Анализ оды Вольность Пушкина

Ода «Вольность» А. С. Пушкина: анализ произведения

Ода «Вольность» была написана А. С. Пушкиным в 1817 году, во времена абсолютной монархии, когда открыто обвинять царя было недопустимо. И оттого произведение поэта кажется еще более смелым. Он не побоялся изложить свое революционное мнение в поэме. Анализ оды «Вольность» поможет разобраться, почему эта работа стала одной из причин ссылки Пушкина.

История создания

Александр Сергеевич Пушкин в 1817 году с отличием окончил Царскосельский лицей. В нем основным образом учились представители дворянства, у которых на судьбе было начертано стать чиновниками и служащими монархии. Но усилиями талантливых педагогов, привившим детям идеалы чести и равенства, студенты лицея выступали за свободомыслие.

Нельзя не заметить, что военные действия 1812 года переменили настроения общественности, в том числе взгляды дворян на абсолютно монархический строй в стране. Юные лицеисты не стали исключением, они также горели желанием лицезреть свою родину свободной, просвещенной и сильной. Все эти аспекты оказали большое влияние и на самого Пушкина и его творчество. В ранних работах творца прослеживается юношеский максимализм и свободолюбие. Стихотворение «Вольность» стало одним из наиболее ярким в тот период творчества Александра Сергеевича.

В период написания оды бывший выпускник лицея гостил у братьев Тургеневых в их питерской квартире на Фонтанке. Из окон был виден Михайловский замок, где когда-то был убит российский император Павел I. Возможно, именно такой вид из окна побудил поэта написать настолько смелое стихотворение.

Первая публикация оды состоялась в 1856 году. Уже после смерти автора Герцен издал его в лондонском сборнике «Полярная звезда». При жизни читатели так и не увидели стих, поскольку он был слишком революционным, стал одной из причин ссылки поэта в Одессу.

Темы и проблемы

В своем произведении Пушкин поднимает ряд проблем России тех времен. Центральной темой выступает протест против абсолютной монархии:

  1. Пушкин выступал против безнаказанности власти и тирании. Автор считал, что в человеке важнее всего индивидуальность и возможность самовыражаться. Власть и общественность, по его мнению, напротив, ставили личность в рамки и мешали ей развиваться. Эта проблема касалась именно государства, как органа, подавляющего всякую инициативу, что противоречит взглядам поэта. Александр Сергеевич считал своим долгом разжечь в сердцах граждан сопротивление против ограничений при помощи слова. Он призвал «рабов» восстать против тиранов.
  2. Поэт поднял тему свободы. Он выступал против ограничения как своей политической свободы, так же как и других граждан. Пушкин критиковал монархический строй в державе, он не желал жить по наставлению царя, который в грош не ставит своих граждан.
  3. Беспокоила поэта проблема социального неравенства. По его мнению, управлять страной должны достойные люди, а не те, кому власть досталась по наследству.

Пушкин считал, что убрать несправедливость может только смена государственного строя и установление одинаковых для всех законов, которые сделают равноправными представителей всех слоев общества.

Ключевая идея

Продолжая анализ «Вольности» Пушкина следует отметить, что главный смысл произведения — это протест против самодержавия. Ведь один человек не должен абсолютно управлять судьбами других, особенно если это право досталось ему в наследство, а не за особые заслуги и качества. Автор в поэзии рассказывает о несправедливости закона, перед которым не все люди равны.

Главная идея произведения — монарх обязан соблюдать закон, но не придерживается его, так как держит в своих руках слишком много власти, а страдает от этого народ. Если государь не в состоянии придерживаться закона и ограничивает собственный народ — его необходимо свергнуть.

Жанр и размер

По жанру стихотворение «Вольность» относится к оде. Это реалистичное произведение относится к вольнолюбивой лирике поэта. Настолько ярко обличить и осудить деспотию самодержавного строя автор смог именно за счет выбранного жанра.

Произведение написано в форме лирического монолога торжественным стихом, что акцентирует внимание на важности описываемых проблем. Стихотворный размер — четырехстопный ямб. Рифма была использована безударная со смешанной рифмовкой.

Особенности композиции

Основной чертой оды является деление произведения на три смысловые части. В первой, вступительной части поэт от имени лирического героя кратко рассказывает своей цели в произведении — воспеть свободу.

В основной части детальней описывается тематика поэмы — закон выше венца и трона. Герой поэмы вспоминает о Наполеоне, Павле Первом и других монархах, представляя судьбу русского государя.

В последней части Пушкин призвал самодержавцев уважать закон и следовать ему.

Примечательно, что оду с таким же названием несколькими годами ранее создал Александр Радищев, и его творение очень похоже на пушкинское. Сам создатель «Вольности» говорил, что образцом по построению композиции для него служила одноименная ода. Каждый из поэтов в своей работе воспевал закон и свободу, но у них были различия. Радищев выступал за восстание народа и свержение власти, а Пушкин в своем произведении был против любой формы насилия и осуждал тиранов, забывших про закон.

Александру Сергеевичу были близки идеи декабристов, чье движение только начиналось в те годы. Поэт понимал, что общество ждет особых событий, и показывал это в своих стихах.

Художественные средства

Ода написана очень эмоционально и красочно. Пушкин смог сделать поэму живой за счет использованных средств выразительности.

  1. Эпитеты — «благородный», «роковая».
  2. Метафоры -«свободы гордая девица», «гроза царей».
  3. Риторический вопрос «где ты» встречается во всем произведении.
  4. Олицетворения «закон молчит», «отягощает сон»
  5. Ода наполнена обращениями к царице, певице, рабам, мученикам.

А также поэма пестрит глаголами, что способствовало созданию Пушкиным сильной динамики произведения и призыву читателей к действию.

Характеристика основных образов

В произведении Александр Сергеевич определил двух основных персонажей. Первый это монарх, которого поэт сравнивает с тираном, что поставил себя выше закона. Для него законы устанавливает власть, а не природа. Из правителя Пушкин делает отрицательного героя и отводит для него не самые лестные обращения: «Владыка», «неправедная Власть», «Ты ужас мира, стыд природы, Упрек ты богу на земле», «злодей.

По мнению автора, русский монарх стал управлять страной не по справедливости, а потому и правит он недостойно. Его на эту должность назначила не высшая сила, но он все равно ведет себя словно Всевышний, владыка земли, которому все дозволено. Такая позиция неверна и абсолютная власть может повлечь за собой только развращение души и потерю чувства ответственности перед своим народом.

Лирический герой оды отражает идеи и волнения самого Пушкина. По его выражениям сразу становится ясно, несмотря на то, что Александру Сергеевичу на момент написания поэмы едва ли исполнилось восемнадцать, он патриот и абсолютно сознательный ее гражданин и член общества. Он очень переживает за судьбу народа и за себя, как за ее часть. Его волнует будущее России, а потому он желает бороться против несправедливости во имя общего блага и призывает к этому людей.

В то же время в словах Пушкина ощущается юношеская страсть, чрезмерный гнев, возмущение нынешним положением граждан и надежда на светлое будущее. Еще с первой строфы понятно, что поэт больше не желает иметь ничего общего с «изнеженной лирой». Он другой и волнуют его другие проблемы, народные и государственные.

Краткое содержание

В начале оды поэт обращается к музе — выдуманному созданию. Пушкин величает ее певицей свободы и развивая мысль, говорит, что порочность должны быть повержена. И чтобы увидеть, что народ доволен жизнью, воля должна сочетаться с торжеством закона.

Далее автор приводит ряд примеров из истории, которые демонстрируют, что он одинаково не понимает тиранов и тех, кто желает жестко с ними распрощаться. По мнению поэта, безнаказанность недопустима, и неважно, кто хочет нарушить закон простые люди или управляющие страной. Он против методов французов, которые убивали священников, замеченных в переодевании в церковные одежды. Смерть поработителей для Пушкина не выход, а такой же ничтожный и мерзкий поступок, как и угнетение низших слоев населения. Кровопролитие не решит проблему, а погубит страну и ее граждан.

В завершение своих мыслей и идей автор обращается к ныне правящим монархам и их сознанию. Александр Сергеевич пытается пробудить в них желание прислушаться к его словам, а также извлечь урок из истории.

Стих по праву можно назвать идеалом композиционной стройности и выразительности. Каждая строка в нем помогает передать чувства и мысли автора. Все художественные приемы подобраны очень точно и соответствуют динамике изложения.

Анализ стихотворения «Вольность. Ода» Пушкина

Все творчество Александра Сергеевича Пушкина, особенно ранний период, проникнуто вольнолюбием и стремлением открыто выражать свои мысли. Именно к таким произведениям и относится стихотворение «Вольность», написанное поэтом сразу после окончания лицея. Предлагаем к рассмотрению краткий анализ оды «Вольность» по плану. Его тщательный разбор поможет при подготовке к уроку по литературе в 9 классе.

Читайте также:  Гробовщик - краткое содержание повести Пушкина (Повести Белкина)

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Вольность.

История создания – Стих написан в 1817 году, но издан лишь спустя 39 лет в Лондоне.

Тема стихотворения – Недовольство царящей в России абсолютной монархией и утверждение единого для всех закона.

Композиция – Композиция условно разделена на три части: в первой части автор делится с читателями своей миссией, во второй – воспевает закон и порядок, в третьей – призывает монархов склонить голову перед законом.

Жанр – Ода.

Стихотворный размер – Четырехстопный ямб.

Метафоры – «грозой царей», «свободы гордою певицей».

Эпитеты – «гибельный», «роковая», «благородный».

Олицетворения – «молчит закон», «сон отягощает».

История создания

В 1817 году юный Александр Пушкин блестяще окончил Царскосельский лицей, в котором воспитывались дворянские дети – будущие чиновники и верноподданные имперской власти. Однако благодаря прекрасным педагогам, привившим своим подопечным идеалы чести, свободы и равенства, учебное заведение, напротив, стало оплотом свободомыслия.

Стоит отметить, что война 1812 года изменила настроения в обществе, в частности, взгляды передового дворянства на самодержавие в России. Не стали исключением и молодые лицеисты, которые хотели видеть свое отечество свободным, сильным и просвещенным.

Все эти условия оказали большое влияние на Пушкина как поэта. Раннее творчество его отличалось пылкостью, свободолюбием, юношеским максимализмом. Одним из наиболее ярких произведений этого периода стало стихотворение «Вольность», написанное Александром Сергеевичем в 1817 году.

В момент написания оды вчерашний выпускник находился в гостях у братьев Тургеневых, в их питерской квартире на Фонтанке. Из окон открывался живописный вид на Михайловский замок, в котором в свое время был убит император Павел I. Скорее всего, эта картина и побудила молодого поэта написать достаточно смелое стихотворение.

При жизни Александра Сергеевича ода так и не была опубликована, более того, она стала одной из веских причин его ссылки в далекую Одессу. Впервые произведение стало доступно читателям лишь в 1856 году, когда Герцен напечатал его в лондонском сборнике «Полярная звезда».

Центральная тема – протест против абсолютной монархической власти в России, почитание закона, утверждение вечных идеалов свободы, гуманности, равенства.

В своем стихотворении Александр Сергеевич вскрывает главную проблему общества образца первой половины 19 века – беззаконие, тиранию и вседозволенность правящих монархов. Он смело выражает свою гражданскую позицию, поскольку остро чувствует беззащитность простого русского человека перед властью.

Решение столь глобальной государственной проблемы Пушкин видит в установлении общего для всех закона, смысл которого заключается в равноправии людей всех социальных слоев общества.

Ода наполнена глубокими переживаниями автора, и является мощным призывом к самым решительным действиям. Это произведение – настоящий революционный гимн, побуждающий сделать жизнь лучше и справедливее.

Композиция

Композиция произведения условно разделена на три основные части. Первая часть является вступительной – в ней Пушкин в образе лирического героя повествует о своей основной задаче – « воспеть свободу миру ».

Во второй части произведения разворачивается основная его идея, согласно которой закон « выше венца и трона ». Лирический герой упоминает о таких монархах как Наполеон, Людовик, Павел I, живописно изображая судьбу русской монархии.

В заключительной части поэт призывает самодержцев превыше всего чтить Закон.

При написании стихотворения поэт выбрал жанр оды, придав ему форму лирического монолога. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Динамичность, экспрессия и эмоциональный накал произведения достигается за счет безударной рифмы и смешанных строф.

Средства выразительности

Произведение написано очень живо, эмоционально, красочно. Подобного эффекта поэт смог достиг благодаря искусному использованию различных художественных средств.

Для придания образам наибольшей выразительности, поэт использует эпитеты (« гибельный», «изнеженная», «роковая», «благородный »). Также в произведении встречается немало ярких метафор (« свободы гордою певицей», «грозой царей ») и олицетворений (« молчит закон», «сон отягощает »), риторических вопросов и обращений.

Напишите пожалуйста анализ Оды «Вольность» А.С.Пушкин

Ответ

Ода «Вольность» была написана А.С. Пушкиным в 1817 году, а опубликована Герценом в сборнике «Полярная Звезда» (при жизни Пушкина издана не была). Также стоит отметить то, что весной 1820 г. она дошла до правительства и явилась одной из причин ссылки Пушкина.

Это произведение оказало большое влияние на революцию 1917 года (Февральская буржуазно-демократическая революция).

Тема оды – протест против абсолютной монархии, которая была в то время в России. В своем произведении автор выражает свое негативное отношение к абсолютизму, не скрывает своих взглядов и чувств:

«Самовластительный злодей!

Тебя, твой трон я ненавижу,

Твою погибель, смерть детей

С жестокой радостию вижу.

Читают на твоем челе

Печать проклятия народы,

Ты ужас мира, стыд природы,

Упрек ты Богу на земле »

Главная мысль — протест против абсолютизма.

В своем произведении Пушкин, прославляет вольность и политическую свободу. Автор пытается убедить и призвать людей к перевороту в стране, к свержению самодержавия.

Окраска лексики – высокая. Отсутствуют афоризмы, риторические вопросы и др. Ода написана в форме лирического монолога. Рифма – женская, рифмовка – смешанная. Размер: ямб. Он придает тексту динамичность и четкий ритм. Строгая композиция помогает следить за движением мыслей и чувств поэта.

В этом произведении очень много различных художественных средств. Например, эпитетов: «слабая царица», «благородный след», «неправедная Власть», «сгущенная мгла», «роковая страсть», «царскою главой», «Главой развенчанной», «злодейская порфира». Олицетворениий: «Молчит Закон», «Спокойный сон отягощает». Они помогают сделать текст ярче и красочнее.

Также мы можем заметить, что глаголы и деепричастия повторяются чаще других частей речи:

«Беги, сокройся от очей…

Разбей изнеженную лиру.

А вы, мужайтесь и внемлите,

Восстаньте, падшие рабы!»

Это помогло автору придать особый ритм и динамизм действию.

В своем произведении Пушкин открыто выражает свои чувства. Он желает свободу для народа:

«Хочу воспеть Свободу миру,

На тронах поразить порок

Негодует из-за тиранов и беззакония:

«Тираны мира! трепещите!

А вы, мужайтесь и внемлите,

Восстаньте, падшие рабы!»

«Увы! куда ни брошу взор —

Везде бичи, везде железы,

Законов гибельный позор,

Неволи немощные слезы;

Везде неправедная Власть

В сгущенной мгле предрассуждений

Воссела — Рабства грозный Гений

И Славы роковая страсть»

Автор смог очень точно и в тоже время понятно для каждого человека донести важные вопросы и проблемы, начать говорить о них.

Ода «Вольность» состоит из трех частей. Она начинается с обращения к музе:

«Хочу воспеть свободу миру,

на тронах поразить порок».

Далее автор выражает свои взгляды, недовольство властью, которая существовала в то время:

«Самовластительный злодей!

Тебя, твой трон я ненавижу,

Твою погибель, смерть детей

С жестокой радостию вижу.

Читают на твоем челе

Печать проклятия народы,

Ты ужас мира, стыд природы,

Упрек ты Богу на земле »

Заканчивается она обращением к царю:

«И днесь учитесь, о цари:

Ни наказанья, ни награды,

Ни кров темниц, ни алтари

Не верные для вас ограды.

Склонитесь первые главой

Под сень надежную Закона,

И станут вечной стражей трона

Народов вольность и покой»

Мне очень понравилось это произведение! Интересным для меня показалось то, что А. С. Пушкин не побоялся, открыто выразить свои мысли, взгляды и собственную точку зрения. Также мне понравился стиль написания оды: с одной стороны высокая, книжная лексика, а с другой стиль написания понятный и интересный для любого человека.

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Вольность»

Автор: Guru · 11.04.2018

А. С. Пушкин привлек своим смелым стихотворением многих прогрессивно мыслящих читателей. В эпоху абсолютной монархии такое открытое обвинение царя было недопустимо, однако поэт не побоялся отстоять свое мнение, а потом и понести наказание. В 1820 году «Вольность» стала одной из причин ссылки автора.

История создания

Это стихотворение могло вообще не увидеть свет, так как было слишком свободолюбиво. А. С. Пушкин рисковал, так открыто выражая свои мысли о власти, хотя в силу возраста еще не полностью понимал угрозу цензуры.

Само произведение он писал на квартире братьев Тургеневых. Из окон этой квартиры был виден Михайловский замок, где был убит Павел I (вот, о ком пишет Пушкин в стихотворении «Вольность»). Это произошло в 1817 году, сразу после того, как он окончил Царскосельский лицей. Видя обитель самодержавия, и размышляя над его деспотической природой, автор сочинил одно из самых значимых своих творений, относящихся к вольнолюбивой лирике. «Вольность» так и не была опубликована при жизни Александра Сергеевича. После смерти Пушкина либеральный публицист Герцен опубликовал стихотворение в сборнике «Полярная звезда».

Читайте также:  Пушкин Бахчисарайский фонтан читать полный текст онлайн

Жанр, размер, направление

Безусловно, «Вольность» — это вольнолюбивая лирика поэта, являющаяся реалистическим произведением, так как показывает все несовершенства социального устройства России пушкинского времени. Автор называл свободу своим кумиром, поэтому данная тематика особенно важна для автора. Для того чтобы передать это, автор выбрал необычный жанр – ода. Деспотия самодержавия обличается в «Вольности» с такой экспрессией именно благодаря своеобразному жанру.

Ода написана в форме лирического монолога высоким, торжественным стихом, что акцентирует внимание на большом значении проблемы. Размер – четырехстопный ямб. Рифма – женская. Рифмовка – смешанная.

Композиция

«Вольность» можно разделить на три части.

    Начало является преамбулой, в которой поэт только знакомит читателя со своими мыслями: «Хочу воспеть свободу миру».

Основные образы и их характеристики

  1. Монарх в стихотворении сравнивается с тираном, который стоит выше закона, и которому власть «дает Закон – а не природа». Пушкин окружает царя не самыми приятными обращениями: «Самовластительный Злодей», «Владыки», «неправедная Власть», «Ты ужас мира, стыд природы,
    Упрек ты богу на земле». В его представлении правитель России захватил страну не по справедливости и управляет ею недостойно. Высшие силы не назначали его на этот пост, но ведет он себя так, как будто земной владыка – это и есть центр мира, равных которому нет. Это неправильно, ведь такая позиция ведет к безответственности и абсолютной власти, растлевающей душу.

Темы и проблемы

  1. Проблема тирании и безответственности властей. Пушкин верил, что главное в человеке – его индивидуальность и свобода. Общество и власть, по мнению автора, только ограничивали личность и мешали ей создавать нечто новое. Проблема, затронутая с «Вольности», касается именно государства, как инструмента подавления гражданской инициативы. Поэт считает своей миссией разжечь сердца людей и восстать против ограничения мысли с помощью глагола, который может разжечь сердца. Он призывает «падших рабов» восстать против «тиранов мира».

Таким образом, смысл стихотворения «Вольность» — это протест против абсолютной монархии. Один человек не может полностью владеть и распоряжаться судьбами других, особенно если он получает эти безграничные права по наследству, а не достоинству. Александр Пушкин в своем осуждении ссылается на несправедливость законов, перед которыми не все равны. Поэтому главная идея «Вольности» может быть сформулирована так: монарх должен чтить закон, но он этого не делает, так как имеет слишком много власти, из-за чего страдает общество. Если же правитель не может соблюдать закон и продолжает ограничивать свободу народа, он должен быть свергнут.

Также поэта очень волнуют внутренняя свобода (нет цензуре, любая идея и мысль должны уважаться), это и есть главная мысль стихотворения, отрицающего любое идеологическое давление на личность.

Средства художественной выразительности

Для того, чтобы не упустить ни одну деталь из описываемой ситуации, А.С. Пушкин использует анафору («Где дремлет он неосторожно, где иль народу, иль царям Законом властвовать возможно!»). Среди других средств художественной выразительности можно заметить:

  • Метафоры (например, «молчит закон»);
  • Эпитеты («гибельный позор», «благородный след», «в сгущенной мгле предрассуждений», «изнеженная лира»);
  • Риторические фигуры («Тираны мира! Трепещите!»);
  • Олицетворения («молчит закон», «спящий средь тумана Пустынный памятник», «спокойный сон отягощает»).

Также в «Вольности» преобладают глаголы, что помогает автору создать сильную динамику в произведении и призвать читателей к действию.

Краткий анализ стихотворения «Вольность» по плану

1. История создания

Стихотворение было написано практически сразу по окончании Лицея – в 1817 году.

На просвещенную молодежь того времени сильнейшее влияние оказала война с Наполеоном, окончившаяся совсем недавно: в 1812 году.

На борьбу с опасным врагом встал народ, от дворян до крестьян, образовались партизанские отряды. Ради победы сплотились все. Не зря ее назвали Отечественной.

Такое единодушие, храбрость простого народа, отвага заставили передовые умы того времени задуматься над социальным устройством страны.

Впервые зазвучали разговоры об освобождении крестьян, об отказе от крепостничества.

Потом будет восстание декабристов и многое другое, но истоки этого движения зародились сразу после 1812 года, когда победа над наполеоном далась только общими усилиями всего народа.

Пушкин, воспитанный в Лицее умнейшими, честными и справедливыми педагогами, впитал эти смелые мысли.

Он, подобно многим сверстникам и людям старшего поколения, желал видеть родную страну свободной, сбросившей оковы крепостничества, просвещенной.

Под этим настроением и родилась «Вольность».

При жизни автора такой смелый текст, насквозь пропитанный юношеским максимализмом, не был напечатан. Более того, именно из-за этого стихотворения великий поэт отправился в ссылку – в Одессу.

Опубликовали «Вольность» только в 1856 году, после смерти Пушкина. Это сделал Герцен, поместив оду в состав лондонского сборника «Полярная звезда».

2. Литературное направление

Произведение относится к классицизму.

3. Род

Род – торжественная лирика.

4. Жанр

Поэт сам определил жанр своего произведения: это ода.

5. Проблематика

Автор затрагивает животрепещущую проблему, которая пройдет практически по всей русской литературе и истории XIX века: освобождение крестьян от крепостничества.

Причем, затрагивая такие сложные вопросы, Пушкин переворачивает весь смысл одического жанра. Он не восхваляет, а, наоборот, осуждает правящую верхушку, выказывает недовольство сложившейся социальной ситуацией. Это был смелый и решительный поступок!

6. Тематика

Основная тема оды «Вольность»: ужасающая вседозволенность и безнаказанность не только правителей, но и дворян, которые могли поступать с народом, как им вздумается.

Кроме того, автор затрагивает вопросы свободы, равноправия, справедливой власти, защищающей, а не мучающей своих подданных.

7. Идея

В произведении можно услышать прямое обращение к народу: пора действовать, восстать, защитить себя, если правитель этого не делает.

Поэт открыто выражает собственные свободолюбивые взгляды и, не скрываясь, прямо осуждает существующий порядок.

8. Пафос

Эмоции, которыми пропитано произведение, разнообразны и порой противоречивы.

Тут улавливается и торжественность, как будто этот текст произносится с трибуны, и слова звучат грозно, обличительно, но вместе с тем пылко и вдохновенно.

Слышится искренне возмущение, негодование, которыми наполняется речь оратора при обращении к сильным мира сего. И в то же время ощущается страх за народ, сопереживание бедным людям.

9. Система образов

Стихотворение, как и любая ода, наполнено художественными образами.

Прежде всего, пред нами предстает образ некого Монарха, который мнит себя властителем мира, однако законы природы выше него, и Пушкин не раз подчеркнет эту мысль в своем произведении.

Собирательный образ настоящего Тирана, Деспота, не думающего о бедах и печалях народа, пугает. Автор характеризует его самыми нелестными, обвиняющими словами: «тираны мира», «неправедная Власть», «самовластительный злодей», «ужас мира, стыд природы».

Ему противопоставляется образ страдающего народа, который молчит – и тем самым продолжает беззаконие.

10. Центральные персонажи

Центральным персонажем произведения становится обобщенный Монарх, который угнетает и мучает своих подданных. Он получил власть по закону, а не от Бога, но ведет себя, как единственный земной правитель, которому все дозволено и все простится.

В спор с ним со своей обличительной речью вступает лирический герой – тот, который желает

… воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок.

Именно он открывает истинное лицо кровавого владыки, призывая народ, наконец-то, прекратить терпеть мучения и восстать:

Питомцы ветреной Судьбы,
Тираны мира! трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!

11. Лирический герой

Лирический герой, подобно зеркалу, отражает весь тот спектр эмоций, чувств и переживаний, которые испытывал Александр Сергеевич, создавая свое неординарное произведение.

Его можно назвать своеобразной художественной проекцией автора. Он открыто протестует против устоявшегося государственного порядка.

12. Сюжет

Как такового, четкого сюжета тут нет.

Автор просто выражает собственные эмоции: гнев, недовольство, раздражение, подкрепляя его разными доказательствами и обвинительными конструкциями.

13. Композиция

Четких композиционных точек (завязки, кульминации и развязки) тут нет, однако можно выделить три смысловые части.

В первой лирический герой отказывается от «изнеженной лиры» и гневно заявляет, что отныне он будет обличать существующее беззаконие.

Вторая часть раскрывает политические воззрения автора. Именно в ней Пушкин говорит о том, что закон, справедливый и защищающий каждого гражданина страны, должен быть превыше царского самоуправства.

Здесь же молодой поэт красочно рисует незавидную судьбу мировой монархии, вспоминая Павла I, Наполеона Бонапарта, Людовика. Он не всегда открыто называет их имена, но по контексту становится понятно, о ком говорит гений.

В третьей части великий поэт призывает власть имущих остановиться и обратиться к закону. Закону, который станет единым для всех граждан страны и будет защищать, а не потворствовать самодурству.

14. Художественное своеобразие произведения

Язык стихотворения изобилует глаголами: «беги», «сокройся», «приди», «сорви», «разбей», «хочу воспеть», «поразить». Семь слов-действий только в первой строфе!

За счет такого обилия глагольной лексики картина развивается стремительно, динамично. Мы не видим статичного пейзажа, наоборот, в стихотворении постоянно что-то происходит.

Читайте также:  Пушкин Скупой рыцарь читать полный текст онлайн

А если еще учесть, что многие глаголы имеют явные оттенки агрессии, злости, гнева, то легко можно понять, в каком эмоциональном состоянии находился автор, когда писал оду.

15. Размер, рифма и строфика

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Это любимый размер зрелого Пушкина, однако, и в юношеских произведениях он встречается часто.

Строфы представляют октавы – восьмистишия. У каждой наблюдается четкая организация: первые четыре стиха написаны перекрестной рифмовкой (АБАБ), вторые – опоясывающей (ВГГВ).

16. Средства художественной выразительности

Анализируя богатство средств художественной выразительности, начнем с того, что это ода. Она по жанровой принадлежности должна быть написана ярким, выразительным и торжественным языком.

Несмотря на то, что пушкинская ода разительно отличается от классической, автор наполнил свое произведение различными художественными средствами.

Тут очень много эпитетов: «слабая царица», «изнеженная лира» (это выражение можно назвать и олицетворением), «благородный след», «возвышенный галл» и т.д.

Текст оды пропитан метафорами: «свободы гордая певица», «питомцы ветреной судьбы», «законов гибельный позор».

Автор использует многочисленные олицетворения, чтобы лишний раз показать: власть – это люди, а не отвлеченное понятие («молчит закон», «народов не легло страданье», «изнеженная лира», «дает Закон, а не природа»).

Стихотворение состоит из эмоционально окрашенной лексики: «порок», «тираны», «позор», «рабство».

17. Значение произведения

Произведение имело огромное значение для развития всей русской литературы, а также стало одним из двигателей отечественной истории.

Именно с него и подобных творений началось переосмысление существующей социальной ситуации. Просвещенная молодежь, проникаясь свободолюбивым духом и жаждой справедливости, обратила внимание на зависимое, невыносимое положение народа.

Пройдет еще несколько десятков лет – и под давлением общественности, воспитанной подобными произведениями, падет крепостная система.

18. Актуальность

Стихотворение отражает взгляды автора. Оно актуально до сих пор, потому что вызывает яркие положительные эмоции.

Несмотря ни на что, все граждане одной страны должны обладать равными правами и подчиняться одному закону.

19. Моё отношение

Мне нравится «Вольность», потому что оно честно, правдиво и открыто.

20. Чему учит

Стихотворение учит смело высказывать собственные мысли и не мириться с несправедливостью, если она возникает.

Анализ оды «Вольность» Пушкина

«Хочу воспеть свободу миру … ». Анализ оды «Вольность»
Знакомство с одой предваряем беседой о свободе.

О какой же свободе мечтал и писал Пушкин? Попробуем разобраться.

Для него понятие свободы имело огромное значение. Недаром в послании к лицейскому другу Дельвигу в 1821 году он говорит: «Одна свобода мой кумир», а подводя итоги своей творческой деятельности, подчёркивает: «И долго буду тем любезен я народу что в мой жестокий век восславил я свободу».

Свободолюбивый дух был взращён в поэте ещё в лицее. Преподаватели внушали воспитанникам смелые мысли о свободе, равенстве и
братстве.

Не случайно пушкинский выпуск считался «рассадником вольномыслия», а само понятие «лицейский дух» было символом бунтарства и преступного вольнолюбия, приведшего к восстанию декабристов.

Ничего удивительного, что выпускник лицея Александр Пушкин сразу оказался среди бурлящей смелыми бунтарскими идеями петербургской молодёжи, в кругу будущих декабристов.

Какое впечатление произвела на вас это стихотворение? Почему?

Ода поражает девятиклассников своей взволнованностью, бурей чувств: гневом,
возмущением, надеждой. Они чувствуют её эмоциональный накал.

Каким же предстаёт перед нами восемнадцатилетний поэт в этом произведении?

Это неравнодушный человек, страдающий от несправедливости, царящей вокруг, а несправедливость — это прежде всего несвобода, рабство. Он не может смириться с жесткостью и насилием и мечтает о возвращении людям законного права на свободу.

Какую задачу ставит перед собой Пушкин в начале стихотворения?

Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок.

Кого и почему он прогоняет из своей поэзии и от какой «изнеженной лиры» отказывается?

Ему больше не нужна «Цитеры слабая царица » , то есть Афродита — богиня любви, храм которой был воздвигнут на острове Цитеры (Киферы), это она подарила поэту «изнеженную лиру» — лиру любовной поэзии, но теперь не любовь занимает воображение поэта.

Кто же нужен ему теперь и почему? Теперь он зовет «Свободы гордую певицу»,
«грозу царей », потому что только она может помочь «на тронах поразить порок» и воспеть вольность.

Мысленно поэт обращается к образу «возвышенного Галла», который слагал «гимны смелые Свободе».

Кто же этот «возвышенный Галл»?

Существуют разные точки зрения на этот счёт, но более всего распространена версия о французском поэте Андре Шенье. Этот поэт был певцом свободы, но восставал против кровопролития и террора, за что был гильотинирован правительством Робеспьера.

К образу Шенье Пушкин обращался не раз. В стихотворении «Андре Шенье » (1825) он пишет:
Но лира юного певца
О чём поёт? Поёт она свободу:
Не изменилась до конца!
Почему именно этот образ волнует русского поэта?

Верность самому себе, своим идеалам, внутренняя свобода от чьих-либо влияний и обстоятельств, гимны, сложенные в честь свободы, служат для Пушкина примером, вдохновляют его.

В своей оде он обращается к страницам русской и французской истории, описывая последние мгновения жизни Людовика XVI и Павла Первого.
С каким чувством описывает поэт эти страшные мгновения? Обоснуйте.

Они вызывают у него ужас, неприятие. Это можно понять по эпитетам («преступная секира» , «злодейская порфира», «страшными стенами», «убийцы потаенны», «бесславные удары», сравнению («как звери, вторглись янычары»), метафорам («кровавой плахе Вероломства», «Врата отверсты в тьме ночной /
Рукой предательства наёмной») и др.

Быть может, он сочувствует казнённым тиранам? Обоснуйте.

Врядли. Поэт ненавидит тиранию. Вспомним, какую задачу он поставил перед собой в начале произведения:

Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок.
Власть тиранов он называет неправедной:
Увы! куда ни брошу взор —
Везде бичи, везде железы,
Законов гибельный позор,
Неволи немощные слезы;
Везде неправедная Власть
В сгущённой мгле предрассуждений
Воссела — Рабства грозный Гений
И Славы роковая страсть.
К Наполеону обращены его гневные слова:
Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.
Читают на твоём челе
Печать проклятия народы,
Ты ужас мира, стыд природы,
Упрёк ты Богу на земле.

Павла 1 называет «увенчанным злодеем». Однако и убийства тиранов поэт не принимает. Почему?

Потому что убийство, по Пушкину, это преступление, кто бы ни был его жертвой. Выходит, и тираны — преступники, так как угнетают свой народ («везде бичи, везде железы … неволи немощные слезы») и народ, убивающий своего властителя, преступен («падёт преступная секира»).

Почему же стали возможны эти обоюдные преступления?

Там, где изначально попираются неправедной властью «законы Вольности святой», естественным следствием этого становятся преступления.

Можно ли избежать этого? Когда, по мнению поэта, исключаются преступления и страдания?

Лишь там над царскою главой
Народов не легло страданье,
Где крепко с Вольностью святой
Законов мощных сочетанье;
Где всем простёрт их твёрдый щит. ..
Пушкин утверждает, что «вечный Закон»
выше венцов и тронов:
Владыки! Вам венец и трон
Даёт Закон — а не природа;
Стоите выше вы Закона,
Но вечный выше вас Закон.

Что же это за «вечный Закон»? Что имеет в виду Пушкин?

«Вечный Закон» — это закон, данный свыше, закон естественной свободы любого живого существа.

Возможен ли союз между «Вольностью святой» и «Законом»? Если да, то какое значение слова «свобода» подразумевается?

Если вольность — это возможность проявления своей воли в разумных пределах, то закон в состоянии не ущемлять её, не препятствовать свободным проявлениям человека и даже содействовать им. Такое возможно в государстве, которое живёт по законам равенства, где закон, «сжатый верными руками / Граждан над равными главами … без выбора скользит».

К чему призывает Пушкин царей?

Склонитесь первые главой
Под сень надёжную Закона,

И станет вечной стражей трона
Народов вольность и покой.

По мнению поэта, владыки должны сами утвердить праведный закон и склониться перед ним. Он не сторонник насилия и насильственных пере мен — недаром в стихотворении слово «закон» звучит чаще других: «Законов гибельный позор», «Законов мощных сочетанье», «вам венец и трон даёт Закон», «молчит Закон»
и т. д. И написано оно с прописной буквы.

Задумаемся, почему Пушкин выбрал для этого стихотворения жанр оды. Чем необычна его ода? Вспомните особенности этого жанра. Ода — это высокий жанр, призванный прославлять великих людей, царей, своеобразная хвалебная песнь.

Цель её – утверждение государственной мощи. Но если обычно ода воспевает властителей, то ода Пушкина, напротив, развенчивает их, даёт им уроки и воспевает не их, а Свободу. Не цари, а Свобода, по мнению молодого поэта, достойны хвалебной песни.

Ссылка на основную публикацию