Писатель Юрий Бондарев. Жизнь и творчество

Юрий Бондарев

Биография

В День Победы только некоторые праздничные телеэфиры остаются без вездесущей рекламы, зато все центральные каналы обязательно демонстрируют любимые военные ленты – как дань памяти павшим и живым, сражавшимся на поле боя. Среди культовых «В бой идут одни «старики», «Летят журавли», «А зори здесь тихие», «Офицеры», «Два Федора» особое место занял сериал «Батальоны просят огня», снятый по одноименному произведению Юрия Бондарева. Кстати, и автором сценария к кинокартине является также он.

Детство и юность

В российском прошлом, к сожалению, множество трагических и страшных страниц, и так получилось, что мужская часть семьи Бондаревых стала ветеранами двух войн: отец, происходивший из крестьян – Первой мировой, единственный сын – Великой Отечественной.

Писатель Юрий Бондарев

Детство Юры, появившегося на свет 15 марта 1924 года в Орске, прошло в переездах – Урал, Средняя Азия, Оренбуржье, далее – Замоскворечье. Мать являлась для ребенка воплощением любви и нежности, Василий Васильевич – бесстрашия и стойкости. По вечерам читались книги, особенно русская классика, повлиявшая на развитие творческих способностей мальчика.

Поначалу предпочтение отдавалось иной профессии – моряка. Благодаря Джеку Лондону наизусть учились специальные термины, организм закалялся зимой и летом, продумывались варианты, как оставаться на ногах во время качки. Но однажды все изменил урок литературы, на котором на весь класс прозвучало его лучшее сочинение о летних каникулах у дяди и двоюродного брата Сашки, научивших тонкостям и премудростям охоты, рыбалки, строительства шалаша и полевой жизни на реке Белой под Уфой.

Юрий Бондарев

Учительница, заметив талант подопечного, рекомендовала заниматься писательством. И, последовав ее совету, он даже выпускал журнал в родной 516-й школе. Но все прервалось с голосом Левитана, объявившим о вторжении немецких захватчиков. Трепетные воспоминания о самом беззаботном времени получили воплощение в рассказе «Степь».

В 17 лет был в числе тех, кто сооружал укрепления под Смоленском, едва успев вернуться до начала боев в последнем эшелоне в Москву, затем – колхозный труд в степях Казахстана и в шахтах.

Юрий Бондарев в военной форме

Военный путь состоит из Сталинграда, обернувшегося первым ранением, контузией и госпиталем; освобождения Киева и Житомира, принесшим второе увечье; битв в Карпатах, Польше и Чехословакии. Долгожданное победное 9 Мая младший лейтенант встретил в артиллерийском училище в Чкалове (сейчас – Оренбург). После демобилизации вопрос, чем заняться дальше, решил старый друг, увидевший тетрадь с набросками текста. Так Бондарев стал студентом Литинститута, которое позднее окончил с отличием.

Книги

В 1949-м в печать вышел первый рассказ «Поздним вечером», который задолго до публикации оценил сам Константин Паустовский, убедительно рекомендовавший зачислить в вуз его создателя без экзаменов, сборник – через 4 года. Кстати, Константин Георгиевич также лестно высказался и о «Тишине», впоследствии экранизированной и получившей продолжение в романе «Двое».

Юрий Бондарев, Расул Гамзатов и Василий Белов

«После войны я начал писать о войне. Все, что мною написано о ней, – это искупление долга перед теми, кто остался там… Я постарался осмыслить их судьбы», – говорил Юрий Васильевич.

Из-под пера появились пронзительные «Батальоны просят огня», «Горячий снег», «Юность командиров», «Последние залпы», «Берег», относящиеся критикой к «лейтенантской прозе». Сочинения Бондарева и даже цитаты из них помогут понять отношение к причинам, последствиям и исходу кровопролитного вооруженного конфликта XX века.

Книги Юрия Бондарева

Работал над сценарием эпического кинофильма «Освобождение», даже встречался с маршалом Жуковым для уточнения нюансов, а после получил Ленинскую премию. Также в библиографии отдельное место занимает ряд статей, посвященных мыслям о красоте, поиске истины, сохранении ценностей.

За творческую деятельность отмечен 19 литературными премиями, из них Таврическая присуждена в 2016-м. Читатели могут познакомиться с трудами автора на 70 языках мира.

Личная жизнь

С избранницей, младшей на 3 года, Бондарева связала не только судьба, но и улицы – оказалось, что молодые люди жили по соседству. Кроме того, Валентина Никитична училась в одном классе с сестрой будущего мужа. По воспоминаниям, влюбленные договаривались встречаться на перекрестке, много гуляли и разговаривали. Впоследствии супруга подарила мужу двух дочерей – Елену (1952) и Екатерину (1960).

Юрий Бондарев

Со слов жены, Юрий Васильевич – главный пример поведения для детей в личной жизни, особенно – в заботливом отношении друг к другу и к старшим. В семье подрастают правнуки – Юра и Лиза.

Любимые классики – Лев Толстой, Иван Бунин, Константин Паустовский, Александр Твардовский, из современников – Виктор Некрасов, Константин Воробьев, Василь Быков, Константин Симонов. Дружил с Валентином Распутиным, и даже день рождения у них один на двоих.

Юрий Бондарев в старости

Простая радость для него – «закат, рассвет, звездная ночь», чудесная смена времен года и окружающая действительность. Огорчение – ложь, боль и насыщенность русского языка жаргонизмами. Любимое хобби – охота и рыбалка. Еще одним увлечением является изобразительное искусство – в доме хранится богатая коллекция книг о живописи и альбомов с копиями известных картин.

Несмотря на то, что в молодости вступил в ряды ВЛКСМ и придерживался идей коммунизма, к религии и церкви относится с уважением, а храм называет домом, куда нужно входить с поклоном.

Юрий Бондарев сейчас

В 2018 году к 73-й годовщине Победы над фашизмом фронтовик дал редкое интервью российскому еженедельнику, где поделился неизвестными фактами биографии, жизненными наблюдениями и воспоминаниями о военном прошлом, размышлениями о поступках человека и стоящем перед ним ежесекундном выборе.

Юрий Бондарев сейчас

Сейчас Юрия Васильевича нечасто увидишь на телевизионных экранах или в СМИ, общение с журналистами и фотографии, мелькающие на первых полосах газет или в Интернете – большая редкость. В 2019-м готовится отметить 95-летний юбилей. Стоит отметить, что мужчины в роду Бондаревых славятся долгожительством.

Цитаты

«Всё простить невозможно. И, наверное, не нужно».

«Твоя жизнь – это секунда в мироздании. И ты должен быть счастлив, что она тебе дана. Эта обжигающая секунда. Именно секунда – говорю с высоты прожитого».

«Писатель зависим от всей мировой культуры, но он не зависит ни от кого в отдельности. Так я дерзко сформулировал когда-то».

Биография Юрия Бондарева

Юрий Васильевич Бондарев – прозаик, эссеист, публицист – родился 15 марта 1924 года в г. Орск Оренбургской области. В детстве вместе с семьей много ездил по стране.

С 1931 семья обосновалась в Москве, где прошли школьные годы будущего писателя. После окончания школы был призван в армию, направлен в Чкаловское артиллерийское училище, а затем на фронт. Неизмеримо трудные дороги артиллериста Бондарева пролегли от берегов Волги до границ Чехословакии. Командир орудия, Бондарев был дважды ранен, четырежды награжден орденами за боевые заслуги. После окончания войны и демобилизации в 1946 Бондарев поступил после недолгих колебаний в Литературный институт им. М. Горького, где занимался в творческом семинаре К. Паустовского.

Первый рассказ Бондарева «В пути» появился в молодежном журнале «Смена» в 1949, и с этого времени началась профессиональная деятельность писателя. В ранних рассказах Бондарева, как и во всей беллетристике того времени, превалировала тема мирного труда представителей самых разных профессий. Несмотря на то, что в прозе Бондарева можно было отметить точную психологическую обрисовку характеров, пластическое воспроизведение реального мира, глубину и бескомпромиссность нравственных коллизий, эти рассказы не выделялись из общего потока литературы подобного рода. После окончания Литературного института в 1951 Бондарев был принят в члены СП СССР.

В 1953 был издан сборник его рассказов «На большой реке».

Настоящий творческий успех принесли Бондарев «военные повести» конца 1950-х — начала 1960-х. Этот цикл открывала повесть «Юность командиров» (1956). Героями Бондарев стали офицеры и курсанты военного училища, прошедшие суровую школу на передовой.

Следующие повести — «Батальоны просят огня» (1957) и «Последние залпы» (1959) — сделали Бондарева известным писателем, которого критика причислила к т.н. «лейтенантской прозе». В этих произведениях сложилась в основных чертах поэтика изображения войны, присущая Бондареву-прозаику. Ему свойственно стремление к точной психологической детализации событий (все критики отмечали «эффект присутствия», «верность правде», «смелость батальных эскизов», «окопную правду»), экспрессивному действию в максимально-напряженных, порой безвыходных ситуациях. Рассматривая своего героя перед лицом смерти с состраданием и верой, Бондарев показывает, как человек овладевает «великой тайной», «осознав ценность жизни, перестает бояться смерти и, умирая во имя убеждений и веры, сеет зерна добра. » (Бондарев Ю. Поиск истины. М., 1979. С. 14).

В 1958 выходит еще один сборник прозы Бондарева «Трудная ночь», в 1962 — «Поздним вечером», основу которых составляют публиковавшиеся ранее произведения. Параллельно с военной темой у Бондарева развивается тема современности, связанная с художественным постижением послевоенного времени, так поразившего «тишиной» вернувшихся с фронта солдат, обострившего забытые из-за войны конфликты как семейного, так и общественного характера.

В 1960 появляется в печати большой роман писателя «Тишина» и повесть «Родственники» (1969). Бондарев пытается углубить психологическую характеристику персонажей, создать полнокровные образы людей со своей собственной биографией, манерой мышления, со своим страданием и ощущением ненужности в этом новом, невоенном мире.

И вновь от современной темы Бондарев обращается к войне.

В 1970 выходит из печати роман «Горячий снег», который в литературе того времени наряду с повестями В. Астафьева, К. Воробьева, В. Кондратьева, В. Быкова, В. Богомолова и др. составлял ядро «военной прозы».

Роман «Горячий снег» посвящен казалось бы локальным событиям — одному дню из жизни артиллерийской батареи Дроздовского, которая на подступах к Сталинграду вела ожесточенные бои, выбивая фашистские танки и не допуская соединения вражеских войск. Оптимистический финал романа, по-видимому, дань времени (батарею находят, раненых увозят в тыл, а героев тут же на передовой награждает сам генерал Бессонов), не заслонял трагической сути происходившего.

С середины 1970-х начинается новый этап в творчестве Бондарева. Писатель соединяет военную тему с современной, а героем его произведений становится художник. Романы «Берег» (1975), «Выбор» (1980), «Игра» (1985) составляют своеобразную трилогию, посвященную сложной и трагической жизни бывшего фронтовика (писателя, художника, кинорежиссера), который в современной жизни обнаруживает утрату тех мощных нравственных импульсов, которые поддерживали его во время войны. Выбор героя, связанного с творческой профессией, говорит о попытках авторского самоопределения и самоидентификации. Эти тенденции усиливались в конце XX в., становясь одной из определяющих черт литературного процесса. Все три романа построены по одному структурному принципу: чередованием глав, посвященных современности, и глав-воспоминаний о войне.

В конце 1970-х Бондарев размышлял о новом типе романа — «нравственно-философском с изобразительно-мыслительной тканью». В этом романе эмоциональный, «рисующий», лирический элемент проявляется при изображении событий прошлого, мыслительное начало непосредственно раскрывается в сфере настоящего. Этот тип романа Бондарев и реализовал в своей трилогии. Многие критики отмечали различие повествовательной ткани в этих произведениях, причем «мыслительное» начало, по их мнению, всегда уступало изобразительному и лирическому.

К этой трилогии примыкает роман «Искушение» (1991), в котором уже исчезает столь резкое противопоставление прошлого и настоящего, хотя интеллектуальное начало, проявляющееся в диалогах, усугубляется. Героями этого романа являются ученые-экологи, которые не выдерживают административного давления власти и дают согласие на строительство ГЭС в небольшом сибирском городе. Образ героя-интеллектуала, героя-творца, в какой-то мере отражает процесс самоидентификации писателя, который ищет свой путь к берегу обетованному через выбор, игру и искушение.

Роман Бондарева «Непротивление» появился в печати в журнале «Молодая гвардия» в 1994-95. И вновь писатель уже в который раз обращается к давно прошедшим временам — первому году после окончания войны. Но послевоенная Москва в этом романе имеет уже другой облик. Изобразительный ряд включает грязные, полные животных криков и ругани рынки, темные забегаловки и шалманы с пьяной, прокуренной толпой, где слились воедино и людской сор, и уголовники, и вернувшиеся с фронта солдаты. Они не то празднуют до бесконечности победу, не то поминают друзей, не то попросту не умеют жить и запивают водкой свой страх.

Читайте также:  Бартоломеу Диаш - сообщение доклад

Роман «Бермудский треугольник» (1999) посвящен событиям 1993 — расстрелу «Белого дома» в Москве. Однако эти события — только трагический и страшный фон произведения, герою которого выпадают на долю не только унижения за защиту парламента, но и, как всегда у Бондарева, предательство старого студенческого друга, который под видом все продолжающейся дружбы уже давно является воплощением зла и губит вокруг все, к чему прикасаются его грязные руки.

Бондарев в течение всей творческой жизни выступал как публицист, эссеист (сборник «Мгновения», 1978), критик и литературовед. Он — автор работ о Л. Толстом, Ф. Достоевском, М. Шолохове, Л. Леонове и др. (сборники «Взгляд в биографию», 1971; «Поиск истины», 1976; «Человек несет в себе мир», 1980; «Хранители ценностей», 1987).

В своих статьях Бондарева много размышлял о морально-этических вопросах. Программные из них даже поэтикой названий свидетельствуют о пристрастии художника к этической теме («О нравственности в литературе», «Нравственность — это социальная совесть писателя», «Гомо моралис» и др.).

Бондарев — общественный деятель, долгие годы (более 25 лет) занимал различные должности в правлении СП СССР, СП РСФСР, входил в состав редколлегий многих литературных журналов, возглавлял различные общественные организации.

Бондарев не принял эпоху «перестройки». В 1987 он писал, а в 1994 повторил, что «если немедленно не остановить горбачевскую игру в реформы, нас ждет беспощадное поражение, мы находимся на краю пропасти и красный фонарь самоубийства страны и народа уже зажжен». (Слово. 1994. № 9-10. С. 36). Но не будучи фальшивым оптимистом, писатель верит, «что пройдет нынешнее лихолетье, все вернется на круги своя, и великие цели будут еще нам подвластны. В 2004 опубликован роман Бондарева «Без милосердия» (Наш современник. №7).

Юрий Бондарев – биография, информация, личная жизнь

Юрий Бондарев

Юрий Васильевич Бондарев. Родился 15 марта 1924 года в Орске – умер 29 марта 2020 года в Москве. Русский советский писатель и сценарист. Герой Социалистического Труда (1984), лауреат Ленинской (1972) и двух Государственных премий СССР (1977, 1983).

Юрий Бондарев родился 15 марта 1924 года в городе Орске Оренбургской губернии (ныне Оренбургская область).

Отец – Бондарев Василий Васильевич (1896-1988), работал следователем.

Мать – Бондарева Клавдия Иосифовна (1900-1978).

В 1931 году они переехали в Москву.

Участник Великой Отечественной войны (с августа 1942 года), младший лейтенант.

В 1941 году комсомолец Бондарев вместе с тысячами молодых москвичей участвовал в сооружении оборонительных укреплений под Смоленском.

Летом 1942 года, после окончания 10 класса средней школы, направлен на учёбу во 2-е Бердичевское пехотное училище, которое было эвакуировано в город Актюбинск.

В октябре 1942 года курсанты были направлены под Сталинград. Бондарев зачислен командиром миномётного расчета 308-го полка 98-й стрелковой дивизии. В боях под Котельниковским (ныне Котельниково) был контужен, получил обморожение и лёгкое ранение в спину. После лечения в госпитале служил командиром орудия в составе 89-го стрелкового полка 23-й стрелковой дивизии Воронежского фронта.

Участвовал в форсировании Днепра и освобождении Киева. В боях за Житомир был ранен и снова попал в полевой госпиталь.

За уничтожение в районе села Боромля Сумской области из боевых порядков пехоты трёх огневых точек, автомашины, противотанковой пушки и 20 солдат и офицеров противника был награждён медалью «За отвагу».

За подбитый танк и отражение атаки немецкой пехоты в районе города Каменец-Подольский награждён второй медалью «За отвагу».

С января 1944 года Ю. Бондарев воевал в рядах 121-й Краснознаменной Рыльско-Киевской стрелковой дивизии в Польше и на границе с Чехословакией.

Член ВКП(б) с 1944 года.

В октябре направлен в Чкаловское артиллерийское училище и после окончания учёбы в декабре 1945 года признан ограниченно годным к службе и демобилизован по ранениям.

Юрий Бондарев

Окончил Литературный институт им. А. М. Горького (1945 — 1951).

Дебютировал в печати в 1949 году. Первый сборник рассказов «На большой реке» вышел в 1953 году. Автор рассказов (сборник «Поздним вечером», 1962), повестей «Юность командиров» (1956), «Батальоны просят огня» (1957; 4-серийный фильм «Батальоны просят огня» по мотивам повести, 1985), «Последние залпы» (1959; одноимённый фильм, 1961), «Родственники» (1969), романов «Горячий снег» (1969; одноимённый фильм, 1972), «Тишина» (1962; одноименный фильм, 1964), «Двое» (продолжение романа «Тишина»; 1964), «Берег» (1975; одноименный фильм, 1984).

Автор сценария фильма, снятого по роману «Горячий снег» (1972). Один из авторов сценария киноэпопеи «Освобождение» (1970) и фильма «Батальоны просят огня». В основу этих романов положена история красноармейца Свинина Василия Афанасьевича, служившего в полку артиллерии НКВД. Из всего личного состава только он один остался в живых, получил тяжёлое ранение. О подвиге Свинина писала в 1944 году газета “Красная Звезда”.

В своих романах 70-х годов ХХ века и позже писатель напряженно размышляет о судьбах Советского союза и России, во многом предвидит причины развала СССР и последующей деградации советского общества, размышляет о смысле жизни, о смерти, о вреде конформизма, исследует тончайшие чувства и переживания человека в переломные и судьбоносные моменты личной и общественной истории.

Подписал Письмо группы советских писателей в редакцию газеты «Правда» 31 августа 1973 года о Солженицыне и Сахарове.

Депутат Совета Национальностей ВС СССР 11-го созыва (1984—1989) от Карачаево-Черкесской автономной области.

Делегат XIX Всесоюзной конференции КПСС (1988).

На XIX Всесоюзной партийной конференции 29 июня 1988 года Юрий Бондарев с трибуны сравнил горбачёвскую перестройку с самолётом, который подняли в воздух, не зная, есть ли в пункте назначения посадочная площадка. Там же он резко осудил очернение советского прошлого и советской действительности, которое тогда разворачивалось в печати и телевидении.

Член ЦК Компартии РСФСР (1990—1991).

В 1991 году подписал обращение «Слово к народу».

В январе 1992 года во главе группы советских писателей сжёг чучело Евгения Евтушенко в знак протеста против преобразования Союза писателей СССР в Содружество Союзов писателей.

В 1994 году публично отказался принять орден «Дружбы народов» по случаю своего 70-летия от Б. Н. Ельцина. Свою позицию он выразил в телеграмме на имя первого президента России, в которой указал: «Сегодня это уже не поможет доброму согласию и дружбе народов нашей великой страны».

Председатель правления Союза писателей России в 1991—2013 годах.

Был членом редакционной коллегии журнала «Роман-газета».

С 2001 года член редакционной коллегии журнала «Мир образования — образование в мире».

Почётный член Санкт-Петербургской общественной организации Академии русской словесности и изящных искусств имени Г. Р. Державина.

Писатель умер 29 марта 2020 года в Москве.

Юрий Бондарев

Личная жизнь Юрия Бондарева:

Жена – Бондарева Валентина Никитична (1927 г. рожд.). Дочери: Елена (1952 г.р.) и Екатерина (1960 г.р.).

Хобби: живопись – как исследователь и собиратель.

Романы Юрия Бондарева:

Батальоны просят огня М., Советский писатель, 1957
Тишина (1962)
Двое (1964)
Горячий снег (1970)
Берег (1975)
Выбор (1981)
Игра (1985)
Искушение (1992)
Непротивление (1996)
Бермудский треугольник (1999)
Без милосердия (2004)

Повести Юрия Бондарева:

Юность командиров (1956)
Последние залпы (1959)
Родственники (1969)

последнее обновление информации: 29.03.2020

Юрий Бондарев. Памяти великого русского человека и писателя

Народный писатель и патриот, не побоявшийся осудить горбачёвскую «катастройку» и наступившую затем ельцинско-путинскую эпоху, которую он называл безвременьем, временем без больших идей, нравственности, совести и доброты.

Но при этом великий русский человек не терял веры в будущее России и нашего народа, он до последнего сохранял надежду на возрождение державы.

Писатель-фронтовик

Юрий Васильевич родился 15 марта 1924 года в Орске Оренбургской губернии. В начале 30-х годов его родители переехали в Москву. Учился в средней школе, комсомольцем летом 1941 года сооружал укрепления под Смоленском. В 1942 году, после окончания 10 класса, поступил на учёбу во 2-е Бердичевское пехотное училище (эвакуированное в Актюбинск). Уже осенью курсанты этого училища были направлены под Сталинград. Юрий Бондарев был зачислен командиром миномётного расчёта 308-го полка 98-й стрелковой дивизии.

В боях под Котельниковским был ранен. После излечения назначен командиром орудия в составе 89-го стрелкового полка 23-й стрелковой дивизии Воронежского фронта. Участвовал в битве за Днепр, в освобождении Киева и западной части Малороссии, дрался в Польше и Чехословакии. Был ранен, отмечен двумя медалями «За отвагу». Учился в Чкаловском артиллерийском училище, признан ограниченно годным к службе и демобилизован по ранениям в звании младшего лейтенанта.

После войны поступил в Литературный институт им. А. М. Горького, где учился под руководством Константина Паустовского. Война и «окопная правда» стали основой его творчества. В конце 40-х вышли первые рассказы Бондарева. С 1951 года — член Союза писателей СССР. Знаменитым он стал после повести «Батальоны просят огня» (1957 год), романов «Тишина» (1962 год), «Двое» (1964 год) и «Горячий снег» (1969 год). По произведениям писателя были сняты фильмы, ставшие легендарными: «Горячий снег» (1972 год) и «Батальоны просят огня» (1985 год). Юрий Васильевич стал одним из авторов сценария масштабной и мощной по своему духу киноэпопеи «Освобождение».

Юрий Бондарев был удостоен звания Героя Социалистического Труда (1984 год), двух орденов Ленина (1971 и 1984 годы), ордена Трудового Красного Знамени (1974 год), ордена Отечественной войны I степени (1985 год), отмечен Ленинской премией за киноэпопею «Освобождение» и другими наградами и премиями.

Патриот и державник

Бондарев выступал против антисоветской деятельности Солженицына и Сахарова. Летом 1988 года публично осудил горбачёвскую «перестройку» и подверг критике СМИ периода «гласности», которые льют грязь на советское прошлое и настоящее. 23 июля 1991 года писатель-фронтовик поставил свою подпись под «Словом к народу», — обращению выдающихся советских деятелей культуры, патриотов-государственников к Горбачёву и Ельцину.

Авторы призывали спасти Родину, остановить распад России-СССР.

«Слово к народу» стало пророческим:

К сожалению, эти слова во многом вполне созвучны и нынешнему времени, когда вся планета, а с ней и Россия снова погружаются в глобальную смуту. Назревает новый распад государства, экономики и личности. Русская держава превращена в «кормушку для алчущих нуворишей», и «лукавые и велеречивые властители, умные и хитрые отступники, жадные и богатые стяжатели… растаскивают богатства… режут на части страну, ссорят нас и морочат, отлучают от прошлого, отстраняют от будущего…»

Через десять лет, в августе 2001 года, газета «Советская Россия» опубликовала обращение «Остановить «реформы смерти»!» Его также подписал Бондарев. В обращении критиковались либеральные реформы, содержался призыв сбросить «груз ельцинизма», нанести удар по мафии и олигархии, отстранить от экономики таких деятелей, как Греф и Кудрин и т. д. К сожалению, прошло почти 20 лет путинской «стабильности», а воз и ныне там. Только олигархи стали «социально ответственными бизнесменами». Россия по-прежнему — полуколониальная периферия капиталистического мира, с зависимой от Запада культурой, экономикой, финансами, внутренней и внешней политикой.

Власти пытались смягчить несгибаемого фронтовика. В 1994 году Юрию Васильевичу по случаю его 70-летия хотели вручить орден Дружбы народов. Однако великий русский писатель писатель отказался принять награду от тогдашнего президента. Он отправил телеграмму Ельцину, и сообщил, что «это уже не поможет доброму согласию и дружбе народов нашей великой страны». Неудобного и неподкупного русского писателя, человека, говорившего правду, постарались забыть. Его титаническая фигура затмевала всех политиков-карликов и «звёзд».

В 2014 году Юрий Бондарев поддержал воссоединение России с Крымом, он надеялся, как и многие миллионы русских, что начался процесс возрождения России. При этом он по-прежнему отмечал, что либерально-демократические «реформы» убили тысячи предприятий и производство, сельское хозяйство и деревню. Что у молодежи нет будущего, и она смотрит за границу. Говорил про разрушение русского языка, падение нравственности, о победе низменных страстей и «золотого тельца». Отсюда – беспринципность, пошлость и цинизм. Про мнимых «звёзд», раскрученных СМИ, которые только разлагают народ. О разрушении русской школы. Отмечал, что все силы надо бросить на возрождение русской деревни, сельского хозяйства, от этого зависит здоровье народа.

Читайте также:  Жизнь и творчество Мольера

Юрий Васильевич до последнего дня сохранял надежду. Верил в победу справедливости, добра и любви. В нашу новую победу, для которой необходимы высокие цели. Нас покинул настоящий народный писатель, который сочетал в себе самые высокие человеческие качества и простоту обыкновенного русского мужика, интеллигентность и имперскость, соборность и тягу к воле.

Творческий путь Ю. В. Бондарева

Выдающийся прозаик, публицист и общественный деятель, Юрий Бондарев является признанным классиком современной отечественной литературы. Произведения, созданные им с поистине эпическим размахом, в полной мере отразили авторскую и гражданскую позицию писателя и нашли своего искреннего, преданного читателя. Его книги о героизме народа в годы Великой Отечественной войны полны размышлений о духовности и морали, о долге и чести. Они отличаются не только достоверностью деталей фронтовых будней, но и напряженным драматизмом, психологической глубиной.

«Если у писателя не было биографии, он не сможет создать ее искусственно, он может ее только пополнить. Между тем жизнь современного писателя настолько насыщенна, что необходимо лишь подробно осмысливать ее. Материал лежит везде», – писал Ю.Бондарев в своих мемуарах. У писателя Ю.Бондарева биография была. Идашкин Ю. Грани таланта: О творчестве Юрия Бондарева. – М., 2009 г. стр. 291.

Нфронте в сознание Бондарева окончательно вошли кристально чистые и ясные заповеди любви к Родине, порядочности, верности – ведь в бою все обнажено и очевидно: что есть добро, а что – зло. И каждый оказывается перед выбором – его Бондарев сделал раз и навсегда. Он избрал берег человеческой порядочности. И там же, на войне, писатель понял главное: «человек рождается для любви, а не для ненависти».

Печататься Юрий Бондарев начал в 1949 году. Первые рассказы писателя выходили в журналах «Огонёк», «Смена» и «Октябрь». В 1951 году он окончил Литературный институт имени М. Горького. В том же году был принят в Союз писателей СССР. Из журнальных публикаций составился первый сборник рассказов «На большой реке» (1953).

В 1956 г. появилась в печати повесть «Юность командиров» – о жизни курсантов артиллерийского училища, в 1957 г. – повесть «Батальоны просят огня», которая стала классикой военной прозы в советской литературе. «Батальоны просят огня» и повесть о самом конце войны «Последние залпы» (1959) принесли Ю.Бондареву славу. В них была сказана «беспримерная, обжигающая правда о войне». Но несмотря на то, что критика стала относить творчество Бондарева к «военной прозе», уже в ранних повестях писатель остро ставил вечные вопросы о подлинном смысле жизни и человеческого счастья, о добре и зле. Эти вопросы стоят и перед полковником Иверзевым («Батальоны просят огня»), и перед капитаном Новиковым («Последние залпы»), и перед героями последующих романов писателя.

Его перу принадлежат романы «Тишина» (1962), «Двое» (1964), «Горячий снег» (1969), «Берег» (1975; Государственная премия СССР, 1977), «Выбор» (1980; Государственная премия СССР, 1983), «Игра» (1985), «Искушение» (1991), «Непротивление» (1996), «Бермудский треугольник» (1999); повести «Юность командиров» (1956), «Последние залпы» (1959), «Родственники» (1969); сборник рассказов «Поздним вечером» (1976); книги литературных статей «Поиск истины» (1976), «Взгляд в биографию» (1977), «Хранители ценностей» (1978).

Впечатления военных лет нашли отражение во многих его произведениях. В повестях «Батальоны просят огня», «Последние залпы», в романах «Горячий снег», «Берег» Юрий Бондарев показал героизм советских солдат, офицеров и генералов, раскрыл их психологию и неизменную верность Родине и народу. Его знаменитый роман «Тишина» рассказал о судьбах людей, прошедших сражения, которые искали и не всегда могли найти свое место в послевоенном обществе.

Юрий Бондарев верит в правоту однажды избранных социалистических идеалов и в них находит ответы на вопросы, которые ставило перед ним его время. «Всякому разумному человеку дано думать, что жизнь его не праздный случайный подарок, а несет в себе великий земной смысл – воспитать собственную душу в борьбе за свободное существование, за очеловечивание человека во имя всемирной справедливости, выше которой ничего нет», – сказал Юрий Бондарев на одной из встреч с читателями.

Главная тематика романов Ю.Бондарева – это нравственная заостренность повествования, обращённость в наш день, к духовному миру современника. Нельзя не согласиться с мнением критика А. Ланщикова: «Герои Ю.Бондарева истинно и искренне требовательны к себе и чуть снисходительны к слабостям других, что сообщает им ту мягкость характера, которая так привлекает людей. Они мужественны в бою и до последней капли крови отстаивают каждую пядь родной земли. Они упорны в своей деликатности и деликатны в своем упорстве и до последнего вздоха отстаивают свой духовный мир, мир высоких нравственных ценностей своего народа».

60-80-е гг. ХХ века в советской литературе – время, когда происходили значительные изменения жизненного материала, тематики и проблематики художественных произведений. И если в предшествующий период развитие советской литературы шло под знаком напряженных индивидуальных нравственных исканий персонажей, то в семидесятые усилилась философская направленность художественной прозы. В литературе по-прежнему было широко распространено мнение, что главная книга о войне еще впереди. Ершов Л. Эхо войны и память сердца: О творчестве Ю. Бондарева // Звезда. – 1984. – №3. В сборнике статей по художественной литературе. Ст. 432. Стр. 496. Именно это и обусловило в этот период усиленные поиски новых жанровых форм. Писатели, рассказывая о современности, постоянно возвращаются к памяти военных лет, сопоставляют день сегодняшний и день вчерашний. Многие исследователи подчеркивают, что именно в середине 60-х – 80-е гг. ХХ века наметилась необходимость в жанрах, «раздвигающих масштабы художественного миропонимания до масштабов исторической современности». И литература искала такие жанры: романтическое повествование («А зори здесь тихие» Б.Васильева), героическая повесть с притчевым подтекстом («Обелиск» В.Быкова), героический роман («Горячий снег» Ю.Бондарева).

Уже в первых своих произведениях Юрий Бондарев утверждает, что «величайшая ценность данного мира» – человек, всей своей жизнью отстаивающий высокие принципы революционной нравственности.

В «Горячем снеге» полнота и насыщенность в передаче героического начала, в воссоздании «мысли народной» (выражение Л.Толстого) достигается не за счет беспредельного расширения изображаемых событий, а за счет глубины и объемности их изображения.

«Горячий снег», если сравнить его с предыдущими романами и повестями автора, произведение во многих отношениях новое. И прежде всего по новому ощущению жизни и истории. Этот роман возник и развернулся на более широком основании, что сказалось в новизне и богатстве его содержания, более масштабного и философски размышляющего, тяготеющего к новой жанровой структуре. И вместе с тем он часть биографии самого писателя. Биографии, понимаемой как непрерывность жизни человека и человечества. Эта генерализирующая идея, заявленная в романе о битве под Сталинградом, во всей своей полноте развернется и в последующих произведениях Юрия Бондарева, особенно в «Береге».

Еще в рецензиях на романы «Тишина» и «Горячий снег» исследователями творчества Ю.Бондарева отмечалось характерное для его произведений 60-80-х гг. ХХ века и для всего литературного процесса этого периода постепенное укрупнение масштабов изображаемых событий и характеров. Эта тенденция нашла продолжение в работе писателя над многосерийной киноэпопеей «Освобождение».

Следующие романы Бондарева «Берег» (1975), «Выбор» (1979), «Игра» (1985), «Искушение» (1991) составили своего рода тетралогию о судьбе русской интеллигенции за последние полвека. В ней автор повествует о духовных исканиях своих героев-интеллигентов: писателя Никитина («Берег»), художника Васильева («Выбор»), кинорежиссера Крымова («Игра»), ученого Дроздова («Искушение»). Никитин, преодолев все тяготы жизни на войне, приходит к ощущению собственной вины за происходящее в послевоенном мире. Недовольство самим собой, осознание призрачности человеческой жизни приводит его к мечте о некотором волшебном береге. Переосмысление жизненных ценностей обнаруживает себя в последних пейзажах Васильева, который также общую беду воспринимает как личную вину. Трудность анализа «Берега» и «Выбора» состоит в том, что их герои соприкасаются с действительностью главным образом в пространстве рефлексии и мысли. Реальность проступает в романах лишь в отрывках, снах, воспоминаниях. Романы Бондарева «Берег», «Выбор», «Игра» выдержали множество переизданий, были переведены на несколько десятков языков.

Таким образом, если всматриваться в развитие прозы Бондарева от первых повестей до романов «Берег» и «Выбор», то нетрудно заметить, что уже в первых произведениях о войне усилия писателя как художника, стремящегося исследовать характер в его возможной глубине и сложности, связаны не только с главным конфликтом – борьбой с фашистской Германией, но и с теми противоречиями, которые проявляются в среде людей. В сюжетном движении немалую роль играют коллизии, источник которых – разная мера зрелости, особенности склада личности, непримиримость нравственных позиций. От первых повестей до романов данный аспект художественного внимания усиливается и нарастает. Золотусский И. Материал и мысль. Заметки о прозе Ю. Бондарева // Литературная газета. – 1969. – 26 ноября. Стр. 28.

Можно сказать, что Ю.Бондарев прошел сложный путь от повестей «Батальоны просят огня» и «Последние залпы» к роману «Горячий снег» и дальше к романам «Берег», «Выбор» – типологически характерный для литературы последних лет путь последовательного восхождения от драматически напряженных, психологически насыщенных, но коротких, строгих по языку повествований, ограниченных сюжетно рамками одного или немногих взаимосвязанных эпизодов войны, ко все более укрупненному, ко все более масштабному изображению ее событий, широко развернутых во времени и пространстве, увиденных на просторах мировой истории.

Уильям Гарвей

Биография

Уильям Гарвей – английский врач 17 века, автор одного из самых значимых открытий в биологии и медицине. Он первым в западном мире правильно и детально описал системное кровообращение и свойства крови, перекачиваемой по всему телу сердцем. Стоял у истоков физиологии и эмбриологии.

Детство и юность

Уильям Гарвей (William Harvey) родился 1 апреля 1578 года в Англии. Отец Томас Гарвей был купцом, членом муниципалитета Фолкстона, графство Кент, занимал пост мэра в 1600 году. Уильям был старшим из девяти детей, семи сыновей и двух дочерей, Томаса и его жены Джоан Хальк. Семья Гарвей состояла в родстве с 1-м графом Ноттингема. Известен сэр Дэниел Гарвей, сын племянницы Уильяма – британский купец и дипломат, английский посол в Османской империи с 1668 по 1672 годы.

Начальное образование Гарвей получил в Фолкстоуне в школе Джонсона, где изучал латынь. Затем он в течение 5 лет учился в Королевской школе в Кентербери, овладел латынью и греческим языком, после чего в 1593 году поступил в колледж Гонвиля и Киза в Кембридже. Уильям выиграл стипендию архиепископа Кентерберийского, чтобы оплатить расходы на проживание и обучение в течение шести лет. В 1597-м Гарвей получил степень бакалавра искусств.

В 1599 году, в возрасте 21 года, он поступил в Падуанский университет в Италии, который славился медицинскими и анатомическими курсами. Когда Гарвей учился в Падуе, Галилео Галилей преподавал там математику, физику и астрономию.

Наибольшее влияние на юношу в итальянском университете оказал его учитель Иероним Фабриций, который был квалифицированным анатомом и хирургом, ему принадлежит открытие клапанов в венах человека. От него Уильям узнал, что вскрытие – самый правильный путь к пониманию тела.

В 1602 году Гарвей блестяще сдал выпускные экзамены и получил степень доктора медицины. В том же году Уильям вернулся в Англию, его ученую степень в Кембриджском университете подтвердили. Кроме того, он стал стипендиатом колледжа Гонвиля и Киза.

Медицина и научная деятельность

Гарвей обосновался в Лондоне и начал практиковать. В 1604 году молодой доктор стал кандидатом в Королевскую коллегию врачей, а в 1607-м стал ее членом. В 1609 году он был официально назначен помощником специалиста в больницу Святого Варфоломея, где прослужил до 1643 года. В его обязанности входили простой, но тщательный осмотр пациентов, которые доставлялись в больницу раз в неделю, и выдача рецептов.

Читайте также:  Хронологическая таблица Салтыкова-Щедрина (жизнь и творчество)

Медик Уильям Гарвей

Следующий этап биографии Гарвея начался с его назначения на должность смотрителя Коллегии врачей в 1613 году и лектора Ламлинских чтений в 1615-м. Основанный Лордом Ламли и доктором Ричардом Колдуэллом в 1582 году 7-летний курс ставил целью просвещать студентов-медиков и повышать общие знания в области анатомии. Уильям приступил к занятиям в апреле 1616 года.

Преподавательскую деятельность Гарвей совмещал с работой в больнице Святого Варфоломея. Он имел обширную и прибыльную практику, кульминацией которой стало его назначение придворным врачом Якова I, короля Англии и Ирландии, 3 февраля 1618 года.

Король Яков I

В 1625 году венценосный пациент умер, в этом обвинили Уильяма, поползли слухи о заговоре. Доктора спасло заступничество Карла 1, которому он служил с 1625 по 1647 годы. Исследователи считают, что он также лечил аристократов из высшего общества, включая лорд-канцлера и философа Фрэнсиса Бэкона, который произвел впечатление на доктора.

Гарвей использовал королевских оленей для медицинских экспериментов. Во время поездки в Шотландию, в Эдинбурге, врач наблюдал за бакланами, заинтересованный эмбриональным развитием птиц. В 1628 году во Франкфурте Гарвей опубликовал трактат о циркуляции крови у животных – «The De Motu Cordis».

Эксперименты Уильяма Гарвея

Впервые сформулированная теория кровообращения по замкнутому циклу была подтверждена экспериментальными доказательствами на примере овцы. До этого считалось, что кровь производится, а не перерабатывается. Негативные комментарии коллег-врачей пошатнули репутацию Уильяма. Тем не менее, его переизбрали смотрителем, а затем казначеем Коллегии врачей.

В возрасте 52 лет Гарвей получил приказ короля сопровождать герцога Леннокса во время поездки за границу. Это путешествие по странам Франции и Испании во время войны за Мантуанское наследство и эпидемии чумы длилось 3 года. В 1636 году Уильям вновь посетил Италию. Исследователи полагают, что во время поездки он встречался с Галилеем.

Уильям Гарвей

Интересным фактом биографии Гарвея является то, что он не раз выступал скептиком на процессах людей, обвиняемых в колдовстве. На основе его заключений многих оправдали.

Во время Гражданской войны в Англии в 1642-1652 годах придворный врач помогал раненым и защищал королевских детей во время битвы при Эджхилле. Однажды противники короля ворвались в дом Гарвея и уничтожили его бумаги: доклады о вскрытиях тел больных, наблюдения за развитием насекомых и серию заметок по сравнительной анатомии.

Уильям Гарвей демонстрирует королю Карлу I теорию кровообращения

В эти годы Гарвей королевским приказом за заслуги перед государством был назначен деканом колледжа Мертон в Оксфордском университете. Уильям совмещал должность с практикой, продолжал научные эксперименты. После капитуляции Оксфорда в 1645 году Гарвей отошел от дел, вернулся в Лондон, жил с братьями. Оставив пост в больнице Святого Варфоломея и другие должности, он занялся изучением литературы. Попытки вернуть доктора в работу потерпели крах.

Перед тем как уйти на покой, Гарвей опубликовал два очерка по исследованию кровообращения («Exercitationes duae de circulatione sanguinis») в 1646 году и научный труд «Исследования о зарождении животных» в 1651-м, в который вошли результаты исследований развития эмбрионов животных. Гарвей основывал большинство своих выводов на тщательных наблюдениях, записанных во время вивисекций различных животных, был 1-м человеком, изучившим биологию количественно.

Памятник Уильяму Гарвею

Огромным вкладом в науку стало заявление, что кровь течет через сердце двумя отдельными замкнутыми петлями. Одна петля, легочное кровообращение, соединяла кровеносную систему с легкими. Вторая, системное кровообращение, вызывает приток крови к жизненно важным органам и тканям тела. Достижением врача-ученого стала теория о том, что функция сердца – толкать кровь по всему организму, а не всасывать ее, как предполагали раньше.

Личная жизнь

О личной жизни Гарвея известно мало. В 1604 году он женился на Элизабет К. Браун, дочери Ланселота Брауна, лондонского врача. У супругов не было детей.

В больнице Святого Варфоломея Гарвей зарабатывал около 33 фунтов в год.

Уильям с женой жил в Ладгейте. Еще два дома в Западном Смитфилде были закреплены за ним как дополнительные льготы к должности врача.

Сохранилось описание внешности 37-летнего Гарвея: человек самого низкого роста, с круглым лицом; его глаза маленькие, очень темные и полные духа, волосы – черные как ворон и вьющиеся.

Смерть

Уильям Гарвей умер 3 июня 1657 года в доме своего брата в Рохамптоне. Утром того дня ученый хотел заговорить и обнаружил, что у него парализован язык. Он знал, что это конец, однако послал за врачом и знаками объяснил, что требуется кровопускание. Операция не помогла, вечером Гарвея не стало

Могила Уильяма Гарвея

Описание событий, предшествовавших кончине, позволяет думать, что причина смерти – кровоизлияние в мозг из сосудов, травмированных подагрой: левая средняя мозговая артерия отказала, что привело к постепенному накоплению крови в головном мозге.

По завещанию имущество ученого распределили между членами семьи, значительная сумма денег отошла Королевскому колледжу врачей.

Гарвея похоронили в Хампстеде, графство Эссекс, в часовне между телами двух его племянниц. 18 октября 1883 года останки ученого были перезахоронены в саркофаге вместе с его работами членами Королевской коллегии врачей с разрешения родственников.

Уильям Гарвей: «я изучал анатомию не по книгам, а рассекая трупы»

Как врачу XVI века удалось доказать существование кровообращения в организме, почему его считали никудышным терапевтом, но превосходным анатомом и кто из известных личностей был пациентом Уильяма Гарвея, читайте в сегодняшнем выпуске рубрики «История науки».

Уильям Гарвей вырос в английском городке Фолкстон на берегу Ла-Манша. Он был старшим ребенком в семье среди восьми братьев и сестер. Уильям с хорошими оценками закончил начальную школу, и отец, видя успехи сына в учебе, отвез десятилетнего мальчика в Кентерберийскую королевскую школу, чтобы тот учился дальше.

В Кентерберийской школе большое внимание уделялось латыни, древнегреческому языку, философии и математике. Уильям проявлял неподдельный интерес к философии, особенно его увлекали труды Аристотеля, а именно его натурфилософские взгляды — учение о четырех стихиях, которые он считал началом всего сущего.

Когда Уильяму исполнилось 15 лет, он поступил в колледж при Кембриджском университете, где начал учить дисциплины, важные для медицины. В колледже студенты в основном изучали философские трактаты Гиппократа, Галена и других древних ученых. В то время древние писатели считались ценным источником знаний и образцом для подражания.

Несколько раз в год студенты посещали анатомические демонстрации, где им показывали вскрытие тел казненных преступников. Гарвея интересовало, как устроен человеческий организм, и этих редких уроков анатомии ему было недостаточно. Тогда в Кембридже медицина была на низком уровне, студентам чаще преподавали богословие.

Урок анатомии доктора Виллема ван дер Меера

Михиль ван Миревельт и Питер ван Миревельт

После окончания колледжа Гарвей получил степень бакалавра естественных наук и отправился в путешествие по Европе: Фрации, Германии и Италии. Деньги у Уильяма имелись, ведь его отец был весьма состоятельным купцом. В дороге он размышлял по поводу своего будущего и решил продолжить изучать медицину, но не в родной Англии, а в Италии, где процветали анатомия. И вот, спустя два года после окончания колледжа, Уильям Гарвей поступил в Падуанский университет.

Преподавателем Уильяма в университете стал итальянский хирург Иероним Фабриций, который проводил со студентами вскрытия животных. Ученый исследовал развитие плода, структуру пищевода, желудка и кишечника. Он был первым, кто описал венозные клапаны сердца, но для чего они служат, Фабриций так и не понял. Хирург считал, что они регулируют движение крови от сердца, но на самом деле они препятствуют этому движению и позволяют крови течь по венам только в сторону сердца. Этот факт спустя много лет установит Гарвей. Неудивительно, что труды Фабриция о клапанах и об образовании плода сильно повлияли на дальнейшие научные изыскания нашего героя.

В 24 года Уильям Гарвей получил в Падуанском университете степень доктора медицины и уехал из Италии домой в Англию. Там в 1604 году он был принят в Королевскую коллегию врачей — британское общество, куда входили профессиональные медики. И буквально через пару недель Гарвей женился. Его избранницей стала скромная девушка Элизабет Браун — дочь Лонселота Брауна, одного из членов общества врачей, который в свое время был личным доктором королевы Елизаветы. Об Элизабет сведений сохранилось немного, известно, что у нее был попугай, который забавлял обоих супругов. Также известно, что она скончалась гораздо раньше Уильяма.

В 1609 году Уильям Гарвей принял пост лечащего врача в лондонской Больнице Святого Варфоломея, в которой он впоследствии проработал более тридцати лет своей жизни. В начале своей карьеры Уильям работал бесплатно и лечил в основном бедных людей, но, постепенно набирая опыт, Гарвей получил должность главного врача, и его имя стало на слуху. Одно время его пациентом был знаменитый философ Фрэнсис Бэкон. Впрочем, самым известным пациентом стал король Британии, Карл І: в 1631 году Гарвей стал его личным врачом.

Больница Святого Варфоломея

В отличие от большинства врачей того времени, Гарвей не выписывал своим пациентам сложные и многокомпонентные лекарства. Он использовал только все самое необходимое для лечения и рекомендовал пациентам правильно питаться. Среди коллег у него была невысокая репутация. Современник Гарвея, писатель Джон Обри говорил: «Хотя все его коллеги соглашались, что он превосходный анатом, я никогда не слыхал, чтобы кто-то одобрял его как терапевта. Я знал многих врачей в этом городе, которые не дали бы трех пенсов за его рецепт и говорили, что из его предписаний нельзя понять, чего он добивается».

С 1616 года Уильям Гарвей от лица Королевской коллегии врачей был назначен «странствующим» лектором. Он должен был выступать с лекциями по медицине в разных городах Англии. Гарвей занимался этим в течение сорока одного года и параллельно продолжал работать в больнице.

Уильям Гарвей препарирует тело Томаса Парра

Главным вкладом Уильяма Гарвея в медицину стал его труд «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных», который был опубликован в 1628 году. Мысль о циркуляции крови в организме принадлежала еще испанскому врачу Мигелю Сервету, который в 1553 году выдвинул идею о существовании малого круга кровообращения, за что был сожжен на костре из-за разногласий с Церковью. Потом был итальянский хирург Реальдо Коломбо, который также высказал свою теорию о малом круге кровообращения. Но, в отличие от своих предшественников, Гарвей впервые сформулировал теорию кровообращения и привел ее экспериментальные доказательства.

Физиолог измерил, сколько крови поступает из желудочка за одно сокращение сердца овцы, а также измерил частоту сердечных сокращений и весь объем крови в теле животного. Ему удалось доказать, что за две минуты вся кровь проходит через сердце, а за 30 минут через сердце проходит количество крови, равное массе животного. Ученый спрашивал себя, куда же девается кровь, попадающая в артерии, и пришел к выводу, что кровь возвращается к сердцу по замкнутому циклу, а эту замкнутость обеспечивают капилляры, соединяющие артерии и вены. Сам Гарвей писал: «Я преподавал и изучал анатомию не по книгам, а рассекая трупы, не по измышлениям философов, а на фабрике самой природы».

Таким образом, Уильям Гарвей опроверг господствовавшее много лет учение римского медика и мыслителя Галена о том, что новые порции крови поступают к сердцу от вырабатывающих ее органов. Свои выводы Гарвей впервые изложил на одной из своих просветительских лекций, прочитанной им в Лондоне 16 апреля 1618 года. Коротко для широкой аудитории ученый пояснил, что кровь движется по двум кругам: малому, через легкие, и большому — через все тело. Его революционная теория вызвала диссонанс среди публики и еще долгое время терпела критику со стороны многих ученых и врачей.

Ссылка на основную публикацию