Анализ стихотворения Сумерки Брюсова

«Сумерки», анализ стихотворения Брюсова

История создания

Стихотворение Брюсова «Сумерки» написано в 1906 г., напечатано в сборнике «Все напевы» (1909) в цикле «Вечеровые песни». Это первая песнь в цикле.

Брюсов любил город, чувствовал его поэзию, находил в нём подобие живого существа. «Сумерки» – признание в любви городу. Жизнь города в любимое время суток вызывает у героя элегическое, умиротворённое настроение.

Литературное направление и жанр

Лирический герой существует сразу в двух измерениях: он наблюдает вечернюю жизнь города, в то же время он оказывается захваченным чудесным, волшебным миром, который манит и даёт вдохновение, но живёт здесь же, рядом. Литературное направление, к которому относится это стихотворение – символизм. Брюсов, описывающий вечернюю Москву, не указывает никаких конкретных её примет. Это просто современный ему город, а по некоторым признакам – символический город, абстрактный образ большого города.

Жанр стихотворения – пейзажная лирика, элегия.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 4 строф и 4 предложений, последнее из которых восклицательное. В каждой строфе раскрывается отдельный аспект жизни вечернего города. В первой строфе город уподобляется природе, волшебному лесу, населённому таинственными существами.

Вторая строфа – это волшебство освещённых улиц, смена бешеного ритма толпы на вечерний покой.

В третьей строфе лирический герой описывает постоянных вечерних обитателей – гетер, жриц любви почти в древнегреческом смысле.

В последней строфе противопоставлены день и сумерки, которые представляются лирическому герою благом.

Тема стихотворения – наслаждение вечерним городом. Основная мысль: вечерний покой города – это милость мира. Вечером город утрачивает свой агрессивный урбанистический облик и превращается в мягкую, подобную природе среду для отдыха.

Тропы и образы

Основной троп стихотворения – метафора и олицетворение. Город живой, он наполнен звуками, как вечерний лес. Нужно уметь их прочитать.

Линии вечернего города плавные, как выгнутые длинные стебли фонарей. Стихотворение начинается со смелой метафоры, сопоставляющей фонари с волшебными растениями, на выгнутых тонких стеблях которых (эпитеты) горят луны-цветы.

В этом волшебном мире звенят телеграфные струны (метафора гудящих телеграфных проводов). Очевидно, незримые нежные руки, на них играющие – это просто ветер. Но сразу же вспоминаются перебирающие арфу или лиру древнегреческие боги или гетеры.

Круги янтарных циферблатов над толпой – метафора светящихся часов, преображающих мир, делающих его волшебным. Жаждущие тротуарные плиты – олицетворение. Они символизируют любое существо, которое жаждет прикосновения прохладного покоя после тяжёлого дня (ещё одно олицетворение).

Пленительно-зыбкая сеть – метафора сквозной тени от листьев в сквере, включающая в себя эпитет. Но слово сеть – символ уловления и тех людей, которые попадают в ловушки гетер, и самих гетер, которых никто не любит, искренне целует в глаза с улыбкой только ветер (олицетворение). Вся эта строфа – описание городских соблазнов. Даже метафора отуманенный сквер (то есть такой, на который опустился туман) – игра слов и построена по модели слова одурманенный.

В последней строфе появляются тихие звуки (эпитет) струнного инструмента клавира. С ним сравниваются далёкие ропоты дня (эпитет). Эта форма слова ропот, не образующего множественное число – неологизм, созданный по образцу слова жалобы. Но ропоты – это не только жалобы. Они подобны плеску далёких волн, всё угасающих. День для лирического героя остаётся в прошлом. Сумерки несут герою милость мира в ответ на его призыв. Они тоже олицетворяются, как и ветер, тротуарные плиты, сквер, вечер и день.

Призыв-обращение к сумеркам кажется бессмысленным: они уже пришли. Но герой связывает сумерки с состоянием спокойного умиротворения, что передаётся просьбой осенить героя милостью мира. Именно прихода этого ощущения ждёт лирический герой.

Важное значение в стихотворении имеют слова высокого стиля: гетеры – это просто проститутки, осенить – накрыть своею тенью.

В этом стихотворении Брюсов активно пользуется звукописью. Обилие гласных делает звучание стихотворения свободным и гармоничным. Аллитерация сонорных р, л, м передаёт музыку вечернего города. Брюсов использует внутренние рифмы: о сумерки – осените.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано трёхстопным амфибрахием. Рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.

Анализ стихотворения Брюсова Сумерки

Анализ стихотворения Брюсова «Сумерки»

Лирика Валерия Брюсова имеет свои отличительные особенности, одной из которых является акцентирование внимания читателей на теме урбанизации. Поэт искренне восхищался достижениями научно-технического процесса и легко адаптировал их к собственному восприятию окружающего мира. Даже в звуке телеграфных проводов он находил особую романтику и пытался донести ее до читателя.

В подобном ключе выдержано стихотворение «Сумерки», созданное в 1906 году и представляющее собой своеобразную оду вечерней Москве. В этом стихотворении органично переплетаются урбанистические мотивы и искреннее восхищение древним городом, который меняется вместе с людьми, его населяющими. Обычные уличные фонари Брюсов сравнивает с электрическими лунами «на выгнутых длинных стеблях», он слушает музыку телефонных проводов, которые оживают под чьими-то незримыми и нежными руками.

Уличные часы с наступлением темноты зажигают свои циферблаты, и это — еще одна характерная примета времени, которое так близко и дорого поэту. Он с нетерпением ждет наступления вечера, чтобы почувствовать, как «жаждущих плит тротуарных коснулся прохладный покой».

Пустынные улицы, сквер, потонувший в тумане — все эти отличительные черты вечерней Москвы хорошо знакомы Брюсову, который любит гулять по городу и подмечает каждую мелочь. Даже тот факт, что теплый ветер «целует с улыбкой в глаза — проходящих гетер», вызывает у поэта чувство восхищения. Автор не приукрашивает действительность, он видит мир таким, каков он есть, и старается находить в нем позитивные черты. И вечерний город дарит ему такую возможность, помогая забыть от суете прошедшего дня, когда все видится совсем в ином свете.

Вечер становится излюбленным временем суток Брюсова, и он мечтает о встрече с ним, чтобы отправиться на очередную прогулку. «О сумерки! Милостью мира опять осените меня!», — восклицает поэт. Он воспринимает наступление темноты как дар свыше и ничуть не тяготиться собственным одиночеством, так как общается с окружающим миром при помощи чувств и полученных впечатлений.

Собеседниками Брюсова становятся дома и площади, уличные фонари и скамейки в скверах, которые готовы рассказать поэту свои удивительные истории. Однако в этом стихотворении поэт не прибегает к традиционным приемам символизма и не пытается увидеть знаки судьбы в привычных вещах. Он просто бродит по улицам любимого города и впитывает в себя его энергетику, противоречивую, сумбурную и дающую пищу для размышлений.

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Брюсова «Сумерки»

Горят электричеством луны На выгнутых длинных стеблях; Звенят телеграфные струны В незримых и нежных руках;

Круги циферблатов янтарных Волшебно зажглись над толпой, И жаждущих плит тротуарных Коснулся прохладный покой.

Под сетью пленительно-зыбкой Притих отуманенный сквер, И вечер целует с улыбкой В глаза — проходящих гетер.

Как тихие звуки клавира — Далекие ропоты дня. О сумерки! Милостью мира Опять осените меня!

LiveInternetLiveInternet

Александр Александрович Блок

Дождешься ль вечерней порой Опять и желанья, и лодки, Весла, и огня за рекой? (А. А. Фет)

Сумерки, сумерки вешние, Хладные волны у ног, В сердце — надежды нездешние, Волны бегут на песок.

Отзвуки, песня далекая, Но различить — не могу. Плачет душа одинокая Там, на другом берегу.

Тайна ль моя совершается, Ты ли зовешь вдалеке? Лодка ныряет, качается, Что-то бежит по реке.

В сердце — надежды нездешние, Кто-то навстречу — бегу… Отблески, сумерки вешние, Клики на том берегу.

Известному тексту, созданному летом 1901 г., предпослан эпиграф из фетовского произведения «Вдали огонек за рекою…». Связь последнего с блоковским творением имеет не только явную, цитатную форму, но и скрытый характер, проявляющийся на уровне идейно-образного наполнения. Блестящая струящаяся река, одинокая лодка, весло «удалое», далекий огонь, хорошо различимый в вечерних сумерках, — пейзажные доминанты, привлекающие внимание героя Фета. Лирическим субъектом, отправившимся в речное путешествие, движет не конкретная практическая цель, а эмоциональный порыв. Психологический подтекст стихотворения связан с ощущением сбывшегося ожидания — своеобразного момента истины, побуждающего лирического «я» к решительным действиям.

Внешние обстоятельства лирической ситуации, заявленные в стихотворении Блока, близки к фетовскому тексту: холодная речная вода, ныряющая в волнах лодка. Лексическая анафора, открывающая произведение, указывает на особенности художественного времени. Эпитет «вешние» дополняет романтическую атмосферу, порождающую неясные тревожные предчувствия.

В отличие от героя-деятеля Фета лирический субъект анализируемого текста не склонен к активным поступкам, предпочитая встретить неведомое на берегу, ставшем основной точкой его наблюдений. Блок сосредоточивается на описании внутреннего состояния лирического «я», которое существует параллельно с изображением деталей пейзажа. Надежды, покорившие сердце героя, получают знаковый эпитет «нездешние» — не связанные с земным миром, возвышенные, небесные. Строка, содержащая замечание о душевных устремлениях героя-мечтателя, повторяется в финальном катрене.

Фетовского гребца ведет визуальный ориентир, «огонек за рекою». Наблюдатель Блока, находящийся в однородном туманном пространстве, видит не пламя, а лишь «отблески». Знаками, предвещающими явление идеала, для него становятся звуки. Блоковский текст изобилует их характеристиками: «клики», неявственные отзвуки, далекая песня, метафорически именуемая плачем «души одинокой» или тайной, воплощающейся в реальности. В акустическом сопровождении возникает образ лодки, который также окружен атмосферой загадочности: кажется, что судно плывет само по себе. Наблюдатель устремляется навстречу неизвестному путешественнику, однако финальная сцена остается незавершенной.

Расплывчатость, смутность впечатлений усиливается при помощи неопределенных местоимений, риторических вопросов и замечаний с семантикой неуверенности.

Анализ стихотворения Валерия Брюсова «Сумерки»

Стихотворение «Сумерки» написано в 1906 году. На пору расцвета творчества Валерия Брюсова пришелся значимый процесс развития общества. Происходила повсеместная урбанизация. Города становились не просто центрами культурной и светской жизни. С развитием промышленности, появлением заводов и фабрик города росли и развивались. В то время как села и деревни редели и исчезали.

Брюсов остро чувствовал проблемы того периода, поднимая насущные вопросы в своем творчестве. Ведущей темой стихотворения «Сумерки» является тема урбанизации. С одной стороны, поэт восхищается прогрессом и теми изобретениями и новшествами, которые появились в городской жизни. Но с другой стороны, он не перестает восхищаться простой природной красотой. В этом произведении происходит некий синтез чувств, восхищение тем, как гармонично существуют древний город с урбанистическими новшествами. Этот синтез достигается путем сравнения. Поэт сравнивает фонари с «лунами на выгнутых, длинных стеблях», телефонные звонки со звуками струн какого-нибудь музыкального инструмента. Он не отрицает прогресса, но предпочитает ему покой, какой можно обрести только в спящем городе.

Все стихотворение наполнено теплыми чувствами, любовью к городу. Автор ждет, когда наступят сумерки, когда город погрузится в прохладный покой, когда исчезнет суета. Даже явное одиночество радует его, дарит успокоение. Вечер — любимое время суток. Вечера лирический герой ждет с нетерпением.

С помощью ярких эпитетов Брюсов рисует улицы города, парки, скамейки, фонари, часы. С помощью красочных метафор он погружает читателя в любимую ему атмосферу. Лирический герой близок автору. Он переживает те же чувства, он думает теми же мыслями. Он искренне надеется, что люди не перестанут замечать той красоты, какой обладает природа.

Композиция данного стихотворения стройная, последовательная. Состоит из четырех строф, связанных друг с другом по смыслу. Во всех строфах раскрывается описание города. Чувства лирического героя раскрываются в последних двух строках последней строфы. Строки связаны полной перекрестной рифмой. Размер, которым написано стихотворение — трехстопный амфибрахий.

Хоть творчество Валерия Брюсова относят к творчеству поэтов — символистов, в стихотворении «Сумерки» не стоит искать явных символов. Это простое описание, размышление, наблюдение.

Анализ стиха Сумерки Брюсова

В 1906 году было издана элегия «Сумерки». На период расцвета созидания Валерия Брюсова пришлось ощутить становления сообщества.Вершилось глобальное градостроительство. В городах развивалась духовная жизнь.

С формированием индустрии, мегаполисы подрастали и формировались. В ту эпоху деревни и села погибали и пропадали. Брюсов жгуче ощущал трудности той эпохи, ставил по вопросы значимые проблемы в собственном творчестве.

Главной темой элегии «Сумерки» считается градостроительство. С одной стороны, стихотворец восторгается рассветами и теми изобретениями и нововведениями, что возникли в городском бытии. Но с иной стороны, он не прекращает восторгаться необыкновенной врожденной красой. В данном творении наблюдается некоторый анализ эмоций, восторг тем, как пропорционально живут старинный мегаполис с новыми инновациями. Данный разбор завоевываться методом сопоставления. Стихотворец сопоставляет фонари с «лунами на выгнутых, длинноватых стеблях», телефонные звонки со звучаниями струн того или иного мелодичного инструмента. Он не опровергает развития, но ценит ему спокойствие, который вполне возможно получить лишь в дремлющем городе.

Все стихотворение заполнено жаркими ощущениями, симпатией к городу. Создатель ожидает, когда настанет полумрак, когда мегаполис окунется в холодное бездействие, когда пропадет суета. В том числе и определенное уединение утешает его, презентует утихание. Вечер — обожаемая пора времени. Полумрак поэтический герой дожидается с жадностью.

С поддержкой очень красивых метафор он увлекает чтеца в возлюбленную ему среду. Поэтический персонаж недалёк творцу. Он тянет такие же ощущения, он мыслит теми же идеями. Он от души предполагает, что люди не прикрыть восхищаться и видеть красоту, окружающей среды.

Ассамбляж этого стихотворения подтянутая, поочередная. Заключается из 4 строф, объединенных друг с другом по значению. В этих строфах выявляется изображение мегаполиса. Эмоции поэтического персонажа открываются в заключительных 2-ух строчках строфы. Строчки соединены абсолютной пересекающей рифмой. Объем, прописан в стихотворение — трехстопный амфибрахий.

Поэзия Брюсова причисляют к фольклору стихотворцев — символистов, в элегии «Сумерки» не нужно выискивать бесспорных знаков. Данное несложное отображение, раздумья, созерцания.

Анализ стихотворения Валерия Брюсова «Сумерки»

Лирика Валерия Брюсова имеет свои отличительные особенности, одной из которых является акцентирование внимания читателей на теме урбанизации. Поэт искренне восхищался достижениями научно-технического процесса и легко адаптировал их к собственному восприятию окружающего мира. Даже в звуке телеграфных проводов он находил особую романтику и пытался донести ее до читателя.

В подобном ключе выдержано стихотворение «Сумерки», созданное в 1906 году и представляющее собой своеобразную оду вечерней Москве. В этом стихотворении органично переплетаются урбанистические мотивы и искреннее восхищение древним городом, который меняется вместе с людьми, его населяющими. Обычные уличные фонари Брюсов сравнивает с электрическими лунами «на выгнутых длинных стеблях», он слушает музыку телефонных проводов, которые оживают под чьими-то незримыми и нежными руками. Уличные часы с наступлением темноты зажигают свои циферблаты, и это – еще одна характерная примета времени, которое так близко и дорого поэту. Он с нетерпением ждет наступления вечера, чтобы почувствовать, как «жаждущих плит тротуарных коснулся прохладный покой».

Пустынные улицы, сквер, потонувший в тумане – все эти отличительные черты вечерней Москвы хорошо знакомы Брюсову, который любит гулять по городу и подмечает каждую мелочь. Даже тот факт, что теплый ветер «целует с улыбкой в глаза — проходящих гетер», вызывает у поэта чувство восхищения. Автор не приукрашивает действительность, он видит мир таким, каков он есть, и старается находить в нем позитивные черты. И вечерний город дарит ему такую возможность, помогая забыть от суете прошедшего дня, когда все видится совсем в ином свете.

Вечер становится излюбленным временем суток Брюсова, и он мечтает о встрече с ним, чтобы отправиться на очередную прогулку. «О сумерки! Милостью мира опять осените меня!», — восклицает поэт. Он воспринимает наступление темноты как дар свыше и ничуть не тяготиться собственным одиночеством, так как общается с окружающим миром при помощи чувств и полученных впечатлений. Собеседниками Брюсова становятся дома и площади, уличные фонари и скамейки в скверах, которые готовы рассказать поэту свои удивительные истории. Однако в этом стихотворении поэт не прибегает к традиционным приемам символизма и не пытается увидеть знаки судьбы в привычных вещах. Он просто бродит по улицам любимого города и впитывает в себя его энергетику, противоречивую, сумбурную и дающую пищу для размышлений.

Анализы других стихотворений

  • Анализ стихотворения Сергея Есенина «Отговорила роща золотая»
  • Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Эпитафия»
  • Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Поцелуями прежде считал. »
  • Анализ стихотворения Александра Пушкина «Клеветникам России»
  • Анализ стихотворения Анны Ахматовой «Эпиграмма»
Читайте также:  Анализ стихотворения В будущем Брюсова

Горят электричеством луны

На выгнутых длинных стеблях;

Звенят телеграфные струны

В незримых и нежных руках;

Круги циферблатов янтарных

Волшебно зажглись над толпой,

Сумерки Стихотворение Валерия Брюсова

Горят электричеством луны На выгнутых длинных стеблях; Звенят телеграфные струны В незримых и нежных руках; Круги циферблатов янтарных Волшебно зажглись над толпой, И жаждущих плит тротуарных Коснулся прохладный покой. Под сетью пленительно-зыбкой Притих отуманенный сквер, И вечер целует с улыбкой В глаза — проходящих гетер. Как тихие звуки клавира — Далекие ропоты дня. О сумерки! Милостью мира Опять осените меня!

Валерий Брюсов. Стихотворения Москва, «Детская Литература», 1971.

Анализ стихотворения Брюсова Сумерки

Стихотворение « Сумерки », написано русским поэтом Брюсовым Валерием, в 1907 году. Произведение представляет собой описание вечернего города, каким видит его сам писатель, и на основе увиденного он оживил свои мысленные образы в строчках четверостиший. Стихотворение красочное и эмоциональное, стоить заметить ее приметную особенность, которая заключается в романтическом олицетворение, некоторых атрибутов современной жизни того времени. Таких как электрическое освещение, проводная связь и тому подобное, именно их описывает автор, придавая им лирическое значение. Но главным, здесь все таки, остается образ вечера, который так вдохновляет поэта.

Помимо всего, стихотворение представляет собой односторонний диалог, лирического героя как бы с самим собой и читателем. Таким образом, в первых строчках, нашему воображению предстает вечерняя улица большого города, где автор, вдохновляется созерцаемым видом, сопоставляет фонари лунам, а телеграфные провода струнам тонкого инструмента. В следующем четверостишие, автор продолжает сравнение, и в этот раз светящиеся циферблаты, стали олицетворением звезд. Этот удивительный взгляд Брюсова, создает в стихотворение впечатление, гламурного городского вечера, в сочетание с романтикой природы. В следующей части стихотворения поэт рисует картину спокойствия и прохлады, которая противоположна с предыдущим описанием. После красочных и громких рисунков, мы видим умиротворенный сквер, что веет прохладой, тишиной и легким ветром и все окутано в сумерки.

На основание написанного мы можем сделать вывод, что основой в этом произведение, легли впечатления Брюсова перед вдохновляющим вечером. Так же его стихотворение добавлено особым взглядом, на основе элементов современности, которые по сути, не вызывают особого душевного трепета, но даже в них поэт нашел, что то сродни природе. Стихотворение мне очень понравилось и с нетерпением хочется познакомиться с другими его произведениями.

Анализ стиха Сумерки Брюсова

В 1906 году было издана элегия «Сумерки». На период расцвета созидания Валерия Брюсова пришлось ощутить становления сообщества.Вершилось глобальное градостроительство. В городах развивалась духовная жизнь.

С формированием индустрии, мегаполисы подрастали и формировались. В ту эпоху деревни и села погибали и пропадали.
Брюсов жгуче ощущал трудности той эпохи, ставил по вопросы значимые проблемы в собственном творчестве.

Главной темой элегии «Сумерки» считается градостроительство. С одной стороны, стихотворец восторгается рассветами и теми изобретениями и нововведениями, что возникли в городском бытии. Но с иной стороны, он не прекращает восторгаться необыкновенной врожденной красой. В данном творении наблюдается некоторый анализ эмоций, восторг тем, как пропорционально живут старинный мегаполис с новыми инновациями. Данный разбор завоевываться методом сопоставления.
Стихотворец сопоставляет фонари с «лунами на выгнутых, длинноватых стеблях», телефонные звонки со звучаниями струн того или иного мелодичного инструмента. Он не опровергает развития, но ценит ему спокойствие, который вполне возможно получить лишь в дремлющем городе.

Все стихотворение заполнено жаркими ощущениями, симпатией к городу. Создатель ожидает, когда настанет полумрак, когда мегаполис окунется в холодное бездействие, когда пропадет суета. В том числе и определенное уединение утешает его, презентует утихание. Вечер — обожаемая пора времени. Полумрак поэтический герой дожидается с жадностью.

С поддержкой очень красивых метафор он увлекает чтеца в возлюбленную ему среду. Поэтический персонаж недалёк творцу. Он тянет такие же ощущения, он мыслит теми же идеями. Он от души предполагает, что люди не прикрыть восхищаться и видеть красоту, окружающей среды.

Ассамбляж этого стихотворения подтянутая, поочередная. Заключается из 4 строф, объединенных друг с другом по
значению. В этих строфах выявляется изображение мегаполиса. Эмоции поэтического персонажа открываются в заключительных 2-ух строчках строфы. Строчки соединены абсолютной пересекающей рифмой. Объем, прописан в стихотворение — трехстопный амфибрахий.

Поэзия Брюсова причисляют к фольклору стихотворцев — символистов, в элегии «Сумерки» не нужно выискивать бесспорных знаков. Данное несложное отображение, раздумья, созерцания.

Картинка к стихотворению Сумерки

Популярные темы анализов

Афанасий Афанасьевич Фет в своем раннем творчестве все больше обращался к пейзажной лирике. Его переполняли раздумья про основы архитектуры и даже философии. Будучи под впечатлением своих познаний, он решается написать стихотворение

Демон – часто встречающийся романтический и философский образ в поэзии. Стихотворение А. С. Пушкина не стало исключением из этого правила. Образ демона приносит совершенно новые романтические ноты,

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Валерик», написанное в 1940 году, считается одним из ярких произведений военной лирики в творчестве поэта. М.Ю. Лермонтов находится во второй своей ссылке на Кавказе, но в отличие от первой, сейчас он в гуще

Жуковский – один из самых ярчайших литературных деятелей допушкинских времен. Это был человек с глубокими нравственными идеалами и недюжинным талантом. В его произведениях звучат темы души человека, любовь к своей родной земле и природе.

Стихотворение «Поэту» было написано Александром Сергеевичем Пушкиным в 1830 году.Основной темой данного произведения является поэт и толпа

«Сумерки», анализ стихотворения Брюсова

Иван Алексеевич Бунин — русский писатель, публицист, поэт и прозаик-переводчик. Всю свою сознательную и бессознательную жизнь, он рассуждал так: «Всю жизнь я страдаю от того, что не могу выразить того, что хочется». И на самом деле, этот великий поэт, можно сказать, искал выход из этой непростой ситуации и нашел его. Все свои мысли, эмоции и переживания он изложил на листе бумаги, формируя их в рассказ, стихотворение, тем самым, придавая им различный оттенок, отражающий его внутреннее отношение к происходящему, увиденному. Пример того Вы можете увидеть в стихотворении «Сумерки», разбор которого подготовил для Вас Многомудрый Литрекон.

История создания

Стихотворение Ивана Алексеевича Бунина «Сумерки», посвященное Одессе, появилось в 1900 году. На момент написания данного произведения, Иван Бунин женился на Анне Цакни, затем переехал в Одессу. Это был страстный и бурный роман, который был подобен смерчу в жизни автора: он ненадолго выпал из привычного окружения и ритма, полностью отдавая себя захлестнувшим душу чувствам.

Настоящий брак продлился недолго, однако чувства поэта не угасли к супруге, а навсегда остались в его сердце. Воспоминание о море также не покидало его. Один прекрасный вечер, проведенный на морском побережье, навсегда остался в его памяти, побуждая писателя к созданию произведения «Сумерки».

Анализ стихотворения Цветаевой «Кто создан из камня, кто создан из глины»

После революции Марина Цветаева в полной мере ощутила все тягости жизни русской интеллигентки, которая осталась без крыши над головой и средству к существованию. За 5 лет, которые провела поэтесса в разграбленной и раздираемой на части стране до момента эмиграции, ей пришлось мысленно попрощаться с мужем, похоронить младшую дочь и отказаться от идеи достучаться до людских сердец с помощью стихов. Любая другая женщина в такой ситуации наверняка бы сломалась, однако Марина Цветаева была полна решимости выжить любой ценой.
Подробнее…

Жанр, направление, размер

Лирическое стихотворение «Сумерки» — хороший пример маринистской лирики Серебряного века, отличающийся неординарным содержанием. Перед нами произведение, в котором автор описывает воспоминание, представляя себе, будто в полусне,

морское побережье Крыма, один из вечеров, который навсегда оставил след в его памяти. Поэт наполняет вечернее побережье угрюмыми оттенками, показывая изюминку Крыма изнутри: в этом месте он видит дикость и страстность темперамента. Особенность творчества Бунина заключается в том, что его нельзя отнести к определенном модернистскому направлению. Он был вне течений и кружков, поэтому его лирика так самобытна.

Размер стихотворения «Сумерки» представляет собой ямб с пиррихием, строки разностопные, также меняется темп повествования. В середине данного произведения автор восклицает, передавая свое восхищение могучестью и угрюмостью вечерней скалы. Интонация к концу стихотворения постепенно спадает.

Образы и символы

Образы в стихотворении «Сумерки» писатель изображает своеобразно. Присутствуют и лирический герой (очарованный пейзажем наблюдатель с развитой фантазией), и образ природы (храма с мифологическими корнями и католической торжественностью), которые оживают в мыслях автора и перед глазами читателя.

Первое, на что следует обратить внимание, так это серая вода, расстилающаяся под ковром густого тумана. В произведении туман выступает в роли неизвестности, он словно окутывает морское побережье. Но, если посмотреть изнутри, то можно увидеть, что этот прибой под туманным одеялом страстно бушует и бьет о скалы.

Также, в «Сумерках» есть еще один символический образ — Ночь, писатель преображает это время суток в молодую девушку, которая заходит в таинство, где ее ждет «торжественный хорал».

Образ ночной морской природы завершает титанов и угрюмого хорала. Мы вступаем в неведомый языческий храм, древний и сумрачный. В данном произведении, кажется, что они ушли на второй план, но на самом деле они играют немаловажную роль, позволяющую проникнуть в мир мистики и окутать сознание таинством.

Анализ стихотворения Валерия Брюсова «Сумерки»

Лирика Валерия Брюсова имеет свои отличительные особенности, одной из которых является акцентирование внимания читателей на теме урбанизации. Поэт искренне восхищался достижениями научно-технического процесса и легко адаптировал их к собственному восприятию окружающего мира. Даже в звуке телеграфных проводов он находил особую романтику и пытался донести ее до читателя.

В подобном ключе выдержано стихотворение «Сумерки», созданное в 1906 году и представляющее собой своеобразную оду вечерней Москве. В этом стихотворении органично переплетаются урбанистические мотивы и искреннее восхищение древним городом, который меняется вместе с людьми, его населяющими. Обычные уличные фонари Брюсов сравнивает с электрическими лунами «на выгнутых длинных стеблях», он слушает музыку телефонных проводов, которые оживают под чьими-то незримыми и нежными руками. Уличные часы с наступлением темноты зажигают свои циферблаты, и это – еще одна характерная примета времени, которое так близко и дорого поэту. Он с нетерпением ждет наступления вечера, чтобы почувствовать, как «жаждущих плит тротуарных коснулся прохладный покой».

Пустынные улицы, сквер, потонувший в тумане – все эти отличительные черты вечерней Москвы хорошо знакомы Брюсову, который любит гулять по городу и подмечает каждую мелочь. Даже тот факт, что теплый ветер «целует с улыбкой в глаза — проходящих гетер», вызывает у поэта чувство восхищения. Автор не приукрашивает действительность, он видит мир таким, каков он есть, и старается находить в нем позитивные черты. И вечерний город дарит ему такую возможность, помогая забыть от суете прошедшего дня, когда все видится совсем в ином свете.

Вечер становится излюбленным временем суток Брюсова, и он мечтает о встрече с ним, чтобы отправиться на очередную прогулку. «О сумерки! Милостью мира опять осените меня!», — восклицает поэт. Он воспринимает наступление темноты как дар свыше и ничуть не тяготиться собственным одиночеством, так как общается с окружающим миром при помощи чувств и полученных впечатлений. Собеседниками Брюсова становятся дома и площади, уличные фонари и скамейки в скверах, которые готовы рассказать поэту свои удивительные истории. Однако в этом стихотворении поэт не прибегает к традиционным приемам символизма и не пытается увидеть знаки судьбы в привычных вещах. Он просто бродит по улицам любимого города и впитывает в себя его энергетику, противоречивую, сумбурную и дающую пищу для размышлений.

Анализы других стихотворений

  • Анализ стихотворения Сергея Есенина «Отговорила роща золотая»
  • Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Эпитафия»
  • Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Поцелуями прежде считал. »
  • Анализ стихотворения Александра Пушкина «Клеветникам России»
  • Анализ стихотворения Анны Ахматовой «Эпиграмма»

Горят электричеством луны

На выгнутых длинных стеблях;

Звенят телеграфные струны

В незримых и нежных руках;

Круги циферблатов янтарных

Волшебно зажглись над толпой,

Темы, проблемы и настроение

Тематика стихотворения может быть расширена, если читатель обратится к Многомудрому Литрекону в комментариях.

  1. Основная тема стихотворения «Сумерки», — природа. Поэт описывает могущество стихии, её мистический образ и связь с потусторонним миром. Море живет своей жизнью, не подпуская никого, кроме Ночи, в прибрежные скалы.
  2. Данное стихотворение лишено проблематики: каждая строчка наполнена мистическим образом бушующей стихии.
  3. Настроение произведения передает могущество и таинственность природы, раскрывая красоту вечернего моря. В тексте создаются два противоположных образа, дополняющих друг друга, а между ними стоит скала, очаровывая лирического героя своей угрюмостью.
  4. Бунин пронизал стихотворение «Сумерки» мифологическими мотивами: в природе он видит титанов (мифологических существ, родителей древнегреческих Богов), храм с мрачными хорами, таинственные обращения к Богам. Автор восхищен пейзажем, поэтому сравнивает его с произведением архитектурного искусства и средоточием духовности — храмом, где человек постигает тайны мироздания.

Анна Бунина«Сумерки»

Блеснул на западе румяный царь природы, Скатился в океан, и загорелись воды. Почий от подвигов! усни, сокрывшись в понт! Усни и не мешай мечтам ко мне спуститься, Пусть юная Аврора веселится, Рисуя перстом горизонт, И к утру свежие готовит розы; Пусть ночь, сей добрый чародей, Рассыпав мак, отрет несчастных слезы, Тогда отдамся я мечте своей. Облекши истину призраком ложным, На рок вериги наложу; Со счастием союз свяжу, Блаженством упиясь возможным. Иль вырвавшись из стен пустынных, В беседы преселюсь великих, мудрых, сильных. Усни, царь дня! тот путь, который описал, Велик и многотруден. Откуда яркий луч с высот ко мне сверкнул, Как молния, по облакам скользнул? Померк земной огонь… о! сколь он слаб и скуден! Средь сумраков блестит, При свете угасает! Чьих лир согласный звук во слух мой ударяет? Бессмертных ли харит Отверзлись мне селенья? Сколь дивные явленья! Там ночь в окрестностях, а здесь восток Лучом весення утра Златит Кастальский ток. Вдали, из перламутра, Сквозь пальмовы древа я вижу храм, А там, Средь миртовых кустов, склоненных над водою, Почтенный муж с открытой головою На мягких лилиях сидит, В очах его небесный огнь горит;

Чело, как утро ясно, С устами и с душей согласно, На коем возложен из лавр венец; У ног стоит златая лира; Коснулся и воспел причину мира; Воспел, и заблистал в творениях Творец.

Как свет во все концы вселенной проникает, В пещерах мраки разгоняет, Так глас его, во всех промчавшися местах, Мгновенно облетел пространно царство! Согнулось злобное коварство, Молчит неверие безбожника в устах, И суемудрие не зрит опоры; Предстала истина невежеству пред взоры: Велик, — гласит она, — велик в твореньях бог!

Умолк певец… души его восторг Прервал согласно песнопенье; Но в сердце у меня осталось впечатленье, Которого ничто изгладить не могло. Как образ, проходя сквозь чистое стекло, Единой на пути черты не потеряет, — Так верно истина себя являет, Исшед устами мудреца: Всегда равно ясна, всегда умильна, Всегда доводами обильна, Всегда равно влечет сердца.

Певец отер слезу, коснулся вновь перстами, Ударил в струны, загремел, И сладкозвучными словами Земных богов воспел! Он пел великую из смертных на престоле, Ее победы в бранном поле, Союз с премудростью, любовь к благим делам, Награду ревностным трудам, И, лиру окропя слезою благодарной, Во мзду щедроте излиянной, Вдруг вновь умолк, восторгом упоен, Но глас его в цепи времен Бессмертную делами Блюдет бессмертными стихами. Спустились грации, переменили строй, Смягчился гром под гибкою рукой, И сельские послышались напевы, На звуки их стеклися девы. Как легкий ветерок, Порхая чрез поля с цветочка на цветок, Кружится, резвится, до облак извиваясь, — Так девы юные, сомкнувшись в хоровод, Порхали по холмам у тока чистых вод, Стопами легкими едва земле касаясь, То в горы скачучи, то с гор. Певец веселый бросил взор. (И мудрым нравится невинная забава.)

Стройна, приятна, величава, В одежде тонкой изо льна, Без перл, без пурпура, без злата, Красою собственной богата Явилася жена; В очах певца под пальмой стала, Умильный взгляд к нему кидала, Вия из мирт венок. Звук лиры под рукой вдруг начал изменяться, То медлить, то сливаться; Певец стал тише петь и наконец умолк. Пришелица простерла руки, И миртовый венок за сельских песней звуки Едва свила, Ему с улыбкой подала; Все девы в тот же миг во длани заплескали.

Читайте также:  Анализ стихотворения Женщине Брюсова

«Где я. » — От изумления к восторгу преходя, Спросила я у тех, которы тут стояли. «На Званке ты!» — ответы раздались. Постой, мечта! продлись. Хоть час один. но ах! сокрылося виденье, Оставя в скуку мне одно уединенье.

Основная идея

Главная мысль стихотворения «Сумерки» заключается в том, что природа — это непознанный и одухотворенный храм, где все процессы связаны между с собой и объединены тайной. Человеку лишь кажется, что он знает их, однако все, что он может постичь — это лишь густой туман, скрывающий истину.

Каждое явление природы по-своему значимо в среде и носит в себе мистический характер, придавая необъяснимую, таинственную красоту всему, что мы видим. В нашем случае, необъяснимой, угрюмой и таинственной красотой хвастается вечернее море, где бушующая стихия дает себе волю в вечернее время, прикрываясь пологом тумана. В этой картине автор видит божественное начало — в этом и состоит смысл стихотворения «Сумерки».

Средства художественной выразительности

Читая строки творчества автора, мысленно представляешь картину морского побережья в «сумеречное» время и впитываешь в себя все таинство морского уголка.

В стихотворении «Сумерки» использованы тропы, такие как: эпитеты, олицетворения и метафоры.

  1. Эпитетами автор подчеркивает суровость природы и ее могущество: «мрачный хор», «торжественный хорал»;
  2. Олицетворениями — выражает оживленность природы: «Сползает с гор туман», «Ночь, спускаясь с гор, вступает точно в храм»;
  3. Сравнениями — красоту и глубокий смысл явлений природы: «Под шум и гул морской она в дыму стоит, Как неугасший жертвенник титанов»;
  4. Метафорами создается образность поэтического языка: «седых клубах туманов».

Автор: Алла Быкова

Анализ стихотворения Брюсова «Сумерки»

Лирика Валерия Брюсова имеет свои отличительные особенности, одной из которых является акцентирование внимания читателей на теме урбанизации. Поэт искренне восхищался достижениями научно-технического процесса и легко адаптировал их к собственному восприятию окружающего мира. Даже в звуке телеграфных проводов он находил особую романтику и пытался донести ее до читателя.

В подобном ключе выдержано стихотворение «Сумерки», созданное в 1906 году и представляющее собой своеобразную оду вечерней Москве. В этом стихотворении органично переплетаются урбанистические мотивы и искреннее восхищение древним городом, который меняется вместе с людьми, его населяющими. Обычные уличные фонари Брюсов сравнивает с электрическими лунами «на выгнутых длинных стеблях», он слушает музыку телефонных проводов, которые оживают под чьими-то незримыми и нежными руками.

Уличные часы с наступлением темноты зажигают свои циферблаты, и это — еще одна характерная примета времени, которое так близко и дорого поэту. Он с нетерпением ждет наступления вечера, чтобы почувствовать, как «жаждущих плит тротуарных коснулся прохладный покой».

Пустынные улицы, сквер, потонувший в тумане — все эти отличительные черты вечерней Москвы хорошо знакомы Брюсову, который любит гулять по городу и подмечает каждую мелочь. Даже тот факт, что теплый ветер «целует с улыбкой в глаза — проходящих гетер», вызывает у поэта чувство восхищения. Автор не приукрашивает действительность, он видит мир таким, каков он есть, и старается находить в нем позитивные черты. И вечерний город дарит ему такую возможность, помогая забыть от суете прошедшего дня, когда все видится совсем в ином свете.

Вечер становится излюбленным временем суток Брюсова, и он мечтает о встрече с ним, чтобы отправиться на очередную прогулку. «О сумерки! Милостью мира опять осените меня!», — восклицает поэт. Он воспринимает наступление темноты как дар свыше и ничуть не тяготиться собственным одиночеством, так как общается с окружающим миром при помощи чувств и полученных впечатлений.

Собеседниками Брюсова становятся дома и площади, уличные фонари и скамейки в скверах, которые готовы рассказать поэту свои удивительные истории. Однако в этом стихотворении поэт не прибегает к традиционным приемам символизма и не пытается увидеть знаки судьбы в привычных вещах. Он просто бродит по улицам любимого города и впитывает в себя его энергетику, противоречивую, сумбурную и дающую пищу для размышлений.

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Брюсова «Сумерки»

Горят электричеством луны На выгнутых длинных стеблях; Звенят телеграфные струны В незримых и нежных руках;

Круги циферблатов янтарных Волшебно зажглись над толпой, И жаждущих плит тротуарных Коснулся прохладный покой.

Под сетью пленительно-зыбкой Притих отуманенный сквер, И вечер целует с улыбкой В глаза — проходящих гетер.

Как тихие звуки клавира — Далекие ропоты дня. О сумерки! Милостью мира Опять осените меня!

Тайны созданных созданий (определение признаков символизма на примере анализа стихотворений В.Я. Брюсова)

Разделы: Литература

  • познакомить учащихся с основными признаками символизма на примере анализа стихотворений В. Я. Брюсова; познать тайны созданных созданий; заложить основу для дальнейшего знакомства с персоналиями, индивидуальными поэтическими стилями символистов;
  • развивать навыки анализа поэтического произведения, умение находить средства художественной выразительности, определять их роль в стихотворениях.

Формы: эвристическая беседа с элементами лекции, анализ поэтических произведений В. Я. Брюсова.

II. Вступительное слово учителя

Наш урок мне хочется начать со следующих строк:

Тень несозданных созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.
Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине…
И прозрачные киоски
В звонко-звучной тишине
Вырастают, словно блестки,
При лазоревой луне.
Всходит месяц обнаженный
При лазоревой луне…
Звуки реют полусонно,
Звуки ластятся ко мне.
Тайны созданных созданий
С лаской ластятся ко мне,
И трепещет тень латаний
На эмалевой стене.

Кто мог написать эти строки? «Безумец, место которому только в психиатрической больнице», – это было мнение многих современников автора этих строк. А написал это стихотворение Валерий Яковлевич Брюсов – один из самых ярких представителей Серебряного века.

Думаю, вы согласитесь, в стихотворении все необычно, не укладывается в привычные рамки. «Фиолетовые руки», которые «чертят звуки», «месяц обнаженный», «звуки ластятся»… Бред, абсурд.

Но, взглянув на картины Марка Шагала (Приложение, слайд № 2), кубические лица Пикассо (Приложение, слайд № 3), или неопределенные фигуры Врубеля (Приложение, слайд № 4), – увидим, что само искусство было таким – абсурдным, бредовым, но не лишенным смысла. Это эпоха рубежа веков требовала новых форм в искусстве. И в литературе В. Я. Брюсов находит свой путь – СИМВОЛИЗМ.

Кто же такой Валерий Брюсов? (Приложение, слайд № 5), Первый русский символист, личность просто уникальная. «Мне не хватит десятков жизней, чтобы выразить все, что в душе моей», – писал поэт. Человек энциклопедически образованный, умевший с трех лет читать, в 11 лет, обладая редкой памятью, мог почти дословно пересказать не только любимые произведения Эдгара По, Жюля Верна, но философские размышления Дарвина, Лапласа, Канта. С 1921 года – он во главе по его инициативе созданного Высшего литературно-художественного института, где преподает историю греческой, римской, русской литературы, грамматику индоевропейских языков и … историю математики. Масштабы его интеллектуальной деятельности исполинские. Жажда творчества неутомима.

В 1894-1895 гг. Брюсов выпускает три сборника «Русские символисты», в которые включает собственные переводы французских символистов, свои стихи и стихи начинающих поэтов. Именно с этого времени он заявил о себе не только как о поэте – символисте, но и как об организаторе-пропагандисте этого движения.

Итак, цель нашего урока – анализируя поэтические произведения В. Я. Брюсова, определить основные черты такого литературного метода как символизм.

III. Анализ признаков символизма

1) Обратимся вновь к ранее прочитанному стихотворению (название стихотворения учащимся не объявляется)

Задание: напишите комментарий к данному произведению, постарайтесь понять, что пытается донести до читателя автор.

Стихотворение возмутило читателей того времени кажущейся бессмысленностью. Философ и поэт Вл. Соловьев написал пародию, где высмеивал «двойную луну». Публиковались толковые комментарии к этому стихотворению: «Тени домашних пальм-латаний (заготовки для лаптей) отражается в блестящих, как эмаль, кафелях печи, за большим фонарем напротив окна, напоминающим лазоревую луну, видно небо, где восходит уже настоящий месяц».

Все, казалось бы, понятно, но поэт дает особое название стихотворению – «Творчество». Значит, автор показал процесс творчества, раскрыл тайну «созданных созданий».

Задание: выпишите слова, словосочетания, обозначающие путь создания творения.

«Несозданные создания»
«Колыхаются во сне»
«Чертят во сне»
«Звонко-звучно»
«Вырастают словно блестки»
«Звуки ластятся»
«Звуки реют»
«Созданные создания»

Задание: напишите вновь небольшой комментарий с учетом проведенного совместно с учителем анализа.

(Примерный комментарий: «В полутемной комнате все преображается в ожидании вдохновения. Творцу-поэту за обычным окружающим миром видится иной, слышится звучание будущих стихов, смутно наплывают образы, делая мир странным, совсем не похожим на привычный»).

«Создания искусства, – писал Брюсов, – это приотворенные двери в Вечность». Мы подошли к одному из основных признаков символизма – двоемирие. Мир – реальный, земной, и мир – инобытия, высший, совершенный. Поэтическое творение – это едва уловимое, навеянное иным, другим миром поэту.

2) Определив идейный замысел стихотворения, обратимся изобразительно-выразительным средствам, с помощью которых автор создает художественные образы.

(Примерный анализ: несозданных созданий – оксюморон;

колыхается во сне, с лаской ластятся, звуки реют – олицетворение;

словно лопасти латаний – сравнение; фиолетовые руки, месяц обнаженный, прозрачные киоски, трепещет тень латаний – метафора;

в звонко-звучной тишине, лазоревой луне – эпитет).

Поэт-теург сквозь мозаику символов: ярких метафор, необычных сравнений, эпитетов, оксюморонов – проводит нас в мир ирреальный, в мир вечный, совершенный. В поэзии символисты укореняли не всем доступный, достаточно элитарный, по выражению Иннокентия Анненского, «беглый язык намеков и недосказов». В поэзии символистов появляются целые гнезда слов-символов, слов-сигналов, которым придается особый мистический смысл.

Второй признак: Необычное содержание облекается в необычную форму.

3) Вопрос: Понятен ли был смысл стихотворения в начале урока? Что позволило нам пронять глубину содержания стихотворения? (анализ с разных сторон)

Третий признак: Расчет на элитарного (подготовленного) читателя.

4) Но не только необычное настроение, необычные символистические формы привлекали внимание Брюсова к символизму.

Задание: Определите основную мысль стихотворения «Юному поэту», проанализировав «заветы» автора:

«Не живи настоящим, только грядущее – область поэта»;
«Никому не сочувствуй, сам же себя полюби беспредельно»;
«Поклоняйся искусству».

Первый завет подтверждает мысль о двоемирии.

Второй показывает следование традициям поэзии 19 века: определение особой роли личности поэта, ее яркости, первостепенности. «В поэзии, в искусстве на первом месте сама личность художника, всякое общение с душою художника есть наслаждение», – напишет В. Я. Брюсов.

И третий показывает, что у символистов была велика вера в искусство, в его верховную роль, преображающее земное бытие. Они ставили искусство выше жизни. И именно Брюсову принадлежат слова: «Искусство, может быть, величайшая сила, которой владеет человечество».

IV. Вывод. Подводя итог, признаки символизма можно оформить следующей логической схеме

V. Итоги урока.

Д/з: сравнить стихотворения В. Брюсова «Кинжал» (1903 г.) и К. Бальмонта «Фантазия» (1894 г.), определить особенности поэтического мастерства поэта.

«Грядущие гунны», анализ стихотворения Брюсова

История создания

Стихотворение «Грядущие гунны» было написано в период социальных потрясений. Оно создавалось почти в течение года и является осмыслением происходящих событий. Окончательно оформилось стихотворение под влиянием событий 1905 г. Брюсов увидел напор, с которым к переменам шли устраивающие демонстрации, забастовки и стачки рабочие и крестьяне.

Зрелый поэт, которому на момент написания стихотворение 32 года, предвидел или предчувствовал, что усилиям этого потока ничто не сможет противостоять. С другой стороны, невозможно было, став свидетелем «Кровавого воскресенья», не отречься от действий старого мира во имя нового.

Стихотворение было закончено в 1905 г. и в 1906 г. издано в сборнике, название которого с греческого переводится как «Венок». Первая публикация состоялась в журнале «Вопросы жизни» № 3 за 1905 г.

Литературное направление и жанр

Стихотворение «Грядущие гунны» символист Брюсов наполнил символами и иносказаниями, новым смыслом. В современной жизни Брюсов находит аналог и диким племенам варваров, гуннов, и мудрецам античности. Сопоставляя события пятого и двадцатого веков, Брюсов предвидит дальнейший ход истории и заявляет о нём.

Стихотворение относится к жанру гражданской лирики, но оно не лишено философских обобщений.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – будущие социальные потрясения. Гунны в стихотворении – это не только символ определённых сословий, то есть новых людей, захватывающих власть, но и символ революционных перемен, которые никогда не бывают благоприятными для ныне живущих поколений.

Основная мысль: история ничему не учит человечество. Мудрецы знают о грядущих событиях, поэты предвидят их, но никто не в силах ничего изменить. Поэтому социальные потрясения происходят снова и снова. Это путь развития человечества, с которым нужно смириться.

Стихотворение состоит из 7 четверостиший. Первые 4 – это обращение к грядущим гуннам. Лирический герой предлагает им совершить ряд актов вандализма, как будто подсказывая, что можно сделать. Всё это уже было совершено в истории. Последние 3 строфы – судьба мудрецов и поэтов, к которым причисляет себя лирический герой, и их отношение к происходящему.

Эпиграф к стихотворению взят из стихотворения Вячеслава Иванова «Кочевники красоты», написанного в 1904 г. Аттила, предводитель гуннов, ещё в стихотворении из эпиграфа ассоциировался с новой грубой силой, которая видит красоту в пустоте.

Тропы и образы

Образ, который вынесен в заголовок, – это метафорический эпитет. Брюсов употребляет устаревшее причастие грядущие, то есть идущие, приходящие, ожидаемые в будущем. Аллитерация из звуков гр – гу передаёт гром и гул надвигающихся толп вандалов.

Лирический герой не боится этой толпы, он призывает грядущих гуннов, метафорически сопоставляя их с нависшей над миром тучей, а топот их называя чугунным (эпитет). Памир, который не был ещё открыт европейцами во времена гуннов, становится собирательным символом областей жизни, из которых внезапно появляются новаторы-разрушители. Они уничтожают то, о чём не имеют понятия.

Во второй строфе всё человечество представляется единым организмом. Тело старой цивилизации одряхлело (метафора), а опьянелая орда (эпитет) гуннов вливается в него «волною пылающей крови» (эпитет, метафора), оживляя старую цивилизацию (метафора).

Эту строфу можно понять и по-другому. Тёмные, непросвещённые души (метафорический эпитет тёмные становья) способны побудить старое встрепенуться, ожить, только причинив ему боль, пустив кровь, заставив сражаться.

Оксюморон третьей строфы «невольники воли» раскрывает внутреннее противоречие всех бунтующих, всех завоевателей. Что они будут делать, завоевав и разрушив? Они не способны к созиданию, самая их гениальная постройка – шалаш на месте разрушенного дворца. Это символ того примитивного, что сменяет развитое во всех цивилизациях. Эпитет весёлое поле и метафора «всколосите весёлое поле» – не о выращивании хлеба, а о диком поле – месте обитания кочевников.

В этой строфе Брюсов предвидел проявление дикарских наклонностей рабочих и крестьян, которые в 1917 использовали вазы Зимнего дворца в качестве ночных горшков («на месте тронного зала»).

Четвёртая строфа содержит анахронизм. Гунны не жгли книги (папирусы) античности, не понимая ни их ценности, ни их опасности для определённых идей. Да и идей, кроме идеи воли, у гуннов не было. Книги жгли первые христиане, они же разрушали античные статуи и языческие храмы. Причина вандализма была в несовпадении идей.

Брюсов предвидит поступки большевиков, уничтожающих тиражи неугодных книг. Так поступали и фашисты, о возникновении которых Брюсов догадаться не мог. Но он предвидел логику истории, как и то, что безбожие 20 в. приведёт к осквернению храмов.

Последняя строчка четвёртой строфы оправдывает гуннов. Лирический герой сравнивает их с невинными детьми.

Следующие три строфы проясняют такое снисходительное отношение лирического героя к варварам. Мудрецы и поэты, с которыми лирический герой ассоциирует себя, уходят от проблемы, самоустраняются. Эти символизирующие мудрость веков люди просто прячутся, унося то, чем они обладают и чего нет у гуннов: тайну и светы (знания), веру.

Когда идут орды кочевников, «буря летучая, гроза разрушений» (метафоры), можно только спрятаться, сохранив ценности цивилизации, «заветные творения». Вопрос лирического героя состоит в том, какая часть этих ценностей сохранится. Вопрос не праздный: большинство произведений античной культуры бесследно исчезло, было уничтожено или разрушено. От других древних цивилизаций осталось ещё меньше.

Читайте также:  Анализ стихотворения Да можно любить ненавидя Брюсова

Играющий Случай (с большой буквы, он очень важен), а не логика или разум решают судьбу, будущее человечества.

В последней строфе лирический герой смиряется с возможной гибелью полностью, без остатка, всех ценностей его культуры. Но он радуется приходу грозных грядущих гуннов. Почему? Потому что, как мудрец и поэт, лирический герой понимает логику истории и не противостоит ей.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано дольником с тремя ударениями в каждой строке. Рифмовка перекрёстная. Рифмы женские.

Анализ стихотворения Брюсова Грядущие гунны

Анализ стихотворения Брюсова «Грядущие гунны»

Валерий Брюсов жил в ту эпоху, когда революционное движение в России набирало силу и «обороты». Родился этот великий и многогранный человек в 1873 году в Москве. А потому не мог оказаться в стороне от политических событий конца XIX начала XX века.

Подтверждением тому – стихотворение «Грядущие гунны», которое поэт посчитал окончательно законченным в 1905 году. Практически год творил автор свой шедевр, в котором выразил свое личное отношение к революционному движению. Как Брюсов сам понимает смысл и значение грядущих событий, он искренне описал в этом произведении.

Удивительно, но уже тогда он пророчески предсказал, что спасти культуру государства смогут ушедшие в подполье духовно богатые люди. К ним автор причисляет и себя. Он среди прочих уйдет в катакомбы, в пещеры и унесет с собой сокровенное культурное наследие великой России.

Брюсов понимает, что приход гуннов неизбежен, топот их чугунных сапог по мостовой раздается все четче и сильнее, его уже не заглушить. Он предрекает, что они – люди нового уклада, считающие себя единственно правыми, будут сжигать за собой мосты, уничтожая прошлое на корню, будут творить мерзости в храме-России и во всех православных церквях.

Предвидит поэт и бесславный конец тех, кому не удастся скрыться от нависшей над миром революцией. И удивительно, на первый взгляд его заявление о том, что он, предчувствуя, что будет изгоем в новом мире, тем не менее, готов приветствовать гимном его представителей.

Но быть может, именно эта его строка спасла Брюсова от карающей руки революции. Кто-то посчитал этот гимн явным самоубийством. И только некоторые разгадали, сколь хитро забросил удочку в мировой океан революции поэт. Явившиеся гунны попались на крючок, им пришелся по сердцу этот гимн. Новая власть не только пощадили поэта, но и приняли его в свое общество, возвеличили и позволили творить.

Вот и получается, что, благодаря тонкой психологии таких людей, как Валерий Брюсов не исчезли бесследно многие ценности российской культуры. Их удалось сохранить и передать следующим поколениям. И пусть для этого поэту пришлось пойти на некоторую хитрость, результат вполне оправдывает его поступки. Не исчезло бесследно то, что было ведомо только представителям серебряного века, и это счастье.

Анализ стихотворения Брюсова «Грядущие гунны»

Стихотворение «Грядущие гунны» Валерий Брюсов писал почти целый год и закончил 10 августа 1905 г.
В “Грядущих гуннах” – наиболее развернуто и полно раскрывающих его отношение к революции и понимание ее смысла. Смести, сломать, разрушить, уничтожить – вот главный смысл революции, каким он виделся Брюсову. Что будет дальше, какой конкретный мир возникнет на развалинах прошлого, как он будет реально построен – все это представлялось Брюсову в весьма абстрактном виде.
В Брюсове в годы первой русской революции поколебалась вера в высшее единство человеческой культуры. Ему пришлось почти физически ощутить, что он и его современники и сподвижники по литературе стоят на рубеже двух культур – одной гибнущей, другой нарождающейся и покамест темной и чужой. Это было то ощущение исторического катаклизма, которое продиктовало ему “Грядущих гуннов” – стихи о гибели культуры и о диком обновлении мира. С тех пор это ощущение не покидало Брюсова.
Говоря о “грядущих гуннах”, он говорит о тех варварах, нашествие которых предвидел еще Герцен. Одновременно это звучит и как предчувствие событий, последовавших вскоре за этим. Одна из строф начинается так:

Сложите книги кострами,
Пляшите в их радостном свете,
Творите мерзость во храме,
Вы во всем неповинны, как дети!
А мы, мудрецы и поэты,
Хранители тайны и веры,
Унесем зажженные светы
В катакомбы, в пустыни, в пещеры.

Иными словами, он предвидел духовное подполье, которое должно будет спасти культуру, когда “грядущие гунны” сложат старые “книги кострами”.
Самое искреннее и, вероятно, самое сильное стихотворение Брюсова “Грядущие гунны” великолепно демонстрирует идеологию серебряного века.

Где вы, грядущие гунны,
Что тучей нависли над миром?
Слышу ваш топот чугунный
По еще не открытым Памиром.

И кончается стихотворение так:

Бесследно исчезнет, быть может,
Что ведомо было одним нам.
Но вас, кто меня уничтожит,
Встречаю приветственным гимном!

Какой самоубийственный гимн, какой сложный человек, восторженно думали многие читатели того времени. А ведь Брюсов — человек, хотя и талантливый, совсем несложный, а наоборот, примитивный и даже с примитивной хитростью, что гунны учтут его гимн. И гунны, явившись, действительно учли этот гимн и самого Брюсова пощадили и даже слегка возвеличили его.

6722 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

«Анализ стихотворения Брюсова “Грядущие гунны”»

Стихотворение «Грядущие гунны» Валерий Брюсов писал почти целый год и закончил 10 августа 1905 г. В “Грядущих гуннах” – наиболее развернуто и полно раскрывающих его отношение к революции и понимание ее смысла. Смести, сломать, разрушить, уничтожить – вот главный смысл революции, каким он виделся Брюсову. Что будет дальше, какой конкретный мир возникнет на развалинах прошлого, как он будет реально построен – все это представлялось Брюсову в весьма абстрактном виде.

В Брюсове в годы первой русской революции поколебалась вера в высшее единство человеческой культуры. Ему пришлось почти физически ощутить, что он и его современники и сподвижники по литературе стоят на рубеже двух культур – одной гибнущей, другой нарождающейся и покамест темной и чужой. Это было то ощущение исторического катаклизма, которое продиктовало ему “Грядущих гуннов” – стихи о гибели культуры и о диком обновлении мира. С тех пор это ощущение не покидало Брюсова. Говоря о “грядущих гуннах”, он говорит о тех варварах, нашествие которых предвидел еще Герцен. Одновременно это звучит и как предчувствие событий, последовавших вскоре за этим. Одна из строф начинается так:

Сложите книги кострами,
Пляшите в их радостном свете,
Творите мерзость во храме,
Вы во всем неповинны, как дети!
А мы, мудрецы и поэты,
Хранители тайны и веры,
Унесем зажженные светы
В катакомбы, в пустыни, в пещеры.

Иными словами, он предвидел духовное подполье, которое должно будет спасти культуру, когда “грядущие гунны” сложат старые “книги кострами”.
Самое искреннее и, вероятно, самое сильное стихотворение Брюсова “Грядущие гунны” великолепно демонстрирует идеологию серебряного века.

Где вы, грядущие гунны,
Что тучей нависли над миром?
Слышу ваш топот чугунный
По еще не открытым Памиром.

И кончается стихотворение так:

Бесследно исчезнет, быть может,
Что ведомо было одним нам.
Но вас, кто меня уничтожит,
Встречаю приветственным гимном!

Какой самоубийственный гимн, какой сложный человек, восторженно думали многие читатели того времени. А ведь Брюсов человек, хотя и талантливый, совсем несложный, а наоборот, примитивный и даже с примитивной хитростью, что гунны учтут его гимн. И гунны, явившись, действительно учли этот гимн и самого Брюсова пощадили и даже слегка возвеличили его.

«Грядущие гунны» В.Брюсов

«Грядущие гунны» Валерий Брюсов

Топчи их рай, Аттила.
Вяч. Иванов

Где вы, грядущие гунны,
Что тучей нависли над миром!
Слышу ваш топот чугунный
По еще не открытым Памирам.

На нас ордой опьянелой
Рухните с темных становий —
Оживить одряхлевшее тело
Волной пылающей крови.

Поставьте, невольники воли,
Шалаши у дворцов, как бывало,
Всколосите веселое поле
На месте тронного зала.

Сложите книги кострами,
Пляшите в их радостном свете,
Творите мерзость во храме,-
Вы во всем неповинны, как дети!

А мы, мудрецы и поэты,
Хранители тайны и веры,
Унесем зажженные светы,
В катакомбы, в пустыни, в пещеры.

И что, под бурей летучей.
Под этой грозой разрушений,
Сохранит играющий Случай
Из наших заветных творений?

Бесследно все сгибнет, быть может,
Что ведомо было одним нам,
Но вас, кто меня уничтожит,
Встречаю приветственным гимном.

Анализ стихотворения Брюсова «Грядущие гунны»

Валерий Брюсов не воспринимал всерьез революционные идеи, хотя понимал, что общество нуждается в переменах. Тем не менее, его путь развития через войны и потрясения поэт считал ошибочным. События 1904 -1905 годов, когда по всей России прокатились массовые стачки, превратившиеся в некое подобие генеральной репетиции революции 1917 года, заставили Брюсова более пристально взглянуть на это общественное явление, в котором он увидел параллель с падением римской империи. Именно тогда появилось на свет стихотворение «Грядущие гунны», предрекающее гибель могучей русской державе .

Под «грядущими гуннами» автор подразумевал современных варваров – рабочих и крестьян, которые готовы ради своих безумных и амбициозных идей растоптать вековые традиции и культуру русского народа. В том, что события будут развиваться именно по такому сценарию, Брюсов нисколько не сомневался, предрекая: «На нас ордой опьянелой рухните с темных становий». Разница лишь в том, что если раньше набеги совершали иноплеменники, то теперь разорение страны начинается изнутри, а его инициаторами выступают люди, которых вскормила и вырастила русская земля. Однако это, по мнению поэта, не остановит вандалов от того, чтобы поставить шалаши возле дворцов, а в тронных залах разбить сельскохозяйственные угодья, уничтожив, тем самым, все то, чем так гордилась Россия.

Прибегая к подобным иносказаниям, поэт преследует единственную цель – показать, насколько низко могут пасть люди, опьяненные жаждой власти. Брюсов понимает, что революция в любых ее проявлениях является злом, которому следует противостоять. Иначе его родина превратится в варварскую страну, где человеческая жизни не будет стоить абсолютно ничего. Носителей революционных идей автор сравнивает с малыми детьми, которым радостно плясать возле костров из книг и разорять храмы. Однако этой беспощадной силе некому противостоять, потому что все мудрецы попросту вынуждены будут прятаться от вандалов, унося «зажженные светы в катакомбы, в пустыни, в пещеры». Таков удел многих цивилизаций, не сумевших разглядеть врагов и своевременно от них защититься. Правда, Брюсов видит в подобном сценарии развития событий некую закономерность. Если общество не в состоянии самостоятельно решить свои проблемы, то всегда появляется некая внешняя сила, сметающая все на своем пути. Поэтому поэт считает, что нет смысла пытаться что-то менять и, уж тем более, сопротивляться варварам. «Вас, кто меня уничтожит, встречаю приветственным гимном», — резюмирует поэт.

«Грядущие гунны» Брюсов, анализ стихотворения – на Парнасе Серебряного века

January 19, 2016

Валерий Яковлевич Брюсов, человек неординарный, энциклопедически образованный, стоял у истоков символизма.

Краткая характеристика творчества

В юности получив блестящее историческое образование, он не мыслил себя без сочинения стихов. Позиционировал себя не более и не менее как гений. Он действительно немало сделал для того, чтобы взрыхлить окостеневшее после Некрасова поле искусства, создавал новые формы стихосложения. У него было немало последователей и учеников, значительно обогнавших его в творчестве. К ним относятся такие поэты, достигшие действительно высочайших вершин, как Александр Блок и Андрей Белый. То есть ученики обошли своего учителя. Как литератор он интересен в историческом плане, от которого осталось огромное наследие, которым занимаются литературоведы. Для простого читателя есть только несколько произведений, например, «Грядущие гунны» (Брюсов), анализ стихотворения, который предстоит сделать ниже. Брюсов – символист, который временами сознательно затемнял смысл произведения, усложняя его многоплановостью.

Кто такие гунны

Из Азии в Европу пришло нашествие диких кочевых племен – гуннов. Имя их предводителя Аттилы наводило страх и ужас, потому что дикари уничтожали все на своем пути. В 451 году на Каталаунских полях в Галлии бок о бок встали извечные враги – римские центурионы и германцы, – чтобы остановить разрушение своей культуры и защитить свои жизни. Состоялось кровопролитное сражение, и гунны откатились назад. В истории их имя стало нарицательным. Это варвары, для которых не существует ценностей, которые способны только к разрушению. Они приходят неизвестно откуда и уходят в никуда. Стихотворение начинается с метафорического вопроса-восклицания «Где они – эти гунны!». Кого под ними понимал автор? Русский народ, который, когда встает, то не знает удержу своей силе и мощи, который перемелет всю эстетскую культуру, не оставив камня на камне? Он сравнивает его с тучей, которая пока еще висит, но не пролилась на землю кровавым дождем, так надо полагать, именно крови ждет поэт от грядущего. Со страхом, смешанным с любопытством, он как будто заглядывает в бездну, откуда слышит чугунный топот, прекрасный эпитет, подобранный автором, определяющий тяжесть нашествия и бедствий, которые несут грядущие гунны (Брюсов, анализ стихотворения).

Строфа вторая

Как некогда он сам менял традиционные поэтические формы на символизм, так и сейчас Брюсов предлагает варварам рухнуть на всех, раздавить. Это забывшаяся в вине, опьянелая толпа. Зачем? А надо встряхнуть одряхлевший закосневший в быте мир, освежить его. Чем? Только кровью, которая пылающей волной все и накроет. Апокалиптическую картину необходимого, по мнению поэта, разрушения могут дать грядущие гунны. (Брюсов, анализ стихотворения продолжается в третьей строфе и следующей строфе).

Строфы третья и четвертая

Он предлагает невольникам уничтожить дворцы, а на месте тронных залов засеять поле. Затем как продолжение следует сжечь книги и радостно сплясать у костров. Храмы им тоже не нужны – их тоже следует загадить. Они же не ведают, что творят, поэтому грядущие гунны (Брюсов, анализ стихотворения это показывает) должны быть прощены, в этом слышатся евангельские мотивы. В их действиях он видит упоение процессом разрушения прошлого и создание нового, естественного, точнее, простейшего. Это примета революционного времени. Таково будет воздействие исторических перемен.

Что делать? Извечный вопрос

Людям бороться с ними не стоит. Надо спрятаться на рубеже перемен вместе со своими культурными достижениями. Сохранится ли хоть что-нибудь заветное под летучей бурей? Это дело Случая, который играет, создавая хаос, и только. Вот так надо действовать, когда придут грядущие гунны. Брюсов (анализ дает такое заключение), скажет, что он приветствует всех. Пусть всех и его уничтожат, но он готов все принять и все простить. Стихотворение крайне экзальтированное и наполнено патетикой. Это подчеркивают глаголы в повелительном наклонении. За ними стоит и страх, и непонимание, что будут означать моря крови, когда брат пойдет на брата. Какой на самом деле некрасивой бывает гибель, смерть и разрушение. Приветственные гимны здесь неуместны. Этого не понимал Валерий Брюсов. «Грядущие гунны» – анализ стихотворения подводит к довольно мрачным выводам, в свете того, что мы знаем на нынешний день: гражданская война, повторное закабаление крестьянства в колхозы, массовые репрессии и расстрелы. Это страшная часть нашей истории. А пока в 1905 году поэт воспевает наступление нового мира, и это – грядущие гунны (Брюсов, анализ говорит, не увидит страшных последствий 17-го года.)

Какой использован размер

Блистательно эрудированный поэт-экспериментатор не стал использовать привычные стихотворные формы. Он выбрал из своей копилки нечто экзотическое – трехударный дольник. В схематической записи первая строфа выглядит так:

U_ _U _ _U _
_U _ _U _ _U _

U_ _U_ _U_
_ _U_ _U _ _U_

На этом заканчивается анализ стиха «Грядущие гунны». Брюсов использовал метафоры, эпитеты, определения, но они охарактеризованы в тексте.

Для школьников

Если задано домашнее задание, то можно сделать такой заголовок: «Грядущие гунны» (Брюсов) анализ по плану:

  • Размер (дольник).
  • Тропы (метафоры, эпитеты, определения).
  • Фонетика (сочетание гласных и согласных, их повторяемость, оксюмороны, создающие набатность).
  • Жанр (послание, гимн).

Послушать стихотворение Брюсова Грядущие гунны

Ссылка на основную публикацию