В Назарете – краткое содержание рассказа Лагерлеф

В Назарете

Сельма Лагерлёф

Однажды, когда Иисусу было всего пять лет, Он сидел на крылечке своего дома в Назарете и лепил из мягкой глины, которую дал Ему сосед-горшечник, птичек-кукушек.

Мальчик был весел и радостен, как, кажется, ещё никогда. Все дети в околотке не раз говорили Иисусу, что горшечник — суровый и злой человек, что ни ласковыми взглядами, ни сладкими речами нельзя размягчить сердце старика, — и мальчик не решался попросить у него кусочка глины. Но сегодня — мальчик и сам не знает, как это случилось, — Он пришёл к дому горшечника, и в то время, когда Иисус стоял на пороге дома горшечника и даже не успел ещё сказать ни одного слова, а только смотрел, как работает горшечник, и очень хотел получить хоть кусочек глины, — старик вдруг молча встал, вышел из лавки и дал мальчику столько глины, что из неё можно было бы вылепить целый жбан для вина.

На ступеньках соседнего дома сидел Иуда. Это был чрезвычайно уродливый ребёнок с рыжими жёсткими волосами; лицо его вечно было в синяках и царапинах, а платье изорвано от ежедневных драк, в которых он постоянно участвовал со всеми уличными мальчишками. Но сейчас Иуда сидел тихо и трудился над той же работой, что и Иисус, — лепил из глины.

Однако глину он не сам раздобыл: Иуда не посмел бы и на глаза показаться горшечнику, который подозревал, что злой мальчик исподтишка забавлялся тем, что бросал камни в хрупкую посуду, над которой трудился горшечник, и разбивал её на мелкие куски. Горшечник давно был зол на Иуду и с удовольствием побил бы его своей длинной палкой, если бы представился случай. Глиной поделился с Иудой Иисус.

По мере того как оба мальчика изготовляли своих глиняных кукушек, они расставляли птиц по земле в кружок перед собой. Глиняные птички выглядели точно так же, как выглядели во все времена и выглядят и теперь, когда их изготовляют маленькие художники. У каждой птицы была одна толстая, в виде тумбочки, нога, на которой она стояла, коротенький хвостик, никакой шеи и едва заметные крылышки.

Но, как это часто случается, вскоре же сказалась большая разница в работе обоих мальчиков. Иудины птички были все так кривобоки, что всё время падали и никак не могли стоять; как ни трудился Иуда, стараясь своими неловкими, жёсткими пальцами придать птицам правильную форму, ему это никак не удавалось, и птицы выходили одна уродливее другой. Иуда украдкой посматривал в сторону Иисуса, чтобы уловить, как Он делает, что Его птички получаются такие ровные, гладкие, как листья на дубах горы Фавор.

Чем больше изготовлял Иисус птичек, тем становился веселее; с каждой новой кукушкой радость всё ярче заливала Его приветливое личико. Мальчик находил своих птичек прекрасными и с гордостью и любовью оглядывал их.

Эти птички будут товарищами Его игр, они заменят Ему маленьких братьев и сестёр; они будут спать с Ним, в Его постельке, будут с Ним разговаривать, петь Ему свои песни, когда Иисус будет оставаться один. Никогда ещё мальчик не чувствовал себя таким богатым, никогда больше не будет Он скучать в одиночестве, когда Мать уйдёт на работу.

Мимо маленького художника проходил рослый водонос, согнувшись под своей тяжёлой ношей, а за ним следом проехал верхом продавец зелени; он смешно возвышался на спине своего осла среди огромных пустых корзин. Водонос остановился, чтобы передохнуть, он положил свою руку на белокурую головку Иисуса и стал расспрашивать о Его птичках. Мальчик с радостью рассказывал ему, что у каждой птички будет своё имя и все они будут петь. Все эти птички прилетели к Нему из далёких чужих стран, и каждая рассказывает Иисусу о том, что видела и слышала, такие чудесные вещи! Так говорил Иисус о том, что рассказывают Ему птички, что и водонос и зеленщик забыли о своих делах и долго стояли и слушали Его.

Когда водонос взвалил на спину свой мех с водой, а зеленщик был готов двинуться в путь, Иисус крикнул им:

— Посмотрите же, каких хорошеньких птичек сделал Иуда!

Зеленщик придержал осла и ласково обратился к Иуде, спрашивая его, есть ли и у его птичек имена и умеют ли они петь. Но Иуда ничего не ответил ему, упрямо молчал, не поднимая глаз от работы, и раздосадованный зеленщик толкнул ногой одну из его кукушек и поехал дальше.

Прошёл день, и солнце стало так низко, что лучи его проникали сквозь узкие городские ворота, украшенные гордым римским орлом; эти ворота находились в конце улицы. Солнечные лучи к концу дня стали совсем красными и окрашивали в пурпур всё, что попадалось им по пути в узкой улице Назарета. Они одинаково окрасили и посуду горшечника, и доски плотника, и белый платок на голове Марии.

Но прекраснее всего сверкали кровавым блеском лучи заходящего солнца в двух маленьких лужицах, оставшихся от недавнего дождя между камнями мостовой.

Иисус быстро опустил руку в лужицу, которая была к Нему ближе: Ему вдруг пришла в голову мысль окрасить солнечным пурпуровым лучом, который придал всему кругом такой прекрасный живой цвет, своих серых птичек.

И солнечный луч был счастлив, что мальчик заметил его, и охотно дал поймать себя маленьким ручкам Иисуса; а когда мальчик стал красить им, как обыкновенной краской, своих птичек, луч спокойно и послушно покрыл всё тело птички, от головы до хвостика, и глиняная серая птичка вдруг засверкала алым румянцем, как алмазное сияние.

Иуда не переставая поглядывал на Иисуса, чтобы следить, как подвигается Его работа и лучше ли Его птички; он вскрикнул от удивления, когда увидел, как Иисус красит своих птичек солнечным лучом, который достаёт из лужицы. И Иуда опустил руку в другую лужицу, чтобы тоже поймать солнечный луч.

Но луч не дался ему. Он проскользнул сквозь пальцы Иуды, и как тот ни старался сжимать пальцы, чтобы удержать его, луч всё равно ускользал; мальчик не мог добыть ни капли краски, чтобы расцветить своих бедных птичек.

— Подожди, Иуда, — сказал Иисус, — Я приду и покрашу твоих птичек.

— Нет, — злобно ответил Иуда, — Ты не смеешь их тронуть. Они хороши такими, какие есть.

Он вскочил, мрачно нахмурив лоб и крепко стиснув губы. В бессильной злобе Иуда наступал своей большой ступнёй на своих птичек и передавил всех их, одну за другой, превратив в бесформенные жалкие комочки глины.

Когда Иуда покончил со своими птицами, он подошёл к Иисусу. Мальчик сидел, любуясь своими глиняными птичками, сверкавшими теперь как драгоценности. Иуда посмотрел на прелестных птичек, молча поднял ногу и раздавил одну из них.

Увидя маленький серый комочек вместо яркой птички, Иуда пришёл в дикую радость и стал громко хохотать. Он занёс ногу, чтобы снова раздавить следующую птичку.

— Иуда! — воскликнул Иисус. — Что ты делаешь? Разве ты не знаешь, что они живые и могут петь?

Но Иуда не переставал смеяться и раздавил ногой ещё одну птичку.

Иисус беспомощно оглянулся. Иуда был большого роста, и у Иисуса не хватило бы сил его удержать. Мальчик стал взглядом искать свою Мать, — Она была недалеко, но всё-таки не успела бы прийти и помешать Иуде раздавить всех птиц. Слёзы выступили на глазах Иисуса.

Иуда раздавил уже четырёх Его птичек, оставалось только три.

Иисус с горем смотрел на своих птичек: почему они так беспомощно стоят и покорно дают топтать себя, разве они не видят опасности?

Мальчик стал ударять в ладоши и громко закричал, как бы желая разбудить птиц:

— Летите, летите же!

И птички, все три, тотчас расправили крылышки и робко вспорхнули: через мгновение они уже сидели на краю крыши, где были в безопасности.

Когда Иуда увидел, что глиняные птицы по слову Иисуса расправили крылья и улетели, он начал громко плакать и рвать на себе волосы и одежды; он видел, что так делают взрослые, когда у них великое горе или страх, и бросился к ногам Иисуса.

Он лежал, как собака, в пыли, стонал и обнимал ноги Иисуса и умолял раздавить его ногой так, как он, Иуда, раздавил птичек.

Иуда любил Иисуса и обожал Его, поклонялся Ему и в то же время ненавидел.

Мария не переставала издали следить за игрой детей; Она теперь подошла к ним, подняла Иуду, посадила к себе на колени и стала ласкать.

— Бедное дитя! — говорила Она.—Ты не знаешь, что ты дерзнул на то, что не под силу никому на земле. Никогда больше не думай вступать с Ним в борьбу, если не хочешь стать несчастнейшим из людей. Кто может равняться с Тем, Кто раскрашивает, как краской, солнечным лучом и Кто может в мёртвую глину вдохнуть дыхание жизни?

В Назарете. Знакомство
план-конспект урока по чтению

В Назарете. Знакомство

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_-v_nazarete._znakomstvo.docx28.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Сельма Лагерлеф “В Назарете” ( 4 класс)

Цель урока: познакомить с новым произведением С. Лагерлеф; расширить знания по данной теме.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ:

Регулятивные УУД: формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока.

Познавательные УУД : анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя(учебник) выявлять основную мысль произведения.

Коммуникативные УУД : Строить рассуждения и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы.

Личностные УУД: актуализация мыслительной и творческой деятельности;

Ресурсы : Учебник 4-го класса Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого.

Здравствуйте, ребята! сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

Ученики проверяют готовность к уроку.

2 .Речевая разминка.

Проверка первичного восприятия

Итак, для начала проведем с вами речевую разминку.

Принеси нам ветерок;

От ворот в поворот

Гнать кораблик в ручеёк.

До великой реки.

(с начало читаю сама;)

-Ребят прочитайте про себя следя за указкой;

– О чем это стихотворение?

– Что там происходит?

-прочитайте в пол голоса.

– Какой звук чаще всего повторяется?

– прочитайте в быстром темпе.

-Сегодня мы продолжаем знакомство с произведениями Сельма Лагерлёф.

– Что вы знаете о ней?

-Краткая биография Сельма Лагерлёф.

Сельма Лагерлеф – писательница родилась 20 ноября 1858 года в Швеции в маленьком городке Вермланд в офицерской семье.

Детство Сельмы прошло в окружении сказок и легенд родной бабушки, которая ее воспитывала. Девочка была очень примерной ученицей, любила читать и сочинять свои первые стихи.

Лагерлёф закончила Королевскую высшую Стокгольмскую педагогическую академию (1882) и получила должность учителя в женской школе. Здесь начинается ее активное творчество.

Свой первый роман Сельма отправляет на конкурс и получает премию. Роман был создан в стиле лирики и романтизма.

Далее был написан сборник новелл «Невидимые цепи» (1894). Преподавательская деятельность уходит на второй план ее жизни, а вскоре писательница и вовсе погружается в литературный мир, и уходит с работы. Благодаря финансовой поддержке короля Оскара II и Шведской академии, Лагерлёф начинает путешествовать в поисках материалов для своей новой книги «Чудеса антихриста», а после создает роман «Иерусалим», состоящий из двух томов (1901 —1902).

В 1904 году Сельмой было выкуплено имение Морбакка. В этот же период Шведская академия награждает писательницу золотой медалью. Спустя некоторое время она создает роман для детей «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции» и «Девочка с фермы на болотах».

В 1909 году Сельма Лагерлеф стала обладателем Нобелевской премии за написание ярких, глубоких и проникновенных произведений, но в начале Отечественной войны передала ее в Шведский национальный фонд по оказанию помощи Финляндии. Лагерлёф имела очень добрый, смелый и решительный характер, и в период нацистских преследований оказывала помощь беглым писателям.

В последние годы своей жизни Сельма долго и изнурительно болела перитонитом. 16 марта 1940 года популярной всему миру писательницы не стало.
ФИЗМИНУТКА
– Откройте учебник на стр.209 и прочитайте название произведения . (В назарете)

-Как вы думаете, о чем пойдет речь в данном произведении?

-Чтение рассказа сначала сама затем дети. (по цепочке)

– Каковы ваши впечатления от прочитанного?

-Все ли слова были понятны (отвечают ДА и НЕТ).

Жбан – сосуд в виде кувшина с крышкой;

Исподтишка – скрытно, втихомолку.

– Подберите синоним к слову “рослый” (Высокий)

– Подберите антоним к слову “обыкновенный” (Необыкновенный, особенный.)

– Кто знает, что такое Назарет? (это город в Израиле.)

– Прочитайте, чем был занят Иисус в начале повествования?

– Как горшечник дал ему глину?

– Прочитайте описание Иуды.

– Одинаковые ли получились птички у детей?

– О чем думал Иисус, когда лепил своих птичек?

– Прочитайте об общении Иисуса и водоноса.

– Как вы думаете почему водонос не прошел мимо, а остановился и даже положил свою руку на белокурую головку Иисуса?

– Как зеленщик отнесся к Иуде?

– Какое чудо сотворил Иисус?

– Как на это среагировал Иуда?

– Как вы поняли слова Марии?

– Почему Иуда сначала раздавил птичек, а потом бросился к ногам Иисуса?

– Что нового для себя узнали?

-Что вы можете рассказать о жизни С. Лагерлеф.

Сельма Лагерлеф. В Назарете

Как-то раз, когда Иисусу было всего пять лет, он сидел на крылечке мастерской своего отца в Назарете и из комка мягкой глины, которую дал ему гончар, живший на другой стороне улицы, лепил птиц. Он был очень счастлив: все дети в округе говорили ему, что гончар – человек суровый, что его нельзя тронуть ни нежными взглядами, ни сладкими речами, поэтому он никогда не решался просить у него чего-нибудь. Но вот – Иисус сам не знал, как это случилось. – Он только стоял на ступеньках своего крыльца и внимательно смотрел на работавшего соседа, – и гончар вышел вдруг из своей мастерской и дал ему огромный кусок глины.

На приступочке соседнего дома сидел Иуда, рыжий и безобразный мальчик с лицом в синяках. Его одежда висела клочьями из-за постоянных драк с уличными мальчишками. В эту минуту он сидел совсем спокойно и никого не задирал, а так же, как Иисус, работал над кусочком глины. Эту глину он не сам достал: он и на глаза не посмел бы показаться гончару, потому что частенько бросал камнями в его хрупкий товар. Если бы Иуда попросил у гончара глины, тот прогнал бы его от себя палкой. Это Иисус поделился с ним своим запасом.

Дети лепили своих птичек и ставили их перед собой в кружок. Птички имели обычный вид: вместо ног – большой, круглый комочек, коротенькие хвостики, полное отсутствие шейки и едва заметные крылышки.

Но все-таки работа двух друзей очень отличалась. Птицы Иуды были так плохо сделаны, что не могли стоять и беспрестанно опрокидывались, и, как он ни старался, его маленькие, жесткие пальчики не могли сделать их чистенькими и красивыми. По временам он посматривал украдкой на Иисуса, чтобы понять,

как ему удается сделать своих птичек таким гладкими и ровными, как дубовые листья в лесах Фавора.

Каждый раз, как Иисус заканчивал еще одну птичку, он чувствовал себя все счастливей и счастливей. Каждая новая птичка казалась ему прекрасней других, и он оглядывал их с гордостью и любовью. Они будут товарищами его игр, его маленькими братьями и сестрами, будут спать в его постельке, проводить с ним время, петь ему песенки, когда мать будет уходить из дома. Никогда уже теперь он не будет чувствовать себя одиноким.

Мимо мальчиков прошел рослый водонос, сгибаясь под тяжелым мехом, и следом за ним проехал верхом на осле торговец зеленью, окруженный пустыми корзинами. Водонос положил руку на светлокудрую головку Иисуса и стал его расспрашивать об его птичках. И Иисус рассказал ему, что у каждой из них есть свое имя и что они умеют петь. Все его птички прилетели к нему из чужих стран и рассказывают ему вещи, о которых знают только они да он. И так интересно говорил Иисус, что и водонос, и зеленщик забыли о своих делах и долго слушали его, не двигаясь с места.

Когда они, наконец, собрались уходить, Иисус показал на Иуду.

– Посмотрите, каких хорошеньких птичек сделал Иуда! – сказал он.

Тогда зеленщик придержал своего осла и добродушно спросил Иуду, есть ли у каждой из его птичек свое имя и умеют ли они петь. Но Иуда упрямо молчал, не отрывая глаз от работы, и зеленщик сердито отбросил ногой одну из его птичек и поехал дальше.

Так прошел день. Солнце так низко опустилось, что его лучи проходили теперь сквозь украшенные римским орлом низкие городские ворота в конце улицы. Кроваво – красные лучи заходящего солнца, скользя по узкой улице, окрашивали в яркий пурпур все вокруг. Посуда горшечника, доска, скрипевшая под пилою плотника, и белое покрывало, обрамлявшее лицо Марии – все стало огненно – багровым. Но всего прекрасней сверкали лучи солнца в двух маленьких лужицах между большими, неровными каменными плитами мостовой.

И вдруг Иисус окунул ручку в ту лужицу, которая была к нему ближе. Ему пришла мысль окрасить своих серых птичек этим ярким солнечным сиянием, придававшим такой красивый цвет воде, стенам домов, всему, что его окружало. Солнечные лучи радостно дали себя поймать, и, когда Иисус провел рукой по маленьким глиняным птичкам, они покрыли их алмазным блеском.

Иуда, время от времени поглядывал на Иисуса, чтобы посмотреть, много ли еще он сделал птичек и красивее ли они, чем у него. Он вскрикнул от восхищения, когда увидел, как Иисус раскрашивает своих глиняных птиц солнечным светом, играющим в лужицах на мостовой. Иуда тоже окунул руку в светящуюся воду и тоже хотел поймать солнечный луч. Но луч не дался ему. Он ускользал из его пальцев. И как ни старался Иуда, лучи убегали от него, и ни одной капли краски не мог достать мальчик для своих птичек.

– Постой, Иуда! – сказал Иисус, – я сейчас помогу раскрасить твоих птичек.

– Нет! – сказал Иуда. – Не трогай их! Они хороши и так. – Он встал, закусив губы и нахмурив лоб. И вдруг он стал с яростью топтать своих птичек и одну за другой превратил он их в маленькие комки глины.
Уничтожив всех своих птиц, Иуда подошел к Иисусу, который сидел, лаская своих птичек, сверкавших, как драгоценные камни. С минуту рассматривал их Иуда, потом поднял ногу и раздавил одну из них. Когда он увидел, что маленькая птичка превратилась в комок глины, его охватила радость, он начал хохотать и снова поднял ногу, чтоб раздавить еще одну.

– Иуда, – воскликнул Иисус, – что ты делаешь? Ты разве не знаешь, что эти птички живые и что они поют?

Но Иуда продолжал хохотать и топтать его птичек. У Иисуса не хватило бы сил удержать его. Он стал искать глазами мать. Она была недалеко, но прежде чем она могла подойти. Иуда успел бы уничтожить всех его птиц. Слезы выступили на глазах Иисуса. Иуда уже растоптал четырех его птичек. Оставалось только три!

Иисусу было горько, что птицы лежали так и не пытались спастись. Он захлопал в ладоши, чтобы спугнуть их, и крикнул:

И три оставшиеся птички замахали своими маленькими крылышками и, робко вспорхнув, взлетели на край крыши, где были уже в безопасности.

Когда Иуда увидел, что птички по приказу Иисуса расправили крылья и полетели, он зарыдал. Он рвал на себе волосы, как старые люди, которых ему приходилось видеть в великом горе и сокрушении, и бросился к ногам Иисуса.

Он валялся в пыли пред Иисусом, целовал его ножки и просил, чтоб Иисус растоптал его, как он, Иуда, растоптал его глиняных птичек. Ибо Иуда любил Иисуса, восхищался им, боготворил и ненавидел его в одно и то же время.

Но Мария, все время следившая за игрой детей, встала, подняла Иуду с земли, посадила к себе на колени и приласкала его.

– Бедный ребенок! – сказала она ему. – Ты не понимаешь, что дерзнул на то, на что не может дерзнуть ни одно из живых существ. Никогда больше не делай этого, если не хочешь стать несчастнейшим из людей! Горе человеку, который хотел бы сравняться с тем, кому солнечный свет служит красками и кто может в мертвую глину вдохнуть дыхание жизни.

«Путешествие Нильса» читательский дневник

«Путешествие Нильса» – это увлекательная история о том, как обычный мальчик, заколдованный гномом, путешествовал вместе со стаей диких гусей и совершал добрые поступки.

Краткое содержание «Путешествия Нильса» для читательского дневника

ФИО автора: Сельма Лагерлеф

Название: «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

Число страниц: 176. Лагерлеф Сельма. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Издательство «Издательский дом Мещерякова». 2017 год

Жанр: Сказочная повесть

Год написания: 1907 год

Главные герои

Нильс – двенадцатилетний мальчик, озорной, ленивый, безответственный, который изменился после всех перенесенных испытаний.

Гусь Мартин – домашний белый гусь, улетевший в Лапландию вместе со стаей диких гусей, верный друг Мартина.

Гном – крошечный человечек, наложивший проклятие на Нильса.

Акка – предводительница гусиной стаи, очень умная, строгая, справедливая и добрая утка.

Лис Смирре – хитрый, коварный, жестокий и мстительный хищник, получивший в итоге по заслугам.

Сюжет

В небольшой шведской деревушке жил мальчик по имени Нильс, который не любил учиться и помогать родителям по хозяйству. Однажды он поймал крошечного гномика, и отказался отпускать его. Неожиданно для себя Нильс уменьшился в размерах, и сам стал таким же маленьким, как гномик. Он выбежал во двор, и едва успел схватиться за хвост домашнего гуся Мартина, который вместе с гусиной стаей решил отправиться в Лапландию.

Поначалу Мартину было очень тяжело лететь так же быстро и долго, как его дикие сородичи, и он очень уставал. Однажды ночью к стае подкрался хитрый лис Смирре и утащил одного гуся. Нильс бросился за ним вдогонку и освободил гуся, а сам, забравшись на дерево, принялся издеваться над лисом. Смирре поклялся отомстить мальчишке.

По дороге Нильс совершил немало добрых дел. Он помог белке Сирле вернуть выпавшего из гнезда бельчонка. Узнав от аиста Эрменриха, что Глимменгенский замок оказался в распоряжении крыс, мальчик бесстрашно вывел их к воде при помощи волшебной дудочки.

Нильс стал первым человеком, который побывал на празднике птиц и зверей. Он проходил раз в год на горе Кулаберг. На этом празднике Нильс узнал от сов, что существует способ, как ему вновь стать человеком.

Во время всего перелета Смирре настойчиво преследовал стаю гусей, но однажды Нильсу удалось надеть на лиса собачий ошейник, и все птицы и звери веселились, узнав об этом.

Во время ночевки в городе Нильс стал свидетелем того, как ожила бронзовая статуя короля, которая компании деревянного человека отдавала честь старому кораблю, стоявшему на верфи. Довелось побывать Нильсу и в подводном городе, все жители которого были заколдованы из-за своей жадности и жестокости. Мальчику не удалось снять заклятье, потому что у него не было монетки.

Пережив еще немало приключений, Нильс со стаей прилетает в гусиную страну, где Мартин находит себе невесту Марту. На новом месте Марта и Мартин стали родителями, и Нильс помогал им ухаживать за маленькими гусятами.

Акка помогла Нильсу узнать, как снять заклятие – нужно найти того, кто захотел бы поменяться с ним местами, и при этом произнести волшебное заклинание. Спустя время мальчик вернулся домой и увидел, как сильно горюют о нем родители. Встретив капризного гусенка, который хотел все время оставаться маленьким, Нильс произнес заклинание и вновь стал обычным мальчиком. Родители были очень рады увидеть своего сына, который очень изменился: он стал послушным мальчиком, помогал родителям по дому и отлично учился в школе.

План пересказа

  1. Нильс ловит гнома и уменьшается в размерах.
  2. Мальчик улетает вместе с Мартином.
  3. Нильс спасает гуся от лиса Смирре и его принимают в стаю.
  4. Спасение бельчонка, победа над крысами.
  5. Праздник зверей и птиц.
  6. Смирре в собачьем ошейнике.
  7. Ожившая статуя и подводный город.
  8. Мартин заводит семью.
  9. Возвращение домой.
  10. Снятие заклятия, начало новой жизни.

Главная мысль

Жизнь дана для добрых дел, и только тогда она будет прекрасной.

Чему учит

Сказка учит быть добрым, честным, отзывчивым, и всегда помогать тем, кто оказался в беде. Также учит тому, что всегда нужно отвечать за свои поступки.

Отзыв

История о Нильсе очень увлекательная, она еще раз доказывает, как важно совершать добрые, хорошие поступки и никому не причинять вреда.

Рисунок-иллюстрация к сказке Путешествие Нильса.

Пословицы

  • Живи для людей, поживут и люди для тебя.
  • Жизнь дана на добрые дела.

Что понравилось

Понравилось, как во время своего необычного путешествия изменился Нильс – он повзрослел, стал более ответственным, добрым и храбрым.

Рейтинг читательского дневника

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 115.

С. Лагерлеф «В Назарете»

познакомить с новым произведением С. Лагерлеф; рас­ширить знания по данной теме; отрабатывать навыки вырази­тельного чтения текста; учить анализировать характер и поступки героев; развивать умение работать с иллюстрацией; обогащать словарный запас.

Просмотр содержимого документа
«С. Лагерлеф «В Назарете»»

Тема: С. Лагерлеф «В Назарете»

Цели: познакомить с новым произведением С. Лагерлеф; рас­ширить знания по данной теме; отрабатывать навыки вырази­тельного чтения текста; учить анализировать характер и поступки героев; развивать умение работать с иллюстрацией; обогащать словарный запас.

Планируемые результаты: предметные: знание зарубежной литературы, определение ее особенностей, составление переска­зов самых интересных эпизодов произведений от лица главных героев, самостоятельное составление рассказов о герое с исполь­зованием авторского текста; метапредметные: Р — формулиро­вание учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — высказывание своего мнения о прочитанном про­изведении, оценивание поступков героев; умение пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книги, К — ответы на вопросы учебника на основе произведений зарубежной литературы, обсуждение в паре ответов на вопросы учебника, до­казательство своей точки зрения, деление полномочий в группе при планировании групповой работы; личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности, развитие самостоятельно­сти и личной ответственности за свои поступки на основе пред­ставлений о нравственных нормах общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социаль­ных ситуациях, умений избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.

Оборудование: выставка книг и портрет С. Лагерлеф, карточки с заданиями.

I. Организационный момент

— Прочитайте способом «птичий базар».

Так, чудо некогда свершилось

В старинном граде Вифлееме.

Ну что ж там все-таки случилось?

Родился мальчик Иисус.

Сын Бога и Марии девыч

Его Спасителем назвали, .

И был он им на самом деле.

— Прочитайте шепотом (еще: начиная шепотом, усиливая голос, с сердитой интонацией, с веселой, с интонацией удивления, восхищения).

III. Работа по теме урока

— Как называется произведение?

— Кто знает, что такое Назарет?

— Прочитайте, чем был занят Иисус в начале повествован

— Как горшечник дал ему глину?

— Прочитайте описание Иуды.

— Одинаковые ли получились птички у детей?

— О чем думал Иисус, когда лепил своих птичек?

— Прочитайте об общении Иисуса и водоноса.

— Как вы думаете, почему водонос не прошел мимо, а оста­новился и даже положил свою руку на белокурую головку Иисуса?

— Как зеленщик отнесся к Иуде?

— Какое чудо сотворил Иисус?

— Как на это среагировал Иуда?

— Как вы поняли слова Марии? Можно ли сказать, что в них выражена основная мысль рассказа?

— Охарактеризуйте главных героев при помощи слов, которые отражают эмоциональное состояние.

— Почему Иуда сначала раздавил птичек, а потом бросился к ногам Иисуса?

— Как вы считаете, любил ли Иисус Иуду?

V. Продолжение работы по теме урока

— Что вы узнали об Иисусе и Иуде? (Выступления учеников.)

• Сегодня на уроке я узнал.

• На этом уроке я похвалил бы себя за.

• После урока мне захотелось.

• Сегодня я сумел.

VII. Подведение итогов урока

– Что необычного в истории об Иисусе и Иуде?

Подготовить ответы на вопросы 1, 2 на с. 217 учебника.

Материал для учителя

Назарет — один из священных городов христианского мира, место, где прошло детство Христа (поэтому его иногда называют «назаретянин»).

Здесь расположены францисканский Храм Благовещения (1969) — круп­нейший собор на Ближнем Востоке, живописная православная церковь Архангела Гавриила на месте Фонтана Девы Марии, национальный парк Сепфорис (родительский дом Девы Марии) к западу от города, гора Табор (место Преображения Господня), деревня Наин, Кфар Кана восточнее Назарета, где Иисус Христос сотворил свое первое чудо на свадебной церемонии, и остатки римских водных резервуаров, в которых Иисус превратил воду в вино, древний иудейский город Циппори с крепостью крестоносцев и многочисленными археологическими участками. В на­стоящее время город разделен на арабскую (здесь живет много арабов-христиан) и еврейскую часть.

Согласно христианской традиции Иисус Христос является Сыном Бога Отца, вторым лицом Пресвятой Троицы. Он воплотился от Свя­того Духа у Девы Марии ради спасения людей от первородного греха, совершенного Адамом и Евой. Четырнадцатилетняя Мария была обру­чена со старцем Иосифом, плотником из палестинского города Назарета. Перед свадьбой ее посетил архангел Гавриил и сообщил благую весть: вскоре у нее родится ребенок — Спаситель мира. Ангел также явился Иосифу и передал ему, чтобы он без боязни принял невесту в дом свой и заботился о ней и о ребенке. Незадолго до рождения младенца Иосиф и Мария вынуждены были отправиться в городок Вифлеем в Палестине, где проходила перепись населения. Они прибыли поздно, домов в городе не хватало для всех, и Марии пришлось остановиться в хлеву. Там она и родила сына. По повелению архангела Гавриила его нарекли Иисусом (др.-евр. «спаситель»).

О рождении Спасителя возвестила людям яркая Вифлеемская звез­да, появившаяся в эту ночь на небе. Следуя за ней, Иисуса отыскали волхвы — древние мудрецы и маги из Персии. Они поклонились Иисусу и принесли дары. Однако сначала волхвы по ошибке явились к правив­шему в Иудее царю Ироду, чтобы узнать, где родился Царь Иудейский. Ирод испугался, что кто-то со временем станет посягать на его власть, и приказал слугам тайно проследить, куда пойдут волхвы. Выяснив, что те посетили Вифлеем, Ирод послал солдат убить всех младенцев, родив­шихся в городе. Ночью Мария и Иосиф были разбужены ангелом и бе­жали от резни в Египет. Ученые, изучающие Библию, считают, что эти события произошли в 749 или 754 г. от основания Рима, т. е. в самом начале новой эры.

В Новом Завете Иуда Искариот — апостол, казначей Иисуса Христа и других апостолов, выдавший Иисуса его врагам. По преданию, перво­священники заплатили Иуде 30 сребреников за сведения, которые по­могли властям схватить Иисуса. Иуда всегда служил самым ярким при­мером подлого предателя. Данте в «Божественной комедии» поместил Иуду в самую низшую точку ада.

В Назарете

Как-то раз, когда Иисусу было всего пять лет, он сидел на крылечке мастерской своего отца в Назарете и из комка мягкой глины, которую дал ему гончар, живший на другой стороне улицы, лепил птиц. Он был очень счастлив: все дети в округе говорили ему, что гончар — человек суровый, что его нельзя тронуть ни нежными взглядами, ни сладкими речами, поэтому он никогда не решался просить у него чего-нибудь. Но вот — Иисус сам не знал, как это случилось. — Он только стоял на ступеньках своего крыльца и внимательно смотрел на работавшего соседа, — и гончар вышел вдруг из своей мастерской и дал ему огромный кусок глины.

На приступочке соседнего дома сидел Иуда, рыжий и безобразный мальчик с лицом в синяках. Его одежда висела клочьями из-за постоянных драк с уличными мальчишками. В эту минуту он сидел совсем спокойно и никого не задирал, а так же, как Иисус, работал над кусочком глины. Эту глину он не сам достал: он и на глаза не посмел бы показаться гончару, потому что частенько бросал камнями в его хрупкий товар. Если бы Иуда попросил у гончара глины, тот прогнал бы его от себя палкой. Это Иисус поделился с ним своим запасом.

Дети лепили своих птичек и ставили их перед собой в кружок. Птички имели обычный вид: вместо ног — большой, круглый комочек, коротенькие хвостики, полное отсутствие шейки и едва заметные крылышки.

Но все-таки работа двух друзей очень отличалась. Птицы Иуды были так плохо сделаны, что не могли стоять и беспрестанно опрокидывались, и, как он ни старался, его маленькие, жесткие пальчики не могли сделать их чистенькими и красивыми. По временам он посматривал украдкой на Иисуса, чтобы понять, как ему удается сделать своих птичек таким гладкими и ровными, как дубовые листья в лесах Фавора.

Каждый раз, как Иисус заканчивал еще одну птичку, он чувствовал себя все счастливей и счастливей. Каждая новая птичка казалась ему прекрасней других, и он оглядывал их с гордостью и любовью. Они будут товарищами его игр, его маленькими братьями и сестрами, будут спать в его постельке, проводить с ним время, петь ему песенки, когда мать будет уходить из дома. Никогда уже теперь он не будет чувствовать себя одиноким.

Мимо мальчиков прошел рослый водонос, сгибаясь под тяжелым мехом, и следом за ним проехал верхом на осле торговец зеленью, окруженный пустыми корзинами. Водонос положил руку на светлокудрую головку Иисуса и стал его расспрашивать об его птичках.

И Иисус рассказал ему, что у каждой из них есть свое имя и что они умеют петь.

Все его птички прилетели к нему из чужих стран и рассказывают ему вещи, о которых знают только они да он. И так интересно говорил Иисус, что и водонос, и зеленщик забыли о своих делах и долго слушали его, не двигаясь с места.

Когда они, наконец, собрались уходить, Иисус показал на Иуду.

— Посмотрите, каких хорошеньких птичек сделал Иуда! — сказал он.

Тогда зеленщик придержал своего осла и добродушно спросил Иуду, есть ли у каждой из его птичек свое имя и умеют ли они петь. Но Иуда упрямо молчал, не отрывая глаз от работы, и зеленщик сердито отбросил ногой одну из его птичек и поехал дальше.

Так прошел день. Солнце так низко опустилось, что его лучи проходили теперь сквозь украшенные римским орлом низкие городские ворота в конце улицы. Кроваво — красные лучи заходящего солнца, скользя по узкой улице, окрашивали в яркий пурпур все вокруг. Посуда горшечника, доска, скрипевшая под пилою плотника, и белое покрывало, обрамлявшее лицо Марии — все стало огненно — багровым.

Но всего прекрасней сверкали лучи солнца в двух маленьких лужицах между большими, неровными каменными плитами мостовой.

И вдруг Иисус окунул ручку в ту лужицу, которая была к нему ближе. Ему пришла мысль окрасить своих серых птичек этим ярким солнечным сиянием, придававшим такой красивый цвет воде, стенам домов, всему, что его окружало.

Солнечные лучи радостно дали себя поймать, и, когда Иисус провел рукой по маленьким глиняным птичкам, они покрыли их алмазным блеском.

Иуда, время от времени поглядывал на Иисуса, чтобы посмотреть, много ли еще он сделал птичек и красивее ли они, чем у него. Он вскрикнул от восхищения, когда увидел, как Иисус раскрашивает своих глиняных птиц солнечным светом, играющим в лужицах на мостовой. Иуда тоже окунул руку в светящуюся воду и тоже хотел поймать солнечный луч.

Но луч не дался ему. Он ускользал из его пальцев. И как ни старался Иуда, лучи убегали от него, и ни одной капли краски не мог достать мальчик для своих птичек.

— Постой, Иуда! — сказал Иисус, — я сейчас помогу раскрасить твоих птичек.

— Нет! — сказал Иуда. — Не трогай их! Они хороши и так. — Он встал, закусив губы и нахмурив лоб. И вдруг он стал с яростью топтать своих птичек и одну за другой превратил он их в маленькие комки глины.

Уничтожив всех своих птиц, Иуда подошел к Иисусу, который сидел, лаская своих птичек, сверкавших, как драгоценные камни. С минуту рассматривал их Иуда, потом поднял ногу и раздавил одну из них.

Когда он увидел, что маленькая птичка превратилась в комок глины, его охватила радость, он начал хохотать и снова поднял ногу, чтоб раздавить еще одну.

— Иуда, — воскликнул Иисус, — что ты делаешь? Ты разве не знаешь, что эти птички живые и что они поют?

Но Иуда продолжал хохотать и топтать его птичек. У Иисуса не хватило бы сил удержать его. Он стал искать глазами мать. Она была недалеко, но прежде чем она могла подойти. Иуда успел бы уничтожить всех его птиц. Слезы выступили на глазах Иисуса. Иуда уже растоптал четырех его птичек. Оставалось только три!

Иисусу было горько, что птицы лежали так и не пытались спастись. Он захлопал в ладоши, чтобы спугнуть их, и крикнул:

И три оставшиеся птички замахали своими маленькими крылышками и, робко вспорхнув, взлетели на край крыши, где были уже в безопасности.

Когда Иуда увидел, что птички по приказу Иисуса расправили крылья и полетели, он зарыдал. Он рвал на себе волосы, как старые люди, которых ему приходилось видеть в великом горе и сокрушении, и бросился к ногам Иисуса.

Он валялся в пыли пред Иисусом, целовал его ножки и просил, чтоб Иисус растоптал его, как он, Иуда, растоптал его глиняных птичек.

Ибо Иуда любил Иисуса, восхищался им, боготворил и ненавидел его в одно и то же время.

Но Мария, все время следившая за игрой детей, встала, подняла Иуду с земли, посадила к себе на колени и приласкала его.

— Бедный ребенок! — сказала она ему. — Ты не понимаешь, что дерзнул на то, на что не может дерзнуть ни одно из живых существ. Никогда больше не делай этого, если не хочешь стать несчастнейшим из людей! Горе человеку, который хотел бы сравняться с тем, кому солнечный свет служит красками и кто может в мертвую глину вдохнуть дыхание жизни.

Похожие главы из других книг:

В городе Назарете

В городе Назарете Город Назарет в Нижней Галилее был невелик и скрывался вдали от торговых путей в долине в окружении холмов. Все дома в городке были построены из белого камня, привезенного из близлежащих каменоломен. Издали белизна камня построек, прилепившихся к склону

ПРОПОВЕДЬ ИИСУСА В НАЗАРЕТЕ

53. Пребывание в Назарете.

Отвержение Исы Масиха в Назарете

Отвержение Исы Масиха в Назарете (Мат. 13:54–58; Мк. 6:1–6)16 Однажды Иса пришёл в Назарет, в город, где Он вырос, и в субботу e, как обычно, Он отправился в молитвенный дом иудеев. Там Иса встал, чтобы читать. 17 Ему подали свиток со словами пророка Исаии, Он развернул его и нашёл

8. Соблазн в Назарете

8. Соблазн в Назарете Как приняли люди весть о Царстве Божием, принесенную им в полноте Святого Духа? Как приняли они возвещение той тайны, которую так трудно свести к каким-либо понятиям, но которая так живо обращена к сердцу? В Евангелии от Луки повествование об

Пребывание в Назарете Лк. 2, 40, 51–52

Пребывание в Назарете Лк. 2, 40, 51–52 Евангелисты, имея целью изобразить в искупительном служении Иисуса Христа именно то, еже они слышали, еже видели очима своима, еже узрели и руками осязали (1 Ин. 1, 1), умалчивают о частной жизни Его в Назарете до времени явления миру. Один

53. Пребывание в Назарете

53. Пребывание в Назарете 53. И, когда окончил Иисус притчи сии, пошел оттуда. (Мк. 6:1). Из следующего стиха видно, что Иисус Христос пошел в Свое отечество; под словом “отечество” обычно понимают Назарет. Так считают Иоанн Златоуст и многие другие. Дальнейший рассказ у Матфея и

ГЛАВА VII Дом в Назарете

ГЛАВА VII Дом в Назарете Если относительно жизни Иисуса до двенадцатилетнего возраста нам сообщено только одно событие, рассказанное в предыдущей главе, то относительно последующих осьмнадцати лет осталось единственное изречение у евангелиста Марка[64]:Не плотник ли

ПРОПОВЕДЬ ИИСУСА В НАЗАРЕТЕ

ПРОПОВЕДЬ ИИСУСА ХРИСТА В НАЗАРЕТЕ.

ПРОПОВЕДЬ ИИСУСА ХРИСТА В НАЗАРЕТЕ. Трудно сказать, что заставило Иисуса пойти в не любимый им Назарет, но из Каны Галилейской он направился именно туда; возможно, ему хотелось повидать сестер, их мужей и своих племянников, а также побыть в стенах родного дома, где он

2. Археологические данные о Назарете и Сепфорисе

2. Археологические данные о Назарете и Сепфорисе CHARLESWORTH, James (ed.), Jes?s and Archaeology. Grand Rapids, MI–Cambridge, Eerdmans, 2006, sobre todo pp. 206–222 у 236–282.GONZALEZ ECHEGARAY, Joaqu?n, Jes?s en Galilea. Aproximaci?n desde la arqueologia. Estella, Verbo Divino, 2000, прежде всего pp. 121–152.REED, Jonathan L., El Jes?s de Galilea. Aportaciones desde la arqueologta. Salamanca, S?gueme, 2006, прежде всего

В назарете

В назарете Как-то раз, когда Иисусу было еще пять лет, он сидел на пороге мастерской своего отца и из комка глины, которую дал ему гончар, живший на другой стороне улицы, усердно лепил птиц. Иисус был счастлив, как никогда: мальчики говорили ему, что гончар – человек

«В бедной хате в Назарете…»

«В бедной хате в Назарете…» В бедной хате в Назарете Обитал ребенок-Бог. Он однажды на рассвете, Выйдя тихо на порог, Забавлялся влажной глиной, Он кускам ее давал Жизнь и образ голубиный, И на волю отпускал, — И неслись они далеко, И блаженство бытия Возвещала от

Проповедь в Назарете

Проповедь в Назарете Когда Иисус Христос возвратился в Назарет, Он вошел в субботний день в синагогу и стал читать вслух.Раскрыл Он книгу пророка Исайи на том месте, где сказано:«Дух Господень на Мне; Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять

Проповедь Христа в Назарете

Проповедь Христа в Назарете Иисус возвратился домой. Он пришёл в церковь, где собралось много людей, и стал рассказывать им о Боге, и говорил так: – Бог призвал Меня, чтобы помогать нищим, Он послал Меня объявить свободу пленным, Возвратить зрение слепым, Отпустить

Проповедь Христа в Назарете

Проповедь Христа в Назарете Иисус возвратился домой. Он пришёл в церковь, где собралось много людей, и стал рассказывать им о Боге, и говорил так: – Бог призвал Меня, чтобы помогать нищим, Он послал Меня объявить свободу пленным, Возвратить зрение слепым, Отпустить

Читайте также:  Гуттаперчевый мальчик краткое содержание рассказа Григоровича
Ссылка на основную публикацию