Сочинение Тема любви в повести Олеся Куприна

Любовь в произведениях А.И. Куприна (Олеся) (Школьные сочинения)

Любовь – то чувство, с которым сталкивался, пожалуй, каждый из нас. Наверное, нет человека, который не испытывал чувства любви в своей жизни: к родителям, друзьям, детям. Это светлое явление способно подтолкнуть человека на самые отважные поступки, может помочь ему в трудные времена и поддержать в самые разные периоды его жизни.

Неудивительно, что эта тема встречается в произведениях А.И.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Куприна. Более того, в его творчестве любовь занимала одно из самых важных мест. Писатель повествует о любви в таких произведениях, как “Гранатовый браслет”, “Олеся”, “Суламифь”.

Нередко в романах Куприна любовь ведет к трагическим последствиям, например, в произведении “Олеся” писатель затрагивает такие проблемы, как: разделение людей сословными границами, жестокое отношение к людям, чем-то отличающихся от большинства, а также многие другие. Но обратить внимание читателя на эти вопросы, показать изъяны общества Куприну удается именно с помощью темы любви.

С первых страниц произведения нас знакомят с главным героем, Иваном Тимофеевичем, который попал в глухую деревню на окраине леса по работе. Он привык к городской жизни и очень скучает, поэтому заинтересовывается рассказом Ярмолы о ведьме, живущей в лесу. Заблудившись во время охоты, главный герой набредает на старую избушку, где встречается с Олесей, дочкой той самой ведьмы. Он обращает внимание на ее необычную красоты, не такую, какой наделены городские жительницы. Но не одна лишь красота привлекает Ивана в потомственной ведьме: он отмечает ее дерзкий ум и гордость. С этого момента главный герой начинает постоянно заглядывать в избушку, чтобы повидаться с девушкой.

Олеся гадает на Ивана, и карты говорят, что незваный гость принесет много горя тем, кого любит. Несмотря на это, девушка все же влюбляется в Ивана Тимофеевича и полностью отдается новому чувству.

Ради любви Олеся готова стерпеть любые муки, поэтому решается встретиться со своим возлюбленным около церкви, в деревне, куда она не ходила очень давно, так как боялась людей. И не зря, ведь девушку избивают местные жительницы, а Иван не успевает на встречу с Олесей. На следующий день идет сильный град, крестьяне уверены, что это дело рук ведьм и решают отомстить им. Главный герой со всех ног спешит в избу, чтобы предупредить свою возлюбленную, но не застает ее и понимает, что ведьмы ушли.

К сожалению, из-за своей любви Олеся была вынуждена принять на себя слишком много горя. Поначалу любовь дарит ей счастье, возвышает над остальными, но затем делает девушку совершенно беззащитной и чуть не приводит к гибели. Для Ивана же отношения были лишь отвлечением от скуки, развлечением, способным скрасить нахождение в деревне. Ведь если бы его любовь была настолько же чиста и искренна, как любовь Олеси, то он бы непременно разыскал ее, попытался бы что-то изменить. В глубине Иван Тимофеевичпонимал, что такая девушка как Олеся, не может жить вдали от природы, но он был не готов расставиться со своим статусом и званием, поэтому сделал девушке предложение в надежде на то, что сможет забрать ее с собой в город.

Чувства дворянина похожи больше на увлечение, влюбленность, чувства Олеси же представляют собой проявление чистой любви, поскольку девушка пожертвовала очень многим, отказалась от своих принципов, только чтобы быть с любимым.

В своей романе А.И. Куприн показывает бескорыстную, искреннюю любовь, о которой, пожалуй, мечтает каждый. Любовь, во имя который можно пожертвовать чем угодно. К сожалению, такая любовь иногда губит человека, если она не находит отражения в душе любимого человека.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id42310

«Тема любви повести А. И. Куприна «Олеся»»

Тема любви основная тема в творчестве А. И. Куприна. Именно любовь дает возможность реализоваться наиболее сокровенным началам человеческой личности. Особенно дороги писателю сильные натуры, умеющие пожертвовать собой ради чувства. Но А. Куприн видит, что человек в современном ему мире измельчал, опошлился, запутался в житейских проблемах. Писатель мечтает о личности, которая не подвержена тлетворному влиянию среды, и воплощает свою мечту в образе полесской колдуньи Олеси, героини одноименной повести.

Олеся не знает, что такое цивилизация, время в чащобах Полесья как бы остановилось. Девушка искренне верит в предания и заговоры, считает, что ее семья связана с дьяволом. Принятые в обществе нормы поведения абсолютно чужды ей, она естественна и романтична. Но не только экзотичность образа героини и ситуации, описанной в повести, привлекают внимание писателя. Произведение становится попыткой проанализировать то вечное, что должно лежать в основе любого высокого чувства.

А. И. Куприн уделяет особенно пристальное внимание тому, как развивается в героях повести чувство. Прекрасен момент их встречи, удивительно нарастание в их сердцах искренней привязанности. А. И. Куприн восхищается чистотой их близости, но не делает эту романтическую любовь безмятежной, приводит героев к тяжким испытаниям.

Любовь к Олесе становится переломным моментом в жизни Ивана Тимофеевича, городского жителя. Свойственная ему первоначально сосредоточенность исключительно на своем мире постепенно преодолевается, потребностью становится осуществление желания быть вместе с другим человеком. Его чувство, вероятно, основано на смутных влечениях, но очень скоро оно подкрепляется духовной близостью. Куприн точно передает внутреннее преображение личности героя, источником которого становится сама природа.

Один из важнейших феноменов любви для Куприна состоит в том, что даже предчувствие счастья всегда омрачено страхом потерять его. На пути к счастью героев стоят разница в их общественном положении и воспитании, слабость героя и трагическое предсказание Олеси. Жажда гармонического союза порождена глубокими переживаниями.

В начале повести Иван Тимофеевич кажется мягким, отзывчивым и искренним. Но Олеся сразу улавливает в нем слабость, говоря: Доброта ваша не хорошая, не сердечная. И герой повести действительно причиняет много зла своей возлюбленной. Его каприз причина того, что Олеся идет в церковь, хотя понимает губительность этого поступка. Вялость чувств героя приносит искренней девушке беду. Но сам Иван Тимофеевич быстро успокаивается. В тот момент, когда он рассказывает о самом, казалось бы, волнующем эпизоде своей жизни, он не испытывает вины и раскаяния, что говорит о сравнительной бедности его внутреннего мира.

Олеся полная противоположность Ивану Тимофеевичу. В ее образе Куприн воплощает свои представления об идеале женщины. Она впитала в себя законы, по которым живет природа, ее душа не испорчена цивилизацией. Писатель создает исключительно романтический образ дочери лесов. Жизнь Олеси проходит изолированно от людей, а потому ее не заботит то, чему посвящают свою жизнь многие современные люди: слава, богатство, власть, молва. Основными мотивами ее поступков становятся эмоции. Больше того Олеся колдунья, ей знакомы тайны человеческого подсознания. Ее искренность, отсутствие фальши подчеркнуты и в ее внешнем облике, и в жестах, движениях, улыбке.

Любовь Олеси становится величайшим даром, который может дать жизнь герою повести. В этой любви есть и самоотверженность и смелость, с одной стороны, и противоречие, с другой. Олеся изначально понимает трагичность исхода их отношений, но готова подарить себя возлюбленному. Даже покидая родные места, избитая и обесчещенная, Олеся не проклинает того, кто погубил ее, а благословляет те краткие минуты счастья, которые она испытала.

Подлинный смысл любви писатель видит в стремлении бескорыстно отдать своему избраннику всю полноту чувств, на которую способен любящий человек. Человек несовершенен, но сила любви может, хоть ненадолго, вернуть ему остроту ощущений и естественность, которые сохранили в себе лишь люди, подобные Олесе. Сила души героини повести способна внести гармонию даже в столь противоречивые отношения, как те, которые описаны в повести. Любовь это презрение к страданиям и даже смерти. Жаль, но способны на такое чувство лишь избранные.

Тема трагической любви в творчестве Куприна («Олеся», «Гранатовый браслет»)

Тема любви часто затрагивается в творчестве А.И. Куприна. Это чувство раскрывается в его произведениях по-разному, но, как правило, оно трагично. Особенно ярко трагичность любви мы можем увидеть в двух его произведениях: «Олеся» и «Гранатовый браслет».
Повесть «Олеся» – раннее произведение Куприна, написанное в 1898 году. Здесь можно увидеть черты романтизма, ведь писатель показывает свою героиню вне воздействий общества, цивилизаций.
Олеся – человек чистой души. Она выросла в лесу, ей свойственны природная естественность, доброта, душевность. Героиня живет лишь по велениям своего сердца, ей чуждо притворство, неискренность, она не умеет переступать через свои подлинные желания.
Олеся встречает в своей жизни человека из совсем другого мира. Иван Тимофеевич – начинающий писатель, городской интеллигент. Между героями зарождается чувство, которое в дальнейшем помогает раскрыть сущность их характеров. Перед нами предстает драма неравной любви персонажей. Олеся – девушка искренняя, она любит Ивана Тимофеевича всей душой. Искреннее чувство делает девушку сильнее, она готова ради возлюбленного преодолеть все преграды. Иван Тимофеевич же, несмотря на свои положительные качества, испорчен цивилизацией, развращен обществом. Этот добрый, но слабый человек с «ленивым» сердцем, нерешительный и осторожный, не может встать выше предрассудков своей среды. В его душе есть какой-то изъян, он не может с головой отдаться тому сильному чувству, которое захватило его. Иван Тимофеевич не способен на благородство, он не умеет заботиться о других, его душа полна эгоизма. Особенно ярко это заметно в момент, когда он ставит Олесю перед выбором. Иван Тимофеевич готов заставить выбирать Олесю между собой и бабушкой, он не подумал, чем может закончиться стремление Олеси пойти в церковь, герой дает возможность своей возлюбленной убедить себя в необходимости их расставания и так далее.
Такое эгоистичное поведение героя становится причиной настоящей трагедии в жизни девушки, да и самого Ивана Тимофеевича. Олеся и ее бабушка вынуждены покинуть деревню, потому что им грозит реальная опасность со стороны местных жителей. Жизнь этих героев оказывается во многом разрушенной, не говоря уже о сердце Олеси, которая искренне любила Ивана Тимофеевича.
В этой повести мы видим трагедию расхождения подлинного, природного чувства и чувства, впитавшего в себя черты цивилизации.
Рассказ «Гранатовый браслет», написанный в 1907 году, повествует нам о подлинной, сильной, безусловной, но безответной любви. Стоит заметить, что в основе этого произведения лежат реальные события из семейных хроник князей Туган-Барановских. Этот рассказ стал одним из самых известных и глубоких произведений о любви в русской литературе.
Перед нами типичные представители аристократии начала 20 века, семья Шеиных. Вера Николаевна Шеина – красивая светская дама, в меру счастлива в браке, живет спокойной, достойной жизнью. Ее муж, князь Шеин, довольно приятный человек, Вера уважает его, ей с ним комфортно, но с самого начала у читателя создается впечатление, что героиня его не любит.
Спокойное течение жизни этих персонажей нарушают только письма от анонимного поклонника Веры Николаевны, некоего Г.С.Ж. Брат героини презрительно относится к браку, не верит в любовь, поэтому он готов прилюдно высмеивать этого незадачливого Г.С.Ж. Но, присмотревшись повнимательней, читатель понимает, что только этот тайный поклонник княгини Веры является подлинным сокровищем среди пошлых, разучившихся любить людишек. «..любовь у людей приняла такие пошлые формы и снизошла просто до какого-то житейского удобства, до маленького развлечения», – такими словами генерала Аносова передает Куприн современное ему положение вещей.
Поклонником Веры Николаевны оказывается мелкий чиновник Желтков. Однажды в его жизни произошла роковая встреча – Желтков увидел Веру Николаевну Шеину. Он даже не разговаривал с этой, незамужней еще тогда, барышней. Да и как бы он посмел – слишком неравным было их социальное положение. Но человеку не подвластны чувства такой силы, он не способен контролировать жизнь своего сердца. Любовь настолько захватила Желткова, что стала смыслом всего его существования. Из прощального письма этого человека мы узнаем, что его чувство – это «благоговение, вечное преклонение и рабская преданность».
От самого героя мы узнаем, что чувство это – не следствие душевной болезни. Ведь в ответ на свои эмоции ему не нужно было ничего. Пожалуй, это абсолютная, безусловная любовь. Чувства Желткова настолько сильны, что он добровольно уходит из жизни, лишь бы не мешать Вере Николаевне. Уже после смерти героя, под самый конец произведения, княгиня начинает смутно осознавать, что не сумела вовремя разглядеть в своей жизни что-то очень важное. Недаром в конце рассказа, слушая сонату Бетховена, героиня плачет: «Княгиня Вера обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала». Мне кажется, что эти слезы – тоска героини по настоящей любви, о которой люди так часто забывают.
Любовь в восприятии Куприна часто трагична. Но, пожалуй, только лишь это чувство способно придать смысл человеческому существованию. Можно сказать, что писатель проверяет любовью своих героев. Сильные люди (такие как Желтков, Олеся) благодаря этому чувству начинают светиться изнутри, они способны нести любовь в своем сердце, не смотря ни на что.

Тема любви в творчестве Александра Ивановича Куприна

Особенности творчества А.И. Куприна. Любовь в произведениях А.И. Куприна. Тема поэтической и трагической любви в повести “Олеся”. Трагическая любовь в повести “Суламифь”. Безответная любовь в повести “Гранатовый браслет”. Чистая любовь в повести “Поединок

РубрикаЛитература
Видсочинение
Языкрусский
Дата добавления03.02.2014
Размер файла17,8 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Творчество Александра Ивановича Куприна – одно из наиболее ярких событий в русской прозе начала XX века. Оно привлекает читателей, прежде всего, глубоким и многосторонним интересом к человеческой личности. А.И. Куприн – писатель демократический в самом высоком смысле этого слова. В сфере его интересов – люди, которые часто незаметны и непривлекательны для равнодушного, стороннего взгляда. Автор же относится к ним с особой, только ему присущей, теплотой человечности. На страницах повестей и рассказов А.И. Куприна перед нами проходит целый мир самых разнообразных персонажей – среди них и уличные артисты, и офицеры, и черноморские рыбаки, и писатели, и мелкие чиновники. Глубоко проникая в их внутренний мир, писатель создает их яркие и запоминающиеся портреты. И очень часто характеры его героев раскрываются в той сфере, где вообще ярче всего раскрываются человеческие характеры – в сфере чувств и прежде всего в чувстве любви.

Читайте также:  Собачье счастье – краткое содержание рассказа Куприна

Любовь в произведениях А.И. Куприна – чаще всего не безрассудная, темная страсть, а чувство просветленное, во многих его повестях и рассказах она составляет единственный смысл человеческой жизни. Его повести о любви “Гранатовый браслет”, “Олеся”, “Суламифь” – самые трогательные и проникновенные произведения. Любовь окрыляет героев, возвышает над серым безотрадным бытом, дает ощущение высшей полноты жизни.

Любовь в творчестве Куприна нередко представлена как некая сверхъестественная сила, существующая, словно сама по себе, и полностью господствующая над человеком. Она безжалостна, потому что смертна, и ничто не может с ней совладать. Но одновременно с этим, она – чистое и возвышенное чувство, и человек не только не проклинает его, а, напротив, благодарит Бога за этот бесценный дар.

Любовь раскрывается писателем как сильное, страстное, всепоглощающее чувство, всецело завладевшее человеком. Оно позволяет героям выявить лучшие качества души, озаряет жизнь светом доброты и самопожертвования. Но любовь в произведениях Куприна часто заканчивается трагедией. В таком ключе звучит поэтическая и трагичная история молодой девушки в повести “Олеся”. Мир Олеси – мир духовной гармонии, мир природы. Он чужд Ивану Тимофеевичу, представителю жестокого, большого города. Олеся привлекает его своей “необычностью”, “в ней не было ничего похожего на местных девчат”, свойственные ее образу естественность, простота и какая – то неуловимая внутренняя свобода притягивали к себе, как магнитом.

Олеся выросла среди леса. Она не умела читать и писать, но она обладала огромным духовным богатством и сильным характером. Иван Тимофеевич образован, но нерешителен, а его доброта больше походит на малодушие. Эти два совершенно разных человека полюбили друг друга, но любовь эта не приносит счастья героям, исход ее трагичен.

Иван Тимофеевич чувствует, что влюбился в Олесю, он хотел бы даже жениться на ней, но его останавливает сомнение: “Я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в модное платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев, исторгнутая из очаровательной рамки старого леса, полного легенд и таинственных сил”. Он осознает, что Олеся не сможет измениться, стать другой, да и он сам не хочет, чтобы она менялась. Ведь стать другой – значит стать такой, какой и все остальные, а это невозможно. Размещено на Allbest.ru

В повести “Олеся” развивается тема купринского творчества – любовь как спасительная сила, оберегающая “чистое золото” человеческой натуры от “оподления”, от разрушительного влияния буржуазной цивилизации. Не случайно любимым героем Куприна стал человек волевого, мужественного характера и благородного, доброго сердца, способный радоваться всему разнообразию мира. Произведение построено на сопоставлении двух героев, двух натур, двух мировоззрений. С одной стороны, образованный интеллигент, представитель городской культуры, довольно гуманный Иван Тимофеевич, с другой – Олеся, “дитя природы”, не подвергшееся влиянию городской цивилизации. По сравнению с Иваном Тимофеевичем, человеком доброго, но слабого, “ленивого” сердца, Олеся возвышается благородством, цельностью, гордой уверенностью в своей силе. Свободно, без особых ухищрений рисует Куприн облик полесской красавицы, заставляя нас следить за богатством оттенков ее духовного мира, всегда самобытного, искреннего и глубокого. “Олеся” – художественное открытие Куприна. Писатель показал нам истинную красоту невинной, почти детской души девушки, выросшей вдалеке от шумного мира людей, среди зверей, птиц и леса. Но наряду с этим Куприн высвечивает и человеческую злобу, бессмысленное суеверие, страх перед неизвестным, неизведанным. Однако над всем этим одержала победу настоящая любовь. Нитка красных бус – последняя дань щедрого сердца Олеси, память “об ее нежной, великодушной любви”.

Поэтизируя жизнь, не ограниченную современными социальными и культурными рамками, Куприн стремился показать явные преимущества “естественного” человека, в котором он увидел духовные качества, утраченные в цивилизованном обществе. Смысл повести состоит в утверждении высокой нормы человека. Куприн ищет в реальной, будничной жизни людей, одержимых высоким чувством любви, способных подняться хотя бы в мечтах над прозой жизни.

Сильное и прекрасное чувство связывает таких разных и по возрасту, и по положению людей, как мудрый царь Соломон и бедная девушка с виноградников в повести “Суламифь”. Эта библейская легенда воспринимается как гимн любви, молодости и красоте. Любовь помогает героине преодолеть страх смерти. Истекая кровью, она называет себя самой счастливой женщиной на свете и благодарит возлюбленного за его любовь, красоту и мудрость, к которой “она прильнула, как к сладкому источнику”. Ревность царицы Астис смогла погубить юную соперницу, но она бессильна убить любовь, светлую память царя Соломона об “обожженной солнцем Суламифи”. Трагический отсвет любви, озарившей жизнь мудреца, заставляет его продиктовать глубоко выстраданные строки: “Крепка, как смерть, любовь и жестока, как ад, ревность: стрелы ее – стрелы огненные”.

Безответная любовь дает бедному телеграфисту Желткову из повести “Гранатовый браслет” высшее блаженство и острую сладкую тоску. Весь мир сосредоточился для него в любви к княгине Вере Николаевне Шейной, замужней женщине, занимающей высокое положение в обществе. Его наивные, трогательные письма, дышащие любовью и обожанием, становятся постоянным источником насмешек и острот благородного княжеского семейства. Но подаренный ко дню именин Веры гранатовый браслет, в котором благодаря удачному освещению “вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни”, нарушает, по мнению Николая Николаевича, брата княгини, всякие границы благопристойности. Заботясь о добром имени князей Шейных, этот сухой и черствый человек начинает поиски этого ничтожного “Ге Эс Же”, чтобы возвратить ему подарок и положить конец его преследованиям княгини Веры. Тягостный и бессмысленный разговор заканчивается обещанием Желткова больше не напоминать о себе, хотя он искренне признается Василию Львовичу в том, что никогда не сможет разлюбить его жену. Эта встреча оставляет у князя Шеина, доброго и порядочного человека, странное чувство, что он присутствует “при какой-то громадной трагедии души”. Княгиня Вера тоже предчувствует, “что этот человек убьет себя”.

Герои купринской повести много говорят об этом чувстве, мечтают о бескорыстной, самоотверженной любви, для которой “совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость”, но не замечают, что именно такая любовь пересекла жизненный путь Веры. Связанный обещанием, данным мужу и брату княгини Шейной, Желтков кончает жизнь самоубийством, так как не в состоянии разлюбить Веру.

Как проявление душевной слабости и безволия нередко трактуется критиками этот поступок героя. Нельзя согласиться с таким утверждением. Вероятно, в самоубийстве Желткова с огромной силой выражается глубина и самоотверженность его любви, заставляющей Веру многое понять и перечувствовать. Каждое слово в прощальном письме героя освещено для нее великим трагическим чувством. Герой воспринимает любовь как награду, как высший дар, посланный ему Богом. Он, не задумываясь, жертвует ради благополучия и спокойствия любимой женщины своей жизнью и благодарит ее только за то, что она есть и что в ней воплотилась красота земли. Исповедь человека, для которого любовь к ней стала смыслом жизни и высшим блаженством, слышится Вере в чудесных звуках бетховенской сонаты.

В повести “Поединок” показана жизнь русского офицерства начала XX века. Читая повесть, мы вместе с автором постигаем внутренний мир его молодого современника, поручика Ромашова, главного героя произведения. Он живет в среде обитателей захолустного военного городка, жизнь офицеров в котором скучна, однообразна, лишена духовных интересов. Их дни заполнены подготовкой к военному смотру, жестокой муштрой солдат, а вечера – пьянством, игрой в карты, пошлыми романами с «полковыми дамами” женами офицеров. Ромашова выделяет из этой среды, прежде всего, то, что он способен на настоящее, большое чувство. То, что он испытывает к Шурочке Николаевой, – не просто увлечение, не попытка уйти от скуки и однообразия жизни, а любовь в самом высоком смысле этого слова. Именно в этой любви проявляются светлые стороны личности Ромашова, его чистота и благородство. Любовь не приносит ему счастья. Женщина, которую он боготворит, оказывается жестокой, бессердечной и расчетливой. Ради карьеры мужа она посылает на верную смерть человека, который готов для ее счастья на самопожертвование.

Повесть А.И. Куприна носит название “Поединок”. Смысл этого названия многозначен. Любовь в повести – тоже своеобразный поединок, столкновение двух очень разных характеров и столкновение внутреннее, психологическое – внутри самой личности Ромашова. Для героини этот поединок заканчивается мнимой победой – Ромашов убит, все препятствия на пути к блестящему будущему устранены. Но эта победа оказывается внутренним крахом; нравственным поражением. Для героя же его физическая смерть оборачивается личностной победой над судьбой, преодолением в самом себе суетного и мелкого, высокой жертвой ради любви. Эта смерть неоспоримо доказывает величие любви, в которое верил А.И. Куприн.

Многие события проходят перед нами на страницах повести “Поединок”. Но эмоциональной кульминацией произведения стала не трагическая судьба Ромашова, а ночь любви, проведенная им с коварной и оттого еще более пленительной Шурочкой; и счастье, испытанное Ромашовым этой преддуэльной ночью, столь велико, что именно оно-то одно и передается читателю.

У Куприна любовь – это безнадежное платоническое чувство, к тому же трагическое. Причем в целомудрии купринских героев есть что-то надрывное, а в отношении к любимому человеку поражает то, что мужчина и женщина как бы поменялись своими ролями. Это свойственно энергичной, волевой “полесской колдунье” Олесе в отношениях с “добрым, но только слабым Иваном Тимофеевичем” и умной, расчетливой Шурочке – с “чистым и добрым Ромашовым” (“Поединок”). Недооценка себя, неверие в свое право на обладание женщиной, судорожное желание замкнуться – эти черты дорисовывают купринского героя с хрупкой душой, попавшей в жестокий мир. Размещено на Allbest.ru

Увеличенное пристрастие ко всякой человеческой личности и мастерство психологического анализа – специфика художественного таланта А.И. Куприна, позволившая ему в абсолютной мере изучить реалистическое наследие. Важность его творчества – в художественно убедительном открытии души своего современника. Автор подвергает разбору любовь как совершенное нравственно-психологическое чувство. Произведения Александра Ивановича Куприна пробуждают изначальные вопросы человечества – вопросы любви.

Созданные Куприным повести, несмотря на сложность обстоятельств и зачастую трагический конец, преисполнены жизнелюбия и оптимизма. Захлопываешь прочитанную книгу с его повестями, а в душе еще длительное время сохраняется чувство от прикосновения к чему-то светлому и ясному.

В чем драма любви героев в повести Куприна «Олеся»?

Тема любви в произведении А. И. Куприна «Олеся»

(342 слова) Тема любви в рассказе «Олеся» является главной. Именно это чувство пробуждает в человеке все те качества, о которых пишет Куприн в своём произведении. Главный герой знакомится с полесской колдуньей по имени Олеся, живущей с бабушкой, тоже ведьмой, в чаще леса. Она предстаёт неиспорченной, наивной, но самоотверженной женщиной с душой ребёнка, которая покорила сердце Ивана.

Вдали от цивилизации, в чаще Полесья, где живут Мануйлиха и Олеся, — время остановилось. Воспитание уверило девушку в том, что она обладает сверхъестественными способностями, усилило её веру в предания и заговоры. Героиня абсолютно не похожа на девушек из деревни, поэтому писатель с пылким воображением влюбляется в нее. Автор уделяет особое внимание описанию зарождения чувств героев после первой встречи, тягот долгих разлук и принятия влюблённости. Их союз строится на лоне природы, в тиши лесов, поэтому Ивану Тимофеевичу трудно поверить предсказаниям Олеси. Он всерьез подумывает о женитьбе, наивно игнорирует очевидные преграды. Эта потребность в самообмане появляется и у девушки: она идет против судьбы, отдаваясь Ивану. Эти сладостные иллюзии – характерная, но не явная черта любви, которую тонко подмечает Куприн.

Истинные черты характеров героев скрываются за их первоначально сдержанным поведением. Возлюбленные являются полными противоположностями. В Олесе Куприн воплощает собственное видение идеальной женщины и её чувств. Эмоциональность девушки не проявляется в произведении как всем известное клише. Она открытая, чувственная, способная на самоотречение и нарушение общепринятых правил. Куприн показывает в образе Олеси безвозмездную женскую любовь, когда героиня готова унести с собой горечь утраты, не обременяя любимого, а лишь благословляя его за подаренные моменты. Единственное, о чем она жалеет, это об отсутствии ребенка от Ивана. Но ее избранник не таков. Страсть не смогла смыть с его сознания предрассудки. Он говорит, например, что мужчины могут смеяться над верой, однако женщины обязательно должны быть набожны. Из-за этой светской глупости он теряет свою любовь, ведь ханжи из деревни избивают Олесю, вопреки всем христианским добродетелям.

Куприн изобразил настоящее испытание любовью, которое мужчина не прошел, зато с честью выдержала женщина. Писатель восхищается умением девушек жить одним лишь чувством. Ради него они готовы измениться к лучшему и отвергнуть заблуждения прошлого. А вот их избранники стремятся обуздать страсть разумом, который допускает чудовищную ошибку.

Автор: Алёна Ласькова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

В чем драма любви героев в повести Куприна «Олеся»?

Тема любви часто затрагивается в творчестве А.И. Куприна. Это чувство раскрывается в его произведениях по-разному, но, как правило, оно трагично. Особенно ярко трагичность любви мы можем увидеть в двух его произведениях: «Олеся» и «Гранатовый браслет». Повесть «Олеся» — раннее произведение Куприна, написанное в 1898 году. Здесь можно увидеть черты романтизма, ведь писатель показывает свою героиню вне воздействий общества, цивилизаций. Олеся – человек чистой души. Она выросла в лесу, ей свойственны природная естественность, доброта, душевность. Героиня живет лишь по велениям своего сердца, ей чуждо притворство, неискренность, она не умеет переступать через свои подлинные желания. Олеся встречает в своей жизни человека из совсем другого мира. Иван Тимофеевич – начинающий писатель, городской интеллигент. Между героями зарождается чувство, которое в дальнейшем помогает раскрыть сущность их характеров. Перед нами предстает драма неравной любви персонажей. Олеся – девушка искренняя, она любит Ивана Тимофеевича всей душой. Искреннее чувство делает девушку сильнее, она готова ради возлюбленного преодолеть все преграды. Иван Тимофеевич же, несмотря на свои положительные качества, испорчен цивилизацией, развращен обществом. Этот добрый, но слабый человек с «ленивым» сердцем, нерешительный и осторожный, не может встать выше предрассудков своей среды. В его душе есть какой-то изъян, он не может с головой отдаться тому сильному чувству, которое захватило его. Иван Тимофеевич не способен на благородство, он не умеет заботиться о других, его душа полна эгоизма. Особенно ярко это заметно в момент, когда он ставит Олесю перед выбором. Иван Тимофеевич готов заставить выбирать Олесю между собой и бабушкой, он не подумал, чем может закончиться стремление Олеси пойти в церковь, герой дает возможность своей возлюбленной убедить себя в необходимости их расставания и так далее. Такое эгоистичное поведение героя становится причиной настоящей трагедии в жизни девушки, да и самого Ивана Тимофеевича. Олеся и ее бабушка вынуждены покинуть деревню, потому что им грозит реальная опасность со стороны местных жителей. Жизнь этих героев оказывается во многом разрушенной, не говоря уже о сердце Олеси, которая искренне любила Ивана Тимофеевича. В этой повести мы видим трагедию расхождения подлинного, природного чувства и чувства, впитавшего в себя черты цивилизации. Рассказ «Гранатовый браслет», написанный в 1907 году, повествует нам о подлинной, сильной, безусловной, но безответной любви. Стоит заметить, что в основе этого произведения лежат реальные события из семейных хроник князей Туган-Барановских. Этот рассказ стал одним из самых известных и глубоких произведений о любви в русской литературе. Перед нами типичные представители аристократии начала 20 века, семья Шеиных. Вера Николаевна Шеина – красивая светская дама, в меру счастлива в браке, живет спокойной, достойной жизнью. Ее муж, князь Шеин, довольно приятный человек, Вера уважает его, ей с ним комфортно, но с самого начала у читателя создается впечатление, что героиня его не любит. Спокойное течение жизни этих персонажей нарушают только письма от анонимного поклонника Веры Николаевны, некоего Г.С.Ж. Брат героини презрительно относится к браку, не верит в любовь, поэтому он готов прилюдно высмеивать этого незадачливого Г.С.Ж. Но, присмотревшись повнимательней, читатель понимает, что только этот тайный поклонник княгини Веры является подлинным сокровищем среди пошлых, разучившихся любить людишек. «..любовь у людей приняла такие пошлые формы и снизошла просто до какого-то житейского удобства, до маленького развлечения», — такими словами генерала Аносова передает Куприн современное ему положение вещей. Поклонником Веры Николаевны оказывается мелкий чиновник Желтков. Однажды в его жизни произошла роковая встреча – Желтков увидел Веру Николаевну Шеину. Он даже не разговаривал с этой, незамужней еще тогда, барышней. Да и как бы он посмел — слишком неравным было их социальное положение. Но человеку не подвластны чувства такой силы, он не способен контролировать жизнь своего сердца. Любовь настолько захватила Желткова, что стала смыслом всего его существования. Из прощального письма этого человека мы узнаем, что его чувство – это «благоговение, вечное преклонение и рабская преданность». Не знаю…Правильно не правильно ответила.

Читайте также:  Яма - краткое содержание повести Куприна

Сочинение на тему: «Любовь — великий дар или проклятие» по повести А.И. Куприна «Олеся»


(Свидание в лесу. Иллюстрация Е.М. Дробязина)
А. И. Куприн — это один из писателей своего времени, сделавший тему любви одной из ключевых в своих произведениях. И если большинство повестей автора описывает это чувство как рок, переломный период в жизни героев, то в “Олесе” наблюдается совершенно другая картина. Герои произведения — это совершенно разные люди и по способу жизни, и по складу мышления. Случайно встретившись в лесу, они полюбили друг друга.

Интересно, что главные герои гармонично дополняют друг друга. Олеся с ее простотой, чистыми помыслами, дала волю чувствам. она готова на все ради возлюбленного, несмотря на последствия. Иван Тимофеевич, напротив, увяз в предрассудках. В повести он показан как слабый человек, зависящий от мнения окружающих. Для Ивана Тимофеевича любовь девушки, живущей в лесу, стала великим даром, который был оценен по достоинству лишь после того, как Олеся с бабушкой ушли в неизвестном направлении. Но он не смог отстоять свою любовь. Зависимость от общественного мнения, не способность воспринимать Олесю как часть цивилизованного общества обрекают отношения на страдания и раставание.

(В домике лесной колдуньи. Иллюстрация Е.М. Дробязина)

Для девушки чувства к городскому мужчине, ищущему в глубинке новых ощущений, стали проклятьем. Олеся с самого начала знает, что их отношения обречены и ничего хорошего не сулят. Она не только пострадала физически от суеверных сельских жителей, но была вынуждена покинуть родной дом, места, в которых выросла. Но Олеся воспринимает сложившуюся ситуацию как должное, подарок Судьбы. Она благодарна Ивану Тимофеевичу за те короткие минуты счастья, которые испытала. Девушка знает, что страдания мужчины будут не долгими и через некоторое время у него остануться только светлые, теплые воспоминания.

А.И. Куприн в повести “Олеся” удивительным образом подает обычные повседневные события в новом свете. Это же касается и чувств двух влюбленных. Каждое их решение и поступок двусмысленны. Читатель поневоле задумывается, а как бы он поступил в сложившейся ситуации на месте героев? Автор показывает, как общественное мнение влияет на поступки и решения людей, что даже самая светлая и чистая любовь обращается для пары настоящим проклятием. Поступки людей, не способных принять человека с другими, не свойственными им убеждениями, разрушают самую крепкую связь, зародившуюся в лесной чаще. На память о светлых чувствах остаются лишь коралловые бусы, которые девушка оставила уходя из родного леса.

Что такое любовь? по повести «Олеся»

Мне кажется, что любить по-настоящему, всем сердцем, искренне и глубоко способен не каждый. Ведь кто добровольно пойдет на риск потерять себя в другом человеке, сделать его смыслом жизни, центром вселенной.

Но что же значит «любить»? Как однажды сказал Аристотель: «Любить значит желать кому-нибудь того, что считаешь благом, ради него [то есть этого другого человека], а не ради самого себя, и стараться по мере сил доставлять ему эти блага».

На мой взгляд, любить это значит отдавать всего себя без остатка, погружаться в омут любви с головой, заботиться о любимом человеке и делать все возможное, чтобы он был счастлив. Мне кажется, что влюбленные люди, любящие кого-либо всем сердцем и душой, готовы сделать ради своего возлюбленного или возлюбленной все что угодно, даже вырваться из круга цивилизации, если человек действительно этого захочет.

В качестве аргумента, подтверждающего мои мысли, хочу привести в пример бескорыстную любовь девушки Олеси к Ивану Тимофеевичу из одноименного произведения А.И Куприна. Эти люди были, можно сказать «из других миров», у них были разные интересы и убеждения, однако между ними возникла связь – любовная связь. На мой взгляд, любовь Олеси к молодому барину Ивану Тимофеевичу была сильнее и глубже, чем его, ведь девушка любила действительно всем сердцем молодого человека. Поступаете в 2020 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Она погрузилась в эту любовь, рискуя собой, рискуя остаться одной с разбитым сердцем и даже рискуя собственной жизнью, однако Олеся верила, что все может поменяться и что она действительно обретет свою искреннюю, взаимную и глубокую любовь. Но, к сожалению, как это обычно бывает, чуда в жизни девушки не произошло, ведь любовь Ивана Тимофеевича была недостачной, скорее, это была просто страсть, которая у него, спустя даже некоторое время их знакомства, прошла.

Полезный материал по теме:

  1. Что такое любовь? (по повести «Гранатовый браслет»)
  2. Что важнее: разум или чувства? по повести «Олеся»)
  3. Он и она в повести «Олеся»
  4. Тайна любви по повести «Олеся»
  5. История трагической любви в повести «Олеся»

Олеся

Очень кратко : Молодой барин попадает в глухую деревню, где влюбляется в девушку, которая слывёт ведьмой. Он хочет забрать её с собой, но местные жители изгоняют девушку, и герой расстаётся с ней навсегда.

Молодой мужчина-повествователь, которого «судьба забросила на шесть месяцев в глухую деревушку Переброд Волынской губернии, на окраину Полесья», нестерпимо скучает. Единственные его развлечения — охота со слугой Ярмолой и попытки обучить последнего грамоте. Однажды, во время жуткой метели, герой узнаёт от обычно неслово­охотливого Ярмолы о том, что верстах в десяти от его дома живёт самая настоящая ведьма Мануйлиха, которая невесть откуда появилась в селе, а затем была выселена за его пределы за свои колдовские деяния.

Возможность познакомиться с ней появляется быстро: как только потеплело, герой отправляется на охоту и, заблудившись в лесу, натыкается на хату. Предположив, что здесь живёт местный лесник, он заходит внутрь и обнаруживает там старуху «со всеми чертами бабы-яги, как её изображает народный эпос». Мануйлиха встречает героя неприветливо, но заметно оживляется, когда тот достаёт серебряный четвертак и просит старуху погадать. В самый разгар гадания в дом заходит внучка ведьмы, Олеся, темноволосая красавица «лет двадцати — двадцати пяти». Она относится к рассказчику приветливо и показывает ему дорогу домой.

Все первые весенние дни образ Олеси не покидает мысли рассказчика.

Я и сам не подозревал, какими тонкими, крепкими, незримыми нитями было привязано моё сердце к этой очарова­тельной, непонятной для меня девушке.

Когда лесные дороги просыхают, рассказчик отправляется в избушку колдуньи. Как и в первый раз, внучка встречает гостя куда приветливей, чем Мануйлиха. А когда гость просит Олесю погадать ему, та признаётся, что уже однажды раскинула на него карты и нагадала, что в этом году выпадает ему «большая любовь со стороны трефовой дамы с тёмными волосами». А тем, «кто будет вас любить, вы много горя принесёте». Ещё карты рассказали Олесе, что трефовой этой даме герой принесёт позор, который хуже смерти.

Провожая рассказчика, Олеся попытается доказать ему, что ей и её бабке принадлежит настоящий дар колдовства, и проводит над ним несколько опытов — Заживляет ему глубокий порез и заставляет его спотыкаться вслед за ней. Потом герой пытается разузнать, откуда все-таки пришла Мануйлиха в Полесье, на что Олеся отвечает уклончиво, что бабушка не любит говорить об этом. Тогда же рассказчик впервые представляется — его зовут Иван Тимофеевич.

С этого дня герой становится частым гостем в избушке. Олеся всегда рада его видеть, хоть и встречает сдержанно. А вот старуха не особенно довольна, но Ивану удаётся задобрить её подарками, помогает и заступничество Олеси.

Ивана очаровывает не только красота Олеси. Его привлекает и её самобытный ум. Между ними разгорается множество споров, когда Иван пытается научно обосновать Олесино «чёрное искусство». Несмотря на разногласия, между ними возникает глубокая привязанность. Тем временем у Ивана портятся отношения с Ярмолой, который не одобряет его знакомства с колдуньей. Не нравится слуге и то, что обе ведьмы боятся церкви.

Однажды, когда Иван в очередной раз приходит в избу, он застаёт колдунью и её внучку расстроенными: местный урядник приказал им убираться из хаты в двадцать четыре часа и пригрозил пустить их по этапам в случае непослушания. Герой вызывается помочь, и старуха не отказывается от предложения, несмотря на Олесино недовольство. Иван упрашивает урядника не выгонять женщин из дома, на что тот возражает и называет старуху с внучкой «язвой здешних мест». Задобрив урядника угощениями и дорогими подарками, Иван всё же добивается своего. Урядник обещает оставить в покое Мануйлиху и Олесю.

С этого времени Олеся начинает избегать Ивана и любых объяснений с ним.

Разлука для любви то же, что ветер для огня: маленькую любовь она тушит, а большую раздувает ещё сильней.

Тут Иван неожиданно и серьёзно заболевает — шесть дней его «била ужасная полесская лихорадка». И лишь после выздоровления ему удаётся объясниться с Олесей. Девушка избегала встреч с Иваном лишь потому, что хотела уйти от судьбы. Поняв, что это невозможно, она признаётся ему в любви. Иван отвечает ей взаимностью, но Олеся всё не может забыть про своё гадание. Однако, несмотря на дурные предчувствия Ивана и злобу Мануйлихи, их любовь расцветает.

Тем временем служебные обязанности Ивана в Переброде заканчиваются, и всё чаще приходит к нему мысль жениться на Олесе и забрать её с собой. Убедив себя в правильности этого решения, он делает предложение любимой. Но Олеся отказывается — она не хочет портить жизнь молодому, образованному барину. Девушка даже предлагает Ивану просто поехать за ним, безо всякой женитьбы.

У Ивана возникает подозрение, что её отказ связан с боязнью церкви, на что Олеся говорит, что ради любви к нему она готова перебороть это суеверие. Она назначает ему встречу в церкви на следующий день, в праздник Святой Троицы, а Ивана охватывает ужасное предчувствие.

Смутное влечение сердца никогда не ошибается в своих быстрых тайных предчувствиях.

На следующий день Иван задерживается по служебным делам и не успевает вовремя попасть в церковь. Вернувшись домой, он застаёт у себя местного конторщика, который рассказывает ему о сегодняшней «потехе» — деревенские девки поймали на площади ведьму, которой задали встряску, хотели вымазать дёгтем, но той удалось сбежать. Действительно, Олеся пришла в церковь, отстояла обедню, после чего на неё накинулись деревенские бабы. Чудом вырвавшись, Олеся пригрозила им, что они ещё вспомнят её и наплачутся досыта.

Читайте также:  Гамбринус - краткое содержание повести Куприна

Все эти подробности Иван узнаёт позже. А пока же он мчится в лес, и застаёт в хате избитую Олесю без памяти, охваченную лихорадкой, и проклинающую его Мануйлиху. Олеся приходит в себя и объясняет Ивану, что им с бабкой нельзя больше здесь оставаться, поэтому ей и Ивану придётся расстаться. На прощание Олеся признаётся, что хотела бы иметь ребёнка от Ивана и жалеет, что его нет.

Этой же ночью на Переброд обрушивается сильный град. Утром Ярмола будит Ивана и советует ему убираться из деревни — град, который побил жито у половины села, по мнению деревенских, был наслан колдуньями из мести, и озлобленный народ уже начинает «кричать недоброе» про Ивана. Желая предупредить Олесю о грозящей ей беде, герой мчится в избу, где находит лишь следы спешного бегства и яркие красные бусы, которые остались единственной памятью об Олесе и её нежной, великодушной любви.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Краткое содержание Куприн Олеся кратко и по главам

Кратко

Историю поведал молодой человек, который по службе попал в далекое село Переброд. Одним из забав в селе было, лишь поохотится в лесу с дворецким Ярмолой, парень пытался учить его правильно писать и читать. Как-то герой разведал от Ярмолы, что здесь недалеко от села живет ведьма Мануйлиха, которую люди выселили за то что она колдует. Как-то они выехали на охоту и заблудились в лесу, по дороге нашли всего лишь старый дом. В доме их встретила Мануйлиха, гости ей дали четвертак и она стала к ним гостеприимной. Во время колдовства в доме появилась внука Мануйлихи – Олеся молодая красивая с темными волосами.

Олеся очень понравилась герою. И он решил сново попасть в дом к старой гадалки. Олеся встретила его приветливее, чем бабушка. Герой попросил ему поворожить, на что получил ответ, что гадала на него раньше. Карты предсказали ему большую любовь от темной трефовой дамы, а девушке которая будет любить его много горя и позор на все село, что было намного ужасней чем просто смерть. В тот момент автор назвал его по имени Иван Тимофеевич.

С этого времени Иван часто приходил к Олеси не смотря на то, что старуха было против. Девушка вела себя скромно, но все была рада его приходу. Отношения Ивана и Ярмолы ухудшились так как он не одобрил общения с ведьмой.

Однажды когда пришел Иван и увидел Олесю и Магуйлиху в слезах. Как выяснилось, местный урядник велел покинуть им избу и грозил пустить по этапам. Герой захотел помощь женщинам. С тех пор отношения влюбленных очень изменились не в лучшую сторону. Олеся призналась, что хотела избежать судьбы. Но поняла, что это не возможно. Главный герой решил взять в жены Олесю и забрать ее к себе. Но девушка не хочет портить ему жизнь. Иван понял что причина этого это боязнь церкви, девушка, отрицая это, назначила встречу в храме.

Иван опаздывая на встречу. По дороге он встретил конторщика, от которого узнал, что местные девицы словили колдунью, и хотели вымазать дегтем но та убежала. И правда Олеся была в храме и на нее напали. Герой помчал в лес и нашел избитую Олесю без сознания, вмести с не очень довольной его приходу старой ведьмой. Когда Олеся пришла в себя она попросила прощения в Ивана, пожалев, что не родила ему сына.

В ту ночь была сильная гроза с градом, с утра слуга разбудил Ивана и сказал, что бы он уехал, град сильно испортил жито у сельчан, не без участия колдуньи. Барин поехал, быстро поехал в лес, чтобы опередит Олесю. Но нашел лишь красно – яркие губы, которые напоминают о любви девичьей.

Рассказ нас учит ради того что б любимому человеку было хорошо поступаться своими принципами, гордостью, даже забыть про мнения, так как без любви просто нет человека

Куприн Олеся пересказ по главам

Глава 1

Первая глава произведения А.И. Куприна “Олеся” повествует о временном пребывании рассказчика Ивана Тимофеевича на окраине Полесья. По дороге в глухую деревню Волынской губернии он надеялся на протяжении полугода плодотворно провести время на природе. Однако ни общение с неразговорчивыми местными жителями, ни стремление помочь их здоровью не принесли ему удовольствия. Огромной страстью героя была охота, но из-за непогоды в некоторые дни это занятие оказывалось неосуществимым. Поэтому все свободное время он посвятил обучению письму полесовщика Ярмолы, зарабатывавшего свой кусок хлеба, преданно прислуживая молодому панычу.

Глава 2

В один из зимних скучных вечеров барин не ходил себе места. Разъярившаяся за окном пурга вызывала тревогу и беспокойство на душе. Ему с трудом удалось узнать от слуги о существующей лет пять назад в деревне колдуньи Мануйлихи, которую жители прогнали за применение колдовских умений. История вызвала большой интерес у Ивана Тимофеевича. Узнав о ее проживании в районе болота, он умоляет Ярмолу сопроводить за Ириновский шлях. Испуганный и рассерженный этой просьбой слуга отказывается идти с ним.

Глава 3

Дождавшись потепления, Ярмола с нетерпением сообщает барину, что дорога в лес для них открыта. Погоня за зайцем привела Ивана Тимофеевича в тупик. Заблудившись, он выходит к избушке на болоте, где встречает негостеприимную старушку. Агрессивная пожилая женщина оказывается Мануйлихой. В обмен на деньги она соглашается погадать ему, предсказывая дорогу, встречу с дамой, неприятное известие и деньги. Особое внимание привлекает не похожая на других девушек красавица Олеся. Она показывает гостю дорогу домой и дает согласие вновь посетить их дом.

Глава 4

Вместе с яркими лучами весеннего солнца, с проснувшейся после долгой зимы природой в душе рассказчика появляется необъяснимое желание чего-то нового. Он не раз возвращался в мыслях к милому образу Олеси. Решив их навестить, барин отправляется на болото. Этот прием со стороны колдуньи так же как и первый не отличался гостеприимством. Однако с особой радостью его встретила девушка. Иван Тимофеевич уговаривает Олесю рассказать о его будущем. Услышав о своей трудной судьбе, он верит с неохотой в гаданья. По картам девушка поведала о нелегкой жизни, о горе, которое он принесет своей возлюбленной, о своих способностях предвидеть смерть человека.

Глава 5

Пребывание рассказчика в избушке на болоте становилось приятнее с каждым часом. Приняв приглашение поужинать, он охотно соглашается. Наблюдая за Олесей, ее речью, манерами поведения, барин чувствует притягательную силу к ней. После с разрешения бабушки девушка идет его провожать. По дороге Иван Тимофеевич просит Олесю рассказать подробнее о своих способностях. Чтобы дать почувствовать на себе действие сверхъестественных сил, девушка делает рану ножом, после чего способствует тому, что рана быстро затягивается. Испытав подобные колдовские ритуалы, герой пытается выяснить происхождение Мануйлихи, понять, благодаря чему проявляются сверхъестественные способности.

Глава 6

С тех пор как Иван Тимофеевич стал периодически посещать женщин в избушке на болоте, изменилось немногое. Старушка также недоброжелательно встречала его, несмотря на подарки. Но дружеская привязанность между девушкой и гостем с каждым днем становилась крепче. Чувства симпатии, преданности перерастали во что-то более сильное. Олеся все больше очаровывала его своей яркой внешностью, богатым внутренним миром, искренностью и непосредственностью. Их занимательные беседы иногда заканчивались спором. Однако оба чувствовали стремительное сближение друг с другом. От темы замужества Олеся либо уклонялась, либо утверждала, что это невозможно из-за ее магических способностей, что являлось препятствием для венчания.

Глава 7

В очередное посещение женщин в избушке на болоте выяснилось, что накануне их побеспокоил урядник, требуя освободить помещичий дом. Пытаясь откупиться, Мануйлиха получает отказ и угрозу быть отправленной в ссылку. Она с мольбой обращается за помощью к другу Олеси, который обещает сделать все возможное.

Глава 8

Главный герой не без труда уговаривает представителя власти – Евпсихия Африкановича – зайти в дом по делу. Предложив ему угощения, заводит разговор о беззащитных женщинах, проживающих на болоте, с просьбой не трогать их. Ссылаясь на закон, гость отказывает ему в просьбе. Однако, заметив на стене старое ружье, посетитель становится менее строгим. Сохраняя внешнюю строгость, высокомерие, он соглашается принять ружье, обещая в ближайшее время не выселять женщин.

Глава 9

Евпсихий Африканович не заезжал больше на Ириновский шлях, но привычные отношения между Олесей и Иваном Тимофеевичем резко изменились. Мучительное чувство неуверенности и тревоги поселилось в его душе. Олеся стала молчаливой, рассеянной, менее внимательной к нему. На первый план выступало отсутствие понимания, она будто избегала барина. Он же начал понимать, что чувство, так приятно волнующее его, было похоже на любовь, но что-то мешало им раскрыться друг перед другом. Однажды он тяжело заболел. Шесть дней лежал в постели в бреду. С появлением первых признаков выздоровления все мысли были связаны только с Олесей.

Глава 10

Спустя несколько дней после болезни Иван Тимофеевич смог самостоятельно добраться до болота. Радость встречи между ним и девушкой была взаимной. Впереди предстоял серьезный разговор. Укоры и недовольство Мануйлихи не помешали Олесе проводить гостя в очередной раз. В лесу молодые люди признались друг другу в своих чувствах. Благодаря недолгому расставанию они поняли, насколько сильны их желания. В разговоре Олеся упоминает о своем гадании, которое, по ее мнению, должно было сбыться.

Глава 11

Постепенно Олеся и барин становятся заложниками высокого чувства. Они были неразлучны целыми днями. Забыв обо всем на свете, наслаждались каждой минутой. Казалось ничто не нарушит их гармонии. Когда наступило время решить вопрос с отъездом, Иван Тимофеевич не мог решиться начать разговор. Его не покидало чувство страха, связанное с тем, что девушка может быть расстроена. Поэтому в беседе он предлагает стать его женой и вместе покинуть эти края. Олеся будто была готова к разговору на эту тему. Она утверждает, что это невозможно в силу ее необразованности. Огромное количество признаний в свой адрес услышал Иван, а также просьбу дать время подумать. Перед расставанием рассказчика посетило тревожное чувство, предчувствие, что должно случиться непоправимое.

Глава 12

Однажды ранним безветренным утром рассказчик отправляется на коне по делам через село Переброд. Возвращаясь после полудня, он случайно слышит недобрые слова о себе и Олесе от местных жителей, празднующих праздник Святой Троицы. Вернувшись домой, обнаруживает у себя конторщика Мищенко, который со смехом и презрением рассказывает историю, произошедшую в селе. Выясняется, что Олеся приняла решение идти в церковь. По окончании службы замеченная девушка с воплями и позором была изгнана. Но в ответ она выкрикнула проклятия. Иван отправляется в лес.

Глава 13

Не помня себя от отчаяния, барин примчался в избушку на болоте. Он застает Олесю с синяками и ссадинами, в бреду. Проснувшись, она вспоминает утренние события и объясняет, что они с Мануйлихой вынуждены покинуть эти места. Мужчина отказывается верить в происходящее, успокаивая Олесю. Однако девушка пытается доказать, что от судьбы не уйти и высказывает сожаление об отсутствии ребенка от него. Мануйлиха предсказывает на следующее утро грозу.

Глава 14

Угрозы и проклятия убегающей из церкви молодой девушки сбылись: дождь, гроза и град нанесли большой ущерб селу. Теперь Ярмола высказывал опасения по поводу безопасности нахождения барина в этой местности. Обвиняя в случившемся внучку колдуньи, слуга предвещал и беду и панычу. Иван Тимофеевич кинулся в хату, но она была пуста. Только нитка с коралловыми бусами на стене напоминали о неповторимых настоящих чувствах его и Олеси.

Повесть Александра Ивановича Куприна “Олеся” учит тому, что все люди должны быть равны между собой, каждый имеет право на счастливую жизнь, возможность любить искренне и бескорыстно. На примере отношений двух главных героев автор подчеркивает мысль о том, что иногда и такая красивая любовная связь, похожая на сказку, может быть обречена на расставание из-за принадлежности двух любящих сердец к разным социальным статусам, из-за неумения отказаться от суеверий.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Куприн. Все произведения

  • Allez!
  • Анафема
  • Барбос и Жулька
  • Белый пудель
  • В недрах земли
  • В цирке
  • Впотьмах
  • Гамбринус
  • Гранатовый браслет
  • Завирайка
  • Звезда Соломона
  • Золотой петух
  • Изумруд
  • Колесо времени
  • Куст сирени
  • Листригоны
  • Мой полёт
  • Молох
  • На переломе (кадеты)
  • Олеся
  • Песочные часы
  • Пиратка
  • Поединок
  • Сапсан
  • Святая ложь
  • Синяя звезда
  • Скворцы
  • Слон
  • Собачье счастье
  • Суламифь
  • Тапёр
  • Храбрые беглецы
  • Четверо нищих
  • Чудесный доктор
  • Штабс-капитан Рыбников
  • Ю-ю
  • Юнкера
  • Яма

Олеся. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Кирила Троекуров – это важный человек. Один из его соседей – Андрей Дубровский. У него есть сын, его зовут Владимир. У Кирилы есть дочка Маша. Барин надеется поженить молодых.

Сюжет разворачивается в Москве 1920-х годов. Повествование начинается с описания страданий бездомного пса в подворотне, бок которого обварил кипятком повар столовой.

Джордж Плейтен находился в приюте для необычных людей. По соседству с ним жил Хали Омани, который являлся образцом спокойствия. Джордж волновался по поводу проведения Олимпиады. Во время её проводился отбор лучших специалистов разных профессий

В Риме наступило время трехдневного праздника. С момента начала праздника прошли уже сутки, а это означало, что пришло время кровавого развлечения – гладиаторских боев. В амфитеатре собралось множество народу. Оказалась там и матрона Валерия.

Главный герой, от лица которого написан роман, служит ночным портье в отеле. Ему 33 года, он холост, жизнь его довольно однообразна.

Ссылка на основную публикацию