Кондуит и Швамбрания – краткое содержание повести Кассиля

Краткое содержание «Кондуит и Швамбрания»

Повесть «Кондуит и Швамбрания» Кассиля была написана в 1931 году. Автобиографическая книга, в которой описано детство писателя и его младшего брата Иосифа, состоит из двух частей – «Кондуит» и «Швамбрания».

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Кондуит и Швамбрания» по главам, которое пригодится как для читательского дневника, так и для подготовки к уроку литературы.

Главные герои

Леля (Лев Кассиль) – любознательный, живой мальчик с богатым воображением.

Оська (Иосиф Кассиль) – младший брат Лели, его лучший друг и напарник по играм.

Другие персонажи

Отец – доктор, строгий, добрый мужчина.

Мать – преподавательница музыки, мягкая, добрая женщина.

Аннушка и Марфуша – прислуги в докторском семействе.

Три тетки – образованные, начитанные женщины старой закалки.

Митя Ламберг – двоюродный брат Оськи и Лели, боровшийся с начальством.

Ювенал Богданович Стомолицкий (Рыбий глаз) – директор гимназии, сухой, черствый человек, превыше всего ценивший дисциплину.

Цезарь Карпыч (Цап-Царапыч) – надзиратель, следивший за поведением гимназистов.

Николай Ильич Ромашов – умный и строгий инспектор, любимец гимназистов.

Александр Карлович Бертелев – математик, прекрасный педагог.

Таисия Опилова – подруга Лели.

Аркаша Портянко – кухаркин сын, очень умный и способный мальчик.

Комиссар Чубарьков – любимец гимназистов, простой, открытый молодой мужчина.

Дина – двоюродная сестра Лели и Оськи, решительная, умная девушка, коммунистка.

Краткое содержание

Часть первая. Кондуит

Глава 1. Страна вулканического происхождения

В феврале 1914 года два брата – Леля и Оська – «отбывали наказание в углу» за то, что потеряли отцовскую шахматную королеву. Отец «очень дорожил новыми шахматами» , и детям строго запрещалось их трогать, однако искушение было слишком велико. В результате братья оказались в «аптечке» – полутемной проходной комнате «около уборной и кухни» .

Страдая от скуки, Леля предложил брату придумать собственную страну под названием Швамбрания. Так у ребят появилась «новая игра на всю жизнь» .

Спустя неделю королева нашлась, но к тому времени отец вырезал новую шахматную фигурку и великодушно отдал старую королеву детям. Леля и Оська решили сделать ее хранительницей тайны Швамбрании и заточили в мамином гроте, сделанном из ракушек.

Первую карту Швамбрании нарисовал Оська, и выглядела она как «большой зуб с тремя корнями» , омываемый со всех сторон океанами. За всю историю своего существования Швамбарния участвовала в многочисленных войнах с Бальвонией и Кальдонией. Начинались они всегда одинаково: почтальон (Оська) приносил императору (Леля) письмо с вызовом на войну, и тут же начиналось сражение, которое неизменно заканчивалось блестящей победой Швамбрании.

В своей выдуманной стране братья обитали «в бриллиантовом доме, на 1001-м этаже» . Все местные жители, без исключения, были мореходами, и «у каждого во дворе ошвартован свой пароход» .

Родительский дом братья представляли в виде большого парохода, в котором «папин врачебный кабинет» был капитанским мостиком, гостиная – рубкой первого класса, столовая – кают-компанией, а терраса – открытой палубой. Капитаном на этом пароходе был отец – веселый, вспыльчивый и очень работоспособный доктор. «Мама — пианистка, учительница музыки» , и она всегда служила громоотводом, если отец сердился на детей.

В воспитательных целях отец возил Лелю и Оську «в народ» на таратайке с лошадью. Это продолжалось до тех пор, пока он не опрокинул всех в канаву. Чтобы привить сыновьям любовь к братьям меньшим, «приобретались различные представители мира животных» : кошки, собаки, золотые рыбки. Оська любил вылавливать последних из аквариума и хоронить в спичечных коробках.

Однажды мальчики играли в парке, где увидели попа и разговорились с ними. Поначалу Оська принял его за бородатую женщину, а после выложил ему все свои познания о Боге – «Христос Воскрес его фамилия» , а первая женщина сама вышла «понемножку из обезьянки» . Когда служанка Аннушка взяла мальчиков в церковь посмотреть на обряд венчания, они решили, «что царство небесное — это такая Швамбрания, которую взрослые выдумали для бедных» .

Вскоре приехал двоюродный брат Митька Ламберг, которого исключил из гимназии «за непочтительный отзыв о законе божьем» . С тех пор он считал своим священным долгом делать гадости начальникам всех мастей.

На Святки все семейство пригласили на бал-маскарад, и Митя решил непременно насолить земскому. Отец одобрил эту идею, и все принялись работать над костюмом для горничной Марфуши. На балу она появилась в образе огромного почтового конверта с марками. Марфуша произвела настоящий фурор, заняв первое место и получив золотые часы в качестве подарка. Земский был крайне раздосадован, когда от отца узнал, кем на самом деле была очаровательная незнакомка.

Глава 2. Голубиная книга

Лелю приняли в гимназию. За день до занятий его «остригли наголо, «оболванили»» . В классе верзила-второгодник оторвал у него пуговицы с гимнастерки. Но на этом несчастья его не закончились – директор увидел мальчика в кондитерской, куда тот зашел с матерью полакомиться пирожными. Гимназистам не положено было посещать увеселительные заведения, и Леля сразу попал в кондуит или «Голубиную книгу», куда записывались все проступки учащихся.

В городе гимназистов дразнили «сизяками» за сизые шинели, которые они должны были носить. Однокашники редко били Лелю, потому что «боялись убить» из-за его малого роста и тщедушного телосложения.

Директор гимназии Ювенал Богданович Стомолицкий по прозвищу Рыбий глаз, любивший «муштровку, тишину и дисциплину» , внушал страх всем без исключения гимназистам. Ребята отводили душу, всячески измываясь над надзирателем Цезарем Карпычем – Цап-Царапычем. В его обязанности входил контроль «за поведением учеников в гимназии и вне ее» . Любили гимназисты Николая Ильича Ромашова – умного, язвительного, строгого инспектора, который всех учеников делил «на «козлищ» и «агнцев»» .

Однажды Леля, гуляя по крышам, был вынужден скрываться от лютого дворника. Во время погони он познакомился с девочкой Таисией Опиловой, или попросту Таей. Ей «суждено было стать швамбранской Евой» . Но это знакомство принесло одно разочарование – Тая раскрыла тайну Швамбрании другому мальчику, который высмеял Лелю.

Военный дух пропитал умы гимназистов. Старшеклассники пытались «бежать «на войну» , те, кто поменьше – собирали пустые гильзы, за что их фамилии неизменно оказывались в списке кондуита. Из действующей армии в город стали прибывать первые раненые, которых торжественно встречали местные жители. Зимой гимназистов водили на «примерный бой» , и Леля решил, что «война — это, оказывается, ни капельки не красиво» .

Глава 3. Февральский кондуит

По телефону от дяди Леши Леля узнал, что «теперь революция… свобода… и без царя» . Гимназистов не на шутку взволновала эта новость. Они всунули в портрет Николая II горящую сигарету, и со стороны казалось, будто император курит. Прошел слух, что учителя хотят свергнуть директора. В страхе за себя Рыбий глаз отправился к секретарю родительского комитета – отцу Лели. Родители были против свободы для детей, которые могли очень быстро распуститься. На заседании гимназии было решено выгнать директора.

В классе Лели бесплатно учился кухаркин сын Аркаша Портянко – очень умный и способный мальчик. Все знали, что он влюблен в Люсю, дочку богатой председательницы. Однако мать девочки была против их дружбы, и с горя Аркаша «осунулся и учиться стал хуже» . На уроке алгебры он написал Люсе трогательное письмо, которые выхватил учитель и прочел всему классу. Несчастный Аркаша «сидел как оплеванный» . Когда он попросил вернуть письмо, учитель в гневе напомнил, что «учится он милостью добрых людей » и в любой момент может вылететь из гимназии. Так Аркаша понял, что революция ничего не изменила, и «мир по-прежнему еще делится на платных и бесплатных» .

Часть вторая. Швамбрания

Глава 1. Швамбранская революция

Для установления истинных границ Швамбрании был предпринят «великий поход швамбранского флота вокруг материка» . Отважных моряков поджидали серьезные испытания, но они достойно их прошли и благополучно вернулись домой.

Глава 2. Хочу заседать

Все взрослые в городе занимались политикой – «всюду шли собрания, заседания, митинги» . Леля также был охвачен жаждой «политической деятельности» . Он решил организовать из гимназистов отряд бойскаутов и совершать добрые дела – «чинить скамейки, поправлять изгороди, помогать старушкам нести кошелки с базара» . Леля был очень горд тем, что сформировал четыре отряда бойскаутов, а сам был назначен «начальником главного штаба» .

Наступила осень 1917 года – «первая осень без царя» . К городу причалил пароход с большевиками. По окончании последней четверти гимназисты по старой традиции сжигали учебные дневники. Ребята решили избавиться от прошлого и сжечь все кондуиты с их злыми страницами, за исключением одного – «для истории» .

Глава 3. Блуждающие острова

Лето 2018 года братья провели в деревне Квасниковке, без устали сражаясь с крапивой и поганками. По возвращении в город Леля и Оська заметили, как сильно он изменился: исчез базар, «знакомые буржуи подметали площадь» , регулярно совершались погромы, «над гимназией взвился красный флаг» .

Было решено создать единую трудовую школу путем слияния мужской и женской гимназий. Из-за большого количества детей классы разделили «на основные и параллельные, на «А» и «Б»» . Позже к школе присоединили и учеников Высшего начального училища.

«Девочки ввели в класс много новшеств» , главным из которых была игра в «гляделки». Соперники пристально смотрели друг другу в глаза, и проигравшим считался тот, кто первым отвел их в сторону или заморгал. С появлением девочек в классе стали курсировать «учтивые записочки, секретки, конвертики» .

На перемене ученикам разливали чай и давали два куска сахара, который был большой редкостью в городе. Леля «пил школьный чай несладким и нес драгоценные кусочки домой» .

«Оську приняли в школу» , и Леля учил его правилам поведения новичка, чтобы не быть битым. «Гляделки» были позабыты, и вся школа увлеклась французской борьбой. Но вскоре ребята всерьез взялись за алгебру, интерес к которой смог ловко подогреть математик Александр Карлович Бертелев. Родители были глубоко потрясены, увидев своих детей «сидящими над книжками и тетрадями» . Между классом «А» и классом «Б» началось математическое соревнование.

Все ученики очень переживали, когда узнали, что их любимый комиссар Чубарьков оказался болен тифом. Он находился при смерти, и отец Лели занимался его лечением. Узнав, что комиссар пошел на поправку, ребята стали по очереди навещать его.

«Бурные события в жизни Покровска» оказывали прямое влияние и на Швамбранию, которая регулярно «меняла государственные порядки» . Оська настоял на том, чтобы ввести в Швамбрании смертность. Однажды он не выдержал и рассказал в школе о существовании новой страны, которая пока не была занесена на карты.

На Лелю и Осю «со всех концов России посыпались голодающие тетки» . Они были очень образованными и «беспрерывно толковали о литературе и спорили о политике» . Тетки настояли на том, чтобы братьев забрали из советской школы, которая, по их мнению, «только калечила интеллигентную особь и ее восприимчивую личность» . «Теточное иго» грозило и Швамбрании, когда они узнали о ее существовании. Лишь благодаря византийской хитрости Леле и Оську удалось избавить свою страну от покушений извне.

Все семейство переехало на новую квартиру. Ребята первым делом принялись обозначать границы Швамбрании. Отец сокрушался, что они стали жалкими рабами вещей, которые связали их «по рукам и ногам» . Когда же братья случайно разбили красивое блюдо-барельеф, отец накричал на них, назвав «варварами и вандалами» . Леля робко напомнил о презрении к вещам, и отец раздраженно ответил, «что сначала надо научиться беречь вещи, потом их заработать, а после уж можно начать презирать их» .

Хор бойцов репетировал песни к торжествам, и у доктора забрали пианино. «Аннушка причитала, и тетки плакали соответствующе» . Когда домой вернулась мать, она буквально окаменела от этой новости – под крышкой пианино находился потайной сверток, в котором «были четыре куска заграничного мыла и пачка давно уже никудышных «николаевских» денег» . В инструменте хранились и все важные документы Швамбрании.

Мать отправилась вызволять ценный сверток. Леля сыграл красноармейцам польку, а после мать виртуозно исполнила «увертюру из клавира оперы «Князь Игорь»» . Спустя месяц пианино вернули на место.

Вскоре семейство доктора уплотнили, забрав «три комнаты, одну за другой» . В первой поселили выздоровевшего комиссара Чубарькова, в «другую комнату вселился изящный военный» , которого тетки окрестили маркизом, а в третьей комнате расположилась комиссия по борьбе с дезертирством. Интеллигентного вида «маркиз» украл сверток с мылом, но был быстро пойман сотрудниками ЧК.

Вскоре семью опять переселили, но переезд уже никого не волновал. В городе открылся театр имени Луначарского, и местные жители вмиг стали заядлыми театралами. Леля и Оська даже записались в детские театральные студии.

Отец уехал на фронт, который «разъедала сыпнотифозная вошь» . Леля стал главным мужчиной в доме.

Глава 4. На твердой земле

Потянулись длинные, унылые и голодные дни. За фунт мяса в месяц Леля обучал одну великовозрастную девицу «грамоте и счету» . Тогда он впервые узнал «почем фунт лиха» . В доме не было ни электричества, ни дров. За четверть керосина мать отдала свой чудесный ракушечный свод, в котором долгое время находилась в заточении шахматная королева. Леля, как мог, утешал маму, у которой уже опустились руки.

Вскоре к Леле и Оське «приехала жить молоденькая двоюродная сестра» Дина, которая устроилась в библиотеку заведующей. Она оказалась коммунисткой и быстро «прищемила теткам хвосты» .

С фронта вернулся отец – с длинной бородой, пожелтевшим лицом и вшами. Он заболел сыпняком и долгое время находился между жизнью и смертью.

Из-за нехватки дров «библиотеку приходилось закрывать» . Леля и Оська рассказали всем о заброшенном доме, в котором они разместили свою страну Швамбранию. В доме было полно «досок всяких, бревен, обломков» , и ради спасения библиотеки мальчики пожертвовали своим выдуманным миром – так не стало Швамбарнии.

Родной город Покровск был переименован в Энгельс. Леля приехал в него, чтобы поздравить Оську-отца с рождением дочери. Он подарил полугодовалой племяннице «погремушку: маленький глобус на длинной ножке» . Леля прочел близким книгу про Швамбарнию, и братья вспомнили счастливые годы своего детства…

Заключение

В произведении показано взросление детей, становление их личности под воздействием политических и социальных перемен в стране.

После ознакомления с кратким пересказом «Кондуита и Швамбрании» рекомендуем прочитать повесть в полной версии.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Краткое содержание: Кондуит и Швамбрания

Главные герои все живут в Покровске. Повесть ведётся от имени автора.

Кондуит и его младший брат, Оська, потеряли королеву из набора шахмат, которые принадлежали отцу. Их наказали, поставив в угол. Тогда они придумали страну Швамбранию и начали в неё играть. К тому времени, когда пропавшая королева нашлась, отец уже сделал другую, и они взяли потерявшуюся королеву в качестве Хранительницы тайны Швамбрании. Они заточили её в мамин грот. Эта игра продолжалась несколько лет. Страна имела форму зуба, и была окружена океаном. Швамбрания воевала с Бальвонией и Кальдонией. Кондуит был правителем страны, Оська почтальоном, и носил письма, вызывающие на войну. Швамбрания всегда побеждала. Страну населяли мореходы и водоплаватели. Все они гуляли на Брешке. Самым главным мореходом был Джек. Он сопровождал моряков и знал много языков.

Весь дом Кондуита был для играющих большим пароходом. Отец-доктор был капитаном корабля. Кондуит описывает отца положительно: он всегда шутил, но когда он злился, мама всегда смягчала его удар. Отец был доктором, ему часто приходилось ездить на вызовы ночью. Дети катались на тележке, пока однажды отец не столкнул их в канаву. Оськиным любимым занятием было рыбачить в аквариуме: он вытаскивал золотых рыбок и устраивал им пышные похороны в спичечных коробках. Однажды он решил почистить кошке зубы папиной зубной щёткой. За это она исполосовала ему руки. Потом отец подарил детям маленького козлёнка. Тот ободрал все обои, съел брюки отца и его отдали неизвестно кому.

Кондуит любил читать «Вокруг нас. Оттуда он узнавал обо всём на свете. Оська тоже обладает большим словарным запасом, но не знает значения половины из выученных слов. Однажды он познакомился в парке с попом, решив, что это женщина. Поп просвещал Оську в религиозных вопросах, а его служанка Аннушка показала им венчание в церкви. Тогда дети решили, что Швамбрания будет небесным царством, а попа назвали Гематогеном. Всё начальство было разделено на классы: к жидким относились родители, к твёрдым – директор гимназии и учителя, газообразной была полиция.

Однажды к ним приехал их двоюродный брат, Митя. Он плохо отзывался о Боге, и за это его выгнали из гимназии в Саратове. Он считал своим священным долгом пакостить высокопоставленным лицам. Однажды Собрание Коммерции устроило бал-маскарад. Все дети тоже были туда приглашены. Чтобы насолить земскому начальнику, Митя взял с собой Марфушу в костюме почтового конверта. Этот костюм занял первое место, и Марфуше подарили золотые часы. Земскому начальнику она понравилась, он хотел было познакомиться с ней, но её украли. Когда отец сказал земскому, что Марфуша – их служанка, тот взбесился.

Однажды неизвестный бросил на крыльцо этого начальника башмак и записку. В ней говорилось, что кому подойдёт этот огромный башмак, та и станет его женой. Все обвинили в этом Митю. Кондуита приняли в гимназию, предварительно побрив его налысо. Всё лето перед поступлением в гимназии они были на даче. В гимназии в первый же день ему оторвали все пуговицы. В кондитерской Кондуит и его мама встретили директора гимназии. Детей не должны были видеть в развлекательных учреждениях – их сразу записывали в книгу, где вели учёт штрафов. Директора по прозвищу Рыбий глаз все очень боялись. Цап-Царапыч следил, чтобы ученики неукоснительно выполняли требования из книги штрафов. А вот инспектора все уважали. Если кто-то провинился, его держали в углу максимум час, а потом разрешали идти домой. Раньше в Покровске звонков не было – вместо них висели ручки из проволоки. Но доктор первым провёл себе электрический звонок. Так же там жил Афонский Рекрут. Он был мастером по починке звонков. Кондуит и его брат часто гостили у него, болтая про книги. Однажды в Народном саду произошла потасовка, после чего всем было запрещено там показываться. Когда ученики начали было возмущаться, Оська предложил протестовать, срезав в городе все звонки. Тогда у Афонского Рекрута было много посетителей. Больше звонки себе никто не проводил. Земский начальник провёл было, но ему опять всё срезали. Причём это был его собственный сын. Тогда Пристав приказал Фараонам найти воров, сунув им пятьдесят рублей. Фараон нашёл обрывок манифеста, где было указано имя земского сына. Фараон пошёл и нажаловался директору. Так же он пожаловался на Атлантиду, а Биндюг сам сдался. Всех их выгнали. Иосиф сказал директору, что в срезе звонков виновата вся гимназия, так что пусть он примет исключённых обратно. Следить за соблюдением порядков в гимназии стали ещё строже. Учителя латыни – Тараканус и Длинношеее постоянно ставят ученикам два и кол, а учитель истории любит ставить всех стоя. Француженка вечно ходит обиженная. Однажды Кондуит убегал от дворника по крышам. Так он и подружился с девочкой Таисой. Он по секрету рассказал ей о Швамбрании, а она возьми и расскажи об этом какому-то незнакомому мальчику. Однажды Кондуит и Оська воевали, взяв дочь кухарки в плен. Клавдюше пришло письмо, что её сын лишился руки. Детям было очень её жалко. Они постоянно докучали учителю: подсыпали порох под ноги, мешали его табак с перцем. Учитель не выдержал и пожаловался на них директору. Ученики начали часто встречать раненых солдат, и пропитывались духом войны. У Оськи было кольцо с портретом Николая II. Гимназистов-мальчиков и женскую гимназию водили на экскурсию в город. Конец 1916 года. 31 декабря родители Кондуита встречали у своих друзей. К Кондуиту пришёл в гости его одноклассник, Гришка. Они пошли гулять и, увидев коня какого-то барина, решили на нём покататься. Но конь так развеселился, что упорно не хотел тормозить. Когда же показался Цап-Царапыч, вредный конь сразу замер. Цап-Царапыч пообещал, что запишет их в книгу как проштрафившихся и разберётся с ними после каникул. Когда он спросил, можно ли детям было кататься на лошади, они хором ответили что да, можно. Он сел на лошадь, и она побежала. Когда вышел хозяин, то лошади своей не обнаружил и вызвал полицию. После каникул Цап-Царапыч ничего детям не говорил. Оська обнаружил, что между круглой Землёй и круглым глобусом есть связь. Поступил звонок от дяди Лёши, который просил Кондуита передать родителям, что совершилась революция. Царь свергнут. Кондуиту захотелось выйти на улицу и каждому говорить про революцию. На этот раз Цап-Царапыч включил его в книгу штрафов. В гимназии Кондуит всем рассказал про революцию. В портрет царя, висевший в классе, засунули сигарету. Выглядело так, будто Николай II курит. Переписываясь с женской гимназией ученики выяснили, что девчонки тоже за революцию. Атлантида подслушал, что учителя строят заговор против директора. Когда была демонстрация, директор болел и его там не было. Комитет исключает директора. Тот в попыхах забывает свои колоши. Директор отправился к родителям учеников. Отец Кондуита был секретарём родительского Комитета. Родители боятся, чтобы их детям была дана свобода. Они думают, что тогда дети совсем разгуляются. В гимназии вместо оценок теперь «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», «плохо». Отличник Аркаша начал учиться бесплатно. Аркаша любит Люсю, но мать против их встреч. Он расстроился, похудел, сбавил успеваемость. Потом он решил, что Баринов больше нигде нет, и отправил ей письмо. Письмо однако по назначению доставлено не было: его перехватил учитель, который долго потом высмеивал Аркашу перед всеми. Тогда Аркаша понял, что разница по-прежнему остаётся между платными и бесплатными.

Читайте также:  Рыцарь нашего времени - краткое содержание рассказа Карамзин

Кондуиту тоже хотелось участвовать в собраниях и митингах. Вместе с бойскаутами они творили добрые дела. Они сожгли книгу штрафов в костре, где уже горели дневники. Летом 1918 года они были в деревне Квасниковке. Там они избивали крапиву и топтали поганки. Многое изменилось за их отсутствие: винный магазин одного буржуя был испорчен. Гимназию Кондуита соединили с женской. Они сами набирали себе девочек в класс. Ещё приехали воспитанники высшего начального училища, но гимназистам они не понравились. У девочек была своя игра – «гляделки». По вечерам на танцах класс Кондуита следил, чтобы мальчики из других классов не приглашали на танцы их девочек. Гимназисты закусывали чай рафинадом, это очень дефицитный продукт. Кондуит чай с сахаром не пил, а таскал его домой и прятал в тайник. В столовой он раздавал сахар. Биндюг предложил оставшийся сахар делить поровну. Когда Кондуит отказался, получил подножку. Упал, и набил шишку на лбу. Когда Оська пошёл в школу, Кондуит рассказал ему, как не стать битым. В «гляделки» уже никто не играл, все занимались французской борьбой. Новый учитель истории гимназистам очень понравился. Все нагоняют пробелы по алгебре. Учитель занимается с учениками после уроков, родители шокированы. Класс Кондуита предложил «бэшникам» потягаться в алгебре.

В тот день они сидели за подготовкой до двенадцати ночи, и на обратном пути их арестовал патруль, потому что гулять можно было только до одиннадцати. Они оправдались, что ходили в аптеку купить касторку. В классе героя выиграл Биндюг, но потом оказалось, что он мошенничал, и сахар пришлось делить поровну. Комиссар просит после урока нарисовать постеры о сыпняке. Ученикам хотелось есть, но они согласились. Вскоре тот комиссар заболел тифом. Потом он начал поправляться, но всё ещё не мог ходить из-за слабости. Кондуит носил ему книжки. В гостях у комиссара они играли в гляделки. Кондуит хотел было угостить комиссара сахаром, но кто-то его уже опередил. Кондуит и Оська создали в Швамбрании смертность. Оська сказал, что какой-то солдат остановил его на улице и выспрашивал в Швамбранию. Кондуиту кажется, что Оська на самом деле верит в эту страну. Когда он рассказывал о ней в школе, над ним посмеялись – такой страны нет. Потом выяснилось, что солдат интересовался не Швамбранией, а штабармией. В гости приехали три тёти. Две из них картавят. Он начали было воспитывать Кондуита и Оську, и отец забрал их жить в другой дом, сказав при этом, что тётки – жалкие рабы вещей. Он попросил детей презирать вещи. Но когда они взяли и разбили блюдо, отец назвал это вандализмом, и объяснил, что перед тем, как вещи презирать, нужно научиться на них зарабатывать. Когда мамы не было дома, забрали её пианино. Мама шоке: она прятала в пианино дорогое душистое мыло, которое ей привезли из-за границы. А у детей там лежали швамбранские документы. Тогда Кондит поехал помогать маме забирать свёрток. Он сыграл для всех польку и прочитал частушки, а мама сыграла «Князя Игоря». Всем понравилось. Когда комиссар поправился, он поселился рядом с ними. Сначала Оська играл с комиссаром в «Ляпки-тяпки». Потом с ними начал играть отец. С соседней комнате поселился Ла-Базри-Де-Базан. Он был военным, но тётки почему-то называли его маркизом. Скоро к ним пришла комиссия, которая боролась с дезертирством. Пропал мыльный свёрток. Потом этот свёрток нашли у маркиза. Так же у него лежали карты Швамбрании. Пришлось детям рассказать начальнику об их стране. Начальник ухахатывался. Семья опять переехала. Каждый день они ходили с тётками в театр Луначарского. В Покровске стало модным ходить в театр. Даже детей учили театральному искусству. Кондуита и Оську тоже туда засунули. Когда отец уехал на фронт, Кондуит остался в доме за старшего. Начался голод. Кондуит преподаёт грамоту и счёт за фунт мяса в месяц. Сахар из его накоплений выдаётся семье только по праздникам. Мать выменяла четверть керосина за грот из ракушек. Швамбрания тоже терпит упадок, поселившись во владениях Угря. Когда они с Оськой изучали дом мёртвых, они провалились в подвал, где их кто-то схватил. Оказалось, что Кириков – поганочный человек, который там выдумывал волшебную воду. Потом в семью приехала двоюродная сестра Дина, и осталась у них жить. Кондуиту и Оське она сразу стала симпатична, особенно после того, как заткнула тёток. Дина начала работать заведующей библиотекой. Там дети создали кружок литераторов. Комиссар полюбил Дину. Папа заболел какой-то сыпью, а Атлантида умер. Кондуиту и Оське надоело играть в Швамбранию, и они пошли к Кирикову. Оказалось, он изобретал не волшебную воду, а настоящий самогон. Когда приехал папа, у него было жёлтое лицо, огромная густая борода с вшами. Библиотеку хотели закрыть из-за нехватки дров. Кондуит предложил распилить Швамбранию, которая находилась в доме Угря на дрова. Так Швамбрания перестала существовать.

Покров переименовали в город Энгельс. Недавно Кондуит приезжал туда, чтобы проведать Оську, который стал отцом. Он по-прежнему не знает значения некоторых слов. Они рассказывают детям про Швамбранию и вспоминают себя детьми. Город изменился.

Краткое содержание романа «Кондуит и Швамбрания» пересказала Осипова А. С.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Кондуит и Швамбрания». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Краткое содержание “Кондуит и Швамбрания” Кассиля

Произведение «Кондуит и Швамбрания»

Главные герои (живут в Покровске): (повествование ведётся от имени автора — я), мать, отец, Оська — младший брат, Аннушка (служанка), Марфуша (слуга), двоюродный брат Митя, земский, директор (кличка — Рыбий глаз), Цап-Царапыч, инспектор, Афонский Рекрут, Фараон, Иосиф, Атлантида, Биндюг, Аркаша (сын кухарки), учитель латинского — Тараканус или Длинношеее, учитель истории «э-мюэ», учительница французского, комиссар Чубарьков, три тётки, военный Ла-Базри-Де-Базан (маркиз), Кириков -человек-поганка (алхимик), Дина (двоюродная сестра).
Кондуит

Мы с Оськой потеряли королеву из шахмат отца, он поставил нас в угол. Мы придумали новую игру: играть в страну — Швамбранию. Потом королева нашлась, но отец к тому времени уже вырезал другую, и мы сделали старую королеву хранительницей швамбранской тайны, заточив её в грот, который взяли у мамы. Так играли мы несколько лет. Страна наша на карте была изображена в виде зуба, а вокруг были океаны. Наша Швамбрания вела войны с Бальвонией и Кальдонией. Я быль царём, а Оська почтальоном, который приносил письма с вызовом на войну. Наша страна всегда побеждала. Все жители страны — мореходы и водники, которые гуляют на Брешке. Самый главный мореход — Джек, спутник моряков, он полиглот. Наш дом мы представляли в виде большого парохода. Отец (доктор)- домашний капитан. Папа — человек хороший, всегда шутит, но когда нам от него попадало, мама (пианистка) служила «глушителем». Отца часто ночью вызывали в больницу. Ездили мы на тарантайке до тех пор, пока отец не сбросил нас в канаву. Оська любил выуживать золотых рыбок из аквариума, а потом хоронить их в спичечном коробке; почистил однажды папиной щёткой кошке зубы, а она исцарапала ему руки. После этого отец купил нам маленького козлёнка, который потом ободрал все обои, изжевал папины брюки, за это его отдали назад. Я читал книгу «Вокруг нас» и узнавал из неё как что делают. Оська знает много слов, но все их путает. Встретился он однажды с попом в парке, которого принял за женщину. А поп рассказывал Оське про бога («а, знаю, Христос Воскрес его фамилия…»). Аннушка (служанка) взяла нас на венчание в церковь, и мы придумали, что Швамбрания — это царство небесное, а попа в нашей стране звали Гематоген. Все начальство мы делили на: жидкое (родители), твёрдое (директор гимназии) и газообразное (полиция и земский начальник). На святки приехал к нам двоюродный брат Митя, которого исключили из Саратовской гимназии за непочтительные отзывы о Законе Божьем. Священный его долг — делать гадости начальственным лицам. В Коммерческом собрании устраивался бал-маскарад, нас тоже пригласили. Митя хочет насолить земскому. Для этого он решил взять с собой Марфушу, костюм которой — большой почтовый конверт с изрядным запасом марок Марфуши. Марфа заняла первое место, за это ей дали золотые часы. Земский ею заинтересовался и захотел узнать, кто она, но её выкрали. После отец сказал, что это была наша служанка, а земский прямо побагровел. Кто-то на крыльцо земского привинтил очень большой бот с письмом: кому подойдёт, та будет земской начальницей. Он понял, что это был Митя, и ему дали выговор. Меня приняли в гимназию («Забрили! Оболванили!»). Лето перед гимназией мы провели на даче. За день до занятий меня обрили наголо, а в первый день гимназии мне вырвали пуговицы. Зашли мы с мамой в кондитерскую и встретили там директора. Нам нельзя было посещать различные увеселительные заведения — сразу попадали в кондуит. Кондуит — книга, где записывались все наши проделки и проштрафы. Называли её ещё «Голубиная книга», потому что у нас были шинели такого же цвета, как голуби-сизяки. Директора мы (кличка — Рыбий глаз) мы очень боялись. Цап-Царапыч всё время следил за нами, чтобы мы выполняли требования кондуита. А вот инспектора любили. Когда мы проштрафимся, он держал нас час стоя, а потом отпускал домой. Раньше в Покровске вместо звонков были проволочные ручки, но доктор провёл у себя в квартире звонок с электрическими батареями. Чуть позже он появился у всех. В шалмане жил Афонский Рекрут — мастер на все руки, который чинил всем звонки. Часто мы заходили к нему, обсуждали книги. Однажды в Народном саду произошла драка, и директор запретил гулять и там. Все гимназисты стали возмущаться по поводу этой истории, но и Оська нашёл выход: в знак протеста срезать все звонки в городе. К Афонскому Рекруту записался весь город, но звонки всё равно срезали. Никто больше себе не ставил, кроме земского начальника, и приставил к нему Фараона, но звонок опять срезали (сын земского и спрятал в руке). Пристав приказал Фараону отыскать воров (за 50 руб.). Фараон даёт взятки, но Иосиф молчит. У Фараона в руках оказался оборванный манифест, в котором было и ФИО земского сына, и он доложил всё директору. Фараон пришёл за Атлантидой, Биндюг сам пришёл к директору. Всех восьмерых исключили. Иосиф пришёл к директору и сказал, что звонки резала вся гимназия + сын земского, и попросил, чтобы нас опять приняли в гимназию. Теперь порядки в гимназии стали жёще, учитель латинского — Тараканус или Длинношеее — особо усердно ставит нам 1 и 2, учитель истории поднимает провинившихся на весь урок, француженка всё время обижается. Как-то я спасался от дворника, бегая по крышам, и познакомился с девочкой Таисой. Я посвятил её в тайну Швамбрании, а она открыла секрет какому-то мальчику. Играем с Оськой в войну, Клавдюша (дочь кухарки) — пленница. Ей пришло письмо от сына, в котором говорилось, что ему отрезало руку, мы очень её жалели. Делаем пакости учителю: взрывается порох под его подошвами, в табаку подсыпали пороха и перца. Учитель пошёл жаловаться директору. Встречаем раненых солдат, дух времени пропитывает нас, Оська носил кольцо от унитаза в дырке с портретом Николая II. Нас с женской гимназией водили в основной городок, чтобы показать примерный бой. Кончается 1916 год. 31 декабря родители пошли к знакомым встретить Новый год. Ко мне в гости пришёл одноклассник Гришка. Пошли мы с ним на улицу и увидели коня в упряжке одного богача и решили покататься. Но конь всё никак не мог остановиться. Тут вышел Цап-Царапыч, и конь как назло остановился. Он сказал, что запишет нас в кондуит и оставит нас после каникул на 4 часа без обеда. Спросил, разрешили ли нам покататься, на что мы ответили «да». Он решил выяснить это, сел на лошадь, она погналась. В это время вышел хозяин и увидел, что лошадь украли, и вызвал полицию. После каникул Цап-Царапыч этот случай не вспоминал. Оська сделал важное заключение: Земля круглая, потому что глобус круглый. Позвонил д. Лёша и сказал, что революция, свергнули царя, и просил передать это родителям. Я вышел на улицу, хотелось кричать всем про революцию. Цап-Царапыч заметил меня и записал в кондуит. В гимназии всем рассказал эту новость. В классе висел портрет царя, и мы всунули в него горящую сигарету. Получилось, что Николай II курит. Через забор передаем записочки в женскую гимназию, они тоже за свободу. Атлантида услышал, что учителя хотят свергнуть директора. На демонстрацию директор не пришёл (сослался на болезнь). Комитет выгоняет директора, в спешке он забывает надеть колоши. Директор пошёл искать помощи у родительского комитета. Пришел директор к секретарю (моему отцу) и встретился с Оськой. Он называет его Воблый глаз. Родители боятся свободы для детей — распустятся. В гимназии отменяют отметки, вместо них: хор., уд., неуд., плохо, отл. Аркаша (сын кухарки) — умный, он стал учиться бесплатно в моём классе. Аркаша влюблён в Люсю (дочь богатой председательницы). Но мать её против. Он осунулся, хуже стал учиться, потом услышал, что нет больше Баринов, и написал ей письмо. Его выхватил учитель, прочитал и осмеял Аркашу перед классом. И тогда Аркаша понял: мир по-прежнему делится на платных и бесплатных.
Швамбрания

Всюду проходили собрания, митинги, мне тоже хотелось в них поучаствовать. Мы собрали кружок бойскаутов и делали добрые дела. Наступил конец кондуита: мы сожгли его вместе с дневниками на костре возле гимназии. Лето 1918 года мы провели в д. Квасниковке, колошматили крапиву и уничтожали поганки, нашли огромный мухомор. За наше отсутствие Брешка изменилась, разгромили винный магазин одного богатея. Нашу гимназию объединили с женской. Мы сами ходили туда и выбирали себе девочек в класс. Ещё к нам прибыли новички из высшего начального училища, но нам они не понравились. Девочки придумали новую игру — «гляделки». По вечерам устраивали танцы и мы смотрели, чтобы мальчики из «Б» класса не танцевали с нашими девочками. В гимназии давали чай с рафинадом, который быль дефицитом. Я таскал сахар домой и клал его как неприкосновенный запас. Я был в столовой раздатчиком сахара. Биндюг предложил сахар, который остаётся, делить на двоих. Я отказался, он подставил мне подножку и я расшиб лоб. Оську взяли в школу, и я учил его, как не быть битым. «Гляделки» позабыты, все увлеклись французской борьбой, и Оська в том числе. Появился у нас новый учитель истории «э-мюэ», нам он понравился. Гимназия наша стала блуждать по всему городу. Мы нагоняем алгебру, учитель остаётся с нами после уроков, родители в шоке. Наш класс предложил классу «Б» помериться силами в алгебре. Готовились перед этим днём до 12 ночи, а ходить можно было лишь до 11, нас патруль забрал. Мы сказали, что ходили в аптеку за касторкой («Б» тоже попались и «ходили за йодом»). Чемпион -Биндюг, наш класс выиграл. Но оказалось, что Биндюг списывал, поэтому славу и сахар поделили на два класса. Комиссар просит нас остаться после уроков и нарисовать плакаты о сыпняке. Хоть есть очень хотелось, но мы остались. После этого комиссар заболел, у него тиф, температура 41. Комиссар поправлялся, но был ещё слаб. Перевели его на квартиру, я приносил ему книги. На стене у него висел плакат, на котором красноармеец тычет пальцем. Я смотрю на него, а он на меня, как будто мы в «гляделки» играем. Принёс ему я свой сахар к чаю, но до меня тоже «постарались» и принесли. Мыс Оськой ввели в Швамбрании смертность, Оська сказал, что на улице какой-то солдат спрашивал у него про Швамбранию. Я думаю, что Оська верит в её подлинное существование.

Читайте также:  Рыцарь нашего времени – краткое содержание рассказа Карамзин

«Кондуит и Швамбрания» – краткое содержание книги Л. Кассиля

Основные персонажи повести

  • Леля (Лев Кассиль) – любознательный, живой мальчик с богатым воображением.
  • Оська (Иосиф Кассиль) – младший брат Лели, его лучший друг и напарник по играм.
  • Отец – доктор, строгий, добрый мужчина.
  • Мать – преподавательница музыки, мягкая, добрая женщина.
  • Аннушка и Марфуша – прислуга в докторском семействе.
  • Три тетки – образованные, начитанные женщины старой закалки.
  • Митя Ламберг – двоюродный брат Оськи и Лели, боровшийся с начальством.
  • Ювенал Богданович Стомолицкий (Рыбий глаз) – директор гимназии, сухой, черствый человек, превыше всего ценивший дисциплину.
  • Цезарь Карпыч (Цап-Царапыч) – надзиратель, следивший за поведением гимназистов.
  • Николай Ильич Ромашов – умный и строгий инспектор, любимец гимназистов.
  • Александр Карлович Бертелев – математик, прекрасный педагог.
  • Таисия Опилова – подруга Лели.
  • Аркаша Портянко – кухаркин сын, очень умный и способный мальчик.
  • Комиссар Чубарьков – любимец гимназистов, простой, открытый молодой мужчина.
  • Дина – двоюродная сестра Лели и Оськи, решительная, умная девушка, коммунистка.

«Кондуит и Швамбрания» — краткое содержание для читательского дневника

Дата создания:

мечта и реальность.

люди сами способны построить счастливый мир.

Проблематика.

Противостояние «старого» и «нового» в сознании.

Основные герои:

В основе сюжета лежит реальная биография Л. Кассиля. Повесть начинается с детства двух братьев: Лели и младшего Оськи.

Мальчики играли с отцовскими шахматами и потеряли черного ферзя. За это их поставили в угол. Леле пришла в голову мысль создать свой собственный воображаемый мир, где они могли делать все что угодно.

Так возникла страна Швамбрания. Ребята нарисовали ее карту, придумали герб и флаг. В этой стране они вели войны, путешествовали, совершали подвиги.

Все происходящее в реальной жизни находило свое отражение в Швамбрании. Только в воображаемом мире у всех приключений был счастливый финал.

Для Лели большим событием стало поступление в гимназию. Из уютной домашней обстановки мальчик попал в суровый и подчас жестокий мир, где действовали строгие правила и предписания. В жизни Лели появился кондуит — журнал, в котором преподаватели записывали проступки учащихся. Кондуит стал для него символом несправедливости.

К начавшейся Первой мировой войне мальчики сначала отнеслись с воодушевлением. Но после того как Леля увидел инсценировку настоящего боя, он понял, что в войне нет ничего хорошего и интересного.

Леля первым узнал по телефону о Февральской революции. Он радовался перевороту, даже не понимая, что произошло. Свержение самодержавия для него означало возможность выступить против начальства.

В обществе происходили бурные перемены. В гимназии был смещен с должности директор, в чем активно принимали участие гимназисты.

Октябрьская революция совершила полный переворот в сознании братьев. С этого времени в их играх появилось четкое деление на «своих» и чужих».

Вместо гимназии была образована единая трудовая школа. Бывшие гимназисты посчитали, что революция дала им полную свободу действий. В школе воцарилась настоящая анархия. Вскоре младший брат также был принят в школу.

Ученики продолжали буянить, пока их не убедили, что революция вовсе не отменяла знания. С этого времени все школьники стали усиленно заниматься. Ярким примером стало соревнование по алгебре между «А» и «Б» классами.

Ребята с большим уважением относились к назначенному в их город комиссару. Они полюбили его за строгость и справедливость. Когда комиссар заболел тифом и находился при смерти, все школьники постоянно справлялись о его здоровье.

В семью Лели приехали сразу три тетки. Они не признавали революции и старались так же настроить мальчиков. Вскоре интеллигентная семья вплотную столкнулась с «прелестями» новой жизни. Было нечего есть, не хватало дров, отключили электричество. Вдобавок папу мобилизовали на Уральский фронт для борьбы с тифом. Леля стал «главным мужчиной» в доме и повел борьбу с контрреволюцией теток.

Игра в Швамбранию продолжалась в старом полуразвалившемся доме. Там братья встретили двух мужчин, тайком гнавших самогон. Они стали часто ходить туда и помогать «алхимикам», не догадываясь, чем они занимаются.

Заметное оживление внесла в жизнь ребят приехавшая двоюродная сестра Дина. Она была коммунисткой и призывала братьев покончить с играми и заняться настоящим делом. Дину назначили заведующей детской библиотекой. Она активно взялась за работу, устроив вдобавок небольшой театральный кружок. Вскоре дети поставили первый спектакль, на который пригласили своих родителей. Премьера прошла при бурных аплодисментах.

После спектакля Дина высмеяла перед всеми ребятами увлечение Лели и Оськи воображаемой Швамбранией. Братья обиделись и перестали ходить в библиотеку. Но в глубине души они понимали, что сестра права. Детство кончилось, пора было входить во взрослую жизнь. Ребята в последний раз посетили «алхимиков» в старом доме и поняли, что помогали самогонщикам.

Вскоре с фронта вернулся измученный отец. Работа в полевых условиях тоже сильно повлияла на него, сделав из интеллигента убежденного большевика.

Символическими похоронами Швамбрании стал слом на дрова старого дома, где играли братья. Леля и Оська навсегда распрощались с детскими мечтами.

Через много лет Леля приезжает к Оське, чтобы поздравить его с рождением дочери. Он читает ему собственную книгу о Швамбрании, ставшей для братьев огромным жизненным уроком.

Отзыв о произведении.

Повесть «Кондуит и Швамбрания» правдиво изображает жизнь двух братьев в годы революции. При столкновении с жестокой реальностью дети создают вымышленный мир, где нет места бедам и страданиям. Но революция разрушает преграды между мечтой и реальностью. Братья понимают, что им по силам добиться счастья в настоящей жизни.

Кассиль «Кондуит и Швамбрания» в сокращении

«Швамбрания и Кондуит» краткое содержание для читательского дневника:

Действие происходит в уездном городке Покровске незадолго до революции. В центре повествования семья скромного земского врача. Дети, Лёля и Оська, выдумывают воображаемую страну, Швамбранию, с которой проходит все их детство. Автор увлекательно, с мягким юмором рассказывает о школьных годах Лёли, его друзьях и провинциальной жизни в царской России.

Главная идея книги – рассказать, как человек с раннего детства ищет свое место в жизни, познает окружающий мир и стремится бороться с несправедливостью. И как ему в этом помогают мечты и фантазии, которые скрашивают нелегкую подчас жизнь, расцвечивают ее яркими красками и будят творческое начало.

Главные и второстепенные герои

В книге 2 основных персонажа: автор и его брат. Они много играют вместе и часто придумывают интересные развлечения, которые кажутся взрослым шалостями. Краткая характеристика героев:

  • Лёля. Это автор произведения, настоящее имя — Лев Кассиль. Он обладает развитой фантазией, не может долго усидеть на месте, очень любознателен.
  • Оська. Младший брат рассказчика, полное имя — Иосиф. Он лучший друг Лёли, мальчики постоянно играют вместе.

Второстепенные герои — это родители ребят, их родственники и работники гимназии. В заведении, где учились мальчики, было много учителей, но в систему основных персонажей включены лишь некоторые. Вот как можно кратко охарактеризовать второстепенных действующих лиц:

  • Мать. Женщина с мягким характером, преподаёт музыку.
  • Отец. Строгий, но добрый мужчина, работает доктором.
  • Тётки. Всего их 3. Это женщины средних лет, обладающие старой закалкой, интеллигентные и образованные.
  • Дина. Коммунистка, двоюродная сестра рассказчика и его брата, принципиальная и смелая девушка.
  • Митя Ламберг. Двоюродный брат рассказчика, исключённый из гимназии за непочтение к «закону божьему». Считал своим долгом делать гадости начальству.
  • Марфуша и Аннушка. Девушки, служившие в семье автора.
  • Рыбий глаз. Стомолицкий Ювенал Богданович, чёрствый директор гимназии. Мужчина превыше всего ценил дисциплину.
  • Цап-Царапыч. Надзиратель по имени Цезарь Карпыч. В его обязанности входило следить за поведением гимназистов.
  • Бертелев Александр Карлович. Преподаватель математики, увлечённый своей работой.
  • Ромашов Николай Ильич. Инспектор гимназии, строгий и умный мужчина, любимец учеников.
  • Опилова Таисия. Подруга Лёли. Мальчик познакомился с ней во время прогулки.
  • Портянко Аркаша. Сын кухарки, сообразительный мальчик, которому разрешили бесплатно учиться в гимназии.
  • Чубарьков. Молодой комиссар, которого любили гимназисты. Простой и открытый мужчина.

Короткий пересказ «Кондуит и Швамбрания»

«Кондуит и Швамбрания» Лев Кассиль краткое содержание:

Действие повести происходит в небольшом уездном городе Покровске. Главные герои – Лёля вместе со своим младшим братом Оськой растут в интеллигентной семье доктора и учительницы музыки.

Отбывая наказание в углу за потерю отцовской шахматной фигурки, дети придумывают новую игру — страну Швамбранию. С тех пор Ося и Лёля с увлечением играют в нее, сочиняя для «материка Большого Зуба» подробную карту, персонажей и проводя масштабные сражения. Хранительницей тайны Швамбрании становится шахматная королева, заточенная в шкатулке-гроте.

На новогодние праздники в семью приезжает кузен Митя, чтобы повидаться с родственниками. Юношу совсем недавно исключили из гимназии за непочтение к Закону Божьему. На святки в Коммерческом собрании Покровска устраивают ежегодный бал-маскарад, где собирается земское начальство и Митя, желающий отомстить за свое исключение, придумывает оригинальный ход.

Он наряжает служанку Марфушу в необычный маскарадный костюм – анонимное письмо, на который уходит вся коллекция марок девушки. Земский начальник, заинтригованный появлением очаровательной незнакомки, стремится разгадать ее секрет, а узнав правду – впадает в ярость.

На следующий год Лёля поступает в гимназию, где царят свои порядки. Воспитанников ждет суровая муштра и скучная зубрежка. За любую провинность гимназистов записывают в специальный журнал – кондуит, после чего им грозит неминуемое наказание. Нельзя ученикам посещать и увеселительные заведения города, но когда у них отбирают последнее место для гуляния – Народный сад, решают отомстить.

В это время в Покровске в разгаре повальная мода на электрические дверные звонки. Гимназисты сговариваются с мастером Афонским Рекрутом, завсегдатаем воровского шалмана, и срезают звонки по всему городу. Заговор раскрывают, но школьникам удается избежать наказания, так как в проделке участвовали все, включая детей начальства. Противостояние учителей и школьников продолжается.

В спокойную и размеренную жизнь маленького городка врывается первая мировая война, а затем и революция. Повсюду проходят собрания и митинги, громят магазины богачей. Гимназию, в которой учится Лёля, объединяют с женской школой и высшим начальным училищем. В городе начинается эпидемия тифа, голод и разруха.

Семье Лёли и Оси приходится переезжать в другой дом – их уплотняют, подселяя военного. А затем к ним присоединяются родственницы — три тетушки и двоюродная сестра Дина. Школа тоже вынуждена кочевать по городу в поисках помещения. Ребята знакомятся с комиссаром и вместе со своим классом пытаются заниматься алгеброй, устраивая соревнования по математике. Несмотря на трудные времена, все увлекаются театром и ставят любительские спектакли.

Стараясь уйти от тяжелой действительности, Лёля с Осей продолжают играть в Швамбранию в старом полуразрушенном доме, но вскоре его разбирают на дрова для новой библиотеки. Так заканчивается детство героев и начинается новая жизнь.

Краткое содержание Кондуит и Швамбрания Кассиля

Как то на новогоднее празднование к ним погостить приезжает их родственник Митя, чтобы с ними пообщаться. Молодого человека не так давно выгнали из гимназии, за неуважение к Церкви. В Коммерческом собрании Покровска проводят каждый год бал в виде маскарада, куда приходит все высшие чины. Митя, решает отомстить за то, что его выгнали, и разрабатывает в голове свой оригинальный план. Он помогает нарядиться смазливой служанке Марфуше в завораживающий костюм в виде конверта, на который, для отделки девушка тратит все свои накопленные марки. Она поражает всех своей красотой и получает главный приз – золотые часы. Земский же начальник, заинтересованный появлением великолепной незнакомки, старается выяснить, кто она такая, а узнав правду – яростно злится.

И вот уже на следующий год Лёлька идёт учиться в гимназию, его обривают наголо. В учебном заведении правят свои устои, всех воспитанников ждут довольно суровые будни и нудная зубрежка. Приятным в гимназии было то, что он там познакомился с мальчишками, со многими из которых стал друзьями. За любое неповиновение, гимназистов заносят в определённый журнал – кондуит (или Голубиную книгу), после чего их обязательно ждёт наказание. Заключается оно в том, что им нельзя посещать развлекательные заведения города. И в первый же день, заходя с мамой в кафе, Лёлька попадает в кондуит, так как оно тоже считалось увеселительным заведением. Так же попасть в этот журнал можно было и за появление в городе после семи часов вечера, за расстёгнутую шинель и за поход в кино. Но после того как у ребят забирают последнее место для отдыха — Народный сад, они хотят за это отомстить.

В это время в Покровске появляется новая мода на электрические звонки, которые крепятся на входную дверь. Гимназисты договариваются и обрезают их во всём городе. Их сговор, конечно же, раскрывают, но у школьников, получается, избежать наказания, так как в хулиганстве участвовали дети начальства. Непонимание между учителями и учащимися продолжается дальше. Пожалуй, единственным, кого слушались и уважали гимназисты, был инспектор Ромашов, который старался воспитывать подрастающее поколение нудными внушениями, без каких либо угроз. После его нравоучений у многих исчезало желание хулиганить.

В такую привычную жизнь небольшого городка, вдруг, как гром среди ясного неба приходит первая мировая война, а после за ней наступит и революция. Практически везде люди проводят собрания и митингуют, ломают магазины богачей. Гимназию соединили с женской школой и училищем. В городе появляется эпидемия тифа, голод и разруха. Проходит время и вот жители встречают раненых, которые возвращались с фронта.

Потом в России наступила революция, и царь отрекается от престола. После всего этого весь маленький мирок города изменился. Лёлька первым узнал эту новость. Им позвонил один из родственников и сказал, что царя свергли в связи с революцией. В гимназии так же увольняют директора и отменяют оценки, образование становиться доступно всем. Учащиеся торжественно сжигают на костре кондуит.

Семье Лёльки и Оси пришлось переехать, так как их переселили в более маленький дом, где к ним заселили военного. После к ним присоединяются и их родственники. Ребята быстро находят общий язык с комиссаром и вместе со всем классом стараются заниматься алгеброй, устраивают соревнования по математике. Но, несмотря на довольно трудные времена, все интересуются театром и играют в любительских спектаклях.

Через какое-то время, отца у мальчишек забирают на фронт врачом. Стараясь хоть как то уйти от тяжелой действительности, Лёлька с Оськой продолжают играть в Швамбранию, в старом заброшенном доме. В один из таких дней их игру подслушает бывший учитель. Высмеяв мальчишек, он называет свой самогон «Эликсиром Швамбрания». После этого, ребята решают торжественно похоронить любимую игру. А после просят разобрать на дрова для библиотеки этот дом, да и самим ребятам уже начала надоедать страна грёз. Так завершается детство Лёльки и Оськи и начинается совершенно другая, новая жизнь. Вскоре они встретят отца с фронта больного тифом и исхудавшего.

Навсегда попрощаться с вымышленной страной, Лёльке и Оське было жаль, ведь именно благодаря тому, что она у них была, они выросли настоящими мужчинами, именно Швамбрания в самые трудные времена помогала сберечь лучшие человеческие качества и применить их во взрослой жизни.

В повести рассказывается о том, как значимые события в истории страны отражаются на детях и как стойко многие из них переносят все тяготы судьбы, помогая взрослым.

Вот такая берущая за душу история…

Тараканиус и Матрена

Директор Рыбий Глаз из-за драки в Народном саду запретил гуляния. Ученики гимназии возмутились и в знак протеста срезали по всему городу звонки на парадных. Афонский Рекрут, неплохо заработавший на этом, был весьма рад.

Полиция искала загадочных хулиганов. Были пойманы Степан Гавря, по прозвищу Атлантида, и Биндюг, пользовавшийся авторитетом из-за своих мощных кулаков. Их, а с ними еще шестерых сизарей, участвовавших в этом деле, изгнали из гимназии. И лишь после вмешательства Иосифа Пукиса нарушителей восстановили.

Запомнился учитель по кличке Тараканиус, или Длинношеее. Он преподавал латынь и сыпал направо и налево двойки. Была еще обидчивая преподавательница-француженка Матрена Мартыновна. Она сильно не досаждала гимназистам, суровые сизари ее даже по-своему любили, но все равно беспощадно и жестоко разыгрывали на уроках. Эхо войны донеслось до Покровска. Горожане встречали раненых, вернувшихся с фронта. Приближался 1917 год. Об этих исторических событиях повествует Л. Кассиль («Кондуит и Швамбрания»). Главные герои книги являются очевидцами российской революции.

Тридцать первого декабря родители Лельки и Оськи пошли к знакомым встречать Новый год. К Лельке пришел одноклассник, и они отправились прогуляться. На беду, им попалась конная упряжка местного миллионера. Гимназисты решили прокатиться. Конь, учуяв чужих, понес похитителей по безлюдным улицам. Перепуганные гимназисты не могли его остановить. Как назло, им встретился Цап-Царапыч.

Завидев надзирателя, конь остановился. Цап-Царапыч пообещал сизарям записать их в кондуит и оставить без обеда. После этого он уселся на облучок, чтобы вернуть похищенную повозку хозяину. Животное, не видя разницы между похитителями, понеслось вскачь, а вышедший из дома хозяин повозки вызвал полицию.

Неизвестно, как оправдывался в полиции Цап-Царапыч, но про этот случай он больше не вспоминал.

Поездки в народ

Папа швамбранцев работал врачом. Иногда, из демократических побуждений, он заказывал повозку с лошадкой, надевал рубашку-косоворотку и в роли кучера садился на облучок. Если впереди шли знакомые дамы, папа просил Лельку, чтобы он попросил их уступить дорогу. Лелька подходил и смущенно говорил: «Тети, то есть мадамы… папа просит вас трошки подвинуться. А то мы вас ненароком придавим».

«Кончилась эта «езда в народ» тем, что папа однажды опрокинул нас всех в канаву. С тех пор поездки прекратились» (Лев Кассиль, «Кондуит и Швамбрания»).

Читайте также:  Улица младшего сына - краткое содержание рассказа Кассиля

Краткое содержание повести Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания»

В 1931 году Лев Кассиль написал автобиографическое произведение, в котором рассказал о том, как проходило их с братом детство. В книге 2 части: «Кондуит» и «Швамбрания». В кратком содержании повесть рекомендуется читать для подготовки к уроку и заполнения читательского дневника.

  1. Главные и второстепенные герои
  2. Сжатый пересказ
  3. Игры и отцовское воспитание
  4. Голубиная книга
  5. Новость о революции и любовь Аркаши
  6. Новые порядки
  7. Голодное время

Главные и второстепенные герои

В книге 2 основных персонажа: автор и его брат. Они много играют вместе и часто придумывают интересные развлечения, которые кажутся взрослым шалостями. Краткая характеристика героев:

  • Лёля. Это автор произведения, настоящее имя — Лев Кассиль. Он обладает развитой фантазией, не может долго усидеть на месте, очень любознателен.
  • Оська. Младший брат рассказчика, полное имя — Иосиф. Он лучший друг Лёли, мальчики постоянно играют вместе.

Второстепенные герои — это родители ребят, их родственники и работники гимназии. В заведении, где учились мальчики, было много учителей, но в систему основных персонажей включены лишь некоторые. Вот как можно кратко охарактеризовать второстепенных действующих лиц:

  • Мать. Женщина с мягким характером, преподаёт музыку.
  • Отец. Строгий, но добрый мужчина, работает доктором.
  • Тётки. Всего их 3. Это женщины средних лет, обладающие старой закалкой, интеллигентные и образованные.
  • Дина. Коммунистка, двоюродная сестра рассказчика и его брата, принципиальная и смелая девушка.
  • Митя Ламберг. Двоюродный брат рассказчика, исключённый из гимназии за непочтение к «закону божьему». Считал своим долгом делать гадости начальству.
  • Марфуша и Аннушка. Девушки, служившие в семье автора.
  • Рыбий глаз. Стомолицкий Ювенал Богданович, чёрствый директор гимназии. Мужчина превыше всего ценил дисциплину.
  • Цап-Царапыч. Надзиратель по имени Цезарь Карпыч. В его обязанности входило следить за поведением гимназистов.
  • Бертелев Александр Карлович. Преподаватель математики, увлечённый своей работой.
  • Ромашов Николай Ильич. Инспектор гимназии, строгий и умный мужчина, любимец учеников.
  • Опилова Таисия. Подруга Лёли. Мальчик познакомился с ней во время прогулки.
  • Портянко Аркаша. Сын кухарки, сообразительный мальчик, которому разрешили бесплатно учиться в гимназии.
  • Чубарьков. Молодой комиссар, которого любили гимназисты. Простой и открытый мужчина.

Сжатый пересказ

Первая глава начинается с того, что мальчики придумали страну под названием Швамбрания. Произошло это в день, когда они стояли в углу за то, что потеряли шахматную фигуру. Это был ферзь, которого в просторечии часто называют королевой. Событие произошло в феврале 1914 года. Через неделю ферзь нашёлся, но к тому времени папе уже вырезали из дерева нового.

Отец подарил королеву мальчикам, и они решили, что она будет главной хранительницей их тайны. Фигурку поместили в грот из ракушек.

Игры и отцовское воспитание

Иосиф нарисовал карту волшебной страны.

Государство на рисунке получилось похожим на зуб с тройным корнем. С трёх сторон страну омывали океаны. У Швамбрании были противники — Кальдония и Бальвония. Сражения начинались так: почтальон Оська приносил письмо с объявлением войны императору Лёльке. В войнах неизменно побеждала Швамбрания.

Все жители волшебного государства были мореходами. Каждый обладал пароходом, и все суда пришвартовывались прямо во «дворе». Мальчики жили на 1001 этаже «бриллиантового дома». Их «пароходом» был родительский дом. Папе они отвели роль капитана, а для каждого помещения определили своё назначение:

  • терраса — палуба;
  • столовая — кают-компания;
  • гостиная — рубка.

Отец Лёли и Оськи был вспыльчивым, но весёлым и добрым человеком. Он хотел привить детям любовь ко всему живому и воспитать их достойными людьми.

Желая показать мальчикам, как живёт народ, отец возил их в город на тарантайке, запряжённой лошадью. Однажды телега опрокинулась в канаву, и после этого поездки прекратились.

Чтобы воспитать в детях любовь к «братьям меньшим», папа покупал им различных животных: рыбок, кошек, собак. Оська часто развлекался тем, что вылавливал золотых красавиц из аквариума хоронил в коробках из-под спичек.

Родители главного героя были верующими, и дома мальчик слышал разговоры о религии. Но многих вещей Лёля не понимал, потому что был слишком маленьким. Однажды во время прогулки он встретил священника.

Он выглядел необычно, и сначала Лев подумал, что это переодетая бородатая женщина, а потом понял, кто перед ним, и начал увлечённо делиться познаниями о Боге. Служанка Аннушка часто ходила в церковь, и однажды взяла ребят с собой. Там они увидели обряд венчания и поняли, что священники придумали «царство небесное» специально для бедных.

В гости к семейству приехал двоюродный брат мальчиков — Митька Ламберг. Он непочтительно отозвался о «законе божьем», и за это мальчика исключили из гимназии. После этого он перестал уважать начальников и начал делать им гадости, считая, что теперь это его долг.

Когда семью пригласили на маскарад по случаю Святок, Митька придумал, как досадить земскому. Вся семья сделала красивый костюм для Марфуши, которая работала в доме горничной. Для девушки сшили платье, изображающее почтовый конверт с множеством марок.

Костюм получил первое место, и Марфушу наградили золотыми часами. Земского взяла досада, когда он узнал, кто выиграл конкурс.

Голубиная книга

Лёля вырос и был зачислен в гимназию, а перед первым днём занятий его «оболванили» наголо. В классе, где учился Кассиль, был хулиган-второгодник. Он оторвал у Лёли пуговицы. Потом мальчик пошёл с мамой в кондитерскую, чтобы поесть пирожных, а ученикам гимназии нельзя было посещать в такие заведения. К несчастью, Лёлю увидел директор, и после этого его вписали в кондуит — «Голубиную книгу», куда заносили фамилии провинившихся учащихся.

В гимназии было невесело: учащиеся обижали друг друга, а Лёлю не трогали лишь потому, что боялись убить, ведь мальчик был маленького роста и выглядел тщедушным. В городе ученикам тоже доставалось: за шинели сизого оттенка мальчиков обзывали «сизяками».

Директор по кличке Рыбий глаз любил дисциплину, тишину и муштровку. Его боялись все ученики, зато над надзирателем Цап-Царапычем они всячески издевались. Этот человек был обязан контролировать, как ребята ведут себя в стенах учебного заведения и вне его. Любовью гимназистов пользовался инспектор Николай Ильич. Это был строгий и умный человек, в шутку разделявший учеников на 2 категории: «агнцев» и «козлищ».

Во время прогулки Лев познакомился с Таисией и рассказал её о придуманной стране. Ребята хотели, чтобы девочка стала «швамбранской Евой», но она разболтала другому мальчику об игре, и тот стал смеяться. Так знакомство с прекрасным полом принесло Льву первое разочарование.

Гимназисты знали о том, что где-то идёт война, и мысли о ней занимали детские умы. Многие хотели тайно убежать на поля сражений.

Самые маленькие подбирали использованные гильзы, за что их фамилии вносили в Голубиную книгу. Однажды ребят повели на «примерный бой», и после этого они поняли, что в войне нет ничего хорошего.

Новость о революции и любовь Аркаши

Лёля поговорил по телефону с дядей Лёшей, и тот рассказал, что произошла революция. Царя свергли, и наступила свобода. Директора гимназии выгнали, и гимназисты решили, что теперь у них начнётся новая жизнь. В классе учился мальчик кухарки — Аркаша. Он любил Люсю — дочку предпринимательницы, и на одном из уроков начал писать ей письмо.

Учитель выхватил листок и прочитал послание всему классу, а потом пригрозил мальчику, что его могут выгнать. Так Аркаша понял, что в его жизни революция ничего не изменила.

В городе велась активная политическая деятельность. Проходили митинги и собрания, люди обсуждали новую жизнь, а Лёля организовал 4 отряда бойскаутов.

Ребята делали добрые дела:

  • поправляли заборы;
  • чинили скамейки;
  • помогали старушкам носить сумки.

Осенью 1917 года пароход привёз в город большевиков. Как раз в это время гимназисты решили попрощаться со старой жизнью и сжечь все кондуиты, оставив только один — на память.

Новые порядки

В 1918 году женскую гимназию объединили с мужской, и девочки стали учиться вместе с мальчиками. С их появлением возникло много новых игр, а по классу стали курсировать записочки и разные «секретики». На переменах ученикам давали чай с сахаром. Лёля не съедал свои кусочки, и нёс домой. Многие продукты, в том числе и сахар, стали редкостью.

Оська вырос, и его тоже зачислили в гимназию. Ему особенно запомнился первый день, когда временно заведующий удивился, что такой «малёк» уже умеет читать. Братья усердно занимались, чему радовались и учителя, и родители. В городе бушевал тиф, и однажды заболел комиссар Чубарьков. Отец Лёли лечил его, а когда больной пошёл на поправку, ребята стали его навещать.

В Швамбрании регулярно менялись порядки. Ребятам больше не хотелось скрывать свою страну, и они рассказали о ней в гимназии. Тем временем к родителям Лёли приехали «голодающие» родственницы. Тётки спорили о политике и говорили, что детям вредно учиться в советской школе.

Потом семейство несколько раз переехало, а вскоре у доктора забрали пианино. Это была не просто дорогая вещь, а настоящая ценность для матери Лёли. Женщины плакали, но потом они нашли способ вернуть инструмент.

Постепенно жизнь в городе стала налаживаться, и даже открылся театр. Оська и Лёля записались в студию.

Ещё через некоторое время отец уехал на фронт, чтобы спасать раненых, страдающих от «сыпнотифозных вшей». Лёля остался за главного мужчину в доме.

Голодное время

Пока не было отца, семейству приходилось тяжело. Лёля обучал грамоте девицу и получал за это фунт мяса в месяц. Дома не было электричества и тепла. Помещения освещали керосиновой лампой. Керосин мама выменяла на грот из ракушек, в котором дети когда-то хранили шахматную королеву.

Вскоре к семейству приехала Дина — двоюродная сестра мальчиков. Она устроилась работать заведующей в библиотеку, и стало легче. Но иногда здание приходилось закрывать, потому что не было дров. Тогда ребята рассказали всем о Швамбрании: она находилась в заброшенном доме, где было полно́ деревянных отходов, которые могли пригодиться в качестве дров.

Так не стало волшебной страны. Ещё через несколько лет Оська женился, у него родилась дочь. Родной город мальчиков переименовали в Энгельс. Лёля приехал к Оське, чтобы поздравить его с дочерью, когда племяннице было уже 6 месяцев. В подарок Иосиф привёз погремушку на ножке, похожую на глобус. Потом он прочёл книгу, посвящённую Швамбрании, и братья снова пережили счастливые моменты из детства.

Повесть Льва Кассиля рассказывает о непростом для детей и взрослых времени. Взросление мальчиков происходило под влиянием социальных и политических перемен.

Это отразилось на их характере и мировоззрении. Главная мысль произведения заключается в том, что с несправедливостью можно и нужно бороться.

Краткое содержание Катаев Цветик-семицветик для читательского дневника

Год: 1940 Жанр: сказка

Главные герои: девочка Женя и больной мальчик Виктор.

Беззаботная девочка Женя отправляется за покупкой баранок. Заблудившись, она плачет и на помощь ей приходит пожилая женщина, которая показывает свою клумбу и дарит заветный цветок. Используя лепестки без особой надобности, девочка задумывается над последним – седьмым лепестком! Она дарит здоровье мальчику, не требуя ничего взамен. Хотя это было последнее желание.

Чему учит: Если ты можешь сделать добро – помоги ближнему. Самое важное не блага, а здоровье. Сказка учит: доброте и состраданию к больному человеку. Без зависти, а с чутким сердцем, она нашла себе настоящего друга.

Читать Краткое содержание Цветик-семицветик Катаева

Жила – была хорошая девочка Евгения. Мама попросила помочь девочке по хозяйству, для этого она послала её в булочную. Задание она выполнила, купив семь бубликов: себе с сахарной пудрой, папе – посыпанные тмином, маме – украшенные маком, самый красивый, маленький она купила Павлику и отправилась домой. По дороге она зазевалась и не заметила, как связка опустела. Обернувшись назад, увидела обидчика – пса, доедающего последний светло – розовый бублик, купленный младшему братику Павлику.

В погоне за вредной собакой, она не заметила, как заблудилась. Тут она испугалась и громко заплакала. Всё вокруг было не знакомым и куда идти было не известно! Вокруг стояли постройки из маленьких домиков! Неожиданно к испуганному ребёнку подошла бабушка, которая отвела её в свой палисадник и указала на разноцветный цветочек. «Он исполняет любую просьбу» – шепнула волшебница – «достаточно произнести правильно заклинание». Вежливо распрощавшись, героиня подошла к выходу, подумав, что дороги домой не знает, оглянулась назад, но всё исчезло, как будто и не было!

Настроение упало, но вспомнив, о заветном растении попробовала произнести заклинание. Не прошло и минуты, как она оказалась дома, а в руках, как ни в чём не бывало, нетронутая покупка. «Очень полезная вещь, надо поставить в воду!» – подумала героиня. Потянулась за обожаемой вазой мамочки, стоящей и не удержалась от подсчёта пролетавших мимо птиц – ворон. Послышался звон стекла и голос матери: «Что разбилось? Похоже, моя любимая вазочка?» Женя поспешила оторвать лепесток у волшебного цветка и выполнить заветное желание. Когда мать зашла, всё было на месте, тогда посмотрев строго на дочку, отправила её во двор.

На песочнице играли ребята, изображавшие ходьбу по льдинам как на северном полюсе. Девочке очень захотелось побывать на Севере, но мальчишки не принимали к себе в игру! Тогда она произнесла стихотворение и почувствовала жуткий холод. Сзади приближались полярные медведи. Ей стало страшно. Взяв салатовый лепесток в руки, она попросила вернуть её обратно. На песочнице по – прежнему сидели ребята, которые не поверили девочке. Она пошла к девочкам, разглядев их игрушки, ей захотелось, чтобы у неё было все и сейчас же! Произнеся заклинание, она не успела опомниться, как за ней побежало множество игрушек, которое всё увеличивалось! Вначале был засыпан переулок, потом центральная часть и наконец, весь город!

Страх охватил героиню. Ловко оторвала очередной, шестой лепесток (ярко – оранжевый) и в тот же миг всё исчезло. Последнее желание она решила загадать для своего удовольствия. Хотела загадать конфет, потом передумала – велосипед, затем билет в кино или цирк.

Перебрав желания, она увидела парня на скамейке, который спокойно читал книгу. Она завела разговор и предложила побегать, но оказалось, что мальчик болен. Страшный ботинок был одет на его ноге. Молодой человек очень понравился Жене и она сказала: «Что это всё мелочи!» Взяв последний, заветный лепесток и произнеся волшебные слова: «Чтобы Виктор выздоровел!», героиня отпустила лепесток по ветру.

Счастливым голосом она произнесла заветные слова. И случилось «чудо»! Мальчик побежал быстрее Жени, несмотря на все усилия девочки.

Читать краткое содержание Цветик-семицветик. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

«Цветик-семицветик» читательский дневник

«Цветик-семицветик» – добрая, поучительная сказка о девочке Жене и волшебном цветке. Помогать другим – большое счастье, и главная героиня поняла это на собственном примере.

Краткое содержание «Цветик-семицветик» для читательского дневника

ФИО автора: Катаев Валентин Петрович

Название: Цветик-семицветик

Число страниц: 8. Катаев В. П. «Цветик-семицветик». Издательство «Искатель». 2018 год

Жанр: Сказка

Год написания: 1940 год

Главные герои

Женя – добрая и веселя, но слишком рассеянная и легкомысленная девочка.

Старушка – добрая волшебница.

Витя – добрый, веселый и озорной мальчик, которому Женя помогла вылечить больную ногу.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

Сюжет

Как-то раз девочка Женя отправилась в магазин за баранками. По дороге домой она рассеянно смотрела по сторонам, считала ворон, и не заметила, как дворняжка ловко стащила все ее баранки.

Заметив пропажу, Женя очень рассердилась и бросилась вслед за собакой. Она ее так и не догнала, и при этом заблудилась. Женя очень расстроилась, и ее стала утешать добрая старушка. Она отвела девочку в сад и сказала, что у нее есть волшебный цветок – цветик-семицветик, способный выполнять любые желания. Достаточно лишь сорвать один из семи лепестков и произнести вслух волшебные слова.

Девочка очень обрадовалась подарку. Она загадала оказаться дома с баранками, и все исполнилось в тот же миг. Женя хотела поставить волшебный цветок в вазочку, но опять засмотрелась на ворон, и разбила вазу. Чтобы мама ее не ругала, Женя сорвала еще один лепесток, и ваза стала целой.

Женя вышла поиграть во двор. Там мальчишки играли в увлекательную игру, представляя, будто они оказались на льдине в бушующем море. Мальчики не хотели брать Женю в игру, и тогда она загадал очутиться на северном полюсе. Девочка в легком летнем платьице оказалась в царстве льда, снега и вечного холода. А тут еще и белые медведи вышли. Женя испугалась, сорвала лепесток и вновь очутилась в своем дворе.

Женя пошла играть в другой двор, где девочки играли с красивыми игрушками. Она загадала, чтобы и у нее было много игрушек, и тут же со всех сторон повалили куклы, игрушечные медведи и зайцы, запрыгали мячики. Женя испугалась, и сорвала еще один лепесток, чтобы игрушки исчезли. Она расстроилась – потратила почти все лепестки, а никакого удовольствия так и не получила.

Тут Женя увидела на скамейке красивого мальчика. Она познакомилась с ним и предложила поиграть. Однако Витя не мог бегать и прыгать, потому был хромой. Женя обрадовалась, что у нее сохранился последний лепесток для такого полезного дела. Она сорвала его и загадала самое верное желание – чтобы Витя был здоровым.

План пересказа

  • Покупка баранок.
  • Появление наглой собаки.
  • Встреча с доброй старушкой.
  • Волшебный цветок.
  • Первое желание.
  • Разбитая ваза.
  • На северном полюсе.
  • Нашествие игрушек.
  • Знакомство с Витей.
  • Последнее желание.

Главная мысль

По-настоящему счастлив тот, кто способен делится радостью с другими, совершать добрые дела.

Чему учит

Учит быть внимательным и сосредоточенным при выполнении важных дел. Учит помогать людям, совершать добрые дела, не быть эгоистичным, жадным, заносчивым.

Отзыв

Несмотря на то, что Женя была очень рассеянной и немного глупой девочкой, которая так бессмысленно тратила лепестки, она все же оказалась доброй и отзывчивой. Женя не пожалела использовать последний лепесток и помогла Вите вновь стать здоровым. И это желание принесло ей много радости.

Рисунок-иллюстрация к сказке Цветик-семицветик.

Пословицы

  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Доброму человеку помощь не убыток.
  • От доброго дерева добрый и плод.

Что понравилось

Понравилось, что на пути Жени попалась такая добрая, внимательная старушка-волшебница, которая помогла понять девочке, как важно думать о других и совершать добрые поступки.

Ссылка на основную публикацию