Анализ стихотворения Вечером Ахматовой

Ранние сборники Анны Андреевны Ахматовой как лирический дневник поэтессы. Исследовательская работа

Цель нашей работы – анализ главных художественных приемов и средств в стихотворениях сборников «Вечер» и «Четки», создающих лирический дневник поэтессы.

Скачать:

ВложениеРазмер
5.2._issledovatelskaya_rabota.docx28.83 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Технологический лицей»

Ранние сборники Анны Андреевны Ахматовой как лирический дневник поэтессы

Выполнила Кетова Александра,

ученица 10А класса

учитель русского языка и литературы

В последнее время интерес к Серебряному веку значительно возрос, ведь долгие годы российский читатель не имел возможности в полной мере изучать творчество многих великих поэтов: Гумилева и Мандельштама, Цветаевой и Ахматовой. Особенно привлекает творчество Анны Андреевны Ахматовой. В 2012 году исполнилось 100 лет со дня выхода ее первого поэтического сборника «Четки». С этого времени в русской поэзии появилось новое великое имя. Ранние стихи Ахматовой отражают глубокий внутренний мир и индивидуальность поэтессы. Многие исследователи называют первые сборники Анны Андреевны лирическим дневником. В основе ранней лирики Ахматовой лежит акмеизм— литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова. Главным критерием акмеизма стало внимание к слову, к красоте звучащего стиха.

Цель нашей работы – анализ главных художественных приемов и средств в стихотворениях сборников «Вечер» и «Четки», создающих лирический дневник поэтессы.

Для достижения цели нужно было выполнить следующие задачи:

  • изучить биографию поэтессы;
  • ознакомиться с историей создания сборников («Вечер» и «Четки»);
  • рассмотреть темы стихотворений;
  • проанализировать приемы и средства в стихотворениях.

В работе выдвинута следующая гипотеза: Анна Ахматова использует многие поэтические приемы и средства для создания особой интимности и камерности стихотворений, то есть для создания лирического дневника.

В работе использованы следующие методы исследования: анализ, сравнение, сопоставление, интерпретация.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Анна Андреевна Ахматова — русская поэтесса, переводчица и литературовед, одна из наиболее значимых фигур русской литературы XX века.

Весной 1910 года после нескольких отказов Ахматова согласилась стать женой Николая Гумилева, многие ее стихотворения посвящены ему. Поэтесса самого начала семейной жизни отстаивала духовную самостоятельность, она делает попытку напечататься без помощи Гумилева, осенью 1910 отдает стихи в журналы “Gaudeamus”, “Всеобщий журнал”, “Аполлон”, которые их публикуют. Когда Гумилев возвращается из африканской поездки (март 1911),Ахматова читает ему все сочиненное за зиму и впервые получает полное одобрение мужа своим литературным опытам. С этого времени она становится профессиональным литератором. В 1912 участники недавно образованного “Цеха поэтов”, секретарем которого избрали Ахматову, объявляют о возникновении поэтической школы акмеизма. В то же время ее сборник “Вечер” обрел весьма скорый успех.

Поэтессу признали отечественным классиком еще в 1920-х годах, однако она была подвергнута репрессиям и травлей как при жизни, так и более двух десятилетий после ее смерти. В то же время имя Ахматовой ещё при жизни окружала слава среди почитателей поэзии как в СССР, так и в эмиграции.

Её судьба была трагична. Репрессиям были подвергнуты трое близких ей людей: первый муж, Николай Гумилёв, был расстрелян в 1921 году; третий муж, Николай Пунин, был трижды арестован и погиб в лагере в 1953 году; единственный сын, Лев Гумилёв, провёл в заключении в 1930—1940-х и в 1940—1950-х годах более 10 лет. Горе жен и матерей «врагов народа» было отражено в одном из наиболее значительных произведений Ахматовой — поэме «Реквием».

Перейдем к истории создания первых сборников поэтессы.

Первая книга Анны Ахматовой «Вечер», содержащая 40 стихотворений, вышла в самом начале марта 1912 года, в Петербурге, в акмеистском издательстве «Цех поэтов». Чтобы издать 300 экземпляров, глава издательства, поэт и критик (и муж поэтессы) Николай Степанович Гумилев выложил из собственного кармана сто рублей.

Случилось непредвиденное: “Вечер”, сделался главным событием сезона. Сборник никому еще вчера неизвестной Ахматовой вызвал восторг у читателей настолько, что все было раскуплено. Люди заинтересовались биографией автора. В общем, налицо были все признаки успеха.

Вечер — время суток, следующее за днём и предшествующее ночи. Иногда его начало связывают с достижением солнцем горизонта и началом сумерек. Таким образом, название ассоциируется с концом жизни перед вечной ночью. В сборнике «Вечер» Ахматова вспоминает детство, сравнивает пережитое с настоящим.

Рассмотрим второй сборник Анны Андреевны. Он тоже имел необыкновенный успех. Выход «Четок» в издательстве «Гиперборей» в 1914 году сделал имя Ахматовой известным на всю Россию. Первое издание вышло тиражом – 1000 экземпляров. В основной части первого издания «Четок» 52 стихотворения, 28 из которых ранее публиковались. До 1923 года книга переиздавалась восемь раз. Многие стихи «Четок» переведены на иностранные языки. Отзывы печати были одобрительными.

«Четки» – интимные переживания героини. Четки – это бусины, нанизанные на нить или тесьму. Как у большинства молодых поэтов, у Анны Ахматовой часто встречаются слова: боль, тоска, смерть. Этот столь естественный и потому прекрасный юношеский пессимизм до сих пор был достоянием «проб пера» и, кажется, в стихах Ахматовой впервые получил свое место в поэзии. Оба сборника носят интимный характер.

1.4.Работа с терминами

На протяжении всей своей жизни Анна Андреевна вела дневник. Однако известно о нем стало лишь через 7 лет после смерти поэтессы.

Для анализа стихотворений в сборниках Ахматовой необходимо рассмотреть такой жанр литературы , как дневник.

Дневник — совокупность фрагментарных записей, которые делаются для себя, ведутся регулярно и чаще всего сопровождаются указанием даты. Такие записи («записки») организуют индивидуальный опыт и как письменный жанр сопровождают становление индивидуальности в культуре, формирование «я» — параллельно с ними развиваются формы мемуаристики и автобиографии.

Обратимся к дневнику как литературной форме. Он представляет из себя литературные произведения (роман-дневник) или другие публикации, использующие дневниковую форму, стилизующие её.

Особенность дневника как литературного жанра:

  • предельная искренность;
  • достоверность, выражение своих чувств, как правило без оглядки на чьё-либо мнение;
  • хронологическая последовательность изображения событий;
  • отображение бытовых деталей, мира вещей.

Дневник в литературе использует эти черты, чтобы раскрыть душевное состояние героя, показать становление и развитие его личности

Для анализа стихов Ахматовой необходимо еще обратиться к таким понятиям теории литературы, как характер, интимность, деталь.

Характер – художественный образ человека в литературном произведении, очерченный с известной полнотой и индивидуальной определенностью, через который раскрывается как исторически обусловленный тип поведения, так и присущая автору нравственно-эстетическая концепция человеческого существования. Принципы и приемы воссоздания характера различаются в зависимости от трагических, сатирических и других способов изображения жизни, от литературного рода произведения и жанра; они в большой мере определяют лицо литературного направления.

Интимность — близость, задушевность, сокровенность, исповедальность , личность , дружественность , закадычность (Словарь русских синонимов)

Художественная деталь (фр. detail — часть, подробность) — особо значимый, выделенный элемент художественного образа, выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку. Деталь способна с помощью небольшого текстового объема передать максимальное количество информации, с помощью детали одним или несколькими словами можно получить самое яркое представление о персонаже (его внешности или психологии), интерьере, обстановке.

Рассмотрим приемы создания лирического дневника в сборниках Ахматовой во второй главе .

Анализ стихотворения “Вечером” Ахматовой А.А. Анализ стихотворения вечером ахматовой

Звенела музыка в саду
Таким невыразимым горем.
Свежо и остро пахли морем
На блюде устрицы во льду.

Он мне сказал: «Я верный друг!»
И моего коснулся платья…
Как не похожи на объятья
Прикосновенья этих рук.

Так гладят кошек или птиц,
Так на наездниц смотрят стройных…
Лишь смех в глазах его спокойных
Под легким золотом ресниц.

Анализ стихотворения Ахматовой «Вечером»

Анну Ахматову по праву считают «дамской» поэтессой, которая привнесла в русскую литературу совершенно новые веяния. Она впервые затронула в своих произведениях тему чувств и мыслей обычной женщины, показав, что представительницы слабого пола обладают очень чуткой и ранимой душой. Ранее обсуждать подобные вещи публично и, уж тем более, посвящать этому стихи, считалось признаком дурного тона. Однако Анна Ахматова переступила запретную черту и была за это вознаграждена тем, что сегодня ее имя вписано в русскую литературу золотыми буквами. Впрочем, на начальном этапе творчества поэтессе пришлось проявить изобретательность, чтобы добиться хотя бы нескольких положительных отзывов со стороны критиков.

Только спустя много лет Ахматова раскрыла свою тайну, признавшись, что образ мужчины, кочующий из стихотворения в стихотворение, является вымышленным. Таким она хотела бы видеть своего возлюбленного, однако Гумилев не отвечал подобным идеалам. В итоге поэтесса перенесла в свои произведения выдуманного героя, каждый раз разыгрывая в воображении и на бумаге драматические сцены с его участием. Даже в близком окружении Ахматовой начали поговаривать, что она меняет любовников, словно перчатки, хотя поэтесса испытывала острое чувство одиночества и страдала от того, что ее любовь никому не нужна.

В подобном ключе было написано и стихотворение «Вечером», увидевшее свет в 1913 году. Поэтесса перенесла место действий этого произведения на морское побережье, где «звенела музыка в саду таким невыразимым горем». Для столь мрачных ассоциаций у героини стихотворения, с которой Ахматова отождествляла себя в большинстве случаев, был довольно веский повод. Ведь только что человек, которого она искренне любит, сообщил: «Я верный друг!». И, тем самым, безжалостно перечеркнул ее надежды на личное счастье.

Поэтесса с горечью отмечает: «Как не похожи на объятья прикосновенья этих рук!». В каждом жесте и движении она чувствует отсутствие любви, и это лишь усиливает ее страдания. Для этого человека, в глазах которого «под легким золотом ресниц» искрится смех, героиня стихотворения остается просто хорошей приятельницей, случайной компаньонкой на этом празднике жизни. Однако она предпочитает довольствоваться малым и за все благодарит судьбу. В этот вечер героиня стихотворения «первый раз одна с любимым», который, возможно, даже не догадывается о ее чувствах, но это уже не имеет никакого значения.

О чувствах женщин, как молодых, так и старых, не принято было говорить вслух. А если такого рода вещи и случались – это считалось всеми очень вульгарно и не красиво. Анна Ахматова рассказала о том, что вообще может чувствовать женщина, и не важно какого она рода и представительница дворянского или самого обычного рода, или же она обычная крестьянка – это не важно, потому что все женщины в какой-то степени – одинаковы. Все хотят любить и быть любимыми. И именно эту тему в своем стихотворении под названием «Вечер», поэтесса раскрыла. Раскрыла к тому же очень хорошо и доступно. Не побоялась этого сделать, хоть и жила в то время, когда такое вслух, не формально конечно, но было – запрещено. Но Анна Ахматова – сильная женщина, никому, казалось бы, не подвластная. А потому такие запреты для нее – были ничто.

Стихотворение увидело свет в 1913 году. Сначала оно ошеломило, но все-таки закралось в душу многих людей, и в большинстве случаев – это были женщины. Так как каждый из них –в душе лелеял надежду, что когда-то их права, даже такие – будут увеличены в счетах с мужчинами, хотя бы в таком роде.

Рассказывается в произведении о том, что героиня призналась в своих чувствах молодому человеку, на что он ответил ей, что только – ее друг и ничего более. Он только что разрушилось ее надежды на счастье, а это – невыразимо больно.

Описывается окружающая обстановка весьма необычно и красиво. Море. Берег, который залит морской водой. Прохладно, так как уже – вечер. Казалось бы, все поникло, и даже ветер говорил о том, что только что – разбилось чье-то сердце, такое любящее и хрупкое.

Анна Ахматова – человек, который очень хорошо сможет понять другого, и всегда к тому же понимала. Недаром критики окрестили ее «Дамской» поэтессой», так как она, именно она, внесла в ту эпоху – что-то неподдельно новое и интересное. Она смогла настолько хорошо понять своих читателей, простой народ, что ее произведения прославились в свое время.

Русская литература немного изменилась под ее влиянием. Хотя бы чего стоит ее произведение под названием «Вечер», которое смогла покорить сердца многих людей. Ведь в этом произведении затрагивается такая тема, и даже не одна, если говорить подробно, о которой раньше женщины, да и вообще все люди и не думали говорить вслух, а тем более – писать в своих произведениях. Раньше это могло посчитаться очень плохим признаком – признаком дурного тона.

Анализ 2

Произведение относится к любовной лирике поэтессы и имеет основной тематикой раскрытие трагической сути взаимоотношений мужчины и женщины посредством использования образа лирической героини, от лица которой ведется повествование.

Структурную композицию стихотворения, написанного стихотворным размером в форме четырехстопного ямба, составляют шестнадцать строк, разделенных на четыре строфы в виде четверостиший с включением парной и круговой рифмовки (кольцевого принципа) и чередования женских и мужских рифм, предающих пронзительность, чувственность, болезненное смятение душевного состояния лирической героини.

Сюжетная линия произведения повествует о чувствах женщины, признающейся в любви мужчине, отвергающего ее любовь и готового лишь на дружбу с девушкой, при этом местом действия событий поэтесса выбирает морское побережье сумеречным прохладным вечером.

Художественные средства выразительности представляются в виде печальных эпитетов, параллелизма духовного с физическим, а также прямой речью, не перегружая чрезмерно стихотворение тропами и словесными фигурами, придавая произведению стилевой акмеизм, заключающийся в простоте, незамысловатости и незатейливости.

Сочетание звукового и зрительного образа отражают мелодичность невыразимого горя лирической героини, выражающего ее тревожное душевное состояние, создавая общий фон для демонстрации настоящих чувственных эмоциональных бурь. При этом лирическая героиня не проявляет яркое выражение собственных переживаний, стихотворная конструкция не имеет в своем составе восклицательных знаков, поскольку поэтесса предпочитает делать акцент на олицетворениях, наделяя их очеловеченной характеристикой и голосовым звучанием.

В финальном четверостишии стихотворения автором применяется перекрестная рифмовка, которая представляется в образе тонкой, ненавязчивой аранжировки, акцентирующей внимание на отсутствие у лирической героини иллюзии в отношении взаимности в охватившем ее чувстве, демонстрируя ощущение счастья от одного присутствия рядом с ней любимого человека и благодарности судьбе за данную ей возможность истинного наслаждения.

Стихотворение представляет собой воспевание гимна любви как высокому чувству, несущему радость и счастье, несмотря на безответность и многолетние душевные страдания.

Анализ стихотворения Вечером по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Вся суть в одном-единственном завете Твардовского

Стихотворения Твардовского по большей части посвящены каким-то конкретным, не пространным сферам и не часто он рассматривает вопрос собственного предназначение, фигуру поэта в этом мире.

Анализ стихотворения Привет Россия Рубцова краткий

Стихотворение было написано Николаем Рубцовым в 1969 году. Как и многие стихотворения автора, это проникнуто любовью к Родине. Открыто, искренне поэт заявляет о чувствах к родной земле

Анализ стихотворения Пушкина Свободы сеятель пустынный

1823 год стал для А.С.Пушкина не лучшим годом для творчества. Южная ссылка, которую он отбывал из-за того, что написал стихотворение против императора, оставила глубокий след в его жизни и работе.

Анализ стихотворения Тишина Некрасова

Произведение Некрасова является одним из ярких примеров выражения патриотических чувств и любви к своему народу поэтическими средствами. Автор разворачивает картину родной земли, призывая читателей разделить его восхищение перед ней.

Анализ стихотворения Державина Властителям и судиям 7, 9 класс

Стихотворение Властителям и судиям поэт Державин написал в 1780 году. Он в это время работал чиновником военного ведомства в провинции и часто сталкивался с несправедливостью по отношению к простым людям

Читать стих «Вечером» Ахматовой Анны Андреевны – словно погрузиться в вереницу искренних чувств и эмоций, дотронуться до этого светлого и всеобъемлющего чувства любви и преданности. Произведения поэта обычно считаются направленными на женскую аудиторию. Действительно, они показывают всю ранимость и хрупкость души представительниц прекрасной половины человечества. А ведь в то время такая открытость считалась дурным тоном. Несмотря ни на что, произведение все же было написано в 1913 году. Текст стихотворения Ахматовой «Вечером» – это одно болезненное воспоминание о неаккуратно брошенном «Я верный друг». Эти слова, которые перечеркивают все любовные мечтания и стремления, даруют лишь боль и разочарование. Несмотря на ту печаль, которую приносят эти дружеские прикосновения «не похожие на объятья», женщина искренне радуется им и готова довольствоваться малым.

Ахматова предстает перед нами в качестве влюбленной и ранимой девушки, чьи чувства не взаимны. Однако отказаться от этих болезненных отношений она не может. И это ощущение тоскливого счастья наполняет стихотворение особым смыслом. Именно такие работы сделали поэтессу одной из лучших в русской литературе, а её произведения до сих пор учат на уроках в старших классах.

Прочесть стихотворение полностьюонлайн или скачать его можно на нашем сайте.

Звенела музыка в саду
Таким невыразимым горем.
Свежо и остро пахли морем
На блюде устрицы во льду.

Он мне сказал: “Я верный друг!”
И моего коснулся платья.
Так не похожи на объятья
Прикосновенья этих рук.

Так гладят кошек или птиц,
Так на наездниц смотрят стройных…
Лишь смех в глазах его спокойных
Под легким золотом ресниц.

Стихотворение “Вечером” (“Звенела музыка в саду. ”, 1913) своим названием связывает книгу “Вечер” с “Четками”, где оно было напечатано в 1914 г. (журнальная публикация не имела заглавия). Теперь “расстановка сил” другая, более определенная, но оттого не более благополучная. Там героиню любили, а она не была постоянна и уверена в своем чувстве, здесь она любит, но чувство уже надломленное, потому что не встречает ответного чувства, во всяком случае, такого, которое было бы с ним соизмеримо. Стихотворение импрессионистично, целиком основано на впечатлениях героини. Музыка в саду совсем необязательно грустная, но в восприятии героини, ожидавшей ощущения счастья, как выясняется в концовке, вновь возвращающей музыкальную тему («А скорбных скрипок голоса / Поют за стелющимся дымом: / “Благослови же небеса – /Ты в первый раз одна с любимым”»), эта музыка звенела “таким невыразимым горем”. Впечатления напрягшейся героини сталкиваются с чисто внешними проявлениями страстно ожидавшегося торжества. В ресторане сервирован изысканный ужин со свежими устрицами, острый запах которых слишком заметен, слишком задерживает на себе внимание. “Верный друг” аттестует себя также слишком напыщенно, и одно его легкое прикосновение к платью сразу гиперболизируется, умножается, крупным планом выступают эти руки: “Как непохожи на объятья / Прикосновенья этих рук”. Восклицательная конструкция на письме лишена восклицательного знака, а в более нейтральной самохарактеристике “друга” он был. Переживания героини глубоки, но скрыты, внешне не выражены. Сравнение с кошками, птицами, которых гладят, стройными наездницами, которыми любуются без любви, развивает тему отсутствия настоящего чувства у “друга”, спокойствие и веселость которого абсолютны и резко контрастируют с состоянием героини. Она с ее обостренной внимательностью даже в его ресницах видит блеск (внешнюю ценность) и легкость: “Лишь смех в глазах его спокойных / Под легким золотом ресниц”. Настроению героини созвучно отнюдь не его настроение, а воображаемое настроение олицетворенных, очеловеченных, наделенных “голосами”, прямой речью “скорбных скрипок”.

Ровно половина текста, две строфы, – описание “друга”, композиционно обрамленное (кольцевой принцип) темой музыки, но все содержание стихотворения передает состояние тонко чувствующей и глубоко несчастной героини, испытывающей тяжелое разочарование, крушение мечты, обиду на человека, еще остающегося самым дорогим, любимым (последнее слово произведения). Заключительное четверостишие перекрестной, самой распространенной, нейтральной рифмовки отличается от трех первых, зарифмованных охватно (соответствие общему композиционному принципу стихотворения), это своего рода освобождение от изначальной скованности, ненавязчивая, тонкая “аранжировка”. Пришедшее ясное понимание истинного положения дел, избавление от иллюзий говорит о силе ума и духа страдающей женщины.

Популярное

  • Русская культура за рубежом Человеку, который имеет свой плей л.

Характеристика героев комедии «Ревизор Человеку, который имеет свой плей л.

После «Грозы Григорьев после грозы островского Человеку, который имеет свой плей л.

Смысл жизни по обломову Эпизоды из романа: дружба Штольца и Обломова Человеку, который имеет свой плей л.

Анализ произведения М.И.Цветаевой «Анна Ахматова»

Автор: Guru · Опубликовано 12.10.2020 · Обновлено 17.10.2020

Анна Андреевна Ахматова и Марина Ивановна Цветаева две известные поэтессы жившие и творившие в эпоху Серебряного века. Проявлявшие интерес друг к другу на протяжении своей творческой жизни. Это подтверждается одним очерком, в котором Цветаева признается в любви Ахматовой.

Рассмотрим анализ стихотворения Марины Цветаевой, которое посвящено Анне Ахматовой.

История создания

Произведение, под названием «Анне Ахматовой» датируется 11-ым февралем 1915 года. Именно тогда оно и возникло. Однако впервые Цветаева познакомилась с творчеством Ахматовой тремя годами ранее.

Это произведение напоминает пролог, отправную точку, которая стала началом написания цикла стихотворений «Ахматовой». Это цикл был напечатан через полтора года.

Это произведение, как и весь цикл, появилось после того, как Марина Цветаева побывала в Петербурге. Известным поэтессам так и не удалось встретиться. Однако Цветаева рассказывала, что на литературном вечере читала свои стихи так, будто там присутствовала Ахматова.

Можно отметить, что женщины являлись соперницами, но признавали творчество друг друга, не теряя собственной силы в поэзии. Но вот Марина Цветаева больше восторгалась своей оппоненткой. В ее словах были заметны нотки восторга и обожания. В то же время Ахматова не проявляла никаких эмоций. Она скептически расценивала раннее творчество Марины.

Эти две женщины являлись полными противоположностями друг другу. Касается это и характера, и творчества. Анна Ахматова отличалась скромностью, а Цветаева своей импульсивностью. Стоит отметить, что они имели общих фаворитов среди мужчин-поэтов: Пушкин, Блок, Мандельштам, Пастернак. Общее в творчестве этих женщин в том, что у них присутствовала тема любви, но видели они ее по-разному. Еще их объединяет то, что поэтессы смогли раскрыть дух того времени, когда на долю народа выпали войны и революции.

Направление, жанр и размер

Жанр написанного Цветаевой стихотворения «Анне Ахматовой» — это послание. Именно с помощью такого жанра автор имеет возможность передать свои чувства, отношение к адресату. Марина Цветаева в то время не была членом политических партий. У нее была собственная гражданская позиция, которая не шла в разрез с имеющимися у нее нравственными ценностями.

Ее произведения отличаются искренностью, открытостью, но одновременно и просты, и сложны.

Стихотворение «Анне Ахматовой» имеет размер двустопного дактиля. Рифма у него перекрестная, то есть присутствует чередование мужской рифмы с рифмой дактилической.

Композиция

Это стихотворение имеет пять строф. Его можно разделить на 4 части.

Первые две строфы описывают адресата. В третьей строфе мы видим рассуждения автора о жизни Ахматовой:

«Вся Ваша жизнь — озноб,

И завершится — чем она?»

В четвертой строфе описывается творчество Ахматовой и раскрывается его характеристика. А уже пятая строфа несет в себе обращение к Анне Ахматовой, признание ей в любви. По стилистике это стихотворение чем-то напоминается Ахматовское. В нем есть иллюстрация быта, четко описываются детали, присутствует торжественная концовка и конкретизируется время, когда это происходит.

Образы и символы

Героиней данного лирического стихотворения выступает сам автор. Черта, которая является характерной для Цветаевой, это объяснение в любви всему миру и жизни.

В данном стихотворении Цветаева идеализировала образ Анны Ахматовой, так как описывает ее без какого-либо изъяна. Возможно, при написании стихотворения Марина основывалась на имеющемся у нее портрете Ахматовой. Она смогла иллюстрацию перевести на язык поэзии.

Фраза «черная линия» — то, как сама Цветаева видела Ахматову: спокойной и лаконичной. Используя черный цвет, Марина передает трагичность, присутствующую в образе адресата.

Цветаева выделяет то, что Ахматовой под силу собственной поэзией увлечь любителей такого направления. Этим объясняется, что Анна была разносторонней личностью. В ней соединились и сила, и ранимость, и беззащитность, и повелительность.

Такой на первый взгляд «безоружный стих» читатель должен рассматривать, как признание в любви, как стрелу Амура, которая при попадании в сердце дарит человеку чувство – любовь. Вот именно это мы может понять по пятому четверостишию.

Проблемы, темы и настроение

Главной темой стихотворения «Анне Ахматовой» являются события, явления, предмет, на которые автор обращает внимание и описывает их. Здесь событием выступает сама Анна Ахматова, ее творчество и талант к поэзии.

Эта тема охватила не одно произведение, написанное Цветаевой. Ей посвящен целый цикл. Это доказывает, что поэтесса Анна Андреевна много значила для Марины Цветаевой.

Если более подробно рассматривать творчество Цветаевой, то можно увидеть большое количество стихотворений-посвящений. Это особенность автора. В этих произведениях Цветаева показывала личное отношение к современникам, чтобы читатель мог рассмотреть это именно с ее точки зрения.

Настроение стихотворения пропитано личной атмосферой, где можно увидеть нотки царственности и величественности. Именно так для себя Марина Цветаева видела Анну Ахматову.

Основная идея

В этом произведении автор сделала Ахматову совершенной, так как она была ее кумиром. Этим стихотворением поэтесса передает собственные впечатления об Ахматовой. Ведь она многое для нее значила.

Главной мыслью стихотворения является желание показать для своих читателей Ахматову такой, какая она есть в действительности, такой, какой Марина Цветаева ее чувствует.

Средства выразительности

Тропы, имеющиеся в данном стихотворении, являются многообразными и очень интересными.

Еще здесь присутствуют авторские знаки препинания. Самым выразительным из них выступает тире. Это знак подчеркивает особенность автора в написании лирики.

Стихотворение «Анне Ахматовой» у Марины Цветаевой получилось точным, лаконичным, отражающим мысли автора. Об этом свидетельствует все вышерассмотренное и проанализированное.

Анализ стихотворения Победа Ахматовой

Стихотворение Победа является частью одноименного цикла, который был начат поэтессой в период Второй мировой и завершен к 1945 году, то есть именно под завершение военных действий. Ахматова довольно близко переживала все беды собственного народа и всегда хранила верность родине. Верность, возможно даже, иррациональную и немного безумную.

Как известно, Ахматова много страдала от советской власти и не принимала новый порядок, который установился в стране после революции 1917 года. Тем не менее, она при наличии возможностей уехать из страны, оставалась в России. Начало новой войны стало для поэтессы очередным потрясением, которое она выражала доступным способом через свои творения.

Победа рассматривает военную тематику, исходя из позиции нелепости войны как таковой, делает акцент на глупом страдании. Тем не менее, и смысловой акцент, и средства выразительности тут также делают уклон в сторону безразличия войны по отношению к людям. Для этого Ахматова использует много согласных и тяжелых звуков, которые как бы нагнетают обстановку: грозный грохот, ветки и ждут и зовут.

Помимо этого подчеркивается обезличенность человеческой гибели, которая выглядит для войны полностью безразличным фактом. «Пречистое тело» томится в снежной пыли, моря «набитые смертью» – все эти подробности говорят о том, как война попросту сметает людей с лица земли. Война ничего не рождает кроме трупов и страданий.

Тем не менее, есть противоположность войне и эта противоположность рождает нечто совершенно иное и обратное – мир рождает новых людей. Именно этот факт и собирается поэтесса представить перед приходящей Победой: «Пусть женщины выше поднимут детей».

Безусловно, в этом есть определенный глубокий посыл, который представляет собой невероятную надежду, которая только и может быть смыслом для дальнейшего существования, существования в мире, где вообще есть война. Тем не менее, если рассмотреть схему стихотворения более, скажем так, цинично, то появляется вполне понятный смысл, который выражается в известной народной присказке: «бабы новых нарожают». Как правило, именно так цинично многие люди относятся к войне, по большей части такие, которые войну затевают, но не стремятся в этом участвовать.

Как остается действовать поэтессе в таком мире? Путь поэта является путем страданий и Ахматова следует этому пути.

Анализ 2

Композиционная структура произведения Ахматовой “Победа” выполнена в трехчастном виде. С разным количеством строк в каждой части.

Первую, самую продолжительную часть поэтесса посвящает страшной зиме военного времени, когда гибли люди в невыносимых условиях холодного времени года. Российских солдат Ахматова сравнивает со строем “дедов – морозов”. Солдаты идущие в теплых шинелях, могучим своим видом вселяли надежду на победу и вызывали ощущение сходства с этим сказочным персонажем, который может дарить радость.

Вторая часть состоит из пяти строк, которые посвящены обобщенному образу моряка. Через стихотворные строки передается тяжелая история жизни военного, который смог выдержать годы страшной войны. Ахматова очень реалистично изображает всю картину жизни человека, который изо дня в день сталкивался с унесенными жизнями и смерть для этого человека становится нормой.

Заключительная часть имеет торжественный призыв встретить победу. Военным удалось спасти тысячи детей от тысячи смертей.

Основной тематикой стихотворения становится развитие войны, начало которой сопровождается грозным грохотом. Путь к победе лежит через горе, страдания и тысячи смертей невинных солдат, которые ценой собственной жизни дарят свободу новым поколениям.

Во время чтения стихотворения проявляется тема патриотизма, доблести и отваги солдат. Идейная составляющая достаточно проста, через неё Ахматова передает весь ужас военных действий. Поэтесса превозносит солдата русской армии и увековечивает его подвиг.

Ахматова насыщает произведение множеством средств художественной выразительности. С первых строк начинаются эпитеты (“грозном грохоте”, “родные березы”), олицетворение (березы ждут и зовут). Образ березы у Ахматовой связан с родным краем, который всегда помнит и ждет. В стихотворении это дерево становится своеобразным мостиком воспоминаний, который тянется с поля сражений на мирную землю родной стороны. Образ маяка вводит в стихотворение надежду на победу и скорое завершение войны. Произведение выполнено с применением перекрестной рифмы АВАВ (“дело – тело”, “пыли – земли”).

Анализ стихотворения Победа по плану

Победа

Возможно вам будет интересно

Автор затрагивает серьезные философские и гражданские вопросы. Он скептически смотрит на современное поколение, которое недостойно своего великого прошлого и не имеет будущего.

Произведение по жанровой направленности относится к гражданской лирике поэта и в качестве основной тематики рассматривает трагическую судьбу творческой личности, живущей в страшную и жестокую сталинскую эпоху.

Противоречивый характер личности Есенина будет понятен, если более-менее подробно изучить его творчество. В своих различных ипостасях поэт проявляет грани внутреннего мира, которые условно градируются от набожного странника

За все время Державин написал огромное количество разных произведений. Он мог писать замечательные и проникновенные стихотворения, в которых прославляются наши солдаты.

Анна Ахматова – человек весьма рациональный, как может показаться с виду, или как казалось вначале другим, кто ее толком не знал. Но когда ее узнавали поближе, все удивлялись

Анализ стихотворения Ахматовой Победа

Всем давно известно, что с революцией 1917-ого года власть страны сменилась. Много политических сил претендовало на власть, но большевики, благодаря их влиянию и выгодному положению, стали править страной. Но Ахматова не разделяла интересы большевиков. Она была уверена, что они не приведут ни к чему хорошему. Но при этом Анна не бежала из страны, как это делали многие. Она считала, что должна разделить все радости и невзгоды страны, а также её народа. Возможно, ее патриотизм спас ей жизнь.

Поэтесса даже не подозревала, что ужасы, которые выдержала Анна, такие как расстрелял её мужа арестованный на пять лет сын, преследования политиков на неё саму, – это ещё цветочки. Наступила война, страшное время, но при этом время отваги и доблести. Оказалось, что есть проблемы и по-страшине. Наверное, сбежав из страны, Ахматова не вернулась бы обратно из-за войны, появившейся как гром среди ясного неба. Анна твёрдо верила, что историю творит сам народ. Она была уверена, что каким-нибудь образом советский союз и его союзники разгромят фашизм. Она свято верила в свободу, в победу. Именно по этому поэтесса начала творить. С 1942 года и до весны 1945 года она написала небольшой цикл стихотворений «Победа».

Цикл начинается с зимы 41-ого. Зима холодная, суровая, кровавая. Время беспощадности. Зато эта самая суровая зима помогла отстоять Москву, отогнать врага, сделать то, чего ещё никто не добился на протяжении проклятой Второй Мировой Войны. Это первая крупная победа, после которой враг стал отступать. Вера Ахматовой стала пророческой. Вера в победу помогла Анне прожить без Ленинграда на востоке, в безопасности от врага.

Средняя часть цикла – эмоции героев Ахматовой на окончание войны. Герой, прожив четыре долгих и сложных лет, став очевидцем ужаса войны, узнаёт, что война окончена, что нет больше фашизма. Он счастлив, рад, что выжил, и горд за свою страну, и он снимает шапку, упоминая всех, кто не справился с невзгодами, кто собой пожертвовал ради победы, кто страдал. Слёзы радости и слёзы скорби.

И кончается цикл стихотворений в оптимистичном характере. Она пишет, что победа у дверей. Нужно встретить её достойно. Главная цель, по её мнению, – спасти детей, сохранить продолжение человеческого рода, нежели задача стереть врага с лица Земли. Однако, обе задачи выполнены. Уверен, этот текст читает потомок одного из героев мира. Она предлагает в честь торжества справедливости поднять выживших детей над своими головами. И правда, справедливость восторжествовала!

Давайте не будем творить хаос, ужас, зло и несправедливость. Любите всех тех, кто выжил, кто отважно старался во имя победы, кто не дожил до девятого мая…

Кратко 6 класс. Своими словами по пану

Картинка к стихотворению Победа

Популярные темы анализов

Произведение “На смерть князя Мещерского” весьма мало и не очень похоже на полноценное и великое стихотворение. Однако в нем содержится непростая глубокая атмосфера, чем и привлекает к себе внимание. Главная тема оды заключается

Это великолепное произведение, которое вызывает у читателя огромный восторг, можно отнести к позднему периоду творчества Фета, так как на момент написания, он уже успел выпустить несколько сборников своих стихотворений,

Александрович Бродский, является русским поэтом и писателем, хотя большую часть жизни прожил в Америке. Почти все свои произведения он старался писать, только на русском языке. Хотя в тоже время, занимался переводами и созданием

Лирический герой (сам автор) приехал в деревню на охоту, устал бродить по болоту и решил отдохнуть в сарае, где уснул. Разбудило его солнце и голоса деревенских детей, которые сквозь щелки разглядывали его, с обворожительной, присущей только детям

Николай Некрасов не был певцом красот природных. Мало того, он считал лириков, воспевающих их на все лады, людьми, которые растрачивают талант свой впустую. Его гораздо больше интересовала жизнь человека

Анализ стихотворения А. А. Ахматовой «Победа»

Автор: Guru · 27.06.2018

Лирика Ахматовой всегда ассоциируется у рядового читателя с «темной вуалью» и реже с материнской песней скорби – «Реквиемом». Однако немногие люди знают и читают стихи этой выдающейся поэтессы о Великой Отечественной войне, где она воспевала боевой дух наших солдат и переживала за судьбу родины. Такую Ахматову, зрелую, мужественную, прямолинейную, мы и представим читателю в данной статье.

История создания

В 1942 году поэтесса начала работу над небольшим циклом стихотворений о войне, закончила который непосредственно перед победой – весной 1945 года. Все знают, что Анна Андреевна была настоящим патриотом своей страны, она не решилась на переезд за границу, она стойко терпела все то, что происходило вокруг нее: революции, репрессии, семейные трагедии (расстрел мужа и арест сына). Она терпела и надеялась, что великий народ России, который и творит историю своей страны, когда-нибудь заслужит лучшей жизни! Поэтому Анна Андреевна с трудом приняла тот факт, что страну «убивает» не только внутренняя «болезнь» — власть, но и внешняя – военные противники. Осознав весь ужас ситуации, Ахматова поняла, что именно она должна быть с народом, должна быть рядом. Именно осознание собственной значимости и послужило толчком к созданию данного цикла стихотворений.

Тем кощунственнее выглядит несправедливое и обидное обвинение политиков в адрес поэтессы. В 1946 году на съезде писателей некто Жданов, почетный партийный деятель, назвал Ахматову «не то монахиня, не то блудница, а вернее, блудница и монахиня, у которой блуд смешан с молитвой». Его хамское выступление определило судьбу творчества Анны Андреевны: ее прекрасные военно-патриотические стихи были похоронены в забвении.

Жанр, направление, размер

  • Направление, в котором творила великая поэтесса – акмеизм. Все акмеисты отказались от принципов символизма и провозгласили собственные идеалы – точность слова и смысла и возврат к материальному миру.
  • Тип рифмы – перекрестная (АВАВ).
  • Стихотворный размер – амфибрахий.

Композиция

Композиция стихотворения представлена тремя частями.

  1. Первая часть посвящена военной зиме, холодной и невыносимой – «в снежной пыли». «И могучие деды-морозы с нами сомкнутым строем идут», — так поэтесса называет солдат, укутанных в зимние телогрейки, мешковатых, похожих на доброго сказочного героя.
  2. Вторая часть — короткое пятистишие, посвященное неизвестному матросу. В нем Ахматова говорит голосом лирического героя, рассказывает нам тяжёлую историю обычного военного, который прошел все эти страшные 4 года. Поэтесса очень красочно рисует картину жизни матроса, в которой смерть является обыденностью – «Вдоль смерти и смерти навстречу».
  3. Третья часть стихотворения носит оптимистичный характер. Поэтесса говорит о том, что «победа у наших стоит дверей», а, значит, что встретить великий праздник нужно достойно. Ахматова отмечает, что главная заслуга военных то, что спасены «от тысячи тысяч смертей» дети, которые и будут строить новый мир.

Образы и символы

Система образов и символов в стихотворениях акмеистов не сильно разнообразна и обширна. Стихотворение «Победа» — не исключение. В первой части Ахматова метафорично описывает холодную зиму, окутывая природу «снежной пылью». В конце первой части вниманию читателей представлен еще один образ – «могучие деды-морозы». Опять же поэтесса несколько намекает нам на то, что военные, могучие и отважные, в больших зимних ватниках напоминают самого известного героя зимней сказки – Деда Мороза. Они, словно волшебники, несут добро людям и творят чудеса, изгоняя врагов.

Лирический герой появляется во второй части стихотворения – это обычный матрос, который очень многое пережил, он не раз видел смерть. Именно лирический герой своими воспоминаниями передает весь ужас войны.

Темы и проблемы

Основная тема трилогии — война, ее динамика: начало ожесточенных сражений, суровая участь военных и победа, которая досталась столь дорогой ценой. Проблема тоже очевидна: это цена победы. На поле боя погибли миллионы людей, отстаивая не только свои интересы, но и права всего мира, попранные захватчиками. Их смерть была жуткой, как и военные будни: голод, холод, риск и вездесущая опасность.

По мере прочтения стихотворения становится ясно, что также в тексте встречаются темы патриотизма, отваги и мужества военных и всеобщего праздника. Ахматова очень точно показывает все стороны страшной войны: ее истоки и последствия, причиненные разрушения и надежду на светлое будущее.

Смысл

Идея стихотворения проста – поэтесса жаждет показать то, что есть война, без всяких прикрас, показать весь ужас, напомнить о великом мужестве русского войска, о значимости мирного неба над головой. Этот посыл в то время не казался таким уж очевидным. СССР – страна с агрессивной внешней политикой, тираническим режимом и мощной пропагандистской машиной. Многие люди были настроены к остальному миру враждебно в силу специфического политического воспитания. Поэтому прорыв русской армии на Запад мог обернуться для многих стран новым порабощением, как это и случилось со многими странами Восточной Европы. Но Ахматова выступает против любой войны, любого насилия. Она искренне надеется, что, победив дракона, русский народ не станет драконом, и сохранит хрупкий мир на своих плечах. Такова ее главная мысль.

Конечно, ее целью было возвеличить и увековечить подвиг русского освободителя, который совершил христианский поступок: пожертвовал собою ради всего человечества. Муки каждого бойца Ахматова описывает для того, чтобы новые поколения помнили эту жертву и гордились ею, способствуя миру, а не войне.

Средства художественной выразительности

Ахматова изобильно украшает свою речь всевозможными средствами художественно выразительности. С первой же строчки мы видим многочисленные эпитеты («грозный грохот», «родные березы»). Также в первой строфе представлено олицетворение – «родные березы тянут ветки и ждут и зовут». Березы для поэтессы – символ чего-то родного – семьи, друзей и знакомых.

Другие тропы – менее очевидные. Например, с маяком автор ассоциирует надежду, это метафора приближения долгожданного конца войны.

Опыт анализа стихотворения Анны Ахматовой “Лотова жена”. 11-й класс

Разделы: Литература

Класс: 11

Один из источников поэзии Анны Ахматовой, вторая реальность ее духовной биографии – история, путь, пройденный человечеством. В ее стихах – тысячелетний опыт нравственных исканий, запечатленный в преданиях, фольклоре, музыке, архитектуре, отраженный в творчестве великих предшественников. Переосмыленные ею, по-новому звучат ветхозаветные легенды, явившиеся источником “Библейских стихов” : “Рахиль”, “Лотова жена”, “Мелхола”. Одно из них, стихотворение “Лотова жена”, мы рассмотрим.

Согласно ветхозаветному сюжету, строки из которого вынесены в эпиграф стихотворения, ангелы предупредили Лота о том, что город Садом, где прошла его жизнь, обречен Богом на гибель, чтобы он, захватив с собой жену и обеих дочерей с их женихами, покинул его. Лот медлил, и тогда ангелы взяли его под руки, а также жену и дочерей, и увели их из города. Они велели им идти в горы и ни в коем случае не оглядываться. Иначе – смерть. В дороге Лот и его близкие услышали позади оглушительный шум – на Содом и Гоморру обрушился ливень дождя и серы. Никто из горожан, так наказанных Богом за грехи, не спасся. А жена Лота нарушила запрет ангелов, оглянулась – и тут же превратилась в соляной столп.

Первая часть стихотворения целиком посвящена этому сюжету. Один из героев, “праведник”, идущий “за посланником бога”, не назван по имени, хотя известно и из эпиграфа, и из источника, что это Лот, значит, автору более важна его характеристика – “праведник”, “огромный и светлый”. Эпитет “светлый” отражает его душевное состояние, чистоту мыслей, веру в выбранный путь, тем более что этот путь указан ему “посланником Бога”. Эпитет “черной” (горе) звучит словно предупреждение, открывая другой, контрастный семантический ряд, и, действительно, дальше речь пойдет о персонаже, противопоставленном Лоту, вынесенном в название стихотворения, следовательно, более значимом для автора – жене Лота, чувство тревоги, беспокойства которой, благодаря данному эпитету, звучит с большей силой. В стихотворении не упоминается ни о дочерях Лота, ни тот факт, что Лоту не просто далось такое решение, а ангелам пришлось вести его под руки. То есть факты пропущены через восприятие автора и тщательно отобраны для выражения авторской позиции, а акценты в библейской истории расставлены иначе, чем в первоисточнике.

Обратимся к героине, находящейся в центре сюжета: что ее тревожит? “Но громко жене говорила тревога” – в полную силу звучит внутренний голос героини. И это не предупреждение об опасности погибнуть, наоборот – непреодолимое желание бросить последний взгляд назад, пока “еще не поздно”. Хронотоп героини сложнее, чем у ее спутника, потому что физически она рядом со своим мужем, идущим “по черной горе”, там, где впоследствии “ее ноги к земле приросли”, а душою там, где прошла вся ее жизнь и куда ей так хочется посмотреть в последний раз. Проследим за ее мысленным взглядом:

На красные башни родного Содома,
На площадь, где пела, на двор, где пряла,
На окна пустые высокого дома,
Где милому мужу детей родила.

Ее мысль, ее память, обращаясь в прошлое, проникает сквозь стены города (вспомним, герои находятся за воротами города и, следовательно, женщина не может в буквальном смысле видеть двор, дом) и “пробегает” по самым милым ее сердцу местам: “красные башни родного Содома”, “площадь”, “двор”, “дом” выстраиваются перед нами по принципу сужения пространства. Мы ощущаем, как сжимается и время и перед героиней в одно мгновение проносится вся ее жизнь: “площадь, где пела”, скорее всего в детстве, “двор, где пряла” в девичестве,” милому мужу детей родила” – годы после замужества. Когда же мысленный взор ее достигает окон дома, верность своей памяти, дорогим воспоминаниям оказывается сильнее желания просто выжить, спастись бегством, даже оставаясь при этом со своим мужем. Путь спасения, предложенный Богом она не приемлет:

Взглянула, и, скованы смертною болью,
Глаза ее больше смотреть не могли;
И сделалось тело прозрачною солью,
И быстрые ноги к земле приросли.

Читая эти строки, ощущаешь вслед за героиней, как соль сковывает ее тело буквально с головы до пят (“глаза”, “тело”, “ноги”), словно лёд. Фигура женщины показана крупным планом, это впечатление достигается благодаря точности в описании детали. Автору удается “остановить мгновение” (“быстрые ноги к земле приросли”).

Эпитет “прозрачною” (солью), как и эпитет “светлый” в отношении “праведника” отражает состояние души героини и передает его оценку автором. Жена Лота нарушила запрет Бога, переданный им через посланника, то есть совершила грех и за это уничтожена, как и другие грешники Содома, но прозрачность символизирует абсолютную чистоту, отсутствие греховности. Возможно, потому, что она уже сурово наказана, а также, по сравнению с праведником, здесь прозрачность – отсутствие тепла, света.

Во второй части стихотворения, в последних четырех строках выражено отношение непосредственно автора к своей героине и ее поступку. В данном случае “автор” – определение условное. Формально субъект речи, то есть говорящий проявляется лишь в предпоследней строке притяжательным местоимением “моё” (“сердце моё”). Это единственное такое его проявление во всем цикле “Библейских стихов”, объединенных одним субъектом сознания. Его трудно назвать как лирическим героем, так и повествователем как формой выражения авторского сознания. Будем условно называть его “автор”.

Жена “праведника” воспринимается не как библейский персонаж, а как реальная женщина, чья трагическая судьба никем не оплакана:

Кто женщину эту оплакивать будет,
Не меньшей ли мнится она из утрат?

Вопрос, в котором ясно слышится упрек, горечь по поводу неумения разглядеть за, может быть, суховатыми ветхозаветными строками глубину трагедии героини библейской легенды, адресован как к людям вообще, так и тем, вероятно, кто мог, но не увековечил образ этой женщины.

Лишь сердце мое никогда не забудет
Отдавшую жизнь за единственный взгляд.

В предпоследней строке частица “лишь” выражает противопоставление авторской точки зрения общепринятому взгляду. Женщина, не захотевщая и не сумевшая изменить своей памяти, навсегда останется в сердце другой женщины – автора этих строк – и в памяти читателей. И последняя строка концентрирует в себе ключевые моменты стихотворения, вбирает в себя весь его пафос: “единственный взгляд” и “жизнь ”, понятия антонимичные, здесь оказываются взаимозаменяемыми, та как для героини сюжета этот взгляд обращен назад, к той настоящей жизни, исчезающей, рушащейся вместе с ее городом.

Эпиграф к стихотворению – строки из Библии, воспроизводящие трагический конец жизни Лотовой жены, а само стихотворение начинается с союза “и”: “И праведник шел за посланником Бога. ”, словно разговор с читателем, начавшийся когда-то раньше, и не прекращался. Благодаря такому началу, мы оказываемся сразу “внутри” ситуации. Характерно, что стихотворения “Рахиль” и “Мелхола” начинаются так же: “И встретил Иаков в долине Рахиль”, “И отрок играет безумцу царю”, словно само собой разумеется, что читатель, как и автор, знает предысторию событий и готов узнать их продолжение.

Размер стихотворения – трехсложный амфибрахий, придающий повествованию песенно-эпические черты. Каждая вторая строка заканчивается ударным слогом, поэтому, несмотря на то что первые двенадцать строк не поделены на строфы, происходит ненавязчивое дробление по две строки на интонационно завершенные фразы (кроме четвертой строки, завершающейся переходным глаголом и выражающей незаконченную мысль). Такая особенность характерна и для двух других Библейских стихотворений, и, вообще, для многих стихов А. Ахматовой.

А.А.Ахматова как никто другой сумела в своих произведениях раскрыть особенности женской души, показать ее малейшие движения. Ее богатый душевный мир и тонко чувствующая натура откликались на человеческое горе не только своих современников, но и, как мы видим, она смогла проникнуть вглубь веков и оживить перед нами библейскую героиню, дать нам почувствовать ее страдания, и наконец воздать ей должное – увековечить ее образ как образ страдающей, но не изменяющей своей родине, своему прошлому женщины в памяти потомков.

Несомненно, есть перекличка и с трагическими событиями, которые происходят в эти годы в жизни поэта и России (время написания стихотворения 1922-1924 год). И выбор этот – не только выбор героини стихотворения, но и самой Анны Андреевны:

Мне голос был. Он звал утешно.
Он говорил: “Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный.
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид”.
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный слух.

Написанное в 1917 году, стихотворение рисует перед нами героиню, делающую по сути тот же выбор, что и героиня ветхозаветная, поэтому она так близка поэту и представляет собой символ верности, чести, стойкости и любви к своей родине.

Читайте также:  Звезды – доклад сообщение
Ссылка на основную публикацию