Суламифь – краткое содержание рассказа Куприна

Краткое содержание Куприн Суламифь для читательского дневника

Повесть Куприна ” Суламифь” – история в двенадцати частях. Про великого и справедливого царя Персидского Соломона и его любовь к юной девушке Суламифь.

В начале автор повествует о времени правления Соломона, о его жизни. Сорока пяти летний царь Персии был необыкновенно мудр и красив, щедр и богат. У Соломона было много женщин, только жён в гареме семьсот человек. А ещё наложницы, рабыни, танцовщицы. И всех любил царь Соломон, на всех хватало сил и страсти. Не избежала его ложа и мудрейшая женщина царица Савская. Но все это количество и разнообразие пресытило Соломона.

Однажды он встретил у виноградника юную тринадцатилетнюю Суламифь. И первый раз в своей жизни полюбил. Полюбил искренне и нежно, полюбил, так, как любят только раз в жизни. Суламифь неискушённая ни чувствами, ни вниманием мужчин, увидев перед собой Соломона, была очарована. И в ее жизни случилась первая любовь.

Царь Персии обладал такой мужской красотой, такой мудростью, что ни одна из женщин не могла перед ним устоять. Договорившись, что Соломон придёт ночью к Суламифи та в мучительном ожидании возлюбленного проводит всю ночь. Под утро она отправляется к месту знакомства. И, встретив у виноградника, своего Соломона, сливается с ним в жарком поцелуе. Соломон открывается девушке, признаётся что он, царь Персии. И семь дней отмерено им для любви. Все эти дни они в блаженстве наслаждаются своим богатым чувством. Но есть ещё верховная жрица храма Изиды, Астис. Она влюблена в Соломона до безумия. Он был с ней, а потом пресытился. Но отвергнутые женщины не прощают обид. Начальник стражи царя становится орудием ее мести. На седьмую ночь любви Суламифь погибает от клинка Элиава.

Безутешный Соломон высылает за пределы Персии Астис. А тоске по Суламифи предаётся на долгие часы. Нет предела чувству любви. И нет ему равного по силе.

Читать краткое содержание Суламифь. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Куприн. Краткие содержания произведений

  • Allez
  • Анафема
  • Барбос и Жулька
  • Белый пудель
  • В недрах земли
  • В цирке
  • Впотьмах
  • Гамбринус
  • Гранатовый браслет
  • Гранатовый браслет по главам
  • Завирайка
  • Звезда Соломона
  • Золотой петух
  • Изумруд
  • Колесо времени
  • Куст сирени
  • Листригоны
  • Мой полёт
  • Молох
  • На переломе (кадеты)
  • Олеся
  • Олеся по главам
  • Пиратка
  • Поединок
  • Сапсан
  • Святая ложь
  • Синяя звезда
  • Скворцы
  • Слон
  • Собачье счастье
  • Суламифь
  • Тапер
  • Храбрые беглецы
  • Четверо нищих
  • Чудесный доктор
  • Штабс-капитан Рыбников
  • Ю-ю
  • Юнкера
  • Яма

Картинка или рисунок Суламифь

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Действие происходит на Венере. Дети, живущие здесь со своими родителями, очень ждут появления солнышка. На Венере солнце выглядывает раз в семь лет и то лишь на два часа, всё оставшееся время льёт нескончаемый дождь

В доме Жениха, расположенной в испанской деревушке, сидит его Мать. Видя в руках сына нож, начинает гневно ругаться и посылать проклятья тем, кто создал оружие. С той поры, как ее супруг и старший ребенок умерли от ножевого ранения в драке

Христа предупреждали насчёт Иуды Искариота множество раз — но он их не слушал. Со временем, впрочем, ученики Христа привыкли к нему. Но не принимали его. Когда Иуда оказался прав в споре с Фомой — люди в селении оклеветали Иисуса

Однажды в штаб-квартире появился новый человек, пока еще никому не знакомый. Его звали, как он вскоре быстро представился

Рок-опера «Юнона и Авось» основана на реальных событиях. Изначально это была поэма «Авось», которую Андрей Вознесенский создал, впечатлившись историей любви путешественника Николая Резанова и Кончиты Аргуэльо

Краткое содержание «Суламифь»

Повесть «Суламифь» Куприна была написана в 1907 году. В основу сюжета легли «Песни песней царя Соломона» и Ветхого Завета Библии, а центральным персонажем произведения стала прекрасная Суламифь – возлюбленная мудрого царя Соломона.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Суламифи» по главам, а после – пройти тест для проверки знаний.

Главные герои

Соломон – мудрый и справедливый правитель Израильского царства.

Суламифь – юная девушка из бедной семьи, самая сильная любовь Соломона.

Другие персонажи

Астис – царица, которая до появления Суламифи была самой любимой женой Соломона.

Элиав – начальник царской охраны, одурманенный чарами Астис.

Краткое содержание

Глава 1

Царь Соломон не вошел еще в пору зрелости, но «слава о его мудрости и красоте, о великолепии его жизни и пышности его двора» распространилась далеко за пределы Израильского царства.

Он организовал строительство величественных сооружений, и «через семь лет, в месяце Буле, был завершен храм Господень и через тринадцать лет – царский дворец» . На украшение храма и царского дворца ушло невероятное количество золота, драгоценных камней, редких пород деревьев и самых дорогих тканей. Вокруг дворца Соломон повелел разбить пышные сады и виноградники.

Из самых дальних стран стекались в Иерусалим купцы и путешественники, чтобы воочию убедиться в неслыханном богатстве царя Соломона.

Глава 2

Соломон привык ни в чем себе не отказывать, и малейшие его прихоти исполнялись незамедлительно. Он обладал огромным гаремом – «семьсот жен было у царя и триста наложниц, не считая рабынь и танцовщиц» , привезенных с разных концов света.

Соломон был удивительно хорош собой, и женщины любили его всем сердцем. Холеные его руки обладали такой жизненной силой, что «царь исцелял головные боли, судороги, черную меланхолию и беснование» . И даже дикие животные чувствовали внутреннюю мощь царя, позволяя себя гладить и ласкать.

Глава 3

Бог даровал Соломону «сердце мудрое и разумное» . Словно в раскрытой книге читал он все «помыслы в сердце человеческом» , и потому со всей Палестины устремлялось к нему «великое множество людей, прося суда, совета, помощи, разрешения спора» . Он стремился познать смысл бытия и вскоре пришел к выводу, что «все суета сует и томление духа» . Тогда Соломон еще не знал, что «скоро пошлет ему Бог такую нежную и пламенную, преданную и прекрасную любовь, которая одна дороже богатства, славы и мудрости» .

Глава 4

На одном из южных склонов горы Ватн-эль-Хав был разбит живописный виноградник – «туда любил царь уединяться в часы великих размышлений» . Однажды, гуляя по саду, он услыхал «милый женский голос, ясный и чистый» . Он принадлежал красивой рыжеволосой девушке в простеньком голубом платье. Соломон был поражен красотой юной прелестницы, которую звали Суламифь. Не раскрыв своего царского титула, он попросил разрешения навестить ее этой ночью. Суламифь согласилась, поскольку с первого взгляда влюбилась в Соломона.

Глава 5

В этот день Соломон «творил суд над людьми, приходившими к нему» . Царь был облачен в пышные одежды, его окружали придворные и воины в золотых латах.

«Первым предстал перед Соломоном со своей жалобой» гранильщик, чей друг решил присвоить себе драгоценный камень. Царю без труда удалось найти виновных и доказать их преступный замысел.

Затем к царю обратились «три брата, судившиеся о наследстве» . Соломон столь мудро разделил его между всеми наследниками, что никто из них не был обижен.

И все последующие дела мудрый правитель разрешал быстро и справедливо. В этот день он хотел всех осчастливить и «роздал столько наград, пенсий и подарков, сколько не раздавал иногда в целый год» . И лишь одному человеку отказал Соломон в аудиенции – жрецу-провидцу.

Глава 6

Чтобы подготовиться к встрече с Соломоном, Суламифь продала единственное свое украшение – «праздничные серьги, серебряные, кольцами, с золотой звездочкой каждая» , и на вырученные деньги купила дорогие благовония. Дождавшись наступления ночи, она умастила все тело драгоценной миррой и принялась ждать своего возлюбленного. Однако в последний миг Суламифь не нашла в себе силы выйти к Соломону. Услышав же его удаляющиеся шаги, она, позабыв о робости, бросилась за ним вслед. Суламифь нашла царя в благоухающем винограднике, где они предались любви.

Глава 7

Соломон поведал своей возлюбленной, кем на самом деле является. Он привел ее во дворец, где наложницы подвели Суламифь к роскошному мраморному бассейну и омыли ее прекрасное тело в душистых водах. После облачили ее в такой сверкающий наряд, «что одежда казалась сотканной из солнечных лучей» . Увидев Суламифь, потрясенный Соломон решил сделать девушку царицей. Он продел ей в уши «драгоценные подвески из глубоко-красных карбункулов» и повел «в залу пиршества, где уже дожидались его друзья и приближенные» .

Глава 8

В течение последующих семи дней Соломон и Суламифь «наслаждались любовью и не могли насытиться ею» . Царь щедро одаривал свою возлюбленную драгоценностями, «рассказывал ей о внутренней природе камней, об их волшебных свойствах и таинственных значениях» . Но ни один драгоценный камень не мог сравниться по своей красоте и силе с Соломоном и Суламифью, освещенными изнутри сильным и глубоким чувством. Любовь царя и прекрасной девушки из виноградника была так велика, что память о ней пережила не одно столетие.

Глава 9

Всю неделю влюбленные упивались друг другом. Они считали великим чудом, что на них снизошла столь сильная и всепоглощающая любовь. Соломон ничего не скрывал от своей возлюбленной, и она с благодарностью принимала его откровенность. Суламифь просила царя рассказать ей о своей прежней жизни, и он поведал «многое из своей жизни, чего не знал никто из других людей и что Суламифь унесла с собой в могилу» .

Глава 10

В древнем храме Изиды проходила служба, устроенная в честь великой богини. Ее муж был убит коварным братом, который разрезал его тело на части и разбросал по всему Египту. «В великой скорби и рыданиях» Изида отправилась на поиски останков своего супруга. Таков был смысл первой части службы, а на вторую ее часть остались лишь «посвященные в высшие степени – мистагоги, эпопты, пророки и жрецы» .

В одной из тайных комнат храма находилась Астис, которая до появления Суламифь была самой любимой женой Соломона. Чувственная и жестокая дочь Египта решила отомстить царю за его холодность. Она остановила свой выбор на молодом начальнике царской охраны Элиаве, чтобы соблазнить его.

Глава 11

Тем временем в храме начались приготовления к тому, чтобы «принести великую добровольную кровавую жертву Изиде» . Жрецы принесли статую богини, воскурили дурманящий сознание дым и начали петь. В комнату к Астис привели Элиава, у которого при виде прекрасной египтянки кружилась голова «от восторга, стыда и желания» . Астис принялась расспрашивать его о Соломоне и Суламифь. Начальник охраны признался, что «никого еще не любил царь, как ее» . Разъяренная царица пообещала юноше, что будет вечно принадлежать только ему, если он убьет своего царя и его возлюбленную. Элиав покорно согласился.

Глава 12

В свою последнюю, седьмую ночь, Соломон и Суламифь беседовали о великой тайне смерти, и некое предчувствие окутывало «легкою тенью их слова, поцелуи и объятия» . Суламифь услышала шорох за дверями, которые распахнулись неожиданно «быстро и беззвучно» . Девушка кинулась к вошедшему человеку и пала жертвой его острого клинка. Соломон увидел «Элиава, который стоял у двери, слегка наклонившись над телом девушки, шатаясь, точно пьяный» . Все еще одурманенный чарами Астис, он послушно ответил своему господину, кто приказал совершить убийство.

Суламифь была еще жива. Она благодарила царя за его любовь и мудрость, уверяя, что «никогда не было и не будет женщины счастливее» ее. К утру девушка умерла. Соломон приказал убить Элиава, а ревнивую царицу отправить обратно в Египет. Царь уединился в громадной, пустой зале судилища, «и весь день, до первых вечерних теней, оставался царь один на один со своими мыслями…»

Заключение

Главной в произведении является тема любви, способной возвышать человека и дарить ему ни с чем не сравнимое блаженство. Трагедия же заключается в том, что у людей часто не хватает сил, чтобы уберечь свое чувство от зависти, злости и ревности.

Краткий пересказ «Суламифи» будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Суламифь

Царю Соломону всего сорок пять лет, а слава о нём, о его мудрости и красоте, о великолепии его жизни уже разнеслась далеко за пределы Палестины. Соломон очень богат и щедр настолько, что серебро в дни его правления ценится не дороже простого камня. Для тех, кто окружает царя и бережёт его покой, Соломон ничего не жалеет — щиты пятисот его телохранителей покрыты золотыми пластинками.

С удивлением произносили его имя, потому что не было подобного ему между царями во все дни его.

Соломон строит неслыханно роскошные храмы, богатству которых завидуют соседние цари. Столь же роскошен и дом жены царя, красавицы Астис, дочери египетского фараона. Корабли царя бороздят Средиземное и Чёрное моря, и с каждым днём растут богатства его.

II–III

У Соломона семьсот жён, триста наложниц и бесчисленное количество рабынь и танцовщиц. Всех очаровывает царь своею любовью, потому что «Бог дал ему такую неиссякаемую силу страсти, какой не бывает у людей обыкновенных». Разделяет Соломон своё ложе и с Балкис-Македа, царицей Савской, самой красивой и мудрой женщиной в мире. Но больше всех любит царь Суламифь, бедную девушку из виноградника.

Соломон очень красив. У царя мраморная кожа, губы точно яркая алая лента, волосы черны и волнисты, а руки его настолько нежны, теплы и красивы, что одним прикосновением исцеляет царь головные боли, судороги и чёрную печаль.

И не было человека во вселенной, который мог бы выдержать взгляд Соломона, не потупив своих глаз. И молнии гнева в очах царя повергали людей на землю.

Бог наделил царя Соломона способностью понимать языки зверей и птиц, понимать причину людских поступков — плохих и хороших, отчего великое множество людей приходит к нему за судом, советом, помощью, разрешением спора. Множество притчей и песен сочинил Соломон, «и была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов Востока и всей мудрости египтян».

На южном склоне горы Ваал-Гамон есть у царя виноградник, куда любит царь уединяться в часы великих размышлений. Раз на заре, после роскошного пира, царь приказывает отнести себя к горе. Покинув носилки, царь сидит в одиночестве на простой деревянной скамье и размышляет о том, что подвластно только его уму. Вдруг царь слышит милый, чистый и ясный женский голосок, напевающий какую-то мелодию. Вскоре перед ним показывается девушка в лёгком платье. Она работает и не видит царя. Голос её всё больше завораживает царя, и, пока она подвязывает лозы, слух его наслаждается её пением.

Неожиданно царь выходит к ней и просит открыть лицо. Тут поднимается ветер, плотно облепляет платье вокруг тела девушки, и царь видит её всю как нагую под одеждой, всё её прекрасное и стройное тело, все её округлости и впадины, холмы и долины.

Прекрасно её смуглое и яркое лицо. Тяжёлые, густые тёмно-рыжие волосы . упругими бесчисленными кудрями покрывают её плечи, и разбегаются по спине, и пламенеют, пронзённые лучами солнца.

Девушка подходит к царю и видит, как он прекрасен. Царь говорит девушке, что она прекраснее всех на свете; просит сесть поближе к нему. Он узнаёт, что её имя — Суламифь, и она помогает своим братьям охранять царские виноградники.

Читайте также:  Собачье счастье – краткое содержание рассказа Куприна

Когда царь берёт её за руку, по телу её пробегает дрожь восторга, а когда он дарит ей сладостный поцелуй, девушка понимает, что только он может быть первым её возлюбленным. Соломон говорит ей, что он главный повар царя, и договаривается о свидании следующей ночью у стен дома девушки. В этот день Соломон особенно светел и радостен, и особенно много добра он делает, сидя на троне в зале суда.

Вечером Суламифь идёт в город, продаёт ювелиру своё единственное украшение — праздничные серьги из серебра, и на вырученные деньги покупает у продавца благовоний мирру (ароматическую смолу). Тринадцатилетняя Суламифь хочет, чтобы тело её пахло сладостью мирры, когда будет его касаться её возлюбленный.

Долго она лежит на своём ложе в ожидании возлюбленного.

Милый мой лучше десяти тысяч других, голова его — чистое золото, волосы его волнистые, чёрные, как ворон. Уста его — сладость, и весь он — желание.

Наконец она слышит шаги и голос Соломона, но пугается и не решается открыть ему. Когда Суламифь открывает дверь, возле дома никого не оказывается. Девушка безрезультатно ищет Соломона в спящем городе, а потом бежит к виноградникам, в которых встретила того, кого уже успела полюбить всем сердцем, и застаёт там Соломона. Губы их сливаются в поцелуе.

Проходит некоторое время. Царь нежно извиняется перед девушкой, спрашивает, не жалеет ли она. Суламифь с улыбкой смущения и счастья отвечает ему: «Братья мои поставили меня стеречь виноградник, а своего виноградника я не уберегла». Соломон признаётся девушке, что он царь.

Время прекращает своё течение и смыкается над ними солнечным кругом. Ложе у них — зелень, кровля — кедры, стены — кипарисы. И знамя над их шатром — любовь.

VII—IX

Суламифь привозят во дворец, купают в бассейне с благовонной водой, одевают в легчайшие египетские ткани, а волосы обвивают жемчугом. Семь дней и шесть ночей наслаждаются они любовью друг друга. Семь дней лицо царя освещает радость и осыпает он Суламифь драгоценными камнями с ног до головы.

Так посетила царя Соломона — величайшего из царей и мудрейшего из мудрецов — его первая и последняя любовь.

В это время в храме Изиды совершается великое тайнодействие. Когда-то Мать богов Изида потеряла мужа, Озириса. Его украл злобный Сет, запрятал в гроб, а потом, когда Изида нашла тело, снова выкрал его и, разорвав на четырнадцать частей, рассеял по всему миру. Тринадцать частей отыскала богиня Изида, кроме одной — священного фаллоса.

Жрецы стегают себя плётками, разрывают кожу свою и рвут рты в бешеном экстазе. Один из них, высокий и худощавый старик с криком восторга делает какое-то движение и бросает к ногам богини бесформенный кусок мяса. Мгновенно воцаряется тишина. Жертвоприношение совершено. А царица Астис, верховная жрица храма, задумывает в это время чёрное дело.

С тех пор, как царь Соломон охладел к ней, утомлённый необузданной чувственностью царицы, в её сердце поселилась чёрная ненависть.

Она со всем пылом южного сладострастия и со всей яростью оскорблённой женской ревности предалась тем тайным оргиям извращённой похоти, которые входили в высший культ скопческого служения Изиде.

Астис узнаёт, что Соломон проводит дни и ночи с Суламифью, и замышляет зло. Она подзывает к себе Элиава, начальника царской стражи. Царица знает, что он давно пылает к ней страстью и обещает ему себя, если он умертвит Суламифь.

Элиав идёт к дворцу Соломона и прячется у дверей царской спальни. В эту, седьмую ночь, Суламифь не может наслаждаться от всего сердца любовью Соломона. Душу девушки гложет печаль, она говорит царю, что где-то рядом её смерть.

Точно какая-то задумчивая печаль, осторожная стыдливость, отдалённое предчувствие окутывали лёгкою тенью их слова, поцелуи и объятия.

Неожиданно раздаётся шорох, и вскочившую с ложа Суламифь пронзает меч убийцы.

Элиав убегает, но Соломон приказывает схватить его и умертвить. В тот же день Соломон требует отправить царица Астис в Египет, чтобы более не видеть её в Персии. Сам царь до глубоких вечерних теней «остаётся один на один со своими мыслями, и никто не осмелился войти в громадную, пустую залу судилища».

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Краткое содержание повести «Суламифь» А. И. Куприна

Повесть «Суламифь» Куприна была написана в 1907 году. В основу сюжета легли «Песни Песней царя Соломона» и Ветхого Завета Библии, а центральным персонажем произведения стала прекрасная Суламифь – возлюбленная мудрого царя Соломона. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Суламифь» по главам для лучшей подготовки к уроку литературы.

  1. Основные персонажи повести
  2. Куприн «Суламифь» очень кратко
  3. Короткий пересказ «Суламифи» Куприна
  4. Содержание «Суламифь» по главам
  5. Аудио версия Суламифь Куприн

Основные персонажи повести

  • Соломон – мудрый и справедливый правитель Израильского царства.
  • Суламифь – юная девушка из бедной семьи, самая сильная любовь Соломона.
  • Астис – царица, которая до появления Суламифь была самой любимой женой Соломона.
  • Элиав – начальник царской охраны, одурманенный чарами Астис.

Куприн «Суламифь» очень кратко

«Суламифь» Куприн краткое содержание для читательского дневника:

В начале автор повествует о времени правления Соломона, о его жизни. Сорока пяти летний царь Персии был необыкновенно мудр и красив, щедр и богат. У Соломона было много женщин, только жён в гареме семьсот человек. А ещё наложницы, рабыни, танцовщицы. И всех любил царь Соломон, на всех хватало сил и страсти. Не избежала его ложа и мудрейшая женщина царица Савская. Но все это количество и разнообразие пресытило Соломона.

Однажды он встретил у виноградника юную тринадцатилетнюю Суламифь. И первый раз в своей жизни полюбил. Полюбил искренне и нежно, полюбил, так, как любят только раз в жизни. Суламифь неискушённая ни чувствами, ни вниманием мужчин, увидев перед собой Соломона, была очарована. И в ее жизни случилась первая любовь.

Царь Персии обладал такой мужской красотой, такой мудростью, что ни одна из женщин не могла перед ним устоять. Договорившись, что Соломон придёт ночью к Суламифи та в мучительном ожидании возлюбленного проводит всю ночь. Под утро она отправляется к месту знакомства. И, встретив у виноградника, своего Соломона, сливается с ним в жарком поцелуе.

Соломон открывается девушке, признаётся, что он, царь Персии. И семь дней отмерено им для любви. Все эти дни они в блаженстве наслаждаются своим богатым чувством. Но есть ещё верховная жрица храма Изиды, Астис. Она влюблена в Соломона до безумия. Он был с ней, а потом пресытился. Но отвергнутые женщины не прощают обид. Начальник стражи царя становится орудием ее мести. На седьмую ночь любви Суламифь погибает от клинка Элиава.

Безутешный Соломон высылает за пределы Персии Астис. А тоске по Суламифи предаётся на долгие часы. Нет предела чувству любви. И нет ему равного по силе.

Читайте также: Тургенев «Бирюк» очень краткое содержание.

Короткий пересказ «Суламифи» Куприна

Краткое содержание «Суламифь» Куприн:

Царю Соломону всего сорок пять лет, а слава о нём, о его мудрости и красоте, о великолепии его жизни уже разнеслась далеко за пределы Палестины. Соломон очень богат и щедр настолько, что серебро в дни его правления ценится не дороже простого камня. Для тех, кто окружает царя и бережёт его покой, Соломон ничего не жалеет — щиты пятисот его телохранителей покрыты золотыми пластинками.

Соломон строит неслыханно роскошные храмы, богатству которых завидуют соседние цари. Столь же роскошен и дом жены царя, красавицы Астис, дочери египетского фараона. Корабли царя бороздят Средиземное и Чёрное моря, и с каждым днём растут богатства его.

У Соломона семьсот жён, триста наложниц и бесчисленное количество рабынь и танцовщиц. Всех очаровывает царь своею любовью, потому что «Бог дал ему такую неиссякаемую силу страсти, какой не бывает у людей обыкновенных». Разделяет Соломон своё ложе и с Балкис-Македа, царицей Савской, самой красивой и мудрой женщиной в мире. Но больше всех любит царь Суламифь, бедную девушку из виноградника.

Соломон очень красив. У царя мраморная кожа, губы точно яркая алая лента, волосы черны и волнисты, а руки его настолько нежны, теплы и красивы, что одним прикосновением исцеляет царь головные боли, судороги и чёрную печаль.

Бог наделил царя Соломона способностью понимать языки зверей и птиц, понимать причину людских поступков — плохих и хороших, отчего великое множество людей приходит к нему за судом, советом, помощью, разрешением спора. Множество притчей и песен сочинил Соломон, «и была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов Востока и всей мудрости египтян».

На южном склоне горы Ваал-Гамон есть у царя виноградник, куда любит царь уединяться в часы великих размышлений. Раз на заре, после роскошного пира, царь приказывает отнести себя к горе. Покинув носилки, царь сидит в одиночестве на простой деревянной скамье и размышляет о том, что подвластно только его уму.

Вдруг царь слышит милый, чистый и ясный женский голосок, напевающий какую-то мелодию. Вскоре перед ним показывается девушка в лёгком платье. Она работает и не видит царя. Голос её всё больше завораживает царя, и, пока она подвязывает лозы, слух его наслаждается её пением.

Неожиданно царь выходит к ней и просит открыть лицо. Тут поднимается ветер, плотно облепляет платье вокруг тела девушки, и царь видит её всю как нагую под одеждой, всё её прекрасное и стройное тело, все её округлости и впадины, холмы и долины.

Девушка подходит к царю и видит, как он прекрасен. Царь говорит девушке, что она прекраснее всех на свете; просит сесть поближе к нему. Он узнаёт, что её имя — Суламифь, и она помогает своим братьям охранять царские виноградники.

Когда царь берёт её за руку, по телу её пробегает дрожь восторга, а когда он дарит ей сладостный поцелуй, девушка понимает, что только он может быть первым её возлюбленным. Соломон говорит ей, что он главный повар царя, и договаривается о свидании следующей ночью у стен дома девушки. В этот день Соломон особенно светел и радостен, и особенно много добра он делает, сидя на троне в зале суда.

Вечером Суламифь идёт в город, продаёт ювелиру своё единственное украшение — праздничные серьги из серебра, и на вырученные деньги покупает у продавца благовоний мирру (ароматическую смолу). Тринадцатилетняя Суламифь хочет, чтобы тело её пахло сладостью мирры, когда будет его касаться её возлюбленный.

Долго она лежит на своём ложе в ожидании возлюбленного.

Наконец она слышит шаги и голос Соломона, но пугается и не решается открыть ему. Когда Суламифь открывает дверь, возле дома никого не оказывается. Девушка безрезультатно ищет Соломона в спящем городе, а потом бежит к виноградникам, в которых встретила того, кого уже успела полюбить всем сердцем, и застаёт там Соломона. Губы их сливаются в поцелуе.

Проходит некоторое время. Царь нежно извиняется перед девушкой, спрашивает, не жалеет ли она. Суламифь с улыбкой смущения и счастья отвечает ему: «Братья мои поставили меня стеречь виноградник, а своего виноградника я не уберегла». Соломон признаётся девушке, что он царь.

Суламифь привозят во дворец, купают в бассейне с благовонной водой, одевают в легчайшие египетские ткани, а волосы обвивают жемчугом. Семь дней и шесть ночей наслаждаются они любовью друг друга. Семь дней лицо царя освещает радость и осыпает он Суламифь драгоценными камнями с ног до головы.

В это время в храме Изиды совершается великое тайнодействие. Когда-то Мать богов Изида потеряла мужа, Озириса. Его украл злобный Сет, запрятал в гроб, а потом, когда Изида нашла тело, снова выкрал его и, разорвав на четырнадцать частей, рассеял по всему миру. Тринадцать частей отыскала богиня Изида, кроме одной — священного фаллоса.

Жрецы стегают себя плётками, разрывают кожу свою и рвут рты в бешеном экстазе. Один из них, высокий и худощавый старик с криком восторга делает какое-то движение и бросает к ногам богини бесформенный кусок мяса. Мгновенно воцаряется тишина. Жертвоприношение совершено. А царица Астис, верховная жрица храма, задумывает в это время чёрное дело.

С тех пор, как царь Соломон охладел к ней, утомлённый необузданной чувственностью царицы, в её сердце поселилась чёрная ненависть.

Астис узнаёт, что Соломон проводит дни и ночи с Суламифью, и замышляет зло. Она подзывает к себе Элиава, начальника царской стражи. Царица знает, что он давно пылает к ней страстью и обещает ему себя, если он умертвит Суламифь.

Элиав идёт к дворцу Соломона и прячется у дверей царской спальни. В эту, седьмую ночь, Суламифь не может наслаждаться от всего сердца любовью Соломона. Душу девушки гложет печаль, она говорит царю, что где-то рядом её смерть.

Неожиданно раздаётся шорох, и вскочившую с ложа Суламифь пронзает меч убийцы.

Элиав убегает, но Соломон приказывает схватить его и умертвить. В тот же день Соломон требует отправить царица Астис в Египет, чтобы более не видеть её в Персии. Сам царь до глубоких вечерних теней «остаётся один на один со своими мыслями, и никто не осмелился войти в громадную, пустую залу судилища».

Это интересно: Рассказ «Гранатовый браслет», написанный в 1910 году, занимает значительное место в творчестве писателя и в русской литературе. Для ознакомления с сюжетом и героями предлагаем прочитать краткое содержание «Гранатового браслета» Куприна по главам. Он даст возможность осмыслить произведение, постичь прелесть и легкость языка писателя и проникнуть в замысел.

Содержание «Суламифь» по главам

А. И. Куприн «Суламифь» краткое содержание с описанием каждой главы:

Царь Соломон не вошел еще в пору зрелости, но «слава о его мудрости и красоте, о великолепии его жизни и пышности его двора» распространилась далеко за пределы Израильского царства.

Он организовал строительство величественных сооружений, и «через семь лет, в месяце Буле, был завершен храм Господень и через тринадцать лет – царский дворец». На украшение храма и царского дворца ушло невероятное количество золота, драгоценных камней, редких пород деревьев и самых дорогих тканей. Вокруг дворца Соломон повелел разбить пышные сады и виноградники.

Из самых дальних стран стекались в Иерусалим купцы и путешественники, чтобы воочию убедиться в неслыханном богатстве царя Соломона.

Читайте также:  Звезда Соломона - краткое содержание рассказа Куприна

Соломон привык ни в чем себе не отказывать, и малейшие его прихоти исполнялись незамедлительно. Он обладал огромным гаремом – «семьсот жен было у царя и триста наложниц, не считая рабынь и танцовщиц», привезенных с разных концов света.

Соломон был удивительно хорош собой, и женщины любили его всем сердцем. Холеные его руки обладали такой жизненной силой, что «царь исцелял головные боли, судороги, черную меланхолию и беснование». И даже дикие животные чувствовали внутреннюю мощь царя, позволяя себя гладить и ласкать.

Бог даровал Соломону «сердце мудрое и разумное». Словно в раскрытой книге читал он все «помыслы в сердце человеческом», и потому со всей Палестины устремлялось к нему «великое множество людей, прося суда, совета, помощи, разрешения спора». Он стремился познать смысл бытия, и вскоре пришел к выводу, что «все суета сует и томление духа». Тогда Соломон еще не знал, что «скоро пошлет ему Бог такую нежную и пламенную, преданную и прекрасную любовь, которая одна дороже богатства, славы и мудрости».

На одном из южных склонов горы Ватн-эль-Хав был разбит живописный виноградник – «туда любил царь уединяться в часы великих размышлений». Однажды, гуляя по саду, он услыхал «милый женский голос, ясный и чистый». Он принадлежал красивой рыжеволосой девушке в простеньком голубом платье. Соломон был поражен красотой юной прелестницы, которую звали Суламифь. Не раскрыв своего царского титула, он попросил разрешения навестить ее этой ночью. Суламифь согласилась, поскольку с первого взгляда влюбилась в Соломона.

В этот день Соломон «творил суд над людьми, приходившими к нему». Царь был облачен в пышные одежды, его окружали придворные и воины в золотых латах.

«Первым предстал перед Соломоном со своей жалобой» гранильщик, чей друг решил присвоить себе драгоценный камень. Царю без труда удалось найти виновных и доказать их преступный замысел.

Затем к царю обратились «три брата, судившиеся о наследстве». Соломон столь мудро разделил его между всеми наследниками, что никто из них не был обижен.

И все последующие дела мудрый правитель разрешал быстро и справедливо. В этот день он хотел всех осчастливить, и «роздал столько наград, пенсий и подарков, сколько не раздавал иногда в целый год». И лишь одному человеку отказал Соломон в аудиенции – жрецу-провидцу.

Чтобы подготовиться к встрече с Соломоном, Суламифь продала единственное свое украшение – «праздничные серьги, серебряные, кольцами», и на вырученные деньги купила дорогие благовония. Дождавшись наступления ночи, она умастила все тело драгоценной миррой, и принялась ждать своего возлюбленного. Однако в последний миг Суламифь не нашла в себе силы выйти к Соломону. Услышав же его удаляющиеся шаги, она, позабыв о робости, бросилась за ним вслед. Суламифь нашла царя в благоухающем винограднике, где они предались любви.

Соломон поведал своей возлюбленной, кем на самом деле является. Он привел ее во дворец, где наложницы подвели Суламифь к роскошному мраморному бассейну и омыли ее прекрасное тело в душистых водах. После облачили ее в такой сверкающий наряд, «что одежда казалась сотканной из солнечных лучей». Увидев Суламифь, потрясенный Соломон решил сделать девушку царицей. Он продел ей в уши «драгоценные подвески из глубоко-красных карбункулов» и повел «в залу пиршества, где уже дожидались его друзья и приближенные».

В течение последующих семи дней Соломон и Суламифь «наслаждались любовью и не могли насытиться ею». Царь щедро одаривал свою возлюбленную драгоценностями, «рассказывал ей о внутренней природе камней, о их волшебных свойствах и таинственных значениях». Но ни один драгоценный камень не мог сравниться по своей красоте и силе с Соломоном и Суламифью, освещенными изнутри сильным и глубоким чувством. Любовь царя и прекрасной девушки из виноградника была так велика, что память о ней пережила не одно столетие.

Всю неделю влюбленные упивались друг другом. Они считали великим чудом, что на них снизошла столь сильная и всепоглощающая любовь. Соломон ничего не скрывал от своей возлюбленной, и она с благодарностью принимала его откровенность. Суламифь просила царя рассказать ей о своей прежней жизни, и он поведал «многое из своей жизни, чего не знал никто из других людей и что Суламифь унесла с собой в могилу».

В древнем храме Изиды проходила служба, устроенная в честь великой богини. Ее муж был убит коварным братом, который разрезал его тело на части и разбросал по всему Египту. «В великой скорби и рыданиях» Изида отправилась на поиски останков своего супруга. Таков был смысл первой части службы, а на вторую ее часть остались лишь «посвященные в высшие степени – мистагоги, эпопты, пророки и жрецы».

В одной из тайных комнат храма находилась Астис, которая до появления Суламифь была самой любимой женой Соломона. Чувственная и жестокая дочь Египта решила отомстить царю за его холодность. Она остановила свой выбор на молодом начальнике царской охраны, Элиаве, чтобы соблазнить его.

Тем временем в храме начались приготовления к тому, чтобы «принести великую добровольную кровавую жертву Изиде». Жрецы принесли статую богини, воскурили дурманящий сознание дым и начали петь. В комнату к Астис привели Элиава, у которого при виде прекрасной египтянки кружилась голова «от восторга, стыда и желания». Астис принялась расспрашивать его о Соломоне и Суламифь. Начальник охраны признался, что «никого еще не любил царь, как ее». Разъяренная царица пообещала юноше, что будет вечно принадлежать только ему, если он убьет своего царя и его возлюбленную. Элиав покорно согласился.

В свою последнюю, седьмую ночь, Соломон и Суламифь беседовали о великой тайне смерти, и некое предчувствие окутывало «легкою тенью их слова, поцелуи и объятия». Суламифь услышала шорох за дверями, которые распахнулись неожиданно «быстро и беззвучно». Девушка кинулась к вошедшему человеку и пала жертвой его острого клинка. Соломон увидел «Элиава, который стоял у двери, слегка наклонившись над телом девушки, шатаясь, точно пьяный». Все еще одурманенный чарами Астис, он послушно ответил своему господину, кто приказал совершить убийство.

Суламифь была еще жива. Она благодарила царя за его любовь и мудрость, уверяя, что «никогда не было и не будет женщины счастливее» ее. К утру девушка умерла. Соломон приказал убить Элиава, а ревнивую царицу отправить обратно в Египет. Царь уединился в громадной, пустой зале судилища, «и весь день, до первых вечерних теней, оставался царь один на один со своими мыслями» …

Читайте также: Повесть А. И. Куприна «Олеся» была написана в 1898 году. Читать «Олесю» в кратком содержании по главам вы можете на нашем сайте. Ведущей темой повести является трагическая любовь паныча Ивана Тимофеевича и молодой девушки Олеси. В образе главной героини Куприн воплотил тип «естественного человека», характерного для многих произведений автора.

Аудио версия Суламифь Куприн

Главной в произведении является тема любви, способной возвышать человека и дарить ему ни с чем не сравнимое блаженство. Трагедия же заключается в том, что у людей часто не хватает сил, чтобы уберечь свое чувство от зависти, злости и ревности.

“Суламифь” – краткое содержание повести А.И. Куприна

Содержание повести

В начале повести автор рассказывает читателям о царе Соломоне. В свои 45 лет слава о нём разнеслась далеко за пределы Палестины. Он умён, мудр, богат и щедр. У него много танцовщиц, рабынь, наложниц. Кроме того, он имеет семерых жён. У него были отношения с прекраснейшей женщиной в мире — царицей Балкис.

Соломон обладает красивым телом и экстраординарными способностями. Ни одна женщина не смогла устоять перед его чарами. Он мог исцелить человека от печали и тоски одним прикосновением, понимал язык птиц и зверей.

Несмотря на обаятельность и доброту Соломона, никто не мог выдержать его взгляд на себе, когда он в гневе. Люди приходили к нему за советом или в спорных ситуациях. Никто не смел усомниться в мудрости Соломона.

Правитель часто уединялся в винограднике для того, чтобы побыть в тишине и поразмышлять. Именно там он повстречал свою возлюбленную.

Любовь к простолюдинке

В один из прекрасных дней, находясь в винограднике, царь услышал тонкий голосок. Потом он увидел милую девушку, похожую на звезду, напевающую мелодию во время работы. Это была Суламифь. Она рассказала правителю, что помогает своим братьям, а он представился царским поваром. С самой первой встречи они полюбили друг друга. В винограднике у них был первый поцелуй, после чего они договорились о новой встрече.

Их следующая встреча произойдёт там же и станет для Суламифи судьбоносной. Соломон расскажет ей всю правду про себя и заберёт её в свой дворец. Они будут безумно счастливы, поскольку каждый из них испытал первую любовь.

Когда Суламифь появилась в жизни Соломона, он охладел к жене Астис. В её сердце поселилась злоба к молодой наложнице. Астис придумала коварный план — она решила убить Соломона и Суламифь. Позвав к себе давно влюблённого в неё начальника стражи Элиава, она заключила с ним сделку. Он должен исполнить задуманное, взамен Астис отдаст ему себя.

В последнюю ночь своей жизни Суламифь печальна, поскольку чувствует приближение смерти. Кончина настигает её в этот момент. Когда любимая женщина Соломона пытается встать с постели, её настигает меч Элиава.

Убийцу девушки удалось вычислить и найти. Его казнили. Соломон узнал, кто заказал убийство его возлюбленной. Царь выслал Астис в Египет, чтобы больше её не видеть. Но наказав всех заговорщиков, он не смог утешить своё горе. Соломон долго находился в одиночестве. Солнце вставало, и наступал вечер, а он молчал. Правитель погрузился в свои мысли надолго.

Характеристики героев

При написании повести Куприн тщательно описал ее героев. Для этого он изучил большое количество древних рукописей. К героям «Суламифи» относятся:

  • царь Соломон;
  • простолюдинка Суламифь;
  • царица Астис;
  • убийца Элиав.

Как выглядел на самом деле великий царь Соломон, историки могут только догадываться. Традиционное его описание происходит в превосходящей степени: самый красивый, самый мудрый и т. д. Куприн описал его на страницах своего произведения так же.

Образ 45-летнего царя идеален. Соломон имеет огромное значение для всех окружающих его людей. Справедливый правитель обладает даром исцеления, понимает животных и птиц, решает судьбы людей. Он женский обольститель и искусный любовник. Куприну симпатичен этот персонаж. Он рассказывает о нём с удовольствием.

Прекрасная и юная Суламифь была возлюбленной царя. Ей всего тринадцать лет. Характер юной девушки по ходу развития сюжета меняется. При первой встрече с Соломоном она предстаёт в роли скромной и немного напуганной.

Великое чувство любви меняет Суламифь. Первым её серьёзным поступком является продажа серебряных серёжек. Это самое ценное, что у неё было. На деньги, которые девушка получила от продажи, она приобретает ароматическую смолу. Она нужна ей для первого свидания с возлюбленным.

Этот аргумент говорит, что чувства, которые она испытала к царю, дали ей огромную силу. Она отдалась без остатка, совершенно не думая о последствиях.

Побыв неделю в объятиях любимого человека, Суламифь очень изменилась. Она стала мудрой, подобно Соломону, в ней открылся дар прорицания. За этот короткий срок наивная девочка стала опытной женщиной, способной обжечь своей страстью любимого. После этого она ещё больше стала желанной для царя.

Царица Астис обладала неестественной красотой, но она очень быстро надоела Соломону. Женщина предстаёт перед читателями нарумяненной, набелённой, с синими волосами. Только спрятать глаза невозможно — они выдают её. Посмотрев в них, можно сразу сказать, что это жадная, развратная и жестокая особа, не терпящая соперниц.

Астис ни к кому так не ревновала Соломона, как к Суламифи. Обычной девушке досталось столько внимания от царя, что царица не могла к этому ровно относиться. Она даже готова переступить через себя и стать любовницей начальника стражи, лишь бы устранить прекрасную Суламифь.

Убийца Элиав безнадёжно влюблён в египетскую царицу. Он соглашается выполнить её просьбу в надежде получить желанное. Но он оказывается обманутым. Его погубили чувства, на поводу у которых он пошёл.

Анализ произведения

Повести «Суламифь» Куприна анализ сделать несложно, поскольку пересказать ее можно кратко, используя всего несколько предложений. Но чтобы понять смысл, который автор заложил в текст, необходимо полностью прочитать всё произведение.

Сюжет начинает развиваться с первых страниц, но только в четвертой главе происходит завязка драмы. До этого момента Куприн знакомит читателей с Соломоном. Цель автора заключается в том, чтобы сделать это как можно лучше.

Когда автор писал рассказ, он не преследовал цель передать историческую достоверность произошедших событий. Если в Библии можно найти главных героев, то о царице Астис нет никаких упоминаний. Куприн хотел написать легенду о любви и ревности. Библейские напевы вдохновили его сочинить продолжение.

Искажение фактов никак не влияет на историю, наоборот, делает её более интересной. Скорее всего, Астис никогда не существовала. Но задачей Куприна было создание трагедии, что у него очень хорошо вышло.

Главная идея

Любовь — это самое ценное сокровище в жизни человека. По ходу всей повести автор не отступает от этой темы. Соломон был сказочно богат, у него было столько золота, что он отдавал его на переплавку щитов для своих стражников. Серебро в его государстве стоило не дороже обычного железа.

Но главным богатством для царя было то, что он познал чувство любви и был любимым. Многие правители, получив власть и богатство, переставали ценить обычные человеческие радости, но только не Соломон.

Главный герой с уважением относился к каждой женщине. Любая представительница прекрасного пола в объятиях Соломона чувствовала себя единственной и неповторимой. Это очень привлекало женщин.

Проблемы в рассказе

В книге «Суламифь» сосредоточились нравственные проблемы, которые указывают на настоящие ценности, способные сделать человека счастливым. Куприн указывает на проблемы, мешающие обрести гармонию в душе. Пороки человечества:

  1. Зависть. Обладая этим пороком, Астис ничего не добилась. Она лишь разозлила Соломона, после чего он обрушил на неё гнев, сломала судьбу Элиаву, который любил её всем сердцем. Пойдя на поводу у своего порока, она только ухудшила жизнь окружающих и свою в том числе.
  2. Эгоизм Астис вырос до непомерного самолюбия. Она перешла абсолютно все границы. Ей были безразличны законы, чувства, которые испытывали окружающие. Она предала любимого человека, отняла жизнь у невинной девушки и послала на смерть влюблённого в неё Элиава.
  3. Кризис среднего возраста. Чувства, которые испытал Соломон к Суламифи, сможет понять каждый, кто осознал и разочаровался в окружающем мире. Понимание сути чаще всего приходит только в зрелом возрасте. Опыт и мудрость оголяют все мрачные краски жизни. Но только такое чувство, как любовь Соломона, способно спасти от депрессии.

Цитаты для сочинения

При написании сочинения необходимо использовать цитаты. Некоторые из них:

  1. «Тысячи раз может любить человек, но только один раз он любит».
  2. «Но тогда не знал ещё царь, что скоро пошлет ему Бог такую нежную и пламенную, преданную и прекрасную любовь, которая одна дороже богатства, славы и мудрости, которая дороже само́й жизни, потому что даже жизнью она не дорожит и не боится смерти».
  3. «Любовь же бедной девушки из виноградника и великого царя никогда не пройдёт и не забудется, потому что крепка, как смерть, любовь, потому что каждая женщина, которая любит, — царица, потому что любовь прекрасна».
Читайте также:  На переломе (кадеты) - краткое содержание рассказа Куприна

Отзывы читателей

«Суламифь» — замечательное произведение моего любимого писателя Куприна, написанное в жанре повести. Впервые прочитала его в школе, но тогда оно не произвело на меня особого впечатления. Перечитав повесть спустя 10 лет, я была поражена историей несчастной любви Соломона и простой девушки, долго думала о коварстве и несправедливости, которые и сейчас окружают нас.

Писала сочинение на тему любви. Прочитав онлайн краткое содержание «Суламифи» Куприна, выбрала именно это произведение. Меня заворожила история любви, закончившаяся драмой. Все герои очень запоминающиеся. Когда будет время, постараюсь обязательно прочитать это произведение полностью.

Стыдно признаться, что я раньше не прочитала повесть «Суламифь». Только ознакомившись с кратким содержанием, я захотела полностью прочитать это произведение. Я читала его взахлёб и до сих пор не могу прийти в себя. Замечательная история любви главных героев и их печальный конец произвели на меня сильное впечатление.

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» по плану

1. История создания

Стихотворение «Смерть поэта» было написано в 1837 году, сразу после трагической гибели А. С. Пушкина, и в ближайшие несколько дней разошлось в десятках тысяч экземпляров.

Молодой поэт был потрясён гибелью своего кумира и видел в этом высочайшую несправедливость.

Он первым сказал правду о смерти Пушкина, назвав и её официальную причину (дуэли были официально запрещены), и виновников. Даже ближайшие друзья Пушкина не сделали этого сразу.

Стихотворение распространилось с быстротой молнии. О Лермонтове узнала вся Россия.

Когда «революционные» по духу стихи Лермонтова дошли до императора, тот принял решение об отправке поэта на Кавказ.

2. Литературное направление

Стихотворение написано в реалистической манере и на основе реальных событий. При этом его автор – человек с мироощущением романтика.

Трагическое и сатирическое сливаются в одно целое, образуя соединение романтического и реалистического направлений.

3. Род

Перед нами лирическое произведение с сильно выраженным публицистическим началом.

4. Жанр

«Смерть поэта» – образец гражданской лирики. Это лирическое стихотворение, тяготеющее к жанру памфлета.

5. Проблематика

Поэт со всем жаром негодования борется с проблемой человеческого равнодушия и социальной безучастности.

Сам Лермонтов в объяснительной записке Николаю II писал: «Я защищал честь того, кто уже не мог постоять за неё».

Его убивало стремление части просвещённого общества защитить не Пушкина, а Дантеса, замять историю, бросающую тень на жену поэта, его окружение и самого государя. Лермонтов объясняет миру истинное значение Пушкина, напоминая его убийцам о справедливости Божьего Суда.

6. Тематика

Тема стихотворения – смерть Пушкина. Написанное по горячим следам, оно стало живым свидетельством того, что гибель поэта стала страшной раной для его современников.

7. Идея

Идея произведения состоит в том, что современники не смогли встать выше собственных страхов и сложившихся обстоятельств ради того, чтобы уберечь Пушкина от нелепой гибели. Цена его жизни была неизмеримо высока. Юный Лермонтов уже тогда понимал это и не щадил убийц поэта.

8. Пафос

Обвинительный и обличительный пафос стихотворения – следствие душевной боли, поразившей Лермонтова в первые минуты после получения известия о роковой дуэли.

Любая неправда в отношении Пушкина ранит молодого автора, глубоко оскорбляя в нём веру в Поэзию и всенародного кумира. Лермонтов ищет объяснения случившемуся и пытается напомнить о торжестве справедливости, если не в этом мире, так на Страшном Суде.

9. Система образов

Образы стихотворения построены через оппозицию «поэт-чернь», «поэт – его убийцы». Его «праведная кровь» противопоставлена «чёрной крови» злоумышленников.

Лермонтов обвиняет в случившемся не одного только Дантеса, а всё светское общество во главе с императором. Мир искусства для поэта выше мира земных ценностей.

Образ Дантеса окутан зимним холодом: «Его убийца хладнокровно навёл удар», «Не мог он знать в тот миг кровавый, // На что он руку подымал…».

На фоне этого чужого для России, пустого, ничего не значащего человека Пушкин выглядит как святой, принимающий терновый венец страдания. В его лице русская культура лишается своего средоточия, своего творца. Но этой гибелью преодолевается сама смерть, ведь поэзия Пушкина бессмертна.

10. Центральные персонажи

Центральные персонажи стихотворения – поэт и «молва».

Под молвой имеются в виду те, кого Лермонтов считал прямо или косвенно виновными в случившемся: супруга поэта Н. Н. Гончарова, Жорж Дантес и его дядюшка барон Геккерн, государственный цензурный комитет, сам государь.

Все эти люди, с точки зрения Лермонтова, являются убийцами Пушкина, «наперсниками разврата». В завершении стихотворения возникает образ Бога. Виновных ожидает божий суд, и никто из них не будет оправдан.

11. Лирический герой

Лирический герой не присутствует в тексте стихотворения, но перед нами – живая душа Лермонтова, наследника пушкинской славы, его представлений о совести и чести.

Поэт от первого лица говорит современникам правду о смерти Пушкина и не прячется за ширмой красивых слов. В этом состоит его гражданское и человеческое мужество.

12. Сюжет

Сюжет стихотворения описывает гибель А.С. Пушкина вследствие ранения, полученного на дуэли с французским подданым Ж. Дантесом на Чёрной речке 27 января (8 февраля) 1837 года.

В случившемся автор винит светский круг, раздувавший в Пушкине огонь суетных страстей, всех, кто радостно бесчестил на словах его жену и его самого. Лермонтов проклинает убийцу поэта, напыщенного чужака, не понимавшего, на что он поднимает руку.

Он описывает трагизм последних минут Пушкина («Умер он с напрасной жаждой мщенья…», с терновым венцом страдания на челе), горько сожалеет о том, что уста поэта навек останутся немы.

Стихотворение завершается обращением к потомкам, от поспешного суда которых хочет защитить погибшего поэта Лермонтов. Он опасается возможного злословья и призывает помнить о высшем суде, для которого будут важны дела Пушкина – его стихотворения и поэмы.

13. Композиция

Композиция произведения – линейная, двухчастная.

Первая часть в подробностях описывает трагедию и занимает 5 строф. Вторая часть, состоящая из 1 строфы, содержит обращение к потомкам, сформулированное как вывод.

Кульминацией стихотворения является четвёртая строфа, в которой выражены глубочайшая скорбь и осознание конечности момента. Гибель Пушкина – непоправимая трагедия русской истории и культуры.

14. Художественные особенности

Язык стихотворения изобилует обращениями, риторическими вопросами, восклицательными предложениями.

Глаголы второго лица множественного числа усиливают тягостное чувство всеобщей причастности к смерти Пушкина.

Лермонтов не скупится на прямые и резкие характеристики героев драмы «убийца», «наперсники разврата», «пустых похвал ненужный хор», «жалкий лепет оправданья», «Свободы, Гения и Славы палачи».

Использование инверсии, назывных предложений, гипербол и градаций усиливает обвинительный и обличительный пафос стихотворения.

В тексте присутствуют книжные слова и выражения, поскольку трагическое начало стихотворения требует высокой лексики.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано несколькими стихотворными размерами:

  • начинается оно с любимого Пушкиным четырёхстопного ямба;
  • вторая часть представляет собой вольный стих, составленный из чередующихся строф, написанных четырёхстопным, пятистопным и шестистопным ямбом.

В произведении используется перекрестная рифмовка (АБАБ). Шесть строф поэтического текста имеют разную длину.

Своеобразная строфическая нерегулярность и внутренняя аритмия передают смятения автора, неспособность говорить заданным языком и стилем о проблеме, всколыхнувшей всё русское общество. Исключительность лермонтовского сообщения подчёркивается данными формальными характеристиками.

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении используется множество эпитетов: «венец терновый, увитый лаврами», «напрасной жаждой мщенья», «звуки чудных песен», «коварный шёпот насмешливых надежд», «свет завистливый и душный», «поэта праведная кровь».

Язык произведения богат сравнениями: «угас, как светоч, дивный гений», «подобный сотням беглецов, на ловлю счастья и чинов»…

Встречаются метафорические иносказания-символы: увитый лаврами венец терновый (похвалы, приправленные желчью), «приют его угрюм и тесен» (могила), «на устах его печать» (безмолвие смерти).

Основной приём, на котором выстраивается конфликт – это антитеза: «дивный гений – убийца хладнокровный», «вашей чёрной кровью поэта праведную кровь».

Эмоциональное напряжение передают аллитерации: «р», «п», «ч». Они напоминают резкий звук пистолетного выстрела.

Ассонансы с «а», «о», «э», «у», «и» соответствуют скорбному плачу, неудержимому рыданию, безысходной тоске и гневу автора.

17. Значение произведения

Стихотворение «Смерть поэта» вписало факт гибели Пушкина в историю русской культуры в той гениальной трактовке, которую дал ему Лермонтов. Этим текстом он канонизировал Пушкина и защитил его от ложных посмертных обвинений.

Для современников это стихотворение стало глотком правды в спёртом воздухе цензурных запретов, а также свидетельством появления в литературе нового дарования, продолжающего начатый Пушкиным великий путь национального поэта.

18. Актуальность

Стихотворение Лермонтова актуально по сей день. Тема отношений поэта и власти никогда не звучит так трагически, как в момент разговора о гибели творца. Это кульминация конфликта.

Певец свободы, Пушкин всей своей жизнью противопоставил небесную власть поэта над человеческими душами земной власти кесаря. Эта антитеза разрешилась трагически, и Лермонтов остро чувствовал обречённость истинного творца на гибель, чем стала примером его собственная судьба.

19. Моё отношение

Стихотворение «Смерть поэта» невозможно читать равнодушно. Меня поражает смелость юного Лермонтова, быстрота его реакции на произошедшее, сила и убедительность каждой строки, а также то, что молодой автор не пощадил ни современников, ни потомков.

20. Чему учит

Данное произведение учит нас бережному отношению к памяти Пушкина, пониманию того, какой великой трагедией явилась для народа ранняя смерть гения. Человеческая жизнь ценнее всего. А жизнь такого выдающегося творца, каким был Пушкин, и вовсе бесценна.

«Смерть поэта» – анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова

Краткий обзор

Прежде чем провести полный разбор, следует кратко изложить его основные пункты, придерживаясь плана. Для стихотворения «Смерть поэта» первоначальный анализ выглядит так:

  1. История создания. Произведение написано в 1837 году. Лермонтов выразил в стихах свои переживания из-за смерти А. С. Пушкина.
  2. Тема. Гибель поэта, несправедливость высшего общества по отношению к нему.
  3. Композиция. Монолог, написанный строфами разного размера и ритма. Произведение состоит из двух частей: первая — описание трагического события, вторая — обращение к «жадной толпе».
  4. Жанр. Элегия, сатира.
  5. Выразительные средства. Метафоры, эпитеты, сравнения, риторические вопросы, реминисценция, параллелизм.

История создания

«Смерть поэта» Лермонтов написал в 1837 году, когда стало известно об исходе дуэли между Дантесом и Пушкиным. Александр Сергеевич был кумиром для Лермонтова, поэтому стихи получились очень яркими, в них показаны искренние страдания. Стихотворение состоит из двух частей:

  1. Описание смерти поэта.
  2. Осуждение убийц.

Большая часть сложена в первые дни после трагедии. Михаил Юрьевич тяжело переносил утрату. Потрясенный, он не загонял каждый стих в традиционные рамки, поэтому ритм произведения не выдержан.

Поэт решил отразить детали дуэли, отношение общества к этому событию. В каждой строфе звучит протест против «мнений света», представители которого всегда стыдили и критиковали Пушкина за творчество.

Вторую часть сочинения автор посвятил «палачам». Им не уйти от «божьего, грозного суда», ведь он не приемлет злословия. Причиной смерти Пушкина Лермонтов считает не только дуэлянта Дантеса, но и общество, не сумевшее принять молодого дерзкого поэта.

Последние строки «Смерти поэта» родились, когда стало понятно — император не собирается наказать француза. Михаил Юрьевич не мог остаться в стороне, так как считал гибель кумира несправедливостью.

Обвиняемое высшее общество подхватило стихотворение, передавая его друг другу устно и письменно. Так стихи дошли до Романовых. В характеристике для императора Лермонтова описали мятежником. За написание дерзкой по смыслу сатиры Николай I сослал поэта на Кавказ. Однако «Смерть поэта» уже сыграла свою роль в биографии Михаила Юрьевича. Им восхищались, называли гением сродни Пушкину.

Стихотворение впервые было издано в 1852 г. в Германии. На русском языке первую часть напечатали только в 1858 г. Полную версию элегии на родине автора увидели спустя два года.

Основная тема

Главная идея стихотворения отражена в названии и первый строках: «Погиб поэт! — невольник чести — Пал, оклеветанный молвой…». А. С. Пушкин, которого уже тогда считали великим, безвременно утрачен. Он был «дивным гением», но не успел отдать миру всего себя.

Благородный, вольный, смелый поэт противопоставлен хладнокровному и безнравственному беглецу Дантесу. Убийца имеет «пустое сердце», он приехал ловить «счастье и чины» и презирает язык и нравы русской земли.

Общество у Лермонтова — это «завистливый и душный» свет. Его представители — ничтожные клеветники, которым Пушкин доверился и был обманут.

Пусть дуэль была честной, но это не оправдывает Дантеса. Он, как считает Михаил Юрьевич, стал орудием «жадной толпы». Да, Пушкин открыто выступал против общества, но смерти не заслужил. Для автора трагедия стала столь неожиданной, что он не сразу верит в случившееся.

Люди жестоки, они ошиблись, когда выносили Пушкину приговор. Но грозный Божий суд найдет истинных виновных, клеветники получат заслуженное наказание.

Композиция и жанр

По плану следующий этап анализа стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» — это разбор композиции, размера и ритма, а также определение жанра. В поэзии Михаил Юрьевич часто обращается к монологу. О гибели Пушкина он решил рассказать от лица лирического героя, который возвышен над остальными. Он единственный, кто способен оценить истинную ценность даты для истории.

Автор начинает с эмоционального описания событий, плачет о друге и постепенно переходит на философские размышления. Первая часть стихотворения заканчивается фактом: «На устах его печать».

Заключительная строфа — это гнев лирического героя, направленный против жестоких «потомков прославленных отцов». Они не поняли и погубили гения, за что и будут наказаны.

Произведение нельзя отнести к одному жанру. Первая часть считается элегией, но имеет признаки оды. Вторую часть можно назвать эпиграммой. Если рассматривать стихотворение целиком, будут видны черты сатиры.

Строфы разного размера и ритма. В первой части есть трехстопные и четырехстопные ямбы, во второй ямб разностопный (сочетание пяти- и шестистопного). Рифмы различны: перекрестные, кольцевые и парные.

Выразительные средства

Настроение стихотворению задают трагичность и сатирический сарказм. Кроме них Лермонтов использует:

  • сравнения: «торжественный венок», «венок терновый», «угас, как светоч»;
  • эпитеты: «свободный смелый дар», «грозный суд», «глухая ревность»;
  • метафоры: «черная кровь», «на ловлю счастья и чинов», «под сению закона»;
  • реминисценцию: «погиб поэт», «поникнув гордой головой».

Михаил Юрьевич широко использует синтаксические приемы. Например, в «Смерти поэта» много риторических вопросов («Зачем вступил он в этот свет?», «зачем поверил…?»). Есть в строках и параллелизм: многие соседние предложения построены одинаково.

Анализируя средства художественной выразительности, тему и композицию стихотворения, можно придти к выводу, что Лермонтов вписался в обычные для себя рамки романтизма. Протест и открытое осуждение — его любимая проблематика.

Ссылка на основную публикацию