Жизнь и творчество Карло Гоцци

На крыльях льва Адрии

“Скажи мне, как зовётся зверь прекрасный,

Четвероногий и крылатый, верный

В своей любви, но в ярости ужасный.

Он потрясает мир, высокомерный,

И торжествует. Мощными стопами

Он попирает океан безмерный,

А грудью и свирепыми когтями

Налёг на землю. Вечного обилья

Почиет тень над мирными краями,

Где новый Феникс расширяет крылья…

Взгляни в лицо мне. Отвечай не дрогнув,

Как этот зверь зовётся, иль умри…”

Карло ГОЦЦИ, “Сказка Турандот”

Вот уже 260 лет принцесса Турандот, “упрямица, дикарка, фанатичка”, волей и талантом венецианца Карло Гоцци задаёт принцу Калафу загадку о диковинном звере, и 260 лет Калаф отгадывает в нём “крылатого Льва Адрии”, являющегося знаком евангелиста Марка и самой Венеции. Знаком тысячелетней истории торговой республики, “Владычицы морей”.

Венеция ровно 300 лет назад дала жизнь и вдохновение драматургу-новатору, полагавшему о себе прямо обратное, графу Карло Гоцци (13.12.1720 — 04.04.1806).

Венеция. Сто двадцать два островка, разделённые ста шестьюдесятью каналами, соединённые в целое тремястами семьюдесятью мостами и мостиками. Тень от львиных крыл. Карнавальные маски. Непроницаемая завеса тайны…

“Молчание — сила этого правительства, всё кругом тайна, и всё покрыто таинственностью. Политическая деятельность скрыта за тяжёлой завесой тьмы. В Венеции тех, кто говорит, погребают заживо в свинцовом гробу” (из письма дипломата).

Венеция. Поражающая противоположностями.

Море и суша, бездушное ростовщичество и гордый аристократизм, республика и реальность деспотичной власти инквизиции и Совета десяти, шумные празднества и поклонение тайне, отважные путешествия за тридевять земель, первая в мире государственная разведка и контрразведка, первый в мире государственный банк и звучные стихи. И над всем эти многообразием распростёр крыла свои лев Адрии.

Венеция. Олигархическая республика. Средневековая венецианская поговорка звучит так: “Мы сначала торговцы и лишь потом — христиане”. На венецианских переводных векселях обозначалась фраза “Христос да хранит тебя”.

Удобная и справедливая первоначально форма управления к XVIII веку была замещена жестокой полицейской и инквизиторской диктатурой. Мирабо сказал: “Десять объединённых людей могут добиться того, что тысячи необъединённых будут дрожать”. Похищения людей, пытки, тайные казни. Страх молвить слово. Ящики для жалоб — львиные пасти — превратились в средства для сведения низких счетов. Доносы процветали. Бежавшие от инквизиции граждане Венеции отыскивались и жестоко наказывались даже в других странах. Посольства Венеции получали немалые средства для проведения шпионских действий и отыскания осуждённых венецианской инквизицией. Даже Россия с 1704 года не избежала присутствия сети венецианской разведки на своей территории.

Это Венеция. А сама Италия второй половины XVIII века? Ёмко и высокомерно заметил австрийский канцлер Меттерних, что это не народ, а только “географическое понятие”. Италия времён Гоцци — это политическая разобщённость, соперничество и таможенные барьеры между маленькими итальянскими государствами. Хозяйственная разруха и полуфеодальные формы эксплуатации. Сильное влияние Австрии, Франции и Англии. И резко разделённое классовое общество, щедро сдобренное политическим бесправием наиболее многолюдных сословий: крестьян, ремесленников, мещан, буржуазии…

Время разброда и идеологических шатаний в поисках национальной идентичности.

Гёте произнёс однажды: “Чтобы создать нацию, сперва надо создать театр”.

Красиво, но спорно.

А бесспорно то, что театр в Италии (и конкретно в Венеции) был.

Только мы не говорим о постановках домашних театров знати, хотя это развлечение было всеобъемлющим и повальным. Мы говорим о народном театре комедии дель арте — театре масок, буффонады, импровизации, грубых простонародных шуток, скудности сюжета, однотипности реакции всем известных масок: Арлекино, Панталоне, Тарталья, Труффальдино. Их было немного. И роль каждого определена одной только чертой характера: плут, простак, первая героиня, герой-любовник, благородный отец…

Неверно понятый постулат Горация (“И в разговоре троим обойтись без четвёртого можно”) ограничил количество актёров на сцене — одновременно только три персонажа. Что существенно затрудняло ход действия. И дало начало присловью: “Больше трёх не собираться!”

Если выбрать девиз комедии дель арте, это будет одно слово: “Развлекай!”

И маски — ходульные персонажи — развлекали и простолюдинов, и высшее сословие. Суфлёр был не нужен, автор скупо набрасывал линию сюжета, актёры-импровизаторы справлялись сами. Хотя о том, как они справлялись, говорит тот факт, что зрители хором скандировали ответные реплики до того, как маска их произнесёт. Всё было известно заранее. Такой вид комедии существовал и на подмостках, и в корзине кукольника. И в Италии, и во Франции, и в Англии, и в России на базарах и гуляньях с обязательным Арлекином/Петрушкой и его дубинкой.

Наконец искусству стало тесно в старых рамках представления одной эмоции, одной мысли, одного поступка. Птенец пробил скорлупу старых театральных предрассудков и вылупился. На свет появилась могучая итальянская триада авторов: Карло Гольдони, Карло Гоцци и Витторио Альфьери.

Было ли единство у этих авторов? Однозначно — нет! Наоборот, между ними шла яростная борьба: каждый отстаивал свои идеалы.

Но они представили свой век в его ведущих тенденциях: сословное равенство, национальное начало, личная свобода.

Они окончательно повернули развитие театра от импровизации к авторскому сюжету и тексту.

Они кардинально изменили требования к актёрам и заставили их понимать замысел автора, вживаться в характер персонажа.

Они вывели на сцену множество новых, реальных действующих лиц, призванных “разбудить самые сокровенные сердечные чувства, помочь зрителю осознать собственный характер” (К. Гольдони).

А это, в свою очередь, повышало требования к самим авторам, которым не следовало сочинять “без длительного изучения, постоянной практики и пристального наблюдения сцены, обычаев и народной психологии” (К. Гольдони).

Если говорить о девизе нарождающегося театра, то это: “Развлекай, поучая!”

“Весь мир — театр”. И на подмостки вступила буржуазная пьеса эпохи Просвещения, способная ответить на духовные запросы своего времени.

Но, как это всегда бывает, последний цветок перед наступающей зимой — самый прекрасный. Комедию дель арте возвеличил в веках, придал ей новый смысл и вид, опоэтизировал и оставил нам как неразгаданную тайну последний её паладин — граф Карло Гоцци, автор десяти театральных сказок и двадцати трёх пьес в “испанском духе”. Но бессмертие ему принесли только “фьябы”, или театральные сказки.

Карло Гоцци, отпрыск обедневшего венецианского аристократического рода, не любил буржуазию и критически относился к её культуре, философии, литературе. Зато испытывал нежность к народному искусству, сказкам, которые хорошо знал.

“Он родился в старинном прадедовском полуразрушенном дворце, находившемся в приходе Сан-Патерниано. Его отец граф Джакопо-Антонио Гоцци был типичным венецианским аристократом — непрактичным, легкомысленным, скептичным. Его мать Анджела Тьеполо отличалась дворянским высокомерием и сильным, властным характером. Семья Гоцци была весьма многолюдна: одиннадцать братьев и сестёр, вечно ссорившихся и бранившихся. Главную роль в семье играл старший сын, писатель и журналист Гаспаро Гоцци, видный венецианский просветитель, женатый на поэтессе Луизе Бергалли, которая захватила после смерти матери бразды правления домом и всем имуществом графов Гоцци; её “пиндарическое” (по выражению Карло Гоцци), то есть поэтически беспорядочное управление ускорило разорение семьи, передав в руки ростовщиков все семейные драгоценности, мебель, старинные картины, так что родовой дворец Гоцци превратился в жалкий, запущенный дом, покрытый пылью и паутиной” (С. Москульский, “Карло Гоцци и его сказки для театра”).

Всю жизнь Карло трудился ради восстановления прежнего достоинства семьи и материального благополучия. И преуспел в этом. Правда, ценой личного счастья. Он так и не женился, не желая “плодить нищих Гоцци”. В 16 лет Карло уехал на военную службу в Далмацию. Через три года он вернулся домой и написал несколько сатирических произведений: стихи и памфлеты. Они обеспечили ему известность и открыли дорогу в литературное общество, Академию Гранеллесков. Это общество выступало за сохранение тосканских литературных традиций и против новомодных реалистических пьес.

Наступило время сокрушительной критики всего и вся. Досталось даже Данте. Старший Гоцци (Гаспаро) отражал всеми доступными журналисту средствами немыслимые нападки на Данте иезуита Беттинелли. Тот в порыве страсти ниспровержения авторитетов обвинял Данте в отсутствии художественного вкуса и поэтического чутья (!).

А младший брат Гаспаро — наш герой Карло Гоцци избрал своей мишенью новаторов театра и сокрушителей комедии дель арте Карло Гольдони и Пьетро Кьяри. В противовес их реалистичным пьесам в 1760 году Гоцци сочинил и поставил первую из своих фьяб “Любовь к трём апельсинам”. Текста этой сказки нет, она была предназначена для труппы Сакки (театра импровизаторов). Существует лишь авторский “Разбор по воспоминаниям”, описание действий и несколько стихов, направленных против Гольдони и Кьяри, выведенных в сказке под видом мага и колдуньи. Яркая волшебная пьеса с массой фантастических и гротескных моментов имела оглушительный успех.

Такой же, если не больший, заслуженный успех достался на долю и последующих фьяб: “Ворон” (1761), “Король-олень”, “Турандот”, “Женщина-змея” (1762), “Зобеида” (1763), “Счастливые нищие”, “Синее чудовище” (1764), “Зелёная птичка”, “Дзеим, царь джиннов” (1765).

Следует особо подчеркнуть, что Гоцци, несмотря на его стеснённые обстоятельства, всю жизнь выступал в роли мецената театра Сакки. Гоцци не брал гонораров за свои пьесы. Все сборы от представлений уходили актёрам.

На пике своей славы и популярности Карло Гоцци вдруг оставляет написание фьяб, мотивируя это тем, что пусть лучше “публика тоскует по такого рода представлениям, чем скучает на них”.

Следующие 17 лет Гоцци писал пьесы в “испанском духе”, подгоняя сюжеты испанских комедий под вкусы и моральный кодекс Венеции, попутно вводя в них маски комедии дель арте. Но чем больше Гоцци писал и ставил пьесы, тем явственнее он ощущал, что осмеянные им в ранних фьябах и изгнанные из Венеции авторы нового стиля буржуазного реализма побеждают его в общенациональном масштабе. Ибо исторически жанр трагикомедии неумолимо развивался в направлении мещанской буржуазной драмы и комедии.

Эти этические и эстетические принципы Гоцци не пожелал разделить. Он оставил театр. Совсем. А в конце жизни написал “Бесполезные мемуары”. Закончены они были в 1780 году, но напечатаны только через семнадцать лет. В мемуарах Гоцци ещё раз подробно изложил историю своего театрального сражения за чистоту театра дель арте в Венеции, последующие события своей жизни и мысли. Однако не следует забывать, что автор — потомственный венецианец и никогда не откроет всей правды или даже не намекнёт на неё… Все его сентенции весьма уклончивы, за исключением громов и молний, которые он обрушивает на головы своих театральных оппонентов.

Как описано в “Бесполезных мемуарах”, вот то, что побудило Гоцци написать первую фьябу: “Вооружившись за мнимые заслуги похвалами, коих добиваются любыми средствами обман и лицемерие… Гольдони утверждал, что огромный успех его театральных пьес лучше всего свидетельствует о его действительных заслугах и что одно дело заниматься тонкой словесной критикой, а другое — писать вещи, всеми признанные и приветствуемые толпой на публичных представлениях… Тогда я, нисколько не чувствуя себя уязвлённым, высказал однажды мысль, что театральный успех не может определять качества пьесы, и что я берусь достигнуть гораздо большего успеха сказкой “О любви к трём апельсинам”, которую бабушка рассказывает своим внучатам, переделав её в театральное представление”.

Гоцци уверяет, что начал писать фьябы “на спор” и выиграл его. Успех его пьес был так велик, что оба его соперника и противника бежали из Венеции, оставив “поле боя” за последним рыцарем комедии дель арте…

Да полно, так ли было?

Разве не писал Гоцци полный сценарий начиная со второй фьябы?

Разве не заучивались роли наизусть, допуская лишь в интермедиях импровизацию смешных положений?

Разве не были внесены в характеры героев волшебных фьяб живые человеческие черты?

Разве не блистал талант автора в поэтических строках?

Разве не избрал Гоцци стиль комедии дель арте именно из-за присущего ей сгущения основных черт характеров действующих лиц, чтобы сильнее подчеркнуть любовь, верность, преданность, бескорыстность, самопожертвование — все прекрасные человеческие качества, изгоняемые и осмеиваемые неотвратимо воцаряющейся буржуазной моралью?

Да, Гоцци усмотрел в театрализованной сказке в стиле дель арте возможности контрастного совмещения волшебного, реально-бытового и буффонадного. Возможности обобщения, “философской мысли”, “остроумной критики”, “диалогов, исходящих из глубины души” и “очарования, благодаря которому для зрителя невозможное становится реальным” (“Бесполезные мемуары”).

Эти черты роднят сказку с басней, универсальной в любой век в любых условиях. Чем и объясняется живучесть басни: мы существуем в совсем других условиях, чем Эзоп, но типичные ситуации и коллизии остаются человечески неизменными. Эту особенность сказок в переложении для комедии дель арте и усмотрел Карло Гоцци.

Развитие театра идёт своим чередом. Революционные новшества буржуазной комедии XVIII века выглядят теперь устаревшими. Пьесы Гольдони хоть и остроумны и затейливы сюжетом, но являются принадлежностью седой старины. Что же сказать о фьябах в традиции дель арте Карло Гоцци? А они современны всегда! Каждый раз в переломный момент человеческой истории о них вспоминают и наполняют новым неожиданным содержанием, соответствующим времени.

Следует напомнить, что фьябы содержат интермедии, представляемые собирательными образами-масками. При жизни автора маски остроумно отражали борьбу драматургов, состояние литературного и бытового языков, прогнозы политики, бытовые наблюдения. Это острый и комический элемент. И в веках темы интермедий, меняясь, всегда отражали современные спектаклю события.

Развивая сюжет, автор искусно играет на вечных для человечества чувствах и эмоциях, заставляя зрителя кивать и соглашаться: “Как верно подмечено!” Чаще это трагикомический момент, иногда — трагический…

Даже действие своих фьяб Гоцци старался поместить в “романтическое далёко”, чтобы отвязать от реальности и увести воображение зрителя за собой в область обобщений, сгущения красок и басенности, даже памфлетности.

Можно сравнить фьябы Гоцци с прекрасным бокалом венецианского стекла, в который мы наливаем молодое вино и смотрим на свет, оценивая его.

Гоцци в отношении пьесы “Король-олень” писал: “В ней находили тысячу красот, которых я, написавший её, никогда в ней не замечал. Её считали аллегорическим зеркалом, изображающим тех монархов, которые, слепо доверясь своим министрам, сами превращаются благодаря этому в чудовищные фигуры”.

Читайте также:  Тютчев – сообщение доклад кратко

Это сказано накануне Французской революции, кровавых расправ над королевским домом и аристократами.

Это сказано аристократом по крови, горячо защищающим старину, привилегии дворянства и самой монархии…

Это сказано за двадцать лет до падения олигархической республики Венеции после её тысячелетнего господства над половиной мира.

Это сказано за двадцать лет до крушения привычного Гоцци мира…

Вторично интерес к сказкам Гоцци возродился в кругах немецких романтиков: Гёте, Лессинга, Шиллера, Шопенгауэра, Вагнера. С Гоцци их роднила вражда к буржуазному практицизму, культ романтики и гротеска.

В России Гоцци явился нам в переводах А.Н. Островского, но истинное пришествие его осуществилось в переломную пред- и постреволюционную эпоху.

Всеволод Мейерхольд создал журнал русского театрального авангарда (1915) для пропаганды стиля комедии дель арте и назвал его “Любовь к трём апельсинам”. В журнале были напечатаны статьи о творчестве Гоцци и о принципах его драматургии с точки зрения нового века и новых пониманий.

Дягилевская антреприза “Мир искусств” представляла собой смелые опыты в области синтетического и драматического театров. Театральные искания, разрабатываемые в последние годы XIX века, поиски новых театральных (и не только) форм, нового сценического языка чистой эстетики закономерно привели к популярности фьяб дель арте Гоцци как к практике, уже существовавшей ранее…

Жизнь России изобилует переломными моментами. Оттого — неслучайный и продолжительный интерес к пьесам Гоцци. Вот некоторые примеры.

Театр Вахтангова. “Принцесса Турандот” уже десятилетия является визитной карточкой этого театра.

В 1958 году Александром Роу был снят милый детский фильм-сказка “Новые приключения Кота в сапогах” по мотивам фьябы Гоцци “Любовь к трем апельсинам”.

В 1969 году на киностудии им. Горького была поставлена и до сих пор пользуется успехом третья фьяба Гоцци “Король-олень” (режиссер Павел Арсенов).

Ставилась в театрах и “Зелёная птичка” (постановщик Н. Шейко).

За последние годы советской власти снимались ещё три фильма по фьябам Гоцци: “Любовь к трём апельсинам” (СССР, “Мосфильм” — Болгария, Софийская студия, 1970, режиссёры Виктор Титов и Юрий Богатыренко), “Ворон” (СССР, 1986, режиссёр Валентин Плучек), “Турандот” (СССР, “Грузия-фильм”, 1990, режиссёр Отар Шаматава).

Сказки Карло Гоцци очаровывали и композиторов.

Джакомо Пуччини написал оперу “Турандот”, первое её представление состоялось в Милане 25 апреля 1926 года и вошло в золотой фонд классической музыки. Первую фьябу Гоцци использовал и великий российский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев для своей оперы “Любовь к трём апельсинам”, написанной в 1919 году. Её первое представление состоялось 30 декабря 1921 года.

Даже астрономы увековечили имя графа-сказочника.

По названию пьесы Карло Гоцци “Турандот” назван астероид 530 Турандот, открытый в 1904 году немецким астрономом Максом Вольфом в обсерватории Хайдельберг-Кёнигштуль.

Можно сказать, что ХХ век героического противодействия буржуазной морали и идеям эгоцентризма стал веком повышенного интереса к творчеству и театральным формам гуманного эстета и стилизатора, талантливого поэта и драматурга Карло Гоцци, который скончался в Венеции в возрасте 85 лет и был похоронен в церкви Сан-Кассиано.

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Жизнь и творчество Карло Гоцци

300 лет со дня рождения венецианского драматурга

«Целого арсенала нелепостей и чертовщины ещё недостаточно, чтобы вдохнуть душу в сказку, если в ней не заложен глубокий замысел, основанный на каком-нибудь философском взгляде на жизнь»

13 декабря 1720 года родился Карло Гоцци, вечный житель Венеции, потомок старинного аристократического рода, получивший интерес к литературе и искусству в наследство, известный своей короткой славой поэт и драматург, автор десяти «Сказок для театра», которые принято называть фьябами. Причём, фьябы соотносят только с творчеством Гоцци, это особенность его сказок, созданных для театра.

« Мы хотим смеяться, плакать и удивляться, видя, как в театрах притворно изображаются человеческие и нечеловеческие поступки и действия. Заплатив при входе нередко очень дорого за место и обрекая себя на большие неудобства, мы страстно желаем быть захваченными хоть каким-нибудь впечатлением », – так писал Гоцци в предисловии к своему изданию «Десяти сказок для театра». Каждая из фьяб мастера драматургии заслуживает похвалы и зрительского внимания, и, конечно, впечатляет, но всё же одну из них выделяют особо и называют одним из лучших произведений Карло Гоцци. Это «Турандот» или «Принцесса Турандот» – китайская трагикомическая сказка для театра в пяти действиях, созданная в простом стиле комедии дель арте, впервые представленная публике 22 января 1762 года.

« Три загадки китайской принцессы, преподнесённые в искусно созданных трагических обстоятельствах – пища для первых двух актов, затруднения в отгадывании – содержание остальных трёх. Таким образом получилось пятиактное представление, наполовину серьёзное, наполовину шутливое», – так писал о своей «Турандот» сам создатель – драматург Карло Гоцци. – « Три загадки и два имени – огромная база для театрального спектакля и для того, чтобы держать публику целых три часа прикованной к сцене».

Сюжет этой сказки не был новым, и до Гоцци не единожды встречался в литературе. В поэме Низами «Семь красавиц», далее в различных переизданиях сборников персидских сказок, и уже в XVIII веке в комической балаганной пьесе Лесажа «Китайская принцесса». Всё это взяв за основу, Гоцци создал свою «Турандот», которая впоследствии через пространство и время стала основой для различных театральных постановок.

Так популярный фольклорный мотив о трёх загадках, посредством литературы и театрального искусства, дошёл до наших дней. Сказка о китайской принцессе Турандот – бессмертная история, и бессменный репертуар многих театров мира.

Давайте вспомним сюжет. Если буквально в двух словах, – то это «любовь и смерть». Или чуть конкретнее: «Я жажду смерти – или Турандот». Это слова принца Калафа (если вспомнить фразу Гоцци о двух именах, то это как раз второе), последнего претендента на роль мужа принцессы. Но последнего не в том смысле, что все принцы, желающие получить принцессу, закончились, а в том, что Калаф всё-таки …

Итак, Китай, Пекин (не то настоящий, не то вымышленный), император Альтоум и его дочь – наследница престола, упрямая гордячка, чью красоту кисть не способна выразить, чей ум глубок и прозорлив, жестокосердна и мужчин не терпит – всё это Турандот – жестокая красавица, причина зверств, и скорби, и рыданий…

Отец принцессы – император Альтоум в замешательстве, Турандот – его единственная наследница, её необходимо выдать замуж, конечно за наследника царственного рода, коих нашлось немало. А потому как она всем отказывала, то из-за этого велось немало войн. Так между отцом и дочерью был заключён договор о тех самых трёх загадках, впрочем, каждый раз новых для нового соискателя.

Но вот городскую стену украшает не одна уж голова, то видит принц Калаф, и удивляется упорству безумцев, которые так глупо поплатились жизнью в надежде жениться. Но Калаф так скоро попадает в ту же ловушку, и влюбляется в надменную красавицу.

Вот тут то и звучит та самая фраза, которую принц Калаф всё повторяет в ответ на уговоры одуматься: « Я жажду смерти – или Турандот».

Вот, например, Тарталья пытается отговорить Калафа и приводит весьма разумные доводы: « Турандот… Турандот… Что за чёртово упрямство … Здесь в загадки играют не на чашку шоколада с ванилью или кофе с сухариками… Здесь играешь головой».

Но в ответ лишь слышит: « Я жажду смерти – или Турандот».

Калаф решает свататься, а потому согласно условиям, должен разрешить три загадки, принцессой заданные.

Принц оказался вполне достойным соперником принцессе: загадки разгадал, силой своего ума, характера и обаяния сумел понравиться строптивой царственной особе.

Загадки принцессы Турандот предлагаю прочитать в источнике, пожалуй, они действительно по силе были только одному.

Если к сказке о Турандот отнестись с должным почтением и вниманием, то станет ясно, что она на самом деле гораздо сложнее и глубже, а автор с мастерством показал и раскрыл характеры своих героев.

Турандот – умная, своенравная и свободолюбивая женщина, её царственное положение позволяет сохранять ей свободу от замужества даже таким экзотическим способом. Сложные загадки, которые не по уму всем соискателям – всего лишь самозащита. Да, гибнет много молодых, красивых и вполне достойных мужчин, также царственных особ, но ведь этот выбор они сделали сами.

Но есть и те, кто, как кажется, разгадал её секрет – это потакание своим порокам – гордыне и тщеславию. Но так ли это?

Интересная авторская находка, Турандот одна такая во всём гоцциевском творчестве – она отрицает узы брака не из каприза, а вполне обоснованно – замужество в её стране это тяжкий труд для женщины, практически семейное рабство, да, и ещё один факт – мужчины редко хранят верность, даже тем, кого любят.

Коварны, сердцем лживы, не способны

Любить. Они притворною любовью

Обманывают девушек, а после,

Их покорив, не только их не любят,

Но, осквернив святые узы брака,

Меняют женщин, не стыдясь дарить

Святыню сердца самым недостойным…

Калаф при первой же встрече понравился Турандот, и она совсем не хотела его смерти, а потому просила его отступиться пока не поздно. Такое проявление чувствительности – было удивительным поступком для принцессы, совсем несвойственным ей. Ей приходится даже выдержать борьбу с самой собой – загадать лёгкие загадки – проявить сострадание, а значит сохранить этому человеку жизнь. Но это значит дать себя победить, что невозможно стыдно для неё.

Но Калаф тоже непростой человек, он также царственная особа, пусть и в изгнании, он умён и обладает сильным характером и сильным сердцем, он способен на поступок. По сути, ему нечего терять, но если он получит Турандот – он получит сразу всё – женится на прекраснейшей женщине на свете и вернёт себе положение. Всё или ничего. Герой или самонадеянный мечтатель, а может и то и другое?

Для Калафа – завоевать Турандот – это не значит сломить её гордость, но смягчить её, тронуть сердце.

Так встречаются два сильных характера, две личности, накаляется сила страстей, возрастает острота конфликта – незабываемое чтение и всегда яркое представление – в любом театре, ну просто шедевр драматургии.

Между тем, как в пьесе разыгрывается партия Турандот-Калаф, повествование сохраняет трагичность, которая порой нагнетается до предела, но когда на сцену выходит трио Панталоне, Бригелла, Тарталья, а к ним примыкает Труффальдино – повествование обретает комизм.

Конечно, это не все персонажи. Интересна Адельма – невольница Турандот, но на самом деле принцесса Татарская, любящая, несчастная и коварная. Ну просто дьявольский коктейль.

Сказка «Принцесса Турандот» – четвёртая по счёту сказка Карло Гоцци. Первые три – «Любовь к трём апельсинам», «Ворон», «Король-олень». После «Турандот» последовали: «Женщина-змея», «Зобеида», «Счастливые нищие», «Синее чудовище», «Зелёная птичка», «Дзеим, царь джинов или Верная раба». Всего десять сказок-фьяб.

Факты из жизни писателя.

Карло Гоцци – сын графа Джакопо-Антонио Гоцци и Анджелы Тьеполо, родился в Венеции, из которой практически не выезжал. Семья была титулованной, но обедневшей, а старый семейный дворец, в котором родился будущий драматург, был сильно запущенным. В семье он был шестым ребёнком из одиннадцати.

« Нас было одиннадцать братьев и сестёр, четыре мальчика и семь девочек, все крепкой природы и безупречных качеств; все подвержены литературной эпидемии, и мои сёстры сами способны написать свои воспоминания, если такой зуд их настигнет». (Из «Бесполезных мемуаров»).

Уже повзрослевший Карло сумел отвоевать у судов часть имущества и вернуть семье некоторое материальное благополучие, Когда материальное положение укрепилось, он смог наконец-то заняться любимым делом – поэзией.

Литературные вкусы Гоцци резко отличались своей консервативностью от сложившихся в то время литературно-эстетических установок. Так сложилось, что литературные деятели эпохи Просвещения не отдавали должное народной поэзии, фольклору, народной комедии масок – всему тому, что Гоцци считал гордостью Италии.

Конечно, Гоцци не был одинок в своих предпочтениях, а потому быстро нашёл единомышленников в лице участников литературного общества – академии Гранеллески. Участники академии ставили себе целью сохранение национальных традиций в литературе, отрицали модные иностранные веяния, боролись за чистоту итальянского литературного языка. Вся деятельность академии носила пародийно-шутовской характер, и такими же были её печатные издания, в которых печатался и Карло Гоцци.

Скоро под едкое перо «академиков» попали два популярнейших в Венеции драматурга середины XVIII века – Карло Гольдони и Пьетро Кьяри. Они были знамениты тем, что пытались реформировать итальянский театр, при этом абсолютно отрывая его от сложившихся национальных традиций. Здесь Карло Гоцци отличился больше всех.

Во многих источниках можно прочитать такой факт, что первую фьябу Гоцци написал на спор, в пику творчеству Гольдони, которого обвинял в забвении народных традиций итальянской сцены, в обеднении сюжетов. Так возник анекдотический случай, будто в ответ на хвастовство Гольдони, который превозносил успех своей реформы, Гоцци пообещал отбить у того публику, показав ей обычную детскую сказку. В «Прологе» к своей сказке Гоцци сообщает о том, что хотел высмеять многие произведения Гольдони, которые называл «плебейскими и тривиальнейшими».

По сути, получается, что литературно-театральная карьера Карло Гоцци началась с полемики, с вызова. Так родилась первая гоцциевская фьяба, носившая название популярной детской сказки «Любовь к трём апельсинам». Получилось яркое театральное представление, которое сам автор назвал « шутовской преувеличенной пародией на произведения синьоров Кьяри и Гольдони, бывшие в ходу в момент её появления на свет».

Пьеса «Любовь к трём апельсинам» произвела настоящий фурор и принесла новоявленному автору большую славу.

Тот текст, который читатель возьмётся прочесть, по словам самого Гоцци, «разбор по воспоминанию», т.е. запись сценария, в которой есть стихотворные вставки, реплики персонажей и авторские комментарии.

Гоцци царил ещё несколько лет на театральном небосклоне, но скоро популярность его поутихла, и он отошёл от дел. Нет, он не совсем забросил литературный труд, были ещё пьесы, среди них балет «Дочь воздуха», стихи.

Читайте также:  Бунин Иван - доклад сообщение (3, 5, 11 класс)

Как бы своеобразным подведением итогов стали его «Бесполезные мемуары», которые он закончил писать в 1780 году, но напечатал только 17 лет спустя, сделав небольшое добавление.

Именно в этот период родная Венеция писателя была захвачена войсками Наполеона, и скоро республика перестала существовать. Это стало тяжёлым ударом для постоянного жителя Венеции – Карло Гоцци. Так с творчеством было покончено навсегда.

Слава Карло Гоцци не вышла за пределы Венеции, его знали и любили только там. Но вот он стал меньше писать, театральная группа распалась, и его забыли. А посрамлённый когда-то Гольдони, наоборот, оказался на плаву.

Вот как Гоцци писал об этом в воспоминаниях: « Я всегда знал, что огромный багаж Гольдони когда-нибудь выплывет, как то старое тряпье, что выбрасывают из окон в каналы. Бывает такой мусор, что никак не желает оставаться на дне. Только большой прилив может заставить его исчезнуть».

Творчество Гоцци недолго оставалось в забвении, интерес к нему очень скоро возродился, уже в конце XVIII – начале XIX века его сказки снова нашли почитателей, в лице немецких и французских романтиков: Гёте, Шиллера, Шлегеля, Тика, Гофмана, мадам де Сталь, Нодье, Готье.

Спектакли по сказкам венецианского драматурга прочно закрепились в репертуаре театров по всему миру – от большой оперы до лёгкого представления в кукольном театре. И что уж совсем необычно – спектакль «Турандот», представленный в стиле «Рэп-сказки для взрослых» (идёт с 2016 года по сей день в Санкт-Петербургском театре «Мастерская»).

Чаще всего используются сюжеты таких сказок: «Турандот», «Три апельсина», «Король-олень», «Женщина-змея», «Синее чудовище». Широко известны такие оперы: «Любовь к трём апельсинам» Сергея Прокофьева (1921), «Турандот» Дж. Пуччини (1926). Известные спектакли и фильмы: «Принцесса Турандот» Е. Вахтангова (1963), «Король-олень» – музыкальный художественный фильм (1969). Также известен фильм «Любовь к трём апельсинам» по одноимённой опере С. Прокофьева (1970).

Не могу не вспомнить ещё одну отсылку к творчеству Карло Гоцци – это пьеса Леонида Филатова «Любовь к трём апельсинам», созданная по мотивам одноимённой пьесы венецианского драматурга.

Сочинитель сказок венецианец Карло Гоцци прожил 85 лет. Он умер в полном забвении той самой публики, которую развлекал почти полвека. А потому точная дата его смерти неизвестна.

P.S. Фраза, которая была приведена как цитата перед заголовком, была почерпнута из предисловия к новелле «Принцесса Брамбилла» Э.Т.А. Гофмана. Гофман так и пишет: « Автор осмеливается привести высказывание Карло Гоцци, в котором говорится, что целого арсенала нелепостей и чертовщины ещё недостаточно, чтобы вдохнуть душу в сказку, если в ней не заложен глубокий замысел, основанный на каком-нибудь философском взгляде на жизнь». Но в примечаниях к новелле сказано, что цитата из предисловия Гоцци приводится Гофманом неточно. Что же делать?

Известно, что Гофман с большим уважением относился к Гоцци, много писал о нём и также известно, что его «Принцесса Брамбилла» – своеобразная вариация на тему Гоцци. Думаю, что основной смысл высказывания Гоцци в приведённой цитате не пострадал, Гофман уж в этом наверняка разбирался. А потому оставляю её.

Произведения Карло Гоцци во всём разнообразии представлены в библиотеках, но «Бесполезные мемуары» – большая редкость.

Театральное пиршество по мотивам сказок Гоцци

Берковский, Н. Я. Лекции и статьи по зарубежной литературе/ Н.Я. Берковский.– СПб, 2002.

Гоцци, К. Сказки для театра/ Карло Гоцци; авт. предисл. С. Мокульский. – М., 1956.

Мокульский, С./ Карло Гоцци и его сказки для театра// Карло Гоцци/ Сказки для театра.- М., 1956.- С.3-38.

Жизнь и творчество Карло Гоцци

Итальянский драматург, поэт, писатель и критик, Карло Гоцци словно не мог найти себе места в восемнадцатом столетии. Европейское Просвещение не устраивало его своим демократизмом. Но итальянское Сеиченто тоже не казалось ему желанным и прекрасным. Он, аристократ, принадлежавший к древнему роду, не находил вокруг ни гармонии, ни разумной красоты. Век, в котором европейцев впервые заинтересовала современная жизнь, когда настоящее самых обычных людей с их мечтами и чаяниями стало важнее прошлого, пришелся ему не по вкусу. Гоцци критиковал современников, острил, язвил, вступил в Академию Гранеллески (от ит. granello — зерно, чепуха) — двусмысленное веселое объединение, чтобы участвовать в иронических выпадах против собратьев по перу. Он сочинил несколько стихотворных пародий и первоначально увлекался именно этим поэтическим жанром. Но именно он, желчный, скептичный, острый на язык драматург, смог возродить на сцене фантазию, сказку, создать новый жанр — фьябу, воплотить в вечной театральной форме свою любимую комедию дель арте и предвосхитить романтические поиски идеального мира. Консерватор и ретроград, стремившийся увековечить старый традиционный жанр, он опередил свое время.

Карло Гоцци всю жизнь прожил в Венеции и не получил не только университетского, но и систематического школьного образования. Но тем не менее будущий драматург, в большой семье которого все увлекались литературой, выучил французский и испанский языки и в поздний период своего творчества переводил драмы и комедии, особенно с большим удовольствием обращаясь к драматургии испанского Золотого века.

Требовательность Гоцци проявлялась в безупречных максималистских требованиях как к самому себе, так и к другим. Он отправился на военную службу, чтобы защищать интересы Венецианской республики, а когда спустя три года вернулся домой, то нашел родовое имение полностью разоренным после смерти отца. Карло взялся отсудить утраченное, долго боролся, но добился своего — не будучи юристом, он спас семью. Он всю жизнь нежно любил своих родных и с необычайной теплотой относился к братьям и сестрам, что отразилось и в его фьябах, где отношения братьев и сестер показаны необычайно искренними.

Гоцци, возможно, из-за своего чрезмерного педантизма называл себя дилетантом в литературе. Но это не помешало ему крайне критически относиться к профессиональным драматургам Карло Гольдони и Пьетро Кьяри, которых он в 1762 году фактически изгнал из Венеции. Досадуя на успешную реформу Гольдони, соединившего комедию дель арте с мольеровской комедией характеров и создавшего венецианский театр, Гоцци негодовал, напоминая о забытой ценности национальной комедии дель арте. «Если наши лицемеры хотят видеть в театре прислужника для воспитания народа, а не для дозволенного развлечения, мы можем с этим согласиться. Но мы никогда не должны забывать, что театральные подмостки служат всенародной школой. Я не защищаю варварства, но презираю ложную возвышенность науки, воспринятой нами с той стороны гор», — писал Гоцци в «Чистосердечном рассуждении и подлинной истории создания десяти фьяб». «Национальное», итальянское для него ценность безусловная, а «европейское», заимствованное он воспринимал настороженно. Он не мог простить Гольдони унижения знати и, как ему казалось, подлаживания к вкусам простого народа. На самом деле Гольдони, сам дворянин по происхождению, глубоко прочувствовал импульс Просвещения и в своем творчестве изобразил Венецию как европейскую театральную сцену, на которой можно увидеть все последние новинки. Но Гоцци демократические идеи просветителей казались сомнительными.

Гоцци обратился к сказке, чтобы доказать, что успеха у публики можно добиться самым простым способом. Так возникла его первая фьяба «Любовь к трем апельсинам», тепло принятая зрителями. Убедившись в верности выбранного пути, Гоцци продолжил театральные опыты и создал остальные фьябы. Они не были простым соединением комедии дель арте с волшебной сказкой. Жанр фьябы синтетический. Он впитал смыслы и форму ренессансной рыцарской поэмы, а через нее и средневекового рыцарского романа, а также галантно-героического романа XVII века и оперы. Из комедии дель арте Гоцци взял несколько персонажей: Панталоне, Тарталью, Бригеллу, Труффальдино и Смеральдину. Первые трое занимали разные посты в его сказочных государствах, в то время как Труффальдино и Смеральдина стали слугами. Заставив традиционных персонажей этого жанра, каждый из которых, по сути, был просто маской, сменить род деятельности, Гоцци расширил их амплуа и поменял характеры по сравнению с комедией дель арте. Так, его Тарталья не только заика, хитрый и коварный придворный, но может быть и королем. В своих фьябах Гоцци, с одной стороны, обращается к сказочному пространству или к экзотическим странам — перед нами возникают Пекин, Тифлис, Самарканд, Нанкин, Бальсора, сказочные Серендипп, Треф, Фраттомброзе, Самандаль, Монтеротондо. Но с другой, все эти страны служат метафорой, изображающей его прекрасную, похожую на театр Венецию. Почти во всех фьябах Гоцци волшебное сочетается с чудесным, необычным. Лишь в «Турандот» нет волшебства. Чудесная красота принцессы заставляет принца Калафа рисковать жизнью ради ее любви, а привлекательность, благородство и преданность Калафа смягчают сердце жестокой красавицы. Во фьябе «Счастливые нищие» Гоцци даже решил доказать, что не только волшебство привлекает публику в театр, отказавшись также от чудесного.

В сказках-фьябах Гоцци происходит размежевание типического и необычного, аристократического и народного. Персонажи его фьяб делятся на прекрасных, самоотверженных героев и отъявленных злодеев, тогда как традиционные персонажи-маски комедии дель арте не подвергаются столь строгому разделению. Гоцци дорожил своим древним и знатным происхождением. Именно аристократию он считал наследницей культуры и хранительницей лучших национальных обычаев. Драматург готов был отстаивать свои ценности и идеалы самым категорическим образом. Сам Гоцци нередко бывал саркастичен, резок и непримирим, но герои его сказок-фьяб всегда великодушны, благородны, способны на подвиги и достойны любви красавиц. У Гоцци принцы и принцессы не народные герои, а истинные аристократы. Они отличаются возвышенным образом мыслей, отточенной культурой поведения, аристократической самоотверженностью и дисциплиной. Они умеют трудиться, если вспомнить рассказ Калафа о его бедственном положении: «Отца и мать мою / Четыре года я кормил кой-как, / Таская на спине мешки, баулы / И всевозможный непосильный груз» (перевод Михаила Лозинского). Они готовы к подвигу и самопожертвованию во имя любимых. Автор привносит также импровизационность, неожиданность событий и поступков, особую свободу героев, показывает их победу над обстоятельствами.

Напротив, народные герои находятся у Гоцци на другой ступени культуры. Слуги во фьябах Гоцци могут быть хитрыми, иногда преданными своему хозяину, но чаще оказываются корыстными и меркантильными, низкими, трусливыми и слабыми — таковы свойственные им плебейские черты.

Гоцци победил Гольдони в 1762 году, когда поставил с труппой Сакки пьесу «Турандот». Гольдони пришлось уехать во Францию, а его соперник вывел на сцену остальные свои фьябы, в течение нескольких лет имевших огромный успех у публики. Но через некоторое время интерес к его произведениям иссяк, а Гольдони, напротив, остался в сердцах итальянцев. Некоторые пьесы, созданные изгнанником уже во Франции, с успехом шли в Италии, например «Веер». И впоследствии именно Гольдони занял прочное место в итальянской культуре, тогда как Гоцци сегодня знают только специалисты. А Гоцци полюбили в Германии. Его пьесу «Турандот» перевел Шиллер, им восхищался Гёте, ему подражал Тик и о нем говорили Фридрих Шлегель и Гофман. Романтики увидели в творчестве Гоцци близкие и внятные им фантазию, воображение, сказочность и поэтический вымысел. Популярность Гоцци не ограничивалась Германией — в XIX веке его знали и во Франции, и в России, где его пьесы высоко оценил Александр Островский. Уже в ХХ веке Сергей Прокофьев написал оперу «Любовь к трем апельсинам», в театре Вахтангова был поставлен удивительный спектакль «Турандот», а позже появились фильм Павла Арсенова «Король-олень» и целый ряд театральных постановок, в том числе «Зеленая птичка» в московской «Сфере», «Счастливые нищие» в ташкентском «Ильхоме», «Синее чудовище» в «Сатириконе».

Любитель-дилетант, как он сам себя называл, позабытый в родной Венеции и даже в Италии, но заново открытый романтиками, Гоцци прославился на весь мир, навсегда обогнав свое время. Театральные произведения этого драматурга невероятно сложны для постановки, но если режиссер находит ключ и овладевает материалом творчески, то на сцене появляется чудо и праздник, возникает шедевр, который вспоминается зрителям долгие годы.

Хронологическая таблица жизни и творчества Лескова

1831 — в деревне Горохово, недалеко от города Орла на свет появился будущий литератор Николай Семенович Лесков. Его раннее детство прошло в Орле, где отец, бывший семинарист, служил следователем.

1839 — отец будущего писателя покидает службу, семья переезжает в село Панино, в собственное имение.

1841-1846 — мальчик обучается в гимназии города Орел.

1847 — Лесков служит в канцелярии Орловского уголовного суда. Здесь он знакомится с делом, которое впоследствии Лесков описал в повести «Леди Макбет Мценского уезда».

1848 — смерть отца писателя.

1849-1857 годы — Николай живет у своего родственника в Киеве. Посещает лекции в университете. Он интересуется религией, занимается иконописью.

1853 — Лесков вступает в брак с Ольгой Смирновой. В этой семье родятся двое детей.

1857-1859 годы — работа в компании, занимающейся переселением крестьян. По долгу службы Лесков много ездит по стране. Впечатления от этих поездок легли в основу его будущих произведений.

1861 — семья Лескова переезжает в Петербург. Начинается творческая деятельность. В качестве публициста Лесков сотрудничает с литературными журналами («Отечественные записки», «Северная пчела»).

1862 — газета «Северная пчела» посылает молодого литератора за границу в качестве своего корреспондента. Результатом этой командировки стал рассказ «Погасшее дело».

1863 — Лесков пишет свои первые художественные произведения. Издание повести «Житие одной бабы». Писатель приступает к работе над романом «Некуда». В этом произведении Лесков критикует популярные в то время нигилистические идеи. Это рассорило писателя со многими прогрессивными литераторами и издателями.

1865 — публикация ставшей знаменитой повести «Леди Макбет Мценского уезда».

1871 — роман «На ножах». Лесков продолжает клеймить нигилистов и революционеров. Он показывает их беспринципными уголовниками. От Лескова отворачиваются многие издатели.

1873 — выход в свет повестей «Очарованный странник» и «Запечатленный ангел».

1874-1883 годы — из-за идейных разногласий с издателями писатель не может содержать семью на литературные доходы. Он начинает работать в Министерстве просвещения.

Читайте также:  Жизнь и творчество Редьярда Киплинга

1875 — писатель вновь отправляется за границу. Результатом поездки стали сатирические очерки о нравах священнослужителей.

1881 — написание знаменитой повести «Левша».

1883 — Лесков покидает государственную службу и полностью посвящает себя творчеству.

1887 — знакомство с Львом Николаевичем Толстым. Лескову близки взгляды Толстого.

1895 — писатель умер от приступа астмы.

Также читают:

Картинка к сочинению Хронологическая таблица жизни и творчества Лескова

Популярные сегодня темы

«Волшебник изумрудного города» так называется повесть Александра Волкова. История о приключениях маленькой девочки и её необычных друзей. Эта повесть о дружбе и самоотверженности, о добре и зле, о том, что обман всегда раскрывается.

Каждое утро хозяйка приносила своим утятам на завтрак рубленых яиц. Как только птенцы собирались покушать к ним прилетала большая и страшная стрекоза

Как только роман «Евгений Онегин» вышел в свет, читатели сразу же стали задавать себе вопрос: «А кто же на самом деле является главным героем данного произведения?» Вроде бы ответ очевиден – Онегин

Главной героиней рассказа «Телеграмма» К. Паустовского является Катерина Петровна женщина преклонного возраста, проживающая в селе Заборье, в доме своего отца-художника. Она находится в нем одна

Роман был написан в 1920 году, на писателя повлияли события революции и последующей гражданской войны. Е.И. Замятин был в оппозиции к партии большевиков, поэтому в романе много моментов

Хронологическая таблица Лескова (основные даты жизни и творчества)

1831, 4 (16) февраля – родился в селе Горохово Орловского уезда в семье Семена Дмитриевича Лескова и жены его Марии Петровны (урожденной Алферьевой).

1839 – выходит в отставку его отец С.Д.Лесков, дворянский заседатель Орловской палаты уголовного суда. Семья Лесковых переезжает из Орла в свое имение – с. Панино Кромского уезда Орловской губернии.

1841–1846 – обучение в Орловской губернской гимназии. Получает свидетельство из Орловской гимназии о пройденных им “науках” в двух классах.

1847 – принят на службу в Орловскую палату уголовного суда “с причислением ко 2-му разряду канцелярских служителей”. Сюжет повести “Леди Макбет Мценского уезда” навеян службой того времени.

1849 – “перемещен в штат Киевской казенной палаты”. Переезжает в Киев, где живет у своего дяди С. П. Алферьева.

1857 – перевозит орловских крестьян графа Перовского в Понизовье (неудачи этого поручения впоследствии изображены в рассказе “Продукт природы”).

1857–1859 – коммерческая служба в английской компании “Шкотт и Вилькенс” и “странствования по России”. – “Это самое лучшее время моей жизни, когда я много видел”.

1860, май – возвращение с семьей в Киев.
21 июня – появление первой корреспонденции Лескова в “С.-Петербургских ведомостях”, 1860, N 135 (за его полной подписью) – “О продаже евангелия на русском языке по возвышенным ценам”.

1861, январь – Лесков приезжает в Петербург во второй раз. Он навещает Т. Г. Шевченко, который дарит ему свой “Букварь южно-русский”.
28 февраля – присутствует на отпевании и похоронах Т. Г. Шевченко.
Отныне жизнь Лескова будет связана с Петербургом. Писатель сменил множество адресов, дольше всего он прожил на Фурштатской улице.

1862 – начало сотрудничества в газете “Северная пчела” – передовая статья “С новым годом, с новым счастьем!” (без подписи) в № 1.

1863 – начало публикации повести “Житие одной бабы” – “Библиотека для чтения”, 1863, № 7.

1864 – начало публикации романа “Некуда” под псевдонимом М.Стебницкий – “Библиотека для чтения” (в рамках полемики с романом Н.Г.Чернышевского “Что делать?”).

1865 –1866 – работа над повестью “Островитяне”.

1871 , 4 марта – Лесков был на организационном собрании Литературно-художественного кружка в гостинице Демута. Присутствовало 160 представителей литературы и искусства; среди них: И. С. Тургенев, П. В. Анненков, М. О. Микешин, П. Д. Боборыкин, А. Г. Рубинштейн, М. А. Балакирев, В. В. Самойлов, М. А. Зичи, М. П. Клодт.
Июнь – выход в Петербурге отдельного издания очерка “Загадочный человек”.
Ноябрь – выход в Москве отдельного издания “На ножах”.

1873 – публикация рассказа “Запечатленный ангел” – “Русский вестник”, 1873, № 1.
Посылает в Москву в “Русский вестник” первую редакцию повести “Очарованный странник” (под названием “Черноземный Телемак”).
Август-сентябрь – публикация серии путевых заметок “Монашеские острова на Ладожском озере” – “Русский мир”, 1873, №№ 206–208, 219, 220, 224, 226, 227, 232, 233, 236.

1881, апрель – начало мая – работа над произведениями “Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе” и “Леон, дворецкий сын”.
Октябрь. Начало публикации “Сказа о тульском косом левше и о стальной блохе” – “Русь”, 1881, № 49.

1889–1890 – издание собрания сочинений.

1895, 21 февраля (5 марта) – умер в Петербурге, похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища.

Лесков В Петербурге:
Осень 1859 – май 1860 г. – квартира И. В. Вернадского в доходном доме Бычевской – Моховая улица, 28.
Конец января – лето 1861 г. – квартира И. В. Вернадского в доходном доме Бычевской – Моховая улица, 28.
Начало – сентябрь 1862 г. – квартира И. В. Вернадского в доходном доме Бычевской – Моховая улица, 28.
Март – осень 1863 г. – дом Максимовича – Невский проспект, 82, кв. 82.
Осень 1863 – осень 1864 г. – доходный дом Тацки – Литейный проспект, 43.
Осень 1864 – осень 1866 г. – Кузнечный переулок, 14, кв. 16.
Осень 1866 – начало октября 1875 г. – особняк Матавкина (новый дом на этом участке в 1903 г. построен для С. С. Боткина) – Фурштатская, 62/Потемкинская, 9.
Начало октября 1875 – 1877 г. – доходный дом И. О. Рубана – Захарьевская улица, 3, кв. 19.
1877 г. – доходный дом И. С. Семёнова – Кузнечный переулок, 15.
1877 – весна 1879 г. – доходный дом – Невский проспект, 63.
Весна 1879 – весна 1880 года – дворовый флигель доходного дома А. Д. Мурузи – Литейный проспект, 24, кв. 44.
Весна 1880 – осень 1887 г. – доходный дом – Серпуховская улица, 56.
Осень 1887 – 21 февраля 1895 г. – здание Общины сестёр милосердия – Фурштатская улица, 50.
УРОКИ
ПО ТВОРЧЕСТВУ Н. С. ЛЕСКОВА

Сказ Н.С.Лескова “Левша”
(уроки литературы в 6 классе из пособия В. Ф. Чертова)

Сказ Н.С.Лескова “Левша”
(уроки литературы в 6 классе из пособия Н. В. Беляевой)

Рассказ Н.С.Лескова “Старый гений”
(уроки литературы в 8 классе из книги Н. Е. Кутейниковой)

Рассказ Н.С.Лескова “Старый гений”
(уроки литературы в 8 классе из книги Н. В. Беляевой)

Хронологическая таблица Лескова (основные даты жизни и творчества)

Писатель, критик, публицист. Один из первых представителей непотомственного дворянства в русской литературе.

4(16) . 02. 1831 – рождение в селе Старое Горохов, Орловская область. Отец – бывший духовник, перешедший на службу, где получил дворянство. Мать из бедной дворянской семьи

1831 – 1838 – проживал с семьей в Орле

1839 – проживает в селе Панино, где начал приобретать творческий потенциал

1841 – поступает в губернскую гимназию. Образование не складывается: полностью окончил лишь два класса. Писатель проявил слабые способности к систематическому образованию, требующему зубрежки.

1847 – поступает на работу в уголовную палату: должность – канцелярский служитель.

1848 – умирает отец писателя от болезни

1849 – переводится в Киевский отдел казенной палаты. Занимался рекрутским учетом. Проживал на Украине у родственников.

1850-1857 – посещает университетские курсы, изучает языки, пытается писать иконы, общается с ортодоксальными церковниками

1857 –работает в частном предприятии «Шкотт и Вилькенс». Приобретает экономические и хозяйственные знания, представление о быте россиян

1859 – пишет первое произведение под названием «Очерки винокуренной промышленности». После ликвидации компании приступает к литературной и публицистической деятельности

1859 – первые заметки выходят в «Петербургских ведомостях» – самом популярном столичном издании. Несколько статей публикует и в украинской печати

1862 – под первым псевдонимом Стебницкий занимается беллетрситикой. Другие псевдонимы: «Фрейшиц», «Пересветов», «Касторский», «Дивьянк»

1862 – выходит заметка о массовых пожарах в журнале «Северная пчела». Писатель становится известным самому императору из-за описания революционной подоплеки поджогов, вызвавших возгорания. После опалы отправляется в путешествие по России и Европе. После, окончательно укрепляется в штате «Северной пчелы».

1863 – выходят произведения «Житие одной бабы», «Овцебык»

1864 – публикуется роман «Некуда». Роману ошибочно приписывают контр-революционную направленность

1864 – релиз «Леди Макбет Мценского уезда». Получает высокие оценки критиков и обывателей. Вырисовывается индивидуальный стиль писателя.

1866 –релиз «Воительница»

1867 – релиз пьесы «Расточитель»

1869 – «Захудалый род»

1870 – «На ножах». Подчеркивается неприятие автора к нигилистам

1872 – выход романа «Соборяне». Связанный сюжетом сборник рассказов и очерков.

1872 – выход повестей «Запечатленный ангел», «Очарованный странник»

1874 – назначен членом комитета министерства народного просвещения по рассмотрению развития народной литературы

1875 – выезжает за границу для сбора литературного материала

1881 – выходит самое известное произведение писателя под названием «Левша»

1890 – большую часть времени и творческих сил посвящает публицистике сатирического характера

1890-е – многие произведение блокируются цензорами. Под нож цензуры попали «Соколий перелет», «Незаметный след», «Заячий ремиз»

1895 – смерть, похоронен на Волковском кладбище

Хронологическая таблица Лескова

Интересные ответы

Впервые на Кавказ юного Михаила привезла бабушка Елизавета Арсеньева, когда ему было 6 лет. Посетив Кавказ во второй раз, в возрасте 10 лет, Михаил впервые испытал трепетные чувства к девочке, водившей дружбу с его кузиной

Мир животных очень удивителен. Морские жители иногда поражают своей интересной и необыкновенной формой, поскольку они имеют лучевую симметрию.

Великий сатирик XIX века, Гоголь Николай Васильевич, рожденный в 1809 г., был уроженцем украинского хутора Большие Сорочинцы. Его родители были бедными помещиками.

Такие интересные и увлекательные мокроносые приматы как лемуры обитают на Мадагаскаре.

Одним из самых изящных и в то же время непростых видов спорта называют художественную гимнастику. Сочетание гимнастических и танцевальных элементов, которые выполняют гимнастки под музыку считается очень популярным видом спорта в наше время.

Николай Лесков хронологическая таблица

Хронологическая таблица жизни Лескова, а также его творчества изложена в этой статье.

Хронологическая таблица Николая Лескова

Николай Семёнович Лесков — русский писатель. «Лескова русские люди признают самым русским из русских писателей и который всех глубже и шире знал русский народ таким, каков он есть».

4 февраля 1831 – родился в селе Горохово Орловской губерниии. Раннее детство Н.С. Лескова прошло в Орле.

1841–1846 – обучение в Орловской губернской гимназии, но из-за смерти отца полный курс обучения не проходит.

1847 – принят на службу в Орловскую палату уголовного суда «с причислением ко 2-му разряду канцелярских служителей». Сюжет повести «Леди Макбет Мценского уезда» навеян службой того времени.

1849 – переезжает в Киев, где живет у своего дяди С. П. Алферьева. Устраивается работать в штат Киевской казенной палаты. Живет в Киеве до 1857 года — изучает польский язык, славянскую культуру, интересуется религией.

1853 — Лесков женится на дочери киевского коммерсанта Ольге Смирновой, без одобрения родственников. В этом браке родились сын Дмитрий (умер в младенческом возрасте) и дочь Вера.

1857 – 1860 – Лесков работает в частной фирме «Шкотт и Вилькинс», которая занимается переселением крестьян в новые земли. Все эти годы проводит в деловых поездках по России.

1861 – переезд семьи Лесковых из Киева в Петербург. Сотрудничает с газетами, начинает писать для «Отечественных записок», «Русской речи», «Северной пчелы». Пишет «Очерки винокуренной промышленности».

1862 год – поездка за границу в качестве корреспондента газеты «Северная пчела» (посещает Запанную Украину, Польшу, Чехию, Францию). Опубликовано произведение «Погасшее дело».

1863 – официальное начало писательской карьеры Николая Семеновича Лескова. Он публикует свои повести «Житие одной бабы», «Овцебык», работает над романом «Некуда». Из-за этого неоднозначного романа, отрицающего модные в то время, революционные нигилистические идеи, от Лескова отворачиваются многие литераторы, в частности издатели «Отечественных записок». Писатель публикуется в «Русском вестнике», подписываясь псевдонимом М.Стебницкий.

1865 год – написана «Леди Макбет Мценского уезда». Работа над повестью «Островитяне».

1870 – 1871 – работа над вторым, столь же «антинигилистическим», как и «Некуда», романом «На ножах». Произведение влечет за собой уже политические обвинения автора.

1873 – выходят повести Николая Лескова «Очарованный странник» и «Запечатленный ангел». Постепенно у писателя портятся отношения и с «Русским вестником». Смье Лескова угрожает безденежье.

1874 – 1883 – Лесков работает в особом отделе Ученого комитета Министерства народного просвещения по «рассмотрению книг, издаваемых для народа». Это приносит малый, но все-таки доход.

1875 – вторая поездка за границу. По возвращении пишет ряд анекдотичных очерков про священнослужителей («Мелочи архиерейской жизни», «Епархиальный суд», «Синодальные персоны» и др.).

1877 – императрица Мария Александровна положительно отзывается о романе «Соборяне». Автору сразу же удается устроиться членом учебного отдела министерства государственных имуществ.

1881 – написано одно из самых знаменитых произведений Лескова «Левша (Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе)».

1883 – окончательное увольнение с государственной службы.

1887 – Николай Семенович Лесков знакомится с Л.Н. Толстым, оказавшим огромное влияние на позднее творчество писателя.

В своих последних произведениях Лесков критикует всю политическую систему Российской империи. Печатается под псевдонимами — В. Пересветов, Николай Понукалов, свящ. Петр Касторский, Псаломщик, Человек из толпы, Любитель часов.

5 марта (21 февраля) 1895 – Лесков умирает в Петербурге. Причиной смерти становится приступ астмы, которая мучает писателя последние 5 лет его жизни. Похоронен на Волковском кладбище

Хронологическая таблица Лескова кратко изложена выше, но вы можете расширить ее на свое усмотрения используя биографию писателя.

Ссылка на основную публикацию