У классной доски – краткое содержание рассказа Кассиля

«У классной доски» читательский дневник

«У классной доски» – поучительный рассказ о подвиге обычного школьника, благодаря которому его учительница и одноклассники оказались живы во время войны.

Краткое содержание «У классной доски» для читательского дневника

ФИО автора: Кассиль Лев Абрамович

Название: У классной доски

Число страниц: 5. Кассиль Л. А. «У классной доски». Издательство «Росвуз Библиотека». 1990 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1942 год

Главные герои

Ксения Андреевна – сельская учительница, спокойная, строгая, ответственная женщина, которая пользовалась большим уважением в селе.

Костя Рожков – отважный, решительный школьник.

Немецкие офицеры – фашистские захватчики, которые собирались расстрелять учительницу на глазах ее учеников.

Сюжет

В небольшом селе работала учительница Ксения Андреевна, которую очень любили и взрослые, и дети. Он была строгой, но очень справедливой, доброй, и спокойной. Почти все село у нее училось, и ее воспитанники, повзрослев, приводили к ней уже своих детей.

Шла война, и неподалеку от села располагалась линия фронта. Местные колхозники, собрав отряд, ушли к партизанам в лес, а оставшиеся ребятишки помогали им, чем могли: собирали важные сведения, носили еду, перевязывали раны.

В селе уже давно привыкли к шуму вражеских самолетов, но неожиданно на главной улице появились и сами фашисты на мотоциклах. Их было трое, и они тут же под дулом винтовок загнали всех ребят в школу. Один из немцев потребовал стул, но никто не шелохнулся. Ксения Андреевна сказала, что здесь ученики слушают только ее, и попросила одного мальчика принести стул.

Немцы предложили ребятам пройти «экзамен» – показать на карте, где скрывается партизанский отряд. Ксения Андреевна и дети принялись уверять, что не знают этого. Тогда немцы схватили учительницу, вывели ее к доске и стали угрожать расстрелом. Она лишь тихо попросила, чтобы дети опустили глаза и ничего не говорили.

Немцы принялись считать до трех и один из мальчиков – Костя Рожков – не выдержал и поднял руку, чтобы показать расположение партизан. Подойдя к доске, он что есть силы ударил ее створкой солдата, и выпрыгнул в окно. Началась стрельба, но мальчику удалось переплыть речку и скрыться в лесу. На звуки выстрелов к селу прибежали партизаны и взяли в плен фашистов.

Командир отряда партизан, тоже бывший ученик Ксении Андреевны, попросил учительницу помочь с допросом пленных. Теперь настала их очередь дрожать в ожидании своей участи…

План пересказа

  1. Любимая учительница.
  2. Линия фронта рядом.
  3. Партизанский отряд.
  4. Появление немцев.
  5. Допрос.
  6. Отважный поступок Кости.
  7. Появление партизан.
  8. Пленные фашисты.

Главная мысль

Даже в самой сложной ситуации нужно бороться до последнего и никогда не опускать руки.

Чему учит

Учит быть смелым, отважным, находчивым. Также учит любить свою родину, не бросать в беде дорогих сердцу людей.

Отзыв

Костя, несмотря на свой юный возраст, готов был пожертвовать собственной жизнью ради спасения любимой учительницы. Благодаря его отваге, решительности и умению быстро принимать важные решения ребята были спасены, а немцы оказались в плену.

Рисунок-иллюстрация к рассказу У классной доски.

Пословицы

  • Дома и стены помогают.
  • Родина — мать, умей за нее постоять.
  • Умел да смел — пятерых одолел.
  • За правое дело стой смело!

Что понравилось

Понравилось, что все жители села уважали Ксению Андреевну. Нужно быть очень хорошим, достойным человеком, чтобы пользоваться любовью и уважением стольких людей.

Рейтинг читательского дневника

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 50.

«У классной доски» – краткое содержание рассказа Л. Кассиля для читательского дневника

Главные герои

В произведении Л. Кассиля «У классной доски» есть несколько центральных персонажей. Сельская учительница, Ксения Андреевна, успела выпустить не одно поколение школьников. Она пользовалась уважением и взрослых, и детей. Ее основные черты характера:

Ксения Андреевна до конца стояла горой за своих детей. В рассказе также есть один главный герой — Костя Рожков. Он единственный проявил решительность и отвагу, которые помогли ему справиться с немецкими офицерами. Мальчик сильно рисковал, но именно его поступок спас всем жизнь.

В рассказе присутствуют немецкие офицеры. Кассиль не останавливается детально на их описании, не дает им имена. Это нужно для того, чтобы не акцентировать на них внимание. Читать «У классной доски» рекомендуется в школьном возрасте.

Краткое содержание

Место действия — небольшое село, где работает учительницей Ксения Андреевна. Она была строгой, но справедливой, поэтому повзрослевшие ученики приводили к ней своих детей. Когда началась война, колхозники собрали отряд и ушли к партизанам в лес. Дети поддерживали ушедших, как могли, — приносили бинты, еду, информацию.

Оставшиеся в селе люди быстро привыкли к шуму вражеской техники. Неожиданно на главной улице появились немцы на мотоциклах. Их было всего трое, но это не помешало им под дулом винтовки загнать детей в школу.

В классе один немец потребовал себе стул, но никто из ребят не пошевелился. Учительница заметила, что дети слушают только ее, поэтому попросила одного мальчика принести стул. Затем немец стал требовать, чтобы ученики и учительница раскрыли, где скрываются партизаны.

Дети начали наперебой убеждать, что они не знают это место. Тогда фашист подвел Ксению Андреевну к доске и сказал, что на счет «три» ее расстреляют. Учительница не проявила волнения и только попросила учеников опустить глаза.

Когда немец начал считать, только Костя не выдержал. Он подошел к доске, ткнул наугад место и ударил створкой солдата, после чего выпрыгнул в окно. Началась стрельба, но мальчику удалось скрыться и переплыть реку. На эти звуки пришли партизаны, им удалось захватить немцев.

Допрашивать пленных позвали учительницу. Теперь им предстояло бояться. Они так робели перед педагогом, что были готовы рассказать все. Командир отряда тоже был бывшим учеником, поэтому он доверил допрос Ксении.

Смысл произведения

Краткое содержание «У классной доски» Кассиля позволяет детально изучить особенности сюжета. История наглядно показывает благородство простой учительницы, которая не выдавала партизан, дети, как и она, промолчали. Если бы не поступок Кости, то все закончилось бы трагично. Он смог дезориентировать фашистов, убежать и добраться до леса. На звуки выстрелов подошли партизаны и захватили фашистов в плен.

Главное, чему учит рассказ Кассиля, — всегда быть смелым, решительным и в тяжелой ситуации бороться до конца. В произведении также поднимается тема любви к Родине и важности поддержки товарищей.

Дети хорошо понимали, что ждет их и учительницу, но это не помешало им хранить в тайне информацию о партизанах.

Книги Льва Кассиля являются классикой детской литературы. В своем творчестве он поднимал немало важных тем. Его работы до сих пор активно издают.

Лев Кассиль – У классной доски

Лев Кассиль – У классной доски краткое содержание

У классной доски – читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

У классной доски

Лев Абрамович Кассиль

У КЛАССНОЙ ДОСКИ

Про учительницу Ксению Андреевну Карташову говорили, что у нее руки поют. Движения у нее были мягкие, неторопливые, округлые, и, когда она объясняла урок в классе, ребята следили за каждым мановением руки учительницы, и рука пела, рука объясняла все, что оставалось непонятным в словах. Ксении Андреевне не приходилось повышать голос на учеников, ей не надо было прикрикивать. Зашумят в классе, она подымет свою легкую руку, поведет ею – и весь класс словно прислушивается, сразу становится тихо.

– Ух, она у нас и строгая же! – хвастались ребята.- Сразу все замечает.

Тридцать два года учительствовала в селе Ксения Андреевна. Сельские милиционеры отдавали ей честь на улице и, козыряя, говорили:

– Ксения Андреевна, ну как мой Ванька у вас по науке двигает? Вы его там покрепче.

– Ничего, ничего, двигается понемножку,- отвечала учительница,хороший мальчуган. Ленится вот только иногда. Ну, это и с отцом бывало. Верно ведь?

Милиционер смущенно оправлял пояс: когда-то он сам сидел за партой и отвечал у доски Ксении Андреевне и тоже слышал про себя, что малый он неплохой, да только ленится иногда. И председатель колхоза был когда-то учеником Ксении Андреевны, и директор машинно-тракторной станции учился у нее. Много людей прошло за тридцать два года через класс Ксении Андреевны. Строгим, но справедливым человеком прослыла она.

Волосы у Ксении Андреевны давно побелели, но глаза не выцвели и были такие же синие и ясные, как в молодости. И всякий, кто встречал этот ровный и светлый взгляд, невольно веселел и начинал думать, что, честное слово, не такой уж он плохой человек и на свете жить безусловно стоит. Вот какие глаза были у Ксении Андреевны!

И походка у нее была тоже легкая и певучая. Девочки из старших классов старались перенять ее. Никто никогда не видел, чтобы учительница заторопилась, поспешила. А в то же время всякая работа быстро спорилась и тоже словно пела в ее умелых руках. Когда писала она на классной доске условия задачи или примеры из грамматики, мел не стучал, не скрипел, не крошился и ребятам казалось, что из мелка, как из тюбика, легко и вкусно выдавливается белая струйка, выписывая на черной глади доски буквы и цифры. “Не спеши! Не скачи, подумай сперва как следует!” – мягко говорила Ксения Андреевна, когда ученик начинал плутать в задаче или в предложении и, усердно надписывая и стирая написанное тряпкой, плавал в облачках мелового дыма.

Не заспешила Ксения Андреевна и в этот раз. Как только послышалась трескотня моторов, учительница строго оглядела небо и привычным голосом сказала ребятам, чтобы все шли к траншее, вырытой в школьном дворе. Школа стояла немножко в стороне от села, на пригорке. Окна классов выходили к обрыву над рекой. Ксения Андреевна жила при школе. Занятий не было. Фронт проходил совсем недалеко от села. Где-то рядом громыхали бои. Части Красной Армии отошли за реку и укрепились там. А колхозники собрали партизанский отряд и ушли в ближний лес за селом. Школьники носили им туда еду, рассказывали, где и когда были замечены немцы. Костя Рожков – лучший пловец школы – не раз доставлял на тот берег красноармейцам донесения от командира лесных партизан. Шура Капустина однажды сама перевязала раны двум пострадавшим в бою партизанам – этому искусству научила ее Ксения Андреевна. Даже Сеня Пичугин, известный тихоня, высмотрел как-то за селом немецкий патруль и, разведав, куда он идет, успел предупредить отряд.

Под вечер ребята собирались у школы и обо всем рассказывали учительнице. Так было и в этот раз, когда совсем близко заурчали моторы. Фашистские самолеты не раз уже налетали на село, бросали бомбы, рыскали над лесом в поисках партизан. Косте Рожкову однажды пришлось даже целый час лежать в болоте, спрятав голову под широкие листы кувшинок. А совсем рядом, подсеченный пулеметными очередями самолета, валился в воду камыш. И ребята уже привыкли к налетам.

Но теперь они ошиблись. Урчали не самолеты. Ребята еще не успели спрятаться в щель, как на школьный двор, перепрыгнув через невысокий палисад, забежали три запыленных немца. Автомобильные очки со створчатыми стеклами блестели на их шлемах. Это были разведчики-мотоциклисты. Они оставили свои машины в кустах. С трех разных сторон, но все разом они бросились к школьникам и нацелили на них свои автоматы.

Читайте также:  Улица младшего сына - краткое содержание рассказа Кассиля

– Стой! – закричал худой длиннорукий немец с короткими рыжими усиками, должно быть начальник.- Пионирен? – спросил он.

Ребята молчали, невольно отодвигаясь от дула пистолета, который немец по очереди совал им в лицо.

Но жесткие, холодные стволы двух других автоматов больно нажимали сзади в спины и шеи школьников.

– Шнеллер, шнеллер, бистро! – закричал фашист.

Ксения Андреевна шагнула вперед прямо на немца и прикрыла собой ребят.

– Что вы хотите? – спросила учительница и строго посмотрела в глаза немцу. Ее синий и спокойный взгляд смутил невольно отступившего фашиста.

– Кто такое ви? Отвечать сию минуту. Я кой-чем говорить по-русски.

– Я понимаю и по-немецки,- тихо отвечала учительница,- но говорить мне с вами не о чем. Это мои ученики, я учительница местной школы. Вы можете опустить ваш пистолет. Что вам угодно? Зачем вы пугаете детей?

– Не учить меня! – зашипел разведчик.

Двое других немцев тревожно оглядывались по сторонам. Один из них сказал что-то начальнику. Тот забеспокоился, посмотрел в сторону села и стал толкать дулом пистолета учительницу и ребят по направлению к школе.

– Ну, ну, поторапливайся,- приговаривал он,- мы спешим. – Он пригрозил пистолетом.- Два маленьких вопроса – и все будет в порядке.

Ребят вместе с Ксенией Андреевной втолкнули в класс. Один из фашистов остался сторожить па школьном крыльце. Другой немец и начальник загнали ребят за парты.

– Сейчас я вам буду давать небольшой экзамен,- сказал начальник.Сидеть на место!

Но ребята стояли, сгрудившись в проходе, и смотрели, бледные, на учительницу.

– Садитесь, ребята,- своим негромким и обычным голосом сказала Ксения Андреевна, как будто начинался очередной урок.

Ребята осторожно расселись. Они сидели молча, не спуская глаз с учительницы. Они сели, по привычке, на свои места, как сидели обычно в классе: Сеня Пичугин и Шура Капустина впереди, а Костя Рожков сзади всех, на последней парте. И, очутившись на своих знакомых местах, ребята понемножку успокоились.

За окнами класса, на стеклах которых были наклеены защитные полоски, спокойно голубело небо, на подоконнике в банках и ящиках стояли цветы, выращенные ребятами. На стеклянном шкафу, как всегда, парил ястреб, набитый опилками. И стену класса украшали аккуратно наклеенные гербарии. Старший немец задел плечом один из наклеенных листов, и на пол посыпались с легким хрустом засушенные ромашки, хрупкие стебельки и веточки.

«У классной доски» – краткое содержание рассказа Л. Кассиля для читательского дневника

Тему Великой Отечественной войны затрагивают разные писатели. Не стал исключением Лев Абрамович Кассиль. Содержание «У классной доски» для читательского дневника позволяет лучше запомнить детали сюжета, узнать характеристику главных героев. Эта история посвящена подвигу обычного школьника. Благодаря его действиям спаслись другие дети и учительница.

Главные герои

В произведении Л. Кассиля «У классной доски» есть несколько центральных персонажей. Сельская учительница, Ксения Андреевна, успела выпустить не одно поколение школьников. Она пользовалась уважением и взрослых, и детей. Ее основные черты характера:

Ксения Андреевна до конца стояла горой за своих детей. В рассказе также есть один главный герой — Костя Рожков. Он единственный проявил решительность и отвагу, которые помогли ему справиться с немецкими офицерами. Мальчик сильно рисковал, но именно его поступок спас всем жизнь.

В рассказе присутствуют немецкие офицеры. Кассиль не останавливается детально на их описании, не дает им имена. Это нужно для того, чтобы не акцентировать на них внимание. Читать «У классной доски» рекомендуется в школьном возрасте.

Краткое содержание

Место действия — небольшое село, где работает учительницей Ксения Андреевна. Она была строгой, но справедливой, поэтому повзрослевшие ученики приводили к ней своих детей. Когда началась война, колхозники собрали отряд и ушли к партизанам в лес. Дети поддерживали ушедших, как могли, — приносили бинты, еду, информацию.

Оставшиеся в селе люди быстро привыкли к шуму вражеской техники. Неожиданно на главной улице появились немцы на мотоциклах. Их было всего трое, но это не помешало им под дулом винтовки загнать детей в школу.

В классе один немец потребовал себе стул, но никто из ребят не пошевелился. Учительница заметила, что дети слушают только ее, поэтому попросила одного мальчика принести стул. Затем немец стал требовать, чтобы ученики и учительница раскрыли, где скрываются партизаны.

Дети начали наперебой убеждать, что они не знают это место. Тогда фашист подвел Ксению Андреевну к доске и сказал, что на счет «три» ее расстреляют. Учительница не проявила волнения и только попросила учеников опустить глаза.

Когда немец начал считать, только Костя не выдержал. Он подошел к доске, ткнул наугад место и ударил створкой солдата, после чего выпрыгнул в окно. Началась стрельба, но мальчику удалось скрыться и переплыть реку. На эти звуки пришли партизаны, им удалось захватить немцев.

Допрашивать пленных позвали учительницу. Теперь им предстояло бояться. Они так робели перед педагогом, что были готовы рассказать все. Командир отряда тоже был бывшим учеником, поэтому он доверил допрос Ксении.

Смысл произведения

Краткое содержание «У классной доски» Кассиля позволяет детально изучить особенности сюжета. История наглядно показывает благородство простой учительницы, которая не выдавала партизан, дети, как и она, промолчали. Если бы не поступок Кости, то все закончилось бы трагично. Он смог дезориентировать фашистов, убежать и добраться до леса. На звуки выстрелов подошли партизаны и захватили фашистов в плен.

Главное, чему учит рассказ Кассиля, — всегда быть смелым, решительным и в тяжелой ситуации бороться до конца. В произведении также поднимается тема любви к Родине и важности поддержки товарищей.

Дети хорошо понимали, что ждет их и учительницу, но это не помешало им хранить в тайне информацию о партизанах.

Книги Льва Кассиля являются классикой детской литературы. В своем творчестве он поднимал немало важных тем. Его работы до сих пор активно издают.


О рассказе Льва Кассиля «У классной доски»

Лев Кассиль (1905-1970), классик детской литературы, написал этот рассказ в первые годы войны. Передавался по радио. Впервые опубликован в сборнике Л. Кассиля «Друзья-товарищи» в 1942 году.

Отличительная черта произведений Кассиля для детей – острота сюжета. В них преобладает действие. Характерен в этом отношении и предлагаемый рассказ «У классной доски». Речь в нем идет о событии войны, происшедшем в классе, где учительствует Ксения Андреевна, вырастившая многих хороших людей.

Местечко, где находится школа, занято немцами. Три немецких мотоциклиста подъехали к школе и двое из них вместе с начальником пришли в класс Ксении Андреевны. Начался допрос: где скрываются партизаны. Дети знали местонахождение партизан, но молчали до тех пор, пока начальник не наставил на учительницу пистолет и на счет «три» должен был произвести выстрел.

Тогда один из школьников – Костя Рожков, – чтобы спасти Ксению Андреевну, вызвался показать по карте, где скрываются партизаны. Но подойдя к классной доске, где висела карта, он ударил по ней со всей силой так, что доска повернулась вокруг оси и с размаху ударила по начальнику, а сам Рожков мгновенно выпрыгнул в окно, находящееся за классной доской.

Выстрелы немцев не догнали мальчика, а немцев захватили наши партизаны, которым Костя успел сообщить о налете фашистов. Учительница и напуганные дети были спасены. А Костя Рожков проявил находчивость и подлинный героизм.

Главным моментом для обсуждения является то внутреннее напряжение, в каком находились дети и учительница, поставленные в ситуации нравственного выбора.

Лев КАССИЛЬ

У классной доски

(публикуется в сокращении)

Про учительницу Ксению Андреевну Карташову говорили, что у нее руки поют. Движения у нее были мягкие, неторопливые, округлые…

Не заспешила Ксения Андреевна и в этот раз. Как только послышалась трескотня моторов, учительница строго оглядела небо и привычным голосом сказала ребятам, чтобы все шли к траншее, вырытой в школьном дворе.

Занятий не было. Фронт проходил совсем недалеко от села. Где–то рядом громыхали бои. Части Красной Армии отошли за реку и укрепились там. А колхозники собрали партизанский отряд и ушли в ближний лес за селом. Школьники носили им туда еду, рассказывали, где и когда были замечены немцы. Костя Рожков – лучший пловец школы – не раз доставлял на тот берег красноармейцам донесения от командира лесных партизан…

Ребята еще не успели спрятаться в щель, как на школьный двор, перепрыгнув через высокий палисад, забежали три запыленных немца. Это были разведчики-мотоциклисты. С трех разных сторон они все разом бросились к школьникам и нацелили на них свои автоматы.

Ребята молчали, невольно отодвигаясь от дула пистолета, который немец по очереди совал им в лицо. Но жесткие, холодные стволы двух других автоматов больно нажимали сзади в спины и шеи школьников.

– Шнеллер, шнеллер, быстро! – закричал фашист.

…Ребят вместе с Ксенией Андреевной втолкали в класс. Один из фашистов остался сторожить на школьном крыльце. Другой немец и начальник загнали ребят за парты.

– Сейчас я вам буду давать небольшой экзамен, – сказал начальник. – Сидеть на место!

Но ребята стояли, сгрудившись в проходе, и смотрели, бледные, на учительницу.

– Садитесь, ребята, – своим негромким и обычным голосом сказала Ксения Андреевна, как будто начинался очередной урок.

Ребята осторожно расселись. Они сидели молча, не спуская глаз с учительницы. Они сели по привычке, на свои места, как сидели обычно в классе. Костя Рожков сзади всех, на последней парте. И очутившись на своих знакомых местах, ребята понемножку успокоились…

Начальник потребовал, чтобы ему дали стул. Никто из ребят не пошевелился.

– Ну! – прикрикнул фашист.

– Здесь слушаются только меня, – сказала Ксения Андреевна.– Пичугин, принеси, пожалуйста, стул из коридора.

Тихонький Сеня Пичугин неслышно соскользнул с парты и пошел за стулом.

– Теперь каждый мне будет слушать! – сказал начальник.

И, коверкая слова, фашист стал говорить ребятам, что в лесу скрываются красные партизаны, и он это прекрасно знает, и ребята тоже это прекрасно знают. И теперь ребята должны сказать начальнику, где спрятались партизаны.

– Теперь я буду слушать каждый! – закончил свою речь немец.

Тут ребята поняли, чего от них хотят. Они сидели, не шелохнувшись, только переглянуться успели и снова застыли на своих партах…

Ребята сидели молча.

Начальник подозвал своего помощника и взял у него карту.

– Прикажите им, – сказал он по-немецки Ксении Андреевне,– чтобы они показали мне на карте или на плане это место. Ну, живо!

– Смотри, я буду пока очень добрый, но дальше…

Ксения Андреевна сделала шаг вперед, подошла к партам, оперлась обеими руками на переднюю и сказала:

– Ребята! Этот человек хочет, чтобы мы сказали ему, где находятся наши партизаны. Я не знаю, где они находятся. Я там никогда не была. И вы тоже не знаете. Правда?

Читайте также:  Кондуит и Швамбрания – краткое содержание повести Кассиля

– Не знаем, не знаем. зашумели ребята, – кто их знает, где они! Ушли в лес и все.

– Вы совсем скверные учащиеся, – попробовал пошутить немец, – не можете отвечать на такой простой вопрос. Ай, ай…

Ребята сидели строгие и настороженные. Тихо было в классе, только угрюмо сопел на первой парте Сеня Пичугин.

Немец подошел к нему:

– Ну, ты, как звать. Ты тоже не знаешь?

– Не знаю,– тихо ответил Сеня.

– А это что такое, знаешь? – И немец ткнул дулом пистолета в опущенный подбородок Сени.

– Это знаю,– сказал Сеня.– Пистолет-автомат системы «вальтер».

– А ты знаешь сколько он может убивать таких скверных учащихся?

– Не знаю, сами считайте…– буркнул Сеня.

– Ты сказал: сами считать! Очень прекрасно! Я буду вам считать до трех. И если никто мне не сказать, что я просил, я буду стрелять сперва вашу упрямую учительницу. А потом – всякий, кто не скажет. Я начинал считать! Раз.

Он схватил Ксению Андреевну за руку и рванул ее к стене класса. И класс загудел.

Другой фашист тотчас направил на ребят свой пистолет.

– Алзо, итак, никто не знай из вас, где партизаны, сказал немец.– Прекрасно, будем считать. «Раз» я уже говорил, теперь будет «Два».

Фашист стал поднимать пистолет, целя в голову учительнице.

– Пусть все молчат, – медленно проговорила она, оглядывая класс, – кому страшно, пусть отвернется. Не надо смотреть, ребята.

Прощайте! Учитесь хорошенько. И этот наш урок запомните…

– Я сейчас буду говорить «три»! – перебил ее фашист.

И вдруг на задней парте поднялся Костя Рожков и поднял руку:

– Она, правда, не знает!

– Я знаю. А она не была и не знает…

– Костя… – начала Ксения Андреевна

Но Рожков перебил ее:

– Ксения Андреевна, я сам знаю…

Учительница стояла, отвернувшись от него, уронив свою белую голову на грудь… Костя вышел к доске. Фашист приблизился к доске и ждал.

Костя поднял руку с мелком.

– Вот, глядите сюда, – зашептал он, – я покажу.

Немец подошел к нему и наклонился, чтобы лучше рассмотреть, что показывает мальчик. И вдруг Костя обеими руками изо всех сил ударил черную гладь доски… Доска резко повернулась в своей раме, и с размаху ударила фашиста по лицу. Он отлетел в сторону, а Костя, прыгнув через раму, мигом скрылся за доской, как за щитом.

Фашист, схватившись за разбитое в кровь лицо, без толку палил в доску, всаживая в нее пуля за пулей.

Напрасно…За классной доской было окно, выходившее к обрыву над рекой. Костя, не задумываясь, прыгнул в открытое окно. Бросился с обрыва в реку и поплыл к другому берегу.

Второй фашист, оттолкнув Ксению Андреевну, подбежал к окну и стал стрелять по мальчику из пистолета… Ребята вскочили на парты. Они уже не думали про опасность, которая им самим угрожала. Их тревожил теперь только Костя.

В это время, заслышав пальбу на селе, из леса выскочили выслеживавшие мотоциклистов партизаны…

Прошло не боле пятнадцати минут, и в класс, куда снова ввалились взволнованные ребята, партизаны привели троих обезоруженных немцев. Командир партизанского отряда сел и вызвал к столу для допроса начальника фашистов. А двое других, помятые и притихшие, сели рядышком на парте Сени Пичугина.

– Он чуть Ксению Андреевну не убил, зашептала Шура Капустина командиру, показывая на фашистского разведчика.

– Не совсем точно так, – забормотал немец, – это правильно совсем не я…

Он, он! – закричал тихонький Сеня Пичугин…

В класс вошла Ксения Андреевна. Она ходила на берег узнать благополучно ли доплыл Костя Рожков.

– Встать! – закричал на них командир.– У нас в классе полагается вставать, когда учительница входит. Не тому вас, видно учили!

И два фашиста послушно поднялись.

– Разрешите продолжать наше занятие, Ксения Андреевна? – спросил командир.– Извините, Ксения Андреевна, что пришлось этих охальников в класс ваш допустить. Ну, раз уж так вышло, вот вы их сами порасспрашивайте толком. Подсобите нам: вы по–ихнему знаете…

И Ксения Андреевна заняла свое место за столом, у которого она выучила за тридцать два года много хороших людей.

– А теперь потрудитесь отвечать на мои вопросы. И долговязый фашист, вытянулся перед учительницей.

Вопросы для обсуждения:

1. Были ли ученики Ксении Андреевны, связаны с партизанами?

2. Почему они в этом не признались немцам?

3. Почему Костя Рожков решил рассказать немцам, где находятся партизаны? Какой момент допроса он для этого выбрал? На что он рассчитывал? Оправдался ли его расчет?

4. Как ребята реагировали на его поступок?

5. Чем для немцев обернулось это «признание» и вся операция, проведенная ими в классе?

6. О чем свидетельствует поведение учительницы и ее учеников на допросе, учиненном немцами? Разделяете ли вы это поведение? За кого из присутствующих в классе вы больше всего переживали?

Дополнительная литература:

«Юные партизаны» Сборник.

Л. Кассиль «Улица младшего сына»

В. Смирнов «Зина Портнова»

Н.Надеждина «Партизанка Лара»

И. Туричин «Неумирающий лес»

А .Бикчентаев «Сколько тебе лет, комиссар?»

Раздел 9.

МАЛЕНЬКИЕ РАЗВЕДЧИКИ

Разведка в широком смысле слова – это обследование чего-нибудь со специальной целью. Применительно к военной обстановке разведка предполагает действие отдельного человека или группы людей для получения сведений о противнике и занимаемой им местности.

Главное для разведчиков качество – наблюдательность, догадливость, смелость, умение незаметно проникнуть в место нахождения врага и обмануть его бдительность.

Во время Великой Отечественной войны в разведывательной деятельности принимали участие не только профессиональные разведчики, но и несовершеннолетние – целая армия мальчишек и девчонок. Многие из них, кто-то при жизни, кто-то посмертно, награждены орденами или стали Героями Советского Союза. О них написаны книги.

Мы предлагаем вам не очерки о реальных разведчиках-подростках, а художественные произведения. Их авторы открывают нам душевный мир героев-разведчиов, рассказывают о мотивах совершенных ими разведывательных действий.

Эти произведения заставляют читателей сопереживать юным разведчикам, которые, рискуя жизнью, устанавливали расположение вражеских военных частей, командных пунктов, орудийных батарей и помогали нашим воинским подразделениям обнаружить противника и уничтожить его.

Как это происходило, вы уже знаете по рассказам Вениамина Каверина «Русский мальчик», Бориса Лввренева «Большое сердце», Льва Кассиля «Рассказ об отсутствующем». О них мы уже говорили в предыдущих разделах, когда рассматривая рассказы под другим углом зрения.

Рекомендуем обсудить:

А. Платонов «Маленький солдат»

Л. Кассиль «Алексей Андреевич»

ПОЛНОЕ ИМЯ АВТОРА?

О рассказе И.Осипова «Петя»

Это рассказ в рассказе. От автора в нем всего несколько строчек. Остальное повествование идет от лица разведчика – младшего лейтенанта Андрея Репина, который двое суток пробыл в тылу у немцев, выполняя важное и трудное задание.

Младший лейтенант рассказывает о том, как ему удалось выполнить это задание, в котором главным исполнителем был не столько он, сколько мальчишка по имени Петя. Задание состояло в том, чтобы уточнить местонахождение немецкого штаба и узнать, где стоит батарея их дальнобойных орудий.

Скрываясь от врага в стоге соломы, разведчик вел наблюдение за передвижением немцев. Для выполнения задания надо было дождаться ночи, но младшему лейтенанту этого не понадобилось.

Ему обо всем рассказал мальчишка по имени Петя, который жил в селе, где стояли немцы. Он выследил самого разведчика и незаметно подкрался к стогу. А ночью повел бойца к месту, где стояла немецкая батарея.

Задание было выполнено. Разведчик пообещал мальчишке вернуться в эти мета, чтобы взять его с собой, когда у Пети поправиться больная мама, но выполнить это обещание ему пока не удалось. И Андрей Репин сожалеет, что не увиделся с Петейи «не вырвал его из немецких когтей».

И. ОСИПОВ

ПЕТЯ

(Ленинград, 1944, № 10–11, с. 14)

Этот рассказ я записал со слов младшего лейтенанта Андрея Репина. Двое суток провел он в тылу у немцев, выполняя важное задание командования.

Я встретил его в блиндаже командира батальона. Репин только что доложил командиру о результатах разведки. У него был вид человека, вернувшегося из долгого странствия. Глаза его запали, шинель была покрыта грязью, на лбу и на щеках запеклась кровь от царапин.

Стакан горячего чаю со спиртом привел его в себя. Отогревшись, он приступил к рассказу.

– Я вышел ночью. Благополучно миновал сторожевое охранение противника и к рассвету достиг намеченного пункта. Деревня, где, по нашим расчетам, должен был находиться штаб немецкой дивизии, стояла на берегу озера, в трех километрах от железнодорожной станции. Огибая ночью озеро, я попал сперва к станции, и тут чуть было не закончилось прежде срока мое путешествие.

Только я ступил на рыхлую насыпь железнодорожного полотна, как над самым ухом раздалось хриплое: «Хальт!» Передо мной выросла фигура немецкого солдата. Он стоял в дух шагах от меня. Размышлять было некогда. Отступать – поздно. Я пустил в ход кинжал.

Подождал немного. Стало светать. Вижу – сбился с дороги. Взял я в сторону от железной дороги и успел до восхода солнца подойти к деревне. Дело прошлое, могу вам теперь сказать, что поручено было мне уточнить местоположение немецкого штаба и узнать, где стоит батарея дальнобойных орудий.

Взошло солнце. Маячить в поле на виду у всех было мне не к чему. Забрался я в стог соломы, спрятался поглубже и веду наблюдение. Вся деревня была видна мне отсюда, как на ладони. По дороге от станции проехали двое мотоциклистов. Промчалась легковая машина и тоже свернула в деревню. Немного погодя выехали из деревни четыре грузовика, крытые брезентом.

Очевидно, именно здесь-то и обосновался немецкий штаб. Оставалось узнать номер дивизии и расположение тяжелой батареи. Лежу в стогу, терпеливо дожидаюсь темноты. И, надо вам сказать, совсем позабыл о ночной встрече с часовым, Но мне неожиданно напомнили о нем.

Вижу – к моему стогу подходит паренек лет двенадцати, в рваном полушубке с чужого плеча и в рыжей, сползающей на глаза шапке. Я заприметил его, когда он вышел из деревни и медленно побрел по дороге. Потом он куда-то пропал. И увидел я его снова в тот момент, когда он подкрался к моему ненадежному укрытию и, присев на корточки, тихо произнес:

– Товарищ командир, они вас ищут…

Я промолчал. Черт побери, как он узнал, что я здесь спрятался? Не подослан ли он немцами?

Паренек выждал с минуту и снова зашептал:

– Вы не ворочайтесь! Лежите себе тихонько, вас с дороги не видать. А я постерегу здесь.

– Ты кто? – спросил я тоже вполголоса, вынув на всякий случай пистолет из кобуры.

– Я – Петя. Вон наша изба, – и он указал на крайнюю избу с покосившимся плетнем. – Я видел, как вы сюда шли. В нашей избе двое из штаба живут. Они утром поехали на мотоциклах на станцию. Вас ищут. Часового убили вы? Кинжалом?

Читайте также:  Ранний восход - краткое содержание рассказа Кассиля

Любопытство его показалось мне подозрительным. Не отвечая на вопросы, я сам стал его расспрашивать.

– Много немцев в деревне?

– Нет, не очень. Только штаб дивизии и рота охраны.

– Где живет командир дивизии?

– Вот в той избе, возле школы. Видите, крыша недавно отремонтирована, тес свежий…

– А пушки где стоят? Видал?

Паренек и на этот вопрос ответил охотно и точно. Видно было, что не зря присматривается он ко всему. Казалось, он долго ждал случая показать то, что как раз надо было мне узнать, и с радостью теперь выкладывал все, что было ему известно.

Подозрения мои рассеялись. Я доверился Пете и весь день провел в своем укрытии под его бдительной охраной. Он наблюдал за дорогой, докладывал о каждой машине, о каждом мотоциклисте.

Когда стемнело, он отлучился со своего поста.

– Пойду, узнаю, что в деревне делается, – предупредил он меня. – А вы не показывайтесь, пока я не подам сигнала.

Он ушел, и меня снова охватило какое-то тревожное чувство: «Неужели выдаст?» Я пожалел, что отпустил его.

Было совсем темно, когда Петя вернулся.

– Вас ищут, – сообщил он. – По дорогам разослали мотоциклистов. Только вы не бойтесь, они не догадаются, что вы здесь спрятались. Нате, это я у них из грузовика достал.

Он протянул мне банку консервов и плитку шоколада. Я по достоинству оценил его подарок. Но, как ни был я голоден, консервы и шоколад я оставил ему.

Ночью Петя повел меня болотом к тому месту, где стояла немецкая батарея.

Задание мое было выполнено! Пора возвращаться.

Петя простился со мной, как с близким другом. Он спросил:

– Вы придете еще? Я вас буду ждать. Может быть, вы и меня возьмете с собой.

– Пойдем сейчас со мной, – предложил я.

– Нет, сейчас я не могу… Мамка лежит хворая, надорвалась в работе в немецком лагере. Привезли ее соседи…

Я не мог огорчить его и обещал еще раз пробраться в эти места…

Младший лейтенант помолчал и добавил:

– Дорого бы я дал, чтобы еще раз повидать Петю и вырвать его из немецких когтей…

Вопросы для обсуждения:

1.Что заставляло мальчика следить за немцами и выслеживать расположение их воинской части? Какие качества характера он проявлял при этом?

2. Почему разведчик Репин, скрывавшийся в стоге соломы, поверил мальчику и пошел ночью за ним к батарее противника?

3. Как было выполнено разведчиком важное задание?

4. Почему мальчик, изъявивший желание уйти вместе с Репиным в его воинскую часть, не смог этого сделать?

5. Удалось ли, по-вашему, разведчику Репину еще раз повидать Петю и «вырвать его из немецких когтей? Как бы вы описали эту встречу?

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

У классной доски – краткое содержание рассказа Кассиля

Про учительницу Ксению Андреевну Карташову говорили, что у нее руки поют. Движения у нее были мягкие, неторопливые, округлые, и, когда она объясняла урок в классе, ребята следили за каждым мановением руки учительницы, и рука пела, рука объясняла все, что оставалось непонятным в словах. Ксении Андреевне не приходилось повышать голос на учеников, ей не надо было прикрикивать. Зашумят в классе, она подымет свою легкую руку, поведет ею – и весь класс словно прислушивается, сразу становится тихо.

– Ух, она у нас и строгая же! – хвастались ребята. – Сразу все замечает…

Тридцать два года учительствовала в селе Ксения Андреевна. Сельские милиционеры отдавали ей честь на улице и, козыряя, говорили:

– Ксения Андреевна, ну как мой Ванька у вас по науке двигает? Вы его там покрепче.

– Ничего, ничего, двигается понемножку, – отвечала учительница, – хороший мальчуган. Ленится вот только иногда. Ну, это и с отцом бывало. Верно ведь?

Милиционер смущенно оправлял пояс: когда-то он сам сидел за партой и отвечал у доскй Ксении Андреевне и тоже слышал про себя, что малый он неплохой, да только ленится иногда… И председатель колхоза был когда-то учеником Ксении Андреевны, и директор машинно-тракторной станции учился у нее. Много людей прошло за тридцать два года через класс Ксении Андреевны. Строгим, но справедливым человеком прослыла она.

Волосы у Ксении Андреевны давно побелели, но глаза не выцвели и были такие же синие и ясные, как в молодости. И всякий, кто встречал этот ровный и светлый взгляд, невольно веселел и начинал думать, что, честное слово, не такой уж он плохой человек и на свете жить безусловно стоит. Вот какие глаза были у Ксении Андреевны!

И походка у нее была тоже легкая и певучая. Девочки из старших классов старались перенять ее. Никто никогда не видел, чтобы учительница заторопилась, поспешила. А в то же время всякая работа быстро спорилась и тоже словно пела в ее умелых руках. Когда писала она на классной доске условия задачи или примеры из грамматики, мел не стучал, не скрипел, не крошился и ребятам казалось, что из мелка, как из тюбика, легко и вкусно выдавливается белая струйка, выписывая на черной глади доски буквы и цифры. «Не спеши! Не скачи, подумай сперва как следует!» – мягко говорила Ксения Андреевна, когда ученик начинал плутать в задаче или в предложении и, усердно надписывая и стирая написанное тряпкой, плавал в облачках мелового дыма.

Не заспешила Ксения Андреевна и в этот раз. Как только послышалась трескотня моторов, учительница строго оглядела небо и привычным голосом сказала ребятам, чтобы все шли к траншее, вырытой в школьном дворе. Школа стояла немножко в стороне от села, на пригорке. Окна классов выходили к обрыву над рекой. Ксения Андреевна жила при школе. Занятий не было. Фронт проходил совсем недалеко от села. Где-то рядом громыхали бои. Части Красной Армии отошли за реку и укрепились там. А колхозники собрали партизанский отряд и ушли в ближний лес за селом. Школьники носили им туда еду, рассказывали, где и когда были замечены немцы. Костя Рожков – лучший пловец школы – не раз доставлял на тот берег красноармейцам донесения от командира лесных партизан. Шура Капустина однажды сама перевязала раны двум пострадавшим в бою партизанам – этому искусству научила ее Ксения Андреевна. Даже Сеня Пичугин, известный тихоня, высмотрел как-то за селом немецкий патруль и, разведав, куда он идет, успел предупредить отряд.

Под вечер ребята собирались у школы и обо всем рассказывали учительнице. Так было и в этот раз, когда совсем близко заурчали моторы. Фашистские самолеты не раз уже налетали на село, бросали бомбы, рыскали над лесом в поисках партизан. Косте Рожкову однажды пришлось даже целый час лежать в болоте, спрятав голову под широкие листы кувшинок. А совсем рядом, подсеченный пулеметными очередями самолета, валился в воду камыш… И ребята уже привыкли к налетам.

Но теперь они ошиблись. Урчали не самолеты. Ребята еще не успели спрятаться в щель, как на школьный двор, перепрыгнув через невысокий палисад, забежали три запыленных немца. Автомобильные очки со створчатыми стеклами блестели на их шлемах. Это были разведчики-мотоциклисты. Они оставили свои машины в кустах. С трех разных сторон, но все разом они бросились к школьникам и нацелили на них свои автоматы.

– Стой! – закричал худой длиннорукий немец с короткими рыжими усиками, должно быть начальник. – Пионирен? – спросил он.

Ребята молчали, невольно отодвигаясь от дула пистолета, который немец по очереди совал им в лицо.

Но жесткие, холодные стволы двух других автоматов больно нажимали сзади в спины и шеи школьников.

– Шнеллер, шнеллер, бистро! – закричал фашист. Ксения Андреевна шагнула вперед прямо на немца и прикрыла собой ребят.

– Что вы хотите? – спросила учительница и строго посмотрела в глаза немцу. Ее синий и спокойный взгляд смутил невольно отступившего фашиста.

Кто такое ви? Отвечать сию минуту… Я кой-чем говорить по-русски.

– Я понимаю и по-немецки, – тихо отвечала учительница, – но говорить мне с вами не о чем. Это мои ученики, я учительница местной школы. Вы можете опустить ваш пистолет. Что вам угодно? Зачем вы пугаете детей?

– Не учить меня! – зашипел разведчик.

Двое других немцев тревожно оглядывались по сторонам. Один из них сказал что-то начальнику. Тот забеспокоился, посмотрел в сторону села и стал толкать дулом пистолета учительницу и ребят по направлению к школе.

– Ну, ну, поторапливайся, – приговаривал он, – мы спешим… – Он пригрозил пистолетом. – Два маленьких вопроса – и все будет в порядке.

Ребят вместе с Ксенией Андреевной втолкнули в класс. Один из фашистов остался сторожить на школьном крыльце. Другой немец и начальник загнали ребят за парты.

– Сейчас я вам буду давать небольшой экзамен, – сказал начальник. – Сидеть на место!

Но ребята стояли, сгрудившись в проходе, и смотрели, бледные, на учительницу.

– Садитесь, ребята, – своим негромким и обычным голосом сказала Ксения Андреевна, как будто начинался очередной урок.

Ребята осторожно расселись. Они сидели молча, не спуская глаз с учительницы. Они сели, по привычке, на свои места, как сидели обычно в классе: Сеня Пичугин и Шура Капустина впереди, а Костя Рожков сзади всех, на последней парте. И, очутившись на своих знакомых местах, ребята понемножку успокоились.

За окнами класса, на стеклах которых были наклеены защитные полоски, спокойно голубело небо, на подоконнике в банках и ящиках стояли цветы, выращенные ребятами. На стеклянном шкафу, как всегда, парил ястреб, набитый опилками. И стену класса украшали аккуратно наклеенные гербарии. Старший немец задел плечом один из наклеенных листов, и на пол посыпались с легким хрустом засушенные ромашки, хрупкие стебельки и веточки.

Это больно резнуло ребят по сердцу. Все было дико, все казалось противным привычно установившемуся в этих стенах порядку. И таким дорогим показался ребятам знакомый класс, парты, на крышках которых засохшие чернильные подтеки отливали, как крыло жука-бронзовика.

А когда один из фашистов подошел к столу, за которым обычно сидела Ксения Андреевна, и пнул его ногой, ребята почувствовали себя глубоко оскорбленными.

Начальник потребовал, чтобы ему дали стул. Никто из ребят не пошевелился.

– Ну! – прикрикнул фашист.

– Здесь слушаются только меня, – сказала Ксения Андреевна. – Пичугин, принеси, пожалуйста, стул из коридора.

Тихонький Сеня Пичугин неслышно соскользнул с парты и пошел за стулом. Он долго не возвращался.

– Пичугин, поскорее! – позвала Сеню учительница.

Тот явился через минуту, волоча тяжелый стул с сиденьем, обитым черной клеенкой. Не дожидаясь, пока он подойдет поближе, немец вырвал у него стул, поставил перед собой и сел. Шура Капустина подняла руку:

Ссылка на основную публикацию