Анализ стихотворения Быть без людей Брюсова

Анализ стихотворения Брюсова Быть без людей

Анализ стихотворение Валерия Брюсова «Хвала человеку»

28 октября 2014

Валерий Брюсов – яркий представитель «серебряного века» в русской поэзии. Его творчество отличается особенной любовью к человеку, обучению и самопознанию. Человек, который любит жизнь и стремится заглянуть в каждый ее уголок так, как стремился Валерий Яковлевич, непременно будет старательным и искренним писателем, каким он и был. Тот факт, что Брюсов занимался не только гуманитарными науками, такими, как филология, история, лингвистика, то и был «на ты» с математикой, придает его стихотворениям некоторую точность, переплетенную с изысканностью.

В стихотворении «Хвала Человеку» поэт описал не только свое восхищение и уважение к человеческим свершениям и труду, но и показал положительное отношение к науке и прогрессу. Для Брюсова люди – это те, для кого преград не существует. Вернее, они существуют, но под напором умственного и физического труда, собранных воедино, любое препятствие можно преодолеть, вплоть до покорения Вселенной. По всему видно, что Валерий Яковлевич горд за человека, считает его «покорителем стихий», «прошедшим пустыню и бездну». И сам автор старался не отставать в жизни от идеала, описанного им в произведении.

В стихотворении можно проследить, что хвала человеку написана не хаотично. Сначала Брюсов воспевает работу, проделанную луком, топором и сетями. Дальше настал черед укрощения стихий насколько это возможно: ветер (наверное, построив парусные корабли), пламя, когда был добыт огонь и облегчил жизнь. После этого, Валерий Яковлевич обратил внимание читателя на расселение людей по планете, обработка земли и постройка городов: «В странах Сумрака и Льда, Петь заставил вещий молот, Залил блеском города». Дальше еще упоминает о многих свершениях человека, с надеждой на будущие подвиги.

Стихотворение читается, словно призыв, хвала или, даже, гимн. Написав слово «Человек» с заглавной буквы, Брюсов сравнял его со всем, что мы почитаем и так же пишем с заглавной буквы. Нельзя не проникнуться четкой рифмой, словно отрезанной по трафарету. Это гимн человеческим достижениям и пройденному пути в покорении этого мира. Валерий Брюсов безгранично верил в человека, желал добра и силы духа.

Анализ стихотворения Брюсова «Юному поэту»

В переломную эпоху начала 20 века, в период кризиса в общественно-политической, экономической жизни страны наступает и духовный кризис, происходит потеря нравственных ориентиров. Поэтому именно в это время предназначение поэта становится особенно важным.

Поэзия Серебряного века находится в поиске новых тем, образов, новых поэтических форм, но у нее есть главное – яркие, самобытные неповторимые личности самих поэтов. Одним из таких творцов является, бесспорно, Валерий Яковлевич Брюсов.

Его стихотворение «Юному поэту» было написано 15 июля 1896 года. Форма произведения понятна из названия, это посвящение. Сюжетно стихотворение представляет собой определенное напутствие. Лирический герой дает три завета начинающему поэту, которые тому необходимо соблюдать. Примечательно, что все эти советы переданы в форме повелительного наклонения. Так, мы можем понять, что это не просьба и даже, пожалуй, не совет. Это, скорее, требование, необходимость, без которой, по мнению лирического героя, настоящее искусство невозможно.

Очень интересно обращение в самом начале стихотворения. Лирический герой говорит: «Юноша бледный со взором горящим». Это романтический образ человека, который способен стать поэтом. Он бледен, будто изможден своими мыслями. Думаю, еще бледность подчеркивает его отрешенность от реального мира. Он как бы прозрачен, эфемерен. И лишь его горящий взор живет, он наполнен страстью, желанием сделать в этой жизни великое дело. Именно такого человека выбирает себе лирический герой в ученики. Именно и только в таком юноше он способен разглядеть возможность стать настоящим поэтом, творцом, созидателем. Герой видит в своем протеже возможность будущего величия, но для того, чтобы стать настоящим художником слова, необходимо соблюдать определенные правила. Хотя в устах лирического героя эти правила превращаются в заветы. Этим словом, думаю, подчеркивается священность поэта, поэтического искусства. Очень интересно, что эти «заветы» передают основу символистского искусства:

Первый прими: не живи настоящим,

Только грядущее – область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно.

Третий храни: поклоняйся искусству,

Только ему, безраздумно, бесцельно.

Реальность не должна существовать для человека, мечтающего стать настоящим поэтом. Ведь смысл поэтического творчества – формировать будущее. Только грядущее имеет смысл, только ради него и нужно творить. Это одно из правил поэта-символиста. Второй завет заключается в том, чтобы «никому не сочувствовать». Сначала эта фраза кажется довольно странной, но стоит немного подумать, и все становится более ясным. Я думаю, смысл здесь заключается в том, что для поэта главным интересом должна стать сфера его собственных эмоций. Начало 20 века – переломное время с тяжелой политической ситуацией. Но поэт должен отбросить это, ему нельзя об этом задумываться, ведь все эти земные передряги – лишь временное. Ему же необходимо всегда думать о вечном. Для этого и необходимо полюбить себя беспредельно. Ведь только наполняя, насыщая свой внутренний мир, символист сможет творить. И главная тема его творчества – собственные душевные переживания, но никак не связанные с настоящим.

Как можно понять из третьего завета, только искусство вечно и значимо для символиста. Ему необходимо отдаться полностью, без остатка. Искусство – это религия и смысл жизни.

Стоит отметить тот факт, что в третьем четверостишии взор юноши, к которому обращено все стихотворение, меняется. Теперь лирический герой говорит про него: «Юноша бледный со взором смущенным!» Думаю, до этого обращения юноша горел желанием стать поэтом, но не задумывался, какой это тяжкий труд, сколько условий нужно выполнить, чтобы стать настоящим творцом. Эта ответственность смущает юношу, заставляет его задуматься, готов ли он к этому. Зато, если он отважится принять эти заветы, то может стать таким мастером, перед которым склониться лирический герой:

Если ты примешь моих три завета,

Молча паду я бойцом побежденным,

Зная, что в мире оставлю поэта.

В этих строках мы можем увидеть надежду лирического героя на то, что следующее поколение будет более совершенным, сможет выполнить эти три завета. Для него искусство – это вечная борьба, но он готов проиграть будущему поколению, если это пойдет на пользу творчеству.

Таким образом, это стихотворение очень лаконично и четко передает поэтическую программу символистов. К тому же это завещание потомков, призыв к ним. Лирический герой желает видеть в будущем поколении не просто достойных приемников, но творцов более совершенных, способных посвятить всю свою жизнь искусству.

«Анализ стихотворения В. Я. Брюсова «Кинжал»»

Валерий Брюсов, классик русской поэзии, очень рано связал свою жизнь с литературой и прошел большой творческий путь. Ему покорились все поэтические жанры: историко-мифологическая поэзия, любовная лирика, тема природная и гражданская лирика.

К последнему жанру автор обращается в период зрелого творчества, став уже известным поэтом, имея за плечами большой литературный опыт.

Наиболее известным из гражданской лирики Брюсова является стихотворение «Кинжал», написанное им в 1903 г. и привлекшее к себе большое внимание критики.

Основной идеей произведения становится роль поэта, его служение обществу, его гражданская позиция.

Стихотворение Брюсова начинается не с рассказа о кинжале, а с короткого упоминания о нем:

Из ножен вырван он и блещет вам в глаза,

Как и в былые дни, отточенный и острый…

И лишь потом появляется фигура поэта, решившего отречься от внешнего мира:

Когда не видел я ни дерзости, ни сил,

Я уходил в страну молчанья и могил,

В века загадочно былые…

Далее идет противопоставление поэта толпе, герой отказывается от служения людям:

Но я на зов к борьбе лишь хохотал порой,

Не веря в робкие призывы…

А когда приближается голос бури, он чувствует, что должен быть во главе начинающего движения:

Я отзыв вам кричу, я — песенник борьбы,

Я вторю грому с небосклона…

К людям обращено основное литературное оружие автора — его поэтический дар.

Основная проблема, которую поднимает Брюсов в стихотворении, — историческая своевременность борьбы, предчувствие надвигающихся перемен.

Лирический герой появляется уже в первой строфе стихотворения. Но если сначала это фигура отвлеченная, то далее автор говорит, что поэт — он сам:

Поэт всегда с люди, когда шумит гроза…

И снова я с людьми, — затем, что я поэт…

Стихотворение пронизано настроениями грядущих исторических перемен, нарастающей революции, патриотических идей.

Образы поэта, кинжала, народа, надвигающейся бури гармонично сочетаются и раскрывают гражданскую тему стихотворения.

Брюсовский «Кинжал» создан с применением многочисленных эпитетов («позорно-мелочный строй», «огнистые знамена», «робкие призывы»); ярких метафор («кинжал поэзии», «пробежал кровавый молний свет»).

Поэт, изображенный Брюсовым в стихотворении, верит, что его песнь будет услышана и созвучна грядущим переменам. Он поэт, и он должен быть с людьми, он «песенник борьбы» и вдохновитель революционных перемен.

Другие сочинения по этому произведению

Дайте анализ стихотворения Валерия Брюсова «Быть без людей».

Джалиль Хайруллин Ученик (128), на голосовании 4 года назад

В лицо мне веет ветер нежащий,
На тучах алый блеск погас,
И вновь, как в верное прибежище,
Вступаю я в вечерний час.

Вот кто-то, с ласковым пристрастием,
Со всех сторон протянет тьму,
И я упьюсь недолгим счастием:
Быть без людей, быть одному!

Лиана Саркисьян Мастер (1259) 4 года назад

первое четверостишье – описан вечер, закат, это говорит о том, что в это время люди заканчивают работу и спешат домой.
Вот кто-то, с ласковым пристрастием,
Со всех сторон протянет тьму, – ночь воспринимается как время тишины и покоя, когда природа “думает” т. е. говорит с Господом.
И я упьюсь недолгим счастием:
Быть без людей, быть одному! – желание человека побыть одному, либо усталость от людей вызванная повышенными требованиями к людям и критикой, либо желание почувствовать единение с самим собой.

Читайте также:  Анализ стихотворения Грядущие гунны Брюсова

Самый короткий стих Брюсова

В лицо мне веет ветер нежащий,
На тучах алый блеск погас,
И вновь, как в верное прибежище,
Вступаю я в вечерний час.

Вот кто-то, с ласковым пристрастием,
Со всех сторон протянет тьму,
И я упьюсь недолгим счастием:
Быть без людей, быть одному!

Звезды закрыли ресницы.

Звезды закрыли ресницы,
Ночь завернулась в туман;
Тянутся грез вереницы,
В сердце любовь и обман.

Кто-то во мраке тоскует,
Чьи-то рыданья звучат;
Память былое рисует,
В сердце – насмешки и яд.

Тени забытой упреки.
Ласки недавней обман.
Звезды немые далеки,
Ночь завернулась в туман.

Я лежал в аромате азалий,
Я дремал в музыкальной тиши,
И скользнуло дыханье печали,
Дуновенье прекрасной души.

Где-то там, на какой-то планете,
Без надежды томилася ты,
И ко мне через много столетий
Долетели больные мечты.

Уловил я созвучные звуки,
Мне родные томленья постиг,
И меж гранями вечной разлуки
Мы душою слилися на миг.

Послушайте стихотворение Брюсова Быть без людей

«К самому себе», анализ стихотворения Брюсова

История создания

Стихотворение Брюсова «К самому себе» было написано в 1900 г. Оно вошло в сборник «Третья стража», изданный в 1900 г., в цикл «Близким».

Литературное направление и жанр

Стихотворение «К самому себе» принадлежит к литературному направлению символизма. Лирический герой рассуждает о собственной жизни, представляя её как течение реки. Жизнь, смерть, движение к цели, смысл и удовольствие жизни представлены в стихотворении в символах. Жанр стихотворения – философская лирика.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 4 строф. В первой же строчке лирический герой заявляет о своём желании почувствовать себя рекой: «Я хотел бы рекой извиваться». Три строфы описывают жизнь лирического героя в образе реки. Всё, что видит герой-река, имеет символический подтекст. Последняя строфа описывает устье реки, то, как она вливается в море. Лирический герой воспринимает это как смерть реки в водах моря. Такая смерть неприемлема для лирического героя. Он жаждет бессмертия!

Тема стихотворения – рассуждение о смысле жизни и страхе смерти.

Основная мысль: жизнь, которая достигает цели и прожита в радости, никогда не растворится без следа. Именно в осмысленной и небесполезной жизни – ключ к бессмертию.

Тропы и образы

В основе стихотворения лежит даже не олицетворение, а метаморфоза. Герой, ощущая себя рекой, рассуждает о её земных «делах». Он хотел бы извиваться, незаметно теряться в камышах, улыбаться небесным огням (метафора звёзд), огибать сёла, дремать у холмов, катиться к расположенным вдоль реки городам, поднимать пароходы и барки, течь в простор моря.

Первые две строфы насыщены глаголами. Все они употреблены в сослагательном наклонении. Герой только хотел бы испытать всё, что чувствует река. Третья строфа говорит уже не об удовольствиях, а, скорее, о делах. Лирический герой уже соединился с рекой, стал с ней единым целым и планирует её будущее как своё. Глагол потекут употреблён в будущем времени. Речь идёт о волнах реки. Волны – это символы то ли деяний человека, то ли его неуёмной энергии, то ли ярких сторон личности. А может, волны – это множество жизней, свободных и ярких душ, уходящих в небытие, как волны в огромное море. Символы многозначны, в этом их сильная и слабая сторона. Именно поэтому символистов часто упрекали в неконкретности и туманности формулировок.

Лирический герой называет смерть сном бытия (метафора). Море, в котором оказываются прожитые жизни, определяется как бесконечный простор (эпитет) и солёный простор (метафора бесконечных слёз). Лирический герой больше всего боится потерять своё вольное «я». В последней строфе заявлены две основные ценности героя: воля и сознание. Лирический герой боится смерти, потому что она уничтожит его личность.

В стихотворении противопоставлены жизнь, которой герой желает, и смерть, которой он боится. Жизнь обозначена яркими и красочными метафорами: широкие и сочные луга, небесные огни, лесистые холмы. Жизнь – это путь, извилистый и интересный. Жизнь – это протяжённость не только в пространстве, но и во времени, что выражается в антонимичных эпитетах стародавние сёла – молодая суета городов. Жизнь – это созерцание и наслаждение, но ещё и тяжёлая работа ( «и забавы, и труд»).

Пароходы и барки – символ тяжёлых житейских проблем, которые легко передвигаются с места на место водой, поднимаются волнами. Труд и жизненные невзгоды для не боящегося никакой работы Брюсова – лишь развлечение.

В отличие от реки, море не наделено в стихотворении приметами времени. В смерти, как во сне, личность теряет способность выбирать и принимать решения. Временная неоформленность потустороннего бытия в последней строфе выражена грамматически: Брюсов использует составное глагольное сказуемое хочу сознавать, в котором инфинитив лишён категории времени, а вспомогательный глагол принадлежит настоящему – времени жизни.

В стихотворении важна звукопись. Обилие гласных и сонорных напоминает рокот катящейся в море реки.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано трёхстопным анапестом. Рифмовка перекрёстная. Женская рифма чередуется с мужской.

Тайны созданных созданий (определение признаков символизма на примере анализа стихотворений В.Я. Брюсова)

Разделы: Литература

  • познакомить учащихся с основными признаками символизма на примере анализа стихотворений В. Я. Брюсова; познать тайны созданных созданий; заложить основу для дальнейшего знакомства с персоналиями, индивидуальными поэтическими стилями символистов;
  • развивать навыки анализа поэтического произведения, умение находить средства художественной выразительности, определять их роль в стихотворениях.

Формы: эвристическая беседа с элементами лекции, анализ поэтических произведений В. Я. Брюсова.

II. Вступительное слово учителя

Наш урок мне хочется начать со следующих строк:

Тень несозданных созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.
Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине…
И прозрачные киоски
В звонко-звучной тишине
Вырастают, словно блестки,
При лазоревой луне.
Всходит месяц обнаженный
При лазоревой луне…
Звуки реют полусонно,
Звуки ластятся ко мне.
Тайны созданных созданий
С лаской ластятся ко мне,
И трепещет тень латаний
На эмалевой стене.

Кто мог написать эти строки? «Безумец, место которому только в психиатрической больнице», – это было мнение многих современников автора этих строк. А написал это стихотворение Валерий Яковлевич Брюсов – один из самых ярких представителей Серебряного века.

Думаю, вы согласитесь, в стихотворении все необычно, не укладывается в привычные рамки. «Фиолетовые руки», которые «чертят звуки», «месяц обнаженный», «звуки ластятся»… Бред, абсурд.

Но, взглянув на картины Марка Шагала (Приложение, слайд № 2), кубические лица Пикассо (Приложение, слайд № 3), или неопределенные фигуры Врубеля (Приложение, слайд № 4), – увидим, что само искусство было таким – абсурдным, бредовым, но не лишенным смысла. Это эпоха рубежа веков требовала новых форм в искусстве. И в литературе В. Я. Брюсов находит свой путь – СИМВОЛИЗМ.

Кто же такой Валерий Брюсов? (Приложение, слайд № 5), Первый русский символист, личность просто уникальная. «Мне не хватит десятков жизней, чтобы выразить все, что в душе моей», – писал поэт. Человек энциклопедически образованный, умевший с трех лет читать, в 11 лет, обладая редкой памятью, мог почти дословно пересказать не только любимые произведения Эдгара По, Жюля Верна, но философские размышления Дарвина, Лапласа, Канта. С 1921 года – он во главе по его инициативе созданного Высшего литературно-художественного института, где преподает историю греческой, римской, русской литературы, грамматику индоевропейских языков и … историю математики. Масштабы его интеллектуальной деятельности исполинские. Жажда творчества неутомима.

В 1894-1895 гг. Брюсов выпускает три сборника «Русские символисты», в которые включает собственные переводы французских символистов, свои стихи и стихи начинающих поэтов. Именно с этого времени он заявил о себе не только как о поэте – символисте, но и как об организаторе-пропагандисте этого движения.

Итак, цель нашего урока – анализируя поэтические произведения В. Я. Брюсова, определить основные черты такого литературного метода как символизм.

III. Анализ признаков символизма

1) Обратимся вновь к ранее прочитанному стихотворению (название стихотворения учащимся не объявляется)

Задание: напишите комментарий к данному произведению, постарайтесь понять, что пытается донести до читателя автор.

Стихотворение возмутило читателей того времени кажущейся бессмысленностью. Философ и поэт Вл. Соловьев написал пародию, где высмеивал «двойную луну». Публиковались толковые комментарии к этому стихотворению: «Тени домашних пальм-латаний (заготовки для лаптей) отражается в блестящих, как эмаль, кафелях печи, за большим фонарем напротив окна, напоминающим лазоревую луну, видно небо, где восходит уже настоящий месяц».

Все, казалось бы, понятно, но поэт дает особое название стихотворению – «Творчество». Значит, автор показал процесс творчества, раскрыл тайну «созданных созданий».

Задание: выпишите слова, словосочетания, обозначающие путь создания творения.

«Несозданные создания»
«Колыхаются во сне»
«Чертят во сне»
«Звонко-звучно»
«Вырастают словно блестки»
«Звуки ластятся»
«Звуки реют»
«Созданные создания»

Задание: напишите вновь небольшой комментарий с учетом проведенного совместно с учителем анализа.

Читайте также:  Вино из одуванчиков - краткое содержание Брэдбери

(Примерный комментарий: «В полутемной комнате все преображается в ожидании вдохновения. Творцу-поэту за обычным окружающим миром видится иной, слышится звучание будущих стихов, смутно наплывают образы, делая мир странным, совсем не похожим на привычный»).

«Создания искусства, – писал Брюсов, – это приотворенные двери в Вечность». Мы подошли к одному из основных признаков символизма – двоемирие. Мир – реальный, земной, и мир – инобытия, высший, совершенный. Поэтическое творение – это едва уловимое, навеянное иным, другим миром поэту.

2) Определив идейный замысел стихотворения, обратимся изобразительно-выразительным средствам, с помощью которых автор создает художественные образы.

(Примерный анализ: несозданных созданий – оксюморон;

колыхается во сне, с лаской ластятся, звуки реют – олицетворение;

словно лопасти латаний – сравнение; фиолетовые руки, месяц обнаженный, прозрачные киоски, трепещет тень латаний – метафора;

в звонко-звучной тишине, лазоревой луне – эпитет).

Поэт-теург сквозь мозаику символов: ярких метафор, необычных сравнений, эпитетов, оксюморонов – проводит нас в мир ирреальный, в мир вечный, совершенный. В поэзии символисты укореняли не всем доступный, достаточно элитарный, по выражению Иннокентия Анненского, «беглый язык намеков и недосказов». В поэзии символистов появляются целые гнезда слов-символов, слов-сигналов, которым придается особый мистический смысл.

Второй признак: Необычное содержание облекается в необычную форму.

3) Вопрос: Понятен ли был смысл стихотворения в начале урока? Что позволило нам пронять глубину содержания стихотворения? (анализ с разных сторон)

Третий признак: Расчет на элитарного (подготовленного) читателя.

4) Но не только необычное настроение, необычные символистические формы привлекали внимание Брюсова к символизму.

Задание: Определите основную мысль стихотворения «Юному поэту», проанализировав «заветы» автора:

«Не живи настоящим, только грядущее – область поэта»;
«Никому не сочувствуй, сам же себя полюби беспредельно»;
«Поклоняйся искусству».

Первый завет подтверждает мысль о двоемирии.

Второй показывает следование традициям поэзии 19 века: определение особой роли личности поэта, ее яркости, первостепенности. «В поэзии, в искусстве на первом месте сама личность художника, всякое общение с душою художника есть наслаждение», – напишет В. Я. Брюсов.

И третий показывает, что у символистов была велика вера в искусство, в его верховную роль, преображающее земное бытие. Они ставили искусство выше жизни. И именно Брюсову принадлежат слова: «Искусство, может быть, величайшая сила, которой владеет человечество».

IV. Вывод. Подводя итог, признаки символизма можно оформить следующей логической схеме

Д/з: сравнить стихотворения В. Брюсова «Кинжал» (1903 г.) и К. Бальмонта «Фантазия» (1894 г.), определить особенности поэтического мастерства поэта.

Анализ стихотворения Брюсова “У себя

В 1903 году Брюсов выпускает четвертый поэтический сборник, получивший название “Urbi et Orbi” (“Граду и миру”). В нем огромное место отведено урбанистической теме. Валерий Яковлевич рисует картины жизни в большом городе, уделяя внимание самым разным персонажам. В частности, перед читателями открываются мысли рабочего и женщины легкого поведения. В этом сборнике поэт становится ближе к реальной действительности, отходит от экзотики, крайне субъективного взгляда на вещи. “Urbi et Orbi” – важнейшая веха в творчестве Брюсова. После выхода

“Urbi et Orbi” разделен Брюсовым на десять частей. Стихотворение “У себя” , написанное в 1901 году, входит в первую часть “Думы. Предчувствия” (во втором издании Валерий Яковлевич переименовал ее во “Вступления”). В русской литературе жанр думы представляет собой размышления поэта, касающиеся социальных, философских, семейно-бытовых вопросов.

В стихотворении “У себя” лирический герой возвращается в отчий дом, по-видимому, давно покинутый.

Ты ждешь меня у двери, посох!
Иду! иду! со мной – никто!

Здесь появляется мотив одиночества, характерный для брюсовской лирики. Тему эту как самоценную Валерий Яковлевич открыл одним из первых в русской поэзии. Особенно часто она встречается в его раннем творчестве. Судя по описаниям личности Брюсова, склонность к одиночеству была свойственна не только лирическим героям его стихотворений, но и самому поэту.

Похожие сочинения:

Анализ стихотворения Брюсова “Юному поэту Валерий Брюсов по праву считается одним из основоположников русского символизма – литературно-художественного течения, которое приобрело огромную популярность на рубеже 19 и 20 веков. Несмотря на то, что сам по себе.

Анализ стихотворения Брюсова “Труд К теме труда Брюсов обращался не единожды, причем в разные периоды творчества. В частности, он написал сразу два стихотворения, посвященный теме работы. Первое “Работа” датировано 1901 годом, второе “Работа” –.

Анализ стихотворения Брюсова “Тени прошлого В 25 лет Валерий Брюсов мог похвастаться богатым жизненным опытом. К этом времени он являлся студентом последнего курса историко-филологического факультета Московского университета, автором четырех литературных сборников и тесно связывал свою.

Анализ стихотворения Брюсова “Старый викинг С юности увлекаясь французским символизмом, Валерий Брюсов постоянно искал не только новые формы выражения своих мыслей, но и оригинальные темы для произведений. Поэт поочередно увлекался любовной лирикой и социальными проблемами.

Анализ стихотворения Брюсова “Сонет к форме Валерий Брюсов является одним из основоположников русского символизма – направления, которое возводит форму любого литературного произведения в абсолют. Поэтому неудивительно, что в своих ранних стихах этот поэт проповедует идеи выбранного.

Анализ стихотворения Брюсова “В тиши задремавшего парка В юности Валерий Брюсов пережил бурный роман, который закончился весьма трагически. Его возлюбленная Елена Краскова, с которой поэт рассчитывал сочетаться узами законного брака, в 1893 году скончалась от оспы. Однако.

Анализ стихотворения Брюсова “Городу В начале 20 века Валерий Брюсов открыл для себя такое литературное течение, как символизм, и был настолько им восхищен, что, не долго думая, примкнул к немногочисленной группе литераторов, которые разделяли.

Анализ стихотворения Брюсова “Первый снег Валерий Брюсов с юности увлекался символизмом, поэтому неудивительно, что его первые литературные эксперименты были связаны именно с этим направлением. Позже уверенность в том, что произведения с двойным смыслом представляют несомненную.

Анализ стихотворения Брюсова “Грядущие гунны Валерий Брюсов не воспринимал всерьез революционные идеи, хотя понимал, что общество нуждается в переменах. Тем не менее, его путь развития через войны и потрясения поэт считал ошибочным. События 1904 -1905.

Анализ стихотворения Брюсова “Фонарики Синдром нового столетия коснулся многих русских поэтов на рубеже 19 и 20 веков. Некоторым из них будущее предвиделось мрачным и зловещим, для чего действительно были весьма веские основание. Другие литераторы.

Анализ стихотворения Брюсова “Хвала Человеку Начало 20 века стало переломным для Валерия Брюсова, который изначально считал себя символистом. Однако по мере осознания своей роли в современной литературе поэт все чаще и чаще стал уделять внимание.

Анализ стихотворения Брюсова “Свиваются бледные тени Будучи приверженцем символизма, Валерий Брюсов часто задавался вопросом о то, какой будет жизнь в новом, 20 столетии. На рубеже веков нередки всевозможные общественные и социальные волнения, так как очень многих.

Анализ стихотворения Брюсова “Мучительный дар С самого детства Валерий Брюсов связывал свою жизнь с литературой, считая, что обладает настоящим талантом. Это мнение разделяли и близкие юного поэта, поэтому свой первый сборник стихов Брюсов назвал “Шедевры”.

Анализ стихотворения Брюсова “Умирающий костер Валерий Брюсов никогда не считал себя гражданским поэтом, так как привык наблюдать за общественными переменами со стороны. Поэтому он довольно редко позволял себе публичные высказывания относительно того, что ждет его.

Анализ стихотворения Брюсова “К моей стране События 1905 года живо обсуждались в литературных кругах. Кто-то видел в революционных погромах знамение судьбы и выступал за свержение самодержавия, кто-то, наоборот, поддерживал смутьянов, считая, что будущее России – за.

Анализ стихотворения Брюсова “Умершим мир! Брюсов считал себя настоящим патриотом России, поэтому начало первой мировой войны он воспринял с воодушевлением. Однако очень скоро оно сменилось депрессивностью, в творчестве поэта вновь стали проскальзывать нотки декадентства, к.

“Мне видеть не дано, быть может…” (о поэзии Валерия Брюсова) Чеканный, сжатый, твердый, словно кованый стих, скульптурно выпуклая четкость образов, краткая, стремящаяся к афоризму фраза – это все несомненно бросается в глаза читателю, даже впервые взявшему в руки книгу Брюсова.

Анализ стихотворения Лермонтова “Не верь себе “Не верь себе” – стихотворение, написанное в 1839 году и относящееся к позднему творчеству Лермонтова. В нем нашли отражение основные темы его поэзии, неоднократно встречавшиеся ранее в различных вариациях. Главный.

Анализ стихотворения А. Блока “Осенняя воля” (комментарий к стихотворению) Александр Блок “нашел” себя в литературе, создав целый ряд замечательных произведений о родине. Интерес к данной теме символизирует расцвет, творческую зрелость писателя. В стихотворениях, посвященных России – ее сложной истории.

В каких еще произведениях русской лирики пейзажная зарисовка, создающая атмосферу спокойной сосредоточенности и чуткости, включает в себя водный объект (река, ручей, озеро и т. д.)? В каких еще произведениях русской лирики пейзажная зарисовка, создающая атмосферу спокойной сосредоточенности и чуткости, включает в себя водный объект (река, ручей, озеро и т. д.)? Отвечая на вопрос, вы включите.

Анализ стихотворения Заболоцкого “Гроза идет Пейзажная лирика Н. А. Заболоцкого всегда философична но сути. Это же качество присуще в полной мере стихотворению “Гроза идет” . В образе грозы выражается мотив жизненных испытаний. Для создания чувства.

Анализ стихотворения Мандельштама “За гремучую доблесть грядущих веков На момент свершения Октябрьской революции Осип Мандельштам уже был полностью состоявшимся поэтом, высоко ценимым мастером. С советской властью отношения у него складывались противоречиво. Ему нравилась идея создания нового государства. Он.

Читайте также:  Анализ стихотворения Да можно любить ненавидя Брюсова

Анализ стихотворения Блока “О, весна без конца и без краю…” (1) Стихотворение А. Блока “О, весна без конца и без краю…” было написано 24 октября 1907 года, оно входит в цикл “Заклятие огнем и мраком”. Стихотворение наполнено оптимизмом, имеет символическое значение.

Анализ стихотворения Пушкина “Цветок У А. С. Пушкина есть удивительное стихотворение – “Цветок” . Оно небольшое – состоит из нескольких строф. Сюжет стихотворения прост: лирический герой нашел в старой книге засушенный и забытый кем-то.

Анализ стихотворения Блока “Осенняя воля Стихотворение А. А. Блока “Осенняя воля” навеяно лермонтовским произведением “Выхожу один я на дорогу…” . Образ пути, дороги нужно понимать здесь в широком фило­софском аспекте. Лирический герой предстает здесь в.

Анализ стихотворения Цветаевой “За книгами С раннего детства Цветаева была буквально одержима книгами. Как только будущая поэтесса научилась читать, она открыла для себя удивительный и большой мир. Первое время маленькая Марина с огромным энтузиазмом бралась.

Анализ стихотворения В. Маяковского “Послушайте!” Стихотворение “Послушайте!” написано в 1914 г. В стихах этого периода внимательный читатель увидит не только фамильярные, пренебрежительные интонации, но и, присмотревшись, поймет, что за внешней бравадой – ранимая душа. Стихотворение.

Анализ стихотворения Маяковского “Париж В стихотворении “Париж (Разговорчики с Эйфелевой башней)” отразились впечатления В. В. Маяковского от поезд­ки в Париж в ноябре 1922 г. Символично, что Париж воспри­нимается поэтом прежде всего как колыбель французской.

“Я себя убил…” (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Одни говорят, что этот человек – великий христианин. Другие помнят, что он был революционером, участвовал в заговоре петрашевцев. Этот человек с такой тяжелой судьбой, такой бедный, загнанный, страшно работавший, этот.

Анализ стихотворения Бродского “Теперь все чаще чувствую усталость “Теперь все чаще чувствую усталость…” – стихотворение, написанное в 1960 году и относящееся к раннему творчеству Бродского. Литературоведы отмечают явное влияние на произведение лирики Баратынского – русского поэта-романтика девятнадцатого столетия.

Валерий Брюсов — Молодой моряк вселенной ( Хвала человеку )

Молодой моряк вселенной,
Мира древний дровосек,
Неуклонный, неизменный,
№ 4 Будь прославлен, Человек!

По глухим тропам столетий
Ты проходишь с топором,
Целишь луком, ставишь сети,
№ 8 Торжествуешь над врагом!

Камни, ветер, воду, пламя
Ты смирил своей уздой,
Взвил ликующее знамя
№ 12 Прямо в купол голубой.

Вечно властен, вечно молод,
В странах Сумрака и Льда,
Петь заставил вещий молот,
№ 16 Залил блеском города.

Сквозь пустыню и над бездной
Ты провел свои пути,
Чтоб нервущейся, железной
№ 20 Нитью землю оплести.

В древних вольных Океанах,
Где играли лишь киты,
На стальных левиафанах
№ 24 Пробежал державно ты.

Змея, жалившего жадно
С неба выступы дубов,
Изловил ты беспощадно,
№ 28 Неустанный зверолов,

И шипя под хрупким шаром,
И в стекле согнут в дугу,
Он теперь, покорный чарам,
№ 32 Светит хитрому врагу.

Царь несытый и упрямый
Четырех подлунных царств,
Не стыдясь, ты роешь ямы,
№ 36 Множишь тысячи коварств, —

Но, отважный, со стихией
После бьешься с грудью грудь,
Чтоб еще над новой выей
№ 40 Петлю рабства захлестнуть.

Верю, дерзкий! ты поставишь
По Земле ряды ветрил.
Ты своей рукой направишь
№ 44 Бег планеты меж светил, —

И насельники вселенной,
Те, чей путь ты пересек,
Повторят привет священный:
№ 48 Будь прославлен, Человек!

Molodoy moryak vselennoy,
Mira drevny drovosek,
Neuklonny, neizmenny,
Bud proslavlen, Chelovek!

Po glukhim tropam stolety
Ty prokhodish s toporom,
Tselish lukom, stavish seti,
Torzhestvuyesh nad vragom!

Kamni, veter, vodu, plamya
Ty smiril svoyey uzdoy,
Vzvil likuyushcheye znamya
Pryamo v kupol goluboy.

Vechno vlasten, vechno molod,
V stranakh Sumraka i Lda,
Pet zastavil veshchy molot,
Zalil bleskom goroda.

Skvoz pustynyu i nad bezdnoy
Ty provel svoi puti,
Chtob nervushcheysya, zheleznoy
Nityu zemlyu oplesti.

V drevnikh volnykh Okeanakh,
Gde igrali lish kity,
Na stalnykh leviafanakh
Probezhal derzhavno ty.

Zmeya, zhalivshego zhadno
S neba vystupy dubov,
Izlovil ty besposhchadno,
Neustanny zverolov,

I shipya pod khrupkim sharom,
I v stekle sognut v dugu,
On teper, pokorny charam,
Svetit khitromu vragu.

Tsar nesyty i upryamy
Chetyrekh podlunnykh tsarstv,
Ne stydyas, ty royesh yamy,
Mnozhish tysyachi kovarstv, —

No, otvazhny, so stikhiyey
Posle byeshsya s grudyu grud,
Chtob yeshche nad novoy vyey
Petlyu rabstva zakhlestnut.

Veryu, derzky! ty postavish
Po Zemle ryady vetril.
Ty svoyey rukoy napravish
Beg planety mezh svetil, —

I naselniki vselennoy,
Te, chey put ty peresek,
Povtoryat privet svyashchenny:
Bud proslavlen, Chelovek!

Vjkjljq vjhzr dctktyyjq,
Vbhf lhtdybq lhjdjctr,
Yterkjyysq, ytbpvtyysq,
,elm ghjckfdkty, Xtkjdtr!

Gj uke[bv nhjgfv cnjktnbq
Ns ghj[jlbim c njgjhjv,
Wtkbim kerjv, cnfdbim ctnb,
Njh;tcndetim yfl dhfujv!

Rfvyb, dtnth, djle, gkfvz
Ns cvbhbk cdjtq epljq,
Dpdbk kbre/ott pyfvz
Ghzvj d regjk ujke,jq/

Dtxyj dkfcnty, dtxyj vjkjl,
D cnhfyf[ Cevhfrf b Kmlf,
Gtnm pfcnfdbk dtobq vjkjn,
Pfkbk ,ktcrjv ujhjlf/

Crdjpm gecnsy/ b yfl ,tplyjq
Ns ghjdtk cdjb genb,
Xnj, ythdeotqcz, ;tktpyjq
Ybnm/ ptvk/ jgktcnb/

D lhtdyb[ djkmys[ Jrtfyf[,
Ult buhfkb kbim rbns,
Yf cnfkmys[ ktdbfafyf[
Ghj,t;fk lth;fdyj ns/

Pvtz, ;fkbdituj ;flyj
C yt,f dscnegs le,jd,
Bpkjdbk ns ,tcgjoflyj,
Ytecnfyysq pdthjkjd,

B ibgz gjl [hegrbv ifhjv,
B d cntrkt cjuyen d leue,
Jy ntgthm, gjrjhysq xfhfv,
Cdtnbn [bnhjve dhfue/

Wfhm ytcsnsq b eghzvsq
Xtnsht[ gjlkeyys[ wfhcnd,
Yt cnslzcm, ns hjtim zvs,
Vyj;bim nsczxb rjdfhcnd, —

Yj, jndf;ysq, cj cnb[btq
Gjckt ,mtimcz c uhelm/ uhelm,
Xnj, tot yfl yjdjq dstq
Gtnk/ hf,cndf pf[ktcnyenm/

Dth/, lthprbq! ns gjcnfdbim
Gj Ptvkt hzls dtnhbk/
Ns cdjtq herjq yfghfdbim
,tu gkfytns vt; cdtnbk, —

B yfctkmybrb dctktyyjq,
Nt, xtq genm ns gthtctr,
Gjdnjhzn ghbdtn cdzotyysq:
,elm ghjckfdkty, Xtkjdtr!

Валерий Брюсов — Молодой моряк вселенной ( Хвала человеку )

Молодой моряк вселенной,
Мира древний дровосек,
Неуклонный, неизменный,
№ 4 Будь прославлен, Человек!

По глухим тропам столетий
Ты проходишь с топором,
Целишь луком, ставишь сети,
№ 8 Торжествуешь над врагом!

Камни, ветер, воду, пламя
Ты смирил своей уздой,
Взвил ликующее знамя
№ 12 Прямо в купол голубой.

Вечно властен, вечно молод,
В странах Сумрака и Льда,
Петь заставил вещий молот,
№ 16 Залил блеском города.

Сквозь пустыню и над бездной
Ты провел свои пути,
Чтоб нервущейся, железной
№ 20 Нитью землю оплести.

В древних вольных Океанах,
Где играли лишь киты,
На стальных левиафанах
№ 24 Пробежал державно ты.

Змея, жалившего жадно
С неба выступы дубов,
Изловил ты беспощадно,
№ 28 Неустанный зверолов,

И шипя под хрупким шаром,
И в стекле согнут в дугу,
Он теперь, покорный чарам,
№ 32 Светит хитрому врагу.

Царь несытый и упрямый
Четырех подлунных царств,
Не стыдясь, ты роешь ямы,
№ 36 Множишь тысячи коварств, —

Но, отважный, со стихией
После бьешься с грудью грудь,
Чтоб еще над новой выей
№ 40 Петлю рабства захлестнуть.

Верю, дерзкий! ты поставишь
По Земле ряды ветрил.
Ты своей рукой направишь
№ 44 Бег планеты меж светил, —

И насельники вселенной,
Те, чей путь ты пересек,
Повторят привет священный:
№ 48 Будь прославлен, Человек!

Molodoy moryak vselennoy,
Mira drevny drovosek,
Neuklonny, neizmenny,
Bud proslavlen, Chelovek!

Po glukhim tropam stolety
Ty prokhodish s toporom,
Tselish lukom, stavish seti,
Torzhestvuyesh nad vragom!

Kamni, veter, vodu, plamya
Ty smiril svoyey uzdoy,
Vzvil likuyushcheye znamya
Pryamo v kupol goluboy.

Vechno vlasten, vechno molod,
V stranakh Sumraka i Lda,
Pet zastavil veshchy molot,
Zalil bleskom goroda.

Skvoz pustynyu i nad bezdnoy
Ty provel svoi puti,
Chtob nervushcheysya, zheleznoy
Nityu zemlyu oplesti.

V drevnikh volnykh Okeanakh,
Gde igrali lish kity,
Na stalnykh leviafanakh
Probezhal derzhavno ty.

Zmeya, zhalivshego zhadno
S neba vystupy dubov,
Izlovil ty besposhchadno,
Neustanny zverolov,

I shipya pod khrupkim sharom,
I v stekle sognut v dugu,
On teper, pokorny charam,
Svetit khitromu vragu.

Tsar nesyty i upryamy
Chetyrekh podlunnykh tsarstv,
Ne stydyas, ty royesh yamy,
Mnozhish tysyachi kovarstv, —

No, otvazhny, so stikhiyey
Posle byeshsya s grudyu grud,
Chtob yeshche nad novoy vyey
Petlyu rabstva zakhlestnut.

Veryu, derzky! ty postavish
Po Zemle ryady vetril.
Ty svoyey rukoy napravish
Beg planety mezh svetil, —

I naselniki vselennoy,
Te, chey put ty peresek,
Povtoryat privet svyashchenny:
Bud proslavlen, Chelovek!

Vjkjljq vjhzr dctktyyjq,
Vbhf lhtdybq lhjdjctr,
Yterkjyysq, ytbpvtyysq,
,elm ghjckfdkty, Xtkjdtr!

Gj uke[bv nhjgfv cnjktnbq
Ns ghj[jlbim c njgjhjv,
Wtkbim kerjv, cnfdbim ctnb,
Njh;tcndetim yfl dhfujv!

Rfvyb, dtnth, djle, gkfvz
Ns cvbhbk cdjtq epljq,
Dpdbk kbre/ott pyfvz
Ghzvj d regjk ujke,jq/

Dtxyj dkfcnty, dtxyj vjkjl,
D cnhfyf[ Cevhfrf b Kmlf,
Gtnm pfcnfdbk dtobq vjkjn,
Pfkbk ,ktcrjv ujhjlf/

Crdjpm gecnsy/ b yfl ,tplyjq
Ns ghjdtk cdjb genb,
Xnj, ythdeotqcz, ;tktpyjq
Ybnm/ ptvk/ jgktcnb/

D lhtdyb[ djkmys[ Jrtfyf[,
Ult buhfkb kbim rbns,
Yf cnfkmys[ ktdbfafyf[
Ghj,t;fk lth;fdyj ns/

Pvtz, ;fkbdituj ;flyj
C yt,f dscnegs le,jd,
Bpkjdbk ns ,tcgjoflyj,
Ytecnfyysq pdthjkjd,

B ibgz gjl [hegrbv ifhjv,
B d cntrkt cjuyen d leue,
Jy ntgthm, gjrjhysq xfhfv,
Cdtnbn [bnhjve dhfue/

Wfhm ytcsnsq b eghzvsq
Xtnsht[ gjlkeyys[ wfhcnd,
Yt cnslzcm, ns hjtim zvs,
Vyj;bim nsczxb rjdfhcnd, —

Yj, jndf;ysq, cj cnb[btq
Gjckt ,mtimcz c uhelm/ uhelm,
Xnj, tot yfl yjdjq dstq
Gtnk/ hf,cndf pf[ktcnyenm/

Dth/, lthprbq! ns gjcnfdbim
Gj Ptvkt hzls dtnhbk/
Ns cdjtq herjq yfghfdbim
,tu gkfytns vt; cdtnbk, —

B yfctkmybrb dctktyyjq,
Nt, xtq genm ns gthtctr,
Gjdnjhzn ghbdtn cdzotyysq:
,elm ghjckfdkty, Xtkjdtr!

Ссылка на основную публикацию