Голова профессора Доуэля – краткое содержание рассказа Беляева

Краткое содержание «Голова профессора Доуэля»

Действующие лица в книге «Голова профессора Доуэля»
  • Керн — профессор, хирург
  • Мари Лоран — врач, ассистентка Керна
  • Джон — слуга-негр
  • Доуэль — профессор, учёный-хирург
  • Тома Буш — погибший рабочий-строитель, голова которого была оживлена Керном
  • Брике — погибшая певица из бара, голова которой была оживлена Керном
  • Анжелика Гай — погибшая аристократка, тело которой было использовано Керном
  • Рыжая Марта — подруга Брике
  • Жан — муж Марты
  • Арман Ларе — художник
  • Артур Доуэль — сын профессора Доуэля
  • Шауб — художник из Австралии, приятель Ларе
  • Равино — врач-преступник, владелец психиатрической больницы

Читать «Голова профессора Доуэля» в кратком содержании

Мари Лоран, моло­дой врач, полу­чает пред­ло­же­ние посту­пить на работу в лабо­ра­то­рию про­фес­сора Керна. Кабинет, в кото­ром Керн при­ни­мает её, про­из­во­дит весьма мрач­ное впе­чат­ле­ние. Но куда более мрач­ным ока­зы­ва­ется посе­ще­ние лабо­ра­то­рии: там Мари видит отде­лен­ную от туло­вища чело­ве­че­скую голову. Голова укреп­лена на квад­рат­ной стек­лян­ной доске, от нее к раз­лич­ным бал­ло­нам и цилин­драм идут трубки. Голова рази­тельно напо­ми­нает Мари недавно умершего профес­сора Доуэля, извест­ного уче­ного-хирурга. Это и в самом деле его голова. По сло­вам Керна, ему уда­лось «вос­кре­сить» только голову Доуэля, стра­дав­шего неиз­ле­чи­мым неду­гом. («Я бы пред­по­чла смерть такому вос­кре­се­нию», — реа­ги­рует на это Мари Лоран.).

Мари посту­пает рабо­тать в лабо­ра­то­рию Керна. В её обя­зан­но­сти вхо­дит сле­дить за состо­я­нием головы, кото­рая «слы­шит, пони­мает и может отве­чать мими­кой лица». Кроме того, Мари еже­дневно при­но­сит голове ворох меди­цин­ских жур­на­лов, и они вме­сте их «про­смат­ри­вают». Между голо­вой и Мари уста­нав­ли­ва­ется некое подо­бие обще­ния, и одна­жды голова про­фес­сора Доуэля взгля­дом про­сит девушку отвер­нуть кран на трубке, под­ве­ден­ной к его горлу (Керн строго запре­тил Мари тро­гать кран, ска­зав, что это при­ве­дет к немед­лен­ной смерти головы). Голове уда­ется объ­яс­нить Мари: этого не слу­чится. Девушка колеб­лется, но в конце кон­цов испол­няет просьбу и слы­шит шипе­ние и сла­бый над­трес­ну­тый голос — голова может гово­рить! В тай­ных бесе­дах Мари Лоран и головы про­фес­сора выяс­ня­ются чудо­вищ­ные подроб­но­сти ожив­ле­ния.

Керн был асси­стен­том про­фес­сора. Он талант­ли­вый хирург. Во время их сов­мест­ной работы с про­фес­со­ром Доуэлем слу­чился при­па­док астмы, и, очнув­шись, он уви­дел, что лишился тела. Керну было необ­хо­димо сохра­нить дей­ству­ю­щим мозг про­фес­сора, чтобы про­дол­жать иссле­до­ва­ния. Доуэль отка­зы­вался сотруд­ни­чать с ним, хотя Керн и застав­лял его самыми гру­быми мето­дами (про­пус­кая через голову про­фес­сора элек­три­че­ский ток, при­ме­ши­вая к пита­тель­ным рас­тво­рам раз­дра­жа­ю­щие веще­ства). Но когда Керн, про­водя опыты на гла­зах у головы, сде­лал несколько оши­бок, кото­рые могли погу­бить резуль­таты их уси­лий, про­фес­сор Доуэль не выдер­жал и согла­сился про­дол­жать работу.

С помо­щью Доуэля Керн ожив­ляет ещё две головы, муж­скую и жен­скую (Тома Буш, рабо­чий, попав­ший под авто­мо­биль, и Брике, певичка из бара, полу­чив­шая пред­на­зна­чав­шу­юся не ей пулю). Опе­ра­ция про­хо­дит успешно, но головы Тома и Брике, в отли­чие от Доуэля, не при­вык­шие к интел­лек­ту­аль­ной дея­тель­но­сти, томятся без тела. У Мари Лоран при­бав­ля­ется работы. Она не только сле­дит за состо­я­нием всех трех голов, но ещё пока­зы­вает Тома и Брике фильмы, вклю­чает им музыку. Но всё напо­ми­нает им преж­нюю жизнь и только рас­стра­и­вает их. Настой­чи­вой Брике уда­ется уго­во­рить Керна попро­бо­вать при­шить ей новое тело. Тем вре­ме­нем Керн узнает о бесе­дах Мари и головы про­фес­сора Доуэля. Девушка готова раз­об­ла­чить его, пове­дав всему миру его страш­ную тайну, и Керн запре­щает Мари воз­вра­щаться домой. Мари про­бует про­те­сто­вать. Керн на её гла­зах отклю­чает один из кра­нов, лишая воз­духа голову Доуэля. Мари согла­ша­ется на его усло­вия, и лабо­ра­то­рия ста­но­вится её тюрь­мой.

На месте желез­но­до­рож­ной ката­строфы Керн нахо­дит под­хо­дя­щее для Брике тело и похи­щает его. При­жив­ле­ние про­хо­дит удачно. Вскоре Брике раз­ре­шают гово­рить. Она про­бует петь, при этом обна­ру­жи­ва­ется некая стран­ность: в верх­нем реги­стре голос Брике довольно писк­лив и не очень при­я­тен, а в ниж­нем у нее ока­зы­ва­ется пре­вос­ход­ное груд­ное кон­тральто. Мари про­смат­ри­вает газеты, чтобы понять, кому при­над­ле­жало это моло­дое, изящ­ное тело, достав­ше­еся теперь Брике. Ей на глаза попа­да­ется заметка, что труп извест­ной ита­льян­ской артистки Анже­лики Гай, сле­до­вав­шей в поезде, потер­пев­шем кру­ше­ние, исчез бес­следно. Брике раз­ре­шают встать, она начи­нает ходить, порою в жестах её заметна уди­ви­тель­ная гра­ция. Брике воюет с Кер­ном: она хочет вер­нуться домой и пред­стать перед сво­ими дру­зьями в новом обли­чье, но в наме­ре­ния хирурга не вхо­дит отпус­кать её из лабо­ра­то­рии. Поняв это, Брике бежит, спу­стив­шись со вто­рого этажа по свя­зан­ным про­сты­ням. Она не рас­кры­вает дру­зьям тайны сво­его воз­вра­ще­ния. Брике вме­сте со своей подру­гой Рыжей Мар­той и её мужем Жаном (взлом­щи­ком сей­фов) уез­жают вме­сте, чтобы скрыться от воз­мож­ного пре­сле­до­ва­ния поли­ции. Жан заин­те­ре­со­ван в этом не меньше, чем Брике.

Они ока­зы­ва­ются на одном из пля­жей Сре­ди­зем­ного моря, где слу­чайно встре­ча­ются с Арма­ном Ларе, худож­ни­ком, и Арту­ром Доуэлем, сыном про­фес­сора. Арман Ларе не может забыть Анже­лику Гай, он был «не только поклон­ни­ком таланта певицы, но и её дру­гом, её рыца­рем». Ларе ост­рым взгля­дом худож­ника улав­ли­вает сход­ство незна­ко­мой моло­дой жен­щины с про­пав­шей певи­цей: фигура её «похожа как две капли воды на фигуру Анже­лики Гай». У нее та же родинка на плече, что у Анже­лики, те же жесты, Арман Ларе и Артур Доуэль решают выяс­нить тайну. Ларе при­гла­шает незна­комку и её дру­зей совер­шить про­гулку на яхте и там, остав­шись наедине с Брике, застав­ляет её рас­ска­зать свою исто­рию. Она без утайки отве­чает на рас­спросы сна­чала Ларе, потом Артура Доуэля. Когда Брике упо­ми­нает нахо­див­шу­юся в лабо­ра­то­рии тре­тью голову, Артур дога­ды­ва­ется, о ком идет речь. Он пока­зы­вает Брике фото­гра­фию сво­его отца, и она под­твер­ждает его догадку. Дру­зья уво­зят Брике в Париж, чтобы с её помо­щью разыс­кать голову про­фес­сора Доуэля. Арман Ларе нахо­дится в неко­то­ром смя­те­нии: он чув­ствует сим­па­тию — а может, и нечто боль­шее — к Брике, но не может понять, что именно его при­вле­кает, тело Анже­лики или лич­ность самой Брике. Брике ощу­щает, что в её жизнь певички из бара вошло что-то совсем новое.

Совер­ша­ется чудо «пере­во­пло­ще­ния» — чистое тело Анже­лики Гай не только омо­ла­жи­вает голову Брике, оно изме­няет ход её мыс­лей. Но малень­кая ранка, что была на ступне у Анже­лики, вдруг дает о себе знать: у Брике начи­нает болеть, крас­неет и опу­хает нога. Ларе и Доуэль хотят пока­зать Брике вра­чам, но она воз­ра­жает про­тив этого, боясь, что вся её исто­рия будет пре­дана огласке. Дове­ряя только Керну, Брике тай­ком едет к нему в лабо­ра­то­рию. Тем вре­ме­нем Доуэль, разыс­ки­вая Мари Лоран, узнает, что девушку зато­чили в боль­ницу для душев­но­боль­ных.

Пока дру­зья с тру­дом осво­бож­дают Мари, Керн без­успешно пыта­ется спа­сти ногу Брике. В конце кон­цов он вынуж­ден вновь отде­лить голову Брике от туло­вища. Керн, пони­мая, что таить впредь его опыты невоз­можно, демон­стри­рует пуб­лике живую голову Брике (голова Тома к этому вре­мени поги­бает). Во время этой демон­стра­ции Мари Лоран, пылая гне­вом и нена­ви­стью, обли­чает Керна как убийцу и вора, при­сво­ив­шего чужие труды. Чтобы скрыть следы пре­ступ­ле­ния, Керн при помощи пара­фи­но­вых инъ­ек­ций изме­няет вид головы про­фес­сора Доуэля. Артур Доуэль, явив­шись к началь­нику поли­ции, про­сит про­из­ве­сти обыск у Керна. Сам же он, вме­сте с Мари Лоран и Арма­ном Ларе, при­сут­ствует при этом. Они видят послед­ние минуты головы про­фес­сора Доуэля. Поли­цей­ские соби­ра­ются допро­сить Керна. Керн направ­ля­ется в свой кабинет, и вскоре оттуда доно­сится выстрел.

Краткое содержание А. Беляев «Голова профессора Доуэля»

  1. Кратко о персонажах
  2. Очень краткий пересказ
  3. Краткое содержание по главам
  4. Основная идея произведения

Это произведение является одним из любимых у поклонников творчества Александра Беляева. Фантастическое произведение считается в некотором роде автобиографичным, поскольку какое-то время автор из-за болезни не мог двигаться и ему хотелось передать, что может испытывать голова, лишенная тела. Впервые роман был напечатан в «Рабочей газете».

Кратко о персонажах

Перед чтением пересказа произведения «Голова профессора Доуэля», нужно познакомиться с действующими лицами книги:

  • Керн – хирург, преступник. Жестокий и амбициозный человек, который пойдет на все ради своей цели;
  • Профессор Доуэль – талантливый ученый, новатор, стал жертвой Керна;
  • Мари – новая сотрудница лаборатории. Неравнодушная, решительная девушка;
  • Артур – сын профессора Доуэля;
  • Арман Ларе – приятель Артура, художник;
  • Тома – погибший рабочий, его головой воспользовался Керн;
  • Брике – певица, получившая смертельное ранение в баре, подвергалась опытам;
  • Марта – приятельница Брике;
  • Анжелика Гай – погибшая в катастрофе певица;
  • Равино – хозяин психиатрической клиники, преступник.

Очень краткий пересказ

Далее представлено очень краткое содержание романа «Голова профессора Доуэля».

Втайне от общественности в своей лаборатории Керн ставит опыты по оживлению голов. Совершенно случайно его новая ассистентка узнает о том, что удачным опытам он обязан живой голове своего бывшего руководителя, умершего не так давно по неизвестным причинам. Хирург успешно прячет его голову в лаборатории и заставляет работать.

Девушка никому не говорила, что общается с головой

Пользуясь знаниями профессора, Керн осуществляет еще несколько удачных операций. Брике получает тело известной певицы и сбегает из лаборатории, как только начинает ходить. Однажды на отдыхе она знакомится с Арманом, который узнает тело погибшей подруги с головой незнакомой ему девушки. Арману и его другу Артуру становится известно, что она видела голову профессора.

Догадываясь, что его сотрудница постоянно беседует с головой и знает обо всех махинациях, хирург отправляет девушку в психиатрическую клинику, где избавляются от ненужных людей.

Артур с друзьями совершает нападение на клинику и вызволяет Мари. Керн устраивает публичную демонстрацию своих работ. Его допрашивает полиция, устраивает обыск в лаборатории, но ничего не находит. После повторных обысков, девушка видит обезображенную голову Доуэля. Тот общается с сыном и успевает перед кончиной пролить свет на все преступления хирурга. Однако Керн сводит счеты с жизнью.

Краткое содержание по главам

Далее можно ознакомиться с кратким содержанием книги «Голова профессора Доуэля» по главам. Пересказ рекомендовано использовать для оформления читательского дневника.

Глава 1
Специалист Мари Лоран желает устроиться на должность ассистентки в одну лабораторию. Керн принимает ее, но с важным условием — девушка должна молчать о том, что здесь увидит и услышит. Он намекает, что в противном случае ее ждут большие беды. На рабочее место ее провожает слуга. Как только она видит голову – сразу узнает, кому она принадлежит.

Глава 2
Девушка знакомится со своей работой – она должна следить за всеми приборами, которые отвечают за голову. Хирург запрещает ей трогать кран, от которого некая трубка ведет к голове. Но однажды девушка все-таки открывает его, что позволяет голове полноценно общаться.

Глава 3
С того времени Мари беседовала с профессором. Ей стало известно, что хирург принудил его тайно помогать в опытах.

Глава 4
Девушка прониклась жалостью к голове и ненавидела Керна, но исправить ситуацию не могла. В лабораторию поступают трупы, из них Керн хочет сделать опытные экземпляры и представить публике.

Глава 5
Пользуясь подсказками профессора, хирург оживляет еще пару голов. Одна — от рабочего Тома, который попал под машину, вторая принадлежала певице Брике, получившей в баре смертельное ранение.

Глава 6
Обе операции прошли хорошо. Но головы не могли привыкнуть к своему странному положению, и им было очень скучно. Тома и Брике все время капризничали, поэтому у Мари забот стало гораздо больше.

Глава 7
Брике упросила Керна дать ей какое-нибудь тело. Поскольку тот грезил мировой славой, он легко согласился, решив, что это будет большим успехом.

Глава 8
Мари осторожно пытается убедить Керна дать тело профессору. Тот, понимая, что девушка общается с Доуэлем, заставляет ее сообщить родным, что в лаборатории много работы. Так Мари становится заложницей Керна.

Глава 9
После одной катастрофы у Керна появляется тело девушки. Операция по соединению тела и головы заканчивается удачно. Из новостей в газетах Мари понимает, что Брике получила тело знаменитой певицы Гай.

Глава 10
Тем временем Брике уже могла передвигаться. Ее мечтой было уйти на свободу, чтобы произвести фурор новой фигурой. Но она понимала, что Керн ее никогда не выпустит. Тогда она решается убежать.

Глава 11
В кабаке Брике встречает Рыжую Марту со своим мужем, которые предлагают ей провести время на море. Все вместе они отправляются на отдых.

Глава 12
Брике встречает Армана Ларе, мужчину Анжелики. Тот видит, что тело девушки похоже на тело его любимой. Он просит своего друга Артура Доуэля помочь ему разобраться.

Глава 13
Ларе знакомится с девушкой ближе и заставляет ее признаться в операции. Он просит ее пересказать историю Артуру. Друзья возвращаются в Париж. Брике очень беспокоит ранка на ноге.

Глава 14
Артур собирается действовать аккуратно, чтобы не спугнуть Керна. Он ищет Мари, но ее мать сообщает, что девушку положили в психиатрическую клинику. Нога Брике отекла. Она идет в лабораторию.

Глава 15
Арман, Артур идут к клинике, где держат Мари. Они видят, что лечебница обнесена высоким забором, хорошо охраняется и пробраться в нее будет непросто. Тем временем Мари замечает, что почти все в клинике здоровы, здесь держат неудобных для окружающих людей.

Читайте также:  Аришка-Трусишка – краткое содержание сказки Бианки

Глава 16
Мари подавлена нахождением в клинике и даже начала задумываться о самоубийстве. Однако ей стало намного легче, когда она стала общаться с новым пациентом. Им оказался Артур Доуэль.

Глава 17
В один из дней Артур помогает Мари перебраться через высокий забор клиники, а его самого хватают санитары. Молодого человека связывают и отправляют в отдельное помещение.

Глава 18
Над Артуром производят некоторые приемы, способные разрушить психику. К счастью, на него это не действовало. Тогда доктор решает испробовать газ. На помощь приходят его приятели.

Глава 19
Осматривая Брике, Керн принимает решение об ампутации ноги, поскольку конечность почернела. Ему было невыносимо жалко свои труды и такой экспонат, который дался так тяжело, однако все могло закончиться смертью.

Глава 20
Тома чувствовал себя все хуже. Голова немного сместилась, трубки плохо держались на сосудах. Керн обратил на это внимание слишком поздно.

Глава 21
Понимая, что временем он не располагает, он решает представить общественности голову Брике. Мари пробирается в здание научного совета, чтобы при всех обвинить хирурга в убийстве и воровстве.

Глава 22
Голова Брике произвела фурор, но бывшая ассистентка хирурга исполнила свое намерение. Она в лицо заявила Керну, что он крал трупы.

Глава 23
В лаборатории Керна был произведен обыск. Мари обнаружила искалеченную голову профессора. Перед кончиной Доуэлю удалось поговорить с сыном. В это время из кабинета хирурга раздался выстрел.

Основная идея произведения

В своем произведении «Голова профессора Доуэля» Беляев отразил как отрицательные, так и положительные качества людей. Автор размышляет об истинных ценностях человека: сочувствии, доброте, показывает, как важно сопереживать близким людям и быть решительным в момент, когда можно спасти того, кто в беде.

“Голова профессора Доуэля”: краткое содержание. “Голова профессора Доуэля”, Александр Беляев

Многие из нас стремятся прочитать не само произведение, а именно его краткое содержание. «Голова профессора Доуэля» – это, безусловно, книга, которую стоит прочесть целиком. Однако постараемся изложить кратко этот приключенческий роман русского писателя Александра Беляева.

Знакомство с Мари Ломарн

Эта девушка – молодой врач, именно со знакомства с ней начинает свою повесть Беляев. «Голова профессора Доуэля» в начале повествования отправляет нас в кабинет профессора Керна. С ним девушке предстоит работать. Кабинет производит на нее мрачное впечатление. Однако попав в лабораторию, девушка видит ужасную картину: на стеклянной доске укреплена человеческая голова, к которой подсоединено множество трубок. Лицо головы напоминает ей известного профессора Доуэля, ученого-хирурга, который не так давно умер.

Воскрешение

От Керна девушка узнает, что это действительно голова этого ученого, которому удалось ее воскресить. Девушка в шоке, смерть кажется ей гораздо лучше, чем подобное воскрешение.

Однако продолжаем читать краткое содержание. Голова профессора Доуэля – объект трудов Мари. Обязанность девушки – следить за ее состоянием. Надо сказать, что благодаря воскрешению, голова способна слышать, понимать и даже мимикой отвечать на вопросы.

Общение с головой

Мари ежедневно приносит голове медицинские журналы, которые они вместе просматривают. Так продолжает повествование Беляев. Голова профессора Доуэля и девушка общаются между собой. Мари понимает ее по знакам. В один из дней голова попросила ее отвернуть кран, подведенный к горлу. Именно его профессор Керн строго запретил ей трогать. Неосторожное движение может привести к смерти головы.

Говорящая голова

Однако голова профессора объясняет Мари, что этого не произойдет. Так продолжает свое повествование Александр Беляев. Девушка волнуется, но исполняет просьбу Доуэля. То, что происходит дальше, шокирует Мари: оказывается, голова может разговаривать!

Подробности оживления

Вот о чем рассказывает девушке голова профессора Доуэля. Книга, конечно, способна передать это более эмоционально, чем краткое содержание.

Профессор Керн был ассистентом Доуэля. Он, безусловно, талантливый хирург. Когда они работали вместе, с Доуэлем случился приступ астмы. Очнувшись, профессор обнаружил, что он лишен своего тела. Керн сохранил его мозг, чтобы продолжить исследования.

Более ужасающие подробности вы узнаете, если продолжите читать краткое содержание. Голова профессора Доуэля рассказывает изумленной девушке, как он отказывался сотрудничать с Керном, а тот, желая получить ценную информацию, пропускал через нее электрический ток и присоединял к питательным растворам раздражающие реактивы.

Новые «оживления»

Тем не менее Доуэль был вынужден согласиться работать с Керном, когда увидел, что тот, проводя опыты, совершил ошибки, которые могли погубить плоды их совместного труда. Вот о чем рассказывает краткое содержание.

Голова профессора Доуэля помогает Керну сделать и другие оживления. Появляются еще две головы. Одна из них – Том Буш – мужская, принадлежащая попавшему под автомобиль рабочему. Другая – Брике – женская, голова певицы из бара.

Эти двое не привыкли к тому, чтобы жить интеллектуальной жизнью, им тягостно без тела. Мари включает им музыку и фильмы, но они только расстраиваются: все напоминает им то, как они жили раньше. Брике сумела убедить Керна дать ей другое тело.

Арест Мари

Керн, узнав, что Мари беседует с головой профессора, запрещает ей покидать лабораторию. Девушка пытается протестовать, но Керн лишает голову профессора воздуха, перекрыв один из кранов. Теперь лаборатория становится для Мари настоящей тюрьмой, так пишет Александр Беляев.

Новое тело Брике

Керн находит тело для Брике и похищает его с места железнодорожной катастрофы. Тело приживляют к голове певицы. Брике начинает петь: в нижнем регистре ее голос звучит превосходно. Это изящное тело, как выяснилось, досталось Брике от Анжелики Гай, известной итальянской артистки. В жестах певицы обнаруживается необыкновенная грация.

Брике пытается отвоевать себе свободу. Ее желание – вернуться домой, однако Керн не хочет ее отпускать.

Это лишь краткий пересказ. «Голова профессора Доуэля», если читать это удивительное произведение полностью, откроет вам множество интересных эпизодов.

Бегство Брике

Поняв, что упрашивать Керна безнадежно, Брике бежит. Она спускается из окна по связанным простыням. Брике бежит от со своей подругой и ее мужем, который был взломщиком сейфов, от возможных преследований со стороны полиции. Она не рассказывает друзьям о тайне, связанной с ее возвращением.

Неожиданная встреча

Продолжим чтение книги «Голова профессора Доуэля». Герои этого произведения: Брике, Рыжая Марта (ее подруга), муж подруги Жан – отправляются на Средиземное море. Там они встречают неожиданно художника Армана Ларе и Артура Доуэля, сына того самого профессора.

Арман Ларе скорбит по Анжелике Гай, ведь он был не просто поклонником таланта этой девушки, но и ее другом. Его острый взгляд смог уловить поразительное сходство фигуры незнакомой женщины с телом певицы. Он также подмечает, что у Брике те же самые жесты, та же родинка на плече.

Арман Ларе и сын профессора Доуэля решают непременно раскрыть эту тайну. Ларе приглашает Брике с друзьями на морскую прогулку. На яхте Арман, оставшись один на один с Брике, заставляет ее рассказать обо всем. Молодая женщина честно отвечает на все вопросы Ларе и Доуэля.

При упоминании о третьей голове, находящейся в лаборатории, Артур понимает, что речь идет о его отце. Он достает фото и показывает его Брике. Она подтверждает, что это тот самый человек.

Обратно в Париж

Молодые люди вместе с Брике едут в Париж, чтобы разыскать голову профессора. Арман Ларе чувствует симпатию к молодой женщине, но не понимает, что привлекает его в ней: сама Брике или тело покойной певицы.

Брике осознает, что её жизнь круто переменилась. Певичка из бара, обретя новое прекрасное тело, не только преображается и молодеет внешне, но и начинает мыслить по-другому.

Однако небольшая ранка, которая была на ступне тела Анжелики, приводит к тому, что у Брике начинает болеть и опухать нога.

Молодые люди решают показать ее докторам. Однако она против этого, так как боится, что ее история станет известной.

Брике тайно едет в лабораторию к Керну.

Артуру Доуэлю становится известно, что Мари Лоран находится в больнице для душевнобольных. Друзья с большими усилиями добиваются освобождения Мари.

Керн пытается спасти ногу Брике, но его попытки тщетны. Он снова отделяет голову Брике от тела.

Керн понимает, что утаивать его опыты далее невозможно и решается продемонстрировать публике голову Брике. Голову Тома он не может показать, так как к этому моменту она уже погибает.

Во время демонстрации Мари Лоран обличает Керна, который совершил убийство и присвоил чужое открытие. Чтобы скрыть свое преступление, Керн меняет вид головы Доуэля.

Артур просит полицию произвести обыск Керна, при котором он присутствует вместе с Мари и Арманом. Молодые люди видят окончание жизни головы профессора Доуэля. Готовится допрос Керна. Керн отправляется в кабинет, откуда вскоре слышится выстрел.

Мы только что закончили излагать гениальное произведение Александра Беляева «Голова профессора Доуэля». Отзывы об этой книге подтверждают, что она занимает достойное место в душах многих людей. Есть читатели, которые не просто были потрясены замыслом автора, но и готовы возвращаться к произведению снова и снова. Даже люди, которые не особенно любят литературу жанра научной фантастики, именно эту книгу считают той, которую стоит перечитать.

То, насколько ярко автор изображает возможность подобных экспериментов, заставляет содрогнуться. Ведь если такие опыты станут возможны, человек будет абсолютно бессилен перед наукой, а если эти знания окажутся в руках людей, подобных Керну, то мы рискуем жестоко пострадать от злодеяний.

Краткое содержание: Голова профессора Доуэля

Молодой врач Мари Лоран решает согласиться на предложение работать в лаборатории профессора Керна. Мрачное помещение лаборатории оказывается в разы мрачнее кабинета Керна, в котором он ее принимал. В этом помещении Мари обнаружила голову профессора Доуэля, отделенную от туловища и лежащую на квадратной стеклянной подставке. От головы отходило несколько трубок, ведущих к цилиндрам и баллонам. Керн сказал, что у него получилось «воскресить» только голову ученого – хирурга, который страдал неизлечимой болезнью. Но Мари считает, что такому воскресению лучше предпочесть смерть.

Все-таки, она соглашается работать в этой лаборатории. Ей нужно было следить за головой профессора, которая слышала, видела и могла отвечать мимикой лица, т.е. владела ясным умом. Мари приходилось приносить к голове медицинские журналы, «просматривать» их вместе с ней, и, естественно, так они смогли наладить общение друг с другом без слов.

Однажды, голова профессора просит девушку повернуть кран на трубке, которая ведет к его горлу, но девушка долго колеблется в сомнениях, ведь Керн предупреждал ее, что ни в коем случае нельзя делать этого, так как это приведет к смерти головы. Голова Доуэля постаралась объяснить Мари, что это не правда и девушка повернула кран, после чего услышала хрипевший голос головы. Они стали беседовать, голова многое поведала Мари о чудовищном оживлении.

Из этого рассказа Мари узнала, что Керн был талантливым хирургом и ассистентом профессора. Однажды, во время их совместной работы, у Доуэля случился приступ астмы, проснувшись после которого он не обнаружил собственного тела. Мозг профессора Керн сохранил, и это неудивительно, ведь ему нужно было продолжать исследования. Поначалу, Доуэль не проявлял желания сотрудничать с ним, хоть Керн и пытался заставить его, прибегая к зверским методам. Он пропускал через голову электрический ток и примешивал к питательным растворам раздражающие вещества, но Доуэль согласился с ним сотрудничать только после того, как Керн у него на глазах делал ошибки, проводя опыты, губя этим результаты их совместных усилий.

Потом с его помощью Керну удалось оживить еще 2 головы- женскую и мужскую (певицы из бара Брике, которая получила предназначенную не ей пулю и рабочего, попавшего под автомобиль Тома Буш). Так, работы у Мари прибавилось, ведь ей пришлось ухаживать за тремя головами. Тем более, головы Тома и Брике требовали включать им фильмы и музыку, что напоминало им их прошлую нормальную человеческую жизнь и, конечно, расстраивало. Брике часто настаивала на том, чтобы ей пришили другое тело, и в конце концов, у нее это получилось. В это время Керн узнает о тайных беседах головы профессора Доуэля и Мари и девушка готова была его разоблачить, но Керн запрещает ей возвращаться домой. После долгих протестов она все-таки соглашается на его условия, после того как он стал угрожать и выключать кран, через который происходила подача воздуха к голове ученого. Так лаборатория стала для нее тюрьмой.

Вскоре Керн находит тело на месте железнодорожной катастрофы, которое с его точки зрения подойдет Брике и проводит операцию по приживлению. Операция проходит успешно, только вот после того, как Брике пробует петь, обнаруживается, что в нижнем регистре у нее получается прекрасное грудное контральто, а в верхнем наоборот, голос ее не очень приятен из-за пискливости. Мари стало интересно, чье же тело теперь имеет Брике, поэтому стала рассматривать газеты и нашла заметку о том, что исчезло тело известной итальянской артистки Анжелики Гай, которая следовала в том поезде. После того, как Брике разрешили вставать и ходить, она настойчиво просит у Керна, чтобы он отпустил ее домой показаться родным и друзьям. Керн ее не отпускает, после чего она сбегает, спускаясь по связанным простыням из окна. Встретившись с друзьями, она, естественно, не рассказывает тайн своего возвращения и договаривается со своими друзьями, супружеской парой Рыжей Мартой и Жаном о побеге из города. Целью их совместного срочного уезда был побег от полиции. Это было выгодно не только самой Брике, но и для Жана, так как он был взломщиком сейфов.

Читайте также:  Красная горка – краткое содержание сказки Бианки

Они оказываются на пляже Средиземного моря и там случайно встречаются с сыном профессора Доуэля – Артуром Доуэлем и художником Арманом Ларе. Арман улавливает в Брике своим острым взглядом художника сходства с Анжеликой Гай, которая была его подругой. Он замечает, что ее фигура как 2 капли воды похожа на фигуру Анжелики, которую он не может забыть, а кроме фигуры видит ту же родинку на плече, те же жесты. И тут Арман и Артур решают раскрыть тайну и приглашают Брике и ее друзей прогуляться по водным просторам на яхте. Оставшись с ней наедине, Ларе просит ее рассказать историю о себе, после чего она без утаивания отвечает ему на все вопросы. Во время рассказа она упомянула о третьей голове, а после того как Артур показал фотографию своего отца, его сомнения подтвердились. После всего они все вместе едут в Париж, чтобы с помощью Брике разыскать голову Доуэля. Ларе находится в смятении, так как не знает, что его притягивает – тело Анжелики или личность Брике.

Чистое тело Анжелики омолаживает голову Брике, еще и изменяет ее ход мыслей, но вскоре ранка на ноге дает о себе знать и нога начинает опухать, краснеть и болеть. Друзья хотят отвести Брике в больницу, на что она отвечает отказом, так как боится, что ее тайна раскроется. Для лечения она едет к Керну, а в это время Артур Доуэль узнает, что Мари Лоран заточили в больницу для душевнобольных.

У друзей с трудом, но получается освободить Мари, а в это время Керн безуспешно пытается спасти ногу Брике, после чего он был вынужден снова отделить ее голову от туловища. Голова Тома к этому времени погибла, а Керн демонстрирует всем голову Брике, так как понимает, что скрывать ничего больше не сможет. И тут Мари решила разоблачить его перед всеми, как убийцу и вора, который присвоил чужие труды. После этого, Керн изменяет вид головы ученого Доуэля, с помощью парафиновых инъекций. Артур Доуэль решил явиться к начальнику полиции, после чего полиция пришла на обыск лаборатории, во время которой присутствовал он сам, вместе с Мари и Арманом. Так, они увидели последние минуты головы профессора. После изъявленного желания полиции допросить Керна, он направился в свой кабинет, после чего оттуда донесся выстрел.

Краткое содержание повести «Голова профессора Доуэля» пересказала Осипова А. С.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Голова профессора Доуэля». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

«Голова профессора Доуэля» – краткое содержание романа Александра Беляева

Основные персонажи

В тексте книги Александра Беляева отражены не только отрицательные, но и положительные черты людей.

Писатель рассуждает о настоящих ценностях, таких как сочувствие и доброта, а также показывает, что необходимо сопереживать окружающим и быть решительным, когда есть шанс спасти близких.

Главными героями романа Александра Беляева являются:

  • профессор Керн — талантливый ученый, жестокий и решительный мужчина, который готов на все, чтобы достичь желаемого;
  • Мари Лоран — молодая помощница профессора, порядочная и отважная девушка;
  • профессор Доуэль — решительный экспериментатор и гениальный хирург;
  • Артур — родной сын Доуэля;
  • Арман Ларе — начинающий художник, верный товарищ Артура;
  • Брике — певица из кабака;
  • Джон — давний слуга Керна;
  • Тома Буш — простой работник;
  • Марта — подружка Брике, вульгарная девушка;
  • Жан — муж Марты, преступник;
  • мадам Лоран — мама Мари, добрая и отзывчивая женщина;
  • Шауб — друг Ларе, опытный спортсмен;
  • доктор Равино — хозяин психиатрической больницы, алчный и подлый мужчина.

В основу романа заложена реальная история, произошедшая с писателем. Во время длительной болезни он был постоянно прикован к постели, поэтому двигать мог лишь головой. После полного выздоровления Беляев решил написать об этом произведение в научно-фантастическом жанре.

Начало событий

Первая глава произведения начинается с того, что Мари Лоран пыталась устроиться на должность помощницы в лабораторию. Профессор Керн принял ее, но поставил условие: она обязана молчать о том, что здесь увидит или услышит, иначе ее ожидают серьезные неприятности. Слуга проводил Лоран на рабочее место. Там девушка увидела голову и сразу догадалась, кому она принадлежит.

Затем Мари ознакомилась со своими обязанностями. Она должна была внимательно смотреть за многочисленными приборами, отвечавшими за состояние головы. Хирург запретил ей прикасаться к крану, от которого шла трубка к голове. Однако в один из дней девушка решилась открыть его. После этого голова стала с ней разговаривать.

С того времени Лоран постоянно говорила с профессором. Он ей рассказал, что хирург заставил его тайно помогать в рискованных опытах. Мари стало очень жаль голову, она начала ненавидеть Керна, но исправить положение никак не могла. В лабораторию часто поступали трупы, из которых доктор пытался сделать опытные образцы, чтобы потом их представить широкой публике.

Используя подсказки Доуэля, хирург смог оживить еще несколько голов. Одна из них принадлежала рабочему Тому, попавшему в автокатастрофу, другая — певице Брике, которую подстрелили в местном баре. Они не могли привыкнуть к своему странному положению и скучали. Головы постоянно капризничали, поэтому работы у Мари стало намного больше.

Побег Брике

Брике смогла упросить хирурга дать ей любое тело. Он мечтал о мировой славе, поэтому быстро согласился на это, решив, что такая операция принесет ему успех. Мари аккуратно пробовала убедить Керна пришить тело и профессору. Ученый понял, что она часто разговаривает с Доуэлем, поэтому заставил девушку сообщить родственникам, что в лаборатории очень много работы. После этого Лоран стала заложницей хирурга.

Однажды после страшной катастрофы у ученого появилось женское тело. Операция по его соединению с головой певицы прошла удачно.

Позже из газет помощница узнала, что Брике досталось тело знаменитой актрисы Анжелики Гай. Через несколько дней женщина уже могла ходить. Она мечтала обрести свободу, чтобы вызвать фурор своей новой фигурой, но прекрасно понимала, что хирург ее никогда не отпустит, поэтому решилась на побег.

В местном баре Брике повстречала подругу Марту с супругом. Те позвали ее отдохнуть на море. На пляже она познакомилась с Арманом Ларе, который был возлюбленным Анжелики. Мужчина сразу заметил, что тело девушки подозрительно ему знакомо. Он попросил своего товарища Артура помочь разобраться в ситуации. Затем он познакомился с Брике поближе и заставил признаться в случившемся.

Ларе приказал ей пересказать эту необычную историю Артуру, после чего приятели вернулись в Париж. Через несколько дней Брике начала беспокоить маленькая ранка на ноге, которая впоследствии переросла в страшные язвы. Друзья решили действовать очень аккуратно, чтобы не вызвать подозрений у Керна. Они пытались найти Мари, но родственники сказали, что ее положили в психиатрическую больницу. Тем временем нога Брике сильно отекла, поэтому она решила возвратиться в лабораторию.

Разоблачение Керна

Затем приятели направились в клинику, в которой содержали Мари. Они увидели, что больница обнесена высоким кирпичным забором и прекрасно охраняется, поэтому попасть в нее будет довольно сложно. Тем временем девушка заметила, что практически все пациенты лечебницы здоровы. Оказалось, что здесь держали неудобных свидетелей. Помощница находилась в подавленном состоянии и думала о самоубийстве. Но ей стало очень легко на душе, когда она начала беседовать с новым пациентом, которым был Артур.

Однажды он помог Мари перелезть через высокий забор больницы, но самого юношу схватили санитары. Его крепко связали и определили в отдельную комнату. Там над парнем производили различные манипуляции, способные полностью разрушить психику. Но на него это не подействовало. Тогда врачи решили попробовать специальный газ. Артуру повезло, что ему на помощь вовремя прибыли верные друзья.

Делая осмотр Брике, хирург решил ампутировать конечность, поскольку нога вся почернела. Ему было очень жалко собственных трудов, которые так тяжело дались, но девушке грозила смерть. Затем плохо себя чувствовать стал Тома. Его голова сильно сместилась, а трубки еле касались сосудов. Однако Керн слишком поздно это заметил. Доктор понимал, что у него практически не осталось времени, поэтому захотел представить публике голову певицы.

Мари удалось проникнуть на собрание ученого совета, чтобы прилюдно обвинить Керна в преступлениях. Голова Брике произвела настоящий фурор, после чего бывшая помощница исполнила свои намерения. Девушка заявила присутствующим, что хирург постоянно воровал трупы. В лаборатории провели тщательный обыск, после чего героиня нашла искалеченную голову Доуэля. Перед гибелью профессор смог пообщаться с собственным сыном и признаться ему в своих ошибках. В это время из комнаты Керна раздался звук выстрела.

Анализ и план произведения

Вся сюжетная линия произведения строится вокруг говорящей головы, отделенной от тела, но способной мыслить. Талантливый хирург смог найти способ сохранить жизнь после гибели. Но из-за такого смелого эксперимента возникло огромное количество нравственных вопросов. В романе просматривается проблема силы воли человека. Люди, обладающие ею, способны победить даже смерть, поэтому совсем не боятся ее.

Пройти многочисленные испытания персонажам помогает крепкая дружба, которая может преодолеть все преграды. Это положительное чувство прочно связало героев произведения. Именно благодаря ему, а не закону и справедливости, они сумели победить злого и коварного врага. Главная героиня обладала положительными качествами:

  • добротой;
  • отзывчивостью;
  • милосердием.

Керн является отрицательным персонажем. Он не был согласен играть роль помощника талантливого ученого, поэтому совершил подлый поступок, чтобы добиться мировой славы. Возможно, стоило бы похвалить такую целеустремленность, но она не имела нравственных ограничений и ужасала окружающих. Присвоение чужих достижений было не самым страшным. В романе писатель намекал, что хирург был способен и на убийство.

Если внимательно читать «Голову профессора Доуэля», то можно составить такой план пересказа сюжета:

  1. Место работы Мари и знакомство с Доуэлем.
  2. Новые головы и смелые эксперименты хирурга.
  3. Побег Брике и ее встреча с двумя товарищами.
  4. События в психиатрической больнице.
  5. Успех Керна и обыск в его лаборатории.
  6. Разговор профессора с сыном и смерть доктора.

Главной мыслью повествования является то, что в основе хороших поступков должно находиться человеколюбие. В желании улучшить мир необходимо руководствоваться не стремлением к славе и богатству, а стараться принести пользу окружающим.

После ознакомления с аннотацией к роману «Голова профессора Доуэля» стоит прочитать книгу полностью.

Краткое содержание Бианки Аскыр

Весной Асыр обошел все ловчие петли и исчез в лесных буреломах. Он преследовал дикого зайца и наткнулся на свежий след соболя. Бросившись догонять добычу, он загнал пушного зверька в поставленную добытчиками ловушку. Лапы зверя раздробило ударом и превратило в сплошное месиво. Раненый хищник был добит заезжим егерем. Он добыл уже четвертое животное за день.

Этот эпизод завершал приключения горожанина. Вечером тот должен был сдать подстеленные трофеи владельцу и навсегда расстаться с заснеженным краем и переехать в столицу. До этого времени охотничья удача редко улыбалась промысловику. И тут на радость охотнику произошли перемены, его посетила фортуна. Причем капкан был не Степы, а иного мужчины. Его звали Рябой, но он покинул бивуак и ушел за припасами. Он пропал и где находится сейчас неизвестно.

На лодках артельщики прибыли в село, где в последний раз заметили человека по кличке – Одноглазый. Этот странный житель сельской окраины вызывал всеобщее недоверие таежного братства. Он чаще прочих имел запас собольих шкур. С такими мыслями Степан обогнул стоянку и увидел возле самого берега в сугробе согнутую человеческую руку.

Это было мертвое тело в затылке которого зияло пулевое отверстие и его баул был пуст. Проследив за траекторией полета пули и поднявшись ближе к подножию горы, Зверолов догадался что выстрел из карабина мог выполняться только из-за скалы.

Открылась вся правда, Одноглазый подкарауливал удачливого соболятника и стрелял в него, пряча добытый мех в мешок.

Не зря этого добра у убийцы было значительно больше, чем у других следопытов.

Не даром накануне перед уходом в поселение приятели Рябой и Ипат долго шептались, обсуждая какие-то неведомые для остальных жителей секреты. Может они делились своими подозрениями и осуждали убивавшего ради шкурок своих соратников.

Только в деревне до приезжего дошли слухи, что нерадивый злодей поплатился своей жизнью за зло, которое причинил людям убивая их ради наживы.

Читайте также:  Паучок пилот – краткое содержание рассказа Бианки

Узнав о гибели душегуба Степан распрощался с соболем и уехал в Москву.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Бианки. Все произведения

  • Аришка-Трусишка
  • Аскыр
  • Где раки зимуют
  • Как муравьишка домой спешил
  • Красная горка
  • Кто чем поет?
  • Латка
  • Лесная газета
  • Лесные домишки
  • Лис и Мышонок
  • Лупленый бочок
  • Музыкант
  • Мурзук
  • Мышонок Пик
  • Неслышимка
  • Одинец
  • Оранжевое горлышко
  • Паучок пилот
  • Первая охота
  • Плавунчик
  • Почему чайки белые?
  • Приключения муравьишки
  • Синичкин календарь
  • Снежная книга
  • Сова
  • Тайна ночного леса
  • Теремок
  • Хвосты
  • Чей нос лучше

Аскыр. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Одна фея – хозяйка магазина игрушек — в новогоднюю ночь разнесла детям подарки (которые оплатили взрослые) и была этим очень довольна. Она решила, не теряя времени даром, заполнить витрину своего магазина новыми игрушками

События, описанные в рассказе Набег основаны на реальных событиях, происходящих во время Кавказской войны. Все описываемое в произведении ведется от лица волонтера, который приехал собственными глазами посмотреть на происходящее

Роман «Открытая книга» написана о женщине, работающей микробиологом. Ее звали Татьяной Власенковой. В книге описывается ее жизнь с детства до среднего возраста.

Главный герой юмористической пьесы-шутки Антона Павловича Чехова – Ломов Иван Васильевич. Герой – здоровый и упитанный мужчина тридцати пяти лет. Он приезжает в имение к своему соседу – помещику Степану Степановичу Чубукову.

Как и всякая ода, произведение написано в торжественной манере. Начинает она с описания русской земли, восхваляя ее за красоту и богатство. Далее автор непосредственно описывает день коронации

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

Содержание сайта

10.07.2020

Бианки В. “Аскыр”

Жанр: повесть о саянском соболе

Число страниц: 18

Читайте краткое содержание других произведений Виталия Бианки:
“Неслышимка”
“Мурзук”

Главные герои повести “Аскыр” и их характеристика

  1. Аскыр. Саянский соболь с белой лапкой. Жестокий и умелый хищник.Хитрый, опасливый, осторожный. Очень умный и опытный. Весной теряет голову.
  2. Степан. Искатель удачи. Охотник. Суровый, пугливый, суеверный. Настойчивый, одержимый. Безжалостный. Способен на все ради своей цели.

План пересказа повести “Аскыр”

  1. Неудачи Степана
  2. Появление соболя
  3. Драка с матерью
  4. Охотник
  5. В горах
  6. Кабарга
  7. Степан в артели
  8. Пороги
  9. Одноглазое лихо
  10. Степан на охоте
  11. Буря
  12. Полет на глухаре
  13. Промах Степана
  14. Под валежником
  15. Под камнями
  16. Возвращение и торг
  17. На лыжах в тайгу
  18. Колонок в капкане
  19. Рябчик приманка
  20. Повсюду сети
  21. Грызуны под камнями
  22. Одноглазый что-то задумал
  23. Страхи
  24. Весна
  25. Смерть Аскыра

Краткое содержание повести “Аскыр” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Со Степаном Аскыр встретился малышом, но убежал, и стал взрослым и сильным зверем.
  2. Степан стал кержаком и вступил в артель, он с товарищами отправился на охоту.
  3. Неожиданно он встретил Аскыра и безуспешно пытался убить соболя.
  4. Распродав добычу, кержаки на лыжах вернулись в тайгу, и Степан ловил Аскыра капканами.
  5. Аскыр уходил даже от сети, но весной обезумел и потерял осторожность.
  6. Он попал в капкан и Степан убил соболя, а потом уехал в Москву.

Главная мысль повести “Аскыр”
Тайга не любит слабых.

Чему учит повесть “Аскыр”
Повесть учит любить природу, не убивать и не обижать диких зверей. Учит смелости, находчивости, хитрости. Учит бороться за свою жизнь. Учит не терять бдительности и не идти на поводу эмоций. Учит не оставлять преступления без наказания.

Отзыв на повесть “Аскыр”
Мне понравилась эта повесть про смелого и осторожного соболя Аскыра, хотя ее конец оставил у меня тяжелое впечатление. Как бы не был осторожен и хитер Аскыр, как бы ловко не избегал он ловушек человека, человек оказался умнее. Конечно, во многом виновата весна и то, что Аскыр потерял осторожность, но в этой игре преимущество все равно было на стороне человека. Мне жаль гордого соболька, который был украшением своего рода. Он прожил короткую, но яркую жизнь.

Пословицы к повести “Аскыр”
Сколько волка не корми, он в лес смотрит.
Волка ноги кормят.
Хочешь жить – умей вертеться
Всю хитрость не изучишь, а себя измучишь.
Зуб за зуб, око за око.


Читать краткое содержание, пересказ повести “Аскыр” по главам:

Степан сидел один у костра и ругался. Он приехал в тайгу и хотел раскорчевать лес, справить пашню, но куда там! Не задалась новая жизнь, а соседи – сплошь кержаки. Жена Степана осталась одна в заимке, когда он ушел в тайгу. Теперь вот он возвращался.
К костру метнулась мышь, а следом небольшой зверек, который придушил мышь прямо у ног Степана. Тот прихлопнул зверька рукой, поднял и стал рассматривать вырывающегося зверя.
Не куница, ни хорь, соболь! Очень богатая шубка, а одна лапка белая до сгиба. Настоящий Аскыр, только маленький.
Зверь изловчился, укусил Степана за палец и был таков.
Только вздохнул Степан – вот где настоящее богатство, но для него нужно ружье справить.

Степана так и не взяли в артель и он перебивался с хлеба на квас. А Аскыр рос быстро и к осени вошел в полную силу. Его шубка стала очень красивой и соболь умело использовал ее темный цвет, чтобы подкрасться к добыче.
Однажды Аскыр уловил запах другого соболя и бросился по следу. Он настиг соболя и узнал свою мать. Но Аскыр был хищник и не мог потерпеть чужого на своем участке. Разыгралась битва. Мать проигрывала молодому зверю, как вдруг послышался странный звук.
Соболи отпрянули друг от друга и скрылись на деревьях. На поляну выскочила собака и стала лаять на мать. Та огрызалась, чувствуя себя в безопасности на дереве. Аскыр молчал, он в первый раз видел собаку.
И тут появился охотник. Грохот выстрела оглушил Аскыра и он рванул в чащу. Никогда больше он не видел свою мать.
Голодной зимой Аскыр поднялся в горы и там ловил куропаток. В конце зимы он упустил зайца, но сумел убить большую для него кабаргу. Несколько дней он пировал на дне ущелья, куда упала кабарга.
Пришла весна, тайга оживала и Аскыр был счастлив. А Степан доел последний кусок хлеба и нанялся к кержаку работником.

Затемно в одной из изб собрались пять кержаков. Они готовились в путь и молились своим богам. С ними был и Степан.
Он не мог поверить своему счастью – его взяли в артель. Всю весну и лето он работал на старого кержака, а тот занемог и не смог войти в артель. Вот и послал вместо себя молодого и меткого работника, потребовав лишь перейти в их веру. Степан не раздумывая согласился.
И вот артель отправлялась на два месяца в тайгу. Взяли припасов, ружья, и тихо вышли, опасаясь кого разбудить – чтобы не было сглазу.

Лодки шли по шиверам – речным порогам. Один кержак тянул лодку с берега, второй правил шестом. Степан не успел ослабить бечеву и его вдруг потянуло к реке. Он уперся в камень и в темноте увидел мельком страшную харю, голову огурцом с одним глазом.
Он думал, что ему померещилось, но вскоре одноглазый сам вышел к охотникам. Это был местный заимщик, дружок. Он рассказал кержакам, что на Горелую, куда те собирались, недавно ушли минусинские, и кержаки расстроились.
Степан видел, что одноглазый что-то скрывает, но боялся его. Это был беглый каторжник.

За лето Аскыр отъелся и разжирел. Только осенью он вновь увидел человека.
Кержаки сноровисто поставили дом на берегу, и в первый день принесли двух изюбрей, на мясо. На следующий день охотники разделились.
Степан шел по лесу с собакой Пестрей и прислушивался к каждому звуку. Скоро Пестря загнала на дерево соболя и Степан убил его.
Он вернулся с самой богатой добычей – два соболя, шесть белок, колонок. Кержак рассмотрел соболей, одного похвалил, второго забраковал, назвав хвостом. Степан узнал, что соболя ценятся по пышности и темноте меха.

Удача отвернулась от Степана и соболь ему больше не попадался. Однажды его настигла буря и ему пришлось заночевать в лесу, прижавшись к скале и собаке. Он сильно замерз.
Аскыру тоже пришлось туго. Он не промок, ночуя в дупле, но был очень голоден. Он прыгнул на глухаря, и сильная птица взлетела вместе с ним.
Степан увидел, как недалеко упал глухарь, от которого отделился второй зверь. По белой лапке Степан узнал Аскыра. Он позвал Пестрю, но собака вдалеке выследила белку.
Степан убил белку и погнал собаку по следу соболя.
Аскыр уже забыл про охотника и убил мышь. И тут его нашла собака. Аскыр забрался на сук, но приближался Степан. Соболь сделал отчаянный прыжок и устремился в густой молодняк. Степан промахнулся, а собака потеряла след соболя.

Степан хотел во чтобы то ни стало взять Аскыра. Но кержаки уже собирались в обратный путь.
Степан снова выследил Аскыра, который спрятался под огромной кучей валежника. Он решил ждать, пока соболь не вылезет и развел костер.
Ночью его разбудили страшные звуки. Степан подумал про лешего, потом про медведя, но это просто падал снег с веток – пошел снегопад. Аскыр под шумок благополучно смылся.
У Степана оставался последний день. Пестря взял след и привел к кедру, в котором было дупло. Степан начал выкуривать соболя, но потом заметил уходящий прочь след.
Он долго преследовал Аскыра, но след терялся под камнями огромной осыпи и Степан махнул рукой – там соболя не достать.

Кержаки торопливо вернулись в деревню – река вставала и им пришлось попотеть. В деревне их уже ждал скупщик. Кержаки долго и хитро торговались, и выгодно продали все шкурки соболя. Продал свои две шкурки и Степан.
Тем же вечером началась гульба. А через три дня Степан остался без денег и снова вышел на работу.
Через месяц кержаки встали на лыжи отправились на охоту. Они быстро добрались до знакомого места на Кабарочьих востряках. Степан уже и забыл про Москву, куда мечтал попасть, продав соболей.

В этот месяц у Аскыра появился новый враг – колонок, который отказывался признать соболя хозяином. Аскыр шел по следу колонка, как вдруг увидел странный след, словно от двух змей, а потом нашел лапы колонка, застрявшие в стальных челюстях – капкане. Самого колонка съела рысь, и испуганный Аскыр поспешил убежать.
Он чутко ловил запах человека и обходил стальные челюсти.
А Степан не мог понять, почему Аскыр так и не попался ему в капкан. Снизу в капканы попались четыре соболя. А здесь, наверху, только белки до зайцы. Да и тех съедала рысь или клевали вороны. Однажды капкан унесла рысь, которая в лесу сумела освободить лапу от стальных челюстей.
Степан пошел на хитрость и подложил в капкан рябчика. Аскыр был осторожен и дернул птицу за крыло, быстро отскочив. Рябчика придавило капканом. Аскыр стал избегать всего, чего хоть раз коснулась рука человека.
А Степан выпросил у кержаков сети. У него оставалось три дня на ловлю

На следующий день Аскыр наткнулся на сеть. Он обнюхал ее и вернулся в гору, скрывшись в камнях. Но голод мучил его, и он снова и снова искал в сети слабину. Перепрыгнуть через сеть он не мог, подрыть снег тоже, он хотел перелезть по стволу одинокого дерева, но с того человек содрал всю кору и лапки соболя скользили.
Тут на сеть упал ком снега и Аскыр бросился в камни. Он оказался там, куда еще не заходил и нашел много грызунов, спящих в своих норках. Аскыр хорошо поел, а на следующий день увидел, что сеть исчезла. Охотники ушли.
Кержаки хотели закупить провиант у Одноглазого, чтобы остаться в тайге до весны. Они продали ему одного соболя и купили все нужное. После этого один кержак понес добытые шкурки в деревню, а трое вернулись на охоту.
Степан шел последним и заметил, что одноглазый с ружьем тоже ушел из заимки.

Вернувшись на Востряки Степан снова наставил капканов. Он решил ловить только Аскыра.
Ночью ударил сильный мороз и трещали стволы деревьев. Кержаки рассказывали пугающие странные случаи, что происходили на охоте. Кержак Ипат говорил оробевшему Степану, что в тайге всякое бывает.

Пришла весна. Аскыр спустился с гор и устремился по следу незнакомого соболя. Он словно взбесился, как и все другие звери в тайге. И не заметил капкан. Стальные лезвия перебили Аскыру передние лапы. Так его и нашел Степан. Он был доволен, что добыл все-таки своего соболя.
На обратном пути кержаки нашли тело своего товарища, с пулей в затылке. Степан рассказал про одноглазого и кержаки долго шептались промеж собой. Потом в деревне узнали, что одноглазого убили.
А Степан продал Аскыра и уехал с женой в Москву, о которой так долго мечтал.

Рисунки и иллюстрации к повести “Аскыр”

Ссылка на основную публикацию