Марсианские хроники – краткое содержание романа Брэдбери

Краткое содержание Брэдбери Марсианские хроники

Культовый роман известного американского автора содержит собранные воедино повествования, рассказывающие об открытии землянами Марса. Прежде печатавшись отдельными короткими произведениями, позже они собраны в хронологической последовательности.

Видения миссис К. в 1-ом и 2-ом полетах

В 1999 г. изобретается космический корабль, за короткое время преодолевающий путь в 60 миллионов световых лет. Жители Земли отправляются к, полной тайн и нераскрытых загадок 4-ой планете. Жительнице Марса миссис К. чудится во сне присутствие одного и того же человека с бледной кожей. Это некий пришелец Натаниэль Йорк. Поведав об очень реальных сновидениях мужу, тот ей не поверил.

Женщину влечет долина. Догадливый, наделенный интуицией мистер К не отпускает ее туда, отправляясь на охоту на пчел. Путешествие на Марс теряется. Следующая попытка обречена на провал ввиду склонности обитателей предугадывать события. Прибывших размещают в сумасшедшем доме.

Повторный шанс

После исчезновения предыдущего состава в 2000 г. набирается новая команда. Перед их взором предстает изумительный по красоте город. Обнаруживается не факт прошлого, а наличие другого, загробного мира. Перед экипажем появляются когда-то погребенные родственники. Людям не суждено возвратиться.

Пилигримы

О предыдущих путешественниках ничего не известно. В 2001 г. попытки людей освоить «красную планету» возобновляются. На этот раз им видятся заброшенные города, улицы и дома с массой трупов. По словам врача, жителей погубила ветряная оспа. Неопасное заболевание истребляет целую цивилизацию.

Появляются первые переселенцы на Марс, один из которых отважный смельчак Бенджамин Дрисколл. Он трудится, не покладая сил ради хоть капли дождя. Ночью идет ливень, а на утро пустыня превращается в зеленеющий сад. Вдохнув свежего воздуха, герой теряет сознание.

События на Марсе и объявление Большой Войны

В период с 2002 по 2005 гг. люди стремительно осваивают Марс, воздвигая города. Одни летят за впечатлениями, другие – за спокойствием, третьим надоела цивилизации. Еще одна категория опасается войн. Исконные жители планеты ничто иное, как миф. На небосклоне мерещится забытая Земля.

Для человечества настает не лучший период войн и бедствий. Австралия едва не погружается под воду из-за взрыва. Лос-Анджелес и Вашингтон постоянно бомбардируют враги. Космические корабли доставляют новые группы землян для новой жизни на Марсе.

Новые марсиане

В 2026 г. Большая война на Земле достигает завершающего этапа. Пилигримы вновь призываются на родину. «Красная планета» пустеет. Сражение продолжалось более 20 лет. Отец, мать и трое малолетних сыновей из Америки прилетают на Марс, взрывая ракету во избежание погони. Процесс заселения на 4-ой планете от Солнца возобновляется.

Как и любое произведение фантастического жанра, данное также будоражит воображение, заставляя переживать с героями, непременно задумываясь о смысле жизни, реальных и будущих событиях.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Брэдбери. Все произведения

Марсианские хроники. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Знаток по определению символов Роберт Лэнгдон, профессор культуры очнулся после тяжелой травмы головы. Последнее что он помнит, как находился в Гарвардском университете. По виду из окна профессор сообразил, что находится во Флоренции

«Орестея» Эсхила состоит из трех трагедий. Первая часть «Агамемнон» повествует о великом царе Аргоса, вторая названа «Хоэфоры», а третья – «Евмениды».

В семье царит голод, поэтому новая жена уговаривает прогнать двух детей (мальчика и девочку), чтобы можно было выжить хоть как-то. Две попытки делает жена, в первый раз водит детей в темный лес, но дети знали о ее злобных планах, поэтому пошли на хитрость

Деревенский мальчик по имени Яшка проснулся рано утром, чтобы идти на рыбалку. Накануне на рыбалку вместе с ним напросился городской мальчик, которого звали Володя. Он приехал из Москвы и гостил у родственников

Автор рассказывает о своем полете на аэроплане. В городе Одесса, Куприн увидел полет фанерного аэроплана «Фарман». Ему очень захотелось полететь, чтобы почувствовать новые ощущения.

«Марсианские хроники» краткое содержание

Роман Рэя Брэдбери «Марсианские хроники» в летописной форме описывает историю колонизации людьми Марса, противостояние аборигенов «незваным гостям», а также повествует о начале и последствиях Третьей мировой войны на Земле.

«Марсианские хроники» краткое содержание

1999-й: Первая и вторая экспедиции. Видения миссис К

Недалекое будущее. 1999 год. Планета Земля. Люди, наконец-то, сконструировали ракету, способную в короткие сроки преодолеть расстояние от Земли до Марса – около 60 миллионов световых лет. Была зима знаменательного 99-го, когда первая экспедиция отправилась к таинственной четвертой планете.

А тем временем обыкновенная марсианка миссис К стала видеть странные и очень реальные сны. Ей мерещился один и тот же человек с бледной кожей, темными волосами и голубыми глазами. Мужчина представлялся Натаниэлем Йорком и говорил, что прилетел с третьей планеты. Когда миссис К рассказала о своих сновидениях мистеру К, он был крайне раздражен глупыми фантазиями своей жены. Бледная кожа? Голубые глаза? Темные волосы? Большего бреда и придумать нельзя! Тем более, все образованные марсиане знают, что жизнь на третьей планете невозможна – там негодная атмосфера.

Однако видения мисси К не прекращались. Однажды она затянула песню на чужом языке. Откуда миссис К знала этот язык и этот мотив, она не могла пояснить. Миссис К пела свою странную песню утром, днем, вечером и даже во сне. А еще ее неизменно тянуло в долину, как будто там должно было случиться что-то важное. Благоразумный мистер К не отпустил супругу на прогулку и, приказав сидеть дома, отправился охотиться на пчел. Через несколько часов мистер К вернулся домой и угрюмо поставил у порога ружье, а миссис К в тот вечер было почему-то очень грустно, и она плакала.

Следы первой экспедиции на Марс затерялись. В том же 1999-м земляне организовали вторую экспедицию, которая вновь-таки оказалась обречена. Дело в том, что жители Марса – отличные телепаты. Они могут проецировать свои мысли в визуальные, звуковые, слуховые, обонятельные и даже осязательные иллюзии. Так что команду космонавтов с Земли приняли за умалишенных и посадили в сумасшедший дом, а космический корабль посчитали иллюзией. В процессе радикального «лечения» земляне погибли, так и не доказав свою правоту, а корабль и вещи растащили на металлолом и черные рынки.

2000-Й: ТРЕТЬЯ ЭКСПЕДИЦИЯ. «ВТОРОЙ ШАНС»

После безвестной пропажи первых двух экспедиций третью команду космонавтов готовили особенно тщательно. Однако на таинственной четвертой планете их ждал неожиданный сюрприз – взору путешественников открылся необыкновенной красоты город, точь-в-точь земной, каким он был в начале ХХ века. Сперва ошеломленный экипаж подумал, что корабль каким-то образом преодолел временное пространство и попал в прошлое. Однако встретившись с местными жителями, они поняли, что это не прошлое, а альтернативный мир – своеобразный вариант загробной жизни, так называемый «второй шанс».

Один за одним к кораблю выходили давно умершие родные и близкие членов экипажа. И даже строгий капитан обомлел, когда увидел своего погибшего брата, отца с матерью, что встретили его на пороге их старого дома. За ужином семейство веселилось, ело мамины фирменные блюда и легло спать довольное и счастливое. Только у капитана почему-то было тревожно на душе. А что если, стал задумываться он, это не реальность, а лишь иллюзия, тщательно спланированная ловушка марсиан. www.ktoikak.com Они как отличные телепаты могли использовать воспоминания земных пришельцев против их же самих.

Капитан резко поднялся с постели. Он хотел немедленно поделиться своими догадками с товарищами, но его остановил холодный голос брата. «Куда ты?» «За водой» «Ты не хочешь пить» – уверенно произнес голос. Капитан похолодел. Он понял, что его опасения оправдались, только слишком поздно.

… На утро жители маленького городка вынесли шестнадцать гробов (ровно столько человек насчитывал экипаж третьей земной экспедиции). Все космонавты безвременно скончались. Лица родственников и друзей сперва выражали скорбь, а затем стали понемногу просветляться. Их черты менялись на глазах. Они все меньше походили на землян. Их кожа смуглела, глаза приобретали желтоватый оттенок. Это были марсиане… вылитые марсиане.

2001-Й: ЧЕТВЕРТАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ. ПЕРВЫЕ ПИЛИГРИМЫ

Три экспедиции, посланные человечеством на Марс, пропали бесследно. Однако земляне не оставили попытки покорить загадочную соседку и отправили четвертую группу первоклассных космонавтов. На этот раз путешественники застали «красную планету» пустующей.

Здесь были города, улицы, дома, личные вещи жителей, но не было самих жителей – только горы трупов. Как удалось установить докторам, прилетевшим в составе экспедиции, марсиан погубила обыкновенная ветрянка. Детская болезнь, которую без труда переносят все жители Земли, уничтожила целую цивилизацию. Так, по воле судьбы земляне стали наследниками целой планеты.

Желающих переселиться на Марс сперва было немного. Только отчаянные смельчаки решались стать первыми пилигримами. Бенджамин Дрисколл, напротив, мечтал поселиться на Марсе. Врачи запрещали ему лететь – слабые легкие Бенджамина едва справлялись с разреженным марсианским воздухом – но Дрисколл не сдавался! Каждый вдох превращался для него в настоящую пытку, но, невзирая на пустынный зной «красной планеты», каждый день Бенджамин высаживал семена земных деревьев, кустов, трав. Целый месяц – и ни одного побега. Целый месяц без единой дождевой капли!

Бенджамин решил не оборачиваться назад. Он трудился, невзирая на неудачи, и однажды был вознагражден. Этой ночью шел ливень, а на утро марсианская пустыня превратилась в пышный зеленый сад. Бенджамин вдохнул свежий воздух, насыщенный упоительным кислородом, и потерял сознание.

Читайте также:  Карлик - краткое содержание книги Брэдбери

2002-Й-2005-Й: ЗЕМЛЯНЕ НА МАРСЕ. НАЧАЛО БОЛЬШОЙ ВОЙНЫ

Люди стали стремительно заселять Марс. Всего за каких-то несколько лет они воздвигли целые города, дали свои, земные, названия рекам, мморям, горам и населенным пунктам. Поскольку корабли были американскими, пилигримами были в основном американцы, остальной мир лишь заворожено наблюдал за великим переселением.
Одни летели на Марс за новыми впечатлениями, другие – за спокойствием, третьи бежали от сомнительных благ земной цивилизации, четвертые – от грядущих войн. Марсиане превратились в легенды. Поговаривали, что некоторые из них все же выжили и теперь обитают где-то далеко в горах. Нет-нет коренные жители предстают перед землянами то в образе озорного пустынного миража, то в лице давно погибшего маленького сына, чей прах покоится на Земле.

…Мерцает на небосводе старушка Земля. Сейчас человечество переживает далеко не лучшее время – вся планета вовлечена в войну: Австралия едва не ушла под воду из-за взрыва, Вашингтон и Лос-Анджелес подвергаются бомбардировкам, а космические корабли уносят новые и новые группы землян навстречу новой жизни на «красной планете».

2026: Конец Земли. Новые марсиане

Большая война на Земле дошла своего апогея – все пилигримы Марса были призваны на родину, «красная планета» вновь опустела. Двадцать с лишним лет длились сражения. Большая часть населения Земли погибла, ресурсы планеты истощены, на восстановление понадобятся столетия.

Молодое американское семейство – отец, мать и трое маленьких сыновей – прилетает на Марс. Они взрывают свою ракету, чтобы избежать погони. Хотя какая может быть погоня? На Земле практически не осталось ракет.

Люди шествуют по «красной планете». Теперь это их мир. Скоро прилетит еще несколько семей с Земли. И они начнут все сначала… на четвертой планете от Солнца.

Маленький Тимати просит отца показать ему марсиан. Глава семейства ведет детей и жену в долину к водному каналу. «Где же они?» – нетерпеливо спрашивает мальчик. «Вот они. Смотри!» В водной глади отражается пять фигур – Тимати, Майкл, Роберт, мама и папа.

Роман Рэя Брэдбери «Марсианские хроники»: краткое содержание

«Марсианские хроники» – культовый роман американского писателя-фантаста Рэя Брэдбери. Произведение состоит из тематических рассказов и новелл, посвященных освоению землянами Марса. На протяжении десяти лет новеллы публиковались в виде самостоятельных произведений в журналах. В 50-е годы они были выстроены в хронологическом порядке и объединены в роман.

«Хроники» Брэдбери стали классикой научно-фантастического жанра и вдохновили многих последователей для разработки марсианской темы в литературе и культуре в целом. Роман неоднократно экранизировался. В 1980-м вышло сразу две киноверсии «Хроник» – одноименный американский мини-сериал и советский художественный фильм под названием «Восьмой день творения». В дальнейшем экранное воплощение находили отдельные новеллы и рассказы «Хроник» (например, «Земляне», «Марсианин», «Безмолвные города» и другие).

Давайте вспомним, как проходило освоение Марса и падение Земли по Рэю Брэдбери.

1999-й: Первая и вторая экспедиции. Видения миссис К

Недалекое будущее. 1999 год. Планета Земля. Люди, наконец-то, сконструировали ракету, способную в короткие сроки преодолеть расстояние от Земли до Марса – около 60 миллионов световых лет. Была зима знаменательного 99-го, когда первая экспедиция отправилась к таинственной четвертой планете.

А тем временем обыкновенная марсианка миссис К стала видеть странные и очень реальные сны. Ей мерещился один и тот же человек с бледной кожей, темными волосами и голубыми глазами. Мужчина представлялся Натаниэлем Йорком и говорил, что прилетел с третьей планеты. Когда миссис К рассказала о своих сновидениях мистеру К, он был крайне раздражен глупыми фантазиями своей жены. Бледная кожа? Голубые глаза? Темные волосы? Большего бреда и придумать нельзя! Тем более, все образованные марсиане знают, что жизнь на третьей планете невозможна – там негодная атмосфера.

Однако видения мисси К не прекращались. Однажды она затянула песню на чужом языке. Откуда миссис К знала этот язык и этот мотив, она не могла пояснить. Миссис К пела свою странную песню утром, днем, вечером и даже во сне. А еще ее неизменно тянуло в долину, как будто там должно было случиться что-то важное. Благоразумный мистер К не отпустил супругу на прогулку и, приказав сидеть дома, отправился охотиться на пчел. Через несколько часов мистер К вернулся домой и угрюмо поставил у порога ружье, а миссис К в тот вечер было почему-то очень грустно, и она плакала.

Следы первой экспедиции на Марс затерялись. В том же 1999-м земляне организовали вторую экспедицию, которая вновь-таки оказалась обречена. Дело в том, что жители Марса – отличные телепаты. Они могут проецировать свои мысли в визуальные, звуковые, слуховые, обонятельные и даже осязательные иллюзии. Так что команду космонавтов с Земли приняли за умалишенных и посадили в сумасшедший дом, а космический корабль посчитали иллюзией. В процессе радикального «лечения» земляне погибли, так и не доказав свою правоту, а корабль и вещи растащили на металлолом и черные рынки.

2000-й: Третья экспедиция. «Второй шанс»

После безвестной пропажи первых двух экспедиций третью команду космонавтов готовили особенно тщательно. Однако на таинственной четвертой планете их ждал неожиданный сюрприз – взору путешественников открылся необыкновенной красоты город, точь-в-точь земной, каким он был в начале ХХ века. Сперва ошеломленный экипаж подумал, что корабль каким-то образом преодолел временное пространство и попал в прошлое. Однако встретившись с местными жителями, они поняли, что это не прошлое, а альтернативный мир – своеобразный вариант загробной жизни, так называемый «второй шанс».

Один за одним к кораблю выходили давно умершие родные и близкие членов экипажа. И даже строгий капитан обомлел, когда увидел своего погибшего брата, отца с матерью, что встретили его на пороге их старого дома. За ужином семейство веселилось, ело мамины фирменные блюда и легло спать довольное и счастливое. Только у капитана почему-то было тревожно на душе. А что если, стал задумываться он, это не реальность, а лишь иллюзия, тщательно спланированная ловушка марсиан. Они как отличные телепаты могли использовать воспоминания земных пришельцев против их же самих.

Капитан резко поднялся с постели. Он хотел немедленно поделиться своими догадками с товарищами, но его остановил холодный голос брата. «Куда ты?» «За водой» «Ты не хочешь пить» – уверенно произнес голос. Капитан похолодел. Он понял, что его опасения оправдались, только слишком поздно.

… На утро жители маленького городка вынесли шестнадцать гробов (ровно столько человек насчитывал экипаж третьей земной экспедиции). Все космонавты безвременно скончались. Лица родственников и друзей сперва выражали скорбь, а затем стали понемногу просветляться. Их черты менялись на глазах. Они все меньше походили на землян. Их кожа смуглела, глаза приобретали желтоватый оттенок. Это были марсиане… вылитые марсиане.

2001-й: Четвертая экспедиция. Первые пилигримы

Три экспедиции, посланные человечеством на Марс, пропали бесследно. Однако земляне не оставили попытки покорить загадочную соседку и отправили четвертую группу первоклассных космонавтов. На этот раз путешественники застали «красную планету» пустующей.

Здесь были города, улицы, дома, личные вещи жителей, но не было самих жителей – только горы трупов. Как удалось установить докторам, прилетевшим в составе экспедиции, марсиан погубила обыкновенная ветрянка. Детская болезнь, которую без труда переносят все жители Земли, уничтожила целую цивилизацию. Так, по воле судьбы земляне стали наследниками целой планеты.

Желающих переселиться на Марс сперва было немного. Только отчаянные смельчаки решались стать первыми пилигримами. Бенджамин Дрисколл, напротив, мечтал поселиться на Марсе. Врачи запрещали ему лететь – слабые легкие Бенджамина едва справлялись с разреженным марсианским воздухом – но Дрисколл не сдавался! Каждый вдох превращался для него в настоящую пытку, но, невзирая на пустынный зной «красной планеты», каждый день Бенджамин высаживал семена земных деревьев, кустов, трав. Целый месяц – и ни одного побега. Целый месяц без единой дождевой капли!

Бенджамин решил не оборачиваться назад. Он трудился, невзирая на неудачи, и однажды был вознагражден. Этой ночью шел ливень, а на утро марсианская пустыня превратилась в пышный зеленый сад. Бенджамин вдохнул свежий воздух, насыщенный упоительным кислородом, и потерял сознание.

2002-й-2005-й: Земляне на Марсе. Начало Большой Войны

Люди стали стремительно заселять Марс. Всего за каких-то несколько лет они воздвигли целые города, дали свои, земные, названия рекам, мморям, горам и населенным пунктам. Поскольку корабли были американскими, пилигримами были в основном американцы, остальной мир лишь заворожено наблюдал за великим переселением.
Одни летели на Марс за новыми впечатлениями, другие – за спокойствием, третьи бежали от сомнительных благ земной цивилизации, четвертые – от грядущих войн. Марсиане превратились в легенды. Поговаривали, что некоторые из них все же выжили и теперь обитают где-то далеко в горах. Нет-нет коренные жители предстают перед землянами то в образе озорного пустынного миража, то в лице давно погибшего маленького сына, чей прах покоится на Земле.

Возможно вам придется по вкусу необычная детективная история от Рэя Брэдбери под названием Возможно вам придется по вкусу необычная детективная история от Рэя Брэдбери под названием “Смерть дело одинокое”, в которой исследуется сама природа смерти и страх человека перед неотвратимой кончиной.

Неоспоримый шедевр от маэстро фантастики Рэя Брэдбери “И грянул гром”, где развивается идея неразрывности материи и времени, феномена, который впоследствии был назван “эффектом бабочки”.

Читайте также:  Лед и пламя - краткое содержание романа Брэдбери

…Мерцает на небосводе старушка Земля. Сейчас человечество переживает далеко не лучшее время – вся планета вовлечена в войну: Австралия едва не ушла под воду из-за взрыва, Вашингтон и Лос-Анджелес подвергаются бомбардировкам, а космические корабли уносят новые и новые группы землян навстречу новой жизни на «красной планете».

2026: Конец Земли. Новые марсиане

Большая война на Земле дошла своего апогея – все пилигримы Марса были призваны на родину, «красная планета» вновь опустела. Двадцать с лишним лет длились сражения. Большая часть населения Земли погибла, ресурсы планеты истощены, на восстановление понадобятся столетия.

Молодое американское семейство – отец, мать и трое маленьких сыновей – прилетает на Марс. Они взрывают свою ракету, чтобы избежать погони. Хотя какая может быть погоня? На Земле практически не осталось ракет.

Люди шествуют по «красной планете». Теперь это их мир. Скоро прилетит еще несколько семей с Земли. И они начнут все сначала… на четвертой планете от Солнца.

Маленький Тимати просит отца показать ему марсиан. Глава семейства ведет детей и жену в долину к водному каналу. «Где же они?» – нетерпеливо спрашивает мальчик. «Вот они. Смотри!» В водной глади отражается пять фигур – Тимати, Майкл, Роберт, мама и папа.

Рэй Бредбери – Марсианские хроники

Рэй Бредбери – Марсианские хроники краткое содержание

“Марсианские хроники”: странный изменчивый мир, населенный загадочными, неуловимыми обитателями…

Марсианские хроники – читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

– Работала бы побольше, тебе не снились бы такие дурацкие сны.

– А мне он понравился, – ответила она, откидываясь в кресле. – Никогда не подозревала, что у меня такое воображение. Черные волосы, голубые глаза, белая кожа! Какой странный мужчина – и, однако, очень красивый.

– Ты недобрый. Я вовсе не придумала его намеренно, он сам явился мне, когда я задремала. Даже не похоже на сон. Так неожиданно, необычно… Он посмотрел на меня и сказал: “Я прилетел на этом корабле с третьей планеты. Меня зовут Натаниел Йорк…”

– Нелепое имя, – возразил супруг. – Таких вообще не бывает.

– Конечно, нелепое, ведь это был сон, – покорно согласилась она. – Еще он сказал: “Это первый полет через космос. Нас всего двое в корабле – я и мой друг Берт”.

– Еще одно нелепое имя.

– Он сказал: “Мы из города на Земле, так называется наша планета”, – продолжала миссис К. – Это его слова. Так и сказал – Земля. И говорил он не на нашем языке. Но я каким-то образом понимала его. В уме. Телепатия, очевидно.

Мистер К отвернулся. Ее голос остановил его.

– Илл! – тихо позвала она. – Ты никогда не задумывался… ну… есть ли люди на третьей планете?

– На третьей планете жизнь невозможна, – терпеливо разъяснил супруг. – Наши ученые установили, что в тамошней атмосфере слишком много кислорода.

– А как было бы чудесно, если бы там жили люди! И умели путешествовать через космос на каких-нибудь особенных кораблях.

– Вот что, Илла, ты отлично знаешь, я ненавижу эту сентиментальную болтовню. Займемся лучше делом.

Близился вечер, когда она, ступая между колоннами, источающими дождь, запела. Один и тот же мотив, снова и снова.

– Что это за песня? – рявкнул в конце концов супруг, проходя к огненному столу.

Она подняла на него глаза, удивляясь сама себе. Озадаченно поднесла ко рту руку. Солнце садилось, и по мере того, как дневной свет угасал, дом закрывался, будто огромный цветок. Между колоннами подул ветерок, на огненном столе жарко бурлило озерко серебристой лавы. Ветер перебирал кирпичные волосы миссис К, тихонько шепча ей на ухо. Она молча стояла, устремив затуманившийся взор золотистых глаз вдаль, на бледно-желтую гладь морского дна, словно вспоминая что-то.

Глазами тост произнеси,
И я отвечу взглядом, –

запела она тихо, медленно, нежно.

Иль край бокала поцелуй –
И мне вина не надо.

Миссис К повторила мелодию, уже без слов, закрыв глаза, и руки ее словно порхали по ветру. Наконец она умолкла.

Мелодия была прекрасна.

– Впервые слышу эту песню. Ты сама ее сочинила? – строго спросил он, испытующе глядя на нее.

– Нет. Да. Право, не знаю! – Она была в смятении. – Я даже не понимаю слов, это другой язык!

Она машинально бросала куски мяса в кипящую лаву.

– Не знаю. – Через мгновение мясо было готово, она извлекла его из огня и подала мужу на тарелке. – Ах, наверно, я просто придумала весь этот вздор, только и всего. Сама не понимаю почему.

Он ничего не сказал. Смотрел, как она погружает мясо в шипящую огненную лужицу. Солнце скрылось. Медленно-медленно вошла в комнату ночь, темным вином заполнила ее до потолка, поглотив колонны и их двоих. Лишь отблески серебристой лавы озаряли лица.

Она снова стала напевать странную песню.

Он вскочил со стула и гневно прошествовал к двери.

Позднее он доел ужин один.

Встав из-за стола, потянулся, поглядел на нее и, зевая, предложил:

– Съездим на огненных птицах в город, развлечемся?

– Ты серьезно? – спросила она. – Ты не заболел?

– А что тут странного?

– Но мы уже полгода нигде не были!

– По-моему, неплохая мысль.

– С чего это вдруг ты так заботлив?

– Ну, хватит, – брюзгливо бросил он. – Поедешь или нет?

Она посмотрела на седую пустыню. Две белые луны вышли из-за горизонта. Прохладная вода гладила пальцы ног. Легкая дрожь пробежала по ее телу. Больше всего ей хотелось остаться здесь, сидеть тихо, беззвучно, неподвижно, пока не свершится то, чего она ждала весь день, то, что не должно было произойти и все же могло, могло случиться… Душа встрепенулась от нежного прикосновения песни.

– Для тебя же лучше, – настаивал он. – Поехали.

– Я устала, – ответила она. – Как-нибудь в другой раз.

– Вот твой шарф. – Он подал ей флакон. – Мы уже который месяц никуда не выезжали.

– Если не считать твоих поездок в Кси-Сити два раза в неделю. – Она избегала глядеть на него.

– Дела, – сказал он.

– Дела? – прошептала она.

Из флакона брызнула жидкость, превратилась в голубую мглу и, трепеща, обвилась вокруг ее шеи.

На ровном прохладном песке, светясь, словно раскаленные угли, ожидали огненные птицы. Надуваемый ночным ветром, в воздухе плескался белый балдахин, множеством зеленых лент привязанный к птицам.

Илла легла под балдахин, и по приказу ее мужа пылающие птицы взметнулись к темному небу. Ленты натянулись, балдахин взмыл в воздух. Взвизгнув, ушли вниз пески; мимо, мимо потянулись голубые холмы, оттеснив назад их дом, колонны, источающие дождь, цветы в клетках, поющие книги, тихие ручейки на полу. Она не глядела на мужа. Ей было слышно, как он покрикивал на птиц, а те взвивались все выше, летя, словно тысячи каленых искр, словно багрово-желтый фейерверк, все дальше в небо, увлекая за собой сквозь ветер балдахин – трепещущий белый лепесток.

Она не смотрела на мелькающие внизу древние мертвые города, на дома – словно вырезанные из кости шахматы, не смотрела на древние каналы, наполненные пустотой и грезами. Над высохшими реками и сухими озерами пролетали они, будто лунный блик, будто горящий факел.

Она глядела только на небо.

Муж что-то сказал.

Она глядела на небо.

– Ты слышала, что я сказал?

Он шумно выдохнул.

– Могла бы быть повнимательнее.

– Никогда не знал, что ты такая любительница природы. Сегодня ты просто не отрываешь глаз от неба, – сказал он.

– Оно очень красиво.

Я вот о чем подумал, – медленно продолжал супруг. – Не позвонить ли сегодня Халлу? Договориться, что мы приедем – на недельку, не больше! – к ним в Голубые горы. Чем не идея.

– Голубые горы! – Она схватилась одной рукой за край балдахина и резко повернулась к нему.

– Я ведь только предлагаю.

– И когда ты думаешь ехать? – нервно спросила она.

– Да можно отправиться хоть завтра утром, – подчеркнуто небрежно бросил он. – Сама знаешь: раньше начнешь, скорее…

– Но мы еще никогда не уезжали так рано!

– Ну, в этом году в виде исключения… – Он улыбнулся. – Нам полезно переменить обстановку. Пожить в тиши, в покое. Словом, сама понимаешь. У тебя ведь нет других планов? Поедем, решено?

Рэй Брэдбери – Марсианские хроники

Скачать отрывок:

Жанры:Научная фантастика Фантастика Роман
Теги:Иноземная форма жизни Космическая экспедиция Марсианин Марсианская цивилизация Межрасовые отношения
Характеристики:Социальное Философское
Места событий:Марс Космическое пространство Планета Земля
Время событий:Будущее

Случайная цитата из книги

«Любой здравомыслящий человек мечтает унести ноги с Земли.»

Читать онлайн книгу «Марсианские хроники»

Описание книги «Марсианские хроники»

«Марсианские хроники» (англ. The Martian Chronicles ) — научно-фантастический роман Рэя Брэдбери, принёсший автору широкую известность. Фактически содержание книги представляет собой нечто среднее между собранием коротких историй и эпизодических новелл, включая ранее опубликованные в литературных журналах во второй половине 40-х годов рассказы. В «Марсианских хрониках» отражены основные проблемы, волнующие американское общество в начале 1950-х: угроза ядерной войны, тоска по более простой жизни, реакции против расизма и цензуры. Жанр научной фантастики нравился Брэдбери именно возможностью показать существующее положение дел в мире, используя для этого декорации вымышленного будущего, и таким образом оградить людей от повторения и усугубления ошибок прошлого.

Читайте также:  Всё лето в один день - краткое содержание рассказа Брэдбери

«Марсианские хроники» – сюжет

Роман «Марсианские хроники» в летописной форме описывает историю колонизации людьми Марса, противостояние аборигенов «незваным гостям», а также повествует о начале и последствиях Третьей мировой войны на Земле.

История

Идея создания «марсианского» цикла относится еще к детским годам писателя. Как вспоминает сам Брэдбери в одном из своих интервью: «В двенадцать лет я не мог позволить себе купить продолжение „Марсианского воина“ Эдгара Берроуза, ведь мы были бедной семьей… и тогда написал свою собственную версию».

«Сначала я подумал о тех чертах, которые придадут сходство покорению Марса с покорением Дикого Запада, — писал Рэй Брэдбери в неопубликованном эссе „Как я писал свою книгу“, датируемом 17 октября 1950 года. — С раннего детства я впитывал истории о разнообразных приключениях на Диком Западе, которые рассказывали мне отец и дед. События некоторых из них происходили ещё в начале века, когда этот край был гораздо более пустым, заброшенным и одиноким. В душе я знал, что реальный Марс будет тем новым горизонтом, в который Билли Бак, герой рассказов Стейнбека, задумчиво вглядывался, стоя на побережье Тихого океана: великое „Покорение Запада“ было уже окончено, и перспективы удивительных приключений начали неумолимо рассеиваться».

В 1949 году Рэй Брэдбери, уже всерьёз занимающийся писательской деятельностью, но ещё не получивший признания, отправляется в Нью-Йорк. В большом городе он в течение достаточно долгого времени безуспешно «бегает по редакциям», предлагая всем свои короткие научно-фантастические рассказы. Исследователь Л. Бутяков неуспех Брэдбери объясняет тем, что его проза не соответствовала «литературной моде»: «Рассказы в те годы не пользовались популярностью, публика хотела комиксов и романов „с продолжением“». Судьбу писателя решило знакомство с его однофамильцем — опытным редактором издательской фирмы «Doubleday» Уолтером Брэдбери, который уловил тематическую общность в большинстве рассказов о «красной планете» (они должны были составить костяк нового задуманного сборника) и предложил автору аранжировать их в некое подобие романного повествования, основным объектом которого стал бы таинственный и недостижимый для современного человечества Марс. Рэй Брэдбери решил последовать совету, объединив «марсианские рассказы» в одно произведение. Он придумал новые названия, позволяющие читателям принять новеллы за главы романа, ввёл хронологию событий и озаглавил все это — «Марсианские хроники». Спустя год произведение было опубликовано и принесло Брэдбери сначала национальную, а затем и мировую известность.

Рэй Брэдбери. Марсианские хроники. Рецензия

«Марсианские хроники» – цикл рассказов Рэя Брэдбери, связанных одной темой и посвящённых экспедициям на Марс, первому контакту с внеземными цивилизациями и освоению манящей красной планеты, на которой люди находят своё прибежище и новый дом.

Оригинальное название: The Martian Chronicles/ The Silver Locusts.
Жанр: рассказы, фантастика, фэнтези.
Год публикации: 1950 год.

«Марсианские хроники» состоят из отдельных рассказов с зачастую не связанными между собой сюжетами. Вначале они не задумывались как продолжающие друг друга, Брэдбери собрал их в одну книгу лишь по совету издателя уже после того, как большинство из них было написано. Это видно и в самом тексте. Хотя «Марсианские хроники» называют романом, т.к. именно так их представили в первом издании, рассказы порой противоречат друг другу, они отличаются по настроению, в них описываются отличающиеся ситуации, а иногда даже как будто разные варианты событий. Однако все рассказы связаны внутренней логикой и общей темой освоения новой планеты, будущего.

Судя по книге, будущее человечества не представлялось тогда Брэдбери особенно счастливым и благополучным. Многие рассказы заканчиваются печально и трагично. Экспедиции, отправляющиеся одна за другой, без вести исчезают по разным причинам. То марсиане настроены к землянам враждебно и настороженно и намеренно вводят их в заблуждение, заманивают в ловушку и губят, используя против людей их же воспоминания. То землянам, прилетевшим на Марс и радостно спешащим навстречу другой цивилизации, марсиане отказываются верить, принимая их за сумасшедших. И даже когда одной из экспедиции удаётся обосноваться на планете и туда прилетает вслед за этим множество людей, всё заканчивается плачевно уже для самих марсиан, гибнущих от простой ветрянки, детской болезни землян. Но участь марсиан, оказывается, не самая худшая, землян ждёт что-то более страшное, чем смерть, ведь они, сумев покорить космос, так и не научились ценить чужие жизни, контролировать низменные порывы и страсти, что грозит гибелью их родной планеты. А всемирное одиночество ждёт тех, кому чудом удаётся уцелеть.

В «Марсианских хрониках» отразилась атмосфера того времени, когда они были написаны: время «холодной войны», гонки вооружений, глобальной неустроенности и неспокойствия, предчувствие войны. Брэдбери переносит все насущные проблемы и опасности настоящей, современной ему жизни в будущее, показывает, как печально всё могло бы для нас закончиться, если мы не сумеем остановиться. Марсиане у него не очень-то отличаются от людей. У них глаза другого цвета, иное количество пальцев на руках, но даже внешне мы с ними очень похожи. А вот в культуре, технологиях, отношении к жизни мы сильно расходимся, причём сравнение явно не в пользу землян. Многие люди мечтают улететь с Земли, чувствуя, что всё здесь идёт к глобальной войне, после которой миру уже не оправиться. Они бегут в космос от земных забот и от агрессии своего же вида. Жадность, глупость, злоба землян вызывают отвращение у некоторых из героев-людей, они сами чувствуют, какую опасность представляют для Марса люди с их неудержимой жаждой наживы и власти, расизмом и жестокостью, презрением к тому, кто отличается от них. Освоение Марса чем-то напоминает покорение американцами Дикого Запада, уничтожение индейских племён и захват их земель. Люди здесь зачастую совершенно не умеют ценить чужую культуру, равнодушно относятся к наследию погибшей цивилизации, которая насчитывает много тысячелетий. Хотя марсиане тоже не всегда выглядят мирными и доброжелательными, люди оказываются намного страшнее и злее.

Рассказы разнообразны по стилю, они показывают Марс и человеческую жизнь с разных сторон, некоторые из них похожи на притчу, есть те, что проникнуты грустным юмором, другие же звучат предостережением. Даже марсиане описываются по-разному. Они представлены то давно исчезнувшими, то до сих пор живыми, отличаются их внешний вид и свойства. У них необыкновенно развит интеллект, они обладают телепатическими способностями и умеют внушать любую мысль или образ, общаться невербально, создавать целые сюжеты из иллюзий. Несоответствия и противоречия в сюжетах и описаниях подчёркивались и критиками. Однако на это не обращаешь внимания. Книга написана просто, но увлекательно и ярко. Рассказы постепенно подводят нас к пронзительному и грустному финалу, в котором у человечества, как и в романе «451 градус по Фаренгейту», всё же остаётся некоторая надежда на возрождение и изменение, построение нового мира.

Обложка первого издания книги

В книге Марс изображён вовсе не таким, какой он есть в действительности. Там есть кислород, его атмосфера пригодна для нашего дыхания, почва богата и плодородна, её волшебные свойства даже позволяют за короткое время вырастить повсюду густые леса. Всё это не соответствует нашим сегодняшним знаниям об этой планете. Но Брэдбери и не претендовал на достоверность. По настроению и стилю большинство рассказов похожи на сказку или притчу, сам писатель в одном из интервью определил жанр книги как фэнтези. Брэдбери даже часто называл себя сказочником, это казалось ему хорошим определением для его метода и стиля, его творчества и задачи. Что ж, с этим вполне можно было бы согласиться. Но, как ни определяй жанр, сколько ни рассуждай о целостности или неоднородности произведений, «Марсианские хроники» интересная и достойная книга, которую стоит и нужно прочитать. Она необыкновенно добрая, мудрая и волшебная. Пусть грустная, но грусть эта задумчивая, полезная и приятная. Многое здесь верно сказано о ценности и скоротечности жизни, о семье и о том, ради чего мы живём. Сам Брэдбери считал своей родиной Марс, грезил о нём с юности, в «Хрониках» отразилась эта его страсть в поэтичных зарисовках и описаниях, манящих и прекрасных образах.

«Жизнь сама по себе есть ответ. Цель жизни в том, чтобы воспроизводить жизнь и возможно лучше ее устроить. Марсиане заметили, что вопрос: «Для чего жить?» — родился у них в разгар периода войн и бедствий, когда ответа не могло быть. Но стоило цивилизации обрести равновесие, устойчивость, стоило прекратиться войнам, как этот вопрос опять оказался бессмысленным, уже совсем по-другому. Когда жизнь хороша, спорить о ней незачем».

Рэй Брэдбери. «Марсианские хроники»

Ссылка на основную публикацию