Жизнь и творчество Томаса Манна

Биография немецкого прозаика Томаса Манна

Томас Манн является самым знаменитым представителем писательского рода Маннов. Выдающийся немецкий прозаик, автор «Будденброков», «Смерти в Венеции», «Марио и волшебника», нобелевский лауреат 1929 года прожил восемь десятков лет, сменил несколько идеологий, вырастил троих талантливых литераторов и навечно вписал свое имя на скрижалях истории мировой культуры.

Немецкий род Маннов всегда был на слуху. В XIX веке они славились как успешные купцы, сенаторы, настоящие короли родного города. В ХХ веке о Маннах заговорили как о выдающихся литераторах. Активно печатался старший Генрих (автор романов «В одной семье», «Империя», «Молодые годы короля Генриха IV»), купался в лаврах всемирной славы Томас Манн, успешно публиковались его дети Клаус, Голо и Эрика. Чем бы не занимались эти люди, они всегда добивались успеха. Так что прозаика Томаса Манна можно по праву называть лучшим из лучших.

Его отец Томас Йоханн Генрих Манн был очень богатым предпринимателем, владельцем нескольких производств, активным общественно-политическим деятелем, занимающим высокую должность в сенате. Как пишет биограф и переводчик прозаика Соломон Апт, Йохан был «не просто известным коммерсантом и уважаемым отцом семейства, а одним из самых известных и уважаемых горожан, тем, кого называют отцами города».

Это был сухой практичный человек. Он видел своих сыновей Генриха, Томаса и Виктора достойными продолжателями дела вековой фирмы, которая была создана еще его отцом. Однако дети не выказывали стремления к предпринимательству. Старший Генрих увлекался литературой, что провоцировало постоянные ссоры с отцом. О волнениях главы семейства в отношении наследника свидетельствует строчка в завещании: «Я прошу моего брата оказывать влияние на моего старшего сына, чтобы он не вступил на неверный путь, который приведет его к несчастью». Здесь Йоханн подразумевает литературный путь. Поскольку старший сын уже тогда внушал беспокойства, особые надежды возлагались на среднего Томаса.

Вскоре после написания завещания сенатор Манн скончался от рака. Фирма была продана и многочисленное семейство вполне успешно зажило на солидные проценты от предприятия. Действительность предвосхитила опасения умирающего отца. Генрих в самом деле сделался писателем, но еще больших успехов на этом поприще добился любимый Томас. И даже дочери Юлия и Карла оказались далеки от отцовской практичности. Младшая Карла пошла в актрисы. Из-за неудач на сцене и в личной жизни она покончила с собой в 29 лет. Неуравновешенная, переживательная Юлия также самостоятельно свела счеты с жизнью двумя десятилетиями позже.

О вырождении буржуазного общества на примере упадка собственной патриархальной семьи Томас Манн напишет в романе «Будденброки». Опубликованное на заре его творческой карьеры, это произведение принесло Манну всемирную известность и Нобелевскую премию по литературе.

Холеное детство и беззаботная юность

История Пауля Томаса Манна начинается в Любеке (Германия) в 1875 году. «Детство у меня было счастливое, холеное», – вспомнит впоследствии писатель. Оно началось в старинном доме его бабушки на узкой булыжной улице и продолжилось в элегантном особняке, который Йоханн выстроил для своего растущего семейства.

У Томаса были все игрушки, о которых только мог мечтать его маленький современник. О некоторых из них (кукольном театре, лошадке-качалке Ахилле) писатель вспомнит в своих произведениях. Но зачастую юному Манну игрушки были абсолютно не нужны, ведь больше всего на свете он любил выдумывать. Например, однажды утром он просыпался и представлял себя наследным принцем далекой державы. Целый день мальчик вел себя надменно и сдержанно, как подобает августейшей особе, радуясь в душе, что никто из окружающих не догадывается о его секрете.

Школу с ее учителями-диктаторами, шумными одноклассниками, бездумной зубрежкой Томас невзлюбил. Тем более что она отвлекала его от горячо любимого дома. Такая же участь постигла гимназию – Манн несколько раз оставался на второй год, так и не получив аттестата об окончании учебного заведения. Принципиально важно понимать, что его тяготила не учеба, а затхлый дух казенщины и муштры, что царил в гимназии «Катаринеум», однобокий процесс обучения, тупость и обывательская ограниченность многих преподавателей, не исключая директора учебного заведения.

Будущее гимназисту Манну рисовалось весьма туманно. Он собирался покинуть Любек, отправиться путешествовать, поразмышлять, отправиться на свойственные для «золотой молодежи» поиски себя. Но все изменилось, когда в его жизнь ворвалась музыка Вагнера.

Вдохновленный музыкой Вагнера

В 1882 году Томас Манн попадает на концерт, где играют музыку Рихарда Вагнера. Именно она стала той движущей силой, которая разбудила литературный талант будущего прозаика. Теперь юный Томас знает – он будет писать!

Манн не томится в ожидании музы, а начинает действовать. Уже на пятом курсе гимназии вместе с товарищами Манн издает литературный журнал «Весенняя гроза», где молодые редакторы публиковали собственные прозаические, поэтические и критические творения. Когда «Гроза» прекратила свое непродолжительное существование, Манн начинает печататься на страницах периодического издания «Двадцатый век», которым руководил его брат Генрих.

Несколько проб пера, подписанных псевдонимом Пауль Томас, небольшой сборник рассказов – и Манн издает монументальный труд – роман «Будденброки». Произведение было начато в 1896 году. На его создание ушло 5 лет. В 1901 году, когда «Будденброки» с подзаголовком «История гибели одного семейства» стали доступны широкой публике, о Томасе Манне заговорили как о выдающемся писателе современности.

Практически через 30 лет, в 1929 году, «Будденброки» стали главным основанием для присуждения писателю Нобелевской премии по литературе. В формулировке нобелевского комитета говорилось: «Прежде всего за великий роман «Будденброки», что стал классикой современной литературы, популярность которого неизменно растет».

Фашизм, Германия и Томас Манн

В начале Первой мировой войны семейство Маннов (в 1905-м Томас женился на профессорской дочке Кате Прингсгейм) входило в высшие круги немецкой буржуазии. Это обусловило тот факт, что на первых порах писатель придерживался консервативных взглядов и не разделял пацифизма многих деятелей культуры, о чем публично заявил в сборнике философско-публицистических статей «Размышления аполитичного».

Принципиально важно понимать, что Манн поддерживал Германию, а не нацизм. Писатель ратовал за сохранение национальной самобытности европейских культур, в первую очередь немецкой – горячо любимой его сердцу с раннего детства. Ему был крайне неприятен повсеместно навязываемый повсеместно «американский образ жизни». Антанта, таким образом, становится для писателя своеобразным синонимом литературы, культуры, цивилизации.

Со временем, когда нацизм показал свое черное лицо, а любимая страна по локоть опустила руки в кровь невинных жертв, Томас Манн больше не мог ни под каким предлогом оправдывать действия Германии. В 1930 году он произносит публичную антифашистскую речь «Призыв к разуму», в которой резко критикует нацизм и поощряет сопротивление рабочий класс и либералов. Речь не могла пройти не замеченной. Оставаться в Германии больше не представлялось возможным. К счастью, семейству Маннов позволили эмигрировать. В 1933 году Манн с женой и детьми переселяется в Цюрих.

В эмиграции: Швейцария, США, Швейцария

Эмиграция не сломила духа Томаса Манна, ведь у него оставалась огромная привилегия – он продолжает писать и публиковаться на родном языке. Так, в Цюрихе Манн дорабатывает и публикует мифологическую тетралогию «Иосиф и его братья». В 1939-м выходит роман «Лота в Веймаре» – художественная стилизация фрагмента биографии Иоганна Вольфганга Гете, а именно его романтической привязанности к Лотте (Шарлотте Буфф), ставшей прототипом женского образа «Страданий юного Вертера».

В 1947 году был опубликован «Доктор Фаустус», рассказывающий о композиторе Адриане Леверкюне, который создал из своей жизни стилизацию под средневековую историю о докторе Фаусте, что продал душу Мефистофелю. Вымышленный мир Леверкюна переплетается с реалиями современной действительности – фашистской Германией, которую отравляют идеи нацизма.

Расплата за инакомыслие
Манну так и не удалось вернуться на родину. Нацисты лишили все его семейство немецкого гражданства. С тех пор писатель бывает в Германии наездами в качестве лектора, журналиста, литконсультанта. С 1938 года по приглашению руководства Принстонского университета Манн переезжает в США, где занимается преподавательской и писательской деятельностью.

В 50-е годы прозаик возвращается в Швейцарию. Манн пишет до самой смерти. Его закатными произведениями стали новелла «Черный лебедь» и роман «Признания авантюриста Феликса Круля».

Гомоэротизм в произведениях Томаса Манна

Гомоэротизм как репрезентация однополой любви был характерен для ряда произведений Томаса Манна. Самым ярким примером является новелла «Смерть в Венеции», написанная в 1912 году. В новелле препарируется внезапно вспыхнувшее чувство писателя Густава фон Ашенбаха к четырнадцатилетнему мальчику Тадзио.

Скандальная слава «Смерти в Венеции» обусловила повышенное внимание к частной жизни Томаса Манна. Примерный семьянин, отец шестерых детей, никак не компрометировал себя на публике. Путь к душевным тайнам Манна лежал через его дневники, которые писатель исправно вел на протяжении всей жизни. Записи несколько раз подвергались уничтожению, а затем немедленно восстанавливались, были утеряны во время неожиданной эмиграции, но через судебный процесс возвращены законному владельцу.

После смерти писателя его душевные треволнения были неоднократно проанализированы. Стало известно о его первых невинных страстях, интимной привязанности к школьному приятелю Вилльри Тимпе (его подарок – простой деревянный карандаш – Манн хранил всю жизнь), юношеском романе с художником Паулем Эренбергом. По словам Гомо Манна (сына писателя), гомосексуализм отца никогда не опускался ниже пояса. Зато богатые душевные переживания порождали образы его новелл и романов.

Еще одним значимым трудом Томаса Манна является роман “Смерть в Венеции”, дискуссии и споры о котором все еще не умолкают в среде критиков и простых читателей.

Несомненно, еще одной уникальной книгой есть роман Манна “Волшебная гора”, в котором автор изобразил жизнь людей, проходящих лечение в горном санатории, и не желающих вникать в события, происходящие за стенами больницы.

Манн, в самом деле, умел чувствовать больше и тоньше. Без этого умения не было бы поэтичных мужских образов Ганса Касторпа из «Волшебной горы», Руди Швердтфергера из «Доктора Фаустуса», Густава Ашенбаха из «Смерти в Венеции» и многих других. Копание в источниках вдохновения – бесславный удел современников, воспевание его плодов – достойная привилегия потомков.

Томас Манн — о писателе

Информация

Биография

Томас Манн — немецкий писатель, эссеист, мастер эпического романа, лауреат Нобелевской премии по литературе (1929), брат Генриха Манна, отец Клауса Манна, Голо Манна и Эрики Манн.

Томас, самый знаменитый представитель своего семейства, богатого известными писателями, родился 6 июня 1875 года в семье состоятельного любекского купца Томаса Иоганна Генриха Манна, занимавшего должность городского сенатора. Мать Томаса, Юлия Манн, урождённая да Сильва-Брунс, происходила из семьи с бразильскими корнями. Семья Манн была довольно многочисленной. У Томаса было два брата и две сестры: старший брат Генрих (1871-1950), младший брат Виктор (1890-1949) и две сестры — Юлия (1877-1927) и Карла (1881-1910).…

Томас Манн — немецкий писатель, эссеист, мастер эпического романа, лауреат Нобелевской премии по литературе (1929), брат Генриха Манна, отец Клауса Манна, Голо Манна и Эрики Манн.

Томас, самый знаменитый представитель своего семейства, богатого известными писателями, родился 6 июня 1875 года в семье состоятельного любекского купца Томаса Иоганна Генриха Манна, занимавшего должность городского сенатора. Мать Томаса, Юлия Манн, урождённая да Сильва-Брунс, происходила из семьи с бразильскими корнями. Семья Манн была довольно многочисленной. У Томаса было два брата и две сестры: старший брат Генрих (1871-1950), младший брат Виктор (1890-1949) и две сестры — Юлия (1877-1927) и Карла (1881-1910). Семья Манн была зажиточной, а детство Томаса было беззаботным и почти безоблачным.

В 1891 году умирает от рака отец Томаса. Согласно его завещанию продаётся фирма семьи и дом Маннов в Любеке. Детям и жене пришлось довольствоваться процентами от вырученной суммы денег. Семья переехала в Мюнхен, где Томас прожил (с небольшими перерывами) до 1933 года. В середине 1890-х Томас и Генрих на время уехали в Италию. Однако ещё в Любеке Томас начал проявлять себя на литературном поприще в качестве создателя и автора литературно-философского журнала «Весенняя гроза», а в дальнейшем писал статьи для издаваемого его братом Генрихом журнала «XX век». По возвращении из Италии Томас недолго (1898-1899) проработал редактором популярного немецкого сатирического журнала «Симплициссимус», прошёл годовую армейскую службу и опубликовал первые новеллы.

Однако известность к Томасу Манну приходит тогда, когда в 1901 году выходит его первый роман, «Будденброки». В этом романе, за основу которого была взята история его собственного рода, Томас описывает историю упадка и вырождения купеческой династии из Любека. Каждое новое поколение этой семьи всё менее и менее способно продолжать дело своих отцов в силу отсутствия присущих им бюргерских качеств, как то: бережливость, усердие и обязательность — и всё больше и больше уходит от реального мира в религию, философию, музыку, пороки, роскошь и разврат. Итогом этого становится не только постепенная утрата интереса к коммерции и престижу рода Будденброкков, но и утрата смысла жизни, воли к жизни, оборачивающаяся нелепыми и трагическими смертями последних представителей этого рода.

Вслед за «Будденброкками» последовало издание не менее успешного сборника новелл под названием «Тристан», лучшей из которых была новелла «Тонио Крёгер». Главный герой этой новеллы отрекается от любви как от того, что приносит ему боль, и посвящает себя искусству, однако встретив случайно Ганса Гансена и Ингеборг Хольм — двух разнополых объектов своих неразделенных чувст — он снова переживает то самое смятение, которое когда-то охватывало его при взгляде на них.

В 1905 году Томас женится на профессорской дочери Кате Прингсхайм. От этого брака у них появилось шестеро детей, трое из которых — Клаус, Голо и Эрика — проявили себя впоследствии на литературном поприще. Согласно свидетельству Голо Манна, еврейское происхождение матери тщательно скрывалось от детей.

Брак поспособствовал вхождению Томаса в круги крупной буржуазии, и это во многом укрепляло его политический консерватизм, который до поры до времени не проявлялся на публике. В 1911 году на свет появляется новелла «Смерть в Венеции» — о вожделении пожилого мюнхенского писателя Густава Ашенбаха, отправившегося на отдых в Венецию, к увиденному там неизвестному мальчику по имени Тадзио, оканчивающийся смертью художника в Венеции.

В годы Первой мировой войны Томас Манн выступал в её поддержку, а также против пацифизма и общественных реформ, свидетельством чего стали его статьи, вошедшие впоследствии в сборник «Размышления аполитичного». Эта позиция приводит к разрыву с братом Генрихом, имевшим противоположные взгляды. Примирение между братьями наступило лишь тогда, когда после убийства националистами министра иностранных дел Веймарской республики Вальтера Ратенау Томас пересмотрел свои взгляды и стал выступать за демократию и даже социализм.

Читайте также:  Хронологическая таблица Брюсова (жизнь и творчество)

В 1924 году выходит новое после «Будденброкков» крупное и успешное произведение Томаса Манна — «Волшебная гора». Главный герой — молодой инженер Ганс Касторп — приезжает на три недели навестить своего больного туберкулёзом двоюродного брата Иоахима Цимсена и сам становится пациентом этого санатория, где проводит семь лет духовного ученичества и созревания.

В 1933 году Томас Манн вместе с семьёй эмигрирует из нацистской Германии и поселяется в Цюрихе. В том же году выходит первый том его романа-тетралогии «Иосиф и его братья», где он по-своему интерпретирует историю библейского Иосифа.

В 1936 году после безуспешных попыток уговорить Томаса вернуться в Германию, нацистские власти лишают его и его семью немецкого гражданства, и он становится подданным Чехословакии, а в 1938 году уезжает в США, где зарабатывает на жизнь преподаванием в Принстонском университете. В 1939 году выходит роман «Лотта в Веймаре», описывающий взаимоотношения постаревшего Иоганна Вольфганга Гёте и его юношеской любви Шарлотты Кестнер, ставшей прототипом героини «Страданий юного Вертера», встретившейся с поэтом снова спустя много лет.

В 1942 году Томас переезжает в Пасифик-Палисейдз и ведёт антифашистские передачи для немецких радиослушателей. В 1947 году появляется на свет его роман «Доктор Фаустус», главный герой которого во многом повторяет путь Фауста, несмотря на то, что действие романа происходит в XX веке.

Нет двух Германий, доброй и злой. Злая Германия — это и есть добрая, пошедшая по ложному пути, попавшая в беду, погрязшая в преступлениях и стоящая теперь перед катастрофой. Вот почему для человека, родившегося немцем, невозможно начисто отречься от злой Германии, отягощённой исторической виной, и заявить: «Я — добрая, благородная, справедливая Германия; смотрите, на мне белоснежное платье. А злую я отдаю вам на растерзание».

После Второй мировой войны ситуация в США принимает всё менее благоприятный для Томаса Манна характер: писателя начинают обвинять в пособничестве СССР. В июне 1952 года семья Томаса возвращается в Швейцарию. Несмотря на нежелание переселяться в расколотую страну насовсем, он тем не менее охотно бывает в Германии (в 1949 году в рамках празднования юбилея Гёте ему удаётся побывать и в ФРГ, и в ГДР).

В последние годы жизни он активно публикуется: в 1951 году появляется роман «Избранник», в 1954 году — последняя его новелла «Чёрный лебедь». И тогда же Томас продолжает работать над начатым ещё до Первой мировой романом «Признания авантюриста Феликса Круля» — о современном Дориане Грее, который, обладая талантом, умом и красотой, предпочёл стать мошенником и с помощью своих афер начал стремительно подниматься по общественной лестнице, теряя человеческий облик и превращаясь в чудовище.

Томас Манн скончался 12 августа 1955 года в Цюрихе от атеросклероза.

Жизнь и творчество Томаса Манна

Манн Пауль Томас (1875-1955 гг.) является немецким писателем, зарекомендовавшим себя мастером эссе и эпических произведений, ставший одним из нобелевских лауреатов в области литературы.

Рождение Манна происходит в многочисленной состоятельной семье, имеющей в своем родовом древе бразильские корни и славившееся литературными талантами.

Поскольку большая семья Маннов является зажиточной, детские годы будущего писателя отличаются беззаботностью и безоблачностью.

Литературным творчеством Манн начинает заниматься совместно со своим старшим братом Генрихом Манном в виде написания публицистических статей для издания, созданного братом, под названием «Двадцатый век».

Однако писательская известность настигает Томаса Манна с выходом его первого романа «Будденброки», в основу которого положен сюжет об упадке и вырождении его собственной династии. Следом за успешным романом писатель выпускает сборник новелл, названный «Тристан», одной из которых становится рассказ «Тонио Крегер», признанный лучшим из всего состава цикла, повествующий о творческом человеке, всю жизнь борющемся с любовным чувством смятения.

Семейное счастье писатель обретает, заключив брак с Катей Прингсхайм, дочерью немецкого математика, которая производит на свет шестерых наследников Манна, впоследствии проявивших свои литературные таланты.

Следующим крупным произведением в творческой биографии Томаса Манна становится роман «Королевское Высочество», работу над которым писатель осуществляет более трех лет. В основе сюжета лежит тема переоценки жизненных взглядов в процессе индивидуального кризиса личности.

В период Первой мировой войны Манн разрывает отношения с братом Генрихом, вступив с ним в непримиримый спор относительно военных действий, поддерживая военную политику Германии и выступая против пацифистских взглядов, от которых отказывается лишь после совершенного националистической партий нападения на одного из министров.

Вершиной литературного творчества Томаса Манна является его сложное и крупное произведение под названием «Волшебная гора», отличающееся философскими размышлениями о смысле жизни.

С приходом в Германии к власти нацизма Манн, лишенный с семьей гражданства, вынужден эмигрировать из страны в Швейцарию, где работает над романом-тетралогией «Иосиф и его братья», в состав которого входят несколько отдельных произведений. При этом с целью сбора материалов для эпического произведения писатель посещает Египет и Палестину.

Во время Второй мировой войны семья Манна оказывается в США, где писатель продолжает творческую деятельность и из-под его пера выходит роман «Доктор Фаустус». Помимо этого, Манн ведет активную антифашистскую деятельность, произнося призывные речи и выступая перед общественностью. Однако с окончанием войны Манн принимает решение о возвращении в Цюрих, где и проживает до конца своей жизни, занимаясь созданием интеллектуальных новелл, при этом изредка посещая любимую и родную Германию.

Подробнее

6 июня 1875 года в немецком городе Любеке, Германия, родился знаменитый писатель Пауль Томас Манн. В 1891 году умирает, от тяжелой и продолжительной болезни его отец. По завещанию отца мать Томаса продала семейный бизнес и уехала с детьми в Мюнхен на постоянное место жительства. Там будущий писатель провел большую часть своей жизни (до 1933 года). Семья Томаса считалась достаточно богатой, дети ни в чем не нуждались и жили беззаботно и счастливо.

После окончания школы Томас устраивается на работу в одну из страховых компаний. Томас, как и его родной брат, начинающий на тот период писатель, выбирает журналистику. Еще со времен жизни в родном Любеке, молодой мужчина открыл для себя литературу. «Весенняя гроза» – ранние зарисовки писателя, ставшие его первым литературным произведением. Так же Томас писал небольшие очерки для журнала «Двадцатый век», поприще Генриха, его родного брата. Почти год (1898-1899гг) журнал сатирического жанра «Симплициссимус» находился под его редакторством. Сборник небольших повествований «Маленький мистер Фридман» вышел параллельно с его основной работой редактора. Свою популярность Манн приобрел, когда вышел его легендарный роман о жизни великой династии немецкой семьи «Будденброки». Нобелевская премия в области литературы за этот роман ему была вручена несколькими годами позже (1929год).

Томас Манн связал себя узами брака в 1905 году. Его женой стала еврейская девушка из знатного рода по имени Кате Прингсхайм. Ее отец был в Мюнхене известным профессором математики. У них родилось 6 детей, и четверо из них так же последовали примеру своего отца и выбрали литературное направление.

Первая мировая война оставила свой отпечаток на мировоззрении писателя. Он не признавал политические реформы и противостоял пацифизму. Разница в политических убеждениях на время разорвала близкие отношения с Генрихом. После окончания духовного кризиса и изменения своего мнения в пользу демократии стало толчком для их общего примирения.

В 1924 году писатель открывает миру величайшее произведение, принесшее ему славу мирового писателя – «Весенняя гроза». В 1933 году Томас вместе с женой и детьми уезжает жить в Цюрих, навсегда покинув Германию. В 1933 году он пишет роман «Иосиф и его братья». Это был первый том великого произведения. Правительство Германии принимало неоднократные попытки возвратить обратно талантливого писателя, но каждый раз получало от него отказ. Тогда, не добившись желаемого, они забрали у него докторскую степень и навсегда лишили гражданства Германии.

Томас Манн выехал из Чехословакии в 1938 году и выбрал для своей семьи и себя жизнь в США. Он стал преподавать в Принстонском университете. Очередная книга «Лотта в Веймаре» (1939 год) стала еще одним подтверждением того, что он прекрасный писатель.

В город Пасифик-Палисейдз он переезжает в 1942 году. Там он работает на немецком радио и ведет антифашистские беседы для своих слушателей-немцев. Спустя 5 лет, в 1947 году выходит его книга «Доктор Фаустус».

1949 год стали для него особенно значимым. Томас получил почетную степень Оксфордского и Кембриджского университетов. Обе Германии вручили ему премию Гетте.

После того, как завершилась Вторая мировая война, правительство США начало обвинять писателя в тайном заговоре с СССР. Слишком сильные притеснения вынудили Томасас Манна покинуть территорию Соединенных Штатов и переехать жить в Швейцарию (1952г). Величайший писатель Томас Манн умер от последствий атеросклероза в 1955 году 12 августа.

Жизнь и творчество Томаса Манна

Интересные ответы

Пример: Миша что-то пробурчал себе под нос и пошел расстроенный домой

Среди известных ученых Древней Греции IV столетия на века закрепилось имя философа, естествоиспытателя, родившегося в городе Эреза – Теофраста. По некоторым источникам, дошедшим до нас, наставниками Теофраста были Платон

Цунами – это страшный природный катаклизм. Волны огромного размера на большой скорости устремляются на берег и представляют серьёзную опасность для жителей. Наиболее это характерно для материков, окружённых океанами.

Широко распространенное дерево береза вырастает до 30-40 метров. Обладает большой кроной, которая летом насыщенного зеленого цвета, а с приходом осени сменяет цвет на золотистый.

Ледяной зоной принято считать арктические пустыни, которые расположились в северных частях материков Евразия и Северная Америка. Среда обитания и условия жизни здесь очень беспощадные

Рассказ о жизни и творчестве Одоевского 4 класс кратко

В. Ф. Одоевский родился в 1803 году, и прожил 66 лет. Князь писал, занимался философией, музыкой, был одним из самых умных и грамотных людей того времени. Учился в благородном пансионе города Москвы. В 1823 г. вместе с поэтом Д. В. Веневитиновым был главным членом общества любителей мудрости, где изучалось немецкое любомудрие и создавалась философия России. Вместе с В.К. Кюхельбекером был издателем альманаха «Мнемозина» в 1824-1825 годах. В.Ф.

Одоевский перебрался жить в Петербург в 1826 году. Он работал при Департаменте духовенства иностранцев, после чего был заместителем начальника Центральной библиотеки. В доме Одоевского были собирания писателей, поэтов, художников и музыкантов, он был духовным центром того времени.

Эти собрания постоянно посещал А. С. Пушкин и Н. В. Гоголь. После чего Одоевский был также одним из сотрудников пушкинского «Современника».

Среди большого количества произведений Одоевского центральное место имеют его “Русские ночи” – беседа между группой молодых людей на философскую тему. В этот сборник попали рассказы и повести, два из которых очень выделяются: “Бригадир” и “Себастьян Бах”. В последнем автор изложил изящно и просто биографию Баха, выразил свое отношение к искусству, а именно к музыке. Изучению основам музыки он посвятил большую и лучшую часть своей жизни.

Краткий рассказ о жизни творчестве Владимира Федоровича Одоевского для 4 класса

Жизнь и творчество Одоевского 4 класс

Родился в августе 1803 года в Москве, русский писатель и музыкальный критик. Владимир является предком Рюриковичей. Его отец руководил Государственным банком в Москве. Любовь к литературе и писательству у мальчика проявилась в раннем детстве, а позже в 1822 году он успешно окончил Московский университет при пансионе.

В 20-е годы Владимир часто посещал собрания русской словесности, где руководителем был Ф. Глинка, а также постоянно ходил на кружок известного переводчика С. Раича. В 1821 году журнал «Вестник Европы» впервые опубликовал перевод статей Одоевского с немецкого языка. Этот год стал началом биографии Владимира Федоровича, как писателя. Позже в том же журнале публикуют «Письма к Лужницкому старцу». Одно из писем очень заинтересовало А. С. Грибоедова, и он лично встретился с писателем. После знакомства они остались друзьями на всю жизнь. В 1823 году Владимир становится руководителем кружка «Общество любомудрия», основным направлением которого стала немецкая философия.

В 1825 году писатель совместно с Кюхельбекером создал альманах «Мнемозина», в котором были напечатаны издания не только их, но и других знаменитых поэтов. Одоевский был поклонником Шеллинга и его философского взгляда на жизнь, и поэтому написал множество статей, которые направлены на осветление проблем в эстетике. Долгое время его увлечением была патристика и проявление большого интереса к исихазму.

В 1826 году вступил в членство цензурного комитета и участвовал в нем, как помощник и составитель цензурного устава. Позже перешел на должность библиотекаря, когда комитет переименовали в министерство просвещения. В 1834 году в публикацию вышла сказка Одоевского «Городок в табакерке», которая очень полюбилась русским детям. Так как Владимир был очень трудолюбивый, то в 1846 году ему удалось получить место в Императорской библиотеке и занять место помощника директора, а также стать заведующим Румянцевского музея, находившегося в Санкт-Петербурге. В 1861 году Владимир становится сенатором.

Вплоть до 60 – х годов Одоевский плотно занимается писательской деятельностью и издает детские сказки, которые попадают в учебные хрестоматии. Всю свою жизнь писатель посвятил сближению европейской и российской культур.

Смерть настигла Владимира Федоровича 11 марта 1869 года в Москве.

Рассказ о жизни и творчестве Одоевского

Несколько интересных сочинений

В произведении Островского «Гроза» символично и многозначно выражен образ грозы. В этом образе объединены несколько образов, которые отлично наполняют друг другу, тем самым показывая с нескольких сторон проблему

Главная особенность романа – это наличие фантастических героев, которые несут собой философский подтекст. Одним из таких героев является кот Бегемот – оборотень в обличии обыкновенного, жирного кота

Жанровая направленность произведения представляется в виде исторической повести, изложенной в форме эпоса, характерной чертой которого является разнообразная много плановость действующих персонажей.

У каждого человека в сердце должно быть место для Родины. Ведь это наш дом, наша жизнь, и всё, что дорого и близко нашей душе. Я думаю, что воспитание любви к Родине начинается с семьи

Читайте также:  Хронологическая таблица Тютчева (жизнь и творчество)

В романе «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов поставил задачу рассказать историю одной человеческой души. Чтобы продемонстрировать её многогранность, писатель прибегнул к ряду различных художественных приёмов

Биография Владимира Одоевского

Русский писатель, журналист, издатель, музыковед, Влади́мир Фёдорович Одо́евский родился 11 августа (по старому стилю 30 июля) 1803 г. в Москве в семье крупного чиновника. Впрочем, в разных источниках называются и 1 (13), и 8, и 9 августа, а также 1804 г.

Последний представитель княжеского рода Одоевских — одной из старших ветвей Рюриковичей. Его отец Фёдор Сергеевич (родной брат И. С. Одоевского) служил в должности директора Московского отделения Государственного банка, и приходился внуком князю Ивану Васильевичу, президенту Вотчинной коллегии в правление Елизаветы Петровны. От одной из дочерей Ивана Васильевича происходит Лев Толстой. Согласно распространенной версии мать, Екатерина Алексеевна Филиппова, происходила из крепостных. Однако в действительности она была дочерью прапорщика. Ее мать Авдотья Петровна Филиппова имела дом на Пречистенке, несколько слуг и наследство. Екатерина Алексеевна владела французским языком и умела играть на фортепиано. Однако из-за незнатного происхождения она не смогла снискать поддержки среди знатных родственников мужа.

Отец Владимира умер, когда тому было четыре года. Оставшись сиротой в раннем возрасте, Владимир воспитывался в доме опекуна, двоюродного дяди по отцовской линии, генерала Дмитрия Андреевича Закревского. Жил в Москве на нечётной стороне Малого Козловского переулка, где его отцу принадлежали практически все строения.

После смерти мужа мать Владимира выходила замуж дважды, второй раз — за подпоручика Павла Сеченова, который плохо с ней обращался. Какое-то время до второго замужества она с сыном жила в имении его деда, Сергея Ивановича Одоевского, но, когда он вскоре умер, имение оказалось под опекой знакомой его бабушки по материнской линии, генеральши Аграфены Глазовой, которая обложила Владимира долгами. После выхода из пансиона Владимир отдал долги Глазовой и поселился в имении деда под Костромой, почти разоренный. Род Одоевских обеднел еще к моменту рождения Владимира.

По свидетельствам современников, Одоевский не придавал значения своему княжескому титулу и происхождению от правителей удельного времени, чем приводил в изумление аристократов, завидовавших древности его рода.

Обычно жизнь и творчество Одоевского делится на три периода, границы между которыми более или менее совпадают с его переездами из Москвы в Санкт-Петербург и обратно.

Первый период относится к жизни в Москве, в маленькой квартире в Газетном переулке в доме своего родственника, князя Петра Ивановича Одоевского. Одоевский тогда учился в Московском университетском благородном пансионе (1816—1822). Большое влияние на мировоззрение оказала дружба с двоюродным братом – будущим декабристом А. И. Одоевским. Как он признался в Дневнике студента (1820—1821), «Александр был эпохою в моей жизни». Его имя осталось на золотой доске пансиона, вместе с именами: Жуковского, Дашкова, Тургенева, Мансурова, Писарева.

Первым выступлением Одоевского в печати были переводы с немецкого, опубликованные в «Вестнике Европы» в 1821. Там же в 1822–1823 публикуются Письма к Лужницкому старцу, одно из которых, Дни досад, привлекло своим негодующим настроем внимание А.С.Грибоедова, который познакомился с Одоевским и оставался его близким другом до конца своей жизни.

В 1822 г., окончив пансион с золотой медалью, молодой Одоевский погрузился в науки, в литературные и философские занятия. Он изучает анатомию, физику, химию, технику, становится завсегдатаем салона Зинаиды Волконской..

В 1823 году, подобно другим архивным юношам, поступил на службу в Московский архив Коллегии иностранных дел. На квартире В. Одоевского собирался кружок «Общество любомудрия», созданный под влиянием шеллингианских идей преподававших в пансионе профессоров Московского университета М. Г. Павлова и Д. М. Велланского. Среди постоянных членов этого кружка были А. И. Кошелев, Д. В. Веневитинов, И. В. и П. В. Киреевские, В. К. Кюхельбекер. Регулярно посещали заседания А. С. Хомяков и М. П. Погодин. Целью участников кружка было изучение античных и немецких философов, создание оригинальной отечественной философии, из которой должна была возникнуть новая русская литература. «Любомудры» проповедовали необходимость для литературы не только чувств, но и мыслей, а для науки – не только логики, но и образности. Философия представлялась им всемогущим ключом к великим областям бытия. В отличие от декабристов, члены общества свою центральную задачу усматривали в просветительстве, в постепенных культурных преобразованиях. Одоевский и Кюхельбекер начинают издавать альманах «Мнемозина», в котором печатаются Пушкин, Грибоедов, Баратынский, Вяземский. Издание это, как и Общество любомудрия, прекращает свое существование после восстания декабристов. Опасаясь преследований, Одоевский сжигает в камине протоколы собраний и в декабре 1925 года распускает общество.

В те же годы Одоевский пробует свои силы на литературном поприще: издавши вместе с с Кюхельбекером альманах «Мнемозина», он пишет роман «Иероним Бруно и Пьетро Аретино», оставшийся не завершённым. В 1826 году он переехал в Санкт-Петербург, где женился на Ольге Степановне Ланской (1797—1873), дочери гофмаршала Степана Сергеевича Ланского, и поступил на службу в Цензурный комитет Министерства внутренних дел. Одоевский является одним из авторов либерального цензурного устава, первых законов об авторском праве.. В конце 1820-х годов был пожалован придворным званием камер-юнкера.

В годы своей петербургской службы Одоевского редактировал «Журнал Министерства внутренних дел». Он использовал связи в цензурном ведомстве, чтобы выхлопотать разрешение на возобновление издания «Отечественных записок». Примерно к этому времени относится участие Одоевского в кружке Белинского, подготовка трёхтомника собрания сочинений, увидевшего свет в 1844 году и остающегося до сих пор не переизданным.

В своём доме в Мошковом переулке супруги Одоевские держали литературный салон. У них собирались известные писатели и музыканты, причём не только отечественные, но и приезжие; однажды выступал даже сам Лист. Дом Одоевских был известен остротой и своеобразием подававшихся блюд. «На средине его стола, — вспоминает современник, — всегда стояла целая батарея всевозможных соусов, собранных со всего земного шара, которые мы иначе не называли, как ядами, до такой степени они были сильны». В 1844-45 гг. Одоевский опубликовал некоторые из своих рецептов в «лекциях по кухонному искусству», издававшихся как приложение к «Литературной газете» под вымышленным именем профессора Пуфа.

Для второго периода творчества Одоевского характерно увлечение мистическими учениями, прежде всего масонскими умствованиями Сен-Мартена, средневековой натуральной магией и алхимией. На это время приходится расцвет его литературного творчества. Он пишет романтические и дидактические повести, сказки, публицистические статьи, сотрудничает в пушкинском «Современнике» и «Вестнике Европы».

В 1834 году была отдельно опубликована сказка «Городок в табакерке», признанная одной из лучших в масштабах мировой словесности, и ставшая излюбленной среди русских детей. В 1976 году по ней был снят мультфильм «Шкатулка с секретом». А изданные в 1838 году «Сказки и повести для детей дедушки Иринея» входят в состав детских хрестоматий.

Будучи сотрудником журнала «Современник», Одоевский выпустил светские повести «Княжна Мими» (1834) и «Княжна Зизи» (1835), продолжающие линию «метафизической сатиры».

В незаконченном утопическом романе «4338-й год», написанном в 1837 году, князь Одоевский, как считается, первым предсказал появление современных блогов и Интернета. В своём сочинении Одоевский описывает мир, где «между знакомыми домами устроены магнетические телеграфы, посредством которых живущие на далёком расстоянии общаются друг с другом».

Подводя итог под своими литературными занятиями, Одоевский выпустил сборник философских эссе и рассказов под общим названием «Русские ночи» (1844). В качестве обрамления использована философская беседа между несколькими молодыми людьми. Наиболее примечательны рассказы «Последнее самоубийство» и «Город без имени», описывающие фантастические последствия, к которым приводит реализация закона Мальтуса о возрастании населения в геометрической прогрессии, а произведений природы — в арифметической, и теории Бентама, в качестве мотора и цели всех человеческих действий рассматривающей исключительно полезное начало.

«Русские ночи» как итоговое произведение Одоевского воплотили разочарование, которое он испытывал в направлении движения современного общества и литературы. Место сочинительства в его жизни отныне занимает работа на благо общества, помощь реальным людям. В 1846 году В. Ф. Одоевский был назначен помощником директора Императорской публичной библиотеки и директором Румянцевского музея.

Ещё в 1840-е гг. Одоевский постепенно разочаровался в мистицизме, признал ценности новоевропейского естествознания и начал активно пропагандировать идеалы народного просвещения. Наибольшую активность он развил на этом поприще уже после возвращения в Москву в 1861 году, куда он переехал вместе с Румянцевским музеем и во главе его. Одновременно он был назначен сенатором в один из московских департаментов.

Князь Одоевский, будучи членом кружка великой княгини Елены Павловны, горячо приветствовал отмену крепостного права, тюремную реформу, введение суда присяжных и другие великие преобразования. Приветствуя облегчение цензурных правил в 1865 году, он настойчиво высказывался против взятой из наполеоновской Франции системы предостережений и ратовал за отмену безусловного воспрещения ввоза в Россию враждебных ей книг.

Князь Одоевский сохранял разносторонние интересы до самой смерти. Так, в конце жизни он заинтересовался стенографией и принялся составлять «Руководство к постепенному изучению русской скорописи».

Князь Одоевский — один из основоположников русского музыкознания, музыкальной критики и музыкальной лексикографии. Наиболее близкой музыке наукой считал математику; по его словам, «музыка — дочь математики, с нею делит она мир бесконечного». Вместе с тем, для Одоевского характер исполняемой музыки — «один из общественных термометров» («Дилетанты. — Вечера госпожи Плейель, 1839»). Музыкальная летопись, созданная им как критиком, охватывает с перерывами около 40 лет и содержит имена всех крупных европейских исполнителей, приезжавших в Петербург. В своих музыкально-критических статьях Одоевский давал не только сценический образ исполнителя, но сравнивал стили, исполнительские школы, обсуждал различные проблемы техники исполнения.

Одним из первых Одоевский распознал талант Н. А. Римского-Корсакова и П. И. Чайковского. С 1830-х гг. писал статьи о музыкальных терминах («вариация», «вибрация», «вводный тон» и др.) для «Энциклопедического лексикона» А. Плюшара (СПб., 1837-38), в 1860-х гг. полностью переработал «Карманный музыкальный словарь» А. Гарраса (2-е изд. 1866, словарь неоднократно переиздавался в редакции Одоевского до 1913 года).

Одоевский активно интересовался вопросами органологии и музыкальной акустики. В конце 1840-х гг. по заказу Одоевского петербургский органостроитель Г. Мельцель изготовил кабинетный орган «Себастианон» (назван в честь И. С. Баха; не сохранился), на котором играл и импровизировал сам Одоевский, а также его гости (в том числе Глинка). Громкость звука «Себастианона» (в отличие от обычного органа) зависела от силы нажатия на клавишу, что достигалось включением и отключением дополнительных регистров. Подробности настройки «Себастианона» неизвестны

В 60-х годах писатель начинает заниматься исторической и теоретической ипостасями «исконной великоросской музыки», и как результат, публикует свои работы «К вопросу о древнерусском песнопении» (1861) и «Русская, и так называемая общая музыка» (1867). С этих пор многие начинают его считать поборником официозной народности. А сам Одоевский уверен, что жизнь народа невозможна без духовного и физического сближения с другими народами. Ведь в действительности Одоевский и был всю жизнь посвящен сближению российской культуры и европейской.

В 60-е гг. Одоевский уходит из литературы, целиком отдавшись практической деятельности. Он с восторгом приветствует отмену крепостного права. Он изучает русские древности в хранилищах подмосковных монастырей, пишет статьи по педагогике, слушает дела в сенате.

Одоевский придавал большое значение просвещению народа. Долгие годы он состоял редактором «Сельского обозрения», издававшегося министерством внутренних дел; вместе с другом своим, А. П. Заблоцким-Десятовским, выпустил в свет 20-тысячным тиражом книжки «Сельского чтения», под заглавиями: «Что крестьянин Наум твердил детям и по поводу картофеля», «Что такое чертёж земли и на что это пригодно» (история, значение и способы межевания) и т. д.

За три года до смерти он отвечает на проникнутую скорбным унынием статью И.С. Тургенева «Довольно!» статьей «Недовольно!», проникнутой идеями просветительства и верой в нравственное развитие человечества.

На протяжении многих лет Одоевский вместе с Еленой Павловной занимался благотворительностью. В 1846 г. стоял у истоков Общества посещения бедных в Петербурге, деятельности которого впоследствии он всячески содействовал. При его участии была основана в Петербурге больница для приходящих, получившая впоследствии наименование Максимилиановской. Он был среди учредителей Елисаветинской детской больницы в Петербурге и вторым председателем Крестовоздвиженской общины сестёр милосердия.

Умер Владимир Федорович Одоевский 11 марта 1869 года в Москве.

Похоронен последний князь Одоевский в Донском монастыре. После себя он не оставил ни детей, ни какого-либо состояния. В болезни его поддерживала верная и заботливая жена Ольга Степановна. После его смерти вдова передала книжный архив мужа в Императорскую публичную библиотеку, музыкальный (ноты, рукописи о музыке, энгармонический клавицин) — в Московскую консерваторию. Эти предметы послужили ядром музея Московской консерватории.

В советское время князь Одоевский рассматривался как периферийная фигура русской литературы, регрессировавшая от натурфилософии к концентрированному мистицизму. Ему не ставили памятников, его именем не называли улицы. Из сочинений Одоевского чаще всего публиковалась сказка «Городок в табакерке», которая в своё время считалась полезным введением к изучению законов механики

Интерес к многообразному наследию Одоевского стал возрождаться в последней четверти XX века. Во многих современных публикациях подчёркивается значение Одоевского как зачинателя музыкознания в России. Его имя носит одна из московских детских музыкальных школ (бывшая ДМШ № 25, расположена в Докучаевом переулке).

Одоевский Владимир Федорович

Владимир Федорович Одоевский — русский писатель, общественный деятель, журналист, издатель, музыковед.

Содержание

  • 1 Владимир Одоевский / Биография
  • 2 В. Одоевский / Книги
  • 3 В. Одоевский / Книги в Национальной электронной детской библиотеке
  • 4 В. Одоевский / О жизни и творчестве
  • 5 Диафильмы
  • 6 Мультфильмы

Владимир Одоевский / Биография

Владимир Федорович Одоевский — один из лучших отечественных сказочников Х1Х столетия. Родился 11 августа (по старому стилю 30 июля) 1803 года в Москве (по другим данным — в 1804 году) в семье Федора Сергеевича Одоевского — военнослужащего, который в дальнейшем стал главой Государственного ассигнационного банка. Необходимо отметить, что Одоевские вели свою родословную от легендарного Рюрика. Федор Сергеевич происходил от черниговского князя Михаила Всеволодовича, замученного в 1246 году в Орде и причисленного к лику святых. По свидетельству современников, Одоевский не придавал значения своему княжескому титулу и происхождению. Екатерина Алексеевна Филиппова, мать писателя, рано потеряла мужа — в 1807 году. Владимира стал воспитывать опекун, двоюродный дядя по отцовской линии, генерал Дмитрий Андреевич Закревский.

Читайте также:  Бартоломеу Диаш – сообщение доклад

Жизнь и творчество Одоевского можно разделить на три периода, границы между которыми более или менее совпадают с его переездами из Москвы в Санкт-Петербург и обратно. Его учеба в Московском университетском благородном пансионе (1816–1822) относится к первому периоду его жизни. С Москвой связана и его дружба с двоюродным братом — будущим декабристом Александром Ивановичем Одоевским (1802–1839). Как он признавался в «Дневнике студента» (1820), Александр был эпохой в его жизни. Печататься Владимир начинает в годы учебы. Первые его публицистические произведения, в том числе «Разговор о том, как опасно быть тщеславным», были опубликованы в «Вестнике Европы» в 1822 году. В данной работе Одоевский высказывал мысль о том, что «религия должна сопровождать человека на всем пути его жизни». В 1822–1823 годах там же публикуются «Письма к Лужницкому старику». Одно из писем под названием «Дни досад» — о московских нравах понравилось А. С. Грибоедову, и через редакцию «Вестник Европы» они познакомились и довольно близко сошлись. В 1823 году вместе со своими университетскими друзьями юный литератор создает общество «Любомудрия» — так они перевели на русский язык слово «философия». Целью любомудров было изучение античных и немецких философов и создание оригинальной отечественной философии, на базе которой должна была возникнуть новая русская литература. Собрания кружка были завершены в 1825 году после восстания декабристов.

В 1823 году Одоевский поступает на службу в Московский архив коллегии иностранных дел. Он также пробует свои силы на литературном поприще, пишет роман «Иероним Бруно и Пьетро Аретино», который остался незавершенным.

В 1826 году Владимир Федорович переезжает в Санкт-Петербург и женится на Ольге Степановне Ланской, дочери гофмаршала Степана Сергеевича Ланского. Поступает на службу в Цензурный комитет Министерства внутренних дел и становится одним из авторов либерального цензурного устава и первых законов об авторском праве. К петербургскому периоду относится участие Одоевского в кружке В. Г. Белинского, а также подготовка трехтомного собрания сочинений, вышедшего в 1844 году. Он сотрудничает в пушкинском «Современнике» и «Вестнике Европы» (учредитель и главный редактор Михаил Матвеевич Стасюлевич). На это время приходится расцвет его литературного творчества. Главное место среди сочинений Одоевского занимает роман «Русские ночи», который был завершен в 40-х годах и издан в сборнике эссе и рассказов с одноименным названием. Наиболее примечательны рассказы «Последнее самоубийство» и «Город без имени», где описываются фантастические последствия, к которым приводит реализация закона английского священника и ученого Томаса Мальтуса о возрастании населения в геометрической прогрессии.

В 1846 году Одоевский был назначен помощником директора Императорской Публичной библиотеки и директором Румянцевского музея. В библиотеке Владимир Федорович развернул бурную деятельность. При нем было отменено ограничение на число выдаваемых читателю книг, введены «требовательные карточки», на которых в случае невыдачи книги библиотекари должны были помечать причины отказа.

В 1861 году писатель возвращается в Москву, куда переезжает и Румянцевский музей. Надо отметить, что Владимир Федорович придавал большое значение просвещению народа и долгое время состоял редактором «Сельского обозрения» и специально для народного чтения написал ряд статей и книг.

    Владимир Федорович Одоевский

Мнемозина / издаваемая Кн. В. Одоевским и В. Кюхельбекером, 1824

Одоевский Владимир Федорович (1804-1869) – биография, жизнь и творчество

Детские и юношеские годы

Будущий писатель родился в Москве, дата его рождения — 11 августа 1804 года. Отец его, Фёдор Сергеевич, изначально был военнослужащим, а впоследствии перешёл на должность главы московского филиала Государственного ассигнационного банка. Мать, Екатерина Алексеевна, была из семьи прапорщика. Несмотря на благородное происхождение, родители жили довольно бедно.

Когда Володе исполнилось четыре, его отец ушёл из жизни. Мать снова вступила в брак, а мальчика взял на воспитание дядя по линии отца, генерал Дмитрий Закревский. В детстве ребёнок был дружен со своим двоюродным братом Александром Одоевским, будущим декабристом.

В 12-летнем возрасте Володя поступил в университет благородного пансиона в Москве. В этот период мальчик заинтересовался философией. Особенно ему импонировало творчество Фридриха Шеллинга. Мальчик стал постоянным посетителем литературных кружков, приходил на собрания Общества любителей русской словесности. По окончании учёбы он был отмечен золотой медалью.

После института Владимир занялся изучением литературы и философии. Также его увлекали и другие науки:

  • химия;
  • анатомия;
  • физика;
  • точные науки.

В 1823 г. князь Одоевский вместе с бывшими одноклассниками, находясь в литературной среде, основывает творческое общество. Его участники хотели создать уникальную русскую философию, которая могла бы стать базой для новой литературы. Сами они предпочитали называться «любомудрами» и считали философию наукой, путём к познанию бытия.

С 1823 года Владимир трудится в Московском архиве Коллегии иностранных дел. Работу он совмещает с участием в кружке «любомудров», заседания которого проходят у него на квартире. После восстания декабристов в 1825 г. их общество было распущено.

В этот же период Одоевский начинает пробовать свои силы в литературе. Совместно с Вильгельмом Кюхельбекером выпускает альманах «Мнемозина». Тогда же он начинает писать роман «Иероним Бруно и Пьетро Аретино», который так и не был закончен.

Переезд в Санкт-Петербург

В 1826 г. Одоевский перебирается в тогдашнюю российскую столицу. Он устраивается трудиться в комитет цензуры при Министерстве внутренних дел. В конце 1820-х годов Владимир удостаивается звания камер-юнкера. По работе писатель редактировал «Журнал МВД». Он задействовал связи в комитете цензуры, чтобы получить добро на возобновление выпуска «Отечественных записок». В этот же период литератор участвует в кружке Белинского и готовит собрание сочинений в трёх томах, которое было выпущено в 1844 г. и не переиздавалось по сей день ни разу.

Он живёт в Мошковом переулке, где вместе с супругой держит литературный салон. Дома у них часто бывали российские и зарубежные писатели и музыканты, однажды приезжал сам Ференц Лист. Писатель увлекается мистикой, алхимией и масонством.

Считается, что этот период — вершина его творческой карьеры. Он пишет сказки, дидактические и романтические повести, публицистические статьи, выпускается в «Вестнике Европы» и «Современнике».

В одном из своих последних произведений, написанных в Санкт-Петербурге («Русские ночи»), Одоевский сполна воплотил разочарование, которое испытывал, глядя, куда движется отечественная литература, а также какой след это оставит в истории. Вместо сочинительства он решает перейти к труду на благо общества и помощи людям. В 1846 г. писатель он становится руководителем Румянцевского музея и помощником главы Императорской публичной библиотеки. В последние годы почти ничего не писал, новые произведения выходили с периодичностью один раз в несколько лет.

Возвращение в Москву

В 1861 г. он переезжает обратно в родной город вместе с Румянцевским музеем. К тому времени Одоевский уже разочаровался в мистицизме и увлёкся новоевропейским естествознанием. Он начал пропагандировать ценности народного просвещения, но особого успеха на этом поприще сумел добиться только после прибытия в Москву. Здесь же он становится сенатором в одном из департаментов.

Владимир в этот период входит в кружок великой княгини Елены Павловны. Он приветствует ряд нововведений в России, направленных на увеличение свободы:

  • тюремную реформу;
  • отмену крепостного права;
  • внедрение суда присяжных.

Писатель положительно отнёсся к облегчению правил цензуры, которое произошло в 1865 г. При этом он был последовательным противником системы предостережений, позаимствованной из наполеоновской Франции. Одоевский выступал за отмену безусловного запрета ввоза на территорию России книг, которые казались враждебными и крамольными.

Наличие разносторонних интересов сохранялось у Владимира до последних дней. Это повлияло на жизнь и творчество Одоевского. Незадолго до смерти он, уже старый, всерьёз увлёкся стенографией. Писатель даже начал готовить «Руководство к постепенному изучению русской скорописи», но не успел завершить эту работу.

Болезнь и смерть

В последние годы жизни Одоевский становится большим другом о. Дмитрия Разумовского, известного московского писателя и исследователя церковной древнерусской музыки. По рекомендации Владимира тот стал руководителем новой кафедры при Московской консерватории. Перед смертью батюшка исповедовал и причастил писателя.

Одоевский ушёл из жизни после продолжительной болезни 11 марта 1869 г., когда ему было 64 года. Похоронен в Донском монастыре. После его смерти не осталось какого-либо состояния. В последние дни его особенно сильно поддерживала заботливая и верная супруга. Когда Владимир скончался, она передала его книжный архив в Императорскую публичную библиотеку. Всё, что было связано с музыкой (рукописи, ноты, энгармонический клавицин), отправлено ею в Московскую консерваторию. Переданные предметы стали основой для создания музея при этом заведении. Жена пережила Одоевского всего на пять лет.

Личная жизнь

В 1826 году, вскоре после переезда в Санкт-Петербург, Владимир женится на 29-летней Ольге Степановне Ланской, дочери гофмаршала. Она была старше супруга на 7 лет, но это не стало помехой для любви. Их брак был устроен при помощи тётушки Одоевского. Она была фрейлиной при императрице Елизавете Алексеевне и сумела привить окружающим привязанность к избраннику. Это было важно, поскольку будущий писатель, будучи братом декабриста, считался не лучшей партией, да и в семье невесты его не слишком жаловали.

Супруга смогла одарить своего мужа материнской нежной любовью, которой ему так сильно недоставало в детские годы. Художник Соколов написал её портрет, сохранившийся до наших дней. По нему можно судить, что Ольга Степановна была красавицей. При этом девушка имела типичный темперамент светской дамы, что не совпадало с характером Одоевского.

Постепенно тщеславие и забота жены стали обузой для писателя. При этом она помогала ему содержать литературный салон при квартире. Со временем он разделился на две части: светский, где заведовала Ольга Степановна, и музыкально-литературный, главой которого был сам Владимир Фёдорович.

В браке супруги так и не смогли завести детей. Одоевский сильно расстраивался из-за этого, поскольку он очень хотел собственных малышей. К сожалению, ситуацию так и не удалось исправить. Со смертью писателя прекратил существование дворянский род, выходцем из которого он был.

Карьера литератора

В 1833 году Одоевский выпускает свои «Пёстрые сказки», которые понравились и читателям, и коллегам (в частности, Гоголю). Через год отдельной книгой издан «Городок в табакерке». Его произведения сравнивают со сказками Андерсена. Классикой считаются «Сказки и повести для детей дедушки Иринея», изданные в форме сборника в 1838 г.

В незаконченном романе-утопии «4338 год», работа над которым велась в 1837, писатель предсказывает появление принтеров, телефонов, интернета и блогов. Подводя черту под своими литературными трудами, в 1844 году Одоевский выпускает сборник философских рассказов и эссе «Русские ночи» с нетипичным для писателя содержанием. Наиболее известными произведениями из этого списка являются:

  • «Город без имени»;
  • «Последнее самоубийство».

Там описываются последствия, ставшие результатом реализации закона Мальтуса о росте населения в геометрической прогрессии, а природных произведений — в арифметической, а также теоремы Иеремии Бентама, которая считала полезное начало целью всех действий человека.

Писателя вдохновляла музыка, он стал автором произведений «Последний квартет Бетховена» и «Себастиян Бах». Одоевский Владимир Фёдорович, книги которого были известны по всей стране, был сторонником просвещения. Он регулярно публикуется в сборнике «Сельское чтение» и становится одним из его издателей. В рамках этого издания выпускались интересные статьи на общеобразовательную тематику. Есть мнение, что Одоевский ещё писал стихи и поэмы, но это не так.

Музыкальное творчество

Одоевский с детства увлекался музыкой. Его больше привлекала теоретическая деятельность. Он интересовался как классикой и музыкой оркестров, так и народными традициями. Владимир Фёдорович фиксировал народные напевы и выводил собственные теории.

В 1840-е писатель увлёкся изучением церковной музыки. Он узнавал о традициях, определял возможности инструментов. Можно сказать, что Одоевский стал одним из создателей музыковедения в нашей стране. Он изобрёл собственный музыкальный инструмент — энгармонический клавицин — и заказал его изготовление. Это обошлось ему в 300 рублей. Прибор представлял собой фортепиано молоткового типа с клавишами, разделёнными на две части. Сегодня посмотреть на это устройство можно в столичном музее имени Глинки.

Одоевский обладал стойким убеждением в том, что музыка построена на научных законах математики. Этим его мнением интересовались многие известные музыканты и композиторы той эпохи. В его салоне бывали:

  • Михаил Глинка;
  • Милий Балакирев;
  • Антон Рубинштейн и др.

Общественная деятельность

Одоевский много занимался благотворительностью, широко участвовал в общественной жизни страны. Он был последовательным противником крепостничества и постоянно выступал за его отмену. Из-за этого Владимир Фёдорович даже пошёл на конфликт с отдельными представителями дворянских родов. Он приветствовал введение суда присяжных, позаимствованного из Великобритании.

В заслугу писателю можно поставить заботу о судьбе детей-сирот. Он стал спонсором детских приютов, проводил поиск педагогов, участвовал в их построении и последующем благоустройстве. Именно Одоевский принимал решения о возведении Максимилиановской и Елизаветинской больниц. Владимир Фёдорович широко поддерживал нуждающихся. В 1846 году по его инициативе в Санкт-Петербурге было открыто Общество посещения бедных.

Свою благотворительную деятельность Одоевский продолжил и в Москве. Здесь он участвовал в открытии консерватории и создании Русского музыкального общества. Владимира часто звали на собрания артистических кружков Москвы и Общества любителей русской словесности. Там писатель часто зачитывал лекции, рассказывал примечательные факты и считался одним из лучших собеседников.

Значение трудов Одоевского

В советское время Владимира Фёдоровича было принято считать одной из периферийных фигур отечественной литературы. Его творчество, по мнению тогдашних критиков, переходило от природной философии к мистицизму и потому невысоко ценилось, изучалось кратко. В его честь не называли улиц и не открывали памятников. Наиболее популярной была сказка «Городок в табакерке», да и то только как полезное введение к изучению механических законов.

Интерес к его наследию возник лишь в середине 1970-х. Сейчас принято особенно подчёркивать значение Владимира Фёдоровича как родоначальника российского музыковедения. Одна из столичных музыкальных школ, расположенная в Докучаевском переулке, носит имя литератора. Одоевский Владимир Фёдорович, краткая биография для детей которого сейчас представлена в учебниках литературы, наконец-то занял заслуженное место среди писателей-классиков России XIX века.

Ссылка на основную публикацию