Анализ стихотворения Приговор (И упало каменное слово…) Ахматовой

Анализ стихотворения Ахматовой “Приговор

Сталинские репрессии не обошли стороной семью Анны Ахматовой. Сперва был арестован и расстрелян ее бывший муж Николай Гумилев, а затем в 1938 году по ложному обвинению осудили сына, Льва Гумилева. Поэтесса предчувствовала подобное развитие событий, поэтому старалась открыто не выказывать своей неприязни к советской власти. Тем не менее, механизм репрессий уже был запущен, и Ахматова опасалась, что однажды подобная участь постигнет и ее. Она мысленно готовилась к тюрьме и лагерям, пытаясь не думать о судьбах близких ей людей.

В 1939 году, когда

Ахматова пишет, что приговор сыну стал для нее как камень, упавший на “еще живую грудь”. Она отмечает: “Ничего, ведь я была готова, справлюсь с этим как-нибудь”.

Однако даже подобные уговоры не сразу дают свои результаты.

Оставшись в пустом Фонтанном доме, где располагалась квартира семьи поэтессы, она вдруг понимает, что нужно если и не избавиться от воспоминаний прошлого, то, хотя бы, загнать их далеко вглубь памяти. “Надо, чтоб душа окаменела. Надо снова научиться жить”, – пишет Ахматова.

Сделать это не так-то просто, как кажется на первый взгляд. Особенно, для такой тонкой и романтичной натуры, как поэтесса. Тем не менее, Ахматова понимает, что это единственная возможность остаться в живых и найти в себе силы бороться за близких людей. Поэтесса осознает, что если не сможет мысленно перечеркнуть прошлое, то может случиться непоправимое – она станет следующей жертвой репрессивной машины. “Я давно предчувствовала этот светлый день и опустелый дом”, – отмечает Ахматова, понимая, что теперь на карту поставлена и ее собственная жизни. Однако поэтессу не арестуют. Более того, в 1939 году ей предложат вступить в Союз писателей. Тем не менее, Ахматова всегда будет помнить о том, какую цену ей пришлось заплатить за собственную свободу.

Похожие сочинения:

Анализ стихотворения Ахматовой “Что ты бродишь неприкаянный После расторжения брака с Николаем Гумилевым Анна Ахматова связала свою судьбу с ученым-востоковедом Владимиром Шилейко. По воспоминаниям очевидцев, сперва она снимала комнату в его петербургской квартире, а позже фактически выселила.

Анализ стихотворения Ахматовой “Похороны В 1906 году в семье Анны Ахматовой произошло трагическое событие – от туберкулеза скончалась Инна, старшая сестра будущей поэтессы. К тому времени родители Ахматовой развелись, и ее мать, забрав детей.

Анализ стихотворения Ахматовой “Не с теми я, кто бросил землю После революции Анна Ахматова оказалась перед весьма непростым выбором – остаться в разграбленной и разрушенной России или же эмигрировать в Европу. Многие ее знакомые благополучно покинули родину, спасаясь от голода.

Анализ стихотворения Ахматовой “Любовь покоряет обманно Не секрет, что Анна Ахматова согласилась стать супругой поэта Николая Гумилева не из-за любви к своему избраннику, а из-за жалости и сострадания. Все дело в том, что этот молодой человек.

Анализ стихотворения Ахматовой “Ты письмо мое, милый, не комкай Брачный союз Анны Ахматовой и Николая Гумилева с самого начала был похож на сделку, в которой каждая из сторон получала определенную выгоду. Гумилев был на протяжении нескольких лет безнадежно влюблен.

Анализ стихотворения Ахматовой “Все расхищено, предано, продано Жизнь поэтессы Анны Ахматовой не была легкой и безоблачной. Однако в самые трудные и безнадежные мгновения эта удивительная женщина находила в себе силы и веру для того, чтобы идти вперед.

Анализ стихотворения Ахматовой “Сжала руки под темной вуалью Анна Ахматова является одной из немногих представительниц русской литературы, которая подарила миру такое понятие, как женская любовная лирика, доказав, что представительницы слабого пола могут не только испытывать сильные чувства, но.

Анализ стихотворения Ахматовой “Белой ночью Замужество отразилось не только на образе жизни, но и на Творчестве Анны Ахматовой, которая ввела в свои литературные произведения нового героя в образе таинственного незнакомца. Поначалу многие считали, что его.

Анализ стихотворения Ахматовой “Я так молилась: Утоли В 1917 году в издательстве “Гиперборей” выходит третий сборник Ахматовой, получивший название “Белая стая”. Он был выпущен в тяжелое для России время. По словам самой поэтессы, не находилось возможности переправить.

Анализ стихотворения Ахматовой “Реквием Поэт Ахматова прожила долгую и трудную жизнь вместе со своим народом, ее судьба даже для нашего жестокого века особенно трагична. В 1921 году был расстрелян ее муж, поэт Николай Гумилев.

Анализ стихотворения Ахматовой “Я гибель накликала милым “Я гибель накликала милым…” – стихотворение, входящее в сборник “Anno Domini MCMXXI”. Написано оно осенью 1921 года, во времена, трудные для Ахматовой. В конце лета Анна Андреевна похоронила хорошего друга.

Отражение трагедии личности, семьи, народа в поэме А. Ахматовой “Реквием” Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл, Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был. А. Ахматова План I. Трагическая.

Анализ стихотворения Цветаевой “В раю Тема жизни после смерти красной линией проходит в Творчестве Марины Цветаевой. Будучи подростком, поэтесса потеряла мать, и некоторое время верила в то, что непременно встретится с ней в том, другом.

Анализ стихотворения Цветаевой “Моим стихам, написанным так рано Не секрет, что многие поэт обладают даром предвидения, и об этом можно судить по их произведениям, каждая строчка в которых оказывается пророческой. К числу таких авторов относится и Марина Цветаева.

Анализ стихотворения Цветаевой “Уж сколько их упало в эту бездну Марина Цветаева очень рано потеряла мать, смерть которой переживала очень болезненно. Со временем это чувство притупилось, а душевная рана зарубцевалась, однако начинающая поэтесса в своем творчестве очень часто обращалась к.

ОТНОШЕНИЕ АННЫ АХМАТОВОЙ К А. С. ПУШКИНУ Судьба наградила Анну Ахматову счастливым даром. Ее внешний облик – “царский профиль” – отчетливо и красиво выражал личность. Но Бог одарил Ахматову не только внешней красотой, а и душевной. Анна.

Анализ стихотворения Цветаевой “С большою нежностью – потому Марина Цветаева очень рано осталась без матери и долгое время испытывала панический страх перед смертью. Ей казалось, что вот так просто и внезапно покинуть этот мир – высшая несправедливость. Шли.

Тема материнского страдания в поэме А. Ахматовой “Реквием” План 1. Анна Ахматова – человек сложной судьбы. 2. Тема “испытания” в творчестве Ахматовой. 3. Материнская трагедия Ахматовой и ее отражение в творчестве. Имя Анны Андреевны Ахматовой сегодня известно как.

Анализ стихотворения Цветаевой “Август – астры Знакомство Марины Цветаевой с Осипом Мандельштамом сыграло в жизни и творчестве двух ярких поэтом 20 века немаловажную роль. Они черпали друг в друге вдохновение и наряду с обычными письмами долгое.

Анализ стихотворения Гиппиус “Дьяволенок Зинаида Гиппиус обладала удивительным даром передавать свои мысли и ощущения при помощи ярких образов. Они могли быть совершенно фантастическими, но при этом отражали суть проблем и вещей, к которым хотела.

Анализ стихотворения Цветаевой “Молодость” (2) Многие русские литераторы очень болезненно переживали период своего становления и взросления. Марина Цветаева в этом отношении не является исключением. В 1921 году, через несколько месяцев после своего 29-летия, поэтесса осознала.

ПУШКИН В ТВОРЧЕСТВЕ АННЫ АХМАТОВОЙ Творчество Пушкина, его гений были одним из источников вдохновения великой поэтессы “серебряного века” Анны Ахматовой. Лучшие поэты “серебряного века” сформировались под влиянием музы великого русского поэта, вобрали в себя все.

ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕМОТЫ И БЕЗУМИЯ В “РЕКВИЕМЕ” АННЫ АХМАТОВОЙ Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, К несчастью, был. А. Ахматова Идея “Реквиема” А. Ахматовой может быть выражена в форме долженствования и противоречия. Поэт должен выразить.

Анализ стихотворения Гумилева “Однообразные мелькают История романтических отношений Николая Гумилева и Анны Ахматовой полна взлетов и падений. В ней много радостных страниц, однако еще больше – трагизма, боли и погибших надежд. Гумилев был влюблен в.

Трагизм поэмы А. Ахматовой “Реквием” Анне Андреевне Ахматовой пришлось многое пережить. Страшные годы, изменившие всю страну, не могли не отразиться и на ее судьбе. Поэма “Реквием” явилась свидетельством всего, с чем пришлось столкнуться поэтессе. Эпиграфом.

Анализ стихотворения Цветаевой “Я с вызовом ношу его кольцо История любви Марины Цветаевой и Сергея Эфронта полна загадок и мистических совпадений. Они познакомились во время отдыха в Коктебеле, и в первый же вечер молодой человек подарил юной поэтессе сердолик.

Анализ стихотворения Гумилева “Вечер В 1910 году Гумилев выпустил сборник “Жемчуга”, включив в него в качестве составной части свою предыдущую книгу “Романтические цветы”. Многие коллеги-поэты высоко оценили творчество Николая Степановича. Молодой стихотворец удостоился лестных.

Анализ стихотворения Цветаевой “Я счастлива жить образцово и просто Слишком рано осознав свое жизненное предназначение, Марина Цветаева еще в подростковом возрасте поклялась стать известной поэтессой. Что именно руководило юной девушкой, когда она принимала такое решение, сказать довольно сложно. Однако.

Анализ стихотворения Цветаевой “Бабушке Марина Цветаева не застала в живых ни одну из своих бабушек, которые скончались в достаточно молодом возрасте. Однако в семейных архивах хранились их портреты. И если по линии отца бабушка.

ПРОНЗИТЕЛЬНАЯ ЛИРИКА АННЫ АХМАТОВОЙ Тема любви, безусловно, занимает в поэзии Анны Ахматовой центральное место. Неподдельная искренность любовной лирики Ахматовой в сочетании со строгой гармонией позволили современникам называть ее русской Сафо сразу же после выхода.

“И упало каменное слово. ” Жданов против Ахматовой. Урок литературы в 11 классе
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Данный урок можно организовать как интегрированный, где два учителя (истории и литературы) дадут учащимся возможность представить картину (историческую и литературную) 30-х годов прошлого столетия на примере творчества Анны Ахматовой, в судьбе которой сыграл свою зловещую роль “главный идеолог” страны – товарищ Жданов. С целью активизации познавательной деятельности учащихся основную часть урока можно провести в форме литературной композиции, в которой роль ведущего может быть отведена как учителю литературы, так и конкретному ученику. Выдержки из биографии Ахматовой, включая дневниковые записи, обязательно должна озвучивать заранее подготовленная ученица, ещё несколько девушек зачитывают наизусть отрывки из стихотворений. Роль Жданова, который выступает со своим обвинительным докладом, конечно же, должна быть отведена юноше.

Скачать:

ВложениеРазмер
zhdanov_protiv_ahmatovoy.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

«И упало каменное слово…»

Жданов и Ахматова

  1. Вступительное слово учителя истории.

30-е годы – сложное время, противоречивое.

Главная задача – построить социализм. Три основных задачи: коллективизация сельского хозяйства, индустриализация всей страны (электрификация), культурная революция (в умах, в идеологии, во взглядах). Разрушался сам уклад жизни. Приходил новый – уклад колхозной жизни, укреплялся тоталитарный режим Сталина. Показательные суды, знаменитый лозунг Сталина: «Жить стало лучше, жить стало веселее». Страна была разделена на два лагеря: свои – чужие.

30-е годы очень противоречивые. Искренняя вера в справедливый строй и слепое поклонение идеалам. Система наша нуждалась в героях (герои труда, покорители Севера. 1934 г. – первые Герои Советского Союза: летчики, спасавшие челюскинцев).

  1. Вступительное слово учителя литературы.

30-е годы – это и трагическая, и героическая жизнь. Все подвиги пропагандировались через призму вождя. Через любовь к героям – к любви к вождю.

Как эти годы прошли через судьбы литературы? ( Участь русских поэтов – Грибоедов, Пушкин и Лермонтов, Кюхельбекер, Одоевский, Шевченко.) А если бы составить реестр жертв сталинских репрессий? Чьи бы имена вы внесли в этот страшный список? ( Гумилев, Мандельштам, Маяковский, Есенин ) В этом списке стояло бы и имя Анны Ахматовой.

Я была тогда с моим народом.

Там, где мой народ, к несчастью, был.

Она оставалась в России и тогда, когда от поэта прежде всего ждали восторженных славословий. Высокая поэзия Ахматовой, в которой неразрывно были переплетены, слиты воедино лирика и эпос, личное, всенародное и общечеловеческое, оказалась не ко двору. Упорные попытки разлучить поэта с читателем, замолчать творчество Ахматовой, оклеветать ее длились 30 лет – с середины 20-х до середины 50-х годов.

Неужто я всех виноватей

На этой планете была?

Всей своей жизнью и творчеством Ахматова давала пример, как можно пройти сквозь лишения и страдания, сквозь несправедливость, страх и клевету.

Из дневниковых записей Ахматовой: «После моих вечеров в Москве (весна 1924 г.) состоялось постановление о прекращении моей литературной деятельности. Меня перестали печатать в журналах и альманахах, приглашать на литературные вечера. Я встретила на Невском М. Шагинян. Она сказала: «Вот вы какая важная особа: о вас было постановление ЦК, не арестовывать, но и не печатать».

Впоследствии Ахматова называла Постановление ЦК от 1925 г. Первым – в отличие от Второго, вышедшего в 1946 г., когда тоже было решено не арестовывать, но и не печатать.

Свою зловещую роль в трагической судьбе Ахматовой сыграл Жданов. Когда в 1948 г. он умер, в некрологе ЦК ВКП(б) и Совета Министров СССР утверждалось: «В лице товарища Жданова партия лишилась выдающегося марксистского теоретика, талантливого пропагандиста великих идей Ленина – Сталина…»

Одно из его деяний – расправа над Анной Ахматовой.

«Я родилась в один год с Чарли Чаплином, «Крейцеровой сонатой», Эйфелевой башней. В то лето Париж праздновал 100-летие падения Бастилии – 1889, а в день моего рождения справлялась и справляется знаменитая древняя «Иванова ночь» – 23 июня. Назвали меня Анной в честь бабушки Анны Егоровны Мотовиловой. Ее мать была татарской княжной Ахматовой, чью фамилию я, не сообразив, что собираюсь быть русским поэтом, сделала своим литературным именем… Годовалым ребенком я была перевезена из Одессы на север – в Царское Село. Там я прожила до шестнадцати лет. Мои первые воспоминания – царскосельские: зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки…»

По аллеям проводят лошадок,

Длинны волны расчесанных грив.

О, пленительный город загадок,

Я печальна, тебя полюбив…

Жданов родился на 7 лет позже, в Мариуполе. Выступая в августе 1934 г. на Первом Всесоюзном съезде советских писателей с речью, Жданов восклицал:

«Наша литература насыщена энтузиазмом и героикой. Она оптимистична, причем оптимистична не по какому-либо зоологическому «нутряному» ощущению. Она оптимистична по существу…»

А в декабре того же, 1934 г., этот «оптимист» с размахом обеспечил «кировский поток»: организовывал и подписывал те черные списки, по которым десятки тысяч ленинградцев после убийства Сергея Мироновича Кирова «потекли» кто в тюрьму, кто в ссылку, кто на казнь…

И вот теперь, в 1946 г., в Ленинграде выступил с докладом, вошедшим в постановление ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград». Это была анафема Ахматовой и Зощенко. Со всей мощью «верного ученика и соратника Сталина» Жданов обрушился на Ахматову: «Ее произведения за последние годы появляются в ленинградских…»

Итак, Жданов причислил Ахматову к представителям «реакционного мракобесия и ренегатства в политике и искусстве». Это ее-то, чей профиль, поступь, взор, осанка выражали богатство и духовность личности («От ангела и от орла в ней было что-то…» – Цветаева ), чье сердце еще на самом пороге юности могло рождать строки:

И когда друг друга проклинали…

А Жданов продолжал: «Анна Ахматова является одним из представителей…»

И это о ней, которая еще в первые годы революции сказала:

Мне голос был. Он звал утешно…

И она осталась со своей Россией, пусть окровавленной и разоренной, но по-прежнему родной… Она всегда – в 14-м и в 17-м году, в 37-м и в 41-м, 56-м 65-м – была со своим народом, разделяя все его победы и поражения, страдая и радуясь вместе с ним. И именно поэтому смогла стать голосом народа, когда народ безмолвствовал…

Послушаем Жданова дальше: «Тематика Ахматовой насквозь индивидуалистическая…»

Примером поэзии «взбесившейся барыньки» могут стать стихи:

Перед этим горем гнутся горы…

В 1921 г. был расстрелян Гумилев. В 1935-м арестован сын…

Это было, когда улыбался

Только мертвый, спокойствию рад.

И ненужным привеском болтался

Возле тюрем своих Ленинград.

И когда, обезумев от муки,

Шли уже осужденных полки,

И короткую песню разлуки

Паровозные пели гудки,

Звезды смерти стояли над нами,

И безвинная корчилась Русь

Под кровавыми сапогами

И под шинами черных марусь.

Речь Жданова набирала силу. «Основное у нее – это любовно-эротические мотивы…»

Никак не понять было оратору, отчего это у Поэта презренное «чувство обреченности». А разве могло быть иначе, если

Уводили тебя на рассвете…

Позднее она напишет: «В страшные годы ежовщины я провела 17 месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то «опознал» меня. Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом):

– А это вы можете описать?

Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом»

Показать бы тебе, насмешнице

И любимице всех друзей,

Царскосельской веселой грешнице,

Что случится с жизнью твоей –

Как трехсотая, с передачею.

Под Крестами будешь стоять

И своею слезой горячею

Новогодний лед прожигать.

Там тюремный тополь качается,

И ни звука – а сколько там

Неповинных жизней кончается…

Жданов : «Не то монахиня, не то блудница …»

Действительно, молитва, совсем особая молитва, даже не молитва – мольба – исходила кровью в каждой ее строке:

Семнадцать месяцев кричу,

Зову тебя домой,

Кидалась в ноги палачу,

Ты сын и ужас мой.

Все перепуталось навек,

И мне не разобрать

Теперь, кто зверь, кто человек,

И долго ль казни ждать.

И только пышные цветы.

И звон кадильный, и следы

Куда-то в никуда.

И прямо мне в глаза глядит

И скорой гибелью грозит

«Муза плача» – так говорила об Ахматовой Марина Цветаева

Опять поминальный приблизился час.

Я вижу, я слышу, я чувствую вас:

И ту, что едва до окна довели,

И ту, что родимой не топчем земли,

И ту, что, красивой тряхнув головой,

Сказала: «Сюда прихожу, как домой!»

Хотелось бы всех поименно назвать,

Да отняли список, и негде узнать.

Жданов все обличал и обличал: «Ахматовская поэзия совершенно далека от народа…»

Может, секретарь ЦК умерил бы свой разоблачительный пыл, если б внимательно заглянул хоть в один поэтический сборник Анны Андреевны.

Приду туда, и отлетит томленье…

Но до внимательного ли чтения ахматовских стихов было главному идеологу страны?

Жданов: «Почему вдруг понадобилось популяризировать поэзию Ахматовой. »

В конце сентября1941 г. Ахматова выступала на радиомитинге ленинградских женщин: «Вот уже больше месяца, как враг грозит нашему городу пленом и наносит ему тяжелые раны. Вся жизнь моя связана с Ленинградом, и я, как и все вы сейчас, живу одной непоколебимой верой в то, что Ленинград никогда, ни на один час, не будет фашистским»

Ольга Берггольц о тогдашней Ахматовой: «У Фонтанного дома, у подъездов, глухо запахнутых, у резных чугунных ворот, гражданка Анна Андреевна Ахматова на дежурство встает»

Всю страну облетела ее «Клятва», созданная в первый месяц Великой Отечественной…

А в 1942-м родилось такое стихотворение, что его одного хватило бы, чтобы имя Поэта стало бессмертным («Мужество»).

Она всегда была патриотом, и о самом желанном дне тоже смогла сказать негромко, но пронзительно.

И в день победы нежный и туманный…

Вот так писала она. И вот так распинал ее на кресте Жданов: «Что поучительного могут дать произведения Ахматовой нашей молодежи. »

Да, тогда молодежь должна была знать совсем другие стихи и песни

Сталин – это народ, что к победам идет

По вершинам подоблачных склонов.

Сталин – наши дела, Сталин – крылья орла,

Сталин – воля и ум миллионов.

Или: «Вся страна ликует и смеется, и весельем все озарены». Это каждый день звучало по радио, в том числе и в 1937-м, и 1946-м.

Жданов: «Товарищ Сталин учит нас…»

Оказывается, это не травля, не уничтожение, а просто критика.

Другие уводят любимых…

С легкой руки Жданова этот доклад изучали на производстве, в вузах, школах. И клеймили Анну Андреевну и Михаила Михайловича. Исключенные из Союза писателей, они волей Жданова тогда же, в 1946-м, были лишены хлебных карточек. И заработка их лишили – перестали печатать.

И упало каменное слово

На мою еще живую грудь.

Ничего, ведь я была готова,

Справлюсь с этим как-нибудь.

У меня сегодня много дела:

Надо память до конца убить,

Надо, чтоб душа закаменела,

Надо снова научиться жить.

А не то… горячий шелест лета

Словно праздник за моим окном.

Я давно предчувствовала этот

Светлый день и опустелый дом.

  1. Заключительное слово учителя истории.

Жить Жданову оставалось меньше двух лет. Однако за это время он сумел расправиться со многими деятелями искусства и науки. Жданова не стало в 1948-м. В соболезновании от Союза советских писателей были такие слова: «Светлая память о товарище Жданове будет вечно жить в сердцах советских литераторов».

В 1964-м Ахматову в Великобритании избрали доктором филологии Оксфордского университета, а в Италии присудили литературную премию «Этна-Таормина».

Из автобиографии: «Я не переставала писать стихи…»

Так не зря мы вместе бедовали…

  1. Заключительное слово учителя литературы.

Всю историю отечественной литературы у нашей Поэзии были только отцы. Пушкин. Лермонтов. Некрасов. Блок. Маяковский. С появлением Ахматовой русская поэзия обрела материнство.

1965 – последняя книга стихов «Бег времени».

1989 – по решению ЮНЕСКО во всем мире отмечался 100-летний юбилей Ахматовой. Это был подлинный триумф в посмертной судьбе поэта. Главным творческим и гражданским достижением Ахматовой в 1930-е годы явилось создание ею поэмы «Реквием» (1935-1940, опубликована в 1988). Представим на мгновенье, что «Реквием» попался на глаза Жданову. Реакцию «главного идеолога» не трудно предугадать. Почти наверняка поэт должен был бы расплатиться за это произведение собственной жизнью.

Решением Политбюро ЦК КПСС от 20 октября 1988 г. Постановление ЦК ВКП(б) 1946 г. «О журналах «Звезда» и «Ленинград» отменено.

Написать опровержение на статью Жданова (аргументы – стихи Ахматовой).

Тезисы доклада Жданова

  1. А. Ахматова относится к числу всех тех, кого наша передовая общественность и литература всегда считали представителями реакционного мракобесия и ренегатства в политике и искусстве.
  2. А. Ахматова является одним из представителей безыдейного реакционного литературного болота.
  3. Тематика Ахматовой индивидуалистична, до убожества ограничен диапазон ее поэзии.
  4. Такова Ахматова с ее маленькой узкой личной жизнью, ничтожными переживаниями.
  5. Ахматовская поэзия совершенно далека от народа.
  6. Что поучительного могут дать произведения Ахматовой нашей молодежи? Ничего, кроме вреда. Как можно отдать в ее руки воспитание нашей молодежи?

Ренегат – отступник, изменник.

Ренегатство – отступничество, поведение ренегата.

Мракобес – реакционер, враг прогресса, культуры и науки.

Мракобесие – взгляды и поведение мракобесов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме “Русская литература конца XIX – начала XX века”. Материал содержит основные тезисы, фотографии.

Цель урока: Формирование отрицательного отношения к курению с помощью математики.Задачи:Обобщить и закрепить знания и умения учащихся при выполнении действий с рациональными числами.

лекция с элементами беседы. анализ стих.

Конспект урока может быть использован при изучении романа “Герой нашего времени” в 9 – 10 классах.

Презентация к уроку.

Материал включает в себя конспект урока, денотатную карту (для работы с текстом-образцом) и органайзер For-and-against essay.

Конспект урока по литературе 11 класс Тема суда времени и исторической памяти в поэме .

Реквием

Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, —
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
1961

В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то «опознал» меня. Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом):
– А это вы можете описать?
И я сказала:
– Могу.
Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом.1 апреля 1957 г., Ленинград

Перед этим горем гнутся горы,
Не течет великая река,
Но крепки тюремные затворы,
А за ними «каторжные норы»
И смертельная тоска.
Для кого-то веет ветер свежий,
Для кого-то нежится закат —
Мы не знаем, мы повсюду те же,
Слышим лишь ключей постылый скрежет
Да шаги тяжелые солдат.
Подымались как к обедне ранней,
По столице одичалой шли,
Там встречались, мертвых бездыханней,
Солнце ниже, и Нева туманней,
А надежда все поет вдали.
Приговор… И сразу слезы хлынут,
Ото всех уже отделена,
Словно с болью жизнь из сердца вынут,
Словно грубо навзничь опрокинут,
Но идет… Шатается… Одна.
Где теперь невольные подруги
Двух моих осатанелых лет?
Что им чудится в сибирской вьюге,
Что мерещится им в лунном круге?
Им я шлю прощальный мой привет.
Март 1940 г.

Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад.
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград.
И когда, обезумев от муки,
Шли уже осужденных полки,
И короткую песню разлуки
Паровозные пели гудки,
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.

Уводили тебя на рассвете,
За тобой, как на выносе, шла,
В темной горнице плакали дети,
У божницы свеча оплыла.
На губах твоих холод иконки,
Смертный пот на челе… Не забыть!
Буду я, как стрелецкие женки,
Под кремлевскими башнями выть.
[Ноябрь] 1935 г., Москва

Тихо льется тихий Дон,
Желтый месяц входит в дом.
Входит в шапке набекрень.
Видит желтый месяц тень.
Эта женщина больна,
Эта женщина одна.
Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне.
1938

Нет, это не я, это кто-то другой страдает,
Я бы так не могла, а то, что случилось,
Пусть черные сукна покроют,
И пусть унесут фонари…
Ночь.
1939

Показать бы тебе, насмешнице
И любимице всех друзей,
Царскосельской веселой грешнице,
Что случится с жизнью твоей —
Как трехсотая, с передачею,
Под Крестами будешь стоять
И своею слезой горячею
Новогодний лед прожигать.
Там тюремный тополь качается,
И ни звука – а сколько там
Неповинных жизней кончается…
1938

Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой,
Кидалась в ноги палачу,
Ты сын и ужас мой.
Все перепуталось навек,
И мне не разобрать
Теперь, кто зверь, кто человек,
И долго ль казни ждать.
И только пышные цветы,
И звон кадильный, и следы
Куда-то в никуда.
И прямо мне в глаза глядит
И скорой гибелью грозит
Огромная звезда.
1939

Легкие летят недели.
Что случилось, не пойму,
Как тебе, сынок, в тюрьму
Ночи белые глядели,
Как они опять глядят
Ястребиным жарким оком,
О твоем кресте высоком
И о смерти говорят.
Весна 1939 г.

И упало каменное слово
На мою еще живую грудь.
Ничего, ведь я была готова,
Справлюсь с этим как-нибудь.У меня сегодня много дела:
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.А не то… Горячий шелест лета
Словно праздник за моим окном.
Я давно предчувствовала этот
Светлый день и опустелый дом.
[22 июня] 1939 г., Фонтанный Дом

Ты все равно придешь – зачем же не теперь?
Я жду тебя – мне очень трудно.
Я потушила свет и отворила дверь
Тебе, такой простой и чудной.
Прими для этого какой угодно вид,
Ворвись отравленным снарядом
Иль с гирькой подкрадись, как опытный бандит,
Иль отрави тифозным чадом.
Иль сказочкой, придуманной тобой
И всем до тошноты знакомой, —
Чтоб я увидела верх шапки голубой
И бледного от страха управдома.
Мне все равно теперь. Клубится Енисей,
Звезда Полярная сияет.
И синий блеск возлюбленных очей
Последний ужас застилает.
19 августа 1939 г., Фонтанный Дом

Уже безумие крылом
Души накрыло половину,
И поит огненным вином,
И манит в черную долину.И поняла я, что ему
Должна я уступить победу,
Прислушиваясь к своему
Уже как бы чужому бреду.И не позволит ничего
Оно мне унести с собою
(Как ни упрашивай его
И как ни докучай мольбою):Ни сына страшные глаза —
Окаменелое страданье,
Ни день, когда пришла гроза,
Ни час тюремного свиданья,Ни милую прохладу рук,
Ни лип взволнованные тени,
Ни отдаленный легкий звук —
Слова последних утешений.
4 мая 1940 г., Фонтанный Дом

«Не рыдай Мене, Мати, во гробе зрящи»

Хор ангелов великий час восславил,
И небеса расплавились в огне.
Отцу сказал: «Почто Меня оставил!»
А Матери: «О, не рыдай Мене…»
1938

Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.
1940, Фонтанный Дом

Узнала я, как опадают лица,
Как из-под век выглядывает страх,
Как клинописи жесткие страницы
Страдание выводит на щеках,
Как локоны из пепельных и черных
Серебряными делаются вдруг,
Улыбка вянет на губах покорных,
И в сухоньком смешке дрожит испуг.
И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мною
И в лютый холод, и в июльский зной
Под красною, ослепшею стеною.

Опять поминальный приблизился час.
Я вижу, я слышу, я чувствую вас:
И ту, что едва до окна довели,
И ту, что родимой не топчет земли,
И ту, что, красивой тряхнув головой,
Сказала: «Сюда прихожу, как домой».
Хотелось бы всех поименно назвать,
Да отняли список, и негде узнать.
Для них соткала я широкий покров
Из бедных, у них же подслушанных слов.
О них вспоминаю всегда и везде,
О них не забуду и в новой беде,
И если зажмут мой измученный рот,
Которым кричит стомильонный народ,
Пусть так же они поминают меня
В канун моего поминального дня.
А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
Согласье на это даю торжество,
Но только с условьем – не ставить его
Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем разорвана связь,
Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,
А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.
Затем, что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание черных марусь,
Забыть, как постылая хлопала дверь
И выла старуха, как раненый зверь.
И пусть с неподвижных и бронзовых век,
Как слезы, струится подтаявший снег,
И голубь тюремный пусть гулит вдали,
И тихо идут по Неве корабли.
Около 10 марта 1940 г., Фонтанный Дом

Долгие годы эта поэма из отдельных стихов существовала только в памяти нескольких доверенных лиц, которым Ахматова доверяла больше, чем себе. Только 1962 году, после того, как «Новый мир» опубликовал повесть Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича», А.А.А. позволила друзьям ее переписывать.

О том, как это происходило, вспоминает поэтесса Наталья Горбаневская: «У нее дома – не дома, конечно, а на тех московских квартирах, где она жила в ту зиму, – переписывали десятки людей, и почти каждый из них, разумеется, продолжал распростанение.

От меня одной в течение зимы – весны 1963 года (хоть у меня и не было своей машинки) разошлось не менее сотни экземпляров… По моей оценке, уже в течение 1963 года самиздатовский тираж „Реквиема“ исчислялся тысячами».

Анализ стихотворения Ахматовой «Приговор «

Сталинские репрессии не обошли стороной семью Анны Ахматовой. Сперва был арестован и расстрелян ее бывший муж Николай Гумилев, а затем в 1938 году по ложному обвинению осудили сына, Льва Гумилева. Поэтесса предчувствовала подобное развитие событий, поэтому старалась открыто не выказывать своей неприязни к советской власти. Тем не менее, механизм репрессий уже был запущен, и Ахматова опасалась, что однажды подобная участь постигнет и ее.

Она мысленно готовилась к тюрьме и лагерям, пытаясь не думать о судьбах близких ей людей.

Ахматова пишет, что приговор сыну стал для нее как камень, упавший на «еще живую грудь». Она отмечает: «Ничего, ведь я была готова, справлюсь с этим как-нибудь».

Однако даже подобные уговоры не сразу дают свои результаты.

Оставшись в пустом Фонтанном доме, где располагалась квартира семьи поэтессы, она вдруг понимает, что нужно если и не избавиться от воспоминаний прошлого, то, хотя бы, загнать их далеко вглубь памяти. «Надо, чтоб душа окаменела. Надо снова научиться жить», — пишет Ахматова.

Сделать это не так-то просто, как кажется на первый взгляд. Особенно, для такой тонкой и романтичной натуры, как поэтесса. Тем не менее, Ахматова понимает, что это единственная возможность остаться в живых и найти в себе силы бороться за близких людей.

Поэтесса осознает, что если не сможет мысленно перечеркнуть прошлое, то может случиться непоправимое — она станет следующей жертвой репрессивной машины. «Я давно предчувствовала этот светлый день и опустелый дом», — отмечает Ахматова, понимая, что теперь на карту поставлена и ее собственная жизни. Однако поэтессу не арестуют. Более того, в 1939 году ее предложат вступить в Союз писателей.

Тем не менее, Ахматова всегда будет помнить о том, какую цену ей пришлось заплатить за собственную свободу.

Дайджест:

Анализ стихотворения Ахматовой «Я спросила у кукушки…» Анна Ахматова прожила достаточно долгую и насыщенную событиями жизнь. Она застала сразу несколько эпох, став свидетельницей метаморфоз, которые происходили в российском обществе. Революция и свержение самодержавия, волна репрессии и Великая. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Ты всегда таинственный и новый…» В 1913 году Анна Ахматова познакомилась со своим вторым супругом, ученым Казимиром Шилейко, которого в прямом смысле слова отбила у законной жены. Сперва она поселилась в питерской квартире этой интеллигентной. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Прошло пять лет — и залечила раны…» Начало Великой Отечественной войны Ахматова встретила в Ленинграде, но медики настояли, чтобы 52-летняя на тот момент поэтесса, покинула любимый город. Далее последовала череда переездов — из Северной столицы в Москву. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Стихи о Петербурге» Тема Петербурга занимает важнейшее место в творчестве Ахматовой. К городу на Неве она всегда относилась с особой любовью. Недаром поэтесса не хотела покидать Северную столицу, когда началась Великая Отечественная война. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Белой ночью» Замужество отразилось не только на образе жизни, но и на творчестве Анны Ахматовой, которая ввела в свои литературные произведения нового героя в образе таинственного незнакомца. Поначалу многие считали, что его. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Бессонница» В 1914 году свет увидел второй сборник Ахматовой «Четки», закрепивший за ней звание популярнейшей российской поэтессы начала двадцатого столетия. В книгу включено стихотворение «Бессонница». Произведение датировано 1912 годом. Главная его. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Летний сад» Образ сада нередко встречается в лирике Ахматовой. Причем речь идет о стихотворениях разных периодов. Эта особенность позволила Лихачеву назвать Анну Андреевну последним из поэтов, отводивших паркам и садам важнейшую роль. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Нам свежесть слов и чувства простоту…» Тема назначения поэта и поэзии появляется уже в ранней лирике Ахматовой. Среди стихотворений, в которых она затронута, — «Нам свежесть слов и чувства простоту…». В произведении, написанном в 1915 году. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Разлука» В 1917 году издательство «Гиперборей» выпустило третий сборник Ахматовой, получивший название «Белая стая», достаточно солидным по тем временам тиражом в две тысячи экземпляров. Большая часть писавших о книге критиков акцентировала. .

Анализ стихотворения Ахматвой «О тебе вспоминаю я редко…» В 1911 году Анна Ахматова познакомилась с Александром Блоком, и эта мимолетная встреча произвела на поэтессу неизгладимое впечатление. К этому моменту Ахматова уже была знакома с творчеством этого поэта, считая. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Поэма без героя» Над итоговым произведением, заслужившим репутацию загадочного и мистического, поэтесса трудилась более двух десятков лет. В сложную и многогранную основную тему — судьбы соотечественников и жизнь страны в первой половине XX. .

Анализ стихотворения Цветаевой «В раю» Тема жизни после смерти красной линией проходит в творчестве Марины Цветаевой. Будучи подростком, поэтесса потеряла мать, и некоторое время верила в то, что непременно встретится с ней в том, другом. .

Анализ стихотворения Ахматовой А. А. «Вечерние часы перед столом…» В стихотворении «Вечерние часы перед столом…» А. А. Ах­матова приоткрывает завесу над таинством творчества. Лириче­ская героиня пытается передать на бумаге свои жизненные впе­чатления, но при этом находится в таком душевном. .

На тему: Отражение трагедии личности, семьи, народа в поэме А. Ахматовой «Реквием» Жизнь Анны Ахматовой была трагической. Эта му­жественная женщина, на долю которой выпали страшные времена, пережила много горя. В 1921 году расстреляли Николая Гумилева. Хотя к тому времени Ахматова была с. .

Анализ стихотворения Гумилева «Когда, изнемогши от муки…» Брак Николая Гумилева и Анны Ахматовой был неудачным и непродолжительным. Пара прожила вместе 8 лет, в течение которых чувства этих двух людей друг к другу диаметрально менялись. Если в начале. .

Анализ стихотворения «Небывалая осень построила купол высокий…» Ахматовой А. А Сильный дух и воля к жизни выступают в стихотворении 1922 г. «Небывалая осень построила купол высокий…» , в отличие от двух напечатанных в «Вечере» и «Четках» светлом по тональности, оптимистичном. .

Анализ стихотворения Цветаевой «В огромном городе моем — ночь…» Весной 1916 года Марина Цветаева начинает работу над циклом произведений под названием «Бессонница», в который входит стихотворение «В огромном городе моем — ночь…». Оно является отражением душевного состояния поэтессы, у. .

Великая Отечественная война в творчестве Ахматовой А. А Война застала Ахматову в Ленинграде. В августе и сентябре, уже во время блокады, она оставалась в городе. Поэтесса Ольга Берггольц вспоминала: «С лицом, замкнутым в суровости и гневности, с противогазом. .

Своеобразие прозы А. Чехова Приговор мелким душам Народу много, а людей немного. Диоген Синопский А. П. Чехов очень разносторонний писатель. Есть у него и пьесы с глубоким философским содержанием, есть лиричные повести, есть и наполненные юмором сценки. .

Анализ стихотворения «Тоска по Родине» Тема родины часто поднимается в творчестве русских поэтов. Марина Цветаева не стала исключением. Одно из ее самых чувственных стихотворений про родину — «Тоска по родине!». В тот период жизни, когда. .

Анализ стихотворения Цветаевой «Маме» Поэтесса Марина Цветаева родилась в интеллигентной аристократической семье, которая смогла привить будущей знаменитости любовь к истории и литературе. Девочек, Марину и Анастасию, воспитывали в строгости, практически с пеленок прививая им. .

Анализ стихотворения Цветаевой «Я с вызовом ношу его кольцо…» История любви Марины Цветаевой и Сергея Эфронта полна загадок и мистических совпадений. Они познакомились во время отдыха в Коктебеле, и в первый же вечер молодой человек подарил юной поэтессе сердолик. .

Строки из стихотворений Ахматовой «Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам» — первые строки одноименного стихотворения, написанного в 1922 году. Оно вошло в сборник «Anno domini». Чтобы понять эти строки. .

Поэзия Анны Ахматовой и поэты «серебряного века» Непросто прожить жизнь женщиной. Даже если это женщина такая величественная и преисполнена достоинству, как Анна Ахматова. Но ее поэзия убеждает всех в потому, что женщина — создание хрупкое и чувствительное. .

Анализ стихотворения Цветаевой «Самоубийство» В 1910 году на собственные средства Цветаева выпустила тиражом в пятьсот экземпляров свой дебютный сборник «Вечерний альбом». Книгу она посвятила Марии Башкирцевой — художнице, рано умершей от туберкулеза. Первые стихотворные. .

Блуждания Памяти и Совести в лирике Ахматовой О философской стороне лирики Анны Ахматовой, кажется, всерьез не писали. Между тем она представляет собой несомненный интерес. Взгляд Ахматовой на мир был своеобразен и достаточно последователен. Как акмеистка в свой. .

Философские мотивы лирики Анны Ахматовой Эта женщина прожила большую, драматическую и в то же время счастливую жизнь. Поэты «серебряного века» в своих стихах нередко признавались в любви к этой королеве русской поэзии. В бурях века. .

Анализ стихотворения Три осени Осень.. Это время, когда происходят самые незабываемые моменты жизни. Она такая разная: то серая и унылая, с постоянно накрапывающим дождиком, из-за которого мерзнут ноги и хочется скорей попасть в теплую. .

Анализ стихотворения САМОЙЛОВА «СЛОВА» АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ Д. САМОЙЛОВА «СЛОВА». ВОСПРИЯТИЕ, ТОЛКОВАНИЕ, ОЦЕНКА Стихотворение «Слова» было написано Д. Самойловым в 1961 году. Мы можем отнести его к философской лирике. Ос­новная тема его — тема творчества. .

Анализ стихотворения Цветаевой «»Прости» волшебному дому» Цветаева родилась в Москве, в доме номер восемь, расположенном в Трехпрудном переулке. В нем она провела детство и юность, за исключением периода с 1902 по 1905 год. Это время прошло. .

Пронзительная лирика Анны Ахматовой Тема любви, безусловно, занимает в поэзии Анны Ахматовой центральное место. Неподдельная искренность любовной лирики Ахматовой в сочетании со строгой гармонией позволили современникам называть ее русской Сафо сразу же после выхода. .

Анализ стихотворения Друниной «Зинка» Друнина отправилась на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками семнадцатилетней девочкой. Примерно в середине войны она попала в 667-й стрелковый полк 218-й стрелковой дивизии. Вместе с молодой поэтессой в нем служила санинструктор. .

Анализ стихотворения Пастернака «Сон» Первая любовь пришла к Борису Пастернаку довольно поздно, в 20-летнем возрасте. Он испытал очень нежные и сильные чувства к Иде Высоцкой, дочери очень состоятельного московского купца, с которой познакомился совершенно. .

Последний период творчества Ахматовой А. А В поздних произведениях А. Ахматовой сохранились те мотивы, которые были свойственны ее поэзии всегда. Задумывая сборник «Бег времени», последним стихотворением в нем она хотела видеть стихотворение 1945 года «Кого когда-то. .

Анализ стихотворения Бродского «Рождественская звезда» Не секрет, что литературные произведения религиозной тематики в СССР были категорически запрещены. Тем не менее, многие поэты и писатели время от времени обращались к библейским сюжетам, оспаривая, тем самым, главный. .

Эволюция Ахматовой от «я» до «мы» и трагическое одиночество Цветаевой Между ранней любовной лирикой и поздним творчеством и Ахматовой и Цветаевой — огромная полоса: тут были смерть, разруха, потери, предательства, перевернутый быт, безысходное ощущение катастрофы, было все, что только может. .

Анализ стихотворения Маяковского «Небоскреб в разрезе» В 1925 году Владимир Маяковский побывал в США, после чего написал цикл стихотворений под названием «Стихи об Америке» — противоречивый, дерзкий, не лишенный критики и, в то же время содержащий. .

Анализ стихотворения Бродского «Любовь» Одной из самых таинственных возлюбленных Иосифа Бродского считается художница Марина Басманова, которую поэт даже считал своей невестой. Однако судьба распорядилась так, что пара рассталась — Марина ушла к другу Бродского. .

Анализ стихотворения Лермонтова «Жалобы турка» Юный Лермонтов не только всесторонне развит, но и активно интересуется политикой. Однако открыто высказывать свои взгляды не решается по той причине, что еще сведи воспоминания о расправе над декабристами. Тем. .

Анализ стихотворения Лермонтова «Нет, я не Байрон, я другой…» Михаил Лермонтов очень рано осознал, что его жизнь будет связана с литературой, хотя никогда не считал себя выдающимся поэтом. Тем не менее, в 1832 году, незадолго до своего 18-летия, он. .

И упало каменное слово

На мою еще живую грудь.

Ничего, ведь я была готова,

Справлюсь с этим как-нибудь.

У меня сегодня много дела:

Надо память до конца убить,

Надо, чтоб душа окаменела,

Надо снова научиться жить.

Одно это настойчивое «надо» выдает в авторе поэта тоталитарной державы и суровой эпохи. «Вступление» к поэме рисует картину всенародного горя в годы кровавых репрессий. Поэтическое обобщение передает космизм трагедии. Ахматовское умение чувствовать «вертикальное измерение» важного события реализуется через апокалиптический образ «звезда смерти»:

Звезды смерти стояли над нами,

И безвинная корчилась Русь

Под кровавыми сапогами

И под шинами черных марусь.

Свою беду поэтесса не отделяет от народной («над нами»), оттого так чеканно звучат даже сугубо «личные» двустишия «Эпилога» — своеобразный ахматовский «Памятник».

Еще в стихотворении «А там мой мраморный двойник. » (1911 г., цикл «В Царском Селе») Ахматова провозгласила: «Я тоже мраморною стану». В «Реквиеме» она не сомневается в том, что достойна памятника, более того, императивным тоном советует «товарищам потомкам», где его ставить, и об этом говорится в 1940 г., в страшное и почти безнадежное для нее время… Бесспорно право гения, притом женщины, на прогнозирование своего посмертного бытия. Нелегко признать уместным обращение к теме памятника, причем не жертвам сталинских репрессий, а «себе, любимой», в трагическом «Реквиеме», но у гениев собственные правила, с которыми надо считаться.

В отличие от большинства русских поэтов-предшественников, Ахматова воспринимает памятник себе в первую очередь фигурально – как изваяние и лишь затем – как метафору положительной оценки своего жизненного и творческого пути. Видимо, поэтессой движет женское стремление к уюту, поэтому к внешнему виду памятника у нее особенно трепетное отношение. Предусмотрены отдельные детали, вплоть до мельчайших:

И пусть с неподвижных и бронзовых век

Как слезы, струится подтаявший снег,

И голубь тюремный пусть гулит вдали,

И тихо идут по Неве корабли.

На этом и завершается поэма «Реквием». Внимание к собственной персоне поглотило значительную часть эмоциональных сил поэтессы и, очевидно, привело к ослаблению контроля над текстом. И незамедлительно последовала расплата. Ахматова не заметила подвоха в упоминании о «голубе тюремном». Голуби и памятники – тема щекотливая, чреватая непредусмотренным комическим эффектом. Однако нарциссический пафос лишает способности к рефлексии. И поэтесса с самым серьезным видом множит разоблачительные детали. Голубь в ее поэме – «тюремный», т. е., очевидно, недокормленный, и, кроме того, отправлен на безопасное расстояние от монумента («пусть гулит вдали»). Торжественно-приподнятая интонация и гармоничная звукопись в концовке «Эпилога» по закону контраста только усиливают невольный комизм.

Эпиграф к «Реквиему», взятый из стихотворения «Так не зря мы вместе бедовали. » (1961 г.), гласит: «Я была тогда с моим народом // Там, где мой народ, к несчастью, был». Сказано несколько косноязычно, хотя правдиво. Однако справедливости ради отметим, что единство с народом Ахматова ощущала не во все трагические периоды его жизни. Когда шли репрессии против советского крестьянства, поэтесса, как и почти вся московская и ленинградская творческая интеллигенция, не откликнулась на них, даже «в стол» ничего не написала. Трудно проводить аналогии, но великие гражданские поэты «золотого века» «пропусков» такого масштаба не делали. Оправдывать ли художников советской поры тем, что царская власть не была такой жестокой, как «пролетарская»? Однако среди них были и те, кто говорил правду, пусть и чрезмерно дорогой ценой.

Впрочем, Ахматова хорошо ощущала и свою отделенность от народа. В 1944 г., получив от советской власти ряд привилегий (игра в кошки-мышки продолжалась), она противопоставляет судьбу сталинской творческой интеллигенции, к которой относит и себя, участи погибших солдат. Она стесняется своего относительного материального благополучия и чувствует вину перед павшими, которых не успели даже захоронить:

Отстояли нас наши мальчишки.

Кто в болоте лежит, кто в лесу.

А у нас есть лимитные книжки,

Черно-бурую носим лису.

Но в годы Великой Отечественной войны Ахматовой написаны и подлинно народные стихи, в первую очередь напечатанное «Правдой» в 1942 г. «Мужество». Торжественный, сдержанный стиль, фигура умолчания вначале и, как залог спасения Отечества, — клятва сохранить «Великое русское слово». Не землю русскую — она под врагом, а слово — средоточие народной души, слово, за которым многовековая духовная традиция.

После войны готовится к печати новая книга Ахматовой, но ее набор рассыпан: последовали постановление ЦК ВКП (б) о журналах «Звезда» и «Ленинград» и доклад партийного идеолога Андрея Жданова, обвинявшего поэтессу в том, что она воспевает «блуд с молитвой во славу божию», и в прочих «несоответствиях». Исключение из Союза писателей ставит Анну Андреевну на грань нищеты, а новый арест сына к 1949 г. вынуждает ее уничтожить огромную часть архива и стать на колени перед тираном, опубликовав в честь его 70-летия стихотворения «21 декабря 1949 года» и «И Вождь орлиными очами. ». Сыну это не помогло: он выйдет на свободу лишь в 1956 г.

В 1950 г. журнал «Огонек» в нескольких номерах публикует стихотворения Ахматовой, льстящие сталинскому режиму. Социалистический реализм был идеологически и эстетически чужд ей, и все попытки поэтессы соединить талант и соцзаказ оказались художественно малоценными. Удручают даже «механические», неахматовские названия: «Клеветникам», «Поджигателям», «Тост», «30 июня 1950», «1950», «Покорение пустыни», «Севморпуть», «Приморский парк Победы», «В пионерлагере» и др.

Власть оценила такой жест, и последовало снисхождение: в феврале 1951 г. поэтессу восстановили в Союзе писателей. А в мае она перенесла инфаркт. В прежние годы Ахматова знала славу, теперь наступило время «антиславы»: о ней ходят анекдоты, а на Западе она приобретает реноме политически ангажированного литератора. Пошатнувшееся здоровье, очередной творческий кризис. В известном смысле дух Ахматовой был сломлен, и она приняла логику официоза, не столько как поэт, сколько как «гражданин страны Советов». Отголоском принятия этой логики явилось позднейшее высказывание поэтессы о смертельно больном Пастернаке, ее главном литературном сопернике: «Когда пишешь то, что написал Пастернак, не следует претендовать на отдельную палату в больнице ЦК партии!» 5 .

Дата добавления: 2014-01-06 ; Просмотров: 511 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Анализ стихотворения «Приговор» («И упало каменное слово», А. А. Ахматова)

Автор: Guru · 22.07.2018

Анна Андреевна Ахматова — выдающаяся фигура в литераторского мире, великая поэтесса 20 века. Она жила и творила в очень тяжелое время — эпоха репрессий и гонений. Ее семья сполна ощутила на себе весь ужас того времени, но больше всего пришлось пережить самой Анне Андреевне.

История создания

В 1938 году Ахматова узнает о том, что расстреляем ее бывший муж, Николай Гумилёв, отец ее единственного сына — Льва. Не успев оправиться после столь сильного эмоционального потрясения, женщина получает ещё один «удар». В 1939 году Анна Андреевна окончательно поняла, что не увидит сына минимум 5 лет, которые Лев проведёт в ссылке за ложное обвинение.

Сама поэтесса понимала, что ей нужно как-то защититься от всей этой скверны, быть сильной, хоть и судьба всячески пытается доказать ей то, что передряги и испытания не прекратятся. Осознание необходимости становится сильной и волевой заставило ее задуматься над тем, что стать такой можно только с черствой душой, холодным сердцем и рассудком. Именно тогда Ахматова и пишет свой «Приговор», который, словно камень, падает на ее «ещё живую грудь».

Жанр, направление и размер

Стихотворение «Приговор» абсолютно точно следует отнести к лирическим, потому что данное произведение выражает эмоции и чувства самой поэтессы. Никто не поспорит, что лирический герой и автор в «Приговоре» — один и тот же человек — Ахматова.

Направление, в котором творила поэтесса — акмеизм. Акмеисты ушли от принципов символизма, провозгласили ясность повествования и преобладание смысла над формой. Стихотворение наполнено простой лексикой и достаточно понятными и несложными метафорами.

Стихотворный размер, используемый Ахматовой в данном лирическом произведении, — хорей. Хочется отметить, что хорей всегда считался самым приемлемым размером для создания ощущения непринужденной, неформальной, неторжественной беседы или монолога, поэтому использования данного размера обосновано.

Композиция

Стихотворение «Приговор» состоит из 3 четверостиший. Композиция стихотворения весьма интересна: каждая строфа — новая лирическая героиня.

  1. В первом четверостишии лирическая героиня живая, ранимая и чувственная. Она совершенно не знает, как будет справляться с приговором — «справлюсь с этим как-нибудь».
  2. Во второй строфе она уже совершенно иная — говорит о том, что следует сделать, чтобы стать сильной, чтобы «снова научиться жизнь». Женщина приходит к выводу, что следует сделать душу каменной и черствой, именно это поможет жить.
  3. Третье четверостишие усиливает второе, Ахматова описывает альтернативный вариант будущего — будущее, в котором сердце и душа полны эмоций. Для неё альтернатива — «светлый день и опустелый дом». Стоит только догадываться, о каком опустелом доме говорит поэтесса: сравнивает ли она его с одиночеством, а может и вовсе со смертью, поэтому дом будет полностью пустым.

Образы и символы

Система образов в стихотворении направлена на то, чтобы читатели постпредством символа мог понять поэтессу, разделить вместе с ней, казалось бы, глубоко личные и даже несколько интимные переживания.

Темы и настроение

Основная тема стихотворения — то, о чем спрашивает автор своего читателя. Риторический вопрос поэтессы — сможет ли вытерпеть русский народ столько горя, столько трагедий? Ахматова никогда не разделяла себя и народ, все общественные проблемы она воспринимала лично, а личные проблемы понимала, как типичные для всех людей.

Так и в этом стихотворении — тема горя и людских страданий становится общественной и масштабной, хоть и берет начало с личной трагедии Ахматовой — ареста сына.

Настроение стихотворения несколько взволнованное, в произведении присутствует сомнение в том, что будущее будет светлым и счастливым.

Смысл

Главная идея стихотворения «Приговор» — идея человеческой стойкости и мужества. Поэтесса уверяет всех, что можно выйти победителем из любой ситуации, из любой проблемы, которую посылает судьба. Нельзя отчаиваться, нужно быть всегда готовым, что последует новый удар.

Также стоит сказать о том, что поэтесса находит универсальное решение для всех людей — «каменелость»: нужно забыть все, что было ранее, все, что напоминает о хорошей прошлом, и жить заново, находить новые радости и при этом стать чуточку черствее, чтобы мелкие трудности не смогли сломить дух. Это и есть главная мысль стихотворения.

Средства художественной выразительности

Маленькое по объёму стихотворение Ахматовой изобилует эпитетами: каменное слово, живая грудь, горячий шелест лета, светлый день, опустелый дом. Все эти изобразительные средства создают некую образность и поэтичность обстановки, указывают на ранимость души лирической героини.

Также в тексте стихотворения мы встречаем броское сравнение — «словно праздник за моим окном». В данном случае праздник — не что иное, как обычный летний день, не лишенный звуков и мелодий. Высокой образностью пронизаны строки «Надо память до конца убить, надо, чтоб душа окаменела». Эти слова невероятно точно и наиболее полно описывают то, как можно справиться со страданием и научиться жить по-новому.

Читайте также:  Анализ стихотворения Милому Ахматовой
Ссылка на основную публикацию