Русская литература 20 века Серебряного века

Серебряный век русской литературы и его особенности

Серебряный век датируется рубежом двух столетий – 19 и 20. Этот рубеж считается периодом небывалого подъема во всех направлениях искусства. Бердяев утверждал, что это возрождение после длительного упадка в философии, поэзии. Это время, когда вознеслась духовная жизнь народа – это серебряный век русской литературы, давший истории много новых имен и течений мышления. Восьмидесятые годы 19 столетия характеризовались большой депрессией и спадом в культуре. Все же восьмидесятники того периода смогли вырыть яму для залива фундамента будущего века развития культуры, где за дело взялись декаденты.

Новые течения

С приходом нового периода приходят и новые течения. Таким течением на рубеже веков стал авангардизм (от французского военного термина). Характеризовалось это течение своей драматичностью из-за невостребованности и не популярности. В нем ощущалось стремление выйти из теперешнего строя и сделать все на новый лад. Авангардисты не были согласны с текущими стереотипами культуры и выказывали свою несогласованность в произведениях литературы. Авангардизм имел несколько направлений. Одним из таких был футуризм.

Особенности серебряного века. Основной особенностью того периода стали отчаянные настроения, которые вылились в появлении символизма. Эти годы характеризуются экспериментаторской деятельностью поэтов. Литература не согласия становилась все радикальней и загадочней. Частым явлением стали знаки, символика, намеки, а не прямые высказывания. Серебряный век русской литературы дал таких великих поэтов, как Маяковский, Ахматова, Пастернак, Есенин, Цветаева и другие. Мережковский отмечает несколько особенностей серебряного периода:

  1. Употребление символов (символизма);
  2. Содержание произведений становилось все более мистичным и загадочным;
  3. Выразительной стала художественная впечатлительность на страницах произведений.

Развитие архитектуры. Заметным в то время, стало развитие и других направлений, особенно архитектуры, которая все больше поддавалась тенденции к синтезу с другими витками искусства: с живописью и скульптурой. Чем более синтезированным было произведение архитектора, тем больше оно тогда ценилось. Зодчий ставил следующие задачи: органично совместить формы, конструкции и материал. В архитектуры появились новые направления:

  1. Модерн;
  2. Новорусский стиль;
  3. Неоклассицизм.

Ко второму десятилетию 20 века заметным стало развитие символизма и авангардизма. В последним, в связи с влиянием социальной культуры, преобладающим стало движение к абсолютизации «я» и основной задачей авангардистов теперь стало определение духовных «абсолютов» через максимально возможные глубины психологического восприятия. Символизм же, в свою очередь, выделил новое движение – акмеизм.

Акмеисты настойчиво утверждали на значительности материального и предметного мира. Новым течение, которое не было официально выделено, стало новокрестьянская поэзия, характеризующаяся деревенскими настроениями России и преобладанием описаний связи человека с природой. Развитие серебряного века было сменено его упадком. Причиной стало стремление к новому в религии, философии, а также потребность в развитии государства и в реформах.

Несмотря на то, что многие кружки и течения не сохранились с того времени, но литература серебряного века считается сильным, если не сильнейшим, звеном в становлении русской культуры. К тому же, на рубеже веков ни одна, кроме русской, культура не ощутила на себе столь стремительного развития. Все по-разному оценивают значение того периода: кто-то считает это сплавом предшествующего романтизма и реализма, а кто-то считает, что это небывалый полет мышления и идей для русской культуры.

На главную » Литературные статьи » Серебряный век русской литературы и его особенности

Похожие материалы:

Неделя русской литературы в Лондоне
В британской столице пройдет неделя русской литературы. В отделении знаменитого книжного магазина Waterstones Piccadilly – магазине русской книги .

Литературные течения серебряного века и их особенности
Серебряный век оставил огромный след во всей русской культуре, хотя и был, вместе с тем, необычайно коротким. Затронув также философию и .

Известные поэты серебряного века русской поэзии
Поэзия “Серебряного века” – это новизна, напряженность, борьба, вызов. Это понятие объединяет выдающихся гениев, которые творили в конце 19 – .

Реализм и особенности литературы 19 века
Каждое литературное направление характеризуется своими особенностями, благодаря которым его запоминают и выделяют в отдельный вид. Так случилось .

Особенности перевода художественной литературы
Перевод художественной литературы и поэзии – это всегда творчество, индивидуальный подход, глубокое знание стиля переводимого автора и его .

Поэты великой отечественной войны и их произведения

Самым страшным событием для всего человечества в ХХ веке стала Великая Отечественная война. Она оставила после себя огромное количество погибших и покалеченных советских солдат. А задумывался ли .

Поэты 20 века русские: А. Ахматова

Стихотворная форма, лирический или повествовательный сюжет, интересные сцены – все это выделяет поэму среди остальных литературных жанров. Обычно читается она на одном дыхании, ведь хочется .

Поэтический конкурс родина негромкая моя: приемы аллитерации

Даже самый образованный человек иногда встречает различные литературные или языковые термины и не знает их значение. А данная статья посвящена определению термина «аллитерация», где этот термин .

Поэтическая викторина для детей

Для того чтобы дети смогли с новыми силами приступить к новому учебному году, родителям следует позаботиться об их полноценном отдыхе и оздоровлении. Отличным вариантом в таком случае считается .

Русская литература 20 века Серебряного века

В конце 19-го — начале 20-го веков Россия переживала интенсивный интеллектуальный подъём, особенно ярко проявившийся в философии и поэзии.

Философ Николай Бердяев называл это время русским культурным ренессансом. По словам его современника, Сергея Маковского, именно Бердяеву принадлежит и другое, более известное определение этого периода — «Серебряный век».

По другим данным, словосочетание «Серебряный век» было впервые употреблено в 1929 году поэтом Николаем Оцупом. Понятие это не столько научное, сколько эмоциональное, вызывающее тут же ассоциации с другим коротким периодом истории русской культуры — с «золотым веком», пушкинской эпохой русской поэзии (первая треть XIX века).

Серебряный век — это не хронологический период. По крайней мере, не только период. И это не сумма литературных течений. Скорее понятие «Серебряный век» уместно применять к образу мышления.

Серебряный век на рубеже двух столетий — 19 и 20 считается периодом небывалого подъема во всех направлениях искусства.

Бердяев утверждал, что это возрождение после длительного упадка в философии, поэзии. Это время, когда вознеслась духовная жизнь народа — это серебряный век русской литературы, давший истории много новых имен и течений мышления.

А литература серебряного века считается сильным, если не сильнейшим, звеном в становлении русской культуры. На рубеже веков ни одна, кроме русской, культура не ощутила на себе столь стремительного развития.

В наиболее концентрированном виде атмосфера Серебряного века получила своё выражение в первые полтора десятилетия 20-го века.

Это был расцвет литературы русского модерна во всём многообразии его художественных, философских, религиозных поисков и открытий.

Первая мировая война, Февральская буржуазно-демократическая и Октябрьская социалистическая революции отчасти провоцировали, отчасти формировали этот культурный контекст, а отчасти были спровоцированы и сформированы им.

Представители Серебряного века (и русского модерна в общем) стремились к преодолению позитивизма, отказу от наследия «шестидесятников», отрицали материализм, равно как и идеалистическую философию.

Мережковский отмечает несколько особенностей серебряного периода:

*Употребление символов (символизма);

*Содержание произведений становилось все более мистичным и загадочным;

*Выразительной стала художественная впечатлительность на страницах произведений.

Основной особенностью того периода стали отчаянные настроения, которые вылились в появлении символизма. Эти годы характеризуются экспериментаторской деятельностью поэтов.

Литература не согласия становилась все радикальней и загадочней. Частым явлением стали знаки, символика, намеки, а не прямые высказывания.

Имена поэтов, составивших духовное ядро Серебряного века: Валерий Брюсов, Фёдор Сологуб, Иннокентий Анненский, Александр Блок, Максимилиан Волошин, Андрей Белый, Константин Бальмонт, Анна Ахматова, Николай Гумилёв, Марина Цветаева, Вячеслав Иванов, Игорь Северянин, Борис Пастернак, Георгий Иванов и другие.

Серебряный век русской литературы дал таких великих поэтов, как Маяковский, Ахматова, Пастернак, Есенин, Цветаева и других.

Поэты Серебряного века стремились преодолеть попытки второй половины XIX века объяснять поведение человека социальными условиями, средой и продолжали традиции русской поэзии, для которой человек был важен сам по себе, важны его мысли и чувства, его отношение к вечности, к Богу, к Любви и Смерти в философском, метафизическом смысле.

Поэты Серебряного века и в своём художественном творчестве, и в теоретических статьях и высказываниях подвергали сомнению идею прогресса для литературы.

Например, один из ярчайших творцов Серебряного века, Осип Мандельштам писал, что идея прогресса — «самый отвратительный вид школьного невежества».

А Александр Блок в 1910 году утверждал: «Солнце наивного реализма закатилось; осмыслить что-либо вне символизма нельзя».

Поэты Серебряного века верили в искусство, в силу слова. Поэтому для их творчества показательно погружение в стихию слова, поиск новых средств выражения.

Они заботились не только о смысле, но и о стиле — для них был важен звук, музыка слова и полное погружение в стихию.

Это погружение привело к культу жизнетворчества (неразделимости личности творца и его искусства). И почти всегда в связи с этим поэты Серебряного века были несчастны в личной жизни, а многие из них плохо закончили.

«Сейчас с трудом представляют себе атмосферу того времени, — писал о Серебряном веке Николай Бердяев в своей «философской автобиографии» «Самопознание». Многое из творческого подъёма того времени вошло в дальнейшее развитие русской культуры и сейчас есть достояние всех русских культурных людей. Но тогда было опьянение творческим подъёмом, новизна, напряжённость, борьба, вызов».

Развитие серебряного века было сменено его упадком. Причиной стало стремление к новому в религии, философии, а также потребность в развитии государства и в реформах.

Все по-разному оценивают значение того периода: кто-то считает это сплавом предшествующего романтизма и реализма, а кто-то считает, что это небывалый полет мышления и идей для русской культуры.

фото из интернета

Литература “Серебряного века”

Исследование русской литературы на рубеже XIX-XX веков. Определение ее основных направлений и уникальных черт. Рассмотрение характерных особенностей искусства “серебряного века”. Анализ модернистских литературных течений: символизма, акмеизма и футуризма.

РубрикаЛитература
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления25.05.2015
Размер файла21,6 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Донской государственный технический университет

Реферат на тему:

Литература «Серебряного века». Модернистские течения (символизм, акмеизм, футуризм)

Студентка группы МКИС – 11

Канд. ист. наук доцент

Введение

«Серебряный век» занимает совершенно особое место в российской культуре. Это противоречивое время духовных поисков и блужданий, значительно обогатило все виды искусств и философию и породило целую плеяду выдающихся творческих личностей. Повышенный интерес к зарождению и развитию литературы XIX – XX не теряет свою актуальность и в наши дни.

Целью работы является исследование русской литературы начала XIX – XX века и определение ее основных направлений и жанров.

В связи с поставленной целью можно формулировать следующие задачи исследования:

· рассмотреть особенности русской литературы «серебряного века», ее характерные черты;

· определить основные направления в литературе XIX – XX века, их особенности и уникальные черты.

Начало “серебряного века” относят обычно к 90-м годам XIX столетия, когда появились стихи В. Брюсова, И. Анненского, К. Бальмонта и других замечательных поэтов. Расцветом “серебряного века” считают 1915 год — время его наивысшего подъема и конца. Общественно-политическая обстановка этого времени характеризовалась глубоким кризисом существующей власти, бурной, неспокойной атмосферой в стране, требующей решительных перемен. Может быть, поэтому и пересеклись пути искусства и политики. Так же, как общество напряженно искало пути к новому социальному строю, писатели и поэты стремились к освоению новых художественных форм, выдвигали смелые экспериментаторские идеи. Реалистическое изображение действительности перестало удовлетворять художников, и в полемике с классикой XIX века утверждались новые литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм. Они предлагали разные способы постижения бытия, но каждое из них отличалось необычайной музыкой стиха, оригинальным выражением чувств и переживаний лирического героя, устремленностью в будущее.

Символизм

Символизм — первое и самое значительное из модернистских течений в России. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции в русском символизме принято выделять два основных этапа. Поэтов, дебютировавших в 1890-е годы, называют «старшими символистами» (В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.). В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (А. Блок, А. Белый, В. Иванов и др.). Принятое обозначение «второй волны» символизма — «младосимволизм». «Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества.

Философия и эстетика символизма складывалась под влиянием различных учений — от взглядов античного философа Платона до современных символистам философских систем В. Соловьева, Ф. Ницше, А. Бергсона. Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества. Творчество в понимании символистов — подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступное лишь художнику-творцу. Более того, рационально передать созерцаемые «тайны» невозможно. По словам крупнейшего среди символистов теоретика Вяч. Иванова, поэзия есть «тайнопись неизреченного». От художника требуется не только сверхрациональная чуткость, но тончайшее владение искусством намека: ценность стихотворной речи — в «недосказанности», «утаенности смысла». Главным средством передать созерцаемые тайные смыслы и призван был символ.

Категория музыки — вторая по значимости (после символа) в эстетике и поэтической практике нового течения. Это понятие использовалось символистами в двух разных аспектах — общемировоззренческом и техническом. В первом, общефилософском значении, музыка для них — не звуковая ритмически организованная последовательность, а универсальная метафизическая энергия, первооснова всякого творчества. Во втором, техническом значении, музыка значима для символистов как пронизанная звуковыми и ритмическими сочетаниями словесная фактура стиха, т. е. как максимальное использование музыкальных композиционных принципов в поэзии. Стихотворения символистов порой строятся как завораживающий поток словесно-музыкальных созвучий и перекличек.

Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символиcты придали поэтическому слову неведомую прежде подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Плодотворными оказались их поиски в сфере поэтической фонетики: мастерами выразительного ассонанса и эффектной аллитерации были К. Бальмонт, В. Брюсов, И. Анненский, А. Блок, А. Белый. Расширились ритмические возможности русского стиха, разнообразнее стала строфика. Однако главная заслуга этого литературного течения связана не с формальными нововведениями.

Символизм пытался создать новую философию культуры, стремился, пройдя мучительный период переоценки ценностей, выработать новое универсальное мировоззрение. Преодолев крайности индивидуализма и субъективизма, символисты на заре нового века по-новому поставили вопрос об общественной роли художника, начали движение к созданию таких форм искусства, переживание которых могло бы вновь объединить людей. При внешних проявлениях элитарности и формализма символизм сумел на практике наполнить работу с художественной формой новой содержательностью и, главное, сделать искусство более личностным, персоналистичным. серебряный век модернистский литература

Читайте также:  Драматические произведения Пушкина

Акмеизм (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё) — одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма.

Преодолевая пристрастие символистов к «сверхреальному», многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, акмеисты стремились к чувственной пластически-вещной ясности образа и точности, чеканности поэтического слова. Их «земная» поэзия склонна к камерности, эстетизму и поэтизации чувств первозданного человека. Для акмеизма была характерна крайняя аполитичность, полное равнодушие к злободневным проблемам современности.

Акмеисты, пришедшие на смену символистам, не имели детально разработанной философско-эстетической программы. Но если в поэзии символизма определяющим фактором являлась мимолетность, сиюминутность бытия, некая тайна, покрытая ореолом мистики, то в качестве краеугольного камня в поэзии акмеизма был положен реалистический взгляд на вещи. Туманная зыбкость и нечеткость символов заменялась точными словесными образами. Слово, по мнению акмеистов должно было приобрести свой изначальный смысл.

Высшей точкой в иерархии ценностей для них была культура, тождественная общечеловеческой памяти. Поэтому столь часты у акмеистов обращения к мифологическим сюжетам и образам. Если символисты в своем творчестве ориентировались на музыку, то акмеисты — на пространственные искусства: архитектуру, скульптуру, живопись. Тяготение к трехмерному миру выразилось в увлечении акмеистов предметностью: красочная, порой экзотическая деталь могла использоваться с чисто живописной целью. То есть «преодоление» символизма происходило не столько в сфере общих идей, сколько в области поэтической стилистики. В этом смысле акмеизм был столь же концептуален, как и символизм, и в этом отношении они, несомненно, находятся в преемственной связи.

Отличительной чертой акмеистского круга поэтов являлась их «организационная сплоченность». По существу, акмеисты были не столько организованным течением с общей теоретической платформой, сколько группой талантливых и очень разных поэтов, которых объединяла личная дружба. У символистов ничего подобного не было: попытки Брюсова воссоединить собратьев оказались тщетными. То же наблюдалось у футуристов — несмотря на обилие коллективных манифестов, которые они выпустили. Акмеисты, или — как их еще называли — «гиперборейцы» (по названию печатного рупора акмеизма, журнала и издательства «Гиперборей»), сразу выступили единой группой. Своему союзу они дали знаменательное наименование «Цех поэтов».

Акмеизм как литературное направление объединил исключительно одаренных поэтов — Гумилева, Ахматову, Мандельштама, становление творческих индивидуальностей которых проходило в атмосфере «Цеха поэтов». История акмеизма может быть рассмотрена как своеобразный диалог между этими тремя выдающимися его представителями. Вместе с тем от «чистого» акмеизма вышеназванных поэтов существенно отличался адамизм Городецкого, Зенкевича и Нарбута, которые составили натуралистическое крыло течения. Отличие адамистов от триады Гумилев — Ахматова — Мандельштам неоднократно отмечалось в критике.

Как литературное направление акмеизм просуществовал недолго — около двух лет. В феврале 1914 г. произошел его раскол. «Цех поэтов» был закрыт. Акмеисты успели издать десять номеров своего журнала «Гиперборей» (редактор М. Лозинский), а также несколько альманахов.

Одновременно с акмеизмом в 1910-1912 гг. возник футуризм.

Футуризм (от лат. futurum — будущее) — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х гг. XX в., прежде всего в Италии и России.

В отличие от акмеизма, футуризм как течение в отечественной поэзии возник отнюдь не в России. Это явление целиком привнесенное с Запада, где оно зародилось и было теоретически обосновано. Родиной нового модернистского движения была Италия, а главным идеологом итальянского и мирового футуризма стал известный литератор Филиппо Томмазо Маринетти (1876-1944), выступивший 20 февраля 1909 года на страницах субботнего номера парижской газеты «Фигаро» с первым «Манифестом футуризма», в котором была заявлена «антикультурная, антиэстетическая и антифилософская» его направленность.

В принципе, любое модернистское течение в искусстве утверждало себя путем отказа от старых норм, канонов, традиций. Однако футуризм отличался в этом плане крайне экстремистской направленностью. Это течение претендовало на построение нового искусства — «искусства будущего», выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта. Маринетти провозгласил «всемирно историческую задачу футуризма», которая заключалась в том, чтобы «ежедневно плевать на алтарь искусства».

Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом XX века. Для них характерно преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией; возвеличивание себя и презрение к слабому; утверждался приоритет силы, упоение войной и разрушением. В этом плане футуризм по своей идеологии был очень близок как правым, так и левым радикалам: анархистам, фашистам, коммунистам, ориентированным на революционное ниспровержение прошлого.

Поднимающийся на сцену поэт стал всеми возможными способами эпатировать публику: оскорблять, провоцировать, призывать к мятежу и насилию.

Футуристы писали манифесты, проводили вечера, где манифесты эти зачитывались со сцены и лишь затем — публиковались. Вечера эти обычно заканчивались горячими спорами с публикой, переходившими в драки. Так течение получало свою скандальную, однако очень широкую известность.

Хотя прием эпатажа широко использовался всеми модернистскими школами, для футуристов он был самым главным, поскольку, как любое авангардное явление, футуризм нуждался в повышенном к себе внимании. Равнодушие было для него абсолютно неприемлемым, необходимым условием существования являлась атмосфера литературного скандала. Преднамеренные крайности в поведении футуристов провоцировали агрессивное неприятие и ярко выраженный протест публики. Что, собственно, и требовалось.

Поэзия русского футуризма была теснейшим образом связана с авангардизмом в живописи. Не случайно многие поэты-футуристы были неплохими художниками — В. Хлебников, В. Каменский, Елена Гуро, В. Маяковский, А. Крученых, братья Бурлюки. В то же время многие художники-авангардисты писали стихи и прозу, участвовали в футуристических изданиях не только в качестве оформителей, но и как литераторы. Живопись во многом обогатила футуризм. К. Малевич, П. Филонов, Н. Гончарова, М. Ларионов почти создали то, к чему стремились футуристы.

История русского футуризма являла собой сложные взаимоотношения четырех основных группировок, каждая из которых считала себя выразительницей «истинного» футуризма и вела ожесточенную полемику с другими объединениями, оспаривая главенствующую роль в этом литературном течении. Борьба между ними выливалась в потоки взаимной критики, что отнюдь не объединяло отдельных участников движения, а, наоборот, усиливало их вражду и обособленность. Однако время от времени члены разных групп сближались или переходили из одной в другую.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Развитие русской литературы на рубеже XIX-XX вв. Анализ модернистских течений этого периода: символизма, акмеизма, футуризма. Изучение произведений А.И. Куприна, И.А. Бунина, Л.Н. Андреева, которые обозначили пути развития русской прозы в начале XX в.

реферат [29,2 K], добавлен 20.06.2010

Рассмотрение основных тем в творчестве А. Пушкина. Исследование поэзии “Серебряного века”: символизма, футуризма и акмеизма. Сопоставление произведений автора со стихотворениями А. Блока, А. Ахматовой, М. Цветаевой и Мандельштама; выделение общих тем.

презентация [5,9 M], добавлен 05.03.2012

“Серебряный век” русской литературы. Раскрепощение личности художника. Появление “неореалистического стиля”. Основные художественные течения “серебряного века”. Понятие супрематизма, акмеизма, конструктивизма, символизма, футуризма и декаданса.

контрольная работа [25,2 K], добавлен 06.05.2013

Ознакомление с основными литературными достижениями Серебряного века. Изучение особенностей модернистского направления в литературе. Рассмотрение проявлений символизма, акмеизма, футуризма, имажинизма в творчестве великих русских писателей и поэтов.

презентация [2,3 M], добавлен 22.10.2014

Значение поэзии Серебряного века для культуры России. Обновление разнообразных видов и жанров художественного творчества, переосмысления ценностей. Характеристика литературных течений в российской поэзии начала ХХ века: символизма, акмеизма, футуризма.

презентация [408,0 K], добавлен 09.11.2013

Сущность и особенности поэтики поэзии серебряного века – феномена русской культуры на рубеже XIX и XX веков. Социально-политические особенности эпохи и отражение в поэзии жизни простого народа. Характерные особенности литературы с 1890 по 1917 годы.

курсовая работа [37,3 K], добавлен 16.01.2012

Ознакомление с творчеством поэтов Серебряного века как ярких представителей эпохи символизма. Контекстуальный анализ образов царей и нищих в русской литературе (в поэзии Серебряного века в частности) на примере произведений А. Блока, А. Ахматовой и др.

курсовая работа [70,1 K], добавлен 22.10.2012

Поэзия Серебряного века. 11 класс. В помощь школьнику

Начало февраля для учащихся 11-х классов — время окунуться в поэзию Серебряного века. Дадим краткую характеристику литературным направлениям, появившимся в России в это время

Ольга Разумихина — выпускница Литературного института им. А. М. Горького, книжный обозреватель и корректор, а также репетитор по русскому языку и литературе. Каждую неделю она комментирует произведения, которые проходят учащиеся 9—11 классов.

Колонка «В помощь школьнику» будет полезна и тем, кто хочет просто освежить в памяти сюжет той или иной книги, и тем, кто смотрит глубже. В материалах О. Разумихиной найдутся исторические справки, отсылки к трудам литературоведов, а также указания на любопытные детали и «пасхалки» в текстах писателей XVIII—XX вв.

Текст: Ольга Разумихина

Серебряный век поэзии

Конец XIX и начало ХХ века в России принято называть «Серебряным веком русской литературы». Почему Серебряным, спросите вы? Потому что «Золотым веком» называют другую эпоху — время, когда творили А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь. Первоначально этот термин, придуманный критиком М. А. Антоновичем, относился лишь к первой половине XIX века, но затем «захватил» и И. С. Тургенева, и Ф. М. Достоевского, и А. А. Фета с Ф. И. Тютчевым.

Правда, в те времена поэты и писатели в большинстве своём не становились основоположниками литературных направлений, не составляли манифесты. Да, раннюю поэзию Пушкина и Лермонтова можно отнести к романтизму, но он появился на Западе ещё до того, как будущие гении взялись за перо; затем восторжествовал реализм, а некоторые критики, такие как Ф. В. Булгарин, презрительно называли созданные в русле этого направления работы «натуралистическими», указывая, что писатели, по их мнению, слишком увлеклись бытописанием «грязных» сцен из бытовой жизни. А вот поэты Серебряного века формировали направления более чем осознанно — и у каждого из них была своя идеология и художественные принципы.

Символизм

Самое раннее из литературных направлений Серебряного века — символизм — тоже, строго говоря, не было изобретено отечественными авторами: этот термин родился среди французских поэтов. Однако в России он был переосмыслен и получил новое развитие. Более того, направление стало настолько популярно, что работавшие в его рамках авторы разделились на «поколения» старших и младших символистов.

К старшим символистам принято относить таких поэтов, как К. Д. Бальмонт, В. Я. Брюсов, Д. С. Мережковский и З. Н. Гиппиус, — их лирические герои решительно отвергали реальность и предпочитали жить в абстрактном мире идей, свободных фантазий и вдохновения. Младшие символисты — это такие знаменитые поэты, как А. А. Блок и Андрей Белый, — также утверждали, что действительность далека от идеала, но стремились к более конкретному идеалу: миру, где царит Вечная Женственность, та сила, которая торжествует в Раю, описанном ещё средневековым поэтом Данте в «Божественной комедии». Добравшись до самого высокого из Небес, Данте встречает Беатриче — женщину, в которой слилось земное и божественное начала:

О, что за трепет душу мне объял,

Когда я обернулся к Беатриче

И ничего не видел, хоть стоял

Вблизи нее и в мире всех величий!

Особенно много подобных женских образов встречается в лирике А. А. Блока, автора статьи «О современном состоянии русского символизма» (1910). Лирические герои его стихотворений тоскуют о «Прекрасной даме» или «Незнакомке». Именно так называется одно из самых знаменитых стихотворений этого автора: в нём рассказывается о таинственной даме, которая, как прекрасное видение, оказывается в трактире среди «пьяниц с глазами кроликов». Герой не понимает, действительно ли он видит женщину или она только мерещится ему — как отражение мечты о божественной любви:

И каждый вечер в час назначенный

(Иль это только снится мне?)

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.

И веют древними поверьями

Ее упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука. (1906)

Как и следует из названия направления, его авторы использовали множество символов. Символ отличается от образа тем, что он обладает сразу множеством значений. Например, роза может быть как символом любви, так и знаком раздора и даже вражды (вспомним Войну Алой и Белой розы), а также скорби. Впрочем, некоторые критики считали, что символисты порой слишком уж «воспаряли» над земным миром — настолько, что это становилось смешным. Так, В. С. Соловьёв даже написал стихотворный цикл «Пародии на русских символистов», где есть следующие строки:

На небесах горят паникадила,

А снизу — тьма.

Ходила ты к нему иль не ходила?

Скажи сама!

И не зови сову благоразумья

Ты в эту ночь!

Ослы терпенья и слоны раздумья

Бежали прочь. (1895)

Акмеизм

Другое литературное направление Серебряного века — акмеизм — можно назвать почти полной противоположностью символизма. Поэты, принадлежавшие к этому лагерю, проповедовали «прекрасную ясность» и вместо символов использовали вполне конкретные детали, пришедшие из «грубого», но всё равно прекрасного, по их мнению, мира. А. А. Ахматова подытожила опыт поэтов-акмеистов в стихотворении «Мне ни к чему одические рати. », написанном уже в 1940 году. «Одические» здесь — производное от слова «ода», то есть возвышенное классицистическое произведение, написанное в честь какого-либо человека или события. В этом стихотворении читаем:

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как желтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дегтя запах свежий,

Таинственная плесень на стене.

И стих уже звучит, задорен, нежен,

На радость вам и мне. (1940)

У акмеистов внутренние противоречия в душах лирических героев отражаются через неловкость движений, эмоциональные всплески. В одном из самых известных стихотворений той же Ахматовой — «Песня последней встречи» — девушка, переживая из-за разрыва с возлюбленным, «...на правую руку надела / Перчатку с левой руки». Это произведение так понравилось поклонникам (а в особенности — поклонницам) современной поэзии, что они стали «штамповать» собственные творения с практически дословными цитатами. Так, в литературной гостиной Н. С. Гумилёва одна дама вдохновенно читала о том, как она «. туфлю с левой ноги / На правую ногу надела». Таких поэтесс Гумилёв саркастически называл «подахматовками».

Акмеисты иногда также называли себя «адамистами», отсылая слушателей к фигуре Адама — первого человека на Земле, который, согласно преданию, дал названия всем животным, растениям и предметам. Слово же «акмеизм» происходит от греческого «акме», которое обозначает «пик, наивысшую точку чего-либо». В рядах акмеистов, помимо Ахматовой, состояли О. Э. Мандельштам — автор статьи «Утро акмеизма» (1912) — и, конечно, сам Н. С. Гумилёв.

Читайте также:  Доклад Дуэль Лермонтова с Мартыновым сообщение кратко

Футуризм

Футуристы (от латинского слова futurum — «будущее») не пытались сбежать от мира в «башню из слоновой кости»: они мечтали этот мир изменить. Представители этого направления прославились наиболее эпатажными заявлениями и выходками. Так, в 1912 году они издали манифест под названием «Пощёчина общественному вкусу», в котором утверждали: «Прошлое тесно. Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности». Далее они перечислили писателей и поэтов, которым, по их мнению, «нужна лишь дача на реке»: в этот список вошёл символист А. А. Блок, а также — ни много ни мало — Максим Горький. В манифесте утверждались следующие права поэтов:

  1. На увеличение словаря в его объёме произвольными и производными словами (Слово-новшество).
  2. На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.
  3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами Венок грошовой славы.
  4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования.

Футуристы призывали к свершению Мировой революции и зачастую пропагандировали свои идеи, шокируя общественность. Они наносили на лица грим, а В. В. Маяковский однажды явился на публике в женской жёлтой кофте. Впрочем, все эти выходки были всего лишь средствами для достижения цели: найти как можно больше единомышленников и пригласить их в свой «лагерь».

Оставаясь верными принципам, отражённым в манифесте, футуристы ломали нормы русского литературного языка. Маяковский, как многим известно, выработал свой способ графического написания стихов — «лесенкой»:

Сливеют

губы

с холода,

но губы

шепчут в лад:

«Через четыре

года

здесь

будет

город-сад!»

В. Хлебников же сконцентрировался на придумывании новых слов. В «Словаре неологизмов Велимира Хлебникова», изданном уже в 1995 году, набралось аж 560 страниц. Стихотворение, приведённое ниже, — один из самых знаменитых экспериментов поэта-новатора:

КУЗНЕЧИК

Крылышкуя золотописьмом

Тончайших жил,

Кузнечик в кузов пуза уложил

Прибрежных много трав и вер.

«Пинь, пинь, пинь!» — тарарахнул зинзивер.

О, лебедиво!

О, озари!

Имажинизм

Меньше всего по времени, пожалуй, в Серебряном веке «продержалось» такое направление, как имажинизм, — направление, представители которого видели первостепенную задачу в создании системы образов, способных потрясти воображение читателя, заставить его как бы увидеть у себя перед глазами яркую картину. «Орден имажинистов» в 1918 году основал А. Б. Мариенгоф, автор «Романа без вранья» и «Циников». Самым прославленным участником объединения был С. А. Есенин. Поэт, наиболее всего известный по стихотворениям «Отговорила роща золотая», «Письмо женщине» и «Мы теперь уходим понемногу», в бытность свою имажинистом написал теоретическую работу «Ключи Марии» (1918), которая начиналась так:

Орнамент — это музыка. Ряды его линий в чудеснейших и весьма тонких распределениях похожи на мелодию какой-то одной вечной песни перед мирозданием. Его образы и фигуры какое-то одно непрерывное богослужение живущих во всякий час и на всяком месте. Но никто так прекрасно не слился с ним, как наша древняя Русь, где почти каждая вещь через каждый свой звук говорит нам знаками о том, что здесь мы только в пути, что где-то вдали, подо льдом наших мускульных ощущений, поет нам райская сирена и что за шквалом наших земных событий недалек уже берег.

В этой статье (где слово «Мария» означает «душа») Есенин попытался объяснить важность орнамента для русской и мировой культуры вообще, а также разработать уникальную классификацию образов, где самой ценной находкой был образ «ангелический». Однако получилось не вполне понятно. Так что, учитывая весьма спорную идеологическую составляющую направления, неудивительно, что имажинизм не стал таким прославленным направлением, как символизм или акмеизм. Впрочем, в сокровищницу русской классики он всё равно принёс немало шедевров. Чего стоят только строчки Есенина из незавершённого стихотворения «Хорошо им стоять и смотреть»:

Оттого-то в сентябрьскую склень

На сухой и холодный суглинок,

Головой размозжась о плетень,

Облилась кровью ягод рябина.

ОБЭРИУ

Наконец, ещё одним заслуживающим внимания литературным направлением Серебряного века стало ОБЭРИУ — «Объединение реального искусства». Аббревиатура ассоциируется у литературоведов в первую очередь с иманами Д. И. Хармса и А. И. Введенского. Эти поэты создавали абсурдистские, порой смешные, а порой и очень печальные стихотворные тексты. Вы наверняка слышали вот это стихотворение Хармса:

Из дома вышел человек

С дубинкой и мешком

И в дальний путь,

И в дальний путь

Отправился пешком.

Он шел все прямо и вперед

И все вперед глядел.

Не спал, не пил,

Не пил, не спал,

Не спал, не пил, не ел.

И вот однажды на заре

Вошел он в темный лес.

И с той поры,

И с той поры,

И с той поры исчез.

Но если как-нибудь его

Случится встретить вам,

Тогда скорей,

Тогда скорей,

Скорей скажите нам. (1937)

Помимо стихов, Хармс писал в высшей степени остроумную прозу и небольшие пьесы.

Основные темы и мотивы поэзии Серебряного века

Русская литература Серебряного века как художественный феномен.

Литература серебряного века относится к числу мировых читательских приоритетов. 20 век не похож на век 19. Быстро развивается наука, прежде всего естественные дисциплины, меняется представление человека об окружающем мире и другим становится мироощущение человека, оно становится трагическим, окружающий мир часто воспринимают как катастрофу, а слово кризис становится ключевым словом эпохи.

Александр Амфитеатров «Закат старого века»

Михаил Арцыбашев «У последней черты»

Викентий Версаев «Без дороги», «На повороте».

Пограничная эпоха. Все понимают отличие 20в. от 19в. Блок: «Уже январь стоял под знаком совершенно иным, чем декабрь 1900».

Литература 20 века отличается от литература 19 века. В 19 веке – четко сложивашаяся иерархия писательских имен, в 20 веке – сложнейшее созвездие имен и нет деления на первостепенных и второстепенных.

В 19 веке худ-эстет (?) последовательно сменяли друг друга, а 20 век – многоярусная художественная реальность, где одновременно есть и реализм, и модернизм, огромное число литературных направлений, групп, школ.

Неореализм – характеризуется тремя основными признаками:

1. Отход от натурализма

2. Обоновление реалистических традиций.

3. Открытость модернистскому опыту.

В конце 19 в появляется понятие «Серебряный век», сначала носит расширительный характер, только на рубеже веков входит в литературоведческий обиход. («Платиновый век» Омри Ронен, «Серебряный век как умысел и вымысел» Амст’97, Москва’00)

1. 1890е – 1917 г.

Начало 3 пролетарское освободительное движение – октябрьский переворот.

В.Ходасевич «1917 г показал воочию, что мы присутствуем при смене двух эпох»

Высылка философов, литераторов – «Философский пароход»

Советское литвед-е выделяло 3 направления:

1. Критический реализм

2. Социалистический реализм (*)

Западное литвед-е выделяло 2 направления:

К началу 90-х гг. западными словистами литература серебряного века была изучена лучше. Доскональнее всего изучили Вячеслава Иванова и Александра Белого (символизм). Convivium- общество, изучавшее идеи Иванова.

Русская литература рубежа веков включает в себя понятие литература серебряного века. Писателя Серебряного века можно назвать писателем рубежа веков, но не каждого писателя можно отнести к Серебряному веку.

4 необходимых условия для отнесения писателя к литературе Серебряного века.

1. Интерес к сложной, многообразной человеческой личности.

2. Идея жизнестроительства (жизнетворчества)

3. Религиозно-философские искания.

4. Конфликт с «железным веком» (опр. В.Крейда)

К.Бальмонт – Дионисийство и либертизм

Н.Гумилев – Апологетика сильной личности»

З.Гиппиус – Описание снов

Д.Мережковский – Описание галлюц. состояний.

Гумилев: любимые герои – сильные личности.

Текст – поэтическая декларация.

Худ.программа – «Мои читатели» – белые стихи, общий размер.

Шекспир «Как вам это понравится»: «Весь мир театр и люди в нем актеры».

Пронизаны мистификациями (поэтесса Елена Дмитриева, поэт Николай Клюев).

Поэты выглядят театрализовано (К. Бальмонт «Хамы, расступитесь! Идет сын солнца…», Игорь Северянин)

Кафейный период русской литературы.

«Бродячая собака»(акмеисты) Мандельштам, Ахматова, Потемкин Популярно.

Религиозно-философские искания есть в творчестве каждого.

1903 СПБ Религиозно-философское собрание, одобрено представителями духовенства.

Основатели: Д.Мережковский, З.Гиппиус, В.Философов.

Увлечены идеями Хилиазма – Царство Божье на Земле.

В иммиграции Мережковский Гиппиус окажутся близки к католицизму, а Иванов открыто перейдет и будет главным хранителем Ватиканской библиотеки.

В христианстве – секстантские идеи – хлыстовство. Символист Добролюбов бросает семью и организовывает секстантскую общину. В.Брюсов

Конфликт с «железным веком». Большинство русских поэтов уходят в 37 лет.

Основные темы и мотивы поэзии Серебряного века.

В основном представлен поэзией. Б.Чичибабин «У прозы есть предел». Поэзия устремлена в будущее, ввысь. Поэзия – это непременно тайна, загадка.

Поэзия – невероятная свобода дыхания, поэзия не подчиняется законам, выбивается из рамок, не подчиняется нормам. (напр, Василиск Гнедов – поэма конца – без слов, только жест – новаторская. Основоположник перфоманса). Видимый тупик оборачивается невидимым новаторством.

Главный закон поэзии: «Так я хочу!» А. Блок.

«Для меня все преимущество и проклятье современной лирики состоит в том, что каждый волен вкладывать в нее свой смысл» (приписка из письма Шершеневичу Блока)

Основные темы и мотивы.

1. Трагическая тема эмиграции.

2. Назначение поэта и поэзии.

3. Тема вины и покаяния.

Трагическая тема эмиграции.

Эмигранты надеялись вернуться. Страны русского рассеяния: Китай (Харбин, Шанхай), Франция, Сербия, Чехия, Югославия, Болгария.

А.Федоров эмигрировал в Болгарию. Текст в жанре молитвы:

Здесь труд мой был и будет впредь,

Как мох в скале.

Не дай мне, Боже, умереть

В чужой земле.

Текст построен на антонимах, мох на скале – писатель в эмиграции.

Лирика не имеет названия. Выплеск эмоций. Прием строфического кольца.

Эмиграция изменила тональность творчества многих авторов.

Петр Потемкин. Примитивист, учился в военно-хирургической академии, на 4м курсе курсовая работа «между творчеством психически больных и модернистов нет разницы» потом бросил институт и стал модернистом. Его творчество – эстетический примитивизм. («Черная Молли»)

Мигрировал в Париж. Тональность творчества приобретает трагическую окраску.

Георгий Иванов. Акмеист. Жизнь в эмиграции – инобытие, жизнь после смерти. Поэзия парадоксальна, построена не противном. «Мы не молоды, но и не стары»

Мы не молоды. Но и не стары.

Мы не мертвые. И не живые.

Вот мы слушаем рокот гитары

И романса “слова роковые”.

О беспамятном счастье цыганском,

Об угарной любви и разлуке,

И – как вызов бокалы – с шампанским

Подымают дрожащие руки.

За бессмыслицу! За неудачи!

За потерю всего дорого!

И за то, что могло быть иначе,

И за то – что не надо другого!

Аллитерация на р подчеркивает холодность, неуютность пространста. В качестве эпиграфа у Иванова Адамович. Были друзьями. «имя тебе непонятное дали». Крупный поэт русского западного зарубежья.

Хорошо, что нет Царя.

Хорошо, что нет России.

Хорошо, что Бога нет.

Только желтая заря,

Только звезды ледяные,

Только миллионы лет.

Хорошо – что никого,

Хорошо – что ничего,

Так черно и так мертво,

Что мертвее быть не может

И чернее не бывать,

Что никто нам не поможет

И не надо помогать

Тема вины и покаяния.

Бердяев говорит, что все люди и народы делятся на два типа: одни культивируют чувство обиды, а другие живут с постоянным чувством вины.

Достоевский: «Всяк за всех виноват».

Тема вины появляется в творчестве Максимилиана Волошина. Он был над схваткой, помогал и белым, и красным. Мотив личной ответственности каждого за происходящее в стране. « В годы гражданской войны».

Владимир Корнилов «40 лет спустя». Считает, что автор должен простить своего врага, принять несимпатичного ему персонажа. «В поселке под Москвою».

Борис Чичибабин «Плач по утраченной Родине» диссидент, боролся с социалистическим государством.

Тема поэта и поэзии.

Ахматова: Стихи родятся из сора.

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как желтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда.

Пастернак: Поэзия – это творчество, самоотдача.

Между строк: поэты-фронтовики, обретшие бессмертие

Николай Майоров

Ещё школьником Майоров начал писать стихи. Он участвовал с ними в школьных вечерах, публиковался в стенгазете. А во время учёбы на истфаке МГУ он становится слушателем поэтического семинара в Литературном институте им. Горького. Руководитель семинара П.Г. Антокольский говорил о Майорове: «Его поэтическая лирика, повествующая об искренней мужской любви, органична в этом поэтическом мире». Летом 1941 года вместе с другими студентами поэт роет противотанковые рвы под Ельней. А уже в октябре он узнаёт о том, что его просьба о зачислении в армию удовлетворена. 8 февраля 1942 года политрук пулемётной роты Николай Майоров был убит в бою на Смоленщине.

. Мы были высоки, русоволосы,
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли, не долюбив,
Не докурив последней папиросы.

Когда б не бой, не вечные исканья
Крутых путей к последней высоте,
Мы б сохранились в бронзовых ваяньях,
В столбцах газет, в набросках на холсте.

(Фрагмент стихотворения «Мы», дата неизвестна)

Муса Джалиль

Муса Мустафиевич Джалилов редактировал детские журналы «Маленькие товарищи» и «Дитя Октября», участвовал в создании Татарского государственного театра оперы и балета, написал для него либретто двух опер. Накануне Великой Отечественной войны Муса Джалиль возглавлял союз писателей Татарии. Поэт ушёл на войну в самом её начале. Он был тяжело ранен и взят в плен в 1942 году, когда воевал на Волховском фронте. В концлагере поэт активно вёл подпольную работу, за что был жестоко наказан и отправлен в фашистскую тюрьму Моабит. В тюрьме поэт написал цикл стихотворений, которые обрели славу далеко за пределами Родины. В 1944 году палачи тюрьмы Моабит казнили узников, в числе которых был и Муса Джалиль. Поэту посмертно присвоено звание героя Советского Союза.

Случается порой

Душа порой бывает очень твёрдой.
Пусть ветер смерти яростный жесток,
Цветок души не шевельнётся, гордый,
Не дрогнет даже слабый лепесток.

Нет скорби на твоём лице ни тени,
Нет в строгих мыслях суеты мирской.
Писать, писать — одно тогда стремленье
Владеет ослабевшею рукой.

Беситесь, убивайте — страха нету.
Пусть ты в неволе, но вольна душа.
Лишь клок бумаги чистой бы поэту,
Огрызок бы ему карандаша.

Павел Коган

Павел Коган родился в Киеве. В 1922 году его семья переехала в Москву, откуда он, ещё будучи школьником, не раз отправлялся пешком по России, чтобы увидеть собственными глазами, как устроен быт только что коллективизированной деревни. Коган поступает в Институт истории, философии и литературы, а позже переводится в Литературный институт имени Горького. Став участником поэтического семинара И. Сельвинского, Коган выделяется среди прочих, как наиболее одарённый поэт. Его стихи пронизаны революционно-патриотической тематикой, но, вместе с тем, литературно более близки к романтизму. Во время войны Коган пытается попасть на фронт, но получает отказ: по состоянию здоровья он был снят с учёта. Тогда поэт решает поступить на курсы военных переводчиков. Его берут сначала переводчиком, а затем назначают помощником начальника штаба стрелкового полка по разведке. 23 сентября 1942 года лейтенант Коган был убит под Новороссийском.

Читайте также:  Монолог Пимена из драмы Борис Годунов Пушкина

В поле темень, в поле жуть —
Осень над Россией.
Поднимаюсь. Подхожу
К окнам тёмно-синим.
Темень. Глухо. Темень. Тишь.
Старая тревога.
Научи меня нести
Мужество в дороге.
Научи меня всегда
Цель видать сквозь дали.
Утоли, моя звезда,
Все мои печали.

(Фрагмент стихотворения «Звезда», 1937 г.)

Елена Ширман

Елена с детства сочиняла стихи. В 1933-м она окончила литературный факультет Ростовского пединститута, а затем — Литературный институт имени Горького. Как и многие другие поэты той эпохи, Ширман была участницей литературного семинара И. Сельвинского. Во время учёбы Елена сотрудничала с несколькими ростовскими редакциями, была литературным консультантом газеты «Пионерская правда». С самого начала войны Ширман стала редактором ростовской газеты «Прямой наводкой», где публиковались её боевые сатирические стихотворения. В июле 1942 года поэтесса героически погибла, находясь в одном из районов Ростовской области в составе выездной редакции газеты «Молот».

Это будет, я знаю.
Нескоро, быть может, —
Ты войдёшь бородатый, сутулый, иной.
Твои добрые губы станут суше и строже,
Опалённые временем и войной.
Но улыбка останется.
Так иль иначе,
Я пойму — это ты.
Не в стихах, не во сне.
Я рванусь, подбегу.
И наверно, заплачу,
Как когда-то, уткнувшись в сырую шинель.
Ты поднимешь мне голову,
Скажешь: «Здравствуй. »
Непривычной рукой по щеке проведёшь.
Я ослепну от слёз, от ресниц и от счастья.
Это будет нескоро.
Но ты — придёшь.

Иосиф Уткин

Иосиф Уткин окончил Московский институт журналистики. Стал печататься в 1922 году. Первый литературный успех поэту принесла «Повесть о рыжем Мотеле» (1925). О сборнике Уткина «Первая книга стихов» А. Луначарский говорил: «. музыка перестройки наших инструментов с боевого лада на культурный». Революционный пафос и мягкая лиричность, отличавшие стихотворения Уткина, сделали его поэзию такой популярной в 1930-е. В 1941 году поэт уходит на фронт. После ранения он становится военным корреспондентом. Иосиф Уткин погиб в авиакатастрофе под Москвой в 1944 году. После войны неоднократно издавались сборники избранных стихотворений, а в год его смерти вышел последний сборник «О родине. О дружбе. О любви».

Подари мне на прощанье
Пару милых пустяков:
Папирос хороших, чайник,
Томик пушкинских стихов.

Жизнь армейца не балует,
Что ты там ни говори.
Я б хотел и поцелуи
Захватить, как сухари.

Может, очень заскучаю,
Так вот было бы в пути
И приятно вместо чаю
Губы теплые найти.

Или свалит смерть под дубом.
Всё равно приятно, чтоб
Отогрели твои губы
Холодеющий мой лоб.

Подари. авось случайно
Пощадят ещё в бою,
Я тогда тебе и чайник,
И любовь верну свою!

Борис Костров

Борис Костров начал писать стихи с детства. Часто он читал их на школьных вечерах и праздниках. В 1933 году его стихи впервые публикуются в журналах «Резец» и «Звезда». Поэт поступает в Рабочий литературный университет, затем работает в редакции газеты «За колхоз». В 1941 году Костров выпускает книгу стихов «Заказник». С самого начала войны он уходит на фронт. Поэт воевал под Ленинградом, в Карелии, на Калининском фронте, был трижды ранен. Окончив танковое училище, куда Костров был направлен в 1943 году, он возвращается на фронт с самоходной артиллерийской установкой. В марте 1945 года командир самоходки Борис Костров был тяжело ранен при штурме Крейцбурга в Восточной Пруссии, а через три дня умер от полученного ранения в госпитале.

Портянки сохнут над трубой,
Вся в инее стена.
И, к печке прислонясь спиной,
Спит стоя старшина.
Шепчу: «Товарищ, ты бы лёг
И отдохнул, солдат;
Ты накормил как только мог
Вернувшихся назад.
Ты не поверил нам.
Ну что ж,
В том нет большой беды.
Метёт метель.
И не найдёшь
На небе ни звезды.
Твоей заботе нет цены,
Ляг между нами, брат.
Они снежком занесены
И не придут назад».

Борис Смоленский

Интерес к поэзии у Бориса Смоленского появился ещё в детстве. Со второй половины 30-х он пишет стихи, главная тема которых — морская романтика и отважные люди. Вдохновлённый морем и героическими подвигами, поэт поступает в один из институтов Ленинграда, готовясь стать капитаном дальнего плавания. В это же время он изучает испанский, переводит Гарсию Лорку. В начале войны Смоленский был призван на фронт. В ноябре 1941 года поэт пал в бою. Война не пощадила его фронтовые стихотворения и поэму о Гарсии Лорке, о которых он упоминал в своих письмах близким.

Я очень люблю тебя. Значит — прощай.
И нам по-хорошему надо проститься.
Я буду, как рукопись, ночь сокращать,
Я выкину всё, что ещё тяготит нас.

Я очень люблю тебя. Год напролёт,
Под ветром меняя штормовые галсы, —
Я бился о будни, как рыба об лёд
(Я очень люблю тебя), и задыхался.

(Фрагмент стихотворения, 1939 г.)

Писатели, прошедшие дорогами войны.Они написали о своей войне

Писатели, прошедшие дорогами войны. Они написали для нас замечательные книги про свою войну. Потом написали. Кто по окончании войны, кто по прошествии лет, а кто-то, как Высиль Быков, писал о войне всю свою послевоенную жизнь.

И когда они, мальчишками, записывались в добровольцы, едва ли задумывались о том, что напишут книги о войне, что книги эти будут изданы миллионными тиражами, а потом выйдут замечательные фильмы – экранизации этих книг. И что в отечественном литературоведении появится специальный термин: “лейтенантская проза”, которую будут “проходить” в школе.

Замечательно просто, без всякого пафоса написал Давид Самойлов:

“А это я на полустанке

В своей замурзанной ушанке,

Где звездочка не уставная,

А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,

Худой, веселый и задорный.

И у меня табак в кисете,

И у меня мундштук наборный.

И я с девчонкой балагурю,

И больше нужного хромаю,

И пайку надвое ломаю,

И все на свете понимаю”.

Я хочу напомнить об этих людях, об этих книгах и фильмах по книгам. Ведь таких книг о той войне уже никто больше не напишет. Даже когда (и если) появится новый автор, который возьмётся за эту непростую тему, он не будет очевидцем и участником событий, это не будет рассказ о его собственной судьбе.

“. Как это было! Как совпало –

Война, беда, мечта и юность!

И это все в меня запало

И лишь потом во мне очнулось. ” (д.Самойлов).

В “Литературной энциклопедии”, изданной в 60-е собрано, наверное, несколько тысяч имён писателей – фронтовиков, в том числе и павших, в том числе и служивших военкоррами. Конечно, обо всех не расскажешь. Но о некоторых попытаюсь напомнить. Выбор мой.

Заглавное фото – мемориальная доска, посвящённая памяти Виктора Платоновича Некрасова. Его книга “В окопах Сталинграда” вышла в 1946-м и была одной из первых книг, написанных о войне.

Глаз не оторвать от этих фото! Какой красивый человек! Какая судьба! Невероятный успех первой книги: Сталинская премия II степени! Огромный читательский интерес, переиздания, экранизация (замечательный фильм “Солдаты”, 1956 г. В фильме снимался фронтовик, Иннокентий Смоктуновкий). Заслуженные боевые награды, в том числе и за Сталинград: орден Красной Звезды, медали “За отвагу” и “За оборону Сталинграда”. Выпускник Киевского строительного института (архитектурный фак.),год рождения 1911-й, окончил войну в звании гвардии капитана сапёрного батальона.

В 1973-м исключен из КПСС; в 1976-м по приказу Главлита книги В.П.Некрасова были изъяты из библиотек; в 1979-м лишен гражданства. Скончался 3 сентября 1987-го г. в Париже. Вот такая жизнь и судьба.

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!” (Д.Самойлов).

Владимир Осипович Богомолов (1924?1926-2003гг.), как никто, достоверно и просто рассказал нам о работе военной контрразведки, о легендарном “СМЕРШе” с позиции участника – офицера-контрразведчика. Превосходная книга “В августе 44-го. “ (1974 г.) переведена на многие иностранные языки, читается на одном дыхании!

А первая книга, “Иван”, была экранизирована самим А.Тарковским! Владимир Богомолов – доброволец, воевал с 1941-го, неоднократно бывал ранен и возвращался в строй. После войны служил на Сахалине и Камчатке. Шесть боевых наград: 4 боевых ордена, войну окончил в звании лейтенанта контрразведки.

Книги В.Богомолова, скорее, не “дамское чтение”. Но вот чудную повесть “Зося”, как и фильм 1967 г. рекомендую от всей души!

Владимир Богомолов – удивительный человек! Он никогда не гонялся ни за трофеями, ни за наградами, он не был членом Союза писателей СССР, отказывался от получения наград и премий. Для меня особенно ценно его чувство собственного достоинства, его незвисимость, им безусловно заслужены (помимо боевых) такие награды, как:

  • Диплом и медаль ЮНЕСКО «За выдающийся вклад в Мировую литературу» за «гуманизацию жестокого военного ремесла», 2003
  • Премия «За достойное творческое поведение в литературе», 2001.

Не так давно я купила последнюю книгу В.О.Богомолова “Жизнь моя, иль ты приснилась мне. “ Её подготовила к печати вдова писателя, что, конечно, осложняет чтение. Но книга о последних днях войны, о том, как работали фильтрационные лагеря по возвращению на Родину военнопленных и о многом, чего я не знала о войне.

Борис Львович Васильев (1924-2013 гг.) С началом войны ушёл на фронт добровольцем в составе истребительного комсомольского батальона, 3 июля 1941 г. батальон был направлен под Смоленск, где попал в окружение. Васильев самостоятельно вышел из окружения в начале октября 1941 года. В 1943-м, во время воздушного десанта под Вязьмой, Васильев попал на минную растяжку, был доставлен в госпиталь. После контузии он поступил в Военную академию бронетанковых и механизированных войск имени Сталина, окончив ее в 1948 году, работал инженером-испытателем боевых машин.

Борис Васильев написал довольно много книг, они читаемы и популярны. Экранизированы почти все, а любимая книга миллионов читателей – “А зори здесь тихие. “ Мне повезло: я видела спектакль Таганки “А зори здесь тихие”,- один из лучших в репертуаре театра!

Не нашлось фото Вячеслава Леонидовича Кондратьева (1920-1993гг.) военной поры.

В 1939 призван в армию, с 1-го курса института . Служил в железнодорожных войсках на Дальнем Востоке. В декабре 1941 по собственной просьбе был отправлен в действующую армию, на фронт.

В 1942 воевал подо Ржевом в составе стрелковой бригады. Был ранен, награжден медалью «За отвагу». Бои подо Ржевом были самыми тяжелыми, об этом писали многие (А.Твардовский. Я убит подо Ржевом), “адом” называли Ржев фашисты. После отпуска по ранению служил в железнодорожных войсках, был снова тяжело ранен, пробыл полгода в госпитале, стал инвалидом. Много лет работал художником-оформителем.

Первая повесть — «Сашка» — была опубликована в феврале 1979 и была сразу же замечена. Писали о ней прежде всего бывшие фронтовики, узнавшие в ней войну, какой она была. Повесть вам обязательно понравится, это искренняя, добрая книга!

Виктор Александрович Курочкин (1923-1976 гг.) – блокадник, работал на заводе, в состоянии тяжелой дистрофии был эвакуирован, после лечения призван в армию и направлен в танковое училище, затем – в артиллерийское. Далее – командир СУ-85, Курская дуга. тяжелое ранение в 1945-м при форсировании Одера.

В 1965-м году вышла замечательная повесть “На войне, как на войне” вошедшая в золотой фонд русской военной прозы! Через 3 года, в 1968-м повесть была очень удачно экранизирована. В фильме снимались прекрасные актёры6 Олег Борисов, Михаил Кононов, Михаил Глузский! Посмотрите, вам понравится, покажите своим мальчикам.

И ещё разок взгляните на фото мальчика с такими серьёзными, “не детскими” наградами, загляните в его сияющие глаза. Он, мальчишка, защищал мир на нашей земле и написал для нас прекрасную книгу!

Я люблю стихи Давида Самойлова! Кроме множества поэтических достоинств, они представляются мне очень точными в передаче атмосферы времени и судеб мальчишек, защищавших нашу страну. В приведённом ниже стихотворении упомянуты друзья – поэты, погибшие в годы войны: Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Николай Майоров, Борис Смоленский.

Перебирая наши даты,

Я обращаюсь к тем ребятам,

Что в сорок первом шли в солдаты

И в гуманисты в сорок пятом.

А гуманизм не просто термин,

К тому же, говорят, абстрактный.

Я обращаюсь вновь к потерям,

Они трудны и невозвратны.

Я вспоминаю Павла, Мишу,

Илью, Бориса, Николая.

Я сам теперь от них завишу,

Того порою не желая.

Они шумели буйным лесом,

В них были вера и доверье.

А их повыбило железом,

И леса нет – одни деревья.

И вроде день у нас погожий,

И вроде ветер тянет к лету.

Аукаемся мы с Сережей,

Но леса нет, и эха нету.

А я все слышу, слышу, слышу,

Их голоса припоминая.

Я говорю про Павла, Мишу,

Илью, Бориса, Николая.

Они не считали себя героями, хотя, конечно, их представления о войне были, скорее романтичными. Об этом хорошо сказал Михаил Кульчицкий:

– ” Я раньше думал: “лейтенант”
звучит вот так: “Налейте нам!”
И, зная топографию,
он топает по гравию.
Война – совсем не фейерверк,
а просто – трудная работа. ” Михаилу Кульчицкому не довелось писать стихи о войне после войны. Он, как и многие-многие погиб (в 1943-м г.).

Булат Окуджава написал прекрасные стихи, песни, книги о войне, он был там. Стихи полны воспоминаний:

Ах, как помнятся прежние оркестры,

не военные, а из мирных лет.

Расплескалася в улочках окрестных

та мелодия – а поющих нет.

Закончить хочу тоже любимыми стихами. Я не полностью привожу эти горькие строки Юрия Левитанского. Вы легко найдёте их в ин-ете.

Ну что с того, что я там был.
В том грозном быть или не быть.
Я это все почти забыл,
я это все хочу забыть.
Я не участвую в войне,
война участвует во мне.
И пламя вечного огня
горит на скулах у меня.
Уже меня не исключить
из этих лет, из той войны.
Уже меня не излечить
от тех снегов, от той зимы.
И с той зимой, и с той землей,
уже меня не разлучить.
До тех снегов, где вам уже
моих следов не различить.

Лейтенант, Ю.Д. Левитанский.

Это всё – нам для памяти, для горькой, дорогой и светлой памяти о нашей Победе.

С неизменным уважением, Жанна(gvasi).

Ссылка на основную публикацию