Записки маленькой гимназистки – краткое содержание с планом Чарской

Краткое содержание Записки маленькой гимназистки Чарская

Лена Иконина осталась без родителей, ее мама заболела и умерла. Девочке купили билет на поезд и отправили к маминому брату. Он оказался богатым и высокомерным человеком.

Такими же являются и его дети два сына и дочь, которые недружелюбно встретили Лену. И постоянно ей напоминали, что она из бедной семьи еще и сирота, за которой они смотрят из жалости.

Девочка случайно толкнула вазу, она разбилась, об этом ее кузены сообщили гувернантке. Вскоре приехал дядя с тетей они тоже возмутились ее поступком, тетя предложила отдать Лену в гимназию, чтобы там научили ее нужным манерам.

Лена познакомилась со Жюли, она была самой старшей в семье, но эта девочка была инвалидом, с обезображенным внешним видом, из-за горба. Лена хотела с ней подружиться, но Жюли не полюбила свою родственницу.

Лене выделили бывшую комнату Жюли, это была маленькая комната с окном, кроватью и умывальником. Нина и Жюли разбросали по комнате все вещи девочки, ещё и сломали стол в этой комнате. Обо всем этом они доложили взрослым.

Гувернантка рассердилась на Лену и закрыла ее в темной комнате, а там жил филин. Лена увидев в темноте светящиеся глаза, упала в обморок, вскоре выпустили из заточения.

На следующий день Лену отвели в гимназию и рассказали о проделках. Но директор гимназии оказалась добрая женщина и не поверила этим наговорам. Лену определили в класс с ее старшей сестрой Жюли.

Но Жюли рассказала о Лене всю неправду и выставила ее в худшем свете, в итоге весь класс Лену невзлюбил. Далее был урок русского языка. Диктант Лена написала на пятерку, Жюли на двойку. На уроке литературы все ученицы объявили бойкот учителю.

Но он, вызвав к доске Лену, получил содержательный ответ, в итоге одноклассницы возненавидели ее еще больше и закрыли в чулане. О несчастиях лены узнала лучшая ученица гимназии. И всеми любимая графиня Анна, она поняла, что девочку зря обижают, и предложила ей дружить.

Вскоре в доме дяди должен был состояться бал, все пригласили своих друзей. Лена пригласила Нюру свою одноклассницу, все на балу, как всегда, издевались над ними. Но тут пришла дочь министра, приглашенная дядей, это оказалась графиня Анна.

Она весь вечер общалась с Леной и Нюрой, красиво танцевала Нюра с Леной и не ударили в грязь лицом, они оказались талантливыми танцовщицами. Вскоре Жюли умудрилась сотворить новый проступок, она украла у учительницы немецкого языка, книгу и сожгла ее.

Так как сестра очень боялась, Лена всем в гимназии сказала, что это она сделала. Ее еще больше стали наказывать повесели на нее надпись воровка, рассказали ее дяде и тете. Но произошло чудо, ночью Жюли пришла и извинилась перед Леной и сказала ей спасибо.

В газете напечатали о крушении поезда. И Лена после уроков, в сильную метель, пошла, проведать отца Анны. Но чуть не замерзла в сугробах, ее спас Никифор Матвеевич. Привёл ее к себе домой и отогревать ее чаем стал вместе с Анной.

Анна попросила оставить Лену жить у них, отец согласился. Все пошли в дом ее дяди сообщить об этом. Но все родственники стали просить Лену остаться. Сказали, что она им очень нужна, даже тетя Нелли попросила девочку остаться. Лена осталась жить в доме у дяди.

Произведение учит тому, что нужно добром отвечать на зло. И со временем добро победит зло и мир станет лучше и добрее.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Чарская. Все произведения

Записки маленькой гимназистки. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Достаточно знаменитый и известный Эсхил в своем творчестве был человеком-поборником просвещенной аристократии, которая все время своего существования активно боролась с дикостью и даже сказать варварством старых времен, защищая индивидуумов.

Рассказ Василия Шукшина «Экзамен», опубликованный в журнале «Октябрь» за 1962 год, был написан тогда же, хотя речь в нем идет, судя по всему, о событиях приблизительно десятилетней давности.

Рассказ Ивана Шмелева «Страх» был написан в 1937 году. Повествование ведется от лица маленького мальчика, который живет с матерью, двумя старшими сестрами и старшим братом. Отец его около года, как умер.

В начале своей писательской карьеры Жуковский полагал, что его произведение «Сельское кладбище» является прямым переводом стихотворения «Элегия» британца Томаса Грея. Произведение было написано в 1802 году.

Мальчик, от лица которого ведется повествование, помогает своему дедушке в заготовке ореховых веток. Точнее, это дедушка, изловчившись, отсекает ветки, используя маленький топорик – цангу. А мальчишка собирает их в пучки.

Лидия Чарская, “Записки маленькой гимназистки”

Лидия Чарская – любимая детская писательница Царской России начала 20-го века и практически неизвестный автор в наши дни. В этой статье можно узнать об одной из самых популярных в свое время и вновь набирающей популярность сегодня книге – “Записки маленькой гимназистки”.

Лидия Чарская

Любимица всех маленьких дореволюционных читателей (и особенно читательниц) родилась в 1875 году. В 23 года Лидия поступила в Александринский театр, прослужив актрисой эпизодических ролей в общей сложности 26 лет. Однако уже на третий год работы девушка взялась за перо – от нужды, ведь жалованье простой актрисы было очень маленьким. Она переработала свои школьные дневники в формат повести и издала под названием “Записки институтки”. Успех был ошеломительным! Вынужденная писательница вдруг стала всеобщей любимицей. Фото Лидии Чарской представлено ниже.

Ее следующие книги также принимались читателями очень благосклонно, фамилия Чарской стала буквальным синонимом детской литературы.

Все повести, главными героями которой в большинстве своем становились маленькие девочки, потерянные или осиротевшие, но с большим сердцем, смелые и отзывчивые, написаны простым и нежным языком. Сюжеты книг незатейливые, но все они учат самопожертвованию, дружбе и доброте.

После революции книги Чарской запретили, назвав “мещанской литературой для маленьких барчат” и изъяли из всех библиотек. Писательница умерла в 1937 году, в нищете и одиночестве.

Книга “Записки маленькой гимназистки”

Эта повесть Лидии Чарской была выпущена в 1908 году и быстро приобрела широкую известность. Она во многом напоминает первую повесть писательницы – “Записки институтки”, однако ориентирована на младший возраст читателей. Ниже представлена обложка дореволюционного издания “Записок маленькой гимназистки” Л. Чарской с иллюстрациями Арнольда Бальдингера.

Книга написана от первого лица осиротевшей девочки Ленуши, которая приезжает в новую семью и начинает посещать гимназию. Много тяжелых событий выпадает на долю девочки, однако даже несправедливое отношение к себе она переносит стойко, не падая духом и не теряя природной доброты своего сердца. В конце концов все налаживается, появляется дружелюбное отношение и читатель понимает: что бы ни случилось, добро всегда побеждает зло.

События повести изложены в свойственной Лидии Чарской манере – так, как их на самом деле описала бы маленькая девочка того времени: с обилием уменьшительно-ласкательных слов и простодушной откровенностью.

Сюжет: смерть мамы Ленуши

Начинает Лидия Чарская “Записки маленькой гимназистки” со знакомства с главной героиней: девятилетняя девочка Ленуша едет на поезде в Санкт-Петербург к своему дяде, единственному родственнику, оставшемуся у нее после смерти мамы. Она с грустью вспоминает о своей мамочке – ласковой, доброй и милой, с которой они жили в чудесном “маленьком чистом домике”, прямо на берегу Волги. Они жили дружно и собирались в путешествие по Волге, но внезапно мамочка умерла от тяжелой простуды. Перед смертью она попросила кухарку, жившую в их доме, позаботиться о сироте и отправить ее к своему брату, статскому советнику из Петербурга.

Семья Икониных

Несчастья Ленуши начинаются с ее прибытия в новую семью – ее кузены Жоржик, Нина и Толя не хотят принимать девочку, смеются и издеваются над ней. Ленуша терпит издевки, но, когда младший кузен Толя оскорбляет ее маму, она вне себя начинает трясти мальчика за плечи. Тот пытается удержаться на месте, но падает, уронив вместе с собой японскую вазу. Обвиняют в этом, конечно же, бедную сиротку. Это является одним из классических вводных сюжетов у Чарской – несчастья главной героини начинаются с несправедливого обвинения, а заступиться за нее некому. Иллюстрация этого эпизода из дореволюционного издания представлена ниже.

Сразу после этого случая происходит первая встреча Ленуши с дядей и тетей: дядя старается проявить радушие к родной племяннице, но его жена, как и дети, не рада “навязанной родственнице”.

За обедом Ленуша знакомится со своей старшей кузиной – горбатой Жюли, которая злится на новую сестру за то, что она займет ее комнату. Позже, издеваясь над Ленушей, Жюли нечаянно ранит Нину, и эту вину дети снова сваливают на сироту. Это событие окончательно ухудшает и без того ужасное положение девочки в новом доме – ее наказывают, запирают на темном холодном чердаке.

Несмотря на эти события, добрая Ленуша проникается сочувствием и жалостью к горбатой кузине и решает непременно с ней подружиться.

Гимназия

На следующий день вместе с Жюли и Ниночкой Ленуша отправляется в гимназию. Гувернантка рекомендует девочку начальнице гимназии с самой нелестной стороны, однако, несмотря на это, начальница улавливает настоящий характер Ленуши, проникается к ней сочувствием и не верит словам гувернантки. Это первый человек, проявивший участие к девочке с самого ее приезда в Петербург.

В учебе Ленуша демонстрирует успехи – ее хвалит учитель чистописания, за что на нее ополчается сразу весь класс, обзывая подлизой. Также она не соглашается участвовать в травле учителя, еще больше отталкивая от себя злых детей.

Дома случается новое происшествие – ручной филин Жоржа, Филька, найден мертвым в коробке на чердаке. Это со злости на брата сделала Жюли, но обвиняют, конечно, Ленушу. Гувернантка собирается высечь ее розгами, но неожиданно за нее заступается Толя. Переполненный чувством несправедливости мальчик теряет сознание, и это спасает Ленушу от наказания. Наконец у девочки появляется друг и заступник.

Толя выступает в роли персонажа, которого почти в каждую повесть помещает Л.Чарская. “Записки маленькой гимназистки” перекликаются с ее книгой “Княжна Джаваха” – двоюродный брат главной героини и внешне похож на Толю (бледный, светловолосый, склонный к припадкам), и в сюжетном развитии образа: сначала обижает свою кузину, но затем выступает ее защитником и становится другом. В гимназии у девочки тоже появляется подруга – графиня Анна из старших классов, а затем и кузина Жюли наконец проявляет сострадание к Ленуше и просит у нее прощения за все свои злые проделки.

Кульминация несчастий и счастливый конец

В один из дней Ленуша узнает о крушении поезда, на котором служил кондуктором Никифор Матвеевич – добрый старичок, следивший за Ленушей во время ее поездки в Петербург, а затем не раз навещавший ее у дяди вместе со своей дочкой Нюрой. Испуганная девочка спешит навестить своих друзей, чтобы убедиться, что с ними все в порядке, но теряет записку с адресом и, долго бродя среди одинаковых домов и незнакомых дворов, осознает, что заблудилась.

Ленуша едва не замерзает в сугробе, ей снится длинный сказочный сон с участием царевны Снежинки (следует подробный, в стиле Диккенса, рассказ). “Записки маленькой гимназистки” заканчиваются пробуждением Ленуши дома у графини Анны, отец которой по счастливому стечению обстоятельств нашел замерзающую девочку и привез ее домой. Анна предлагает девочке остаться у них навсегда, но, узнав, как переживали за нее дядя, Толя и Жюли, она решает не бросать родных, так как понимает – и в этой семье есть люди, которые ее любят.

Современные издания

Несмотря на то что Чарская уже много лет реабилитирована как автор и даже рекомендуется для внеклассного чтения, современных изданий ее книг не так уж и много. “Записки маленькой гимназистки” можно найти лишь среди собрания сочинений писательницы. Не так давно ограниченным тиражом было выпущено переиздание оригинала книги с дореволюционной грамматикой и классическими иллюстрациями, но найти его не так легко. Ниже вы можете увидеть фото современной обложки книги Чарской “Записки маленькой гимназистки”.

Существует несколько аудиоверсий этой книги. Помимо этого православный канал “Радость моя” выпускал передачу с чтением этой книги. Отрывок видеоверсии представлен ниже.

Источники вдохновения

Главным источником послужила первая повесть самой Чарской “Записки институтки” – в книгах повторяются многие типичные для гимназисток того времени сюжеты (как, например, травля учителя; тайная дружба младшеклассниц со старшеклассницами), взятые из школьной жизни самой писательницы. “Записки маленькой гимназистки” Лидия Чарская лишь упростила по сюжету: с более счастливым концом и меньшей сосредоточенностью на внутренней жизни учебного заведения. Часто в сети можно увидеть комментарии, сообщающие, что эта книга Чарской во многом повторяет сюжет знаменитой английской книги “Поллианна” Элионор Портер. Это несправедливо, так как написала Чарская “Записки маленькой гимназистки” в 1908 году, а “Поллианна” увидела свет только в 1913-м. Подобные сюжеты были распространены как в английской, так и в русской детской литературе того времени, так что это скорее совпадение, нежели плагиат с чьей-либо стороны.

Урок чтения. Л.Чарская. “Записки маленькой гимназистки”. 4-й класс

Класс: 4

Тип урока: закрепление.

1. Обобщение знаний по прочитанному произведению.
2. Развивать культуру речи, мышление.
3. Воспитывать уважительное отношение к творчеству.

Ход урока

1 этап: Организационный момент.

– Поприветствуем друг друга и гостей. Повернитесь к гостям, поздоровайтесь, повернитесь друг к другу пожмите друг другу руки в группе, улыбнитесь, создайте друг другу хорошее настроение.

Читайте также:  Сибирочка - краткое содержание повести Чарской

2 этап: Вступительное слово учителя.

– Сейчас мы проведём урок закрепление по произведению Лидии Чарской “Записки маленькой гимназистки”. Вспомним о биографии автора, о чём повествует в данной повести автор и познакомимся с новыми произведениями Лидии Чарской.

3 этап: Вступительное слово ученика, биография Лидии Чарской.

– Послушайте биографию Лидии Чарской и подумайте легко ли сложилась судьба у писательницы?

– Настоящее имя Лидии Чарской – Лидия Воронова – Лидия Алексеевна Чурилова. Сведения о её жизни скупы и противоречивы. Датой рождения называют то 1875 год, то 1878, по одним сведениям, она умерла в Ленинграде, по другим в Краснодарском крае. Известно, что она рано лишилась матери, обожала отца и ненавидела мачеху, несколько раз в знак протеста убегала из дома. С 10 лет сочиняла стихи, с 15 лет вела дневник, в котором, вспоминая своё детство, писала: “Почему я переживаю всё острее и болезненнее, чем другие? Почему у других не бывает таких странных мечтаний, как у меня?” после окончания института вышла замуж за офицера Бориса Чурилова и начала самостоятельную жизнь. Сын её погиб в гражданскую войну. Увлекалась театром и литературой. За два десятилетия ею было написано около 80 книг, в которые входили стихи и рассказы. Сказки и пьесы, повести и романы. Её первая книга для детей вышла в 1902 году, и больше двадцати лет Лидия Чарская была самой популярной и любимой детской писательницей в России. Потом книги Чарской стали критиковать, даже ругать и перестали печатать. Но через некоторое время её стали опять читать маленькие читатели.

– Какова была жизнь у Лидии Чарской? Легка ли была её жизнь?

4 этап: Выполнение учащимися в группах и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера.

– Сейчас вам предстоит работа в группах, вам будет предложено три задания: кроссворд, викторина и тест. Ответы на каждое из заданий вы должны будете найти и обсудить в группах.

– Также на столе в каждой группе лежит лист самооценки, вы после каждого задания должны будете обсудить и оценить работу каждого участника группы по пятибалльной системе.

1. Кроссворд о героях повести. (работа в группах, самостоятельно)

1. Назовите имя кондуктора, который сопровождал Лену в поездке в Петербург? (Никифор Матвеевич)
2. Фамилия начальницы гимназии? (Чирикова Анна Владимировна)
3. Фамилия дяди Лены, к которому она едет жить? (Иконин Михаил Васильевич)
4. Как звали первого учителя Лены? (Василий Васильевич)
5. Какое прозвище у гувернантки? (Бавария)
6. Как звали младшего брата Нины? (Толя)
7. Имя старшего двоюродного брата Лены? (Жорж)
8. Имя гувернантки в семье дяди? (Матильда Францевна)

– Проверяем правильность заполнения кроссворда.

– Оценили работу каждого ученика в группе.

2. Викторина по содержанию повести.

– Каждая группа вытянет по три вопроса по содержанию повести и попробует ответить, после того как посовещаетесь в группах (устная работа со всеми).

1. Что общего между актрисой Лидией Алексеевной Чуриловой и писательницей Лидией Чарской.

2. Как вы думаете, чем записки отличаются от рассказа?

3. Что заставило главную героиню уехать из родного города?

4. Вспомним 1 и 4 главу. Что творится в душе маленькой пассажирки? (Ей тревожно – “чутко прислушиваюсь”, “немного страшно от неизвестности”, “мчится без оглядки”, “не знаю, не понимаю”)

5. Что больше всего вас поразило в приёме девочки родственниками?

6. Чем закончился первый день в доме дяди для Лены Икониной?

7. Вокруг Лены много хороших и плохих людей, кого из них вы назовёте?

8. Что имела в виду Матильда Францевна, называя девочку лживой, драчливой, грубой и непослушной? О каком поступке говориться?

9. Как Лену встретили в школе и почему начальница школы не стала провожать её до кабинета?

– Молодцы! Все группы отвечали на вопросы правильно, верно.

– Оцените работу каждого ученика в группе.

3. Тест по прочитанной повести.

– Каждой группе выдаётся тест по содержанию. То есть, задан вопрос и несколько вариантов ответов, нужно из данных вариантов выбрать правильный.

1. В каком городе живёт дядя Лены?

2. Как назвали Лену двоюродные братья и сестра, когда она только к ним приехала?

3. Какими словами представила девочку гувернантка Матильда Францевна в школе.

– Красивая, умная, воспитанная, прилежная

– Лжива, груба, драчлива и непослушна

4. Кого Лене напомнила начальница гимназии Анна Владимировна?

5. Как девочка приблизилась к двери класса?

6. Как Лена работала на уроке, как выводила слова?

– В тетради было очень грязно

– Правильно и очень красиво

– Выводила буквы с усердием

7. Какова была тетрадь Жюли?

– Было много ошибок

– На листах находились крупные и мелкие кляксы

– Работа была выполнена аккуратно

8. Кто пропал у Жоржа?

9. Кто на самом деле украл домашнего любимца Жоржа?

10. Кто заступился за Лену когда её хотели высечь розгами?

– Проверяем правильность ответов на вопросы (по одному из группы)

– Молодцы! Все справились с тестом.

5 этап: Знакомство с другими произведениями Лидии Чарской.

– Ребята кроме повести “Записки маленькой гимназистки” у писательницы есть множество и других произведений. С некоторыми из них мы кратко познакомимся сегодня на уроке.

“Смелая жизнь” – историческая повесть о легендарной судьбе Надежды Дуровой, которая прославила своё имя подвигами во время Отечественной войны 1812 года.

“Один за всех” – повесть о жизни великого подвижника Земли Русской – Сергии Радонежском.

“Счастливчик” и Сибирочка” – о приключениях мальчика и девочки, невероятных испытаниях, из которых они выходят исключительно благодаря стойкости, смелости и находчивости.

– Каждой группе даётся книга с произведением. Ваша задача попробовать выяснить, предположить по названию по иллюстрациям, о чём идёт речь в каждой книге.

– Чтение вслух отрывков из книг одного ученика из группы (страницы указаны).

– Оценили работу каждого ученика.

6 этап: Оценка результатов работы на уроке.

– Подведём общий итог по работе каждой группы и каждого ученика в отдельности.

– В какой группе у всех вышли пятёрки? Есть ли четвёрки, тройки? Почему их работу оценили именно так?

Фамилия, имя ученика.1. Кроссворд2. Викторина3. Тест по содержанию4. Знакомимся с новыми книгамиИтоговое оценивание
1.
2.
3.
4.
5.
6.

7 этап: Формулировка выводов и подведение итогов.

– Несмотря на то, что героиня – маленькая девочка, её жизнь полна событий, встреч с людьми, жизненными перипетиями.

– Что дарят книги Чарской каждому читателю? (Доброту, её книги учат сопереживать.)

– На доске даны особенности книг Чарской. Какие из них можно заметить в “Записках маленькой гимназистки”? Сформулируйте своё мнение о её книгах.

– чёткость сюжетной линии;

– противоположность героев (плохой – хороший);

Лидия Чарская – Записки маленькой гимназистки

Описание книги “Записки маленькой гимназистки”

Описание и краткое содержание “Записки маленькой гимназистки” читать бесплатно онлайн.

Лидия Чарская была в предреволюционные годы самой популярной детской писательницей в России. Повесть «Записки маленькой гимназистки» — одно из лучших ее произведений. История девочки-приемыша привлекает читателей своим лиризмом, чистосердечностью. Это правдивый рассказ о том, как учились, как жили русские дети в начале XX века.

Записки маленькой гимназистки

1. В чужой город, к чужим людям

Тук-тук! Тук-тук! Тук-тук! — стучат колеса, и поезд быстро мчится все вперед и вперед.

Мне слышатся в этом однообразном шуме одни и те же слова, повторяемые десятки, сотни, тысячи раз. Я чутко прислушиваюсь, и мне кажется, что колеса выстукивают одно и то же, без счета, без конца: вот так-так! вот так-так! вот так-так!

Колеса стучат, а поезд мчится и мчится без оглядки, как вихрь, как стрела…

В окне навстречу нам бегут кусты, деревья, станционные домики и телеграфные столбы, наставленные по откосу полотна железной дороги…

Или это поезд наш бежит, а они спокойно стоят на одном месте? Не знаю, не понимаю.

Впрочем, я многого не понимаю, что случилось со мною за эти последние дни.

Господи, как все странно делается на свете! Могла ли я думать несколько недель тому назад, что мне придется покинуть наш маленький, уютный домик на берегу Волги и ехать одной-одинешеньке за тысячи верст к каким-то дальним, совершенно неизвестным родственникам. Да, мне все еще кажется, что это только сон, но — увы! — это не сон.

— Петербург! — раздался за моей спиной голос кондуктора, и я увидела перед собою его доброе широкое лицо и густую рыжеватую бороду.

Этого кондуктора звали Никифором Матвеевичем. Он всю дорогу заботился обо мне, поил меня чаем, постлал мне постель на лавке и, как только у него было время, всячески развлекал меня. У него, оказывается, была моих лет дочурка, которую звали Нюрой и которая с матерью и братом Сережей жила в Петербурге. Он мне и адрес даже свой в карман сунул — «на всякий случай», если бы я захотела навестить его и познакомиться с Нюрочкой.

— Очень уж я вас жалею, барышня, — говорил мне не раз во время моего недолгого пути Никифор Матвеевич, — потому сиротка вы, а Бог сироток велит любить. И опять, одна вы, как есть одна на свете; петербургского дяденьки своего не знаете, семьи его также… Нелегко ведь… А только, если уж очень невмоготу станет, вы к нам приходите. Меня дома редко застанете, потому в разъездах я все больше, а жена с Нюркой вам рады будут. Они у меня добрые…

Я поблагодарила ласкового кондуктора и обещала ему побывать у него…

— Петербург! — еще раз выкрикнул за моей спиной знакомый голос и, обращаясь ко мне, добавил: — Вот и приехали, барышня. Дозвольте, я вещички ваши соберу, а то после поздно будет. Ишь суетня какая!

И правда, в вагоне поднялась страшная суматоха. Пассажиры и пассажирки суетились и толкались, укладывая и увязывая вещи. Какая-то старушка, ехавшая напротив меня всю дорогу, потеряла кошелек с деньгами и кричала, что ее обокрали. Чей-то ребенок плакал в углу. У двери стоял шарманщик и наигрывал тоскливую песенку на своем разбитом инструменте.

Я выглянула в окно. Господи! Сколько труб я увидала! Трубы, трубы и трубы! Целый лес труб! Из каждой вился серый дымок и, поднимаясь вверх, расплывался в небе. Моросил мелкий осенний дождик, и вся природа, казалось, хмурилась, плакала и жаловалась на что-то.

Поезд пошел медленнее. Колеса уже не выкрикивали свое неугомонное «вот так-так!». Они стучали теперь значительно протяжнее и тоже точно жаловались на то, что машина насильно задерживает их бойкий, веселый ход.

И вот поезд остановился.

— Пожалуйте, приехали, — произнес Никифор Матвеевич.

И, взяв в одну руку мой теплый платок, подушку и чемоданчик, а другою крепко сжав мою руку, повел меня из вагона, с трудом протискиваясь через толпу.

Была у меня мамочка, ласковая, добрая, милая. Жили мы с мамочкой в маленьком домике на берегу Волги. Домик был такой чистый и светленький, а из окон нашей квартиры видно было и широкую, красивую Волгу, и огромные двухэтажные пароходы, и барки, и пристань на берегу, и толпы гуляющих, выходивших в определенные часы на эту пристань встречать приходящие пароходы… И мы с мамочкой ходили туда, только редко, очень редко: мамочка давала уроки в нашем городе, и ей нельзя было гулять со мною так часто, как бы мне хотелось. Мамочка говорила:

— Подожди, Ленуша, накоплю денег и прокачу тебя по Волге от нашего Рыбинска вплоть до самой Астрахани! Вот тогда-то нагуляемся вдоволь.

Я радовалась и ждала весны.

К весне мамочка прикопила немножко денег, и мы решили с первыми же теплыми днями исполнить нашу затею.

— Вот как только Волга очистится от льда, мы с тобой и покатим! — говорила мамочка, ласково поглаживая меня по голове.

Но когда лед тронулся, она простудилась и стала кашлять. Лед прошел, Волга очистилась, а мамочка все кашляла и кашляла без конца. Она стала как-то разом худенькая и прозрачная, как воск, и все сидела у окна, смотрела на Волгу и твердила:

— Вот пройдет кашель, поправлюсь немного, и покатим мы с тобою до Астрахани, Ленуша!

Но кашель и простуда не проходили; лето было сырое и холодное в этом году, и мамочка с каждым днем становилась все худее, бледнее и прозрачнее.

Наступила осень. Подошел сентябрь. Над Волгой потянулись длинные вереницы журавлей, улетающих в теплые страны. Мамочка уже не сидела больше у окна в гостиной, а лежала на кровати и все время дрожала от холода, в то время как сама была горячая как огонь.

Раз она подозвала меня к себе и сказала:

— Слушай, Ленуша. Твоя мама скоро уйдет от тебя навсегда… Но ты не горюй, милушка. Я всегда буду смотреть на тебя с неба и буду радоваться на добрые поступки моей девочки, а…

Я не дала ей договорить и горько заплакала. И мамочка заплакала также, а глаза у нее стали грустные-грустные, такие же точно, как у того ангела, которого я видела на большом образе в нашей церкви.

Успокоившись немного, мамочка снова заговорила:

— Я чувствую, Господь скоро возьмет меня к Себе, и да будет Его святая воля! Будь умницей без мамы, молись Богу и помни меня… Ты поедешь жить к твоему дяде, моему родному брату, который живет в Петербурге… Я писала ему о тебе и просила приютить сиротку…

Читайте также:  Подарок феи - краткое содержание сказки Чарской

Что-то больно-больно при слове «сиротка» сдавило мне горло…

Я зарыдала, заплакала и забилась у маминой постели. Пришла Марьюшка (кухарка, жившая у нас целые девять лет, с самого года моего рождения, и любившая мамочку и меня без памяти) и увела меня к себе, говоря, что «мамаше нужен покой».

Вся в слезах уснула я в эту ночь на Марьюшкиной постели, а утром… Ах, что было утром.

Я проснулась очень рано, кажется, часов в шесть, и хотела прямо побежать к мамочке.

В эту минуту вошла Марьюшка и сказала:

— Молись Богу, Леночка: Боженька взял твою мамашу к себе. Умерла твоя мамочка.

— Умерла мамочка! — как эхо повторила я.

И вдруг мне стало так холодно-холодно! Потом в голове у меня зашумело, и вся комната, и Марьюшка, и потолок, и стол, и стулья — все перевернулось и закружилось в моих глазах, и я уже не помню, что сталось со мною вслед за этим. Кажется, я упала на пол без чувств…

Очнулась я тогда, когда уже мамочка лежала в большом белом ящике, в белом платье, с белым веночком на голове. Старенький седенький священник читал молитвы, певчие пели, а Марьюшка молилась у порога спальни. Приходили какие-то старушки и тоже молились, потом глядели на меня с сожалением, качали головами и шамкали что-то беззубыми ртами…

— Сиротка! Круглая сиротка! — тоже покачивая головой и глядя на меня жалостливо, говорила Марьюшка и плакала. Плакали и старушки…

На третий день Марьюшка подвела меня к белому ящику, в котором лежала мамочка, и велела поцеловать мне мамочкину руку. Потом священник благословил мамочку, певчие запели что-то очень печальное; подошли какие-то мужчины, закрыли белый ящик и понесли его вон из нашего домика…

Я громко заплакала. Но тут подоспели знакомые мне уже старушки, говоря, что мамочку несут хоронить и что плакать не надо, а надо молиться.

Белый ящик принесли в церковь, мы отстояли обедню, а потом снова подошли какие-то люди, подняли ящик и понесли его на кладбище. Там уже была вырыта глубокая черная яма, куда и опустили мамочкин гроб. Потом яму забросали землею, поставили над нею белый крестик, и Марьюшка повела меня домой.

По дороге она говорила мне, что вечером повезет меня на вокзал, посадит в поезд и отправит в Петербург к дяде.

— Я не хочу к дяде, — проговорила я угрюмо, — не знаю никакого дяди и боюсь ехать к нему!

Но Марьюшка сказала, что стыдно так говорить большой девочке, что мамочка слышит это и что ей больно от моих слов.

Тогда я притихла и стала припоминать лицо дяди.

Я никогда не видела моего петербургского дяди, но в мамочкином альбоме был его портрет. Он был изображен на нем в золотом шитом мундире, со множеством орденов и со звездою на груди. У него был очень важный вид, и я его невольно боялась.

После обеда, к которому я едва притронулась, Марьюшка уложила в старый чемоданчик все мои платья и белье, напоила меня чаем и повезла на вокзал.

Полезные заметки обо всем

Лидия Алексеевна Чарская, как будто реальный инженер человечьих душ, вводит в канву собственного повествования девченку, владеющую талантом доброты и самопожертвования. Много поколений российских женщин считало собственной настольной книжкой «Записки малеханькой гимназистки». Короткое содержание ее указывает, как владеющий не показными, а реальными добродетелями человек способен поменять окружающий его мир к наилучшему. Основная героиня повести – девятилетняя девченка. Она светлая и хорошая (по-гречески имя Лена значит «свет»).

Осиротевшая Леночка

Читатель знакомится с ней, когда она мчится в поезде из ее родного приволжского Рыбинска к Петербургу. Грустная это поездка, не по собственной воле она мчится. Девченка осиротела. Ее возлюбленная «самая милая, хорошая» матушка с очами, схожими на глаза ангела, изображенного в церкви, простыла, «когда лед тронулся», и, исхудав, став «как будто восковой», погибла в сентябре.

Катастрофически начинаются «Записки малеханькой гимназистки». Короткое содержание вступительной части заключается в воспитании незапятанной и ласковой натуры малыша.

Мать, чувствуя приближение собственной кончины, обратилась с просьбой к двоюродному брату Иконину Мише Васильевичу, живущему в Петербурге и имеющему чин генерала (статского советника), воспитать девченку.

Марьюшка купила девченке жд билет до Петербурга, отослала телеграмму дяде – повстречать девченку – и поручила присмотреть за Леночкой в дороге знакомому проводнику – Никифору Матвеевичу.

В доме у дяди

Ярко сцену, происходящую в доме у статского советника, обрисовывает Лидия Чарская. «Записки малеханькой гимназистки» содержат изображение неприветливой унизительной встречи ее сестрой и 2-мя братьями. Леночка зашла в калошах в гостиную, и это не осталось незамеченным, сразу обратилось в упрек ей. Напротив нее, ухмыляясь, с очевидным чувством приемущества, стояли светловолосая, схожая на фарфоровую куколку со вздернутой капризно верхней губкой Нина; мальчишка постарше, с чертами, схожими ей, – Жоржик, и худощавый, кривляющийся младший отпрыск статского советника Толя.

Как они восприняли прибывшую из провинции кузину? Повесть «Записки малеханькой гимназистки» отвечает на этот вопрос: с омерзением, с чувством собственного приемущества, со специфичной детской беспощадностью («нищая», «мокрица», «не нужна нам она», взятая «из жалости»). Леночка стойко переносила изымательства, но когда Толик, дразнясь и кривляясь, в общении упомянул покойную матушку девченки, она толкнула его, и мальчишка разбил дорогую японскую фарфоровою вазу.

Разбитая ваза

Здесь же эти мелкие Иконины побежали сетовать Баварии Ивановне (так они про себя называли гувернантку Матильду Францевну), по-своему переврав ситуацию и обвинив Леночку.

Трогательно обрисовывает сцену восприятия содеянного ласковой и неозлобившейся девченкой Лидия Чарская. «Записки малеханькой гимназистки» содержат тривиальный контраст: Леночка не задумывается о братьях и сестре со злобой, не обзывает их в идей, как это повсевременно делают они. «Ну как мне быть с этими забияками?» – спрашивает она, глядя на сероватое петербуржское небо и представляя свою покойную матушку. Она разговаривала с ней своим «сильнобьющимся сердечком».

Очень скоро приехал «дядя Мишель» (как представился дядя собственной племяннице) с супругой, тетей Нелли. Тетя, как было видно, не собиралась относиться к племяннице, как к родной, а желала просто дать ее в гимназию, где ее «вымуштруют». Дядя, узнав о разбитой вуале, помрачнел. Потом все пошли обедать.

Старшая дочь Икониных – Юлия (Жюли)

Во время обеда Леночка познакомилась еще с одной жительницей этого дома, горбатой Жюли, старшей дочкой тети Нелли. «Записки малеханькой гимназистки» обрисовывают ее обезображенной недугом, узколицей, плоскогрудой, горбатой, ранимой и озлобленной девченкой. Ее не понимали в семье Икониных, она была изгоем. Леночка оказалась единственной, кто от всего сердца жалел бедную обезображенную природой девченку, у которой красивыми были только глаза, похожие на «два бриллианта».

Но Жюли возненавидела вновь прибывшую родственницу за то, что ту вселили в комнатку, ранее принадлежащую ей.

Месть Жюли

Новость о том, что ей завтра следует идти в гимназию, обрадовала Леночку. И когда Матильда Францевна в собственном стиле отдала приказ девченке идти “разбирать свои вещи” перед школой, та побежала в гостиную. Но вещи уже перенесли в крошечную комнатушку с одним окном, узенькой кроватью, рукомойником и комодом (бывшую комнату Жюли). Контрастно с детской и гостиной изображает этот кислый уголок Лидия Чарская. Книжки ее нередко как будто обрисовывают сложное детство и молодость самой писательницы. Она, подобно главной героине повести, рано лишилась мамы. Мачеху же Лидия терпеть не могла, потому несколько раз сбегала из дому. С 15 лет она вела ежедневник.

Но вернемся к сюжету повести «Записки малеханькой гимназистки». Короткое содержание последующих событий заключается в злостной шалости Жюли и Ниночки. Сначала 1-ая, а потом 2-ая разбрасывали по комнате вещи из чемодана Леночки, потом сломали стол. А позже Жюли обвинила злосчастную сироту, что та стукнула Ниночку.

Незаслуженное наказание

Со познанием дела (очевиден личный опыт) обрисовывает последовавшее наказание главной героини Лидия Чарская. «Записки малеханькой гимназистки» содержат гнетущую сцену насилия над сиротой и возмутительной несправедливости. Рассердившаяся грубая и нещадная гувернантка втолкнула девченку в какую-то пыльную, черную, прохладную нежилую комнату и закрыла за ней задвижку с наружной стороны двери. В один момент в мгле появилась пара больших желтоватых глаз, парящих прямо к Леночке. Та свалилась наземь и растеряла сознание.

Гувернантка, найдя обмякшее тело Елены, сама ужаснулась. И выпустила девченку из заточения. Ее не предупредили, что там живет ручной филин.

Иконина-первая и Иконина-вторая

На последующий денек гувернантка привела девченку к директору гимназии – Чириковой Анне Владимировне, даме высочайшей и статной с седоватыми волосами и юным лицом. Матильда Францевна охарактеризовала Леночку, взвалив на нее всю вину за выходки сестер и братьев, но начальница не поверила ей. Анна Владимировна тепло отнеслась к девченке, которая по уходу гувернантки разразилась слезами. Она направила Леночку в класс, сказав, что учащаяся в нем же Жюли (Юлия Иконина) познакомит девченку с остальными.

Диктант. Травля

«Рекомендация» Жюли была своеобразна: она оболгала Леночку перед всем классом, заявив, что не считает ее сестрой, обвинив в драчливости и лживости. Инсинуация сделала свое дело. В классе, где первую скрипку игрались две-три эгоистичных, на физическом уровне крепких нахальных девченки, скорых на экзекуцию и травлю, была сотворена атмосфера нетерпимости вокруг Леночки.

Учитель Василий Васильевич опешил таким неродственным отношениям. Он усадил Леночку около Жебелевой, а потом начался диктант. Леночка (Иконина-вторая, как ее именовал учитель) написала его каллиграфически и без помарок, а Жюли (Иконина-первая) допустила 20 ошибок. Последующие действия в классе, где все страшились возражать обнаглевшей Ивиной, мы опишем коротко.

«Записки малеханькой гимназистки» содержат сцену беспощадной травли новейшей ученицы всем классом. Ее окружили, со всех боков толкали, дергали. Сплетничала в ее адресок завистная Жебелева и Жюли. Но этим двум было далековато до узнаваемых в гимназии шалуний и сорвиголов Ивиной и Жени Рош.

Для чего же Ивина и другие инициировали этот прессинг? Чтоб «сломать» новую, лишить воли, вынудить быть послушливой. Вышло ли это у молодых хулиганок? Нет.

Елена мучается за поступок Жюли. 1-ое волшебство

На 5-ый денек пребывания в доме у дяди на Леночку обвалилось очередное несчастье. Жюли, обозленная на Жоржа за то, что тот доложил отцу о приобретенной ею единице на уроке закона Божьего, закрыла его бедную сову в ящике.

Жорж был привязан к птице, которую дрессировал и кормил. Жюли, не удержавшись от ликования, выдала себя в присутствии Леночки. Но Матильда Францевна уже отыскала тельце бедного Фильки и по-своему обусловила его убийцу.

Ее поддержала супруга генерала, и Леночку должны были высечь. Беспощадные характеры в этом доме демонстрируют «Записки малеханькой гимназистки». Главные герои часто не только лишь нещадны, да и несправедливы.

Но тут и вышло 1-ое волшебство, открылась Добру 1-ая душа. Когда Бавария Ивановна внесла над бедной девченкой розгу, расправу оборвал истошный вопль: “Не смейте сечь!” Его издал ворвавшийся в комнату бледноватый, трясущийся, с большими слезами на лице младший брат Толя “Она сирота, она не повинна! Ее жалеть нужно”. Отныне он и Елена стали дружны.

Белоснежная ворона

В один прекрасный момент черненькая Ивина и полненькая Женя Рош решили “затравить” учителя литературы Василия Васильевича. Как обычно, остальной класс их поддержал. Одна только Леночка, вызванная учителем, без издевок ответила домашнее задание.

Таковой вспышки ненависти к для себя Леночка еще никогда не лицезрела… Ее поволокли по коридору, втолкнули в пустующее помещение и закрыли. Девченка рыдала, ей было очень тяжело. Она звала мамочку, она даже была готова возвратиться в Рыбинск.

И здесь вышло 2-ое волшебство в ее жизни… К ней подошла любимица всей гимназии, ученица старшего курса, графиня Анна Симолинь. Она, будучи сама смиренной и хорошей, сообразила, каким сокровищем является душа Леночки, утерла ей слезы, успокоила и от всей души предложила злосчастной
девченке свою дружбу. Иконина-вторая после чего практически «восстала из пепла», она была готова обучаться далее в этой гимназии.

Малая победа

Скоро дядя девченки объявил детям, что в доме будет бал, и предложил им написать приглашение своим друзьям. Как произнес генерал, будет всего только одна гостья от него – дочь начальника. О том, как Жорж и Ниночка пригласили школьных друзей, а Леночка же – Нюрочку (дочь кондуктора Никифора Матвеевича), писательница Лидия Чарская ведет собственный предстоящий рассказ. «Записки малеханькой гимназистки» представляют для Леночки и Нюрочки первую часть бала провальной: они оказались объектом насмешек со стороны малышей, воспитанных в презрении к «мужчинам». Но ситуация диаметрально поменялась, когда приехала гостья от дяди.

Каково же было удивление Леночки, когда ею оказалась Анна Симолинь! К «дочери министра» пробовали льнуть мелкие великосветские снобы, но Анна провела весь вечер только с Еленой и Нюрочкой.

А когда она сплясала с Нюрой вальс, все застыли. Девицы танцевали настолько пластично и выразительно, что даже Матильда Францевна, танцующая, как автомат, засмотревшись, сделала две ошибки. Зато позже мальчики-дворяне наперерыв приглашали «простолюдинку» Нюру на танец. Это была малая победа.

Новое страдание за проступок Жюли. Волшебство № 4

Вобщем, скоро судьба готовила Елене истинное испытание. Вышло это в гимназии. Жюли спалила красноватую книжицу преподавательницы германского языка с диктантами. Это сразу из ее слов выяснила Елена. Она взяла вину сестры на себя, обратившись к учительнице со словами сожаления. «Ах, подарок моей покойной сестры Софии!» – воскликнула учительница… Она не была благородной, она не искусна прощать… Как лицезреем, вправду актуальных персонажей воскрешают «Записки малеханькой гимназистки».

Читайте также:  Княжна Джаваха - краткое содержание повести Чарской

Короткое содержание следующих событий – это новые тесты, выпавшие на долю этой мужественной девченки. Елену на публике обвинили в воровстве перед всей гимназией. Она стояла в коридоре с приколотым булавкой к одежке листом бумаги с надписью «Воровка». Она, взявшая на себя вину другого человека. Эту записку сорвала с нее Анна Симолинь, объявив всем, что не верует в вину Елены.

О случившемся поведали Баварии Ивановне, а та – тете Нелли. Лену ожидали еще больше томные тесты… Генеральша в открытую называла Лену воровкой, позором семьи. И здесь вышло 4-ое волшебство. К ней пришла ночкой вся в слезах раскаявшаяся Жюли. Она вправду раскаивалась. Поистине христианское смирение сестры разбудило и ее душу!

5-ое волшебство. Согласие в семье Икониных

Скоро газеты запестрели известием о катастрофы. Поезд Никифора Матвеевича Рыбинск – Петербург попал в катастрофу. Лена просила тетю Нелли отпустить ее, чтоб проведать его, посодействовать. Но черствая генеральша не разрешила. Тогда Лена в гимназии сделала вид, что не выучила урок закона Божьего (на уроке присутствовала начальница гимназии и все учителя) и была наказана – оставлена на три часа после уроков. Сейчас проще обычного было сбежать, чтоб проведать Никифора Матвеевича.

Девченка пошла в стужу и метель на окраину городка, сбилась с дороги, обессилела и присела в сугроб, ей стало отлично, тепло… Ее выручили. Случаем по этой местности ворачивался с охоты папа Анны Симолинь. Он расслышал стон, а охотничья собака разыскала в сугробе практически занесенную снегом девченку.

Когда Елена пришла в себя, ее успокоили, весть о крушении поезда оказалось газетной опечаткой. В доме Анны, под присмотром докторов, Елена оздоровела. Анну же потрясла самоотверженность подруги, и она предложила ей остаться, став нареченной сестрой (отец был согласен).

Признательная Елена не могла и грезить о таком счастье. Анна и Лена пошли в дом к дяде, объявить об этом решении. Анна произнесла, что Лена будет жить у нее. Но здесь Толик и Жюли свалились на колени и стали жарко просить сестру не уходить из дома. Толик гласил, что, как Пятница, он не сумеет жить без Робинзона (т. е. Лены), а Жюли просила ее, так как без нее она не сумеет вправду исправиться.

И здесь случилось 5-ое волшебство: в конце концов прозрела душа тети Нелли. Она только на данный момент сообразила, как благородна Елена, что поистине неоценимое она сделала для ее деток. Мама семейства в конце концов приняла ее, как родную дочь. Жорж, равнодушный ко всему, также, расчувствовавшись, зарыдал, его исконный нейтралите
т меж хорошем и злом был отброшен в пользу первого.

Вывод

И Лена, и Анна сообразили, что Елена в этой семье нужней. Ведь эта девочка-сирота, вначале не встретившая доброты на собственном пути, своим жарким сердцем смогла растопить лед вокруг себя. Ей удалось внести в надменный, уродующий, ожесточенный дом лучи любви и реального христианского смирения высочайшей пробы.

Сейчас (практически через 100 лет после написания) снова на буме популярности «Записки малеханькой гимназистки». Отзывы читателей говорят, что повесть актуальна.

Как нередко наши современники живут, отвечая ударом на удар, мстят, терпеть не могут. Становится ли от этого мир вокруг их лучше? Навряд ли.

Книжка Чарской нам дает осознать, что реально поменять мир к наилучшему может только доброта и жертвенность.

Лидия Чарская – Записки маленькой гимназистки

Лидия Чарская – Записки маленькой гимназистки краткое содержание

Записки маленькой гимназистки читать онлайн бесплатно

Записки маленькой гимназистки

1. В чужой город, к чужим людям

Тук-тук! Тук-тук! Тук-тук! — стучат колеса, и поезд быстро мчится все вперед и вперед.

Мне слышатся в этом однообразном шуме одни и те же слова, повторяемые десятки, сотни, тысячи раз. Я чутко прислушиваюсь, и мне кажется, что колеса выстукивают одно и то же, без счета, без конца: вот так-так! вот так-так! вот так-так!

Колеса стучат, а поезд мчится и мчится без оглядки, как вихрь, как стрела…

В окне навстречу нам бегут кусты, деревья, станционные домики и телеграфные столбы, наставленные по откосу полотна железной дороги…

Или это поезд наш бежит, а они спокойно стоят на одном месте? Не знаю, не понимаю.

Впрочем, я многого не понимаю, что случилось со мною за эти последние дни.

Господи, как все странно делается на свете! Могла ли я думать несколько недель тому назад, что мне придется покинуть наш маленький, уютный домик на берегу Волги и ехать одной-одинешеньке за тысячи верст к каким-то дальним, совершенно неизвестным родственникам. Да, мне все еще кажется, что это только сон, но — увы! — это не сон.

— Петербург! — раздался за моей спиной голос кондуктора, и я увидела перед собою его доброе широкое лицо и густую рыжеватую бороду.

Этого кондуктора звали Никифором Матвеевичем. Он всю дорогу заботился обо мне, поил меня чаем, постлал мне постель на лавке и, как только у него было время, всячески развлекал меня. У него, оказывается, была моих лет дочурка, которую звали Нюрой и которая с матерью и братом Сережей жила в Петербурге. Он мне и адрес даже свой в карман сунул — «на всякий случай», если бы я захотела навестить его и познакомиться с Нюрочкой.

— Очень уж я вас жалею, барышня, — говорил мне не раз во время моего недолгого пути Никифор Матвеевич, — потому сиротка вы, а Бог сироток велит любить. И опять, одна вы, как есть одна на свете; петербургского дяденьки своего не знаете, семьи его также… Нелегко ведь… А только, если уж очень невмоготу станет, вы к нам приходите. Меня дома редко застанете, потому в разъездах я все больше, а жена с Нюркой вам рады будут. Они у меня добрые…

Я поблагодарила ласкового кондуктора и обещала ему побывать у него…

— Петербург! — еще раз выкрикнул за моей спиной знакомый голос и, обращаясь ко мне, добавил: — Вот и приехали, барышня. Дозвольте, я вещички ваши соберу, а то после поздно будет. Ишь суетня какая!

И правда, в вагоне поднялась страшная суматоха. Пассажиры и пассажирки суетились и толкались, укладывая и увязывая вещи. Какая-то старушка, ехавшая напротив меня всю дорогу, потеряла кошелек с деньгами и кричала, что ее обокрали. Чей-то ребенок плакал в углу. У двери стоял шарманщик и наигрывал тоскливую песенку на своем разбитом инструменте.

Я выглянула в окно. Господи! Сколько труб я увидала! Трубы, трубы и трубы! Целый лес труб! Из каждой вился серый дымок и, поднимаясь вверх, расплывался в небе. Моросил мелкий осенний дождик, и вся природа, казалось, хмурилась, плакала и жаловалась на что-то.

Поезд пошел медленнее. Колеса уже не выкрикивали свое неугомонное «вот так-так!». Они стучали теперь значительно протяжнее и тоже точно жаловались на то, что машина насильно задерживает их бойкий, веселый ход.

И вот поезд остановился.

— Пожалуйте, приехали, — произнес Никифор Матвеевич.

И, взяв в одну руку мой теплый платок, подушку и чемоданчик, а другою крепко сжав мою руку, повел меня из вагона, с трудом протискиваясь через толпу.

Была у меня мамочка, ласковая, добрая, милая. Жили мы с мамочкой в маленьком домике на берегу Волги. Домик был такой чистый и светленький, а из окон нашей квартиры видно было и широкую, красивую Волгу, и огромные двухэтажные пароходы, и барки, и пристань на берегу, и толпы гуляющих, выходивших в определенные часы на эту пристань встречать приходящие пароходы… И мы с мамочкой ходили туда, только редко, очень редко: мамочка давала уроки в нашем городе, и ей нельзя было гулять со мною так часто, как бы мне хотелось. Мамочка говорила:

— Подожди, Ленуша, накоплю денег и прокачу тебя по Волге от нашего Рыбинска вплоть до самой Астрахани! Вот тогда-то нагуляемся вдоволь.

Я радовалась и ждала весны.

К весне мамочка прикопила немножко денег, и мы решили с первыми же теплыми днями исполнить нашу затею.

— Вот как только Волга очистится от льда, мы с тобой и покатим! — говорила мамочка, ласково поглаживая меня по голове.

Но когда лед тронулся, она простудилась и стала кашлять. Лед прошел, Волга очистилась, а мамочка все кашляла и кашляла без конца. Она стала как-то разом худенькая и прозрачная, как воск, и все сидела у окна, смотрела на Волгу и твердила:

— Вот пройдет кашель, поправлюсь немного, и покатим мы с тобою до Астрахани, Ленуша!

Но кашель и простуда не проходили; лето было сырое и холодное в этом году, и мамочка с каждым днем становилась все худее, бледнее и прозрачнее.

Наступила осень. Подошел сентябрь. Над Волгой потянулись длинные вереницы журавлей, улетающих в теплые страны. Мамочка уже не сидела больше у окна в гостиной, а лежала на кровати и все время дрожала от холода, в то время как сама была горячая как огонь.

Раз она подозвала меня к себе и сказала:

— Слушай, Ленуша. Твоя мама скоро уйдет от тебя навсегда… Но ты не горюй, милушка. Я всегда буду смотреть на тебя с неба и буду радоваться на добрые поступки моей девочки, а…

Я не дала ей договорить и горько заплакала. И мамочка заплакала также, а глаза у нее стали грустные-грустные, такие же точно, как у того ангела, которого я видела на большом образе в нашей церкви.

Успокоившись немного, мамочка снова заговорила:

— Я чувствую, Господь скоро возьмет меня к Себе, и да будет Его святая воля! Будь умницей без мамы, молись Богу и помни меня… Ты поедешь жить к твоему дяде, моему родному брату, который живет в Петербурге… Я писала ему о тебе и просила приютить сиротку…

Что-то больно-больно при слове «сиротка» сдавило мне горло…

Я зарыдала, заплакала и забилась у маминой постели. Пришла Марьюшка (кухарка, жившая у нас целые девять лет, с самого года моего рождения, и любившая мамочку и меня без памяти) и увела меня к себе, говоря, что «мамаше нужен покой».

Вся в слезах уснула я в эту ночь на Марьюшкиной постели, а утром… Ах, что было утром.

Я проснулась очень рано, кажется, часов в шесть, и хотела прямо побежать к мамочке.

В эту минуту вошла Марьюшка и сказала:

— Молись Богу, Леночка: Боженька взял твою мамашу к себе. Умерла твоя мамочка.

— Умерла мамочка! — как эхо повторила я.

И вдруг мне стало так холодно-холодно! Потом в голове у меня зашумело, и вся комната, и Марьюшка, и потолок, и стол, и стулья — все перевернулось и закружилось в моих глазах, и я уже не помню, что сталось со мною вслед за этим. Кажется, я упала на пол без чувств…

Очнулась я тогда, когда уже мамочка лежала в большом белом ящике, в белом платье, с белым веночком на голове. Старенький седенький священник читал молитвы, певчие пели, а Марьюшка молилась у порога спальни. Приходили какие-то старушки и тоже молились, потом глядели на меня с сожалением, качали головами и шамкали что-то беззубыми ртами…

— Сиротка! Круглая сиротка! — тоже покачивая головой и глядя на меня жалостливо, говорила Марьюшка и плакала. Плакали и старушки…

На третий день Марьюшка подвела меня к белому ящику, в котором лежала мамочка, и велела поцеловать мне мамочкину руку. Потом священник благословил мамочку, певчие запели что-то очень печальное; подошли какие-то мужчины, закрыли белый ящик и понесли его вон из нашего домика…

Я громко заплакала. Но тут подоспели знакомые мне уже старушки, говоря, что мамочку несут хоронить и что плакать не надо, а надо молиться.

Белый ящик принесли в церковь, мы отстояли обедню, а потом снова подошли какие-то люди, подняли ящик и понесли его на кладбище. Там уже была вырыта глубокая черная яма, куда и опустили мамочкин гроб. Потом яму забросали землею, поставили над нею белый крестик, и Марьюшка повела меня домой.

По дороге она говорила мне, что вечером повезет меня на вокзал, посадит в поезд и отправит в Петербург к дяде.

— Я не хочу к дяде, — проговорила я угрюмо, — не знаю никакого дяди и боюсь ехать к нему!

Но Марьюшка сказала, что стыдно так говорить большой девочке, что мамочка слышит это и что ей больно от моих слов.

Тогда я притихла и стала припоминать лицо дяди.

Я никогда не видела моего петербургского дяди, но в мамочкином альбоме был его портрет. Он был изображен на нем в золотом шитом мундире, со множеством орденов и со звездою на груди. У него был очень важный вид, и я его невольно боялась.

После обеда, к которому я едва притронулась, Марьюшка уложила в старый чемоданчик все мои платья и белье, напоила меня чаем и повезла на вокзал.

Ссылка на основную публикацию