Беглец – краткое содержание рассказа Дубова

Беглец – краткое содержание рассказа Дубова

Н. И. Дубов (1910-1983) родился в Омске, в семье рабочего. Двенадцатилетним мальчиком переехал жить на Украину. После окончания школы стал работать на паровозоремонтном заводе. Учился в Ленинградском университете. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов работал на оборонном заводе.

Литературные способности начали проявляться рано. Статьи и заметки Николая Дубова публиковались в стенгазетах, заводской и городской газетах. Окончательное решение – стать писателем – он принял, когда ему исполнилось 35 лет.

Даже по названиям произведений: «Сирота», «Горе одному», «Небо с овчинку» – можно судить о том, что в них писатель правдиво и честно изображает жизнь своих героев, а они почти всегда – дети. Его любимые герои попадают в очень тяжёлые ситуации, но всегда преодолевают страх и малодушие, потому что добры и честны и ещё потому что рядом с ними находятся сильные и мудрые взрослые. Его любимые мальчишки способны на поступок, а как поступать, подсказывает им совесть. Можно сказать, что герои произведений Николая Дубова всегда сдают экзамен на звание человека на «отлично», как бы труден он для них ни был.

Краткое содержание повести Н. И. Дубова «Беглец»

Был такой мальчишка Юрка. И до некоторых пор ему казалось, что жизнь его, в общем, нормальная. Он жил себе с папкой и мамкой, с младшими братишками возле дороги, возле шоссе, в Крыму. Но не в таком Крыму, где полно нарядных курортников, а совсем в стороне, где только ветер, песок и до школы нужно ехать на велосипеде, потому что это несколько километров.

Папка с мамкой обслуживали шоссе, если нужно – ремонтировали с другими дорожными рабочими, жили просто – как есть, так и есть, ничего особенного.

И вдруг приехала машина. Блестящая, сияющая «Волга», прекрасная, как мечта. Конечно, машины и раньше проезжали по шоссе. Но эта не проехала, она остановилась.

Из неё вышел высокий, седой, красивый человек, и вся Юркина жизнь полетела кувырком.

Вежливый приезжий, архитектор Виталий Сергеевич, поставил на бугре оранжевую, яркую, как солнце, палатку, вынес из машины складные лёгкие столики-стульчики. Красивая молодая Юливанна начала хлопотать вокруг вкусной непривычной еды, и Юрку приняли как гостя, как равного, очень приветливо и хорошо приняли.

Нет, он не завидовал. Машина, конечно, была прекрасная. И палатка была прекрасная.

И такой замечательной едой его дома никогда не кормили. Но если бы он просто завидовал, это было бы ещё не очень страшно.

Происходило что-то другое. Раньше ему не с чем было сравнить свою жизнь, а теперь было с чем. Раньше не с кем было поставить рядом своего удалого папку, любящего и поболтать и выпить, а теперь – было с кем.

. Днями пропадает Юрка в гостях, крутится возле оранжевой палатки. Стройный архитектор берёт за руку с одной стороны Юливанну, с другой – Юрку и учит их прыгать в тяжёлых и сильных штормовых волнах.

А потом начинает показывать, как надо плыть. Врезаться в волну – вот так. Нырять – вот так. Руки – вот так.

Этого не может быть! Это невозможно! Ведь вот же, сию минуту он махал рукой, выпрыгнув из волны, смеялся и кричал: «Смотрите!» Этого не может быть! Юливанна кричит ужасным, пронзительным голосом, прямо в платье кидается в воду. Юрка виснет на ней, волочится по песку, валит на землю. Нет, это она сама падает, уже молча, как будто замертво.

И вы не ждите, ничего не изменится. Не вынырнет вдруг из воды умный, хороший, уже не чужой человек. Увезёт знакомый шофёр в город, в больницу, какую-то неживую, полуживую Юливанну.

И примчится из Москвы сын седого архитектора. Будет спрашивать: «Где тело?» Будет проверять по-хозяйски – не пропало ли чего из вещей. И это ещё не конец всем бедам.

Вернулась Юливанна. Её отпустили из больницы, и она идёт очень тихо на то место, где стоит ещё оранжевая, как солнце, палатка. Ей нужно взять оттуда свою сумочку с деньгами, чтобы доехать обратно, до Москвы.

Все стоят в кружок: Юрка, и папка, и мамка, и соседи. И Юливанна говорит растерянно: «Как же так?» А потом говорит: «Пожалуйста, одолжите мне на дорогу. Я вышлю сразу, как только приеду».

А они молчат. Или что-то говорят. Только денег не дают.

И вот это – настоящий конец.

Больше Юрка так жить не может.

Ибо для того чтобы жить, нужно кому-то верить. Если вдруг однажды вы откроете глаза и почувствуете, что нет рядом ни одного человека, которому вы доверяете, вот тогда, в этот день, и будет по-настоящему трудно.

. Юрка убежал. Ему было куда бежать. Искать его стали не сразу. А когда стали – не нашли. Хотя убежал он совсем недалеко, рядышком, в соседний городок.

Ел то, что находил на улице. Спал там, где никто не ходит. День. Другой. Третий. Четвёртый. Десять дней.

На него наткнулся знакомый шофёр, Семён. Юрка не стал прятаться. Когда-то он этому человеку верил. Когда-то этот человек, один-единственный, взял за плечи Юливанну, усадил в свою грузовую машину и увёз, отправил в Москву, и Юрка видел это.

Теперь шофёр смотрел на Юрку. И наверное, это действительно был не совсем обычный человек. Он не стал говорить: «Ай-я-яй, как не стыдно, как нехорошо, давай-ка я тебя, братец, к папе с мамой отправлю». Нет, он посадил Юрку в машину и повёз его мимо родительского дома, прочь, к каким-то дальним своим родственникам, чтоб устроить в ремесленное училище, чтоб увезти в другую жизнь.

Но Юрке нужна была куртка. Он убежал в рубашке, как был. А начнётся осень – без куртки не обойтись.

. Сердце Юрки ёкнуло. Всё было, как тогда, когда они ехали в Гроховку с Виталием Сергеевичем: Дочка, запряжённая в телегу с бочкой, обмахивалась хвостом, мамка и Фёдор сгребали лопатами гравий, дед покуривал, свесив ноги в кювет. Не было только папки и Виталия Сергеевича.

Николай Дубов – Беглец

Николай Дубов – Беглец краткое содержание

Беглец – читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок

Дубов Николай Иванович

Николай Иванович ДУБОВ

Повесть о подростке из приморского поселка, о трагедии его семьи, где отец, слабый, безвольный человек, горький пьяница, теряет зрение и становится инвалидом. Знакомство и дружба с ярким благородным взрослым человеком обогащает мальчика духовно, он потянулся к знаниям, к культуре, по чувство долга, родившееся в его душе, не позволило ему покинуть семью, оставить без опоры беспомощного отца.

Рано утром Сенька-Ангел привез воду. Вообще-то он не тракторист, а шофер и водит то бортовую, то молоковоз, когда что надо, но тракторист заболел, а Сенька-Ангел на все руки, и его посадили на трактор. На берегу лимана – колхозный птичник, уткам там благодать, но пресной воды нет, и каждое утро трактор тащил туда пузатую желтую цистерну. По дороге он заезжал к ним во двор, и все запасались пресной водой – наливали в бачки, кастрюли, бутыли, ведра. За огородом, на полдороге к морю, есть колодец, но там вода солоноватая. Если привыкнуть – ничего, пить можно. Только зачем пить соленую, когда возят пресную?

Максимовна, мамка и Нюшка подставляли бидоны и кастрюли, дед и Федор оттаскивали их в сторону, Сенька-Ангел наставлял ребристую брезентовую кишку, пускал воду, на всех покрикивал и посмеивался, как всегда в таких случаях, стоял веселый галдеж, и ко всему еще непрерывно тарахтел трактор. Сенька-Ангел никогда его не глушил – у трактора не было аккумулятора. Аккумулятор раньше был, и даже новый, но бывший председатель колхоза и кладовщик его пропили. Они хотели свалить на Сеньку, мол, он и пропил, только из этого ничего не вышло, потому что Сенька совсем не пьет, даже кислого вина и пива. Доказать они ничего не доказали, а трактор остался без аккумулятора, и после этого Сеньке каждое утро приходится “прикуривать” от грузовика, заводиться его аккумулятором. “Прикурит” и целый день тарахтит, пока работа не кончится.

Юрка и Славка таскали пустую посуду, а папка – ему тяжестей носить нельзя, он больной, – стоял в стороне, командовал и давал советы. Все были так заняты, что не сразу заметили, как к воротам подъехала голубая “Волга”. Из нее вышел высокий худой мужчина, вошел во двор и поздоровался, но в галдеже и тракторном рычании его никто не услышал. Юрка увидел первый и, забыв о десятилитровой бутыли в руках, уставился на него. На нем была синяя спецовка, только не такая, как у Сеньки-Ангела – простая, мятая и грязная, – а чистенькая, вся в “молниях” и блестящих кнопках. Папка тоже его увидел, подошел и поздоровался – наклонил немножко голову, правую руку поднес к козырьку кепки, потом протянул приезжему. (Очень красиво у него это получается. Юрка сам сколько раз пробовал перед зеркалом, но так фасонно не выходило.) Поговорить они не смогли, потому что в это время Сенька-Ангел закинул брезентовую кишку на цистерну, сел на свое место, закричал: “Привет, привет!” – и включил скорость. Трактор зарычал еще громче и поволок пузатую цистерну со двора.

Тогда приезжий снова поздоровался, и ему вразнобой ответили. Все уже заметили его, смотрели во все глаза и гадали, что за человек и что ему нужно.

– Кто у вас тут хозяин? – спросил он.

– Это смотря какого хозяина вам надо, – ответил Юркин папка. Он жил и в городе и везде и умел разговаривать со всякими людьми.

Читайте также:  Сочинение на тему День рождения друга

– У вас на доме вывеска: “Дорожный мастер”. Должно быть, мастер и есть хозяин.

– Мастер я, – сказал дед, и его морщинистое лицо стало еще морщинистее, а выцветшие глазки спрятались в узкие щелочки, как всегда, когда он ожидал каких-нибудь неприятностей.

– Объехал я весь Тарханкут, – сказал приезжий, – а места лучше вашего не видел. Как оазис в пустыне.

Дед не понял и еще больше сморщился.

– Что ж у нас тут такого особенного? Место как место.

– Что имеешь, никогда не ценишь, – непонятно сказал приезжий. Он и потом то и дело говорил что-нибудь непонятное. – А нам очень понравилось. Нельзя ли у вас тут остановиться и пожить некоторое время?

Морщины на лице деда немного распустились. Значит, приезжий не начальство и неприятностей не будет.

– Так где у нас? Тесновато живем – четыре комнаты, три семьи, в четвертой мастерская. Да уж, коли вам такая охота, потеснимся как-нибудь.

– Вы меня неправильно поняли. Мы не собираемся вас затруднять. Если не возражаете, мы вон там, – он показал на бугор, заросший тамариском, поставим палатку и будем жить.

Дедово лицо совсем прояснилось.

– А живите на здоровье, места не просидите.

Хлопнула дверца “Волги”, все посмотрели туда, приезжий тоже посмотрел, улыбнулся и сказал:

Во двор вошла молодая женщина. Женщина как женщина, ничего особенного. Ветер растрепал ее волосы, она отбросила их рукой, озабоченно посмотрела на приезжего, но, увидев, что он улыбается, улыбнулась тоже. И тогда все тоже невольно начали улыбаться. На нее просто приятно было смотреть – и на глубокие ямочки на щеках, и на голубые, какие-то очень открытые глаза, и на то, как она легко, будто не ступая по земле, шла к ним.

– Вот, – сказал приезжий, – прошу любить и жаловать: Юлия Ивановна. А меня зовут Виталием Сергеевичем, фамилия – Воронин.

– Очень приятно познакомиться, – сказал дед. – Костыря Тимофей Архипович. А это моя Максимовна.

Максимовна вытерла руку о платье, и белая маленькая рука приезжей скрылась в ее красной мясистой лапе, как в толстой вязаной варежке. Тут все стали по очереди подходить и здороваться, кроме, конечно, ребят, потому что кто бы им стал подавать руку.

– Всё, Юленька, договорились, – сказал Виталий Сергеевич, – пойдем теперь посмотрим.

Приезжие пошли с дедом выбирать место, а Юрка, Славка и Митька, конечно, за ними.

За оградой они миновали кучу ржавого железного хлама, яму с гашеной известью. Каждый год перед Первым мая ее раскрывали и красили известкой дом и ограду. Под ногами шуршал уже засыхающий овсюг. Бугор был окутан бледно-розовым дымом – тамариск цвел. Приезжие переглянулись и снова улыбнулись друг другу.

– Ну? – сказал Виталий Сергеевич. – Я не прав? Море рядом, каких-нибудь десять километров персонального пляжа, и эти розовые кусты, и безлюдье, и эти дали.

– Мечта! – сказала Юлия Ивановна. – Лучше нельзя и придумать!

Она переводила взгляд вслед за его рукой. Юрка тоже смотрел туда же и старался понять, чем они восхищаются: Он жил и жил и никогда не думал, красиво здесь или нет. И никто не думал об этом и не говорил. Ни Федор и Нюшка, ни папка с мамкой. Наоборот, все жаловались, как плохо тут жить на отшибе – ни людей, ни магазина, ни клуба. И света нет – сидят при керосиновых лампах, и детям далеко ходить в школу, да еще во всякую погоду. А случись какая беда, надо бежать за четыре километра в Ломовку, потому что ближе никакого жилья нет. До Гроховки, где правление колхоза и телефон, пять километров, а до переправы и все шесть.

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

20.01.2019

“Беглец”

Чехов А., рассказ “Беглец”

Жанр: рассказы о детях

Главные герои рассказа “Беглец” и их характеристика

  1. Пашка. Мальчик 7 лет. Неграмотный, бедный, ничего не понимающий.
  2. Мать Пашки. Темная и неграмотная женщина.
  3. Доктор. Старается помочь людям, но всех называет дураками.

План пересказа рассказа “Беглец”

  1. Пашка идет в больницу
  2. Очередь на прием
  3. Осмотр у доктора
  4. Обещание чижей и лисицы
  5. Пашка остается в больнице
  6. Постель и вкусная еда
  7. Мертвец
  8. Ужас Пашки
  9. Побег Пашки
  10. Доктор в окне
  11. Пашка дурак.

Кратчайшее содержание рассказа “Беглец” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Мать привела Пашку в больницу.
  2. Доктор сказал, что Пашке придется остаться в больнице.
  3. Он обещал показать мальчику лисицу и половить чижей.
  4. Пашке понравилась кровать, одежда и обед.
  5. Ночью он увидел мертвеца и убежал.
  6. На крыльце Пашка потерял сознание и очнулся в палате.

Главная мысль рассказа “Беглец”
Никогда нельзя запускать болезнь.

Чему учит рассказ “Беглец”
Рассказ учит пользе знаний, учения. Учит мужественно переносить невзгоды. Учит везде находить приятное. Учит быть смелым и решительным. Учит сочувствию и состраданию.

Отзыв на рассказ “Беглец”
Мне понравился этот рассказ, но я так и не поняла, что случилось с Пашкой дальше. Вылечили ему руку или нет. Мне понятен страх маленького мальчика, впервые оказавшегося в одиночестве среди чужих людей. Но бежать было глупо, тем более не зная дороги. Мне кажется, что доктор искренне хочет помочь мальчику, и если и называет его дураком, то ласково.

Пословицы к рассказу “Беглец”
Больной от могилы бежит, а здоровый в могилу бежит.
Застарелую болезнь лечить трудно.
Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало.
Больной лечись, а здоровый берегись.
От себя не убежишь и от судьбы не скроешься.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа “Беглец”
Процедура оказалась длинной. Пашка с матерью долго шел по полю, потом два часа ждал в сенях, пока откроют двери и успел даже вздремнуть.
Наконец двери раскрылись, и Пашка вошел в приемную Там сидели больные и Пашка увидел много смешного для себя. Например, подпрыгивающего на одной ноге парня он назвал воробьем.
Но вот фельдшер стал записывать больных и Пашка узнал, что ему семь лет, что он неграмотный, и его зовут Павел Галактионович.
Вышел доктор, который сразу назвал дураком подпрыгивающего парня, который должен был прийти еще в понедельник. Потом доктор стал вызывать больных. Дошла очередь и до Пашки.
Мать сказала, что у Пашки болячка на руке, и доктор велел Пашке раздеться. Пашка заревел, а доктор стал ругать мать, говоря, что она сгноила мальчику руку.
Потом доктор о чем-то надолго задумался и объявил, что Пашке надо остаться в больнице. Он пообещал мальчику половить чижей, показать живую лисицу. А потом велел фельдшерице отвести Пашку наверх.
Доктор был такой добрый и веселый, что Пашка решил уважить его, и позволил отвести себя наверх. Там его поместили в палату и Пашке понравилась его кровать. Кроме Пашки в палате находился только один старик, который постоянно кашлял. Через открытую дверь была видна другая палата.
Пашке принесли новую одежду и он с удовольствием оделся. Потом Пашку накормили. Сперва он поел щей с мясом, потом принесли жаркое, которое Пашка ел впервые в жизни.
Поев, Пашка пошел погулять по больнице и посмотрел на разных больных. Потом лег на кровать и стал ждать доктора, чтобы идти ловить чижей. Доктора долго не было. Стемнело и Пашка задремал.
Проснулся он от тихого шепота. Из соседней палаты выносили умершего. Пашка закричал от ужаса и бросился бежать. Он ткнулся в одну палату, в другую, спустился по лестнице и выбежал на улицу. Не разбирая дороги он забежал за сарай, но потом вернулся к больнице и попытался обогнуть ее с другой стороны. Там он увидел кресты могил. Пашка снова закричал и побежал к флигелю, где ярко горело окно.
В окне он увидел доброго доктора, который читал книжку, и уже забежал на крыльцо, когда неведомая сила сжала ему дыхание и ударила по ногам.
Очнулся Пашка утром и услышал тот самый голос, который обещал ему чижей и лисицу. Голос называл его дураком и говорил, что бить его некому.

Беглец – краткое содержание рассказа Дубова

© Издательство «Детская литература». Оформление серии, 2001

© Н. И. Дубов. Текст, наследники

© А. Турков. Предисловие, 2001

© В. Юдин. Иллюстрации, 2001

«Какое оно, море?» назывался фильм, снятый по одной из повестей Николая Ивановича Дубова (1910–1983). Море, река – не только как сами по себе могучие стихии, но и как образ жизни, – очень частые «персонажи» книг этого писателя.

«Мальчик у моря» – не просто название повести. Это главная авторская забота, любимая тема – маленький человек на пороге жизни.

«Раньше река была для Кости местом, где купаются, ныряют с вышки, загорают, катаются на лодках и катерах», – говорится в повести «Огни на реке». Только пожив у дяди-бакенщика, мальчик понимает, какая напряженная трудовая жизнь идет на реке, и уже с новым чувством смотрит на «сверкающую гладь, голубую дорогу, которая теперь не кажется ему простой и легкой, но становится от этого еще прекраснее».

В повести «Небо с овчинку» нет никакого моря – всего-навсего отдаленное лесничество, так называемая глубинка. «…Не воображай, что ты едешь в джунгли», – подтрунивает над героем повести Антоном сосед по квартире Федор Михайлович. И все же мальчику и его новым друзьям суждено выдержать небольшой «шторм», небезопасное столкновение с местными чинушами и просто с завзятыми подлецами, которым не до́роги ни природа, ни «братья наши меньшие» – животные.

Читайте также:  Горе одному - краткое содержание рассказа Дубова

В этом «бою» победа дается героям сравнительно легко. Не то что в романе «Горе одному», где сироте Лешке солоно пришлось в начале трудовой жизни, во многом напоминающей пережитое самим автором, тоже начинавшим свой путь, свою рабочую биографию разметчиком на паровозоремонтном заводе.

Вообще с каждой новой книгой Дубов все серьезнее и углубленнее судил о жизни, все внимательнее присматривался к людям, порой словно бы возвращаясь к какому-нибудь персонажу заново и открывая в нем что-то ранее не замеченное.

Совсем по-иному увиден писателем герой повести «Беглец» Юрка. Он из тех подростков, которых принято называть «трудными». Рос в бедной семье с пьющим отцом и издерганной заботами, крикливой матерью. Но как доверчиво потянулся он к приехавшим отдохнуть у моря Виталию Сергеевичу и Юлии Ивановне, почувствовав, что они живут какой-то другой жизнью, ласковы и внимательны не только друг к другу, но и к новым случайным знакомым!

Трогательно, хотя порой и очень неуклюже старается он, в свою очередь, отплатить им добром и остро переживает внезапную гибель «дяди Вити» и случившуюся после этого с Юлией Ивановной болезнь.

После происшедшего несчастья обнаружилось, что у идиллического, на зависть всем окружающим, времяпрепровождения приезжих была печальная и прозаическая «подкладка»: чужой в своей настоящей семье, Виталий Сергеевич наслаждался коротким счастьем с любимой женщиной, медля сделать окончательный выбор. И эта попытка «бежать» от необходимости, так или иначе разрубить сложный житейский узел угнетает обоих.

Из тех их разговоров, которые слышит Юрка, читатель понимает, что подобную уклончивость «дядя Витя» проявляет и в своей работе. Раскритиковав пошловатые и неумелые рисунки Юркиного отца, он честно признается себе, что молодец-то он против овец, вроде этого неудачника, а при столкновении с подобными же ремесленниками от искусства, обретшими незаслуженную известность, пасует!

Гибель Виталия Сергеевича в какой-то мере символична: он не справился не только с морскими волнами – с жизнью, и она захлестнула, поглотила его, вероятно немалый, талант и незаурядную личность.

Все случившееся резко обостряет отношения Юрки с родичами. Он с возмущением видит, как изменилось их отношение к Юлии Ивановне, как злорадно и черство они судят-рядят о ней, как отец не стыдится поживиться на чужой счет в столь трагических обстоятельствах. Подросток хочет уйти из дома, но когда он окончательно решается это сделать, то узнает, что отец ослеп с перепою. Юрка потрясен. А когда он увидел играющих на берегу младших братьев, совсем еще несмышленышей, подумал: «Теперь их тут и вовсе замордуют, затуркают. Будут расти, как бурьян, без призора. На мамке теперь все. А что она одна сможет?»

С поразительной тонкостью показывает автор в этом эпизоде перемену, происшедшую в сознании героя, его внезапное возмужание, какую-то почти отцовскую нежность к братьям, с которыми еще недавно ссорился и дрался.

И Юрка совершает тяжкий выбор: остается в семье. В известной мере это ставит его, самого еще совсем пацана, выше умного и талантливого Виталия Сергеевича. И это, пожалуй, не о Юрке, а о бедном «дяде Вите» может быть сказано, что он «бегал, бегал, а никуда не убежал». Так оказывается, что дело совсем не в том, чтобы «стать большим» по годам, – можно быть взрослым и в Юркином возрасте.

В те короткие минуты, когда «беглец» решил остаться дома, он не только не произнес про себя никаких высоких слов, но вряд ли вспомнил и услышанное однажды от Виталия Сергеевича: «От своего долга, брат, никуда уехать нельзя». Однако Юрка следует именно велению долга.

Конечно, ему придется несладко дома с беспомощным отцом, который при встрече с сыном ухватился за него, как тонущий человек, и с матерью, которой так трудно, и с малышней… Но та ранящая нежность, с какой он смотрит на братьев, не понимающих еще, какая с ними стряслась беда, заставляет верить, что в грубоватом Юрке таятся неизвестные даже ему самому залежи доброты и сердечности.

«Не забывай долга – это единственная музыка, – писал замечательный русский поэт и чуткий человек Александр Блок жене. – Жизни и страсти без долга нет».

Конечно, Юрка не думает ничего подобного, но инстинктивно чувствует, что оставить в беде близких, презреть своей долг перед ними – значит причинить ущерб не только им, но и себе, переступить через что-то очень важное в собственной душе, «убежать» от самого себя настоящего, перестать быть самим собой.

Не расставайтесь с автором этой книги после того, как, дочитав, закроете ее! Вглядитесь вместе с Сашуком, «мальчиком у моря», в картины природы, «как в пронизанной солнечным светом воде стоят стайки мальков, потом, испугавшись чего-то, серебряными брызгами разлетаются в разные стороны… как прозрачные тени волн бегут и бегут по песчаному дну», почувствуйте поэзию рыбацкого труда, когда «два ряда весел… враз поднимаются, дружно посылают Сашуку зайчиков и снова опускаются» и «налитые серебристой рыбой лодки подваливают к причалу».

Продолжите знакомство с персонажами «Неба с овчинку», читая увлекательный, многоплановый, полудетективный роман «Колесо Фортуны», где действие затейливо перемещается из нашего времени в эпоху Екатерины II.

Прочитайте повесть «У отдельно стоящего дерева», написанную так, будто автор сам испытал страшную судьбу наших пленных в Великую Отечественную войну (хотя в те годы он работал на оборонном предприятии в тылу).

Надеюсь, понравится вам и совсем уже «взрослый» роман «Родные и близкие», в самом названии которого как бы сквозит укоризна и печаль о том, как драматически складываются подчас отношения между членами одной семьи, – роман, в финале которого герой «вершит над собой беспощадный суд совести за все, что сделал, за все, чего не сделал» (в чем-то похоже на Виталия Сергеевича из «Беглеца»).

«Добрый», – говорят об одном персонаже в романе «Горе одному».

«А я?» – спрашивает главный герой.

«Не знаю. Ты, может, еще добрей… Только сердитый».

Это как будто о самом Дубове сказано, который и по-настоящему добр к людям, и непримиримо «сердит» на все, что им мешает, сбивает их с дороги.

Николай Дубов: Беглец

Здесь есть возможность читать онлайн «Николай Дубов: Беглец» — ознакомительный отрывок электронной книги, а после прочтения отрывка купить полную версию. В некоторых случаях присутствует краткое содержание. Город: М. год выпуска: 1987, категория: Детскиая проза / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

  • 80
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Беглец: краткое содержание, описание и аннотация

Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Беглец»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.

Николай Дубов: другие книги автора

Кто написал Беглец? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Эта книга опубликована на нашем сайте на правах партнёрской программы ЛитРес (litres.ru) и содержит только ознакомительный отрывок. Если Вы против её размещения, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.

Беглец — читать онлайн ознакомительный отрывок

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система автоматического сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Беглец», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Не бойтесь закрыть страницу, как только Вы зайдёте на неё снова — увидите то же место, на котором закончили чтение.

Рано утром Сенька-Ангел привез воду. Вообще-то он не тракторист, а шофер и водит то бортовую, то молоковоз, когда что надо, но тракторист заболел, а Сенька-Ангел на все руки, и его посадили на трактор. На берегу лимана — колхозный птичник, уткам там благодать, но пресной воды нет, и каждое утро трактор тащил туда пузатую желтую цистерну. По дороге он заезжал к ним во двор, и все запасались пресной водой — наливали в бачки, кастрюли, бутыли, ведра. За огородом, на полдороге к морю, есть колодец, но там вода солоноватая. Если привыкнуть — ничего, пить можно. Только зачем пить соленую, когда возят пресную?

Максимовна, мамка и Нюшка подставляли бидоны и кастрюли, дед и Федор оттаскивали их в сторону, Сенька-Ангел наставлял ребристую брезентовую кишку, пускал воду, на всех покрикивал и посмеивался, как всегда в таких случаях, стоял веселый галдеж, и ко всему еще непрерывно тарахтел трактор. Сенька-Ангел никогда его не глушил — у трактора не было аккумулятора. Аккумулятор раньше был, и даже новый, но бывший председатель колхоза и кладовщик его пропили. Они хотели свалить на Сеньку, мол, он и пропил, только из этого ничего не вышло, потому что Сенька совсем не пьет, даже кислого вина и пива. Доказать они ничего не доказали, а трактор остался без аккумулятора, и после этого Сеньке каждое утро приходится «прикуривать» от грузовика, заводиться его аккумулятором. «Прикурит» и целый день тарахтит, пока работа не кончится.

Читайте также:  Сочинение на тему День рождения друга

Юрка и Славка таскали пустую посуду, а папка — ему тяжестей носить нельзя, он больной, — стоял в стороне, командовал и давал советы. Все были так заняты, что не сразу заметили, как к воротам подъехала голубая «Волга». Из нее вышел высокий худой мужчина, вошел во двор и поздоровался, но в галдеже и тракторном рычании его никто не услышал. Юрка увидел первый и, забыв о десятилитровой бутыли в руках, уставился на него. На нем была синяя спецовка, только не такая, как у Сеньки-Ангела — простая, мятая и грязная, — а чистенькая, вся в «молниях» и блестящих кнопках. Папка тоже его увидел, подошел и поздоровался — наклонил немножко голову, правую руку поднес к козырьку кепки, потом протянул приезжему. (Очень красиво у него это получается. Юрка сам сколько раз пробовал перед зеркалом, но так фасонно не выходило.) Поговорить они не смогли, потому что в это время Сенька-Ангел закинул брезентовую кишку на цистерну, сел на свое место, закричал: «Привет, привет!» — и включил скорость. Трактор зарычал еще громче и поволок пузатую цистерну со двора.

Тогда приезжий снова поздоровался, и ему вразнобой ответили. Все уже заметили его, смотрели во все глаза и гадали, что за человек и что ему нужно.

— Кто у вас тут хозяин? — спросил он.

— Это смотря какого хозяина вам надо, — ответил Юркин папка. Он жил и в городе и везде и умел разговаривать со всякими людьми.

— У вас на доме вывеска: «Дорожный мастер». Должно быть, мастер и есть хозяин.

— Мастер я, — сказал дед, и его морщинистое лицо стало еще морщинистее, а выцветшие глазки спрятались в узкие щелочки, как всегда, когда он ожидал каких-нибудь неприятностей.

— Объехал я весь Тарханкут, — сказал приезжий, — а места лучше вашего не видел. Как оазис в пустыне.

Дед не понял и еще больше сморщился.

— Что ж у нас тут такого особенного? Место как место.

— Что имеешь, никогда не ценишь, — непонятно сказал приезжий. Он и потом то и дело говорил что-нибудь непонятное. — А нам очень понравилось. Нельзя ли у вас тут остановиться и пожить некоторое время?

Морщины на лице деда немного распустились. Значит, приезжий не начальство и неприятностей не будет.

— Так где у нас? Тесновато живем — четыре комнаты, три семьи, в четвертой мастерская. Да уж, коли вам такая охота, потеснимся как-нибудь.

— Вы меня неправильно поняли. Мы не собираемся вас затруднять. Если не возражаете, мы вон там, — он показал на бугор, заросший тамариском, — поставим палатку и будем жить.

Дедово лицо совсем прояснилось.

— А живите на здоровье, места не просидите.

Хлопнула дверца «Волги», все посмотрели туда, приезжий тоже посмотрел, улыбнулся и сказал:

Во двор вошла молодая женщина. Женщина как женщина, ничего особенного. Ветер растрепал ее волосы, она отбросила их рукой, озабоченно посмотрела на приезжего, но, увидев, что он улыбается, улыбнулась тоже. И тогда все тоже невольно начали улыбаться. На нее просто приятно было смотреть — и на глубокие ямочки на щеках, и на голубые, какие-то очень открытые глаза, и на то, как она легко, будто не ступая по земле, шла к ним.

«Беглец» – краткое содержание рассказа А.П. Чехова

Один из коротких рассказов, мастером которых был А. П. Чехов, — «Беглец». Краткое содержание рассказывает историю маленького крестьянского мальчика, которого мать приводит к врачу, думая, что у него всего лишь незначительная болячка, но в итоге оказывается, что случай запущен, ребёнку требуется операция. Автор демонстрирует картину дореволюционной России, когда многие люди были неграмотными и тёмными, а также трогательно показывает внутренний мир ребёнка.

История создания

Произведение было написано в 1887 и впервые опубликовано в том же году в «Петербургской газете» № 26 с подписью А. Чехонте. При жизни писателя рассказ переводился на различные языки.

По воспоминаниям младшего брата Чехова, Михаила, рассказ был написан по впечатлениям, полученным Чеховым, когда он в 1884 году служил практикантом в Чикинской (Воскресенской) больнице. Рассказ также был положительно оценён Л. Н. Толстым.

Краткое содержание

Семилетний мальчик Пашка вместе со своей матерью осенью отправляется в больницу, так как у него ещё с Пасхи болела рука. Путь до больницы был долгий: они шли под дождём до рассвета. Затем они вошли в сени, после этого — в приёмную. Пашка с интересом разглядывал людей и молчал, хотя один пациент его позабавил — он подпрыгивал на одной ноге, как воробей.

Когда пациенты записались, через приёмную прошёл доктор. Подпрыгивающего парня он отчитал, сказав, что тот должен был приходить в понедельник, а тот пришёл только в пятницу. Доктор был строгий и называл пациентов «дураками», но по-доброму.

Наконец, он позвал в свой кабинет Пашку с матерью. Мальчика раздели и осмотрели, хотя при виде таза с кровяными помоями он не удержался от слёз. Выяснилось, что у него болит весь сустав, и он даже может остаться без руки. Приводить его к врачу нужно было ещё полгода назад, а теперь мазями и каплями уже не поможешь: его нужно оставлять в больнице и проводить операцию. Пашка боялся оставаться один, без матери, но врач пообещал, что после операции они чижей пойдут ловить, а ещё врач покажет ему живую лисицу.

Фельдшерица увела Пашку наверх, в палату на троих человек. Его переодели и дали поесть. Он ещё никогда не ел такую вкусную еду, а одежда и кровать его восхитили. После этого он немного походил по больнице, рассматривал пациентов. Некоторые из них были с оспой и выглядели страшно.

К ночи мальчик уснул, но проснулся от шорохов и голосов. Один из пациентов в соседней палате, Михайло, умер, и теперь его собирались вынести из палаты, решая, с кроватью его выносить или просто так.

Пашка никогда раньше не видел мертвецов. Мысль о смерти, а также картина тёмных окон и тот факт, что мать его далеко, так его напугали, что он бросился бежать из больницы, не разбирая дороги. Но далеко не убежал: бросился назад к больнице, затем обежал её, а за больничным корпусом увидел белеющие могильные кресты. От страха он звал маму. Но вот он увидел в окне силуэт знакомого доктора, читающего книгу, и обрадовался.

Однако из-за всех потрясений этой ночи Пашка потерял сознание и упал в обморок прямо на ступени. Когда он пришёл в себя, было уже светло. Рядом был доктор, называл его «дураком» и по-доброму бранил его.

План для пересказа

Это короткое произведение, в котором автор мастерски передаёт все переживания семилетнего ребёнка и затрагивает довольно важную проблему. Для удобства рассказ можно разделить на несколько частей, составив план для пересказа:

  • Обращение в больницу.
  • Очередь на приём.
  • Осмотр у сурового врача.
  • Необходимость остаться в больнице.
  • Обещание показать чижей и лисицу.
  • Вкусная еда и хорошие условия.
  • Знакомство с больными.
  • Мертвец и ужасы ночи.
  • Побег.
  • Развязка ночного приключения.

    Характеристика главных героев

    Главных героев «Беглеца» Чехова всего трое. Их описание и характеристика:

    Также в произведении присутствуют второстепенные герои — пациенты, фельдшеры.

    Анализ и основная мысль

    Жанр произведения — рассказ о детях, направление — реализм. Чехов мастерски, не приукрашивая, отражает дореволюционную действительность, которая порой предстаёт суровой и жестокой. Необразованные малограмотные крестьяне часто не понимали, насколько серьёзно постигшее их заболевание, а потому слишком поздно обращались к врачу. Мать Пашки едва его не погубила: из-за её недосмотра он мог лишиться руки, она была ответственна за жизнь и здоровье своего ребёнка, но не думала о последствиях.

    К сожалению, тема, затронутая в произведении, актуальна и сейчас: в настоящее время многие люди тоже решают лечиться самостоятельно и до последнего не обращаться к врачу, не понимая, что их самонадеянность может сыграть с ними злую шутку. Но в их случае это нельзя оправдать неграмотностью и невежеством.

    Краткое содержание для читательского дневника показывает, что автор также обращает внимание на проблему бедности в те непростые годы: Пашка живёт настолько бедно, что хоть сколько-нибудь комфортные условия жизни приводят его в восторг. С какой жадностью мальчик ест щи, облизывая ложку после каждого хлебка, с каким удивлением он первый раз в жизни ест жареное мясо… Всё это — поэма бедности, крик о помощи простого народа, на жизнь которого высшие слои общества зачастую не обращают внимания.

    Будучи врачом, Чехов со знанием дела описывает врачебные будни, больницу, приём пациентов. Не менее ярко пишет он о детском восприятии действительности: детские впечатления всегда особенно красочные и живые, надолго остающиеся в сознании ребёнка. Даже обычный первый поход в больницу превращается в настоящее приключение.

    Ещё одна непростая тема, о которой говорится в произведении, — тема смерти. В стенах больницы смерть — частый гость: иногда некоторым пациентам помочь уже невозможно, и они, лёжа на больничных койках, доживают последние дни, просто смиряясь со своим положением. На таких пациентов смотрит Пашка, когда совершает свой «ознакомительный обход» больницы.

    Ночью он становится свидетелем смерти одного из больных, Михайло, весь день недвижимо лежащего на своей койке. Разумеется, это настолько пугает мальчика, что он становится беглецом. Но всё же для своего возраста он поступает довольно мужественно и смело, становясь для юных читателей хорошим примером.

  • Ссылка на основную публикацию