Людочка – краткое содержание рассказа Астафьев

Краткое содержание Астафьев Людочка для читательского дневника

Как то раз автор, сидел в компании и услышал одну историю, это было лет 15. И эти пятнадцать лет эта история живет в его сердце, он и сам не понимает почему так произошло.

Героиню звали Людочка, родители были обычные люди, но вот отец спился от ужасной работы, а мама все переживала за будущее. Девочка росла, в негативной атмосфере, так как отец постоянно пил. Она редко улыбалась , радовалась жизни, училась она удовлетворительно, ничего ее не радовало. Как то раз, отец совсем исчез из жизни семьи, но им жилось так лучше. Не было никаких неурядиц, пьяных выступлений.

Когда Людочка будучи закончив школу, захотела уехать в город. Вот только денекг не было, но она решилась, первую ночь она провела на вокзале. Все свои сбережения она решила все таки потратить на себя, она зашла в солидную парикмахерскую, сев в кресло сказала что бы ей сделали причёску, и покрасили, но старая парикмахерша сказала, что не следует, так как волосы очень тонкие и ещё хуже будут выглядеть.потом она потребовала сделать ей маникюр. Сказав спасибо она вышла из парикмахерской. Она решила подкараулить эту старую парикмахершу, и попросилась к ней в ученицы. Парикмахерша осмотрела ее, попросила документы, и пошла устроила на работу. Она позвала Людочку жить к себе, го поставила некоторые условия, не пить, не курить, не водить парней, приходить домой в 11 и слушать во всем хозяйку.

Людочка во всем слушалась свою хозяйку, ну а работа ей давалась уж очень туго, она стригла мужчин под машинку, это удавалась ей отлично.

Как то все заходил к ней паренёк Артемка, как толко она не пыталась уложить кудри Артёмки, все бесполезно, ну а он не ради кудрей ходил к ней.

Тут как то приехал всем известный Стрекач, увидел Людочку и давай к ней приставать, а она испугалась и давай бежать сломя голову, прибежала к дому, упала и потеряла сознание. Людочка пришла в себя и решила ехать домой , к маме. Помогла там маме и отчиму и обратно в город. Девушка вспомнила одну историю , что она не помогла одному человеку и теперь винит во всем себя.

Людочка боялась ходить через парк, ведь тот случай, когда стрекач с пацанами подкараулили ее не даёт ей покоя, у неё с собой есть бритва на всякий случай.

Что то произошло и пошла она к тополю, навязала верёвку , попрощалась с родными. Пацаны уже как бы ругали ее, один пошёл на разведку и увидел дрожащее тело Людочка. Побежал все рассказывать друзьям, они скрылись.

Читать краткое содержание Людочка. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Астафьев. Краткие содержания произведений

  • Ангел хранитель
  • Бабушка с малиной
  • Белогрудка
  • Бойе
  • Васюткино озеро
  • Веселый солдат
  • Весенний остров
  • Гуси в полынье
  • Далекая и близкая сказка
  • Деревья растут для всех
  • Домский собор
  • Жизнь Трезора
  • Запах сена
  • Зачем я убил коростеля?
  • Звездопад
  • Злодейка
  • Капалуха
  • Капля
  • Конь с розовой гривой
  • Кража
  • Легенда о стеклянной кринке
  • Людочка
  • Макаронина
  • Мальчик в белой рубахе
  • Милаха и кот громило
  • Монах в новых штанах
  • Ночь темная-темная
  • Пастух и пастушка
  • Печальный детектив
  • Последний поклон
  • Прокляты и убиты
  • Родные березы
  • Стрижонок Скрип
  • Фотография, на которой меня нет
  • Хвостик
  • Царь рыба
  • Яшка лось

Картинка или рисунок Людочка

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Во времена глубокой древности на реке Амазонке жили-были Еж по имени Злючка-Колючка и Черепаха, которую прозвали Черепаха Неспешная. В ту же пору на Амазонке жил их злейший недруг – Расписной Ягуар.

В своем романе-эпопее «Красное колесо» Александр Солженицын описывает первое десятилетие 20 века. Автор дает возможность читателю погрузиться в дореволюционную эпоху и увидеть то время глазами своих героев

У господина Бьянки была дочка. Провожая отца, она напоминала, что хочет услышать новую сказку. Засыпала только, когда слушала новую историю. И он стал перед сном по телефону делиться с дочкой новыми сказками

Роман начинается со вступления, где автор повествует читателям о том, что все события, изложенные в произведении, принадлежат его приятелю Максудову, который покончил жизнь самоубийством.

События произведения начинают разворачиваться перед войной. Ганс Касторп – молодой инженер, он едет в санаторий для больных туберкулезом, где проходит лечение его кузен Иоахим Цимсен

Краткое содержание рассказа “Людочка” (В. П. Астафьев)

Читать даже краткое содержание рассказа “Людочка” очень тяжело, ведь эта чудовищная история основана на реальных событиях. В. П. Астафьев взял сюжет из газетной заметки о покончившей с собой молодой девушке. В заметке упоминался и переезд из деревни, и работа в парикмахерской, и изнасилование…

Писатель стремился не шокировать читателей, а открыть им глаза на суровую действительность. Многие предпочитают не снимать “розовых очков” и радоваться “кристально-чистой, непорочной жизни”. Горький опыт учит, что стремление отгородиться от проблем и равнодушие к чужой беде порождают еще большее зло.

Главные герои

Людочка – молодая деревенская девушка, переехавшая из деревни в город; работящая, скромная и порядочная. Людочка упорно пытается “пробиться” в люди. После изнасилования и угроз девушка понимает, что ей не от кого ждать защиты. Самоубийство Людочки – протест против “повседневного” зла, которое часто остается безнаказанным.

Гавриловна – пожилая парикмахерша, приютившая Людочку и давшая ей работу. Старая женщина боится подвергать себя и свой дом опасности. Она, как и большинство, предпочитает не связываться с поселковой шпаной.

Стрекач – глава поселкового “преступного мира”, привыкший к своей безнаказанности. “Авторитет” Стрекач имеет лишь среди малолетних “урок” и трусливых жителей поселка.

Отчим Людочки – хмурый неразговорчивый человек, прошедший “суровую школу” в советских лагерях, “настоящий мужик”. Узнав о самоубийстве падчерицы, по-своему разбирается с виновником ее позора и гибели.

Краткое содержание

Автор указывает во вступлении, что услышал эту историю около 15 лет назад. Имени девушки он не знает и никогда ее не видел, но почему-то думает, что звали ее Людочка.

Людочка родилась в бедной крестьянской семье. Ее отец был пьяницей и “наградил” дочку слабым здоровьем. Девочка часто болела, много плакала, была застенчивой и малообщительной.

Отец Людочки вскоре бросил ее мать и навсегда исчез. В дом стали часто приходить мужики, которые оставались ночевать. Один из них привязался к одинокой женщине и стал с ней жить. Девочка побаивалась отчима, хотя ничего плохого он ей никогда не делал.

Когда Людочка окончила десять классов, мать приказала ей отправляться в город (железнодорожный поселок): девушке больше нечего делать в глухой деревне. Первым делом Людочка зашла в городскую парикмахерскую. Сделав себе прическу, она сама предложила свою помощь в работе: подмести, подать что-нибудь. Вечером девушка попросилась у одной парикмахерши (Гавриловны) стать ее ученицей.

Гавриловна, немного поразмыслив и проверив документы Людочки, оформила ее на работу и даже разрешила ей пожить в своем доме. Пожилая женщина лишь дала девушке строгие указания: не водить парней, не курить, не пить и т. д. Приютив однажды двух развязных девиц, Гавриловна навсегда зареклась пускать таких в дом. Людочка еще не была “испорчена” городской жизнью и поэтому стала “исключением из правил”.

Обучение парикмахерскому делу давалось деревенской девушке с трудом. В результате она не смогла сдать экзамен на мастера и осталась работать в парикмахерской уборщицей. Все же Людочка не оставляла попыток повысить свою квалификацию. В свободное время она с грехом пополам стригла всех желающих бесплатно.

Гавриловна уже через год должна была выйти на пенсию. Постепенно она переложила на плечи Людочки все хозяйственные дела, пообещав за это прописать девушку в своем доме. Гавриловна надеялась таким образом облегчить свою старость.

Ежедневная дорога Людочки от трамвайной остановки до дома Гавриловны шла через одну из главных “достопримечательностей” города – парк вагонно-паровозного депо. Через весь парк была прокопана канава, представляющая собой зловонное место для сброса самых разных отходов. В канаве находилась труба, по которой обычно текла горячая вода.

По вечерам в парке часто “отдыхали” городские жители: пили, играли в карты, занимались любовью. Особой популярностью это место пользовалось у городской шпаны, неформальным лидером которой был Артемка-мыло.

Людочка часто стригла Артемку, но никак не могла привести в порядок его густую шевелюру. Хулигана это не огорчало. Он продолжал ходить в девушке и во время стрижки постоянно пытался ее “облапать”. Поначалу Людочка просто старалась увернуться от назойливого кавалера, но однажды сильно ударила его по голове машинкой. После этого случая Артемка присмирел и даже взял девушку под свою “защиту”, запретив всей шпане трогать ее.

Людочка и до покровительства Артемки никогда не боялась в одиночку ходить через парк. Однажды она приняла его приглашение сходить туда на “танцы”. Увиденное до глубины души поразило девушку. Одуревшие от алкоголя полураздетые парни и девки совершали какие-то дикие движения под громкую музыку. Успокаивали Людочку лишь дежурившие поблизости милиционер и дружинники.

Артемка куда-то пропал. Людочку неожиданно схватил какой-то малолетний хулиган с вполне определенными намерениями. Девушка с большим трудом вырвалась и смогла убежать домой.

Гавриловна, выслушав рассказ перепуганной Людочки, посоветовала ей забыть о подобных “увеселениях”. Женщина посоветовала девушке стремиться к званию мастера. Парикмахерше будет нетрудно найти достойного жениха.

Однажды в поселок после отбывания тюремного срока вернулся человек по кличке Стрекач. Преступником он стал еще в седьмом классе. На счету Стрекача были: воровство, разбой, попытка изнасилования. После первой “отсидки” герой большую часть жизни проводил в лагерях, лишь в перерывах возвращаясь в поселок. Вся городская шпана бесконечно уважала “вора в законе” и исполняла любое его желание.

Одним вечером Стрекач сидел в парке, окруженный своими “приближенными”. Людочка возвращалась с работы. Уголовник остановил девушку, затащил ее в кусты и изнасиловал. Затем Стрекач приказал остальным сделать то же самое.

Увидев среди насильников Артемку, Людочка нашла в себе силы и смогла сбежать. Девушка с криками добралась до дома и потеряла сознание. Гавриловна успокаивала Людочку (“Ну сорвали плонбу, подумаешь, экая беда”) и убеждала ее, что на этом жизнь еще не кончилась.

Оправившись, Людочка захотела съездить на родину. По ее внешнему виду и душевному состоянию опытная мать сразу же догадалась, какое горе привело к ней дочь. Расспрашивать она ничего не стала.

Мать рассказала Людочке, что собирается рожать. После родов они с отчимом планируют продать деревенскую избушку и переехать в леспромхоз.

Людочка пошла подоить корову. За этим занятием ее охватили детские воспоминания о жизни в деревне. Девушка впервые остро почувствовала, насколько ей близки мать и отчим – единственные родные люди.

Людочка переночевала в родном доме и уже на следующее утро уехала обратно в поселок. Гавриловна сообщила ей не слишком радостные новости. По подозрению в изнасиловании милиция арестовала одного Артемку, который никогда не даст показания против Стрекача. Уголовник велел передать Людочке, чтобы она тоже молчала. В противном случае и ей, и ее хозяйке грозит страшная кара.

Гавриловна боялась, что шпана сожжет ее дом. Людочка отнеслась к этому с пониманием и сказала, что найдет себе другое жилье.

В общежитии не было свободных мест, поэтому Людочка продолжала жить у Гавриловны. По просьбе старухи она тщательно скрывала это, стараясь выходить из дома рано утром и возвращаться в темноте.

Ходила Людочка по-прежнему через парк. Однажды ее вновь попытались изнасиловать. Девушка нашла в себе смелость и заявила парням, что они нечего не стоят по сравнению с настоящим “видным кавалером” – Стрекачом. Она пообещала жаждавшей “любви” шпане переодеться и вскоре вернуться.

Девушка пришла домой и переоделась в старое платье. Она хотела оставить Гавриловне записку, но чернила в ручке высохли. Махнув на это рукой, девушка вновь отправилась в парк. Найдя уже давно примеченный тополь с “удобным” сучком, Людочка достала веревку и повесилась на нем.

Устав ждать девушку, парни отправили ей навстречу “разведчика”. Он обнаружил повешенную и дал сигнал остальным как можно быстрее бежать из парка.

Людочку похоронили на поселковом кладбище. Поминки справляли в доме Гавриловны. Отчим девушки немного посидел и пошел в парк. Там он, как и ожидал, нашел Стрекача, окруженного своими “шестерками”.

После пары уточняющих вопросов мужчина схватил главаря местной шпаны и забросил его в вонючую канаву, наполненную горячей водой из трубы. Подручным Стрекача хватило одного взгляда на этого человека, чтобы понять: с таким лучше не связываться. Они бросились вытаскивать своего живьем сварившегося лидера и вызывать “скорую помощь”.

Отчим Людочки, возвращаясь к Гавриловне, случайно увидел злополучный тополь, на котором еще болтался обрывок веревки. Он сорвал ее и сунул в карман, а сук, на котором повесилась девушка, в яростном припадке искрошил в щепки.

Читайте также:  Капалуха - краткое содержание рассказа Астафьева

Этим же вечером родители Людочки покинули поселок.

В местной газете было с гордостью замечено, что уровень преступности в поселке сократился на 1,07%. Была приведена точная количественная оценка различных преступлений. Ни изнасилованная девушка, ни убитый ее отчимом Стрекач в этот отчет не попали. Оба случая были расценены в качестве обычных беспричинных самоубийств…

Краткое содержание «Людочка»

Рассказ «Людочка» Астафьев создал в 1987 году. Произведение написано в рамках деревенской прозы (направление в русской литературе). Изображая все ужасы города, Астафьев не идеализирует и саму деревню, показывая нравственный упадок крестьян.

На нашем сайте можно читать онлайн краткое содержание «Людочки», а также пройти тест на знание произведения.

Главные герои

Людочка – молоденькая девушка, которая не смогла пережить насилия и равнодушия близких и покончила жизнь самоубийством.

Отчим – муж матери Людочки, с малых лет был «в ссылках да лагерях» , отомстил за девушку.

Другие персонажи

Стрекач – уголовник, не единожды попадал в тюрьму.

Артемка-мыло – был «верховодом» среди «шпаны» в парке.

Гавриловна – пожилая женщина-парикмахер, у которой жила Людочка.

Мать Людочки – женщина 45 лет; привыкла со всем справляться сама, поэтому проигнорировала беду дочери.

Краткое содержание

Рассказчик услышал эту историю «лет пятнадцать назад» . Людочка родилась в деревеньке Вычуган и «росла, как вялая, придорожная трава» . Отец девушки давно исчез. Мать вскоре начала жить с трактористом.

Закончив десять классов, Людочка уехала в город. Переночевав на вокзале, девушка пошла в парикмахерскую. Там она познакомилась со старой парикмахершей Гавриловной и напросилась к ней в ученицы. Гавриловна разрешила Людочке пожить у нее, переложив на девушку работу по дому. Людочка так и не выучилась на мастера, поэтому подрабатывала в парикмахерской уборщицей.

С работы девушка добиралась через полузаброшенный парк вагонно-паровозного депо – «Вэпэвэрзэ» . В центре парка находилась обросшая густыми зарослями канава со сточными водами, в которой плавал мусор. Парк был любимым местом «шпаны» , среди которой главным был Артемка-мыло. Как-то, когда парень приставал к Людочке во время стрижки, она сильно его ударила. После этого Артемка запретил всем приставать к девушке. Однажды Артемка повел Людочку на дискотеку. «В загоне-зверинце и люди вели себя по-звериному» . Испугавшись шума и «телесного срама» , Людочка убежала домой.

Вскоре вернулся в поселок из заключения Стрекач. Теперь он стал главарем местной «шпаны» . Однажды, когда Людочка возвращалась через парк домой, Стрекач напал на нее и изнасиловал, заставил и остальных надругаться над девушкой. Не помня себя, Людочка едва добралась домой. Гавриловна заверила, что ничего страшного не случилось.

Людочка поехала домой. В родной деревне осталось два дома – один ее матери, а второй старухи Вычуганихи, которая умерла весной. Людочку встретила беременная мать. Она сразу поняла, «какая беда с нею случилась» . «Но через ту беду все бабы поздно или рано должны пройти» . Прогуливаясь у реки, Людочка увидела, что отчим плескается, как ребенок. Девушка догадалась, что у него не было детства. Ей захотелось выплакаться ему, может, он ее и пожалеет. Утром Людочка вернулась в поселок.

Девушка вспомнила, как давно лежала в больнице. Рядом с ней умирал одинокий парень. Всю ночь она старалась отвлечь его разговорами, но после поняла, что парень ждал от нее не утешения, а жертвы. Девушка подумала про отчима: он, наверное, из «сильных людей» , с «могущественным духом» .

Когда Людочка возвращалась с работы через парк, парни снова начали ее теснить. Девушка пообещала вернуться, переодевшись в ношеное. Дома Людочка надела старое платье, отвязала веревку от деревенской торбы (раньше эта веревка была на ее люльке) и ушла в парк. Закинув веревку на тополь с кривым суком с мыслью: «никому до меня дела нет» , она повесилась.

Людочку хоронили на городском кладбище. Поминки устроили у Гавриловны. Выпив водки, отчим Людочки отправился в парк, где в это время находилась компания Стрекача. Мужчина сорвал с уголовника крестик и, утащив в «непролазный бурьян» , сбросил в сточную канаву. «Настоящего, непридуманного пахана почувствовали парни» .

Артемка-мыло вскоре поступил на учебу и женился. О смерти Людочки и Стрекача не писали даже в местной газете, чтобы «не портить положительный процент сомнительными данными» .

Заключение

В рассказе «Людочка» Виктор Астафьев размышляет над философскими вопросами одиночества в толпе, равнодушия людей друг к другу, затрагивает проблемы экологии, преступности, морального упадка общества.

Советуем не останавливаться на кратком пересказе «Людочки», а оценить рассказ полностью.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рассказ «Людочка»: краткое содержание и основная мысль произведения

Советский писатель Виктор Астафьев хорошо понимал чувства простого человека. Неслучайно главным героями его произведений являются обычные люди. Писатель не стремился приукрасить жизнь, он описывал реальность такой, какая она есть на самом деле. Даже в кратком содержании «Людочки» можно увидеть важные социальные проблемы. Автор знакомит читателя с непростой судьбой деревенской девушки, переехавшей в город.

  1. Краткое содержание произведения
  2. Жизнь в городе
  3. Возвращение в деревню
  4. Смерть девушки
  5. Образ Людочки
  6. Главная тема и проблема рассказа

Краткое содержание произведения

Рассказ написан в 1987 году в жанре деревенской прозы и состоит из нескольких глав. Эту историю автор услышал много лет назад, но она до настоящего времени сохраняется в памяти и заставляет сердце сжиматься сильнее. Возможно, причина кроется в ее простоте и обыденности.

Главную героиню зовут Людочка. Девушка выросла в глухой деревне. Ее отец был простым колхозником, который от тяжелой работы и безысходности быстро спился. По характеру это был глуповатый человек, не уделявший дочери никакого внимания. Мать девушки постоянно хлопотала по хозяйству. Она волновалась за судьбу дочери, но из-за постоянного безденежья не могла ей дать лучшую жизнь. В тяжелой домашней обстановке с постоянно пьющим отцом Людочка выросла замкнутой и необщительной.

Жизнь в городе

После школы она решила уехать в город. Начать новую жизнь девушка решила с посещения парикмахерской. Получив отказ от мастера покрасить и завить волосы, девушка решила дождаться ее около входа и попроситься на работу. Старая парикмахерша Гавриловна согласилась и поселила Люду в своей квартире с условием, что девушка будет помогать ей. Обучение давалось с большим трудом. Людочка научилась только стричь под машинку.

Дорога домой проходила через парк паровозного депо. Это было довольно мрачное место. Большинство деревьев погибло, воздух был наполнен ужасающим запахом сточных вод. Но в парке стояли скамейки, играли дети, гуляли жители близлежащих домов. По дороге домой Людочка случайно сталкивается с местной шпаной, которой руководит Артемка по кличке «Мыло». Он иногда заходил в парикмахерскую к девушке.

Однажды Людочка отправилась в центральный парк на танцы. Ее поразило вызывающее поведение присутствующих. После того как к ней стал приставать незнакомый парень, она в ужасе убежала домой.

Спустя некоторое время, из колонии возвращается уголовник Стрекач. Ходили слухи, что еще в школе он промышлял грабежами и разбоями. После того как парень кого-то порезал, его поставили на учет в милицию. После попытки изнасилования он сел в тюрьму. Находясь на свободе, он продолжал воровать и грабить, поэтому большую часть своей жизни провел в колонии. Местные хулиганы боялись его и считали своим авторитетом.

Случайно Стрекач, маявшийся от безделья, заметил девушку и начал к ней приставать. Артем попытался заступиться за нее, но Стрекач бросил Людочку на скамейку и изнасиловал на глазах у шпаны. После этого он заставил парней надругаться над ней. Дома Гавриловна старалась утешить девушку. Униженная Людочка уезжает домой.

Возвращение в деревню

К моменту приезда в деревне осталось всего два дома, в одном из которых проживали мать с отчимом. В скором времени умирает единственная соседка — бабка Вычуганиха.

Мать делится с дочерью радостью — она ждет ребенка. Вместе с отчимом они собираются продать дом и переехать в поселок при леспромхозе.

Муж матери оказывается добрым человеком. Большую часть жизни он провел в ссылках и лагерях, и поэтому его радуют каждые мелочи.

Смерть девушки

Люда возвращается в город. Поскольку в общежитии не оказалось свободных мест, она остается у Гавриловны, которая очень переживает за девушку. Она учит ее не ходить через парк. По дороге домой Люда вновь встречает местную шпану, которая пугает ее Стрекачом.

От отчаяния и одиночества девушка решается на самоубийство. После похорон отчим нашел в парке всю компанию. Увидев его, Стрекач выхватил нож, но отчим перехватил его руку. В страхе шпана разбежалась. После это происшествия мать и отчим возвращаются домой. Женщина хочет сохранить еще не родившегося ребенка, понимая, что не смогла уберечь единственную дочь.

В милиции от Артема не смогли добиться ни признания в убийстве Стрекача, ни показаний о том, кто это мог сделать. После предупреждения его отпустили. Смерть Людочки произвела на парня сильное впечатление. После выхода из следственного изолятора он решил стать электриком и поступил в училище связи. Через год он женился, а спустя несколько месяцев, в семье появился ребенок.

В местной газете появилась небольшая заметка о криминальной обстановке в городе. Однако о смерти Людочки и Стрекача в ней не упоминалось. Молодые люди пополнили ряды самоубийц, ушедших из жизни по неизвестной причине. Ведь после себя они не оставили ни записок, ни ценностей.

Образ Людочки

С детства героиня не отличается красотой и умом. Несмотря на это, автор описывает ее с большой теплотой. Главными качествами девушки являются:

  • скромность;
  • трудолюбие;
  • милосердие;
  • сочувствие;
  • доброта;
  • порядочность.

Людочка не отличается сильным характером, поэтому ей тяжело жить среди людей в городе. Чувствуя безотказность, Гавриловна сваливает на нее всю домашнюю работу, которую Люда выполняет с удовольствием.

Девушка способна чувствовать чужую боль. Она испытывает жалость и сочувствие к молодому парню, который из-за халатности врачей умирает в городской больнице. Испытывая сострадание, она сама сталкивается с бессердечием и непониманием близких.

В родной деревне она хочет найти поддержку у матери, но женщина слишком занята личными проблемами и только замечает, что дочь стала нервной и держится скованно. По этой причине Людочка не решается рассказать ей страшную правду и возвращается в город.

Не выдержав предательства, она понимает, что отчасти сама виновата в трагедии. Серая, безучастная, однообразная жизнь подталкивает Люду к страшному шагу. Главной причиной самоубийства стала не городская жизнь, а равнодушие окружающих, которые отвернулись от нее в тяжелую минуту. Девушка почувствовала себя лишней и никому не нужной. Только после смерти героини родные люди осознали, насколько она им необходима.

Главная тема и проблема рассказа

В произведении Виктор Астафьев обращается к темным сторонам жизни общества. Повествование позволяет увидеть:

  • крушение нравственных ценностей;
  • деградацию человека;
  • отчуждение отдельной личности от общества.

Такая обстановка заставляет задуматься о настоящей жизни, где властвуют несправедливость, жестокость и безразличие.

Главной темой рассказа является судьба простого человека, который стремится вырваться из серых будней и найти свое счастье в большом городе, не осознавая, что городская жизнь может погубить его. Произведение, написанное в жанре рассказа, показывает столкновение идеализированного мира главной героини с жестокой реальностью. Крушение надежд приводит к трагичным последствиям.

В небольшом рассказе Астафьев поднимает проблемы, которые являются актуальными и в настоящее время:

  • злость, циничность и меркантильность городских жителей;
  • нищета и убожество деревенской жизни, вынуждающая людей искать лучшей доли;
  • жестокость и криминализация молодого поколения;
  • неблагополучная экологическая обстановка.

Главной бедой писатель считает человеческое равнодушие. Героиня не может найти поддержки у родителей, а окружающее общество продолжает деградировать. В реальной жизни девушка чаще встречает отбросы в лице местных хулиганов и освободившегося зека.

Произведение не может оставить читателя равнодушным. Автор заставляет задуматься человека о душе, научиться слышать окружающих и сострадать ближним. Краткое содержание подходит для пересказа или читательского дневника.

Краткое содержание Бабушка с малиной Астафьев для читательского дневника

Рассказ «Бабушка с малиной» начинается с того, что полно народу собирает малина на Урале, здесь её полным-полно. Тут кричат, что поезд вот-вот уедет, и скорее нужно садиться по местам. Люди бегом запрыгивают в поезд. Тут перед нами показывают бабушку, которая неловко опрокидывает туес, привязанный на груди платком. Все ягоды падают на рельсы и бабка начинает собирать упавшие ягоды, но поезд начинает ехать и её затаскивают в него.

Несчастная бабушка садиться и молча сидит и грустит. Настроения у неё уже нет. Она смотрит на одинокий фонарь, который висит некому ненужный, и даже убрать его некому. Висит он пустой и пусто у бабки на душе. А только недавно, она была самым счастливым человеком. Она рассказывает, как она пережила все свою родню и теперь у неё никого нет. Школьники предлагали ей помочь, но бабка им туес не дала.

Читайте также:  Лисистрата – краткое содержание комедии Аристофана

На следующей остановке в вагон заходят три рыбака, и садятся подле бабки, только там было место. Они ставят в угол свои удочки и начинают запивать песню, которую они составили из названий здешних станций. Молодой рыбак попросил бабку подпевать, на что бабка отвернулась и начала смотреть в окно. Один из школьников придвинулся к рыбаку и шепнул ему на ухо о горе бабушки.

Рыбаку стало жалко бабулю, он взял туес, поставил его подле ног и дал команду вагону, что бы те сыпали ягоды в туес. От горсти не обеднеют, а бабка рада будет! Весь вагон оживился и все начали накладывать ягоды. И вскоре туес наполнили доверху, рыбак поставил его бабке на колени. Сначала бабка говорила, что чужого ей не надо, на это рыбак ответил, что все тут как родные. Бабка обняла туес и поблагодарила всех. Поезд ехал дальше, а бабка сидела с прижатым к груди туесом и с улыбкой смотрела в окно.

В этом рассказе автор хотел показать нам, что осталось ещё в мире добро. И что на добро всегда платят добром!

Читать краткое содержание Бабушка с малиной. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Астафьев. Краткие содержания произведений

  • Ангел хранитель
  • Бабушка с малиной
  • Белогрудка
  • Бойе
  • Васюткино озеро
  • Веселый солдат
  • Весенний остров
  • Гуси в полынье
  • Далекая и близкая сказка
  • Деревья растут для всех
  • Домский собор
  • Жизнь Трезора
  • Запах сена
  • Зачем я убил коростеля?
  • Звездопад
  • Злодейка
  • Капалуха
  • Капля
  • Конь с розовой гривой
  • Кража
  • Легенда о стеклянной кринке
  • Людочка
  • Макаронина
  • Мальчик в белой рубахе
  • Милаха и кот громило
  • Монах в новых штанах
  • Ночь темная-темная
  • Пастух и пастушка
  • Печальный детектив
  • Последний поклон
  • Прокляты и убиты
  • Родные березы
  • Стрижонок Скрип
  • Фотография, на которой меня нет
  • Хвостик
  • Царь рыба
  • Яшка лось

Картинка или рисунок Бабушка с малиной

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Всемирно известная сказка своим текстом довольно отличается от мультфильмов, снятых по её мотивам. Конечно, в произведении Киплинга нет поющих и танцующих животных. Это боле мрачное, даже жестокое произведение. Оно входит в

Дедушка вместе со своим сыном Николаем пошли за сеном. Для этого они подготовили сани, куда положили топоры, вилы и грабли. Незадолго до ужина со своим дядей Колей отправились за лошадями его племянники Алеша и Витя.

Тема о, которой пишет автор будет актуальна всегда, в ней раскрыты и красота, и истина. И название этой таинственной загадочной и родной для всех темы – любовь

Один из двух сыновей попросил у отца отдать ему половину имущества. Отец выполнил просьбу, разделив между сыновьями то, что имел.

Школьник Боря не отличался усердием в учебе, помогать по дому ленился и больше всего любил читать истории о приключениях.

Бабушка с малиной – Астафьев Виктор Петрович – Страница 1

Бабушка с малиной

На сто первом километре толпа ягодников штурмует поезд Комарихинская — Тёплая гора. Поезд стоит здесь одну минуту. А ягодников тьма, и у всех посуда: кастрюли, вёдра, корзины, бидоны. И вся посуда полна. Малины на Урале — бери не переберёшь. Шумит, волнуется народ, гремит и трещит посуда — поезд стоит всего минуту.

Но если бы поезд стоял полчаса, всё равно была бы давка и паника. Так уж устроены наши пассажиры — всем хочется быстрее попасть в вагон и там уж ворчать: «И чего стоит? Чего ждёт? Рабо-о-тнички!»

У одного вагона гвалта и суеты особенно много. В узкую дверь тамбура пытаются влезть штук тридцать ребятишек, и среди них копошится старушонка. Она остреньким плечом «режет массы», достигает подножки, цепляясь за неё. Кто-то из ребят хватает её под мышки, пытаясь втащить наверх. Бабка подпрыгивает, как петушок, взгромождается на подножку, и в это время случается авария. Да что там авария — трагедия! Самая настоящая трагедия. Берестяной туес, привязанный на груди платком, опрокидывается, и из него высыпается малина — вся, до единой ягодки.

Туес висит на груди, но уже вверх дном. Ягоды раскатились по щебёнке, по рельсам, по подножке. Бабка оцепенела, схватилась за сердце. Машинист, уже просрочивший стоянку минуты на три, просигналил, и поезд тронулся. Последние ягодники прыгали на подножку, задевая бабку посудой. Она потрясённо смотрела на уплывающее красное пятно малины, расплеснувшееся по белой щебёнке, и, встрепенувшись, крикнула:

— Стойте! Родимые, подождите! Соберу.

Но поезд уже набрал скорость. Красное пятно мелькнуло зарницею и погасло за последним вагоном. Проводница сочувственно сказала:

— Чего уж там собирать! Что с возу упало… Шла бы ты, бабушка, в вагон, а не висела на подножке.

Так, с болтающимся на груди туесом, и появилась бабка в вагоне. Потрясение всё ещё не сошло с её лица. Сухие, сморщенные губы дрожали и дрожали, руки, так много и проворно работавшие в этот день, руки старой крестьянки и ягодницы, тоже тряслись.

Ей поспешно освободили место — да и не место, а всю скамейку — притихшие школьники, видимо всем классом выезжавшие по ягоды. Бабка молча села, заметила пустой туес, сорвала посудину вместе со стареньким платком через голову и сердито запихнула его пяткой под сиденье.

Сидит бабка одна на всей скамейке и неподвижно смотрит на пустой фонарь, подпрыгивающий на стене. Дверца у фонаря то открывается, то закрывается. Свечи в фонаре нет. И фонарь уже ни к чему. Поезд этот давно уже освещается электричеством, а фонарь просто запамятовали снять, вот он и остался сиротой, и дверца у него болтается.

Пусто в фонаре. Пусто в туесе. Пусто у бабки на душе. А ведь ещё какой-то час назад она была совершенно счастлива. В кои-то веки поехала по ягоды, через силу лазила по чащобе и лесным завалам, быстро, со сноровкой собирала малину и хвастала ребятишкам, встретившимся ей в лесу:

«Я прежде проворная была! Ох, проворна! По два ведра малины в день насобирывала, а черницы либо брусники, да с совком, и поболе черпывала. Свету белого не видать мне, если вру», — уверяла бабка поражённых ребят. И — раз-раз, незаметно так, под говорок, обирала малину с кустов. Дело у неё спорилось, и удобная старинная посудина быстро наполнялась.

Ловка бабка и на диво говорлива. Успела рассказать ребятам о том, что человек она ноне одинокий, пережила всю родову. Прослезилась, помянув внука Юрочку, который погиб на войне, потому что был лихой парень и не иначе как на танку бросился, и тут же, смахнув платком слезы с реденьких ресниц, затянула:

И даже рукой плавно взмахнула. Должно быть, компанейская бабка когда-то была. Погуляла, попела на своём веку…

А теперь вот молчит, замкнулась. Горе у бабки. Предлагали ей школьники помощь — хотели взять туес и занести его в вагон — не дала. «Я уж сама, робятки, уж как-нибудь, благословясь, сама, я ещё проворна, ух, проворна!»

Вот тебе и проворна! Вот тебе и сама! Была малина — и нет малины.

На разъезде Коммуна-кряж в вагон вваливаются три рыбака. Они пристраивают в углу связки удочек с подсачниками, вешают на древние чугунные крючки вещмешки и усаживаются подле бабки, поскольку только подле неё и есть свободные места.

Устроившись, они тут же грянули песню на мотив «Соловей, соловей — пташечка»:

Рыбаки эти сами составили песню из названий здешних станций, и песня им, как видно, пришлась по душе. Они её повторяли раз за разом. Бабка с досадой косилась на рыбаков. Молодой рыбак в соломенной драной шляпе крикнул бабке:

Бабка с сердцем плюнула, отвернулась и стала смотреть в окно. Один из школьников придвинулся к рыбаку и что-то шепнул ему на ухо.

— Ну-ну! — удивился рыбак и повернулся к бабке, всё так же отчуждённо и без интереса смотревшей в окно: — Как же это тебя, бабусь, угораздило?! Экая ты неловкая!

И тут бабка не выдержала, подскочила:

— Неловкая?! Ты больно ловкий! Я раньше знаешь какая была! Я ране… — Она потрясла перед рыбаком сухоньким кулачишком и так же внезапно сникла, как и взъерошилась.

Рыбак неловко прокашлялся. Его попутчики тоже прокашлялись и больше уже не запевали. Тот, что был в шляпе, подумал, подумал и, что-то обмыслив, хлопнул себя по лбу, будто комара пришиб, вскочил, двинулся по вагону, заглядывая к ребятам в посуду:

— А ну, показывай трофеи! Ого, молодцы! С копной малины набрала, молодец. — похвалил он конопатую девочку в лыжных штанах. — И у тебя с копной. И у тебя. Молодцы! Молодцы! Знаете что, ребятки, — хитро, со значением прищурился рыбак, — подвиньтесь-ка ближе, и я вам очень интересное скажу на ухо.

Школьники потянулись к рыбаку. Он что-то пошептал им, подмигивая в сторону бабки, и лица у ребят просияли.

В вагоне всё разом оживилось. Школьники засуетились, заговорили. Из-под лавки был извлечён бабкин туес. Рыбак поставил его подле ног и дал команду:

— Налетай! Сыпь каждый по горсти. Не обедняете, а бабусе радость будет!

И потекла малина в туес, по горсти, по две. Девочка в лыжных штанах сняла «копну» со своего ведра.

— Чужого не возьму! Сроду чужим не пользовалась!

— Молчи, бабусь! — урезонил её рыбак. — Какое же это чужое? Ребята ж эти всё внуки твои. Хорошие ребята. Только догадка у них ещё слаба. Сыпь, хлопцы, сыпь, не робей!

И когда туес наполнили доверху, рыбак торжественно поставил его бабке на колени.

Она обняла посудину руками и, пошмыгивая носом, на котором поплясывала слеза, всё повторяла:

— Да милыя, да родимыя. Да зачем же это? Да куда мне столько? Да касатики вы мои.

Туес был полон, даже с «копной». Рыбаки снова грянули песню. Школьники тоже подхватили её:

Поезд летел к городу. Электровоз рявкнул озорно, словно бы выкрикивал: «Раздайся, народ! Бабку с малиной везу!» Колёса вагонов поддакивали: «Бабку! Бабку! С малиной! С малиной! Везу! Везу!»

А бабка сидела, прижав к груди туес с ягодами, слушала дурашливую песню и с улыбкой покачивала головой:

— И придумают же! Придумают же, лешие! И что за востроязыкий народ пошёл.

Проблемы нравственности в рассказе В.П.Астафьева «Бабушка с малиной.

Урок разработан к 90-летию со дня рождения В.П.Астафьева. Он нацелен:

на формирование навыков работы с отрывками из произведений разных видов и жанров;

на расширение читательского кругозора обучающихся;

на повторение изученного в 5 и 6 классах;

на обучение анализу художественного текста;

на обучение выражению мнений и обоснованию их ( формулировать ответы на поставленные вопросы, в том числе и проблемного характера);

на развитие умений анализа, синтеза, выделения главного;

на осознание нравственных ценностей и формирование устойчивых ценностных ориентаций.

на воспитание нравственных качеств личности: взаимопомощи, взаимовыручки, доброте, уважения к старости.

Просмотр содержимого документа
«Проблемы нравственности в рассказе В.П.Астафьева «Бабушка с малиной. »

Проблемы нравственности в рассказе В.П.Астафьева «Бабушка с малиной.

Предварительное задание: прочесть рассказ Астафьева «Бабушка с малиной», определить лексическое значение слова «память»

1 группа – по толковому словарю Д.Н.Ушакова

2 группа – по словарю В.И.Даля

3 группа – по современному толковому словарю русского языка С.А.Кузнецова.

формирование навыков работы с отрывками из произведений разных видов и жанров;

расширение читательского кругозора обучающихся;

повторение изученного в 5 и 6 классах;

обучение анализу художественного текста;

обучение выражению мнений и обоснованию их ( формулировать ответы на поставленные вопросы, в том числе и проблемного характера).

2. Развивающая: развитие умений анализа, синтеза, выделения главного.

осознание нравственных ценностей и формирование устойчивых ценностных ориентаций.

воспитание нравственных качеств личности: взаимопомощи, взаимовыручки, доброте, уважения к старости.

Тип урока – комбинированный урок.

Применяемые педагогические технологии: технология развития критического мышления, игровые технологии, ИКТ.

Методы обучения: эвристический, метод выразительного чтения, аналитическое чтение, открытый микрофон.

Средства обучения: портрет писателя, распечатанные тексты, вопросы, задания, интернет.

Формы работы: групповая работа.

Ожидаемые результаты:

учащиеся хорошо знают содержание рассказа;

умеют выразительно читать;

аналитическая работа с текстом покажет, что дети знают и дают оценку таким нравственным категориям, как добро, совесть, честность, трудолюбие;

работа в группах покажет, что у учащихся хорошо развиты коммуникативные навыки.

Выразительное чтение авторского стихотворения Мамоновой Анны «Был полон зал…» подготовленным учащимся;

Эмоциональный настрой: комментирующее слово учителя;

Выявление опорного слова урока;

Лексическая работа (реализация домашнего задания);

Мини-викторина по произведениям В.П.Астафьева, изученным в 5 и 6 классах;

Составление ассоциативного ряда к слову «душа»;

Формулирование детьми темы и целей урока.

2.Физкультминутка «А в лесу растет черника».

Анализ рассказа «Бабушка с малиной».

4. Стадия рефлексии.

Рефлексия обучающихся – открытый микрофон.

1.Стадия вызова.

Читайте также:  Царь рыба - краткое содержание рассказа Астафьева

A. Выразительное чтение авторского стихотворения Мамоновой Анны «Был полон зал…» подготовленным учащимся (читает Кирилова Альбина).

Все замерли и ждали,

Что к ним на встречу выйдет

Что загремят на пиджаке медали,

И долго будет говорить один.

Но, вдруг, с трудом поднялся

Седой, как лунь, сутулый человек.

Сомнений нет, он жизни знает цену,

Крутил его, мотал двадцатый век.

Он говорил, и чудилась царь-рыба,

Босое детство, белые снега,

Память на века. (Мамонова Аня г. Лесосибирск )

B. Эмоциональный настрой: комментирующее слово учителя.

Это стихотворение посвящено В.П. Астафьеву – писателю, прославившему своими книгами Россию, Сибирь, Красноярский край, Енисей и свое родное село Овсянка. Многие его произведения вошли в золотой фонд русской и мировой литературы.

К сожалению, с «седым, как лунь, сутулым человеком» мы не сможем увидеться: его не стало в 2001 г. Уже будучи тяжело больным, В.П. очень просил земляков и друзей своих не увековечивать искусственно его память: он считал, что писатель будет жить до тех пор, пока читают его книги.

C. Разгадывание кроссворда

Разгадайте кроссворд, и в горизонтальном ряду появится подсказка.

(Виктору Петровичу Астафьеву исполнится 90 лет со дня рождения. Он юбиляр. Мы должны помнить о таких датах русской литературы.)

E. Выявление опорного слова урока.

«Память моя, сотвори ещё раз чудо, сними с души тревогу, тупой гнёт усталости, пробудившей угрюмость и отравляющую сладость одиночества.

Я тороплюсь навстречу… Бегу с одышкой, переваливаюсь неуклюже, будто линялый гусь по тундре. Спешу, спешу, минуя кровопролития и войны; цехи с клокочущим металлом; умников, сотворивших ад на земле; мимо затаённых врагов и мнимых друзей; мимо удушливых вокзалов; мимо житейских дрязг; мимо газовых факелов и мазутных рек; мимо вольт и тонн; мимо экспрессов и спутников; мимо волн эфира и киноужасов…

Сквозь всё это, сквозь! Туда, где на истинной земле жили воистину родные люди, умевшие любить тебя просто так, за то, что ты есть, и знающие одну единственную плату – ответную любовь”. В.П.Астафьев

«Память человека есть лист белой бумаги: иногда напишется хорошо, а иногда дурно». К.Прутков

«Память – единственный рай, из которого нас не могут изгнать». Жан Поль

Какое опорное слово нужно для соединения материала в единое целое?

D. Лексическая работа (реализация домашнего задания)

Какова семантика слова память?

1 группа – по толковому словарюУшакова

Память. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления.

2 группа – по словарю Даля

ПАМЯТЬ ж. (мнить, мнети) способность помнить, не забывать прошлого; свойство души хранить, помнить сознанье о былом. Память, относительно прошлого, то же. что заключенье, догадка и воображенье, относительно будущего.

3 группа – по современному толковому словарю русского языка Кузнецова

Способность запоминать, сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления.

Учитель: Словарь Ушакова вышел в свет в 1935 г., современный толковый словарь русского языка под редакцией Кузнецова напечатан впервые в 1994 г. Обратите внимание на толкование слова память в словаре Даля. В нем память соотносима со словом «душа». Детище Владимира Ивановича любителю словесности увидели в 1863-66гг. В 20 веке семантика слова больше связана с сознанием, мозгом, нежели с внутренним миром человека.

«Память моя, память, что ты делаешь со мной?! Всё прямее, всё уже твои дороги, всё морочней обрез земли, и каждая дальняя вершина чудится часовенкой, сулящей успокоение. И реже путники встречь, которым хотелось бы поклониться, а воспоминания, необходимые живой душе, осыпаются осенним листом. Стою на житейском ветру голым деревом, завывают во мне ветры, выдувая звуки и краски той жизни, которую я так любил и в которой умел находить радости даже в тяжёлые свои дни и годы.

И всё не умолкает во мне война, сотрясая усталую душу…» (В. Астафьев).

В наше время, когда мы на каждом шагу сталкиваемся с жестокостью, равнодушием, легко блудим в кромешной тьме безверия, очень важно иметь в жизни духовные ориентиры. В.П.Астафьев своими художественными творениями активно вмешивается в наше сегодня и завтра, восстанавливает в памяти прошлое.

С памятью обратимся к памяти.

F. Мини-викторина по произведениям В.П.Астафьева, изученным в 5 и 6 классах.

«Мальчик брел по тайге, почти падая от усталости. Неожиданно лес расступился, открыв перед ним отлогий берег Енисея. У Васютки даже дух захватило – так красива, так широка была его родная река. А раньше она ему казалась обыкновенной и не очень приветливой.

От радости Васютка очнулся, и даже несколько смутился, огляделся вокруг. Но никого и нигде не было, и он стал решать, куда идти; вверх или вниз по Енисею.

Васютка смотрит то вверх, то вниз по реке. Тянутся берега навстречу друг другу, хотят сомкнуться и теряются в просторе.

Вот в верховьях реки появился дымок. Идет пароход. Долго еще ждать его.

Пароход все приближался и приближался.

На нем маячили фигурки пассажиров. Васютка заметался на берегу. Кто-то заметил его и помахал рукой.»

Вспомните, из какого рассказа отрывок? Кратко восстановите сюжет рассказа.Определите его тему и основную мысль. (Этот отрывок из рассказа «Васюткино озеро». Мальчик по имени Васютка отправился в тайгу за кедровыми шишками, но заблудился, провел один в лесу 4 дня, испугался, отчаялся выбраться, но вспомнив уроки деда, охотников, мамы, сумел выйти из тайги. Тема рассказа – как мальчик выжил в тайге, идея – спасли мальчика нравственные зарубки в памяти, во внутреннем мире.)

«…Левонтий, сосед наш, работал на бадогах вместе с Мишкой Коршуковым. Левонтий заготовлял лес на бадоги, пилил его, колол и сдавал на известковый завод, что был супротив села, по другую сторону Енисея. Один раз в десять дней, а может, и в пятнадцать я точно не помню, — Левонтий получал деньги, и тогда в соседнем доме, где были одни ребятишки и ничего больше, начинался пир горой. Какая-то неспокойность, лихорадка, что ли, охватывала не только левонтьевский дом, но и всех соседей. Ранним еще утром к бабушке забегала тетка Васеня — жена дяди Левонтия, запыхавшаяся, загнанная, с зажатыми в горсти рублями…»

Героями какого произведения Астафьева являются Левонтий, тетка Васеня, бабушка? Что вспоминает герой о бабушке? Какой нравственный урок выносит для себя мальчик? (Левонтий, Васеня, бабушка и «левонтьевские орлы» – герои рассказа Астафьева «Конь с розовой гривой». О бабушке мальчик вспоминает по-доброму. Она – мудрая, добрая, помогает ему очиститься, понять свою вину. Бабушка преподносит герою жизненный урок – заплатить за проступок муками совести).

С этими произведениями Виктора Петровича мы знакомились в 5 и 6 классах. В них писатель утверждает воспитание в человеке чувства доброты, ответственности, становления и взросления человека, напоминает о последствиях «нарушения душевной связи людей».

Опять мы встают рядом слова «память» и «душа».

G. Составление ассоциативного ряда к слову «душа».

Запишем ассоциативный ряд со словом «душа». ( Доброта, внутренний мир, внутреннее состояние, способность помочь другому человеку, отзывчивость, неравнодушие, чувства…)

H. Формулирование детьми темы и целей урока.

Проблемы . в рассказе В.П.Астафьева «Бабушка с малиной».

Выдвиньте свои предположения о теме нашего урока.

Итак, тема нашего урока «Проблемы нравственности в рассказе В.П.Астафьева «Бабушка с малиной».

И поспешит твое перо

К той грамоте витиеватой,

Разумной и замысловатой,

И ляжет на душу добро.

Эпиграфом к уроку пусть станут стихотворные строчки Бэлы Ахмадулиной.

Опираясь на тему урока, сформулируйте цели, к которым вы будете стремиться. (Мы будем стремиться выявить, какие нравственные уроки преподносит Астафьев в своем рассказе, будем учиться анализировать текст, выражать свои мысли четко, доказывать их.)

2. Физкультминутка «А в лесу растёт черника»

Чтобы проанализировать рассказ Астафьева, нам понадобятся силы. Почерпнем их в физкультминутке.

А в лесу растёт черника,(Поворот головы влево-вправо)

Земляника, голубика.(Поворот головы влево-вправо)

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать. (Приседания.)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)

3.Стадия осмысления.

Анализ рассказа «Бабушка с малиной».

Где происходят события рассказа? (На сто первом километре толпа ягодников штурмует поезд Комарихинская — Тёплая гора.)

Кто пассажиры поезда? Как они себя ведут? (В узкую дверь тамбура пытаются влезть штук тридцать ребятишек, и среди них копошится старушонка.)

Обратим внимание на существительное, которое использует рассказчик, называя героиню. Какое значение вносит в слово скуффикс -ОНК-? Какова роль этой морфемы? (Существительным «старушонка» рассказчик называет героиню. Суффикс вносит значение пренебрежительности, он не только превносит дополнительный оттенок значения, но и передает отношение рассказчика к героине.)

Почему рассказчик пренебрежительно отзывается о старушке? (Она пожилая женщина, которой многое дается с трудом: «остреньким плечом «режет массы», достигает подножки, цепляясь за неё. Кто-то из ребят хватает её под мышки, пытаясь втащить наверх… взгромождается на подножку», но старается всех опередить, все успеть.)

«И в это время случается…трагедия!» В чем и для кого трагедия? («Авария», «трагедия» происходит с бабулей: «Берестяной туес, привязанный на груди платком, опрокидывается, и из него высыпается малина — вся, до единой ягодки. Туес висит на груди, но уже вверх дном. Ягоды раскатились по щебёнке, по рельсам, по подножке. Машинист, уже просрочивший стоянку минуты на три, просигналил, и поезд тронулся.»)

Только теперь рассказчик разглядел бабушку, нарисовал ее портрет. Найдите, зачитайте. На что обращено внимание? С какой целью? («Сухие, сморщенные губы дрожали и дрожали, руки, так много и проворно работавшие в этот день, руки старой крестьянки и ягодницы, тоже тряслись.» Рассказчик обращает внимание на руки. Этим он подчеркивает, что жизнь старушки была не проста, трудна, прошла в труде.)

Проследим за состоянием и поведением пассажиров после трагедии: бабушки и ребятишек.

Ей поспешно освободили место — да и не место, а всю скамейку — притихшие школьники, видимо всем классом выезжавшие по ягоды.

Она потрясённо смотрела на уплывающее красное пятно малины, расплеснувшееся по белой щебёнке, и, встрепенувшись, крикнула:

— Стойте! Родимые, подождите! Соберу.

Бабка молча села, заметила пустой туес, сорвала посудину вместе со стареньким платком через голову и сердито запихнула его пяткой под сиденье.

…смахнув платком слезы с реденьких ресниц…

Какой стилистический прием использован писателем? С какой целью?

(Писатель использует антитезу, чтобы ввести мотив одиночества старушки, глубже показать «бабкино горе».)

Отчего плачет старушка? Отчего «горе у бабки»? Неужели малину жаль? (Жалеет себя старушка: стара, неловка. Жалеет напрасные старания, труд. Слезы одиночества: «Прослезилась, помянув внука Юрочку, который погиб на войне…». Некому помочь, поддержать.)

Кто и как разгоняет «горе у бабки»? («Молодой рыбак в соломенной драной шляпе… Он что-то пошептал им, подмигивая в сторону бабки, и лица у ребят просияли.

В вагоне всё разом оживилось. Школьники засуетились, заговорили. Из-под лавки был извлечён бабкин туес. Рыбак поставил его подле ног и дал команду:

— Налетай! Сыпь каждый по горсти. Не обедняете, а бабусе радость будет!

И потекла малина в туес, по горсти, по две… И когда туес наполнили доверху, рыбак торжественно поставил его бабке на колени.)

Как вы расцениваете протест бабули: «Чужого не возьму! Сроду чужим не пользовалась!» (Старушка гордая, привыкла все свои проблемы решать сама.)

Как рыбаку удалось ее «урезонить»? («Какое же это чужое? Ребята ж эти всё внуки твои. Хорошие ребята. Только догадка у них ещё слаба. Сыпь, хлопцы, сыпь, не робей!» Доброе слово сказал рыбак, и оно сделало свое дело.)

«Она обняла посудину руками и, пошмыгивая носом, на котором поплясывала слеза…» Горе бабушки развеяли, но почему опять слезы? (Это уже слезы радости, слезы гордости за добрых ребятишек и рыбака.)

«Рыбаки снова грянули песню. Школьники тоже подхватили её:

Эх, Калино, Лямино, Лёвшино!

Комариха и Тёплая гора. »Мы наблюдаем, что настроение рассказа меняется. Какой троп, использованный Астафьевым, помог читателю увидеть, почувствовать изменения? («Поезд летел к городу. Электровоз рявкнул озорно, словно бы выкрикивал: «Раздайся, народ! Бабку с малиной везу!» Колёса вагонов поддакивали: «Бабку! Бабку! С малиной! С малиной! Везу! Везу!» Виктор Петрович использует олицетворение. Ярким, очеловеченным нарисован образ поезда: он говорит, радуется за «бабку с малиной», поведение его напоминает поведение человека.)

Какой урок нравственности преподнес нам Виктор Петрович? (Нельзя быть равнодушным к чужому, пусть маленькому, пустячному, горю. Нельзя забывать про одиноких стариков. Постараться помочь человеку, попавшему в беду добрым словом или добрым делом.)

3. Стадия рефлексии.

A. Рефлексия учителя.

Когда я разрабатывала этот урок, много мыслей, чувств родилось в голове и душе. Они вылились в следующие стихотворные строки:

Помни, что с самого первого века

Добрых удача и любит, и ждет.

Так? Мы забыли? Может, не знали?

Мы знали, но растеряли.

Спешит Астафьева перо

К бумаге просто, незамысловато

Прощать и за добро платить добром.

B. Рефлексия обучающихся – открытый микрофон.

Полезным ли стал этот урок для тебя? Чем? Выскажитесь.

Ссылка на основную публикацию