Каменный цветок – краткое содержание Бажов

«Каменный цветок» — краткое содержание и пересказ сказа П. П. Бажова

Здесь даны основные сведения о сказе П. П. Бажова «Каменный цветок», представлено его краткое содержание для читательского дневника и более подробный пересказ. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны темы и идея этого сказа.

Краткие сведения о произведении

Сказ «Каменный цветок» был написан Павлом Петровичем Бажовым в 1937 году и вошёл в сборник сказов «Малахитовая шкатулка». В основу произведения легли сказания уральских горнорабочих.

Для читательского дневника рекомендуем прочесть краткое содержание сказа, а его пересказ будет полезен при подготовке к уроку литературы.

В кратком содержании и пересказе использованы некоторые слова в таком виде, как они раньше говорились на Урале, например, парнишко, Данилко.

Главные герои сказа

  • Прокопьич — пожилой мастер по резке малахита, человек суровый, но добрый.
  • Данилко Недокормыш — ученик Прокопьича, сирота. Мечтал в своих работах показать истинную красоту малахита.
  • Медной горы Хозяйка — владычица уральских горных богатств.

Другие персонажи

  • Бабушка Вихориха — знахарка, лечившая людей травами, словоохотливая, ласковая.
  • Барин — богатый владелец крепостных горных мастеров.
  • Приказчик — исполнительный слуга барина, присматривающий за мастерами и хозяйством. Жесток к людям.
  • Катя Летемина — невеста Данилы, добрая девушка.

Краткое содержание для читательского дневника

На обучение к Прокопьичу, резчику по малахиту, приказчик направил сироту Данилку Недокормыша. К мастеру и раньше отправляли парнишек в ученики, но он отказывался их обучать — то ли не хотел открывать тайны своего мастерства, то ли считал их неспособными. Данилко пришёлся ему по нраву, так как сразу увидел красоту камня. Чтобы слабый парнишко поправился, Прокопьич давал ему много свободы, но приказчик, узнав об этом, стал давать ему задания на изделия из камня.

Барин решил определить уровень мастерства Данилки и приказал вырезать из малахита чашу на ножке. Барин остался доволен ею и прислал чертёж, по которому Данилко должен был сделать другую чашу с очень сложным узором. Такая работа была Данилке не по нраву — приходилось обрабатывать камень строго по чертежу, не учитывая красоту конкретного образца малахита. От этого в изделии красоты истинной нет.

Тогда задумал молодой мастер кроме этой чаши вырезать другую, в виде цветка, и чтобы красота камня была в ней видна. Мысли об этой работе не давали ему покоя, и Прокопьич решил его женить, чтобы дурь из головы вылетела. А Данилко и сам уже сговорился с Катей Летеминой, что поженятся после того, как заказ барина выполнит.

Готовую чашу, изготовленную по чертежу, другие мастера одобрили, а Данилко не видел в ней красоты. Услышал он от самого старого мастера, что тот постигнет красоту камня, кто увидит каменный цветок. Попадёт такой человек в горные мастера к Хозяйке и будет жить в горе. Очень захотелось парню взглянуть на тот каменный цветок.

Когда перед свадьбой пошёл он на Змеиную горку поискать подходящий малахит, ему явилась Хозяйка. Данила попросил показать каменный цветок, но она стала отговаривать, так как не будет у него другой радости, кроме истинного мастерства, и прежняя жизнь совсем будет немила. Напоминала о Прокопьиче, невесте, но парень упорно просил показать цветок. Повела Хозяйка Данилу в свой сад из самоцветов, увидел там он чудесные каменные цветы.

Вернулся домой Данило сам не свой. Разбил чашу, которую делал в виде цветка, и выбежал из дома. С той поры никто его не видел. Говорили, будто он, лишившись ума, сгинул в лесу. Другие были убеждены, что Данило стал горным мастером Хозяйки.

Краткий пересказ

Не только мастера по мрамору славились, но и мастера по малахиту. В ту пору первым по мастерству был Прокопьич. Барин велел приказчику на выучку к нему «поставить» парнишек, чтобы переняли тонкости мастерства.

Но Прокопьич учил плохо: «всё у него с рывка да с тычка». Парнишке насадит шишек на голове, уши надерёт «да и говорит приказчику», что он неспособный к мастерству. Приказчик посылает мастеру другого парнишку, а тот снова говорит, что не гож для мастерства.

Так перебрали они много учеников. «Дошло дело до Данилки Недокормыша». Это был сирота лет двенадцати, очень худой мальчик с голубыми глазами и кудрявыми волосами. Сперва он служил казачком-прислужником при господах, но оказался нерасторопен, потому что картины и украшения его так завораживали, что он не слышал приказаний. Поняли, что хорошего слуги из него не выйдет, а на заводской или шахтёрской работе он не выдержит. Определили Данилку в подпаски. Здесь тоже он часто задумывался, разглядывал травинки, букашек, а коровы разбредались. Старый пастух хоть и жалел сироту, но укорял его, что нужно смотреть за коровами, а не на букашек, иначе можно в беду попасть.

Данилко хорошо научился играть на рожке, и мелодии у него выходили похожие на шум леса, птичьи переклики. Нравилась его игра людям, но беда вышла — когда пастух задремал, заигрался Данилушко на рожке и забыл про коров. Когда стали стадо собирать, недосчитались нескольких коров, а было тут место глухое, волчье.

За это выпороли пастуха, затем «господский палач» ударил Данилушку, а он молчит. Молчал и после следующих ударов, палач разъярился, что он не кричит, ещё пуще стал бить. Данилушко так и потерял сознание, ни разу не крикнув. Приказчик понял, что такого терпеливого парнишку надо отдать в ученики Прокопьичу.

Данилушко отлежался у бабушки Вихорихи, «она его на ноги поставила», вылечив травами. парнишко спрашивал её про травы, а она рассказывала. Спросил он как-то, все ли цветы она знает, которые растут в этих местах. Вихориха ответила, что те, которые открытые, все знает. А к неоткрытым относится «папор», который цветёт на Иванов день, — колдовской цветок. Есть ещё воровской цветок — он на разрыв траве растёт. В малахитовой горе растёт каменный цветок, который полную силу имеет в змеиный праздник. Кто тот цветок увидит, будет несчастным человеком. Отчего он будет несчастный, она не знала.

Приказчик, узнав, что парнишко немного поправился, отправил его учиться к Прокопьичу. Посмотрел тот на него и сказал, что такого слабенького ему не надо, но приказчик и слушать не стал: «Дано тебе — учи, не рассуждай!»

Увидев, что Данилушко стоит около станочка и малахитовую досточку разглядывает, Прокопьич спросил, что он тут «доглядывает». Парнишко ответил, что, на его взгляд, кромку надо отбивать с другой стороны, чтобы узор получше вышел. Удивился Прокопьич, что верно сказал Данилушко, и понял, что толк из него будет. Стал он по-доброму относиться к парнишке. Чтобы он поправил здоровье, мастер не стал сразу учить его мастерству — «пыль да отрава — живо зачахнет». Стал давать ему различные поручения по хозяйству: то за ягодами пошлёт, то щеглят наловить, то зимой с соседом за дровами в лес. Такая работа шла только на пользу здоровью, и Данилко стал поправляться.

Увидел как-то приказчик, что Данилушко удит рыбу, рассердился, что бездельничает, а не учится, и повёл к Прокопьичу. Приказал показать «чему его мастер выучил». Данилушко стал «рассказывать да показывать». Видит приказчик, что парнишко перенял мастерство у Прокопьича. Когда приказчик ушёл, старый мастер удивляться стал, что он и не учил парнишку, а тот всё понял. Данилушко сказал, что когда Прокопьич «показывал да рассказывал», он всё примечал. Так старику «это по сердцу пришлось», что он пообещал все секреты мастерства открыть парнишке.

Начал приказчик с той поры Данилушке работу давать: сначала попроще изделие, потом посложнее. «Так Данилушко и вырос за этой работой». Когда выточил он из цельного камня «зарукавье-змейку», приказчик признал его мастером и написал барину, что объявился новый мастер по малахитному делу — Данилко Недокормыш. Барин приказал, чтобы Данилко сделал «точёную чашу на ножке», после чего хотел решить отпустить ли его на оброк. Предупредил, чтобы Прокопьич при этом Данилке не помогал. Поэтому приказчик приказал парнишке делать работу у него, чтобы Прокопьич не помогал да не советовал.

Перед тем как идти Данилке работать к приказчику, старый мастер предупредил его, чтобы делал чашу, не торопясь. Данилушко так и работал сначала, но тоскливо ему было у приказчика, и он «сорвался в полную силу». Чашу сделал быстро, а приказчик велел ещё такую же делать. Так сделал парнишко три чаши. Написал приказчик барину, что новый мастер делает работу споро, и все чаши ему послал. Но тот назначил Данилушке оброк пустяковый и «не велел парня от Прокопьича брать — может-де вдвоём-то скорее придумают что новенькое». Вместе с письмом барин прислал чертёж чаши и приказ, чтобы Данилко точно такую сделал.

Отпустил приказчик Данилку к Прокопьичу и отдал ему чертёж. Стал парнишка делать чашу, работа была сложная, «а красоты ровно и вовсе нет». Прокопьич говорил, что раз придумали такую, «значит, им надо». Приказчик не разрешил отступать от чертежа, но, вспомнив наказ барина о том, не выдумают ли они что-нибудь новенькое, разрешил делать и другую работу, если Данилко захочет, но первую чашу сделать «по барскому чертежу».

Данилко стал думать, как же сделать чашу по-своему, и решил делать её «по дурман-цветку», но после того, как барину чашу по чертежу выточит.

Прокопьич, заметив, что Данилке нравилась Катя Летемина, стал «про женитьбу заговаривать». Данилушко сказал, что они с девушкой договорились пожениться после того, как чашу барскую сделает.

Когда чаша была готова, другие мастера хвалили работу парня, а он был недоволен — не нравилась, что в чаше этой не видна красота камня. Один древний старик, который ещё Прокопьича учил, предупредил Данилушку, чтобы эти думы он из головы выбросил, иначе попадёт «к Хозяйке в горные мастера». Рассказал он, что люди тех мастеров не видят. Живут они в горе, и что Хозяйке нужно, то они и делают, и изделия их чудесны. Эти мастера красоту поняли, потому что «цветок каменный видали». Но кто посмотрит на этот цветок, «тому белый свет не мил станет».

После этого стал Данилушко в лес ходить цветы разглядывать да думать, как чашу свою по дурман-цветку получше сделать, а жениться решил после того, как придумает чашу и камень для неё подберёт.

Искал он камень на Гумешках — медном руднике, всё не попадался подходящий. И вдруг услышал голос, сказавший, чтобы искал камень у Змеиной горки. Увидел Данилко женщину, будто из голубого тумана, потом видение исчезло. Догадался парень, что это сама Хозяйка.

На другой день на Змеиной горке нашёл Данилушко большой камень, очень подходящий для его задумки, привёз на лошади домой и принялся за чашу. Но всё недоволен был своей работой, не получалось показать всю красоту камня.

Решил Данилушко, что не подняться ему выше в мастерстве, и стал «торопить со свадьбой». Пришлась она «как раз около Змеиного праздника», когда, по поверью, все змеи в одно место собираются. И потянуло Данилку на Змеиную горку в последний раз сходить.

Пришёл он туда, подошёл к тому месту, где камень взял, там уже снежок припорошил землю. Сел отдохнуть и стал думать о каменном цветке: «Вот бы поглядеть!» Вдруг теплее стало, словно лето вернулось. Увидел Данилушко Медной горы Хозяйку, узнал её по «платью малахитову».

Сказала она, что будет ему камень, о каком мечтает. Попросил Данилушко Хозяйку показать цветок каменный, но она предупредила, что жалеть потом будет, ведь кто увидел цветок, сами возвращаются в гору, к ней, Хозяйке Медной горы. Попыталась отговорить парня, напомнила о Прокопьиче, Кате, но Данилушко упёрся: «Без цветка мне жизни нет. Покажи!»

Повела Хозяйка его в свой сад. Деревья и цветы в нём из чудесного камня, но точно живые. И «подвела та девица Данилушку» к кустам, на которых «большие зелёные колокольцы малахитовы и в каждом сурьмяная звёздочка», а звёздочки тихонько позванивают. «Ну, Данило-мастер, поглядел?» — спросила девица, а тот отвечает, что не найдёшь камня «чтобы так-то сделать». А Хозяйка сказала, что дала бы ему такой камень, если бы сам такой цветок придумал, а теперь не может. Рукой затем махнула, и очутился Данилушко снова на прежнем месте.

Пришёл он в посёлок, а там «у невесты вечеринка была». Сначала Данилушко старался веселиться, а потом загрустил. После вечеринки пришёл домой, разбил свой каменный дурман-цветок и выбежал. С той поры пропал куда-то Данилушко.

Одни говорили, что «ума лишился, в лесу сгинул», а другие — что служит горным мастером у Хозяйки.

Заключение к краткому пересказу

В сказе П. П. Бажова «Каменный цветок» раскрыты темы:

  • искусство;
  • труд;
  • любовь.

Идея этого произведения состоит в том, что истинное мастерство требует полного самоотречения. Но, стремясь в творчестве к идеалу, не нужно забывать о близких людях и приносить собственную жизнь в жертву искусству.

Краткое содержание может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.

«Каменный цветок»

краткое содержание

Малахитовых дел мастер

Прокопьич был лучшим мастером по малахиту. Когда он состарился, барин велел ему подобрать себе смену, то есть обучить ученика малахитовому делу. Суровым учителем оказался Прокопьич – наставлял он шишки на голове учеников, да уши им обрывал и сетовал на то, что не способны они к учебе.

Родители перестали отпускать детей к Прокопьичу, да и сами ребятишки уже начали побаиваться его. Подошла очередь Данилки Недокормыша. Это был двенадцатилетний мальчик, сирота, которого взяли «казачком» в богатый дом. Внешность у Данилки была пригожая, поэтому и выбор господ пал на него. Но у них нужно было много работать, а Данилка, бывало, уставится на какое-нибудь украшение и сидит в уголке.

Блаженный тихоход

Из-за этого прозвали мальчика «блаженным тихоходом» и отправили в подпаски. Но и на этом поприще Данилка показал себя никудышным работником. Пастух засыпал, а мальчишка сидел, мечтая о чем-то своем, коровы же в это время разбредались в разные стороны. В один прекрасный день потерялась корова самого приказчика.

Высекли обоих – и пастуха и Данилку. Глядя на хилого мальчика, палач первый удар нанес легонько но, видя, что тот молчит, принялся бить его изо всей силы. Так, до конца порки Данилка и не проронил ни слова.

Вылечила Данилку деревенская бабка-знахарка. Она и рассказала ему про каменный цветок, который растет в малахитовой горе у самой Хозяйки. На змеиный праздник цветок набирает полную силу, а кто когда-нибудь его увидит – будет несчастным всю жизнь. Почему – этого бабка не знала.

Кадр из х/ф «Каменный цветок». СССР. 1946 г. Данила мастер — актер Владимир Дружников

Способный ученик

Когда Данилка поправился, приказчик отправил его к Прокопьичу: применяй в учебе любые методы, никто за сироту не заступится. В первый же день мальчик указал Прокопьичу на его ошибку.

Прокопьич был вдовцом, детей у него не было, поэтому он всем сердцем привязался к Данилке. Глядя на его хилое телосложение, он решил его сначала откормить, а уже потом привлекать к вредному из-за малахитовой пыли производству. Теперь Данилка был у него «на хозяйстве», а задания у него были одно забавнее другого.

Прокопьич был крепостным, но ему разрешалось работать на себя «по оброку», поэтому свой доход у него имелся. Справил он мальчику новую одежду и обувь, но к ремеслу подпускать пока не спешил. Когда Прокопьич работал, Данилка всегда находился рядом, поэтому он очень многое запоминал.

Через некоторое время приказчик спросил у Прокопьича, что это за мальчик, который бездельничает целыми днями? Он решил проверить, чему за это время Данилка научился у мастера. Оказалось, что очень много премудростей малахитового дела успел усвоить Данилка. С этого дня закончилась его вольготная жизнь – приказчик завалил мальчика работой.

Читайте также:  Хрупкая веточка - краткое содержание сказка Бажова
Молодой мастер

Так незаметно и вырос Данила и превратился в настоящего красавца – здорового, румяного, высокого и кудрявого, «одним словом, сухота девичья». Кроме того, парень и грамоте был обучен, умел он и читать и писать. Работал он быстро, но Прокопьич просил его не спешить, а приказчику сказал, что Данила – тихоход.

Когда Данила изготовил зарукавье в виде змейки, приказчик окончательно признал его мастером и сообщил о нем барину. Тот приказал Даниле подтвердить свое мастерство и выточить чашу из малахита. Данила получил чертежи и наказ, во время работы не обращаться за помощью к Прокопьичу.

Работал Данила у приказчика. Поначалу он не торопился, но когда ему стало скучно, он выточил чашу за один присест. Приказчик велел ему сделать еще две подобных чаши, и эти были изготовлены так же быстро, как и первая.

Раскрыл приказчик обман Прокопьича насчет Данилы-тихохода, разгневался и доложил обо всем барину. Тот же поступил неожиданно: назначил Даниле самый маленький оброк и не велел его от старика Прокопьича забирать, поскольку считал, что одна голова хорошо, а две – лучше. Он надеялся, что вдвоем они придумают что-нибудь необычное. Он передал Даниле чертеж очень затейливой вазы и приказал сделать такую же, срок работы он не обозначил.

Заказ барина

Данила начал работать над вазой, но она ему не нравилась – он видел в ней не красоту, а одни завитушки. Он обратился к приказчику, и тот разрешил ему сделать одну вазу по своему усмотрению.

Изменился Данила, стал он невеселым и задумчивым. Целыми днями бродил он по лугам в поисках цветка, чтобы по его подобию выточить свою чашу. Наконец, цветок был выбран, и им оказался дурман. Но сначала Данила решил закончить работу над барским заказом.

Прокопьич начал отговаривать Данилу от его затеи. Потом, видя, что это бесполезно, решил его женить. Данила сообщил ему, что у него есть девушка Катя, и она давно его ждет. Когда заказ барина был выполнен, устроил Данила по этому случаю праздник – пригласил свою невесту, своего учителя Прокопьча, а также других старых мастеров. Один из них и рассказал Даниле легенду, что те, кто увидит каменный цветок, навсегда оказываются в плену у Хозяйки и служат у нее мастерами до конца жизни.

Мечта Данилы

Окончательно потерял покой Данила, все его мысли занимало то, как постичь красоту камня. Забыл он и о своей свадьбе. Пошел он однажды искать малахит для своего дурман-цветка, и слышится ему голос, который зовет его на Змеиную гору. Пошел он, следуя за голосом, и нашел то, что ему было нужно. Вернувшись домой, он сразу же принялся за работу. Но она его не удовлетворяла, не видел он жизни в создаваемой им чаше.

Когда Данила понял, что ему не удастся увидеть красоту камня, он решил жениться. Свадьбу назначили на время «как раз около Змеиного праздника». Решил Данила в последний раз пойти к Змеиной горе. Только он присел, как ему явилась сама Хозяйка. О ее красоте и малахитовом наряде Данила уже был наслышан, поэтому и узнал ее сразу. Взмолился Данила, чтобы Хозяйка показала ему каменный цветок.

Добровольный плен

Попыталась она отговорить Данилу, сказав, что те, кто цветок увидят, радость жизни утрачивают и потом сами к ней возвращаются. Но Данила стоял на своем. Тогда повела его Хозяйка по своему саду, где все цветы и травы были из разного камня, и подвела к черным, словно бархатным кустам. Налюбовался Данила на каменный цветок, а потом его Хозяйка отпустила домой.

В тот вечер Катя устраивала вечеринку. Сначала Данила веселился вместе со всеми, а потом вдруг загрустил. Побежал он домой, разбил свою дурман-чашу, а в барскую – плюнул. После этого он выскочил из избы.

Данилу долго искали, но так и не нашли. Ходили слухи, что он тронулся умом и сгинул в лесу, а другие шептались, что живет теперь он у Хозяйки и служит ей горным мастером.

Краткое содержание «Каменный цветок»

Сказка «Каменный цветок» Бажова была написана в 1937 году. Произведение вошло в сборник сказок писателя под названием «Малахитовая шкатулка». В основу сказки легли старинные легенды и сказания горнорабочих Урала.

Для читательского дневника и подготовки к уроку литературы в 5 классе рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Каменного цветка».

Главные герои

Прокопьич – старый мастер малахитных дел, суровый, но добрый мужчина.

Данилка Недокормыш – сирота, ученик Прокопьича, мечтавший познать красоту камня.

Хозяйка – волшебница, обитающая в Змеиной горе, владычица самоцветов.

Другие персонажи

Барин – богатый хозяин, которому принадлежали крупные залежи малахита.

Приказчик – злобный и недалекий, но исполнительный помощник барина.

Катя Летемина – невеста Данилки, милая, любящая девушка.

Краткое содержание

Старик Прокопьич имел славу самого лучшего, самого опытного мастера – резчика по малахиту. Ему присылали «парнишек на выучку» , но по какой-то причине Прокопьич «учил шибко худо» : то ли ему было жаль расставаться со своим мастерством, то ли не видел он в своих учениках способностей к этому деликатному делу. Одного за другим отправлял он их обратно с коротким пояснением: «Не гож этот…» .

Так и оставался Прокопьич без ученика, пока не «дошло дело до Данилки Недокормыша» . Сиротке было лет двенадцать, не больше. Из жалости его «взяли сперва в казачки при господском доме: табакерку, платок подать, сбегать куда и протча» . Однако парнишка оказался не приспособлен к этому делу – с куда большим удовольствием он рассматривал картины или различные драгоценные поделки в барском доме. Не смог он работать и подпаском – из-за его невнимательности коровы разбредались, куда хотели. В результате было решено отдать мальчика на обучение Прокопьичу.

Узнав о горькой судьбе Данилушки, Прокопьич пожалел его, а вскоре так привязался, что «прямо сказать, за сына держал» . Поначалу старик давал парнишке много свободы, но как узнал об этом приказчик, так стал сам контролировать обучение Данилки. Но это было лишним – мальчик был на удивление толковый и быстро учился всем премудростям малахитного дела.

Вырос Данилушка высоким, сильным, красивым парнем – «однем словом, сухота девичья» . Прокопьич стал с ним и за невест разговоры вести, но парень мечтал стать настоящим мастером, а потом уж думать о семье.

Однажды барин, чтобы определить уровень мастерства Данилки, приказал ему сделать малахитовую чашу на ножке. Увидев его работу, барин был доволен – он сразу смекнул, что Прокопьич взрастил отличного мастера себе на смену. Он передал Данилке новые чертежи, по которым он должен был вырезать новую чашу со сложными, затейливыми узорами.

После этой проверки Данилка понял, что способен на многое. Вот тогда он и задумал самостоятельно, не по барским чертежам, вырезать редкой красоты чашу, «чтобы камень полную силу имел» . Мысли о ней не давали ему покоя ни днем, ни ночью.

Видя, что парень сам не свой, старик решил его женить: «лишняя дурь из головы вылетит, как семьей обзаведется» . У Данилки уже была на примете славная девушка – Катя Летемина, на которой он собирался жениться, как только выполнит заказ барина.

Чаша по барским чертежам вышла у Данилки знатная. По этому случаю позвал Прокопьич старых мастеров, и те одобрили работу Данилки. Вот только сам он был не очень доволен чашей, в которой не видел ни особой красоты, ни жизни.

Тогда самый старый мастер сказал, что тот, кто увидит каменный цветок, постигнет красоту камня и попадет «к Хозяйке в горные мастера» . Услышав это, загорелся Данилка увидеть тот самый каменный цветок. Однажды, перед самой свадьбой, отправился он на Змеиную гору за малахитом – тут ему Хозяйка и явилась.

Данилка принялся умолять Хозяйку показать ему каменный цветок. Та долго отговаривала от этого: после не будет уж прежней жизни. Вот только Данилка настаивал на своем, и Хозяйка повела парня в свой сад, где он увидел неземной красоты каменный цветок.

Вернулся Данилка домой сам не свой. Он грустил весь вечер, а ночью убежал неизвестно куда. Одни говорили, «что он ума решился, в лесу загинул» , а другие не сомневались, что Данилу взяла к себе в горные мастера сама Хозяйка…

Заключение

Главная мысль произведения – истинное мастерство невозможно без полного самоотречения. Однако в погоне за идеалом не стоит забывать о любимых людях и приносить в жертву собственную жизнь.

После ознакомления с кратким пересказом «Каменного цветка» рекомендуем прочесть сказку в полной версии.

Тест по сказке

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Энциклопедия сказочных героев

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

среда, 14 ноября 2018 г.

Бажов П. “Каменный цветок”

Бажов П., сказка “Каменный цветок”

Главные герои сказки “Каменный цветок” и их характеристика

  1. Данилка Недокормыш, Данилушко, Данило-мастер. Очень талантливый паренек, одержимый своей работой.
  2. Прокопьич. Старый мастер. Данилка был для него как сын. Суровый, но справедливый.
  3. Приказчик. Жадный, жестокий.
  4. Катя. Невеста Данилки. Простая, добрая и верная девушка.
  5. Хозяйка Медной горы. Волшебное существо.

План пересказа сказки “Каменный цветок”

  1. Старый мастер Прокопьич и его ученики.
  2. Как Данилка коров пас
  3. Наказание
  4. Бабка Вихориха
  5. В учениках Прокопьича
  6. Приказчик устраивает экзамен
  7. Три чаши
  8. Новый заказ
  9. Некрасивый чертеж
  10. Поиски нужного камня
  11. Голос в шахте
  12. Нужная глыба
  13. Дурман-чаша
  14. Невеста Катя
  15. На Змеиной горке
  16. Сад Хозяйки
  17. Грусть и печаль
  18. Разбитая чаша.

Кратчайшее содержание сказки “Каменный цветок” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Многих учеников давали Прокпьичу, но взял он только Данилку.
  2. Стал Данилка мастером и заказал ему барин чашу по чертежу..
  3. Не понравился Данилке чертеж, пошел другой камень искать.
  4. Сделал он дурман-чашу, но не казалась она живой.
  5. Сводила Данилку Хозяйка в свой сад, показала каменный цветок.
  6. Разбил Данилка свою чашу и пропал.

Главная мысль сказки “Каменный цветок”
Стремление достичь идеала может свести человека с ума.

Чему учит сказка “Каменный цветок”
Сказка учит стремится к совершенству, но не забывать за работой о простых жизненных радостях. Учит прежде всего оставаться человеком. Учит трудолюбию и упорству. Учит самому выбирать свой путь в жизни. Учит любить близких людей, а не выдуманную красоту.

Отзыв на сказку “Каменный цветок”
Мне понравилась эта история, хотя конец у нее печальный. Данилка был одержим своей идей создать каменную чашу как живой цветок. Но даже самому талантливому человеку сделать это не под силу. Поэтому Данилка и сошел с ума. Он променял обычную человеческую жизнь, на вечное стремление к идеалу.

Пословицы к сказке “Каменный цветок”
Век живи, век учись.
Пока талант получат, век учат.
Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Своя рубашка ближе к телу.
Дело мастера боится.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки “Каменный цветок”
Жил в старину в наших местах мастер Прокопьич и лучше его никто с малахитом работать не мог. Чтобы его мастерство не пропало, барин велел отрядить к Прокопьичу мальчишек в обучение. Но Прокопьич всех браковал, никто ему не нравился. А поскольку учил он все тычками, то и дети не горели желанием к нему в ученики попасть.
Так и дошло дело до Данилки Недокормыша. Был то тихий мальчик лет двенадцати, которого сперва в казачки отрядили, но там он себя не проявил, вот и сдали его в подпаски. Только и в подпасках Данилка не удержался. Все на букашек, да на цветочки смотрел, а коровы у него разбредались кто куда.
Одно только Данилка умел хорошо – на рожке играть. Так за игрой его и беда случилось. Заслушались его игру пастухи, и несколько коров пропали. Так их не нашли, видно волки съели.
Данилку за это дело высечь решили. А он лежит, молча удары принимает. Так чуть не помер и все молча. Ну приказчик и решил его, такого терпеливого, Прокопьичу отдать, если выживет.
Выходила Данилку бабка Вихориха, местная травница. Хорошо было у нее Данилке, все бабку про цветочки разные расспрашивал. А та и про папоротник рассказала и про разрыв-цветок, и каменный цветок упомянула.
Как выздоровел Данилка, отправил приказчик его к Прокопьичу. А тот посмотрел на малого и пошел отказываться, боялся, что такого убьешь ненароком. Но приказчик ни в какую – дал и учи.
Вернулся Прокопьич, а Данилка на малахитовую доску смотрит, где зарез сделан, чтобы кромку отрубить. Любопытно стало Прокопьичу, спросил, что мальчик про эту доску думает. А Данилка и говорит, что неправильно зарез сделан, с другого края резать надо, чтобы узор не испортить. Прокопьич конечно пошумел, но мальчишку не тронул, потому что видел, что прав тот оказался. Потом про жизнь расспросил, ужином накормил, да спать уложил.
На следующее утро отправил Прокопьич Данилку за калиной. Потом за щеглом, так и пошло, не работа, а забава. Привык Прокопьич к Данилке, как к сыну стал относиться. А мальчик и дела справляет и к мастерству присматривается. Про все Прокопьича расспрашивает, всем интересуется.
Раз поймал приказчик Данилку на пруду, расшумелся, за ухо схватил и к Прокопьичу. Старик Данилку выгораживает, а приказчик мальчику экзамен устроил. Но что ни спросит, на все у Данилки правильный ответ готов. Ушел приказчик, а Прокопьич удивляется, откуда малец все знает. Данилка и отвечает, что все примечал, что старик показывал, да объяснял. Прокопьич аж прослезился на радостях.
Стал после этого приказчик Данилке работу задавать. Не самую сложную, но тщательную. И Данилка быстро всему выучился, да сам приказчик его мастером признал, даже барину про него отписал.
А Данилка от приказчика читать и писать выучился. Сам вытянулся, красавец стал, девки заглядываться на него стали. Только Данилка весь в работу был погружен.
А барин в ответ на письмо приказчика, приказал Даниле чашу каменную сделать на ножке, чтобы решить оставить ли его на оброке.
Дали Даниле новое место, станок, принялся он за работу. Сперва время тянул, но потом не выдержал, выточил вазу. А приказчик еще одну требует, потом третью. А как третью Данилка сделал, обрадовался приказчик, сказал, что знает теперь полную силу Данилки, не сможет тот от работы увиливать.
Но барин по-своему решил. Оставил Данилку с Прокопьичем, да оброк пустяковый назначил. Только чертеж новой вазы прислал, с узором из листочков. Стал Данила вазу делать, но не нравится она ему. Некрасивая. Обратился к приказчику, а тот пошумел немного, но вспомнил наказ барина, и разрешил одну вазу точно по чертежу сделать, а вторую как сам Данила захочет.
А Данилка задумался. Стал в лес ходит, все цветочки разные разглядывать. То за барскую чашу примется, то вдруг бросит работу. Наконец объявил Прокопьичу, что по дурман-цветку будет чашу делать. Но что-то у него не заладисось, и решил Данила сперва барскую чашу сделать. Работы там много, не на один год.

А Прокопьич про женитьбу стал разговоры вести, Катю Лемитину в невесты предлагал. Только Данила все отказывался, говорил, что нужно сперва с чашей закончить, а Катя подождет его.
Сделал наконец Данила барскую чащу. Катя смотрит на нее удивляется, мастера восхищаются, придраться не к чему, все точно по чертежу. Один Данила не доволен, нет красоты в чаше. Разгорячился, с мастерами спорит. А один старичок возьми и скажи ему, чтоб выбросил Данилушко эту дурь из головы, а то к Хозяйке в горные мастера попадет. А те мастера цветок каменный видали и красоту его поняли. Их изделия словно живые получаются.
А Данилка как услышал про каменный цветок, стал про него старика расспрашивать. Мастера шумят, Катя в слезы, старик на своем стоит – есть каменный цветок и все тут.
Вскоре после этого пошел Данилка на гумешки, камень подходящий искать. Один перевернет, не нравится, другой – не подходит. Вдруг слышит женский голос, который ему на Змеиной горке поискать советует. Удивился, но решил действительно на Змеиную горку сходить. Там и нашел огромную глыбу, как кустик обделанную. Обрадовался Данила, привез на лошади глыбу, Прокопьичу показал. Говорит, вот как сделаю чашу, так и женюсь на Кате.
Жарко принялся за работу Данилка, и получился дурман-цветок как настоящий. Мастера только руками разводят, а сам Данила не доволен, нет жизни в чаше. Все думал как ее поправить, да бросил. Стал с женитьбой торопить.
Приказчик как чашу ту увидел, хотел сразу барину отослать, но Данила задержал, сказал, поправить немного нужно.
Назначили свадьбу на Змеиный день, а как раз накануне решил Данила еще раз на Змеиную горку сходить. Пришел, сел, задумался. Вдруг теплом повеяло. Смотрит Данила, а напротив сама Хозяйка сидит, по красоте ее и признал.
Спросила Хозяйка про чашу, а Данила стал просить ее каменный цветок показать. Отговаривала его Хозяйка, но Данила на своем стоял. И повела она его в свой сад. Смотрит Данила, а стен нет, только деревья каменные стоят, с листочками, с сучками. Подвела Хозяйка Данилу к полянке, а там кусты черные как бархат, на каждом колокольчик малахитовый, а в нем сурьмяная звездочка.
Увидел Данилушка каменный цветок, но понял, что камня такого ему вовек не найти. А Хозяйка рукой повела и очнулся Данила на том же месте, у Змеиной горки.
Вернулся домой, на вечеринке невестиной ему что-то плохо стало. Повела его Катя домой провожать, а Данилушка никак не развеселится.
Пришел домой грустный, на чашу свою смотрит. Потом взял и расколотил ее на мелкие кусочки. А ту, что по чертежу делал не тронул, только плюнул в серединку. Выбежал Данилушка из дома и пропал. Больше его никто и не видел. Поговаривали, что взяла его к себе Хозяйка мастером.

Читайте также:  Таюткино зеркальце - краткое содержание сказки Бажова

Рисунки и иллюстрации к сказке “Каменный цветок”

Краткое содержание сказки «Каменный цветок» П. Бажова

Сказка «Каменный цветок» Бажова была написана в 1937 году. Произведение вошло в сборник сказок писателя под названием «Малахитовая шкатулка». Для читательского дневника и подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Каменный цветок». В основу рассказа легли старинные легенды и сказания горнорабочих Урала.

  1. Основные персонажи сказки
  2. Бажов «Каменный цветок» очень кратко
  3. Короткий пересказ «Каменного цветка»
  4. Содержание «Каменного цветка» с цитатами
  5. Видео сказка «Каменный цветок» Бажов

Основные персонажи сказки

  • Прокопьич – старый мастер малахитных дел, суровый, но добрый мужчина.
  • Данилка Недокормыш – сирота, ученик Прокопьича, мечтавший познать красоту камня.
  • Хозяйка – волшебница, обитающая в Змеиной горе, владычица самоцветов.
  • Барин – богатый хозяин, которому принадлежали крупные залежи малахита.
  • Приказчик – злобный и недалекий, но исполнительный помощник барина.
  • Катя Летемина – невеста Данилки, милая, любящая девушка.

Бажов «Каменный цветок» очень кратко

Краткое содержание «Каменный цветок» для читательского дневника:

Прокопьич был отличным мастером по малахиту. Но состарился и барин решил, что старик должен подготовить себе приемника. Все было сложно. Дети, приходившие на науку, оказались неспособными освоить ремесло.

Телесные наказания отпугивали и детей, и родителей. Очередь дошла до Данилки. Ему было 12 лет. Его пробовали лакеем и пастухом, но мальчик был медленным. Однажды за потерю коровы его сильно высекли. Спасла бабка – знахарка. Она поведала, что человек увидевший каменный цветок несчастен.

У мастера Данилка научился многому и ловко работал. Хотел сделать чашу красивее, чем делал для барина, но безуспешно. Тогда на Змеиной горке Хозяйка показала каменный цветок. Парень исчез бесследно, забыв о работе и невесте.

Упорно добиваться успеха — вот к чему побуждает сказка. Прокопьич хотя был суровым человеком, но развивал талант Данилы всеми силами. Это учит не смотреть на происхождение человека, и замечать доброе.

Сказка «Медной горы хозяйка» П. Бажова была написана в 1936 году. Для лучшей подготовки к уроку по литературе в 5 классе рекомендуем прочитать краткое содержание «Хозяйка Медной горы» на нашем сайте. Центральным персонажем в этом поучительном рассказе стала мифическая владычица Уральских гор, популярный персонаж легенд и поверий местных горняков.

Короткий пересказ «Каменного цветка»

П. Бажов «Каменный цветок» краткое содержание:

Жил в одном из уральских заводов мастер Прокопьич, первый по малахиту в тех местах. Мастер уже пожилым был, вот барин и велел приставить к нему ученика. Только не шла наука у Прокопьича, «всё у него с рывка, да с тычка». Наставит мальчонке шишек по всей голове, уши оборвёт, да и отсылает обратно — не способен, мол, к науке.

Местные мальчишки начали Прокопьича бояться, да и родителям не хотелось своё дитя на муки отправлять. Так и дошло дело до Данилки Недокормыша. Был этот двенадца­тилетний мальчонка круглым сиротой — мать свою не помнил, а отца и вовсе не знал. Лицом Данилка был чистенький и пригожий, поэтому взяли его «казачком» в господский дом. Тут надо бы вьюном виться, а мальчик уставится на украшение какое и замрёт в уголке.

Посчитали Данилку «блаженным тихоходом» и отправили в подпаски. Но и здесь работа у него не пошла. Старый пастух заснёт, Данилка замечтается, а коровы разбегутся. Однажды потеряли нескольких коров, одна из них приказчикова была.

Высекли сначала старого пастуха, а потом за хилого Данилку принялись. Палач сперва несильно ударил. Данилка зубы сжал и молчит. Тогда палач разозлился и начал бить изо всех сил. Мальчик так и сомлел, не проронив ни звука.

Выходила Данилку местная бабка-знахарка. От неё мальчик и узнал о каменном цветке. Растёт этот цветок у Хозяйки в малахитовой горе, «на змеиный праздник полную силу имеет». Если человек тот цветок увидит, всю жизнь несчастным будет, а почему — бабка не знала.

Скоро Данилка на ноги стал. Приказчик это углядел и приставил его учеником к Прокопьичу: мальчонка — сирота, учи, как хочешь, никто не заступится. Глаз у Данилки оказался верный. В первый же день он мастеру на ошибку указал.

Прокопьич один жил, жена его умерла, детей не нажил, вот и привязался мастер к сироте. Работать с малахитом вредно, каменная пыль быстро лёгкие забивает, поэтому решил мастер сначала худого и хилого Данилку откормить, а потом уж за науку приниматься. Приставил он мальчика к хозяйству, и начал задания давать — что ни работа, то забава.

Прокопьич крепостной был, но работать на себя, «по оброку», ему разрешалось, поэтому был у мастера свой доход. Данилку он за сына принял, справил ему хорошую одежду, сапожки. К ремеслу своему мастер его пока не подпускал, но Данилка сам выспрашивал Прокопьича и всё запоминал.

Скоро приказчик заинтере­совался: чей это мальчонка целыми днями бездельничает? Решил проверить, чему мастер его выучить успел. Оказалось, что между делом Данилка успел много премудрости усвоить. С этого дня кончилось Данилушкино вольготное житьё, начал приказчик ему работу давать.

За этой работой Данила и вырос. Работал он быстро, но Прокопьич учил его не спешить и приказчику внушил, что Данилка — тихоход. В свободное время мальчик даже читать-писать научился. Со временем стал Данила видным парнем — высоким, румяным, кудрявым и весёлым, «одним словом, сухота девичья».

Когда выточил Данила «зарукавье-змейку из цельного камня», приказчик его мастером признал и написал о нём барину. Тот решил испытать нового мастера, велел выточить чашу из малахита, чертёж прислал и наказал присматривать, чтобы Прокопьич Даниле не помогал.

Поместил приказчик Данилу у себя. Сначала парень старался работать медленно, а потом ему скучно стало, она и выточил чашу одним махом. Приказчик ему ещё две такие же чаши выточить велел. Получилось, что Данила сделал три чаши за срок, который барин на одну дал.

Понял приказчик, что Прокопьич его за нос водил, разозлился и описал всё барину. Тот же «всё как есть наоборот повернул» — назначил Даниле маленький оброк и не велел от Прокопьича забирать, надеясь, что вдвоём они что-то новенькое придумают. К письму барин приложил чертёж затейливой чаши, велел сделать такую же и срок отвёл неограниченный.

Данила принялся за работу, но чаша ему не нравилась — не было в ней красоты, одни завитушки. С разрешения приказчика решил Данила ещё одну чашу выточить, по своей задумке.

Стал Данила-мастер задумчивый, невесёлый, с лица спал, всё ходил по лугам, искал цветок, чтобы по его подобию свою чашу сделать и всю красоту камня показать. Выбрал он для чаши дурман-цветок, но сперва решил барский заказ доделать.

Прокопьич его отговаривал, потом женить решил, надеясь, что после свадьбы вся дурь из головы выйдет. Данила признался, что соседка Катя давно его ждёт. Наконец, выточил Данила барскую чашу и устроил по этому случаю праздник, пригласил невесту и старых мастеров. Один старик, учитель Прокопьиа, и рассказал парню, что те, кому каменный цветок увидеть удаётся, постигают всю красоту камня и навсегда попадают к Хозяйке в горные мастера.

Потерял Данила покой, о свадьбе забыл — так хотелось ему красоту камня понять. Однажды пошёл он малахит для своей дурман-чаши искать, а голос ему и подсказывает: сходи на Змеиную гору. Потом мелькнула перед Данилой женщина и пропала. Отправился парень на Змеиную гору, нашёл то, что искал, принялся за работу, но не выходит у него чаша, жизни в ней нет.

Понял Данила, что сам не в силах поймать красоту камня, жениться решил. Свадьба пришлась «как раз около Змеиного праздника». Пришёл Данила в последний раз к Змеиной горке, сел отдохнуть, тут ему Хозяйка и явилась. Парень её по красоте и малахитовому платью узнал. Попросил он Хозяйку показать ему каменный цветок.

Та его отговорить попыталась: увидевшие цветок радость жизни теряют и сами к ней возвращаются. Но Данила не отступал. Отвела его Хозяйка в свой сад с деревьями и травой из разного камня и подвела к чёрным, будто бархатным кустам. Нагляделся Данила-мастер на каменный цветок, и Хозяйка его домой отпустила.

В тот день у Кати-невесты вечеринка была. Сперва Данила веселился вместе со всеми, а потом загрустил. Вернувшись после вечеринки домой, разбил Данила свою дурман-чашу, в барскую чашу плюнул и выбежал из избы.

Долго Данилу искали. Одни считали, что он с ума сошёл и в лесу загинул, а другие говорили, что Хозяйка взяла Данилу в горные мастера.

Сказка «Малахитовая шкатулка» Бажова была написана в 1938 году. Это одно из лучших произведений писателя, вошедших в сборник под названием «Уральские сказы». Для подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать «Малахитовая шкатулка» в кратком содержании на нашем сайте. Книга является продолжением сказки Бажова «Медной горы Хозяйка».

Содержание «Каменного цветка» с цитатами

Краткое содержание «Каменный цветок» Бажов с цитатами из произведения:

Старик Прокопьич имел славу самого лучшего, самого опытного мастера – резчика по малахиту. Ему присылали «парнишек на выучку», но по какой-то причине Прокопьич «учил шибко худо» – то ли ему было жаль расставаться со своим мастерством, то ли не видел он в своих учениках способностей к этому деликатному делу. Одного за другим отправлял он их обратно с коротким пояснением: «Не гож этот…».

Так и оставался Прокопьич без ученика, пока не «дошло дело до Данилки Недокормыша». Сиротке было лет двенадцать, не больше. Из жалости его «взяли сперва в казачки при господском доме: табакерку, платок подать, сбегать куда и протча».

Однако парнишка оказался не приспособлен к этому делу – с куда большим удовольствием он рассматривал картины или различные драгоценные поделки в барском доме. Не смог он работать и подпаском – из-за его невнимательности коровы разбредались, куда хотели. В результате было решено отдать мальчика на обучение Прокопьичу.

Узнав о горькой судьбе Данилушки, Прокопьич пожалел его, а вскоре так привязался, что «прямо сказать, за сына держал». Поначалу старик давал парнишке много свободы, но как узнал об это приказчик, так стал сам контролировать обучение Данилки. Но это было лишним – мальчик был на удивление толковый и быстро учился всем премудростям малахитного дела.

Вырос Данилушка высоким, сильным, красивым парнем – «однем словом, сухота девичья». Прокопьич стал с ним и за невест разговоры вести, но парень мечтал стать настоящим мастером, а потом уж думать о семье.

Однажды барин, чтобы определить уровень мастерства Данилки, приказал ему сделать малахитовую чашу на ножке. Увидев его работу, барин был доволен – он сразу смекнул, что Прокопьич взрастил отличного мастера себе на смену. Он передал Данилке новые чертежи, по которым он должен был вырезать новую чашу со сложными, затейливыми узорами.

После этой проверки Данилка понял, что способен на многое. Вот тогда он и задумал самостоятельно, не по барским чертежам, вырезать редкой красоты чашу, «чтобы камень полную силу имел». Мысли о ней не давали ему покоя ни днем, ни ночью.

Видя, что парень сам не свой, старик решил его женить – «лишняя дурь из головы вылетит, как семьей обзаведется». У Данилки уже была на примете славная девушка – Катя Летемина, на которой он собирался жениться, как только выполнит заказ барина.

Чаша по барским чертежам вышла у Данилки знатная. По этому случаю позвал Прокопьич старых мастеров, и те одобрили работу Данилки. Вот только сам он был не очень доволен чашей, в которой не видел ни особой красоты, ни жизни.

Тогда самый старый мастер сказал, что тот, кто увидит каменный цветок, постигнет красоту камня и попадет «к Хозяйке в горные мастера». Услышав это, загорелся Данилка увидеть тот самый каменный цветок. Однажды, перед самой свадьбой, отправился он на Змеиную гору за малахитом – тут ему Хозяйка и явилась.

Данилка принялся умолять Хозяйку показать ему каменный цветок. Та долго отговаривала от этого – после не будет уж прежней жизни. Вот только Данилка настаивал на своем, и Хозяйка повела парня в свой сад, где он увидел неземной красоты каменный цветок.

Вернулся Данилка домой сам не свой. Он грустил весь вечер, а ночью убежал неизвестно куда. Одни говорили, «что он ума решился, в лесу загинул», а другие не сомневались, что Данилу взяла к себе в горные мастера сама Хозяйка…

Заключение

Главная мысль произведения – истинное мастерство невозможно без полного самоотречения. Однако в погоне за идеалом не стоит забывать о любимых людях и приносить в жертву собственную жизнь.

Читайте также сказку “Каменный цветок” в полном варианте.

Видео сказка «Каменный цветок» Бажов

Рассказ повествует о талантливом молодом мастере Даниле, который прекрасным образом освоил ремесло резчика по малахиту, но этого ему было недостаточно. Его душа тосковала по уникальному знанию, ради которого он отказался от обычной земной жизни.

«Каменный цветок» Бажов краткое содержание на видео:

Серебряное копытце — краткое содержание для читательского дневника

Сюжет

Под конец жизни дед Кокованя остался совсем один. Узнал он, что в деревне живёт ещё одинокий человечек — сирота-девочка Дарёнка. Подумал дедушка, что хорошо будет взять девчонку к себе. Пришёл за ней, а у неё друг — кошечка Мурёнка. Пришлось деду и её пригреть. Чтобы ребёнок Кокованю не боялся, рассказал он сироте легенду о козлике с серебряным копытцем. Дарёнка доверилась старичку и они втроём очень хорошо зажили: дедушка подрабатывал, а девочка по хозяйству хлопотала.

Читайте также:  Серебряное копытце - краткое содержание сказки Бажова

Однажды дедушка взял с собой своих домочадцев на охоту. Остановились они в лесном домике. Кокованя ушёл в лес, а сиротка увидела в окно, как её кошка играет с козликом. Девочка вышла из дома, чтобы взглянуть поближе и увидела, что козлик бьёт своим копытцем и выбивает драгоценные камешки. Когда Кокованя вернулся, он вместе с Дарёнкой собрал полную шапку самоцветов. Кошка Мурёнка куда-то пропала, а дедушка с названной внучкой зажили безбедно.

Серебряное копытце — краткое содержание для читательского дневника

Дед Кокованя остался без жены и детей. Чтобы ему было не так грустно и одиноко, он решил взять на воспитание ребенка. Соседи рассказали, что в их деревне есть 6-летняя девочка Даренка, которая осталась сиротой. Когда Дед Кокованя пришел забирать девочку, то рассказал ей о волшебном козлике Серебряное копытце, который живет в лесу. История очень заинтересовала девочку, и она согласилась пойти жить к деду. У Даренки была кошка Муренка, которую Кокованя тоже забрал с собой.

С тех пор стали они жить вместе. Кокованя ходил на работу, Даренка готовила и убирала в избе, Муренка ловила мышей. Вечером все трое собирались вместе, и девочка часто расспрашивала деда о козлике Серебряное копытце.

Однажды Кокованя решил пойти в лес охотиться на козлов и после долгих уговоров взял с собой Даренку с кошкой. Девочка мечтала увидеть волшебного козлика. В лесу у деда был домик, где они и поселились.

Как-то раз, когда Кокованя уехал в деревню и оставил одну Даренку с кошкой, мечта девочки осуществилась. Она увидела волшебного козлика, который игрался с Муренкой. Когда девочка решила разглядеть его поближе, козлик Серебряное копытце, переместился на крышу их дома и выбивал драгоценные камни.

Как раз тогда домой вернулся и дед Кокованя, который насобирал полную шапку камней. После этого они забыли о бедности. Вот только кошка после встречи с волшебным козликом куда-то бесследно исчезла.

История создания

Павел Петрович Бажов — талантливый интерпретатор уральского фольклора. В своих произведениях, которые написаны в стиле русских народных сказок, автор сочетал элементы реальности и фантазии. Литературные работы писателя учат мудрости, доброте, милосердию. В основу сказа о копытце лег фантастический образ. Когда-то ходил по Уралу серебряный олень — хранитель богатств. Аналогией ему в народных преданиях служат «лось — золотые рога» и «козел — серебристое копытце».

Олень (косуля) стал одним из самых поэтичных образов, созданных Бажовым. В предании говорится, что ему поклонялись финно-угорские племена. Рогатая голова лося (оленя, косули) — символ неба. На рогах лесной житель нес солнце, не касаясь копытами земли, которая была скверна для него.

На капищах шаманы укладывали священные серебряные блюда. На них лось мог опускаться, чтобы постоять на земле. В большом количестве такая посуда выменивалась жителями Урала на пушнину через татарских купцов. Наследие сохранилось, лучшая его часть вошла в коллекцию иранского серебра в Эрмитаже. Есть мнение, что от этой легенды и пошло в народе название Серебряное копытце. Священный олень касался копытами серебра, монет и драгоценных камней, которые лежали на блюдах в качестве даров для животного.

Впервые произведение было опубликовано в 1938 году в альманахе «Уральский современник». В 1942 году его отредактировали для сборника «Ключ-камень».

В сказе выделяется одна сюжетная линия, близкая к волшебной бытовой сказке. Фантастические события разворачиваются в привычных для героев условиях.

Персонажи произведения

Сказ читают вслух тихо, задушевно, немного грустно. Повествование ведется от лица заинтересованного рассказчика, который передает читателям сочувствие к простым обездоленным людям, вынужденным работать на приказчика до глубокой старости. Постепенно читатели знакомятся с главными героями «Серебряного копытца»:

  1. Кокованя. Мудрый и заботливый дед, оставшийся без семьи. Мечтал усыновить мальчонку и обучить своему мастерству. Умелый охотник, по характеру добрый и веселый, мастер сказывать сказки. Необычное имя персонаж получил от слова «коко», что в словаре пермских говоров обозначает «горевать», «печалиться».
  2. Даренка. Осиротевшая девочка пяти-шести лет, которую Кокованя взял на воспитание вместо мальчика. Рассудительная, трудолюбивая, мечтательная. Умеет вести хозяйство. Хочет увидеть волшебного козла, рассказы о котором услышала от дедушки.
  3. Муренка. Бурая кошка девочки, которая тоже живет в доме Коковани. Все понимает, по-своему разговаривает (мурлычет).
  4. Серебряное копытце. Волшебный козел, который стал другом Муренки. Осторожный, всегда уходит от преследования.

Отзывы о книге

Сказка Бажова о волшебном козлике — одна из моих самых любимых с детства. Проходили мы ее и в школе, разбирали, анализировали. Мне очень нравится, что Кокованя спокойный и рассудительный, а Даренка веселая и непоседливая. Муренка их объединяет, ласковая кошка. Жалко, что в конце произведения она пропала вместе с козликом.

Лиза, 14 лет, Красноярск

Потянуло меня на пенсии перечитать сказы Бажова, тут и внуки подросли, сидят рядом, слушают. Из всех произведений больше всего запомнилось про Полоза и Кокованю. Выдумщик был русский народ такие истории придумывать, да и земля уральская богатая, располагала к этому. Читаешь, думаешь, погружаешься в другой мир. Все заботы уходят.

Максим Иванович, 67 лет, Орел

Сказку о Даренке и Коковане знаю и люблю с детства. Книжка с красивыми картинками передалась по наследству дочери. Теперь ей задали написать в читательском дневнике свое отношение к прочитанному. Разобрали тему, легко и быстро заполнили основные пункты — автор, смысл, содержание, выводы. Любимый момент у нас — это когда Муренка деда с девочкой догоняла, чтобы с ними отправиться на зимовку. Кошка в этом произведении — уникальный, волшебный персонаж.
Вероника Б., 32 года, Екатеринбург

Подробный пересказ

События происходят в давние времена в одном отдаленном местечке на Урале. Главными действующими лицами здесь выступают дедушка Кокованя, маленькая девочка по имени Дарёнка, кошка по кличке Мурёнка и козлик.

Шестилетняя девочка остается совсем одна, без родителей. Круглую сироту под свою опеку взял один добрый дедушка, звали его Кокованя. Остаток своей жизни он решил посвятить воспитанию маленькой девочки по имени Дарёнка. Девочка очень привязалась к своей любимице кошке, поэтому дедушка взял ее к себе домой. Кокованя так здорово и увлекательно умел рассказывать всякие разнообразные истории и небылицы, что девочка была от них просто в восторге. И какими бы фантастическими, удивительными и небывалыми они ни были, Дарёнка по-детски наивно в них верила. Одной, пожалуй, самой полюбившихся из всех историй Коковани для девочки стала сказка об одном лесном козлике, у которого на правой ноге было серебряное копытце. Когда он бил им по земле несколько раз, то из-под копыта вылетали драгоценные камешки и рассыпались вокруг.

Каждый год дедушка Кокованя, будучи заядлым охотником, уходил в лес на все лето промышлять. Но сейчас он не знал, что делать, как оставить маленькую девочку одну. Но та сама начала проститься вместе с ним в лес. Дарёнка была храброй девочкой, и предстоящие трудности ее совсем не испугали. В дорогу с ними увязалась и кошка Мурёнка.

Как-то раз дедушка был вынужден отправиться в деревню за лошадью, но оставлять в лесу маленькую девочку было нельзя. Но та снова убедила старика, что бояться нечего и сказала, чтобы тот шел по своим делам и не волновался.

Девочка давно мечтала встретить в лесу сказочного козлика с серебряным копытцем, и теперь, оставшись в лесном домике, начала его выслеживать. И вот однажды сказочное создание оказалось совсем неподалеку, буквально в двух шагах от ее домика. Девочка восхищенно наблюдала за ним. На третий день козлик забрался на крышу избушки, топнул правой ножкой, и посыпались вокруг драгоценные камешки.

Вскоре вернулся дедушка и стал вместе с девочкой любоваться этим прекрасным зрелищем. Тут лесной козлик испарился, будто его и не было, а за ним убежала и кошка Мурёнка. Дедушка успел собрать целую охапку дорогих камней.

Главная мысль этого произведения заключается, в том, что всегда нужно верить в свои мечты. Также в сказке сделан акцент на доброте и теплых чувствах в отношениях людей друг с другом.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Информация для читательского дневника

Краткий анализ и план сказки «Серебряное копытце» нужны третьеклассникам для заполнения читательского дневника и подготовки к уроку внеклассного чтения. К этой работе следует приступать после знакомства с текстом произведения. В конспекте необходимо отразить следующие вопросы:

  1. История создания. Произведение написано в 1938 году по мотивам фольклора.
  2. Жанр. Сказ — народно-эпическое произведение, которое имитирует речь заказчика, повествует от его лица. Текст богат красочными описаниями, поговорками, пословицами.
  3. Тема. Добрые дела, вера в чудо. Только человек с бескорыстным сердцем и чистыми помыслами может стать свидетелем волшебства.
  4. Идея. Добро и бескорыстная помощь людям обязательно будут вознаграждены. Кокованю и его воспитанницу козлик одарил за их чистосердечие, доброту, легкое отношение к жизни.
  5. Проблематика. Человек не может быть счастлив в одиночестве. Ему нужен не только круг общения, но и семья, пусть даже приемная.

Образ кошки автор ввел в произведение специально. Гордые и независимые животные сопровождают людей более пяти тысяч лет, дарят им свою ласку и общение. Муренка кажется читателю волшебной. Она по-своему разговаривает с хозяевами, вторит им, поддерживает («Пр-равильно говоришь. Пр-равильно»). При обсуждении рассказа в классе ребятам предстоит выполнить пересказ «Серебряного копытца». План, на который можно опереться, может выглядеть так:

  1. Встреча Коковани и сиротки.
  2. Новая дружная семья.
  3. Дедушкины сказки.
  4. История о козлике.
  5. Жизнь в лесу.
  6. Отъезд Коковани.
  7. Долгожданное появление козла.
  8. Дружба лесного гостя и кошки Муренки.
  9. Щедрые дары нежданного гостя.

Сказ Бажова сочетает жанровые особенности волшебной и бытовой сказки. Действие происходит с обычными людьми в привычной для них обстановке. Волшебство совершают козлик, которого хотели увидеть герои, и кошка, впоследствии ставшая спутницей лесного обитателя. В произведении используются зачин, присказки, поговорки, уменьшительно-ласкательные суффиксы.

То, чему учит сказка «Серебряное копытце», можно встретить и в других произведениях Павла Петровича Бажова. Автор акцентирует внимание на вопросах доброты, трудолюбия, проблеме одиночества, любви к животным. Другая важная мысль заключается в том, что успех и богатство приходят к тем, кто этого заслуживает, трудится, стремится к цели. Сказ учит любить окружающий мир, заботиться о близких, ценить природу и ее дары.

Приводя ситуацию с шапкой, писатель подчеркивает, что не нужно брать больше положенного. Лишнее впрок не пойдет, им лучше поделиться без сожаления. К произведению хорошо подходят пословицы «Добро делай и добро жди» и «Кто людям помогает, тот и свои желания исполняет».

Сказочная история вызывает отклики в сердцах взрослых и детей. Красивым и неторопливым языком автор рассказывает историю о том, как главные герои заслужили награду за свои труды.

Краткое содержание «Серебряное копытце»

Произведение «Серебряное копытце» Бажова было написано в 1938 году. В доброй и поучительной сказке автор описал жизнь маленькой сиротки Даренки и старика Коковани, которым посчастливилось увидеть волшебного козла по прозвищу Серебряное копытце.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Серебряное копытце», которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы во 2 классе.

Главные герои

Кокованя – одинокий старик, золотодобытчик, приютивший сиротку.

Даренка – шестилетняя девочка, сиротка, воспитанница Коковани.

Другие персонажи

Серебряное копытце – волшебный козел, из-под копыта которого вылетали драгоценные камни.

Муренка – кошка, которую подобрала на улице Даренка.

А ещё у нас есть:

Краткое содержание

На заводе работал одинокий старик по прозвищу Кокованя. Семьи у него не было, и однажды он решил взять на воспитание сиротку. Кокованя поинтересовался у знакомых, есть ли у кого не примете беспризорный ребенок. Ему ответили, что недавно «осиротела семья Григория Потопаева» : старших девочек взял к себе на работу местный барин, а шестилетняя Даренка оказалась никому не нужна.

Призадумался Кокованя – он хотел взять к себе мальчонку, чтобы обучить своему делу, вырастить помощника на старость. Когда же он узнал, что за девочкой нет никакого ухода, и чужие люди, поселившиеся в доме ее родителей, каждый раз попрекают сиротку куском хлеба, он согласился забрать Даренку к себе.

В праздничный день Кокованя навестил семью, в которой жила девочка. Он познакомился с ней, рассказал, что летом занимается добычей золота, а зимой охотится. Чтобы заинтересовать сиротку, он рассказал ей историю о необыкновенном козле. Подробности же старик пообещал сообщить, если Даренка согласится переехать к нему.

Девочке «любопытно стало про козла-то узнать» , да и дедушка показался ей добрым и ласковым. Она согласилась переехать к нему, но с одним условием – взять с собой худенькую и ободранную кошку Муренку, к которой она успела привязаться всем сердцем.

Так стали они жить втроем: большой бородатый дед Кокованя, «махонькая» Даренка да кошка Муренка. По утрам старик уходил на работу, девочка «в избе прибирала, похлебку да кашу варила» , а кошка ловила мышей.

По вечерам, после ужина, Кокованя рассказывал своей воспитаннице сказки, которые он знал в великом множестве. Даренка слушала их с большим удовольствием, но каждый раз просила дедушку рассказать ей о волшебном козле. Кокованя поведал, что у того козла «на правой передней ноге серебряное копытце» . Топнет он тем копытцем, и появится драгоценный камень, топнет дважды – еще один самоцвет появится, «а где ножкой бить станет — там груда дорогих камней» . Даренку так впечатлил рассказ о необычном козле, что с той поры она не давала старику покоя. Она постоянно расспрашивала, есть у того козла рога, какая у него шерстка и чем он питается.

С наступлением зимы Кокованя засобирался на охоту. Узнав об этом, Даренка принялась умолять взять ее с собой, чтобы хоть краем глаза увидеть волшебного козла. Поначалу старик отказывался – негоже было маленькой девочке ходить по зимнему лесу. Но после согласился с одним условием – «чур, в лесу не реветь и домой до времени не проситься» .

Так вместе с Даренкой и ее неразлучной подругой Муренкой Кокованя перебрался в крошечную избушку на опушке леса. Каждый день он ходил на охоту и к вечеру приносил одного или двух убитых козлов. Когда у них накопилось много мяса, старик отправился в деревню за лошадью, а Даренка осталась одна в избушке.

Как стемнело, заметила она в окне маленького козлика с рожками. Девочка подумала, что ей это привиделось, но спустя время услышала топот копыт, отворила дверь и увидела неподалеку козла с серебряным копытцем. Кокованя задерживался, и Даренка загрустила. Совсем уж она испугалась, когда заметила пропажу Муренки. Выбежала девочка на улицу искать свою любимицу да так и остолбенела – на лесной опушке Муренка вовсю резвилась с волшебным козлом.

Неожиданно козел взобрался на крышу избушки и принялся «по ней серебряным копытцем бить» . Во все стороны посыпались разноцветные искры – это камни-самоцветы отпрыгивали от его волшебного копытца. Когда же Кокованя вернулся, весь дом был усыпан драгоценными камнями. Дедушка собрал целую шапку самоцветов, и благодаря им до конца своих дней Кокованя и Даренка жили в полном достатке. Жалко было им лишь Муренку, которая исчезла вместе с Серебряным копытцем…

Заключение

Сказ Павла Бажова учит добру, милосердию, человечности. Если делать людям добро – оно непременно вернется и тебе.

После краткого пересказа «Серебряное копытце» рекомендуем прочитать сказку в полной версии.

Ссылка на основную публикацию