Анализ стихотворения Пушкина Храни меня мой талисман

Краткий анализ стихотворения «Храни меня, мой талисман…» по плану

1. История создания

Точную дату написания Пушкиным своего бессмертного произведения «Храни меня, мой талисман» исследователи не называют.

Предположительно, текст родился в 1824-1825 годах, когда поэт познакомился с графиней Воронцовой.

Также достоверно неизвестно, насколько близкие отношения связывали этих двух людей, особенно если учесть, что женщина была замужем. Но симпатия между ними определенно возникла.

Иначе Елизавета Воронцова не подарила бы Пушкину тот знаменитый перстень, который встречается на портретах и тетрадочных набросках поэта.

Об этом талисмане и говорится в рассматриваемом произведении.

Пушкин очень любил свой перстень. Будучи человеком глубоко суеверным, он наделял его мистической силой, и все его друзья тоже верили, что это самый настоящий любовный талисман.

Поэт практически не расставался с украшением. С пальца он его снял только перед смертью. Уже чувствуя, что умирает, Александр Сергеевич отдал свой талисман Жуковскому.

2. Литературное направление

Произведение родилось в период Южной ссылки, и, как большинство других текстов, созданных Пушкиным в это время, относится к романтизму.

3. Род

По роду это лирика, если быть более конкретными, то это любовная лирика.

4. Жанр

По жанру – послание, но необычное, так как обращено к неодушевленному предмету, который силой воображения автора оживает.

5. Проблематика

Это искреннее, глубоко интимное стихотворение не затрагивает каких-то серьезных проблем.

По сути, оно выявляет страхи и надежды автора, помогает понять пройденный им жизненный путь.

6. Тематика

Пушкин затрагивает любовную тему.

Центром повествования становится талисман, обращаясь к которому, поэт постепенно открывается перед читателем, обнажает свою душу.

7. Идея

Стихотворение написано для того, чтобы изложить свои внутренние переживания, выразить надежды.

Вполне возможно, что Пушкин искренне верил в волшебную силу талисмана, и поэтому все его просьбы, обращенные к перстню, животрепещущи и актуальны.

8. Пафос

Эмоциональный фон произведения пропитан светлыми, настоящими чувствами. Здесь читатель улавливает и любовь, и надежду, и тревогу.

9. Система образов

Центральным образом становится тот самый талисман. Именно обращение к нему звучит рефреном и проходит по всей ткани стихотворения.

Автор наделяет перстень, врученный ему любимой женщиной, волшебной силой. Он по-настоящему верит, что талисман может защитить от разных жизненных невзгод.

Но образ талисман не единственный. В произведении автор красочно рисует и картины несчастий, от которых он просит перстень уберечь его:

Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи —
Храни меня, мой талисман.
В уединенье чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман.

Вообще, все стихотворение построено на ярких образах. Благодаря такой форме и реализации читатель может воочию представить, чего боялся Пушкин, чего он хотел избежать в своей жизни и от чего просил свой талисман уберечь его.

10. Центральные персонажи

Произведение построено в форме монолога, обращающегося к неодушевленному предмету, наделенному воображением автора мощной силой.

Талисман нельзя назвать полноценным персонажем. Хотя он и олицетворяется Пушкиным, но никаких активных действий не совершает.

Поэт относится к своему «защитнику» с неким трепетом, он чувствует волшебную силу предмета и просит его о защите. Но все же, произведение лишено персонажей в классическом понимании этого термина.

11. Лирический герой

Все, о чем говорится в рассматриваемом тексте, Пушкин испытывал лично. Вот почему лирическим героем можно назвать художественную проекцию самого великого русского классика.

То есть лирический герой — сам Пушкин.

12. Сюжет

Как уже говорилось выше, произведение представляет собой монолог, поэтому конкретного сюжета не имеет.

Его можно сравнить с бусами: подобно бусинам, автор просто нанизывает свои просьбы, обращенные к талисману, одну за другой. Так и создается этот поистине удивительный поэтический текст.

13. Композиция

Формально можно сказать, что композиция состоит из пяти частей, в каждой из которых автор излагает новую просьбу, выражает определенную надежду на то, от чего его может защитить талисман.

Однако содержание анализируемого текста вообще не предполагает четкой композиции.

Это просто поток мыслей, художественно оформленных невероятным талантом Александра Сергеевича.

14. Художественные особенности

Стихотворение имеет явную мистическую подоплеку, раскрывая суеверность своего создателя. Его язык невероятно богат, образен и красочен.

Преобладающие части речи – существительные и глаголы.

Благодаря первым перед читателем предстает яркая картина пушкинских страхов и переживаний. Благодаря вторым, мы видим динамику, постоянное изменение, развитие различных жизненных ситуаций.

15. Строфика, размер, рифма

Стихотворение состоит из пяти катренов (четверостиший), в каждом из которых выражается определенная авторская просьба к талисману.

Написано оно любимейшим пушкинским размером – четырехстопным ямбом.

Используется опоясывающая рифма (АББА).

16. Средства художественной выразительности

Самое первое, что сразу бросается в глаза, это рефрен, заканчивающий каждую строфу: «храни меня мой талисман». Пушкин словно заклинает волшебный перстень, постоянно обращаясь к нему. Благодаря такому приему, текст приобретает признаки заклинания, завораживает читателя, получает характерный ритм.

Кроме того, поэт наполняет ткань произведения

  • эпитетами («валы ревучи», «грозою грянут тучи», «чуждые страны»)
  • и метафорами (дни гоненья», «день печали», «уединенье чуждых стран», «души волшебное светило»). Они буквально образуют стихотворение.

Текст построен на олицетворении. Он является посланием к неодушевленному предмету, что уже само по себе оживляет талисман. Да и из самого произведения становится понятно, что лирический герой относится к перстню, как к живому созданию.

17. Значение произведения

Произведение помогает понять личность автора, раскрывает новые стороны его души и характера.

18. Актуальность

Оно никогда не потеряет своей актуальности, потому что написано на животрепещущую тему любовного дара, полученного от близкого человека и оттого наделяемого особенной силой.

19. Моё отношение

Мне очень нравится это произведение, потому что оно написано красивым, образным языком и раскрывает самые потаенные чувства поэта.

20. Чему учит

Пушкинское стихотворение «Талисман» учит искренней, настоящей любви. Той, которая дарит силы, окрыляет и заставляет переживать самые необыкновенные моменты жизни.

Анализ стихотворения «Храни меня, мой талисман» Пушкин

Многие люди считают, что вещи, подаренные близкими людьми способны оберегать от бед. Этого мнения придерживался и А. С. Пушкин, свидетельством чего является стихотворение, о котором пойдет речь в статье. Изучают его в 11 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Храни меня, мой талисман» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Храни меня, мой талисман.

История создания – точная дата написания стихотворения неизвестна, исследователи называют период 1924-1925 гг.

Тема стихотворения – талисман, оберегающий человека при любых обстоятельствах.

Композиция – Стихотворение создано в форме монолога-обращения к талисману. Оно не делится на смысловые части. Формально произведение состоит из пяти катренов.

Жанр – послание.

Стихотворный размер – написан четырехстопным ямбом, рифмовка кольцевая АВВА.

Метафоры«когда поднимет океан вокруг меня валы ревучи вокруг меня валы ревучи», «лоно скучного покоя», «тревога пламенного боя», «души волшебное светило».

Эпитеты«валы ревучи», «чужие страны», «волшебное светило».

История создания

История создания произведения связана с пребыванием А. С. Пушкина в Южной ссылке, где он познакомился Елизаветой Воронцовой. Перед отъездом из Одессы поэта женщина подарила ему золотой перстень с сердоликом. Камень украшала фраза на древнееврейском языке. Для Пушкина этот подарок был очень дорог. Он верил в его волшебную силу и способность защищать от напастей. После того как Александр Сергеевич был убит на дуэли, кольцо с его руки снял В. Жуковский. Позже владельцем перстня был Тургенев. В 1917 г. подарок Воронцовой украли из музея, до сих пор неизвестно, где он находится.

Стихотворение датируют приблизительно. Исследователи считают, что оно было написано в период с 1924 до 1925 г. Точно известно, что так, кому посвящено произведение – Елизавета Воронцова.

Пушкин раскрывает тему оберега человека. Для этого он выбирает распространенную в литературе форму обращения. В центре произведения лирический герой, который просит талисман быть ему оберегом.

Герой, видимо, испытал на себе множество жизненных трудностей, а теперь уповает на силу талисмана. Мужчина знает, что его жизнь преподнесет еще много неприятных сюрпризов, поэтому просит дорогую сердцу вещицу оберегать в дни волнений, печали и гонений. Свою жизнь лирическое «Я» представляет как океан, который часто бурлит вокруг него валами. Герой просит талисман защитить его от таких стихий.

Мужчина уже успел познать внутренние потрясения. Чтобы сберечь свое сердце от новых ран, он прощается с желаньями и надеждами, и снова обращается к талисману все с той же просьбой.

Композиция

Стихотворение создано в форме монолога-обращения к талисману. Оно не делится на смысловые части. Создается впечатление, что автор нанизывает просьбы к оберегу. Формально произведение состоит из пяти катренов. Особенность произведения – рефрен. Стих «Храни меня, мой талисман» повторяется в каждом четверостишии и обрамляет весь текст.

Жанр стихотворения – послание, хоть адресатом его является невоодушевленный предмет. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Автор использует кольцевую рифмовку АВАВ.

Средства выразительности

Для раскрытия темы, а также передачи отношения лирического героя и автора к жизни используются средства выразительности. Преобладают в тексте метафоры: «когда поднимет океан вокруг меня валы ревучи вокруг меня валы ревучи», «лоно скучного покоя», «тревога пламенного боя», «души волшебное светило» . Эпитетов в произведении немного: «валы ревучи», «чужие страны», «волшебное светило» .

«Храни меня, мой талисман», анализ стихотворения Пушкина

Любовь пробуждает в людях все лучшее, заставляет их совершенствоваться, одаривает теплом и светом. Прекрасны даже воспоминания об ушедшем чувстве. Лучшее тому подтверждение – стихотворение Александра Пушкина «Храни меня, мой талисман».

Любовь много значила в жизни поэта, а любовная лирика составляет значительную часть его литературного наследия. Пушкин посвящал стихотворения многим женщинам. «Храни меня, мой талисман» литературные критики относят к циклу произведений, в который входят еще несколько лирических шедевров: «Талисман», «Сожженное письмо», «Желание славы».

Стихотворение исследовалось многими пушкиноведами, но получить ответы на все важные вопросы не удалось. Неизвестна даже точная дата создания произведения. Предположительно, оно было написано в период с осени 1824 года до лета 1825.

В одесской ссылке Пушкин познакомился с графиней Елизаветой Воронцовой. Эта женщина была необычайно красива, образованна, наделена тонкой, возвышенной душой. Воронцова ответила на чувства поэта, но состояла в браке, поэтому влюбленным пришлось расстаться. Графиня подарила на память Александру Сергеевичу золотое кольцо с крупным сердоликом. На камне была надпись на еврейском языке. Поэт очень ценил подарок и верил в его магическую силу.

Читайте также:  Братья разбойники - краткое содержание поэмы Пушкина

Кольцо имело свою историю и после смерти Пушкина. С руки покойного поэта его снял Василий Жуковский. Затем реликвия перешла к Тургеневу, от него – к Полине Виардо. Певица передала перстень в музей. В 1917 году его похитили, дальнейшая судьба кольца неизвестна.

Не все, правда, исследователи жизни и творчества Пушкина согласны с тем, что стихотворение посвящено именно этому перстню. У Пушкина было еще одно кольцо с изумрудом, которое он считал своим талисманом. Кроме того, достоверных сведений о романе поэта с Елизаветой Воронцовой нет. В тексте произведения вообще не сказано, что талисман – это кольцо.

Стихотворение «Храни меня, мой талисман» проникнуто глубоким чувством, легкой тоской и грустью. Оно относится к жанру любовной лирики. Поэт рассказывает о чудесном подарке, который обязан уберечь его от бед и несчастий. Стихотворение похоже на магическое заклинание или молитву, оно написано в оригинальной форме обращения к самому себе.

Общее настроение этих поэтических строк весьма безрадостное. Передает его ряд однородных членов предложения: «гоненья», «раскаянья», «сомненья», «печали». В этот период Пушкин хотел покинуть Россию, но понимал, как одиноко ему будет на чужбине. В стихотворении как раз упоминается «уединенье чуждых стран». Ощущение надвигающейся беды емко передает строка: «Когда грозою грянут тучи».

Вера в магические свойства предмета подчеркивается многочисленными повторами фразы: «Храни меня, мой талисман». Этой строкой произведение начинается и ею же завершается. Слово «храни» выбрано поэтом не случайно. Оно перекликается со словами из христианской молитвы «спаси и сохрани», выражает главную надежду и веру в лучшее будущее. Лирический герой дает обещание всегда помнить о любви, которая постепенно покидает его, что выражено словами: «Прощай, надежда, спи желанье».

В стихотворении не говорится о возлюбленной и о причинах разлуки. Читатель только догадывается об этом к концу произведения. Талисман здесь – главный словесный образ. Поэт мастерски изображает свое трепетное отношение к подарку любимой женщины. Этому способствует ассонанс со звуком «а» и аллитерация в некоторых четверостишиях.

Пушкин использует ямб с кольцевой рифмовкой и чередованием мужских и женских рифм, что выразительно подчеркивает значимость каждого слова. Во всех строках стихотворения, кроме одной, применен пропуск ударения. Использование инверсии придает выразительность, раскрывает глубину чувств автора, создает у читателя особое настроение. Поэт находит много ярких и оригинальных эпитетов: «души волшебное светило», «священный сладостный обман», «в тревоге пламенного боя», «на лоне скучного покоя».

Вся любовная лирика Пушкина светла и вдохновенна, о чем бы поэт ни писал: о зарождающейся любви или об угасающем чувстве. Александр Сергеевич всегда трепетно хранил воспоминания о своих возлюбленных и благодарил судьбу за минуты сердечных волнений. Была любовь счастливой или безответной, тихо угасла или закончилась бурным разрывом отношений, – во всем Пушкин черпал вдохновение и душевные силы. Любовь и была его жизненным талисманом.

«Храни меня, мой талисман…»: анализ стихотворения по плану

Стихотворения великого русского поэта хочется читать и перечитывать, заучивать наизусть, пропуская каждую строфу через душу. Но нам предстоит сделать анализ стихотворения «Храни меня мой талисман…». В сердце почти каждого человека осталось немного язычества. Слишком долго по сравнению с другими религиями оно сопровождало повседневную жизнь людей. Они верили в могущественные силы природы. В огромных деревьях и валунах видели живое, одухотворённое начало. Мы верим, как встарь, в добрые и недобрые приметы. Не слишком всерьез, но огорчаемся, когда разбивается зеркало или если дорогу перешёл чёрный кот. Упала ложка – придет женщина, вилка – мужчина. Верим в магическую силу украшений: одни могут помогать, а другие – притягивать неприятности.

Создание стихотворения

Пушкинисты цитируют записи любимой сестры поэта. Она пишет, что, когда в Михайловское приходило письмо, запечатанное сургучом с каббалистическими знаками, с теми, что и у него на перстне, то брат запирался у себя в кабинете и никого не принимал.

Отношения Е. К. Воронцовой и А. Пушкина

Правильно рассмотреть стихотворение нельзя, не зная, как складывались чувства юного поэта и великосветской дамы, которая была старше его. Елизавета Ксаверьевна поражала не только величественной красотой, но и живостью ума. Их романтические отношения зашли настолько далеко, что граф, генерал-губернатор бессарабский и новороссийский, сделал всё, чтобы изменить Пушкину место ссылки. Прощаясь, Е. Воронцова сделала подарок поэту: массивное золотое витое кольцо с сердоликом.

Тема произведения

Доверительная беседа с талисманом, с любимым перстнем-печаткой стала темой произведения. Поэт просит, чтобы в будущем, как бы оно ни складывалось, талисман при всех обстоятельствах его хранил. Перед мысленным взором поэта встают печали, затруднения и горести. Мы сделаем краткий анализ стихотворения «Храни меня мой талисман…». Первая строфа – это обращение к самому талисману. Поэт просит его хранить от всевозможных жизненных невзгод. Глагол «храни» повторяется в каждой строфе, отправляя нас к молитве «Спаси и сохрани».

Размер и рифма

Пять строф написаны четырехстопным ямбом с пиррихием (пропуском ударения). Рифма используется кольцевая с чередованием мужской, в которой выделяется последний слог, и женской – с ударением на предпоследнем слоге. Это делает произведение благозвучным.

Художественные средства

Не слишком много эпитетов использует поэт, но как они выразительны! Валы в океане «ревучие», и сразу представляется мощь неуправляемой стихии. Метафорой становится слово «грозою», применённое к тучам над бушующим океаном. После этого идёт горестное уединенье в «чуждых» странах, где нет любимых друзей, и покой там «скушен». В мечте он видит «пламенный» бой за свободу. Поэт хотел бороться за свободу Греции, подобно Байрону или генералу Ипсиланти, который во время сражений потерял руку. Пушкин им искренне восхищался. В конце четвёртой строфы мы читаем слова о «сладостном и священном» обмане, который для души является в виде «волшебного» светила, что, вероятно, говорит об изменчивой любви. От всего А. Пушкин просит свой талисман его охранить.

Что произошло с перстнем поэта

Пушкин не снимал перстня с большого пальца левой руки.

На этом можно закончить анализ стихотворения Пушкина «Храни меня, мой талисман…». Творческое наследие А. Пушкина постоянно изучается и переосмысливается каждым читателем, не только профессионалом. Поэтому мы видим непосредственные связи этого стихотворения с другими произведениями. В частности, сразу вспоминается «Сожженное письмо» (в нем упоминается, как плавится сургучный оттиск перстня в огне) и «Талисман», в котором есть таинственная сила. Чтение произведений поэта, историка, драматурга только сильнее утверждает нас в мысли, что А. Пушкин был величайший гений и на наше счастье творил и преобразовывал русский язык, и мы наслаждаемся его слогом в оригинале.

Храни меня, мой талисман», анализ стихотворения Пушкина

Творческая мастерская

1 этап – «Индукция»

Задание1: подберите слова-ассоциации к слову талисман ( 10-12 слов) .

удача оберег камень амулет кулон защита вера цепочка украшение

везение вещь счастье знак медальон носить подвеска предмет

олимпийский нитка успех символ игрушка магия кольцо память

суеверие хранитель подарок хранить шаман браслет ожерелье

Значение слова «талисман»

Талисма́н (др.-греч. τέλεσμα «посвящение, чары») — магический предмет, назначением которого, согласно суеверным представлениям, является принесение счастья и удачи его владельцу.

  • ТАЛИСМА́Н, -а, м. Предмет, который, по суеверным представлениям, наделен способностью приносить его владельцу счастье, удачу, избавлять от опасности, беды. [Франц. talisman из араб.]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999

Талисма́н (др.-греч. τέλεσμα «посвящение, чары») — магический предмет, назначением которого, согласно суеверным представлениям, является принесение счастья и удачи его владельцу.

Считается, что амулеты могут приносить удачу, предупреждать об опасности, улучшать самочувствие. Также считается, что амулет, плохо настроенный на хозяина, может представлять серьёзную угрозу, равно как и чужие амулеты. Амулетом может являться любой предмет, от ювелирного украшения до куска камня или обрезка коры дерева. Однако особенно часто в этом качестве выступают драгоценные и полудрагоценные камни. Распространённым методом индивидуального подбора камней для усиления или ослабления тех или иных качеств характера человека, установления энергетической защиты или воздействия на окружающих является анализ гороскопа с позиций астроминералогии.

Известный оккультист А. Кроули так описывает талисман: «Талисман есть некий предмет, над которым произведен акт желания (то есть Магический акт), дабы он мог соответствовать определенной цели».

В качестве талисманов люди могут использовать как артефакты (то есть предметы, изготовленные человеком), так и естественные предметы (например, корни, куски янтаря, раковины, необычные камни). Талисманом также может быть некий персонаж или животное. Спортивные команды и музыкальные группы часто используют неких персонажей в качестве своих символов-«талисманов».

Одни талисманы создаются на конкретную опасность или ситуацию (например, победу в состязании), другие предназначены для помощи в любой ситуации (ладанки, крестики).

  • ТАЛИСМА’Н, а, м. [фр. talisman с араб.]. По суеверным представлениям — предмет, приносящий обладателю его счастье, удачу и наделяющий его чудодейственной силой Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940)

Задание 2. Прочтите цитаты великих людей об этом слове.

“Воображение есть талисман,

с помощью которого и производятся все чудеса магии.”

“Вот талисман тебе от красных губ,

Вот первое звено в твоей кольчуге, –

Чтоб в буре дней стоял один – как дуб,

Один – как Бог в своём железном круге!”

“Отыщи мне лунный камень,

Талисман моей любви,

Над Землёй, за облаками,

На Луне, в любой дали.”

“Талисман есть крупинка веры.”

3 Этап «Творческий процесс»

Выразительное чтение стихотворения «Храни меня, мой талисман»

“Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.

Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи, —
Храни меня, мой талисман.

В уединеньи чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман.

Читайте также:  Пушкин Русалка читать полный текст онлайн

Священный сладостный обман,
Души волшебное светило.
Оно сокрылось, изменило.
Храни меня, мой талисман.

Пускай же ввек сердечных ран
Не растравит воспоминанье.
Прощай, надежда; спи, желанье;
Храни меня, мой талисман.”
АЛЕКСАНДР ПУШКИН

1. В каком году написано?
2. Что в этом стихотворении выражает А. С. Пушкин?
3. На какие стихи похоже это стихотворение? (автор и название стиха)
4. Как начинается стихотворение и почему?
5. Как заканчивается стихотворение и почему?
6. Тема, проблема, основная мысль этого стихотворения?
7. Какое настроение при чтении стихотворения?
8. Что автор хочет сказать этим стихотворением?
9. Какие художественные средства в этом стихотворении?(примеры)
10. Какое впечатление оказало на вас это стихотворение?

Храни меня, мой талисман», анализ стихотворения Пушкина

Любовь пробуждает в людях все лучшее, заставляет их совершенствоваться, одаривает теплом и светом. Прекрасны даже воспоминания об ушедшем чувстве. Лучшее тому подтверждение – стихотворение Александра Пушкина

Любовь много значила в жизни поэта, а любовная лирика составляет значительную часть его литературного наследия. Пушкин посвящал стихотворения многим женщинам. «Храни меня, мой талисман» литературные критики относят к циклу произведений, в который входят еще несколько лирических шедевров: «Талисман», «Сожженное письмо», «Желание славы».

Стихотворение исследовалось многими пушкиноведами, но получить ответы на все важные вопросы не удалось. Неизвестна даже точная дата создания произведения. Предположительно, оно было написано в период с осени 1824 года до лета 1825.

В одесской ссылке Пушкин познакомился с графиней Елизаветой Воронцовой. Эта женщина была необычайно красива, образованна, наделена тонкой, возвышенной душой. Воронцова ответила на чувства поэта, но состояла в браке, поэтому влюбленным пришлось расстаться. Графиня подарила на память Александру Сергеевичу золотое кольцо с крупным сердоликом. На камне была надпись на еврейском языке. Поэт очень ценил подарок и верил в его магическую силу.

Кольцо имело свою историю и после смерти Пушкина. С руки покойного поэта его снял Василий Жуковский. Затем реликвия перешла к Тургеневу, от него – к Полине Виардо. Певица передала перстень в музей. В 1917 году его похитили, дальнейшая судьба кольца неизвестна.

Не все, правда, исследователи жизни и творчества Пушкина согласны с тем, что стихотворение посвящено именно этому перстню. У Пушкина было еще одно кольцо с изумрудом, которое он считал своим талисманом. Кроме того, достоверных сведений о романе поэта с Елизаветой Воронцовой нет. В тексте произведения вообще не сказано, что талисман – это кольцо.

Стихотворение «Храни меня, мой талисман» проникнуто глубоким чувством, легкой тоской и грустью. Оно относится к жанру любовной лирики. Поэт рассказывает о чудесном подарке, который обязан уберечь его от бед и несчастий. Стихотворение похоже на магическое заклинание или молитву, оно написано в оригинальной форме обращения к самому себе. Общее настроение этих поэтических строк весьма безрадостное. Передает его ряд однородных членов предложения: «гоненья», «раскаянья», «сомненья»,

В этот период Пушкин хотел покинуть Россию, но понимал, как одиноко ему будет на чужбине. В стихотворении как раз упоминается «уединенье чуждых стран». Ощущение надвигающейся беды емко передает строка: «Когда грозою грянут тучи».

Вера в магические свойства предмета подчеркивается многочисленными повторами фразы: «Храни меня, мой талисман». Этой строкой произведение начинается и ею же завершается. Слово «храни» выбрано поэтом не случайно. Оно перекликается со словами из христианской молитвы «спаси и сохрани», выражает главную надежду и веру в лучшее будущее. Лирический герой дает обещание всегда помнить о любви, которая постепенно покидает его, что выражено словами: «Прощай, надежда, спи желанье».

В стихотворении не говорится о возлюбленной и о причинах разлуки. Читатель только догадывается об этом к концу произведения. Талисман здесь – главный словесный образ. Поэт мастерски изображает свое трепетное отношение к подарку любимой женщины. Этому способствует ассонанс со звуком «а» и аллитерация в некоторых четверостишиях.

Пушкин использует ямб с кольцевой рифмовкой и чередованием мужских и женских рифм, что выразительно подчеркивает значимость каждого слова. Во всех строках стихотворения, кроме одной, применен пропуск ударения. Использование инверсии придает выразительность, раскрывает глубину чувств автора, создает у читателя особое настроение. Поэт находит много ярких и оригинальных эпитетов: «души волшебное светило», «священный сладостный обман», «в тревоге пламенного боя», «на лоне скучного покоя».

Вся любовная лирика Пушкина светла и вдохновенна, о чем бы поэт ни писал: о зарождающейся любви или об угасающем чувстве. Александр Сергеевич всегда трепетно хранил воспоминания о своих возлюбленных и благодарил судьбу за минуты сердечных волнений. Была любовь счастливой или безответной, тихо угасла или закончилась бурным разрывом отношений, – во всем Пушкин черпал вдохновение и душевные силы. Любовь и была его жизненным талисманом.

4.Есть в нашей литературе стихотворения на тему «Талисман», написанное поэтом-женщиной.

– Чем схоже это стихотворение со стихотворением А. С. Пушкина?

Евдокия Ростопчина

Талисман

Есть талисман священный у меня.

Храню его: в нём сердца все именье,

В нём цель надежд, в нём узел бытия,

Грядущего залог, дней прошлых упоенье.

Он не браслет с таинственным замком,

Он не кольцо с заветными словами,

Он не письмо с признаньем и мольбами.

Не милым именем наполненный альбом

И не перо из белого султана,

И не портрет под крышею двойной…

Но не назвать вам талисмана.

Не отгадать вам тайны роковой.

Мне талисман дороже упованья,

Я за него отдам и жизнь, и кровь:

Мой талисман – воспоминанье

И неизменная любовь!

Графиня Евдоки́я Петро́вна Ростопчина́, урождённая Сушко́ва (23 декабря 1811 [4 января 1812], Москва — 3 [15] декабря 1858, Москва) — русская поэтесса, переводчица, драматург и прозаик. Родные называли ее ласково – Додо. «Мечтательный и хилый ребенок», рано взялась за литературное дело.
Вскоре первые творческие работы Додо вызывали интерес взрослых.
Один из гостей дома Сушковых вспоминал: «Маленькая м-ль Сушкова читала пьесу в стихах собственного сочинения. Я не жалею, что должен был слушать ее».На талантливую барышню обратили внимание поэты Вяземкий и Дельвиг, благодаря их стараниям первые стихи Додо появились в печати в 1831 году. Автору было 20 лет.
Первое опубликованное стихотворение Додо называлось «Талисман», строки которого часто вспоминаются, но имя писателя незаслуженно забыто.
Говорили, что стихотворение «Талисман» посвящено князю Александру Голицину, о тайном романе юной барышни шептались в обществе. Однако по мнению родни Додо – князь был хоть и знатен, но недостаточно богат.

5.Еще одно стихотворение А.С. Пушкина «Талисман»

Храни меня, мой талисман.
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Есть всегда что-то особенное; благодарное, кроткое, нежное, благоуханное и грандиозное во всяком чувстве Пушкина. В этом отношении, читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека», – эти замечательные слова великого русского критика В.Г. Белинского станут эпиграфом нашего урока, т.к. сегодня мы будем говорить о самой интересной, чарующей, интригующей теме в творчестве А.С. Пушкина – любовной лирике.

А.С. Пушкин – самый знаменитый, самый любимый, самый изученный поэт. О нем еще в прошлом веке было сказано: «Пушкин – это наше всё». Но самый известный писатель остался всё же для нас одним из самых таинственных.

Давайте сегодня попытаемся приоткрыть ещё одну завесу в жизни великого поэта и великого человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Конспект урока в 8 классе об одном из интересных фактов биографии Пушкина25.98 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Образ – символ в стихотворении А.С. Пушкина

«Храни меня, мой талисман»

– на примере одного стихотворения более подробно познакомить учащихся 8-го класса с одним из интересных фактов биографии А.С. Пушкина;

углубить навыки анализа поэтического текста;

развить умения и навыки выразительного, вдумчивого чтения художественного текста;

– взглянуть на любовь как двигатель жизни любого человека.

I. Организационный момент.

Музыкальный фон – М. Глинка или П. Чайковский.

П. Вступительное слово учителя:

Есть всегда что-то особенное ; благодарное, кроткое, нежное, благоуханное и грандиозное во всяком чувстве Пушкина. В этом отношении, читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека», – эти замечательные слова великого русского критика В.Г. Белинского станут эпиграфом нашего урока, т.к. сегодня мы будем говорить о самой интересной, чарующей, интригующей теме в творчестве А.С. Пушкина – любовной лирике.

А.С. Пушкин – самый знаменитый, самый любимый, самый изученный поэт. О нем еще в прошлом веке было сказано: «Пушкин – это наше всё». Но самый известный писатель остался всё же для нас одним из самых таинственных.

Давайте сегодня попытаемся приоткрыть ещё одну завесу в жизни великого поэта и великого человека.

А.С. Пушкин – человек интересной судьбы, выдающаяся личность. Он был близко знаком со многими замечательными женщинами своего времени. Одними он увлекался, восхищался их талантом и красотой, других страстно любил.

III. Итак, пришло время познакомить вас с главной героиней нашего разговора.

Елизавета Ксаверьевна Воронцова

(На доске портрет графини, лист рукописи поэта, на котором нарисованы её профили)

А.С. Пушкин познакомился с графиней Е.К. Воронцовой 6 сентября 1823 года. Он только что приехал в Одессу чиновником в канцелярию генерала-губернатора. Воронцова произвела на поэта сильное впечатление не случайно. Обратите внимание на её портрет.

Современник Пушкина граф Соллогуб так говорил о нем:

«Графиня Е.К. Воронцова была одною из привлекательных женщин своего времени. Всё её существо было проникнуто такой мягкой, очаровательной, женственной грацией, такой приветливостью, таким неукоснительным щегольством, что легко себе объяснить, что такие люди как А.Н. Раевский, А.С. Пушкин и многие другие без памяти влюблялись в Воронцову».

А первый биограф поэта П.В. Анненков в 1874 году писал: «Предания той эпохи упоминают о женщине, превосходившей всех других во власти, с которой управляла она мыслию и существованием поэта, графине Воронцовой, жене графа Михаила Семеновича Воронцова, который во время пребывания Пушкина в Одессе был новороссийским генерал-губернатором».

Страсть, вспыхнувшая в Одессе, долго не утихала. Но поэт нигде не упоминал о своей возлюбленной, как бы желая уберечь тайну этой любви от чужого слуха и взора. Память о ней сохранилась во множестве явных или с трудом разглядываемых профилей Воронцовой на полях рукописей из одесского периода жизни Пушкина.

(На доске – лист рукописи с набросками Пушкина)

Образ Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой вдохновил поэта на создание таких удивительных стихотворений как «Сожженное письмо», «В последний раз твой образ милый. », «Талисман». А.С. Пушкин сохранил о графине благоверное воспоминание, подкрепленное перстнем-«талисманом», воспетым им в прекраснейшем стихотворении «Храни меня, мой талисман».

IV. Словарная работа

Прежде чем услышать стихотворение, приступить к его анализу, давайте поговорим о ключевом слове в названии стихотворения – талисман.

Как вы понимаете значение слова талисман ?

А теперь узнаем, какое толкование дается в Большой Энциклопедии: талисман – предмет, который по суеверным понятиям обладает способностью приносить его владельцу счастье, удачу.

Е.К. Воронцова подарила поэту в знак своей любви перстень-талисман, который он носил до конца своих дней. Этот перстень породил немало легенд, а затем сам превратился в легенду.

– Это был последний их вечер вдвоем, он должен был покинуть Одессу и переехать в Михайловское. Каким бесконечно жалким он себя чувствовал! Столько отчаяния, что хочется кричать! И как из далекой дали он слышит её родной голос: Люблю тебя навеки.

Они больше никогда не встретятся: далекая подруга будет до конца своей жизни помнить своего поэта и каждый день перечитывать его стихи. А перед смертью прикажет их сжечь в надежде, что «пепел милый» вознесется с ней на небеса.

– Обратите внимание на портрет А.С. Пушкина работы современника поэта, известного русского художника В. А. Тропинина. Это одно из самых замечательных изображений поэта. Сходство портрета с подлинником поразительно. Именно здесь хорошо виден на пальце правой руки поэта знаменитый перстень-«талисман», подаренный ему любимой женщиной.

«На указательном пальце надето кольцо витой формы. Кольцо прорисовано желтой краской, оно очевидно, золотое и очень напоминает перстень, подаренный Воронцовой, только камень сердолик с печатью повернут в противоположную сторону от зрителя. До сих пор на это не обращалось внимания, других колец витой формы у Пушкина современниками не отмечалось». Кольцо соответствует описанию 1880 г. на первой Пушкинской выставке.

Сердолик – камень красного цвета, находящийся в центре кольца, на нем вырезана надпись на древнееврейском языке: «Симха, сын почтенного рабби Иосифа, да будет благословенною его память». Камень сердолик (радующий сердце, напоминает цветом огонь, кровь, изображает пламень веры) русского происхождения на Руси является талисманом любви и страсти. Считалось, что он может содействовать, помогать любви. Вот почему его часто носили как талисман. Пушкин дорожил кольцом и не расставался с ним всю жизнь.

На смертной орде Пушкин завещал его В.А. Жуковскому, взял с него обещание носить, не снимая. В.А. Жуковский подарил его своему сыну Павлу Васильевичу. Тот же подарил его Ивану Сергеевичу Тургеневу. После смерти писателя перстень остался у Полины Виардо, которая передала его Пушкинскому музею. А в 1880 г. на Пушкинском выставке перстень был украден, от него лишь остался отпечаток (оттиск) на сургуче. По отпечатку можно сказать, что в кольцо был вставлен восьмиугольный камень-интальо – с надписью на древнееврейском языке.

V. А теперь послушайте стихотворение «Храни меня, мой талисман» (Художественное чтение стихотворения учителем).

VI. Анализ стихотворения.

Понравилось вам стихотворение? Чем?

Каким настроением оно проникнуто?

(Стихотворение проникнуто печалью, грустью, тоской о прошлом).

3) Какой грустью: светлой, беспросветной?

Комментарий учителя: Действительно, это стихотворение проникнуто таким беспросветно грустным настроением, такой невыразимой печалью, которая чувствуется в каждой строке, каждом слове, что невольно возникает вопрос: ПОЧЕМУ? А причин этому несколько.

– В каком году написано стихотворение? (В 1824 году) Что это за было время? (Краткая историческая справка)

Комментарий учителя: У Пушкина были тяжелые взаимоотношения с графом Воронцовым. В 1824 году поэт по настоянию Воронцова был уволен со службы за «недостойное поведение». Надменным и высокомерным, Воронцов видел в Пушкине только чиновника, человека неблагонадежного в политическом отношении. Он не ценил Пушкина как поэта. Отношения их ещё более обострились, когда Воронцову стала известна меткая и острая эпиграмма на него:

Полу-подлец,но есть надежда,

Что будет полным, наконец.

Бедствия обступают Пушкина со всех сторон. Полицией было перехвачено письмо поэта к одному из друзей, в котором он объявляет себя атеистом. В то время это рассматривалось как преступление. Участь поэта была предрешена. Пушкин был выслан в Михайловское «под надзор местных властей». Там он пробыл два с лишним года, мечтая о бегстве. Остро чувствовалась разлука с графиней Е.К. Воронцовой. Приехав туда, он застает в имении всю свою семью: отца, мать, братьев и сестру. Теплых отношений с отцом у Пушкина никогда не было, а когда отец узнал, что он прибыл в Михайловское как ссыльный, отношения их еще более обострились. (Если есть время , зачитать письмо Пушкина Жуковскому) –

Ну и, конечно же самая весомая причина грусти поэта – это разлука с любимой, невозможность видеть её, общаться с ней.

Исходя из всего сказанного, определите тему стихотворения.

VII. Анализ стихотворения

Давайте подойдем ближе к стихотворению, перечитаем его еще раз. А теперь подойдем к тексту поближе и посмотрим более подробно, что чувствует и переживает лирический герой? Но прежде я должна спросить вас: кто такой лирический герой?

Лирический герой – это внутренний образ, который отражает личные переживания и ощущения автора. Иногда лирический герой отождествляется с автором стихотворения. Мы с вами с этим не раз столкнемся, изучая в 9-м классе творчество А. Пушкина, М. Лермонтова, и тогда вы узнаете о лирическом герое гораздо больше. А сейчас мы можем сказать, что лирический герой в данном стихотворении — это сам Пушкин?

– Итак, читаем 1 строфу.

Выделите, пожалуйста, в ней ключевые слова (гоненья, раскаянья, волненья).

Почему именно эти слова являются ключевыми?

Запасной вопрос: почему поэт не говорит: «Храни меня, мой талисман, в минуты радости, душевного покоя»?

(Речь в 1 строфе идет о тех моментах жизни, когда бывает особенно трудно, и именно в такие моменты лирический герой (человек) хочет чувствовать поддержку, опору (духовную, душевную).

– Каким настроением проникнута данная строфа? (открытой, нескрываемой печалью).

– «Ты в день печали был мне дан . » О каком «дне печали» идет речь?

О каком океане, тучах, грозе идет речь во 2 строфе?

Запасной вопрос: О природной ли стихии идет речь? (Это образ эпохи, времени (Николаевское правление) – непредсказуемого, сурового, тревожного.

Итак, в словах: океан, тучи, гроза мы слышим подтекст, т.е. эти слова имеют переносное значение. Вспомните и скажите, как называется это изобразительное средство? (Метафора)

Комментарий учителя: Образ природной стихии в произведениях А.С. Пушкина встречается часто. Он всегда не случаен, символичен, как и в данном стихотворении, о чем мы уже сказали.

Запасной вопрос: Вспомните произведения Пушкина, в которых одним из главных образов является стихия. (Повести «Метель», «Капитанская дочь», стихотворения «Бесы», «К морю», «Последняя туча. »).

Давайте теперь очень внимательно посмотрим на 3 строфу. Что бы вы хотели выделить в ней? Какие слова? ( чуждых стран, скучного покоя, пламенног о боя).

Обратите внимание: какие эпитеты использует автор? А теперь попробуйте представить эту строфу без эпитетов. Что теряется? (Точность, конкретность). Для чего использует автор подчеркнуть свое отношение к тому, о чем он пишет). Страны, в которые его посылают не по своей воле, там где нет друзей, «уединения», будут для поэта всегд а «чуждыми». А покой для человека жаждущего, ищущего, любящего всегда « скучен ».

Бой – это вся жизнь поэта, посвященная воспеванию свободы. Жизнь, в ходе которой он боролся не только за свое творчество, но и за свою честь, за честь семьи.

Вывод учителя: Художественно-изобразительные средства -это те слова, через которые автор раскрывает свое или своего лирического героя внутреннее (душевное) состояние.

Обратимся к 4 строфе. Выделим ключевые слова. (Обман, светило).

Слово обман, как известно, несет в себе отрицательный смысл. А в данном случае, что есть обман? Почему «священный, сладостный» обман? (В сочетании с данными эпитетами слово обман навевает мысль о том, что речь идет о надежде, о лелеемой надежде, о том, чем он обманывался – это его любовь – «души волшебное светило», то что его питало, дарило ему силы, вдохновение).

Вывод о роли художественно-изобразительных средств.

Прочитаем 5 строфу. (Раны, воспоминанье, надежда, желанье). Если к слову «раны» подобран эпитет «сердечный» (любовных), то к остальным словам – нет.

А какие слова (части речи) рядом? (Глаголы).

– В какой форме? (В форме повелительного наклонения).

Автор использует глаголы в форме повелительного наклонения, чтобы дать прежде самому себе установку, если хотите, приказ на то, чтобы забыть любовь, которая ушла безвозвратно, и не тешить себя напрасной надеждой.

VIII. Работа над композицией стихотворения.

А теперь обратим внимание на особенность построения стихотворения, т.е. на его композицию.

– Что сразу бросается в глаза? (Повтор одной и той же строчки: «Храни меня, мой талисман»).

Каждая строфа заканчивается одной и той же строчкой, кроме 1 строфы, которая начинается с этого обращения.

– Поэт обращается к талисману, а талисман – это перстень-кольцо. В основе стихотворения лежит образ кольца. Что общего между своеобразием композиции и талисманом? (Композиция имеет форму кольца – кольцевая композиция).

– В основе каждого произведения, лирического или прозаического, лежит идея. Какова идея этого стихотворения?

В какой форме написано стихотворение? (В форме обращения)

жанр стихотворения: Мы уже сказали о том, что стихотворение написано в форме обращения. Поэт очень часто обращается к талисману, как к ангелу-хранителю.

А когда нам бывает очень трудно – мы чувствуем отчаяние, отпускаются руки – к кому мы обращаемся в последней надежде? (К богу)

Как называется обращение к Богу? (Молитва)

Именно к какому жанру относится данное стихотворение.

Еще раз выразительно прочитаем стихотворение «Храни меня, мой талисман».

А.С. Пушкин свято верил во всезащищающую силу любви, силу талисмана. Но не уберег чудодейственный талисман ни его любви, ни его жизнь. В преждевременной смерти поэта по иронии судьбы роковую роль сыграла любовь.

Ссылка на основную публикацию