Жизнь и творчество Марины Цветаевой

Биография Марины Цветаевой: жизнь и творчество поэтессы

Автор: Guru · 26.06.2018

Творчество поэтессы относится к Серебряному веку русской литературы. Она писала прозу, переводила тексты и, конечно, сочиняла изящные, полные искренности стихи. На ее долю выпала трагичная судьба, полная несправедливости и лишений. Тем не менее, в ее скитаниях было место счастью. Жизнь Марины Цветаевой (1892-1941 гг.) была насыщена интересными событиями.

Происхождение и становление

Иван Цветаев основал Музей Изящных Искусств, изучал филологию, работал в Московском Университете. Мама поэтессы занималась музыкой, увлекалась игрой на пианино, также учила этому дочь, сочиняла стихи. Именно от нее Марина унаследовала страсть к поэзии. Мария Александровна очень гордилась ею, но все же больше всего внимания уделяла младшей дочери Анастасии. Это немного обижало поэтессу. Родители Цветаевой воспитали четверых детей: трех девочек и одного мальчика.

В 9 лет маленькая писательница поступает в четвертую гимназию для девочек, там она проучится совсем недолго. Когда девочке исполнится 10, у ее мамы обнаружат туберкулез. В связи с этим семейство переедет на побережье между Лигурийским морем и горной грядой. Позже наша героиня сменит еще два места обучения. Летом 1905-ого семья Цветаевой приедет на родину. Поселятся в городе на берегу черного моря — в Ялте. Уже в следующее лето они переберутся в Тарусу – место, с которым так тесно переплетены жизнь и творчество Марины Цветаевой.

История успеха

Еще в возрасте 6-7 лет будущая поэтесса начала свой неповторимый творческий путь, написав первые стихотворения. В 18 лет она издала дебютный сборник стихов под названием «Вечерний альбом» (1910 г). Спонсоров у нее не было, Марина Ивановна издала сборник своими силами и средствами. Реакция на ее работу была незамедлительной. Она тут же привлекла внимание известных людей. Гумилев Лев Николаевич, Валерий Яковлевич Брюсов и Волошин были заинтересованы юной писательницей. Знакомство с ними открывает ей новый литературный мир символистов, который состоит из множества кружков, где Цветаева так и не нашла себя. Ее стиль был настолько оригинален и свободен от посторонних веяний, что ему не удалось вписаться ни в одну эстетическую концепцию.

Поэтический мир Марины Цветаевой зиждется на ее жизненных принципах, которые она сама заботливо сохранила для потомков в своих записях:

Единственный справочник: собственный слух и, если уж очень нужно — теория словесности Саводника: драма, трагедия, поэма, сатира.

Единственный учитель: собственный труд.

И единственный судья: будущее.

Творчество

Первые стихи

В 1906 году Марина Цветаева пишет страстный призыв к поколению отцов с просьбой не мешать молодым людям жить так, как они хотят («He смейтесь вы над юным поколеньем!»). В том же году написано возвышенное стихотворение «Маме», написанное в той же классической манере. До 1910 года большинство ее стихов посвящается детским воспоминаниям и впечатлениям. Начинающая Цветаева сочиняет просто и лаконично, не экспериментируя с размером и ритмикой стиха. Она судорожно ищет свой стиль, свой голос, пробуя известные поэтические формулы.

Ее самобытность начинается с той поры, когда она находит выход из устоявшихся рамок поэзии и реализует собственный новаторский потенциал.

Сборники и циклы

  1. Первый сборник — «Вечерний альбом» (1910 г). Также 1910 выходит статья «Волшебство в стихах Брюсова;
  2. «Волшебный фонарь» издается в 1912-ом;
  3. Еще через год публика смогла оценить ее новый сборник «Из двух книг».

До 21-ого писательница берет перерыв и больше не издает сборников. Также Цветаева имеет публикации в таких журналах, как: «Северные записки», «Альманахе муз», «Салоне поэтов».

Находясь в Чехии, пишет свои известные поэмы «Поэма горы» и «Поэма конца». Сборник «Юношеские стихи» выходит с постепенно в течение двух лет с 1913 по 1915 года. В 1921 году частное издание «Костры» выпускает сборник «Версты I». В него входит 5 стихотворений, написанных с 17 по 20-е года. Также публикуются произведения: «Царь-Девица», «На Красном Коне». Формируется сборник «Психея». Готовится цикл «Стихи о Москве».

Последний сборник писательницы издается в 1928 во Франции, в Париже. Он имеет характерное название — «После России». Все стихи, написанные с 1922 по 1925 год, были опубликованы там. Поэтический цикл «Маяковскому» издается в 30-ом. Писательницу слишком шокировало самоубийством поэта. Также Цветаева работает над созданием цикла «Подруге», посвященного ее любимой женщине, Софии Парнок. Тем же временем выпускается проза писательницы. Произведения приводят зарубежную публику в восторг. Далее издаются: «Живое о живом» (1933 год), «Дом у Старого Пимена», «Пленный дух» выходят в 1934-ом, «Мать и музыка» (1935), в следующем году публикуется повесть «Нездешней ветер», выходит «Мой Пушкин» в 1937 году, позднее выходит «Повесть о Сонечке».

Самый известный цикл стихов Цветаевой – стихотворения, посвященные поэту А. Блоку. Вот подробный анализ одного из них, под названием «Имя твое».

Личная жизнь

Писательница не ограничивалась только мужчинами. Ее возлюбленной являлась София Парнок. Подробнее об их романе будет сказано ниже. Также у писательницы были отношения с Константином Родзевичем. Он являлся другом ее мужа.

Интересный факт: после расставания с Родзевичем, Марина Ивановна помогала выбирать платье его будущей жене, а также посвятила ему некоторые свои произведения. Друзья называли их роман «единственным, настоящим и трудным, неинтеллектуальным» в жизни писательницы. Муж знал обо всех отношениях Цветаевой. Но, тем не менее, пара сохранила узы брака. После расставания с Константином, Марина Ивановна родила сына. До сих пор точно не известно, от кого именно был этот ребенок: от ее мужа или же от бывшего возлюбленного.

Семья

В 1911 году произошло знакомство Цветаевой и Сергея Эфрона. Буквально через год они решают вступить в брак. В 12-ом году на свет появляется их дочь, которую решили назвать Ариадной. Семья ласково звала ее Аля. Через 5 лет рождается еще одна дочь, Ирина. К сожалению, девочка погибает в возрасте 3-х лет. Виной всему плохие условия и отсутствие еды в детском приюте. Мама отправила дочерей туда в дни революционной разрухи, думая, что там у девочек больше шансов выжить, чем в бедной, разоренной гражданской войной семье. 1 февраля 1925 года семья пополняется. Рождается сын Георгий, но все зовут его «Мур».

Муж Цветаевой занимался публицистикой, изучал литературу, служил. В 1941-ом приговорен к расстрелу по политическим соображениям. Его принадлежность к идейно чуждому классу сыграла роковую роль в его судьбе в условиях диктатуры пролетариата. В 1955 году старшая дочь Цветаевых получает разрешение на въезд в СССР. Любимый Мур погибает во время войны, в 1944. Внуков у писательницы нет. Это значит, что прямых наследников у Цветаевой нет.

Другие романы

Познакомились Цветаева и София Парнок в 1922 году, тогда и началась их история любви. Еще при первой встрече они почувствовали взаимную симпатию. Позднее эти чувства переросли в роман. Сергей безумно ревновал, устраивал сцены, тем не менее, роман с Парнок продолжался около двух лет.

Но, в конце концов, Мария Ивановна решила расстаться с переводчицей. Бывшей возлюбленной посвящён цикл стихотворений «Подруга». Этот союз Марина Ивановна назвала первой катастрофой в своей жизни. Но, узнав новости о смерти Софии, писательница отреагировала довольно холодно и безразлично. Однако именно Сонечке с длинными черными косами посвящена прозаическая повесть Цветаевой, которую отечественные авторы ценят очень высоко, ведь эта проза написана изящнее и образнее, чем иные стихи.

Ходят слухи и о других похождениях скандальной поэтессы. На ее малой родине, в Тарусе, старожилы помнят рассказы о пикантных подробностях жизни знаменитого автора. Она часто влюблялась, была впечатлительным и привязчивым человеком. Часто говорят о ее связях с О. Мандельштамом, А. Блоком и другими известными личностями.

Интересные факты

  1. Германия и Древняя Греция – самые обожаемые страны писательницы.
  2. Любимый камень поэтессы – сердолик. Она всегда утверждала, что ее мужем станет тот, кто угадает, какой у нее любимый камень. В день ее знакомства с мужем, Сергей подарил ей тот самый заветный предмет, случайно найдя его на берегу моря. Так и сложилась судьба Марины Цветаевой.
  3. Переезжая, наша героиня попросила помощи в сборах у Бориса Пастернака. Он принес веревку для чемодана и в шутку сказал: «Верёвка всё выдержит, хоть вешайся». Эти слова стали пророческими. На той самой веревке позже покончила с собой писательница.
  4. Марина Цветаева верила — имя, данное человеку при рождении, влияет на его будущее. Интересная жизнь, по ее мнению, определялась уже на этапе зачатия. Она хотела назвать своего сына Борисом, а не Георгием, так как была уверена, что буква «й» в имени лишает мужественности.
  5. Марина Ивановна не любила младшую дочь, а вот старшую просто боготворила, ревнуя ее даже к родственницам. Ирину она считала слабоумной, ведь девочка действительно медленно развивалась и была не столь умна и сообразительна, как ее старшая сестра. В приюте Ирина часто билась головой о стены и пол, чем вызывала недоумение сверстников. А вот Ариадна состояла в тесных отношениях с матерью, поэтому Цветаева старалась давать ей больше еды. Когда старшая дочь заболела малярией, мать винила в этом Ирину и отдавала больной все имеющиеся припасы (она навещала их в приюте и приносила еду). Возможно, из-за этого пренебрежения Ирина и умерла.
  6. Когда одна из дочерей во время отлучки матери съела кочан капусты, мать так разозлилась, что привязывала ребенка к стулу каждый раз, когда уходила из дома.
  7. Марина Цветаева очень любила поэзию А. Ахматовой и жаждала с ней увидеться, но после холодной и краткой встречи двух женщин данное отношение резко переменилось. Обе поэтессы очень резко и надменно отзывались друг о друге всю жизнь.

Эмиграция

Весной 1922 было семьей получено разрешение: выехать заграницу к мужу и отцу Сергею Эфрону. Первая их остановка — Берлин. Затем они перебрались в предместья Праги, где прожили около трех лет. Родив Георгия, писательница со своей семьей переезжает в Париж. Даже заграницей поэтесса продолжала общение с Борисом Пастернаком и другими русскими литераторами.

Произведения, выпущенные заграницей, не приносили много прибыли, хоть и имели успех. Семейство эмигрантов было фактически нищим. Матери семьи еле удавалось сварить суп на всю семью из того, что получилось подобрать на рынке. Ее муж не может работать, так как серьезно болен. Единственный доход идет от пошива шляпок дочерью поэтессы. Этих денег слишком мало для содержания семьи из четырех человек.

15 марта 1937 года Але дали разрешение уехать домой. Тем же годом Эфрон был заподозрен как соучастник в политическом убийстве, поэтому он принял решение сбежать из Франции. Позднее писательница в 39-ом вернулась в СССР.

Смерть

Как умерла Марина Цветаева? Писательница не смогла выдержать гибели мужа, происшествие добило ее. 31 августа 1941 года, когда расстреляли ее мужа, писательница повесилась в доме, где она временно жила с Муром. Причина смерти – усталость от жизненных дрязг и волнений. Обладая незаурядным талантом, женщина вынуждена была прозябать в нищете и тащить за собой целую семью. Этот груз был слишком тяжел для нее.

Прежде чем совершить это, Марина Ивановна подготовила несколько записок. Одна для тех, кто будет ее хоронить (после данная заметка получит название «эвакуированным»), еще одна для сына, третья оставлена дочери. Похоронили великую поэтессу 2 сентября на Петропавловском кладбище в городе Елабуге.

Места Марины Цветаевой

В память о писательнице открыто несколько домов-музеев. Также есть памятные монументы на территории всей страны. В Праге существуют небольшие экскурсионные маршруты, где туристам предоставляется возможность посетить и осмотреть места, где когда-то писательница жила вместе со своей семьей.

Петршин холм является одним из любимейших мест Марины Цветаевой. Именно данный холм стал прообразом горы в произведении «Поэма Горы». Поэтесса довольно часто приходила на Еврейское кладбище в Старом городе и на смиховское Малостранское кладбище. Там она гуляла в полном одиночестве. Марина Ивановны говорила, что Прага – единственный город, который «врезался» ей в сердце.

Дом-музей есть и в Тарусе, где долгое время жила поэтесса. Там же проводятся знаменитые осенние фестивали в ее честь.

Любимым городом Марины Ивановны была Москва, где ей тоже отведено памятное место

Марина Цветаева

краткая биография

Роль и место в литературе

Марина Ивановна Цветаева – великая русская поэтесса и переводчик. Ее яркая, к сожалению, короткая биография всегда вызывала много вопросов у искусствоведов, но так и осталась до конца не разгаданной. Ее трагическая судьба с неожиданными поворотами событий до сих пор вызывает огромное количество вопросов.

Марина Цветаева была яркой представительницей женской поэзии в ее лирическом исполнении. Ее стихотворения пронизаны исключительной доверительностью, способностью передачи тончайших движений женской души.

Цветаева далеко не всегда была понятна современникам. Видимо, советская литература не особо нуждалась в женских излияниях, отдавая предпочтение эпохальным темам. Поэтесса остро чувствовала это, отсюда и чрезвычайное внутреннее напряжение, присущее практически всем ее стихам.

Происхождение и ранние годы

Дом Цветаевых в Москве

Родина Марины Цветаевой – Москва. Родилась она 26 сентября 1892 года в семье интеллигента, профессора Московского университета и искусствоведа Ивана Владимировича Цветаева. Мать поэтессы – пианистка Мария Мейн.

Марина в детстве

Мать мечтала видеть Марину музыкантом, но девочку больше привлекала филология. В 6 лет Марина сочинила свои первые стихотворения. Несчастье постигло семью, когда мать Марины заболела тяжелой формой туберкулеза. Отец пытался лечить ее на курортах Италии и Германии, но болезнь одержала победу. В 1906 году Марии Цветаевой не стало.

Читайте также:  Писатель Вильгельм Гауф. Жизнь и творчество

Забота о трех дочерях и сыне легла на отца. Ввиду постоянной занятости, он не мог полностью посвящать себя детям. Возможно, из-за этого в девочках так рано проснулась самостоятельность и интерес к политической и общественной жизни.

Образование

В детстве Марина обучалась музыке, на этом категорично настаивала ее мать. Она также дала девочкам неплохое начальное домашнее образование.

В возрасте 8 лет Марина училась в женской гимназии в Москве, после этого в Лозанне. Из-за постоянных переездов Марине довелось поучиться в католическом пансионе, во французском интернате, затем в немецком пансионе Фрайбурга.

Овладев несколькими европейскими языками, Марина довольно хорошо зарабатывала на переводах. В 1908 году Марина поступила в Сорбонну и стала слушательницей лекций о старофранцузской литературе.

Творчество

В 1910 году увидел свет первый сборник стихотворений «Вечерний альбом». На него реагируют Н. Гумилев и В. Брюсов. Следующий сборник, изданный в 1912 году, назывался «Волшебный фонарь». Войдя в круг известных поэтов, Цветаева получает возможность посещать заседания литературных кружков. Третий сборник стихов «Из двух книг» вышел в 1913 году. В 1916 году Цветаева написала очередной цикл стихотворений.

Цветаева и Эфрон

Следующий цикл был посвящен гражданской войне. В 1920 году вышли поэмы «На красном коне», «Егорушка», «Царь-девица». В 1922 году Цветаева решила эмигрировать в Прагу. Во время эмиграции были изданы поэмы, прославившие поэтессу за рубежом – «Поэма Горы» и «Поэма Конца».

С 1925 года Марина Цветаева жила во Франции. Все эти годы не прекращалась переписка с Пастернаком. Было написано много стихотворений, однако только малая их часть была опубликована. В 1928 году парижское издательство напечатало последний прижизненный сборник поэтессы «После России».

За рубежом прозу Цветаевой предпочитали ее стихам, поэтому она в те годы писала больше повестей и рассказов. В 1930 году были написаны стихи, вошедшие в цикл о Маяковском, смерть которого потрясла Цветаеву.

Фрагмент стихотворения

Уж сколько их упало в эту бездну… М.И. Цветаева

Уж сколько их упало в эту бездну,

Настанет день, когда и я исчезну

С поверхности земли.

Застынет всё, что пело и боролось,

Сияло и рвалось:

И зелень глаз моих, и нежный голос,

И будет жизнь с ее насущным хлебом,

С забывчивостью дня.

И будет всё — как будто бы под небом

Главные произведения

Поэзия Цветаевой чрезвычайно разнообразна, но больше всего она известна как сочинитель любовной и философской лирики.

В Париже с сыном Георгием

Философское стихотворение «Идешь, на меня похожий» написано в двадцатилетнем возрасте и посвящено смыслу человеческой жизни. Изящным легким слогом поэтесса раскрывает тему жизни и смерти.

«Дружить со мной нельзя» – так называется стихотворение о непростых взаимоотношениях мужчины и женщины. В нем Цветаева критикует себя, сравнивает с крутящейся мельницей и отказывается погружаться в чувства.

Отношениям с Мандельштамом посвящено стихотворение «Вчера еще в глаза глядел». В нем говорится об изживших себя отношениях, и о том, как непросто остаться лишь друзьями. Душевная пустота терзает героиню, но попытки вернуть отношения не предпринимаются.

Философским стихотворением «Уж сколько их упало в эту бездну» Цветаева озвучила свои самые тайные тревоги и переживания. Она рассуждает о том, что жизнь конечна, и уход ее из этого мира ничего не изменит на земле.

Стихотворение «Мне нравится, что вы больны не мной» — реакция на безответную любовь к мужу сестры. Молодой человек был без ума от ее таланта, но равнодушен к ней как к женщине. Душевные терзания и стали результатом рождения этого прекрасного стихотворения.

Последние годы

В 1939 году Цветаева вернулась в Россию. В 1941 году дочь Марины Ивановны была арестована и сослана на 15 лет. В том же 1941 году был расстрелян муж Цветаевой Сергей Эфрон.

Эти трагические события подвели поэтессу к решению уйти из жизни. 31 августа 1941 года ее нашли мертвой на съемной квартире. Похоронили ее в городе Елабуга на местном кладбище.

Хронологическая таблица (по датам)
Год (годы)Событие
1892Год рождения М.И. Цветаевой
1900Поступление в частную гимназию
1903Учеба в пансионе в Лозанне
1910Выход сборника «Вечерний альбом»
1912Вышел сборник «Волшебный фонарь»
1917-1920Работа над книгой «Лебединый стан»
1922-1925Написание основного количества стихов, поэм, эссе и др.
1928Последний сборник, изданный при жизни
1938Возвращение в Москву
1939Арест дочери и мужа
1941Не стало М.И. Цветаевой
Интересные факты
  • Цветаева первые стихи написала в 6 лет на нескольких языках;
  • первый сборник издала на собственные деньги;
  • многие стихи Цветаевой положены на музыку;
  • у Цветаевой было трое детей;
  • агентство Цветаевой называлось «Оле-Лукойе»;
  • поэтесса страдала близорукостью, но принципиально не носила очки.
Память о поэте

Памятник в Москве

В мире существует 8 музеев, посвященных Цветаевой

О жизни Цветаевой были сняты документальные фильмы

Памятник и дом-музей Цветаевой в Москве

Памятник в г. Таруса

Памятник работы Церетели в Строгино

Именем Цветаевой названы улицы многих городов России

Мемориальный дом-музей в г. Королев

Литературно-художественный музей в Башкортостане

К 90-летию Цветаевой ее именем была названа одна из малых планет

Художественный фильм «Зеркала», 2013 года о жизни Цветаевой в эмиграции и после нее

Жизнь и творчество Марины Цветаевой

Родилась великая русская поэтесса Марина Ивановна Цветаева в Москве 26 сентября (8 октября) 1892 года. Ее семья принадлежала к числу трудовой научно-художественной интеллигенции.

Отец, Цветаев Иван Владимирович был профессором Московского университета на кафедре теории искусств и всемирной истории. Он был известным филологом и искусствоведом, занимал должность директора Румянцевского музея. В 1912 году с его легкой руки произошло открытие Музея изящных искусств им. Александра III (ныне Музей им. Пушкина) фасад которого украшает мемориальная доска, увековечившая память о нем. Мать Марины Цветаевой, Мария Александровна была из обрусевшей польско-немецкой семьи. Будучи талантливой пианисткой и натурой исключительно утонченной, она стала первой, кто заметил и оценил Божью искру в литературном таланте Марины. Именно она предрекла ей судьбу поэтессы и как показывает биография Цветаевой, слова матери оказались пророческими. За свою, увы, недолгую жизнь Мария Александровна успела оказать на талант дочери «главенствующее влияние», чему не раз найдется подтверждение в творчестве поэтессы.

Писать стихи Цветаева начала с шести лет. Ее детское творчество звучало четверостишиями на русском, немецком и французском языках. Зиму Цветаевы предпочитали коротать в Москве, а жаркое лето проводили в маленьком уютном городке Тарусу Калужской губернии. Они нередко бывали за границей, посещая Германию, Швейцарию, Францию и Италию.
Благодаря стараниям отца, на плечи которого после кончины в 1906 году Марии Александровны, легла забота о семье, Марина, ее сестра Анастасия и сводный брат Андрей получили прекрасного образование.
Биография Цветаевой Марины пестрит сведениями о том, сколь разносторонним оно было. Будущая поэтесса, в совсем еще юном возрасте посещала музыкальную школу, в одиннадцать лет училась в католическом пансионе в Лозанне, затем во французском интернате. Вместе с сестрой Анастасией (Асей как называли ее друзья и домашние) Марина прошла обучение в Германии (Фрейбург). Освоение языков Марине давались очень легко. Именно поэтому в четырнадцать лет она без труда перевела с французского драму «Орленок» Э. Ростана. К сожалению, ранние произведения и переводы Цветаевой не дошли до наших дней.
Вернувшись из заграницы, Марина обучается в ялтинской женской гимназии, а затем в московском частном пансионе. В шестнадцать лет она самостоятельно отправляется в Париж с единственной целью – прослушать в Сарбонне курс лекций по истории развития старофранцузской литературы.
Биография Цветаевой полна знаменательными датами и событиями, одним из которых является выход в свет ее первого поэтического сборника «Вечерний альбом» (1910г.). Она издала его тайком от семьи в количестве всего 500 экземпляров. Однако и этой лепты оказалось достаточно, чтобы юное дарование было немедленно замечено такими взыскательными и влиятельными в литературных кругах критиками, как поэты Н.Гумилев, В.Брюсов и М.Волошин. Именно последний, будучи очарован и покорен глубиной таланта Марины, неожиданно нанес визит семейству Цветаевых. После этой первой встречи Волошин и Цветаева, несмотря на значительную разницу в возрасте стали самыми близкими друзьями, души которых роднила сама Поэзия.

Впоследствии поэтесса была самой долгожданной гостьей в доме Волошина в Коктебеле. Она частенько навещала его здесь (1911-1917 г.г.). Именно под крымским небом состоялось знакомство Марины с ее будущим мужем, Сергеем Эфроном.
Первые годы супружеской жизни были полны романтики и чувств. Но уже с 1917 года биография Цветаевой Марины наполняется непрерывной чередой испытаний. Сергей Яковлевич Эфрон, имея офицерское звание, примыкает к Белому движению и участвует в московских боях с большевиками. Под командованием генерала Маркова он обороняет Крым от наступлений Красной Армии, а затем эмигрирует в Константинополь.
Тем временем Марина отчаянно сражается за жизнь двух дочерей, пытаясь не дать им умереть от голода. Она понемногу печатается в Госиздательствах «Вёрсты» и «Царь-Девица», за что получает свой скудный паек. От болезни умирает младшая дочь, Ирина.
Для Цветаевой это испытание оказалось почти невыносимым. Она как будто колокол, у которого отняли возможность «говорить». Стихи Цветаевой теряют мелодичность и легкость, из них, как песок сквозь пальцы уходит жизнь.
Все это время Марина ничего не знает о судьбе мужа. По окончании Гражданской войны с 1920 года она всеми возможными способами передает письма за границу, надеясь, что рано или поздно они найдут своего адресата. Впервые после долгой разлуки Судьба улыбается Марине и Сергею, они встречаются в Берлине. В этот период биография Цветаевой имеем несколько фрагментарный характер, поскольку зиждется на попытках собрать воедино остаток сил и начать новую жизнь на чужбине. Новым местом жительства для супругов становится маленькая деревенька под Прагой, где цены на продукты были минимальными.
В период с 1922 по 1923 г.г. за рубежом выходит пять ее книг, в числе которых «Поэма Горы», «Поэма Конца». Постепенно интерес к ее лирике среди эмигрантов гаснет. В 1924 году она печатается только один раз. Интересный факт: Цветаева вывезла из Советской России рукописный сборник своих стихов «Лебединый стан», посвященный «Русской Вандее», но так и не решилась его напечатать, несмотря на многочисленные предложения.
1925 год ознаменовался для Эфрона и Цветаевой пополнением в семье. Марина рождает сына Григория. После этого они решают перебраться во Францию. Здесь их жизнь не становится слаще, поскольку единственными средствами к существованию оказывается пособие из Чехии и посильная помощь друзей. Именно здесь в 1928 году свет увидит последний ее прижизненный сборник «После России».
Разочаровавшись в идеалах Белого движения, Сергей Яковлевич налаживает связи с прокоммунистической группировкой и осуществляет попытки вернуться на родину. Однако, обращаясь в советское посольство за разрешением на въезд, он сталкивается с ультимативным «предложением» работать на НКВД. Это претит его идеалам и человеческой сути. Дочь и сын поддерживают идею возврата в Россию и в результате, первой на родную землю ступает Ариадна Эфрон. Следом за ней возвращается Сергей Яковлевич, но вскоре из-за участия в политическом убийстве, он вновь вынужден бежать. Цветаева живет как в каком-то оцепенении. Она понятия не имеет, в какой сфере деятельности замешаны муж и дочь. Даже на допросе в НКВД, состоявшемся в октябре 1939 года, она упорно отрицает возможную причастность Сергея к смерти агента НКВД во Франции, Игнатия Рейсса. Следователи, ничего не добившись, вынуждены были отпустить Марину, опасаясь, как бы она не сошла с ума.
Цветаевой дают разрешение на въезд в Россию. Вместе с сыном она приезжает в Москву. Происходит долгожданное всеми воссоединение семьи и даже начинает казаться, что все самое страшное осталось где-то там, позади. Новым домом для Цветаевых становится дача в Болшево, принадлежащая НКВД. Но тут внезапно арестовывают сначала Ариадну, а потом и Сергея. И вновь начинается череда испытаний. Марина зарабатывает переводами, пытаясь прокормить себя и сына. Ежемесячно она собирает посылки в тюрьму для мужа и дочери.
С началом войны Цветаеву в числе прочей писательской интеллигенции эвакуируют из столицы. Вместе с сыном сначала она попадает в Чистополь, а к августу оказывается в Елабуге. Ее душевные и физические силы на исходе. Она попросту устала начинать все с нуля и уже боится пытаться верить во что-то хорошее. Краткая биография Цветаевой обычно лишь вскользь повествует о том, сколь невыносимо тяжелыми оказались для нее последние годы жизни. Постоянная депрессия подталкивает поэтессу к решению приблизить «одиночества верховный час» и после очередной ссоры с Григорием 31 августа 1941 года Марина Цветаева лишает себя жизни.

«Рафаэль Санти» доклад

Рафаэль Санти краткое сообщение об итальянском художнике, мастере графики и архитектуры, представителе живописной умбрийской школы, Вы прочтете в этой статье.

  1. «Рафаэль Санти» доклад
  2. Где родился Рафаэль Санти?
  3. От чего умер Рафаэль Санти?
  4. Рафаэль Санти интересные факты

«Рафаэль Санти» доклад

Где родился Рафаэль Санти?

Будущий художник Рафаэль Санти появился на свет 6 апреля 1483 года в городке Урбино (Италия) в семье декоратора и художника. Отец, заметив способность сына к живописному искусству, начал брать его с собой на работу во дворец. Мальчик с малых лет общался с известными итальянскими мастерами кисти: Пьеро делла Франческой, Паоло Уччелло и Лука Синьорелли.

Читайте также:  Лицейские годы Пушкина кратко

В 8-летнем возрасте мальчик лишился матери. Его отец долго не оставался вдовцом и привел новую жену в дом. Мачеха не очень жаловала Рафаэля. Еще через 4 года он остался и без отца. Попечители Санти отправляют его к Пьетро Ваннуччи на обучение в Перуджу, где он учился вплоть до 1504 года. Благодаря своему обаянию и дружелюбию, юноша легко сходился с людьми и обзавелся большим количеством друзей. В скором времени его творчество практически ничем не отличалось от картин учителя Ваннуччи.

Вслед за своим наставником он в 1504 году переезжает во Флоренцию. Здесь у него начинает вырабатываться собственный стиль писания картин, Рафаэль вкладывает в них всю тоску по матери, создав много Мадонн.

Папа римский Юлий II, находясь под впечатлением работ Санти, в 1508 году приглашает его в Рим для того, чтобы художник расписал старый Ватиканский дворец. С 1509 года он занимался росписями комнат дворца, вложив сюда все свои знания, умение и талант. После смерти Юлия, место папы занимает Лев X, и он назначает художника главным архитектором строительства Базилики Святого Петра. Также в 1514 году он становится хранителем ценностей: в его обязанности входили перепись и охрана памятников Древнего Рима. За свою жизнь, Рафаэль Санти совершил еще и такие архитектурные работы — капеллу Киджи, церковь Сант-Элиджо-дельи-Oрефичи, церковь Санта-Mария-дель-Пополо, дворец Видони-Каффарелли, дворец Бранконио дель Aквила (ныне разрушенный). Новый папа настолько боялся, что талантливого Санти переманят к себе французы, что просто загружал его работой и поощрял похвалой и подарками. Поэтому художник никогда не испытывал недостатка средств. Дом, где жил Рафаэль Санти был поистине роскошным и построенным в античном стиле по собственному проекту. А вот с личной жизнью не сложилось – он был поклонником красоты прекрасного пола, и связывать себя узами брака не спешил. Но случилось чудо! Художник познакомился дочкой булочника, 19-летней Маргаритой Лути. Ее отец за 50 золотых позволил дочери позировать Рафаэлю для картины «Амур и Психея», а еще за 3 000 золотых разрешил ему забрать Маргариту с собой. Целых 6 лет влюбленные жили вместе. Девушка не переставала вдохновлять гения на новые шедевры: он создал целый цикл Мадонн на ее честь.

От чего умер Рафаэль Санти?

Великого художника не стало 6 апреля 1520 года. И причины его смерти оставили много загадок. Не понятно, почему он простудился. Врачи вместо того, чтобы поддержать его силы, сделали Санти кровопускание. Это действие и погубило его. Кстати, Маргарите Лути было назначено пожизненное содержание, и дом художника перешел ей в содержание.

Рафаэль Санти известные картины — «Обручение Девы Марии», «Мадонна Конестабиле», «Сон рыцаря», «Три грации», копия картины Леонардо да Винчи «Леда и лебедь», «Положение во гроб», «Амур и Психея», «Сикстинская мадонна», «Донна Велата», «Форнарина»

Рафаэль Санти интересные факты

  • Дружил с архитектуром Баччо д`Аньоло, скульптором Андреа Сансовино, живописцем Бастиано да Сангалло, Таддео Таддеи. Особое влияние на него оказала встреча и беседа с Леонардо да Винчи.
  • Любил писать с обнаженной натуры.
  • Рафаэль Санти писал сонеты, посвященные женщинам и любви к ним.
  • На аукционе Сотбис в 2002 году его графическая работа была продана за рекордную сумму – 30 млн. фунтов стерлингов.

Надеемся, что доклад про Рафаэля Санти помог Вам подготовиться к занятиям. А свое сообщение о Рафаэле Санти, Вы можете оставить через форму комментариев ниже.

Доклад Рафаэль Санти 7 класс сообщение

Одним из великих талантливых художников эпохи Возрождения (Ренессанс) Италии является Рафаэль Санти. Это мастер графики, области архитектуры, его работы в сфере живописи не перестают вызывать восхищение у современного зрителя.

Датой рождения Р. Санти принято считать 1483 год. Родился он в городе Урбино восточной части Италии. Атмосфера, в которой рос мальчик, всегда располагала к творчеству. Его отец занимался живописью при дворе, а в дворцовых залах, куда наставник приводил иногда сына, занимались художники. В 12 лет Рафаэль вынужден был поступить в мастерскую художника, так как остался сиротой. Сначала ушла из жизни его мать. Позже скончался и отец. Дружелюбный мальчик с удовольствием познавал мир красок, набираясь все больше опыта от наставников, архитекторов, любителей живописи.

1504 год стал для Рафаэля переломным моментом в определении дальнейшего рода занятий. Благодаря своему наставнику из мастерской Перуджино, он приобрел немало друзей – представителей искусства. Пребывание во Флоренции стало одним из самых плодотворных периодов в творчестве Санти. Тоску по матери, которой рано не стало, он воплотил в более 20 картинах («Три грации», «Мадонна Конестабиле»). Однако его более ранняя работа «Мадонна с книгой» до конца так и не была завершена в связи с переездом из Урбино.

С 1508 года молодой художник занимается росписью помещений Ватиканского дворца, куда его настойчиво пригласил папа Юлий II. Пребывание во дворце стало его призванием, делом всей жизни. Он исполнял пожелания правителя, радуя его каждый фресковой композицией, которые занимали четыре огромных зала. С 1514 года Рафаэль Санти был назначен главным архитектором по приказу папы Льва X, занявшего престол после смерти Юлия II. Он ценил старания художника, стараясь любым способом оставить его работать при своем дворе.

В это время Санти продолжил работу над полотнами с трогательными сюжетами, связанными с темой материнства, заботой матери о своем ребенке. В них стиль кватроченто постепенно вбирает элементы стиля барокко. Каждая композиция талантливого живописца становится богата пейзажными зарисовками, впитывая глубокое философское содержание. Среди известных портретов художника «Портрет папы Юлия II», «Дама с вуалью, или Донна Велата».

В 1515 году Рафаэль был определен смотровым за древними ценностями. В его обязанности входил контроль за материалами, связанными с раскопками, а также возложена ответственность за сохранность античных памятников.

Р. Санти был счастлив в браке с дочерью булочника – Форнариной. Некоторое время девушка позировала для создания картин. Она была преданна мужу до последних его дней.

1520 – год смерти Рафаэля Санти. Он ушел из жизни в возрасте 37 лет, не оставив после себя достойных учеников. Однако каждое его полотно – настоящий шедевр искусства, которые заняли достойное место на мировом уровне.

Творчество Рафаэля – это сочетание реалистичного отражения действительности и личных наблюдений за жизнью вокруг. Современные ценители искусства с восхищением отмечают его талант в области живописи.

Доклад №2

Рафаэль Санти – знаменитый художник, полотна, которого и сейчас заставляют восхищаться и открывать для себя все новые и необычные грани его творчества. Рафаэлло Санти, именно так правильно звучит имя творца. Появился на свет он в крохотном местечке, в апреле 1483 года. Его отец много времени уделял живописи и писательству, но дошедшие до наших дней его картины и стихи позволяют сделать вывод, что безумно талантливым его назвать сложно, скорее его творчество – посредственно и обычно. Но не отметить его роль в жизни будущего гения нельзя, ведь именно он приобщил к живописи сына, именно он давал ему первые уроки в этом направлении. Но, к сожалению всех своих знаний, он передать не смог, когда мальчик был еще совсем юн, отец скончался. А за три года до этого события покинула этот мир его мать, поэтому Рафаэлло по сути остался сиротой. Но благодаря многочисленным знакомствам главы семейства мальчика не забыли, так же не забыли про его занятия живописью.

Санти учился у местных художников, но за год до совершеннолетия он понимает, что вполне уже может творить сам. И вначале XVI века переезжает в Перуджу, где достаточно легко поступает на учебу в мастерскую одного известного творца. Он старается копировать работы мастера, но уже тогда становится явно, что у него свой путь и свой стиль. Его манера написания картин отличается тонким вкусом, изящностью и легкостью.

Первые работы Рафаэлло сочетали пробу его кисти, совмещенную с навыками и стилем своего учителя. Классическим таким примером является картина « Мадонна Коннестабиле». Его страдания по рано ушедшей матери в совокупности с красотой родных мест соединились в один чарующий цельный образ, любоваться которым можно вечно.

В 1504 году он перемещается во Флоренцию на правах уже самостоятельного художника, но там он быстро понимает, что обучение живописи все – таки нужно продолжить. Выбор падает на Высшую художественную школу, самое престижное место во всей Италии. Там он совершенствуется, именно в этот период он знакомится с творчеством да Винчи. После этого он большое внимание уделяет натуре, начинает работать над позами, искать правильные ракурсы.

Рафаэлло Санти имел чрезвычайные способности к учебе. Причем он запросто мог обходиться без учителей, творец часто самостоятельно изучал картины живописцев, этот опыт не прошел даром уже тогда у него стали появляется первые заказы.

За время нахождения во Флоренции он написал более десятка Мадонн, которые принесли ему небывалую популярность. Далее он пробует портретное направление. Но при этом он не изменял своему стилю, творец так и оставался художником –лириком, хотя желание добавить мужественных и драматических ноток проскальзывало в его голове.

По документам примерно в 1509 году он направляется Рим, причины его отъезда до сих пор неизвестны. В Риме молодой художник получает задание, ему необходимо было украсить Ватиканский дворец, причем его пригласили не как основного работника, а скорее как запасной вариант. Но он настолько сумел поразить окружающих, что ему тут же доверили всю работу. На протяжении девяти лет он не покладая рук работал, а тем временем весть о поразительном живописце распространялась по всему свету, заказы сыпались один за другим, у него стали появляться последователи.

Последние годы он занимал пост главы римской художественной школы, даже при наличии многочисленных учеников он не мог удовлетворить желания всех людей хотевших иметь хоть одно его творения у себя. Новая жизнь увлекла героя с головой, он и не заметил надвигающийся бури. Художник был чрезвычайно богат, мог позволить себе многое, популярный, желанный – именно в этом он видел счастье в жизни. Но частые переезды, работа без перерывов, эмоциональные потрясения сильно подорвали его здоровье. В начале 20-х годов XVI века он заболел и практически тут же умер. Тогда весь Рим скорбел по своему герою. Он умер, но живы его картины, в которых навсегда осталась его частичка.

7 класс, кратко. Краткая биография

Рафаэль Санти

Популярные темы сообщений

Коралловые полипы – класс кишечнополостных беспозвоночных морских животных, ведущих прикрепленный образ жизни. В их жизни нет стадии превращения в медузу. На сегодняшний день, ученым известно больше 6 тысяч видов.

Первые постройки возводились по этрусскому примеру. Этруски – древняя цивилизация, населявшая пространства между реками Тибр и Арно. Важная черта этрусского зодчества – арка, от нее произошли свободы и купола. Для римских сооружений характерна

Численность видов кипариса, очень огромна. В народе их называют вечнозелеными голосеменными деревьями. Кроме деревьев в этот род, также входят несколько разновидностей кустарников. Деревья Кипарис в основном сконцентрированы

Рафаэль Санти – сообщение доклад

Всем известна картина «Сикстинская мадонна». Но мало кто знает, что создана она была прекрасным мастером эпохи Возрождения Рафаэлем Санти.

Знаменитый художник был родом из Италии. Его родиной был небольшой городок Урбино области Марки. Свои первые творческие уроки Рафаэль получил от отца, который тоже всю жизнь посвятил живописи. Когда мальчику исполнилось 8 лет, он лишился матери, которую очень любил, а затем и отца. После такой потери маленький Рафаэль в 1500 году уезжает в Перуджу для обучения в мастерской Пьетро Ваннуччи. Здесь юноша подмечает, насколько в полотнах четко показан лирический идеал красоты и подражает ему.

Через некоторое время у Рафаэля появляется свой стиль. Свои картины он рисует с особой легкостью и изысканностью, отражая с особым мастерством, плавные линии и легкую штриховку. В конце 1504 года он прибывает во Флоренцию уже настоящим художником и продолжает обучение в высшей художественной школе. Именно здесь он знакомится с Леонардо да Винчи, после чего начинает рисовать с натуры. Для того чтобы полно изобразить образ, он познает анатомию, механику двигательной системы. 4 года, проведенные во Флоренции, помогли художнику усовершенствовать свое мастерство. Именно в это период им было создано не менее 15 картин с изображением мадонн. И что самое интересное, он никогда не повторялся, находя все новые и новые решения в изображении того или иного образа.

Просмотрев работы талантливого художника, папа римский Юлий II отправляет ему приглашение в Рим для росписи Ватиканского дворца. Впоследствии Санти становится главным архитектором строительства Базилики Святого Петра. Кроме того он на протяжении некоторого времени совершил множество архитектурных работ.

В 1515 году его назначают руководителем по древностям, что означало, что художник должен изучать и охранять античные памятники и контролировать их раскопки. От его шедевров был в восторге новый папа и всячески задаривал Рафаэля. В Риме Санти создал свою знаменитую «Сикстинская Мадонна». За всю свою творческую деятельность Рафаэль создал галерею из 42 картин Богоматери с младенцем. В этих работах художник показал идеал женщины, которая сочетает в себе истинное материнство. Именно такая мать сможет уберечь своего младенца от тревог и невзгод. У художника мало портретов, так как он прожил недолгую жизнь. Однако, его произведения до настоящего времени остаются ценными шедеврами.

Читайте также:  Хронологическая таблица Тургенева (жизнь и творчество)

Вариант 2

Великий художник Рафаэль Санти появился на свет в 1483 году в небольшом поселении Урбино, расположенном на востоке Италии. Семья будущего живописца была не бедной, так как отец Рафаэля работал художником при дворце герцога. Мать, посвятив всю свою жизнь ребенку, помогла сыну еще в детстве обнаружить склонность и интерес к живописи. Отец, беря его с собой в замок герцога, ценящего искусство и уважающего художников, так же помог ребенку в развитии вкуса и любви к полотнам великих мастеров. Ранняя потеря любимой матери оставила след на всем будущем творчестве художника. Полотна мадонн и портреты женщин впитали в себя черты его матери и ее любви к сыну. Оставшись в 12 лет сиротой, все свое время подросток посвятил учебе у великих живописцев того времени. Он очень скоро становиться самым умелым из всех молодых талантливых учеников, но в то же время остается скромным и дружелюбным юношей.

Переезд в 1504 году во Флоренцию помог развитию творческого потенциала Рафаэля Санти и подарил незабываемую встречу и совместную работу с величайшим творцом эпохи Возрождения Леонардо Да Винчи. Более 20 полотен мадонн с младенцами увидел мир благодаря Флорентийскому периоду жизни мастера. В эти года в произведениях автора еще чувствуется влияние учителя, но вскоре самобытность и индивидуальность берет верх над поклонением перед гениями живописи.

Слава о юном таланте дошла до Рима, куда в 1508 году по приглашению главы Ватикана папы Юлия II прибыл Рафаэль Санти для выполнения работ по росписи парадных комнат Ватиканского дворца. Творения художника так понравились Юлию II, что все работы предыдущих творцов были убраны, и Рафаэль Санти становиться единственным автором убранства всех помещений дворца. В этот период была создана одна из самых известных и значимых картин «Сикстинская Мадонна», ставшая поистине жемчужиной всего творчества мастера.

Но славу живописцу принесли не только полотна с мадоннами. В совершенстве мастер владел техникой написания портретов и картин на религиозную и библейскую тематику, а так же графикой. При взгляде на полотна живописца создается ощущение присутствия живого человека и окружающей его реальности.

До самой своей кончины в 1520 году художник работал в Риме и создал огромное количество шедевров мирового уровня.

До настоящего времени полотна и само творчество и жизнь выдающегося живописца 16 века привлекают не только простых людей, но и ученых, часто открывающих для мира все новые полотна и грани творчества Рафаэля Санти.

Рафаэль Санти

Интересные ответы

Что такое зачин в сказке знают, пожалуй, единицы, а ведь этот раздел зачастую является одним из наиболее важных факторов в построении всей истории сказочного повествования.

Лемминг – небольшое млекопитающее из семейства грызунов. Их близкими родственниками являются полевки и хомяки. Лемминги насчитывают 4 рода, каждый из которых имеет внутреннее разделение на несколько видов.

Казалось бы, обычный мох, растет в лесу на заболоченных местах и водоемах. Какая польза может быть от него? Мхи – это представители споровых, они потомки древних растений, которые уже исчезли.

Михаил Васильевич Ломоносов – это самый великий учёный-естествоиспытатель мирового значения в истории России. Он обладал широкими энциклопедическими знаниями, совершил множество открытий в сфере химии и физики.

Крокодилы – одни из 23 видов земноводных животных, по внешним признакам схожими с ящерицами и принадлежащих к одноименному отряду. Они являются прямыми потомками рептилий доисторических времен и ближайшими родственниками птиц

Рафаэль Санти: жизнь и творчество художника

Рафаэль (Рафаэлло Санти) (1483 — 1520) – художник (живописец, график), архитектор эпохи Высокого Возрождения.

Содержание

Биография Рафаэля Санти

Родился 26 или 28 марта 1483 г. в Урбино в семье художника Джованни Санти.

В 1500 г. переехал в Перуджу и поступил для обучения живописи в мастерскую Перуджино. Тогда же Рафаэль выполнил первые самостоятельные произведения: сказались навыки и умения, перенятые от отца. Наиболее удачные из его ранних работ — «Мадонна Конестабиле» (1502— 1503 гг.), «Сон рыцаря», «Святой Георгий» (обе 1504 г.)

Почувствовав себя состоявшимся художником, Рафаэль в 1504 г. покинул учителя и переехал во Флоренцию. Здесь он упорно работал над созданием образа Мадонны, которой посвятил не менее десяти произведений («Мадонна со щеглёнком», 1506—1507 гг.; «Положение во гроб», 1507 г., и др.).

В конце 1508 г. Папа Римский Юлий II пригласил Рафаэля переехать в Рим, где художник провёл заключительный период своей короткой жизни. При дворе Папы он получил должность «художника апостольского Престола». Главное место в его творчестве теперь заняли росписи парадных покоев (станц) Ватиканского дворца.

В Риме Рафаэль достиг совершенства как портретист и приобрёл возможность реализовать своё дарование архитектора: с 1514 г. он руководил строительством собора Святого Петра.

В 1515 г. его назначили комиссаром по древностям, что подразумевало изучение и охрану античных памятников и контроль за раскопками.

В Риме было написано и самое известное из произведений Рафаэля — «Сикстинская Мадонна» (1515—1519 гг.). В последние годы жизни популярный художник был настолько загружен заказами, что ему приходилось перепоручать их выполнение ученикам, ограничиваясь составлением эскизов и общим контролем за работами.
Умер 6 апреля 1520 г. в Риме.

Трагедией гениального мастера стало то, что он не смог оставить после себя достойных преемников.

Однако творчество Рафаэля оказало огромное влияние на развитие мировой живописи.

Творчество Рафаэля Санти

Представление о самых светлых и возвышенных идеалах гуманизма Возрождения с наибольшей полнотой воплотил, в своем творчестве Рафаэль Санти (1483—1520). Младший современник Леонардо, проживший короткую, чрезвычайно насыщенную жизнь, Рафаэль синтезировал достижения предшественников и создал свой идеал прекрасного, гармонически развитого человека в окружении величавой архитектуры или пейзажа.

Семнадцатилетним юношей он обнаруживает настоящую творческую зрелость, создав ряд образов, полных гармонии и душевной ясности.

Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений — «Мадонну Конестабиле» (1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери, изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа. Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера). Простор в построении пейзажа, гармония форм архитектуры, уравновешенность и цельность всех частей композиции свидетельствуют о становлении Рафаэля как мастера Высокого Возрождения.

С приездом во Флоренцию Рафаэль легко впитывает важнейшие завоевания художников флорентийской школы с ее ярко выраженным пластическим началом и широким охватом действительности.

Содержанием его искусства остается лирическая тема светлой материнской любви, которой он придает особую значительность. Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр). По существу, все они варьируют один и тот же тип композиции, составленный из фигур Марии, младенца Христа и Крестителя, образующих на фоне прекрасного сельского пейзажа пирамидальные группы в духе найденных ранее Леонардо композиционных приемов. Естественность движений, мягкая пластика форм, плавность певучих линий, красота идеального типа мадонны, ясность и чистота пейзажных фонов способствуют выявлению возвышенной поэтичности образного строя этих композиций.

В 1508 году Рафаэль был приглашен работать в Рим, ко двору папы Юлия II, человека властного, честолюбивого и энергичного, стремившегося приумножить художественные сокровища своей столицы и привлечь к себе на службу самых талантливых деятелей культуры того времени. В начале 16 века Рим внушал надежды на национальное объединение страны. Идеалы общенационального порядка создали почву для творческого подъема, для воплощения передовых стремлений в искусстве. Здесь, в непосредственной близости к наследию античности, расцветает и мужает талант Рафаэля, приобретая новый размах и черты спокойного величия.

Рафаэль получает заказ на росписи парадных комнат (так называемых станц) Ватиканского дворца. Эта работа, продолжавшаяся с перерывами с 1509 по 1517 год, выдвинула Рафаэля в число крупнейших мастеров итальянского монументального искусства, уверенно решавших проблему синтеза архитектуры и живописи Возрождения.

Дар Рафаэля — монументалиста и декоратора — проявился во всем блеске при росписи Станци делла Сеньятура (комнаты печати).

На длинных стенах этой комнаты, перекрытой парусными сводами, размещены композиции «Диспут» и «Афинская школа», на узких — «Парнас» и «Мудрость, Умеренность и Сила», олицетворявшие четыре области духовной деятельности человека: богословие, философию, поэзию и юриспруденцию. Разделенный на четыре части свод украшен аллегорическими фигурами, составляющими единую декоративную систему с росписями стен. Таким образом, все пространство комнаты оказалось заполненным живописью.

Объединение в росписях образов христианской религии и языческой мифологии свидетельствовало о распространении в среде гуманистов того времени идей примирения христианской религии с античной культурой и о безусловной победе светского начала над церковным. Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии — Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей. О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию.

Роспись воспринимается как воплощение мечты о светлом будущем.

Из глубины анфилады грандиозных арочных пролетов выступает группа античных мыслителей, в центре которой величавый седобородый Платон и уверенный, вдохновенный Аристотель, жестом руки указующий на землю, основатели идеалистической и материалистической философии. Внизу, слева у лестницы, склонился над книгой Пифагор, окруженный учениками, справа — Эвклид, и здесь же, у самого края, Рафаэль изобразил рядом с живописцем Содомой самого себя. Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом. Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли. Они составляют нерасторжимые в своей цельности и гармоничности группы, где каждый персонаж точно занимает свое место и где сама архитектура в ее строгой размеренности и величественности способствует воссозданию атмосферы высокого подъема творческой мысли.

Напряженным драматизмом выделяется фреска «Изгнание Элиодора» в Станце д’Элиодоро. Внезапность совершающегося чуда — изгнания грабителя храма небесным всадником — передана стремительной диагональю главного движения, использованием светового эффекта. Среди зрителей, взирающих на изгнание Элиодора, изображен папа Юлий II. Это намек на современные Рафаэлю события — изгнание из Папской области французских войск.

Римский период творчества Рафаэля отмечен высокими достижениями и в области портрета.

Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце д’Элиодоро). К портретному жанру Рафаэль обращался и в станковой живописи, проявляя здесь свою самобытность, раскрывая в модели наиболее характерное и значительное. Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины. Важное место в его искусстве продолжает занимать образ мадонны, приобретающий черты большого величия, монументальности, уверенности, силы. Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией.

В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515—1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св. Сикста в Пьяченце. В отличие от ранних, более светлых по настроению, лиричных мадонн, это величавый образ, полный глубокого значения. Раздвинутые сверху по сторонам занавеси открывают легко идущую по облакам Марию с младенцем на руках. Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний. Серьезно и печально-тревожно смотрит она куда-то вдаль, как будто предвидя трагическую судьбу сына. Слева от мадонны изображен папа Сикст, восторженно созерцающий чудо, справа — святая Варвара, благоговейно потупившая взор. Внизу два ангела, глядящие вверх и как бы возвращающие нас к главному образу — мадонне и ее недетски задумчивому младенцу.

Безупречная гармония и динамичное равновесие композиции, тонкий ритм плавных линейных очертаний, естественность и свобода движений составляют неотразимую силу этого цельного, прекрасного образа.

Жизненная правда и черты идеала сочетаются с душевной чистотой сложного трагического характера Сикстинской мадонны. Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка… в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум». Так в реальности художник находит черты, которые соответствуют его идеалу, возвышающемуся над случайным и преходящим.

Рафаэль умер тридцати семи лет, оставив незаконченными росписи виллы Фарнезины, Ватиканские лоджии и ряд других работ, завершенных по картонам и рисункам его учениками. Свободные, изящные, непринужденные рисунки Рафаэля выдвигают их создателя в ряд крупнейших рисовальщиков мира. Его работы в области архитектуры и прикладного искусства свидетельствуют о нем как о разносторонне одаренном деятеле Высокого Возрождения, снискавшем громкую славу у современников. Само имя Рафаэля в дальнейшем превратилось в нарицательное имя идеального художника.

Многочисленные итальянские ученики и последователи Рафаэля возводили в непререкаемую догму творческий метод учителя, что способствовало распространению подражательности в итальянском искусстве и предвещало назревающий кризис гуманизма.

Ссылка на основную публикацию