Черемыш – брат героя – краткое содержание рассказа Кассиля

Краткое содержание «Черемыш, брат героя» Кассиля

Кассиль Лев Абрамович Произведение «Черемыш, брат героя»

Удачной попыткой в создании повести о новой школе была книга «Черемыш — брат героя» , выдержавшая много изданий. В ней писатель стремится решить актуальные для молодого поколения того времени социальные и моральные проблемы, касающиеся выбора идеала в жизни, понятия чести и героизма, верности и мужества. Особенно удался автору образ главного героя книги — Гешки Черемыша, мальчишки-детдомовца, мечтающего о старшем брате.

Обаяние и притягательность этого подростка

Острый конфликт, загадочные и напряженные ситуации увеличивают занимательность книги.

Дайджест:

Краткое содержание сборника Крапивина «Брат, которому семь» Зеленая Грива Семилетний Алька живет в новом городе, построенном на месте деревни. Возле города находится большой овраг, в котором растут одуванчики. Один раз соседская девочка решила поиграться с Алькой и. .

Анализ стихотворения Ах, что-то мне не верит­ся, что я, брат, воевал Б. Окуджава — стихотворение «Ах, что-то мне не верит­ся, что я, брат, воевал…» Б. Окуджава в 1942-м после окончания девятого класса средней школы добровольцем ушел на фронт. Служил в за­пасном. .

Воспоминания о родном крае в поэзиях Богдана Лепкого «Запение», «Видишь, брат мой» Б. Лепкой Родился на хуторе Кривеньком на Тернопольщине в семье сельского священника. Учился в Бережанской гимназии, в Академии искусств в Вене, в Венском и Львовском университетах. Излагал в Бережанской гимназии. .

«Мой младший брат» Мой младший братик — школьник. Ему девять лет. У него карие глаза, густые каштановые волосы. Он среднего роста, полноты тоже средней. Носит длинную стрижку, это придает приятную округлость его лицу. .

Краткое содержание: Зимний вечер Зимний вечер Обращение к няне и образы народных сказок можно найти в стихотворении «Зимний вечер», написанном в 1825 году. Стихотворение начи­нается картиной снежной бури, в которой сти­хия сравнивается с живым. .

Характеристика героя Ася, Тургенев Ася Ася — главная героиня повести И. С. Тургенева, младшая сестра Гагина, возлюбленная Господина Н. Н., один из самых поэтичных женских образов в творчестве Тургенева. Ася была дочерью состоятельного дворянина. .

Портрет героя в художественных произведениях разных жанров. Назовите последнее прочитанное вами произ­ведение Назовите последнее прочитанное вами произ­ведение и решите, какие портреты вы в нем увиде­ли: романтические или реалистические. Предлагаем ответ семиклассника. «С интересом прочитал повесть В. Ф. Одоевского «Черная перчатка». Очень колоритен. .

Образ главного героя по поэме Мцыри Лермонтов в поэме использует знакомую по романтическим произведениям фабулу: бегство романтического героя за призраком свободы, неудача, гибель. Однако автор делает переакцентировку фабулы: герой вынужден находится в монастыре, но его истоки. .

Краткое содержание Сказка о попе и работнике его Балде в сокращении Жил-был поп, однажды пошел он по базару. Идет ему навстречу Балда. Поп говорит, что нужен ему работник: конюх, повар и плотник. Балда отвечает, что согласен служить в год за три. .

Краткое содержание «Хроники Заводной Птицы» Мураками Харуки Мураками Произведение «Хроники Заводной Птицы» Это произведение не имеет общих персонажей с предыдущими книгами Мураками, имея, однако сходные образы и сюжеты. В начале «Хроник» главный герой уходит из юридической. .

Краткое содержание романа Х. Мураками «Хроники Заводной Птицы» Это произведение не имеет общих персонажей с предыдущими книгами Мураками, имея, однако сходные образы и сюжеты. В начале «Хроник» главный герой уходит из юридической фирмы, где он был «мальчиком на. .

Краткое содержание Хроники Заводной Птицы Харуки Мураками » Хроники Заводной Птицы» — это история выделяющаяся из других произведений, своей индивидуальностью, сюжет не перекликается с другими романами, что так характерно для техники Мураками. Герой книги клерк, выполняющий все. .

Каковы источники имени главного героя поэмы «Василий Теркин»? Каковы источники имени главного героя поэмы «Василий Теркин»? Когда редакция газеты «На страже Родины» решила создать фе­льетонный персонаж, подвиги которого должны развлекать солдат в часы отдыха, было ясно, что имя. .

Краткое содержание Дом с мезонином в сокращении Рассказ написан от первого лица. Главный герой вспоминает, что примерно шесть-семь лет назад жил в имении помещика Белокурова в одном из многочисленных уездов Т-ой губернии. Рассказчик по роду своей деятельности. .

Краткое изложение Смерть героя Р. Олдингтон Смерть героя Действие происходит в 1890-1918 гг. Произведение написано в форме воспоминаний автора о своем сверстнике, молодом английском офицере, погибшем во Франции в самом конце первой мировой войны. .

Единичная, индивидуальная судьба героя в «Поэме без героя» Ахматовой Впервые с большой резкостью эта особенность психологического склада Ахматовой проявилась, как мы это уже видели, в «Белой стае», но впоследствии она все усиливалась и усиливалась, переходя иногда в крик отчаяния. .

Краткое содержание драмы Мы Чжиюаня «Стела из храма Цзяньфу» Ы Талантливый бедняк Чжан Хао обучает детей на хуторе богатого крестьянина, чье имя звучит так же, как и его, хотя пишется несколько иначе. Там Чжана находит друг, сановник Фань Чжун-янь. .

Краткое содержание После бала Когда разговор зашел о том, что нужно для личного совершенствования, Иван Васильевич решил рассказать историю, которая произошла с ним юности и кардинально изменила его жизнь. Собеседники считали, что для совершенствования. .

Краткое содержание «Отрезанной косы» Менандра Ы Текст комедии сохранился лишь фрагментарно, но филологи провели его реконструкцию. Действие происходит на улице Коринфа. На сцене — два дома. Один принадлежит командиру наемников, хилиарху Полемону, второй — родителям. .

Краткое содержание «Осиная фабрика» Бэнкса Иан Мензис Бэнкс Произведение «Осиная фабрика» Фрэнсис Колдхейм на чердаке своего дома соорудил Осиную Фабрику — устройство, состощее из циферблата и ловушек, туда он запускает осу, и от того, куда. .

Краткое содержание книги «Мерзнущий Су Цинь» Ы Крестьянский сын Су Цинь и его названый брат Чжан И решают уехать из родного села искать славы. Су Цинь прощается с отцом, матерью, братом, невесткой и женой. Он клянется. .

Краткое содержание — Маленький принц — Сент-Экзюпери Антуан де Сент-Экзюпери — сказка «Маленький принц». «Маленький принц» — философская сказка. Одна из про­блем, поставленных в ней автором, — проблема истинного смысла жизни. Экзюпери обозначает эту проблему, демонст­рируя читателю. .

Краткое содержание рассказа Дойла «Пропавший регбист» К Шерлоку Холмсу обращается за помощью мистер Овертон, капитан команды регбистов Кембриджского колледжа. Завтра решающий матч, а ведущий игрок Годфри Стонтон пропал. Вчера команда приехала в Лондон и остановилась в. .

Характеристика героя Спицын, Дубровский, Пушкин Спицын Антон Пафнутьич Спицын — второстепенный персонаж в романе А. С. Пушкина «Дубровский», знакомый помещик Троекурова, лжесвидетель. Это толстый мужчина лет 50, который под присягой давал лживые показания против Дубровских. .

Краткое содержание Легкое дыхание в сокращении В экспозиции рассказа описывается могила главной героини Оли Мещерской. Затем излагается ее история. Оля была благополучной, способной и озорной гимназисткой, которая к наставлениям классной дамы относилась с безразличием. В пятнадцатилетнем. .

Характеристика героя Мцыри, Лермонтов Мцыри Мцыри — главный герой одноименной поэмы М. Ю. Лермонтова, кавказский юноша, попавший в монастырь вопреки своей воле. С грузинского языка имя героя переводится как «послушник». В возрасте шести лет. .

Характеристика героя Любим Торцов, Бедность не порок, Островский Любим Торцов Любим Карпыч Торцов — герой комедии А. Н. Островского «Бедность не порок», промотавшийся брат Гордея Торцова. Этот персонаж наделен духовностью и высокими моральными качествами. Он может изображать шута. .

Характеристика героя Юрий Живаго, Доктор Живаго, Пастернак ­Юрий Живаго Юрий Живаго — главный герой романа Бориса Леонидовича Пастернака «Доктор Живаго»; преуспевающий медик, служивший во время войны; муж Антонины Громеко и сводный брат генерал-майора Ефграфа Живаго. Юрий рано. .

Краткое содержание «Ночью» Короленко Короленко Владимир Галактионович Произведение «Ночью» В спальне мальчиков просыпается Вася по прозвищу Голован. Послушав дождь и понаблюдав за таинственными ночными фигурами, он подходит к свечке в тазу, вокруг которой традиционно. .

Краткое содержание: Иван — крестьянский сын и чудо-юдо Иван — крестьянский сын и чудо-юдо В некотором царстве, в некотором государстве Жили-были старик и старуха. Было у них три сына, младшего звали Иванушка. Однажды раз­неслась недобрая весть, что чудо-юдо. .

Краткое содержание романа А. Моравиа «Равнодушные» Италия, двадцатые годы XX в. Три дня из жизни пятерых людей: немолодой дамы, Мариаграции, хозяйки приходящей в упадок виллы, ее детей, Микеле и Карлы, Лео, давнего любовника Мариаграции, Лизы, ее. .

Краткое содержание «До Адама» Лондона Джек Лондон Произведение «До Адама» Повесть Джека Лондона До Адама повествует читателю об обычном современном человеке, обладающим сдвоенным сознанием, которое позволяет ему оказываться во время сна в оболочке своего далекого. .

Краткое содержание Буря в сокращении Все действующие лица пьесы вымышлены. Они перенесены из разных стран на уединенный остров, где и разворачиваются описанные в произведении события. Море. Разыгралась буря. Гремит гром, и сверкают молнии. В море. .

Краткое содержание Пропавший Глаз в сокращении Михаил Афанасьевич Булгаков известен широкой общественности как писатель высочайшего уровня. О том, что он был врачом и после окончания университета несколько лет работал в глухой деревне знают многие. Именно поэтому. .

Характеристика героя Лиза, Пиковая дама, Пушкин Лиза Лизавета Ивановна — бедная воспитанница Графини Томской в светской повести А. С. Пушкина «Пиковая дама». Эта девушка живет в доме старой графини и находится под ее гнетом. Она стойко. .

Краткое содержание романа Вагинова «Труды и дни Свистонова» Петроград, середина 20-х гг. Главный герой — Андрей Николаевич Свистонов — писатель. «Свистонов творил не планомерно, не вдруг перед ним появлялся образ мира, не вдруг все становилось ясно, и не. .

Краткое содержание Анна Снегина в сокращении События происходили на рязанской земле, начиная с весны 1917 года и, заканчивая 1923 годом. Рассказ ведется автором-поэтом Сергеем Есениным. «Эпические» события изображаются через отношение к ним самого героя. Первая глава. .

Краткое содержание рассказа Дойла «Пустой дом» Прошло три года со дня гибели Шерлока Холмса. В Лондоне при весьма загадочных обстоятельствах убит юный граф Рональд Адэр. Рональд был любителем карточной игры и состоял в нескольких клубах. За. .

Краткое содержание «Буря» Шекспира В Действие происходит на уединенном острове, куда все вымышленные действующие лица перенесены из разных стран. Корабль в море. Буря. Гром и молния. Команда судна пытается спасти его, но знатные пассажиры —. .

Характеристика героя Иван Яковлевич, Нос, Гоголь Характеристика героя Иван Яковлевич Иван Яковлевич — персонаж повести Н. В. Гоголя «Нос», неряшливый цирюльник. Это обычный русский мастеровой, который был страшным пьяницей и неряхой. Хоть и брил он ежедневно. .

Черемыш — брат героя

Очень кратко

В класс приходит новый ученик, который всем сообщает, что его старший брат — знаменитый на всю страну лётчик. Когда лётчик приезжает в их город, мальчику приходится признаться в обмане.

В пятый класс одной из школ города Северянска приходит новый мальчик Геша Черемыш. Одноклассники и учителя в восторге, ведь новый ученик — родной брат героического лётчика Климентия Черемыша. Геша становится популярным. Первоклассники и старшеклассники заглядывают в класс, чтобы посмотреть на брата героя. Для убедительности Геша демонстрирует всем письмо от брата с подписью «Кл. Черемыш». Учителям кажется странным, что лётчик-герой отдал брата в детдом. Геша объясняет, что брат живёт в общежитии, но как только устроится, сразу заберёт его к себе.

Климентий Черемыш отличился на Дальнем Востоке. Потом был лётчиком-испытателем, получил звание Героя Советского Союза и стал одним из лучших советских лётчиков. Он брался за самые трудные и ответственные задания, летал в самые глухие районы, ставил рекорды.

Теперь одноклассники Геши вспоминают, что у них тоже есть старшие братья, замечательные люди. Геша получает письма из Москвы от брата редко. Он читает их тайком, никому не показывает и собирает все статьи про лётчика-героя из газет и журналов. Чтобы соответствовать брату, мальчику приходится хорошо учиться, не шалить и не участвовать в проделках одноклассников.

Зима в Северянске наступает рано, и с её приходом открывается каток. Геша оказывается отличным конькобежцем и хоккеистом. В школе две хоккейные команды, одна из которых — «девчачья». Капитаном мальчиков выбирают Гешу, а капитаном девочек остаётся староста класса Аня Баратова.

Климентий Черемыш совершает беспосадочный перелёт из Севастополя на Чукотку, но во время полёта неожиданно обрывается связь с отважным лётчиком. На Геше нет лица. Ученики боятся взглянуть на него, а учителя не спрашивают на уроках. И тут приходит известие, что Климентий Черемыш благополучно приземлился и установил новый рекорд.

Читайте также:  Черемыш – брат героя – краткое содержание рассказа Кассиля

В стране начинаются выборы в Верховный Совет СССР. От Северянского округа выдвинут Климентий Черемыш. Ребята начинают тревожиться, что другой округ перехватит героя, но лётчик соглашается баллотироваться именно в их округе. С Гешей начинает твориться что-то странное. Он становится рассеянным, избегает товарищей. Чтобы его развлечь, ребята решают устроить товарищеский матч по хоккею.

За два дня до матча приходит известие, что в город прибывает сам Климентий Черемыш. Геша становится всё более странным. В день прибытия героя, когда ребята с жителями города собираются идти на вокзал, он исчезает.

На вокзале, украшенном флагами и транспарантами, Аня Баратова произносит торжественную речь. Все удивляются, почему лётчик не спрашивает про брата. Вечером она получает записку от Геши с просьбой встретиться. Геша признаётся, что Климентий Черемыш — просто его однофамилец, а письма из Москвы он получает от родной сестры Клавдии. Восхищаясь героем, Геша фантазировал, что они братья. Чтобы выручить Гешу, Аня предлагает пойти к лётчику и всё ему рассказать.

К герою пробиться непросто: ему постоянно звонят, приходят, и Аня во время встречи успевает только пригласить лётчика на хоккейный матч.

Теперь Геша пребывает в раздумьях: прийти на матч — покрыться позором, а не прийти — подвести команду. Он решает спрятаться, чтоб посмотреть игру, а потом уехать.

Увидев, что девочки выигрывают со счётом 3:0, Геша не выдерживает и выбегает на лёд. Счёт становится уже 3:2, но тут мяч перелетает через бортик. Аня бросается за ним и, не заметив полыньи, проваливается под лёд. Пытаясь ей помочь, Геша проваливается сам. Лётчик бросается на помощь ребятам, прыгает в ледяную воду и вытаскивает их.

Климентий привозит Гешу к себе в гостиницу. Придя в себя, Геша рассказывает отважному лётчику, как он вообразил себя его братом. Пришедшим проведать его одноклассникам Геша со стыдом признаётся в обмане.

Отважный лётчик призывает ребят не судить товарища за мечту и берёт шефство над их классом.

Краткое содержание «Черемыш брат героя» Кассиль

Удачной попыткой в создании повести о новой школе была книга «Черемыш — брат героя» , выдержавшая много изданий. В ней писатель стремится решить актуальные для молодого поколения того времени социальные и моральные проблемы, касающиеся выбора идеала в жизни, понятия чести и героизма, верности и мужества. Особенно удался автору образ главного героя книги — Гешки Черемыша, мальчишки-детдомовца, мечтающего о старшем брате. Обаяние и притягательность этого подростка усиливают его рано сформировавшийся характер, целеустремленность, умение по-настоящему дружить, рыцарское отношение к сверстницам, увлеченность спортом и даже его мучительные переживания из-за того, что красивая мечта незаметно превратилась в постыдную ложь, в которой он сам мужественно признался знаменитому летчику. Запоминаются и другие образы школьников, например: Ани Баратовой, «багровощекого» увальня Феди Плинтуса.

Сложная психология ребят-подростков раскрывается автором с тонким юмором. Из взрослых героев наиболее удачен Климентий Черемыш, прообразом которого был Валерий Чкалов. Острый конфликт, загадочные и напряженные ситуации увеличивают занимательность книги.

Краткое содержание «Черемыш брат героя» Кассиль

Другие сочинения по теме:

Краткое содержание повести Кассиля «Черемыш — брат героя» В пятый класс одной из школ города Северянска приходит новый мальчик Геша Черемыш. Одноклассники и учителя в восторге, ведь новый.

Краткое содержание «Кондуит и Швамбрания» Кассиль Главные герои : , мать, отец, Оська — младший брат, Аннушка , Марфуша , двоюродный брат Митя, земский, директор .

Краткое содержание пьесы «Брат Гильбер» Ы Молодая женщина жалуется куме, что ее престарелый супруг не способен погасить пламя ее любовной страсти. Кума советует ей искать.

«Мой брат играет на кларнете» краткое содержание Повествование ведется от имени семиклассницы Жени. Повесть написана в форме дневника. Все девочки в Женином классе вели дневники, куда записывали.

Краткое содержание сборника Крапивина «Брат, которому семь» Зеленая Грива Семилетний Алька живет в новом городе, построенном на месте деревни. Возле города находится большой овраг, в котором растут.

Поэма без героя краткое содержание Ахматова А. А. Автору слышится Траурный марш Шопена и шепот теплого ливня в плюще. Ей снится молодость, его миновавшая чаша.

Поэма без героя Триптих краткое содержание Андреев Л. Н. Автору слышится Траурный марш Шопена и шепот теплого ливня в плюще. Ей снится молодость, ЕГО миновавшая чаша.

Краткое содержание «Поэмы без героя» Ахматовой Автору слышится Траурный марш Шопена и шепот теплого ливня в плюще. Ей снится молодость, его миновавшая чаша. Она ждет человека.

Краткое содержание романа Олдингтона «Смерть героя» Действие происходит в 1890-1918 гг. Произведение написано в форме воспоминаний автора о своем сверстнике, молодом английском офицере, погибшем во Франции.

Краткое содержание «Героя нашего времени» Лермонтова Роман основан на услышанных автором рассказах о Печорине и на записях из дневника героя. Бэла Рассказчик-офицер, странствующий по Кавказу, встречает.

Л. А. Кассиль — Кондуит и Швамбрания Лев Абрамович Кассиль (1905-1970) вошел в литературу в конце 20-х годов, когда быстрыми темпами шло становление детской литературы. «Кондуит и.

Единичная, индивидуальная судьба героя в «Поэме без героя» Ахматовой Впервые с большой резкостью эта особенность психологического склада Ахматовой проявилась, как мы это уже видели, в «Белой стае», но впоследствии.

Краткое содержание «Маленького принца» Сент-Экзюпери В шесть лет мальчик прочитал о том, как удав глотает свою жертву, и нарисовал змею, проглотившую слона. Это был рисунок.

Чем стали для главного героя эти уроки французского? (по одноименной повести В. Распутина) Уроки французского Распутин В Чем стали для главного героя эти уроки французского? (по одноименной повести В. Распутина) Каждый из нас проводит за школьной партой.

Создание на уроке портрета героя драматического произведения Герои пьесы показаны в сложных взаимоотношениях, и ученикам можно предложить словесно нарисовать некоторые мизансцены воображаемого спектакля. Пусть, например, ученики нарисуют.

Образ главного героя в цикле рассказов «Зона» Довлатов лукавит, называя рассказы «Зоны» «хаотическими записками»: образ главного героя превращает их в главы целостного произведения. Жанр «Зоны» генетически связан.

Духовные метаморфозы героя В. Пелевина Главная особенность творчества В. Пелевина — это пристальное внимание к процессам, которые происходят во внутреннем мире личности. В романе «Жизнь.

«Роман без героя» Теккерея Подзаголовком книги — «романа без героя» — Теккерей прямо указал на то, что в повествовании нет ни одного персонажа, который.

Краткое содержание сказки Гауфа «Холодное сердце» Бедный угольщик из Шварцвальда, Петер Мунк, «малый неглупый», стал тяготиться малодоходным и, кажется, совсем не почетным ремеслом, унаследованным от отца.

«Кафедра филантроматематики» краткое содержание После очередной удачной аферы Питерс и Такер решают стать филантропами. Оказавшись в захолустном городишке Флоресвиль, они с согласия местных жителей.

Кондуит и Швамбрания, Кассиль Лев

Краткое содержание, краткий пересказ

Кондуит и Швамбрания

Краткое содержание повести

Главные герои (живут в Покровске): (повествование ведётся от имени автора — я), мать, отец, Оська — младший брат, Аннушка (служанка), Марфуша (слуга), двоюродный брат Митя, земский, директор (кличка — Рыбий глаз), Цап-Царапыч, инспектор, Афонский Рекрут, Фараон, Иосиф, Атлантида, Биндюг, Аркаша (сын кухарки), учитель латинского — Тараканус или Длинношеее, учитель истории “э-мюэ”, учительница французского, комиссар Чубарьков, три тётки, военный Ла-Базри-Де-Базан (маркиз), Кириков —человек-поганка (алхимик), Дина (двоюродная сестра).

Мы с Оськой потеряли королеву из шахмат отца, он поставил нас в угол. Мы придумали новую игру: играть в страну — Швамбранию. Потом королева нашлась, но отец к тому времени уже вырезал другую, и мы сделали старую королеву хранительницей швамбранской тайны, заточив её в грот, который взяли у мамы. Так играли мы несколько лет. Страна наша на карте была изображена в виде зуба, а вокруг были океаны. Наша Швамбрания вела войны с Бальвонией и Кальдонией. Я быль царём, а Оська почтальоном, который приносил письма с вызовом на войну. Наша страна всегда побеждала. Все жители страны — мореходы и водники, которые гуляют на Брешке. Самый главный мореход — Джек, спутник моряков, он полиглот. Наш дом мы представляли в виде большого парохода. Отец (доктор)— домашний капитан. Папа — человек хороший, всегда шутит, но когда нам от него попадало, мама (пианистка) служила “глушителем”. Отца часто ночью вызывали в больницу. Ездили мы на тарантайке до тех пор, пока отец не сбросил нас в канаву. Оська любил выуживать золотых рыбок из аквариума, а потом хоронить их в спичечном коробке; почистил однажды папиной щёткой кошке зубы, а она исцарапала ему руки. После этого отец купил нам маленького козлёнка, который потом ободрал все обои, изжевал папины брюки, за это его отдали назад. Я читал книгу “Вокруг нас” и узнавал из неё как что делают. Оська знает много слов, но все их путает. Встретился он однажды с попом в парке, которого принял за женщину. А поп рассказывал Оське про бога (“а, знаю, Христос Воскрес его фамилия. “). Аннушка (служанка) взяла нас на венчание в церковь, и мы придумали, что Швамбрания — это царство небесное, а попа в нашей стране звали Гематоген. Все начальство мы делили на: жидкое (родители), твёрдое (директор гимназии) и газообразное (полиция и земский начальник). На святки приехал к нам двоюродный брат Митя, которого исключили из Саратовской гимназии за непочтительные отзывы о Законе Божьем. Священный его долг — делать гадости начальственным лицам. В Коммерческом собрании устраивался бал-маскарад, нас тоже пригласили. Митя хочет насолить земскому. Для этого он решил взять с собой Марфушу, костюм которой — большой почтовый конверт с изрядным запасом марок Марфуши. Марфа заняла первое место, за это ей дали золотые часы. Земский ею заинтересовался и захотел узнать, кто она, но её выкрали. После отец сказал, что это была наша служанка, а земский прямо побагровел. Кто-то на крыльцо земского привинтил очень большой бот с письмом: кому подойдёт, та будет земской начальницей. Он понял, что это был Митя, и ему дали выговор. Меня приняли в гимназию (“Забрили! Оболванили!”). Лето перед гимназией мы провели на даче. За день до занятий меня обрили наголо, а в первый день гимназии мне вырвали пуговицы. Зашли мы с мамой в кондитерскую и встретили там директора. Нам нельзя было посещать различные увеселительные заведения — сразу попадали в кондуит. Кондуит — книга, где записывались все наши проделки и проштрафы. Называли её ещё “Голубиная книга”, потому что у нас были шинели такого же цвета, как голуби-сизяки. Директора мы (кличка — Рыбий глаз) мы очень боялись. Цап-Царапыч всё время следил за нами, чтобы мы выполняли требования кондуита. А вот инспектора любили. Когда мы проштрафимся, он держал нас час стоя, а потом отпускал домой. Раньше в Покровске вместо звонков были проволочные ручки, но доктор провёл у себя в квартире звонок с электрическими батареями. Чуть позже он появился у всех. В шалмане жил Афонский Рекрут — мастер на все руки, который чинил всем звонки. Часто мы заходили к нему, обсуждали книги. Однажды в Народном саду произошла драка, и директор запретил гулять и там. Все гимназисты стали возмущаться по поводу этой истории, но и Оська нашёл выход: в знак протеста срезать все звонки в городе. К Афонскому Рекруту записался весь город, но звонки всё равно срезали. Никто больше себе не ставил, кроме земского начальника, и приставил к нему Фараона, но звонок опять срезали (сын земского и спрятал в руке). Пристав приказал Фараону отыскать воров (за 50 руб.). Фараон даёт взятки, но Иосиф молчит. У Фараона в руках оказался оборванный манифест, в котором было и ФИО земского сына, и он доложил всё директору. Фараон пришёл за Атлантидой, Биндюг сам пришёл к директору. Всех восьмерых исключили. Иосиф пришёл к директору и сказал, что звонки резала вся гимназия + сын земского, и попросил, чтобы нас опять приняли в гимназию. Теперь порядки в гимназии стали жёще, учитель латинского — Тараканус или Длинношеее — особо усердно ставит нам 1 и 2, учитель истории поднимает провинившихся на весь урок, француженка всё время обижается. Как-то я спасался от дворника, бегая по крышам, и познакомился с девочкой Таисой. Я посвятил её в тайну Швамбрании, а она открыла секрет какому-то мальчику. Играем с Оськой в войну, Клавдюша (дочь кухарки) — пленница. Ей пришло письмо от сына, в котором говорилось, что ему отрезало руку, мы очень её жалели. Делаем пакости учителю: взрывается порох под его подошвами, в табаку подсыпали пороха и перца. Учитель пошёл жаловаться директору. Встречаем раненых солдат, дух времени пропитывает нас, Оська носил кольцо от унитаза в дырке с портретом Николая II. Нас с женской гимназией водили в основной городок, чтобы показать примерный бой. Кончается 1916 год. 31 декабря родители пошли к знакомым встретить Новый год. Ко мне в гости пришёл одноклассник Гришка. Пошли мы с ним на улицу и увидели коня в упряжке одного богача и решили покататься. Но конь всё никак не мог остановиться. Тут вышел Цап-Царапыч, и конь как назло остановился. Он сказал, что запишет нас в кондуит и оставит нас после каникул на 4 часа без обеда. Спросил, разрешили ли нам покататься, на что мы ответили “да”. Он решил выяснить это, сел на лошадь, она погналась. В это время вышел хозяин и увидел, что лошадь украли, и вызвал полицию. После каникул Цап-Царапыч этот случай не вспоминал. Оська сделал важное заключение: Земля круглая, потому что глобус круглый. Позвонил д. Лёша и сказал, что революция, свергнули царя, и просил передать это родителям. Я вышел на улицу, хотелось кричать всем про революцию. Цап-Царапыч заметил меня и записал в кондуит. В гимназии всем рассказал эту новость. В классе висел портрет царя, и мы всунули в него горящую сигарету. Получилось, что Николай II курит. Через забор передаем записочки в женскую гимназию, они тоже за свободу. Атлантида услышал, что учителя хотят свергнуть директора. На демонстрацию директор не пришёл (сослался на болезнь). Комитет выгоняет директора, в спешке он забывает надеть колоши. Директор пошёл искать помощи у родительского комитета. Пришел директор к секретарю (моему отцу) и встретился с Оськой. Он называет его Воблый глаз. Родители боятся свободы для детей — распустятся. В гимназии отменяют отметки, вместо них: хор., уд., неуд., плохо, отл. Аркаша (сын кухарки) — умный, он стал учиться бесплатно в моём классе. Аркаша влюблён в Люсю (дочь богатой председательницы). Но мать её против. Он осунулся, хуже стал учиться, потом услышал, что нет больше Баринов, и написал ей письмо. Его выхватил учитель, прочитал и осмеял Аркашу перед классом. И тогда Аркаша понял: мир по-прежнему делится на платных и бесплатных.

Читайте также:  Великое противостояние - краткое содержание повести Кассиля по частям

Всюду проходили собрания, митинги, мне тоже хотелось в них поучаствовать. Мы собрали кружок бойскаутов и делали добрые дела. Наступил конец кондуита: мы сожгли его вместе с дневниками на костре возле гимназии. Лето 1918 года мы провели в д. Квасниковке, колошматили крапиву и уничтожали поганки, нашли огромный мухомор. За наше отсутствие Брешка изменилась, разгромили винный магазин одного богатея. Нашу гимназию объединили с женской. Мы сами ходили туда и выбирали себе девочек в класс. Ещё к нам прибыли новички из высшего начального училища, но нам они не понравились. Девочки придумали новую игру — “гляделки”. По вечерам устраивали танцы и мы смотрели, чтобы мальчики из “Б” класса не танцевали с нашими девочками. В гимназии давали чай с рафинадом, который быль дефицитом. Я таскал сахар домой и клал его как неприкосновенный запас. Я был в столовой раздатчиком сахара. Биндюг предложил сахар, который остаётся, делить на двоих. Я отказался, он подставил мне подножку и я расшиб лоб. Оську взяли в школу, и я учил его, как не быть битым. “Гляделки” позабыты, все увлеклись французской борьбой, и Оська в том числе. Появился у нас новый учитель истории “э-мюэ”, нам он понравился. Гимназия наша стала блуждать по всему городу. Мы нагоняем алгебру, учитель остаётся с нами после уроков, родители в шоке. Наш класс предложил классу “Б” помериться силами в алгебре. Готовились перед этим днём до 12 ночи, а ходить можно было лишь до 11, нас патруль забрал. Мы сказали, что ходили в аптеку за касторкой (“Б” тоже попались и “ходили за йодом”). Чемпион —Биндюг, наш класс выиграл. Но оказалось, что Биндюг списывал, поэтому славу и сахар поделили на два класса. Комиссар просит нас остаться после уроков и нарисовать плакаты о сыпняке. Хоть есть очень хотелось, но мы остались. После этого комиссар заболел, у него тиф, температура 41. Комиссар поправлялся, но был ещё слаб. Перевели его на квартиру, я приносил ему книги. На стене у него висел плакат, на котором красноармеец тычет пальцем. Я смотрю на него, а он на меня, как будто мы в “гляделки” играем. Принёс ему я свой сахар к чаю, но до меня тоже “постарались” и принесли. Мыс Оськой ввели в Швамбрании смертность, Оська сказал, что на улице какой-то солдат спрашивал у него про Швамбранию. Я думаю, что Оська верит в её подлинное существование. В школе он рассказал про нашу страну, его уверили, что её нет, а солдат спрашивал не про Швамбранию, а про штабармию. К нам приехали три тётки. Одна не выговаривает “р”, другая — “л”. Они решили взяться за наше воспитание. Мы переехали жить в другой дом. Папа сказал, что люди — жалкие рабы вещей. Дети, научитесь презирать вещи. Мы разбили блюдо, на что папа сказал, что мы вандалы и прежде, чем презирать вещи, надо научиться их беречь и зарабатывать. Мамы не было дома, а в это время забрали пианино. Мама в шоке: под крышкой лежал ценный свёрток с заграничным душистым мылом, а мы к нему добавили и швамбранские документы. Я поехал с мамой “выручать” свёрток. Я сыграл для всех польку, частушки, а мама увертюру из “Князя Игоря”. Все были в восторге. Комиссар выздоровел, и его заселили рядом с нами. Оська играл с ним в “Ляпки-тяпки”, потом к ним подключился папа. В другую комнату заселился военный Ла-Базри-Де-Базан, которого тётки называли маркизом, в третьей комнате уселась комиссия по борьбе с дезертирством. У нас исчез свёрток с мылом, папа вызвал Чека, свёрток нашли у маркиза, а также обнаружили наши карты Швамбрании, мы вынуждены были рассказать начальнику о нашей стране, что вызвало у него приступ смеха. Мы опять переехали. Наши тётки каждый день водили нас в театр им. Луначарского. Покровск захватило повальное увлечение театром. Открылись даже детские студии, куда нас тоже записали. Папа уехал на фронт, а я в доме остался главным мужчиной. Настали голодные времена. Я за фунт мяса в месяц даю уроки грамоте и счёту. Сахар из моего неприкосновенного запаса едим только по выходным. Мама поменяла ракушечный грот на четверть керосина. В Швамбрании наступил период упадка. Разместилась она в дворце Угря. Мы с Оськой исследовали мёртвый дом и упали в подвал. Кто-то нас схватил. Это был Кириков — человек-поганка, он там придумывал эликсир. Переехала к нам жить и двоюродная сестра Дина, она нам понравилась, а ещё она прищемила тёткам хвосты. Дину взяли заведующей библиотекой. Там мы организовали литературный кружок. Комиссар влюбился в нашу Дину. Папа заболел: у него сыпняк, Атлантида умер. В Швамбранию нам уже скучно играть, мы с Оськой пошли к алхимику. Оказалось, что он делал не эликсир, а простой самогон. Вскоре приехал папа, жёлтый с длинной бородой и вшами. Нашу библиотеку опять хотят закрыть, т.к. нет дров. Мы предложили разобрать Швамбранию (дом Угря) под дрова. Так нашей страны не стало.

Покров переименовался в г. Энгельс. Недавно был в Энгельсе, чтобы поздравить Оську-отца: у него родилась дочка. Оська по-прежнему путает слова. Читаем с ним всем про Швамбранию, вспоминаем детство. В городе всё изменилось. Даже в Швамбрании такого не было.

Черемыш – брат героя – краткое содержание рассказа Кассиля

В классе новенький!

В новичке не было ничего примечательного. Мальчик как мальчик. Невзрачный такой. Лобастый и накоротко стриженный. Но с виду не тихий. Смотрит ровно, напрямик. Уставится – так не переглядишь, сам сморгнешь.

Пришел он в школу вместе с детдомовскими. Однако одет в свое. Гимнастерка на военный лад. Но заметно, что сшита на другого. Рукава подвернуты. Воротник вокруг шеи – как обруч на палке. На воротнике голубые полоски.

– Под летчика вырядился, фы. Нацепил петлички! – фыркнул толстый пучеглазый Федя Плинтусов, которого в классе звали просто Плинтус.

На партах хихикнули.

Новенький внимательно посмотрел на толстяка и вдруг смешно надул щеки.

Плинтус моргнул, засопел и разинул рот. Но тотчас же, поперхнувшись, закрыл его.

– Скушал на здоровье, – сказал новичок, усаживаясь на заднюю парту, где было свободное место, рядом с молчаливым Колей Званцевым – тоже из детского дома.

Тихонький Званцев почему-то сразу заважничал и поглядывал теперь на класс так, будто узнал что-то очень интересное…

Звонок уже был, но в классе еще не угомонились – от крика и возни парты ходуном ходили. Ребята всем своим видом давали понять, что им дела нет до новичка. На него будто и внимания не обратили. Но всем хотелось показать себя новенькому с лучшей стороны. Поэтому девочки бегали вокруг парт, старательно визжа. А мальчики, схватившись у доски, тузили друг друга с преувеличенным рвением.

Упрямый новичок должен был видеть, что попал в класс отчаянный…

Но тут в дверь, сам себя нахлестывая ремнем, влетел с прискоком высокий чернявый мальчик. Между носом и оттопыренной верхней губой у него были зажаты две гусиные кисточки для красок. Они торчали, как усы. Чернявый и плечи даже держал так, словно за ними распласталась на скаку бурка.

– По коням! – закричал чернявый.

И все кинулись за парты.

Вошла учительница. Волосы у нее были седые, собранные в большой узел на затылке. Но сама она двигалась легко, и походка у нее была совсем девичья.

Класс вскочил ладно и вдруг. По тому, с каким удо– вольствием и треском выполнен был закон встречи, можно было догадаться, что учительница строга, но любима.

– Доброе утро! – сказала учительница таким неожиданно молодым голосом, что новичок вскинул на нее удивленные глаза.

– Драссте, Докия Ласьна. Здравствуйте, Евдокия Власьевна! – хором закричал класс. – А у нас новенький в классе!

– Знаю, знаю, садитесь! – Она стояла, опершись ладонями о край стола, закинув голову, словно волосы оттягивали ее назад, и оглядывала класс. – Садитесь, садитесь! – повторяла она.

Все опустились на места.

Но когда Евдокия Власьевна стала спрашивать фамилию новенького, чтобы занести в журнал, и новичок поднялся на задней парте и назвал себя, весь класс всколыхнулся…

– Черемыш, – негромко, но внятно произнес новичок. – Черемыш Геннадий, – отчетливо повторил он.

И, за исключением детдомовских, которые теперь торжествующе оглядывали класс, все разом обернулись к задней парте.

– У, какая у тебя фамилия знаменитая! – сказала Евдокия Власьевна. – Не родственник тому? – Она показала пальцем на потолок.

– Это мой брат, – ответил мальчик, потупившись, и так зарумянился, что даже стриженая макушка его порозовела сквозь колючую белесоватую стернь волос.

– Вот как?! В самом деле. Родной брат! Это хорошо! Это хорошо! Таким братом гордиться можно. И не только тебе – всем нам. Ну, ребята, надо будет подтянуться. А то если наш Черемыш так же быстро и высоко заберется в науках, как его брат – в небе, то вам за ним не угнаться. Ну, а теперь довольно шуметь. Тишина! Плинтусов, сядь! Где твое место? Как это ты успел на задней парте очутиться? Это что за новоселье?

Багровощекий увалень оказался настигнутым после перебежки. Плинтусу не терпелось расспросить новичка о его прославленном брате, и он решил незаметно подсесть к Черемышу.

Читайте также:  У классной доски - краткое содержание рассказа Кассиля

– Я теперь тут навсегда буду сидеть, Евдокия Власьевна! – закричал Плинтус.

– Почему же вас там трое на парте?

– Потому что, Евдокия Власьевна… новенький, вот, Евдокия Власьевна, место занял… А я еще на той неделе сюда собирался пересесть, Евдокия Власьевна. Ничего, нам, Евдокия Власьевна, втроем не тесно, мы как-нибудь…

– Марш, марш на место! – сказала Евдокия Власьевна, хлопая рукой по столу. – Живо отсаживайся! Плинтусов, это я тебе говорю. Что ты Званцева выселяешь с его законного места? Это ты там лишний.

Плинтус с неохотой покинул парту Черемыша и Званцева и, переваливаясь, побрел восвояси.

– Скопление мятежников рассеяно, – громким шепотом возвестил чернявый.

Плинтус зло плюхнулся на свою парту. По классу побежали смешки.

– Лукашин, – строго сказала Евдокия Власьевна, – может быть, обойдемся без твоих примечаний?

Затихло. Но через минуту Званцев получил записку от настойчивого толстяка:

«Колька! Давай меняться впересадку. Ты на мое место, а я на твое. Тебе же выгода: у вас парта со скрипом. Как урок, так двинуться нельзя. А с моего места даже каланчу напротив видно. Жду ответа. Ф. П.».

Но Званцев, обычно такой сговорчивый, на этот раз только язык показал.

– Ладно, ладно! – погрозил ему Плинтус. – Припомнишь у меня…

Но тут его вызвала Евдокия Власьевна. Пыхтя и багровея, поплелся он к карте.

Черемыш тем временем поглядывал в окно. Тихий городок лежал за стеклами. Белесоватое северное небо. Свежие бревенчатые срубы. Кирпичное здание с флагом и портретами вождей на фронтоне: райсовет. Высокие ели росли прямо на улице. Город был невелик. Бор смотрел уже из-за ближних домов.

Везли лес. Бревна, огромные рыжие стволы мачтовых сосен, ползли на разъятых дрогах: от передка, где, правя, сидел возчик, до задних колес – чуть не верста!

От окна новичка отвлек солнечный заяц. Заяц вспрыгнул на парту, скользнул по гимнастерке, соскочил на стену. Потом радужное пятнышко мазнуло Черемыша по макушке. И все увидели, как в стриженых ершистых волосах забегали на мгновение оранжевые, красные, зеленые. фиолетовые искорки. Рядом тихо засмеялись. Новичок огляделся и зажмурился: зайчик, слепя, задел его глаз, вильнул, заметался и совсем погас. Но Черемыш, уколотый лучом в глаз, заметил зеркальце, вспыхнувшее в руках маленькой ученицы. Она быстро отвернулась, насмешливо сморщив нос и передернув озорными колючими плечиками. Это она донимала новичка. Солидная ее соседка, староста класса, осуждающе качала головой. Но ей и самой было смешно.

Вообще нелегко было в этот урок сохранить порядок в классе. Все украдкой то и дело поглядывали на новичка. Шутка ли сказать – родной брат Климентия Черемыша! Кто бы мог подумать? Такой с виду неказистый, а брат.

Евдокия Власьевна тем временем спрашивала незадачливого Плинтуса, стоявшего возле карты:

– Ну, о чем ты читал сегодня к уроку, Плинтусов?

– О реках Сибири, – убитым голосом отвечал Плинтус.

– Ну, расскажи нам.

– В Сибири есть реки, – начал Плинтус довольно уверенно, – они текут и впадают…

– Ну, какие же это реки?

– Реки в Сибири ужасно глубокие, – тяжело вздохнул Плинтус.

– А вот это какая река? – спросила Евдокия Власьевна, тронув карту указкой.

Плинтус молчал, беспомощно водя пальцем по одной из толстых синих прожилок на карте. Новичок поднял руку.

– Ин-ди-гир-ка, – отчеканил новичок.

– Правильно, Черемыш, – улыбнулась Евдокия Власьевна. – Еще бы Индигирку тебе не знать: как раз на трассе у брата была.

И все посмотрели на карту. Карта была потрепанная, старая. На ней виднелись следы потайного карандаша, слабо начертавшего наименования «немых» городов и рек. Бумага кое-где отстала от полотна, запузырилась и лопнула, образовав горы и возвышенности там, где значилась равнина… Все посмотрели на эту десятки раз виденную, уже заученную карту и словно впервые разглядели ее, на ней будто проступило что-то… Стали видны бесконечные глухие дали тайги, километры, километры, километры просторов, и нескончаемые льды, и ветры, и расстояния…

Лев Кассиль – Черемыш – брат героя

Лев Кассиль – Черемыш – брат героя краткое содержание

Книга «Черемыш – брат героя» (1938) была одной из удачнейших попыток создания повести о новой советской школе, выдержавшая много изданий. В ней писатель стремится решить актуальные для молодого поколения того времени социальные и моральные проблемы, касающиеся выбора идеала в жизни, понятия чести и героизма, верности и мужества. Особенно удался автору образ главного героя книги – Гешки Черемыша, мальчишки-детдомовца, мечтающего о старшем брате. Обаяние и притягательность этого подростка усиливают его рано сформировавшийся характер, целеустремленность, умение по-настоящему дружить, рыцарское отношение к сверстницам, увлеченность спортом и даже его мучительные переживания из-за того, что красивая мечта незаметно превратилась в постыдную ложь, в которой он сам мужественно признался знаменитому летчику. Запоминаются и другие образы школьников, например: Ани Баратовой, «багровощекого» увальня Феди Плинтуса. Сложная психология ребят-подростков раскрывается автором с тонким юмором. Из взрослых героев наиболее удачен Климентий Черемыш, прообразом которого был Валерий Чкалов. Острый конфликт, загадочные и напряженные ситуации увеличивают занимательность книги.

Черемыш – брат героя – читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Черемыш – брат героя

В классе новенький!

В новичке не было ничего примечательного. Мальчик как мальчик. Невзрачный такой. Лобастый и накоротко стриженный. Но с виду не тихий. Смотрит ровно, напрямик. Уставится – так не переглядишь, сам сморгнешь.

Пришел он в школу вместе с детдомовскими. Однако одет в свое. Гимнастерка на военный лад. Но заметно, что сшита на другого. Рукава подвернуты. Воротник вокруг шеи – как обруч на палке. На воротнике голубые полоски.

– Под летчика вырядился, фы. Нацепил петлички! – фыркнул толстый пучеглазый Федя Плинтусов, которого в классе звали просто Плинтус.

На партах хихикнули.

Новенький внимательно посмотрел на толстяка и вдруг смешно надул щеки.

Плинтус моргнул, засопел и разинул рот. Но тотчас же, поперхнувшись, закрыл его.

– Скушал на здоровье, – сказал новичок, усаживаясь на заднюю парту, где было свободное место, рядом с молчаливым Колей Званцевым – тоже из детского дома.

Тихонький Званцев почему-то сразу заважничал и поглядывал теперь на класс так, будто узнал что-то очень интересное…

Звонок уже был, но в классе еще не угомонились – от крика и возни парты ходуном ходили. Ребята всем своим видом давали понять, что им дела нет до новичка. На него будто и внимания не обратили. Но всем хотелось показать себя новенькому с лучшей стороны. Поэтому девочки бегали вокруг парт, старательно визжа. А мальчики, схватившись у доски, тузили друг друга с преувеличенным рвением.

Упрямый новичок должен был видеть, что попал в класс отчаянный…

Но тут в дверь, сам себя нахлестывая ремнем, влетел с прискоком высокий чернявый мальчик. Между носом и оттопыренной верхней губой у него были зажаты две гусиные кисточки для красок. Они торчали, как усы. Чернявый и плечи даже держал так, словно за ними распласталась на скаку бурка.

– По коням! – закричал чернявый.

И все кинулись за парты.

Вошла учительница. Волосы у нее были седые, собранные в большой узел на затылке. Но сама она двигалась легко, и походка у нее была совсем девичья.

Класс вскочил ладно и вдруг. По тому, с каким удо– вольствием и треском выполнен был закон встречи, можно было догадаться, что учительница строга, но любима.

– Доброе утро! – сказала учительница таким неожиданно молодым голосом, что новичок вскинул на нее удивленные глаза.

– Драссте, Докия Ласьна. Здравствуйте, Евдокия Власьевна! – хором закричал класс. – А у нас новенький в классе!

– Знаю, знаю, садитесь! – Она стояла, опершись ладонями о край стола, закинув голову, словно волосы оттягивали ее назад, и оглядывала класс. – Садитесь, садитесь! – повторяла она.

Все опустились на места.

Но когда Евдокия Власьевна стала спрашивать фамилию новенького, чтобы занести в журнал, и новичок поднялся на задней парте и назвал себя, весь класс всколыхнулся…

– Черемыш, – негромко, но внятно произнес новичок. – Черемыш Геннадий, – отчетливо повторил он.

И, за исключением детдомовских, которые теперь торжествующе оглядывали класс, все разом обернулись к задней парте.

– У, какая у тебя фамилия знаменитая! – сказала Евдокия Власьевна. – Не родственник тому? – Она показала пальцем на потолок.

– Это мой брат, – ответил мальчик, потупившись, и так зарумянился, что даже стриженая макушка его порозовела сквозь колючую белесоватую стернь волос.

– Вот как?! В самом деле. Родной брат! Это хорошо! Это хорошо! Таким братом гордиться можно. И не только тебе – всем нам. Ну, ребята, надо будет подтянуться. А то если наш Черемыш так же быстро и высоко заберется в науках, как его брат – в небе, то вам за ним не угнаться. Ну, а теперь довольно шуметь. Тишина! Плинтусов, сядь! Где твое место? Как это ты успел на задней парте очутиться? Это что за новоселье?

Багровощекий увалень оказался настигнутым после перебежки. Плинтусу не терпелось расспросить новичка о его прославленном брате, и он решил незаметно подсесть к Черемышу.

– Я теперь тут навсегда буду сидеть, Евдокия Власьевна! – закричал Плинтус.

– Почему же вас там трое на парте?

– Потому что, Евдокия Власьевна… новенький, вот, Евдокия Власьевна, место занял… А я еще на той неделе сюда собирался пересесть, Евдокия Власьевна. Ничего, нам, Евдокия Власьевна, втроем не тесно, мы как-нибудь…

– Марш, марш на место! – сказала Евдокия Власьевна, хлопая рукой по столу. – Живо отсаживайся! Плинтусов, это я тебе говорю. Что ты Званцева выселяешь с его законного места? Это ты там лишний.

Плинтус с неохотой покинул парту Черемыша и Званцева и, переваливаясь, побрел восвояси.

– Скопление мятежников рассеяно, – громким шепотом возвестил чернявый.

Плинтус зло плюхнулся на свою парту. По классу побежали смешки.

– Лукашин, – строго сказала Евдокия Власьевна, – может быть, обойдемся без твоих примечаний?

Затихло. Но через минуту Званцев получил записку от настойчивого толстяка:

«Колька! Давай меняться впересадку. Ты на мое место, а я на твое. Тебе же выгода: у вас парта со скрипом. Как урок, так двинуться нельзя. А с моего места даже каланчу напротив видно. Жду ответа. Ф. П.».

Но Званцев, обычно такой сговорчивый, на этот раз только язык показал.

– Ладно, ладно! – погрозил ему Плинтус. – Припомнишь у меня…

Но тут его вызвала Евдокия Власьевна. Пыхтя и багровея, поплелся он к карте.

Черемыш тем временем поглядывал в окно. Тихий городок лежал за стеклами. Белесоватое северное небо. Свежие бревенчатые срубы. Кирпичное здание с флагом и портретами вождей на фронтоне: райсовет. Высокие ели росли прямо на улице. Город был невелик. Бор смотрел уже из-за ближних домов.

Везли лес. Бревна, огромные рыжие стволы мачтовых сосен, ползли на разъятых дрогах: от передка, где, правя, сидел возчик, до задних колес – чуть не верста!

От окна новичка отвлек солнечный заяц. Заяц вспрыгнул на парту, скользнул по гимнастерке, соскочил на стену. Потом радужное пятнышко мазнуло Черемыша по макушке. И все увидели, как в стриженых ершистых волосах забегали на мгновение оранжевые, красные, зеленые. фиолетовые искорки. Рядом тихо засмеялись. Новичок огляделся и зажмурился: зайчик, слепя, задел его глаз, вильнул, заметался и совсем погас. Но Черемыш, уколотый лучом в глаз, заметил зеркальце, вспыхнувшее в руках маленькой ученицы. Она быстро отвернулась, насмешливо сморщив нос и передернув озорными колючими плечиками. Это она донимала новичка. Солидная ее соседка, староста класса, осуждающе качала головой. Но ей и самой было смешно.

Вообще нелегко было в этот урок сохранить порядок в классе. Все украдкой то и дело поглядывали на новичка. Шутка ли сказать – родной брат Климентия Черемыша! Кто бы мог подумать? Такой с виду неказистый, а брат.

Ссылка на основную публикацию