Сергей Королев – доклад сообщение

Сергей Павлович Королев

Сергей Павлович Королев – гениальный ученый, физик, инженер, конструктор. В этой статье вы найдете краткую биографию Сергея Павловича и узнаете о его основных достижениях в сфере практической космонавтики и производства ракетно-космической техники.

Сергей Павлович Королев – гениальный ученый, физик, инженер, конструктор. Он добился огромных результатов в сфере практической космонавтики и производства ракетно-космической техники.

Краткая биография

Сергей Павлович Королев родился 12 января 1907 года в Житомире. Его отец – Павел Яковлевич Королев, учитель русской словесности. Мать – Мария Николаевна Москаленко, дочь нежинского купца.

Когда ему было 3 года, мама покинула семью, и его отправили в город Нежин к бабушке и дедушке. Учился Сергей Павлович в Киеве, затем в Одессе.

Именно в Одессе он познакомился с летчиками местного авиаотряда и много времени проводил в их компании, интересуясь тонкостями их ремесла. Смышленому юноше показывали, из чего состоит аэроплан, как он летает, разрешили сесть за штурвал самолета и сказали: чтобы стать летчиком, надо хорошо учиться.

Учеба и первая работа

Последний совет Сергей Королев сразу усвоил и после школы продолжил обучение. Он поступил в Киевский политехнический институт. Однако программа обучения там его не совсем устраивала, и поэтому он перевелся в Высшее техническое училище в Москве.

По окончании училища Королев был направлен на работу в Центральный аэродинамический институт. В этот период он изучал труды Циолковского «Реактивный аэроплан».

Под впечатлением прочитанного он сменил место работы: в 1933 году Королев поступил на работу в новый Реактивный Научно-исследовательский Институт. Он стал заместителем начальника института по научной работе. Тогда ему было 26 лет, и он строил грандиозные планы на будущее.

Молодой конструктор и ученый верил в то, что будущее всей авиации за реактивными двигателями и реактивной техникой.

Арест и продолжение научной деятельности

В 1938 году в СССР проходила массовая чистка: искали шпионов, врагов народа. Пострадали многие ученые, конструкторы, инженеры. Королёва тоже арестовали и приговорили к 10 годам в исправительно-трудовых лагерях на Колыме.

По ходатайству оставшихся на свободе ученых его перевели в группу конструктора Туполева создавать самолет Ту-2. Работая в «шарашке», он продолжал мечтать о самолетах с двигателем на реактивной тяге.

Поездка в Германию

Из заключения его неожиданно освободили в 1944 году, а в 45-м как специалиста в области реактивного ракетостроения отправили в Германию. Там он собирал военную документацию немецких ученых, создавших знаменитые ракеты Фау-1 и Фау-2.

Из Германии Королёва направили в подмосковные Подлипки, где сформировался научно-производственный центр по изготовлению ракет на жидком топливе. Его назначили главным конструктором баллистических ракет. Начался новый этап его жизни.

Новый этап

В 1947 году Королёва пригласили в Кремль для доклада Сталину о разработке баллистической ракеты. Он доложил, но никакой реакции не последовало. И никаких изменений не произошло. Перемены наступили после смерти Сталина, когда новое руководство страны привлекло талантливых ученых и инженеров к созданию нового ракетного оружия, к освоению космоса.

Первый запуск в космос

В 1954 году Королёв закончил работу над ракетой с ядерным боевым зарядом и приступил к созданию межконтинентальной ракеты. В октябре 1957 года в небо ушла ракета с первым искусственным спутником.

В 1959 году в сторону Луны по очереди отправились три космических аппарата. Первый и второй доставили на поверхность Луны вымпел с изображением герба СССР, а третий сделал снимки обратной стороны Луны. 12 апреля 1961 года был осуществлен первый в мире полет человека в космос, а 18 марта 1965 года человек впервые вышел в открытое пространство.

Королев был настолько увлечен своей работой, что буквально дневал и ночевал в лабораториях, на испытательных полигонах, космодроме. Он не считался с собой, со временем, с рабочим коллективом – он жил своим любимым делом и отдавался ему полностью.

Сергей Павлович Королев планировал создать новый корабль, в отсеке которого космонавты могли находиться без скафандров, думал осуществить стыковку двух кораблей в космосе. Но его сердце не выдержало чрезмерных нагрузок и 14 января 1966 года скончался от сердечной недостаточности.

Королев Сергей Павлович (1907-1966) – краткая биография и жизнь конструктора космических кораблей

Детство и юность

Дата рождения будущего конструктора отличается по старому и новому календарю — 30 декабря 1906 года или 12 января 1907. Он появился на свет в украинском городе Житомире. Его родители: мать — Москаленко Мария Николаевна, а отец — Королев Павел Яковлевич. Женщина происходила из Нежинского купеческого рода, мужчина родился в Могилеве, работал учителем словесности.

Когда ребенок достиг трехлетнего возраста, мать оставила семью. Сергей переехал в Нежин, где он проживал с бабушкой Марией Матвеевной и дедушкой Николаем Яковлевичем. В 1915 он стал посещать подготовительные занятия в Киевской гимназии, через два года перешел в Одесскую, куда переехал вместе с Марией Николаевной и ее новым мужем Григорием Михайловичем Баланиным. Но скоро учебное заведение закрыли, мальчику пришлось получать образование дома. С этим хорошо справились мать и отчим-инженер.

Уже в юные годы Сергей проявлял интерес к авиации. С 1922 по 1924 он учился в профессиональной школе, где прошел сразу несколько курсов, получил строительную специальность и посещал разные кружки. В этот период Королев завел знакомства с летчиками Одесского гитотряда и стал активным общественным деятелем в сфере авиации. В 16 лет юноша читал лекции студентам разных курсов, а через год спроектировал безмоторный самолет К-5. Он официально защитил свою работу перед комиссией, которая рекомендовала конструкцию к постройке.

В 1924 Королев успешно сдал экзамены в Киевский политехнический институт. За два курса Сергей смог практически идеально изучить инженерные дисциплины и стать планеристом. А в начале нового учебного 1926 года он решил перевестись в МВТУ имени Баумана.

Начало работы

Будущий конструктор космических кораблей Королев в училище был известен как способный студент. Он получил звание пилота-парителя после того, как успешно сдал практические экзамены на планере под названием «Жар-птица», спроектированном М. Тихонравовым. В декабре 1929 Сергей защитил диплом, создав модель самолета СК-4.

Ему принадлежат следующие проекты:

Все эти аппараты показали настоящий талант Королева. СК-3 «Красная звезда» стал планером, на котором выполнили первую мертвую петлю в СССР. Но после знакомства с К. Циолковским Сергей задумался о покорении стратосферы и заинтересовался реактивным движением.

В 1931 Королев и еще один конструктор в сфере ракетостроения Ф. Цандер основали в столице общественную организацию — Группу изучения реактивного движения. Уже в 1932 она превратилась в государственную лабораторию, в которой разрабатывали ракеты. В ней и сконструировали первые советские баллистические аппараты ГИРД-09 и ГИРД-10.

Запуск одной из них состоялся 17 августа 1933. В этом же году был открыт Реактивный научно-исследовательский институт, его руководителем назначили И. Клейменова. Королев занял должность заместителя и получил ранг дивинженера. Позже его утвердили руководителем отдела ракетостроения, а в 1936 он удачно испытал два аппарата — зенитный 217 и дальнобойный 212. В его отделе были разработаны разные виды ракет:

  1. жидкостная крылатая;
  2. баллистическая дальнего действия;
  3. авиационная для уничтожения целей;
  4. твердотопливная зенитная.

Но взгляды Королева не совпадали с мнением руководителей института, поэтому ему пришлось с руководящей должности перейти на другую — старший инженер.

Арест и заключение

После того как арестовали Ивана Клейменова и еще нескольких сотрудников института, на Королева также донесли. За ним сотрудники НКВД приехали 27 июня 1938 года. В некоторых источниках указано, что его пытали — сломали верхнюю и нижнюю челюсть. Об этом сообщил хирург, который удалял полипы у конструктора. Сергей не смог достаточно широко открыть рот, что повлияло на исход операции.

Его вторая супруга Нина Ивановна также вспоминала, что супруг нервничал перед походом к стоматологу. Сам Королев писал, что следователи с фамилиями Быков и Шестаков сильно избивали его. Но доказать это у него не получилось, ведь о побоях заявить было некуда.

Причиной ареста стало донесение одного из академиков. Королева обвиняли во вредительстве. В сентябре 1938 он попал в список личностей, дела которых должен рассматривать суд Военной коллегии. Сергей стоял в первой категории — арестанты, которых должны расстрелять. 27 сентября ему выдвинули обвинение, в качестве приговора судьи определили 10 лет ИТЛ. Позже срок сократили до восьми, а освободили его в 1944.

Королев сидел и в Бутырке, и в пересыльной тюрьме Новочеркасска, был он на Колыме, золотом прииске Мальдяк, во Владлаге. В 1940 его судили вторично и отправили в московскую спецтюрьму НКВД ЦКБ-29. Но и здесь деятельность Королева Сергея Павловича не прекратилась — он участвовал в разработке бомбардировщиков Ту-2 и Пе-2. Также он спроектировал аэроторпеду и ракетный перехватчик.

Благодаря этому Королева перевели в ОКБ-16 Казанского округа. Здесь он усовершенствовал ракетные двигатели, сумел повысить динамические и скоростные характеристики военных самолетов, сократил длину разбега при взлете. В 1943 Сергей стал главным конструктором группы реактивных установок.

Воспоминания его товарищей и коллег отличаются: Л. Кербер считал его циничным, пессимистичным, скептиком; летчик А. Леонов никогда не видел его озлобленным или разочарованным в жизни. Даже после стольких лет заключения Королев остался преданным своему делу. Дочь Сергея вспоминала, что после прииска ее отец оставшуюся жизнь ненавидел золото. Освободили Королева из заключения в июле 1944 по указанию Сталина. Но его оставили еще на год работать в Казани, так как считали хорошим специалистом. Позже его полностью реабилитировали.

Читайте также:  Рылеев - сообщение доклад 8 класс

Баллистические ракеты

В 1946 Сергей получил должность главного конструктора в ОКБ-1, расположенном в Калининграде. На новой работе он спроектировал несколько ракет:

Главное его достижение — проект и конструкция последней ракеты из советских материалов. Ее создатель на этом не остановился. Среди его проектов известен аппарат, способный пролететь на расстояние до 3000 км. В 1941 инженеры провели успешные испытания Р-1, а в 1950 ее официально сдали на вооружение. В течение 1954 года конструктор создал пять модификаций аппарата, завершил работу над Р-5м, у которой есть боевой заряд.

Еще один вклад в историю — межконтинентальная двухступенчатая баллистическая Р-7, которая может находиться в полете до 8000 км. Ее запустили на полигоне в Казахстане, а возле поселка Плесецк Архангельской области основали стартовую станцию под названием «Ангара», где проходили боевые испытания ракет. Легендарный проект Королева — конструирование аппаратов на стабильных компонентах топлива. Первые подобные ракеты своим происхождением обязаны именно Сергею Павловичу.

Запуск спутника

В 1955 году Сергей Павлович с другими инженерами сдали правительству проект об отправке в космос ИСЗ. Власти дали добро на исполнение этого плана, поэтому в августе 1956 ОКБ-1 стало самостоятельным отделом. Главой назначили Королева. Он на базе ракет разработал совершенные носители, с помощью которых запустил в 1957 году первый искусственный спутник в истории.

Полет оказался успешным и поднял авторитет СССР среди других стран. Параллельно Королев работал над спутниками оборонного, хозяйственного и научного назначения. В 1958 он вывел в космос Спутник-3 и парные аппараты «Электрон». Позже по его проекту запустили три автоматические станции «Луна-1», «Луна-2» и «Луна-3».

Первая пролетела возле Луны, вторая переместилась с Земли на ее природный спутник, третья смогла сфотографировать его обратную сторону. Затем Королев создал еще один интересный проект — разработал лунный аппарат для мягкой посадки, съемок и передачи панорамы обратно.

Полет первого космонавта

Основоположник космических полетов, Сергей Королев, прославил СССР тем, что отправил в стратосферу человека. Но конструктор не торопился запускать корабль. Сначала аппарату позволили сделать одну петлю, это помогло установить психологическое и физическое состояние космонавта.

Полет осуществился 12 апреля 1961 года, первым испытателем стал Юрий Гагарин. Вслед за ним в космос отправился Герман Титов на «Востоке-2», благодаря этому Сергей более детально изучил воздействие условий операции на работу человеческого организма. Позже космонавтами стали Николаев, Попович, Быковский, Терешкова. Но работу последней Королев не одобрил — он считал, что женщин в космосе быть не должно.

В 1964 конструктор создал более сложный корабль «Восход», на котором полет совершило уже три человека. А еще через год Леонов 20 минут провел в открытом космосе. Королев продолжал работу над созданием долговременной орбитальной станции. Первой подобной конструкцией стал «Союз», в корабле были отсеки, в которых экипаж мог находиться без скафандров. При полете планировалась автоматическое соединение двух аппаратов для свободного перехода человека через открытый космос. Но Королев не дожил до осуществления своей мечты.

Личная жизнь

Несмотря на занятость в сфере ракетостроения, Королев успел два раза жениться. Первой его супругой стала доктор-хирург Винцентини Ксения Максимилиановна. В этом браке родилась дочь Наталья — единственный и безгранично любимый ребенок Сергея Павловича. Девушка стала доктором медицинских наук, а также лауреатом Государственной премии.

Именно она предоставила много интересных фактов о личной жизни и биографии Сергея Королева. Наталья Сергеевна рассказывала также о семье своей матери — ее дед был итальянцем, в 25 лет он переехал в Бессарабию и поменял имя на Николай. Хотя родители Ксении приняли православие, она решила не менять свою фамилию.

Дочери было всего три года, когда ее отца арестовали. Мама пыталась хлопотать за главу семейства, но ее сменила бабушка. Ксения посвятила себя воспитанию Натальи. Мать конструктора постоянно писала письма властям, ездила к ним на приемы, пыталась спасти единственного сына.

Вторая жена Королева Сергея Павловича — Нина Ивановна. Наталья вспоминает, что эта женщина разрушила их семью, но она посвятила свою жизнь отцу и никогда не оставляла его одного. В последнем браке детей не было.

Последние годы

Королев страдал от полипов в прямой кишке. Их можно было удалить только хирургическим путем, доктора не боялись несложной операции. Проводил ее сам министр здравоохранения, профессор Б. Петровский. Но во время процедуры началось кровотечение, которое не удалось остановить.

Пришлось вскрывать брюшную полость, в которой обнаружили большую опухоль — саркому. Хирург удалил ее, а также часть прямой кишки. Из-за проблем с челюстями возникли проблемы при интубации трахеи. Все эти сложности привели к летальному исходу — 14 января 1966 года Королев скончался.

В 1973 газета «Вашингтон пост» обвинила хирурга Петровского во врачебной ошибке. Академик АМН Ф. Углов подтвердил это, указав на тот факт, что никакой саркомы не было, а у Королева нашли только полип. Но доказать это уже не удалось. Тело Сергея Павловича кремировали, урну с прахом захоронили в Кремлевской стене.

Конструктор Королев оставил после себя ценное наследие — ракеты и космические корабли, научные труды. О нем писали книги и снимали фильмы, его биографию разбирали историки и простые любители, а его упорная работа заложила начало космонавтике.

Сергей Королев: доклад

Сергей Королев: доклад для детей по физике поможет подготовится к уроку.

Королев Сергей Павлович доклад

Родился в Житомире в семье инженера в 1907 году. Будучи ребенком, Сергей отличался от сверстников своей тягой к технике.

Подросток часами наблюдал за полётами гидросамолетов над морем, лелея мечту о полётах.

Серёжа учился дома под руководством отчима и матери, много читал об авиации. В школу поступил лишь в 15 лет. Учился с удовольствием, поражая учителей прекрасной памятью и ясным мышлением. Уже в этом возрасте он отличался организованностью, совмещая учёбу, работу, спортивные секции и даже музыку.

В 1921 г. в Одессе появился отряд гидросамолетов, и будущий конструктор увлекся воздухоплаванием, а в 1923 г. начал заниматься в планерном кружке. В 17 лет он разработал проект своего первого летательного аппарата – безмоторный самолет.

В 1922-1924 гг. он учился в строительной профессиональной школе, занимаясь во многих кружках и на разных курсах.

Поступив в 1924 г. в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники, Королев за два года освоил в нем общие инженерные дисциплины и стал спортсменом-планеристом. Осенью 1926 г. он перевелся в Московское высшее техническое училище (МВТУ) им. Баумана на аэромеханический факультет.

Одновременно Сергей разносил газеты, работал грузчиком, столяром, кровельщиком: на что-то нужно было жить.

Во время учебы в МВТУ Королев был уже известен как молодой способный авиаконструктор и опытный планерист. С четвертого курса он совмещал учебу с работой в конструкторских бюро

В 1929 г. Королев посетил в Калуге Константина Циолковского, и увлекся идеей создания летательных аппаратов ракетного типа.

А в 1931 году Сергей вместе с Фридрихом Цандером создают Группу изучения реактивного движения. Уже в 1933-м ГИРД становится государственным Реактивным научно-исследовательским институтом. Королев проектирует и начинает испытывать ракеты…

Но в 1938 году по доносу одного из сослуживцев Сергея Королева арестовывают и приговаривают к десяти годам лагерей. Почти год Королев проводит в одиночной камере. На допросах его пытали, сломали челюсть, он получил сотрясение мозга.

Осенью 1940 года его переводят в закрытое конструкторское бюро — где под руководством знаменитого авиаконструктора Туполева создается фронтовой бомбардировщик Ту-2. А во время войны его переводят в Казань, где заключенные — ученые и инженеры — работали над ракетными двигателями новых типов, которые можно было бы поставить на самолеты.

Лагерную робу Королев смог снять только в 1944 году.

В 1945-м Королев уже руководит группой советских инженеров, которые занимаются изучением немецкого ракетного оружия Фау-2. В Германии Сергей Павлович проектирует собственную баллистическую ракету с дальностью полета до 600 км.

В 1956 году создается первая отечественная стратегическая ракета, ставшая основой ракетного ядерного щита страны. Еще через четыре года — первая межконтинентальная ракета Р-7. Именно она стала прототипом ракеты «Союз». На этом носителе, правда доработанном и модернизированном, до сих пор стартуют на орбиту космонавты.

Но Королев понимает — ракеты могут выполнять не только боевые задачи. Они нужны, чтобы выводить на орбиту спутники. И — безумная по тем временам идея! — на них смогут летать космонавты.

Читайте также:  Писатель Николай Телешов. Жизнь и творчество

Уже 4 октября 1957 года был запущен на околоземную орбиту первый в истории человечества искусственный спутник Земли.

Еще через два года — три автоматических космических аппарата уже отправляются к Луне!

А 12 апреля 1961 года — через четыре года после запуска простейшего спутника — состоялся полет первого в мире пилотируемого космического корабля — он получил имя «Восток-1». Его командир Юрий Гагарин стал известен и любим во всем мире! Корабль тоже создается «в ведомстве» Королева. И дальше — неимоверный темп:

  • Через четыре месяца Герман Титов на орбите проводит сутки!
  • Еще через год в космос друг за другом улетают уже два корабля — «Восток-3» и «Восток-4».
  • Меньше чем через год еще один парный полет, но командир одного из кораблей — женщина, Валентина Терешкова.
  • Через четыре года после полета Гагарина Алексей Леонов впервые выходит в открытый космос. Корабль у него новый — «Восход-2».

Но Королев продолжает ставить фантастические задачи: он хочет отправить на орбиту долговременную станцию — чтобы экипажи на ней менялись, постоянно дежуря над Землей. И одновременно готовит экспедицию на Луну. Конструируется и испытывается мощнейшая «лунная ракета», готовится корабль, отрабатывается схема полета.

Он ушёл из жизни за день до своего 59-летия в 1966 году. И только тогда страна и весь мир узнал имя и фамилию человека, которого пресса, радио и телевидение называли просто Генеральный конструктор.

Сообщение о королеве Сергее Павловиче может быть использовано учениками 7 класа, если Вы ученик 2 класа лучше сделать краткий доклад о Королеве, используя поданную информацию.

Королёв Сергей Павлович

Главная > Доклад >История

Королёв Сергей Павлович

С. П. Королёв родился 12 января 1907 в городе Житомире (Украина) в семье учителя русской словесности белоруса Павла Яковлевича Королёва (1877—1929) и украинки Марии Николаевны Москаленко. Ещё в школьные годы Сергей отличался исключительными способностями и неукротимой тягой к новой тогда авиационной технике. В 1922—1924 учился в строительной профессиональной школе, занимаясь во многих кружках и на разных курсах. Поступив в 1924 году в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники, Королёв за два года освоил в нём общие инженерные дисциплины и стал спортсменом-планеристом. Осенью 1926 года он переводится в Московское высшее техническое училище (МВТУ). За время учёбы в МВТУ С. П. Королёв уже получил известность как молодой способный авиаконструктор и опытный планерист.

В 1933 году Королёв был назначен заместителем директора Реактивного научно-исследовательского института. Был арестован 27 июня 1938 года по обвинению во вредительстве. 21 апреля 1939 года попал на Колыму. В июле 1944 года С. П. Королёва досрочно освободили из заключения со снятием судимости. В это время он уже работал вместе с В.П. Глушко в Казани на авиационном моторостроительном заводе. Отрабатывали жидкостные реактивные двигатели в качестве ускорителей боевых самолетов. Шла война, и о возвращении домой в Москву думать было рано. Лишь в августе 1945 года он навсегда покинул Казань. По возвращении в Москву Королева включили в группу по изучению немецких трофейных ракет “ФАУ”. В сентябре 1945 года он в составе других специалистов вылетел в Берлин. Вскоре Королев был назначен научным руководителем всей программы по изучению трофейной техники. Первой задачей, поставленной правительством перед С. П. Королёвым как главным конструктором и всеми организациями, занимающимися ракетным вооружением, было создание аналога ракеты Фау-2 из отечественных материалов. Но уже в 1947 г. выходит постановление о разработке новых баллистических ракет с большей, чем у Фау-2, дальностью полета: до 3000 км. В 1948 г. С. П. Королев начинает летно-конструкторские испытания баллистической ракеты Р-1 (аналога Фау-2) и в 1950 г. успешно сдает ее на вооружение. Параллельно С. П. Королев ведет разработку новой баллистической ракеты Р-2 с дальностью полета 600 км. Ракета Р-2 сдана на вооружение в 1951 году, т. е. всего лишь на год позднее ракеты Р-1.

1956 году под руководством С. П. Королёва была создана первая отечественная стратегическая ракета, ставшая основой ракетного ядерного щита страны. В 1957 Сергеем Павловичем были созданы первые баллистические ракеты на стабильных компонентах топлива. Появившиеся в 1946-1957 годах различные типы ракет дальнего действия были для своего времени выдающимися образцами ракетной техники.

В 1955 году С. П. Королёв, М. В. Келдыш, М. К. Тихонравов вышли в правительство с предложением о выведении в космос при помощи ракеты Р-7 искусственного спутника Земли (ИСЗ). 4 октября 1957 года был запущен на околоземную орбиту первый в истории человечества ИСЗ. Его полет имеет ошеломляющий успех и создает нашей стране высокий международный авторитет. В этой связи Сергей Павлович отдавал должное роли Никиты Сергеевича Хрущева, Генеральному секретарю ЦК КПСС. Отмечал его подлинно государственную заботу в деле создания космической техники. Хрущев знал даже детали дела, знал по именам конструкторов, ученых. Он лично побывал почти на всех ракетных заводах.

Для реализации пилотируемых полетов и запусков автоматических космических станций С. П. Королев разрабатывал на базе боевой ракеты семейство совершенных трехступенчатых и четырехступенчатых носителей. Таким образом, вклад С. П. Королева в развитие отечественной и мировой пилотируемой космонавтики является решающим. Королев умел смотреть далеко вперед. Еще до старта первого искусственного спутника Земли под его руководством шла разработка проектов межпланетных станций, спутников народнохозяйственного назначения, пилотируемых кораблей. Уже в январе 1959 года в сторону Луны стартовала первая ракета, в том же году на поверхность Луны был доставлен вымпел с изображением герба Советского Союза и получены фотографии ее обратной стороны

12 апреля 1961 г. С. П. Королёв снова поражает мировую общественность. Создав первый пилотируемый космический корабль «Восток-1», он реализует первый в мире полёт человека — гражданина СССР Юрия Алексеевича Гагарина по околоземной орбите.

Продолжая развивать программу пилотируемых околоземных полётов, Сергей Павлович начинает реализовывать свои идеи о разработке пилотируемой ДОС (долговременная орбитальная станция). Её прообразом явился принципиально новый, более совершенный, чем предыдущие, космический корабль «Союз».

Смерть С. П. Королева наступила от сердечной недостаточности (острая ишемия миокарда) 14 января 1966года. Королёв стремился делать необычное. Созданные по его чертежам планеры были всегда оригинальными. И ракетная техника, особенно в далекие предвоенные годы, увлекла его своей необычностью, дерзко-романтическим будущим, “космическими перспективами”. Сергей Павлович предвидел и как немногие, глубоко понимал, каким весомым вкладом в научно-технический прогресс она может стать, как будет способствовать укреплению обороноспособности нашей страны в те трудные годы. И ее созданию, совершенствованию он отдал все свои силы, знания, талант.

Как знак признания заслуг С.П. Королева стоят памятники – на родине в Житомире, в Москве, где жил, в Подмосковье, где строил ракеты и корабли, на космодроме, откуда прокладывал дороги во Вселенную. В ознаменование заслуг Королева в исследовании Луны мировая астрономическая общественность присвоила его имя одному из крупных кольцеобразных горных образований на Луне – талассоиду.

Доклад: Королёв Сергей Павлович

Королёв Сергей Павлович

С. П. Королёв родился 12 января1907 в городе Житомире (Украина) в семье учителя русской словесности белоруса Павла Яковлевича Королёва (1877—1929) и украинки Марии Николаевны Москаленко. Ещё в школьные годы Сергей отличался исключительными способностями и неукротимой тягой к новой тогда авиационной технике. В 1922—1924 учился в строительной профессиональной школе, занимаясь во многих кружках и на разных курсах.Поступив в 1924 году в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники, Королёв за два года освоил в нём общие инженерные дисциплины и стал спортсменом-планеристом. Осенью 1926 года он переводится в Московское высшее техническое училище (МВТУ). За время учёбы в МВТУ С. П. Королёв уже получил известность как молодой способный авиаконструктор и опытный планерист.

В 1933 годуКоролёв был назначен заместителем директора Реактивного научно-исследовательского института. Был арестован 27 июня1938 года по обвинению во вредительстве. 21 апреля1939 года попал на Колыму. В июле 1944 года С. П. Королёва досрочно освободили из заключения со снятием судимости. В это время он уже работал вместе с В.П. Глушко в Казани на авиационном моторостроительном заводе. Отрабатывали жидкостные реактивные двигатели в качестве ускорителей боевых самолетов. Шла война, и о возвращении домой в Москву думать было рано. Лишь в августе 1945 года он навсегда покинул Казань. По возвращении в Москву Королева включили в группу по изучению немецких трофейных ракет “ФАУ”. В сентябре 1945 года он в составе других специалистов вылетел в Берлин. Вскоре Королев был назначен научным руководителем всей программы по изучению трофейной техники. Первой задачей, поставленной правительством перед С. П. Королёвым как главным конструктором и всеми организациями, занимающимися ракетным вооружением, было создание аналога ракеты Фау-2 из отечественных материалов. Но уже в 1947 г. выходит постановление о разработке новых баллистических ракет с большей, чем у Фау-2, дальностью полета: до 3000 км. В 1948 г. С. П. Королев начинает летно-конструкторские испытания баллистической ракеты Р-1 (аналога Фау-2) и в 1950 г. успешно сдает ее на вооружение. Параллельно С. П. Королев ведет разработку новой баллистической ракеты Р-2 с дальностью полета 600 км. Ракета Р-2 сдана на вооружение в 1951 году, т. е. всего лишь на год позднее ракеты Р-1.

В 1956 году под руководством С. П. Королёва была создана первая отечественная стратегическая ракета, ставшая основой ракетного ядерного щита страны. В 1957 Сергеем Павловичем были созданы первые баллистические ракеты на стабильных компонентах топлива. Появившиеся в 1946-1957 годах различные типы ракет дальнего действия были для своего времени выдающимися образцами ракетной техники.

В 1955 году С. П. Королёв, М. В. Келдыш, М. К. Тихонравов вышли в правительство с предложением о выведении в космос при помощи ракеты Р-7 искусственного спутника Земли (ИСЗ). 4 октября1957 года был запущен на околоземную орбиту первый в истории человечества ИСЗ. Его полет имеет ошеломляющий успех и создает нашей стране высокий международный авторитет. В этой связи Сергей Павлович отдавал должное роли Никиты Сергеевича Хрущева, Генеральному секретарю ЦК КПСС. Отмечал его подлинно государственную заботу в деле создания космической техники. Хрущев знал даже детали дела, знал по именам конструкторов, ученых. Он лично побывал почти на всех ракетных заводах.

Для реализации пилотируемых полетов и запусков автоматических космических станций С. П. Королев разрабатывал на базе боевой ракеты семейство совершенных трехступенчатых и четырехступенчатых носителей. Таким образом, вклад С. П. Королева в развитие отечественной и мировой пилотируемой космонавтики является решающим. Королев умел смотреть далеко вперед. Еще до старта первого искусственного спутника Земли под его руководством шла разработка проектов межпланетных станций, спутников народнохозяйственного назначения, пилотируемых кораблей. Уже в январе 1959 года в сторону Луны стартовала первая ракета, в том же году на поверхность Луны был доставлен вымпел с изображением герба Советского Союза и получены фотографии ее обратной стороны

12 апреля1961 г. С. П. Королёв снова поражает мировую общественность. Создав первый пилотируемый космический корабль «Восток-1», он реализует первый в мире полёт человека — гражданина СССР Юрия Алексеевича Гагарина по околоземной орбите.

Продолжая развивать программу пилотируемых околоземных полётов, Сергей Павлович начинает реализовывать свои идеи о разработке пилотируемой ДОС (долговременная орбитальная станция). Её прообразом явился принципиально новый, более совершенный, чем предыдущие, космический корабль «Союз».

Смерть С. П. Королева наступила от сердечной недостаточности (острая ишемия миокарда) 14 января1966года. Королёв стремился делать необычное. Созданные по его чертежам планеры были всегда оригинальными. И ракетная техника, особенно в далекие предвоенные годы, увлекла его своей необычностью, дерзко-романтическим будущим, “космическими перспективами”. Сергей Павлович предвидел и как немногие, глубоко понимал, каким весомым вкладом в научно-технический прогресс она может стать, как будет способствовать укреплению обороноспособности нашей страны в те трудные годы. И ее созданию, совершенствованию он отдал все свои силы, знания, талант.

Как знак признания заслуг С.П. Королева стоят памятники – на родине в Житомире, в Москве, где жил, в Подмосковье, где строил ракеты и корабли, на космодроме, откуда прокладывал дороги во Вселенную. В ознаменование заслуг Королева в исследовании Луны мировая астрономическая общественность присвоила его имя одному из крупных кольцеобразных горных образований на Луне – талассоиду.

Королев

Сергей Павлович

12 января 1907 – 14 января 1966

Сергей Павлович Королёв (1907-1966) — выдающийся конструктор и ученый, работавший в области ракетной и ракетно-космической техники. Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, академик Академии наук СССР, он является создателем отечественного стратегического ракетного оружия средней и межконтинентальной дальности и основоположником практической космонавтики.

Сергей Павлович Королёв (1907-1966) — выдающийся конструктор и ученый, работавший в области ракетной и ракетно-космической техники. Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, академик Академии наук СССР, он является создателем отечественного стратегического ракетного оружия средней и межконтинентальной дальности и основоположником практической космонавтики. Его конструкторские разработки в области ракетной техники представляют исключительную ценность для развития отечественного ракетного вооружения, а в области космонавтики имеют мировое значение. Он по праву является отцом отечественной ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей наше государство передовой ракетно-космической державой.

С.П. Королёв родился 12 января 1907 г. в г. Житомире в семье учителя русской словесности П.Я. Королёва. Уже в школьные годы Сергей отличался неукротимой тягой к новой тогда авиационной технике. В 17 лет он уже разработал проект летательного аппарата оригинальной конструкции — «безмоторного самолета К-5». Поступив в 1924 г. в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники, Королёв за два года освоил в нем общие инженерные дисциплины и стал спортсменом-планеристом. Осенью 1926 г. он переводится в Московское высшее техническое училище (МВТУ), где получил известность как молодой способный конструктор и опытный планерист. Спроектированные и построенные им летательные аппараты: планеры «Коктебель», «Красная Звезда» и легкий самолет СК-4, предназначенный для достижения рекордной дальности полета, показали незаурядные способности Королёва. Особенно его увлекали полеты в стратосфере и принципы реактивного движения. В сентябре 1931 г. С.П. Королёв и Ф.А. Цандер добиваются создания в Москве с помощью Осоавиахима общественной организации – Группы изучения реактивного движения (ГИРД). В апреле 1932 г. она становится по существу государственной научно-конструкторской лабораторией по разработке ракетных летательных аппаратов, в которой создаются и запускаются первые отечественные жидкостные баллистические ракеты (БР) ГИРД-09 и ГИРД-10.

В 1933 г. на базе московской ГИРД и ленинградской Газодинамической лаборатории (ГДЛ) основывается Реактивный научно-исследовательский институт под руководством И.Т. Клейменова. С.П. Королёв назначается его заместителем. Однако расхождения во взглядах с руководителями лаборатории на перспективы развития ракетной техники заставляют С.П. Королёва перейти на творческую инженерную работу, и ему как начальнику отдела ракетных летательных аппаратов в 1936 г. удалось довести до испытаний крылатые ракеты.

В 1938 г. Королев был арестован Военной Коллегией Верховного Суда СССР по статье 58-7, 11. Он был приговорен к 10 годам лагерей. В 1940 г. срок сокращён до 8 лет лагерей, освобождён в 1944 г., а полностью он был реабилитирован в 1957 г. Арест и пребывание в ГУЛАГе навсегда заразили Королёва пессимистическим отношением к окружающей действительности. По воспоминаниям близко знавших его людей, любимой поговоркой Сергея Павловича была фраза «Шлёпнут без некролога…»

Год он провёл в Бутырской тюрьме. На допросах подвергался жестоким пыткам и избиениям в результате которых Королёву сломали челюсти (также получил сотрясение мозга). В 1939 г. попал на Колыму, где находился на золотом прииске Мальдяк и был занят на «общих работах». В 1940 г. направлен на новое место заключения – в московскую спецтюрьму НКВД ЦКБ-29, где под руководством А.Н. Туполева, также заключённого, принимал активное участие в создании бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2 и одновременно инициативно разрабатывал проекты управляемой аэроторпеды и нового варианта ракетного перехватчика. Это послужило причиной для перевода Королёва в 1942 г. в другое КБ тюремного типа – ОКБ-16 при Казанском авиазаводе № 16, где велись работы над ракетными двигателями новых типов с целью применения их в авиации.

В 1946 г. Был создан единый научно-исследовательский институт «Нордхаузен», директором которого был назначен генерал-майор Л. М. Гайдуков, а главным инженером – С.П. Королёв. В 1948 г. С. П. Королёв начинает летно-конструкторские испытания баллистической ракеты Р-1 и в 1950 г. успешно сдает ее на вооружение. Параллельно С.

Занимаясь боевыми баллистическими ракетами, С.П. Королёв стремился к большему – к покорению космического пространства. В 1955 г. С.П. Королёв, М.В. Келдыш, М.К. Тихонравов выходят в правительство с предложением о выведении в космос при помощи ракеты Р-7 искусственного спутника Земли. И уже 4 октября 1957 г. С.П. Королёв запускает на околоземную орбиту первый в истории человечества искусственный спутник Земли. Работы над спутниками ведутся параллельно с подготовкой полета в космос человека.

12 апреля 1961 г. С.П. Королёв снова поражает мировую общественность. Создав первый пилотируемый космический корабль «Восток», он реализует первый в мире полет человека-гражданина СССР Юрия Алексеевича Гагарина по околоземной орбите.

С.П. Королёв был генератором многих неординарных идей и прародителем выдающихся конструкторских коллективов, работающих в области ракетно-космической техники, его вклад в развитие отечественной и мировой пилотируемой космонавтики является решающим. Можно только удивляться многогранности таланта Сергея Павловича, его неиссякаемой творческой энергии. Он является первопроходцем многих основных направлений развития отечественного ракетного вооружения и ракетно-космической техники. Трудно себе даже представить, какого уровня достигла бы она, если бы преждевременная смерть 14 января 1966 г. Сергея Павловича не прервала творческий полёт его мыслей. Урна с прахом С.П. Королёва захоронена в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

Ссылка на основную публикацию
Название: Королёв Сергей Павлович
Раздел: Рефераты по истории
Тип: доклад Добавлен 10:42:02 04 июня 2011 Похожие работы
Просмотров: 8279 Комментариев: 23 Оценило: 36 человек Средний балл: 4.2 Оценка: 4 Скачать