Хронологическая таблица Лескова (основные даты жизни и творчества)

Хронологическая таблица лескова

u041bu0435u0441u043au043eu0432 u041du0438u043au043eu043bu0430u0439 u0421u0442u0435u043fu0430u043du043eu0432u0438u0447 (1831 u2013 1895)u00a0
u041eu0441u043du043eu0432u043du044bu0435 u0434u0430u0442u044b u0436u0438u0437u043du0438 u0438 u0442u0432u043eu0440u0447u0435u0441u0442u0432u0430

1831, 4 (16) u0444u0435u0432u0440u0430u043bu044f u00a0u2013 u0440u043eu0434u0438u043bu0441u044f u0432 u0441u0435u043bu0435 u00a0u0413u043eu0440u043eu0445u043eu0432u043e u041eu0440u043bu043eu0432u0441u043au043eu0433u043e u0443u0435u0437u0434u0430 u0432 u0441u0435u043cu044cu0435 u00a0u0421u0435u043cu0435u043du0430 u0414u043cu0438u0442u0440u0438u0435u0432u0438u0447u0430 u041bu0435u0441u043au043eu0432u0430 u0438 u0436u0435u043du044b u0435u0433u043e u041cu0430u0440u0438u0438 u041fu0435u0442u0440u043eu0432u043du044b (u0443u0440u043eu0436u0434u0435u043du043du043eu0439 u0410u043bu0444u0435u0440u044cu0435u0432u043eu0439).

1839u00a0u2013 u0432u044bu0445u043eu0434u0438u0442 u0432 u043eu0442u0441u0442u0430u0432u043au0443 u0435u0433u043e u043eu0442u0435u0446 u0421.u0414.u041bu0435u0441u043au043eu0432, u0434u0432u043eu0440u044fu043du0441u043au0438u0439 u0437u0430u0441u0435u0434u0430u0442u0435u043bu044c u041eu0440u043bu043eu0432u0441u043au043eu0439 u043fu0430u043bu0430u0442u044b u0443u0433u043eu043bu043eu0432u043du043eu0433u043e u0441u0443u0434u0430. u0421u0435u043cu044cu044f u041bu0435u0441u043au043eu0432u044bu0445 u043fu0435u0440u0435u0435u0437u0436u0430u0435u0442 u0438u0437 u041eu0440u043bu0430 u0432 u0441u0432u043eu0435 u0438u043cu0435u043du0438u0435u00a0 u2013u00a0u00a0 u0441. u041fu0430u043du0438u043du043e u041au0440u043eu043cu0441u043au043eu0433u043e u0443u0435u0437u0434u0430 u041eu0440u043bu043eu0432u0441u043au043eu0439 u0433u0443u0431u0435u0440u043du0438u0438.

1841u20131846u00a0u2013 u043eu0431u0443u0447u0435u043du0438u0435 u0432 u00a0u041eu0440u043bu043eu0432u0441u043au043eu0439 u0433u0443u0431u0435u0440u043du0441u043au043eu0439 u0433u0438u043cu043du0430u0437u0438u0438. u041fu043eu043bu0443u0447u0430u0435u0442 u0441u0432u0438u0434u0435u0442u0435u043bu044cu0441u0442u0432u043e u0438u0437 u041eu0440u043bu043eu0432u0441u043au043eu0439 u0433u0438u043cu043du0430u0437u0438u0438 u043e u043fu0440u043eu0439u0434u0435u043du043du044bu0445 u0438u043c “u043du0430u0443u043au0430u0445” u0432 u0434u0432u0443u0445 u043au043bu0430u0441u0441u0430u0445.

1847u00a0u2013u00a0 u043fu0440u0438u043du044fu0442 u043du0430 u0441u043bu0443u0436u0431u0443 u0432 u041eu0440u043bu043eu0432u0441u043au0443u044e u043fu0430u043bu0430u0442u0443 u0443u0433u043eu043bu043eu0432u043du043eu0433u043e u0441u0443u0434u0430 “u0441 u043fu0440u0438u0447u0438u0441u043bu0435u043du0438u0435u043c u043au043e 2-u043cu0443 u0440u0430u0437u0440u044fu0434u0443 u043au0430u043du0446u0435u043bu044fu0440u0441u043au0438u0445 u0441u043bu0443u0436u0438u0442u0435u043bu0435u0439”. u0421u044eu0436u0435u0442 u043fu043eu0432u0435u0441u0442u0438 “u041bu0435u0434u0438 u041cu0430u043au0431u0435u0442 u041cu0446u0435u043du0441u043au043eu0433u043e u0443u0435u0437u0434u0430” u043du0430u0432u0435u044fu043d u0441u043bu0443u0436u0431u043eu0439 u0442u043eu0433u043e u0432u0440u0435u043cu0435u043du0438.

1849u00a0 u2013 “u043fu0435u0440u0435u043cu0435u0449u0435u043d u0432 u0448u0442u0430u0442 u041au0438u0435u0432u0441u043au043eu0439 u043au0430u0437u0435u043du043du043eu0439 u043fu0430u043bu0430u0442u044b”. u041fu0435u0440u0435u0435u0437u0436u0430u0435u0442 u0432 u041au0438u0435u0432, u0433u0434u0435 u0436u0438u0432u0435u0442 u0443 u0441u0432u043eu0435u0433u043e u0434u044fu0434u0438 u0421. u041f. u0410u043bu0444u0435u0440u044cu0435u0432u0430.

1857u00a0u2013 u043fu0435u0440u0435u0432u043eu0437u0438u0442 u043eu0440u043bu043eu0432u0441u043au0438u0445 u043au0440u0435u0441u0442u044cu044fu043d u0433u0440u0430u0444u0430 u041fu0435u0440u043eu0432u0441u043au043eu0433u043e u0432 u041fu043eu043du0438u0437u043eu0432u044cu0435 (u043du0435u0443u0434u0430u0447u0438 u044du0442u043eu0433u043e u043fu043eu0440u0443u0447u0435u043du0438u044f u0432u043fu043eu0441u043bu0435u0434u0441u0442u0432u0438u0438 u0438u0437u043eu0431u0440u0430u0436u0435u043du044b u0432 u0440u0430u0441u0441u043au0430u0437u0435 “u041fu0440u043eu0434u0443u043au0442 u043fu0440u0438u0440u043eu0434u044b”).

1857u20131859u00a0u2013 u00a0u043au043eu043cu043cu0435u0440u0447u0435u0441u043au0430u044f u0441u043bu0443u0436u0431u0430 u00a0u0432 u0430u043du0433u043bu0438u0439u0441u043au043eu0439 u043au043eu043cu043fu0430u043du0438u0438 “u0428u043au043eu0442u0442 u0438 u0412u0438u043bu044cu043au0435u043du0441″u00a0 u0438 “u0441u0442u0440u0430u043du0441u0442u0432u043eu0432u0430u043du0438u044f u043fu043e u0420u043eu0441u0441u0438u0438″. u2013 u00a0″u042du0442u043e u0441u0430u043cu043eu0435 u043bu0443u0447u0448u0435u0435 u0432u0440u0435u043cu044f u043cu043eu0435u0439 u0436u0438u0437u043du0438, u043au043eu0433u0434u0430 u044f u043cu043du043eu0433u043e u0432u0438u0434u0435u043b”.

1861, u044fu043du0432u0430u0440u044cu00a0 u2013u00a0 u041bu0435u0441u043au043eu0432 u043fu0440u0438u0435u0437u0436u0430u0435u0442 u0432 u041fu0435u0442u0435u0440u0431u0443u0440u0433 u0432u043e u0432u0442u043eu0440u043eu0439 u0440u0430u0437, u0438 u043eu0442u043du044bu043du0435 u0435u0433u043e u0436u0438u0437u043du044c u0431u0443u0434u0435u0442 u0441u0432u044fu0437u0430u043du0430 u0441 u044du0442u0438u043c u0433u043eu0440u043eu0434u043eu043c. u041fu0438u0441u0430u0442u0435u043bu044c u0441u043cu0435u043du0438u043b u043cu043du043eu0436u0435u0441u0442u0432u043e u0430u0434u0440u0435u0441u043eu0432, u0434u043eu043bu044cu0448u0435 u0432u0441u0435u0433u043e u043eu043d u043fu0440u043eu0436u0438u043b u043du0430 u0424u0443u0440u0448u0442u0430u0442u0441u043au043eu0439 u0443u043bu0438u0446u0435.

1862u00a0u2013 u043eu043fu0443u0431u043bu0438u043au043eu0432u0430u043du043e u043fu0435u0440u0432u043eu0435 u043fu0440u043eu0438u0437u0432u0435u0434u0435u043du0438u0435 “u041fu043eu0433u0430u0441u0448u0435u0435 u0434u0435u043bu043e”.

1862u00a0u2013 u00a0u043du0430u0447u0430u043bu043e u0441u043eu0442u0440u0443u0434u043du0438u0447u0435u0441u0442u0432u0430 u0432 u0433u0430u0437u0435u0442u0435 “u0421u0435u0432u0435u0440u043du0430u044f u043fu0447u0435u043bu0430” u2013 u043fu0435u0440u0435u0434u043eu0432u0430u044f u0441u0442u0430u0442u044cu044f “u0421 u043du043eu0432u044bu043c u0433u043eu0434u043eu043c, u0441 u043du043eu0432u044bu043c u0441u0447u0430u0441u0442u044cu0435u043c!” (u0431u0435u0437 u043fu043eu0434u043fu0438u0441u0438) u0432 u2116 1.

1863u00a0u2013 u043du0430u0447u0430u043bu043e u043fu0443u0431u043bu0438u043au0430u0446u0438u0438 u043fu043eu0432u0435u0441u0442u0438 “u0416u0438u0442u0438u0435 u043eu0434u043du043eu0439 u0431u0430u0431u044b” u2013 “u0411u0438u0431u043bu0438u043eu0442u0435u043au0430 u0434u043bu044f u0447u0442u0435u043du0438u044f”, 1863, u2116 7.

1864u00a0u2013 u043du0430u0447u0430u043bu043e u043fu0443u0431u043bu0438u043au0430u0446u0438u0438 u0440u043eu043cu0430u043du0430 “u041du0435u043au0443u0434u0430” u043fu043eu0434 u043fu0441u0435u0432u0434u043eu043du0438u043cu043eu043c u041c.u0421u0442u0435u0431u043du0438u0446u043au0438u0439 u2013 “u0411u0438u0431u043bu0438u043eu0442u0435u043au0430 u0434u043bu044f u0447u0442u0435u043du0438u044f” (u0432 u0440u0430u043cu043au0430u0445 u043fu043eu043bu0435u043cu0438u043au0438 u0441 u0440u043eu043cu0430u043du043eu043c u041d.u0413.u0427u0435u0440u043du044bu0448u0435u0432u0441u043au043eu0433u043e “u0427u0442u043e u0434u0435u043bu0430u0442u044c?”).

1865 u20131866u00a0u2013 u0440u0430u0431u043eu0442u0430 u043du0430u0434 u043fu043eu0432u0435u0441u0442u044cu044e “u041eu0441u0442u0440u043eu0432u0438u0442u044fu043du0435”.

1873u00a0u2013 u043fu0443u0431u043bu0438u043au0430u0446u0438u044f u0440u0430u0441u0441u043au0430u0437u0430 “u0417u0430u043fu0435u0447u0430u0442u043bu0435u043du043du044bu0439 u0430u043du0433u0435u043b” u2013 “u0420u0443u0441u0441u043au0438u0439 u0432u0435u0441u0442u043du0438u043a”, 1873, u2116 1.
u041fu043eu0441u044bu043bu0430u0435u0442 u0432 u041cu043eu0441u043au0432u0443 u0432 “u0420u0443u0441u0441u043au0438u0439 u0432u0435u0441u0442u043du0438u043a” u043fu0435u0440u0432u0443u044e u0440u0435u0434u0430u043au0446u0438u044e u043fu043eu0432u0435u0441u0442u0438 “u041eu0447u0430u0440u043eu0432u0430u043du043du044bu0439 u0441u0442u0440u0430u043du043du0438u043a” (u043fu043eu0434 u043du0430u0437u0432u0430u043du0438u0435u043c “u0427u0435u0440u043du043eu0437u0435u043cu043du044bu0439 u0422u0435u043bu0435u043cu0430u043a”).
u0410u0432u0433u0443u0441u0442-u0441u0435u043du0442u044fu0431u0440u044c u2013 u043fu0443u0431u043bu0438u043au0430u0446u0438u044f u0441u0435u0440u0438u0438 u043fu0443u0442u0435u0432u044bu0445 u0437u0430u043cu0435u0442u043eu043a “u041cu043eu043du0430u0448u0435u0441u043au0438u0435 u043eu0441u0442u0440u043eu0432u0430 u043du0430 u041bu0430u0434u043eu0436u0441u043au043eu043c u043eu0437u0435u0440u0435” u2013 “u0420u0443u0441u0441u043au0438u0439 u043cu0438u0440”, 1873, u2116u2116 206u2013208, 219, 220, 224, 226, 227, 232, 233, 236.

1874u00a0u2013 u043fu043eu0432u0435u0441u0442u044c “u0414u0435u0442u0441u043au0438u0435 u0433u043eu0434u044b” (“u0418u0437 u0432u043eu0441u043fu043eu043cu0438u043du0430u043du0438u0439 u041cu0435u0440u043au0443u043bu0430 u041fu0440u0430u043eu0442u0446u0435u0432u0430”).

1881, u0430u043fu0440u0435u043bu044c u2013 u043du0430u0447u0430u043bu043e u043cu0430u044f u2013 u0440u0430u0431u043eu0442u0430 u043du0430u0434 u043fu0440u043eu0438u0437u0432u0435u0434u0435u043du0438u044fu043cu0438 “u0421u043au0430u0437 u043e u0442u0443u043bu044cu0441u043au043eu043c u043au043eu0441u043eu043c u043bu0435u0432u0448u0435 u0438 u043e u0441u0442u0430u043bu044cu043du043eu0439 u0431u043bu043eu0445u0435” u0438 “u041bu0435u043eu043d, u0434u0432u043eu0440u0435u0446u043au0438u0439 u0441u044bu043d”.
u041eu043au0442u044fu0431u0440u044c. u041du0430u0447u0430u043bu043e u043fu0443u0431u043bu0438u043au0430u0446u0438u0438 “u0421u043au0430u0437u0430 u043e u0442u0443u043bu044cu0441u043au043eu043c u043au043eu0441u043eu043c u00a0u043bu0435u0432u0448u0435 u0438 u043e u0441u0442u0430u043bu044cu043du043eu0439 u0431u043bu043eu0445u0435” u2013 “u0420u0443u0441u044c”, 1881, u2116 49.

1889u20131890u00a0u2013 u0438u0437u0434u0430u043du0438u0435 u0441u043eu0431u0440u0430u043du0438u044f u0441u043eu0447u0438u043du0435u043du0438u0439.

1895, 21 u0444u0435u0432u0440u0430u043bu044f (5 u043cu0430u0440u0442u0430) u2013 u0443u043cu0435u0440 u0432 u041fu0435u0442u0435u0440u0431u0443u0440u0433u0435, u00a0u043fu043eu0445u043eu0440u043eu043du0435u043d u043du0430 u041bu0438u0442u0435u0440u0430u0442u043eu0440u0441u043au0438u0445 u043cu043eu0441u0442u043au0430u0445 u0412u043eu043bu043au043eu0432u0430 u043au043bu0430u0434u0431u0438u0449u0430.

Хронологическая таблица Лескова

Благодаря данной хронологической таблице Лескова, вы сможете погрузиться в историю жизни писателя. В ней собраны основные даты его творческого пути, которые помогут учащимся лучше ориентироваться в биографии Николая Семеновича. Четкие факты и события, представленные в этой памятке, будут особенно полезны школьникам и выпускникам.

В жизни писателя было много важных эпизодов: переезды, государственная служба, творческие взлеты. Каждое из них, в значительной степени, повлияло на дальнейшую деятельность автора. Поэтому биография Лескова по датам важна в процессе изучения его судьбы. Она не менее существенна, чем сами работы писателя. К тому же, она подойдет как для глубокого изучения его личности, так и для более поверхностного ознакомления. На нашем сайте вы легко сможете найти таблицу жизни и творчества Лескова Николая Семеновича.

1831 год, 4 (16) февраля – Родился в селе Горохово Орловского уезда в семье Семена Дмитриевича Лескова и жены его Марии Петровны (урожденной Алферьевой).

1839 – Выходит в отставку его отец С.Д.Лесков, дворянский заседатель Орловской палаты уголовного суда;
семья Лесковых переезжает из Орла в свое имение – с. Панино Кромского уезда Орловской губернии.

1841-1846 – Обучение в Орловской губернской гимназии;
получает свидетельство из Орловской гимназии о пройденных им “науках” в двух классах.

1847 – Принят на службу в Орловскую палату уголовного суда “с причислением ко 2-му разряду канцелярских служителей”;
сюжет повести “Леди Макбет Мценского уезда” навеян службой того времени.

1849 – Перемещен в штат Киевской казенной палаты;
переезжает в Киев, где живет у своего дяди С. П. Алферьева.

1857 – Перевозит орловских крестьян графа Перовского в Понизовье (неудачи этого поручения впоследствии изображены в рассказе “Продукт природы”).

1857-1859 – Коммерческая служба в английской компании “Шкотт и Вилькенс” и “странствования по России”. – “Это самое лучшее время моей жизни, когда я много видел”.

1861, январь – Лесков приезжает в Петербург во второй раз, и отныне его жизнь будет
связана с этим городом;
писатель сменил множество адресов, дольше всего он прожил на Фурштатской улице.

1862 – Опубликовано первое произведение “Погасшее дело”.

1862 – Начало сотрудничества в газете “Северная пчела” – передовая статья “С новым
годом, с новым счастьем!” (без подписи) в № 1.

1863 – Начало публикации повести “Житие одной бабы” – “Библиотека для чтения”, 1863, № 7.

1864 – начало публикации романа “Некуда” под псевдонимом М.Стебницкий – “Библиотека для чтения” (в рамках полемики с романом Н.Г.Чернышевского “Что делать?”).

1865-1866 – Работа над повестью “Островитяне”.

1873 – Публикация рассказа “Запечатленный ангел” – “Русский вестник”, 1873, №1;
посылает в Москву в “Русский вестник” первую редакцию повести “Очарованный странник” (под названием “Черноземный Телемак”).

1873, август-сентябрь – Публикация серии путевых заметок “Монашеские острова на Ладожском озере” – “Русский мир”, 1873, №№ 206–208, 219, 220, 224, 226, 227, 232, 233, 236.

1874 – Повесть “Детские годы” (“Из воспоминаний Меркула Праотцева”).

1881, апрель-начало мая – Работа над произведениями “Сказ о тульском косом левше и остальной блохе” и “Леон, дворецкий сын”.

1881, октябрь – Начало публикации “Сказа о тульском косом левше и о стальной блохе” – “Русь”, 1881, № 49.

1889-1890 – Издание собрания сочинений.

1895, 21 февраля (5 марта) – Умер в Петербурге, похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища.

Хронологическая таблица Лескова

Николай Семёнович Лесков — русский писатель. Хронологическая таблица жизни Лескова, а также его творчества изложена в этой статье.

Хронологическая таблица Николая Лескова

4 февраля 1831 – родился в селе Горохово Орловской губерниии. Раннее детство Н.С. Лескова прошло в Орле.

1841–1846 – обучение в Орловской губернской гимназии, но из-за смерти отца полный курс обучения не проходит.

1847 – принят на службу в Орловскую палату уголовного суда «с причислением ко 2-му разряду канцелярских служителей». Сюжет повести «Леди Макбет Мценского уезда» навеян службой того времени.

1849 – переезжает в Киев, где живет у своего дяди С. П. Алферьева. Устраивается работать в штат Киевской казенной палаты. Живет в Киеве до 1857 года — изучает польский язык, славянскую культуру, интересуется религией.

1853 — Лесков женится на дочери киевского коммерсанта Ольге Смирновой, без одобрения родственников. В этом браке родились сын Дмитрий (умер в младенческом возрасте) и дочь Вера.

1857 – 1860 – Лесков работает в частной фирме «Шкотт и Вилькинс», которая занимается переселением крестьян в новые земли. Все эти годы проводит в деловых поездках по России.

1861 – переезд семьи Лесковых из Киева в Петербург. Сотрудничает с газетами, начинает писать для «Отечественных записок», «Русской речи», «Северной пчелы». Пишет «Очерки винокуренной промышленности».

1862 год – поездка за границу в качестве корреспондента газеты «Северная пчела» (посещает Запанную Украину, Польшу, Чехию, Францию). Опубликовано произведение «Погасшее дело».

1863 – официальное начало писательской карьеры Николая Семеновича Лескова. Он публикует свои повести «Житие одной бабы», «Овцебык», работает над романом «Некуда». Из-за этого неоднозначного романа, отрицающего модные в то время, революционные нигилистические идеи, от Лескова отворачиваются многие литераторы, в частности издатели «Отечественных записок». Писатель публикуется в «Русском вестнике», подписываясь псевдонимом М.Стебницкий.

1865 год – написана «Леди Макбет Мценского уезда». Работа над повестью «Островитяне».

1870 – 1871 – работа над вторым, столь же «антинигилистическим», как и «Некуда», романом «На ножах». Произведение влечет за собой уже политические обвинения автора.

1873 – выходят повести Николая Лескова «Очарованный странник» и «Запечатленный ангел». Постепенно у писателя портятся отношения и с «Русским вестником». Смье Лескова угрожает безденежье.

1874 – 1883 – Лесков работает в особом отделе Ученого комитета Министерства народного просвещения по «рассмотрению книг, издаваемых для народа». Это приносит малый, но все-таки доход.

1875 – вторая поездка за границу. По возвращении пишет ряд анекдотичных очерков про священнослужителей («Мелочи архиерейской жизни», «Епархиальный суд», «Синодальные персоны» и др.).

1877 – императрица Мария Александровна положительно отзывается о романе «Соборяне». Автору сразу же удается устроиться членом учебного отдела министерства государственных имуществ.

1881 – написано одно из самых знаменитых произведений Лескова «Левша (Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе)».

1883 – окончательное увольнение с государственной службы.

1887 – Николай Семенович Лесков знакомится с Л.Н. Толстым, оказавшим огромное влияние на позднее творчество писателя.

В своих последних произведениях Лесков критикует всю политическую систему Российской империи. Печатается под псевдонимами — В. Пересветов, Николай Понукалов, свящ. Петр Касторский, Псаломщик, Человек из толпы, Любитель часов.

5 марта (21 февраля) 1895 – Лесков умирает в Петербурге. Причиной смерти становится приступ астмы, которая мучает писателя последние 5 лет его жизни. Похоронен на Волковском кладбище

Хронологическая таблица Лескова кратко изложена выше, но вы можете расширить ее на свое усмотрения используя биографию писателя.

Микеланджело Буонарроти – доклад сообщение

Микеланджело Буонарроти – величайший итальянский скульптор и художник.

Читайте также:  Ломоносов - сообщение доклад

Микеланджело был рожден в 1475 году в небольшом городе в Италии. Семейство Буонарроти много лет являлись банкирами, но отец Микеланджело не справлялся с работой банка. И некоторые источники утверждают, что Микеланджело был горд своим происхождением, которым не могли похвастаться другие известные художники. О матери художник не любил упоминать. Женщина умерла, когда Микеланджело было всего 6 лет от истощения. Глава семейства Буонарроти не мог в одиночку обеспечивать всех детей и поэтому отдал второго сына – Микеланджело кормилице. В новой семье мальчик пристрастился к скульптуре.

В 1488 году Микеланджело стал обучаться в мастерской у известного флорентийского художника Гирландайо. Тогда-то юноша и получил основные знания в скульптуре и живописи. Затем будущий художник перешел в школу скульптора, находящуюся под опекой Лоренцо де Медичи. Медичи сразу приметил гениальность художника. При дворе Лоренцо Микеланджело создал множество работ, но после смерти Медичи художник вернулся на родину.

Вскоре Микеланджело создаёт несколько скульптур для Арки святого Доминика. А затем создает скульптуру “Спящий Купидон”, а также “Римскую Пьету”. Начал выполнять работу на заказ – “Двенадцать Апостолов”, а вскоре закончил “Давида”. В 1505 году скульптора вызвали в Рим для выполнения гробницы для папы Юлия II, а также создания его скульптуры. Там он провел почти целый год. Затем он вернулся во Флоренцию, но вскоре опять уехал для росписи Сикстинской капеллы.

В 1546 году Микеланджело берется за самые важные архитектурные заказы, а также становится самым главным архитектором собора Святого Петра. Удостоившись этой чести, скульптор отказался от любого вознаграждения за проделанную работу.

Микеланджело умер в 1564 году в Риме, так и не отпраздновав 89 день рождения. В завещательном письме он указал, что отдает душу Богу, а все свое имущество родным. Микеланджело хотели захоронить в Риме, но его тело перевезли во Флоренцию и похоронили со всеми почестями около церкви недалеко от могилы философа Макиавелли.

Микеланджело бесспорно являлся гением. Искусство эпохи Возрождения напрямую связано с творениями этого художника. По большей части он являлся скульптором, но нельзя не отметить его как художника и архитектора. Микеланджело принес огромный вклад для всей мировой культуры, а его работы поражают красотой и величием.

Вариант 2

Известный человек в истории родом из Италии. Наверное, каждый человек знает Микеланджело, так как именно он расписал Сикстинскую Капеллу и добавил в неё свои замечательные фрески.

Родился маленький Микеланджело в 1475 году 6 марта, в Италии. В 1485 году, в 10 лет Микеланджело отправился во Флоренцию обучаться, однако художественных способностей родители за ним не замечали. А вот в школе Микеланджело понемногу начал увлекаться художеством, он общался с художниками в его школе, перерисовывал различные картины и фрески, которые он видел в учебниках или на стенах.

Через 3 года Микеланджело проявил свои художественные способности, и его отец заметил это и просто смирился. В 14 лет юный Микеланджело смог поступить в школу одного итальянского скульптура, которого звали Бертольдо Ди Джованни. В этой школе Микеланджело нашёл себе новых друзей. Его лучшим другом в школе скульптура был Лоренцо, второй сын Джованни, вскоре Лоренцо стал папой, его именовали как Лев X.

В 1494 году Микеланджело начал свой великий путь к художественному величию. Он переехал в небольшой на те времена город – Болонью. Основавшись там, Микеланджело работал над скульптурой, которая появилась в гробнице Святого Доминика и эту скульптуру он назвал кратко – «Ангел». Спустя 6 лет, он вернулся на родину, во Флоренцию. Там он получил свой заказ и начал усердно работать. За это время он создал множество новых красивых скульптур и фресок.

В 1508 году Микеланджело поступил второй заказ Папы Римского. Этим заказом являлась роспись Сикстинской Капеллы, которая известна по всему миру. Над росписью Сикстинской Капеллы Микеланджело работал целых 4 года. За эти 4 года он расписал всю библейскую историю, начиная от появления первых людей и заканчивая великим потопом. Во время этой работы у Микеланджело возникало множество разногласий и споров с Папой Римским, но найдя общий язык он закончил роспись капеллы и получил ещё один заказ, но уже от Понтифика. Этот заказ заключался в создании собственной статуи Понтифика.

Завершилась великая жизнь великого художника и скульптора 18 февраля в 1564 году. Он был похоронен в столице Италии, Риме.

Микеланджело Буонарроти

Интересные ответы

Начало существования такого города, как Краснодар, началось в 1792 году. Царевна Екатерина вторая выдала казакам грамоту, называемую Жалованной. Казаки, служившие здесь, получали земли в собственное владение.

Птицы рассматриваются биологами и зоологами как отдельная группа или класс теплокровных позвоночных животных. Существует теория, что птицы произошли от вымерших динозавров тероподов

Кир Булычёв (настоящее имя Игорь Всеволодович Можейко) – один из самых популярных советских и российских писателей-фантастов. Также известен как востоковед, драматург, историк, фалерист, сценарист, литературовед.

Для начала нужно знать, что представляет собой Мировой океан, а также понимать, что в него входит. Ну и, собственно, необходимо уметь правильно делить Мировой океан на части.

Вода – главный источник жизни всех живых существ проживающей на планете Земля. Большая часть нашей планеты заполнена водой, без воды нет существования даже мелких организмов.

Микеланджело – кратко

Микеланджело Буонарроти – гений эпохи Возрождения. Талантливый скульптор, архитектор, поэт, мыслитель и прекрасный художник. Он прожил почти 89 лет и до последних своих дней не расставался с инструментами, стремясь создать наследие будущему поколению. Кратко описать весь его вклад в мировую культуру очень сложно, но мы сделаем такую попытку.

Детство и юность.

Родился Микеланджело в 1457 году в семье мэра, одного из провинциальных городков в Италии. Должность мэра не приносила финансовой стабильности. Несмотря на аристократическое происхождение рода, семья жила очень бедно.

Мать, измотанная беременностями, умерла, когда мальчику исполнилось всего 6 лет. Но и до этого, из-за болезни мамы, маленький Мике проводил много времени в семье кормилицы. Там он впервые берется за долото и окультуривает камень.

В дальнейшем, ваятель утверждал, что обязан своим талантом приемной матери и ее семье каменотесов.

Малыша отдают в школу финансов. Отец мечтает, что Мике продолжит семейное дело и станет банкиром. Но в этой стезе мальчик не проявляет должного энтузиазма. И отец примиряется с выбором сына. В 13 лет юноша становиться учеником художника – Доменико Гирландайо.

Проведя в его мастерской год, он переходит в школу Бертольдо ди Джованни. Известная школа скульптора находиться под опекой Лоренсо де Медичи. Правитель Италии заинтересовался, безусловно, талантливым парнем. Так и происходит знакомство с несколькими будущими Папами Римскими. В дальнейшем Мике будет работать под началом 9 пап Римских!

Самые яркие и известные работы:

Мадонна на лестнице – барельеф из мрамора, одно из самых ранних произведений.

Самые известные его шедевры – статуя Давида. Она была изготовлена в родной Флоренции.

Статуя Моисея, созданная по заказу папы римского Юлия.

Мадонна Брюгге – скульптура из мрамора для церкви города Брюгге.

Рабы – целый цикл работ, которые находятся во многих музеях Европы.
Скорчившийся мальчик – единственная работа, которая находиться в России, в Эрмитаже.

Сикстинская капелла.

В 1508 году Буонарроти был приглашен для росписи потолка Сикстинской капеллы. Этот заказ достался мастеру, из-за происков его недругов. Ведь он сам много раз утверждал, что не художник, а скульптор. Но это не помешало мужчине создать шедевр, известный и в наши дни. Микеланджело выполнил эту работу в рекордные сроки, и совершенно без помощников. Целых 4 года он с энтузиазмом создавал фреску за фреской. Он расписал почти 600 квадратных метров! Все фрески посвящены строкам Ветхого завета – от Сотворения мира до Потопа. В дальнейшем художник жаловался, что этот труд подорвал его здоровье. В 37 лет, он чувствовал себя стариком. От тяжелой работы его глаза почти перестали видеть.

И только в 1534 году была продолжена роспись прилегающих стен. Самостоятельная работа скульптора – «Страшный Суд». Вторая работа – «Люцифер» создавалась уже с ассистентами.

Личная жизнь.

Личная жизнь у великого мастера не удалась. Сам Мике говорил, что его супруга – искусство, а их дети – его произведения. Множество слухов приписывали скульптору близкие отношения с натурщиками. Но никаких достоверных фактов в пользу его гомосексуальности не обнаружено. Единственной женщиной в его длинной жизни была Виттория Колонна, маркиза. Ей было 47 лет, а ему 61, когда они познакомились. Но множество их писем друг к другу носят лишь дружеский характер.

Старость.

В возрасте 71 год Микеланджело назначили главным архитектором собора Петра. Ведь он показал себя не только талантливым, но и очень опытным строителем.

Последние 15 лет жизни Микеланджело страдал от болей в суставах.
Умер Буонарроти в Риме в 1564 году. За несколько дней до смерти он уничтожил все неоконченные работы и наброски. В завещании он указал, что отдает тело земле, душу Господу, а имущество родным.

Доклад о Микеланджело Буонарроти

u041fu043e u0441u043bu043eu0432u0430u043c u0435u0433u043e u0441u0430u043cu044bu0445 u0440u0430u043du043du0438u0445 u0431u0438u043eu0433u0440u0430u0444u043eu0432, u041cu0438u043au0435u043bu0430u043du0434u0436u0435u043bu043e u043cu0430u043bu043e u0438u043du0442u0435u0440u0435u0441u043eu0432u0430u043bu0441u044f u0448u043au043eu043bu044cu043du044bu043c u043eu0431u0443u0447u0435u043du0438u0435u043c, u043du043e u043du0430u0431u043bu044eu0434u0430u043b u0437u0430 u0445u0443u0434u043eu0436u043du0438u043au0430u043cu0438 u0432 u0441u043eu0441u0435u0434u043du0438u0445 u0446u0435u0440u043au0432u044fu0445 u0438 u0440u0438u0441u043eu0432u0430u043b u0442u043e, u0447u0442u043e u0432u0438u0434u0435u043b u0442u0430u043c. u041eu0442u0435u0446 u041cu0438u043au0435u043bu0430u043du0434u0436u0435u043bu043e u0440u0430u043du043e u043fu043eu043du044fu043b, u0447u0442u043e u0435u0433u043e u0441u044bu043d u043du0435 u0438u043du0442u0435u0440u0435u0441u043eu0432u0430u043bu0441u044f u0441u0435u043cu0435u0439u043du044bu043c u0444u0438u043du0430u043du0441u043eu0432u044bu043c u0431u0438u0437u043du0435u0441u043eu043c, u043fu043eu044du0442u043eu043cu0443 u0441u043eu0433u043bu0430u0441u0438u043bu0441u044f u043eu0442u0434u0430u0442u044c u0435u0433u043e u0432 u0432u043eu0437u0440u0430u0441u0442u0435 13 u043bu0435u0442 u0432 u0444u0435u0448u0435u043du0435u0431u0435u043bu044cu043du0443u044e u043cu0430u0441u0442u0435u0440u0441u043au0443u044e u0444u043bu043eu0440u0435u043du0442u0438u0439u0441u043au043eu0433u043e u0445u0443u0434u043eu0436u043du0438u043au0430 u0432 u043au0430u0447u0435u0441u0442u0432u0435 u043fu043eu0434u043cu0430u0441u0442u0435u0440u044cu044f. u0422u0430u043c u041cu0438u043au0435u043bu0430u043du0434u0436u0435u043bu043e u0438u0437u0443u0447u0438u043b u0442u0435u0445u043du0438u043au0443 u0444u0440u0435u0441u043au0438.n

Читайте также:  Хронологическая таблица Твардовского (жизнь и творчество)

u041du0435u043au043eu0442u043eu0440u044bu0435 u0438u0437 u0440u0430u0431u043eu0442 u041cu0438u043au0435u043bu0430u043du0434u0436u0435u043bu043e u044fu0432u043bu044fu044eu0442u0441u044f u043eu0434u043du0438u043cu0438 u0438u0437 u0441u0430u043cu044bu0445 u0438u0437u0432u0435u0441u0442u043du044bu0445, u043au043eu0442u043eu0440u044bu0435 u043au043eu0433u0434u0430-u043bu0438u0431u043e u0431u044bu043bu0438 u0441u043eu0437u0434u0430u043du044b. u041a u043du0438u043c u043eu0442u043du043eu0441u044fu0442u0441u044f u0434u0432u0435 u043eu0447u0435u043du044c u0437u043du0430u043cu0435u043du0438u0442u044bu0435 u043cu0440u0430u043cu043eu0440u043du044bu0435 u0441u0442u0430u0442u0443u0438, u041fu044cu0435u0442u0430 u0432 u0431u0430u0437u0438u043bu0438u043au0435 u0421u0432u044fu0442u043eu0433u043e u041fu0435u0442u0440u0430 u0438 u0414u0430u0432u0438u0434 , u043au043eu0442u043eu0440u044bu0435 u043au043eu0433u0434u0430-u0442u043e u0441u0442u043eu044fu043bu0438 u043du0430 u043fu043bu043eu0449u0430u0434u0438 u0432u043e u0424u043bu043eu0440u0435u043du0446u0438u0438. u0415u0433u043e u0441u0430u043cu044bu0435 u0437u043du0430u043cu0435u043du0438u0442u044bu0435 u043au0430u0440u0442u0438u043du044b u2013 u043eu0433u0440u043eu043cu043du044bu0435 u0444u0440u0435u0441u043au0438, u043fu043eu0442u043eu043bu043eu043a u0421u0438u043au0441u0442u0438u043du0441u043au043eu0439 u043au0430u043fu0435u043bu043bu044b u0438 u0421u0442u0440u0430u0448u043du044bu0439 u0441u0443u0434 .n

u0415u0433u043e u0441u0430u043cu0430u044f u0438u0437u0432u0435u0441u0442u043du0430u044f u0440u0430u0431u043eu0442u0430 u0430u0440u0445u0438u0442u0435u043au0442u0443u0440u044b u2013 u0432u043eu0441u0442u043eu0447u043du044bu0439 u043au043eu043du0435u0446 u0438 u043au0443u043fu043eu043b u0431u0430u0437u0438u043bu0438u043au0438 u0421u0432u044fu0442u043eu0433u043e u041fu0435u0442u0440u0430.n

u041cu0438u043au0435u043bu0430u043du0434u0436u0435u043bu043e u043fu043eu0441u0442u0430u0432u0438u043b u0441u0432u043eu044e u043fu043eu0434u043fu0438u0441u044c u043du0430 u041fu044cu0435u0442u0435 (u044du0442u043e u0431u044bu043b u0435u0433u043e u043fu0435u0440u0432u044bu0439 u0441u043au0443u043bu044cu043fu0442u0443u0440u043du044bu0439 u0448u0435u0434u0435u0432u0440 u0438 u043du0430u0441u0442u043eu043bu044cu043au043e u0445u043eu0440u043eu0448, u0447u0442u043e u043du0438u043au0442u043e u043du0435 u0432u0435u0440u0438u043b, u0447u0442u043e u043eu043d, u0432u043eu0437u043cu043eu0436u043du043e, u0431u044bu043b u0441u043eu0437u0434u0430u043d u0442u0430u043au0438u043c u043cu043eu043bu043eu0434u044bu043c u0445u0443u0434u043eu0436u043du0438u043au043eu043c, u043fu043eu044du0442u043eu043cu0443 u043eu043d u043du0430u0447u0435u0440u0442u0438u043b u0441u0432u043eu0435 u0438u043cu044f u043du0430 u043fu043eu044fu0441u0435). u041du043e u043fu043eu0441u043bu0435 u044du0442u043eu0433u043e u043eu043d u043du0435 u043fu043eu0434u043fu0438u0441u0430u043b, u043du0438 u043eu0434u043du043e u043fu0440u043eu0438u0437u0432u0435u0434u0435u043du0438u0435 u0438u0441u043au0443u0441u0441u0442u0432u0430.n

u041eu043d u0447u0430u0441u0442u043e u0440u0438u0441u043eu0432u0430u043b u0441u0435u0431u044f u0432 u0441u0432u043eu0435u0439 u0440u0430u0431u043eu0442u0435. u0421u0430u043cu044bu0439 u0438u0437u0432u0435u0441u0442u043du044bu0439 u0438u0437 u044du0442u0438u0445 u0430u0432u0442u043eu043fu043eu0440u0442u0440u0435u0442u043eu0432 – u044du0442u043e u0444u0440u0435u0441u043au0430 u0421u0442u0440u0430u0448u043du044bu0439 u0421u0443u0434, u043au043eu0442u043eu0440u0430u044f u043fu043eu043au0440u044bu0432u0430u0435u0442 u0432u0441u044e u0441u0442u0435u043du0443 u0421u0438u043au0441u0442u0438u043du0441u043au043eu0439 u043au0430u043fu0435u043bu043bu044b. u0422u0430u043c, u0441u0432u044fu0442u043eu0439 u0412u0430u0440u0444u043eu043bu043eu043cu0435u0439, u0434u0435u0440u0436u0438u0442 u043bu0438u0446u043e, u043fu043eu0445u043eu0436u0435u0435 u043du0430 u041cu0438u043au0435u043bu0430u043du0434u0436u0435u043bu043e.n

u041cu0435u043du0435u0435 u0438u0437u0432u0435u0441u0442u043du044bu0439 u0444u0430u043au0442 u0437u0430u043au043bu044eu0447u0430u0435u0442u0441u044f u0432 u0442u043eu043c, u0447u0442u043e u043eu043d u043du0430u043fu0438u0441u0430u043b u0441u043eu0442u043du0438 u043fu0438u0441u0435u043c u0438 u0441u0442u0438u0445u043eu0432, u0431u043eu043bu0435u0435 300 u0438u0437 u043au043eu0442u043eu0440u044bu0445 u0434u043e u0441u0438u0445 u043fu043eu0440 u0441u0443u0449u0435u0441u0442u0432u0443u044eu0442. u041eu043d u0437u0430u0432u0435u0440u0448u0438u043b u0440u0430u0431u043eu0442u044b u0434u043bu044f u0434u0435u0432u044fu0442u0438 u0440u0430u0437u043du044bu0445 u043au0430u0442u043eu043bu0438u0447u0435u0441u043au0438u0445 u043fu0430u043f.n

u041cu0438u043au0435u043bu0430u043du0434u0436u0435u043bu043e u043fu0440u043eu0432u0435u043b u0431u043eu043bu044cu0448u0443u044e u0447u0430u0441u0442u044c u0441u0432u043eu0438u0445 u0437u043eu043bu043eu0442u044bu0445 u043bu0435u0442, u043du0430u0431u043bu044eu0434u0430u044f u0437u0430 u0441u0442u0440u043eu0438u0442u0435u043bu044cu0441u0442u0432u043eu043c u0431u0430u0437u0438u043bu0438u043au0438 u0421u0432u044fu0442u043eu0433u043e u041fu0435u0442u0440u0430 u0432 u0412u0430u0442u0438u043au0430u043du0435. u0414u0430u0436u0435 u043fu043eu0441u043bu0435 u0442u043eu0433u043e, u043au0430u043a u043eu043d u0441u0442u0430u043b u0441u043bu0438u0448u043au043eu043c u0441u043bu0430u0431u044bu043c, u0447u0442u043eu0431u044b u0440u0435u0433u0443u043bu044fu0440u043du043e u0445u043eu0434u0438u0442u044c u043du0430 u0440u0430u0431u043eu0447u0443u044e u043fu043bu043eu0449u0430u0434u043au0443, u043eu043d u0432u0441u0435 u0435u0449u0435 u0440u0443u043au043eu0432u043eu0434u0438u043b u0440u0430u0431u043eu0442u043eu0439 u0438u0437 u0434u043eu043cu0430, u043eu0442u043fu0440u0430u0432u043bu044fu044f u0440u0438u0441u0443u043du043au0438 u0438 u043eu0431u0440u0430u0437u0446u044b u0434u043eu0432u0435u0440u0435u043du043du044bu043c u043cu0430u0441u0442u0435u0440u0430u043c. u0422u0435u043c u043du0435 u043cu0435u043du0435u0435, u0441u043au0443u043bu044cu043fu0442u0443u0440u0430 u043eu0441u0442u0430u0432u0430u043bu0430u0441u044c u043du0430u0441u0442u043eu044fu0449u0435u0439 u043bu044eu0431u043eu0432u044cu044e u041cu0438u043au0435u043bu0430u043du0434u0436u0435u043bu043e, u0438 u043eu043d u043fu0440u043eu0434u043eu043bu0436u0430u043b u0440u0430u0431u043eu0442u0430u0442u044c u0432 u0441u0432u043eu0435u0439 u0434u043eu043cu0430u0448u043du0435u0439 u0441u0442u0443u0434u0438u0438 u0434u043e u0441u0430u043cu043eu0433u043e u043au043eu043du0446u0430. u0417u0430 u043du0435u0441u043au043eu043bu044cu043au043e u0434u043du0435u0439 u0434u043e u0435u0433u043e u0441u043cu0435u0440u0442u0438 u0432 u0432u043eu0437u0440u0430u0441u0442u0435 88 u043bu0435u0442 u043eu043d u043fu0440u043eu0434u043eu043bu0436u0430u043b u0440u0430u0431u043eu0442u0430u0442u044c u043du0430u0434, u0442u0430u043a u043du0430u0437u044bu0432u0430u0435u043cu044bu043c, u00abu041fu044cu0435u0442u0430 u0420u043eu043du0434u0430u043du0438u043du0438u00bb, u0438u0437u043eu0431u0440u0430u0436u0430u044eu0449u0438u043c u0418u0438u0441u0443u0441u0430 u0432 u043eu0431u044au044fu0442u0438u044fu0445 u0414u0435u0432u044b u041cu0430u0440u0438u0438.n

u041eu043d u0443u043cu0435u0440 18 u0444u0435u0432u0440u0430u043bu044f 1564 u0433u043eu0434u0430 u0432 u0420u0438u043cu0435, u0418u0442u0430u043bu0438u044f.n

Реферат: Микеланджело Буонарроти

I. Творчество и биография

Список использованной лирературы

Микеланджело Буонаротти (1457 – 1564), итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт. С наибольшей силой выразил глубоко человечные, полные героического пафоса идеалы Высокого Возрождения, а также трагическое ощущение кризиса гуманистичес-кого миропонимания в период Позднего Возрождения. Монументаль-ность, пластичность и драматизм образов, преклонение перед человеческой красотой появились уже в ранних произведениях (“Оплакивание Христа”, 1498 – 1501; “Давид”, 1501 – 1504; картон “Битва при Кашине”, 1504 – 1505). Роспись свода Сикстинской капеллы в Ватикане (1508 – 1512), статуя “Моисей” (1515 – 1516) утверждают физическую и духовную красоту человека, его безграничные творческие возможности. Трагические ноты, вызванные кризисом ренессансных идеалов, звучат в ансамбле Новой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Франции (1520 – 1534), во фреске “Страшный суд” (1536 – 1541) на алтарной стене Сикстинской капеллы, в поздних вариантах “Оплакивания Христа” (около 1550 – 1555) и другие. В архитектуре Микеланджело господствует пластическое начало, динамический контраст масс (библиотека Лауренциана во Франции, 1523 – 1534). С 1546 руководил строительством собора святого Петра, созданием ансамбля Капитолия в Риме. Поэзия Микеланджело отличается глубиной мысли и высоким трагизмом.

I. Творчество и биография

Микеланджело, как и Леонардо, провел юные годы во Флоренции. Он обладал страстным темпераментом, был неуживчив, горяч, но искренен т прямодушен. Молодым человеком он сблизился с кружком гуманистов при дворе Лоренцо Медичи. Здесь он заразился восторгом к древности, услышал об учении Платона. Впоследствии на него произвело впечатление народное движение, возглавляемое Савонаролой. В лице Микеланджело выступил мастер, который поры-вы своего творческого воображения оплодотворял философскими раздумиями. Он был всегда художником-гражданином. Всю свою жизнь он воспевал в искусстве творческую мощь человека, с оружием в руках защищал свободу родного народа.

В своем юношеском произведении – в рельефе “Битва” – он пробует силы в передаче страстного движения и достигает огромной пластической силы в отдельных фигурах. Тридцати лет он создает своего гиганта “Давида” (1503), выставленного на городской площади в качестве защитника города. Молодой мастер сумел преодолеть технические трудности о обработке огромной глыбы камня. Правда, выполнение отличается некоторой сухостью. Но уже в этом обнаженном великане, какого не знал ни античный миф, ни средневековая легенда, проявляется жажда величественного, которая толкала Микеланджело покинуть Флоренцию ради Рима, где его ждали большие заказы, покровитель и слава (1505).

Папа Юлий II, деятельный, воинственный, честолибивый, в сущности светский государь на троне наместника Петра, разгадал в Микеланджело мастера огромного творческого размаха. Главной работой Микеланджело в Риме была гробница Юлия, которая, по мысли художника, была задумана во славу не столько Юлия, сколько идеального героя эпохи, его доблести и посвященного величия. Предполагалось, что огромное сооружение будет украшать сорок фигур, каждая из них больше человеческого роста. Сам художник без помощи учеников и каменотесов собирался выполнить это сооружение. Мастер Возрождения состязался со средневековьем, которое только силами поколений и в течении столетий возводило свои соборы.

Гробница осталась незаконченной. Но фигуры пленников и Моисея позволяют догадаться о величавых масштабах всей гробницы. Моисей (1516, Сан Пьетро ин Винколи) представлен как могучей старец с огромными космами бороды. Современники говорили, что одной этой статуи достаточно, чтобы увековечить Юлия II. Волевое напряжение достигает здесь высшей степени. Еще не бывало, чтобы памятник, увековечивающий смерть, украшала статуя, исполненная такой жизненной силы. В самом построении фигуры заключено сильное движение. В ней нет ни одного спокойного члена или мускула. Мастер смело откинул плащ с правого колена пророка и оставил обнаженными его руки с вздувшимися мускулами и жилами.

В отличие от несколько суховатого в подробностях Моисея более гибкий характер носит выполнение статуй пленников Лавра и Флорентийской академии. Микеланджело затрагивает здесь тему человеческого создания, которую его предшественники воплощали в образе пронзенного стрелами Себастьяна. Древняя скульптурная группа Лаокоона, открытая о эти годы в Риме, также могла послужить ему прототипом, хотя в понимании трагического мастер Возрождения шел дальше античного художника.

В истории скульптуры творчество Микеланджело, этого прирожденного скульптора, занимает выдающееся положение. Древ- нейшие статуи Египта и ранней Греции были рассчитаны на восприятие спереди и в профиль. Многие статуи были задуманы как бы вне расчета на определенную точку зрения, настолько в них преобладает почти воспринимаемый объем. В греческой классике разобщенность профиля т фаса стирается. В сущности, только здесь можно говорить о точках зрения в скульптуре, но они служат всегда выявлению чего-то одного, единого при всем многообразии его проявлений. “Давид” Донателло может быть обойден со всех сторон; в частности, его голова особенно выигрывает в профиль. Это произведение Донателло следует считать одной из первых круглых статуй Возрождения. Однако лишь у Микеланджело, особенно в его пленниках, сознательная скульптурная разработка нескольких точек зрения служит средством многообразной и даже противоречивой характеристики человека. В его умирающем пленнике с лицевой стороны сильнее заметна устойчивость корпуса, так как видна опорная нога, а обе руки образуют подобие ромба. С правой стороны сильнее заметна изломанность корпуса, неровность планов, энергичнее кажется согнутая нога и его закинутая рука.

Работая над гробницей папы Юлия II, Микеланджело самолично следил за добычей мрамора в Каррарских горах. Обдумывая свои замыслы среди горных массивов, он, видимо, переживал счастливейшие мгновения жизни. Здесь в нем родилась дерзкая мысль изваять из огромной скалы колосса. Привычка мыслить как скульптор стала его второй природой. Недаром в своих сонетах он уподоблял любовь усилиям скульптора освободить образ живого, прекрасного человека из бесформенной мертвой материи. В этом, возможно, сказались осколки неоплатонизма. Но Микеланджело с таким упоением отдавался этой борьбе с камнем (работе, которую Леонардо считал ниже достоинства художника), что отступал от платонических воззрений. Мир, создаваемый Микеланджело, немыслим вне материи, вне камня, люди его, как живые, деятельные личности, живут в неустанной борьбе.

Некоторые из пленников Микеланджело (Флоренция, Академия) остались как бы незаконченными. Формы только в самых общих чертах намечены в камне, поверхность камня изрыта параллельными ложбинками, проведенными троянкой. В этой неоконченности мастер видел свои преимущества. Образ приобретает большую глубину, внутреннюю значительность. Живое тело как бы на глазах у зрителя возникает из массы камня, и его радует, что он мысленно вместе с художником побеждает мертвую материю и участвует в рождении живого человеческого образа.

Гробница Юлия осталась незаконченной, как и большинство других крупных произведений Микеланджело. Зато его Сикстинский плафон (1508 – 1512) дает представление о широте его творческих замыслов. Микеланджело, сам, без посторонней помощи, трудился над ним в течение четырех лет. При помощи стенописи плоский потолок был превращен им в архитектурный косяк с отдельными картинами, обрамленными обнаженными юношескими телами, так называемыми пленниками.

Главные фрески Сикстинскоко плафона передают библейскую легенду, начиная с первых дней творения и кончая потопом. Но легенда служила Микеланджело лишь поводом, чтобы создать поэму о творческой мощи человека, хвалу созидательным усилиям героев. В образе седобородого Саваофа, сотворившего весь мир земных существ, Микеланджело, следуя за неоплатониками, представил подобие художника, воплощение творческой мысли человека.

В одной из фресок Микеланджело этот старец, окруженный юными спутниками, стремительно несется по простору неба. Огромный плащ образует вокруг него подобие паруса. Древний миф о человеке, покорившем воздушную стихию, приобретает здесь художественную наглядность. В этом образе, созданном лишь через два десятилетия после “Рождения Венеры” Боттичелли, Микеланджело сообщает полету небывалую силу и стремительность. На пригорке представлен полулежащий обнаженный мужчина. Его мускулы развиты, но он еще не вполне владеет своим телом. Старец несется мимо него и касается рукой его пальца. Словно электрическая искра пробегает через обе фигуры: единая трепетная волна объединяет тело летящего Саваофа с сотворенным им человеком. Благородство человека, которое средневековые мастера и даже Джотто видели только в любви и покорности, проявляется здесь в гордой красоте человеческого тела. В XV веке человек нуждался в известном оправдании, чтобы предстать обнаженным. У Микеланджело нагота, как и у древних, становится естественным состоянием людей.

Читайте также:  Жизнь и творчество Мамина-Сибиряка

В своей жизни Микеланджело мыслит как скульптор: для него почти не существует цвета, он говорит языком объемных линий. В рисунках его речь особенно лаконична. В фигуре изгоняемого из рая Адама обозначен только его жест отстранения, выразительность этого жеста не уступает зарисовкам Леонардо. Но Леонардо занимают в человеке его аффекты, и он передает их во всей их сложности и разнообразии. Микеланджело привлекают главным образом жесты, выражающие нравственную силу человека, порывы его воли и страсти. В одном только движении тела и рук Адама, отстраняющего от себя ангела, выражено и его самосознание, и обреченность, и мужество, и готовность сносить свое горе, и всепобеждающая сила его телесной красоты.

Женщина, которая в античности представлялась как богиня любви, в средневековье преимущественно как мать, у Микеланджело обретает свое человеческое достоинство. В этом отношении Микеланджело идет сходным путем с Леонардо, создателем Джоконды. Но в женщине Леонардо преобладает интеллектуальная проницательность; наоборот, Микеланджело в сивиллах подчеркивает их мощь, неукротимое бунтарство, вдохновенную прозорливость. В голове Евы из “Искушения змия” творческий опыт Микеланджело как скульптора ясно сказался в смелом ракурсе, какого до него никто не решался передать. Тело предстоит зрителю не в его спокойном виде, а во всей сложности его противоречивых устремлений. В откинутой назад голове Евы, в направлении ее взгляда, в изгибе ее могучей шеи, в набегающих друг на друга контурах выражено, что она всем своим существом обращена к соблазнителю-змею, протягивающему ей яблоко. Контурные линии отличаются особенной напряженностью своего ритма. В них заключено много движения, они приобретают огромную формообразующую силу.

Образам Саваофа, первых людей и пленников Микеланджело противополагает на краях плафона образы мыслителей, мудрецов, прорицателей, сивилл и пророков. Они составляют естественное дополнение к действующим людям, как хор в греческой трагедии дополняет речи героев. Они полны силы и волнения, но многие из них погружены в раздумье, охвачены сомнениями, порой настоящим отчаянием. На плечах Иеремии лежит бремя его тяжелых жизненных невзгод, несчастья родного народа, горести мира. Едва ли не впервые раздумье, печаль человека получили в этих фресках такое возвышенное выражение.

Для современников решающей датой конца гуманизма было так называемое “сакко ди Рома”, грабеж Рима вторгшимися с севера войсками германского императора Карла V (1527). Итальянцы вспоминали при этом о раграблении древнего Рима варварами. Вскоре после этого во Флоренции вспыхнуло восстание республиканцев против Медичи, поддержанных Габсбургами. Настроения этих лет выразил в своем творчестве Микеланджело главным образом в гробнице Медичи (1524 – 1534).

Скульптурное убранство капеллы было посвящено безвременно погибшим Лоренцо и Джулиано Медичи, от которых многие ждали спасения Италии от иноземцев. В отличии от гробницы Юлия, исполненной веры в бессмертие героя, гробница Медичи проникнута скорбным разочарованием, мыслью о бренности земного. Активный борец за свободу Флоренции, Микеланджело был вынужден подчиниться сильному врагу, но в душе не мог смириться, подавить в себе горькое возмущение. Недаром своей “Ночи” он впоследствии приписывал желание остаться камнем, “когда кругом позор и унижение”. У него самого вырываются слова отчаяния:

В плену таком, в таком Унынье, с обманчивой мечтой,

С душою под ударом, божественные образы ваять!

В отличии от гробницы XV века с мирно дремлющими умершими, в надгробиях Медичи умершие представлены сидящими в нишах: Джулиано исполнен готовности к действию, Лоренцо сидит в глубоком раздумье. Под ними – саркофаги, на которых аллегории четырех времен дня возлежат в направленных позах. Внизу всю композицию должны были замыкать еще по две фигуры аллегорий рек. Надгробия образуют как бы два парадных фасада дворцовых зданий

Архитектурная композиция капеллы Медичи носит беспокойный, напряженный характер. Сравнительно небольшим саркофагам проти-востоят ложные окна второго яруса большего масштаба. Простенки между окнами так тесно заполнены парными пилястрами, что окна кажутся стиснутыми. Пилястры эти выступают вперед, карниз над ними раскрепован, но сами пилястры не так свободно развиты, как полуколонны у Браманте. На окнах лежат лучковые фронтоны, им противостоят на аттике гирлянды.

В развитии взаимоотношений скульптуры и архитектуры капелла Медичи означает важную ступень. В античности фигуры фронтонов легко и свободно входят в архитектуру, в готике архитектура как бы обрастает скульптурными телами. Статуи, которые в XV веке ставятся в ниши, обретают в них свою естественную пространственную среду. В капелле Медичи скульптурные Фигуры образуют пирамидальные группы, но фигуры герцогов, венчающие пирамиды, поставлены в нишах и вместе с тем несколько выпирают из них. Фигуры времен дня еще сильнее выходят в перед: они слишком велики для саркофагов, вынуждены делать усилие, чтобы не скатиться с них, и вместе с тем они скованны, распластанны, не могут разогнуть свои члены. Нужно сравнить фигуру “Ночи” с Адамом, и мы заметим, что фигура Адама хотя и бездыханна, но силы вливаются в его тело. Наоборот, в фигуре “Ночи” кажется, что силы покинули могучее тело, она дремлет неспокойным сном, тревожимая странными сновидениями.

Сходное выражение напряжения сказывается и в других произведениях Микеланджело. Перестроенная им площадь Капитолия с водруженной в центре ее древней конной статуей Марка Аврелия кажется Скованной боковыми дворцами с их большим объединяющим два этажа орденом (начало 1546 года). В огромной композиции на алтарной стене Сикстинской каппеллы мастер представил “Страшный суд” (1534 – 1541). Смятение и волнение пробегают через многолюдные толпы обнаженных людей. Они словно наступают на фигуру гневного бога, который поднятой десницей напрасно силится их остановить. Тела правидников и грешников, вздымаясь к небу и низвергаясь в преисподнюю, образуют огромный венок – наглядное выражение судьбы человека, подвластного неотвратимому року. В последние годы жизни Микеланджело готов был разочароваться в своих делах. В одном из сонетов мастер говорит об отречении от искусства. Несмотря на это, он до конца дней не бросал резца.

На протяжении своей долголетней жизни Микеланджело брался за такие грандиозные художественные задачи, ставил себе целью выразить такое небывалое душевное напряжение или страстный порыв в человеческой фигуре, что ни его темпераметра, ни пластического чутья не хватало, чтобы избежать впечатления мучительного напряжения, насилия над камнем, выстраданного и потому не радующего глаз совершенства. Это бросается в глаза в тех случаях, когда мастер стремился к полной отточенности форм (“Христос”, Рим, Санта Мария сопра Минерва) или ставил свои фигуры в особенно сложные позы (“Победа”, Флоренция, плаццо Веккио).

Микеланджело создавал свои лучшие, совершеннейшие произведения, когда несбыточные задачи не выводили его из душевного равновесия, когда болезненно страстное влечение к идеальному не заглушало в нем привязанности к земному миру, не нарушало чувстве меры. Прирожденное дарование скульптора не покидало мастера до конца его дней. Именно в посленний его период самыми скупыми средствами, обобщенной обработки камня он достигал особенно величавого впечатления и глубокого выражения. В одном из поздних своих произведений, “Пьета Ронданини” (Милан, замок Сфорца), Микеланджело как бы возвращается к старым простым мотивам и формам мредневекового искусства. Мария кладет руку на плече своего сына и горестно склоняет над ним голову. В отличие от более ранних работ Микеланджело, в этой нет и следов того глубокого знания человеческого тела, тонкости лепки и совершенства выполнения, которым поражают ранние работы художника. Все передано только в самых общих чертах, только намечено в камне. Но в одном сопоставлении фигур и голов матери и сына выражена глубочайшая трагедия человеческого существования. Здесь нет и следа патетики, напряжения, которые раньше давали о себе знать у Микеланджело. Камень живет и дышит, сквозь его оболочку угадывется живое тело, глубокое чувство любви и нежности женщины к своему сыну.

В старости Микеланджело отдавал свои главные силы работе над недостроенным из-за смерти Браманте собором святого Петра (начат с 1546 года). Вопреки предложениям некоторых приемников Браманте, Микеланджело придерживался центральнокупольного решения. Но спокойное равновесие масс Браманте претворяется им в более напряженное господство купола над маленькими примкнувшими к нему куполами. Он объединяет два нижних этажа большим орденом, которому отвечает мощь купола; третий ярус приобрел значение тяжелого аттика. Сам купол несколько более вытянут кверху; на нем сильно подчеркнуты нервюры; парные колоны, членящие барабан, вывступают, как вздувшиеся мышцы архитектурного тела.

Восточная часть собора до сих пор сохраниля величественные формы, которые ей придал Микеланджело. Здесь напряженный диссонанс капеллы Медичи, сухость и диссонанс ее форм превращаются в композицию можных объемов, нарастающих масс и плавного парения, в образ величавого подъема. Купол святого Петра осеняет своим силуэтом понораму Рима. Он служил прообразом для зодчих XVII – XVIII веков, многие архитектурные приемы Микеланджело стали достоянием потомства. Но ни один из архитекторов позднего времени не достиг равной сосредоточенности, мощи, героизма. Свидетель глубоких перемен в художественной жизни Италии, Микеланджело до конца своих дней оставался человеком Возрождения.

Список использованной литературы:

М. В. Алпатов “Всемирная история искусств”, т. II, М.-Л.,1949

М. В. Алпатов, Н. Н. Ростовцев, М. Г. Неклюдова Искусство , М., 1969

Ссылка на основную публикацию