Былины – сообщение доклад (4, 7 класс Литература)

Доклад Былины 4, 7 класс сообщение (По литературе)

Былины это одно из главных составляющих устного народного творчества. Каждый вечер в сельской местности происходили сходки, на которых обсуждались новости дня. На таких собраниях не только разговаривали, но и занимались различными полезными делами. Также там пели песни и занимались литературным творчеством, именно на таких собраниях и создавались былины. Былинное творчество основано на реальных событиях, но со значительным искажением. Эти события всеми силами пытались окрасить и создать интригующий сюжет. Первые былины появились на свет еще на самом первом этапе формирования Руси, то есть на Киевской Руси. Изначально былины создавались на основе песен, и чаще всего их напевали. Но, к сожалению былины со времен Киевской Руси не дошли до наших дней, сейчас остается только догадываться какими они были. В основном современному человеку известны былины, которые пришли к нам с севера. Все эти былины хорошо сохранились, а их склад понятен человеку. Древними авторами был народ, который проживал на далеком севере. Большое количество авторов проживало на берегах Белого моря.

Основной темой для русских былин является тема про богатырей. Главным сюжетом выступал патриотизм и защита своей родины. Первая былина была написана про Илью Муромца. Он был крестьянским сыном и являлся заступником обделенных людей, то есть бедных, слепых, вдов и других. Этот удивительный человек имел все самые наилучшие качество, смелость, доблесть, патриотизм, храбрость. Эта былина прославляет поступки этого человека, и описает боевые схватки с соловьем-разбойником. Это был бандит, который хотел подчинить всех и захватить власть в государстве, но Илья Муромец смог помещать ему.

Илья Муромец стоял не один на защите страны. С ним на посту находились Добрыня Никитич и Алеша Попович. Это такие же прославленные богатыри, которые в любую минуту придут на помощь. Добрыня Никитич был умным честным и верным народу, так как всегда сои поступки основывал на пословицах и поговорках. А вот Алеша Попович был совсем не похож на Добрыню. Он всегда был веселым и совершал глупые не осознанные поступки, но его сила и патриотизм не помещали статье ему великим Русским богатырем.

Конечно, былины преувеличивают силу этих людей. В них написано, что эти люди в несколько раз больше и выше обычного человека. И сила у них мол позволяет выкорчевывать деревья, и обувь у них богатырская, и даже лошади богатырские. Говорится, что лошади способны перепрыгивает дома и реки, что значительно увеличивает скорость передвижения.

У народа не было цели в точности описать эти события. Они лишь хотели создать интересный текст, который будет приятно слушать. И в основном былины создавались для детской аудитории, чтобы они узнали о подвигах предков.

Доклад №2

Трудно найти человека, который никогда не слышал о Илье Муромце, Алеше Поповиче или Добрыне Никитиче. Они являются самыми известными героями из всех существующих былин. А что же такое былина?

Былина – древнерусская народная песня о событиях истории, каких либо приключениях или повествование о героях. Чаще всего былины о богатырях. Былина рассказывает о их подвигах, описывает их великодушность и величество. Самые известные былины можно распределить по месту происхождения: новгородские и киевские.

Стоит рассказать о самых интересных былинах, по которым можно определить, что вообще представляет из себя этот литературный жанр.

1. Илья Муромец.

Под городом Муромом , в селе Карачарове, родился крепкий и крупный мальчик. Звали его Илья. Спустя некоторое время он приболел, не было у него сил даже игрушку в руке держать. Когда он вырос, то начал молиться за свое здоровье, был он прекрасен и могуч, но неподвижен. Один раз остался Илья один дома, во время молитвы потревожил его странник, который просил впустить его, Илья сопротивлялся, говорил, что не сможет помочь ему, так как не может двигаться чуть ли не с рождения. Но когда он попробывал встать, то произошло чудо, у него получилось. Странник попросил воды, когда Илья подал ему сосуд, тот попросил его испить первым. После сделанного Ильей глотка почувствовал он силу могучую. После исцеления Илья начинает борьбу со злом, в ходе его избавления древней Руси от зла появляются и другие интересные герои. Например, Соловей Разбойник.

Особенности былины: с главным немощным героем происходит чудо, за счет появления в произведении олицетворения Христа, свои великие силы главный герой направляет на борьбу со злом.

2. Добрыня Никитич.

На протяжении всей былины борется со Змеем Горынычем – отрицательным персонажем. В бою Добрынушка просит помощи у русской земли из мешочка на его шее. Русская земля в былине обладала великой силой и помогла герою в бою. После поражения Змей Горыныч дает обет Добрыне – “коли не обидишь детушек моих, не трону больше я людей русских. “. Но спустя время злодей не сдержал слова и украл княжескую племянницу – Забаву Путятичну. Добрыня направился к змею отвоевывать девушку. Три дня длился их бой не на жизнь, а на смерть. Устал Добрыня под вечер третьего дня и попросил помощи у Господа и вдруг услышал голос с небес, который наказывал Добрыне продержаться еще полчаса для одоления силы нечистой. В конце концов Добрынушка спасает всех и совершает подвиг.

Особенности былины: главный герой положителен, борится со злом, ему помогает в бою сила господа, а в конце он совершает подвиг и спасает всех.

3. Алеша Попович.

Богатырь из Ростова защищает всю Русь. Главный подвиг – бой с Тугарином, который он выигрывает и спасает всех.

Особенности былины: главный герой точно так же искореняет зло и совершает подвиг, спасает всю Русь своей могучей силой, дарованной самим господом.

Из вышеперечисленных особенностей трех самых известных и распространенных былин можно сделать вывод, что все произведения такого литературного жанра объединяет наличие главного положительного героя и его соперника – отрицательного персонажа, который представляет угрозу для населения, главный герой справляется со злом с божьей помощью, а в конце совершает подвиг и спасает русскую землю. Интересно, что во всех былинах чудовища и змеи – это злодеи в лице людей, реальных давних врагов Руси.

Былины

Популярные темы сообщений

Дятлы встречаются во всех местах, где есть лес. У них ярко выражены приспособления к древесному образу жизни. Часто встречаются в городских садах и парках. Некоторые формы привычного нам большого пёстрого дятла живут даже в зарослях саксаула

Атлантический океан – значимый мировой водный объект, уступающий своей площадью и глубиной только Тихому океану. Его воды буквально отделяют Западное полушарие от Восточного, а именно материки: Америки от Евразии и Африки.

Вишня – лиственное дерево – кустарник высотой от 1,5 до 5 метров высотой. Вишня – косточковая садовая культура, которая впервые появилась на Балканском полуострове.

Доклад на тему: «Русские богатыри в былинах. Илья Муромец»

На уроке литературного чтения мы ознакомились с былинами и прочитали несколько из них. Сходив в библиотеку и взяв книгу былин, я прочёл про русских богатырей и их ратные подвиги, многие из которых спасали Русь от нашествия врагов.

Былины рассказывают нам о таких событиях, которые происходили в очень далёкое от нас время. Они передавались устно от одного поколения к другому. На княжеском пиру все богатыри «пособраны.» С ними пирует князь стольно – киевский, им он даёт «порученьица, службу немалую». Когда же сказитель переходит к рассказу о богатырских подвигах, начинается самая былина. Медленно и плавно развёртывается в былине действие. Богатырь седлает своего коня, выводит его на широкий двор, садится на него и едет в дальний и трудный путь – дорогу. « А и скачет он пониже облака ходячего да повыше леса стоячего» – так образно с преувеличением рисуется поездка богатыря».

Скачать:

ВложениеРазмер
russkie_bogatyri_ilya_muromec.docx113.4 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад по литературному чтению

«Русские богатыри в былинах.

ученик 4 класса

МКОУ Поповской НОШ

На уроке литературного чтения мы ознакомились с былинами и прочитали несколько из них. Сходив в библиотеку и взяв книгу былин, я прочёл про русских богатырей и их ратные подвиги, многие из которых спасали Русь от нашествия врагов.

Былины рассказывают нам о таких событиях, которые происходили в очень далёкое от нас время. Они передавались устно от одного поколения к другому. На княжеском пиру все богатыри «пособраны.» С ними пирует князь стольно – киевский, им он даёт «порученьица, службу немалую». Когда же сказитель переходит к рассказу о богатырских подвигах, начинается самая былина. Медленно и плавно развёртывается в былине действие. Богатырь седлает своего коня, выводит его на широкий двор, садится на него и едет в дальний и трудный путь – дорогу. « А и скачет он пониже облака ходячего да повыше леса стоячего» – так образно с преувеличением рисуется поездка богатыря».

Преувеличение вообще характерно для былинного стиля. Стремясь подчеркнуть могущество своих героев, народ часто пользовался приёмом преувеличений свойств и качеств богатыря. Богатырю противостоят полчища врагов, наступающих на Русь, – в былине с преувеличением говорится, что врагов черным – черно, что они не обозреваемы глазом.Так же описывается сила богатыря, в особенности Ильи Муромца. Преувеличение типично и для изображения врагов Руси – ТугаринаЗмеевича, Идолища Поганого, Соловья Разбойника и других, фантастических по своей внешности. Этим достигается условное изображение событий, обобщение множества в одном образе. Так , например, при изображении битвы один богатырь сражается с полчищами врагов, враги, захватившие Киев, представлены одним Идолищем Поганым и т. д.

На рубежах русской земли богатырской заставой стоят три главных богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. Каждый из них хорош по-своему. Мне же больше всех из трёх богатырей понравился Илья Муромец. Илья Муромец – самый любимый, родной и близкий сердцу каждого русского человека былинный образ. Недаром сам народ говорит о нём:

Как одно – то на небе красно солнышко,

А один то – то на Руси Илья Муромец!

А вот биография Ильи Муромца в былинах излагается очень скупо. Подробности о жизни богатыря удалось установить историкам в результате длительных кропотливых изысканий. В самом начале октября, согласно легенде родился легендарный Илья Муромец. Но это только легенда, в исторических летописях его имя не упоминается, неизвестно точное место его рождения, нет данных и о дне смерти. Впрочем, богатырь существовал реально, а похоронен в глубоких пещерах Киево-Печерской лавры вместе с еще 68 святыми угодниками. Предположительно Илья родился 5 сентября 1143 года в семье крестьянина Ивана сына Тимофеева, жившего в селе Карачарово под Муромом во Владимирской области (отсюда и название «Муромец»). От рождения он был немощен – «не владел ногами» – и до тридцати лет не мог ходить.

Однажды, когда его родители трудились в поле, в дом зашли «калики перехожие». В то время каликами называли паломников к святым местам. Считалось, что они не только не уступают богатырям, но и превосходят их силою духа, а их «пропагандистский» подвиг приравнивался к ратному. Калики просят Илью встать и принести им воды. На это он ответил: «Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище». Они повторно просят его встать и принести им воды.

Годы болезни воспитали в нем великое терпение и удивительный по силе характер. «Немощный» Илья искренне желает выполнить волю старцев. Можно представить его изумление, когда, опустив ноги с лавки на пол, он пытается встать на них и вдруг чувствует, что они держат его! Неведомая сила, ниспосланная свыше, вселяется в беспомощного калеку… После этого Илья идет к водоносу и приносит воду. Старцы же велят ему самому выпить ее. Илья беспрекословно послушался, выпил и полностью выздоровел. Больше того: вторично испив воды, он ощущает в себе непомерную силу, и тогда ему велят выпить третий раз, чтобы уменьшить ее. Затем старцы говорят Илье, что в благодарность за ниспосланное исцеление он должен идти на службу к князю Владимиру, чтобы защищать Русь от врагов. «Будешь ты, Илья, великий богатырь, и смерть тебе на бою не писана», – предсказывают они.

С момента чудесного исцеления богатырь Илья Муромец, как и присуще героям, совершает множество подвигов. Самый известный подвиг богатыря – бой с бандитом Соловьем-разбойником, который оккупировал прямую дорогу до столицы Руси, Киева, и не давал вольного прохода «ни конному, ни пешему». Очищение былинным богатырем прямого пути в Киев (примерно 1168 год) подтверждается историческими фактами. В тот момент, когда Илья приехал в Киев, на престоле восседал князь Мстислав, который приказал организовать охрану идущих в столицу торговых караванов от нещадно грабивших их половцев. Скорее всего князь киевский поручил это своему богатырю Илье Муромцу, состоявшему в княжеской дружине.

Соловей был разбойником, промышлявшим набегами и кражами на дороге, а прозвище приклеилось к нему за его умение громко свистеть. Илья Муромец в поединке победил свистуна и освободил “дорогу прямоезжую”, что, несомненно, имело большое экономическое значение. Очищение прямоезжего пути от разбойников не осталось незамеченным и было приравнено народом к настоящему подвигу.

Но если Илья Муромец действительно историческая личность, почему же о нем как о русском герое нет ни одного упоминания в летописях?

Во-первых, с тех времен сохранилось крайне мало письменных источников. И это неудивительно, если принять во внимание, какую бурную историю прожила Русь. Орды различных завоевателей неоднократно сжигали и полностью уничтожали города. Однажды во время пожара сгорели и книги из библиотеки Печерской Лавры.

Во-вторых, в германских древних поэмах, записанных в ХIII столетии, но основанных на более ранних сказаниях, есть упоминание о великом богатыре Илье Русском. Легенда говорит, что в одном очень жестоком сражении богатырь Илья чуть не пал, но чудом сохранил жизнь и дал обет поселиться в монастыре, посвятить себя служению Богу и впредь никогда не поднимать меч. Илья подошел к стенам Лавры, скинул с себя все доспехи, но, однако не смог бросить на землю меч. Он стал монахом киевской Печерской Лавры и большую часть своих дней проводил в келье в постоянных молитвах.

Но однажды противник подступил к стенам монастыря. Смертельный удар сразил настоятеля Лавры прямо на глазах у Ильи. И тогда богатырь, несмотря на данный обет, снова поднял меч. Но внезапно почувствовал, что ноги отказываются ему служить. В этот момент враг нанес смертельный удар в его грудь, но силы покинули Илью и защититься он уже не мог…Ознакомившись с былиной о русском богатыре Илье Муромце, мне очень понравились его подвиги, его самоотверженная любовь и преданность своей родине, своему народу, лютая ненависть к угнетателям народа, его бескорыстная готовность всегда встать на защиту всех бесправных и обездоленных. А самое главное, умение постоять за своё человеческое достоинство.

Я считаю, что образ Ильи Муромца, созданный трудовым народом, грандиозен. Илья Муромец воспет в стихотворениях и поэмах. Илья Муромец давно уже перешагнул границы своей родины и являет народам мира мощь, величие и духовную красоту русского народа.

Реферат: Былины

Былины – русские народные эпические песни. Они повествуют о подвигах богатырей, сражающихся с чудовищами или вражеским войском, отправляющихся в загробный мир или еще каким-либо образом проявляющих свою силу, удаль, храбрость.

В детстве все узнают об Илье Муромце и других богатырях, которые скоро перемешиваются с персонажами сказок, а с возрастом просто забываются как “детские”. А между тем былины вовсе не принадлежали к детскому фольклору. Напротив, эти песни исполнялись взрослыми серьезными людьми для таких же взрослых серьезных людей. Переходя от поколения к поколению, они служили способом передачи древних верований, представлений о мире, сведений из истории. А все, о чем рассказывается в былинах, воспринималось как правда, как реально происходившие когда-то в далеком прошлом события.

Собственно народное название былины – старина, т.е. повествование о старинных событиях. Слово “былина” впервые употребил для обозначения этого жанра в середине прошлого века собиратель и исследователь фольклора И.П. Сахаров.

Традиционно выделяются два цикла былин, объединенные по месту действия или происхождению героев:

1. Киевские или Владимировы былины (песни об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и др.).

2. Новгородские былины (Герои – Садко и Василий Буслаевич).

Кроме того, существует ряд песен, не входящих ни в один из этих циклов.

Главные герои былин – богатыри, люди исключительные, наделенные чертами, которыми не обладает обычный человек: невиданной силой, безграничной храбростью, особенным умением или талантом. Так, если Илья Муромец знаменит своей силой, то Садко – своим непревзойденным искусством играть на гуслях.

Среди богатырей принято выделять “старших” и “младших”. К “старшим”, как правило, относят Святогора и Волха Всеславьича.

“Старшие” богатыри называются так не только потому, что они по возрасту старше других витязей, но и потому, что они представляют собой более древний, архаичный тип героя. Такому герою нет равного на земле, он единственный в своем роде, так что у него не может быть противника, кроме самой природы, матери-сырой земли.

Бесспорно, черты этих богатырей сказочны. Поступки, ими совершаемые, обстоятельства, в которых они действуют, совсем не похожи на реальные события. Зато в их образах ярче, чем в других случаях, просматриваются древние мифологические представления.

Часто повторяющийся в былинах сюжет – сватовство. Богатырь, чтобы найти себе невесту, обычно отправляется в чужое царство, в дальний путь. По дороге герою приходится преодолеть много преград и совершить множество подвигов. Невеста, как и сам богатырь, часто обладает каким-либо особенным свойством.

Значительная часть былин посвящена борьбе богатыря с чудищем или вражеской силой. Былинный богатырь, как правило, действует в одиночку, идет навстречу страшной опасности и всегда в итоге побеждает. Однако помимо желания проявить свою удаль и потешить “богатырско сердце” героями былин движет и желание постоять за людей и за веру. Их противники несут беду людям – похищают, убивают – и ведут себя нечестиво.

Садко и Василий Буслаевич

Новгородские былины носят несколько иной характер. В них нет “могучих богатырей”, “полениц удалых”, сражающихся с вражьей силой. Герои этих песен – Садко и Василий Буслаевич, как и киевские богатыри, обладают яркими и особенными чертами: Садко прекрасно играет на гуслях. Садко отличается от обычных людей и тем, что путешествует на дно морское и удачно возвращается.

Василий Буслаевич обладает невероятной силой, которой никто не может противостоять. Однако применяет силу Василий не для борьбы с чудищами или вражьей нечистью, а для собственного развлечения.

Сюжеты былин часто связаны с нарушением героем какого-либо запрета. Нарушение запрета или просто дерзость сулят героям беду. Это связано с тем, что все происходящее в песне, все, что приходится выполнять ее персонажам, предопределено. Какая-то высшая сила – Бог, судьба – решает, что должно случиться. В жизнь героев былин часто вмешиваются Святой Николай, калики перехожие (странники, бродяги), старичище-перегрюмище. Они вызволяют богатырей из беды, ставят невыполнимую задачу или выдвигают какой-то запрет.

Высшая сила – единственное, с чем не могут справиться богатыри, и, если они посягают на нее, их ждет смерть.

Художественный мир былины

В былинах вырабатывалась специфическая манера изображения богатырей и их подвигов. Для описания всего, что связано с главным героем, используются гиперболы – намеренные преувеличения. Все, что окружает богатыря, столь же велико, исключительно и необычно, сколь и он сам.

Время действия былин тоже особенное. Все изображаемые в былинах чудеса и невероятные события могли случиться и представлялись нормальными. Былинное время и течет по-другому, не как наше. Поэтому, Илья, отправляясь в путь, “заутреню стоял во Муроме, а к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град”, и это не воспринимается как что-то невозможное. Зато некоторые важные события, вроде сборов в дорогу и т.д., описываются медленно, подробно, обстоятельно, и время как бы замедляет свое течение, ненадолго приостанавливается.

Современность для сказителей – это уже совсем иная эпоха, когда былинные витязи “перевелись”.

В произведениях древнерусской литературы есть упоминания о певцах, которые исполняли свои песни под гусли. Один из таких певцов-сказителей упомянут в “Слове о полку Игореве”. Это Боян, который пел о героических воинах прошлых лет. Можно предположить, что речь идет именно о сказителе былин, который находился при княжеском дворе.

В XIX в. ученые предполагали, что былины – самый древний вид народной поэзии. Однако известны они только русским и практически незнакомы украинцам и белорусам.

Скорее всего в том виде, в каком ион дошли до нас, былины появились уже поле того, как началось разделение восточных славян на три народа, т.е. не ранее XIII в.

Былины издавна вызывали к себе интерес. Но записывать их начали только тогда, когда появились люди или целые сословия, для которых истории о богатырях стали экзотикой, чем-то необычным, фантастическим. Первые записи относятся к середине XVII в. Они включались в рукописные сборники. Позднее их стали публиковать, но при этом былины подвергались обработке соответственно вкусам читающей публики того времени. Такие записи были очень далеки от подлинных текстов, как правило, перелагались прозой и имели характерные названия, начинавшиеся словами “Повесть о. “, “История о. ” и т.д.

Одна из первых попыток записать тексты былин как они есть была осуществлена казаком Киршей Даниловым по заказу уральского заводчика Демидова в XVIII в. Так был составлен большой сборник, получивший полное название “Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым”.

Всплеск интереса к собиранию и чтению былин падает на вторую половину XIX в., когда именно с целью их записи начали снаряжать экспедиции.

Всего собрано и записано около двух тысяч этих песен. Сейчас встретить их в живом исполнении почти невозможно, но интерес к былинам не угасает и по сей день.

“Русская литература”. Энциклопедия для детей. М., Аванта +, 1998

Что такое былина и какие бывают былины

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. С героями былин, легендарными богатырями, могучими чудовищами и доблестными князьями, мы знакомимся за школьной партой.

Образы русских воинов, то ли правда существовавших в былые времена на Святой Руси, то ли созданных воображением наших предков, прочно остаются в сердце и памяти, становятся национальными символами.

Кем же были первые авторы древних поэтических сказаний? Что такое былина? И, наконец, какие бывают былины? Поищем ответы на эти вопросы вместе.

Былина — это жанр фольклора

Былина – это жанр фольклора, изначально устная героико-историческая песнь, сочетающая установку на достоверность с элементами народной фантазии.

Первые образцы жанра, которые, по мнению исследователей, относятся к эпохе создания и становления древнерусского государства (ХI-XIII века), существовали в качестве песен, исполнявшихся под аккомпанемент щипковых инструментов (гуслей) и передававшихся из уст в уста.

Так как сюжеты былин касались исторических фигур и реальных событий, предметом повествования становилось прошлое, ведь вывод о чём-либо можно сделать лишь тогда, когда оно прошло, завершилось. Вот почему подобные песни изначально назывались старинами.

Термин «былина» вошёл в обиход в 1839 году, когда фольклорист и этнограф И. П. Сахаров приступил к изучению этого самобытного жанра.

В книге «Сказания русского народа» собиратель представил эпические песни о подвигах богатырей и поляниц (женщинах-богатыршах), о княжеской дружине князя Владимира в стольном граде Киеве, о Соловье-Разбойнике и Змее Тугарине.

Традиция записи былин, начатая в XIX веке, перешагнула в XX столетие и закончилась экспедициями в Онежский край, где была обнаружена последняя сказительница Марья Дмитриевна Кривополенова. С её слов было записано несколько десятков ранее не зафиксированных текстов. На этом история собирания былин закончилась.

Какие бывают былины

В фольклористике былины традиционно делят на 3 группы:

  1. Богатырские (героические);
  2. Социально-бытовые;
  3. Сказочные.

Героические былины бывают двух типов:

  1. Более архаические, повествующие о «старших» богатырях (былина «Святогор», сказание о Микуле Селяниновиче).
  2. И относящиеся к периоду расцвета Киевской Руси былины основного цикла с «младшими» богатырями: Ильёй Муромцем, Добрыней Никитичем и Алёшей Поповичем.

К социально-бытовым можно отнести былину «Садко».

Хвастливого гусляра перестают звать на пиры. Садко уходит на берег Ильмень-озера, где в одиночестве играет на гуслях. Игра приходится по нраву Морскому Царю, который заключает с музыкантом сделку.

Садко богатеет, становится первым купцом и хвалится, что скупит весь новгородский товар. Но это ему не удаётся. Однажды Садко попадает в сильную бурю и понимает, что Морской Царь требует его в жертву.

Под водой Садко играет на гуслях, отчего водяной пляшет так, что дрожит земля. По людским молитвам, Никола Можайский спасает Садко. Гусляр просыпается в родном Новгороде и мирно доживает свой век, строя храмы и помогая бедным.

Сказочные былинные тексты сочетают черты сказки (наличие волшебных персонажей, троекратность испытаний) и образы былинных героев.

Герои русских былин

Подобно циклу воинских преданий европейского средневековья, в которых повествуется о подвигах рыцарей Круглого стола и короле Артуре, в русском героическом эпосе прославляются могучие защитники родной земли.

Их король Артур – это киевский князь Владимир Красно Солнышко, собирающий в своей дружине весь цвет воинства. Самые популярные богатыри, обессмерченные художником В. Васнецовым: Илья из-под города Мурома села Карачарова, Добрыня, родившийся по разным версиям то ли в Искоростени, то ли в Рязани, и сын ростовского священника Алёша (Олёша).

Также известны киевские герои: Михайло Потык, Ставр Годинович и Чурило Пленкович. Сохранились предания (что это такое?) и о славных новгородцах: купце Садко и силаче Василии Буслаеве.

Не менее интересны истории о поляницах (женщинах-богатыршах). Например, Добрыня находит свою жену в бою. В конце поединка, когда соперники по воинскому обычаю должны снять забрала и показать лица, воин понимает, что бился с женщиной.

Прекрасной воительницей оказывается Настасья Микулишна – дочь богатыря Микулы Селяниновича. С Настасьей связан любопытный сюжетный поворот. Отлучившись в очередной поход на целых 12 лет, Добрыня оставляет молодую жену одну.

В это время Алёша Попович приезжает к ней и сообщает, что видел друга погибшим, после чего предлагает прекрасной «вдове» руку и сердце. Та соглашается, но Добрыня возвращается и вовремя разоблачает их. Он задаёт Алёше трёпку. Примирить их удаётся Илье.

Подвиги былинных героев

Но главное в воинских песнях – не любовные коллизии (это как?), а ратные подвиги. Чем же прославился каждый из народных героев?

Среди былин об Илье Муромце самой популярной стало сказание «Илья Муромец и Соловей-разбойник», которое рассказывает о расправе с легендарным свистуном. Выколов ему глаз стрелой, Илья привязывает пойманного разбойника к седлу и привозит прямо в Киев на показ князю.

Тот сомневается, действительно ли перед ним Соловей, и Муромец приказывает пленнику засвистеть вполсилы. От свиста гнутся церковные маковки – и Владимир велит расправиться со злодеем. В чистом поле Илейка срубает Соловью голову.

Былина «Святогор» тоже связана с Ильёй. Старший богатырь, сидящий во Святых Горах, хранит силу земли. Он ловит Муромца и сажает в свой карман, где носит его два дня. Признав, что Святогор сильней, Илья завоёвывает его благосклонность. Богатыри обмениваются крестами, братаются, клянутся вместе беречь землю русскую.

Однажды они находят в горах белый гроб и по очереди ложатся в него. Для Ильи гроб велик, а вот Святогору – по росту. Великан просит накрыть его дубовыми досками. Муромец делает по сказанному, а вот поднять их уже не могут ни тот, ни другой. Святогор понимает, что ему пора уходить, и передаёт свою силу Илье.

Второй по популярности герой народного эпоса – Добрыня Никитич. Былины о Добрыне Никитиче сообщают, что главный его соперник – Змей Горыныч. Припадая к земле, богатырь всякий раз набирает силу и одерживает победу в тот самый миг, когда кажется, что чудище уже не умертвить.

У былинного змееборца любопытные характеристики: его величают умным, хитрым. Именно Добрыню, да ещё богатыря Дуная князь выбирает в сваты, когда хочет просить руки королевны ляхов Апракси.

Алёша Попович знаменит поединком с Тугарином. Тугарин – татарский военачальник Тугархан.

Предание рассказывает, как Попович убивает Тугархана под стенами Киева, вызвав его на поединок прямо из-за княжеского стола. От вражеского войска не остаётся ничего, а от награды витязь отказывается.

Краткое резюме

Учёные находят в летописях почти всех героев песенного народного эпоса, что подтверждает факт их существования. Несокрушимые русские воины напоминают нам о воинской славе и ратных подвигах предков.

Былины о русских богатырях – лучшее чтение для будущих защитников Отечества.

Былины – сообщение доклад (4, 7 класс Литература)

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ БЫЛИН

Былины строятся по определённому плану.

Большинство былин начинается зачином. В нём обычно говорится о месте действия или о том, куда и откуда поехал богатырь (см. первые шесть строк былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»).

События в былинах излагаются в строгом порядке, последовательно. Повествование ведётся медленно, не спеша. Так как бюлины жили в устной передаче, исполнитель их сказывал сосредоточить внимание слушателей на особенно важных, по его мнению, местах. Для этого в былинах широко применяются повторения, обычно троекратные. Так, в былине об Илье Муромце и Соловье-разбойнике трижды повторяется описание силы Соловья-разбойника.

Чтобы придать напевность былине, сделать изложение её более выразительным, музыкальным, часто в былинах повторяются отдельные слова.

Прямоезжая дорожка заколодела,

Заколодела дорожка, замуравела.

Во стольном во городе во Киеве,

У ласкового у князя у Владимира.

Повторения встречаются не только в тексте одной и той же былины. В разных былинах одинаково описываются сходные действия, явления, например седлание богатырского коня, пир у князя Владимира, вражеская сила, бой богатырей с врагами и пр.

Такие сходные описания, встречающиеся в разных былинах (и в сказках), называются общими местами.

Иногда былины заканчиваются особой концовкой – заключением из всего содержания былины:

То старина, то и дёянье,

т. е. так было в старину, это – быль.

Главный герой былин – русский богатырь. Чтобы ярче представить силу богатыря, применяется приём гиперболы (преувеличения). Например, вот как описывается бой богатыря с вражеской силой. Если богатырь махнёт правой рукой, среди вражеского стана образуется улица, левой – переулок. Палица (меч) богатыря весит сорок или даже девяносто пудов.

Если богатырь заснёт, то «богатырский сон на двенадцать дён» (дней). Под стать богатырю и его конь: «первый скок коня – на много вёрст, а второй скок – и найти нельзя». Чтобы подчеркнуть силу русского богатыря, гиперболически изображается его враг. Несметные силы врага «серому волку . дня не обскакать, чёрному ворону в день не облететь».

В былинах, как и вообще в произведениях устной народной поэзии, каждое слово точно и выразительно. В течение веков народные певцы и поэты совершенствовали язык своих поэтических произведений, добиваясь наиболее точного и яркого, выразительного раскрытия через слово самых существенных качеств героев и их поступков. Так, очень богаты и разнообразны в устной поэзии эпитеты – красочные определения, указывающие наиболее существенный признак людей, предметов, явлений жизни.

Часто одни и те же эпитеты постоянно характеризуют тех или иных героев, предметы, явления жизни, природы и т. д. Поэтому их называют постоянными эпитетами. В былинах, например, встречаются такие постоянные эпитеты: дородный добрый молодец, сила великая, славный стольный Киев-град, тугой лук, тетивочка шелковая, стрелочки калёные.

Часто в былинах применяются сравнения:

Нагнано-то силушки черным-черно,

Черным-черно, как черна ворона.

Щукой-рыбою ходить Вольгё во синих морях,

Птицей-соколом летать Вольгё под оболоки,

Волком рыскать во чистых полях.

Употребляются отрицательные сравнения:

Не сырой дуб к земле клонится,

Не бумажные листочки расстилаются,

Поклоняется сын перед батюшкой.

Желая подчеркнуть какой-либо оттенок смысла слова, важный, по мнению народного певца, для понимания повествования, сказители былин широко применяют синонимы: «Стал Вольга растеть-матереть»; «А орать да пахать да крестьяновати,»; «Тут Илье за беду стало, за великую досаду показалось. »

Важную роль в языке былин играют существительные с уменьшительными и ласкательными суффиксами. Они выражают народную оценку героев былин. Богатыри часто называются ласкательными именами: Илюшенька, Добрынюшка Никитич, Микулушка Селянинович и т. п. Суффиксы ласкательного значения применяются и в словах, обозначающих предметы, принадлежащие богатырю. У него «стрелочки калёные», «седёлышко», «уздечки», «войлочки», «потнички» и т. д.

Былина произносится нараспев. Подчиняясь напеву, сказитель ставит ударения на определённых словах, а другие слова при этом, не имея ударений, как бы сливаются в одно слово («матьсыраземля», «полечистое»). В связи с этим иногда слово имеет различные ударения в одной и той же. былине («Соловей- Соловей», «молодой», «молодый», «молодый»).

В древней устной народной поэзии есть былины, рассказывающие о мирной, трудовой жизни русского народа. Это былины бытовые. Важнейшая из них – былина о Вольгё и Микуле. В ней прославляется народный труд. В Илье Муромце народ воспел крестьянина-воина, богатыря – защитника родины. В образе Микулы он прославил крестьянина-хлебопашца, богатыря – кормильца страны. – ВОЛЬГА И МИКУЛА

Русские былины – герои и персонажи

Русские былины – это отражение исторических событий, пересказанных народом, и как следствие, претерпевших сильные изменения. Каждый богатырь и злодей в них – это чаще всего реально существовавшая личность, чья жизнь или деятельность была взята за основу персонажа либо собирательный и очень важный для того времени образ.

Герои былин

Илья Муромец (русский богатырь)

Славный русский богатырь и храбрый воин. Именно таким предстает Илья Муромец в русском былинном эпосе. Служивший верой и правдой князю Владимиру, воин с рождения был парализован и сидел на печи ровно 33 года. Отважный, сильный и бесстрашный был он вылечен от паралича старцами и всю свою силу богатырскую отдал защите русских земель от Соловья-разбойника, нашествия ига татарского и Идолища Поганого.

У героя былин имеется реальный прототип – Илия Печерский, причисленный к лику святых как Илья Муромец. В юности он перенес паралич конечностей, а скончался от удара копьем в сердце.

Добрыня Никитич (русский богатырь)

Еще один герой из прославленной тройки богатырей русских. Служил он князю Владимиру и выполнял его личные поручения. Был наиболее приближенным из всех богатырей к княжескому семейству. Крепкий, храбрый, ловкий и бесстрашный, он прекрасно плавал, умел играть на гуслях, знал порядка 12 языков и являлся дипломатом при решении дел государственных.

Реальным прототипом славного воина является воевода Добрыня, который приходился дядей самому князю по материнской линии.

Алёша Попович (русский богатырь)

Алеша Попович – младший из тройки богатырей. Славен не столько силой своей, сколько натиском, находчивостью и хитростью. Любитель хвастнуть своими достижениями, он наставлялся на путь истинный старшими богатырями. По отношению к ним вел себя двояко. Поддерживая и оберегая славную тройку, он ложно похоронил Добрыню, дабы жениться на жене его Настасье.

Олеша Попович – ростовский храбрый боярин, имя которого и связывают с появлением образа былинного героя-богатыря.

Садко (новгородский богатырь)

Удачливый гусляр из новгородских былин. Долгие годы зарабатывал на хлеб насущный игрой на гуслях. Получив награду от Царя Морского, Садко разбогател и с 30 кораблями отправился по морю в страны заморские. По пути забрал его к себе благодетель в качестве откупа. По наставлению Николая Чудотворца гусляру удалось вырваться из плена.

Прообразом героя считается Содко Сытинець, новгородский купец.

Святогор (богатырь-великан)

Великан и богатырь, обладавший недюжинной силой. Огромный и могучий, рожденный в горах Святых. При его ходьбе леса содрогались и реки разливались. Часть своей силы Святогор в писаниях русского эпоса передал Илье Муромцу. Вскоре после этого и умер.

Реального прототипа образа Святогора, нет. Он являет собой символ огромной первобытной силы, которой так и не нашлось применения.

Микула Селянинович (пахарь-богатырь)

Богатырь и крестьянин, вспахивавший земли. Согласно былинам был знаком со Святогором и дал тому суму поднять полную тяжести земной. Биться с пахараем, согласно преданию, нельзя было, находился он под защитой Матушки Сырой Земли. Дочери его – жены богатырей, Ставра и Добрыни.

Образ Микулы выдуманный. Само имя является производным от распространенных в то время Михаила и Николая.

Читайте также:  Объясните слова и выражения “А где блесна такая… на подвид битюря?!”; “Рясный парной дождик”.
Ссылка на основную публикацию
Название: Былины
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: реферат Добавлен 08:47:25 26 августа 2005 Похожие работы
Просмотров: 27586 Комментариев: 82 Оценило: 117 человек Средний балл: 3.8 Оценка: 4 Скачать