных положений и отвечать за свои поступки.

Краткое содержание «Великие путешественники» для читательского дневника

Название: «Великие путешественники»

Число страниц: 48. Зощенко М. М. «Великие путешественники». Издательство «Рипол-Классик». 2018 год.

Жанр: Рассказ

Год написания: 1940 год

Главные герои

Минька – шестилетний мальчик, добрый и наивный.

Леля – веселая, активная, самостоятельная девочка восьми лет, старшая сестра Миньки.

Степка – самоуверенный, решительный мальчик, сын хозяйки дачи.

Родители Миньки – добрые, умные и веселые люди.

Сюжет

Когда Миньке было шесть лет, он вместе с родителями и сестренкой Лелькой отдыхал на даче в деревне Пески. У хозяев дачи был сын Степка, который рассказал мальчику, что Земля – круглая, и предложил отправиться с ним в кругосветное путешествие.

Мальчики решили отправиться в путешествие на следующий день, когда взрослых не будет дома. Также они решили взять с собой Лелю и собачку Тузика. Утром друзья отправились в дорогу. Мешок был очень тяжелым, и они несли его по очереди. Когда пришел черед нести его Миньке, он не выдержал тяжести, и упал в канаву. Из мешка выпали провизия, и Тузик успел съесть все сало.

Устав идти, ребята решили сделать привал. Минька принялся уплетать хлеб с сахаром, и его ужалила в щеку оса. Друзья отправились дальше, но Минька всю дорогу плакал от боли. Леля также устала, и хотела вернуться домой. Когда стемнело, Степка решил развести костер при помощи лупы, но солнца уже не было, и он приуныл. Ребята в полной темноте съели хлеб и легли спать. Чтобы не перепутать в какую сторону идти утром, Степка лег ногами вперед.

Лелька проснулась раньше всех и уговорила Миньку повернуть ноги Степки в сторону их дома. Друзья отправились в путь и вскоре оказались дома. Степка не сомневался, что они совершили кругосветное путешествие. Родители решили не наказывать детей, которые сами поняли, какую большую ошибку совершили. Только Степку мать закрыла в бане на целый день.

План пересказа

  1. Земля – круглая!
  2. Подготовка к кругосветному путешествию.
  3. Полный мешок вещей
  4. Минька падает в канаву.
  5. Тузик съедает все сало.
  6. Привал на поляне.
  7. Укус осы.
  8. Ночлег.
  9. Леля предлагает развернуть Степку.
  10. Возвращение домой. Разговор с родителями.

Главная мысль

Прежде чем браться за какое-то дело, нужно рассчитать свои силы.

Чему учит

Рассказ учит быть смелым, решительным, и при этом ответственным за свои поступки. Также учит тому, чтобы иметь собственную голову на плечах и думать, прежде чем соглашаться с чем-то.

Отзыв

Дети не побоялись отправиться в далекое путешествие. Они проявили решительность и отвагу. Вот только они не знали, что для того, чтобы совершить кругосветное путешествие, нужно много учиться.

Рисунок-иллюстрация к рассказу Великие путешественники.

Пословицы

  • Едешь на день, бери хлеба на неделю.
  • В дороге и веточка пригодится.
  • Ученье свет, а неученье тьма.
  • Без знаний и лаптя не сплетешь.

Что понравилось

Понравилось поведение Лели, которая в компании оказалась самой здравомыслящей. Она первая поняла, что совершить кругосветное путешествие им не под силу, и очень умно и тактично сделал так, что все благополучно вернулись домой.

Великие путешественники: Зощенко: краткое содержание

Краткий пересказ рассказа Великие путешественники: Михаила Зощенко.

Рассказ Зощенко “Великие путешественники” написан о приключении детей.
Написан в легкой, юмористической форме, что позволяет детям быстро и с интересом читать такие рассказы. Речь идет о мальчиках, Степке, Миньке и девочке Леле. Степка, наверное, очень много читал о путешествиях и решил поведать своему другу о том, что земля круглая. Что если выйти из одного пункта и идти все время прямо, то обязательно вернешься назад. Но Минька не поверил этому.

И тогда Степка предложил им пойти в кругосветное путешествие и проверить эту версию. Договорились они выходить на следующий день, когда родители одного мальчика уедут в город, а мать другого пойдет на речку стирать. Леля сказала, что у нее есть три рубля, и она возьмет их. Все решили, что этого достаточно, так как покупать будут только конфеты, а все остальное возьмут с собой.

Они собрали вещи в мешок. Немного хлеба, сала, сахара и кучу ненужных вещей, например, подушки, но они считали их необходимыми. На следующий день они отправились в поход вместе с собакой по кличке Тузик. Степка, начитавшись книг, взял рогатки и сачок, чтобы ловить мелких животных и готовить их на костре. Шли они долго через лес.

Мешок оказался тяжелым, и было принято решение нести его по очереди. Леля пронесла немного, а Степка совсем чуть-чуть. Он просто рухнул от тяжести мешка прямо в канаву. И хоть был не тяжелый, перебил всю посуду. Все устали, и только тузик весело крутил хвостом. Он быстро прогрыз дырку в мешке и съел сало.

Вскоре они вышли на опушку и решили заночевать там. Степка из книг узнал, что если ложиться спать в одну сторону ногами, то всегда будешь идти в одном направлении. Но Леля, не спав всю ночь, в страхе, что Степка заведет их куда-то, предложила повернуть ноги Степки в обратную сторону. По дороге они встретили телегу и попросились подъехать.

К удивлению Степки они очень быстро вернулись в родное село Пески, где их ждали разволновавшиеся родители. И отец сказал им, что прежде, чем идти в поход, нужно выучиться и получить знания, образование. Писатель деликатно подсказывает детям не кем быть, а какими быть.

Краткое содержание Зощенко Великие путешественники

В этом рассказе снова младший Минька и старшая Лёля попадают в необычное положение. Приключение, правда, начинается не по их вине, а по идее Степки – сына их кухарки. Чувствуется, что он начитался приключенческих книг и вот решил отправиться в кругосветное путешествие. Для детей всё кажется простым. Раз Земля, как говорят географы, круглая, то, выйдя из дому утром, к вечеру примерно они обогнут земной шар и вернутся домой. Конечно, к вечеру не этого же дня (ещё с индейцами надо познакомиться), поэтому с собой нужно взять запасы. И ещё денег из копилки – несколько рублей, понятно, должно хватить на дорогу. Дети, кажется, всё продумали, но с большой долей наивности.

И вот дети тайно проводят совещания по подготовке к пути. Они собирают сало, хлеб… тарелки. Мешок, который добыл сосед, получается тяжелым. Когда юные путешественники вышли рано утром из дому, то мешок нёс соседский мальчик, но после он отдало его Лёле, та очень быстро устала. Настала очередь маленького Миньки. И мальчик скоро завалился в канаву! Мешок порвался, а собачка, которая тоже шла с ними, съела всё сало. Дальше пошли путешественники по лесной дороге. Им уже хотелось домой вернуться…

Брат с сестрой уже выбились из сил, но энтузиазм соседа не иссякал. Когда они устроили привал, то сосед похвастался секретом великих путешественников – ложиться ногами в тут сторону, куда нужно пойти… И пока он спал ребята повернули его в сторону дома. И вот к вечеру они уже вернулись домой, обойдя практически весь земной шар. По крайней мере, Стёпка был в этом полностью уверен.

Рассказ учит о том, как иногда наши представления отличаются от реальности, но главное – не терять разумность и оптимизм.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Пример краткого пересказа рассказа Зощенко “Великие путешественники”:

Однажды Степка рассказал Миньке, что земля круглая и предложил отправиться в кругосветное путешествие. Мальчики решили взять с собой сестру Миньки – Лелю. Дети собрались на совещание и стали решать как они будут путешествовать и что надо с собой взять.

На следующий день родители Миньки уплыли в город, а дети взяли большой мешок и пошли в кругосветное путешествие. Мешок оказался очень тяжелым и дети несли его по очереди. Но Минька все равно упал в овраг и переколотил все чашки и умывальник.

На обед у детей был хлеб с сахаром и Миньку ужалила оса. Он плакал и не хотел идти дальше. Но Степка угрозами заставил детей продолжать путешествие.

Они остановились на ночлег на полянке и утром Леля попросила Миньку помочь развернуть Степку. Когда Степка проснулся, он посмотрел на свои ноги и повел детей в обратную сторону. Вскоре показалась родная деревня Пески. Степка был сильно удивлен.

В это время как раз вернулись родители и поругали Миньку и Лелю. Но папа Миньки сказал, что пороть детей не будет, а вот учиться им надо. Потому что без высшего образования любое кругосветное путешествие может закончится печально.

А Степку родители в наказание посадили в баню.

Ещё Пересказ
Рассказ “Великие путешественники” один из серии рассказов про брата и сестру Лёльку и Миньку.

Когда Миньке было лет 6, их родители снимали дачу около реки в деревне Пески. У хозяев дачи был сын Стёпка. Он рассказал Миньке, что земля круглая, но Минька не поверил. Тогда Степка рассердился и сказал, что не возьмет его в кругосветное путешествие. Чтобы Степка передумал, пришлось отдать ему перочинный ножик.

Ребята договорились отправиться в путешествие на следующий день, когда взрослых не будет дома. Они также решили прихватить с собой Лёльку, а также собачку Тузика.

Вечером они собрали полный мешок продовольствия и всяких нужных вещей для путешествия.

Продуктов решили много не брать, так как по дороге они собирались убивать дичь и готовить ее на костре.

Мешок они несли его по очереди, сначала нес Степа, потом Лелька и наконец Минька. Мешок был настолько тяжелый, что Минька упал от его тяжести в канаву. Когда они вытащили его из канавы, Тузик успел съесть все сало, ребята решили нести мешок все вместе.

После привала они выкинули из мешка большинство вещей. Миньку укусила в щеку пчела и она ужасно раздулась.

Каждый раз когда они делали привал, Степка садился или ложился повернув ноги в ту сторону куда они должны были идти. Так ребята бродили до позднего вечера. Ранним утром Лелька уговорила брата повернуть ноги Степки в сторону дома, ей очень хотелось домой. По дороге их подвез мужик на телеге и они удачно добрались до дома. Степка решил, что они совершили кругосветное путешествие.

Родители Лельки и Миньки так обрадовались детям, которых не было целые сутки, что решили обойтись без наказания. Только Степку мать закрыла в бане на целый день.

Краткое содержание рассказа “Великие путешественники”
можно записать в читательский дневник так:

Однажды Миньке и Леле (брату и сестре) предложил пойти в кругосветное путешествие их друг Степка. Дети стали с энтузиазмом собираться в путь, взяв с собой необходимые вещи вроде одеяла, подушек, сачок для ловли бабочек и т.д. С ребятами бежала Степкина собака Тузик.

Когда дети шли через лес, Минька свалился в канаву, а потом его на привале ужалила оса.

Леля и Минька были уже не очень и рады такому приключению, и когда Степка уснул, ребята повернули его ноги по направлению к дому. Ребята вернулись домой, где их встретили испуганные родители. Леля и Минька ничего не рассказали Степке, а тот решил, что они и вправду обогнули землю.

Краткое содержание рассказа Зощенко “Великие путешественники”
несколькими предложениями можно написать так:

Главные герои рассказа: Брат с сестрой Минька и Лёлька, приехавшие на летние каникулы в деревню,

мальчик Степка, озорник и проказник, главный вдохновитель “Кругосветного путешествия”,

пёс Тузик, сопровождавший детей в походке.

Стёпка, чтобы доказать своим друзьям, что Земля круглая, зовёт их с собой отправиться в кругосветку.

Собрав большой мешок необходимых в дороге вещей, на рассвете дети отправляются в путь.

Еды они с собой взяли совсем немного, так как рассчитывали по дороге охотиться.

Тузик успевает съесть припасенное сало, пока ребята спасают упавший в ручей мешок.

Миньку кусает пчела.

На ночном привале Миника с Лёлькой разворачивают спящего Стёпку таким образом, чтобы утром он

пошёл в направлении дома (как великий путешественник, Стёпка идёт в ту сторону, куда вечером лежал ногами).

В итоге к вечеру второго дня маленькие путешественники возвращаются домой, и Стёпка уверен, что они совершили кругосветное путешествие.

Сюжет, краткое содержание рассказа «Великие путешественники»
для читательского дневника.

Основные персонажи: Степан, Лёля, Минька и пёс Тузик

Сюжет
Степка делится информацией о том, что Земля круглая с Лёлей и её братом Минькой, но они ему не верят. Ребята собираются в кругосветное путешествие. По теории Степана, обогнув Землю, они должны вернуться в деревню.

Рано утром дети снаряжаются в дорогу всем, по их мнению, необходимым и берут с собой пса. Необходимого оказалось много, мешок нести ребятам нелегко. Минька свалился в канаву и перебил всё стеклянное в снаряжении. Зато мешок стал легче.

С наступлением темноты, друзья останавливаются и засыпают, даже не разведя огонь. Степан ложится спать головой к оставленной деревне, а ногами — в направлении дальнейшего пути, чтобы не сбиться.

Утром Лёля и Минька сговариваются и, пока Стёпка спит, переворачивают его ногами назад. Дети благополучно добираются до дома, причём Стёпка пребывает в уверенности, что они обогнули Землю по кругу.

Вывод (моё мнение)

Любое задуманное дело должно быть подкреплено знаниями.

Ещё краткое изложение:
Рассказ ведется о наших старых знакомых детях Миньке и Леле, только теперь еще с ними друг Степка. Тут Степка поведал друзьям, что Земля круглая, но Минька ему не поверил.

Так они решили проверить данную информацию. Дети хотят дождаться, когда родители уйдут из дома, чтобы отправиться в путь. Взяв с собой три рубля на конфеты они решил, что ничего кроме конфет покупать не будут, ведь все остальное они возьмут с собой.

Читайте также:  Тереза Ракен - краткое содержание романа Золя

Так они начали собираться и взяли хлеба, сахара, а так же кучу ненужных вещей типа подушки. На следующий день они отправились в поход взяв с собой собаку Тузика. Степка как самый начитанный взял рогатку и сачок, чтобы ловить мелких животных.

Мешок с вещами оказался тяжелым и было принято решение нести его по очереди. Мешок для Степы был так тяжел, что он упал вместе с ним перебив всю посуду.

Вскоре они решили переночевать. И как всегда начитанный Степка дает идею ложиться ногами в ту сторону, в какую надо идти. Леля не спала и решила повернуть ноги в обратную сторону. Встретив по дороге телегу они попросили подвезти их.

К удивлению Степы дети скоро выходят к родному селу, где их уже ждут родители. И сказали им родители, что сначала нужно получить образование, а потом идти в поход.

Великие путешественники: краткое содержание и читательский дневник


Михаил Зощенко: Великие путешественники: краткое содержание рассказа для дневника читателя. План рассказа: Великие путешественники, пересказ сюжета, главные герои, главная мысль, отзывы читателей, пословицы.

Коротко содержание рассказа: Великие путешественники.

Кратчайшее содержание в 6 предложений

Дети собрались в кругосветное путешествие, разработали план и собрали нужные вещи.
Минька с тяжелым мешком падет в канаву.
Дети останавливаются на привал и Миньку кусает оса.
Дети ночуют в лесу и Леля предлагает развернуть Степку.
Дети идут в обратный путь и Степка удивляется знакомым местам
Родители радуются детям и объясняют про высшее образование

Читательский дневник – 1

Главные герои
Минька – шестилетний мальчик, добрый и наивный.
Леля – веселая, активная, самостоятельная девочка восьми лет, старшая сестра Миньки.
Степка – самоуверенный, решительный мальчик, сын хозяйки дачи.
Родители Миньки – добрые, умные и веселые люди.

Сюжет
Когда Миньке было шесть лет, он вместе с родителями и сестренкой Лелькой отдыхал на даче в деревне Пески. У хозяев дачи был сын Степка, который рассказал мальчику, что Земля – круглая, и предложил отправиться с ним в кругосветное путешествие.
Мальчики решили отправиться в путешествие на следующий день, когда взрослых не будет дома. Также они решили взять с собой Лелю и собачку Тузика. Утром друзья отправились в дорогу. Мешок был очень тяжелым, и они несли его по очереди. Когда пришел черед нести его Миньке, он не выдержал тяжести, и упал в канаву. Из мешка выпали провизия, и Тузик успел съесть все сало.
Устав идти, ребята решили сделать привал. Минька принялся уплетать хлеб с сахаром, и его ужалила в щеку оса. Друзья отправились дальше, но Минька всю дорогу плакал от боли. Леля также устала, и хотела вернуться домой. Когда стемнело, Степка решил развести костер при помощи лупы, но солнца уже не было, и он приуныл. Ребята в полной темноте съели хлеб и легли спать. Чтобы не перепутать в какую сторону идти утром, Степка лег ногами вперед.
Лелька проснулась раньше всех и уговорила Миньку повернуть ноги Степки в сторону их дома. Друзья отправились в путь и вскоре оказались дома. Степка не сомневался, что они совершили кругосветное путешествие. Родители решили не наказывать детей, которые сами поняли, какую большую ошибку совершили. Только Степку мать закрыла в бане на целый день.

План пересказа
Земля – круглая!
Подготовка к кругосветному путешествию.
Полный мешок вещей
Минька падает в канаву.
Тузик съедает все сало.
Привал на поляне.
Укус осы.
Ночлег.
Леля предлагает развернуть Степку.
Возвращение домой. Разговор с родителями.

Главная мысль
Прежде чем браться за какое-то дело, нужно рассчитать свои силы.

Рассказ учит быть смелым, решительным, и при этом ответственным за свои поступки. Также учит тому, чтобы иметь собственную голову на плечах и думать, прежде чем соглашаться с чем-то.

Пословицы
•Едешь на день, бери хлеба на неделю.
•В дороге и веточка пригодится.
•Ученье свет, а неученье тьма.
•Без знаний и лаптя не сплетешь.

Читательский дневник – 2

Главные герои – Минька и Леля, брат и сестра, а также хозяйский сын Степка.

Краткое содержание запишем в виде плана, из 5-6 предложений:
1.Степка собирается идти в кругосветное путешествие, берет с собой Лелю и Миньку, которые собирают огромный мешок.
2.Утром дети выходят в путь, но мешок страшно тяжелый и они несут его по очереди.
3.На обеде Миньку кусает оса, но дети продолжают свой путь
4.Ночью Леля и Минька разворачивают Степку, чтобы он не завел их куда Макар телят не гонял
5.Дети возвращаются в родную деревню и Степка удивляется, что Земля оказалась такой маленькой
6.Родители наказывают детей, сказав, что прежде чем идти в кругосветное путешествие, надо выучить географию и таблицу умножения.

Рассказ учит нас тому, что надо быть разумными. Для начала надо все продумать и рассчитать. Только потом будет понятно можно ли справиться с такой задачей.

Автор учит детей не бросаться на любые идеи сломя голову. Сначала этой головой надо подумать и изучить все нюансы.

В противной случае не продумав все мелочи, вас ждет неудача. В данном случае один из мальчиков оказался умнее и хитрым способом вернул всех назад.

Читательский дневник – 3

Главные герои и их характеристика
1.Минька. Маленький мальчик. Веселый, хочет во всем принимать участие.
2.Лелька. Его старшая сестра. Разумная и хитрая девочка. Всегда найдет для себя выгоду.
3.Степка. Деревенский мальчик. Решительный, смелый, настойчивый, но не очень умный.

О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)

Дети решают отправиться в кругосветное путешествие, но не понимают, с какими трудностями им придется столкнуться.

Сюжет — краткое содержание
1.Степка собрался в кругосветное путешествие и взял с собой Лельку и Миньку.
2.Дети по очереди несли тяжелый мешок, пока маленький Минька не упал с ним в канаву.
3.Когда дети решили остановиться на привал и стали кушать, Миньку ужалила оса.
4.Дети шли до вечера, а ночью Лелька развернула ноги Степки в обратную сторону.
5.Сенька повел всех назад и очень удивлялся знакомым местам.
6.Родители обрадовались возвращению детей и рассказали им о пользе учения.

План произведения для пересказа
1.Земля круглая;
2.Сборы и три рубля;
3.В путь;
4.Тяжелый мешок;
5.Неудача на привале;
6.Дети устали;
7.Упорный Степка;
8.Ночной переворот;
9.Знакомые места;
10.Пристань;
11.Золотые слова.

Главная мысль
Прежде чем что-либо затевать, нужно много учиться и знать, с чем предстоит столкнуться при выполнении задуманного.

Чему учит эта книга
Рассказ учит пользе знаний, образования. Учит не предпринимать поспешных действий, не идти на поводу безобразников и хулиганов, иметь свою голову на плечах, проявлять хитрость и смекалку.

Читательский дневник – 4

Краткое содержание рассказа “Великие путешественники”

Однажды Миньке и Леле (брату и сестре) предложил пойти в кругосветное путешествие их друг Степка. Дети стали с энтузиазмом собираться в путь, взяв с собой необходимые вещи вроде одеяла, подушек, сачок для ловли бабочек и т.д. С ребятами бежала Степкина собака Тузик.
Когда дети шли через лес, Минька свалился в канаву, а потом его на привале ужалила оса.
Леля и Минька были уже не очень и рады такому приключению, и когда Степка уснул, ребята повернули его ноги по направлению к дому. Ребята вернулись домой, где их встретили испуганные родители. Леля и Минька ничего не рассказали Степке, а тот решил, что они и вправду обогнули землю.

Главные герои рассказа “Великие путешественники” и их характеристика

Минька, мальчик 6 лет. Добрый, наивный, легко увлекается, но всем позволяет собой командовать.
Леля, девочка 8 лет. Веселая, бойкая. подвижная, азартная. Умеет принимать самостоятельные решения.
Степка, сын хозяйки дачи. Самоуверенный, решительный, с замашками лидера.
Родители Миньки. Добрые, веселые, умные.

План пересказа рассказа “Великие путешественники”

Круглая Земля
Перочинный ножик
План путешествия
Три рубля денег
Полный мешок вещей
В путь!
Какой тяжелый мешок.
Минька в канаве
Привал на поляне.
Наглая оса
Усталость накапливается
Ночлег
Переворот Степки
В обратный путь
Знакомые места
Пристань
Разговор с родителями
Наказание
Наука.

Главная мысль рассказа “Великие путешественники”
Без знаний нельзя затевать какое-либо дело, потому что оно обязательно кончится провалом.

Чему учит рассказ “Великие путешественники”
Рассказ учит быть смелым, решительным, предусмотрительным. Учит не бояться приключений. Учит трезво оценивать свои силы, учит пользе знаний. Учит иметь собственную голову на плечах и думать, прежде чем с чем-то соглашаться. Учит тому, что Земля круглая, но очень большая.

Отзыв на рассказ “Великие путешественники”
Мне очень понравился этот рассказ. Особенно мне понравилась девочка Леля, она была в этой компании самая здравомыслящая. Она конечно многого не знала и мечтала совершить кругосветное путешествие наравне со всеми, но потом быстро поняла, что такой путь детям не по силам. И именно благодаря ее находчивости дети не ушли далеко, а вернулись домой.

Пословицы к рассказу “Великие путешественники”
Едешь на день, бери хлеба на неделю.
В дороге и веточка пригодится.
Ученье свет, а неученье тьма.
Без знаний и лаптя не сплетешь.
Больше верь своим очам, нежели чужим речам.

Великие путешественники

Краткое содержание рассказа “Великие путешественники”:

Рассказ Зощенко “Великие путешественники” – это интересная история про трех маленьких детей: Миньку 6 лет, его сестру Лелю и их соседа Степку, у родителей которого они все жили на даче. Степка рассказал Миньке, что Земля имеет форму шара и если идти все время прямо, в одном направлении, то придешь туда, откуда вышел. И, чтобы доказать свои слова, Степка решил сводить Лелю в кругосветку, Миньку он брать не захотел, так как с глупцами путешествовать не интересно.

Миньке же очень хотелось тоже пойти в кругосветное путешествие и он подарил Степке перочинный ножик, чтобы он взял его с собой и Лелей. Степка согласился и дети стали собирать мешок в длительное путешествие. Дети взяли с собой сало, хлеб, сахар, посуду, необходимые предметы в путешествии, такие как лупа для разжигания костра, фонарик, карандаши и даже умывальник. А для привалов взяли одеяла и подушку. Минька еще захватил удочку, сачок и 3 рогатки, чтобы добывать еду и ловить бабочек.

На следующий день, когда родитетели ушли, дети выдвинулись в поход. За ними следом увязалась собачка Тузик. Вскоре Степка устал тащить мешок и дети стали нести его по очереди. Когда очередь дошла до Миньки, он упал под тяжестью мешка в канаву, перебив при этом всю посуду и рукомойник. Пока дети смеялись над этим, Тузик, воспользовавшись ситуацией, съел все сало. Но эти потери не остановило детей и они продолжили путешествие.

Через несколько часов дети решили сделать привал и поели хлеба с сахаром. Запах сахара привлек ос, и одна из них ужалила Миньку в щеку, которая тут же распухла. Но и это происшествие не развернуло великих путешественников, хотя мысли о возвращении домой стали закрадываться в детские головы, Степка пообещал привязать к дереву и оставить на съедение муравьям того, кто откажется продолжать путь.

Так путешественники прошли довольно долго и наступил вечер. Дети нашли место для привала, попытались разжечь костер, но Солнце уже зашло и у них не вышло. Немного приуныв и пожевав хлеба с сахаром в темноте, путешественники стали укладываться спать. Перед сном Степка рассказал всем хитрость всех великих путешественников: чтобы не сбиться с пути, надо ложиться спать ногами в ту сторону, куда держишь путь. Что он и сделал.

Минька с Лелей хотели домой и поутру, пока Степка еще спал, они развернули его ногами к дому. Вскоре Степка проснулся, путешественники позавтракали и отправились туда, куда указывали Степкины ноги. Дорога показалась Степке очень знакомой, но он говорил, что так и должно быть, ведь земля круглая. Вскоре их догнал дяденька на телеге, который согласился подбросить великих путешественников. Вскоре они доехали до небольшой деревеньки, которая была очень похожа на ту, в которой они жили. И пристань была такая же. Степка до того удивился, что не верил, что так быстро можно обойти землю.

А вскоре к пристани причалил пароход, с которого сошли родители Миньки и Лели. Родители отругали детей, потому что они ушли без предупреждения и няня подумала, что они утонули. А Степку родители вообще заперли на целый день в бане. Но на следующий день узника выпустили и дети снова стали играть вместе.

Рассказ Зощенко “Великие путешественники” входит в школьную программу по литературе для 5 класса.

“Великие путешественники” – читать:

Когда мне было шесть лет, я не знал, что Земля имеет форму шара.

Но Степка, хозяйский сын, у родителей которого мы жили на даче, объяснил мне, что такое земля. Он сказал:

— Земля есть круг. И если пойти все прямо, то можно обогнуть всю Землю и все равно придешь в то самое место, откуда вышел.

И когда я не поверил, Степка ударил меня по затылку и сказал:

— Скорей я пойду в кругосветное путешествие с твоей сестренкой Лелей, чем я возьму тебя. Мне не доставляет интереса с дураками путешествовать.

Но мне хотелось путешествовать, и я подарил Степке перочинный ножик.

Степке понравился мой ножик, и он согласился взять меня в кругосветное путешествие.

На огороде Степка устроил общее собрание путешественников. И там он сказал мне и Леле:

— Завтра, когда ваши родители уедут в город, а моя мамаша пойдет на речку стирать, мы сделаем что задумали. Мы пойдем всё прямо и прямо, пересекая горы и пустыни. И будем идти напрямик до тех пор, пока не вернемся сюда обратно, хотя бы на это у нас ушел целый год.

Читайте также:  Беда - краткое содержание рассказа Зощенко

— А если, Степочка, мы встретим индейцев?

— Что касается индейцев, — ответил Степа, — то индейские племена мы будем брать в плен.

— А которые не захотят идти в плен? — робко спросил я.

— Которые не захотят, — ответил Степа, — тех мы и не будем брать в плен.

— Из моей копилки я возьму три рубля. Я думаю, что нам хватит этих денег.

— Три рубля нам безусловно хватит, потому что нам деньги нужны только лишь на покупку семечек и конфет. Что касается еды, то мы по дороге будем убивать мелких животных, и их нежное мясо мы будем жарить на костре.

Степка сбегал в сарай и принес оттуда большой мешок из-под муки. И в этот мешок мы стали собирать вещи, нужные для далеких путешествий. Мы положили в мешок хлеб и сахар и кусочек сала, потом положили разную посуду — тарелки, стаканы, вилки и ножи. Потом, подумавши, положили цветные карандаши, волшебный фонарик, глиняный рукомойник и увеличительное стеклышко для зажигания костров. И, кроме того, запихали в мешок два одеяла и подушку от тахты.

Помимо этого, я приготовил три рогатки, удочку и сачок для ловли тропических бабочек.

И на другой день, когда наши родители уехали в город, а Степкина мать ушла на речку полоскать белье, мы покинули нашу деревню Пески.

Мы пошли по дороге через лес.

Впереди бежала Степкина собачка Тузик. За ней шел Степка с громадным мешком на голове. За Степкой шла Леля со скакалкой. И за Лелей с тремя рогатками, сачком и удочкой шел я.

Мы шли около часа.

Наконец Степа сказал:

— Мешок дьявольски тяжелый. И я один его не понесу. Пусть каждый по очереди несет этот мешок.

Тогда Леля взяла этот мешок и понесла его.

Но она недолго несла, потому что выбилась из сил.

Она бросила мешок на землю и сказала:

— Теперь пусть Минька понесет.

Когда на меня взвалили этот мешок, я ахнул от удивления, до того этот мешок оказался тяжелым.

Но я еще больше удивился, когда зашагал с этим мешком по дороге. Меня пригибало к земле, и я, как маятник, качался из стороны в сторону, пока наконец, пройдя шагов десять, не свалился с этим мешком в канаву.

Причем я свалился в канаву странным образом. Сначала упал в канаву мешок, а вслед за мешком, прямо на все эти вещи, нырнул и я. И хотя я был легкий, тем не менее я ухитрился разбить все стаканы, почти все тарелки и глиняный рукомойник.

Леля и Степка умирали от смеха, глядя, как я барахтаюсь в канаве. И поэтому они не рассердились на меня, узнав, какие убытки я причинил своим падением.

Степка свистнул собаку и хотел ее приспособить для ношения тяжестей. Но из этого ничего не вышло, потому что Тузик не понимал, чего мы от него хотим. Да и мы плохо соображали, как нам под это приспособить Тузика.

Воспользовавшись нашим раздумьем, Тузик прогрыз мешок и в одно мгновение скушал все сало.

Тогда Степка велел нам всем вместе нести этот мешок.

Ухватившись за углы, мы понесли мешок. Но нести было неудобно и тяжело. Тем не менее мы шли еще два часа. И наконец вышли из леса на лужайку.

Тут Степка решил сделать привал. Он сказал:

— Всякий раз, когда мы будем отдыхать или когда будем ложиться спать, я буду протягивать ноги в том направлении, в каком нам надо идти. Все великие путешественники так поступали и благодаря этому не сбивались со своего прямо го пути.

И Степка сел у дороги, протянув вперед ноги.

Мы развязали мешок и начали закусывать.

Мы ели хлеб, посыпанный сахарным песком.

Вдруг над нами стали кружиться осы. И одна из них, желая, видимо, попробовать мой сахар, ужалила меня в щеку. Вскоре моя щека вздулась, как пирог. И я, по совету Степки, стал прикладывать к ней мох, сырую землю и листья.

Перед тем как пойти дальше, Степка выкинул из мешка почти все, что там было, и мы пошли налегке.

Я шел позади всех, скуля и хныча. Щека моя горела и ныла.

Леля тоже была не рада путешествию. Она вздыхала и мечтала о возвращении домой, говоря, что дома тоже бывает хорошо.

Но Степка запретил нам об этом и думать. Он сказал:

— Каждого, кто захочет вернуться домой, я привяжу к дереву и оставлю на съедение муравьям.

Мы продолжали идти в плохом настроении.

И только у Тузика настроение было ничего себе.

Задрав хвост, он носился за птицами и своим лаем вносил излишний шум в наше путешествие.

Наконец стало темнеть.

Степка бросил мешок на землю. И мы решили тут заночевать.

Мы собрали хворосту для костра. И Степка извлек из мешка увеличительное стеклышко, чтоб разжечь костер.

Но не найдя на небе солнца, Степка приуныл. И мы тоже огорчились.

И, покушав хлеба, легли в темноте.

Степка торжественно лег ногами вперед, говоря, что утром нам будет ясно, в какую сторону идти.

Степка тотчас захрапел. И Тузик тоже засопел носом. Но мы с Лелей долго не могли заснуть. Нас пугал темный лес и шум деревьев.

Сухую ветку под головой Леля вдруг приняла за змею и от ужаса завизжала.

А упавшая шишка с дерева напугала меня до того, что я подскочил на земле, как мячик.

Наконец мы задремали.

Я проснулся от того, что Леля теребила меня за плечи. Было раннее утро. И солнце еще не взошло.

Леля шепотом сказала мне:

— Минька, пока Степка спит, давай повернем его ноги в обратную сторону. А то он заведет нас, куда Макар телят не гонял.

Мы посмотрели на Степку. Он спал с блаженной улыбкой.

Мы с Лелей ухватились за его ноги и в одно мгновение повернули их в обратную сторону, так что Степкина голова описала полукруг.

Но от этого Степка не проснулся.

Он только застонал во сне и замахал руками, бормоча: «Эй, сюда, ко мне…»

Наверное, ему снилось, что на него напали индейцы и он зовет нас на помощь.

Мы стали ждать, когда Степка проснется.

Он проснулся с первыми лучами солнца и, посмотрев на свои ноги, сказал:

— Хороши бы мы были, если б я лег ногами куда попало. Вот мы бы и не знали, в какую сторону нам идти. А теперь благодаря моим ногам всем нам ясно, что надо идти туда.

И Степка махнул рукой по направлению дороги, по которой мы шли вчера.

Мы покушали хлеба и двинулись в путь.

Дорога была знакома. И Степка то и дело раскрывал рот от удивления. Тем не менее он сказал:

— Кругосветное путешествие тем и отличается от других путешествий, что все повторяется, так как Земля есть круг.

Позади раздался скрип колес. Это какой-то дяденька ехал в пустой телеге. Степка сказал:

— Для быстроты путешествия и чтоб скорей обогнуть Землю, не худо бы нам сесть в эту телегу.

Мы стали проситься, чтоб нас подвезли. Добродушный дяденька остановил телегу и позволил нам в нее сесть.

Мы быстро покатили. И ехали не больше часа. Вдруг впереди показалась наша деревня Пески. Степка, раскрыв рот от изумления, сказал:

— Вот деревня, в аккурат похожая на нашу деревню Пески. Это бывает во время кругосветных путешествий.

Но Степка еще больше изумился, когда мы подъехали к пристани.

Мы вылезли из телеги.

Сомненья не оставалось — это была наша пристань, и к ней только что подошел пароход.

— Неужели же мы обогнули землю?

Леля фыркнула, и я тоже засмеялся.

Но тут мы увидели на пристани наших родителей и нашу бабушку — они только что сошли с парохода.

И рядом с ними мы увидели нашу няньку, которая с плачем что-то говорила.

Мы подбежали к родителям.

И родители засмеялись от радости, что увидели нас.

— Ах, дети, а я думала, что вы вчера потонули.

— Если бы мы вчера потонули, то мы бы не могли отправиться в кругосветное путешествие.

— Что я слышу! Их надо наказать.

— Все хорошо, что хорошо кончается.

Бабушка, сорвав ветку, сказала:

— Я предлагаю выпороть детей. Миньку пусть выпорет мама. А Лелю я беру на себя.

— Порка — это старый метод воспитания детей. И это не приносит пользы. Дети, небось, и без порки поняли, какую глупость они совершили.

Мама, вздохнув, сказала:

— У меня дурацкие дети. Идти в кругосветное путешествие, не зная таблицы умножения и географии, — ну что это такое!

— Мало знать географию и таблицу умножения. Чтоб идти в кругосветное путешествие, надо иметь высшее образование в размере пяти курсов. Надо знать все, что там преподают, включая космографию. А те, которые пускаются в дальний путь без этих знаний, приходят к печальным результатам, достойным сожаления.

С этими словами мы пришли домой. И сели обедать. И наши родители смеялись и ахали, слушая наши рассказы о вчерашнем приключении.

Что касается Степки, то его мамаша заперла в бане, и там наш великий путешественник просидел целый день.

А на другой день мамаша его выпустила. И мы с ним стали играть как ни в чем не бывало.

Остается еще сказать несколько слов о Тузике.

Тузик бежал за телегой целый час и очень переутомился. Прибежав домой, он забрался в сарай и там спал до вечера. А вечером, покушав, снова заснул, и что он видел во сне — остается покрытым мраком неизвестности. Что касается меня, то во сне я увидел тигра, которого я убил выстрелом из рогатки.

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

16.10.2018

“Великие путешественники”

Зощенко М., рассказ “Великие путешественники”

Жанр: рассказы о детях

Главные герои рассказа “Великие путешественники” и их характеристика

  1. Минька, мальчик 6 лет. Добрый, наивный, легко увлекается, но всем позволяет собой командовать.
  2. Леля, девочка 8 лет. Веселая, бойкая. подвижная, азартная. Умеет принимать самостоятельные решения.
  3. Степка, сын хозяйки дачи. Самоуверенный, решительный, с замашками лидера.
  4. Родители Миньки. Добрые, веселые, умные.

План пересказа рассказа “Великие путешественники”

  1. Круглая Земля
  2. Перочинный ножик
  3. План путешествия
  4. Три рубля денег
  5. Полный мешок вещей
  6. В путь!
  7. Какой тяжелый мешок.
  8. Минька в канаве
  9. Привал на поляне.
  10. Наглая оса
  11. Усталость накапливается
  12. Ночлег
  13. Переворот Степки
  14. В обратный путь
  15. Знакомые места
  16. Пристань
  17. Разговор с родителями
  18. Наказание
  19. Наука.

Кратчайшее содержание рассказа “Великие путешественники” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Дети собрались в кругосветное путешествие, разработали план и собрали нужные вещи.
  2. Минька с тяжелым мешком падет в канаву.
  3. Дети останавливаются на привал и Миньку кусает оса.
  4. Дети ночуют в лесу и Леля предлагает развернуть Степку.
  5. Дети идут в обратный путь и Степка удивляется знакомым местам
  6. Родители радуются детям и объясняют про высшее образование.

Главная мысль рассказа “Великие путешественники”
Без знаний нельзя затевать какое-либо дело, потому что оно обязательно кончится провалом.

Чему учит рассказ “Великие путешественники”
Рассказ учит быть смелым, решительным, предусмотрительным. Учит не бояться приключений. Учит трезво оценивать свои силы, учит пользе знаний. Учит иметь собственную голову на плечах и думать, прежде чем с чем-то соглашаться. Учит тому, что Земля круглая, но очень большая.

Отзыв на рассказ “Великие путешественники”
Мне очень понравился этот рассказ. Особенно мне понравилась девочка Леля, она была в этой компании самая здравомыслящая. Она конечно многого не знала и мечтала совершить кругосветное путешествие наравне со всеми, но потом быстро поняла, что такой путь детям не по силам. И именно благодаря ее находчивости дети не ушли далеко, а вернулись домой.

Пословицы к рассказу “Великие путешественники”
Едешь на день, бери хлеба на неделю.
В дороге и веточка пригодится.
Ученье свет, а неученье тьма.
Без знаний и лаптя не сплетешь.
Больше верь своим очам, нежели чужим речам.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа “Великие путешественники”:
Когда Миньке было 6 лет, он не знал, что Земля круглая. Но об этом ему рассказал Степка, сын хозяев дачи, где жили Минька с родителями. Степка сказал, что если выйти из одного места, то обогнув Землю все равно вернешься обратно.
Минька не поверил Степке и тот сказал, что пойдет в кругосветное путешествие с Лелей. Тогда Минька подарил Степке перочинный нож и тот согласился взять мальчика с собой.
На собрании путешественники выработали план. Они собрались идти через пустыни и горы, и обойти Землю, пусть на этой уйдет даже целый год. При этом Степка решил брать в плен тех индейцев, которые будут сдаваться, и не брать в плен тех, которые этого не захотят.
У Лели было три рубля и Степка сказал, что этого хватит, ведь деньги нужны только чтобы покупать семечки и конфеты, а мясо они будут есть убитых животных.
Потом дети сложили большой мешок нужными вещами.
На следующее утро, когда родители уплыли на пароходе в город, дети отправились в путь. Впереди бежал Тузик, следом шел Степка с огромным мешком на голове. За ним шла Леля со скакалкой, а последним шел Минька с рогатками и удочками.
Через час Степка остановился и сказал, что мешок должны нести все по очереди. Мешок взяла Леля, но быстро выбилась из сил. Тогда мешок взял Минька. Минька прошагал десять шагов и упал в канаву. Причем он упал на мешок и разбил все тарелки и стаканы и рукомойник.
Степка и Леля помирали от смеха глядя на мальчика.
Тогда дети решили использовать Тузика для переноски тяжести, но тот прогрыз мешок и съел все сало.
Дети прошли еще два часа и остановились на привал. Пока они ели хлеб с сахаром, оса укусила Миньку в щеку, и ее сильно раздуло.
Дальше шли уже налегке, но Минька плакал от боли, а Леля тоже устала и хотела домой.
Но Степка сказал, что всякого, кто захочет вернуться, он привяжет у муравейника.
Наконец стемнело. Степка хотел разжечь костер с помощью лупы, но не нашел солнца и приуныл. Тем не менее дети поели в темноте хлеба и легли спать. Степка лег ногами вперед, чтобы знать в какую сторону идти утром.
Рано утром Леля разбудила Миньку и велела помочь развернуть Степку, пока он не завел их куда Макар телят не гонял. Дети быстро развернули Степку, а тот даже не проснулся.
Когда Степка встал, он посмотрел на свои ноги и сказал, что хорошо, что он знает куда идти. И дети отправились в обратную сторону.
Дорога казалась знакомой и Степка этому удивлялся. Мимо проезжал дядька на телеге и согласился подвезти детей. Через час впереди показалась их деревня Пески и Степка раскрыл от удивления рот. Он сказал, что эта деревня просто похожа на Пески, ведь так бывает во время кругосветных путешествий.
Но еще больше он удивился, когда к пристани причалил пароход и стало ясно, что это та самая деревня. Ведь с парохода сошли минькины родители и бабушка, которым что-то говорила нянька.
Дети побежали к родителям и те засмеялись. А нянька сказала, что думала, что Минька и Леля утонули.
Леля рассказала, что они ходили в кругосветное путешествие и бабушка предложила выпороть детей. Но папа сказал, что порка – это не метод воспитания, и что дети сами поняли, какую глупость совершили.
Он сказал, что для того, чтобы идти в кругосветное путешествие мало знать таблицу умножения, надо иметь высшее образование, иначе результаты окажутся печальными.
И за ужином вся семья смеялась, слушая рассказы детей.
А Степку мать посадила в баню и великий путешественник просидел там целый день

Читайте также:  Бедный Федя - краткое содержание рассказа Зощенко

Рисунки и иллюстрации к рассказу “Великие путешественники”

Великие путешественники

Когда мне было шесть лет, я не знал, что Земля имеет форму шара.

Но Степка, хозяйский сын, у родителей которого мы жили на даче, объяснил мне, что такое земля. Он сказал:

— Земля есть круг. И если пойти все прямо, то можно обогнуть всю Землю и все равно придешь в то самое место, откуда вышел.

И когда я не поверил, Степка ударил меня по затылку и сказал:

— Скорей я пойду в кругосветное путешествие с твоей сестренкой Лелей, чем я возьму тебя. Мне не доставляет интереса с дураками путешествовать.

Но мне хотелось путешествовать, и я подарил Степке перочинный ножик. Степке понравился мой ножик, и он согласился взять меня в кругосветное путешествие.

На огороде Степка устроил общее собрание путешественников. И там он сказал мне и Леле:

— Завтра, когда ваши родители уедут в город, а моя мамаша пойдет на речку стирать, мы сделаем что задумали. Мы пойдем всё прямо и прямо, пересекая горы и пустыни. И будем идти напрямик до тех пор, пока не вернемся сюда обратно, хотя бы на это у нас ушел целый год.

— А если, Степочка, мы встретим индейцев?

— Что касается индейцев, — ответил Степа, — то индейские племена мы будем брать в плен.

— А которые не захотят идти в плен? — робко спросил я.

— Которые не захотят, — ответил Степа, — тех мы и не будем брать в плен.

— Из моей копилки я возьму три рубля. Я думаю, что нам хватит этих денег.

— Три рубля нам безусловно хватит, потому что нам деньги нужны только лишь на покупку семечек и конфет. Что касается еды, то мы по дороге будем убивать мелких животных, и их нежное мясо мы будем жарить на костре.

Степка сбегал в сарай и принес оттуда большой мешок из-под муки. И в этот мешок мы стали собирать вещи, нужные для далеких путешествий. Мы положили в мешок хлеб и сахар и кусочек сала, потом положили разную посуду — тарелки, стаканы, вилки и ножи. Потом, подумавши, положили цветные карандаши, волшебный фонарик, глиняный рукомойник и увеличительное стеклышко для зажигания костров. И, кроме того, запихали в мешок два одеяла и подушку от тахты.

Помимо этого, я приготовил три рогатки, удочку и сачок для ловли тропических бабочек.

И на другой день, когда наши родители уехали в город, а Степкина мать ушла на речку полоскать белье, мы покинули нашу деревню Пески.

Мы пошли по дороге через лес.

Впереди бежала Степкина собачка Тузик. За ней шел Степка с громадным мешком на голове. За Степкой шла Леля со скакалкой. И за Лелей с тремя рогатками, сачком и удочкой шел я.

Мы шли около часа.

Наконец Степа сказал:

— Мешок дьявольски тяжелый. И я один его не понесу. Пусть каждый по очереди несет этот мешок.

Тогда Леля взяла этот мешок и понесла его.

Но она недолго несла, потому что выбилась из сил.

Она бросила мешок на землю и сказала:

— Теперь пусть Минька понесет.

Когда на меня взвалили этот мешок, я ахнул от удивления, до того этот мешок оказался тяжелым.

Но я еще больше удивился, когда зашагал с этим мешком по дороге. Меня пригибало к земле, и я, как маятник, качался из стороны в сторону, пока наконец, пройдя шагов десять, не свалился с этим мешком в канаву.

Причем я свалился в канаву странным образом. Сначала упал в канаву мешок, а вслед за мешком, прямо на все эти вещи, нырнул и я. И хотя я был легкий, тем не менее я ухитрился разбить все стаканы, почти все тарелки и глиняный рукомойник.

Леля и Степка умирали от смеха, глядя, как я барахтаюсь в канаве. И поэтому они не рассердились на меня, узнав, какие убытки я причинил своим падением.

Степка свистнул собаку и хотел ее приспособить для ношения тяжестей. Но из этого ничего не вышло, потому что Тузик не понимал, чего мы от него хотим. Да и мы плохо соображали, как нам под это приспособить Тузика.

Воспользовавшись нашим раздумьем, Тузик прогрыз мешок и в одно мгновение скушал все сало.

Тогда Степка велел нам всем вместе нести этот мешок.

Ухватившись за углы, мы понесли мешок. Но нести было неудобно и тяжело. Тем не менее мы шли еще два часа. И наконец вышли из леса на лужайку.

Тут Степка решил сделать привал. Он сказал:

— Всякий раз, когда мы будем отдыхать или когда будем ложиться спать, я буду протягивать ноги в том направлении, в каком нам надо идти. Все великие путешественники так поступали и благодаря этому не сбивались со своего прямо го пути.

И Степка сел у дороги, протянув вперед ноги.

Мы развязали мешок и начали закусывать.

Мы ели хлеб, посыпанный сахарным песком.

Вдруг над нами стали кружиться осы. И одна из них, желая, видимо, попробовать мой сахар, ужалила меня в щеку. Вскоре моя щека вздулась, как пирог.

И я, по совету Степки, стал прикладывать к ней мох, сырую землю и листья.

Перед тем как пойти дальше, Степка выкинул из мешка почти все, что там было, и мы пошли налегке.

Я шел позади всех, скуля и хныча. Щека моя горела и ныла.

Леля тоже была не рада путешествию. Она вздыхала и мечтала о возвращении домой, говоря, что дома тоже бывает хорошо.

Но Степка запретил нам об этом и думать. Он сказал:

— Каждого, кто захочет вернуться домой, я привяжу к дереву и оставлю на съедение муравьям.

Мы продолжали идти в плохом настроении.

И только у Тузика настроение было ничего себе.

Задрав хвост, он носился за птицами и своим лаем вносил излишний шум в наше путешествие.

Наконец стало темнеть.

Степка бросил мешок на землю. И мы решили тут заночевать.

Мы собрали хворосту для костра. И Степка извлек из мешка увеличительное стеклышко, чтоб разжечь костер.

Но не найдя на небе солнца, Степка приуныл. И мы тоже огорчились.

И, покушав хлеба, легли в темноте.

Степка торжественно лег ногами вперед, говоря, что утром нам будет ясно, в какую сторону идти.

Степка тотчас захрапел. И Тузик тоже засопел носом.

Но мы с Лелей долго не могли заснуть. Нас пугал темный лес и шум деревьев.

Сухую ветку под головой Леля вдруг приняла за змею и от ужаса завизжала.

А упавшая шишка с дерева напугала меня до того, что я подскочил на земле, как мячик.

Наконец мы задремали.

Я проснулся от того, что Леля теребила меня за плечи. Было раннее утро. И солнце еще не взошло.

Леля шепотом сказала мне:

— Минька, пока Степка спит, давай повернем его ноги в обратную сторону. А то он заведет нас, куда Макар телят не гонял.

Мы посмотрели на Степку. Он спал с блаженной улыбкой.

Мы с Лелей ухватились за его ноги и в одно мгновение повернули их в обратную сторону, так что Степкина голова описала полукруг.

Но от этого Степка не проснулся.

Он только застонал во сне и замахал руками, бормоча: «Эй, сюда, ко мне…»

Наверное, ему снилось, что на него напали индейцы и он зовет нас на помощь.

Мы стали ждать, когда Степка проснется.

Он проснулся с первыми лучами солнца и, посмотрев на свои ноги, сказал:

— Хороши бы мы были, если б я лег ногами куда попало. Вот мы бы и не знали, в какую сторону нам идти. А теперь благодаря моим ногам всем нам ясно, что надо идти туда.

И Степка махнул рукой по направлению дороги, по которой мы шли вчера.

Мы покушали хлеба и двинулись в путь.

Дорога была знакома. И Степка то и дело раскрывал рот от удивления. Тем не менее он сказал:

— Кругосветное путешествие тем и отличается от других путешествий, что все повторяется, так как Земля есть круг.

Позади раздался скрип колес. Это какой-то дяденька ехал в пустой телеге. Степка сказал:

— Для быстроты путешествия и чтоб скорей обогнуть Землю, не худо бы нам сесть в эту телегу.

Мы стали проситься, чтоб нас подвезли. Добродушный дяденька остановил телегу и позволил нам в нее сесть.

Мы быстро покатили. И ехали не больше часа. Вдруг впереди показалась наша деревня Пески. Степка, раскрыв рот от изумления, сказал:

— Вот деревня, в аккурат похожая на нашу деревню Пески. Это бывает во время кругосветных путешествий.

Но Степка еще больше изумился, когда мы подъехали к пристани.

Мы вылезли из телеги.

Сомненья не оставалось — это была наша пристань, и к ней только что подошел пароход.

— Неужели же мы обогнули землю?

Леля фыркнула, и я тоже засмеялся.

Но тут мы увидели на пристани наших родителей и нашу бабушку — они только что сошли с парохода.

И рядом с ними мы увидели нашу няньку, которая с плачем что-то говорила.

Мы подбежали к родителям.

И родители засмеялись от радости, что увидели нас.

— Ах, дети, а я думала, что вы вчера потонули.

— Если бы мы вчера потонули, то мы бы не могли отправиться в кругосветное путешествие.

— Что я слышу! Их надо наказать.

— Все хорошо, что хорошо кончается.

Бабушка, сорвав ветку, сказала:

— Я предлагаю выпороть детей. Миньку пусть выпорет мама. А Лелю я беру на себя.

— Порка — это старый метод воспитания детей. И это не приносит пользы. Дети, небось, и без порки поняли, какую глупость они совершили.

Мама, вздохнув, сказала:

— У меня дурацкие дети. Идти в кругосветное путешествие, не зная таблицы умножения и географии, — ну что это такое!

— Мало знать географию и таблицу умножения. Чтоб идти в кругосветное путешествие, надо иметь высшее образование в размере пяти курсов. Надо знать все, что там преподают, включая космографию. А те, которые пускаются в дальний путь без этих знаний, приходят к печальным результатам, достойным сожаления.

С этими словами мы пришли домой. И сели обедать. И наши родители смеялись и ахали, слушая наши рассказы о вчерашнем приключении.

Что касается Степки, то его мамаша заперла в бане, и там наш великий путешественник просидел целый день.

А на другой день мамаша его выпустила. И мы с ним стали играть как ни в чем не бывало.

Остается еще сказать несколько слов о Тузике.

Тузик бежал за телегой целый час и очень переутомился. Прибежав домой, он забрался в сарай и там спал до вечера. А вечером, покушав, снова заснул, и что он видел во сне — остается покрытым мраком неизвестности.

Ссылка на основную публикацию