Анализ стихотворения Быть без людей Брюсова

Анализ стихотворения Брюсова Быть без людей

Анализ стихотворение Валерия Брюсова «Хвала человеку»

28 октября 2014

Валерий Брюсов – яркий представитель «серебряного века» в русской поэзии. Его творчество отличается особенной любовью к человеку, обучению и самопознанию. Человек, который любит жизнь и стремится заглянуть в каждый ее уголок так, как стремился Валерий Яковлевич, непременно будет старательным и искренним писателем, каким он и был. Тот факт, что Брюсов занимался не только гуманитарными науками, такими, как филология, история, лингвистика, то и был «на ты» с математикой, придает его стихотворениям некоторую точность, переплетенную с изысканностью.

В стихотворении «Хвала Человеку» поэт описал не только свое восхищение и уважение к человеческим свершениям и труду, но и показал положительное отношение к науке и прогрессу. Для Брюсова люди – это те, для кого преград не существует. Вернее, они существуют, но под напором умственного и физического труда, собранных воедино, любое препятствие можно преодолеть, вплоть до покорения Вселенной. По всему видно, что Валерий Яковлевич горд за человека, считает его «покорителем стихий», «прошедшим пустыню и бездну». И сам автор старался не отставать в жизни от идеала, описанного им в произведении.

В стихотворении можно проследить, что хвала человеку написана не хаотично. Сначала Брюсов воспевает работу, проделанную луком, топором и сетями. Дальше настал черед укрощения стихий насколько это возможно: ветер (наверное, построив парусные корабли), пламя, когда был добыт огонь и облегчил жизнь. После этого, Валерий Яковлевич обратил внимание читателя на расселение людей по планете, обработка земли и постройка городов: «В странах Сумрака и Льда, Петь заставил вещий молот, Залил блеском города». Дальше еще упоминает о многих свершениях человека, с надеждой на будущие подвиги.

Стихотворение читается, словно призыв, хвала или, даже, гимн. Написав слово «Человек» с заглавной буквы, Брюсов сравнял его со всем, что мы почитаем и так же пишем с заглавной буквы. Нельзя не проникнуться четкой рифмой, словно отрезанной по трафарету. Это гимн человеческим достижениям и пройденному пути в покорении этого мира. Валерий Брюсов безгранично верил в человека, желал добра и силы духа.

Анализ стихотворения Брюсова «Юному поэту»

В переломную эпоху начала 20 века, в период кризиса в общественно-политической, экономической жизни страны наступает и духовный кризис, происходит потеря нравственных ориентиров. Поэтому именно в это время предназначение поэта становится особенно важным.

Поэзия Серебряного века находится в поиске новых тем, образов, новых поэтических форм, но у нее есть главное – яркие, самобытные неповторимые личности самих поэтов. Одним из таких творцов является, бесспорно, Валерий Яковлевич Брюсов.

Его стихотворение «Юному поэту» было написано 15 июля 1896 года. Форма произведения понятна из названия, это посвящение. Сюжетно стихотворение представляет собой определенное напутствие. Лирический герой дает три завета начинающему поэту, которые тому необходимо соблюдать. Примечательно, что все эти советы переданы в форме повелительного наклонения. Так, мы можем понять, что это не просьба и даже, пожалуй, не совет. Это, скорее, требование, необходимость, без которой, по мнению лирического героя, настоящее искусство невозможно.

Очень интересно обращение в самом начале стихотворения. Лирический герой говорит: «Юноша бледный со взором горящим». Это романтический образ человека, который способен стать поэтом. Он бледен, будто изможден своими мыслями. Думаю, еще бледность подчеркивает его отрешенность от реального мира. Он как бы прозрачен, эфемерен. И лишь его горящий взор живет, он наполнен страстью, желанием сделать в этой жизни великое дело. Именно такого человека выбирает себе лирический герой в ученики. Именно и только в таком юноше он способен разглядеть возможность стать настоящим поэтом, творцом, созидателем. Герой видит в своем протеже возможность будущего величия, но для того, чтобы стать настоящим художником слова, необходимо соблюдать определенные правила. Хотя в устах лирического героя эти правила превращаются в заветы. Этим словом, думаю, подчеркивается священность поэта, поэтического искусства. Очень интересно, что эти «заветы» передают основу символистского искусства:

Первый прими: не живи настоящим,

Только грядущее – область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно.

Третий храни: поклоняйся искусству,

Только ему, безраздумно, бесцельно.

Реальность не должна существовать для человека, мечтающего стать настоящим поэтом. Ведь смысл поэтического творчества – формировать будущее. Только грядущее имеет смысл, только ради него и нужно творить. Это одно из правил поэта-символиста. Второй завет заключается в том, чтобы «никому не сочувствовать». Сначала эта фраза кажется довольно странной, но стоит немного подумать, и все становится более ясным. Я думаю, смысл здесь заключается в том, что для поэта главным интересом должна стать сфера его собственных эмоций. Начало 20 века – переломное время с тяжелой политической ситуацией. Но поэт должен отбросить это, ему нельзя об этом задумываться, ведь все эти земные передряги – лишь временное. Ему же необходимо всегда думать о вечном. Для этого и необходимо полюбить себя беспредельно. Ведь только наполняя, насыщая свой внутренний мир, символист сможет творить. И главная тема его творчества – собственные душевные переживания, но никак не связанные с настоящим.

Как можно понять из третьего завета, только искусство вечно и значимо для символиста. Ему необходимо отдаться полностью, без остатка. Искусство – это религия и смысл жизни.

Стоит отметить тот факт, что в третьем четверостишии взор юноши, к которому обращено все стихотворение, меняется. Теперь лирический герой говорит про него: «Юноша бледный со взором смущенным!» Думаю, до этого обращения юноша горел желанием стать поэтом, но не задумывался, какой это тяжкий труд, сколько условий нужно выполнить, чтобы стать настоящим творцом. Эта ответственность смущает юношу, заставляет его задуматься, готов ли он к этому. Зато, если он отважится принять эти заветы, то может стать таким мастером, перед которым склониться лирический герой:

Если ты примешь моих три завета,

Молча паду я бойцом побежденным,

Зная, что в мире оставлю поэта.

В этих строках мы можем увидеть надежду лирического героя на то, что следующее поколение будет более совершенным, сможет выполнить эти три завета. Для него искусство – это вечная борьба, но он готов проиграть будущему поколению, если это пойдет на пользу творчеству.

Таким образом, это стихотворение очень лаконично и четко передает поэтическую программу символистов. К тому же это завещание потомков, призыв к ним. Лирический герой желает видеть в будущем поколении не просто достойных приемников, но творцов более совершенных, способных посвятить всю свою жизнь искусству.

«Анализ стихотворения В. Я. Брюсова «Кинжал»»

Валерий Брюсов, классик русской поэзии, очень рано связал свою жизнь с литературой и прошел большой творческий путь. Ему покорились все поэтические жанры: историко-мифологическая поэзия, любовная лирика, тема природная и гражданская лирика.

К последнему жанру автор обращается в период зрелого творчества, став уже известным поэтом, имея за плечами большой литературный опыт.

Наиболее известным из гражданской лирики Брюсова является стихотворение «Кинжал», написанное им в 1903 г. и привлекшее к себе большое внимание критики.

Основной идеей произведения становится роль поэта, его служение обществу, его гражданская позиция.

Стихотворение Брюсова начинается не с рассказа о кинжале, а с короткого упоминания о нем:

Из ножен вырван он и блещет вам в глаза,

Как и в былые дни, отточенный и острый…

И лишь потом появляется фигура поэта, решившего отречься от внешнего мира:

Когда не видел я ни дерзости, ни сил,

Я уходил в страну молчанья и могил,

В века загадочно былые…

Далее идет противопоставление поэта толпе, герой отказывается от служения людям:

Но я на зов к борьбе лишь хохотал порой,

Не веря в робкие призывы…

А когда приближается голос бури, он чувствует, что должен быть во главе начинающего движения:

Я отзыв вам кричу, я — песенник борьбы,

Я вторю грому с небосклона…

К людям обращено основное литературное оружие автора — его поэтический дар.

Основная проблема, которую поднимает Брюсов в стихотворении, — историческая своевременность борьбы, предчувствие надвигающихся перемен.

Лирический герой появляется уже в первой строфе стихотворения. Но если сначала это фигура отвлеченная, то далее автор говорит, что поэт — он сам:

Поэт всегда с люди, когда шумит гроза…

И снова я с людьми, — затем, что я поэт…

Стихотворение пронизано настроениями грядущих исторических перемен, нарастающей революции, патриотических идей.

Образы поэта, кинжала, народа, надвигающейся бури гармонично сочетаются и раскрывают гражданскую тему стихотворения.

Брюсовский «Кинжал» создан с применением многочисленных эпитетов («позорно-мелочный строй», «огнистые знамена», «робкие призывы»); ярких метафор («кинжал поэзии», «пробежал кровавый молний свет»).

Поэт, изображенный Брюсовым в стихотворении, верит, что его песнь будет услышана и созвучна грядущим переменам. Он поэт, и он должен быть с людьми, он «песенник борьбы» и вдохновитель революционных перемен.

Другие сочинения по этому произведению

Дайте анализ стихотворения Валерия Брюсова «Быть без людей».

Джалиль Хайруллин Ученик (128), на голосовании 4 года назад

В лицо мне веет ветер нежащий,
На тучах алый блеск погас,
И вновь, как в верное прибежище,
Вступаю я в вечерний час.

Вот кто-то, с ласковым пристрастием,
Со всех сторон протянет тьму,
И я упьюсь недолгим счастием:
Быть без людей, быть одному!

Лиана Саркисьян Мастер (1259) 4 года назад

первое четверостишье – описан вечер, закат, это говорит о том, что в это время люди заканчивают работу и спешат домой.
Вот кто-то, с ласковым пристрастием,
Со всех сторон протянет тьму, – ночь воспринимается как время тишины и покоя, когда природа “думает” т. е. говорит с Господом.
И я упьюсь недолгим счастием:
Быть без людей, быть одному! – желание человека побыть одному, либо усталость от людей вызванная повышенными требованиями к людям и критикой, либо желание почувствовать единение с самим собой.

Самый короткий стих Брюсова

В лицо мне веет ветер нежащий,
На тучах алый блеск погас,
И вновь, как в верное прибежище,
Вступаю я в вечерний час.

Вот кто-то, с ласковым пристрастием,
Со всех сторон протянет тьму,
И я упьюсь недолгим счастием:
Быть без людей, быть одному!

Звезды закрыли ресницы.

Звезды закрыли ресницы,
Ночь завернулась в туман;
Тянутся грез вереницы,
В сердце любовь и обман.

Кто-то во мраке тоскует,
Чьи-то рыданья звучат;
Память былое рисует,
В сердце – насмешки и яд.

Тени забытой упреки.
Ласки недавней обман.
Звезды немые далеки,
Ночь завернулась в туман.

Я лежал в аромате азалий,
Я дремал в музыкальной тиши,
И скользнуло дыханье печали,
Дуновенье прекрасной души.

Где-то там, на какой-то планете,
Без надежды томилася ты,
И ко мне через много столетий
Долетели больные мечты.

Уловил я созвучные звуки,
Мне родные томленья постиг,
И меж гранями вечной разлуки
Мы душою слилися на миг.

Послушайте стихотворение Брюсова Быть без людей

Урок литературы в 11-м классе “Творчество В.Я. Брюсова”

Разделы: Литература

Тип урока: урок-исследование.

Цели урока: познакомить учащихся с творчеством поэта-символиста В.Я.Брюсова, показать значение творчества поэта для русской поэзии, путём анализа стихотворений поэта выявить особенности его поэтики; подготовить учащихся к выполнению части В8 в тестах ЕГЭ.

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами урок, посвящённый творчеству необычного человека, яркого поэта начала 20 века – В.Я.Брюсова.

Нам с вами предстоит на уроке познакомиться с творчеством поэта-символиста В.Я.Брюсова, определить место поэта в русской поэзии. Анализируя некоторые стихотворения, мы попробуем определить особенности его поэтики.

II. Опрос по пройденному материалу.

Давайте вспомним особенности творчества поэтики символистов.

– Что такое символизм?

– Что такое символ?

– Чем же символ отличается от аллегории?

– Кто же стал основоположником русского символизма?

– В чём новаторство символистов?

– Какие темы чаще всего привлекали символистов?

– Был ли символизм однородным течением?

III. Работа по теме урока.

Слово учителя: Да, Серебряный век поэзии отмечен созвездием феноменальных поэтических дарований: З.Гиппиус, В.Соловьёв, Д.Мережковский: Но В.Я.Брюсов – одна из наиболее ярких звёзд в созвездии символизма. Он был литературным критиком, переводчиком, историком, пушкинистом, занимался редакционно-издательской деятельностью, теорией стиха, исследованием культуры. Современники называли его “живой классик”. И сегодня у нас с вами есть возможность познакомиться с фактами его жизни и особенностями его творчества.

Знакомство с биографией поэта:

Слово учителя: Я просила вас познакомиться с биографией поэта самостоятельно по материалам учебников, Интернета, дополнительной литературы. Расскажите, о каких интересных фактах биографии В.Брюсова вы узнали?

Слово учителя: В поэзию В.Я.Брюсов ворвался, намеренно шокируя публику. Ну, вот, к примеру, скандально известный моностих В.Я.Брюсова “О, закрой свои бледные ноги!”: Как вы думаете, чего этим стихотворением хотел добиться поэт? (Это намеренный эпатаж публики, хотел озадачить, хотел прославиться, громко заявить о себе.)

Читайте также:  Вино из одуванчиков – краткое содержание Брэдбери

Слово учителя: Да, а главное – заявить о праве поэта на свободу творчества. И эта свобода творчества стала определяющей у В.Я.Брюсова. Именно поэтому лирический герой стихотворений В.Я.Брюсова – это сильная личность, персонаж из истории или мифа, навеянный философией Ницше. Его герой, безусловно, своим мужественным началом близок самому поэту, мечтающему о прорыве за пределы возможного. Отсюда и его поэтические эксперименты. У нас с вами есть возможность не только слышать интересные сообщения о творчестве поэта, но и увидеть некоторые экспериментаторские приёмы.

Презентация по творчеству поэтов Серебряного века

Слово учителя Безусловно, только экспериментами В.Я.Брюсов не ограничивался. Его творчество развивалось, окрашивалось событиями истории и собственной жизни. И появление разных сборников стихотворений В.Я.Брюсова как нельзя лучше иллюстрируют разные периоды творчества поэта.

Так, к началу 1890-х г.г. наступила пора увлечения В.Я.Брюсова произведениями французских символистов: Бодлера, Верлена, Малларме. В.Я.Брюсов пишет несколько статей о французских поэтах и в период с 1894 по 1895г.г. он издаёт (под псевдонимом Валерий Маслов) три стихотворных сборника “Русские символисты”, куда вошли многие из его собственных стихотворений. В третьем выпуске и было помещено то самое скандальное “О закрой свои бледные ноги” (у Брюсова именно так оформлено стихотворение: без запятой после междометия “О” и с точкой в конце стиха), обеспечившее поэту неприятие критики и гомерический хохот публики по отношению к сборникам и самому В.Я.Брюсову. С иронией отнёсся к его стихотворениям и Владимир Соловьёв, который даже пародировал стихи В.Я.Брюсова. Впрочем, позднее и сам В.Я.Брюсов отзовётся о своих этих первых сборниках:

Демонстрация слайдов презентации:

Мне помнятся и книги эти
Как в полусне недавний день.
Мы были дерзки, были дети,
Нам всё казалось в ярком свете.
Теперь в душе и тишь и тень.
Далёка первая ступень
Пять беглых лет как пять столетий.
(сборник “Tertia Vigilia”, 1900)

– Где в стихотворении явные приметы символизма?

Слово учителя: Но уже в 1895г. в свет выходит первый сборник стихотворений исключительно брюсовских стихотворений – “Chefs d , oeuvre” (“Шедевры”).

Как бы вы отнеслись к такому названию сборника молодого поэта? (Дал намеренно вызывающее название. Это самомнение, самоупоённость, самонадеянность, самовлюблённость.)

Слово учителя Да, и в предисловии к книге В.Я.Брюсов написал, что не ждёт понимания ни от критиков, ни от читателей. Эта книга, как он говорил, “завещана вечности и искусству”. Но никто и не подозревал о сомнениях, мучивших поэта, о его порывах всё порвать или сжечь. Ведь внимательный, вдумчивый читатель увидел бы, что основная тема сборника – это стремление уйти от будничной действительности к новому миру. В дневнике поэта мы находим: “Юность моя – юность гения”.

Несмотря на то, что сборник “Шедевры” это сборник “молодых” стихов, есть в нём стихотворения, заслуживающие внимания. В них поэт не только ищет новые формы, создаёт экзотические рифмы, но и необычные образы. Одним из таких стихотворений является написанное в 1895г. стихотворение “Творчество” (читает ученик)

Давайте мы сейчас вместе попробуем проанализировать это стихотворение.

– Определите тему стихотворения?(Поэт передаёт чувства, ощущения рождения нового произведения, шедевра. Это не создание, а угадывание.)

– Почему это стихотворение можно назвать символистским?(Есть характерная лексика, образы-символы: сон, тени, тишина, ночь, тайны, луна.)

– Какие художественно-выразительные средства использует поэт в этом стихотворении?(Цветопись: фиолетовый, лазоревый (не лазурный)

Звукопись (аллитерация) : повторение сонорных л, р, м, н.)

– Зачем? (Это стихотворение благодаря этому приёму звучит как завораживающий поток звуков. Брюсов старается максимально использовать музыкальность в стихотворении, следуя поэтическим завещаниям французского символиста Поля Верлена: “Музыка прежде всего!”)

– В чём особенности композиции?(Строфы стихотворения оригинально связаны: последняя строка становится 2-й в следующей строфе. Это как бы сцепляет все строки стихотворения, создавая поток сознания и ощущений.)

– Как же создаётся образ творчества?(Постепенно, ведь действительность невозможно познать, она угадывается в переплетении теней и звуков).

– Какое состояние лирического героя передаёт Брюсов?(Это состояние муки, угадывания того, что потом будет облачено в поэтическую форму).

Можно ли говорить о двоемирии, о переплетении мира реального и мира мечты? Давайте понаблюдаем за тем, как преображается реальный мир?

-Что стало с реальными стенами, месяцем, луной? (Опишите, найдите в тексте)(Поэт уже всё видит по-другому, и если в начале стихотворения говорится о тени “несозданных созданий”, то в конце речь идёт о творениях воплотившихся, созданных, написанных, но тем не менее полных тайн.)

– Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

Слово учителя У Брюсова очень много стихотворений посвящено теме творчества. И все они разные. Но объединяет их одна общая мысль: творчество должно быть свободно, оно продолжается, его невозможно постичь, оно хрупко, иллюзорно, воздушно, боится громких звуков и яркого света.

Брюсов развивается как поэт стремительно. В 1897г. появляется следующий стихотворный сборник В.Я.Брюсова “Me eum esse” (“Это я”).

Здесь поэт незначительно прогрессирует сравнительно со сборником “Шедевры”. В нём автор ещё видится нам холодным мечтателем, отстранённым от “внешнего мира”. И наиболее известное стихотворение этого сборника

“Юному поэту” (читает ученик наизусть)

– Какова основная мысль стихотворения?

Слово учителя Область познания, цель искусства – грядущее, поэт самоценен, он заслуживает поклонения. Сам поэт художественному дару, искусству поклоняется как божеству. Именно в этом стихотворении ярко выражены претензии В.Я.Брюсова на роль теоретика нового направления: “я даю тебе три завета”.

В 1900г. В.Я.Брюсов стал одним из инициаторов и руководителей издательства “Скорпион”, объединившего сторонников нового искусства. Именно в “Скорпионе” был издан сборник стихотворений поэта под названием “Tertia Vigilia” (“Третья стража”). (В сторожевой службе римских войск ночью были 4 смены караула. Третья стража приходилась на самое глухое время ночи – 3 часа после полуночи.)

– Как вы думаете, почему сборник носит такое название? Каков подтекст?

Слово учителя На этот сборник Брюсов возлагал большие надежды: ” Это мои лучшие вещи, может быть, лучшее, что я мог написать в стихах:”

Индивидуальное опережающее задание ученику познакомиться со сборником стихов “Третья стража” самостоятельно и попробовать охарактеризовать этот сборник.

Слово учителя: Многим ценителям творчества Брюсова больше других нравится именно этот сборник его стихов. Вот, например, стихотворение “К самому Себе“, написанное в 1900г. (Чтение наизусть стихотворения учителем).

– Как же относится к самому себе поэт в этом стихотворении?

Слово учителя Одним из наиболее примечательных стихотворений этого сборника является также стихотворение “Ассаргадон”. О своём восприятии этого стихотворения расскажет учащийся (фамилия, имя) Восприятие и истолкование стихотворения – опережающее индивидуальное задание учащемуся

Слово учителя: Итак, после “Tertia Vigilia” Брюсов окончательно завоёвывает признание в петербургских литературных кругах, куда его ввёл К.Бальмонт. Не прошло и нескольких лет, как Брюсов, вдохновлённый успехом, издаёт в 1903г. следующий стихотворный сборник “Urbi et Orbi” (“Граду и Миру”).Эта книга, как и прежняя состояла из нескольких циклов (на слайде презентации). Как пояснил позднее автор, название должно было показать, что он обращается не только к тесному “граду” своих единомышленников, но и ко всему “миру” русских читателей.

Уже в ранних своих сборниках Брюсов обращался к теме города, эта тема настолько притягательна, что он идёт к ней, прокладывая дорогу тем, кто идёт за ним: З.Гиппиус, Белому, Вяч. Иванову, Ф.Сологубу и, конечно, А.Блоку, который восхищался сборником “Граду и Миру”. Вот что он пишет в своём письме Брюсову: “Каждый вечер я читаю “Urbi et Orbi” : Что же Вы ещё сделаете после этого. Это одна из драгоценнейших книг нашего времени. “, далее Блок говорит о том, что он никогда “не предполагал возможным” так писать стихи о городе и человеке. Город у Брюсова безмерно соблазнителен; прекрасен и ужасен. Он поприще трагедии одинокой души, переживающей своё одиночество в толпе. Брюсова вдохновляют уже не синтетические образы. Город стал для поэта явлением, соединяющим прошлое и настоящее. Но во многих его стихах этого сборника чувствуется неоднозначное отношение поэта к образу города. С одной стороны, он воспевает культурные и материальные ценности, “дух движения” города (“Париж”, “Мир”, “Венеция”). С другой стороны город наводит ужас, человек теряется перед силой незримых чудовищ, уродливой действительностью – “Конь Блед”, “Довольным”, “Фабричная”. Брюсов в одном из стихотворений так определил такое видение темы города: “борьба города с людьми”. Интересно, что в этом сборнике Брюсов всё чаще и чаще обращается к гражданской теме. Классическим примером гражданской лирики и одним из наиболее известным в сборнике является стихотворение “Каменщик” (ученик читает наизусть).

-Какой путь выбирает для себя поэт? (Из всех жизненных путей он выбирает путь труда, дабы изведать тайны “жизни простой и мудрой”.)

Слово учителя: Напомню только ещё раз, что этот сборник стихов был встречен русскими символистами как огромное событие. Критики убедились, что Брюсовым создан собственный стиль – звучный, чеканный, живописный.

Я к новому раю спешу, убегаю, мечта неизменно жива!
Я создал, и отдал, и понял я молот,
чтоб снова сначала ковать.
Я счастлив и силен, свободен и молод,
творю, чтобы кинуть опять!
(“По улицам узким:”, 1901г.)

Слово учителя Как несомненная поэтическая удача был встречен и сборник стихов “Stephanos” (“Венок”) – 1906г. Сам Брюсов писал, что этот сборник завершил его поэзию и надел на неё воистину “венок”. А, по мнению поэта-символиста Вячеслава Иванова, “каждое стихотворение в этом сборнике – новое открытие в царстве поэтических форм”. Здесь Брюсов преднамеренно взвешивает все составные элементы, продумывает соразмерность частей, стремясь, по выражению поэта, “алгеброй гармонию проверить”. И теперь книги Брюсова начинают выходить большими тиражами, теперь Брюсов получает право диктовать литературной жизни свои законы. Очень яркое стихотворение в этом сборнике – “Памятник”, написанное в 1912г. (ученик читает наизусть)

Слово учителя Вы знаете, что тема памятника занимает большое место в творчестве русских поэтов. Вы можете вспомнить, как мы проводили сравнительный анализ стихотворений “Памятник” Державина и “Я памятник себе воздвиг:” Пушкина. Стихотворения всех трёх поэтов объединяет одна тема.

– Какая? (Каждый из поэтов подводит как бы итог своему творчеству, определяет, за что он будет “любезен народу”.)

– Как Брюсов говорит о своих заслугах?

Слово учителя У Брюсова лирический герой противопоставлен тем, кто не понял поэта – “толпе”: Мой памятник стоит, из строф созвучных сложен.// Кричите, буйствуйте, его вам не свалить! Теперь на пике славы Брюсов всё чаще говорит, что устал от декадентства. Он хочет обратиться к прочному и незыблемому – творчеству Пушкина, которое он всегда высоко ценил. Но это обращение не бескорыстно. Брюсов неустанно изучает стихотворную технику Пушкина, желая стать “новым Пушкиным”. В итоге, вождь символистов становится одним из видных пушкинистов начала века. Он посвятил поэту и литературе о нём 82 статьи, не считая неоконченных статей и набросков. Постепенно символизм утрачивает ведущую роль, уступая место новым литературным течениям. Начинает колебаться и слава Брюсова как вождя символизма. Критики всё чаще говорят, что последние его стихи хуже прежних.

Революцию Брюсов принял лояльно, сотрудничал с большевиками, но годы Первой Мировой войны совпали для Брюсова с периодом тяжких переживаний, сомнений, поисков. Брюсов пытается выработать новую поэтическую манеру, соединить дорогую его сердцу античность и революционную действительность. В результате появляются странные и неудачные, даже непонятные строки:

Эй, Европа, ответь, не комете ли
Ты подобна в огнях наших сфер?
Не созвездье Геракла наметили
Мы, стяг выкинув – Эс-эс-эс-эр?
“СССР”, 1923г.

Слово учителя: Как видим, тяжёлые испытания, выпавшие на долю страны и самого поэта не проходят бесследно. Красноречивы даже названия циклов из его последних поэтических сборников:”Душа истаивает:”, “Стихи о голоде”, “Это всё – кошмар!”. Брюсов попытался создать “научную поэзию”, он вводит в стихи темы и термины из области точных наук: “Мир электрона” (1922г.), “Мир N измерений” (1924). Некоторые из них порой превращаются в ребусы.

Дальше. Вопль толп; радио
с небоскрёба:
Дальше. Жизнь волн; Марс в союз;
враг с планет. –
И: : Вновь у башни троянской
(из гроба!)
Старцев спор, выдать Елену иль нет:
“Тетрадь”, 1923г.

Заключительное слово учителя: Так Брюсов пишет теперь о том, что ничто на свете: ни технический прогресс, ни революция, ни космические кризисы – не в силах уничтожить любовь, которая властвует над миром.

Надо сказать, что сам Брюсов не испытывал удовлетворения от таких стихов, но неустанно продолжает верить в неслучайность своего существования. Он считает, что в его жизни всё: и личные и исторические катастрофы, неустанный труд, творческие неудачи и взлёты, даже увлечение наркотиками – имеет свой смыл.

Да, творческая судьба этого поэта сложна, интересна, ярка! Он, словно очевидец, воспевает сокрытое веками. Брюсовский поэтический мир – это мир страстей и переживаний, это мир свободный. И хочется вновь вернуться к словам, с которых мы начали знакомство с творчеством этого поэта: В.Я.Брюсов – одна из наиболее ярких звёзд в созвездии символизма.

IV. Выводы по уроку, подведение итогов.

V. Рефлексия. Ответ на вопрос: В поэзии Брюсова я открыл для себя, что:

«Творчество» – анализ стихотворения Валерия Брюсова

Биографические основы написания

Произведение было создано 1 марта 1895 года и относится к раннему периоду творчества Брюсова. При чтении возникает ощущение, что стих очень сложен для восприятия и малопонятен, однако постепенно проникая в образную систему и открывая для себя мир символизма, начинаешь ощущать его тонкость, глубину и проникновенную прелесть.

Даже многим современникам Валерия Яковлевича казалось, что в структуре поэтического текста нет четкости и ясности. Но важно помнить, что символизм как литературное направление диктовал свои законы, поэтому метафоры сложны, многоплановы и предполагают сложную неоднозначную интерпретацию. Непонятным и алогичным видит Брюсов процесс творчества, который каждого поэта или художника перемещает в иное измерение, где царят непривычные законы.

Рассматривать текст стоит, помня, что искусство прошлого столетия представляло собой своеобразный творческий эксперимент. Любой автор пытался найти что-то свое, быть непохожим на других. Касается это не только литературы, но и живописи, музыки.

Тематика и проблематика

Изучение любого произведения следует проводить по плану, рассмотрев его тему и идею. Уже первая строка поэтического текста «Тень несозданных созданий» говорит, что перед читателем не совсем обычное стихотворение. Основатель и идейный лидер символизма обращается к теме творчества, пытается разобраться в том, что именно происходит в душе творца, когда он занимается созданием собственного произведения. При анализе «Творчества» Валерия Брюсова важно отметить, что поэт активно использует зрительные и слуховые образы.

Тема стиха — творческий процесс, сумбур и хаос, который проникает во внутренний мир поэта и заставляет его выплескивать на бумагу потрясающие по красоте строки. Основная мысль, идея текста в том, что творческий процесс сложен, непостижим, описать его простыми словами невозможно. Именно поэтому и используются многозначные метафоры: для каждого поэта вдохновение — это что-то свое.

Событийного ряда в тексте нет, но он не производит впечатление беспорядочного потока сознания. Это совокупность звуков, движений, цветов, образов, создающая в итоге течение творческого процесса, плавный темп которого неожиданно сменяется буйством и динамичностью.

Первый образ, который рисует Брюсов, — легкая тень, едва заметная глазу. Этот образ статичен и невесом. Однако уже во второй строке поэт вводит элемент динамики, используя глагол «колыхается». Но движение очень робкое, ведь происходит оно во сне.

Чередуя пассивные и активные образы, символист создает собственный мир, в котором живет Творчество.

Использованные тропы

Основная прелесть символизма состоит во многообразии средств выразительности. Брюсов использует несколько тропов:

  1. Сравнения: «словно лопасти латаний», «вырастают, словно блестки».
  2. Эпитеты: «фиолетовые руки», «эмалевая стена», «звонко-звучной тишине», «прозрачные киоски».
  3. Повторы создают ритмичность звучания, а также подчеркивают значимость образа, который периодически возвращается в сознание поэта.
  4. Олицетворения: «трепещет тень», «колыхается тень», «звуки ластятся».

Благодаря использованию ярких красок поэту удается создать запоминающиеся образы. Основная часть речи, которую он использует, — существительные, поэтому в произведении мало действия. Гораздо более интересны Брюсову художественные образы, которые возникают в сознании творца. За счет использования перекрестной рифмы создается мелодичность звучания.

Жанр текста — программное стихотворение, которое значимо не только для анализа творческого пути Брюсова, но и для понимания поэзии символизма в целом.

Анализ образов

При подробном изучении текста в классе или дома важно провести оценку системы необычных образов, которые использует поэт. Лирический герой наполнен ожиданием, он осознает, что творческий процесс непостижим, именно в этом и смысл названия стихотворения. Поэт пытается раскрыть читателю тайны рождения поэтического текста, часто нелогичные, странные, пугающие. Композиционно можно выделить в произведении три части:

  1. Вступительная (первая строфа, творец способен видеть и воспринимать то, что обычным людям недоступно).
  2. Основная часть — описание вдохновения (строфы 2−4, творец, находящийся в этом состоянии, получает способность увидеть звук). Брюсов не заостряет внимание на образе поэта, гораздо важнее для него показать особенности творческого восприятия, при котором автор получает уникальную способность передать настроение окружающего мира. Его талант позволяет окрасить бытовые реалии яркими красками, показать их перерождение, представить в новом свете. Так рождаются образы прозрачных киосков, фиолетовых рук, лазоревой луны.
  3. Завершение (последняя строфа). Поэту удалось создать свое уникальное произведение, но особенность творчества в том, что только ему одному и удастся понять его полностью. Каждый читатель увидит в тексте что-то свое, поэтому не стоит удивляться тому, что стихотворение постепенно обрастет новым смыслом, который довольный собой художник даже не подразумевал.

Подробный анализ системы образов позволяет составить таблицу. В ней представлены наиболее значимые для понимания элементы художественной ткани стихотворения.

Строфа / Значимые образыПерваяВтораяТретьяЧетвертая
Несозданные создания, во сне, эмалевая стенаРуки, чертят звукиПрозрачные киоски, лазоревая лунаВся строфа (за исключением третьей строки)

Сложная образная система, использование алогичных элементов, сочетание зрительных и слуховых компонентов помогают поэту описать вдохновение.

Смена лирических героев

Отличительная черта поэзии XVIII—XIX вв. — наличие в тексте одного лирического героя, который пропускает сквозь себя происходящее и дает оценку. Брюсов же, будучи поэтическим новатором, решает отказаться от этого классического приема и вводит в текст двух лирических персонажей. Кратко процесс выглядит так:

  1. Повествование от третьего лица, героем является наблюдатель, который восхищается тем, как творит поэт, но не может до конца разобраться в действии. Строфы 1−3.
  2. Лирическим героем становится сам поэт, наслаждающийся готовым результатом, рожденным художественным текстом, который настолько сложен для восприятия, что близкие и друзьям, не говоря уже о простых читателях, будут видеть в нем что-то свое. Строфа 4.

Сначала художнику свойственно недовольство миром, который его окружает, поэтому он пытается его преобразить в своем творчестве. Постепенно серое равнодушие и разочарование сменяются гордостью и радостью, ведь в строках стихотворения скучный мир превращается в гармоничную феерию звука и цвета.

Анализ стихотворения «Первый снег» (В. Я. Брюсов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 15.06.2020 · Обновлено 15.06.2020

Валерий Яковлевич Брюсов — необыкновенный поэт Серебряного века, поэт-математик. С его любовью к математике и предрасположенностью к ней он мог бы многого достичь в научной деятельности, но Брюсов выбрал поэзию! Валерий Яковлевич отличался редким самолюбием. Часто своим сборникам присваивал иностранные названия. Брюсова можно назвать исключительным, оригинальным поэтом. Каждый творческий человек удивителен, понимаем по-своему, но творчество Валерия Яковлевича «зашифровано» как-то по-другому, в его поэзии, с одной стороны, каждый сможет найти родственную душу, а с другой – она чужда всем и вся. Многомудрый Литрекон проанализировал стихотворение поэта «Первый снег», разбор осуществлен по плану.

История создания

В 1895 году вышел первый сборник стихов автора, название которого было написано на французском языке и переводилось как «Шедевры». Стихотворение «Первый снег», созданное 21 января этого же года, входило в данный сборник, в цикл «будничных» стихов.

Этот сборник носил провокационный характер, он вызывал смешанные чувства у многих критиков и современников автора. Если название звучало просто самоуверенно, то содержание сборника, темы, которые затрагивал автор, были совсем эпатажными.

Но в книгу входили стихи, написанные и на более «классические» темы. «Первый снег» — это отблеск впечатлений автора, которые он получил, вглядываясь в первый снег, который своей белизной, своей свежестью омывал серые улицы города, обволакивал замерзшие деревья.

«Печатая свою книгу в наши дни, я не жду ей правильной оценки… Не современникам и даже не человечеству завещаю я эту книгу, а вечности и искусству» — писал Брюсов о своём творчестве.

«Брюсов — «декадент», но он же и «классик»: он пушкинист, поклонник забытого Тютчева и отошедшего в тень Фета.» (З. Н. Гиппиус)

Жанр, направление, размер

«Первый снег» — это лирическое стихотворение, в котором автор выражает своё отношение, восхищение природой, такой красивой, идеальной.
Красота была единственным источником вдохновения автора, она была для Брюсова колыбелью всего превосходного, колыбелью творчества.

Валерий Яковлевич принадлежал к течению старших символистов, называя данное направление «поэзией намёков». «Искусство ради искусства» – принцип, которого придерживались и Брюсов, и его приверженцы.

Валерий Яковлевич считал, что в литературе (и в любом другом искусстве) важна сама личность автора, его особенность и индивидуальность, поэтому символизм Брюсова нельзя сравнивать с символизмом других поэтов данного течения, он своеобразный.

В творчестве поэта присутствуют классические стихотворения, без «намёков». Таким является и «Первый снег», касающийся души своей «простой» красотой, без завуалированных образов.

Размер стихотворения «Первый снег» – четырёхстопный хорей. Рифмовка перекрёстная, с чередованием женской и мужской рифмы.

Композиция

Стихотворение состоит из 4 строф. Композиция лирического произведения «Первый снег» кольцевая.

  1. Первая строфа посвящена восторгам и восхищениям красотами зимы, серебристым снегом, который преображает всё вокруг. Ознакомившись с данным четверостишием в воображении, мы видим светящийся, переливающийся образ мира, который посетило чудо, «мир из серебра».
  2. Во второй строфе автор пишет о том, что зима – это мечта, сон наяву. Волшебство засыпало всё вокруг, немного изменив привычное глазу. Снег, окутав всё без исключений, обратил внимание человека на эти «обычные» красоты, которые не получают достойного внимания, к которым все привыкли.
  3. В третьем четверостишии поэт перечисляет эти «обычные вещи», которые ни кажутся теперь столь обычными. «Жизнь людей и жизнь природы полны новым и святым» — будто глаза открылись у лирического героя, у всех окружающих, будто включили дополнительный свет, не утаивающий ничего.
  4. Последняя строфа — это возвращение к первоначальному образу, образу неги наяву. Поэт пишет о том, что воображение теряется в догадках, оно запуталось, ведь то, что было мечтой стало явью. Автор прибегает к повторению строки «мир из серебра», возвращая наше внимание к самой сути.

Образы и символы

Лирическим героем произведения «Первый снег» является один из жителей города. Города, который посетил снег. Имеет место быть предположение, что этот герой — сам автор, который со своим творческим воображением, тонкой душой, один из первых заметил происходящее вокруг волшебство.

Основной образ стихотворения «Первый снег» — это заснеженная Москва. Примечательно то, что очень многие поэты обращались к теме природы, но именно В. Я. Брюсов описал городской пейзаж, он один из первых в своём творчестве обратил внимание на природные явления в интерьере города.

Данное стихотворение можно назвать смешанным: классика с символистскими чертами. На первый взгляд, Брюсов описывает природу, город, но с самой первой строфы начинает проявляться сплетение реальных событий с эфемерными. Грёзы, сны, волшебство, мечты, очарование – ирреальные явления, которые автор упоминает в произведении, которые являются прямым доказательством принадлежности стихотворения к символизму.

Автор использует «серебро», характеризуя мир: «Целый мир из серебра!». Серебряный цвет — символ чистоты и спокойствия. Также серебро является символом красноречия, что может объяснить внезапное озарение, пробуждение лирического героя, его внимательность к окружающему: снег окутав всё вокруг, «рассказал» о красоте, волшебстве мира.

Жемчуг имеет схожее символическое значение – чистота, белизна, тайное познание. Берёзки, которые ещё вчера были сумрачные, неприглядные, сегодня очистились, посвежели, они ярко светятся, мерцают.

Возможно, автор написал данное стихотворение без «намёков», а использовал данные характеристики, опираясь на сходство снега и используемых «символов». Но, в любом случае, употреблённые образные определения характеризуют зиму, снег достоверно, и то, и другое прочтение имеет право на существование.

Темы, проблемы, настроение

Можно выделить две основные темы, которые затрагивал Валерий Яковлевич в своих произведениях: исторические факты, события и город. Предметом авторского изображения данного произведения является город.

В. Я. Брюсова считают одним из первых поэтов-урбанистов. Поэт в своих произведениях подробно, достоверно описывает город, цивилизацию, затрагивает проблемы зависимости человека от созданных им же удобств, проблемы отстранённости, постепенной отдалённости от природы и всего естественного. Также, описывая городские пейзажи, автор рассуждает о человеческом уме, рассуждает о «материальности» современного человека, а также поэт пишет о «светлых» стремлениях такого человека, о его ориентации на духовное и возвышенное.

Настроение стихотворения «Первый снег» приятно-прохладное, волшебное.

Каждый год человек ждёт первый снег с необыкновенным трепетом, с какой-то надеждой, радуется ему. Снег, зима ассоциируются с чудом. Потрясающе точно подобранные автором слова практически полностью описывают тот неописуемый восторг, который испытывает человек при виде побелевшего, опушившегося города.

Основная идея

Смысл стихотворения «Первый снег» — это главная мысль о том, что мир полон волшебства, он сказочный, он пышет красотой, он необыкновенный! Чудо ждёт, когда каждый из нас обратит на него внимание!

Эта идея, в основе которой лежит поднятая поэтом проблема, существенна, актуальна во все времена. Как никогда, эту переданную автором мысль важно усвоить нам, сейчас, в наше суетное время, когда всё вокруг пролетает мимо.

Также нужно мечтать, верить в чудеса! Именно мечты помогают нам замечать чудесности окружающего мира, укрывают наши души, обнимают их, как снег прикрывает съёжившиеся от ветра голые деревья, охраняя их.

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Первый снег» перечислены в списке:

  1. Аллитерация: в первой строфе повторяются звенящие звуки, которые создают впечатление хрустальности описываемого; также во всем стихотворении можно проследить частое повторение шипящих звуков, которые «окутывают» тишиной и загадочностью читателя.
  2. Эпитеты: «чёрно-голые берёзки», «белый дым».
  3. Метафора: «мир из серебра», «в жемчугах горят берёзки», «предметы старой прозы волшебством озарены», «жизни с грёзою игра».
  4. Гипербола: «Целый мир из серебра!»
  5. Анафора:

«Это — область чьей-то грезы,
Это — призраки и сны!»

«Этот мир очарований,
Этот мир из серебра!»

Валерий Брюсов
«Быть без людей»

В лицо мне веет ветер нежащий,
На тучах алый блеск погас,
И вновь, как в верное прибежище,
Вступаю я в вечерний час.

Вот кто-то, с ласковым пристрастием,
Со всех сторон протянет тьму,
И я упьюсь недолгим счастием:
Быть без людей, быть одному!

Экспресс- анализ стихотворения

Cтихотворение состоит из 2-х строф (всего 8 строк)
Размер: разностопный ямб
Стопа: двухсложная с ударением на 2-м слоге ( — )
————————————————————————
1-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: нежащий-погас-прибежище-час.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

2-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: пристрастием-тьму-счастием-одному.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

Анализ стихотворения сделан программой в реальном времени

Используйте короткие ссылки для сокращения длинных адресов

Строфа

Строфа – это объединение двух или нескольких строк стихотворения, имеющих интонационное сходство или общую систему рифм, и регулярно или периодически повторяющееся в стихотворении. Большинство стихотворений делятся на строфы и т.о. являются строфическими. Если разделения на строфы нет, такие стихи принято называть астрофическими. Самая популярная строфа в русской поэзии – четверостишие (катрен, 4 строки). Широко употребимыми строфами также являются: двустишие (дистих), трёхстишие (терцет), пятистишие, шестистишие (секстина), восьмистишие (октава) и др. Больше о строфах

Стихотворная стопа

Стопа – это единица длины стиха, состоящая из повторяющейся последовательности ударного и безударных слогов.
Двухсложные стопы состоят из двух слогов:
хорей (ударный и безударный слог), ямб (безударный и ударный слог) – самая распостранённая стопа в русской поэзии.
Трёхсложные стопы – последовательность из 3-х слогов:
дактиль (ударный слог первый из трёх), амфибрахий (ударный слог второй из трёх), анапест (ударный слог третий).
Четырёхсложная стопа – пеон – четыре слога, где ударный слог может регулярно повторяться на месте любого из четырёх слогов: первый пеон – пеон с ударением на первом слоге, второй пеон – с ударением на втором слоге и так далее.
Пятисложная стопа состоит из пяти слогов: пентон – ударный слог третий из пяти.
Больше о стопах

Размер стихотворения

Размер – это способ звуковой организации стиха; порядок чередования ударных и безударных слогов в стопе стихотворения. Размер стихотворения повторяет название стопы и указывает на кол-во стоп в строке. Любая стопа может повторяться в строке несколько раз (от одного до восьми, и более). Кол-во повторов стопы и определяет полный размер стиха, например: одностопный пентон, двухстопный пеон, трехстопный анапест, четырёхстопный ямб, пятистопный дактиль, шестистопный хорей и т.д. Больше о размерах

Рифма

Рифма – это звуковой повтор, традиционно используемый в поэзии и, как правило, расположенный и ожидаемый на концах строк в стихах. Рифма скрепляет собой строки и вызывает ощущение звуковой гармонии и смысловой законченности определённых частей стихотворения. Рифмы помогают ритмическому восприятию строк и строф, выполняют запоминательную функцию в стихах и усиливают воздействие поэзии как искусства благодаря изысканному благозвучию слов. Больше о рифмах

Рифмовка

Рифмовка – это порядок чередования рифм в стихах. Основные способы рифмовки: смежная рифмовка (рифмуются соседние строки: AA ВВ СС DD), перекрёстная рифмовка (строки рифмуются через одну: ABAB), кольцевая или опоясывающая рифмовка (строки рифмуются между собой через две другие строки со смежной рифмовкой: ABBA), холостая (частичная рифмовка в четверостишии с отсутствием рифмы между первой и третьей строкой: АBCB), гиперхолостая рифмовка (в четверостишии рифма есть только к первой строке, а ожидаемая рифма между второй и четвёртой строкой отсутствует: ABAC, ABCA, AABC), смешанная или вольная рифмовка (рифмовка в сложных строфах с различными комбинациями рифмованных строк). Больше о рифмовке

Анализ стихотворения Первый снег Брюсова 7 класс

Произведение относится к пейзажной лирике, однако в отличие от традиционных стихов данного жанра в качестве природного предмета восхищения для поэта становятся не окружающая деревенская природа, а картина заснеженной Москвы.

Основной темой стихотворения являются авторские впечатления яркости и красочности русской зимы, ассоциирующейся у лирического героя произведения с белоснежной сказкой, волшебством, прекрасным сном мира грез и фантазий.

Стихотворным размером стихотворения поэт выбирает четырехстопный хорей, непроизводящий впечатления громоздкости, грубости, тяжеловесности произведению, придающий поэтическому содержанию праздничные, торжественные музыкальные мотивы.

Среди средств художественной выразительности в стихотворении применяются разнообразные метафоры, антонимы и эпитеты, а также многочисленный восклицательные предложения, демонстрирующие восхищенное настроение лирического героя, охваченное радостным воодушевлением.

Эмоциональный окрас стихотворения выполнен в одном, монотонном оттенке в виде серебряный, жемчужных, лазурных, дымчатых красках. При этом белоснежным цветовым эпитетам поэт противопоставляет образ берез до появления первых снежинок в черно-голых тонах. Мрачность городского пейзажа меняется под описанием ощущения морозного воздуха и лучей зимнего солнца.

Запечатленные поэтом художественные зарисовки начала зимнего периода являются для лирического героя образами божественного провидения, а также неким воплощением его детской мечты в ожидании предстоящего чуда и волшебства.

Образ лирического героя представляется в стихотворении в качестве ювелирных дел мастера, преображающего природу в драгоценный образ, создавая из реальности вымысел, а из вымысла – реальность.

Однако в произведении чувствуются и ноты авторской грусти в связи ощущением одиночества в искреннем восхищении увиденным на зимней прогулке, поскольку спешащие по заснеженным улицам прохожие, по мнению лирического героя, не замечают чудодейственного преображения природы, переливающегося всеми радужными красками, а, соответственно, не могут проникнуться вдохновением и радостью жизни.

Стихотворение направляет читателя в состояние ожидания новогоднего, рождественского праздника, символизирующего святую чистоту и обретение надежд на исполнение заветных желаний.

Вариант 2

На самом деле многие люди привыкли рассматривать какие-то перемены природы как данность и нечто совершенно естественное. Безусловно, лучшего слова, чем естественное и не подобрать, ведь природа и является, по сути, эталоном максимальной естественности. Тем не менее, речь идет об отвращении собственного взора от этой красоты процесса.

Первый снег нередко только детей воодушевляет и заставляет волноваться. Многие взрослые воспринимают его как обыденность, и только творческие натуры, поэты стремятся как-то осознать суть этого, подчеркнуть волшебство, восхититься этим удивительным фактом. Когда на землю спускается первый снег полностью меняется рисунок пейзажа, фактически мир становится другим и этот факт действительно волшебен.

Брюсов в своем стихотворении рисует нечто наподобие полотна импрессиониста, он делает акценты на ярких бликах серебра, на этом цвете, которые преображает действительность. Также поэт сравнивает первый снег с драгоценностям, к примеру, с жемчугом и в этом не только поэтически-художественное сравнение, но и смысловое, Брюсов говорит о по-настоящему ценном, о красоте и радости природы. Ведь действительно, этот жемчуг ценнее всех возможных, которые только могут получить лучшие ныряльщики, ведь он такой мимолетный и независимый от всего остального мира.

Только в один день люди могут любоваться первым снегом. Этот день действительно является чудом, которое подчеркивает общую чудесность природы, полноту и красоту мира. Недаром поэт пишет «Жизнь людей и жизнь природы полны новым и святым».

Этот простой природный феномен действительно позволяет прикоснуться к какой-то святости, чему-то высокому, а также к чем-то мечтальному. Брюсов часто говорит о мире грез и на самом деле именно такие факты как первый снег говорят о мире как пространстве грез и чего-то невообразимого. Речь не только о получаемом ощущении и впечатлениях, но о том как действительно трудно себе вообразить эти чудеса природы.

Ведь, если отрешиться от всего, и не знать, например, про смену времен года, то становится понятным каким талантливым художником является природа. Природа пишет красоту. Рождает мир из серебра.

Анализ стихотворения Первый снег по плану

Первый снег

Возможно вам будет интересно

Лермонтов представляет свое стихотворение Три пальмы как восточное сказание. Соответственно, тут читатель ожидает увидеть некую восточную мудрость, которая могла бы позволить понять нечто о мироздании.

Произведение в форме ярких образов отражает мысли и чувства крестьянского поэта, явно видящего наступление нового времени, с господством промышленности и городов.

Реальность и вымысел являются собой вещами, которые пересекаются, грань между ними является достаточно размытой. Зеркало является образом вызова судьбе, оно является мистическим элементом

Лирика Фета нередко связана с фигурой Марии Лазич, которая погибла в юном возрасте. Будучи без нужного капитала, Фет не мог предложить Лазич замужество, но потом Лазич трагически сгорела и на протяжении всей

Произведение Некрасова Зелёный шум вышло из-под пера поэта во второй половине XIX века и сразу было допущено его публикование в журнале Современник.

«Первый снег», анализ стихотворения Брюсова

Шестнадцать строк с заголовком «Первый снег» были опубликованы в 1985 году и вошли в один из первых сборников Валерия Брюсова «Шедевры». В этом искрометном стихотворении поэт отразил свои впечатления от преображения унылого городского пейзажа. Чудо произошло после того, как улицы, деревья и дома украсил первый снег.

Пейзажная лирика была характерна для русской литературы XVIII и XIX века. Многие мастера поэтического слова восторженно выражали свое восхищение природой родной страны. Но, как правило, это касалось описания сельских ландшафтов или просторов дикой природы. Валерий Брюсов одним из первых русских поэтов воспел красоту заснеженного города.

Поздняя осень в столице – картина мрачная и безотрадная: хмурое небо, черные деревья, грязь на дорогах и тротуарах. И вдруг за ночь все вокруг преображается, превращается в волшебную сказку. Поэт восхищен и потрясен этой чудесной и мимолетной переменой городских декораций. Обычное природное явление представляется лирическому герою-наблюдателю восхитительным сном, грезой, видением.

В ритмах большого и шумного города практически ничего не изменилось, он продолжает жить своей привычной суетой: спешат пешеходы, проносятся экипажи… Но зимняя сказка превращает окружающий мир в нечто нереальное, вызывает восторг и ожидание чуда. Первый снег у Брюсова выступает символом долгожданного обновления и чистоты.

Для такого лирического описания Валерий Яковлевич использовал четырехстопный хорей с перекрестной рифмовкой. Оригинальный поэтический тандем придает стихотворению особую легкость и торжественность. Эмоции героя передаются многочисленными восторгами, а на бумаге – восклицательными знаками.

Литературоведы часто указывают на то, что в «Первом снеге» присутствует всего один глагол, который, скорее всего, означает не действие, а цвет. Роль сказуемых удачно выполняют существительные. В результате возникает статичное, но четкое и контрастное изображение зимнего города.

Сверкающий на солнце снег подчеркивают многочисленные оттенки белого цвета, а также искусно подобранные «искрящиеся» слова: огни, блестки, серебро, жемчуг, белый, горят, озарены. Единственным контрастом выступает оригинальный антоним «черно-голые». В воображении читателя сразу возникает хорошо знакомая картина: еще вчера темные и голые деревья оделись в великолепные снежные наряды.

Обычно цвет передается прилагательными, но в этом стихотворении Брюсова главенствуют существительные. Из 53 слов текста, исключая союзы и предлоги, их насчитывается ровно 40. Красоту окружающего городского пейзажа мягко оттеняет целый ряд близких по значению слов: грезы, призраки, сны, волшебство, мечтания, очарование. Они же и создают восторженное настроение автора, придают мимолетность этой снежной столичной сказке.

Характерная для символизма «жизни с грезою игра» приобретает у Брюсова оттенок преклонения перед божественным совершенством природы. Эти мотивы передает обычное для иконописного стиля сочетание белого и лазури, а также строки о том, что «жизнь людей и жизнь природы полны новым и святым».

Для выплеска эмоций поэт использует сочные метафоры: «горят березки», «предметы старой прозы», а также красивую гиперболу «целый мир из серебра». Еще один интересный прием Валерия Брюсова – аллитерация. Стихотворение наполнено свистящими и шуршащими согласными. Они создают эффект тишины: едва слышно поскрипывание снега под ногами. Ритм шагов возникает в результате повторений некоторых слов: «мир», «жизнь», «грезы».

Повторяются также две строки стихотворения – вторая и последняя. Валерий Брюсов удачно применил здесь кольцевую композицию: начинается и заканчивается произведение словом «серебро». Это создает ощущение завершенности и гармонии.

Стихотворение Брюсова «Первый снег» – восхищение совершенством природы, «воплощение мечтаний» о прекрасном и возвышенном. Оно сродни основополагающим принципам Валерия Яковлевича – с помощью искусства достичь божественных высот, проникнуть в неземной идеальный мир духа. Многие критики уверены, что в «Первом снеге» Брюсову удалось прикоснуться к этой мечте.

Ссылка на основную публикацию