Анализ стихотворения Пушкина Узник 6 класс

Анализ стихотворения «Узник» Пушкина

Стихотворение «Узник» было написано А. С. Пушкиным в 1822 году во время его пребывания в ссылке. Это произведение – символ свободолюбия поэта. Вам предлагается анализ «Узника», который можно использовать при подготовке к уроку литературы в 6 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Узник.

История создания – стихотворение написано в 1822 году во время ссылки в Кишиневе.

Тема – свободолюбивый герой вынужден сидеть взаперти, но всеми силами стремится достичь свободы, которой он жаждет, и лишить ее его не могут ни стены, ни решетка.

Композиция – стихотворение состоит из трех строф в форме катрена (четверостиший), условно можно выделить три части.

Жанр – лирический, можно отнести к романтическому направлению

Стихотворный размер – стихотворение состоит из трех строф по четыре строки, написанные амфибрахием. Используется точная, мужская рифма и парный способ рифмовки (ААВВ).

Антитеза«темнице сырой»«за тучей белеет гора», «синеют морские края», «гуляем лишь ветер… дая!…», «Сижу за решеткой в темнице сырой» – «…орел молодой».

Олицетворение«…орел молодой… зовет меня взглядом…и вымолвить хочет…», «…гуляем лишь ветер… да я!…».

История создания

Стихотворение «Узник» А.С. Пушкин пишет в 1822 году. В это время он по воле судьбы оказывается в Кишиневе. Перемены, связанные со ссылкой, оказывают сильное влияние на поэта. История создания стихотворения связана с тем, что тогда жизнь в Бессарабии сильно отличалась от той блестящей, интересной среды Москвы и Санкт-Петербурга, в которой молодой Пушкин успел побывать. Здесь же он знакомится с бытом донского казачества, встречается с декабристами, перенимает их идеи. Новые впечатления, мысли, стремление к независимости и светской жизни – все это воплотилось в «Узнике», который стал символом свободы.

Вопрос о том, кому посвящено это произведение, не имеет точного ответа. Скорее всего, это собирательный образ, в котором поэт отразил себя и всех людей, знающих цену свободе, и именно им посвятил эти строки.

Тема стихотворения – борьба за свободу. Несчастный узник сидит «за решеткой в темнице сырой» , и наблюдает за орлом, который так же, как и он, больше всего ценит волю.

Главная мысль «Узника» состоит в том, что человека никто и ничто не может ограничить, если он хочет освободиться и борется за справедливость. Здесь можно провести параллель с жизнью самого Пушкина, который, несмотря на ссылку, жесткую цензуру и постоянные попытки власти подавить его свободолюбие, продолжает писать. Лирический герой осознает, что пришло время, и нельзя более находиться под замком, что хорошо отражает смысл слов: «Мы вольные птицы; пора, брат, пора!» .

Композиция

Стихотворение состоит из трех четверостиший, которые представляют собой три части. Первая – тоскливая картина: тюрьма, решетка, несчастный пленник и гордая птица, клюющая свою пищу. Во второй тоска развевается, орел зовет лирического героя сбежать, освободиться. И третья часть – это отражение полной уверенности в том, что оставить ненавистное заточение можно, что там героев ждут горы и море, ветер и свобода.

Жанр стиха – лирический. Многие ученые склонны относить «Узника» к числу романтических произведений, с которыми его объединяет порыв, неприятие рамок и ограничений. По мере прочтения строк рисуется картина, характерная для романтизма – «за тучей белеет гора» , «синеют морские края» , гуляет ветер.

Стихотворение состоит из трех четверостиший. Размер – амфибрахий (трехсложная стопа с ударением на втором слоге). Используется точная (окно – одно, пора – гора), мужская (сырой, молодой, крылом, окном) рифма. Способ рифмовки – парный ААВВ.

Средства выразительности

Средства выразительности, использованные Пушкиным в «Узнике», удивительным образом создают образы пленника и свободолюбивого орла. Читателю представляется образ свободы, хотя автор не использовал это слово в своем произведении. Разберемся, какими средствами он воспользовался.

Стихотворение построено на антитезе: в нем противопоставляются сырая темница – простору ( «темнице сырой» – «за тучей белеет гора», «синеют морские края», «гуляем лишь ветер… дая!…» ), пленник – вольной птице ( «Сижу за решеткой в темнице сырой» – «Вскормленный в неволе орел молодой» ). Таким образом, происходит некое сравнение: грустная, тоскливая несвобода и восхищающая, привлекательная воля.

Также используются олицетворения: «…орел молодой… зовет меня взглядом…и вымолвить хочет…» , «…гуляем лишь ветер… да я!…» .

Кроме того, особый эффект достигается благодаря использованию глаголов в настоящем времени: сижу, клюет, бросает, смотрит, зовет, хочет, гуляем и другие. Благодаря этому создается динамика, ритмичность. Автор не использует сложные предложения и формы, поэтому стихотворение очень легко читается, воспринимается как быстрый, резкий порыв души поэта.

Краткий анализ стихотворения «Узник» по плану

1. История создания

Стихотворение «Узник» было создано в 1822 году. Это непростое время, когда Пушкин находился в Южной ссылке.

Стихотворение передает стремление автора к свободе, его тоску по родине, переживания. Оно является художественно переосмысленным отражением реальной жизненной ситуации.

2. Литературное направление

Произведение относится к романтизму.

3. Род

По роду литературы это лирика.

4. Жанр

Жанровая принадлежность «Узника» – лирическое стихотворение.

5. Проблематика

В произведении автор затрагивает проблему личной и творческой свободы, а точнее, – несвободы.

Через образ узника, сидящего за решеткой, и орла, зовущего его за собой, на волю, поэт передает собственные мысли, желания, устремления. Ничто и никто не может запретить человеку творить, если он хочет это делать.

6. Тематика

Пушкин затрагивает темы свободы творчества, свободы личности, борьбы за возможность жить и работать вольно, не оглядываясь на цензуру, критику, реакцию власти и публики. Все это передается в метафорических образах.

7. Идея

Идеей стихотворения становятся собственные взгляды поэта: никто и ничто не может запретить человеку творить так, как он считает нужным.

Стремление к свободе и воле останется в нем всегда, даже «за решеткой».

8. Пафос

В произведении отчетливо чувствуется тоска по дому, печаль человека, находящегося в заточении, горячее стремление к свободе.

9. Система образов

Вообще, все стихотворение построено на противопоставлении, много противоположных друг другу образов:

  • заключенный – вольный орел,
  • темница – небесные просторы, ветер, синие морские края.

За счет этого читатель практически на себе ощущает тоску узника, его желание оказаться на свободе, выйти из темницы.

10. Центральные персонажи

Центральным персонажем в нем является узник, сидящий в темнице и наблюдающий за орлом за окном.

Орел – олицетворение свободы, вольной жизни. Лирический герой приравнивает его к своему товарищу, зовущему за собой, туда, в небесные просторы.

11. Лирический герой

Лирический герой здесь представлен в образе пленника, сидящего в «темнице сырой». Он рвется на волю, мечтает о свободе, но не может – это метафорическое изображение той несвободы, которую испытывал сам автор.

Вообще, образ узника в стихотворении исследователи считают собирательным. С одной стороны, в нем явно проступает личность самого Пушкина, находящегося вдали от родины, тоскующего, стремящегося назад. С другой стороны, это может быть образ любого сосланного или заключенного.

12. Сюжет

Стихотворение отличается незатейливым сюжетом. Некий узник сидит за решеткой и смотрит во двор. Там он видит орла, клюющего, но тут же швыряющего свою добычу.

Заключенному кажется, что птица понимает его состояние, что она ему верный товарищ. Он думает, что орел зовет его за собой, в небо, на волю. В конце он практически ощущает себя парящим рядом с птицей.

13. Композиция

Композиция произведения линейная.

«Узник» состоит всего из трех строф:

  • В первой нам представлена экспозиция и завязка.
    Узник сидит в темнице, смотрит в окно. Вдруг видит орла, который клюет пищу, бросает ее и поглядывает на заключенного.
  • Во второй строфе происходит развитие событий и кульминация.
    Узник наблюдает за орлом и начинает отождествлять себя с ним, воспринимает птицу как товарища. Ему кажется, что пернатый хищник – добрый и мудрый сообщник, полностью одобряющий желание лирического героя вырваться из заточения, оказаться на свободе. В этом четверостишии проступает главная мысль: «Давай улетим!».
  • Наконец, в третьей строфе читатель видит развязку.
    Узник представляет себя рядом с орлом, там, где гуляет «…лишь ветер да я». Они оба – вольные птицы, и полет их никто не может остановить.

14. Стихотворный размер, рифмы, строфика

«Узник» написан классическими катренами (то есть четверостишиями).

Пушкин использует такой размер как амфибрахий.

Рифмы везде парные (ААВВ), мужские (то есть с ударением на последний слог).

15. Художественное своеобразие произведения

Все стихотворение – одна большая метафора несвободы и желания вырваться, оказаться на воле.

Узник – это своеобразное отражение состояния Пушкина, находящегося в ссылке за собственное творчество. Орел – символ свободы, воли, причем не столько физической, сколько свободы творческого самовыражения.

Автор буквально говорит: чтобы ни случилось, я буду писать так, как считаю нужным, и никто не сможет мне запретить делать это.

Язык стихотворения простой, основная мысль читается легко и подана очень ярко, понятно.

16. Средства художественной выразительности

Антитеза: противопоставление воли и неволи.

Сравнение: узник сравнивает себя с вольной птицей.

Эпитеты:

Олицетворения:

Инверсии:

17. Значение произведения

В произведении автор выразил собственные мысли о свободе творчества.

Потом эти идеи разовьются в других стихотворениях, и будут красной нитью проходить по всему творчеству поэта, которого постоянно притесняла, не одобряла или откровенно ругала цензура, правительство и публика.

18. Актуальность

Стихотворение отражает состояние автора на момент написания, хорошо передает через образы нюансы настроения. В этом смысле его можно назвать психологическим.

Оно актуально и на сегодняшний день, потому что жажда творчества и стремление выразить собственные переживания через художественные произведения свойственно человеку любой эпохи.

19. Моё отношение

Мне нравится этот стихотворение, потому что в нем автор сумел в иносказательной форме выразить собственные мысли о свободе и о том, что невозможно запретить творцу создавать.

Даже за решеткой он будет стремиться на волю, искать возможность вырваться.

20. Чему учит

Стихотворение учит вере в лучшее. Ведь, несмотря ни на что, внутренне мы всегда остаемся свободными, а это значит, что можем выбирать собственный путь и творить так, как считаем нужным. Оно очень смелое, красивое и глубокое.

А. С. Пушкин. Анализ стихотворения “Узник”. 6 класс.
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Методическая разработка в помощь учителю словесности. 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
analiz_stikhotvoreniya_pushkina_uznik._metodicheskie_rekomendatsii.docx36.7 КБ

Предварительный просмотр:

Делюсь опытом

Деятельностный подход

при изучении лирики на уроках литературы

Методические рекомендации к изучению стихотворения А. С. Пушкина «Узник»

( 6 класс)

Андреева А. Ю., учитель словесности

ГБОУ СОШ № 353 им. А. С. Пушкина

г. Москвы

Шедевры Пушкина – а стихотворение «Узник», бесспорно, является таковым – всегда многоаспектны, многогранны. И смысл этого произведения неисчерпаем.

Хотя в средней школе изучается не вся биография Пушкина, не весь творческий путь поэта и небольшое количество произведений, всё же необходимо знакомство учащихся со временем написания «Узника» (1822 г.), с мировоззрением поэта и позицией автора в этом стихотворении (последнее вызывает некоторую сложность, которая обусловлена возрастом читателей – 12 лет).

Звуковые обучающие видеофильмы по литературе, которые сегодня предлагает нам Интернет, являются оптимальными, выигрышными средствами обучения на уроках литературы, поскольку выразительное чтение, работа над интонационно-смысловой структурой текста – важнейшие приемы в методике изучения литературы. Обучающий видеоролик «А.С. Пушкин «Узник» ( http://www.youtube.com/watch?v=xvA_NT7l7oQ ) полезен и интересен как для учеников, так и для учителя. Учитель может «подслушать» в нем комплексный стихотворения, проследить логику, расстановку акцентов. Но просматривать на уроке весь ролик считаю нецелесообразным в силу того, что цель учителя – поиск путей воспитания грамотных, тонко чувствующих читателей, способных к многостороннему, осознанному самостоятельному восприятию, пониманию и толкованию литературного произведения. По этой причине стоит остановить просмотр через 2 минуты 50 секунд, на словах «Пушкин ощущал себя узником, и это не могло не сказаться в его творчестве», ограничившись прослушиванием мастерского прочтения стихотворения и историческим комментарием.

Не лишним будет рассказ учителя о реальном событии, связанном с изучаемым произведением, о том, как в Кишиневе Пушкин увидел прикованного цепью орла.

Теперь общение с учащимися будет поддерживаться видеорядом слайдов авторской презентации «А. С. Пушкин. «Узник» (Приложение 2). И не педагог или лектор фильма будут сообщать новый материал, а добывать его предстоит ученикам своими усилиями. Новое знание – при деятельностном подходе.

Детальный текстуальный разбор 1 строфы

Работа с лирикой требует от нас сопереживания, но и логического осмысления. Это сложная задача, решая которую планируется не просто найти художественно-выразительные средства, но и объяснить, зачем они появляются в тексте. Вопросы беседы и задания рассчитаны на интуитивное восприятие образного слова и на вдумчивый, внимательный диалог с текстом, то есть воссоздание целостной картины восприятия поэтического текста.

Работа с названием стихотворения. Слайд 4

-Ваше предположение: о чем стихотворение?

●Чаще всего звучат предположения о том, что стихотворение о заключенном и о том, как это тяжело.

– Запомним сказанное. В конце урока сверим с этим прогнозом сделанные нами выводы.

Чтение стихотворения наизусть (1 – 2 чел.)

К сожалению, не все шестиклассники владеют навыками выразительного чтения, а у некоторых из них в силу психологических особенностей процесса взросления способность передать чувства, расставить логически ударения, выдержать паузы даже ослабевает.

Следующее задание дается с целью выявления «недопонимания» и устранения его.

Задание – расставить в выданных экземплярах текста знаки препинания в первой строфе. Слайд 5

Этот синтаксический эксперимент наглядно продемонстрирует учащимся, как меняется смысл произведения от неверной постановки точки: произойдет путаница в том, один или два героя в стихотворении.

После небольшой паузы, рассчитанной на самостоятельное осмысление и выполнение задания сильными учащимися, в помощь «заплутавшимся» – вопросы-подсказки. Слайд 6

-О ком идет речь в 1 строфе?

-Кто говорит о себе «Сижу»?

-Кто это «мой грустный товарищ?»

-Сколько персонажей в стихотворении?

-Почему сложно это сделать? Слайд 7

●Событийной цепочки нет. Есть раздумья, мечты.

Стихотворение не имеет сюжета, но в стихотворении есть лирический герой, стержневой образ, который носит характер символический, метафорический – ученики этого не улавливают.

-От чьего лица идет повествование? Слайд 8

●Это, возможно, и сам Пушкин.

– Выразитель жизненного опыта поэта, его чувств, ощущений, ожиданий называется ЛИРИЧЕСКИМ ГЕРОЕМ.

Запомнить этот термин!

Немного о теории литературы. Побаиваюсь того, что необходимость овладевать учениками литературоведческими понятиями может «засушить» хрупкий поэтический мир. И поэтому постараемся аккуратнее прикасаться к словесному творению научным инструментарием. Процесс формирования теоретико-литературных понятий должен слагаться в целостную концепцию постепенно, с младшей ступени и во многом зависит от правильности , не назойливости и последовательности включения их в ход анализа.

Логика беседы подводит учеников к тому, чтобы они сумели просто и осмысленно высказать основную особенность лирики как рода литературы – эта передача чувств, переживаний.

С помощью воображения дети должны войти в нарисованную художником слова жизнь, отозваться душой на переживания героев. Недостаток жизненного опыта подростков, недостаточная развитость эмоциональной сферы иногда сталкивает с такими проблемами недопонимания (или упрощенного понимания) ими лирического текста. Поэтому приходится останавливать их внимание на, казалось бы, само собой разумеющихся вещах в композиции стихотворения.

Озаглавить строфы стихотворения Слайд 9

Схематически (словесными и графическими символами) изобразить нахождение места героев в тексте.

Это способ выстраивания связей внутри текстового пространства.

●Они за решеткой. Всё время. Так что узника два. И потом, в свободной стихии, они снова вместе. Но это мечта.

-Настроение этой строфы? Слайд 10

– Вчитаемся в первую строку. От каких слов исходит грусть? Слайд 11

● Существительными РЕШЕТКА, ТЕМНИЦА.

Учитель по ходу исследовательской работы учащихся выделяет на слайде называемые слова.

– Их семантическая нагрузка? ( Смысловое значение? )

● Отсутствие свободы. Лишение возможности

видеть и передвигаться.

Стилистический разбор ключевого слова. Слайд 11

-Почему слову ТЮРЬМА из общеупотребимой лексики Пушкин предпочел слово ТЕМНИЦА? Какой экспрессивный оттенок придает оно тексту?

●Придаёт дополнительный смысл – «без света».

– По законам лирического рода каждое последующее слово в синонимической цепочке должно усиливать предыдущие.

Найти слово во второй строке, кторое становится в этом порядке ключевым, еще более эмоциональным: РЕШЁТКА – ТЕМНИЦА – …? Слайд 11

●НЕВОЛЯ. Это уже не только внешняя,

но и внутренняя несвобода.

Подчеркнуть эпитеты первой строфы . Слайд 11

-Какую атмосферу они воссоздают?

● «в темнице сырой» . « Грустный товарищ».

« Кровавая пища». «Орел молодой ». Они нагнетают негатив, передают состояние угрюмости, безрадостности состояния узников.

-А разве эпитет МОЛОДОЙ имеет негативный окрас? Слайд 11

●В этом контексте его роль – подчеркнуть насилие над природой. Молодости нужен простор.

Подчеркнуть метафору в этой строфе. Дать толкование созданного ею образа.

● «ВСКОРМЛЕННЫЙ В НЕВОЛЕ». Она придает особо тяжелый «привкус» – никогда не знавший свободы герой.

Противоположное восприятие – оно навеяно дальнейшим повествованием:

● рожденный для воли орел всё же инстинктивно «знает» о свободе…

Считаю, что такие импровизы в работе с текстом, такие ученические толкования-находки, необходимо одобрять, поощрять. Тем более что они и удивляют учителя, и запоминаются.

– Есть ли в этой строфе динамика, движение? Какой частью речи передается движение? Слайд 11, 12

Выделить найденное другим цветом.

● Движение передается глаголами. Здесь это: СИЖУ, КЛЮЕТ.

Динамики нет. И хотя КЛЮЁТ – действие, но обстоятельство ЗА ОКНОМ «замыкает» его.

Обратить внимание на деталь.

– МАХАЯ КРЫЛОМ? Одним крылом. Почему?

● Орлу тесно. Второму крылу негде развернуться.

● На одном крыле не взлетишь.

Подобное толкование, но чуть-чуть дополняющее увиденную зарисовку:

●Возможно, орел ранен или покалечился

в темнице, при попытке дотянуться до пищи

или пробиться сквозь прутья.

Для подростков и такая «вещественная» зарисовка – начало сотворчества с автором.

Радует и такой поворот мысли моих читателей:

● как бы ни было тесно вольной птице, он рвется, машет хотя бы одним крылом.

Составить два кластера (2 ученика у доски. Остальные – на рабочей карточке). Время выполнения – 2-3 минуты: 1.Орел; 2.Пушкинский орел

Этот прием (составление и сопоставление кластеров), актуализиру ющий чувственный опыт, эмоциональную память ученика, сразу перекрещивающиеся с импульсами, посылаемыми Пушкинским образом.

Комментарий по кластерам, выполненным на доске.

Фронтальная беседа – дополнение или исправление.

Следует обратить внимание на ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ . В образе Пушкинского орла есть что-то от птицы, а что-то от человека. Назвать примеченное .

-Если бы вы были художниками, какие бы цвета для иллюстрации 1 строфы предпочли?

●Темные. Серые. Черные. Красно-кровавое пятно.

Целенаправленный анализ 2-ой строфы.

Энергетика Пушкинских строк.

Осуществление связи между текстом и возникающими образами.

– Изменилось ли что-то в динамике этой строфы?

Выписать глаголы, дать комментарий.

● КЛЮЁТ, БРОСАЕТ, СМОТРИТ, ЗАДУМАЛ,

ЗОВЁТ, ВЫМОЛВИТЬ ХОЧЕТ. Глаголов, то есть действий, стало значительно больше.

Но это действия не меняют положения узников. Меняется их настроение: усиливается их желание порвать с неволей.

Внимание более подготовленных учащихся можно остановить и на том, как изменяется динамика, нарастает побудительная энергия: от раздраженного состояния, внешне выраженного отказом от пищи – КЛЮЕТ И БРОСАЕТ- к мощному побудительному призыву и « ВЗГЛЯДОМ, И КРИКОМ»: «ДАВАЙ УЛЕТИМ!».

– С последней строки и далее до конца – внутренний монолог. Чей это призыв?

●По контексту – орла.

●Но сказано: «Со мною задумал одно». Так что

Это могут быть и слова узника-человека.

●Здесь два единомышленника.

Мне нравится, если ученики доходят до такого толкования прочитанного, потому что первое слово третьей строфы (а оно по законам лирики – ключевое!) – МЫ.

Анализ 3-ей строфы.

Глубже понять смысл поэтического текста

Начнем анализ этой строфы с внимания к синтаксическим средствам выразительности. Слайд 13,14

-О чем говорит соседство 3-х восклицательных знаков?

●О том, что здесь идет призыв, побуждение к действию пронизывает весь заключительный текст.

Детальнее проследить контрастную смену картин.

-Настроение изменилось от грустно-безнадежного к оптимистичному. Последняя строфа – полная АНТИТЕЗА (противопоставление) первой.

Найти доказательства этому.

●Словесные: НЕВОЛЯ – ВОЛЬНЫЕ

● Темные тона темницы – БЕЛЕЕТ, СИНЕЕТ.

Обратить внимание на повтор: ПОРА, БРАТ, ПОРА! Дать объяснение такому приёму.

●Повтор словно меняет временное пространство: времени неволи приходит конец. Свобода зовет. Пора, пора действовать!

-Повтор слов и словосочетаний называется АНАФОРОЙ.

Найти анафору и объясните её значение в тексте.

●Три последних строки начинаются словом ТУДА. Они опять противопоставляют неволю свободе, выталкивают ОТСЮДА – ТУДА!

●Они не оставляют времени сомнениям, манят

и раскрывают в каждой строке, куда пора лететь.

●Они – подталкивающие слова.

-Попробуйте зрительно представить атмосферу того, где мыслями находятся узники.

●МОРЕ, ВЕТЕР, ГОРЫ. Неограниченное пространство. Много воздуха. Цвета насыщенные, набирающие силу, проясняющиеся,

прорезающиеся «за тучей». Недаром здесь

НЕ БЕЛЫЙ, А БЕЛЕЕТ, НЕ СИНИЙ, А СИНЕЕТ.

– Море, горы, ветер. С чем у вас ассоциируется этот ряд?

●Это восхваление свободы.

●Это гордый призыв к свободе.

-Наш лирический герой становится БРАТОМ…

– Почему глагол ГУЛЯЕМ стоит в настоящем времени? Кто гуляет? Ведь оба героя – узники?

●Внутренне герои к 3-ей строфе ощущают себя свободными.

-Вспомните начало беседы. Мы думали, что это стихотворение о…

-А теперь мы заключаем беседу словами о…

-Сколько раз в стихотворении употреблено слово СВОБОДА?

-Но жаждой её, внутренним чувствованием свободы, даже её зрительным миражем дышит каждая строка.

От накопления и осознания образных впечатлений, от пробуждения конкретных представлений и чувств мы подошли к пониманию основной авторской мысли, пафосу стихотворения.

Вопрос самым пытливым.

-Почему в последней строке два раза – многоточие. Многоточие финальное…

●Возможно, от избытка чувств, мечта

рисует еще много прелестей свободного бытия.

●А, может быть, решетка и стены темницы обрывают разыгравшееся воображение…

●Второе многоточие после местоимения Я – знак

осознанного вдруг одиночества.

●Может, дальше умолчание, не названные словами мысли о том, что делать с этим порывом к свободе?

После такого подробного анализа ученики обязательно прочувствуют слияние лирических мотивов – единоборство невольнического и свободолюбивого начал в «Узнике».

Такое сотворчество с поэтом – начало длительного пути к пониманию Пушкина.

Анализ стихотворения Пушкина Узник 6 класс

Произведение «Узник» Александр Сергеевич написал, будучи сам лишённым свободы. Лишённым не физически – поэт не был в тюрьме, – но Кишинёв был для него тюрьмой. В этом городе поэт отбывал ссылку.

У Пушкина была должность секретаря, был титул дворянина (его удалось сохранить), но не было возможности вернуться обратно в Санкт-Петербург или же в Москву. Вольнодумство вышло гению боком, впрочем, он оставался вольнодумцем все последующие годы своей жизни. Пушкин ценил свободу.

Градоначальник Кишинёва неплохо относился к Александру Сергеевичу, но поэт всё равно был оскорблён тем, как обошлись с ним. И недовольный своим положением, он пишет стихотворение, где лирический герой лишён свободы в буквальном смысле. Сидит в тюрьме.

Узник сравнивает себя с орлом, вскормлённым в неволе. А за окном пожирает свою пищу орёл-птица. Орёл видит положение заключённого и словно хочет сказать: давай улетим! Не знает птица, что герой не в силах покинуть свою камеру. Эта птица взращена на свободе, в отличие от узника.

Орёл будто понимает, что герой хочет сбежать. Они вдвоём словно задумали одно дело. Орёл смотрит на узника и кричит по-орлиному. И узнику кажется, что гордая птица зовёт его: полетели! Полетели к горам, к морям, где никого нет, кроме ветра и меня! Они птицы одного полёта, и разница лишь в их положении. Орёл не понимает, что узник не может выйти из тюрьмы, только лишь захотев этого.

Удалось ли ему сбежать из каменного мешка? Стихотворение не даёт ответа. Дальнейшее читатель может сам себе вообразить. Ни одной зацепки не даётся, здесь нет загадок. Пушкин успел сказать что хотел, написав три строфы.

И у него получилось отстоять свою свободу. Александр Сергеевич подал прошение о переводе в Одессу. Этого ссылкой не предусматривалось. Но тем не менее прошение было принято, и поэт переехал в Одессу. Там его ждала работа в канцелярии – заработок, с которым можно писать стихи свободно. Пушкин считал это своим неотъемлемым правом.

Стихотворение «Узник» пропитано жаждой свободы. Пушкин ценил свою свободу, и тем больше злости вызывала у него ссылка. Но он и дальше писал, о чём хотел и как хотел. Он писал для себя, а печатал для денег. И лишённый возможности быть свободным, поэт не прогибался, не пытался быть угодным императору, а гнул свою линию и отстаивал своё вольнодумство.

Это в том числе породило стихотворение «Узник» и много другой великой поэзии, ныне считающейся классикой русской литературы.

Анализ стихотворения Узник Пушкина

Знаменитое стихотворение “Узник”, великого русского поэта Пушкина Александра Сергеевича было написано в 1822 году в прекрасном городе нашей страны в Кишиневе.

В данный город автор был отправлен в ссылку. Причиной этому отправлению стали его произведения, в которых он говорит о любви к свободе и выражает недовольство высшей властью страны. Нужно отметить, что данную ссылку автор воспринял очень жестоко, посчитав это не чем иным, как оскорблением личности.

Основной темой данного произведения, безусловно, является тема свободы, которая была так желаема для поэта. Начиная писать это произведение, поэт сразу же описывает сырую и холодную темницу, расположенную в данном городе. У Александра Сергеевича была просто безвыходная ситуация, так как не было никакой возможности жить там, где бы он хотел. В связи с этим поэт был озлоблен, оскорблен и расстроен. Именно поэтому русский город Кишинев у поэта ассоциируется с темницей.

Стихотворение “Узник” было создано в 1822 году, во время это самой ссылки в Кишинев, южной ссылки если говорить по другому. Прибыв по месту своей ссылки, поэт был просто ошеломлен той разницей, которую он видел перед собой.

Главная тема данного произведения, тем свободы была очень ярко и насыщенно запечатлена в образе орла. Орел в данном стихотворении был узником, как и сам лирический герой.

Основная композиционная тема стихотворения, как и во многих других произведениях поэта, зрительно разделена на две части. От друг друга эти части отличаются интонацией и смысловым наполнением. Данные части совсем не контрастны, но тем не менее связаны между собой.

Для того, чтобы понять основной смысл данного произведения необходимо изучить обстоятельства, при которых оно было создано, в противном случае вы не сможете разобраться в этом.

Стихотворение довольно таки не большое, всего 12 строк, но они созданы в едином лирическом стиле, и как многие знают впоследствии, становятся песней.

В каждом слове данного произведения чувствует призыв к свободе.

Что касается литературных приемов, то здесь можно найти и метафору, и олицетворение, и эпитеты. Вообще стихотворение получилось очень насыщенным, так как поэт передал в нем все свои чувства и эмоции.

6 класс, 7, 8, 9, 10 класс краткое содержание по плану

Картинка к стихотворению Узник

Популярные темы анализов

Прекрасное по своей звуковой и цветовой гамме стихотворение «Черёмуха» было написано Сергеем Есениным в 1915г, и в этом же году прошла его публикация в журнале «Мирок». Как и многие произведения его творчества, данное относится к пейзажной лирике.

Дорога, по которой Тютчев шел к своему читателю, была длинной и достаточно сложной. В своей жизни поэт долгое время считал поэзию лишь увлечением. Его произведения стали известны, когда ему было 48 лет.

Стихотворение Зинаиды Гиппиус «Игра» читается свободно и непринужденно. Она использовала в нём простые и легкие слова. В стихотворении нет случайных, ненужных слов. Каждое стоит на своём месте, взвешенно, обдуманно. В каждой строчке

Россия стояла на пороге больших испытаний, начиналась Первая мировая война. Буквально никто не остался равнодушным к тяжестям, приготовленным судьбой. В 1915 году российская армия взяла удар на себя, обеспечив своим союзникам небольшую

К. Бальмонт – незаурядный лирик Серебряной эпохи. В многих его творениях властвуют не люди, а описательные фигуры и эмоции. Похожим образцом служить элегия «Фантазия». Элегию «Фантазия» Бальмонт издал в 1893 г. Лирик обрисовал

Анализ стихотворения Пушкина «Узник»

Проблема свободы является одной из центральных тем в литературе и поэзии, в частности. Каждый творец раскрывает ее по-своему. Это важно не только понять, но и прочувствовать. Вы когда-нибудь наверняка тоже задумывались о несвободе и ограничениях, существующих в жизни. Но Пушкин смотрит на это по-своему, с высоты птичьего полета…

Полный текст стихотворения «Узник»

Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормленный в неволе орел молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюет под окном,

Клюет, и бросает, и смотрит в окно,

Как будто со мною задумал одно.

Зовет меня взглядом и криком своим

И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер… да я!…»

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Узник»

Гимном свободе признано известное стихотворение А.С. Пушкина «Узник». Написанное в молодости произведение навеяно тоскливым настроением во время ссылки в Кишинев, где автор с его буйным нравом часто попадал под домашний арест.

Также одним из разнообразий скучных будней для молодого Пушкина стало посещение тюрьмы и общение с арестантами, наблюдение за их переживаниями. Во дворе кишиневской темницы поэт увидел и двух прикованных орлов, что дало толчок к написанию стихотворения, где красной нитью проходит этот свободолюбивый образ.

Основная тема стиха — свобода человеческой мысли, которую не могут сковать никакие узы и преграды. Примечательно, что само слово «свобода» автор не употребляет. Но настолько насыщает строки ассоциациями, что тема ясна и понятна любому читателю.

Композиция

«Узник» состоит из трех строф. Постепенно автор из мрачной тоскливой угнетенности первой строфы переводит читателя через надежду на освобождение к радости свободы в конце стихотворения.

Первая строфа построена на противопоставлении запертого в сырой темнице узника и молодого орла за решеткой на воле. Лирический герой видит в птице воплощение себя, своих свободолюбивых мыслей. Некоторые критики из-за образа, клюющего «кровавую пищу» орла видели в этом произведении Пушкина посвящение декабристам, с которыми был знаком и общался молодой поэт.

Вторая строфа сводит вместе героя и вольную птицу, которая заглядывает в окно и призывает с собой улететь. И третья строфа описывает радость вольной жизни, поэтому наполнена светлым настроением, жизнеутверждающим.

Описание двух параллельных образов и настроений говорит о романтическом характере лирики.

Размер

Написано стихотворение амфибрахием, рифмы — парные. В итоге при прочтении создается впечатление ровного размеренного ритма, похожего на метроном. Это придает лирике торжественный, мрачный тон, который, однако, совсем не снижает высокого настроения надежды последних строк.

Образы и тропы

Стихотворение насыщенно романтическими образами. Этому стилю присущ уход в параллельную реальность от действительности. И в стихотворении «Узник» ясно видна параллель и сравнение между лирическим героем и молодым орлом.

Южный Кишинев у поэта ассоциировался с тюрьмой и «решеткой» из-за невозможности выехать в привычные Петербург и Москву. Бессильная злоба бунтаря Пушкина видна в первой строфе стихотворения и выражается эпитетами: темница сырая, пища кровавая

Эпитетом «орел молодой» автор подчеркивает безрадостную участь узников, ведь вольная птица лишена полета и свободы. Фактически, совершается насилие над природой. Использование метафоры «мой грустный товарищ» еще более усиливает печальное настроение первой строфы.

Через олицетворения автор продолжает описывать угрюмую участь узника: взглядом зовет, ветер гуляет, хочет вымолвить.

Третья строфа начинается с утвердительного восклицания: «Мы вольные птицы; пора, брат, пора!», и динамика усиливается. Дух свободы чувствуется в каждой строке. Автор нагнетает радостное ликование при помощи анафоры. Образ свободы не указывается прямо, а передается через ассоциации со словами: гора, морские края, ветер. За эту вольнолюбивую тематику стихотворение принято еще называть «гимном поэзии».

«Узник» — одна из первых попыток поэта осмыслить свое предназначение и осознать свое творческое призвание. Именно в Кишиневе А.С. Пушкин определил для себя главную составляющую плодотворного творчества — свобода от условностей и ограничений. Только в безграничном полете фантазии и творчества поэт может искренне служить музе.

Краткий анализ стихотворения узник для 6 класса

Александр Пушкин посвятил данное стихотворение моменту своей жизни, когда он вынужден был находиться в Кишиневе. Поэт был отправлен туда на службу в канцелярии. Хоть это и не было лишением свободы, Пушкин воспринимал это именно так, для него было тяжко находиться там. Написано стихотворение было в 1822 году.

С самого начала чтения мы можем увидеть мотивы печали, поэт называет Кишинев темницей. Да, он несомненно мог делать то, что хочет сам, но у него не имелось возможности вернуться в Санкт-Петербург, поэтому для великого поэта это было сродни заточению, темнице сырой.

Что означает образ орла в стихотворении? Так как Пушкина раздражала его участь в городе, то с помощью такого образа он выражал свое собственное «я», как бы заявляя о том, что он гордая птица, его нельзя просто так запереть.

Вполне прямо поэт заявляет о том, что терпеть дальше он не будет, он летит туда, где «за тучей белеет гора», «синеет море». Пушкин действительно попал в будущем в те места, которые описывал, перевелся на службу в Одессу.

В конце поэт заявляет: «только ветер, да я!». Давая понять абсолютно всем, что он словно ветер, никому нельзя изменить его судьбу, он свободен. Свобода-это ключевое слово, которое описывает смысл стихотворения. Главная потребность любого человека-свобода.

Стихотворение «Узник» — анализ

Вариант 1

Стихотворение «Узник», написанное Александром Пушкиным в 1822 году, относится к периоду его южной ссылки (1820–1824 гг.), когда поэт по приказу генерал-губернатора Санкт-Петербурга был вынужден покинуть столицу и отправиться в Кишинев. Несмотря на то, что местный градоначальник, князь Иван Инзов, относился к поэту достаточно снисходительно, новое назначение на службу в канцелярию отдаленной провинции Пушкин воспринял, как личное оскорбление.

Будучи по своей натуре свободолюбивым и лишенный права выбора, поэт понимал, что за слишком вольные стихи его ожидала, как минимум, ссылка в Сибирь. И лишь благодаря ходатайству друзей он сохранил титул дворянина и должность коллежского секретаря. Тем не менее, свое пребывание вы пыльном и грязном Кишиневе поэт воспринимал как заточение. И именно этому периоду жизни посвятил стихотворение «Узник».

С первых строк Александр Пушкин рисует весьма печальную картину, сравнивая южный город с сырой темницей. Он был волен в своих поступках и довольно часто игнорировал служебные обязанности, однако отсутствие возможности вернуться в Санкт-Петербург или же Москву вызывало у поэта чувство бессильной злобы. Поэтому знойный юг ассоциировался у него с тюремной камерой, а работа в канцелярии – с заточением.

Образность, с которой Пушкин характеризует этот период жизни, усилена множеством метафор. Так, в стихотворении «Узник», чтобы подчеркнуть безвыходность своего положения, поэт проводит параллель с орлом, вскормленным в неволи, который является его собратом по несчастью. При этом автор отмечает, что гордая птица, никогда не испытывавшая пьянящего чувства свободы, гораздо сильнее и свободолюбивее, чем он, потому как своим криком и взглядом она словно «…вымолвить хочет: «Давай, улетим!»».

И, поддавшись ее уговорам, сам поэт осознает – «мы вольные птицы; пора, брат, пора!». Что именно имел ввиду Пушкин, сравнивая себя с молодым орлом? В первую очередь, это было осознанием собственного свободолюбивого «я», в результате чего раздражительность поэта лишь усиливалась. Автор понимал, что он рожден свободным и независимым человеком, и никто не вправе указывать, как и где ему жить.

Однако существующий царский режим стремится навязать свои правила игры всем подданным Российской империи вне зависимости от титулов и ранга. Это открытие не только шокирует поэта, но и заставляет искать выход из сложившейся ситуации. В стихотворении «Узник» он довольно недвусмысленно намекает на то, что собирается отправиться «туда, где синеют морские края». И действительно, вскоре поэт подает прошение на имя графа Воронцова, являющегося градоначальником Одессы, о переводе его на службу в канцелярию этого портового города.

Такой шаг вызван нежеланием покинуть скучный провинциальный Кишинев, а стремлением хоть что-то изменить в своей судьбе и поступить наперекор власть имущим, нарушив их прямой приказ. Сам по себе перевод в Одессу не изменил судьбу поэта, который по-прежнему вынужден был жить в ссылке, однако позволил ему самоутвердиться и доказать, что лишь он сам вправе распоряжаться собственной жизнью. А значит – никто не в силах запретить поэту писать стихи и делать их достоянием общественности.

Примечательно, что именно в южной ссылке Александр Пушкин в полной мере осознал себя причастным к русской литературе и впервые попытался сформулировать, что значит быть поэтом. Самым первым условием для этого является духовная свобода, поэтому, находясь в ссылке, Пушкин создал множество по-настоящему талантливых и восхитительных произведений, среди которых и стихотворение «Узник», ставшее своеобразным жизненным девизом молодого поэта.

Вариант 2

В 1820 году по приказу губернатора Петербурга за ряд обличительных эпиграмм Пушкин был выслан из столицы и отправлен в Кишинёв.

Будучи очень свободолюбивым, Пушкин, которого ограничили в возможностях передвижения и направили на службу в канцелярию, воспринял такое решение унизительным и оскорбительным. Он понимал, что заслуживал ссылку в Сибирь, а такое положение дел обеспечили лишь ходатайства его многочисленных друзей, но все равно воспринимал жизнь в Кишинёве как невыносимую ссылку. Именно этим годам жизни поэт и посвятил свое стихотворение «Узник».

Буквально с первых строк автор создает грустную картину бытия, сравнивая город, в котором он оказался с сырой темницей. Он не был закрепощен работой, так как относился к ней без особого старания. А вот невозможность посещения Петербурга и Москвы тяготила поэта. Поэтому и жаркий южный город стал для поэта синонимом тюремной камеры.

Для того, чтобы показать безвыходность своего положения, поэт сравнивает себя с орлом, выросшим в неволи. Пушкин знает, что был рожден

свободным человеком, и никто не имеет права указывать, где и каким образом ему жить. Однако царский режим пытается навязать свои правила всем людям в России вне зависимости от социальной принадлежности. Это понимание мучает поэта и заставляет искать выход из положения.

Действительно в стихотворении поэт намекает на то, что готов отправиться в морские края. Вскоре поэт и в правду подает прошение на имя градоначальника Одессы о переводе его на работу в канцелярию этого города. Такое действие не вызвано желанием убежать из провинциального Кишинева, а попыткой хоть как-то изменить свою судьбу и пойти против власти, нарушив их приказ. Этот перевод не изменил судьбы поэта, ведь он по-прежнему был в ссылке, но Пушкин самоутвердился и доказать прежде всего себе самому, что лишь он сам вправе распоряжаться своей жизнью.

Именно в Одессе поэт впервые сформулировал, что значит быть поэтом. Главным условием для этого он считает духовную свобода, поэтому получив хотя бы глоток свежего воздуха, Пушкин смог создать множество поистине талантливых произведений, чарующих сердца и по сей день.

Вариант 3

Для того, чтобы лучше понять смысл произведения, следует узнать какие именно жизненные обстоятельства были причиной его написания.

В мае 1820 года Пушкин был вынужден уехать из столицы. Как и многие другие авторы в это время он писал много вольнодумных произведений, и дабы не иметь проблем с царским режимом отправился в гости к генералу Раевскому.

Его ссылка проходила в Крыму на фоне живописной природы, лазурного моря в компании семьи, которая ценила его талант. Однако пришло время отравляться на место службы в Кишинев. Природа здесь была разительно другая — выжженная солнцем бесплодная степь. Однообразная служба, скучная жизнь и зависимость от начальства привели Пушкина в унылое настроение, тогда и был создан стих «Узник».

Произведение небольшое, всего 12 строк, оно создано в лирическом стиле и впоследствии стало песней.

Во всем стихотворении чувствуется призыв к свободе. Стих поделен на 3 части. Сначала автор рисует свое неприглядное существование, даже жизнью это не зазовешь, в сырой темнице.

Затем стих набирает обороты, Пушкин сравнивает своего героя с орлом, выращенным в неволе — свободным духом, но физически скованным. И наибольшей кульминации достигает стихотворение в конце в призыве к свободе. А на последних словах достигает наивысшей ноты и повисает: «лишь ветер… да я!»

Для лирического героя свобода представляется чем-то прекрасным и светлым. Разным настроением проникнуто произведение, сначала безнадежность и пустота сменяется порывом чувств и надеждой.

Свобода — это естественное состояние любого живого существа, потому всякая неволя так противоречит естеству.

Удивительно, но в самом стихе Пушкин ни разу не употребил слово «свобода», хотя так ее вожделел.

Произведение поэта написано просто, но в этой простоте гениальность. Олицетворение «гуляет ветер» великолепно передает невесомое ощущение воли, словосочетание «темница сырая» как ничто другое изображает физическую скованность свободолюбивой натуры.

Стих «Узник» производит незабываемое впечатление, оно просто и торжественно, и трагично.

Вариант 4

Стихотворение «Узник» Пушкин написал в кишиневской ссылке в 1822 году. Молодой поэт был сослан за вольнодумство в отдаленную южную провинцию. Пыльные степи, жара, скука и однообразная работа в канцелярии сильно угнетали молодого человека. Окна в доме, где жил Пушкин, были забраны решетками, а губернатор Инзов, который присматривал за неблагонадежным поэтом, частенько сажал его под домашний арест. Впрочем, это делалось в интересах вспыльчивого Александра Сергеевича. Известно, что именно в Кишиневе произошло большинство дуэлей поэта.

Развлечений в городе практически не было, зато там находился огромный острог. Пушкин часто посещал его и беседовал с арестантами. Во дворе острога поэт видел двух молодых орлов, прикованных за лапы. Исследователи пушкинского творчества отмечают, что в это время Александр Сергеевич сблизился с будущими декабристами, идеи которых наверняка повлияли на мироощущение поэта. Пушкин горячо также приветствовал освободительное движение балканских народов от турецкого владычества, которое широко развернулось на юге. Все эти впечатления и вылились в удивительный по силе гимн свободе – стихотворение «Узник» .

Это произведение относится к романтическим стихотворениям Александра Сергеевича. Оно состоит всего из двенадцати строк, написанных амфибрахием с парными рифмами, и разделено на три части. Здесь нет привычного для Пушкина контраста между фрагментами, хотя произведение полностью построено на противопоставлении свободы и рабства. Сюжет развивается согласно схеме: тоска в темнице – надежда на освобождение – радость вольной жизни.

В первой строфе жизненное пространство героя ограничено тесной тюремной камерой и небольшой площадкой за ее окном. В заключительном четверостишии перед героем раскрывается весь мир: бескрайний морской простор и величественные горы, чьи вершины теряются в облаках. Вторая строфа является переходной. Обилие в ней глаголов (клюет, бросает, смотрит) усиливает мотив безысходности в начале стихотворения. Заканчивается «Узник» страстным призывом к воле.

Динамику сюжета подчеркивает глагольный ряд: «сижу» (в первой строфе), «давай улетим» (во второй строфе) и «гуляем» (третья строфа). В результате оптимистичная заключительная часть стихотворения резко отличается от его мрачного начала, хотя понятно, что свобода пока не стала реальной. Она существует лишь в воображении человека.

Герои произведения – узник и орел. Общность их стремлений неоднократно подчеркивается автором. Узник называет птицу «товарищем» и предполагает, что у них единый замысел – вырваться на волю. Орел призывает своего «брата» улететь на просторы и признает родство с узником – «мы вольные птицы». Повышают эмоциональный накал текста олицетворения: орел зовет взглядом, «вымолвить хочет» .

Повторение слова «пора» в заключительном четверостишии усиливает призыв к освобождению. Последние строки стихотворения начинаются одним и тем же словом «туда». которое еще больше подчеркивает стремление героев к вольной жизни. Интересно, что само слово «свобода» Пушкин здесь не использовал.

Стихотворение «Узник» пронизано символами свободы. орел, море, горы, ветер. Даже решетка и темница воспринимаются лишь как временные атрибуты. Ведь речь идет не только о заточении в тюрьме. Смысл произведения намного глубже. Пушкин показывает, что свободолюбивый дух человека (поэта) невозможно удержать в клетке условностей и запретов. Он вырвется на волю даже в том случае, если сам узник останется в камере.

Для создания гнетущей тюремной атмосферы поэт применяет единственный эпитет – «сырой». но в сочетании со словом «темница» он дает сильный эффект. Читателю сразу представляется тесное, темное и сырое помещение тюремной камеры. Строка «вскормленный в неволе орел молодой» обладает не менее сильным воздействием. Ведь орлы – свободолюбивые птицы и очень тяжело переносят неволю. Их стремление вырваться из заточения – естественно. Орел не признает себя побежденным и копит силы, чтобы в подходящий момент освободиться из плена.

Во времена Пушкина и позже многие видели в «Узнике» призыв к свержению крепостного строя и даже самодержавия. Показательно, что стихотворение стало популярной народной песней – настолько его образы близки к фольклору.

Одноименное стихотворение “Узник” Лермонтова многие считают продолжением пушкинской тематики.

Анализ стихотворения Пушкина Узник 6 класс

Кратко для 6 класса

Стихотворение «Узник» было написано в 1822 году в Кишенёве. Туда он попал в ссылку за свои стихи о любви к свободе. Для него это было воспринято как оскорбление личности.

Основная тема, раскрываемая в стихотворении — тема свободы. Поэт сразу же описывает сырую темницу, в городе, в котором находится. У Пушкина не было никакой возможности жить на данный период в Москве или Петербурге, он был озлоблен, оскорблен. И именно из-за этого, Кишенев у поэта ассоциируется с темницей.

Чтобы показать всю безвыходность своей ситуации, поэт сравнивает себя с орлом, которых хочет свободы, но вынужден сидеть в заточении. Но мысли его находятся там, по ту сторону решетки. Они свободны, удержать их невозможно.

С одной стороны Пушкин понимал, что он свободный, и он сам вправе выбирать, где и как ему жить. Но с другой стороны, в стране установилась власть высшего чина, и он бессилен.

Автор пишет, что хочет отправиться туда, где море и тепло, и его мечта сбывается, его отправляют в Одессу. Наконец Пушкин покидает Кишинев, теперь он хоть что-то изменит в своей жизни, и уже не будет в заточении. Перевод в Одессу не изменил жизнь Пушкина, он по-прежнему был в ссылке, но поэт доказал себе, что он свободный человек, и вправе распоряжаться своей жизнью.

Анализ стихотворения А.С. Пушкина “Узник”

Стихотворение «Узник» было написано в 1822 году, во время «южной» ссылки. Приехав к месту своей постоянной службы, в Кишинев, поэт был потрясен разительной переменой: вместо цвету­щих крымских берегов и моря — выжженные солнцем бесконечные степи. Кроме того, сказалось отсутствие друзей, скучная, однообразная работа и ощущение полной зависимости от начальства. Пушкин чувствовал себя пленником. В это время и было создано стихотворение «Узник».

Главная тема стихотворения «Узник» — тема свободы, ярко воплощенная в образе орла. Орел — пленник, как и лирический герой. Он вырос и вскормлен в неволе, он никогда не знал свободы и тем не менее стремится к ней. В призыве орла к свободе («Давай улетим!») реализуется идея пушкинского стихотворения: человек должен быть свободен, как птица, потому что свобода — это естественное состояние каждого живого существа.

Композиция. «Узник», как и многие другие стихотворения Пушкина, делится на две части, отличающиеся друг от друга интонацией и тоном. Части не контрастны, но постепенно тон лири­ческого героя становится все более взволнованным. Во второй строфе спокойный рассказ стреми­тельно переходит в страстный призыв, в крик о свободе. В третьей он достигает своего пика и как бы зависает на самой высокой ноте на словах «. лишь ветер. да я!»

Анализ стихотворения Пушкина «Узник»

Для того, чтобы лучше понять смысл произведения, следует узнать какие именно жизненные обстоятельства были причиной его написания.

В мае 1820 года Пушкин был вынужден уехать из столицы. Как и многие другие авторы в это время он писал много вольнодумных произведений, и дабы не иметь проблем с царским режимом отправился в гости к генералу Раевскому.

Его ссылка проходила в Крыму на фоне живописной природы, лазурного моря в компании семьи, которая ценила его талант. Однако пришло время отравляться на место службы в Кишинев. Природа здесь была разительно другая — выжженная солнцем бесплодная степь. Однообразная служба, скучная жизнь и зависимость от начальства привели Пушкина в унылое настроение, тогда и был создан стих «Узник».

Произведение небольшое, всего 12 строк, оно создано в лирическом стиле и впоследствии стало песней.
Во всем стихотворении чувствуется призыв к свободе. Стих поделен на 3 части. Сначала автор рисует свое неприглядное существование, даже жизнью это не зазовешь, в сырой темнице.

Затем стих набирает обороты, Пушкин сравнивает своего героя с орлом, выращенным в неволе — свободным духом, но физически скованным. И наибольшей кульминации достигает стихотворение в конце в призыве к свободе. А на последних словах достигает наивысшей ноты и повисает: «лишь ветер… да я!»

Для лирического героя свобода представляется чем-то прекрасным и светлым. Разным настроением проникнуто произведение, сначала безнадежность и пустота сменяется порывом чувств и надеждой.

Свобода — это естественное состояние любого живого существа, потому всякая неволя так противоречит естеству.
Удивительно, но в самом стихе Пушкин ни разу не употребил слово «свобода», хотя так ее вожделел.

Произведение поэта написано просто, но в этой простоте гениальность. Олицетворение «гуляет ветер» великолепно передает невесомое ощущение воли, словосочетание «темница сырая» как ничто другое изображает физическую скованность свободолюбивой натуры.

Стих «Узник» производит незабываемое впечатление, оно просто и торжественно, и трагично.

А.С. Пушкин, «Узник»: анализ стихотворения

Во время пребывания в южной ссылке очень много интересных и глубокомысленных стихотворений сочинил Пушкин. «Узник» был написан в 1822 году, когда Александр Сергеевич пребывал на должности коллежского секретаря в Кишиневе. За свободолюбивый нрав поэта в 1820 году генерал-губернатор Санкт-Петербурга отправил его в южную ссылку. Хоть градоначальник Кишинева князь Иван Инзов к Пушкину относился вполне благосклонно, но писатель чувствовал себя на чужбине стесненно.

Александр Сергеевич воспринял назначение в канцелярию отдаленной, пыльной и грязной провинции как личное оскорбление. Он мог ответить на него вольными стихами, но понимал, что за такое власти могут отправить его в Сибирь. Лишь ходатайство влиятельных друзей помогло ему сохранить прежнюю должность и титул дворянина. В Кишиневе, словно в заточении, чувствовал себя Пушкин. «Узник» – это стихотворение, точно описывающее настроение поэта, пребывающего в вынужденной ссылке.

Южный город с первых же строк Александр Сергеевич сравнивает с сырой темницей, чем рисует весьма печальную и унылую картину. У читателя создается впечатление, что лирический герой и правда пребывает под стражей, сидит в камере и на мир глядит через небольшое окошко. Не зря поэт ассоциирует себя с молодым орлом, ведь он всегда был вольным в своих поступках и действиях, довольно часто пренебрегал служебными обязанностями. Стих «Узник» Пушкин написал, чтобы показать безысходность ситуации и свою беспомощность.

Герой в произведении общается с выращенным в неволе орлом. Но человек понимает, что даже эта птица, не знавшая никогда чувства свободы, гораздо сильнее его и свободолюбивее. Орел то и дело поднимает свой взгляд и криком, будто хочет сказать: «Давай, улетим». Из-за невозможности возвратиться в Москву или Санкт-Петербург лишь чувство бессильной злобы испытывал Пушкин. «Узник» – это жизненный девиз поэта, в этом стихотворении он осознает, что является вольной птицей, которой не должны указывать, что делать.

Александр Сергеевич проводит параллель с орлом, тем самым подчеркивая свободолюбивое «я» и это раздражает его еще больше, ведь он понимает, что рожден свободным человеком, а вынужден кому-то подчиняться, делать все по указке царского режима. Все подданные Российской империи, независимо от рангов и титулов, обязаны играть по особым правилам, навязанным царем. Начало протеста и символизирует стихотворение «Узник». Пушкин, анализ произведения позволяет разобраться в чувствах автора, уже тогда задумал поступить наперекор властям и изменить что-то в своей судьбе. В стихе он намекает, что скоро отправится в морские края, и правда вскоре подает прошение на имя графа Воронцова о переводе в канцелярию Одессы.

Лишь в южной ссылке окончательно осознал свое предназначение и место в русской литературе Пушкин. «Узник» – это лишь одно из гениальных произведений того периода. В 20-е годы XIX века Александр Сергеевич сочинил очень много восхитительных и по-настоящему талантливых стихотворений. Пребывая далеко от родины, поэт осознал, что для него значит духовная свобода.

Текст «Узник» А.Пушкин

Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,

Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно;
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я. »

Анализ стихотворения Пушкина «Узник»

Стихотворение «Узник», написанное Александром Пушкиным в 1822 году, относится к периоду его южной ссылки (1820-1824 гг.), когда поэт по приказу генерал-губернатора Санкт-Петербурга был вынужден покинуть столицу и отправиться в Кишинев. Несмотря на то, что местный градоначальник, князь Иван Инзов, относился к поэту достаточно снисходительно, новое назначение на службу в канцелярию отдаленной провинции Пушкин воспринял, как личное оскорбление. Будучи по своей натуре свободолюбивым и лишенный права выбора, поэт понимал, что за слишком вольные стихи его ожидала, как минимум, ссылка в Сибирь. И лишь благодаря ходатайству друзей он сохранил титул дворянина и должность коллежского секретаря. Тем не менее, свое пребывание вы пыльном и грязном Кишиневе поэт воспринимал как заточение. И именно этому периоду жизни посвятил стихотворение «Узник».

С первых строк Александр Пушкин рисует весьма печальную картину, сравнивая южный город с сырой темницей. Он был волен в своих поступках и довольно часто игнорировал служебные обязанности, однако отсутствие возможности вернуться в Санкт-Петербург или же Москву вызывало у поэта чувство бессильной злобы. Поэтому знойный юг ассоциировался у него с тюремной камерой, а работа в канцелярии – с заточением.

Образность, с которой Пушкин характеризует этот период жизни, усилена множеством метафор. Так, в стихотворении «Узник», чтобы подчеркнуть безвыходность своего положения, поэт проводит параллель с орлом, вскормленным в неволи, который является его собратом по несчастью. При этом автор отмечает, что гордая птица, никогда не испытывавшая пьянящего чувства свободы, гораздо сильнее и свободолюбивее, чем он, потому как своим криком и взглядом она словно «…вымолвить хочет: «Давай, улетим!»».

И, поддавшись ее уговорам, сам поэт осознает – «мы вольные птицы; пора, брат, пора!». Что именно имел ввиду Пушкин, сравнивая себя с молодым орлом? В первую очередь, это было осознанием собственного свободолюбивого «я», в результате чего раздражительность поэта лишь усиливалась. Автор понимал, что он рожден свободным и независимым человеком, и никто не вправе указывать, как и где ему жить. Однако существующий царский режим стремится навязать свои правила игры всем подданным Российской империи вне зависимости от титулов и ранга. Это открытие не только шокирует поэта, но и заставляет искать выход из сложившейся ситуации. В стихотворении «Узник» он довольно недвусмысленно намекает на то, что собирается отправиться «туда, где синеют морские края». И действительно, вскоре поэт подает прошение на имя графа Воронцова, являющегося градоначальником Одессы, о переводе его на службу в канцелярию этого портового города. Такой шаг вызван не желанием покинуть скучный провинциальный Кишинев, а стремлением хоть что-то изменить в своей судьбе и поступить наперекор власть имущим, нарушив их прямой приказ. Сам по себе перевод в Одессу не изменил судьбу поэта, который по-прежнему вынужден был жить в ссылке, однако позволил ему самоутвердиться и доказать, что лишь он сам вправе распоряжаться собственной жизнью. А значит – никто не в силах запретить поэту писать стихи и делать их достоянием общественности.

Примечательно, что именно в южной ссылке Александр Пушкин в полной мере осознал себя причастным к русской литературе и впервые попытался сформулировать, что значит быть поэтом. Самым первым условием для этого является духовная свобода, поэтому, находясь в ссылке, Пушкин создал множество по-настоящему талантливых и восхитительных произведений, среди которых и стихотворение «Узник», ставшее своеобразным жизненным девизом молодого поэта.

«Узник», анализ стихотворения Александра Пушкина

Стихотворение «Узник» Пушкин написал в кишиневской ссылке в 1822 году. Молодой поэт был сослан за вольнодумство в отдаленную южную провинцию. Пыльные степи, жара, скука и однообразная работа в канцелярии сильно угнетали молодого человека. Окна в доме, где жил Пушкин, были забраны решетками, а губернатор Инзов, который присматривал за неблагонадежным поэтом, частенько сажал его под домашний арест. Впрочем, это делалось в интересах вспыльчивого Александра Сергеевича. Известно, что именно в Кишиневе произошло большинство дуэлей поэта.

Развлечений в городе практически не было, зато там находился огромный острог. Пушкин часто посещал его и беседовал с арестантами. Во дворе острога поэт видел двух молодых орлов, прикованных за лапы. Исследователи пушкинского творчества отмечают, что в это время Александр Сергеевич сблизился с будущими декабристами, идеи которых наверняка повлияли на мироощущение поэта. Пушкин горячо также приветствовал освободительное движение балканских народов от турецкого владычества, которое широко развернулось на юге. Все эти впечатления и вылились в удивительный по силе гимн свободе – стихотворение «Узник» .

Это произведение относится к романтическим стихотворениям Александра Сергеевича. Оно состоит всего из двенадцати строк, написанных амфибрахием с парными рифмами, и разделено на три части. Здесь нет привычного для Пушкина контраста между фрагментами, хотя произведение полностью построено на противопоставлении свободы и рабства. Сюжет развивается согласно схеме: тоска в темнице – надежда на освобождение – радость вольной жизни.

В первой строфе жизненное пространство героя ограничено тесной тюремной камерой и небольшой площадкой за ее окном. В заключительном четверостишии перед героем раскрывается весь мир: бескрайний морской простор и величественные горы, чьи вершины теряются в облаках. Вторая строфа является переходной. Обилие в ней глаголов (клюет, бросает, смотрит) усиливает мотив безысходности в начале стихотворения. Заканчивается «Узник» страстным призывом к воле.

Динамику сюжета подчеркивает глагольный ряд: «сижу» (в первой строфе), «давай улетим» (во второй строфе) и «гуляем» (третья строфа). В результате оптимистичная заключительная часть стихотворения резко отличается от его мрачного начала, хотя понятно, что свобода пока не стала реальной. Она существует лишь в воображении человека.

Герои произведения – узник и орел. Общность их стремлений неоднократно подчеркивается автором. Узник называет птицу «товарищем» и предполагает, что у них единый замысел – вырваться на волю. Орел призывает своего «брата» улететь на просторы и признает родство с узником – «мы вольные птицы». Повышают эмоциональный накал текста олицетворения: орел зовет взглядом, «вымолвить хочет» .

Повторение слова «пора» в заключительном четверостишии усиливает призыв к освобождению. Последние строки стихотворения начинаются одним и тем же словом «туда». которое еще больше подчеркивает стремление героев к вольной жизни. Интересно, что само слово «свобода» Пушкин здесь не использовал.

Стихотворение «Узник» пронизано символами свободы. орел, море, горы, ветер. Даже решетка и темница воспринимаются лишь как временные атрибуты. Ведь речь идет не только о заточении в тюрьме. Смысл произведения намного глубже. Пушкин показывает, что свободолюбивый дух человека (поэта) невозможно удержать в клетке условностей и запретов. Он вырвется на волю даже в том случае, если сам узник останется в камере.

Для создания гнетущей тюремной атмосферы поэт применяет единственный эпитет – «сырой». но в сочетании со словом «темница» он дает сильный эффект. Читателю сразу представляется тесное, темное и сырое помещение тюремной камеры. Строка «вскормленный в неволе орел молодой» обладает не менее сильным воздействием. Ведь орлы – свободолюбивые птицы и очень тяжело переносят неволю. Их стремление вырваться из заточения – естественно. Орел не признает себя побежденным и копит силы, чтобы в подходящий момент освободиться из плена.

Во времена Пушкина и позже многие видели в «Узнике» призыв к свержению крепостного строя и даже самодержавия. Показательно, что стихотворение стало популярной народной песней – настолько его образы близки к фольклору.

Послушайте стихотворение Пушкина Узник

Читайте также:  Пушкин Песнь о Вещем Олеге читать полный текст онлайн
Ссылка на основную публикацию