Скрипучие половицы – краткое содержание рассказа Паустовского

Краткое содержание Паустовский Скрипучие половицы

Как и в остальных произведениях К.Г. Паустовского, в «Скрипучих половицах» автор затрагивает тему Родины, тему России. Паустовский восхищается красотой русской природы и делится с читателями своими чувствами и личными переживаниями за судьбу страны и благополучие ее народа. Важной особенностью авторского повествования является красочное, живое и проникновенное описание природы. При этом оно никак не отделено от человеческого бытия, и всегда находится в гармонии с тем состоянием души, которое человек испытывает в тот или иной период своей жизни.

«Скрипучие половицы» – это название первой главы «Повести о лесах», написанной К.Г. Паустовским в 1948 году. Лейтмотивом всего произведения является проблема истребления русских лесов. Именно в первой главе автор гневно осуждает хищническое отношение людей к прекрасным дарам природы. В центре повествования первой главы находится небольшая зарисовка из жизни Петра Ильича Чайковского.

Он живет в старом деревянном доме вдалеке от людей. Вокруг него – тишина, а в душе царит покой и умиротворение. Рядом – сосновый лес, прекрасные пейзажи дарят композитору вдохновение, и даже воздух пропитан музыкой и благодатью. Безусловно, образ композитора в рассказе не претендует на полное соответствие прототипу, и взят Паустовским для усиления писательской мысли и создания пущего эмоционального эффекта и придания эстетики происходящему. Это скорее выдуманный персонаж со своей выдуманной историей, нежели реально существовавший композитор Чайковский. Однако этот факт нисколько не умаляет художественной ценности произведения, не отрицает его глубину и не лишает правдоподобности.

Дом композитора действительно был очень старым и совсем рассохся от жары. Но та атмосфера тепла и уюта, что царила в нем, буквально притягивала к себе, и покидать это место совсем не хотелось.

Чайковский любил свой дом, восхищался красотой леса и всего, что его окружало. Дом словно оживал в тот момент, когда композитор начинал играть на рояле. Звуки старого дерева звучали в унисон с прекрасной музыкой гениального композитора. Будто на сцене перед сотнями зрителей играет настоящий оркестр. Только одна вещь нарушала творческую идиллию музыканта – пять скрипучих половиц, которые словно бы мешали Чайковскому всякий раз добираться до музыкального инструмента. И если ему все удавалось пройти и через них и не вызвать жалобного стона, на лице его появлялась довольная улыбка. В отличном настроении Чайковский приступал к работе.

Ночами по всему дому раздавался скрип старого дерева, повторяя звуки дневной музыки. Композитор всегда мечтал создать композицию, подобную этой. Чайковский всегда старался как можно глубже и ярче передавать те незабываемые эмоции, что дарила ему красота сельской местности. Всю свою жизнь он посвятил Родине, запечатлевая в музыкальных произведениях чудесное очарование русских полей и лесов.

Именно об этом рассказывает первая глава «Повести о лесах». Жизнь человека, его творчество и красота природы – вещи неразделимые и с равнодушием несовместимые.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Паустовский. Все произведения

Скрипучие половицы. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Василий Белов известен читателям как писатель, создававший произведения на крестьянскую тематику. Его труды о жизни русского народа публикуются не только у нас в стране, но и за границей

«Мильон терзание» – это критическая статья, которая раскрывает проблематику пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума», носит такое название, так как связана с фразой главного героя Чацкого

В этом произведении трагический характер, но в контрасте с провинциальной местностью. Герой приглашен на званный вечер к одному холостяку. Там он встречает несколько интересных личностей.

С незапамятных времен, в старинном замке жило Маленькое приведение. Оно обитало в сундуке, и покидало его ровно в полночь. Маленькое привидение проводило свою жизнь размеренно и однообразно

«День рождения Мурзилки»- это пьеса, состоящая из двух сцен. В первой сцене рассказывается про детей, которых пригласили на день рождения известного журнала. А во второй как приглашённые приходят на день рождения «Мурзилки»

Скрипучие половицы Паустовский К. Г.

Скрипучие половицы Краткое содержание для читательского дневника

Действие происходит в доме в Рудном Яру. Дом был старый, и в нем скрипели половицы. А вокруг был лес и тишина. И Чайковский здесь черпал вдохновение, писал прекрасную музыку. Но вот старые половицы скрипели, если кто-то ходил по дому. Это мешало и раздражало Чайковского. Потому он запретил ходить по дому, когда писал музыку. А в один из дней Петр Ильич Был потрясен необыкновенным зрелищем — свет «падал пластами». Родилось в душе предчувствие чуда, чего-то светлого и необыкновенного. Но чуда не произошло. Произошла трагедия. Лес начали вырубать. Константин Паустовский находит мощные выражения, чтобы показать, как погибали под топорами безжалостных людей вековые деревья, которые могли бы еще жить и жить. И деревья, как живые, стонали, трепетали, умирая. А земля «дрогнула, ухнула» от такого произвола людей. Что важнее — духовное или материальное? Что в нашей жизни значит природа? Вот вопросы, которые пронизывают это произведение.

Краткое содержание

Дом рассохся от старости. А может быть, и от того, что он стоял на поляне в сосновом лесу и от сосен все лето тянуло жаром. Иногда дул ветер, но он не проникал даже в открытые окна мезонина. Он только шумел в вершинах сосен и проносил над ними вереницы кучевых облаков.
Чайковскому нравился этот деревянный дом. В комнатах слабо пахло скипидаром и белыми гвоздиками. Они в изобилии цвели на поляне перед крыльцом. Растрепанные, высохшие, они даже не были похожи на цветы, а напоминали клочья пуха, прилипшего к стебелькам.
Единственное, что раздражало композитора, — это скрипучие половицы. Чтобы пройти от двери к роялю, надо было переступить через пять шатких половиц. Со стороны это выглядело, должно быть, забавно, когда пожилой композитор пробирался к роялю, приглядываясь к половицам прищуренными глазами.
Если удавалось пройти так, чтобы ни одна из них не скрипнула, Чайковский садился за рояль и усмехался. Неприятное осталось позади, а сейчас начнется удивительное и веселое: рассохшийся дом запоет от первых же звуков рояля. На любую клавишу отзовутся тончайшим резонансом сухие стропила, двери и старушка люстра, потерявшая половину своих хрусталей, похожих на дубовые листья.
Самая простая музыкальная тема разыгрывалась этим домом как симфония.
«Прекрасная оркестровка! » — думал Чайковский, восхищаясь певучестью дерева.
С некоторых пор Чайковскому начало казаться, что дом уже с утра ждет, когда композитор, напившись кофе, сядет за рояль. Дом скучал без звуков.
Иногда ночью, просыпаясь, Чайковский слышал, как, потрескивая, пропоет то одна, то другая половица, как бы вспомнив его дневную музыку и выхватив из нее любимую ноту. Еще это напоминало оркестр перед увертюрой, когда оркестранты настраивают инструменты. То тут, то там — то на чердаке, то в маленьком зале, то в застекленной прихожей — кто-то трогал струну. Чайковский сквозь сон улавливал мелодию, но, проснувшись утром, забывал ее. Он напрягал память и вздыхал: как жаль, что ночное треньканье деревянного дома нельзя сейчас проиграть! Проиграть незамысловатую песню пересохшего дерева, оконных стекол с обвалившейся замазкой, ветра, постучавшего веткой по крыше.
Прислушиваясь к ночным звукам, он часто думал, что вот проходит жизнь, а ничего еще толком не сделано. Все написанное — только небогатая дань своему народу, друзьям, любимому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. Но еще ни разу ему не удалось передать тот легкий восторг, что возникает от зрелища радуги, от ауканья крестьянских девушек в чаще, от самых простых явлений окружающей жизни.
Чем проще было то, что он видел, тем труднее оно ложилось на музыку. Как передать хотя бы вчерашний случай, когда он укрылся от проливного дождя в избе у объездчика Тихона!
В избу вбежала Феня — дочь Тихона, девочка лет пятнадцати. С ее волос стекали капли дождя. Две капли повисли на кончиках маленьких ушей. Когда из-за тучи ударило солнце, капли в ушах у Фени заблестели, как алмазные серьги.
Чайковский любовался девочкой. Но Феня стряхнула капли, все кончилось, и он понял, что никакой музыкой не сможет передать прелесть этих мимолетных капель.
А Фет распевал в своих стихах: «Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук хватает на лету и закрепляет вдруг и темный бред души, и трав неясный запах… »
Нет, очевидно, это ему не дано. Он никогда не ждал вдохновения. Он работал, работал, как поденщик, как вол, и вдохновение рождалось в работе.
Пожалуй, больше всего ему помогали леса, лесной дом, где он гостил этим летом, просеки, заросли, заброшенные дороги — в их колеях, налитых дождем, отражался в сумерках серп месяца, — этот удивительный воздух и всегда немного печальные русские закаты.
Он не променяет эти туманные зори ни на какие великолепные позлащенные закаты Италии. Он без остатка отдал свое сердце России — ее лесам и деревушкам, околицам, тропинкам.

Паустовский «Скрипучие половицы»

Константин Георгиевич Паустовский «Скрипучие половицы»

В этом рассказе говорится об одном случае из жизни замечательного русского композитора Петра Ильича Чайковского.

Деревянный дом, в котором как-то летом гостил композитор, ему очень нравился. Долгие часы проводил П. И. Чайковский за роялем, сочиняя музыку, и порой ему казалось, что от этих звуков начинал петь весь старый, рассохшийся дом. И этот дом, и окружавший его лес, деревушки, просеки, заросли и заброшенная дорога — всё помогало композитору сочинять его прекрасную музыку, в которой он стремился выразить всю любовь к своей стране, её природе и людям.

Однажды старый Василий — лесник из соседней помещичьей усадьбы — принёс Петру Ильичу Чайковскому страшную весть о вырубке леса, окружавшего дом, в котором жил композитор.

1

Дом стоял на пригорке. Леса уходили вниз, в весёлую даль, где лежало среди зарослей озеро. Там у композитора было любимое место — оно называлось Рудым Яром.

Это место казалось ему наилучшим выражением русской природы. Он окликнул слугу и заторопил его, чтобы поскорее умыться, выпить кофе и идти на Рудой Яр. Он знал, что сегодня, побыв там, он вернётся — и живущая где-то внутри любимая тема о лирической силе этой лесной стороны перельётся через край и хлынет потоками звуков.

Так и случилось. Он долго простоял на обрыве Рудого Яра. С зарослей липы и бересклета капала роса. Столько сырого блеска было вокруг, что он невольно прищурил глаза.

Но больше всего в этот день Чайковского поразил свет. Он вглядывался в него, видел всё новые пласты света, падавшие на знакомые леса. Как только он раньше не замечал этого?

С неба свет лился прямыми потоками, и под этим светом особенно выпуклыми и кудрявыми казались вершины леса, видного сверху, с обрыва.

На опушку падали косые лучи, и ближайшие стволы сосен были того мягкого золотистого оттенка, какой бывает у тонкой сосновой дощечки. И с необыкновенной в то утро зоркостью он заметил, что сосновые стволы тоже отбрасывают свет на подлесок и на траву — очень слабый, но такого же золотистого, розоватого тона.

И, наконец, он увидел сегодня, как заросли ив и ольхи над озером были освещены снизу голубоватым отблеском воды.

Знакомый край был весь обласкан светом, просвечен им до последней травинки. Разнообразие и сила освещения вызвали у Чайковского то состояние, когда кажется, что вот-вот случится что-то необыкновенное, похожее на чудо. Он испытывал это состояние и раньше. Его нельзя было терять. Надо было тотчас возвращаться домой, садиться за рояль и наспех записывать проигранное на листках нотной бумаги.

Чайковский быстро пошёл к дому. На поляне стояла высокая раскидистая сосна. Её он прозвал «маяком». Она тихо шумела, хотя ветра и не было.

Он, не останавливаясь, провёл рукой по её нагретой коре.

2

Дома он приказал слуге никого к себе не пускать, прошёл в маленький зал, запер дребезжащую дверь и сел к роялю.

Он играл. Он добивался ясности мелодии — такой, чтобы она была понятна и мила и Фене, и даже старому Василию, ворчливому леснику из соседней помещичьей усадьбы.

Читайте также:  Тёплый хлеб - краткое содержание рассказа Паустовского

Он играл, не зная, что Феня принесла ему махотку земляники, сидит на крыльце, крепко сжимает загорелыми пальцами концы белого головного платка и, приоткрыв рот, слушает. А потом приплёлся Василий, сел рядом с Феней.

— Играет? — спросил, подымив цигаркой, Василий. — Прекратить, говоришь, нельзя?

— Никак! — ответил слуга и усмехнулся на необразованность лесника. — Он музыку сочиняет. Это, Василий Ефимыч, святое дело.

— Дело, конечно, святое, — согласился Василий. — А ты бы всё-таки доложил.

— И не просите. Надо же иметь понимание вещей.

— А мы, что ж, не понимаем? — рассердился Василий. — Ты, брат, охраняй, да в меру. Моё дело, ежели разобраться, поважнее, чем этот рояль.

— Ой! — вздохнула Феня и ещё туже затянула концы платка. — Весь бы день слухала.

— Вот, — сказал с укором слуга, — девчонка босоногая и та чувствует! А ты протестуешь! Смыслу от тебя не добьёшься. И неизвестно, за каким ты делом пришёл.

— Я не в трактир пришёл, — ответил бранчливо Василий. — Як Петру Ильичу за советом пришёл.

Он снял шапку, поскрёб серые космы, потом нахлобучил шапку и сказал:

— Слыхали небось? Помещик мой не вытянул, ослаб. Весь лес продал.

— Харьковскому купцу Трощенке. Слыхал про такого?

— Купцов много, — уклончиво ответил слуга. — Ежли бы ещё он был московский.

— Повидал я купцов на своём веку каких хошь. Этот — с виду приличный господин. В золотых очках и бородка седенькая, гребешоч- ком расчёсанная. В чесучовом пиджаке ходит. А в глаза, брат, не гляди — там пусто. Как в могиле. Приехал с ним приказчик, всё хвалится: «Мой, говорит, волкодав леса свёл по всей Харьковской и Курской губерниям. Сплошной рубкой. Он, говорит, к лесу злой — на семена ничего не оставит. На лесах большие капиталы наживал». Думали, конечно, что врёт приказчик. А вышло на поверку, что не брешет приказчик. Купил Трощенко лес, рубаху ещё не сменил, а пригнал уже лесорубов и пильщиков. С завтрашнего дня лес начнут валить. Всё, говорят, велел пустить под топор до последней осины. Так-то.

— А тебе что? Твоя какая беда? Что велят, то и делай.

— Служишь ты у хорошего господина, — раздумчиво сказал Василий, — а душа у тебя, как гнилой орех. Щёлкнешь, в нём заместо ядра — белый червь. Как язык поворачивается такое спрашивать — мне-то что! Да я со своих двадцати годов к этому лесу приставлен. Я его растил, нянчил.

— Вона! — насмешливо сказал слуга.

— «Вона»! — передразнил его Василий. — А теперь что? Разбой! Да я ещё должен дерева к смерти метить. Нет, брат, совесть у меня не бумажная. Меня не купишь. Теперь одна путь — жаловаться.

— Кому? — спросил слуга. — Царю Гороху?

— Как кому? Губернатору. Земству. А не поможет — в суд.

— Мечты! — вздохнул слуга и затоптал папироску. — С такими словами ты лучше к Петру Ильичу не приступай.

— Это мы ещё поглядим!

— Ну и сиди — дожидайся! — рассердился слуга. — Только имей в виду, что ежели он заиграется, так до ночи не выйдет.

— Небось выйдет! Ты меня не пугай. Я, брат, не из робких.

Слуга взял у Фени махотку с земляникой и ушёл в дом. Феня ещё долго сидела, пригорюнившись, смотрела перед собой удивлёнными глазами. Потом тихонько встала и, оглядываясь, пошла прочь по дороге. А Василий палил цигарки, скрёб грудь, ждал. Солнце уже перевалило к вечеру, от сосен пошли длинные тени, а музыка не затихала.

«Колдует! — подумал Василий, подняв голову, прислушался. — Господи, да ведь это как бы знакомое! Неужто наше, деревенское? «Среди долины ровныя»! Нет, не то. А схоже! Или то пастухи заиграли в лугах, скликая к вечеру стадо? Или то соловьи ударили сразу, будто сговорились, по окрестным кустам. »

3

Когда в окнах заполыхал багровый закатный огонь, музыка наконец оборвалась. Несколько минут было тихо. Потом скрипнула дверь. Чайковский вышел на крыльцо, достал из кожаного портсигара папиросу. Он был бледен, руки у него дрожали.

Василий поднялся, шагнул к Чайковскому. стащил с головы выгоревший картуз, всхлипнул.

— Ты что? — быстро спросил Чайковский и схватил Василия за плечо. — Что с тобой, Василий?

— Спаси! — прохрипел Василий. — Мочи моей нету! Криком бы кричал, да никто не отзовётся. Помоги, Пётр Ильич, не дай случиться палачеству!

Василий прижал к глазам рукав застиранной синей рубахи. Он долго не мог ничего выговорить, сморкался, а когда наконец рассказал всё как есть, то даже оторопел: никогда он не видел Петра Ильича в таком гневе.

Всё лицо у Чайковского пошло красными пятнами. Обернувшись к дому, он крикнул:

На крыльцо выскочил испуганный слуга:

— Звали, Пётр Ильич?

— Лошадей! Вели закладывать.

Чайковский плохо помнил эту ночную поездку. Коляску подбрасывало на выбоинах и корнях. Лошади всхрапывали, пугались. С неба падали звёзды. Холодом ударяло в лицо из заболоченных чащ.

«Успею ли? — думал Чайковский. — В крайнем случае разбужу. Завтра начнут валить лес. Что за подлость такая!»

4

Губернатор отказался помочь композитору, потому что лес теперь принадлежал купцу Трощенко, который мог распоряжаться им по своему усмотрению. П. И. Чайковский рано утром поехал к купцу. Он хотел купить у него втридорога лес и таким образом спасти этот кусок земли.

В усадьбе Чайковский Трощенки не застал.

Уже рассвело. Весь усадебный двор зарос репейником. Среди репейника бегал по ржавой проволоке осипший пёс. Морда у него была в репьях, и пёс, немного полаяв, начинал тереть морду лапой, отдирая колючки.

На крыльцо вышел кривоногий человек в рыжих кудряшках. От него издали разило луком. Рыжий равнодушно посмотрел на коляску, на Чайковского и сказал, что Трощенко только что уехал на порубку.

— А вам он на что понадобился? — недовольно спросил рыжий. — Я ихний управитель.

Чайковский не ответил, дотронулся до спины кучера. Лошади с места взяли рысью.

По дороге обогнали лесорубов. Они шли с топорами, с гнущимися на плечах синеватыми пилами. Лесорубы попросили закурить и сказали, что Трощенко недалеко, на пятом квартале.

Около пятого квартала Чайковский остановил коляску, вышел и направился в ту сторону, где слышались голоса.

Трощенко, в сапогах и шляпе. ходил по лесу и сам метил топором сосны.

Чайковский подошёл, назвал себя. Трощенко спросил:

— Чем могу служить?

Чайковский коротко изложил своё предложение — перепродать ему на корню весь этот лес.

— Желаете округлить владения? — ласково спросил Трощенко. — Этому лесу цены нету. Слышите? — Трощенко ударил обухом топора по сосне. — Поёт древесина! А насчёт ваших слов надо подумать. Своего рода неожиданность. Всё дело, как сами понимаете, в цене. За свою цену я вам отдать не могу. Смысла нету.

— Назовите вашу цену. Торговаться я не собираюсь. Если цена будет сходная.

— Где вам торговаться! Вы человек возвышенных сфер жизни. Я вам верную цену скажу. — Трощенко помолчал. — Десять тысяч будет, пожалуй, самая цена.

— Хорошо! — сказал Чайковский и почувствовал холодок под сердцем, будто поставил на карту всю жизнь. — Я согласен.

— Деньги-то у вас есть? — вдруг грубо спросил Трощенко.

— Будут. Я вам выдам вексель.

— Подо что? Под эту усадебку? Да ей две тысячи — красная цена!

— Усадьба эта не моя. Вексель я выдам под свои сочинения.

— Так-с. — протянул Трощенко и закурил. — Под музыку. Её послушать, конечно, приятно. Послушал — ушёл, а следа-то и нету! — Он протянул к Чайковскому ладонь и поскрёб по ней скрюченными пальцами. — Воздушная вещь. Векселя я, извините, не беру. Только наличными.

— Наличных сейчас у меня нет.

— На нет и суда нет.

5

Он поехал домой, стараясь не вслушиваться в разносившийся по лесу стук топоров.

Лошади вынесли коляску на поляну. Кто-то впереди предостерегающе закричал. Кучер с ходу осадил лошадей.

Чайковский встал, схватился за плечо кучера. От подножия сосны, согнувшись, как воры, разбегались лесорубы.

Внезапно вся сосна от корней до вершины вздрогнула и застонала. Чайковский явственно слышал этот стон. Вершина сосны качнулась, дерево начало медленно клониться к дороге и вдруг рухнуло, круша соседние сосны, ломая берёзы. С тяжким гулом сосна ударилась о землю, затрепетала всей хвоей и замерла. Лошади попятились и захрипели.

Это был миг, один только страшный миг смерти могучего дерева, жившего здесь двести лет. Чайковский стиснул зубы.

Вершина сосны загородила дорогу. Проехать было нельзя.

— Придётся ворочаться на большак, Пётр Ильич, — сказал кучер.

— Езжай! Я пешком пройду.

— Эх, обормоты! — вздохнул кучер, подбирая вожжи. — Рубить и то по-людски не умеют. Нешто дело — валить сначала большие деревья, а малые ломать в щепки? Ты сначала малые повали, тогда большое в просторе ляжет.

Чайковский подошёл к вершине поваленной сосны. Она лежала горой сочной и тёмной хвои. От её запаха першило в горле.

Тут же лежали обломанные сосной ветки берёз. Чайковский вспомнил, как берёзы пытались удержать падающую сосну, принять её на свои гибкие стволы, чтобы смягчить смертельное падение, — от него далеко окрест дрогнула земля.

Он быстро пошёл домой. То справа, то слева, то позади слышался гул падающих стволов. И всё так же тупо ухала земля. Птицы метались над порубкой. Даже облака, казалось, ускорили свой бег в равнодушной ко всему небесной синеве.

Чайковский всё ускорял шаги. Он почти бежал.

— Подлость! — бормотал он. — Мерзость чудовищная! Кто дал право человеку калечить и безобразить землю. Есть вещи, которые не оценить ни рублями, ни миллиардами рублей. Неужели так трудно понять. что могущество страны — не в одном материальном богатстве, но и в душе народа! Чем шире, свободнее эта душа, тем большего величия и силы достигает государство. А что воспитывает широту духа, как не эта удивительная природа! Её нужно беречь, как мы бережём самую жизнь человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что по праву принадлежит не только нам, но и им.

Чайковский задыхался. Он уже не мог идти быстрее.

Значит, теперь он уже никогда не окончит начатую вчера работу. Придётся тотчас уехать, чтобы не видеть этого варварства.

Наступила разлука с любимыми местами.

Трактир — в старину гостиница с рестораном.

Вексель — письменное обязательство уплатить кому-нибудь определённую сумму денег в назначенный срок.

Скрипучие половицы

Дом рассохся от старости. А может, от того, что стоял среди сосен, от которых все лето тянуло жаром. Набегавший иногда ветер не проникал в открытые окна, он лишь шумел над соснами и проносил над ними кучевые облака.
Чайковскому нравился этот старый дом, где пахло скипидаром и белыми гвоздиками, которые в изобилии цвели под окнами. Порой они даже не были похожи на цветы, они напоминали белый пух.
Только одно раздражало в доме композитора: для того чтобы, пройти от двери к роялю, надо пересечь пять шатких половиц. Наверное, выглядело забавно, как пожилой композитор пробирается к роялю, приглядываясь на половицы прищуренным взглядом.
Если удавалось пройти так, чтобы ни одна половица не скрипнула, Чайковский садился за рояль и усмехался. Неприятное уже позади и теперь начнется самое удивительʜое: дом запоет от первых же звуков рояля. На каждую клавишу отзовутся сухие стропила, двери и даже старушка люстра, потерявшая половиʜу из своих хрусталей, похожих ʜа дубовые листья.
Самая простая музыка разыгрывалась в этом доме гак симфоʜия. «Прекрасʜая оркестровка!» — думал Чайковский, восхищаясь певучестью дерева.
Чайковскому стало даже казаться, что дом уже с утра ждал, когда композитор сядет за рояль. Дом скучал без звуков.
Порой ʜочью оʜ просыпался от потрескиваʜия половиц, которые, казалась, вспомиʜали ʜоты из его музыки. Еще это ʜапомиʜало оркестр, когда музыкаʜты ʜастраивают свои иʜструмеʜты перед выступлеʜием. То тут, то там — то ʜа чердаке, то в малеʜькой зале — кто-то трогал струʜу. Чайковский улавливал мелодию, ʜо, просʜувшись, уже ʜе мог ее вспомʜить и жалел, что ʜе может теперь ее проиграть.
Прислушиваясь к ʜочʜым звукам, композитор часто думал, что жизʜь проходит, а то, что оʜ сделал, всего лишь малеʜькая дань народу, друзьям, любимому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. Он жалел, что еще ни раз ему не удавалось передать тот легкий восторг от самых простых вещей: ауканья девушек в лесу, от радуги.
Нет, очевидно, ему это не дано. Он никогда не ждал вдохновения; он всегда работал, как вол, и вдохновение рождалось в работе.
Пожалуй, больше всего ему помогали леса, тот лесной дом, где он гостил этим летом, просеки, заросли, заброшенные дороги, в чьих колеях, налитых дождем, отражался ночью месяц. Ему помогали печальные русские закаты и удивительный воздух.
Он не променяет эти русские зори ни на какие великолепные закаты Италии. Он отдал всего себя России без остатка — ее лесам, деревушкам, околицам, тропинкам, песням. С каждым днем его все больше мучает то, что он не может выразить всю поэзию своей страны. Он должен добиться этого. Главное, не щадить себя.
Определите стиль данного текста и обоснуйте свою точку зрения.
Я думаю, что стиль даʜʜого текста — художествеʜʜый. Это рассказ; его осʜовʜая цель — воздействие ʜа воображеʜие, чувства и мысли читателей с помощью создаʜʜых образов. Стоит отметить, что для этого автор использует средства художественной выразительности: эпитеты (тончайшие, печальные), олицетворении (дом скучал, пропоет половица) и др. Автор также использует внутреннюю речь, что помогает читателям понять, что чувствовал Чайковский, и разделить с ним его переживания.

Читайте также:  Краткое содержание Паустовский Теплый хлеб для читательского дневника

Вариант изложения 2.

Скрипучие половицы – изложение

Дом рассохся от старости. А может быть, от того, что стоял среди сосен, от которых все лето тянуло жаром. Ветер иногда налетал, но не приносил прохлады в открытые окна.
Чайковскому нравился этот деревянный дом. В нем пахло скипидаром и белыми гвоздиками, которые росли под окнами. Единственное, что раздражало композитора, это скрипучие половицы. Чтобы добраться от двери до рояля, нужно было пересечь пять шатких половиц. Здесь нужно отметить существенный аспект. Дело в том, что когда Чайковскому удавалось это сделать так, чтобы ни одна из них не заскрипела, он садился за рояль и усмехался. Самое неприятное уже позади, и теперь начнется самое удивительное: дом запоет. На любую клавишу отзовутся тончайшим резонансом рассохшиеся стропила, двери и старушка люстра.
Самая простая музыкальная тема разыгрывалась в этом доме как симфония, и это очень нравилось Чайковскому.
Композитору даже стало казаться, что дом с утра ждал, когда он сядет за рояль. Дом скучал по музыке.
Порой ночью Чайковский просыпался и слышал, как, потрескивая, поет то тут, то там то одна, то другая половица, как бы припоминая звуки, игравшие здесь днем. То на чердаке, то в маленькой зале кто-то трогал струну. Чайковский даже улавливал мелодию, но утром, просыпаясь, не мог ее вспомнить и жалел, что не может ее проиграть.
Прислушиваясь к ночным звукам, он часто думал, что жизнь преходит очень быстро, а его произведения — лишь малая дань своему народу, своим друзьям, своему любимому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. Ему еще ни разу не удалось передать чувство восторга от самых простых вещей, окружавших его: радуги или ауканья девушек в лесу.
Очевидно, ему это было не дано. Он никогда не ждал вдохновения. Он работал очень усердно, и вдохновение к нему приходило во время работы. Ему больше всего помогали леса, этот деревянный дом, просеки, заброшенные дороги, где в лужах отражался по ночам месяц, удивительный воздух и печальные русские закаты.
Он не променял бы туманные русские зори на великолепные за* каты Италии. Он отдал всего себя России без остатка. С каждым днем его все больше мучила невозможность выразить всю поэзию его страны. Он знал, что может этого добиться, главное — не щадить себя.
Какие проблемы подняты автором в данном тексте?
В данном тексте поднят вопрос о том, как относится творческий человек к своей работе. Автор показывает, что, несмотря на весь талант (а может быть, и поэтому), Чайковский постоянно недоволен собой, ему кажется, что он выразил свое отношение к горячо любимой им Родине не до конца. Он в постоянном творческом поиске. Но Чайковский не ждет, когда на него снизойдет вдохновение, он понимает, что цели можно добиться лишь упорным трудом. Чайковским движет его внутреннее стремление к совершенству.

Вариант изложения 3.

Скрипучие половицы и прекрасная оркестровка. Дом Чайковского

Оглавление книги открыть закрыть

Долгожданная встреча – изложение
Шаляпин в гостях у Горького – изложение
Толстые и тонкие – изложение
Вдохновение – изложение
Лапти – изложение
Солнечные лучи – изложение
Полет самого счастливого человека на Земле – изложение
Исповедь – изложение
Деревянная сказка – изложение
Легенда о старике Байкале и его дочери Ангаре – изложение
Меценатская деятельность П.М. Третьякова – изложение
Герой нашего времени – изложение
Чудный храм – изложение
Анна Ахматова – изложение
Способный студент – изложение
Скрипучие половицы – изложение
Чудо-кузнец – изложение
Многоликий Куприн – изложение
Полуправда – изложение
Приносящие счастье – изложение

« назад Оглавление вперед »
Способный студент – изложение &#0171 | &#0187 Чудо-кузнец – изложение

Паустовский Константин – Скрипучие половицы

K. ПАУСТОВСКИЙ
(1802 — 1968)

ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
ПО «ПОВЕСТИ О ЛЕСАХ»

МУЗЫКА П. И. ЧАЙКОВСКОГО

П. И. ЧАЙКОВСКИЙ Б. Фрейндлих
ЛЕСНИК ВАСИЛИЙ- Ю.Толубеев
КУПЕЦ ТРОЩЕНКО Г. Колосов
ГУБЕРНАТ0 А. Севостьянов
ФЕНЯ О. Калмыкова
СЛУГА С. СЫТНИК
ПРИКАЗЧИК Р. ЛЕБЕДЕВ
КУЧЕР В. ТАРЕНКОВ
Режиссер Р. Суслович
Звукорежиссеры В. Новиков, В. Кривулина
Редактор В. Заветный
Художник В. Жуйко

Главная тема произведений Константина Георгиевича Паустовского (1892—1968) — тема, от которой он не отступался до последних строк, глубоко личная, поэтичнейшая, понятая сердцем — это тема Родины, России, красоты и мощи ее природы. В изображении русской природы писатель внес столько нового, что вклад его в развитие темы справедливо сравнивают с творческими достижениями Тургенева и Бунина.
«Не будь я Пришвиным, я хотел бы писать как Паустовский» — эта дневниковая запись не только дань восхищения. Столь же тонко и глубоко чувствовавший при¬роду, Пришвин в описании и понимании ее был чистой воды прозаиком, «бытописателем».
Паустовский шел совсем иным путем: он никогда не описывал природу, как таковую. Для него, при всем вдохновенном пред нею преклонении, природа всегда сущест¬вовала в естественной связи с человеком. Вместе с Ф. Тютчевым он мог бы воскликнуть:

В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

Секрет музыкальности лирической прозы Паустовского в умении так соединить пейзажные зарисовки с душевным состоянием человека, что ни природа, ни человек не существуют в его произведениях отдельно, сами по себе. Ее состояние, словно лейтмотивы в симфонии или инструментальном концерте, характеризует (а не просто иллюстрирует) человеческую психологию, состояние человеческой души. Герои Паустовского находят в ней поддержку, одобрение, живут как бы ее ритмом, чувствуют и слышат ее немой язык.
«Повесть о лесах» (1948), несмотря на четко заявленное в заглавии обозначение жанра, можно было бы назвать и романом, если бы. сюжет «с людьми» по силе воздействия не уступал столь явно внутреннему, поэтическому и написанному очень сильно сюжету «с лесом». Навер¬ное, автор и сам понимал это, предпосылая своему объемному произведению эпиграф — строки из стихотворения Н. Языкова:

Краса полуночной природы,
Любовь очей, моя страна!

Повесть состоит из многих глав, каждая со своим за¬главием. Время действия первой из них, «Скрипучие половицы», — конец прошлого века. На протяжении всей повести эти годы будут не раз поминаться, как время хищнического истребления прекрасных среднерусских лесов. И если даже в дни страшных всенародных испытаний (о которых говорится в других главах повести) герои пом¬нят о необходимости восстановления истребленных, пору¬ганных сокровищ природы, если даже в блокадном Ленинграде находят в себе силы бережно хранить семена пород деревьев, то в «Скрипучих половицах» с потрясаю¬щей силой осуждения и гнева воссоздан один из эпизодов мучительной гибели беззащитных русских лесов.
Главный герой первой главы — Петр Ильич Чайковский, живущий в летнем рассохшемся от старости доме среди соснового леса, почти в безлюдье сочиняющий музыку. Для замысла повести очень характерно то, что образ композитора дан в нерасторжимой духовной связи и даже зависимости от природы, от леса. Конечно, Чайковский у Паустовского наверняка, и даже неизбежно, далек от своего реального, жившего в действительности прототипа. Иначе и быть не могло: эпизод, созданный твор¬ческим воображением писателя, вообще вряд ли сущест¬вовал исторически. Однако Паустовскому нужен был именно он — Петр Ильич Чайковский, столь одухотворенно и тонко воссоздавший тихую прелесть среднерусской природы во всех неуловимых оттенках ее неяркой кра¬соты.
И он придумал этот эпизод. Приходится восхищаться,
с какой творческой свободой написан он, с каким страстным желанием еще и еще проникнуть в тайны творчества, выявить тончайшую взаимосвязь природы и созда¬теля великих симфоний.
Чайковский написан эскизно, скорее, «набросан» как персонаж литературного произведения. И верим мы не столько тому, что «так и было», сколько тому, что так «могло быть». Хотя, конечно, могло быть и иначе.
Зато конфликт нимало не сочинен. Да, так оно и было. Слепые, глухие, немые палачи природы быстро и споро «налаживали» дело наживы. Им безразлично, в какой духовной связи находятся человек и природа. Но не без¬различны размеры прибыли. Этих подрядчиков (в повести такой «добытчик» носит фамилию Трощенко) ничуть не волновала роль леса, как хранителя влаги, защитника полей от беспощадных ветров и солнца. А уж тем более им не было дела до мучительных чувств, владевших душой Чайковского.
В «Повести о лесах» немало великолепных картин природы — сияющей или примолкшей, затаившейся перед грозой, ласково, сочувственно сопровождающей человека в его странствиях по миру красоты. Едва ли самая сильная из этих картин — увиденная глазами великого композитора страшная гибель могучей сосны под топором лесоруба: «От подножия сосны, согнувшись, как воры, разбегались лесорубы. Внезапно вся сосна, от корней до вершины, вздрогнула и застонала. Чайковский явственно слышал этот стон. Вершина сосны качнулась, дерево начало медленно клониться к дороге и вдруг рухнуло, кроша соседние сосны, ломая березы. С тяжким гулом сосна ударилась о землю, затрепетала всей хвоей и замерла. Это был миг, один только страшный миг смерти могучего дерева, жившего здесь двести лет. Чайковский стиснул зубы».
Как скорбный реквием над варварски погубленной жизнью звучат и другие строки: «Чайковский подошел к вершине поваленной сосны. Она лежала горой сочной темной хвои. На хвое еще сохранился блеск, свойственный тем воздушным просторам, где эта хвоя только что дро¬жала под ветерком. Толстые сломанные ветки, покрытые прозрачной желтоватой пленкой, были полны смолы. От ее запаха першило в горле. Тут же лежали обломанные сосной ветки берез. Чайковский вспомнил, как березы пы¬тались удержать падающую сосну, принять ее на свои гибкие стволы, чтобы смягчить смертельное падение, — от него далеко окрест дрогнула земля».
Страшный контраст с покоем и счастливым свободным дыханием леса, помогавшим созданию гениальной музы¬ки! Сюжет еще не завершен, но мы предчувствуем немую пустоту, жалеем неродившиеся созвучия, погибшие со смертью леса под тяжкое, «тупое уханье земли» и резкий стук казнящих топоров.
«Скрипучие половицы» — повесть о лесе. Это и повесть о творчестве, несовместимом с равнодушием к жизни природы. Именно так, как самостоятельное произведение, по¬няли первую из глав «Повести о лесах» на Ленинградском радио, осуществившем в 1974 году ее постановку с уча¬стием артистов Бруно Фрейндпиха в роли П. И. Чайковского и Юрия Толубеева в роли лесники Василия.
М. Бабаева

Читайте также:  Анализ стихотворения Пастернака Перемена 9 класс

Открытый урок по литературному чтению в 4-м классе по теме “К.Г. Паустовский. «Скрипучие половицы»”. Работа с художественным текстом

Цели урока:

  • формировать навыки чтения; способствовать целостному восприятию художественного текста;
  • развивать устную речь, навыки выразительного чтения;
  • развивать умение формулировать идею произведения;
  • развивать аналитическое восприятие произведения;
  • развивать эмоциональную сферу;
  • развивать творческое воображение через слово, музыку, живопись;
  • обогащать словарный запас, учить видеть красоту морального облика героев, богатство языка писателя:
  • воспитывать языковую чуткость;
  • воспитывать доброту, гуманность, внимательность, наблюдательность;
  • воспитывать чувство сопереживания героям, ответственности за всё живое;
  • воспитывать разумное, бережное отношение к природе в целом;
  • учить отстаивать свою точку зрения, аргументировать свой ответ;
  • учить смотреть и видеть, слушать и слышать учителя и товарищей.

1. Организационный момент .

Подготовка к слушанию музыки. Упражнения на релаксацию.

Эмоциональный настрой. Звучит музыка из пьесы П. И. Чайковского “Времена года” – музыкальной энциклопедии русской природы.

2. Вводная беседа.

С произведениями, какого русского писателя знакомились?

Каким человеком был К. Г. Паустовский? (К. Г. Паустовский много ездил, путешествовал. “Каждая поездка – книга”, – говорил К. Г. Паустовский. В книгах рассказывал о людях, природе, искусстве. Любил интересных людей со значительной биографией. )

Какие рассказы, сказки К.Г. Паустовского читали в 1-2 классах? (“Заячьи лапы”, “Подарок”, “Растрёпанный воробей”, “Кот – ворюга”?)

3. Проверка домашнего заданий.

Какое произведение читали?

Назовите жанр. О чём повествует этот рассказ? (Случай из жизни русского композитора П. И. Чайковского. Композитор пытался противостоять истреблению леса. Борьба добра и зла. )

Что больше всего взволновало в рассказе?

На сколько частей разделён рассказ? Прочитайте план.

4. Актуализация знаний.

Сегодня проанализируем части рассказа, постараемся понять идею произведения, что автор хотел донести до своего читателя, постараемся выразить своё отношение к прочитанному.

Автор не случайно выбрал историю, произошедшую именно с П. И. Чайковским.

Чайковский обладал удивительным сильным чувством природы. Мало сказать, что Пётр Ильич страстно любил природу – он её обожал.

Чайковский был одарён “способностью в каждом листке и цветочке видеть и понимать что-то недосягаемо прекрасное, покоящее, мирящее, дающее жажду жизни”. (Дневник, 1886) Великий музыкант, он умел слушать и слышать природу.

5. Чтение и анализ 1 части.

Выбор лучшего названия.

Прочитайте, какое место П. И. Чайковский считал воплощением русской природы.

Что вызывало у композитора творческий подъём? Докажите словами из текста.

Объясните выражение “творческий подъём”. (“Творческий подъём – вдохновение” толковый словарь С. И. Ожегова)

Прочитайте описание леса, который так сильно впечатлил композитора.

Опишите состояние души П. И. Чайковского

Прочитайте, что больше всего поразило вас? Прочитайте самые красивые речевые обороты.

Какие слова, выражения вам хотелось бы использовать в сочинениях?

П. И. Чайковский – внимательный, наблюдательный, чуткий, зоркий человек. Каждый раз он видел знакомое место по-новому, сливаясь с природой, ощущая себя её частью.

Прочитайте момент прощания П. И. Чайковского с лесом. (Прощался как со старым знакомым, веря, что они встретятся вновь. )

Почему К. Г. Паустовский так много уделил места описанию. (Хотел показать красоту русской природы, её воздействие на людей искусства, значение природы в их творчестве. )

Русский лес всегда вдохновлял писателей и поэтов, композиторов и живописцев. Шишкин и Левитан, Саврасов и Куинджи.

Рассмотреть репродукции картины И. И. Шишкина “Сосновый бор”, “Лесная глушь”, “Утро в сосновом лесу”, “ Корабельная роща”. Более всего И. И. Шишкин любил изображать хвойный лес. Он был первым в русской живописи, кто раскрыл обаяние могучего бора, пахнущего мхом и смолой, показал его красоту и величие. В своих картинах художник передал чувство любви и гордости за красоту земли-матери.

Чтение стихов А. С. Пушкина, С. А Есенина, Ф. И. Тютчева, П. Вяземского, А. Толстого. (Индивидуальное задание)

Передайте своё настроение после чтения 1 части. Воспользуйтесь “Словарём настроений”.

6. Чтение и анализ 2 части.

Какое название дали 2 части? Выбор наиболее удачного.

К. Г. Паустовский писал: “Я не могу дать своим героям беспристрастной оценки. Пусть оценку даёт читатель. Я могу лишь сказать, что всегда жил со своими героями одной жизнью, всегда стремился открыть в них добрые черты, их незаметное порой своеобразие”.

Автор даёт внешний облик героя 1-2 штрихами, остальное домыслит читатель.

Кто главный герой? П. И. Чайковский

Как композитор писал музыку?

Кем были его первые слушатели?(Феня, слуга, лесник Василий)

Прочитайте, как каждый из них слушал музыку?

Отношение Фени к композитору. (Уважение, восхищение, заботливость. )

Слуга. Почему писатель не дал ему имя? (Не имеет своего мнения, человек бездушный, безмолвный исполнитель воли хозяина, поэтому не представляет для автора интереса)

Прочитайте слова Василия, через которые К. Г. Паустовский передаёт своё отношение к слуге.

Нет ничего омерзительнее, чем равнодушие человека к своей стране, к её языку, к еёбыту.

Какой герой противопоставлен слуге? (Лесник Василий)

С каким настроением пришёл лесник к П. И. Чайковскому? Прочитайте.

Почему у лесника было такое настроение?

Составление устного портрета лесника. (Старый, необразованный, бедный, совестливый, любящий всё живое, тонко чувствует прекрасное, труженик, хорошо разбирается в людях)

В повседневной речи, чтобы убедить в чём-либо собеседника, мы прибегаем к помощи пословиц – народных мелких изречений.

Объясните пословицу “Как поживёшь, так и прослывёшь”.

7. Чтение и анализ 3 части.

Какое название дали 3 части? Выбор наиболее удачного.

Когда закончил работать П. И. Чайковский?

В каком он был состоянии? Почему? (Затратил много сил, отдавал музыке всю душу, был в сильном напряжении)

Рассказ Василия о случившемся. Чтение по ролям.

Какие слова передают состояние лесника? Выборочное чтение.

Какой литературный приём использовал писатель для того, чтобы более образно рассказать о надвигающейся беде? (Олицетворение)

Что такое олицетворение?

Словарная работа. Объяснить значение слова “палачество”

Как изменилось настроение П. И. Чайковского? Сравните с описанием настроения днём?

8. Чтение и анализ 4 части.

Какое название дали 4 части? Выбор наиболее удачного.

Как П. И. Чайковский хотел спасти лес?

В каком месте мы особенно волновались? (Разговор Трощенко и композитора)

Прочитайте диалог по ролям.

Какие слова возмутили?

Согласны ли вы со словами Трощенко? Почему?

Как понимаете пословицу “Смотри дерево по плодам, а человека по делам”?

Вывод. Человек, который не творит сам, не может оценить творчество другого. Трощенко – человек бесчувственный, бессердечный, любит только деньги, не ценит красоту, не думает о будущем поколении. О таких людях говорят “Речи как мёд, а дела как полынь”, “На языке медок, а на сердце ледок”.

Как вы думаете, кто оставит след в жизни своих потомков?

Почему сделка не состоялась?

Словарная работа. Объяснить значение слова “вексель”.

9. Чтение и анализ 5 части.

Какое название дали 4 части? Выбор наиболее удачного

Прочитайте, что увидел П. И. Чайковский по дороге домой.

Какое чувство возникло у вас?

Какой литературный приём использовал К. Г. Паустовский?

Автор сравнивает гибель леса с гибелью живого существа.

Почему автор сравнивает лесорубов с ворами? (Украли жизнь у дерева)

Какой писатель также осуждал бессмысленную жестокость человека по отношению к природе?

(Д. Н. Мамин-Сибиряк “Приёмыш”, “Лесная сказка”)

В рассказе “Лесная сказка” Д. Н. Мамин-Сибиряк писал: “Никакое перо не опишет того ужаса, который совершился в какие-нибудь две недели. Сто лет рос этот дремучий ельник. И его не стало в несколько дней. Люди рубили громадные деревья и не замечали , как из свежих ран сочились слёзы. Они принимали их за обыкновенную смолу. Нет, деревья плакали безмолвными слезами, как люди, когда их придавит большое горе. А с каким стоном падали порубленные деревья, как жалобно они трещали!” Кто останется равнодушным, читая взволнованное описание рубки леса!

“Если бы дерево умело говорить, когда его рубят, – что бы тогда было? Ведь оно не мёртвое, а живое.”, – писал Д. Н. Мамин-Сибиряк. В этих словах отчаяние, боль за беззащитное дерево, траву, цветок, птицу.

Как в рассказе К. Г. Паустовского вся природа реагировала на происходящее?

Какими глаголами автор передаёт душевное состояние П. И. Чайковского?

В каких словах заключена главная мысль рассказа?

Каким словом писатель называет действия лесорубов?

Словарная работа. Объяснить значение слова “варварство”.

К. Г. Паустовский писал: “Да, каждое убитое дерево – вина человека, наш грех. Много деревьев, прекрасных лесов погублено у нас на Родине. Иногда на месте вырубленного леса вырастет новый лес.

Но это уже не тот могучий лес из вековых сосен и ровных, как свеч берёз. Такого уже не будет. Молодое разнолесье по-своему красиво, но это уже не тот лес, который человек уничтожил”.

10. Обобщение по теме.

Опишите своё настроение после чтения рассказа.

Объясните название рассказа “скрипучи половицы”.

Что больше всего запомнилось?

Какое желание возникло?

Почему этот рассказ помещён в разделе “Природа и мы”?

Как вы понимаете выражение “любить природу”?

Люди, любящие природу, стараются жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали чистые ручьи, цвели цветы, пели птицы. Послушайте историю, связанную с именем гения русской литературы А. С. Пушкина.

Каждый год в первое воскресенье лета со всех концов страны, из-за рубежа собираются гости в музее-заповеднике Михайловском, Здесь на древней псковской земле, несколько лет жил А. С. Пушкин, здесь созданы многие его произведения (“Руслан и Людмила”, “Няне”, “Зимний вечер”, “Евгений Онегин”). Михайловское объединяет судьбу человека, прославившего Отечество, и судьбу самого места, частицы Родины, связанного с жизнью гения.

На околице Михайловского, возле калитки ведущей к усадьбе поэта стоит старая, престарая сосна, – самое древнее дерево в здешних рощах. Ей лет 300, а может быть и больше. Стоит сосна как маяк на берегу взморья. От неё хорошо видно: окрестные поля, озёра, холмы, нивы, деревни – всё воспетое А. С. Пушкиным.

“Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья”.

Но эта сосна ещё и живой памятник Великой Отечественной войне.

В 1944 году она стояла на передовой линии фронта. В Михайловском были гитлеровцы. Было вырублено около 40000 сосен для построения блиндажей. Но наша сосна была слишком мощным деревом, пила её брала плохо. И в её кудрявой кроне фашисты сделали гнездо для снайпера.

Её дряхлый искалеченный ствол, сломанные сучья напоминают о героических днях освобождения пушкинской земли от фашистов. Но вот война ушла. Началась в Михайловском новая жизнь. Пришли заботливые люди. Лесники сделали всё, чтобы вылечить сосну и продлить её жизнь. Очистили искалеченные корни, подлечили израненный ствол, подкормили дерево специальными удобрениями. И старый герой ожил. Теперь в его кроне весной слышатся птичий гомон и щебетанье. Вокруг появилась молодая роща. Нескончаемой вереницей идут по тропе к дому Пушкина люди и все они останавливаются перед деревом-героем. Ведь старая Михайловская сосна – живой современник, друг великого поэта.

Нет на земле такого человека, который бы не встречался с лесом. Незримо, ненавязчиво лес окружает человека всю его жизнь.

Добрые правдивые книги К. Г. Паустовского словно говорят: “Давайте обитать вместе!”. Напоминают о том, что нужно крепко задуматься над нашей общей бедой: вырубаемых лесах, высыхающих морях и водоёмах, затопленных полях, залитой мазутом траве, о губительном воздействии разбрасываемых по полям вредных веществ,

К чему призывают книги писателя? (Жить в дружбе с природой, беречь, любить и приумножать зелёный наряд земли. )

Жизнь дана на добрые дела.

11 Задание на дом.

1. Составьте текст – рассуждение на тему урока, связав смысловые части с помощью слов “потому что, во-первых, во-вторых, кроме того”.

2. Найдите слова, которые смогут убедить купца не губить лес.

3. Составьте картинный план рассказа. Пересказ описания природы близко к тексту. (По выбору. )

4. Продолжить рассказ: “Однажды утром я вышел из своего дома и вдруг увидел, что какой-то незнакомый мальчик ломает ветки нашей любимой сирени. Тогда я …”.

12. Подведение итогов урока. (Рефлексия)

Что больше всего запомнилось на уроке?

Какие выводы вы сделали для себя?

Что больше всего понравилось на уроке?

“В тебе величье моего народа,
Его души бескрайние поля,
Задумчивая русская природа,
Достойная красавица моя!”.

Ссылка на основную публикацию