Кавказский пленник – краткое содержание рассказа Саши Чёрного

Краткое содержание Саша Чёрный Кавказский пленник

Весь рассказ о том, как две девочки прочитали рассказ Льва Толстого « Кавказский пленник». И очень переживали по этому поводу, так как они очень впечатлительные натуры и поверили каждому слову автора, как будто это все происходило в реальной жизни.

На улице весна, все люди вышли насладиться прекрасной теплой погодой. И бабушка, стоящая на балконе и женщина стирающая белье в реке. Все кто просто гулял по городу и старик на лодке и мальчики, бегущие по берегу реки.

Девочки находились в папином кабинете, кот сидел на подоконнике, а вся остальная обстановка, была стандартной, портреты писателей, много книг, причем всевозможных направлений.

Катя и Валя были очень расстроены после чтения «Кавказского пленника», старшая девочка даже плакала. Кроме того что они очень переживали за главного героя рассказа, еще и дома никого не было. Чтоб объяснить девчонкам авторский замысел произведения и успокоить их.

Жилину удалось бежать из плена, значит дальше его судьба сложиться хорошо. И он сам сможет взять в плен татар, затем наказать их и отпустить по домам. Дальше девочки решили, что Дину приставят к награде. А Валя, выйдет замуж за Жилина.

В общем, девочки пошли играть в сад, там встретили Мишу и решили инсценировать события из прочитанного рассказа. Катя и Валя стали татарами, они начали гоняться за Мишей и вскоре посадили его в яму. И в итоге, Жилин и с ним его друг Костылин, оказались в плену. В роли Костылина была собака, в роли Жилина Миша.

Теперь Жилин должен был писать письмо родственникам, в котором за него требуют выкуп, но так как Миша писать не мог письмо, написали девочки. Передали его дворнику, вот только пленные никак не собирались совершать побег.

Теперь Катя и Валя меняли игрушки Жилина на еду, они нашли лепешки на кухне. Миша покушал собака тоже. Девочки опустили в яму палку, предлагая пленникам бежать, но они не захотели.

В итоге девочки опустились в яму к Мише и собаке, и стали ждать нужного количества звезд на небе, чтобы бежать. Но колодки для ног и рук еще не были готовы, поэтому бежать, никак не получалось.

Мама пришла домой, а детей ее нет. И тут же дворник принес записку с требованием выкупа. Мама и няня очень испугались и стали бегать искать девочек. Мама звала их и осматривала все уголки в доме.

Оказавшись в саду, мама и няня, звали девочек, те им ответили и женщины побежали на звук голосов раздававшихся из ямы. И девочки и Миша были очень довольны, что их освободили из плена. Они всем рассказали, что они настоящие кавказские пленники.

Валя и Катя шли, домой шагая рядом с мамой, теперь утром, рассказ которым они так восхищались вчера, показался очень грустным. А Миша и собака Тузик тоже полюбили эту игру и предлагали, еще поиграть в кавказских пленников.

В данном рассказе автор всем читателям намекает на детскую беззаботность. Тем самым давая понять, что любая неприятность или остросюжетный рассказ, показавшийся грустным сегодня, завтра уже будет чем-то неважным, и никто о нем уже и не вспомнит. Нужно просто жить и стараться не печалиться по всяким мелочам.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Саша Чёрный. Все произведения

Кавказский пленник. Картинка к рассказу

Сейчас читают

В своеобразном предисловии «Про Что – Про Это» В.Маяковский поясняет предмет раздумий поэмы – любовь. Он признается, что не мог более обходить эту тема, поскольку она «заявилась гневная» и «приказала» писать.

События, описанные в этой повести, происходят после окончания гражданской войны. В деревнях и селах образовываются первые колхозы, вместо быков землю обрабатывает трактор.

Не зная, где они будут жить. Чирика и Чик, семейная пара стали думать, где будут делать гнездо. Чик расхрабрился и решил выгнать молодую воробьиную семью. Подлетев к огромной рябине, красноголовый воробушек, думал занять место

События происходят летом 1958 года. В маленьком городке Дерри происходят страшные события, в городе орудует маньяк и убивает детей. Группа из детей одиннадцати лет решают противостоять монстру.

Урал. На платформе толпится народ ягодников с ведрами, корзинами и всякой утварью. Подъезжает поезд, который едет до Теплой горы и останавливается всего на минуту.

Черный Саша рассказ “Кавказский пленник”

Читательский дневник по рассказу “Кавказский пленник” Саши Черного

Автор: Саша Черный.

Число страниц: 10.

Жанр произведения: рассказ.

Главные герои: девочки Катя и Валя, мальчик Миша, собака Тузик, дворник.

Характеристика главных героев:

Катя и Валя — эмоциональные и впечатлительные.

Решили поиграть в игру из книги.

Мишка — добрый, доверчивый.

Весь вечер просидел в яме.

Краткое содержание рассказа “Кавказский пленник”

Как-то раз, в самом разгаре весенней поры, две девочки Катя и Валя прочли произведение Льва Толстого “Кавказский пленник”.

Они настолько прониклись рассказом, что решили тоже попробовать поиграть.

На роль пленного девочки кое-как уговорили мальчика Мишу.

Но каждая из них хотела попробовать себя в роли Дины, однако было решено, что сначала они сыграют татар.

Не хватало еще одного пленного, и на его роль девочки взяли дворового пса — Тузика.

Мишу и Тузика девочки посадили в яму в саду.

И решили, что было б неплохо потребовать выкуп за пленных.

На деревянной дощечке они нацарапали послание и передали его дворнику.

До самой ночи играли дети.

Миша с собакой покидать плен не хотели, а Катя и Валя решили, что лучше и им самим выбраться из заточения ночью.

Тем временем домой вернулась мама девочек, и не найдя их в комнатах, принялась искать детей с няней.

Обнаружила она дочерей в саду и повела в дом.

А Катя и Валя шли и не понимали, почему они утром так огорчились, ведь быть пленными так забавно.

План рассказа:

2. Катя и Валя читают произведение Л. Толстого

3. Судьба Жилина в разговоре двух сестер.

4. Как сестры игру затеяли.

5. Мишка в роли Жилина.

6. Стрельба и плен Мишки.

7. Выкуп за пленных.

8. Как девочки пленных кормили.

9. Побег состоится или нет?!

10. Катя и Валя прыгнули в яму.

11. Возвращение мамы домой.

12. Поиски дочерей.

13. Дворник Семен вручил дощечку маме.

14. Как мама нашла детей в саду.

15. Веселая игра.

Главная мысль рассказа:

Главная мысль рассказа заключается в том, что нужно уметь сохранить в себе детскую беззаботность.

Ведь то, что сегодня нам казалось грустным и ужасным, завтра может показаться сущим пустяком.

Чему учит произведение “Кавказский пленник”?

Рассказ учит нас тому, что следует радоваться жизни, простым мелочам, не печалиться из-за пустяков.

А также, что никогда не стоит принимать все близко к сердцу.

Краткий отзыв по рассказу “Кавказский пленник”

Рассказ Саши Черного мне очень понравился.

В нем автор знакомит нас с двумя девочками — Катей и Валей, которые прочитали произведение русского писателя и вдохновились ним.

Они настолько огорчились из-за сюжета и развязки рассказа, что решили пережить на себе все события.

Катя и Валя стали моими любимыми персонажами.

Во многом они напоминают мне меня и моих друзей.

Мы тоже часто в игре берем за основу какое-то произведение и проигрываем его по своему.

Так сделали и две сестры: они сами забрались в “плен” и ждали звезд, чтоб выбраться с него.

Я очень переживал, когда мама не нашла девочек дома и вдобавок ей вручили еще и записку с требованием о выкупе.

Надеюсь, что сестер не сильно наказали за их выдумку.

Из рассказа Саши Черного я почерпнул много нового и ценного для себя.

А самое главное то, что быть ребёнком — это весело и здорово!

Пословицы:

“Веселая голова живет спустя рукава”.

“Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало”.

“Играй, да не заигрывайся”.

Отрывок из произведения , поразивший меня больше всего:

— В «Кавказского пленника», — объяснила Валя.

— Да глотай ты скорей свою баранку!

Ты будто Жилин, русский офицер.

Ты будто из крепости к своей маме верхом едешь.

Она тебе невесту приискала, хорошую и умницу, и имение у нее есть.

А мы тебя в плен возьмем и в яму посадим. Понял!

— И Тузик с тобой. Вроде товарища. А лошадь под тобой мы застрелим.

Неизвестные слова и их значения:

Терракотовый — красно-коричневый оттенок.

Гичка — узкая морская шлюпка.

Фельдфебель — звание офицера в период Царской Руси.

Флигель — пристройка к дому.

Еще читательские дневники по произведениям Саши Черного:

Библиотека читательских дневников автора пополняется.

«Кавказский пленник» читательский дневник

«Кавказский пленник» – добрая и поучительная история о том, как дети решили переиграть грустную историю о пленных офицерах на свой лад.

Краткое содержание «Кавказский пленник» для читательского дневника

ФИО автора: Саша Черный

Название: Кавказский пленник

Число страниц: 21. Саша Черный. «Кавказский пленник». Издательство «Лениздат». 2014 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1929 год

Главные герои

Валя – старшая сестра, находчивая, добрая, веселая девочка.

Катя – младшая сестра, большая выдумщица.

Мишка – веселый, добрый мальчик, товарищ по играм.

Тузик – уличный пес.

Сюжет

Погожим весенним днем, когда всем было очень весело и радостно, грустили две сестренки. В глазах Вали виднелись слезинки, а Катя стояла рядом, надувшись. Девочки только что прочли рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник», и это произведение очень взволновало их.

Девочки были одни дома, и не у кого было спросить, на самом ли деле произошло все то, что описано в книжке. Наконец, Кате надоело дуться, и она сказала, что Жилин, наверное, обязательно вернулся и проучил татар, которые его мучили. Вале понравилась эта идея, и он добавила, что офицер, должно быть, хорошенько высек их крапивой. Девочки принялись мечтать – они хотели, чтобы благородный Жилин в итоге отпустил татар, дал Дине медаль за отвагу, а после бы женился на ней.

Девочки отправились в сад, где заметили яму с прошлогодними листьями. Они решили сыграть в «Кавказского пленника», но только на свой лад. Жилиным стал их товарищ Мишка, а Костылиным – уличный пес Тузик. Сестры поначалу были татарами, а после перевоплотились в Дину и ее подружку.

Дети очень весело провели время, играя в пленных офицеров и жестоких татар. Под конец девочки присоединились к Мишке и Тузику, которые сидели «в плену» в яме, и стали любоваться небом.

Когда вернулась мама, она долго не могла найти сестер, и принялась их громко звать. К ее удивлению, она обнаружила девочек в яме. Валя и Катя радостно прижались к маме, и уже не понимали, отчего им было так грустно – ведь «Кавказский пленник» оказался на редкость забавной книгой.

План пересказа

  1. Сестры грустят.
  2. «Кавказский пленник» – печальное произведение.
  3. Яма в саду.
  4. Мишка и Тузик становятся офицерами.
  5. Валя и Катя – татары.
  6. Веселая игра.
  7. Возвращение мамы.
  8. «Кавказский пленник» – веселый рассказ.

Главная мысль

В жизни многое зависит от того, как относится к проблемам. С боевым настроем можно преодолеть любые трудности.

Чему учит

Рассказ учит сострадать, сочувствовать тем, кто оказался в беду. Кроме того, он учит играть, фантазировать, выдумывать, и по-новому смотреть на проблемы и трудности.

Отзыв

Благодаря игре, в которую девочки вовлекли своего друга и пса, они смогли по-новому взглянуть на прочитанную историю. Оказалось, что все не так уж страшно, и нужно просто уметь радоваться жизни.

Рисунок-иллюстрация к рассказу Кавказский пленник.

Пословицы

  • Пошла потеха, надорвать живот от смеха.
  • Кто много смеется, тому легче живется.
  • У нашего молодца нет забавам конца.
  • Не любо – не смейся, а другим не мешай.
  • Где горе, там и радость.

Что понравилось

Понравилось, как в роли офицера Костылина выступил уличный пес Тузик. Ему было очень весело играть с детьми, и он с блеском сыграл свою роль до конца.

Саша Черный, “Кавказский пленник”. Краткое содержание рассказа

Предлагаем краткое содержание рассказа «Кавказский пленник». Саша Черный, его автор, делает своими героями детей, впервые прочитавших произведение Л. Толстого с одноименным названием. Их переживания и воплощение истории Жилина в игре составляют основу сюжета.

Место действия

Рассказ начинается обширной экспозицией. Его герои живут на берегу небольшой речушки Крестовки, впадающей в Неву. В этот весенний день было многолюдно – многие вышли на пристань, чтобы насладиться свежестью природы и ощутить возрождение жизни. Это и посетители английского гребного клуба, и полоскавшая белье прачка, и озорные мальчишки, и старик в плоскодонке, и очень старая бабушка на балконе… Мирное течение жизни еще больше подчеркивает остроту ощущений девочек, о которых дальше расскажет Саша Черный. Кавказский пленник – краткое содержание произведения это покажет – вызвал в их душе сочувствие и сострадание.

Обитатели флигеля

Рыжий котенок на письменном столе. Множество книг и портретов писателей. Фикус со свежевымытыми листьями. Открытая дверь в столовую, где виднелись буфет с посудой, матрешка на кафельной печке, овальный стол с детским рисунком. Так описывает кабинет, расположенный в длинном флигеле, Саша Черный.

«Кавказский пленник», краткое содержание которого вы читаете, продолжается описанием сестер, Вали и Катюши. На фоне всеобщей радости они выглядели огорченными и сердитыми: у старшей даже слеза блестела на щеке. Причина подобного настроения была в том, что они закончили чтение рассказа «Кавказский пленник» Л. Толстого.

Сила воображения

История Жилина воспринималась сестрами как сущая правда, и потому вызвала сильное волнение. К тому же дома не было ни мамы, ни няни, которые пояснили бы: неужели можно так мучить людей? Успокаивало одно: герой сбежал, а значит, для него все сложилось удачно. Да и день был так хорош, что долго грустить не хотелось. Они еще раз вспомнили краткое содержание рассказа. Кавказский пленник (Саша Черный дальше строит на этом сюжет), освободившись, мог взять в плен самих татар. А дальше пребольно высечь их или проявить милость и отпустить на все четыре стороны. Дину же, по мнению девочек, следовало наградить медалью и обучить грамоте. Валя придумала, как дальше она покрестится и выйдет замуж за Жилина. Счастливые, что теперь все складывается так весело, сестры отправились на улицу.

Веселая игра

В саду Валя и Катюша остановились у ямы. Они поняли друг друга без слов, оставалось распределить роли. Каждой хотелось быть Диной, потому они решили сначала побыть татарами и взять в плен Мишку, карапуза дворника. Тогда они смогут его бросить в яму, а потом начнут спасать. Костылиным предстояло стать Тузику, бегавшему рядом с девочками и вертевшему хвостом. Такими были фантазии Вали и Катюши, вспоминая краткое содержание. «Кавказский пленник» (автор Саша Черный отметил, что Мишка сразу согласился вступить в игру) помчался на пруте вперед, не желая быть раненым. Девочкам-татарам пришлось силой взять его в плен и оттащить к яме. Для того чтобы было мягче, Валя принесла коврик, и вот уже плененные «Жилин» и «Костылин» уютно расположись в яме. Осталось написать послание родственникам. Так как Мишка был еще неграмотным, это сделали девочки. Табличку с требованием выкупа они доставили дворнику. Вот только пленные вели себя неправильно: они веселились и совсем не пытались бежать. Так продолжает рассказ Саша Черный.

«Кавказский пленник»: краткое содержание исхода игры

Теперь Валя и Катюша превратились в татарских девочек. Они принесли из флигеля игрушки и бросили их в яму: Мишка должен был обменять их на лепешки. Затем выпросили на кухне три пирожка, но два из них на ходу поймал Тузик, поэтому третий передали «Жилину» на палке. После этого спасительницы опустили в яму длинный шест, но пленники не пожелали бежать. Не помогали ни крики, ни приказания, и в итоге сестры тоже соскочили в яму и стали ждать ночи. Они вспомнили краткое содержание сказки: кавказский пленник – Саша Черный здесь цитирует Толстого – должен был бежать при звездах. Да и колодки из дощечек еще не набили.

Развязка

Когда вернулись мама с няней, они долго искали детей. Да еще дворник принес непонятную табличку с записью о выкупе. Взрослые переполошились и выбежали в сад, где до них донеслись голоса девочек из ямы. И сестры, и Мишка, и Тузик были очень довольны, рассказывая, что они – кавказские пленники.

Валя и Катюша шли домой, прижимаясь к маме. Они не понимали, как такой рассказ мог утром показаться им грустным. Теперь они воспринимали его как «превеселую… штуку». Так заканчивает повествование Саша Черный. «Кавказский пленник», краткое содержание которого рассмотрено подробно, стал для детей началом веселой и запоминающейся игры.

Кавказский пленник – краткое содержание рассказа Саши Чёрного

Чтение на лето 5-й класс

Саша Чёрный. «Кавказский пленник».

Так весело было в саду! Цвела черемуха, высоко в воздухе вздымая пенистые гроздья цветов. Сережки на березах уже отцвели, но сквозным кружевным шатром зыбилась на ветру молодая, еще изумрудная листва. На старой лиственнице у пристани по всем лапам свежо зеленели пучками мягкие иголочки, и между ними алые точки — цвет. На клумбе темными сморчками повылезли из теплой земли еще не развернувшиеся листья пионов. Воробьи стайками перелетали с клена на березу, с березы на крышу сарая: кричали, кувыркались, дрались, — просто так, от избытка жизни, как дерутся школьники, разбегаясь по домам после уроков.

Над скворечницей, как приклеенный, сидел на кленовой ветке скворец, смотрел на солнце, на веселую рябь, речонки… В такой чудесный день никакие хозяйственные заботы в птичью голову не шли. А вдоль решетчатого забора, отделявшего сад от соседней усадьбы, бешено носились псы: по ту сторону, распластавшись почти до земли, шоколадно-черная такса, по эту — дворняжка Тузик, лохматая серая муфта с хвостом в виде вопросительного знака…

Добегали до края ограды, поворачивались и стремительно мчались назад. До тех пор, пока, высунув языки, в изнеможении не падали наземь. Бока ходили ходуном, глаза весело перемигивались. Мчаться вперед… Большего собачьего удовольствия ведь и на свете нет!

Внизу, за еще сквозными кустами сирени, покачивалась на Крестовке пристань. Мало кто из петербуржцев знал, что в самой столице выбегает к Елагину мосту такая захолустная речонка, омывая северный край Крестовского острова. А речка была славная… Переливалась солнечной чешуей вода. Микроскопические рыбки оплывали хороводом пестрые сваи перед домами. Посредине во всю длину тянулась узкая, обсаженная черёмухой коса.

Против середины косы вздымался большой сарай и желтел покатый к воде спуск: английский гребной клуб. Из сарая шестеро тоненьких юношей в белых фуфайках и кепках вынесли длинную-длинную легкую гичку, будто пила-рыба на двенадцати ногах купаться пошла. Спустили лодку на воду, уселись и понеслись к Елагину острову, плавно, в такт гребли, откатываясь на подвижных сиденьях назад для нового взмаха… Сын прачки, помогавший матери на берегу укладывать белье в корзину, посмотрел вслед и сам себя от удовольствия ногой лягнул.

У пристани, внизу, отчаянно скрипела на цепочке и шлепалась о воду лодка. Да и как ей было не скрипеть и не шлепать, когда тройка озорных мальчишек перелезла по отмели через забор, забралась в лодку и изо всех сил стала ее раскачивать. Вправо — влево, вправо—влево… Вот-вот краем зачерпнет воды до самого борта!

Плывший на плоскодонном челне старичок в малиновом гарусном шарфе лениво шарил глазами по прибрежным кустам. То там, то сям покачивались прибитые к берегу поленья, чурбашки либо обломки досок… Старичок подтягивал багром добычу, укладывал поперек челна и медленно шлепал по воде дальше… Засмотрелся на далекие старые ветлы вдоль окраинной дороги Елагина острова, послушал, как на мостике справа гудят копыта, скрестил руки и грабли и позабыл про свои дрова.

А в Крестовку с Невы вплыла новая компания: писаря с гармошками, девушки с цветными, похожими на детские воздушные шары зонтиками… Легкая песенка под перебор веселых ладов прокатилась по речушке, легкие волны светлыми горбиками поплыли и берегам. Скворец в саду на кленовой ветке внимательно склонил голову: знакомая песня! В прошлом году он ее здесь слышал,- не та ли самая компания в лодках проплывает.

Всем было весело в тот весенний день: воробьям на крыше сарая, таксе и дворняжке, отдыхавшим у ворот после гонки вдоль набора, неизвестным мальчишкам в привязанной лодке, молодым англичанам, выплывавшим на гичке к Стрелке, писарям и девушкам на Крестовке. Даже чья-то старая-старая бабушка, отдыхавшая по ту сторону сада в плетеном кресле на балконе, подставляла легкому ветру ладонь, шевелила пальцами и улыбалась: так мирно блестела сквозь зеленеющие вершины река, так плавно звучали на реке голоса, так бодро, отставив генеральский хвост по ветру, шагал по двору рыжий петух мимо самого носа распластавшейся на теплом бревне кошки…

В длинном, примыкающем к саду флигеле тоже было радостно и уютно. В кабинете на письменном столе сидел рыжий котенок и, удивленно прислушиваясь, потрагивал лапкой басовую струну мандолины. В шкафу кротко блестели золотыми буквами корешки книг. Они отдыхали… А на стене, над старым, похожим на мягкую гитару диваном висели портреты тех, кто книги эти когда-то написал: курчавый, благосклонный Пушкин, седые, бородатые Тургенев и Толстой, гусар Лермонтов с вздернутым носиком…

В ясный цвет синекубовых обой были выкрашены и двери и рамы. Ветер сквозь форточку вздувал тюлевую занавеску, будто парус надувал. Ему ведь все равно, лишь бы забавляться. Чужеземный фикус подымал свежевымытые листья к окну, заглядывал в сад: «Какая у них тут в Петербурге весна?».

За отдернутой портьерой виднелась милой терракотовой окраски столовая. На карнизе кафельной печки сидела пучеглазая, румяная матрешка: одна нога босая, точно обсосанная, другая — в роскошной бархатной валенке. Сбоку дремал дубовый буфет с верхним этажом на львиных лапах. За гранеными стеклами блестел праба¬бушкин чайный сервиз, темно-голубой в золотых виноградинах. Вверху бились вдоль окна молодые весенние мухи, волновались, искали выхода а сад. На овальном столе лежала детская книга, раскрытая на картинке.

Раскрашивали ее, должно быть, детские pyки: кулаки у людей были синие, лица — зеленые, а курточки и волосы телесного цвета,- иногда ведь так приятно раскрасить совсем не так, как в жизни полагается. С кухни доносился веселый, дробный стук сечки: кухарка рубила мясо для котлет и в такт стуку и тиканью стенных часов мурлыкала какую-то котлетную польку.

Перед закрытой стеклянной дверью, ведущей из столовой в сад, стояли, прижав к стеклу носы, две девочки, две сестры. Если бы кто из сада на них взглянул, сразу бы увидел, что только им во всем саду и доме в этот солнечный весенний день было грустно. У старшей Вали даже слезинка блестела на щеке, вот-вот капнет на передничек. А младшая, Катюша, надутая — пренадутая, сердито смотрела на скворца, сдвинув пухлые брови,- точно скворец ее куклу клюнул или через форточку пышку с маком унес.

Дело, конечно, не в пышке. Только что прочли они в первый раз в жизни страницу за страницей по очереди «Кавказского пленника» Толстого и разволновались ужасно. Раз написано, — значит, настоящая правда. Это ведь не детская сказка про Бабу Ягу, которую, может быть, взрослые нарочно выдумали, чтобы детей пугать…

Старших никого не было: мама уехала на конке на Петербургскую сторону за покупками, отец в банке — ив службе. Кухарка про «Кавказского пленника », разумеется, не знает, няня в гости укатила, кума у нее именинница… Можно было бы няне все своими словами пересказать, у нее ведь сын фельдфебелем на Кавказе служит, письма ей пишет. Может быть, она от него узнает: правда ли? мучают ли так людей? Или когда-то мучили, а теперь запрещено.

— Что ж, все-таки удрал он в конце концов благополучно, — сказала со вздохом Катюша.

Ей уже надоело кукситься, — день был такой светлый. И раз окончание хорошее, значит, не стоит особенно и горевать.

— Может быть, Жилин потом со своими солдатами устроил засаду и поймал в плен тех самых татар, которые его мучили… Правда?

— И больно-пребольно велел их высечь! — обрадовалась Валя.- Крапивой! Вот вам, вот вам! Чтоб не мучили, чтоб в яму не сажали, чтоб колодок не надевали…Не кричать! Не сметь кричать… А то еще получите.

Впрочем, Валя сейчас же и передумала:

— Нет, знаешь, сечь их не надо. Жилин бы только презрительно посмотрел на них и сказал: » Русские офицеры великодушны… Марш! На все четыре стороны. И зарубите себе на вашем кавказском носу… Если вы еще раз посмеете сажать русских в яму, я вас всех отсюда из пушки, как… капусту порублю! Слышите вы. Татарской же девочке Дине, которая меня лепешками кормила, передайте георгиевскую медаль и вот эту русскую азбуку, чтоб она русской грамоте научилась и сама могла «Кавказского пленника » прочесть. А теперь вон с моих глаз!».

— Вон! — закричала Катюша и топнула каблучком в пол.

— Постой, не кричи. — Сказала Вала. — И вот, когда она научилась читать по-русски, она тихонько удрала к Жилину… И ПОТОМ вышла за него замуж…

Катюша даже взвизгнула от удовольствия, так ей понравился такой конец. Теперь, когда они расправились с татарами и так хорошо устроили судьбу Дины и Жилина, им стало немного легче. Они надели калоши, вязаные кофточки, еле-еле открыли вдвоем набухшую дверь и выли на крыльцо.

Неизменный адъютант Тузик, виляя косматым хвостом, подбежал к девочкам. Сестры спрыгнули с крыльца, и пошли по влажным дорожкам вокруг сада. Нечего, в самом деле, разбойникам потакать!

В углу сада, у старой заброшенной оранжереи, девочки остановились над ямой. На дне горбом лежали прошлогодние, слежавшиеся листья… Они переглянулись и поняли друг друга без слов.

— А где ж мы пленных возьмем? — спросила младшая, с наслаждением втискивая в глубину каблуком пустой вазон.

— Ну. конечно! А кто будет Диной?

Сестры подумали и решили, что спорить не стоит. Конечно, лучше быть Диной, чем свирепым татарином. Но сначала они обе будут татарами и поймают мишку в плен. А потом Валя станет Диной, а Катюшка её подругой, и обе помогут пленникам сбежать. Кто ж будет вторым пленником, Костылиным?

Тузик угодливо завертел у девочкиных ног хвостом. Чего же и искать больше?

— Чего надо! — звонко отозвался с улицы дворницкий мальчик Миша.

— Играть иди! Через минуту Миша, дожевывая баранку, стоял перед сестрами. Он был совсем еще маленький, мальчик с пальчик, в надвинутом до самого носа картузе и привык во всем подчиняться девочкам из флигеля.

— Во что играть будем? — В «Кавказского пленника», — объяснила Валя.- Да глотай ты скорей свою баранку! Ты будто Жилин, русский офицер. Ты будто из крепости к своей маме верхом едешь. Она тебе невесту приискала, хорошую и умницу, и имение у нее есть. А мы тебя в плен возьмем и в яму посадим. Понял?

— И Тузик с тобой. Вроде товарища. А лошадь под тобой мы застрелим.

Мишка сел верхом на прут и поскакал по дорожке, взбивая копытами грязь…

— Паф! Паф-паф!- закричали девочки с двух сторон. — Что ж ты не падаешь?! Вались с лошади, сию минуту вались…

— Не попали! — Мишка дерзко фыркнул, брыкнул ногой и помчался вдоль забора.

Что с таким непонятливым мальчиком сделаешь? Сестры наперерез бросились к Мишке, стащили его с лошади и, подгоняя шлепками, потащили к яме. Еще упирается! Что это на него сегодня нашло…

— Постой, постой! — Валя полетела к флигелю и стрелой примчалась назад с постельным ковриком, чтоб Мишке мягче было на дне сидеть.

Мишка спрыгнул, уселся. Тузик за ним,- он сразу понял, в чем игра заключается.

— Чего теперь делать?- спросил Мишка из ямы, утирая ватным рукавом нос.

— Выкуп? Но Жилин бедный. И все равно обманет…Что с него взять? А Тузик? Ведь он — Костылин, он богатый…

Девочки уселись в оранжерее на щербатой ступеньке и на дощечке нацарапали огрызком карандаша за Тузика все, что следовало: « Я попался им в лапы. Пришлите пять тысяч монет. Любящий вас пленник ». Дощечку мигом доставили дворнику Семену, который колол во дворе дрова, и, не ожидая ответа, побежали к яме.

Пленники вели себя очень странно. Хоть бы попытались удрать что ли… Катались весело по коврику, задрав кверху ноги и лапы, и обдавали друг друга охапками ржавых листьев.

— Стоп! — закричала Валя. — Вот я вас сейчас рыжему татарину продам…

— Продавай, ладно,- равнодушно отозвался Мишка. — Как дальше играть-то?

— Ты куколок будто лепи и наверх нам бросай… Мы теперь татарские девочки… А мы тебе за это лепешки бросать будем.

— Из чего лепить-то?

В самом деле. Не из листьев же. Валя опять слетала домой и принесла в корзинке плюшевого слона, резинового верблюда, матрешку, безногого паяца и платяную щетку – все, что на скорую руку в детской собрала. Да у кухарки выпросила три пирожка с капустой (еще вкуснее лепешек!).

Покидали Мишке игрушки, а он их вихрем все сразу назад выбросил.

— Не так скоро! Чучело какое…

— Ладно, давай лепешки!

С «лепешками» тоже вышло не совсем хорошо. Первый пирожок поймал на лету Тузик и с быстротой фокусника его проглотил. Угрем из-под Мишкиной подмышки вырвался, — проглотил и второй… И только третий удалось передать на палочке кавказскому пленнику.

Потом девочки, пыхтя и толкая друг дружку, спустили в яму длинный шест, чтобы пленники, наконец, удрали.

Но ни Мишка, ни Тузик даже с места не тронулись! Разве плохо в теплой яме? Над головой облака сквозь березки продираются, в кармане у Мишки еще кусок булки нашелся. Тузик стал блох искать, а потом к мальчику примостился, — на коврике мягко, — и ежом свернулся. Куда там еще бежать?

Кричали девочки, сердились, приказывали. Кончилось тем, что сами в яму соскочили, уселись с пленниками рядом и тоже стали на облака смотреть. Ведь могло быть и четыре пленника. А бежать днем все равно не полагается. У Толстого так ведь и написано: «Звезды видны, а месяц еще не всходил»… Время еще есть. И колодки надо на всех набить, — в оранжерее целую охапку дощечек нашли.

Часа через два вернулась с Петербургской стороны мама девочек. Обошла все комнаты, — нет дочек. Посмотрела в сад: нет! Кликнула было няню, да вспомнила, что няня сегодня к куме в Галерную Гавань отправилась. Кухарка ничего не знает. Дворник показал дощечку: «пять тысяч монет»… Что такое? Да и его Мишка бог весть куда провалился.

Всполошилась она, вышла на крыльцо…

— Дети! Ау… Валя! Ка-тю-ша!

И вдруг с конца сада, точно из-под земли, детские голоса :

Побежала мать на голоса. И что же? Сидят, прижавшись плечо к плечу, в яме на коврике все четверо! Мишка, Тузик и девочки, и у всех глаза от удовольствия блестят.

— Что вы здесь делаете?

— Мы кавказские пленники.

— Какие там пленники! Ведь сыро же здесь… Сейчас же марш домой!

Вскарабкались девочки по шесту, Мишка за ними, а Тузик и без шеста обошелся.

Идут домой, к матери с двух сторон, как котята, жмутся. Даже не понятно им самим, как это утром их «Кавказский пленник» так расстроил? Ведь превеселая же, право, шутка.

Саша Чёрный: КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК: рассказ для детей

Так весело было в саду! Цвела черемуха, высоко в воздухе вздымая пенистые гроздья цветов. Сережки на березах уже отцвели, но сквозным кружевным шатром зыбилась на ветру молодая, еще изумрудная листва. На старой лиственнице у пристани по всем липам свежо зеленели пучками мягкие иголочки, и между ними алые точки – цвет. На клумбе темными сморчками повылезли из теплой земли еще не развернувшиеся листья пионов. Воробьи стайками перелетали с клена на березу, с березы на крышу сарая: кричали, кувыркались, дрались, – просто так от избытка жизни, как дерутся школьники, разбегаясь по домам после уроков. Над скворечницей, как приклеенный, сидел на кленовой ветке скворец, смотрел на солнце, на веселую рябь речонки… В такой чудесный день никакие хозяйственные заботы в птичью голову не шли. А вдоль решетчатого забора, отделявшего сад от соседней усадьбы, бешено носились псы: по ту сторону, распластавшись почти до земли, шоколадно-черная такса, по эту – дворняжка Тузик, лохматая серая муфта с хвостом в виде вопросительного знака… Добегали до края ограды, поворачивались и стремительно мчались назад. До тех пор, пока, высунув языки, в изнеможении не падали наземь. Бока ходили ходуном, глаза весело перемигивались. Мчаться вперед… Большего собачьего удовольствия ведь и на свете нет!

Внизу, за еще сквозными кустами сирени, покачивалась на Крестовке пристань. Мало кто из петербуржцев знал, что в самой столице выбегает к Елагину мосту такая захолустная речонка, омывая северный край Крестовского острова. А речка была славная… Переливалась солнечной чешуей вода. Микроскопические рыбки оплывали хороводом пестрые сваи перед домами. Посредине во всю длину тянулась узкая, обсаженная черемухой, коса. Против середины косы вздымался большой сарай, и желтел покатый к воде спуск: английский гребной клуб. Из сарая шестеро тоненьких юношей в белых фуфайках и кепках вынесли длинную, длинную легкую гичку, будто пила-рыба на двенадцати ногах купаться пошла. Спустили лодку на воду, уселись и понеслись к Елагину острову, плавно, в такт гребли, откатываясь на подвижных сиденьях назад для нового взмаха… Сын прачки, помогавший матери на берегу укладывать белье в корзину, посмотрел вслед и сам себя от удовольствия ногой лягнул.

У пристани, внизу, отчаянно скрипела на цепочке и шлепалась о воду лодка. Да и как ей было не скрипеть и не шлепать, когда тройка озорных мальчишек перелезла по отмели через забор, забралась в лодку и изо всех сил стала ее раскачивать. Вправо – влево, вправо – влево… Вот-вот краем зачерпнет воды до самого борта!

Плывший на плоскодонном челне старичок в малиновом гарусном шарфе лениво шарил глазами по прибрежным кустам. То там, то сям покачивались прибитые к берегу поленья, чурбашки либо обломки досок… Старичок подтягивал багром добычу, укладывал поперек челна и медленно шлепал по воде дальше… Засмотрелся на далекие старые ветлы вдоль окраинной дороги Елагина острова, послушал, как на мостике справа гудят копыта, скрестил руки и весла и позабыл про свои дрова.

А в Крестовку с Невы вплыла новая компания; писаря с гармошками, девушки с цветными, похожими на детские воздушные шары, зонтиками… Легкая песенка под перебор веселых ладов прокатилась по речушке, легкие волны светлыми горбиками поплыли к берегам. Скворец в саду на кленовой ветке внимательно склонил голову: знакомая песня! В прошлом году он ее здесь слышал, – не та ли самая компания в лодках проплывает.

Всем было весело в этот весенний день: воробьям на крыше сарая, таксе и дворняжке, отдыхавшим у ворот после гонки вдоль забора, неизвестным мальчишкам в привязанной лодке, молодым англичанам, выплывавшим на гичке к Стрелке, писарям и девушкам на Крестовке. Даже чья-то старая-старая бабушка, отдыхавшая по ту сторону сада в плетеном кресле на балконе, подставляла легкому ветру ладонь, шевелила пальцами и улыбалась: так мирно блестела сквозь зеленеющие вершины река, так плавно звучали по реке голоса, так бодро, отставив генеральский хвост по ветру, шагал по двору рыжий петух мимо самого носа распластавшейся на теплом бревне кошки…

* * *
В длинном, примыкающем к саду флигеле тоже было радостно и уютно. В кабинете на письменном столе сидел рыжий котенок и, удивленно прислушиваясь, потрагивал лапкой басовую струну мандолины. В шкафу кротко блестели золотыми буквами корешки книг. Они отдыхали… А на стене, над старым, похожим на мягкую гитару, диваном висели портреты тех, кто книги эти когда-то написал; курчавый, благосклонный Пушкин, седые, бородатые Тургенев и Толстой, гусар Лермонтов с вздернутым носиком… В ясный цвет синекубовых обой были выкрашены и двери и рамы. Ветер сквозь форточку вздувал тюлевую занавеску, будто парус надувал. Ему ведь все равно, лишь бы забавляться. Чужеземный фикус подымал свежевымытые листья к окну, заглядывал в сад: “Какая у них тут в Петербурге весна?”

За отдернутой портьерой виднелась милой терракотовой окраски столовая. На карнизе кафельной печки сидела пучеглазая, румяная матрешка: одна нога босая, точно обсосанная, другая – в роскошной бархатной валенке. Сбоку дремал дубовый буфет с верхним этажом на львиных лапах. За гранеными стеклами блестел прабабушкин чайный сервиз, темно-голубой в золотых виноградинах. Вверху бились вдоль окна молодые весенние мухи, волновались, искали выхода в сад. На овальном столе лежала детская книга, раскрытая на картинке. Раскрашивали ее, должно быть, детские руки: кулаки у человеков были синие, лица – зеленые, а курточки и волосы телесного цвета, – иногда ведь так приятно раскрасить совсем не так, как в жизни полагается. С кухни доносился веселый, дробный стук сечки: кухарка рубила мясо для котлет и в такт стуку и тиканью стенных часов мурлыкала какую-то котлетную польку.

Перед закрытой стеклянной дверью, ведущей из столовой в сад, стояли, прижав к стеклу носы, две девочки, две сестры. Если бы кто из сада на них взглянул, сразу бы увидел, что только им во всем саду и доме в этот солнечный весенний день было грустно. У старшей Вали даже слезинка блестела на щеке, вот-вот капнет на передничек. А младшая, Катюша, надутая-пренадутая, сердито смотрела на скворца, сдвинув пухлые брови, – точно скворец ее куклу клюнул или через форточку пышку с маком унес.

Дело, конечно, не в пышке. Только что прочли они в первый раз в жизни страницу за страницей по очереди “Кавказского пленника” Толстого и разволновались ужасно. Раз написано, – значит, настоящая правда. Это ведь не детская сказка про Бабу Ягу, которую, может быть, взрослые нарочно выдумали, чтобы детей пугать…

Старших никого не было: мама уехала на крестовской конке на Петербургскую сторону за покупками, отец в банке – на службе. Кухарка про “Кавказского пленника”, разумеется, не знает, няня в гости укатила, кума у нее именинница… Можно было бы няне все своими словами пересказать, у нее ведь сын фельдфебелем на Кавказе служит, письма ей пишет. Может быть, она от него узнает: правда ли? мучают ли так людей? Или когда-то мучили, а теперь запрещено.

– Что ж, все-таки удрал он в конце концов благополучно, – сказала со вздохом Катюша.

Ей уже надоело кукситься, – день был такой светлый. И раз окончание хорошее, значит, не стоит особенно и горевать.

– Может быть, Жилин потом со своими солдатами устроил засаду и поймал в плен тех самых татар, которые его мучили… Правда?

– И больно-пребольно велел их высечь! – обрадовалась Валя. – Крапивой! Вот вам, вот вам! Чтоб не мучили, чтоб в яму не сажали, чтоб колодок не надевали… Не кричать! Не сметь кричать… А то еще получите.

Впрочем, Валя сейчас же и передумала:

– Нет, знаешь, сечь их не надо. Жилин бы только презрительно посмотрел на них и сказал: “Русские офицеры великодушны… Марш! На все четыре стороны. И зарубите себе на вашем кавказском носу… Если вы еще раз посмеете сажать русских в яму, я вас всех отсюда из пушки, как… капусту порублю! Слышите вы. Татарской же девочке Дине, которая меня лепешками кормила, передайте георгиевскую медаль и вот эту русскую азбуку, чтоб она русской грамоте научилась и сама могла бы “Кавказского пленника” прочесть. А теперь вон с моих глаз!”

– Вон! – закричала Катюша и топнула каблучком в пол.

– Постой, не кричи, – сказала Валя. – И вот, когда она научилась читать по-русски, она тихонько удрала к Жилину… И потом крестилась… И потом вышла за него замуж…

Катюша даже взвизгнула от удовольствия, так ей понравился такой конец. Теперь, когда они расправились с татарами и так хорошо устроили судьбу Дины и Жилина, им стало немного легче… Они надели калошки, вязаные кофточки, еле-еле открыли вдвоем набухшую дверь и вышли на крыльцо.

Неизменный адъютант Тузик, виляя косматым хвостом, подбежал к девочкам. Сестры спрыгнули с крыльца и пошли по влажным дорожкам вокруг сада. Нечего, в самом деле, разбойникам потакать!

В углу сада, у старой заброшенной оранжереи, девочки остановились над ямой. На дне горбом лежали прошлогодние, слежавшиеся листья… Они переглянулись и поняли друг друга без слов.

– А где ж мы пленных возьмем? – спросила младшая, с наслаждением втискивая в глину каблуком пустой вазон.

– Ну, конечно! А кто будет Диной?

Сестры подумали и решили, что спорить не стоит. Конечно, лучше быть Диной, чем свирепым татарином. Но сначала они обе будут татарами и поймают Мишку в плен. А потом Валя станет Диной, а Катюша ее подругой, и обе помогут пленникам бежать. Кто ж будет вторым пленником, Костылиным?

Тузик угодливо завертел у девочкиных ног хвостом. Чего же и искать больше?

– Чего надо? – звонко отозвался с улицы дворницкий мальчик Миша.

Через минуту Миша, дожевывая баранку, стоял перед сестрами. Он был совсем еще маленький, мальчик с пальчик, в надвинутом до самого носа картузе и привык во всем подчиняться девочкам из флигеля.

– Во что играть будем?

– В “Кавказского пленника”, – объяснила Валя. – Да глотай ты скорей свою баранку! Ты будто Жилин, русский офицер. Ты будто из крепости к своей маме верхом едешь. Она тебе невесту приискала, хорошую и умницу, и имение у нее есть. А мы тебя в плен возьмем и в яму посадим. Понял!

– И Тузик с тобой. Вроде товарища. А лошадь под тобой мы застрелим.

Мишка сел верхом на прут и поскакал по дорожке, взбивая копытами грязь…

– Паф! Паф-паф! – закричали девочки с двух сторон. – Что ж ты не падаешь?! Вались с лошади, сию минуту вались…

– Не попали! – Мишка дерзко фыркнул, брыкнул ногой и помчался вдоль забора.

Что с таким непонятливым мальчиком сделаешь? Сестры наперерез бросились к Мишке, стащили его с лошади и, подгоняя шлепками, потащили к яме. Еще упирается! Что это на него сегодня нашло…

– Постой, постой! – Валя полетела к флигелю и стрелой примчалась назад с постельным ковриком, чтоб Мишке мягче было на дне сидеть.

Мишка спрыгнул, уселся. Тузик за ним, – он сразу понял, в чем игра заключается.

– Чего теперь делать? – спросил Мишка из ямы, утирая ватным рукавом нос.

– Выкуп? Но Жилин бедный. И все равно обманет… Что с него взять? А Тузик? Ведь он – Костылин, он богатый…

Девочки уселись в оранжерее на щербатой ступеньке и на дощечке нацарапали огрызком карандаша за Тузика все, что следовало: “Я попался им в лапы. Пришлите пять тысяч монет. Любящий вас пленник”. Дощечку мигом доставили дворнику Семену, который колол во дворе дрова, и, не ожидая ответа, побежали к яме.

Пленники вели себя очень странно. Хоть бы попытались удрать, что ли… Катались весело по коврику, задрав кверху ноги и лапы, и обдавали друг друга охапками ржавых листьев.

– Стоп! – закричала Валя. – Вот я вас сейчас рыжему татарину продам…

– Продавай, ладно, – равнодушно отозвался Мишка. – Как дальше играть-то?

– Ты куколок будто лепи и наверх нам бросай… Мы теперь татарские девочки… А мы тебе за это лепешки бросать будем.

– Из чего лепить-то?

В самом деле. Не из листьев же. Валя опять слетала домой и принесла в корзинке плюшевого слона, резинового верблюда, матрешку, безногого паяца и платяную щетку, – все, что на скорую руку в детской собрала. Да у кухарки выпросила три пирожка с капустой (еще вкуснее лепешек!).

Покидали Мишке игрушки, а он их вихрем все сразу назад выбросил.

– Не так скоро! Чучело какое…

– Ладно. Давай лепешки!

С “лепешками” тоже вышло не совсем хорошо. Первый пирожок поймал на лету Тузик и с быстротой фокусника его проглотил. Угрем из-под Мишкиной подмышки вырвался, – проглотил и второй… И только третий удалось передать на палочке кавказскому пленнику.

Потом девочки, пыхтя и толкая друг дружку, спустили в яму длинный шест, чтобы пленники, наконец, удрали.

Но ни Мишка, ни Тузик даже с места не тронулись. Разве плохо в теплой яме? Над головой облака сквозь березки продираются, в кармане у Мишки еще кусок булки нашелся. Тузик стал блох искать, а потом к мальчику примостился, – на коврике мягко, – и ежом свернулся. Куда там еще бежать?

Кричали девочки, сердились, приказывали. Кончилось тем, что сами в яму соскочили, уселись с пленниками рядом и тоже стали на облака смотреть. Ведь могло быть и четыре пленника. А бежать днем все равно не полагается. У Толстого так ведь и написано: “Звезды видны, а месяц еще не всходил”… Время еще есть. И колодки надо на всех набить, – в оранжерее целую охапку дощечек нашли.

Тузик в полусне покорно протянул девочкам лапу: “Набивайте хоть на все четыре… Все равно сами и снимете”.

Часа через два вернулась с Петербургской стороны мама девочек. Обошла все комнаты, – нет дочек. Посмотрела в сад: нет! Кликнула было няню, да вспомнила, что няня сегодня к куме в Галерную Гавань отправилась. Кухарка ничего не знает. Дворник показал дощечку: “пять тысяч монет”… Что такое? Да и его Мишка Бог весть куда провалился.

Всполошилась она, вышла на крыльцо…

– Дети! Ау… Валя! Ка-тю-ша!

И вдруг с конца сада, точно из-под земли, детские голоса:

Побежала мать на голоса. И что же! Сидят, прижавшись плечо к плечу, в яме на коврике все четверо: Мишка, Тузик и девочки, и у всех глаза от удовольствия блестят.

– Что вы здесь делаете?

– Мы кавказские пленники.

– Какие там пленники! Ведь сыро же здесь… Сейчас же марш домой.

Вскарабкались девочки по шесту, Мишка за ними, а Тузик и без шеста обошелся.

Идут домой, к матери с двух сторон, как котята, жмутся. Даже непонятно им самим, как это утром их “Кавказский пленник” так расстроил? Ведь превеселая же, право, штука.

Читать Саша Черный для детей разных классов, текст онлайн – проза, произведения, все рассказы детям Саши Черного.

Ссылка на основную публикацию